Порядок применения льгот особенностей налогообложения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок применения льгот особенностей налогообложения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Оборотные активы
  • Бухгалтерский баланс
  • Юридическое лицо
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

Налоговые льготы — это полное или частичное освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков (юридических лиц или физических лиц), предоставляемое нормами действующего законодательства о налогах и сборах; элемент налогообложения.

Налоговые льготы могут предоставляться по одному или нескольким налогам и сборам.

В Российской Федерации с принятием НК РФ используется термин «льготы по налогам и сборам».

Льготы по налогам и сборам — предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы по налогам и сборам — это преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Применение льгот является не обязанностью налогоплательщика, а правом, которым он может и не воспользоваться и исчислять налоги на общих основаниях. Если же налогоплательщик желает воспользоваться предоставляемыми ему законодательством о налогах и сборах льготами, ему необходимо выполнить все условия, которые установлены законодательством для их применения.

Поощрительная (стимулирующая) подфункция налогов проявляется в первую очередь через налоговые льготы, ко­торые позволяют создать благоприятный налоговый режим для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Льготирование налогоплательщиков и плательщиков сбо­ров является одним из важнейших методов осуществления на­логовой политики.

При установлении налоговых льгот налогооблагающие субъекты в первую очередь исходят из необхо­димости:

— соблюдения справедливости при перераспределении фи­нансовых средств;

— улучшения материального положения отдельных кате­горий физических лиц;

— повышения финансовой устойчивости отдельных кате­горий организаций;

— стимулирования определённых видов деятельности и производств;

— создания благоприятного инвестиционного климата в государстве или на отдельных территориях.

Льготами по налогам и сборам

признаются предостав­ляемые отдельным категориям налогоплательщиков и пла­тельщиков сборов предусмотренные налоговым законодатель­ством преимущества по сравнению с другими налогоплатель­щиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор вовсе, уплачивать его в меньшем размере либо в более поздний срок.

Фактически налоговая льгота является дополнительным правом, предоставляемым налогоплательщику при наличии определённых условий. Как правило, налогоплательщик са­мостоятельно решает, следует ли ему воспользоваться нало­говой льготой или нет. В силу этого налогоплательщик вполне может отказаться от её использования либо приостановить использование на один или несколько налоговых периодов. Однако в случае принятия положительного решения налого­плательщик должен ещё обосновать свое право на налоговую льготу, т. е. доказать наличие у него соответствующих осно­ваний её применения.

Нормы налогового законодательства, определяющие осно­вания, порядок и условия применения льгот по налогам и сбо­рам, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК РФ).

В зависимости от того, изменение каких элементов нало­гообложения предполагает та или иная налоговая льгота, и с учетом характера этих изменений, можно выделить следую­щие их виды:

— понижение ставки налога;

— освобождение от уплаты налога;

изменение срока уплаты налога;

— реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам.

Изъятие — это разновидность налоговых льгот, дающих право налогоплательщику исключать из налогооблагаемой базы (освобождать от налогообложения) отдельные её части.

Скидка предоставляет налогоплательщику право умень­шения налогооблагаемой базы на сумму определённых выче­тов.

Понижение ставки налога, как льгота дает возможность уплачивать налог (сбор) по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке.

Освобождение от уплаты налога (налоговая привилегия) предусматривает полный или частичный отказ налогообла-гающего субъекта от налоговых притязаний в отношении от­дельных категорий налогоплательщиков в течение определён­ного срока или бессрочно.

Изменение срока уплаты налога — льгота, позволяющая уплачивать налоги в более поздние сроки.

Реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам предоставляет налогоплательщикам возможность отсрочки исполнения обязанностей по уплате недоимок, пе­ней и штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах.

По основаниям налоговые льготы подразделяются на предоставляемые:

— в силу положений законодательства о налогах и сборах;

— на основании решения уполномоченного органа.

Для получения налоговых льгот первого вида достаточ­но иметь основания, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Для получения же права на использование налоговых льгот второго вида, помимо оснований, предусмот­ренных законодательством о налогах и сборах, дополнитель­но требуется ещё соответствующее решение уполномоченно­го органа. Например, изменение сроков уплаты федеральных налогов и сборов осуществляется на основании решений фе­дерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Наряду с льготами, предоставляемыми отдельным катего­риям налогоплательщиков, налогооблагающие субъекты мо­гут устанавливать на территории государства или части его территории льготные режимы для всех налогоплательщиков или для тех из них, которые являются нерезидентами. Такие государства и территории именуются как зоны льготного налогообложения или иначе — оффшоры.

Порядок применения налоговых льгот

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

Порядок применения, установления и использования налоговых льгот регулируется Налоговым кодексом и сопутствующими федеральными и региональными законами.

Более того одним из преимуществ (льгот) является возможность неуплаты налогов и сборов, что предусмотрено статьей 56 Налогового Кодекса. Налоговые льготы не являются обязанностью плательщика.

Налоговое законодатиельство дает право плательщику налогов или сборов использовать налоговые льготы или же отказаться от них, независимо от причин.

При этом иностранные граждане, которые подлежат процедуре налогообложения на территории РФ, не могут пользоваться правом на предоставление преимуществ. Налоговые льготы для них не предусмотрены.

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты страны. При этом законодательством установлены доходы, которые не облагаются налогом со стороны государства вообще. К ним относятся:

  • пенсионные перечисления;
  • пособия (за исключением больничного листа, который частично оплачивается организацией-работодателем, частично – фондом социального страхования, с него взимается налог);
  • получаемые физическим лицом компенсации;
  • перечисляемые или получаемые алиментные выплаты;
  • полученные по гранту средства;
  • единовременные платежи (исключение – средства, вырученные с продажи имущества, которое было в собственности менее трех лет);
  • донорские вознаграждения.

Все эти выплаты и доходы физического лица попадают под понятие «налоговые льготы», при этом преимуществом является полная неуплата налога с таких доходов.

Эффективность такой процедуры позволяет государству облегчить процесс выплаты плательщиками установленным к ним налогам, хотя это и идет в убыток самого государственного бюджета.

Согласно статье 56 Налогового кодекса, назначение налоговых льгот происходит по следующим правилам:

  • местные органы власти вправе устанавливать льготы исключительно по местным налогам или сборам;
  • законодательные органы власти устанавливают, регулируют и контролируют региональные налоги и сборы;
  • индивидуального характера применения и условия предоставления налоговых льгот не могут быть осуществлены в индивидуальном порядке.

Государство, применяя налоговые льготы, преследует сразу две цели:

  • сокращение налогового обязательства плательщика;
  • возможность отсрочки или рассрочки платежей.

Государству выгоднее предоставить плательщику налогов или сборов льготы, по которым он будет в состоянии уплатить назначенные к нему средства, пусть и в меньшем объеме, чем переводить его в статус злостного неплательщика и должника.

Более того принципы гуманизма и значимости гражданина по Конституции РФ позволяют государству с некоторых категорий доходов и плательщиков вообще не взимать никакие налоги и сборы, освобождая их от этой обязанности.

При этом плательщик сам вправе решать, использовать ему налоговые льготы или нет. К примеру, если с алиментных выплат физическое лицо решит уплатить налоги или сборы, то оказать ему в этом праве налоговые органы не могут. При этом такой платеж может быть засчитан в качестве уплаты НДФЛ, если у гражданина нет более никакого другого дохода, а выплаты по налогам должны быть произведены.

Поскольку использование льгот по налогам и сборам – это преимущественное право некоторые плательщиков, на законодательном уровне было введено несколько форм выражения преимуществ. Они уже являются обязательными. То есть если плательщик пользуется своим правом на льготы, то форма применяться уже будет в установленном законом порядке.

Различается несколько форм:

  • возможность неуплаты налогов и сборов определенными категориями плательщиков на бессрочной или срочной основе;
  • возможность неуплаты налогов и сборов с определенных объектов, подлежащих налогообложению;
  • пониженные ставки, которая применяется при налогообложении;
  • налоговые вычеты.

Все документы, которые плательщик представляет на рассмотрение в налоговый орган, передаются им лично или через представителя удобным способом.

Налоговый орган при обнаружении прохождения на основании представленных документов плательщика по налоговой льготе, уведомляет об этом в письменном виде или путем передачи информации в личном кабинете плательщика.

Правом плательщика является уплата по налоговой льготе налога или отказа от своего преимущества.

Установление и использование льгот по налогам и сборам

Налог на добавленную стоимость (НДС), в части применения льгот, рассматривается в Налоговом кодексе, в главе 21.

Так, согласно этой главе, по НДС применяются следующие льготы: не попадание под налогообложение некоторых доходов юридических лиц и ИП, освобождение от уплаты некоторых видов налогов при уплате НДС плательщиком.

Более того плательщик, уплачивающий НДС, вправе отказаться от своего права на льготы. Установление налоговых льгот возложено на налоговый орган, однако при использовании льготы налоговый орган обязан уведомить плательщика о его праве уплаты по льготам, независимо от того, уплачивается ли плательщиком НДС или нет.

Все документы передаются в налоговый орган своевременно в установленный законом срок.

Однако существуют категории льгот, от которых отказаться нельзя при уплате по НДС. К ним относятся:

  • предоставление в аренду земель или помещений иностранным гражданам или компаниям, которые получили аккредитацию на территории РФ;
  • установленный перечень по реализации, передаче или выполнению, оказанию некоторых услуг.

Для того, чтобы плательщик, работающий по НДС, обязан представить документы и заявление не позднее 1го числа того периода, с которого он намерен отказаться от права на свои льготы. Так же возможна подача заявления на приостановление получения льгот.

Для физических лиц так же установлены определенные налоговые льготы, которые могут быть применены, в случаях, если плательщик с этим согласен. К выплатам, которые сами по себе являются льготами, относятся:

  • стандартные и социальные выплаты;
  • имущественные и профессиональные выплаты;
  • вычеты, которые переносятся на будущий период.

Все вопросы, связанные с процедурой применения и определения налоговых льгот по НДФЛ, регулируются 23 главой Налогового Кодекса.

Правом плательщика является согласием на применение этих льгот или отказа от них. При этом плательщик – физическое лицо, как и организации, обязаны уведомить налоговый орган путем направления документов и заявления об отказе применения в отношении него налоговой льготы.

Срок подачи – не позднее 1го числа нового налогового периода (нового года), с которого планируется отказ от льготы. При этом восстановить свое право можно тоже исключительно с нового налогового периода, а не в хаотичном порядке.

Предоставление льгот может влиять на следующие процессы:

  • стимулирование плательщиков к выполнению своих обязательств;
  • развитие определенных отраслей народного хозяйства;
  • распределение финансовых потоков;
  • оказание поддержки стратегическим, а там же социально значимым объектам.

Однако, использование льгот приводит к снижению финансирования государственного бюджета. Для оптимизации работы механизма, необходимо постоянно проводить аналитическую работу.

Эффективность применения налоговых льгот выражается в следующих принципах:

  • заинтересованность субъектов хозяйствования в развитии;
  • стимулирование рационального использования финансовых средств предприятиями;
  • формирование условий для инвестиционной и инвестиционной деятельности;
  • повышение заинтересованности организаций к найму незащищенных слоев населения;
  • оказание государственной поддержки нуждающимся гражданам.

Если налоговая льготы предусмотрена положениями Налогового кодекса, то действительна она в каждом из регионов РФ. Местные власти не могут вносить свои корректировки в те налоговые преференции, которые установлены НК РФ. Различают следующие виды налоговых льгот:

  1. Полное освобождение от налогового обязательства. Данное послабление имеет ограниченную сферу действия. В качестве примера данной льготы можно привести обложение НДС столовых при общеобразовательных учреждениях. Стоимость продуктов, используемых для питания учащихся заведения не включаются в налогооблагаемую базу при расчете НДС.
  2. Уменьшение налога за счет вычетов или введения лимита. Например, транспортный налог на грузовой автомобиль. Владельцам грузовых автомобилей позволяется уменьшить налоговую нагрузку за счет платежей, которые они вносят в систему «Платон».
  3. Налоговый кредит.

Важно! Такие методы увеличения периода оплаты налогов, как отсрочка или рассрочка не представляет собой полноценную налоговую льготу. Но она позволяет налогоплательщикам перестроить график платежей налоговых обязательств в бюджет. При этом общая сумма налога (задолженности в бюджет) останется без изменений.

Каким образом происходит освобождение от обязательств по налогам:

  • налогоплательщику предоставляются налоговые каникулы, которые имеют определенный срок;
  • проводятся налоговые амнистии, при которых должнику прощают пени и штрафы, а также частично списывается основной долг по налогам;
  • налогообложение происходит по пониженной процентной ставке.

Налоговые льготы для физлиц предусматриваются Налоговым кодексом РФ. Среди них выделяют:

  1. Налоговые вычеты. Данный вид налоговой льготы позволяет избежать уплаты налога с суммы, которая направлена на определенные цели, при условии, что оплата уже была. Происходит это следующим образом. Физлицо оплачивает определенные нужны, попадающие под указанную категорию, после чего предъявляет подтверждающие документ и его доход освобождается от обложения налогом на доходы. Различают 3 вида налоговых вычетов: стандартные, социальные и имущественные. Стандартные предоставляются все физлицам, получающим доход и имеющим детей. Предоставляется он ежемесячно и размер его зависит от статуса ребенка и родителя. Социальные вычеты предоставляются на расходы, понесенные физлицом на учебу, лечение и др. Данные вычеты имеют ограничение по сумме. Имущественные вычеты предоставляются при покупке жилья, а также при продаже авто и недвижимости. При покупке жилья налогоплательщику возвращается налог, а при продаже он будет освобожден от уплаты налога с полученного дохода.
  2. Льгота по налогу на имущество. Физлицо, владеющее любым имуществом, обязано платить с него налог. Однако, в определенных случаях недвижимость из перечня налогооблагаемых объектов может быть изъято. К налогам на имущество относят: налог на помещения, на автомобиль и земельный налог. Любое помещение, в том числе и жилое, которым владеет физлицо должно облагаться налогом. Однако, если владелец помещения имеет определенный статус, то от уплаты налога он освобождается. Налог на авто устанавливается местными властями, при этом от уплаты налога физлицо освобождается в том случае, если его автомобиль не соответствует определенным характеристикам (грузоподъемность, количество лошадиных сил и др.). Под земельный налог попадают все земельные участки, но при выполнении определенных условий от уплаты этого налога физлицо освобождается.

Важно! Налоговые льготы предоставляются как на постоянной основе, на и на ограниченный период времени, пока действуют те обстоятельства, которые эти льготы вызвали.

Для того, чтобы юрлицу уплачивать налоги по льготам, потребуется обратиться в налоговую за их оформлением. Порядок действий при этом будет следующий:

  1. Собрать необходимые документы и подать их в налоговую по месту регистрации.
  2. При обращении составить заявление на определенную льготу, в котором указывается форма собственности. Заявление и документы подаются от имени директора, учредителя, замов или главного бухгалтера.
  3. Ожидать вынесения решения в течение 10-15 дней.

Важно! Компания может изменить свой вид деятельности и выбрать в качестве системы налогообложения – упрощенку или иной спецрежим. В этом случае они смогут получить полное освобождение от некоторых налогов.

При обращении в налоговую для получения налоговой льготы потребуется помимо заявления подготовить следующие документы:

  • Свидетельство ОГРН;
  • ИНН;
  • Паспорт директора;
  • Декларации за последний налоговый период;
  • Отчеты о деятельности компании за последнее время;
  • Учредительные документы;
  • Свидетельство о праве собственности на имущество;
  • Документы, подтверждающие право на вычет.

Для получения налоговой льготы физическому лицу необходимо обратиться в налоговую. За исключением стандартных вычетов, их получение оформляется у работодателя путем подачи заявления и подтверждающих право на вычет документов.

В налоговую для получения льготы нужно будет предоставить пакет документов, который будет зависеть от того, к какой категории льготников относится физлицо. Среди документов выделяют следующие:

  • паспорт;
  • удостоверение пенсионера;
  • справка о составе семьи;
  • справка об инвалидности;
  • удостоверение ветерана;
  • иные документы, подтверждающие право на льготу.

Также могут потребоваться документы на объект налогообложения, например:

  • договор купли-продажи объекта;
  • свидетельство о праве собственности;
  • техпаспорт на авто;
  • договор на оказанные медуслуги;
  • договор образования;
  • ипотечный договор;
  • другие документы.

Полный перечень документов, необходимых для получения налоговой льготы будет зависеть от его вида и узнать эту информацию можно в отделении налоговой в соответствии со своим адресом.

Таким образом, получение налоговых льгот юридическими и физическими лицами является правом, а не обязанностью, а их оформление не представляет особых сложностей.

С тех пор как концепция налоговых расходов бюджета сформировалась в 1960-х гг. в Германии и США, она получила распространение в других странах198. Многие страны находили, что отчетность по налоговым расходам бюджета (или, по крайней мере, общий перечень действующих налоговых льгот и освобождений) может быть полезным инструментом для анализа государственной бюджетной и налоговой политики.

В конце 1970-х гг. увеличившийся бюджетный дефицит заставил правительства некоторых стран использовать новые инструменты и процедуры для контроля государственных расходов199. Именно в этот период многие развитые страны стали формировать отчеты по налоговым расходам бюджета (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Первый отчет по налоговым расходам в некоторых странах

Страна

Год формирования первого отчета по налоговым расходам бюджета

Германия

1959

США

1967

Австрия

1978

Испания

1978

Великобритания

1979

Канада

1979

Швеция

1979

Австралия

1980

Франция

1980

Голландия

1987

Швейцария

1997

Виды налоговых льгот (порядок установления и применения)

Налоговые льготы – это более благоприятный режим перечисления обязательных платежей в бюджет по сравнению со «стандартным». Предоставить преимущества можно по-разному:

  1. Вывод из-под налогообложения определенных объектов.
  2. Полное освобождение от отдельных налогов.
  3. Уменьшение облагаемой базы.
  4. Снижение налоговых ставок.
  5. Отсрочка или рассрочка по уплате.

Налоговые льготы не могут устанавливаться индивидуально для определенного физического или юридического лица (п. 1 ст. 56 НК РФ) Также льготы не должны зависеть от национальности, религии, гражданства или источника получения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Устанавливая преференции по налогам, государство стремится достичь следующих целей:

  1. Развитие определенных отраслей экономики.
  2. Стимулирование инвестиций в инфраструктуру.
  3. Оптимальное распределение средств между бюджетами различных уровней.
  4. Развитие социально-значимых направлений бизнеса.
  5. Поддержка незащищенных категорий налогоплательщиков, например – инвалидов.

Налоговая система в РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них могут применяться те или иные преференции.

На федеральном уровне льготные режимы определяет только НК РФ. На региональном и местном уровнях льготы могут быть установлены НК РФ или нормативными актами субъектов РФ, либо муниципалитетов.

Также на «нижних» уровнях возможен и комбинированный вариант. В этом случае НК РФ определяет «рамочные» условия применения льгот, а региональные или местные власти – конкретизируют их.

Например, по налогу на имущество физических лиц для жилой недвижимости установлена базовая пониженная ставка – до 0,1%. А местные органы власти имеют право установить для этой категории объектов свои ставки в диапазоне от 0% до 0,3%. Налоговая нагрузка в данном случае может меняться в зависимости от стоимости объекта, его категории или местонахождения (ст. 406 НК РФ).

В первую очередь эта категория льгот применяется для обязательных платежей, которые взимаются с владельцев материальных объектов: налога на имущество, на землю или транспортного.

Например, налогом на имущество организаций не облагаются объекты культурного наследия, а транспортный налог не распространяется на автомобили небольшой мощности (до 100 л.с.), оборудованные для использования инвалидами.

Но выделение необлагаемых объектов возможно и для «оборотных» налогов. Компания в целом может являться плательщиком НДС, но при этом заниматься реализацией отдельных товаров или услуг, освобожденных от этого налога (ст. 149 НК РФ).

К таким освобождаемым категориям относятся, например, медицина, пассажирские перевозки или услуги в области культуры и искусства. Чтобы применить эту льготу бизнесмен должен вести раздельный учет по облагаемой и необлагаемой деятельности.

Один из распространенных вариантов, который позволяет бизнесмену избавиться сразу от нескольких обязательных платежей – это использование налоговых спецрежимов.

«Упрощенка», ЕНВД, единый сельхозналог и патентная система позволяют в общем случае не платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Для перехода на эти режимы бизнесмен должен соответствовать определенным критериям: состав учредителей, вид деятельности, выручка, численность персонала и т.п.

Впрочем, здесь правильнее говорить не об отмене этих платежей в бюджет, а об их замене на один «специальный» налог. Хотя он в большинстве случаев и выгоднее «общих», но фискальная нагрузка все равно остается.

Но для некоторых категорий налогоплательщиков возможна отмена отдельных налогов без каких-либо замещающих выплат, например:

  1. Резиденты проекта «Сколково» могут не платить налог на прибыль в течение 10 лет (ст. 246.1 НК РФ).
  2. Получить освобождение от НДС могут представители «микробизнеса» с выручкой до 2 млн. руб. в квартал, а также уже упомянутые «сколковцы» и участники других инновационных программ (ст. 145, 145.1 НК РФ).
  3. Резиденты свободных экономических зон не платят земельный налог пять лет после покупки участка на территории СЭЗ (пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Налоговые льготы: как измерить их эффективность

Применение этой льготы связано с исключением из налоговой базы определенных сумм.

Например, доход физического лица, который подлежит обложению НДФЛ, можно уменьшить на различные «социально-значимые» расходы налогоплательщика: приобретение жилья, обучение, лечение и т.п. (ст. 219 НК РФ). Кроме того, закон предусматривает и фиксированные вычеты по НДФЛ, которые работодатель должен применять для от отдельных категорий: сотрудников, имеющих детей, ветеранов, инвалидов и т.п. (ст. 218 НК РФ).

Своеобразным «вычетом» по налогу на прибыль можно считать использование ускоренной амортизации. В этом случае бизнесмен имеет возможность списать затраты на приобретение основных средств существенно быстрее, чем в стандартном режиме – коэффициент ускорения может достигать 3 (ст. 259.3 НК РФ). Условием для ускоренного списания является, например, повышенная интенсивность использования объектов ОС, либо их приобретение в лизинг.

Для большинства обязательных платежей предусмотрена возможность применения пониженных налоговых ставок. Льгота в данном случае может быть связана с категорией плательщика или видом объекта налогообложения, например:

  1. По налогу на прибыль льготные ставки (от 5% до 13,5%) применяются для участников свободных экономических зон (ст. 284 НК РФ).
  2. По НДС пониженная 10% ставка используется при реализации некоторых групп товаров и услуг: продуктов питания, детской одежды, лекарств, пассажирских перевозок и т.п. (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Кроме пониженных тарифов по налогам, существует и льгота в виде применения нулевой ставки, например:

  1. По НДС при экспорте товаров или услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ).
  2. По налогу на прибыль для организаций социальной направленности: медицинских, образовательных, культурных (ст. 284.1, 284.5 НК РФ).
  3. По УСН и патентной системе – в течение двух лет для вновь зарегистрированных ИП (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).

Если бизнесмен имеет право на нулевую ставку, то он фактически не платит соответствующий обязательный платеж. Однако эту льготу следует отличать от полного освобождения от налога, рассмотренного выше.

Бизнесмен, использующий ставку 0%, должен сдавать декларации, а также исполнять другие обязанности налогоплательщика. Например, для НДС это – оформление счетов-фактур и ведение книг продаж и покупок.

Они являются важнейшей составляющей политики государства благодаря ярко выраженной общественной направленности. Скидка — изменение налоговой базы и, соответственно, суммы налога к уплате, в сторону уменьшения. В некоторых ситуациях скидки или вычеты, которые так же относятся к этой категории, предполагают 100% снятие обязательств от перевода средств в казну.

Что касается налогообложения прибыли, в этом контексте скидки не привязываются к доходам, а применяются к расходам, понесенным субъектом. Налогоплательщик наделен правом урезать налогооблагаемый доход на сумму понесенных издержек. Однако не каждая трата является основанием для применения льготы. Привилегия относится к затратам, осуществляемым с благими намерениями, как, например, перевод денежных средств в благотворительные фонды или финансирование природоохранных компаний.

В зависимости от накладываемых НК РФ ограничений, скидки делятся на 2 категории:

  • лимитированные — величина которых ограничена;
  • безлимитные — допускается уменьшение налоговой базы на всю сумму осуществленных затрат.

По аналогии с изъятиями скидки бывают универсальными, т.е. доступными для всех категорий субъектов, или специальными, разработанными для определенных групп. Лидируют в рейтинге самых распространенных налогов по применению скидок следующие:

  • на доходы физлиц;
  • на прибыль компаний.

При вычислении налоговой базы по НДФЛ прибыль физлиц, облагаемая по ставке 13%, сокращается на размер предоставляемых вычетов. Доходы, к которым применяются ставки 9, 15, 30 и 35%, не принадлежат к объектам, влияющим на уменьшение НБ.

Под кредитом подразумевают изменение временных рамок уплаты налога. Согласно классификации НК РФ налоговый кредит расположен обособленно от налоговых льгот и рассматривается лишь в контексте временных рамок по уплате налога. Связанные с этим понятием отсрочка и рассрочка налогового платежа, также оторваны от определения как налоговых льгот, так и налогового кредита.

В Налоговом кодексе РФ прописаны не только положения общей системы налогообложения, но и так называемые специальные режимы, которые по отношению к общей системе являются льготными. Они предоставляют субъектам налогообложения освобождение от выплаты нескольких видов налогов вместо единого.

Согласно статье 18 НК РФ, к специальным режимам относятся:

  1. Налогообложение сельскохозяйственных производств (единый сельскохозналог).
  2. Упрощенная система налогообложения.
  3. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
  4. Оплата патента.

Представим характеристику специальных режимов налогообложения в виде таблицы:

Система налогообложения

Налоги, подлежащие уплате (кроме обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды)

Объект налогообложения

Основные ставки налога

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) Единый налог, который выплачивается из-за применения системы ЕСХН Доходы, сокращенные на объем расходов 6%
НДФЛ, удерживаемый из зарплаты работников Зарплата работников 13% – для налоговых резидентов РФ;

30% – для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ

Упрощенная система налогообложения (УСН) Единый налог, который выплачивается из-за применения УСН Доходы 6%
Доходы, сокращенные на объем расходов 15%
Патент (установленный по закону объем доходов от конкретного вида деятельности) 6%
НДФЛ, удерживаемый из зарплаты работников Зарплата работников 13% – для налоговых резидентов РФ;

30% – для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) Единый налог, который выплачивается из-за применения системы ЕНВД Установленный согласно закону объем доходов для конкретного вида деятельности 15%
НДФЛ, удерживаемый из зарплаты работников Зарплата работников 13% – для налоговых резидентов РФ;

30% – для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ

Патентная система налогообложения (ПСН) Оплата патента Потенциальный доход по тому виду деятельности, на которую выдан патент 6%

Льготы для ИП:

  • Предоставление выбора наилучшего варианта налогообложения для указанного типа предпринимательской деятельности.
  • Если ИП работает по упрощенной системе налогообложения, он может уменьшить доходы на сумму расходов, к примеру, на страховые и медицинские выплаты.
  • При возникновении чрезвычайной ситуации, ведущей к порче имущества, или ситуации банкротства ИП предоставляется возможность отсрочки или рассрочки налоговых выплат (если деятельность осуществлялась на законных основаниях).
  • Если в течение трех месяцев доход предприятия не превышает двух миллионов рублей, ИП освобождается от выплаты налога на добавленную стоимость.
  • «Упрощенка» не требует ведения финансовой отчетности.
  • Прибыль, получаемая по результатам профессиональной деятельности, не облагается НДФЛ как при упрощенной, так и при патентной системе налогообложения.
  • До 2018 года в России действуют налоговые каникулы, подразумевающие нулевую налоговую ставку.

Льготы для организаций:

  1. Полностью освобождаются от имущественного налога следующие виды предприятий:
    • специализированные протезно-ортопедические фирмы;
    • коллегии адвокатов и юридические консультации;
    • государственные научные центры.
  2. Частично освобождаются от налога на некоторые виды собственности следующие предприятия:
    • религиозные организации;
    • общества инвалидов;
    • фармацевтические фирмы;
    • резиденты особых экономических зон.

Категории льготников по земельному налогу предусмотрены в статье 391 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

  • инвалиды I и II группы;
  • инвалиды с детства;
  • дети-инвалиды;
  • чернобыльцы;
  • пенсионеры;
  • ветераны и инвалиды ВОВ;
  • ветераны и инвалиды боевых действий;
  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации;
  • полные кавалеры ордена Славы;
  • многодетные родители при условии, что в семье 3 несовершеннолетних детей и больше.

Налоговая льгота предоставляется в размере 100% на земельный участок площадью не более 600 кв.м. Участок должен находиться в собственности у льготника, на правах бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Кроме того, власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут вводить дополнительные льготы для местных жителей. Например, жители Москвы, которые относятся к льготникам, имеют право дополнительно уменьшить налоговую базу по земельному налогу на 1 миллион рублей. А герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры орденов Славы, «За службу родине в ВС СССР», Трудовой славы и Герои Социалистического Труда полностью освобождены от уплаты налога по одному земельному участку независимо от его площади.

Льготы от уплаты НДФЛ предусмотрены в отношении определенных видов получаемого дохода для конкретных категорий граждан. Они установлены главой 23 Налогового кодекса РФ. Таким образом, от уплаты НДФЛ освобождены:

  • доноры в отношении суммы вознаграждения за сданную кровь, материнское молоко или иную помощь;
  • пенсионеры в отношении суммы начисляемой пенсии и доплат к ней;
  • физические лица, получившие единовременную выплату в связи со смертью пенсионера, которая выплачивается бывшим работодателей, в сумме не более 4 тысяч рублей в год;
  • ветераны, инвалиды и труженики тыла ВОВ, а также их вдовы в отношении материальной помощи из бюджета РФ в суммы не более 10 тысяч рублей в год;
  • ветераны боевых действий и участники ВОВ в отношении государственных выплат ветеранам;
  • инвалиды в отношении сумм материальной помощи в размере не более 4 тысяч рублей, которые предоставляются для реабилитации;
  • граждане, которые участвуют в выявлении и лечении коронавируса (медицинский персонал и волонтеры), в отношении выплат стимулирующего характера (компенсации).

Налоговые вычеты также относятся к налоговым льготам. То есть из суммы полученного дохода вычитается определенная сумма. И потом, с полученной разницы, исчисляется НДФЛ. Так, стандартные налоговые вычеты представляются:

  • инвалидам с детства (500 рублей);
  • инвалидам I и II группы (500 рублей);
  • инвалидам ВОВ (3 000 рублей);
  • чернобыльцам и лицам, участвующих в ликвидации аварии на ЧАЭС (3 000 рублей);
  • Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации (500 рублей);
  • родители и супруги военнослужащих, погибших результате ранения (500 рублей);
  • другие, указанные в статье 218 НК РФ.

Также налоговый вычет на ребенка может оформить каждый родитель в сумме 1 400 рублей на 1 и 2 ребенка, 3 000 рублей – на третьего и последующих детей, 12 000 рублей – на ребенка-инвалида.

Если разведенный отец или мать уплачивают алименты, то они также имеют право на получение налогового вычета.

Если у человека появилась льгота пару лет назад, но он ранее не использовал ее, то можно получить перерасчет по налогам. Налоговые органы пересчитывают ранее уплаченный срок на основании заявления.

Пересчет и возврат налога возможен в периоде не более 3 лет (налоговых периодов), которые предшествуют году подачи заявления и не ранее даты возникновения права на льготу.

Пример: Налогоплательщик мог воспользоваться льготой по налогу на имущество с 2015 года. Однако ранее заявление о представлении льготы не представлял. Заявление о пересчеты сумм налога было подано 10.06.2020.

Ответ: ФНС произведет перерасчет сумм уплаченного налога на имущество за 2017, 2018 и 2019 года.

Ответ по заявлению о перерасчете ранее уплаченного налога представляется человеку в течение 10 рабочих дней. Срок для возврата налога составляет 1 месяц.

Основание: Закон Кемеровской области от 26.11.2008 N 101-ОЗ (ред. от 31.08.2020) «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, базовым организациям технопарков, управляющим компаниям зон экономического благоприятствования, участникам зон экономического благоприятствования и резидентам территорий опережающего социально-экономического развития»;

Закон Кемеровской области от 28.01.2010 N 5-ОЗ (ред. от 14.11.2018) «О налоговых льготах субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим деятельность по добыче природного газа (метана) из угольных месторождений на территории Кемеровской области»;

Основание: Закон Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК (ред. от 22.06.2020) «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае»;

Закон Пермского края от 03.07.2017 N 108-ПК (ред. от 10.11.2017) «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и об освобождении от уплаты налога на имущество организаций в отношении резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований Пермского края (моногородов)»

Любые льготы различаются по уровню действия. В зависимости от объекта налогообложения все льготы действуют в отношении федеральных налогов, налогов субъектов федерации и местного самоуправления.

Федеральные Региональные Местные
Устанавливаются на федеральном уровне и распространяют свое действие на всей территории России. Ставка каждого из налогов определяется законодательным органом, ставки по налогам в области природных ресурсов — компетенция правительства РФ При распределении денежных средств используются средства бюджета субъекта РФ. Льготы устанавливаются на региональном уровне. Для утверждения ставок исполнительный орган субъекта вправе самостоятельно принимать решение без согласования с федерацией Устанавливаются властями МСУ и действуют только на территории муниципалитета, в котором расположено имущество плательщика

Под налоговым вычетом понимается денежная сумма, которая не облагается налогом.

Ярким примером налогового вычета является следующая ситуация. Бухгалтерия начислила работнику заработную плату в размере 150000 рублей. На руки сотрудник компании получит сумму в 130500 рублей. Разница будет заключаться в налоге на доходы физического лица, ставка которого на территории России составляет 13%.

При оформлении работником налогового вычета на обучение ребенка, сумма потраченная родителем не будет облагаться ндфл. Таким образом, если обучение ребенка обошлось родителю в 50000 рублей, то ндфл работника будет начислен с (150000-50000)=100000 рублей.

Разницу в этой денежной сумме работник сможет увидеть либо в начале следующего года, либо в текущую зарплату после оформления налогового вычета. Это зависит от способа оформления налогового вычета.

Предоставляя возможность получения налогового вычета, государство стимулирует граждан работать официально по трудовым и гражданско-правовым договорам.

Налоговые вычеты делятся на следующие виды:

Стандартный Социальный Имущественный Инвестиционный Профессиональный
Заключается в том, что ежемесячно определенная часть дохода работника не облагается налогом. В случае, если гражданин имеет право на получение нескольких вычетов, то применяется наибольший из них Компенсация расходов физических лиц на получение определенных услуг. Это могут быть траты на образование, лечение. На каждую социальную льготу государство предоставляет 120000 рублей дохода, который не облагается НДФЛ. При перечислении ндфл в бюджет, работнику возвращаются денежные средства в начале следующего года Связан с покупкой и продажей имущества. При сделках с жилой недвижимостью и земельными участками максимальный налоговый вычет составляет 1000000 рублей. На движимое имущество распространяется вычет не более 250000 рублей. Этот вид вычета применяется только в случае нахождения имущества гражданина на территории Российской Федерации Связан с оборотом ценных бумаг. Инвестиционный вычет распространяется на доход от продажи ценных бумаг, которые находились в собственности гражданина более трех лет. Этот вид налогового вычета не связан с официальным трудоустройством. Получить преимущество могут не только ИП, но и безработные граждане Распространяется на доходы ИП, нотариусов и лиц, занимающихся частной практикой, авторские вознаграждения. Для предоставления вычета индивидуальному предпринимателю требуется предоставить в налоговую инспекцию подтверждение его расходов

Как и прежде в следующем 2020 году юридическим лицам определенной категории можно будет уплачивать налог по упрощенной системе. Данный вид пошлины рассчитывается в процентом соотношении от оборота финансовых средств или является фиксированным размером, который устанавливается в национальной валюте (рубль).

В данном случае следует отметить, что фиксированная ставка упрощенного налога для организаций будет составлять 5% от суммы прибыли предприятия или 3%, если организация уплачивает налог на добавленную стоимость.

Фиксированный сельскохозяйственный налог – представляет собой специальный пошлинный режим, который предусмотрен исключительно для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Налоговым законодательством Российской Федерации определены соответствующие требования для регистрации следующих сельскохозяйственных организаций в 2020 году:

  1. Сельскохозяйственные предприятия, у которых прибыль, полученная от реализации собственной сельхозпродукции, составляет больше пятидесяти процентов. В данную категорию попадают предприятия, выращивающие и реализовывающие декоративные растения, диких животных и птицу, а также меха и меховые изделия собственного производства, за исключением пушнины.
  2. Сельскохозяйственные организации, деятельность которых связана с производством подакцизных товаров, за исключением виноградных виноматериалов.
  3. Юридические лица, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, и имеющие налоговый долг. В данную категорию не попадают сельхозпредприятия, имеющие безнадежную налоговую задолженность, возникшую в результате форс-мажорных обстоятельств.

Что касается льгот на данную систему налогообложения, то они действуют исключительно на налог на добавленную стоимость.

Налоговые льготы: виды и способы их применения

Платить налоги обязаны все, однако социальная защита здесь играет огромную роль, позволяя некоторым категориям граждан платить меньше, нежели другие или не платить вообще.

Такое явление вполне обоснованно, так как те, кто получают дополнительную государственную помощь, или полностью находятся на обеспечении, не должны с этих средств снова вкладывать в казну.

Существуют федеральные льготы, региональные и местные. Льготы могут предоставляться как конкретным гражданам, так и целым организациям.

В первую очередь, это связано с их направленностью:

Социальные льготы Предоставляются для поддержания благоприятных условий некоторых категорий граждан, и для уменьшения неблагоприятных
Экономические Предоставляются в целях привлечения и улучшения бизнес условий

В зависимости от видов предоставляемых льгот, они подразделяются на:

Скидки Снижение налоговой базы при оплате
Снятие Освобождение от налога определенных субъектов
Освобождение Полное отстранение от оплаты определенные категории населения
Кредит Отсрочка или возможность переносить оплату на другой срок по оплате налога
Изъятие Возврат части ранее уплаченной суммы

Понятие скидки дает гражданину снижение налоговой базы. Они могут быть:

Лимитированные Имеют ограниченный размер снижения
Не лимитированные Не имеют ограничений

Классификация выглядит следующим образом:

Стандартные Применяются на всех налогоплательщиков, несмотря на размер их дохода. Сумма скидки может быть в определенном размере или проценте, в зависимости от полученной прибыли. В свою очередь они подразделяются на:

  • базовые — не облагаемый минимум налога;
  • семейные — зависят от семейного статуса налогоплательщика;
  • отдельные для лиц, которые содержат на иждивении несовершеннолетних лиц, проходящих обучение и т.д. Тех, кто не имеет собственного дохода и нуждается в материальном обеспечении
Нестандартные Скидка напрямую зависит от суммы уплаты налогоплательщика и при получении размер определяется вычитанием от дохода

Данную сферу регулируют такие статьи НК:

Статья 164 НК РФ Прописывает размер ставок налога НДС, и от чего он зависит
Статься 407 НК РФ Прописывает, какая категория граждан имеет право на налоговые льготы
Статья 171 НК РФ Рассказывает о налоговых вычетах, которые позволяют налогоплательщику вернуть часть уплаченных средств от общей суммы налога
Статья 172 НК РФ Рассказывает о порядке получения вычетов и их размере


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *