Фз 223 своими словами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фз 223 своими словами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. Организации, с долей участия государственных средств более 50 % в уставном капитале и их дочерние предприятия.
  2. Бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, в том числе оказывающие населению коммунальные услуги.
  3. Часть ФГУПов по утверждённому перечню.

223-ФЗ. Основные понятия простыми словами

Действие закона о закупках отдельными видами юридических лиц не распространяется на:

  • оказание услуг международными финансовыми организациями;
  • закупки ТРУ в соответствии с ФЗ №119-ФЗ и ФЗ №45-ФЗ;
  • закупку драгоценных камней и металлов для госфондов;
  • услуги адвокатов;
  • закупки ТРУ избирательными комиссиями всех уровней;
  • взимание платы с участников закупок операторами электронных площадок.

При проведении закупок товаров, работ, услуг заказчики руководствуются положениями Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральными законами, а также нормативными правовыми актами, регламентирующими правила закупок. Отдельным правовым документом стоит выделить Положение о закупке, которое разрабатывает каждый заказчик.

При разработке положения необходимо учитывать большой перечень вопросов. Большинство заказчиков включают в типовое положение следующие разделы:

  • 1) принципы осуществления и цели закупок;
  • 2) основные определения и понятия, которые используются в положении;
  • 3) порядок составления, утверждения и внесения изменений в плановые документы;
  • 4) разработка, порядок согласования/утверждения документации о закупке;
  • 5) выбор, способы, подготовка и осуществление закупок;
  • 6) порядок оценки заявок и основные критерии;
  • 7) нормы при описании объекта закупки;
  • 8) основные условия и обязательства по заключаемым договорам;
  • 9) контроль и порядок обжалования действия (бездействий) заказчика и его уполномоченных лиц;
  • 10) отчётность по проведённым закупкам и требования по хранению документации о закупках.

Таким образом типовое положение содержит ответы на основные вопросы о закупках: подготовка и реализация закупочных процедур, способы определения поставщика и их применение, сроки заключения договоров. Каждый из заказчиков, работающий по 223-ФЗ, обязан разместить своё положение о закупках в открытом доступе в ЕИС. Так что при подготовке своего положения можно и нужно ориентироваться на опыт коллег.

Также положения нужны для ознакомления потенциальным участникам закупок. Ведь для того, чтобы удачно пройти семь кругов ада стать победителем закупки необходимо знать особенности закупок в конкретной организации.


Дата публикации: 22.04.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:

Критерий сравнения Федеральный закон №44 Федеральный закон 223-фз
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица.
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения.
Условия выполнения соглашений. 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком.
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке.
Антидемпинговые санкции. Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика.
Возможность обжалований действий заказчика. Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте.

Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:

  • Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
  • Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
  • Право на использование обширного перечня торговых площадок.

223-ФЗ: кратко и доступно о главных аспектах

Согласно тексту федерального закона 223-фз все банковские гарантии должны быть:

  1. Безотзывными.
  2. С определенным сроком действия.
  3. С обязательным подтверждением или отклонением в течение трех рабочих дней.
  4. Содержащими полную информацию о выплатах в случае невыполнения поставщиком условий контракта.
  5. С оговоренными обязательствами обеих сторон участвующих в сделке.

Закон 223-фз разрешает не располагать все информацию о закупках в единой информационной системе в следующих случаях:

  • договор связан с государственной тайной;
  • контрактом предполагается выполнение закупочных мероприятий на сумму до 100 000 рублей;
  • предмет договора относится к специальному перечню, описанному в рамках распоряжения правительства под номером 2027-р.

Последняя редакция 223-фз 2018 позволяет не разглашать информацию, касающуюся перехода прав на недвижимость и определенных финансовых услуг. Так, теперь, согласно 223-ФЗ, необязательно подавать данные в единую информационную систему о привлечении финансов от физических лиц, получении кредитных средств и т.д.

Ключевые сроки, которыми оперирует федеральный закон 223-фз удобнее всего разместить в таблице:

Вид документации Срок подачи

Соответствующая ссылка на закон
Статья Часть
Положение о предполагаемых покупках До пятнадцати дней с момента подписания. 4 1
Внесенные изменения в первоначальный документ. До пятнадцати дней с даты утверждения. 4 1
Подача информации о проведении закупочных мероприятий. В случае аукциона или конкурса: минимум двадцать суток с момента завершения периода подачи заявок. При иных методах закупок сроки регулируются в соответствии с положением заказчика. 3 2
Скорректированное извещение. С течение трех дней. 4 11
Данные о необходимых покупках. Подается вместе с извещением. 3 2
Толкование особенностей договора. В течение трех суток с момента запроса.

4 11
Утвержденные протоколы о финишировании определенного этапа закупочных мероприятий. Не более трех суток после подписи. 4 12
Конечный протокол. На протяжении трех дней с момента его составления. 4 12
Подписанный контракт. Не более трех суток с момента визирования обеими сторонами. 4.1 2
Изменения в договор. До десяти дней с момента принятия решения. 4.1 2
Отчет. До десятого числа следующего за отчетным месяца 4 19

Обратите внимание! В случае возникновения технических неисправностей во время публикации документов в ЕИС, сроки подачи документов сдвигаются на один рабочий день с момента решения техпроблем.

До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:

  • Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
  • ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
  • Заказчик обращался в судебные органы.
  • Суд выносил вердикт в пользу заказчика.

После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:

  • Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
  • Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
  • К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
  • Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.

До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.

В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.

Простым языком о законе о госзакупках 223-ФЗ

На текущий момент единственный способ быстро выйти из реестра недобросовестных поставщиков – это обжалование решения ФАС в суде. Судебная практика имеет огромное количество случаев, когда организация смогла успешно доказать свою правоту, быстро вышла из реестра и успешно продолжила участвовать в закупочных мероприятиях.

Во всех остальных случаях организации, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков, автоматически покинут списки неблагонадежных компаний через два года с момента занесения в реестр.

223 ФЗ — это закон о закупках товаров, работ, услуг. Он был принят в 2011 году. Существенные нововведения вносились в 2018 и 2019 году, а последняя редакция 2020 года с изменениями была принята 24 апреля 2020 года.

Сегодня 223-й закон насчитывает 20 статей, они рамочно регулируют сферу закупок предприятий с госучастием. Если 44-ФЗ определяет четкие границы, то федеральный закон 223 о закупках дает намного больше свободы.

Статья 1. Цели регулирования 223-ФЗ, на кого распространяется

Статья 2. Правовая основа закупок по 223-ФЗ, положения о закупках

Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

  • Статья 3.1. Закупки для реализации инвестиционных проектов с государственной поддержкой
  • Статья 3.1-1. Закупки госкорпорациями, компаниями, обществами, с долей государства более 50% (включая дочерние)
  • Статья 3.1-2. Закупки для создания произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства
  • Статья 3.1-3. Заключение и исполнение договора на выполнение проектных, изыскательских работ
  • Статья 3.2. Как осуществляется конкурентные закупки
  • Статья 3.3. Закупки в электронной форме. Функционирование электронных площадок
  • Статья 3.4. Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП)
  • Статья 3.5. Закрытые конкурентные закупки
  • Статья 3.6. Закупка у единственного поставщика

Статья 4. Информационное обеспечение закупки

  • Статья 4.1. Реестр договоров

Статья 5. Реестр недобросовестных поставщиков

  • Статья 5.1. Оценка и мониторинг планов закупок у малого и среднего бизнеса

Статья 6. Контроль за соблюдением 223-ФЗ

  • Статья 6.1. Ведомственный контроль

Статья 7. Ответственность за нарушение 223-ФЗ

Статья 8. Порядок вступления в силу 223-ФЗ

Скачать pdf-версию закона 223-ФЗ с изменениями 2020 и комментариями.

Статистика за 2019 год:

  • по 223-ФЗ работают свыше 96 000 организаций с государственным участием;
  • из них реально осуществляют закупки порядка 28%, что в любом случае внушительная цифра;
  • средняя начальная цена договора 12,5 млн. рублей, конкуренция – 1,6 заявки на 1 лот (это отдельная проблема);
  • в год по 223-ФЗ заключено более 1,5 млн. договоров, в 22% из которых затем меняются существенные условия;
  • по данным ежемесячной отчетности в 2019 году общая сумма договоров по 223-ФЗ составила 21 трлн. рублей:
  • объем закупок у малого и среднего бизнеса за 1 полугодие 2019 года – 1,5 трлн. руб, средняя цена договора – 7,8 млн. руб, номенклатура расширилась до 371 тыс. позиций (SKU).

Насколько перспективна здесь работа для поставщика — каждый подрядчик решает самостоятельно. Но однозначно стоит попробовать свои силы, а для этого нужно разобраться, как устроены закупки по 233-ФЗ.

  • Не требуется обоснование закупок
  • Планирование закупок на 1 год
  • Не требуется обоснование начальной (максимальной) цены закупки
  • Указание товарных знаков в документации без обязательного эквивалента (ограничено в 2018 году)
  • Удобство малых закупок до 100 тыс. руб.
  • Требования к участникам, форма закупки, критерии оценки определяются заказчиком в положении о закупках

При умелом использовании преимуществ закона, заказчик по 223-ФЗ может быстро провести закупку у эффективного поставщика с учетом последних требований к опыту, квалификации, техническому предложению и т.п.

Закупки по 223-ФЗ для чайников: последние изменения и комментарии за 2020 год

  1. Государственные корпорации, такие как
    • Агенство страхования вкладов (АСВ)
    • Внешэкономбанк (ВЭБ)
    • Роснано
    • Росатом
    • Ростех
    • Роскосмос
  2. Государственные компании, такие как
    • Роснефть
    • Транснефть
    • Сбербанк
    • ВТБ
    • РусГидро
    • Холдинг МРСК
    • Ростелеком
    • Алроса
    • Аэрофлот
  3. Субъекты естественных монополий
    • Газпром
    • РЖД
    • Почта России
  4. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
    • Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
    • Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
    • Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
  5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП)
  6. Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
  7. Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% (“дочки” госкомпаний)
  8. Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% (“внучки” госкомпаний)
  9. Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов

Общие шаги:

  • получение электронной подписи для торгов (ЭЦП);
  • настройка компьютера, включая специальное ПО и плагины;
  • для СМП – регистрация на официальном сайте ЕИС (пошаговая инструкция в нашей статье).

Дальше поставщику нужно аккредитоваться на нужной секции электронной площадки и открыть спецсчет.

Поскольку 223-ФЗ о закупках детально не регламентирует закупочную деятельность заказчиков, то они обязаны определить такой порядок самостоятельно.

По 223-ФЗ положение о закупках — это документ, описывающий, как будут вестись торги, поэтому в нем важно указать:

  • вид торгов;
  • как будут проводиться торги, сроки;
  • требования к подрядчикам и результатам их деятельности;
  • нужные для участия документы;
  • как будут отбираться заявки;
  • стоимость или формулу ее расчета;
  • порядок подписания договора и оплаты по нему;
  • ответственность участников;
  • указание о том, что исполнитель не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков (РНП);
  • способы урегулирования споров.

После подготовки положение публикуется в ЕИС, его предварительно утверждает орган управления компанией: руководитель, совет директоров, собрание учредителей и т.п.

Если в положение вносились изменения — его следует утвердить заново и разместить в ЕИС.

Заказчик обязан разместить положение о закупках в течение 15 дней с момента утверждения. Скачать образец положения о закупках.

Положение о закупках заказчика является самым главным документом для поставщика по 223-ФЗ.

Да, заказчиков десятки тысяч, но если некоторые из них вам интересны – рекомендуем внимательно изучить их положения, в какой форме они проводят закупки, за какие сроки объявляют, какие требования устанавливают.

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).
  • Как пройти бесплатное обучение по госзакупкам в Контур.Школе
  • Закупки в условиях карантина. Ответы на вопросы
  • Инновационная продукция: ее особенности и правила закупки
  • Электронные торговые площадки: гид для начинающих
  • Электронная подпись для торгов. Что надо знать поставщику и заказчику
  • Порядок проведения конкурентных закупок по 223‑ФЗ в 2019 году

Данная цель определяется исходя из положений Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недобросовестной конкуренцией, в свою очередь, понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для недопущения недобросовестной конкуренции Закон о защите конкуренции устанавливает запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений. К таким действиям Закон №135-ФЗ относит:

  • координацию организаторами закупки или заказчиками деятельности ее участников;
  • создание участнику или нескольким участникам закупки преимущественных условий участия в закупке, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
  • нарушение порядка определения победителя или победителей закупки;
  • участие в закупке заказчика или организатора закупки.

Указанные запреты (ограничения) должны также соблюдаться всеми заказчиками, как при проведении закупок в рамках закона № 223-ФЗ, так и при проведении иных регламентированных закупок.

Во избежание злоупотреблений в сфере закупок в законодательстве содержится перечень требований и ограничений, устанавливающих запрет на совершение заказчиками действий, не предусмотренных нормами Закона №223-ФЗ, в том числе нарушающих принципы и цели его создания.

Необходимо отметить, что общей «превенцией» борьбы с данными негативными явлениями в закупочной деятельности являются закупки в электронной форме, поскольку именно так возможность влияния на ход и результат данных закупок сводится к нулю. В этой связи, по нашему мнению, необходимо на законодательном уровне предусмотреть возможность проведения большинства закупок в рамках 223-ФЗ в электронной форме на ЭТП.

Кроме того, заслуживают поддержки обсуждаемый в экспертной среде проект изменений в 223-ФЗ, согласно которому Правительство РФ будет вправе устанавливать минимальный объем закупок в электронной форме, а также обязанность публиковать отчёт о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки в электронной форме.

Принципы, которыми должен руководствоваться заказчик при закупке товаров, работ и услуг, описаны в ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ и представляют собой особые самостоятельные нормативные средства правового регулирования отношений в сфере закупки товаров, работ и услуг.

К ним относятся:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Ввиду отсутствия в Законе №223-ФЗ детальной регламентации многих вопросов и процедур, а также рамочного характера многих его положений, именно закрепленные в Законе принципы направлены на унификацию характера воздействия его норм на общественные отношения в процессе закупочной деятельности.

Несоблюдение этих принципов может служить причиной для обжалования действий (бездействия) заказчика участником закупки в контролирующих органах. Судебная практика, результаты рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой, материалы прокурорских проверок показывают, что зачастую контролирующий орган (или судебная инстанция) для принятия решений руководствуется именно принципами закупок, изложенными в Законе №223-ФЗ.

Общие принципы закупки товаров, работ и услуг, описанные в предыдущей главе, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона №223-ФЗ касаются следующих видов юридических лиц:

  • государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • субъекты естественных монополий;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные унитарные предприятия;
  • автономные учреждения;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит перечисленным выше юридическим лицам;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам;
  • бюджетные учреждения.

Закон №223-ФЗ регулирует все закупки товаров, работ, услуг заказчиков.

Перечень изъятий из сферы действия Закона №223-ФЗ приведен в ч. 4 ст. 1. Данный перечень является закрытым, заказчики не вправе дополнять его самостоятельно.

Закон не применяется к сделкам, связанным с:

  1. куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей, драгоценных металлов, а также заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров).
    Согласно ст. 142 части первой ГК РФ ценной бумагой является документ, соответствующий установленным законом требованиям и удостоверяющий обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении такого документа (документарные ценные бумаги). Ценными бумагами признаются также обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав в соответствии со статьей 149 ГК РФ (бездокументарные ценные бумаги). Ценными бумагами являются акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек и иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке. Выпуск или выдача ценных бумаг подлежит государственной регистрации в случаях, установленных законом.
    Закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» относит к валютным ценностям иностранную валюту и внешние ценные бумаги. Внешние ценные бумаги по определению указанного Закона – это ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Законом к внутренним ценным бумагам.
    Иностранная валюта – это денежные знаки (банкноты, казначейские билеты, монеты), находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего государства (группы государств), а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
  2. приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле.
    На урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах направлен Федеральный закон от 21.11.2011 №327-ФЗ «Об организованных торгах», в соответствии с которым биржевой товар – это не изъятые из оборота вещи (за исключением ценных бумаг, иностранной валюты) определенного рода и качества, любого агрегатного состояния, допущенные к организованным торгам.
    Организованные торги — торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров РЕПО и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.
  3. осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
    В случае, если заказчик проводит закупку в соответствии с Законом №44-ФЗ, Закон №223-ФЗ не регулирует такую закупку.
    В настоящее время начала складываться правоприменительная практика, связанная с распределением действий заказчика на 223-ФЗ и 44-ФЗ. Это важно не только с точки зрения правильности расходования бюджетных средства, но и с точки зрения минимизации рисков привлечения к административной ответственности. Были введены штрафы за нарушение 223-ФЗ: одна из статей предусматривает ответственность заказчика за неприменение 44-ФЗ в тех случаях, когда это необходимо.
  4. Примеры случаев, когда заказчики, подпадающие под 223-ФЗ, должны проводить закупку в соответствии с 44-ФЗ:

    • при предоставлении бюджетных средств автономным учреждениям (с 1 января 2014 года), ГУПам и МУПам (с 1 января 2017 года) на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;
    • при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.

    В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке должно содержать порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения. Указанное требование Закона фактически означает, что в положении о закупке должны быть установлены четкие и понятные условия, при которых заказчик может выбрать тот или иной способ закупки.

    В закупочной практике наиболее распространенными критериями (условиями) выбора способов закупки являются «стоимостной» и «функциональный»:

    1. «Стоимостной» критерий выбора способа закупки заключается в установлении заказчиком ценовых порогов при выборе того или иного способа закупки (например, запрос котировок проводится в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 3 млн рублей);

    2. «Функциональный» критерий выбора способа закупки заключается в установлении заказчиком требований к закупаемым товарам, работам, услугам (например, выбор способа закупки путем проведения аукциона может осуществляться Заказчиком, если им однозначно сформулированы подробные требования к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе определены функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, размеры, упаковка, отгрузка товара, определены конкретные требования к результатам работ (услуг), а также если предметом закупки является серийная продукция).

    Собственно говоря, суть ФЗ-223 заключается в выведении механизма закупок и заказов государственных предприятий и организаций с участием госкапитала из теневого сектора путем осуществления электронных торгов через Интернет. В самом законе прописаны и те сферы, в рамках которых следует предпринимать исключительно электронные закупки. Согласно закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», к их числу прежде всего относят:

    • офисная и вычислительная техника;
    • полиграфическая продукция и канцелярские товары;
    • автомобили и другие производственные транспортные средства.

    ФЗ-223 предусматривает, что функции основного уставного документа, регламентирующего порядок и условия проведения закупок, а также механизмы заключения и исполнения контрактов берет на себя так называемое «Положение о закупке». Этот нормативный документ должен быть составлен и утвержден главными органами управления государственных организаций, руководством унитарных предприятий, а также наблюдающими советами, либо общими собраниями участников автономных и хозяйственных обществ.

    Иначе говоря, ФЗ о закупках 223 обязует составить свое положение о закупках каждое предприятие, имеющее отношение к вышеизложенному списку и производящее закупки, с тем чтобы впоследствии опубликовать данный документ на своем сайте (в период до 1 июля 2012 года), а затем непосредственно на официальном государственном ресурсе, который и будет служить специализированной площадкой для размещения положений, а также реестров недобросовестных поставщиков и другой важной документации, необходимой для корректного и наиболее эффективного функционирования системы электронных аукционов.

    Основной посыл, с которым преподносится новый закон о закупках ФЗ 223 состоит в том, что данная мера направлена прежде всего на борьбу с коррупцией и неоправданным укрывательством выгодных госконтрактов, на развитие среднего и малого бизнеса, совершенствование действующей в стране системы тендеров и закупок.

    Закупки по закону 223-ФЗ. Практическое пособие

    Закон № 44, принятый 05.04. 2013 года, определяет основные положения государственных закупок для муниципальных и государственных нужд. В силу данный закон вступил с 2014 года. Закон определяет основные принципы совершения закупок, выделяя стимулирование инноваций и профессионализм заказчика в качестве основных принципов.

    Заказчик и контролирующий орган должны работать на профессиональной основе, обладать всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями. Теперь для выполнения закупок необходимо привлекать специализированных работников, специально обученных для этого. А если сумма годовых закупок превышает 100 млн. руб., то работать должны специализированные подразделения. Если же объем закупок не превышает указанной суммы, то достаточно назначить должностное лицо, которое будет выполнять данную работу – контрактный управляющий. В его обязанности входит проведение закупок, составление отчетов, оформление аукционов и так далее.

    18.07.2011 года вышел закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По сравнению с ФЗ № 44, он является более мягким, и не так строго диктует правила закупок. Так, положения Закона не требуют обоснования закупок, а также в план-график могут быть внесены изменения в любое время. В уже заключенный контракт, согласно ФЗ 223, также могут быть внесены изменения по поводу цены, объемов закупок и сроков.

    В нашей стране существует два действующих Закона, на основании которых проводиться закупочная деятельность в государственной сфере. Основные различия между двумя нормативно-правовыми актами отобразим схематически:

    Основные отличия положений Законов

    Федеральный Закон № 44 по своим объемам больше в 10 раз. Он более досконально регламентирует закупочную процедуру в государственной сфере. Он более подходит для новичков.

    Действие данного Закона распространяется на все госзакупки, регулируя каждый из этапов таких процессов. Если регламент каким-то образом будет нарушен, то за это грозит штраф. Недобросовестных предпринимателей уже заносят в списки.

    Федеральный Закон № 223 имеет небольшие объемы, и более подходим для опытных сотрудников, поскольку не так подробно описывает всю процедуру государственных закупок.

    В этом Законе не все этапы сделки описаны подробно. При этом компаниям следует самостоятельно утверждать положения, которые будут подробно регулировать данный процесс.

    Кто заказчик?

    Любые муниципальные учреждения и государственные предприятия, финансирование которых происходит из государственного бюджета.

    Николай Лифар, 37 лет, Воронеж.

    Чтобы начать процедуру закупки, необходимо сначала разобраться в сроках, а также в самом процессе размещения документации. Все данные можно просмотреть в ФЗ 223, ПП 908, ПП 1132 и в положении о закупке, принятом самим заказчиком. Сначала публикуют изменения в план, публично извещая о данных изменениях. Далее публикуют протокол и раскрывают заявки, поданные участниками, и подводят итоги. В заключении публикуют договор, публикуя сведения о его выполнении.

    Борис Меньшов, 40 лет, Краснодар.

    Мы часто проводим государственные закупки после того, как планку понизили. И в больнице теперь практически все покупается посредством электронных торгов. В штате больницы предусмотрена должность специалиста по государственным закупкам, который проводит аукционы и организовывает отчетность по проведенным закупкам. В целом, мы работаем по ФЗ 44, где все подробно прописано, пока проблем не возникало. Было несколько жалоб, но абсолютно не обоснованных, и в результате они так и остались без позитивного решения для жалобщиков.

    Наталья Булатова, 35 лет, Омск.

    Я веду государственные закупки в двух учреждениях, работая на пол ставки в каждом из них. В целом, мне нравиться работать по ФЗ 44, все прописано от А до Я, только выполняй требования и все. Так работать гораздо удобнее, следует только вовремя публиковать информацию и подавать отчеты, иначе за это предусмотрены немаленькие штрафы. К тому же, хотя бы раз в месяц к нам приезжает проверка, и смотрит, все ли в порядке. Если что-то непонятно, то можно проконсультироваться у юриста или же позвонить в службу поддержки.

    Для желающих участвовать в госзакупках существуют следующие необходимые этапы:

    1. Цифровая подпись должна быть зарегистрирована в любом удостоверяющем центре.
    2. На портале государственных услуг необходимо зарегистрироваться.
    3. На сайте, регулирующем вопросы госзакупок, также следует зарегистрироваться.
    4. Формулирование положений.
    5. Создание и последующее размещение на сайте документации, включающей план проведения мероприятий по закупкам.
    6. Необходимо завершить настройку профиля на государственном сайте закупок.
    7. Предоставление полной и конкретной документации лицам, задействованным в данном процессе.

    После осуществления всех вышеперечисленных мероприятий, лицо становится непосредственным участником конкурса. По его итогам с одним из конкурсантов и заключается контракт.

    В Единую Информационную Систему в обязательном порядке вносятся следующие данные:

    • Способы осуществления закупок, необходимые для проведения мероприятий.
    • Порядок проведения торгов, который предполагает заказчик.
    • Отбор предположительных поставщиков, способы его проведения.
    • Сроки выполнения проекта и период перечисления финансовых средств согласно расчетам.
    • Порядок заключения договора между сторонами.
    • Порядок и проведение оплаты за выполненные работы.
    • Порядок наложения штрафов и их объем.
    • Алгоритмы решения возможных конфликтных ситуаций.

    Также в обязательном порядке загружаются остальные документы, связанные с закупочной деятельностью. К ним можно отнести планы и извещения по закупкам, непосредственно проект договора и протоколы, составленные в ходе закупок.

    Нет нужды публиковать все данные о предстоящих закупках, если их сумма не превышает 100000 рублей. К запрету подлежит любая информация, касающаяся государственной тайны.

    Согласно 223-ФЗ сроки, установленные законом нужно соблюсти в обязательном порядке. К ним относятся:

    • Размещение в ЕИС Положения о закупках, а также всех связанных с ним изменений в течение 15 суток.
    • Размещение извещения о закупках в течение 20 суток или изменений в нем в течение трех суток.
    • Ответы на запросы участников до тех суток с момента их поступления.
    • Протоколы по закупкам и публикация подписанного сторонами договора, на которые также дается 3 дня.
    • Изменения по договору в течение 10 дней с момента их внесения.
    • Ежемесячный отчет по закупкам, подаваемый 10 числа каждого месяца.
    • Ежегодный отчет, подаваемый в течении января года, следующего за отчетным.

    Помимо представленных выше существуют дополнительные сроки, касающиеся приема заявок участников. Они зависят от размера поставщика, порядка процедуры отбора и финансовых объемов проекта. В целом это диапазон в 5-7 дней.

    Основным отличием ФЗ 223 является то, что он более прост для участников закупок и предъявляет менее строгие требования. К примеру, согласно ему, участники самостоятельно формулируют правила проведения закупок, любой специалист компании может осуществлять закупки, торги могут быть организованы на любой из 150 электронных площадок. Помимо этого у 44 ФЗ можно найти ряд отличий:

    1. Объемы данного закона больше в 10 раз, что упрощает работу новичкам, но совершенно не нужно профессионалам.
    2. Нарушения любого пункта регламента чревато крупным штрафом и внесением организации в черный список.
    3. Ограничены объемы закупок у одного поставщика.
    4. Доступны только 5 платформ для электронных торгов.
    5. Строгие сроки соблюдения каждого этапа.
    6. Победитель аукциона должен предоставить гарантии договора в размере 5-10% от общей суммы в зависимости от пожеланий заказчика.
    7. Заказчик не может самостоятельно вносить изменения в договор или расторгнуть его.

    Эти пункты нельзя назвать недостатками, так как они вносят более конкретный характер в процедуру госзакупок, что помогает не потеряться при самостоятельном регулировании, так как все этапы заранее расписаны. ФЗ 223 позволяет самостоятельно формулировать сроки выполнения этапов.

    Глава 7. Закупки в электронной форме в соответствии с Законом №223-ФЗ

    Федеральный закон №223-ФЗ намного меньше, чем 44-ФЗ, но это не означает, что работать по нему проще. Федеральный закон №44-ФЗ регулирует всё очень детально, поэтому в нём больше статей, а в 223-ФЗ содержатся только основные принципы и положения о закупках. Способы их проведения, требования к участникам и прочие нюансы заказчик определяет самостоятельно — в собственном положении о закупках. Это означает, что, помимо самого закона, участникам придется изучать правила, действующие для каждой конкретной закупки.

    Другие отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ:

    Несмотря на то, что заказчик вправе устанавливать свои правила закупок, они не должны нарушать установленные 223-ФЗ принципы и условия.

    Принципы закупок:

    1. Информационная открытость.
    2. Равные для участников требования и условия закупки.
    3. Недопустимость дискриминации участников закупки.
    4. Запрет на установление для участников закупки неизмеряемых требований — таких, по которым они не могут самостоятельно оценить соответствие критериям.
    5. Недопустимость необоснованных и незаконных ограничений конкуренции.
    6. Целевое и эффективное расходования заказчиком средств.
    7. Обязанность соблюдения всех положений 223-ФЗ, других законов и нормативно-правовых актов Правительства РФ, принятых в соответствии и во исполнение 223-ФЗ.

    Кроме того, 223-ФЗ определяет правила:

    • конкурентной закупки, в том числе в электронной форме (ст.ст. 3.2-3.4);
    • закупок в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием (ст. 3.1);
    • закупок отдельных видов товаров, работ и услуг государственными компаниями и корпорациями (ст. 3.1-1);
    • закупок для создания объектов архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, разработки на их основе проектной документации для объектов капитального строительства (ст. 3.1-2);
    • закупок у единственного поставщика и закрытым способом (ст.ст. 2.5 и 3.6);
    • информационного обеспечения закупок (ст. 4);
    • мониторинга и контроля закупок (ст.ст. 5 и 5.1, 6 и 6.1);
    • обжалования нарушений в сфере закупок по 223-ФЗ (части 10—13 ст. 3).

    223-ФЗ только рамочно определяет требования к участникам закупок (поставщикам).
    Участником закупки по 223-ФЗ может быть:

    • юридическое лицо или группа юридических лиц, действующая как один участник;
    • физическое лицо или группа физических лиц, действующая как один участник;
    • индивидуальный предприниматель или группа ИП, действующая как один участник.

    Для юридических лиц не имеют значения организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение организации и место происхождения капитала. Согласно позиции Минэкономразвития (письмо от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371), допускается участие в закупке аффилированных между собой участников.

    Конкретные требования к участникам заказчик указывает в положении о закупках и в документации о закупке согласно положению о закупках. Иные требования предъявлять нельзя.

    Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — главный орган, контролирующий соблюдение заказчиками и участниками закупок положений Федерального закона №223-ФЗ. Он же рассматривает большую часть жалоб.

    Кроме того, предусмотрен ведомственный контроль на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Они контролируют закупки в порядке исполнения функций учредителя госкомпании, предприятия или учреждения, выступающего заказчиком.

    В случае серьёзных нарушений со стороны участника закупки, в том числе допущенных в процессе исполнения договора, его могут внести решением ФАС в реестр недобросовестных поставщиков.

    В отличие от строгого 44-ФЗ он позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупочных процедур, обязывая лишь прописывать эти правила в Положении о закупке. Из-за этого участвовать в торгах по правилам 223-ФЗ сложнее – в каждом конкретном случае приходится тщательно изучать документацию и подстраиваться под требования организатора торгов. Еще одна особенность – на должность специалиста по закупкам заказчик может назначать любого человека, независимо от наличия у него профильного образования.

    Заказчики по 223-ФЗ сами устанавливают правила закупочных процедур, ориентируясь на требования, установленные законом. Правила фиксируются в Положении о закупке. Провести аукцион по 223-ФЗ можно на любой электронной площадке – сейчас их уже больше 150. При этом не имеет значения способ регистрации, закон допускает размещение торгов на площадках с бесплатной и платной регистрацией.

    Отсканируйте оригинал с печатью ФНС – все страницы вместе с прошивкой. Текст должен хорошо читаться. Нужно предоставлять последнюю редакцию устава. Если вносились изменения, их тоже надо приложить. Если в торгах участвует юрлицо, прикладывается решение, если предприниматель – цветная копия всех страниц паспорта.

    Не так давно на территории нашего государства стал вводиться закон ФЗ 223. Этот закон 223 касается всего, что хоть как-то связано с осуществлением государственных закупок. Основным целями и задачами нового Федерального закона под номером 223 (223 закон о закупках) являются:

    • открытость закупок для широкой массы общественности. Любой потенциальный поставщик работ, товаров, услуг должен иметь доступ к информации о проводимых и планируемых закупках, из любой точки нашего государства.
    • отсутствие необоснованной и ограниченной конкуренции, принципами равноправия и справедливости между всеми участниками торгов в рамках государственных закупок (223 закон).
    • эффективное расходование бюджетных средств, открытость и контроль над расходованием целевых активов, направленных на реализацию поставленных целей.
    • отсутствие непреодолимых требований заказчика по отношению к поставленным задачам, заказчик должен кратко и понятно излагать требуемые работы, услуги, товары, при этом не должен необоснованно усложнять спецификацию.

    1. Управляемые закупки, в которых победитель определен заранее

    Более крупные заказы по 223-ФЗ, казалось бы, означают, что здесь с большей вероятностью могут проявиться злоупотребления. Иногда и сами заказчики не хотят отдавать поставки в чужие руки и предпочитают работать с проверенными поставщиками. Но для этого им не нужно нарушать закон: у заказчика есть возможность обосновать и предусмотреть в положении о закупках приобретение товаров/работ/услуг у единственного поставщика, причем на неограниченные суммы.

    Сам факт наличия тендера значит, что заказчик заинтересован в конкурентной процедуре. Следовательно, победитель заранее неизвестен – и есть смысл принять участие в торгах.

    Важный момент: корпоративные закупки часто требуют дополнительных согласований и личных встреч с заказчиком до торгов. Даже если не выиграете тендер, у вас будет шанс наладить личные связи с крупным контрагентом, рассказать о возможностях компании, предложить сотрудничество.

    2. Слишком сложная документация

    Отчасти это так. Требования к поставщику, технические условия заказчик разрабатывает самостоятельно и прописывает в Положении о закупках, поэтому для каждого тендера придется готовить свой пакет документов. Воспользоваться одними и теми же шаблонами, как в торгах по 44-ФЗ не получится.

    Но есть и хорошие новости. С 2019 года многие государственные корпорации обязали поддерживать малый и средний бизнес, отдавая им до 20 % заказов. Закупки, ориентированные на эту категорию, имеют ограниченный перечень документов. Торги все чаще проводятся в электронном виде, и подавать бумажный вариант не нужно.

    Все требования к закупкам публикуют вместе с заявкой, поэтому главное – внимательно их читать и ничего не упускать. Если сомневаетесь в своей компетенции, к разработке заявки и пакета документов всегда можно привлечь специалистов.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    © Моё Право, 2022 | Все права защищены