Какую ответственность несут военнослужащие за совершенные правонарушения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую ответственность несут военнослужащие за совершенные правонарушения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Гражданин, по отношению которого закреплён статус ВС, при совершении правонарушения может попасть под один из предусмотренных вариантов притязаний, регулируемых федеральными законами или следующими законодательными актами:

  • Конституция РФ, где охвачены все граждане, в том числе и с определённым статусом. Главным здесь является то, что защитники Родины имеют те же права, а также несут те же основные притязания, что и прочие особы.
  • ФЗ «О воинской обязанности и ВС», которым определён долг у граждан состоять на учете военкомата, определяется порядок призыва в армию и последствия за нарушение этого норматива.
  • ФЗ «О статусе военнослужащих», в котором собраны общие права и обязанности армейцев, которые принадлежат им, как и всякому гражданину России, но с учетом того, что эти лица состоят в рядах ВВ.
  • ФЗ “О материальной ответственности военнослужащих”, где закреплены варианты нарушений и порядок реализации их устранения.
  • ФЗ № 61 “Об обороне”, согласно которому виновные в невыполнении возложенных полномочий лица, а также особы, препятствующие выполнению задач обороны, подлежат взысканию, определяемому УК РФ.
  • Самым детальным образом права и обязанности воинов содержатся в общевоинских уставах. Среди таковых выделяют уставы внутренней, гарнизонной и караульной служб, дисциплинарный устав. Существует также Корабельный устав, определяющий порядок службы для моряков ВС. Имеется и ряд других нормативных актов, которые применяются к лицам, находящимся в армии.

Ответственность военнослужащих за совершение правонарушений

Представляет собой многоплановое социальное явление, сложное по определению, поскольку отражает объективный характер взаимодействия между личностью, коллективом, обществом, с точки зрения предъявляемых к ним особых требований.

Применение различного рода юридических притязаний к защитникам Родины имеет ряд особенностей привлечения. Это объясняется тем, что юрответственность этой категории лиц регулируется наряду с государственными правовыми нормами, положениями военного права, которое учитывает особенности взаимоотношений в армии. Можно выделить такую специфику юрответственности армейцев:

  • более расширенный, чем на гражданке, состав правонарушений, за которые наступает юробязательство;
  • повинность за совершение аналогичных с гражданскими лицами правонарушений увеличена;
  • наличие у старших командиров спецполномочий, которые закреплены нормативами, по привлечению подчинённых к юрответственности;
  • существование спецусловий для реализации командирских полномочий и применения соответствующих мер юрответственности.

Поскольку применение наказания напрямую зависит от совершённого деяния, то следует разобраться, при каких обстоятельствах назначается тот или иной вид ответственности.

Этот ряд притязаний может последовать при нарушении воинского порядка независимо от того, целенаправленно или случайно оно было совершено. Важным критерием в этом виде является отсутствие серьезных последствий совершённого деяния.

Существуют ограничения, при которых привлечение к «дисциплинарке» недопустимо. К ним можно причислить:

  • Отсутствие самого проступка.
  • Действие (бездействие) совершено по причине психического расстройства.
  • За рассматриваемый проступок уже было осуществлено наказание ранее.
  • Прошел срок год и более с момента свершения правонарушения. В этом случае есть исключения, когда федеральными законами предопределены другие сроки привлечения воинов к дисциплинарке.
  • Служащий уволился из рядов ВС.

К дисциплинарному взысканию относятся такие меры воздействий:

  • выговор всех степеней тяжести;
  • аннулирование увольнительной;
  • лишение нагрудного знака отличия;
  • вынесение предупреждения о неполном служебном соответствии;
  • снижение на одну ступень в должности или звании;
  • досрочное увольнение из рядов ВС;
  • отчисление из военных учреждений образовательного характера;
  • отчисление с профильных сборов;
  • дисциплинарный арест.

Вынесение дисциплинарного взыскания возлагается только по Уставу внутренней службы ВС РФ. Согласно этому документу, заключение о дисциплинарке могут выносить:

  • Лица, командного состава в отношении своих подчиненных.
  • Дежурные по ВЧ относительно служащих, младших или равных им по воинскому чину.
  • Начальники гарнизона.

При этом существует правило, что командир имеет право по своему усмотрению ограничится устным предупреждением. Но также если начальник считает, что его компетенции недостаточно для вынесения более строгого воздействия, он правомочен ходатайствовать об этом к вышестоящему командованию.

Ответственность военнослужащих в РФ

Гражданско-правовая обязанность является одним из вариантов притязаний, которой свойственны все признаки, характеризующие юрответственность.

Данный пример притязаний у армейцев наступает в следующих ситуациях:

  • когда служащий допустил незначительное правонарушение;
  • причинил материальный ущерб вне системы;
  • нарушил договорные или личностные отношения с гражданскими лицами;
  • уклонился от уплаты налогов и обязательных выплат по исполнительным листам судопроизводства.

Наказание в этом случае регулируется общегражданскими законами и правовыми актами РФ. Если проступок произведён в населённом пункте, где нет гражданских судов (военгородок), то дело рассматривается военным судом.

Военно-уголовное законодательство РФ представляет собой совокупность норм, применяемых к служащим ВВ, которые находятся под присягой, а также гражданам, пребывающим в запасе, во время пребывания на сборах.

Норматив имеет своей главной задачей охрану безопасности РФ. Источниками военно-уголовного законодательства являются нормы отдельных глав УК, а также нормы Общей части УК РФ, предусматривающие специальные виды уголовных привлечений, применяемые к осужденным бойцам, основания и порядок их назначения и отбывания.

  • Образцы документов
  • Нормативные правовые акты
  • Судебная пратика
  • Консультация (вопрос-ответ) военного юриста

Важно отметить не только равенство перед законом, но и отсутствие какого-либо правового «иммунитета» для людей в погонах. Действительно, по некоторым нормам административных наказаний военные не привлекаются к ответу на «гражданке», что закреплено ст. 2.5 Кодекса об административных правонарушениях. Но строгость гарнизонных судов нередко оказывается значительно жестче, чем принято в обществе в целом, как и дисциплинарные взыскания, применяемые при правонарушениях данного характера.

Одновременно действуют те же нормы и принципы, что и в правовом поле государства:

  • требование привлекать к ответу лишь за совершенное противоправное деяния;
  • один вид ответственности за правонарушение за исключением случаев необходимости применения мер дисциплинарного и уголовного наказания;
  • принцип невиновности до момента, когда не будет доказано обратное;
  • право на адвоката, юридическую поддержку;
  • недопустимость ущемления чести и достоинства.

Указанные виды ответственности военнослужащих действуют в отношении граждан, осуществляющих профессиональную деятельность в армии по контракту и проходящих срочную службу.

  • Дисциплинарная. Наступает за совершение проступка, связанного с нарушением воинской дисциплины, однако не влекущего наказание административного, уголовного характера.
  • Административная. Установлена в части административных правонарушений, за которые люди в погонах отвечают перед законом на общих основаниях.
  • Материальная. Предусматривает возмещение вреда лицом, нанесшим материальный ущерб.
  • Уголовная. В правовом поле вопрос, за что военнослужащие несут уголовную ответственность, не решается аналогичным образом с административной. Привлечение к ответственности осуществляется на общих основаниях, предусмотренных УК РФ.

Гражданско-правовая ответственность также актуальна для армейцев. Но наступает она при несоблюдении норм законов, иных нормативно-правовых актов, при причинении убытков, морального вреда другим лицам военнослужащими, в установленный период времени находящихся не при исполнении.

Тест. №1. Основы подготовки гражданина к военной службе

Основанием для привлечения к ней становится нарушение воинской дисциплины, общественного порядка, а важнейшей особенностью – наступление по приказу командира части, начальника. При выборе юридических последствий для правонарушителя командир руководствуется не только необходимостью наказания за проступок, но и укрепления дисциплины в целом, недопустимости формирования пагубных примеров для других служащих.

Подчинение военному ведомству не делает для гражданина исключений в части уголовной ответственности. Нормы УК одинаковы для гражданских лиц и армейцев. Одновременно действуют наказания за преступления против военной службы, предусмотренные отдельным разделом УК (Гл.11).
К ним отнесены:

  • неподчинение, невыполнение приказов;
  • неуставные взаимоотношения, выражающиеся в насилии, издевательстве, повлекшие унижение личности;
  • сопротивление командиру;
  • оскорбление командира, сослуживцев;
  • уход в самоволку;
  • нарушение сроков возвращения в часть;
  • мошенничество, дезертирство с целью уклонения от службы;
  • нарушение правил, уставов при несении службы, что могло бы повлечь тяжкие последствия для безопасности оборонного объекта, граждан;
  • порча имущества и техники;
  • халатное обращение с вверенным имуществом, техникой;
  • уход с тонущего военного судна в нарушение приказа командира.

Определяет объем юридических последствий для лица, причинившего ущерб государству, воинской части. Применяется не ко всем служащим, только к лицам, занимающим определенные должности. Материальная ответственность военнослужащих подразделяется на типы, согласно которым осуществляется возмещение причиненного вреда:

  • полная;
  • ограниченная.

Как следует из ст. 28 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие могут быть привлечены к различным видам ответственности за совершенные правонарушения:

  • дисциплинарной (по нормам военного законодательства);
  • административной (по нормам административного законодательства за деяния, которые в силу ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях влекут ответственность на общих основаниях);
  • материальной (по нормам служебного законодательства, в частности Федерального закона от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»);
  • гражданско-правовой (по нормам гражданского законодательства, например за причинение вреда источником повышенной опасности);
  • уголовной (по нормам уголовного закона).

К числу дисциплинарных правонарушений относятся:

  • дисциплинарные проступки за нарушения воинской дисциплины;
  • административные правонарушения, кроме перечисленных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ.

При этом при назначении взысканий за дисциплинарные правонарушения следует учитывать:

  • характер правонарушения;
  • обстоятельства, в которых было совершено правонарушения, и его последствия;
  • форма вины (умысел или неосторожность);
  • данные о личности военнослужащего;
  • смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Статья 26. Ответственность военнослужащих за правонарушения

Условием наступления дисциплинарной ответственности является совершение военнослужащим проступка, связанного с нарушением им воинской дисциплины или общественного порядка. Регулирование дисциплинарной ответственности военнослужащих осуществляется Дисциплинарным уставом, утвержденным Указом Президента РФ N 2140 <3> (далее — ДУ ВС РФ). Что подразумевается под воинской дисциплиной? Как установлено ст. 1 ДУ ВС РФ, это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Особенность воинской дисциплины в том, что военнослужащий обязан ее соблюдать не только во время военной службы, но и вне ее. Согласно абз. 7 ст. 3 ДУ ВС РФ военнослужащие должны соблюдать воинскую дисциплину, если они находятся в общественных местах.

<3> Указ Президента РФ от 14.12.1993 N 2140 «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ».

Какие виды дисциплинарных проступков установлены законодательством? В отличие от гражданского, административного и уголовного законодательства в Дисциплинарном уставе отсутствует подробный перечень дисциплинарных проступков. В нем приведены лишь грубые дисциплинарные проступки:

  • самовольная отлучка;
  • опоздание из отпуска, командировки и лечебного учреждения;
  • опоздание или самовольный уход со службы;
  • нарушение правил несения караульной (вахтенной), внутренней служб и боевого дежурства;
  • исполнение обязанностей по службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • нарушение требований безопасности, приведшее к потере работоспособности;
  • нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
  • промотание или утрата военного имущества;
  • проступки в общественных местах во внеслужебное время (Приложение N 5 к ДУ ВС РФ).

Таким образом, к дисциплинарному проступку относится любое совершенное военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или контракту, нарушение воинской дисциплины или общественного порядка, за которое он лично несет дисциплинарную ответственность. При установлении факта нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка и в зависимости от тяжести совершенного дисциплинарного проступка командир имеет право не только ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге, но и подвергнуть его дисциплинарному взысканию (ст. 48 ДУ ВС РФ).

Данные взыскания установлены ст. ст. 51 — 75 ДУ ВС РФ и различаются в зависимости от воинских званий военнослужащих. Обобщим их и приведем в порядке применения:

  • выговор — ко всем категориям военнослужащих;
  • строгий выговор — ко всем категориям военнослужащих;
  • лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег — к солдатам и матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву;
  • назначение солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу;
  • лишение нагрудного знака отличника — к солдатам и матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву и контракту;
  • досрочное увольнение в запас солдат и матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту; прапорщиков и мичманов; офицеров, от заместителей командиров полков, старших помощников командиров кораблей 1 ранга, им соответствующих, и ниже;
  • снижение в должности — к сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву или по контракту, прапорщикам и мичманам, офицерам (в том числе высшим);
  • снижение в воинском звании на одну ступень — для сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву;
  • снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность — к сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии — к прапорщикам и мичманам, офицерам (в том числе высшим).

На один и тот же проступок запрещается налагать несколько дисциплинарных взысканий (ст. 91 ДУ ВС РФ).

Административная ответственность возникает за совершенные административные правонарушения и регулируется КоАП РФ. К данным правонарушениям согласно ст. 2.1 КоАП РФ относятся противоправные действия (бездействие) физического или юридического лица, за которые КоАП РФ или законодательством субъектов РФ установлена административная ответственность. При этом в ст. 2.2 КоАП РФ административные правонарушения разделяются на совершенные умышленно и по неосторожности:

  • умышленное правонарушение подразумевает, что лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;
  • по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В отношении административной ответственности военнослужащих необходимо отметить, что она предусматривается ст. 2.5 КоАП РФ, согласно которой военнослужащие несут ответственность за административное правонарушение в соответствии с ДУ ВС РФ. Кроме того, под действие данной статьи подпадают и сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, которые несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Для указанных военнослужащих, а также сотрудников силовых министерств и ведомств определен исчерпывающий перечень административных правонарушений, за совершение которых они привлекаются в административной ответственности. Это нарушения:

  • законодательства о выборах и референдумах;
  • в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • правил дорожного движения;
  • требований пожарной безопасности вне места службы;
  • законодательства об охране окружающей природной среды;
  • таможенных правил;
  • правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
  • в области налогов, сборов и финансов;
  • невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.

В то же время не во всех предусмотренных КоАП РФ случаях за совершение административного правонарушения военнослужащий привлекается к административной ответственности:

  • не подлежит административной ответственности за действия, причиняющие вред охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ);
  • не подлежит административной ответственности за совершение противоправных действий (бездействия) при нахождении в состоянии невменяемости, то есть не осознающее фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ).

Кроме того, при малозначительности совершенного военнослужащим административного правонарушения орган, уполномоченный рассматривать дела о совершенных правонарушениях, вправе освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

[Закон о статусе военнослужащих] [Глава III]

1. Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершённого правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско — правовую и уголовную ответственность.

2. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.

3. За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.

4. За материальный ущерб, причинённый государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско — правовую ответственность.

6. За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Действия против военной службы – нарушение существующего порядка прохождения военной службы, совершенное лицами, находящимися на военной службе государства (глава 33 УК РФ). Преступление, содеянное группой лиц и по предварительному сговору, наказывается строже, чем правонарушение совершенное по неосторожности.

К преступлениям против военной службы относятся:

  1. Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы. В армии действуют уставные отношения, при которых нижестоящее лицо подчиняется приказам начальства. Если данная цепочка нарушена, то этот факт расценивается как сопротивление командующему. К противодействиям относится не только неповиновение вышестоящему лицу, но и в физическом или моральном воздействии на него. В качестве наказания может быть выбрано заключение под арест сроком до 2 лет. В случае, если существуют отягощающие условия (группа лиц, применение оружие, нанесение ущерба здоровью или причинение смерти), то суд имеет право лишить человека свободы до 8 лет.
  2. Насильственные действия в отношении начальника. Под такими поступками понимаются избиение, нанесение незначительных увечий, ограничение свободы, пытки и т.д. Максимальная мера наказания — 8 лет лишения свободы.
  3. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношения подчиненности. В этом случае чаще всего страдает честь и достоинство человека, в результате издевательств над ним (лишение еды, сна, свободы передвижения и другое). Реже причиняется легкий ущерб здоровью. Мера наказания — заключение под стражу от 2 до 10 лет.
  4. Оскорбление военнослужащего – унижение чести и достоинства человека, нанесенное в неприличном виде, выраженных в устной и письменной речи, а также набором оскорбительных действий. Наказание следует в форме заключения под арест сроком до полугода.
  5. Самовольное оставление части или места службы. Под термином понимается отбытие из части без позволения командующего сроком от 2 до 10 дней. К этому преступлению приравнивается неявка без предупреждения или без веской причины в расположение части после увольнения, отпуска, командировки и другое. Если военнослужащий отсутствует на месте службы более двух суток, наступает уголовная ответственность. С каждым днем наказание усиливается. Например: отсутствие до 10 суток — лишение свободы до 1 года (ст. 337.1 УК РФ). Если военнослужащий не явился в часть более 1 месяца — заключение до 5 лет.
  6. Дезертирство — побег из части по доброй воле, с целью увиливания от военной службы. Если будет доказано, что уклонение произошло по серьезным причинам, то военнослужащий может избежать наказания. Если преступление признано дезертирством, то карается лишением свободы до 7 лет.
  7. Дезертирство с оружием. В случае побега военного с оружием, выданным по заданию, или отклонение от службы в составе группы по заранее согласованному плану — то гражданину грозит заключение 10 лет.
  8. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симулирования болезни или иными способами. Если военнослужащий имитирует болезнь, преувеличивает симптомы существующего недомогания, занимается подлогом медицинских документов или умолчивает о факте выздоровление – такие действия расцениваются как преступление против военной службы. За эти деяния можно лишиться свободы на 1 год. А если лицо пытается казаться больным, чтобы добиться вынесения решения о полной негодности к военной службы, то, в случае обнаружения доказательств данного правонарушения, человеку грозит заключение на 7 лет.
  9. Нарушение уставных правил караульной службы. Военнослужащие, находящиеся в карауле занимаются охраной и, в случае нападения неприятеля, оборонной военных и государственных объектов, а также всего имущества: техники, оружия и т.д. Действия караульных регламентируются Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Если военнослужащий совершил поступок, расходящийся с интересами государства (покинул пост, заснул, пропустил граждан без разрешительных документов и т. д.), то для этого лица последует уголовное наказание — от 2 до 7 лет (в случае наступления тяжких последствий).
  10. Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне. Патруль занимается охраной личного состава и собственности военной части, контролирует порядок в расположении, а также на вверенной территории (железнодорожные станции, аэропорт, военный городок и т.д.). Если военнослужащий нарушил уставные правила несения внутренней службы, покинул пост по собственной инициативе, изменил маршрут следования, применил оружие или физическую силу, не имея на то достаточных оснований, то будет признан виновным в преступлении и ограничен по службе сроком до 2 лет или лишится свободы (если деяние вызвало тяжелые последствия) до 5 лет.
  11. Утрата военного имущества. Военнослужащий обязан не только хранить собственность военной части, но предпринимать меры по уходу за ней. В случае, если оружие, техника и другое было утеряно или повреждено по неосторожности, на виновного может быть наложен штраф, ограничение по службе до 2 лет или лишение свободы на 2 года.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Важно отметить не только равенство перед законом, но и отсутствие какого-либо правового «иммунитета» для людей в погонах.

Действительно, по некоторым нормам административных наказаний военные не привлекаются к ответу на «гражданке», что закреплено ст. 2.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Но строгость гарнизонных судов нередко оказывается значительно жестче, чем принято в обществе в целом, как и дисциплинарные взыскания, применяемые при правонарушениях данного характера.

Одновременно действуют те же нормы и принципы, что и в правовом поле государства:

  • требование привлекать к ответу лишь за совершенное противоправное деяния;
  • один вид ответственности за правонарушение за исключением случаев необходимости применения мер дисциплинарного и уголовного наказания;
  • принцип невиновности до момента, когда не будет доказано обратное;
  • право на адвоката, юридическую поддержку;
  • недопустимость ущемления чести и достоинства.

В качестве наказания не могут применяться арест, исправительные работы.

Не применяется наказание без протокола, как вид административного производства, даже если со стороны военнослужащего не возникает возражений.

Не существует законодательного требования предъявлять удостоверение по требованию кого-либо, в то же время умолчание о наличии должности, звания может рассматриваться злоупотреблением.

Указанные виды ответственности военнослужащих действуют в отношении граждан, осуществляющих профессиональную деятельность в армии по контракту и проходящих срочную службу.

  • Дисциплинарная. Наступает за совершение проступка, связанного с нарушением воинской дисциплины, однако не влекущего наказание административного, уголовного характера.
  • Административная. Установлена в части административных правонарушений, за которые люди в погонах отвечают перед законом на общих основаниях.
  • Материальная. Предусматривает возмещение вреда лицом, нанесшим материальный ущерб.
  • Уголовная. В правовом поле вопрос, за что военнослужащие несут уголовную ответственность, не решается аналогичным образом с административной. Привлечение к ответственности осуществляется на общих основаниях, предусмотренных УК РФ.

Гражданско-правовая ответственность также актуальна для армейцев. Но наступает она при несоблюдении норм законов, иных нормативно-правовых актов, при причинении убытков, морального вреда другим лицам военнослужащими, в установленный период времени находящихся не при исполнении.

Юридическая ответственность наступает за уклонение от военной службы. Она предусмотрена Уголовным кодексом и рассматривается неправомерным деянием, направленным против интересов государства. Поэтому наказание за нее суровое, предусматривает:

  • штраф до 200 000 рублей или доходов лица за период 18 месяцев;
  • принудительные работы до 2 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 2 лет.

Основанием для привлечения к ней становится нарушение воинской дисциплины, общественного порядка, а важнейшей особенностью – наступление по приказу командира части, начальника.

При выборе юридических последствий для правонарушителя командир руководствуется не только необходимостью наказания за проступок, но и укрепления дисциплины в целом, недопустимости формирования пагубных примеров для других служащих.

За отдельные виды правонарушений люди в погонах привлекаются к ответу наряду с гражданским населением. Юридическая ответственность военнослужащих наступает на основании статей КоАП, включая:

  • Гл.5 о порядке проведения выборов, референдумов, действий, связанных с избирательным правом;
  • Гл.6 о невыполнении санитарных правил и гигиенических нормативов;
  • Гл.7 о несоблюдении законодательных норм в сфере госзакупок, контрактов;
  • Гл.8 о несоблюдении природоохранного законодательства, порядка природопользования;
  • Гл.11 о нарушении правил пожарной безопасности;
  • Гл. 12 о невыполнении требований дорожной безопасности;
  • Гл. 15 о невыполнении норм о налогах, сборах, страховании;
  • Гл. 16 при нарушении таможенного законодательства;
  • Гл. 17 в части посягательства на властные институты государства и неподчинения решениям органов судебной системы;
  • Гл. 19 о невыполнении решений ФАС, других государственных органов;
  • Гл. 20 в части нарушения общественного правопорядка вне воинских частей, а также уклонения от наказания.

Несмотря на «гражданский» характер правонарушений, рассмотрение таких дел осуществляется гарнизонными судами. В качестве меры наказания не применяется административный арест, для солдат-срочников – админштраф.

Виды юридической ответственности военнослужащих

  • быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  • дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности:

  • в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;
  • если действие (бездействие) не является противоправным или виновным или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;
  • повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;
  • по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности (1 год со дня совершения проступка);
  • в случае отмены или признания утратившим силу закона или иного нормативного правового акта, нарушение положений которого стало основанием привлечения к дисциплинарной ответственности;
  • в случае исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).

За дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • выговор;
  • строгий выговор;
  • лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
  • сокращение продолжительности основного отпуска на срок до пяти суток;
  • лишение нагрудного знака отличника;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • снижение в воинской должности;
  • снижение в воинском звании на одну ступень;
  • снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
  • досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
  • отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;
  • отчисление с военных сборов;
  • дисциплинарный арест.

Что такое вообще административная ответственность? Это наказание, которое несёт человек за совершённый проступок противообщественного направления.

К ним можно причислить такие деяния:

  • Посягательства на государственный (общественный) порядок или имущество.
  • Нарушение свобод других граждан.
  • Противоправные действия.
  • Притязания к установленному управленческому порядку.
  • Действие или бездействие, приведшее к нарушению прав населения.

И если за нарушение любого из перечисленных пунктов обычного гражданина привлекут к админответственности с присуждением штрафа, то к несущему службу во ВС будут предприняты другие меры.

Военные лица несут ответственность на основании действующего Дисциплинарного устава ВС РФ, согласно которому общие правила касаются служащего в ВС только при совершении таких проступков:

  • нарушение свода правил ДД;
  • несоблюдение таможенных требований и существующих правил прохождения контроля на ГГ;
  • совершение контрабандных деяний;
  • несоблюдение закона о выборах;
  • нарушение Налогового кодекса;
  • игнорирование выполнения требований госструктур, выполняющих расследования по админнарушению.

За допущение перечисленных действий лицо, находящееся на действующей службе во ВС, может быть наказано следующим образом:

  • Получить предупреждение.
  • Лицо, не проходящее службу по призыву, может быть оштрафовано.
  • Выполнена конфискация орудия или предмета, с помощью которого совершалось правонарушение.
  • Совершено выдворение особы за пределы страны. Это касается лиц, которые имеют гражданство иностранного государства или апартидов.
  • Лишено специального права и статуса военного.

Иные виды санкций к служащим во ВС РФ применены не будут, поскольку законодательством закреплен именно такой порядок воздействия.

Получая статус военнослужащего, человек вместе с ним обретает иные права, а также и обязательства по сравнению с госслужащими и работающими по обычному трудовому договору людьми. Эти обязанности намного объёмнее, чем у обычного человека.

К особенности админответственности военных относится дистанцирование наказаний от обычного порицания. Установлено оно отдельно, и по статье 2.5 КоАП определено, что привлечение военных наравне с гражданскими лицами невозможно.

Это норма не означает, что служебный мундир дает иммунитет. Наоборот, к военным применяются более жёсткие меры дисциплинарного притязания.

Правила законодательства распространяются на таких особ:

  • Контрактников и кадровых офицеров.
  • Лиц, проходящих срочную службу.
  • Особ, находящихся на сборах.

Для обозначенной категории граждан арест и исправительные работы в качестве наказания рассмотрены быть не могут.

Админпроизводство представляет собой наказание без протокола. К этому можно отнести вынесение предупреждения. Но в случае с воинами ВС РФ оно не применимо, даже при отсутствии возражений с их стороны. Правовой казус в этом случае выражен тем, что законодательством не предусмотрена обязанность должностного лица выяснять статус нарушителя. Но также нет и норм, которые обязывают виновного предъявлять удостоверение, что в свою очередь может быть рассмотрено как злоупотребление.

Степень наказания за совершённые противоправные деяния может быть усилена. Зависит это от наличия отягчающих обстоятельств, которые закреплены в статье 4.3 КоАП и применимы служащим во ВС РФ.

Этими обстоятельствами являются:

  • Действия противоправного характера, которые продолжаются после требования уполномоченного лица прекратить их.
  • События, произошедшие повторно. Особенно при не истёкшем сроке предыдущего наказания.
  • При вовлечении в совершение проступка несовершеннолетнего лица.
  • При участии в преступлении группы лиц.
  • Если события происходили в условиях ЧС.
  • Свершение админправонарушения в состоянии опьянения (не зависимо от источника).

Ответственность военнослужащих

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 1998 года, военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплиной или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушение, совершенные их починенными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступление, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц

С 1 июля 2002 г. установлен новый порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности. Статьей 2.5 КоАП установлено, что военнослужащие несут административную ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. На общих основаниях военнослужащие должны привлекаться к административной ответственности за нарушение:

-законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— нарушение правил дорожного движения;

— законодательства об охране окружающей природной среды;

— таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ;

— режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

[1]

— административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, проводящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

КоАП (ст. 2.5) содержит запрет на применение к военнослужащим только административного ареста, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, также административного штрафа. Остальные виды административного наказания должны применяться к военнослужащим без ограничений

За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

За невыполнение или ненадлежащие выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

По законодательству СССР ответственность военнослужащих за правонарушение делилось на дисциплинарную, материальную и уголовную.

Дисциплинарная ответственность устанавливалась и определялась законом СССР “О всеобщей воинской обязанности” (“Статья 77. За нарушение воинской дисциплины и общественного порядка военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные несут ответственность в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Союза ССР” “Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота”,Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва 1977 год. С. 68.) и дисциплинарным уставом вооруженных сил СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 года.

Материальная ответственность военнослужащих устанавливалась законом СССР “О всеобщей воинской обязанности” (“Статья 79. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные за причиненный ими материальный ущерб несут ответственность в порядке, устанавливаемом Президиумом Верховного Совета СССР” Там же. С. 68.), Положением о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству и приказом Министра обороны СССР от 1966 года № 185.

Военнослужащие несли уголовную ответственность на основании закона СССР “О всеобщей воинской обязанности” (“Статья 78. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные за совершенные ими преступления несут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством” Там же. С. 68.) и в соответствии с основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 года.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О статусе военнослужащих” от 1998 года, военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплиной или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

  • быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  • дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Приведение к Военной присяге происходит по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать двух месяцев или по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов.
До приведения к Военной присяге военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов, за ним не могут закрепляться оружие и военная техника, на него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.
Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются законами, уставами и другими нормативными правовыми актами РФ. Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами — на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами.
В случае совершения какого-либо правонарушения военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести этого правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены Законом о статусе военнослужащего.
Дисциплинарным проступком является противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
Не является дисциплинарным проступком действие (бездействие), совершенное:

  • во исполнение обязательного приказа или распоряжения командира;
  • в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или другого лица, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны;
  • при задержании лица, совершившего преступление, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не был без необходимости причинен явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред;
  • в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личностии правам данного военнослужащего или другого лица, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, если при этом указанным интересам явно не был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный;
  • при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута другими средствами и были предприняты достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия;
  • в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не мог руководить своими действиями (бездействием).

Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности:

  • в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;
  • если действие (бездействие) не является противоправным или виновным или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;
  • повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;
  • по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности (1 год со дня совершения проступка);
  • в случае отмены или признания утратившим силу закона или иного нормативного правового акта, нарушение положений которого стало основанием привлечения к дисциплинарной ответственности;
  • в случае исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).

Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения.

Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного нарушения могут нести дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Дисциплинарную ответственность военнослужащие несут за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали или общественного порядка согласно Дисциплинарному уставу Вооруженных сил РФ. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

При нарушении военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир может ограничиться напоминанием ему о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости подвергнуть дисциплинарному взысканию. При этом командир учитывает, что налагаемое взыскание является мерой укрепления дисциплины и воспитания военнослужащего и должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени установленной вины. В целях укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих за совершенные ими поступки на солдат, матросов, сержантов и старшин могут налагаться дисциплинарные взыскания.

За административные правонарушения (нарушения правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста.

Материальную ответственность военнослужащие несут за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы в соответствии с Федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут за невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные не при исполнении обязанностей военной службы государству, физическим и юридическим лицам.

Уголовную ответственность военнослужащие несут за совершенные преступления в соответствии с законодательством Российской Федерации. За преступления против установленного порядка несения военной службы они несут ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (раздел «Преступления против военной службы»).

Предусмотренная нормами права обязанность совершившего правонарушение военнослужащего претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения. К принципам юридической ответственности относятся: привлечение к ответственности только за совершение противоправного деяния; наличие вины; наличие вреда; наличие причинно-следственной связи между виновным противоправным поведением и наступившими последствиями (вредом); законность; справедливость; целесообразность и неотвратимость наказания.

Юридическая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Под нормативным основанием юридической ответственности понимаются нормы права, устанавливающие юридическую ответственность. Под фактическим основанием понимается конкретное правонарушение. Правонарушения, т.е. виновно совершённые общественно опасные деяния, запрещённые правом под угрозой применения мер принуждения подразделяются на преступления и проступки. Преступлением по уголовному праву РФ считается виновно совершённое деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания. К проступкам российское право относит менее опасные, чем уголовное преступление правонарушения, такие как: административные, гражданско-правовые, дисциплинарные. Состав любого правонарушения образуют четыре группы признаков: объект правонарушения, его объективную сторону, субъект правонарушения и его субъективную сторону.

Ю.о.в. несут на общих основаниях, но с учётом своего статуса, определённого Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Различают следующие виды юридической ответственности военнослужащих: дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную.

Дисциплинарная ответственность возлагается на военнослужащих за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка. Дисциплинарная ответственность военнослужащих имеет своей целью охрану воинской дисциплины и правопорядка, борьбу с их нарушениями и оказание воспитательного воздействия на других военнослужащих.

Административная ответственность военнослужащих заключается как в привлечении военнослужащих за совершение административных правонарушений к дисциплинарной ответственности в соответствии с ДУ ВС РФ, так и в случаях прямо указанных в Кодексе РФ об административных правонарушениях в наложении на военнослужащих административных наказаний на общих основаниях, (например, за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении).

Материальная ответственность предусмотрена для военнослужащих за ущерб, причиненный ими государству при исполнении обязанностей военной службы и заключается в полном или частичном возмещении причиненного государству материального ущерба в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих». Специфика материальной ответственности проявляется в том, что она преследует не только цель возмещения ущерба, но и воспитания военнослужащих в духе бережного отношения к военному имуществу.

Гражданско-правовая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение военнослужащими предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении военной службы, государству, физическим и юридическим лицам.

Уголовная ответственность применяется к военнослужащим за виновно совершенные преступления в соответствии с Уголовным кодексом РФ (см. Преступления против военной службы).

По общему правилу за совершенное правонарушение военнослужащие должны привлекаться к одному виду юридической ответственности. Однако законодательство в ряде случаев допускает применение к военнослужащим нескольких видов юридической ответственности за одно правонарушение. Например, военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение. В случае причинения материального вреда, военнослужащие возмещают вред независимо от привлечения к иным видам ответственности.

  • посягающие на отдельные права граждан (ст. ст. 5.1; 5.3 – 5.26);
  • нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст. 5.45 – 5.52, 5.56);
  • нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);
  • правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
  • нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);
  • административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12)
  • административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 (ст. 15.32, 15.33, 15.34 вступают в силу с 1 января 2010 года));
  • административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
  • невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);
  • некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст. 18.1 -18.4);
  • нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

На основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ), в случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ), когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В указанном случае, в силу ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. №203-ФЗ), постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В остальных случаях военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, но с отдельными особенностями применения к ним административных наказаний.

Согласно ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ, к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

С 1 января 2007г. с принятием Федерального закона «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных наказаний.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается офицеров, призванных на военную службу, а также лиц, призванных на военные сборы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации, применяемое к иностранным гражданам и лицам без гражданства, не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

Административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ). В то же время к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, за совершение административных правонарушений, в соответствующий случаях, может быть применен дисциплинарный арест, предусмотренный Дисциплинарным уставом ВС РФ (ч. 4 ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 94 Дисциплинарного устава ВС РФ).

Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

При рассмотрении возможности привлечения военнослужащего к ответственности следует учесть:

  • факт произошедшего события;
  • наличие ущерба;
  • степень доказанности вины.

Учитывая обстоятельства правонарушения и его последствия, юридическая ответственность военнослужащих состоит в виде дисциплинарного взыскания, лишения свободы или компенсации нанесенного ущерба.

В законодательстве предусмотрена материальная ответственность военнослужащих за преступления, ставшие причиной уничтожения имущества, принадлежащего государству, юридическим или физическим лицам. Она выражается в возмещении нанесенного ущерба путём возврата стоимости имущества в сумме, размер которой определяется решением суда. Указанная мера применяется не только в качестве наказания за совершенное преступление, но и за служебную халатность, приведшую к утрате материальных ценностей.

Наиболее распространёнными преступлениями, совершение которых предполагает привлечение военнослужащего к материальной ответственности, являются:

  • пропажа или неумышленное уничтожение имущества воинской части;
  • неумышленное нанесение ущерба третьим лицам;
  • хищение.

При определении судом степени ответственности решающую роль играет наличие или отсутствие в действиях обвиняемого умышленного мотива. При его отсутствии подсудимый привлекается к материальной ответственности в пределах определенной судом суммы, которая далеко не всегда отображает реальную стоимость утраченного имущества. Если же преступление является умышленным, то с военнослужащего взыскивается полная сумма нанесенного им ущерба.

Привлечение к административной ответственности граждан, находящихся на военной службе, происходит на основании положений КоАП РФ, действующих для гражданских лиц. В то же время, при определении меры наказания за совершение военнослужащим административного правонарушения принимаются во внимание нормы Дисциплинарного устава ВС.

На практике это означает, что военнослужащий не может быть подвергнут административному наказанию как гражданское лицо. После составления протокола о правонарушении он передаётся для определения наказания командиру воинской части, где гражданин проходит срочную или контрактную службу. В дальнейшем определение меры наказания для правонарушителя происходит согласно Дисциплинарному уставу ВС, с обязательным информированием органов правопорядка по месту совершения административного правонарушения.

«Виды ответственности военнослужащих»

Если военнослужащий Российской Федерации своими действиями причинит ущерб государству, физическому или юридическому лицу, он привлекается к гражданско-правовой ответственности. Это положение относится к самым разным проступкам и правонарушениям: уклонению от уплаты алиментов, причинение ущерба в результате ДТП, правовому спору с владельцем соседнего участка и т.п.

Нанесение военнослужащим материального ущерба государству при обстоятельствах, напрямую связанных с несением военной службы, подлежит ответственности по Уставу ВС. Взыскание компенсации при этом может быть как полным, так и ограниченным.

Уголовная ответственность военнослужащих, совершивших преступление во время несения военной службы, определяется на основании положений УК РФ по тем же статьям, как и для гражданских лиц. В отличие от административных правонарушений, наказание за которые определяется командиром воинской части, на подсудность преступления влияет лишь месторасположение населенного пункта, где оно было совершено. Исключением из этого правила являются преступления против военной службы, совершенные непосредственно в расположении военного подразделения.

Неуставные отношения или «дедовщина» по праву считается серьёзной проблемой, негативно влияющей на престиж срочной службы и моральный дух многих военнослужащих. Подобные преступления преследуются по ст.335 УК РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы или, при отсутствии тяжких последствий здоровью потерпевшего, направлением в дисциплинарную воинскую часть.

Преступлением является не только «дедовщина», сопровождаемая рукоприкладством по отношению к военнослужащему или группе военнослужащих, но и унижение личности в иных формах. Согласно п.1 ст.335 УК, подобное преступление влечет наказание до двух лет лишения свободы.

Расследованием военных преступлений занимается Военная прокуратура РФ, являющаяся структурной частью Генеральной прокуратуры. В отличие от обычных органов следствия, имеющих территориальную структуру, военная прокуратура разделена на гарнизоны, которые могут включать в себя несколько равноценных населенных пунктов. В России на сегодняшний день существует около 200 гарнизонных военных прокуратур.

Если следователь городской (районной) прокуратуры имеет подозрения о том, что преступление против гражданского лица было совершено военнослужащим срочной или контрактной службы, временно проживающим на территории воинской части, то он имеет право провести следственные действия на территории режимного объекта по согласованию с военной прокуратурой и командованием части.

При расследовании военных преступлений квалификация законности действий подозреваемого происходит согласно нормам действующего уголовного законодательства. После окончания следственных действий материалы дела передаются в военный трибунал или в суд общей юрисдикции.

Дисциплинарные проступки могут носить умышленный и неумышленный характер совершения. По степени тяжести их квалифицируют, как:

  • незначительные или мелкие;
  • значительные;
  • грубые.

Это важно знать: Кто относится к военнообязанным и к невоеннообязанным

Незначительными считаются провинности, вследствие которых не последовало причинение ущерба или вреда. К примеру, неуставная форма одежды военнослужащего, опоздание в строй или из увольнения бойца, проходящего военную службу по призыву.

Грубыми проступками, которые неизбежно влекут наложение взыскания, являются:

  • Неуставные взаимоотношения, проявляющиеся в дедовщине (дискриминация по продолжительности срока службы), либо землячестве (организация групп по территориальному принципу проживания на гражданке).
  • Состояние алкогольного или наркотического опьянения.
  • Манкирование служебными обязанностями и самовольное покидание места службы.
  • Нарушение сроков предоставленного отпуска (задержка либо неявка).
  • Пренебрежение правилами порядка суточного наряда или боевого дежурства.
  • Действия, повлекшие неисправность или уничтожение материально-технической базы и имущества воинской части.
  • Некорректное обращение со стрелковым оружием, предметами вооружения и метаемым снаряжением (боеприпасами), в результате чего был причинен материальный ущерб или вред здоровью людей.

Для военнослужащих в должности водителей, значительным проступком является нарушение Правил дорожного движения.

[Закон о статусе военнослужащих] [Глава III]
. Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершённого правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско — правовую и уголовную ответственность.

. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.

. За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.

. За материальный ущерб, причинённый государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

. За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско — правовую ответственность.

. За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проступки считаются грубыми нарушениями дисциплины, если военнослужащий:

  • самовольно отлучился из расположения части;
  • с опозданием вернулся из отпуска или командировки;
  • по собственному усмотрению прекратил исполнение служебных обязанностей;
  • в результате самостоятельно принятого решения покинул место службы;
  • нарушил правила внутреннего распорядка в ходе боевого дежурства;
  • нес службу под наркотическим или алкогольным воздействием;
  • проигнорировал требования безопасности, в силу чего утратил работоспособность;
  • был замечен в нарушении правил, определяющих форму взаимоотношений сослуживцев между собой;
  • совершил действия, которые привели к порче военного имущества или к утрате такового;
  • нарушил общественный правопорядок, не будучи в этот момент занятым служебными обязанностями;
  • продемонстрировал неосторожное обращение с оружием или другими потенциально опасными предметами;
  • пренебрег правилами управления вверенным транспортом, что повлекло за собой какие-либо вредоносные последствия.

Если командир сочтет дисциплинарный проступок военнослужащего малозначительным, он может сделать лишь устное замечание, не прибегая к более строгим мерам. Кроме того, командир может принять во внимание ряд условий, смягчающих наказание нарушителя дисциплины. К ним можно отнести:

  • раскаяние лица, совершившего дисциплинарный проступок;
  • по собственной воле информирование военнослужащим своего командира о факте нарушения им дисциплины;
  • принятие нарушителем дисциплины мер, целью которых является предупреждение негативных последствий совершенного им проступка;
  • компенсация причиненного вреда или его устранение в добровольном порядке;
  • совершение проступка под влиянием травмирующих переживаний.

Мнение эксперта

Антонов Виктор Сергеевич

Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.

Если у военнослужащего или его родственников возникло подозрение, что командир превысил свои полномочия или не учел всех обстоятельств при вынесении дисциплинарного взыскания, наилучшим решением будет консультация квалифицированного юриста.

Понятие проступка дисциплинарного типа дается в статье 48 Дисциплинарного устава ВС РФ. Данный нормативный акт характеризует представленное понятие как полное или частичное невыполнение служебных обязанностей, нарушение общественного порядка или установленной дисциплины.

Дисциплинарное взыскание за совершение дисциплинарного проступка возлагается лишь тогда, когда отсутствуют основания для возложения административной или уголовной ответственности.

Военнослужащий может быть привлечен к ответственности вне зависимости от звания и статуса. Стоит также отметить, что крайне важным условием здесь является наличие оснований для возложения соответствующего взыскания; проще говоря, обязательной является качественная доказательственная база.

Что грозит уклонистам от армии

Военнослужащие, проходящие военную службу, за проступки и правонарушения несут три вида ответственности:

  1. Дисциплинарную;
  2. Административную;
  3. Уголовную.

Привлечение к конкретному виду ответственности обусловлено тяжестью совершенного деяния. Если допущено нарушение дисциплины либо административное правонарушение, виновника ожидает дисциплинарное взыскание. За совершение преступления придется ответить в соответствии с Уголовным кодексом РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *