Осуществление некоммерческими организациями деятельности приносящей доход

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Осуществление некоммерческими организациями деятельности приносящей доход». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций является одним из источников денежных поступлений, позволяющих им успешно решать задачи, направленные на достижение целей их функционирования. В этой статье читатель найдет информацию о том, могут ли НКО осуществлять предпринимательскую деятельность, в каких случаях законодатель предоставляет НКО право на ее ведение, а также узнает о том, как получить законное право на выполнение определенных видов работ, приносящих объединению доход.

В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческая организация (НКО) — это объединение, не преследующее в качестве цели получение прибыли и не распределяющее полученные средства между своими членами. НКО создаются для решения общественно значимых социальных, экономических, культурных, научных задач, охраны здоровья граждан и их физического развития, а также удовлетворения их нематериальных потребностей (п. 2 ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7).

Согласно п. 2 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций (равно как и коммерческих) понимается деятельность, направленная на регулярное извлечение дохода и осуществляемая предпринимателем (или юридическим лицом) самостоятельно, на свой риск. Прибыль может быть получена от использования имущества, реализации товаров, оказания услуг или выполнения работ. Основным признаком, который позволяет квалифицировать приносящую доход деятельность как предпринимательскую, является систематичность поступления денежных средств. Таким образом, получение прибыли от разовых сделок не может являться основанием для признания деятельности организации или физлица предпринимательской.

НКО не вправе устанавливать в качестве цели своего функционирования получение дохода, соответственно, формально по общему правилу они не являются субъектами предпринимательской деятельности. Между тем у лиц, учреждающих НКО, часто встает вопрос о том, могут ли некоммерческие организации осуществлять предпринимательскую деятельность, помимо основных видов деятельности. Ответим на него далее.

В п. 2 ст. 24 закона № 7 указывается, что НКО вправе предпринимать действия, приносящие доход, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • средства, полученные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, направляются на финансирование ее уставных целей (деньги могут быть направлены на оплату труда лиц, имеющих определенные физические ограничения, например слепоту, глухоту и пр., на улучшение материально-технической базы объединения и оплату коммунальных счетов, а также на решение различных социально значимых задач);
  • возможность выполнения таких действий зафиксирована в учредительных документах компании.

При этом согласно п. 3 ст. 24 закона № 7 НКО обязана вести учет доходов и расходов, возникающих в результате осуществления ею предпринимательской и прочей деятельности, приносящей прибыль.

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций

Исходя из определения предпринимательской деятельности, приведенного в п. 2 ст. 2 ГК РФ, можно сделать вывод, что в рамках ее осуществления компания может не только производить товары или выполнять работы, но и оказывать определенные услуги. Из самого существа предпринимательства следует, что оказание таких услуг осуществляется на возмездной основе. Законодатель не запрещает НКО заниматься предпринимательской деятельностью, а значит, и не исключает возможности оказания ею платных услуг. Ограничение одно: полученные деньги должны быть направлены на достижение целей функционирования НКО, а не распределены между ее учредителями (участниками).

При этом стоит помнить, что оказываемые платные услуги должны быть прямо связаны с целями создания компании (п. 2 ст. 24 закона № 7). Например, ассоциация, объединяющая педагогов и преподавателей, вправе разрабатывать и продавать методические пособия и учебники, оказывать услуги по подготовке к экзаменам или заниматься репетиторством. При этом она не сможет производить продукты питания или оказывать услуги по проведению торжественных мероприятий. Нарушение этого правила может повлечь за собой признание заключенного договора об оказании услуг ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ), а также стать основанием для принудительной ликвидации компании на основании решения суда, вынесенного по иску госоргана или органа местного самоуправления (п. 4 ст. 61 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 24 закона № 7 НКО может заниматься одним или несколькими видами деятельности, если это:

  • не запрещено действующим российским законодательством (законодатель может устанавливать ограничения на осуществление определенных видов деятельности для отдельных категорий НКО);
  • соответствует целям функционирования организации, зафиксированным в ее уставе.

Согласно п. 2 ст. 24 закона № 7 НКО вправе осуществлять следующие виды приносящей доход деятельности:

  • производство товаров и оказание услуг;
  • покупку и продажу ценных бумаг (акций, облигаций и пр.);
  • покупку и продажу прав (как имущественных, так и неимущественных);
  • участие в хозяйственных обществах;
  • получение статуса вкладчика в товариществах на вере.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, НКО не вправе заключать сделки, противоречащие зафиксированным в уставе видам деятельности и целям функционирования. Именно поэтому, планируя регистрацию НКО, следует продумать, в каком направлении будет работать объединение и какого рода платные услуги оно будет оказывать.

В том случае, если предпринимательская деятельность некоммерческой организации требует получения специального разрешения на ее осуществление (лицензии), такое разрешение придется оформить в порядке, установленном законом, регулирующим работу в данной сфере. Перечень таких видов деятельности также определяется действующим законодательством, причем никаких различий для коммерческих и некоммерческих организаций при этом не предусмотрено.

В п. 2 ст. 24 закона № 7 указывается, что НКО вправе предпринимать действия, приносящие доход, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • средства, полученные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, направляются на финансирование ее уставных целей (деньги могут быть направлены на оплату труда лиц, имеющих определенные физические ограничения, например слепоту, глухоту и пр., на улучшение материально-технической базы объединения и оплату коммунальных счетов, а также на решение различных социально значимых задач);
  • возможность выполнения таких действий зафиксирована в учредительных документах компании.

При этом согласно п. 3 ст. 24 закона № 7 НКО обязана вести учет доходов и расходов, возникающих в результате осуществления ею предпринимательской и прочей деятельности, приносящей прибыль.

Бухгалтерский учет НКО — Прибыль НКО

Перечень форм НКО установлен положениями главы II закона № 7, в соответствии с которыми самостоятельно заниматься предпринимательством вправе:

  • общественные и религиозные организации (ст. 6);
  • общины коренных малочисленных народов РФ (ст. 6.1);
  • казачьи общества (ст. 6.2);
  • фонды (ст. 7);
  • госкорпорации (ст. 7.1);
  • госкомпании (ст. 7.2);
  • некоммерческие организации при условии, что они не имеют статуса саморегулируемой организации (ст. 8);
  • частные учреждения (ст. 9);
  • ГУПы и МУПы (ст. 9.1);
  • бюджетные учреждения (ст. 9.2);
  • автономные НКО (ст. 10).

Кроме того, некоторые НКО вправе заниматься деятельностью, приносящей доход, создавая хозяйственные общества или участвуя в них. Например, фонды (ст. 7 закона № 7), автономные НКО (п. 5 ст. 123.24 ГК РФ).

Приведенный перечень НКО является открытым. Действующий ГК РФ устанавливает дополнительные организационно-правовые формы, в которых может функционировать некоммерческое объединение. Однако далеко не каждое из них получает право на занятие предпринимательством — в некоторых случаях это частично или полностью запрещено законом.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 24 закона № 7 законодатель может налагать определенные ограничения на приносящие доход действия отдельных НКО. Примерами таких ограничений могут служить:

  • запрет на участие в хозяйственных обществах, в которых состоят третьи лица, для благотворительных организаций (п. 4 ст. 12 закона «О благотворительной…» от 18.08.1995 № 135);
  • установление закрытого перечня видов деятельности, которыми могут заниматься политические партии (информационная, полиграфическая и рекламная деятельность, при условии что она направлена на пропаганду партии; изготовление и продажа объектов с собственной символикой; продажа и сдача в аренду/наем принадлежащих партии объектов движимого и недвижимого имущества, пп. 3 и 4 ст. 31 закона «О политических…» от 11.07.2001 № 95);
  • полный запрет на предпринимательство для адвокатских палат (п. 10 ст. 29 закона «Об адвокатской…» от 31.05.2002 № 63) и пр.

Исходя из определения предпринимательской деятельности, приведенного в п. 2 ст. 2 ГК РФ, можно сделать вывод, что в рамках ее осуществления компания может не только производить товары или выполнять работы, но и оказывать определенные услуги. Из самого существа предпринимательства следует, что оказание таких услуг осуществляется на возмездной основе. Законодатель не запрещает НКО заниматься предпринимательской деятельностью, а значит, и не исключает возможности оказания ею платных услуг. Ограничение одно: полученные деньги должны быть направлены на достижение целей функционирования НКО, а не распределены между ее учредителями (участниками).

При этом стоит помнить, что оказываемые платные услуги должны быть прямо связаны с целями создания компании (п. 2 ст. 24 закона № 7). Например, ассоциация, объединяющая педагогов и преподавателей, вправе разрабатывать и продавать методические пособия и учебники, оказывать услуги по подготовке к экзаменам или заниматься репетиторством. При этом она не сможет производить продукты питания или оказывать услуги по проведению торжественных мероприятий. Нарушение этого правила может повлечь за собой признание заключенного договора об оказании услуг ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ), а также стать основанием для принудительной ликвидации компании на основании решения суда, вынесенного по иску госоргана или органа местного самоуправления (п. 4 ст. 61 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 24 закона № 7 НКО может заниматься одним или несколькими видами деятельности, если это:

  • не запрещено действующим российским законодательством (законодатель может устанавливать ограничения на осуществление определенных видов деятельности для отдельных категорий НКО);
  • соответствует целям функционирования организации, зафиксированным в ее уставе.

Согласно п. 2 ст. 24 закона № 7 НКО вправе осуществлять следующие виды приносящей доход деятельности:

  • производство товаров и оказание услуг;
  • покупку и продажу ценных бумаг (акций, облигаций и пр.);
  • покупку и продажу прав (как имущественных, так и неимущественных);
  • участие в хозяйственных обществах;
  • получение статуса вкладчика в товариществах на вере.

Очень важно, чтобы коммерческая деятельность в НКО носила вспомогательный характер, а не основной, говорит Ирина Иконникова. Если коммерческая деятельность будет носить регулярный и доминирующий характер, контролирующие органы могут признать деятельность НКО нецелевой, и все денежные средства, полученные за период осуществления нецелевой деятельности, в том числе и пожертвования, будут считаться налогооблагаемой прибылью. Кроме того, систематическое осуществление НКО неуставной деятельности, может служить основанием для ликвидации НКО по инициативе контролирующих органов.

Важный вопрос – выбор оптимальной и адекватной системы налогообложения. В случае с НКО вопрос эффективности использования средств встает на первый план – ведь, формально, организация использует не свои, а общественные деньги. На этапе планирования организации важно понять, какая система налогообложения позволит максимально сохранить средства в НКО и соблюсти нормы российского законодательства.

НКО облагаются налогами. По умолчанию все организации попадают под основную систему налогообложения — в этом случае придется платить по общей ставке НДС, налог на доходы и на имущество. Поэтому я советую во время регистрации в Минюсте вместе с пакетом документов подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения существенно облегчает жизнь НКО: если выбрать объект налогообложения «Доходы», то платить придется всего 6%. Если выбрать систему «Доходы минус расходы», ставка составит 15% от прибыли.

Надо контролировать все расходы. Советую нанять бухгалтера, который будет следить за финансами. Я сталкивался с обидными ситуациями, когда по невнимательности сотрудники организации теряли чеки или направляли деньги на нужные для проектов, но не указанные в заявке расходы. Я знаю историю, когда корейская диаспора в Приморье получила субсидию на проведение Чхусока — национального праздника. За бюджетные деньги арендовали концертный зал, пригласили музыкантов, сшили костюмы. А еще купили продукты для национального блюда сонпхён. Кулинарной статьи расходов не было в смете, и деньги за продукты пришлось возвращать в бюджет.

Вовремя платить налоги. Отсутствие долгов перед налоговой — обязательное условие для НКО, которые подают заявки на гранты или бюджетные субсидии. Я знаю случаи, когда организация вовремя вносила все платежи в бюджет, но из-за ошибки налоговой у нее появлялись долги. Чтобы избежать таких ситуаций, советую перед подачей заявки на грант поинтересоваться в налоговой, все ли в порядке.

Внимательно читать договор на предоставление субсидий. Иногда в этих документах пишут странные вещи. Например, в договоре может быть указано, что НКО не имеет права покупать товары и заказывать услуги для проекта за пределами конкретного региона.

  1. Болдырев В.А. Осуществление учреждением приносящей доход деятельности // Алтайский юридический вестник. 2014. N 1.
  2. Болдырев В.А. Современная история и перспективы развития конструкции унитарного предприятия // Российский юридический журнал. 2010. N 3.
  3. Ганусенко И.В. К вопросу о соотношении понятия «предпринимательская» и «промысловая» деятельность в отечественном праве // Сибирский юридический вестник. 2008. N 3.
  4. Десятов И.Н. Право некоммерческих юридических лиц на деятельность, приносящую доход: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2011.
  5. Звездина Т.М. К вопросу о соотношении понятий предпринимательской и приносящей доход деятельности некоммерческих организаций // Бизнес, менеджмент и право. 2014. N 2.
  6. Каширина Ю.П. Понятие и признаки предпринимательской деятельности: экономический и правовой аспекты // Современное право. 2008. N 6.
  7. Комиссарова Е.Г. О видоизменении понятия «предпринимательство» в связи с предоставлением права на предпринимательскую деятельность некоммерческим организациям // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2010. N 4.
  8. Шепелев А.Н. Терминосистема и роль терминов в языке права // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2003. N 2.

Бухгалтерский учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности ведется НКО в соответствии с требованиями Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99.
Применять нормы ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» некоммерческим организациям, по нашему мнению, нецелесообразно. Нет смысла усложнять учет, когда в силу п. 2 ПБУ 18/02 для некоммерческих организаций использование этого нормативного акта не обязательно.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг отражается НКО по счету 90 «Продажи», а средства целевого финансирования учитываются на счете 86 «Целевое финансирование».
Таким образом, раздельный учет доходов у НКО, занимающихся предпринимательской деятельностью, возникает автоматически — в связи с отражением выручки и средств целевого финансирования на разных синтетических счетах, а вот с раздельным учетом расходов дело обстоит несколько сложнее.

Некоммерческие учреждения — это компании, которые создаются для достижения нематериальных целей. Они не получают доход от своей деятельности, поэтому им нечего распределять между учредителями.

Цели создания НКО бывают самые разные, к примеру:

  • осуществление благотворительной, социальной, культурной деятельности;
  • проведение научных работ;
  • охрана здоровья граждан;
  • разрешение спорных ситуаций.

Но российское законодательство разрешает подобным учреждениям заниматься предпринимательством. Пункт 2 статьи 50 ГК РФ гласит, что НКО вправе осуществлять деятельность, но только в ограниченных пределах, необходимых им для достижения цели, ради которой и были созданы организации.

Предпринимательская работа считается легальной, если соблюдены следующие условия:

  • деятельность необходима исключительно для достижения задач НКО, а не для получения личной прибыли ее учредителями;
  • работа не противоречит положениям, указанным в уставе организации.

То есть прибыль должна идти на достижение цели компании, ради которой она была создана. Доход не распределяется между субъектами.

В первую очередь тип предпринимательства должен отвечать целям создания организации. Учреждение имеет возможность заниматься одним или несколькими видами деятельности, не запрещенными российским законодательством и предусмотренными учредительными бумагами фирмы.

Если работа требует разрешения от государственных органов, значит, НКО обязана получить лицензию в установленном порядке, затем только приступать к ведению предпринимательства.

НКО на УСН — это самый оптимальный вариант, если организации решают вести предпринимательскую деятельность. В этом случае потребуется платить только налог от прибыли, а от других сборов организация освобождается.

Важно! При использовании упрощенки в годовой оборот не включаются деньги, поступающие на целевые потребности, к примеру, пожертвования, государственные субсидии, пособия. Поэтому легче контролировать лимит прибыли для УСН.

Также учреждение вправе выбрать общую систему налогообложения ОСНО. Тогда понадобится вести строгую отчетность, платить больше налогов, причем не только на прибыль, но и на имущество, на добавленную стоимость.

Источниками доходов НКО в имущественном и ином выражении, согласно п. 1 ст. 26 закона О некоммерческих организациях от 12.01.1996 № 7, являются:

  • постоянные и единовременные поступления от учредителей/участников объединения;
  • добровольные взносы и пожертвования, перечисляемые сторонними юридическими и физическими лицами;
  • выручка, полученная от реализации товаров (работ или услуг);
  • дивиденды (проценты, купоны) от ценных бумаг (акций, облигаций и пр.), принадлежащих НКО;
  • средства, получаемые от собственности, принадлежащей НКО;
  • иные денежные поступления, не запрещенные действующим законодательством.

Таким образом, все получаемые НКО доходы условно можно разделить на 2 группы:

  1. Целевые поступления.
  2. Доходы от предпринимательской деятельности.

Структура доходов определенной НКО зависит от ее организационно-правовой формы, ведения ею предпринимательской деятельности, характера предоставляемых ею товаров (работ или услуг) и т. д.

Порядок поступления средств от участников/учредителей некоммерческой организации регламентируется ее учредительными документами (п. 2 ст.

26 закона № 7). Прибыль, получаемая объединением в ходе функционирования, не подлежит распределению между его участниками/учредителями (п. 3 ст.

Итак, доходы некоммерческая организация получает при условии, что они будут направлены на ее развитие и достижение существующих уставных целей. При этом доходы могут быть получены не только от учредителей, спонсоров и владения имеющимися у организации ценными бумагами или помещениями, но и от предпринимательской деятельности.

Однако распределить полученные средства между учредителями компании нельзя — на это прямо указывают нормы действующего законодательства.

Могут ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью

Некоммерческие организации — организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

В соответствии с ГК РФ каждому типу организаций соответствуют особые организационно-правовые формы.

Коммерческие организации Некоммерческие организации
ОАО, ЗАО, ООО, Полное товарищество, коммандитное товарищество, производственный кооператив, ГУП, МУП Потребительский кооператив, общественная и религиозная организация, учреждение, благотворительный фонд, фонд

Особенности организации финансов некоммерческих организаций как самостоятельных хозяйствующих субъектов определяются целевой направленностью уставной деятельности, порядком и источниками ее финансирования. Взносы участников в некоммерческую организацию являются добровольными. Возможность ведения предпринимательской деятельности в некоммерческих организациях оговаривается в уставных документах и подчинена достижению целей их создания с учетом того, что основная цель таких юридических лиц — удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно полезной деятельности, защита общественных интересов. Планирование финансовой деятельности осуществляется на основе составления органом управления некоммерческой организации годовых или квартальных бюджетов доходов и расходов, которые утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учредителей, участников, членов или высшим органом управления некоммерческой организации.
Некоммерческая организация не выплачивает вознаграждение членам высшего органа управления за выполнение возложенных на них функций кроме компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
Как и другие хозяйствующие субъекты, некоммерческая организация ведет бухгалтерский (финансовый) учет, составляет бухгалтерскую и финансовую отчетность, производит налоговые платежи и другие отчисления, предусмотренные законодательством. По окончании финансового года высший орган управления некоммерческой организации отчитывается перед общим собранием учредителей, участников или членов о проделанной работе за год и исполнении бюджета доходов и расходов.
Размеры и структура дохода некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе ее имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации, в отличие от коммерческих организаций, не могут быть предметом коммерческой тайны.
Финансы некоммерческих организаций и коммерческих организаций имеют различия по следующим направлениям:
1) формирование первоначального капитала (имущества и денежных средств);
2) процедура создания юридического лица;
3) порядок осуществления хозяйственной деятельности;
4) реализация права собственности на имущество;
5) порядок распределения прибыли;
6) порядок управления юридическим лицом;
7) объем и порядок ответственности по своим обязательствам перед третьими лицами;
8) порядок ликвидации юридического лица.
Финансы коммерческих организаций основываются на следующих принципах, реализуемых через осуществление предпринимательской деятельности:
1) самофинансирование;
2) самоокупаемость;
3) саморегулирование;
4) материальная и финансовая ответственность;
5) коммерческая тайна.
Финансы некоммерческих организаций строятся на таких принципах, как:
1) внешнее финансирование (образование денежных фондов за счет членских взносов, пожертвований, грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований);
2) целевой характер расходования денежных фондов на основе утвержденной сметы (бюджета доходов и расходов);
3) затратность, убыточность деятельности (отсутствие получения прибыли, отсутствие самоокупаемости);
4) открытость финансов, общественный контроль, отсутствие коммерческой тайны в деятельности некоммерческой организации;
5) подотчетность лицу — источнику финансирования;
6) реализация общественных интересов, ведение деятельности, предусмотренной исключительно учредительными документами;
7) моральная и социальная ответственность участников некоммерческой организации за результаты ее деятельности.

Общественная организация может получать взносы от ее членов, а также пожертвования от других лиц. И, что немаловажно, некоммерческая организация может получать гранты от отечественных и зарубежных спонсоров, а также субсидии из государственного и муниципального бюджета.

Таким образом выходит, что в ряде случаев возможностей у участников некоммерческих организаций может быть не меньше, а даже больше, чем у учредителей коммерческих юридических лиц.

Несмотря на то, что по закону прибыль между участниками некоммерческой организации распределять нельзя (за исключением потребительского общества, где определенная доля прибыли может распределяться между пайщиками), на практике есть возможность фактического использования данной прибыли.

Например, участники некоммерческой организации могут состоять с ней в трудовых отношениях и получать заработную плату. Размер заработной платы устанавливается по их усмотрению. Кроме того, участники могут пользоваться производимыми организацией услугами и иными благами.

Вот и получается, что несмотря на провозглашаемые принципы, некоммерческие организации могут служить вполне коммерческим целям и приносить своим учредителям не только моральную, но и материальную выгоду.

Кроме того, нельзя забывать и об определенных финансовых, налоговых и отчетных льготах, установленных для некоммерческих организаций.

Для некоммерческих организаций не предусмотрен уставный капитал, так как, в отличие от коммерческих юридических лиц, они могут не иметь вообще никакого имущества.

Участники некоммерческих организаций не несут никакой ответственности по обязательствам организации, в отличие от учредителей коммерческих фирм, отвечающих по обязательствам организации своим вкладом в уставной капитал (стоимостью акций).

С введением в действие гл. 26.2 Налогового Кодекса РФ некоммерческие организации могут перейти на упрощенную систему налогообложения.

В отличие от коммерческих организаций, НКО имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности «отчет о движении денежных средств», а при отсутствии соответствующих данных не представлять «отчет об изменениях капитала» и «приложение к бухгалтерскому балансу».

Общественные объединения могут представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке — один раз в год в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о целевом использовании полученных средств.

Денежные средства и имущество, полученные на осуществление благотворительной деятельности, не облагаются налогом на прибыль.

Суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций, не облагаются налогом на прибыль.

Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не облагается НДС.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческой организации не учитывается имущество, полученное в рамках целевого финансирования, в том числе в виде полученных грантов.

Пожертвования не облагаются налогом на прибыль.

Членские и вступительные взносы не облагаются налогом на прибыль.

Паевые вклады не облагаются налогом на прибыль.

Имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования не облагается налогом на прибыль.

Разумеется, помимо вышеперечисленных преимуществ, у некоммерческих организаций есть и недостатки.

Однако, недостатки и достоинства есть и у коммерческих организаций. Каждая организационно-правовая форма имеет свои плюсы и минусы, и только от конкретных людей, от их потребностей, планов и видов деятельности зависит, что им выгоднее — зарегистрировать Общественную организацию, Общество с ограниченной ответственностью или вообще оформиться в качестве индивидуального предпринимателя.

Прибыль некоммерческой организации

Статья 2. Некоммерческая организация

1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ)

2.2. Под некоммерческой организацией — исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 287-ФЗ)

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 300-ФЗ, от 03.06.2009 N 107-ФЗ)

текст в предыдущей )

4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

(п. 4 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение — отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

Структурные подразделения — филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

(п. 5 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

6. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее — иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 179-ФЗ)

В большинстве случает устав, позволяет НКО вести деятельность приносящую доход или коммерческую деятельность. Продавать товары или оказывать платные услуги. Вследствие этой деятельности в НКО появляется Выручка, в связи с чем требуется рассчитывать доход и прибыль в некоммерческой организации. Возникает вопрос, какой именно коммерческой деятельностью НКО может заниматься и что с прибылью от нее потом мо��но делать? Скажу сразу, простого и понятного ответа в одну строчку, нет! Разобьем этот вопрос на список вопросов попроще, ответим на каждый из них. Думаю у Вас появится понимание предмета обсуждения, и Вы получите ответ.
Сразу замечу, все поставленные вопросы важны. Если Вы связаны с НКО, ответы на них должны знать. Начнем.

Самы й важный момент. Нельзя смешивать коммерческую и некоммерческую деятельность в бухгалтерском учете НКО. Если возникает деятельность приносящая доход ведется раздельный бухгалтерский учет направлений.

На основании оказанных услуг формируется «Акт выполненных услуг»
На основании проданных товаров «Товарная накладная»
Выделяет коммерческое поступление прежде всего основание платежа. Если оно непонятно какое, налоговая относит его к выручке и оно попадает в налогооблагаемую базу.
Как правильно оформить некоммерческое поступление было подробно описано в статье «Некоммерческие поступления».
Размер налога зависит от режима налогообложения. НКО ведущие активную коммерческую деятельность выбирают между ОСНО (Основная система налогообложения) и УСН 15% (Доходы за вычетом расходов). Какой из них выбрать сложный вопрос. Ответ на него должен знать Ваш бухгалтер. Если его нет, можете позвонить нам, у нас есть и бухгалтера и услуги бухгалтерского сопровождения. Руководителям сложно ответить на этот вопрос самостоятельно, слишком много нюансов.

  • Учет выручки формируется на 90 счете — продажи
  • Учет доходов от вложений лучше выделять на 91.1 счет — прочие доходы
  • Учет некоммерческих поступлений формируется отдельно на счете 86 — целевое финансирование

С определение поступлений все относительно просто. Сложности возникают с отнесением расходов. Хорошо, если получается при возникновении расходов есть возможность отнести к одному из направлений. Но это происходит далеко не всегда. Аренда, сотрудники с окладами, постоянные расходы используются двумя направлениями. Задача бухгалтера грамотно разнести расходы, чтобы с одной стороны у гос.органов не возникало лишних вопросов и с другой не начислять лишних налогов. Раздельный бухгалтерский учет в НКО требует от бухгалтера высокой квалификации и хорошую практику.
Важно! Учет НКО проверяет ИФНС (налоговая) и МИНЮСТ. Принципы и цели проверки у них разные.

  • Налоговая. Руководствуется жестким налоговым кодексом. Налоговая фискальный орган, который должен обеспечивать сбор налогов. За нарушение она ссылается на конкретную статью и доначисляет налог, штраф и пени. Следит за тем, чтобы в НКО все коммерческие поступления попали в налогооблагаемую базу.
  • МИНЮСТ. Регуляторный орган. Он следит за соблюдением НКО её уставных целей. Опирается на целый ряд законов касающихся НКО. Решение о соблюдении уставных целей принимается на основании экспертизы деятельности и заключения. Признание за НКО не соблюдение уставных целей (неуставная деятельность) приводят к решению ликвидировать НКО. Решения МИНЮСТа более субъективны и непонятны, но на практике под его проверки попадают иностранные агенты и НКО грубо нарушающие закон, с целью обогащения, мошенничества, терроризма, секты, » обналички » и им подобные.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Его задают почти все, кто создает НКО и рассматривает возможность ведения деятельности приносящей доход.
Полученная чистая прибыль с 99 счета — Прибыли и убытки, направляется на счет 86 Целевое финансирование. Т.е. становится взносом на развитие уставных целей некоммерческой организации. Другими словами, прибыль НКО становится некоммерческим взносом себе.
Учредители или другие органы управления не могут претендовать на чистую прибыль, в НКО нет бенефициаров, которые владеют имуществом организации.
В НКО могут быть сотрудники с заработной платой, а также компенсация расходов этих сотрудников, через авансовые отчеты и командировки. Эти статьи принимаются к расходам и впоследствии уменьшают чистую прибыль, но до ее формирования, а не после.
По этой причине, НКО с активной деятельностью приносящей доход стараются реализовать свои цели и сформировать расходы до получения чистой прибыли и не платить лишних налогов. Важно, чтобы это старание не нарушало закон и уставные цели.
Это одна из главных причин, почему НКО так редко применяют УСН 6%. Часто это происходит по незнанию и не осознано.

Вроде всё. Старался немного упростить материал. Не добавлял нудных ссылок на законы и статьи.
Если, что-то упустил, смело пишите в комментарии.

Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

Материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

(абзац введен Федеральным законом от 20.07.2012 N 121-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

КонсультантПлюс: примечание.

Действие абзаца первого пункта 2 статьи 24 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика) не распространяется на бюджетные и казенные учреждения (пункты 4.1 и 4.2 статьи 1 данного документа).

КонсультантПлюс: примечание.

Об участии учреждений в хозяйственных обществах и товариществах см. Гражданский кодекс РФ.

2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

КонсультантПлюс: примечание.

Действие пункта 3 статьи 24 не распространяется на казенные учреждения (статья 1 данного документа).

3. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3.1. Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 274-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие пункта 4 (за исключением абзаца пятого) статьи 24 не распространяется на казенные учреждения (статья 1 данного документа).

4. В интересах достижения целей, предусмотренных уставом некоммерческой организации, она может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

Бюджетное учреждение с согласия собственника вправе передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя (участника) денежные средства (если иное не установлено условиями предоставления денежных средств) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 23.05.2016 N 149-ФЗ.

(см. текст в предыдущей )

В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в уставный капитал хозяйственных обществ или складочный капитал хозяйственных партнерств либо иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя (участника).

(в ред. Федерального от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 06.11.2011 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Могут ли некоммерческие организации вести предпринимательскую деятельность?

В данной статье мы рассмотрим тему предпринимательской деятельности некоммерческих организаций (НКО) в России. Разрешено ли им вести предпринимательскую деятельность? Что понимается под такой деятельностью и какие пределы и ограничения в ее осуществлении некоммерческими организациями содержит закон. Для начала давайте разберем, что вообще следует понимать под термином «предпринимательская деятельность».

Предпринимательская деятельность (в т.ч. для НКО) — это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке (п.1 ст. 2 ГК РФ). Очень важным признаком выступает «систематичность».

Т.е. несистематичные поступления от вышеуказанных источников деятельности и разовые сделки вообще не являются предпринимательской деятельностью, а являются иной, приносящей доход деятельностью.

Чтобы ответить на вопрос, могут ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью, т.е. систематической коммерческой деятельностью, заглянем в ч.2 ст. 24 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях», в которой говориться: некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

Вот и ответ: некоммерческие организации могут вести предпринимательскую деятельность, но с определенными ограничениями, наложенными на нее законом.

При этом, данная статья Федерального закона также содержит разъяснение, что такое допустимая предпринимательская деятельность некоммерческих организаций. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Таким образом, чтобы не иметь осложнений в отношениях с государственными органами, некоммерческая организация должна заниматься только той коммерческой деятельностью, которая прямо связана с целями ее создания и деятельности. Например, общественная организация собаководов вправе производить или перепродавать корма и аксессуары для собак, а не как не запчасти к автомобилям. Некоммерческое объединение врачей вправе оказывать медицинские услуги и осуществлять торговлю медицинскими препаратами, а не заниматься ремонтом бытовой техники.

Давайте еще раз перечислим обязательные условия или особенности предпринимательской деятельности, которую вправе осуществлять некоммерческая организация:

коммерческая деятельность НКО должна служить достижению целей, ради которых была создана некоммерческая организация

предпринимательская деятельность НКО должна соответствовать этим целям

предпринимательская деятельность некоммерческой организации должна быть прямо прописана в ее уставе, в виде перечня видов деятельности с конкретным указанием видов деятельности, например производства, перечислением товаров или услуг

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что процесс подготовки учредительных документов НКО — это очень ответственный этап, в том числе определяющий, какими видами коммерческой или предпринимательской деятельности некоммерческая организация сможет заниматься в дальнейшем, после своей государственной регистрации.

Если же некоммерческой организации необходимо начать заниматься предпринимательской деятельностью или произвести несколько торговых операций, а данные виды коммерческой деятельности хотя и соответствуют и служат целям ее создания, но не перечислены в ее уставе, выход один — зарегистрировать изменения в Устав НКО.

Итак, в данной статье мы постарались осветить тему «предпринимательская деятельность некоммерческих организаций» и ответили на вопрос «могут ли НКО осуществлять коммерческую деятельность«. Надеемся, что эта информация вам помогла.

Финансы НКО являются частью национальной финансовой системы, включающей финансы государственных, муниципальных, коммерческих и некоммерческих организаций и финансы домохозяйств, а также международной финансовой системы. Как уже отмечалось, НКО участвуют в движении финансовых потоков, перераспределении денежных средств между физическими и юридическими лицами. В то же время институты, регулирующие правила финансирования деятельности НКО, формируются с учетом социальной направленности их уставной деятельности.
Эти институты изменяются под воздействием двух основных групп факторов:

  • отношения государства к НКО (какую роль оно отводит им и в какой мере рассматривает их в качестве налогоплательщиков, работодателей, благотворительных структур, самостоятельных организаций или находящихся под контролем государства);
  • противоречий в развитии самих НКО — между необходимостью осуществлять уставную деятельность и искать средства для ее осуществления.

В России в период перехода к рыночной экономике произошлл трансформация всей системы институтов. Были приняты Консти туция РФ, Гражданский, Бюджетный, Налоговый, Трудовой и Жи лищный кодексы РФ, ряд федеральных законов и законов субъек тов РФ, в которых содержатся правовые основы государственного регулирован™ финансовой стороны деятельности НКО. Изменились также источники финансирован™ и направлен™ расходования средств НКО.
В соответствии со своим статусом большинство НКО осуществляют не только уставную, но и коммерческую деятельность — в той мере, в какой она способствует реализации уставных целей. Следовательно, доходы НКО можно подразделить на две группы:

  • доходы, получаемые при осуществлении уставной деятельности;
  • доходы от коммерческой деятельности.

При осуществлении уставной деятельности НКО получают доходы из внутренних и внешних источников. Доходы из внутренних источников — это взносы учредителей и членов организации. Доходы из внешних источников зависят от успешного фандрайзинга.
Фандрайзинг представляет собой сбор средств, выделяемых и виде пожертвований или под конкретные заказы (целевые программы). Работа при этом осуществляется в рамках уставной деятельности, но за плату, которая поступает от государства, различных организаций и частных лиц. Финансово-экономический кризис обостр™ проблемы поиска благотворителей, заказов, участия в конкурсах и лоббирования интересов своей организации. НКО конкурируют между собой в поиске источников финансирования.
Доходы и расходы НКО отражены в их сметах.
В разделе I сметы отражаются различные виды доходов НКО:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей и членов организации;
  • добровольные целевые взносы, пожертвован™, гранты;
  • ассигнован™ из государственного и муниципального бюджетов;
  • выручка от реализации товаров, работ и услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты) по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы от собственности (сдача в аренду, авторские права и т.п.);

• другие не запрещенные законом поступления (например, труд добровольцев, доходы от лотерей, благотворительных концертов).

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • виды и способы финансирования деятельности некоммерческих организаций, включая целевой капитал;
  • • источники формирования имущества некоммерческих организаций и их структуру;
  • • особенности организации финансов некоммерческих организаций за рубежом;

уметь

  • • определять дополнительные источники финансирования для некоммерческих организаций;
  • • оценивать возможность привлечения заемных источников финансирования для некоммерческих организаций;
  • • применять зарубежный опыт организации финансов в российской практике;

владеть

  • • навыками разработки альтернативных вариантов по привлечению дополнительных источников финансирования в некоммерческие организации;
  • • способами привлечения финансовых ресурсов различных источников;
  • • информацией о формировании некоммерческими организациями эндаументфондов за рубежом.

Учредители осуществляют финансирование некоммерческой организации в момент ее создания, а также в процессе ее функционирования. При создании некоммерческой организации учредители осуществляют первоначальное финансирование в соответствии с Уставом. Учредители передают (вносят на расчетный, валютный счета организации, в кассу) денежные средства в сумме и сроки, предусмотренные Уставом некоммерческой организации. Передача в качестве взноса в некоммерческую организацию неденежных средств (земельных участков, основных средств, нематериальных активов) осуществляется в установленные сроки. Кроме того, учредители осуществляют финансирование основной деятельности на постоянной основе в текущем порядке в процессе функционирования некоммерческой организации. Таким образом, финансирование учредителями является внешним финансированием для некоммерческих организаций.

К внешнему финансированию некоммерческих организаций относится бюджетное финансирование, осуществляемое в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ).

Под бюджетным финансированием понимается предоставление бюджетных средств (средств бюджетов РФ и средств государственных внебюджетных фондов) для полного или частичного покрытия затрат но основной деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Характерной особенностью бюджетного финансирования является целевой характер предоставления бюджетных средств. ВПК РФ выделена специфика такого вида финансирования, как целевое финансирование.

В соответствии с действующим налоговым законодательством, некоммерческие организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) по целевому финансированию. В таком случае средства целевого финансирования не включаются в доходы, подлежащие налогообложению по налогу на прибыль. При отсутствии раздельного учета средств целевого финансирования полученные средства приравниваются к внереализационным доходам и подлежат налогообложению в установленном порядке.

Целевое финансирование – это передача средств, которые следует использовать в строгом соответствии с целями, определенными субъектом (организацией или физическим лицом), выделившим эти средства. Особенностью целевого финансирования является контроль со стороны субъекта, выделившего средства, над целевым использованием перечисленных средств.

Подробный перечень средств целевого финансирования приведен в ст. 251 НК РФ.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное некоммерческой организацией и использованное ею по назначению, определенному организацией (физическим лицом) в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, в виде субсидий – автономным учреждениям.

Бюджетные ассигнования представляют собой средства федерального, региональных и местных бюджетов, направляемые на развитие экономики, управление государством, регионом, управление государственным долгом, финансирование социально-культурной сферы, обороноспособности страны, правоохранительных органов.

Бюджетные ассигнования предоставляются бюджетным, автономным, казенным учреждениям в сфере образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также некоммерческим организациям других организационно-правовых форм на финансирование расходов, предусмотренных в их финансовых планах и сметах. Казенным учреждениям бюджетные ассигнования предоставляются в виде лимитов бюджетных обязательств, которые также являются средствами целевого финансирования.

Подробно бюджетные ассигнования как источники финансирования казенных, бюджетных и автономных учреждений будут рассмотрены в гл. 4.

Субсидия (от лат. subsidium – помощь, поддержка) – это бюджетные средства, получаемые учреждениями на определенные цели для софинансирования (долевого финансирования) затрат. Например, субсидии, являющиеся средствами целевого финансирования из бюджетов РФ, предоставляются бюджетным и автономным образовательным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Например, к средствам целевого финансирования относят субсидии в виде средств бюджетов, выделяемых товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Некоммерческие организации обязаны обеспечить целевое расходование полученных ими субсидий и представить соответствующие отчеты в органы государственной власти и местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами.

К средствам целевого финансирования относится безвозмездно полученное имущество государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений на ведение уставной образовательной деятельности.

Средствами целевого финансирования является имущество (включая денежные средства), полученное религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также от реализации религи��зной литературы и предметов религиозного назначения.

Доходы Внешэкономбанка, являющегося государственной корпорацией, также являются средствами целевого финансирования.

Кроме государственных и муниципальных учреждений, получателями бюджетных средств являются некоммерческие организации других организационно-правовых форм.

По состоянию на 2019 год для российских индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрено 5 режимов налогообложения: 1 общий (ОСН) и 4 специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН).

Рассмотрим каждый из них более подробно:

Бесплатная консультация по налогам

Общая система налогообложения

Общая система налогообложения (ОСНО, ОСН, традиционная, основная) – налоговый режим, который назначается автоматически всем ИП и организациям после их создания (за исключением случаев, когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов).

ОСН является самым тяжёлым налоговым режимом по части уплаты налогов и ведения отчётности. Как правило, общий режим используют те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода).

Подробнее про общую систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения (УСНО, УСН, упрощенка) – специальный налоговый режим, который чаще всего является самым выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. По сравнению с другими особыми режимами под действие УСН попадает гораздо большее количество видов предпринимательской деятельности.

Применяя УСН, предприниматели и организации платят только один налог в соответствии с самостоятельно заранее выбранной облагаемой базой (6% от доходов или 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Подробнее про упрощенную систему налогообложения.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, вмененка) – специальный налоговый режим, который применяется только в отношении определённых видов деятельности (как правило, это розничная торговля и оказание услуг населению).

Главной особенностью ЕНВД является то, что при исчислении и уплате налога размер реально полученного дохода значения не имеет. ЕНВД считается исходя из размера предполагаемого дохода предпринимателя, который устанавливается (вменяется) государством.

Подробнее про единый налог на вменённый доход.

Доктринальные проблемы приносящей доход деятельности некоммерческих организаций

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – специальный налоговый режим, который предназначен специально для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применять ЕСХН имеют право только те ИП и организации, у которых доход от сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70%.

Как и любой другой специальный режим, ЕСХН позволяет одним единым налогом заменить все основные налоги общей системы налогообложения: НДС, налог на имущество и НДФЛ.

Подробнее про единый сельскохозяйственный налог.

Этот миф порождён изначальной путаницей в терминах. Согласно Гражданскому кодексу, предпринимательская деятельность — это самостоятельное, рисковое и систематическое извлечение прибыли. Напомню, прибыль — это когда доходы превышают расходы.

Очевидно, если расходы организации — что коммерческой, что некоммерческой — будут превышать её доходы, она просто обанкротится. Поэтому некоммерческие организации не просто могут, но и должны заниматься предпринимательской деятельностью, чтобы остаться на плаву — или существовать на членские взносы и пожертвования, на что мало кто способен.

Вообще, некоммерческие организации могут осуществлять ту же деятельность, что и коммерческие: поставлять товары, оказывать услуги, выполнять работы и так далее. Редкие исключения касаются отдельных лицензий (например, НКО не может стать банком).

Впрочем, существует и действительно важное различие по видам деятельности между коммерческими и некоммерческими организациями: это так называемая целевая правоспособность НКО. В отличие от коммерческих организаций, которые вправе заниматься, чем хотят, некоммерческие ограничены целями, прописанными в уставе.

Это должно гарантировать, что какой-нибудь «фонд спасения бездомных котиков» не начнёт финансировать ближневосточных салафитов. На практике — учредители НКО прописывают в уставе «вправе заниматься любой деятельностью, приносящей доход» и таким образом решают проблему целевой правоспособности.

Из-за последних расследований за НКО закрепилась репутация «распильщиков». Это одновременно миф и не миф.

Некоммерческие организации действительно используются для сокрытия бенефициаров, то есть истинных владельцев бизнеса. Существуют так называемые автономные организации, у которых формально нет владельцев и выгодоприобретателей: они существуют сами по себе.

Такая компания после регистрации работает без акционеров и участников, может создавать дочерние структуры (в том числе коммерческие), распоряжаться собственным имуществом, но бенефициаров не имеет. Следовательно, любая попытка раскрытия информации зайдёт в тупик.

Не улучшают репутацию НКО и регулярные скандалы с распределением президентских грантов. Организации, которым отказывают, особенно по формальным основаниям, всегда заявляют о коррупции — и проверить это нельзя, поскольку процедура действительно непрозрачная.

Однако все эти «распильные» скандалы перекрываются одним фактором, отличающим некоммерческие организации от коммерческих: из НКО действительно сложно и дорого вывести деньги. Почти все НКО не вправе платить дивиденды своим учредителям; заработанное они обязаны истратить на свои уставные цели, а если цели достигнуты — отдать государству.

Поэтому, даже если вы создадите НКО и предпринимательской деятельностью заработаете деньги, вывести их будет крайне трудно и затратно.

Что касается получения грантов — это тоже не так просто. Во-первых, чтобы выпросить грант, вначале нужно довольно долго заниматься общественно-полезной деятельностью за свой счёт. Во-вторых, оформление поступления и выполнения гранта — это гора бумаги; отчётность там не то чтобы сложная, но очень уж изматывающая.

И в-третьих, гранты обычно невелики: до нескольких миллионов рублей. На практике гораздо проще заработать эти деньги, чем пытаться «отпилить» их от государственных, и не в пример безопаснее.

Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации. Комментируемая статья предусматривает право религиозных организаций осуществлять предпринимательскую деятельность как непосредственно, так и через создаваемые ими предприятия (в той же мере, как и в отношении других некоммерческих организаций).

О приносящей доход деятельности – советы юриста

Следует отличать понятие «представительство иностранной организации» в гражданском и налоговом праве. С налоговой точки зрения ведение коммерческой деятельности сопряжено с получением дохода на территории РФ и не имеет значения, в какой форме создано обособленное подразделение иностранной организации: филиал или представительство.

Если представительство иностранной компании получает доходы от предпринимательской деятельности на территории РФ, то оно является полноценным налогоплательщиком и должно исчислять и уплачивать, в частности, следующие налоги:

  1. Налог на прибыль организаций (20%)

  2. Налог на добавленную стоимость (10 % или 18%)

Налог на добавленную стоимость будет возникать, если представительство, например, собирается реализовывать товары, работы, услуги на территории России или перемещать товары на таможенную территорию РФ.

Обложению налогом на прибыль будут подлежать доходы только в случае, если иностранная организация будет осуществлять деятельность, которая приводит к образованию «постоянного представительства» на территории РФ.

В соответствии со ст. 306 Налогового кодекса РФ деятельность иностранной компании на территории РФ приводит к образованию постоянного представительства, если она одновременно отвечает следующим признакам:

  • наличие любого места деятельности иностранной организации (обособленное подразделение, филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, строительная площадка);
  • осуществление иностранной организацией в этом месте коммерческой деятельности;
  • осуществление такой деятельности иностранной организацией регулярно.

Таким образом, представительство иностранной компании может проводить коммерческие сделки на территории РФ, не опасаясь каких-либо санкций, однако не стоить забывать, что, если такая деятельность приводит к образованию постоянного представительства, оно обязано самостоятельно исчислять и уплачивать все необходимые налоги в России, а также сдавать соответствующую налоговую отчетность.

По нашему мнению, если иностранная компания изначально планирует осуществлять регулярную коммерческую деятельность и получать доходы в России, мы рекомендуем организовать свою деятельность через филиал, т. к. это наиболее соответствует целям организации деятельности иностранной компании на территории РФ.

Связаться с экспертом

1. Что такое некоммерческая организация? В чем отличие некоммерческой организации от коммерческой?

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса РФ, все юридические лица делятся на две группы:

— коммерческие организации – юридические лица, определяющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

— некоммерческие организации – юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Понятие некоммерческой организации дано в статье 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Таким образом, можно выделить два основных отличия некоммерческой организации от коммерческой: это направленность деятельности на достижение нематериальных целей и нераспределение полученной прибыли между участниками.

Выделенные различия между коммерческими и некоммерческими организациями налагает определенный отпечаток на их правоспособность, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Коммерческие организации обладают общей, или универсальной правоспособностью, т.е. они могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Некоммерческие организации обладают специальной (ограниченной, целевой) правоспособностью, т.е. они могут иметь только те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены в ее учредительных документах и соответствуют целям ее деятельности.

2. Какие цели деятельности может указывать некоммерческая организация в своих учредительных документах?

В пункте 2 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» содержится примерный перечень целей создания некоммерческих организаций.

Так, некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а так же в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

3. Может ли некоммерческая организация заниматься предпринимательской деятельностью?

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Гражданского кодекса РФ, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Занятие некоммерческой организацией предпринимательской деятельностью представляется законным при наличии одновременно двух условий:

— такая деятельность служит достижению целей некоммерческой организации, т.е. укрепляет ее материально-техническую базу, является источником формирования имущества, используемого для целей организации;

— предпринимательская деятельность не выходит за рамки ее специальной правоспособности, т.е. не противоречит предмету и целям деятельности, указанным в ее учредительных документах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

4. Какими видами деятельности может заниматься некоммерческая организация?

Деятельность некоммерческой организации должна соответствовать целям ее создания.

В пункте 1 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» говорится, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

5. Какими нормативными актами регулируется деятельность некоммерческих организаций?

Правовое положение некоммерческих организаций, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12 января 1996 года определяет правовое положение, порядок создания, деятельность, реорганизацию и ликвидацию некоммерческих организаций как юридических лиц, порядок формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Действие данного закона не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

1. В зависимости от основной цели своей деятельности все юридические лица делятся на две группы: коммерческие и некоммерческие организации.

Основной целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли и возможность ее распределения между участниками.

Основной целью деятельности некоммерческих организаций является выполнение функций, не связанных с получением прибыли. При этом источники финансирования деятельности некоммерческой организации не имеют значения. Некоммерческая организация может находиться и на самофинансировании за счет получаемых ею доходов от своей деятельности. Более того, закон не запрещает ей получать прибыль от вспомогательной предпринимательской деятельности, которую она, однако, не вправе распределять между своими участниками.

2. В п. 2 комментируемой статьи приводится исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Это хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Приведенный в п. 2 данной статьи перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций не означает, что федеральным законом не могут быть в случае необходимости предусмотрены и иные формы данных организаций. Это допустимо при условии одновременного внесения дополнений в ГК.

3. Содержащийся в п. 3 комментируемой статьи перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим. В дополнение к потребительским кооперативам, общественным и религиозным организациям (объединениям), финансируемым собственником учреждениям, благотворительным и иным фондам федеральным законом могут быть предусмотрены и иные формы. Так, Законом о некоммерческих организациях были предусмотрены некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации. При этом законодатель не связан обязанностью внесения изменений в ГК.

В абз. 2 п. 3 комментируемой статьи раскрывается понятие вспомогательного характера предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Такая деятельность должна, во-первых, служить достижению основной цели соответствующей некоммерческой организации и, во-вторых, по своему характеру быть с ней связанной.

4. В п. 4 комментируемой статьи говорится об организационно-правовых формах объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций как юридических лицах, выступающих в гражданском обороте в качестве некоммерческих организаций. Предусматриваются две такие формы: ассоциации и союзы (см. коммент. к ст. 121).

В результате системного анализа положений действующего законодательства можно выявить общие черты финансовой деятельности, характерные для всех организационно-правовых форм НКО:

  • Получаемая прибыль не должна распределяться между членами НКО.
  • Получаемая прибыль должна быть использована для достижения целей, ради которых создавалась данная организация. Например, предоставление образовательных услуг на платной основе допустимо для НКО, если получаемые денежные средства направляются на покрытие производственных расходов, включая зарплату преподавателей (п. 1 ст. 101 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В данный момент законодательством не установлены конкретные признаки соответствия предпринимательской деятельности целям, определенным в уставе НКО.
  • Источники формирования финансов некоммерческих организаций не могут быть произвольными, они четко определены законодательством (см. ст. 26 закона № 7-ФЗ).
  • Предпринимательская деятельность ведется организацией на свой страх и риск. Организация несет ответственность по собственным обязательствам тем имуществом, на которое может быть обращено взыскание (п. 2 ст. 25 закона № 7-ФЗ).
  • Для НКО, учредительными документами которых предусмотрена возможность ведения приносящей доход деятельности (в т. ч. предпринимательской), актуальным законодательством установлено требование о наличии имущества рыночной стоимостью не меньше регламентированного законом минимального размера уставного капитала для общества с ограниченной ответственностью (п. 5 ст. 50 ч. 1 ГК). Исключением из данного правила являются казенные и частные учреждения.

Условно источники финансов некоммерческих организаций можно разделить на 3 группы:

  • собственные — включают имущество НКО, доходы от основной и предпринимательской деятельности и т. д.;
  • государственные — формируются за счет госсубсидирования (например, предоставляемого социально ориентированным НКО, включенным в реестр исполнителей социально полезных услуг, который образуется в соответствии с п.2.2. ст.2, п.13 ст.31.1, ст.31.4 закона №7, вступающими в силу с 01.01.2017); также сюда можно отнести предоставление льгот по налогообложению, госкредитованию и т. д.;
  • привлеченные — связаны с деятельностью НКО на финансовом рынке (например, доходы, полученные от операций с ценными бумагами), финансовая помощь, полученная от спонсоров и т. д.

В зависимости от источников формирования финансов некоммерческих организаций типы финансирования НКО можно дифференцировать следующим образом:

  • Полная окупаемость — финансирование деятельности в основном за счет внебюджетных источников. Также возможно использование средств бюджета в форме субсидий или госассигнования по социально значимым программам. Характеризуется высокой степенью самостоятельности организации в определении своих доходов и расходов.
  • Сметное финансирование — единственным способом финансирования казенных учреждений является бюджетное ассигнование. Бюджетные и автономные учреждения, а также негосударственные НКО бюджет финансирует посредством выделения субсидий (ст. 69.1 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ). Характеризуется строгой регламентацией бюджетных средств.

Итак, формирование финансов некоммерческих организаций может производиться лишь за счет источников, установленных законом. НКО помимо основной деятельности имеют право вести и предпринимательскую, при условии что получаемая прибыль не будет распределяться между участниками такой организации, а будет направлена на достижение определенных уставными документами целей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *