Создание извещения о закупке у единственного поставщика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создание извещения о закупке у единственного поставщика». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+

Извещение о закупке у единственного поставщика по 44 и 223 ФЗ 2020 г.

Формирование и публикация извещения о закупке у единственного поставщика предусмотрено не всеми пунктами части 1 статьи 93 указанного Федерального закона, а только теми, информация о проведении закупке которых не публикуется в плане-графике и, соответственно, не имеет широкого распространения.

По сравнению с извещением, которое формируется для конкурентных способов закупки, информация в нем также должна в полной мере охарактеризовать объект закупки, а также обосновать необходимость проведения закупки именно конкретной процедурой. Однако не требуется указание возможных торговых площадок, так как контракт подписывается непосредственно с конкретным поставщиком в бумажном виде.

Кроме того, в отношении такой закупки не потребуется формировать в извещении информацию о том, каким образом происходит установление начальной максимальной цены контракта.

Для публикации извещения существует определенный срок, который не может быть меньше пяти дней с момента публикации такого извещения в ЕИС до момента подписания контракта по итогам проведенной процедуры.

Так как проверка проведенной закупки для установления того, является ли та или иная закупка правомерной, а также для того, чтобы проверить, были ли допущены какие-либо еще нарушения относительно проводимой процедуры, на государственного или муниципального заказчика накладывается обязательство организовать хранение всех закупочных материалов, в том числе извещений и закупочной документации.

Если речь идет о закупках стоимостью до трех миллионов рублей независимо от проводимой формы такой закупки, то вся документация по ней, в том числе и извещение, должны храниться не менее трех лет. Такое требование устанавливается как собственно Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», так и Гражданским Кодексом Российской Федерации, в частности статьей 196 указанного Кодекса.

Инструкция по составлению извещения для закупки по 223-ФЗ

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 300 тыс. рублей. Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений.

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах.

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.
  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

1. Для подготовки извещения перейдите в Личный кабинет, раскройте раздел Проведение закупок и продаж и нажмите ссылку Мои закупки.

2. На отобразившейся странице нажмите кнопку Создать закупку, выберите в появившемся выпадающем списке Способ закупки вариант Закупка у единственного поставщика и нажмите кнопку Создать.

3. Заполните отобразившуюся форму, следуя указанным требованиям и разъясняющим комментариям, после чего нажмите кнопку

Сохранить и перейти к лоту

С помощью ссылок, расположенных в строке Действия, вы можете Редактировать информацию о процедуре или Удалить извещение.

Примечание: если вы редактируете ранее сформированное объявление, то при нажатии кнопки

Отменить изменения

1. Чтобы опубликовать закупку в Системе, нажмите кнопку

Объявить процедуру

на странице Извещение. Система запросит вашу электронную подпись.
2. Ознакомьтесь с подписываемым документом, нажав ссылку Показать подписываемый документ, после чего нажмите кнопку

Подписать и сохранить

При установлении ценового максимума (прописывается в положении о закупке), при котором заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика, необходимо руководствоваться принципами, установленными 223-ФЗ. К ним относятся:

  • равноправие;
  • отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • справедливость;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ и услуг и сокращение издержек;
  • информационная открытость закупки;
  • отсутствие ограничения допуска участников к закупке путем установления неизмеримых требований к ним.

Не следует указывать чрезмерно высокий ценовой порог для прямых закупок у единственного источника без рассмотрения конкурентных предложений, поскольку данные действия могут вызвать вопросы у поставщиков и контролирующего органа. Во избежание спорных ситуаций заказчику необходимо четко следовать букве закона, не нарушать принципы 223-ФЗ. С другой стороны, на практике возможны такие ситуации, когда организатор торгов начинает «дробить» крупные закупки, заключая большое количество договоров по поставке одного и того же товара (работ или услуг), чтобы избежать конкурентных процедур. Прямого запрета на такое дробление закупок в 223-ФЗ нет, но подобные действия нарушают принципы закупочного процесса. Поэтому заказчик, определив потребности в товарах (работах или услугах), сначала проводит конкурентную закупочную процедуру, отбирает наиболее приемлемое по цене и качеству предложение и заключает договор с победителем. А в случае, если приобретенного товара (работ, услуг) не будет достаточно для удовлетворения нужд, заказчик может докупить недостающее у единственного источника без проведения дополнительных конкурентных процедур.

НА ФИРМЕННОМ БЛАНКЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОТОКОЛ

Заседания комиссии

02 марта 2015 года

г. …. (указать название)

Состав единой комиссии:

Председатель комиссии:

Фамилия, имя, отчество должность

Члены комиссии:

1.

Фамилия, имя, отчество

Должность

2.

Фамилия, имя, отчество

Должность

3.

Фамилия, имя, отчество

Должность

4.

Фамилия, имя, отчество

должность

5. Фамилия, имя, отчество должность


На заседании присутствуют все члены комиссии. Кворум для принятия решения имеется.

Запрос предложений на поставку бензина Аи-80, № извещения ….., в количестве 300 000 л был признан (наименование заказчика) несостоявшимся в связи с отсутствием заявок, комиссия, изучив рынок поставляемого товара,

ПРИНЯЛА РЕШЕНИЕ:

Заключить договор поставки бензина Аи-80 с единственным источником (на основании п… Положения о закупке товаров, работ и услуг) на его условиях для нужд (наименование организации) в количестве 300 000 л. Общая стоимость товара составляет ….(рублей) с учетом НДС 18%. Срок действия договора с 15.03.2015 г. по 31.12.2015 г. .

Решение принято единогласно, всеми присутствующими членами комиссии.

Председатель комиссии:

Фамилия, имя, отчество подпись

Члены комиссии:

1.

Фамилия, имя, отчество

Подпись

2.

Фамилия, имя, отчество

Подпись

3.

Фамилия, имя, отчество

подпись

После публикации заказчиком протокола о закупке у единственного источника на ООС данные сведения становятся доступными для всеобщего ознакомления.

Чтобы посмотреть сведения о протоколе, необходимо найти нужную закупку, далее возможны два варианта:

1) в разделе «протоколы» с помощью функционала сайта выбрать параметр «печатная форма» либо «просмотр».

Если была выбрана «печатная форма», то на экране появится информация о протоколе, а именно:

— наименование закупки;

— способ проведения закупки;

— сведения о заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес);

— дата подписания;

— предмет договора;

— начальная максимальная цена;

— сведения об отсутствии заявок.

Если был выбран «просмотр», то сайт представит для ознакомления

— общие сведения:

  • название;
  • основание для формирования протокола (№ извещения с указанием даты);
  • сведения о протоколе (дата подписания);
  • дополнительная информация;

— сведения о заявках (ноль);

— документы (загруженный файл с графическим видом протокола).

2) в разделе «документы», где отобразятся наименование документа, дате создания, имя файла и его размер. Для ознакомления с протоколом (в графическом виде) необходимо кликнуть мышкой его название.

Следует обратить внимание, что у актуального протокола (действующего), будет стоять отметка – «действующая редакция протокола». Если заказчиком были внесены изменения в протокол, то на сайте закупок будет размещена действующая редакция протокола и недействующая.

1. Заказчику необходимо через личный кабинет с помощью ЭЦП зайти в закрытую часть официального сайта и в реестре закупок выбрать закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), указав на данный способ закупки и нажав «выбрать». Таким образом заказчик приступает к формированию извещения о закупке.

2. Далее указывается общая информация о закупке. На свое усмотрение заказчик может заполнить контактные сведения лица, с которым можно связаться по данной закупке (фамилия, имя, отчество), а также сделать соответствующую пометку в требованиях к участникам закупки об отсутствии их в реестре недобросовестных поставщиков (данные сведения не являются обязательными для заполнения). Чтобы информация не была потеряна, следует каждый раз нажимать «сохранить».

3. После того, как будут заполнены общие данные о закупке, заказчик приступает к формированию лота, нажав на зеленый крестик «добавить лот».

Функционалом сайта предусмотрено указание места поставки: различные места поставки лотов и единое место поставки лотов. Заказчик выбирает нужный вариант. Например, если заказчик выберет единое место поставки, то ему нужно будет указать конкретный адрес поставки (с указанием федерального округа и региона). После нажатия кнопки «Ок» данные сведения сохранятся.

4. Далее следует внести общую информацию о лоте закупки. Сведения «номер лота», «наименование предмета договора (лота), начальная (максимальная) цена договора», «валюта» обязательны для заполнения. В информации о товаре, работе, услуге заказчик прописывает код ОКДП, ОКВЭД (необходимо ввести нужную комбинацию цифр и нажать «добавить»). Кроме того следует указать единицу измерения из представленного списка. Обязательна к заполнению также информация о количестве товара, работ и услуг. Если его невозможно определить, то заказчик делает пометку об этом. Теперь необходимо нажать «добавить в таблицу», после чего вся информация окажется в таблице. Чтобы данные не были потеряны, следует нажать «сохранить».

5. После заполнения сведений о лотах, заказчик переходит к документации. Информация о предоставлении документации не обязательна для заполнения. Заказчику необходимо прикрепить один или несколько файлов, для этого необходимо нажать «обзор», выбрать необходимый документ и кликнуть «прикрепить». В прикрепленных файлах отобразится загруженный документ.

Если вдруг заказчик ошибочно загрузил не тот файл, то он может удалить его (нажать красный крестик «удалить») и повторно разместить соответствующий документ. Следует обратить внимание, что извещение формируется автоматически в виде печатной формы и прикреплять его в составе документации не требуется. При публикации печатная форма, файлы документации и проект договора автоматически будут подписаны ЭЦП пользователя.

5. Перед тем как разместить информацию о закупке у ЕИ на официальном сайте, заказчику следует вернуться на этап формирования извещения. С помощью треугольника справа от наименования закупки выбрать «опубликовать».

Если при формировании сведений заказчиком были допущены ошибки, то функционал сайта оповестит его об этом, дав возможность либо продолжить публикацию, либо отменить ее, чтобы исправить.

Каждый раз перед тем как разместить на официальном сайте данные о закупках, заказчику следует не забывать о том, что публикация информации на официальном сайте является юридически значимым действием, которое влечет ответственность за подписанную ЭЦП информацию. Поэтому функционалом сайта предусмотрена возможность предупредить заказчика об этом.

6. После публикации сведений на официальном сайте закупка у единственного источника окажется на этапе работы комиссии, минуя этап подачи заявок, поскольку данный вид закупки неконкурентный и не предусматривает подачи участниками заявок. Среди размещенных заказчиком закупок следует выбрать закупку у единственного источника, затем с помощью треугольника справа перейти к сведениям о закупке.

7. Следует выбрать вкладку «Протоколы», кликнуть зеленый крестик «создать протокол». Название такого протокола «протокол для способа «Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Заполняются сведения о протоколе: дата подписания (с помощью функционала сайта и календаря выбирается соответствующая дата с указанием дня, месяца, года). По усмотрению заказчика можно указать иную дополнительную информацию (кликнуть кнопку «далее»).

8. После заполнения общих сведений о протоколе в конкурентных закупках заказчиком обычно заполняются данные о поданных заявках. При закупке у единственного источника данное действие не выполняется, нажимаем «далее».

(случаи, когда заказчик применяет данный способ отображаются им в Положении о закупке товаров, работ и услуг)

«+»

— Заказчик вправе заключить договор с единственным источником, с которым у него был положительный опыт сотрудничества в прошлом

— Минимальная вероятность срыва закупочной процедуры по причине технических неполадок

-Заказчик не осуществляет подготовку технического задания, закупочной документации для осуществления закупочной процедуры

-Закупка у единственного источника занимает меньше времени (в данном случае участники не подают заявки) по сравнению с конкурентными способами закупок.

«-»

В отличие от конкурентных закупок у заказчика отсутствует возможность выбора наиболее приемлемых условий исполнения договора, которые участники предлагают в своих заявках. Большой риск закупить товары (работы, услуги) по завышенной цене.

— При дроблении закупки на более мелкие у заказчика возникает бумажная волокита при заключении большего количества договоров, также возможна в дальнейшем путаница среди бумаг.

— У контролирующих органов могут возникнуть вопросы о правомерности применения данного способа закупки, так как возможен сговор или договоренность с потенциальными поставщиками, а это, в свою очередь, является нарушением принципов закупочного процесса по 223-ФЗ.

— Осуществляя большое количество закупок у единственного источника, заказчик проводит все меньше конкурентных закупок, крупные закупки таким образом «дробятся» на более мелкие, что является ограничением конкуренции и нарушением принципов закупочного процесса по 223-ФЗ.

— Избегая конкурентные закупки, заказчик тем самым влияет на развитие экономики в целом. Конкуренция обеспечивает условия для развития, расширения и улучшения производства, стимулирует снижение цены, постепенно на рынке остаются наиболее надежные поставщики, подрядчики, исполнители, предлагающие качественные товары, работы или услуги по наиболее выгодной для заказчика цене.

Сроки публикации извещения о проведении закупки зависит от способа выбора поставщика.

  1. Извещение о проведении открытого конкурса в электронном виде публикуется не позднее 15 рабочих дней до окончания подачи заявок (по ч. 1 ст. 54.2 44-ФЗ).
  2. При проведении запроса котировок с НМЦК в пределах 250 тыс. р. извещение публикуется за 4 рабочих дня до окончания приема заявок. Если цена закупки находится в диапазоне от 250 до 500 тыс. р., то извещение публикуется за 7 дней. При проведении запроса котировок в электронном формате действуют единые сроки публикации извещения, не зависящие от НМЦК – они составляют 5 рабочих дней (ч. 1 ст. 82.2 44-ФЗ).
  3. Размещение извещения о запросе предложений происходит не позднее, чем за 5 рабочих дней до окончания сроков подачи заявок на участие (по ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ).
  4. При проведении торгов в формате электронного аукциона извещение публикуется как минимум за 7 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе при НМЦК до 300 млн р. или до 2 млрд р. для закупок строительных работ. Извещение об аукционе подается не менее, чем за 15 дней до окончания сроков подачи заявок.

Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать

До вступления в силу 71-ФЗ 31 июля 2019 года документация о закупках у единственного поставщика публиковалась не по всем основаниям. Она нужна была, например, при закупках у субъектов естественных монополий или если требовалось закупить не имеющее аналогов в РФ вооружение, работы по мобилизационной подготовке, при покупках билетов и пр.

Такие извещения должны были содержать сведения о заказчике, краткую характеристику предмета закупки, сроки исполнения обязательств, цену контракта, источник финансирования и величину обеспечения. С июля 2018 года обязанность публиковать извещения о закупках у единственного поставщика сняли с федеральных органов власти в сфере обороны и безопасности, МУПов и ГУПов.

С 31 июля 2019 года все закупки с единственным поставщиком проводятся в упрощенном формате и в ч. 3 ст. 93 44-ФЗ подчеркивается, что при неконкурентных закупках размещение извещений не требуется.

Соответственно, была скорректирована ч. 2 ст. 93 44-ФЗ, из которой исключили первое и второе предложение о случаях, когда заказчик обязан опубликовать извещение.

Несоблюдение сроков публикации извещений влечет за собой административное наказание для заказчиков. К штрафным санкциям могут привлечь как должностное лицо заказчика, так и его как юридическое лицо.

На основании ч. 1 ст. 7.30 КоАП за нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов на проведение аукциона или конкурса в пределах 2 рабочих дней грозит должностному лицу заказчика штрафом в размере 5 тыс. р., юридическому лицу – 15 тыс. р. Если же сроки были нарушены более, чем на 2 рабочих дня, то ответственность по ч. 1.1 указанной статьи возрастает до 30 тыс. р. для должностных лиц и до 100 тыс. р. – для юрлиц.

По ч. 1.2 ст. 7.30 КоАП за нарушение сроков размещения в ЕИС сведений о проведении закупки в форме запроса котировок и предложений на 1 рабочий день заказчику грозит штраф в размере 3 тыс. р. и 10 тыс. р. – для юрлиц. По ч. 1.3 при просрочке более, чем на 1 день, штраф должностному лицу устанавливается как 15 тыс. р., юридическому – 50 тыс. р.

Если закупочная документация была размещена, но с нарушением требований 44-ФЗ, то по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП наступает ответственность в размере 15 тыс. р. для должностных лиц и 50 тыс. р. – для юрлиц.

На основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП за нарушение регламента утверждения документации о закупках наказание устанавливается в виде штрафа 3 тыс. р. для должностных лиц.

Заказчику следует вначале предусмотреть закупку в плане-графике, а только потом размещать извещение. За размещение в ЕИС извещения о закупках ранее, чем 10 дней до внесения корректировок в план-график, влечет наложение штрафа для должностного лица в размере 30 тыс. р., согласно ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП.

После закупки документация не уничтожается. Заказчик должен обеспечить ее должное хранение. Речь идет как о документации, которая была оформлена как в электронном виде, так и в бумажном. При проведении в отношении заказчика плановых и внеплановых проверок контролирующие инстанции могут запросить интересующие их сведения по закупочной документации, а заказчик должен их предоставить. Наличие документов по закупкам станет при необходимости подтверждением соблюдения заказчиком всех правовых норм в процессе выбора поставщика.

В 44-ФЗ нет отдельной статьи, которая бы регламентировала порядок хранения закупочной документации. В ч. 15 ст. 53 44-ФЗ указывается на необходимость обеспечения сохранности конкурсной документации в течение 3 лет и более. В ч. 13 ст. 90 4-ФЗ аналогичные сроки указаны для хранения сведений о закупках в форме закрытого аукциона. Относительно других форм закупок в 44-ФЗ не содержится ответа на вопрос, сколько их нужно хранить.

В Приказе Минкультуры №558 от 2010 года приведены минимальные сроки для хранения закупочных регистров в 5 лет для обычных контрактов и 10 лет – для особо крупных. Таким образом, по закупкам, которые указаны в 44-ФЗ, заказчику следует обеспечить хранение в течение 3 лет, по другим формам – ориентироваться на Приказ Минкультуры и хранить их не менее 5 лет.

Закупка у единственного поставщика (ЕП) по 44-ФЗ – это способ закупки при котором контракт заключается с конкретным поставщиком без применения конкурентных способов осуществления закупки, т.е. заказчик предлагает заключить контракт определенному физическому или юридическому лицу. В большинстве случаев, такой способ определения поставщика является правом заказчика, а не его обязанностью.

Субъекты естественных монополий – это субъекты, которые занимаются производством и реализацией товаров, работ или услуг в условиях естественной монополией, т.е. никто другой таким производством не занимается. Существует утвержденный Реестр субъектов естественных монополий. В него включены субъекты естественных монополий в сфере водоснабжения, в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в области связи, в сфере захоронения радиоактивных отходов. Наиболее ярким примером субъекта естественной монополии в области почтовой связи является ФГУП «Почта России», в области электросвязи – «Ростелеком». Для того чтобы найти нужный заказчику субъект, необходимо обратиться к данному Реестру, выбрать соответствующую заказчику область местонахождения и посмотреть какая организация на данной территории является субъектом естественной монополии.

  1. Необходимо подготовить проект будущего контракта и выбрать планируемого исполнителя. Регламентированных критериев для его выбора нет, однако стоит руководствоваться принципом разумности, использовать свой опыт заключения контрактов, проконсультироваться с организациями, которые уже сотрудничали с планируемым исполнителем.
  2. Разместить информацию о позиции в плане-графике в ЕИС. В ней указывается сумма контракта и его условия.
  3. Ждать 5 календарных дней. В этот период контракт должен быть подписан обеими сторонами и на 6 день уже можно выкладывать информацию о заключении контракта в реестр контрактов, вместе со сканированным подписанным документом.
  4. В реестре контрактов необходимо создавать информацию об исполнении контракта. Прикладываются все копии приемочных документов. В реестре контрактов отдельно размещают сведения и по результатам приемки, и после оплаты. Регулярно публикуется каждая приемка товаров (приемочный документ) и оплата. Сведения (документы) размещаются в течение 5ти рабочих дней с даты подписания приемочного документа или совершения платежа (с даты платежного поручения). Публикация всех сведений (документов) один раз в конце исполнения контракта является нарушением.

К преимуществам относится возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком, простота процедуры размещения информации в ЕИС, отсутствие большой документации, относительно небольшая длительность заключения контракта.

К недостаткам данной процедуры можно отнести ограниченную возможность снижения цены контракта, отсутствие возможности выбрать наилучшие условия выполнения контракта, высокий риск проверки и возникновения претензий со стороны проверяющих, при допущении каких-либо нарушений при проведении данной процедуры.

Порядок, в котором обязаны осуществлять закупочную деятельность государственные корпорации и бюджетные учреждения, устанавливается Федеральным законом № 223-ФЗ. Этот нормативно-правовой акт не регламентирует процесс проведения тендера детально. Заказчики сами детализируют правила для процедур в положении, часто опираясь на правила 44-ФЗ. Вот пошаговая инструкция для извещения по 223-ФЗ у единственного поставщика.

Федеральным законом не установлено, что размещение извещения о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ является обязательным для заказчиков: он указывает на то, что такие уведомления должны быть, если речь идет об открытых конкурентных процедурах — конкурсах, аукционах, запросах предложений и котировках. Публиковать уведомление по закрытым и неконкурентным процедурам — выбор конкретного заказчика.

ВАЖНО! Если внутренним положением компании установлена обязанность публиковать уведомления, игнорировать ее нельзя, это нарушение.

Федеральным законом № 223-ФЗ установлены случаи, когда, проводя конкурентную процедуру, заказчик вправе не обнародовать ее:

  • если закупка совсем маленькая: до 100 000 рублей — для небольших организаций и до 500 000 рублей — для больших. Большой признается организация, чья годовая выручка превышает 5 млрд рублей;
  • при закупке финансовых услуг, в том числе вкладов, кредитов, выдачи банковских гарантий;
  • по договорам, предполагающим распоряжение государственным или муниципальным имуществом;
  • по закрытым процедурам;
  • если в отношении конкретной процедуры имеется Распоряжение Правительства РФ о неразмещении в ЕИС.

Законодательно определены сроки размещения уведомления по конкурентным процедурам:

  • конкурс — не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок на участие;
  • аукцион — аналогично конкурсу;
  • запрос предложений — не менее чем за 7 дней;
  • котировки — не менее чем за 5 дней.

Законом не урегулированы сроки размещения извещения по 223 ФЗ у единственного поставщика, заказчик вправе исходить из правил собственного положения и плана, который принял.

223-ФЗ одновременно с уведомлением о проводимой процедуре упоминает о закупочной документации, которая должна публиковаться вместе с уведомлением.

Если публикуется уведомление о проведении открытой конкурентной процедуры, а публикация извещений по таким тендерам обязательна и зафиксирована в законе, следует опубликовать:

  • само извещение;
  • документацию;
  • проект будущего договора.

Состав публикации с извещением о заключении договора с единственным поставщиком определяется в положении. Никаких законодательных требований, что писать в порядок предоставления документации по 223 ФЗ, нет. Разрешается ограничиться простым уведомлением.

Вот инструкция, как разместить извещение о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ:

  1. В личном кабинете выберите вкладку «Создание нового извещения».
  2. Выберите вид тендерной процедуры — у единственного поставщика.
  3. Заполните форму заявки, указав всю необходимую информацию.
  4. Опишите лоты.
  5. Загрузите закупочную документацию.
  6. Сохраните и опубликуйте уведомление.

223-ФЗ не устанавливает жестких правил отмены грядущего тендера, поэтому если заказчик хочет оставить за собой такое право, порядок следует подробно расписать во внутреннем положении. Следует указать:

  • основания для отмены тендера;
  • срок до окончания тендера, когда он отменяется;
  • порядок и срок возврата обеспечения заявок на участие, если заказчик требует таковое;
  • возможность позднее объявить закупку с таким же предметом и начальной ценой;
  • порядок уведомления участников об отмене тендера.

Внутренним распоряжением заказчик вправе утвердить единую форму уведомления об отмене тендера и пользоваться ею при необходимости.

Закупка у единственного источника, протоколы закупки

На практике заказчики могут столкнуться с такой позицией ФАС: на правовые возможности заказчика осуществлять ту или иную закупку у единственного поставщика влияет и то, относятся ли закупаемые товары, работы, услуги (ТРУ) к тем, которые согласно ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ заказчики обязаны закупать в электронной форме по Перечню[4].

В связи с этим весьма интересен конкретный случай, когда территориальный орган ФАС, рассматривая жалобу на неправомерную закупку заказчиком у ЕП работ по изготовлению единых платежных документов в виде бесконвертных отправлений с последующей доставкой абонентам, пришел к выводу, что, поскольку код ОКПД 2 этих работ есть в перечне ТРУ, которые должны закупаться в электронной форме, заказчик обязан был проводить данную закупку в электронной форме, а следовательно, конкурентным способом[5].

Напомним, что в Перечне таких ТРУ несколько десятков и они далеко не экзотичны, к ним относятся, например, услуги по чистке и уборке, мебель, канцелярские товары. Поэтому следование вышеприведенной позиции может серьезно усложнить закупочную деятельность заказчика. Вместе с тем эта позиция далеко не бесспорна, ведь в соответствующем правительственном постановлении прямо говорится о том, что закупка ТРУ, включенных в «электронный» перечень, не проводится в электронной форме, если осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) согласно положению о закупке заказчика (п. 2 Постановления № 616).

Отметим, что в принципе возможна даже такая ситуация: через закупку у единственного поставщика заказчик пытается вообще избежать электронных закупок, установив в своем положении о закупке норму о том, что такие закупки в числе прочего могут осуществляться в случае, когда закупаются ТРУ, определенные в соответствующем правительственном постановлении для электронных закупок.

Так или иначе, существующие правовые возможности устанавливать случаи закупки у единственного поставщика, имеющиеся либо у самих заказчиков, либо у их учредителей, ведут к тому, что наблюдается великое разнообразие этих закупок. Их можно разделить на следующие группы:

  1. Закупка ТРУ, в отношении которых нет конкурентного рынка поставщиков. Примеры – закупка услуг естественных монополий, услуг водоснабжения, газоснабжения. К этой же группе можно отнести ситуацию, когда исключительными правами или возможностями в отношении поставки тех или иных ТРУ обладает только один поставщик (например, заключается договор с организатором конкретного мероприятия, участие в котором планирует принять заказчик, или с лицом, обладающим авторскими правами на предмет интеллектуальной собственности).

  2. Закупка ТРУ, при которой требуется обеспечение совместимости таких ТРУ с уже используемыми заказчиком оборудованием, инструментами, транспортом, программным обеспечением и т. п. Сюда же можно отнести случай, когда заказчик проводит дополнительную закупку ТРУ к уже закупленным ТРУ.

  3. Закупка ТРУ в результате признания той или иной конкурентной закупки несостоявшейся в связи с тем, что в закупке участвовал только один поставщик (подрядчик, исполнитель).

  4. Закупка ТРУ, в которых у заказчика возникает срочная потребность, которую невозможно оперативно удовлетворить, используя конкурентные способы закупок.

  5. Закупка ТРУ на ограниченную сумму (малая закупка, закупка малого объема и т. п.). Отметим, что понятие «малой закупки» у разных заказчиков может быть очень разным. Например, в приведенном выше примере у муниципальных учреждений и унитарных предприятий Хабаровска размер такой закупки составляет 0,5 – 1 млн руб., а, скажем, у МУП «Мирнинский молокозавод» (Республика Саха (Якутия)) он составляет 5 млн руб. Здесь «творчество» заказчиков может выражаться в самых разнообразных правилах – например, встречаются случаи, не оспариваемые ФАС, когда заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на любую сумму, но не чаще двух раз в календарный год[6]. В целом же заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке определить максимальную цену договора с единственным поставщиком, это тоже подтверждается практикой ФАС[7].

  6. Закупка ТРУ в случае расторжения ранее заключенного договора по причине его неисполнения поставщиком и в условиях, когда у заказчика нет времени на проведение конкурентной закупки.

  7. Прочие случаи, когда заказчик полагает наиболее удобным для себя проводить закупку тех или иных ТРУ у единственного поставщика. Такие закупки можно назвать «закупками у единственного поставщика исключительно ради удобства». И именно таких случаев наблюдается огромное множество. Отметим, что достаточно часто заказчики «разрешают себе» закупать у единственного поставщика те ТРУ, в отношении которых существует достаточно развитый конкурентный рынок поставщиков. В качестве примера можно назвать закупки банковских услуг, услуг мобильной связи, проектных работ, транспортных средств, спецодежды, офисного оборудования и вычислительной техники, рекламных услуг и т. д. Пока законодательство не накладывает на заказчиков в этом плане каких-либо ограничений, «вольница» заказчиков имеет здесь самый большой размах.

Обратите внимание:

Чтобы не вызвать нареканий у ФАС, при проведении закупок у единственного поставщика заказчику необходимо, прежде всего, соблюдать свои же собственные правила в отношении таких закупок.

Например, на практике один из случаев закупки у ЕП – ситуация, когда поставщик закупаемых ТРУ является единственным поставщиком в данном регионе, а расходы заказчика, связанные с привлечением поставщиков из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным. Причины понятны, но если ФАС установит, что заказчик на основании этого пункта своего положения о закупке произвел закупку ТРУ, поставщики которых все-таки существуют в данном регионе во множественном числе, претензия к заказчику может иметь место на том основании, что он нарушает порядок осуществления закупок, установленный в его же собственном положении о закупке10.

Другой подобный пример – заказчик в своем положении о закупке установил, что закупка у единственного поставщика независимо от суммы закупки может осуществляться в случае, если предмет закупки имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика или какой-либо конкретный поставщик обладает исключительными правами в отношении предмета закупки и не существует никакой разумной альтернативы или замены, и по этой причине использование какого-либо другого способа закупки не представляется возможным. Однако при осуществлении такой закупки заказчик не смог обосновать перед ФАС и судами, что поставщик, с которым был заключен договор, действительно в отношении предмета закупки является единственным и неповторимым[8].

Нельзя не отметить, что на практике позиция отдельных контрольных органов по отношению к закупкам у единственного поставщика по Закону № 223-ФЗ может быть и «огульно жесткой». Такие контрольные органы считают, что установленный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принцип отсутствия необоснованного ограничения конкуренции не нарушается только в трех случаях:

  • когда производится закупка ТРУ на низкоконкурентном рынке;

  • когда закупка проводится в результате признания конкурентной закупки несостоявшейся;

  • когда закупка носит экстренный характер (например, для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации).

Соответственно, во всех остальных ситуациях, с точки зрения сторонников такого подхода, заказчик просто злоупотребляет своей свободой.

Более того, в отдельных случаях и территориальные органы ФАС, и суды доходят в своих решениях до следующего весьма радикального вывода: поскольку заказчики по Закону № 223-ФЗ должны руководствоваться в своей деятельности и «другими федеральными законами» (ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), то нормы Закона № 44-ФЗ должны применяться к закупкам по Закону № 223-ФЗ в части, не урегулированной Законом № 223-ФЗ, а условия и правила закупок у единственного поставщика Закон № 223-ФЗ как раз и не регулирует[9]. И раз, например, закупка ГСМ у единственного поставщика не допускается по Закону № 44-ФЗ, то она не должна допускаться и по Закону № 223-ФЗ.

Такие выводы очень опасны для большинства заказчиков, которые достаточно вольно устанавливают в своих положениях о закупке различные случаи закупки у единственного поставщика. Но точку в этой спорной ситуации, вероятно, сможет поставить только ВС РФ, если дело дойдет до него. Ведь такой глобальный вывод одновременно может значить и то, что в своих положениях о закупке заказчики должны ориентироваться на нормы Закона № 44-ФЗ не только в отношении закупок у единственного поставщика, а вообще в отношении любых ситуаций, которые не регулируются нормами самого Закона № 223-ФЗ. А это, нужно признать, уже не что иное, как полный пересмотр подходов, сложившихся в практике.

Еще один важный вопрос, имеющий отношение к закупкам у единственного поставщика, касается темы дробления закупок. Не секрет, что закупки одних и тех же ТРУ посредством заключения нескольких договоров с одним и единственным поставщиком вместо проведения конкурентной закупки и заключения одного крупного договора не так уж редки. Как правило, в ситуации, когда заказчик ограничен стоимостным порогом однократной закупки у единственного поставщика, установленным в его положении о закупке (см. выше).

Следует помнить, что в самом Законе № 223-ФЗ не содержится норм, которые запрещали бы такое дробление, но одним из принципов закупок является отсутствие необоснованного ограничения конкуренции (п. 2 ч. 1 ст. 3). При рассматриваемом дроблении конкуренция однозначно отсутствует: заключая несколько «мелких» договоров с одним поставщиком, заказчик лишает возможности других поставщиков принять участие в «крупной» конкурентной закупке. Поэтому ключевое значение здесь имеет вопрос о том, обоснованно ограничивается конкуренция или нет.

Например, если заказчик вместо одной конкурентной закупки «монолитных» работ для строительства здания в течение трех месяцев заключает семь договоров на эти работы с одним и тем же подрядчиком (все договоры не превышают установленного в положении о закупке порога для закупок у ЕП) и при этом не может обосновать необходимость оперативного и срочного удовлетворения своих нужд в этих работах, то его действия могут быть признаны нарушающими вышеуказанный принцип осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ[10].

«Косо смотрят» на дробление закупок и регулирующие органы. Так, Минэкономразвития указывало, что в таких случаях злоупотребление заказчиком правом осуществления закупки у единственного поставщика приводит к недобросовестной конкуренции[11].

В ряде случаев ФАС и суды не считают дробление закупок нарушением Закона № 223-ФЗ.

Например, суд не усмотрел нарушения Закона № 223-ФЗ в случае, когда заказчик заключил несколько договоров подряда на устройство поручней для инвалидов по зрению отдельно в отношении каждого этажа здания. В решении суда отмечается, что установка поручней на каждом этаже здания может осуществляться как одновременно, так и с перерывом во времени, технологических препятствий для установки поручней на одном из этажей без их установки на другом этаже нет, разделение работ по этажам не является нарушением закона[12].

В другом случае суд счел незаконным решение ФАС о нарушении заказчиком Закона № 223-ФЗ в виде искусственного дробления закупки на два договора по оценке технического состояния аттракционов, поскольку ФАС в рамках административного дела не привела правовых норм, указывающих на невозможность заключения заказчиком двух договоров с одним поставщиком, и не доказала факт искусственного дробления договоров[13].

Закупка у единственного поставщика. Протоколы закупки

Вся информацию, которая касается закупки у единственного поставщика, представлена в статье 93 закона 44-ФЗ. В первой части приведен перечень оснований, когда можно заключать контракт с единственным поставщиком. Случаев таких довольно много, однако извещение понадобится составлять не всякий раз. О необходимости извещать или уведомлять ФАС о контракте сказано в части 2 статьи 93.

Решение вопроса о необходимости извещать о контракте с единственным поставщиком зависит от того, по какому основанию он заключается.

В некоторых других случаях закон 44-ФЗ требует от заказчика уведомить контролирующий орган после заключения контракта с единственным поставщиком. Это требуется, если:

  • контракт заключен на выполнение работ или услуг, исполнить которые могут только органы исполнительной власти либо подведомственные учреждения;
  • закупаются товары, работы или услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций и прочих обстоятельств непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в экстренной медицинской помощи, для оказания гуманитарной помощи и так далее;
  • если заключается договор федеральным органом исполнительной власти на лечение гражданина РФ за рубежом;
  • если закупаются транспортные услуги для военных перевозок.

Уведомление о контракте с единственным поставщиком в таких случаях должно быть направлено в ФАС не позднее одного рабочего дня после его заключения. К нему следует приложить копию контракта и обоснование его заключения.

Чтобы разместить извещение, нужно войти в ЕИС и перейти во вкладку «Закупки». Далее выбрать «Реестр закупок по 44-ФЗ». Вверху справа расположена кнопка «Создать». Нужно ее нажать и далее выбрать один из двух вариантов:

  • извещение о закупке по плану-графику;
  • извещение о закупке.

Если закупка у единственного поставщика проводилась на основании информации из плана-графика, то все необходимые сведения в извещение будут загружены из этого документа. Если же закупка проводится вне плана, нужно внести все требуемые параметры. Проект контракта к извещению прикладывать необязательно.

Если извещение будет размещено, удалить его будет уже невозможно.

С середины текущего система госзакупок претерпевает изменения. Коснутся они и закупки у единственного поставщика.

Так, с 1 июля 2018 года требования о размещении рассматриваемого извещения не будет относиться к органам федеральной власти в сфере обороны и обеспечения госбезопасности, а также подведомственным им предприятиям.

Кроме того, если закупка у единственного поставщика стала следствием несостоявшейся конкурентной процедуры, то участник, с которым заключается контракт, приравнивается к победителю процедуры определения поставщика. В таком случае согласовывать с антимонопольным ведомством заключение контракта с единственным поставщиком будет не нужно.

Заключить контракт с единственным поставщиком можно будет при признании несостоявшимися таких процедур:

  • конкурса в электронной форме;
  • электронного аукциона;
  • запроса котировок в электронной форме;
  • запроса предложений в электронной форме.

Заказчику нужно найти единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают каких-либо критериев или требований для выбора.

Обычно контракты заключают с проверенными и хорошо известными контрагентами, у которых заказчик ранее уже проводил закупку необходимых товаров (работ, услуг).

ЗАКУПКА У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ЕП)

Заказчик может сообщить выбранному контрагенту о своем желании заключить контракт любым удобным способом (в письменной или устной форме).

Контрактное законодательство не устанавливает определенного порядка, который нужно соблюсти при направлении предложения о заключении контракта.

После выбора единственного поставщика и получения его согласия заказчик, как правило, издает приказ о проведении такой закупки.

Закон не требует его составления. Однако в некоторых учреждениях сложилась практика заключения контрактов, которая это предусматривает.

Проект контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) нужно направить поставщику (подрядчику, исполнителю) для согласования.

Контракт должен содержать все существенные условия.

При этом заказчик обязан установить в нем требование об обеспечении исполнения контракта, если происходит закупка:

  • у поставщика, определенного Президентом РФ или Правительством РФ, если такая обязанность установлена соответствующим нормативно-правовым актом;
  • работы по мобилизационной подготовке;
  • учреждением, исполняющим наказания, товаров для трудоустройства осужденных;
  • услуг по участию в мероприятии для нужд нескольких заказчиков;
  • услуг по реализации билетов и абонементов на посещение мероприятий, а также экскурсионных билетов и путевок;
  • услуг авторского контроля, технического и авторского надзора;
  • в случае признания закрытой или конкурентной закупки несостоявшейся;
  • оборудования, программного обеспечения образовательными организациями – инновационными площадками;

Закон устанавливает ряд случаев, когда заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о закупке. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

В извещении нужно указать:

  • сведения о заказчике (специализированной организации);
  • краткое изложение условий контракта с информацией по пункту 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ;
  • все ограничения, которые устанавливает законодательство на участие в определении поставщика;
  • размер и порядок внесения обеспечения исполнения контракта.

Об этом сказано в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Также к извещению о проведении закупки у единственного поставщика стоит прикрепить проект контракта.

Обоснование: Положения Закона № 44-ФЗ этого не требуют. Между тем Минэкономразвития России считает, что проект контракта к извещению нужно прикрепить. Ведь именно в нем перечислены все условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в письме от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2739.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

© Моё Право, 2022 | Все права защищены