Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Строительство различных сельскохозяйственных объектов, в современном понимании, не потеряло своей актуальности и популярности. Изменился лишь подход к технологии строительства объектов сельхозназначения. Уже уходят в историю возведения ферм, птичников, кролиководческих комплексов идр. объектов, с использованием кирпича, дерева, бетона и других традиционных материалов. Современное строительство все чаще и чаще использует для своих целей такую технологию как сборка зданий из металлоконструкций и сэндвич-панелей.
Содержание:
Понятие и основные направления охраны окружающей среды в сельском хозяйстве.
Это земли для строительства отдельно стоящего жилого дома не выше трех этажей, который предназначен для проживания одной семьи. Должно быть предусмотрено отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение. Хозяевам нужно получать разрешение на строительство, но проект дома согласовывать не обязательно. Для строительства можно использовать средства, предоставляемые по социальным программам (материнский капитал, молодая семья).
В таком доме вы сможете прописаться.
Сельское хозяйство – одна из отраслей экономики российского государства, самым тесным образом связанная с использованием в производственном процессе природных ресурсов. Сельское хозяйство – это сфера активного взаимодействия общества и природы, в процессе которого (на базе технического и научного прогресса) видоизменяются естественные экосистемы, создаются новые агрозоо-экосистемы, предназначенные для удовлетворения потребностей общества в продовольственных и сырьевых ресурсах. Все компоненты природной среды взаимосвязаны с аграрной экономикой и ключ к их экологической безопасности и экономически эффективному существованию – это соблюдение баланса между потребностями экономики и возможностями природной среды.
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Поскольку земли с/х категории являются одновременно средой, ресурсом, средством производства и территорией интересов физических и юридических лиц, возникла необходимость создания специального федерального закона — 101 ФЗ от 26.06. 2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», из которого следует, что земли сельскохозяйственного назначения — это базовый ресурс сельского хозяйства, то есть почва и все, что на ней может расти.
Последняя редакция закона об обороте земель сельхозназначения была в 2015 году, который считается началом новой волны земельной реформы. Новой земельной реформе предшествовал целый ряд изменений, среди которых можно выделить как наиболее значимые следующие:
- Из п.1 ст. 10 изъято требование обязательного прохождения процедуры торгов в виде конкурсов и аукционов при предоставлении гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков с/х назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- Произошли некоторые изменения в правилах покупки и аренды земельных участков сельскохозяйственной категории. Новая редакция закона по-прежнему сохраняет такое право за юридическими или физическими лицами, которые пользовались участком на праве аренды надлежащим образом. Однако устранены ограничения по цене сделки и срокам продолжительности аренды;
- Расширены возможности использования земель, занятых пастбищами в районах крайнего Севера. Если ранее такие пастбища, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могли быть переданы только на праве аренды, то теперь к такому праву добавилось еще и безвозмездное пользование;
- Правила и условия принудительного изъятия земель, несмотря на наличие новой редакции, изменены незначительно. В ближайшее время, в связи с готовящимися новыми законами в земельном праве, следует снова ждать изменений и правок, как в Земельный Кодекс, так и в Федеральный Закон № 101.
Владение, пользование и распоряжение землями называется имущественными земельными отношениями, а процесс регулируется Гражданским Кодексом РФ. Законодательство предусматривает пять форматов использования земли.
Согласно нормативам, вы можете быть:
- Собственником земельного участка;
- Землепользователем. В этом случае вы владеете или пользуетесь земельным участком с правом бессрочного (постоянного) пользования, а также безвозмездного срочного пользования (то есть государство выдает вам землю бесплатно, но на определенный срок);
- Землевладельцем. В этом случае вы можете пользоваться земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения;
- Арендатором. Вы пользуетесь земельным участком на основании договоров аренды или субаренды;
- Обладателем сервитута. Вы имеете право ограниченного пользования чужого земельного участка.
- Личные подсобные хозяйства (пашни, сады, огороды и тд);
- Коллективно-фермерские хозяйства (животноводство, рыбоводство, пчеловодство и тд)
- Садово-некоммерческого товарищества (СНТ, экопоселения и тд);
- Казачьи общества. Хозяйственные объединения и товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия (муниципальные и государственные), прочие коммерческие организации;
- Некоммерческие общества, в том числе религиозные, а также потребительские союзы;
- Учебные, опытно- и учебно-производственные, учебно-опытные подразделения при научных и образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов в области с/х деятельности, общеобразовательных учреждений.
- Сельхозяйственный туризм;
- Ведение сельскохозяйственного производства;
- Создание защитных лесных насаждений.
П. 11 ст. 85 ЗК РФ разрешает применять участки, расположенные на сельскохозяйственных землях, для строительства зданий или помещений, предназначенных для сельскохозяйственного производства, а также пашен и многолетних насаждений. В целом, если говорить о землях с/х назначения, а не о сельскохозяйственных угодьях, то можно прийти к выводу о том, что строить можно все, кроме промышленных предприятий.
Впрочем, возможно возведение строений, предназначенных, например, для переработки молочной продукции, консервирования плодо-овощной продукции, что, по-сути, тоже является производством. Но такие производства могут действовать на сельскохозяйственных землях только в небольших масштабах и только на землях с соответствующим разрешенным использованием.
Охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве
На участке под ЛПХ за пределами поселений (полевой участок) строить капитальные здания нельзя.
На приусадебном участке под ЛПХ (в пределах населенного пункта, зона Ж) капитальные здания строить можно. Однако под жилую застройку отводится лишь 10-20% площади участка (зависит от региона).
На землях, отведенных под фермерские хозяйства можно построить не только производственные и вспомогательные строения, но и полноценный дом в несколько этажей. Однако для этого необходимо зарегистрировать коллективное фермерское хозяйство (КФХ) как юридическое лицо и действительно заниматься на участке сельским хозяйством.
До выхода закона о родовых поместьях, самым простым вариантом застройки на сельхоз земле было строительство дома на участке под ЛПХ, а самым трудоемким — коллективное фермерское хозяйство (КФХ).
К ним относятся участки для посева и выращивания различных агропромышленных культур, а также для выпаса животных.
Сельхозугодья — это наиболее плодородные территории, которые обеспечивают страну урожаями, поэтому они имеют приоритетный статус и находятся под защитой государства. Под особым контролем находятся сельхозугодья:
- с искусственным поливом,
- находящиеся в пользовании НИИ любого уровня,
- с высокой кадастровой стоимостью (на 10% выше средней).
В зависимости от выполняемых функций угодья делятся на:
- пашни,
- сенокос,
- пастбища и т.д.
Это земли, засаженные деревьями и кустарниками для защиты окружающей среды от влияния негативных факторов.
Защитные лесополосы создаются:
- на садоводческих и дачных хозяйствах,
- вокруг полей,
- вдоль автомобильных и железных дорог.
Рубка и обновление растений происходит только по согласованию с органами местного управления.
Территории с замкнутыми водными объектами входят в состав категории сельскохозяйственных земель только в том случае, если они находятся в границах этих земель. При этом, озера или пруды могут быть использованы как для разведения рыб, так и для полива близлежащих территорий. Такие объекты делятся на два вида:
- водоемы искусственного происхождения,
- водоемы естественного происхождения.
Предоставление с/х земель в пользование, по сути означает передачу таких земель в аренду, для использования по назначению. При этом наделы остаются в собственности государства.
Для получения участка необходимо:
- Подать заявление в соответствующий орган.
- Собрать пакет документов.
- Дождаться решения.
- Заключить договор аренды.
Закон предусматривает ряд льгот и преимуществ при передаче с/х земель определенным категориям лиц (например, малочисленным народам для поддержания и сохранения их уклада жизни).
Земли сельскохозяйственного назначения — это одна из стратегически важных и охраняемых государством категорий земель. Они должны использоваться исключительно по своему назначению. Государство имеет право распределять их между пользователями для повышения их рационального использования.
Сельхозугодья могут быть переданы физическим и юридическим лицам в собственность. Однако при ненадлежащем уходе за участками государство имеет право изымать их в судебном порядке.
В пределах ст.7 Земельного кодекса РФ законодатель выделил 6 категорий земель согласно их целевому назначению и отдельно – земли запаса. Некоторые земли (поселений, транспорта, обороны) используются человеком в качестве пространственного базиса для размещения зданий, имущественных комплексов предприятий, инженерной инфраструктуры и других объектов. Они подвергаются наибольшему антропогенному влиянию.
Другие земли (особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда) сохранили явственную связь с природой. Они используются преимущественно для организации рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и рекреационных целей.
И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.
Определение сельскохозяйственных земель содержится в п. 1 ст. 77 ЗК РФ.
Ими признаются участки за чертой населенных пунктов, уже используемые для ведения сельского хозяйства или предназначенные для этой цели. Специфика правового режима земель сельского хозяйства обусловлена их целевым назначением, использованием для выращивания растений, разведения домашних животных, птицеводства.
Отличительным признаком земель рассматриваемой категории признается плодородие почв. Однако нельзя забывать, что часть земель сельскохозяйственного назначения используется для реализации второстепенных задач – размещения хозяйственных построек, защитных насаждений и пр.
Законодатель использует в нормативных актах такие категории как «земли сельхозназначения» и «земли сельхозиспользования». Их логический объем не одинаков. Можно утверждать, что:
- земли сельхозназначения – это составная часть земельного фонда России, выделенная в самостоятельную категорию согласно специфическому целевому назначению;
- земли сельхозиспользования – совокупность участков из состава земель промышленности, поселений и любых других категорий, по признаку основного хозяйственного назначения используемых в качестве сельхозугодий.
Попеременно, используя каждый из этих терминов, законодатель распространяет регуляторное влияние предписаний земельного законодательства на те или иные правоотношения.
Более ценными в составе земель рассматриваемой категории считаются сельскохозяйственные угодья, значимой характеристикой которых признается плодородие. Последние имеют приоритет в использовании и в силу ст. 79 ЗК РФ подлежат особой охране. В их числе:
- пашни;
- территории, занятые виноградниками, садами, кустарниками;
- залежи;
- пастбища;
- сенокосы.
Продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по району/округу, признаются особо ценными.
Часть сельхозземель используется для размещения вспомогательных объектов, напрямую не связанных с выращиванием сельскохозяйственной продукции. Такие земли заняты:
- внутрихозяйственными путями сообщения;
- мелиоративными, инженерными системами;
- замкнутыми водоемами;
- коммуникациями;
- древесно-кустарниковыми насаждениями, защищающими сельхозугодья от вымывания, выдувания, дорожной пыли и подобного (обычно высаживаются на крутых склонах, вдоль дорог и водоемов);
- стационарными (коровники, птицефермы, склады, элеваторы) и нестационарными (теплицы, навесы) сооружениями для нужд агропромышленного комплекса.
Ст. 9 и 36 Конституции РФ гарантируют право пользования землями самому широкому кругу частных лиц и субъектов хозяйствования, не допуская дискриминации.
Несмотря на это, п. 1 ст. 78 ЗК РФ перечисляет землепользователей применительно к землям сельскохозяйственного назначения, включая в них «нетрадиционные» образования. Общий список:
- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
- физлица, практикующие садоводство, огородничество, животноводство;
- крестьянские (фермерские) хозяйства, действующие на основании профильного Федерального закона РФ № 74-ФЗ, могущие не обладать статусом юридического лица;
- коммерческие структуры;
- унитарные муниципальные и госпредприятия,
- потребительские кооперативы;
- религиозные организации;
- казачьи общества;
- опытные и производственные отделения научных и образовательных учреждений;
- общины коренных малочисленных народов.
Некоторым из названных субъектов государство гарантирует особые условия. Так, малочисленные народы могут заниматься традиционными промыслами без получения участков в собственность или пользование.
Фермерские хозяйства имеют приоритетное право на получение земель, могут участвовать в программах льготного кредитования. В некоторых регионах они также имеют льготы при уплате налогов.
Обеспечение экологической безопасности в сельском хозяйстве.
Использование земель сельскохозяйственного назначения сводится к получению от нее пользы (экономической выгоды) как от естественного средства производства и территориального базиса для размещения вспомогательных сельскохозяйственных объектов. Целью эксплуатации таких земель признается удовлетворение потребностей граждан в продукции сельского хозяйства собственного производства, а также обеспечения прибыли субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса.
Данные земли могут использоваться для:
- создания и развития личных подсобных хозяйств;
- огородничества;
- фермерства;
- садоводства;
- создания защитных лесных насаждений;
- животноводства;
- рыбоводства (аквакультуры);
- охотничьего хозяйства;
- выпаса скота;
- сенокошения;
- научных, исследовательских, учебных и иных подобных целей;
- дачного строительства.
В некоторых случаях на землях сельхозназначения возможно индивидуальное жилищное строительство. Однако в большинстве ситуаций строительство жилья и госрегистрация на землях сельхозназначения невозможна, возможна с ограничениями или только после перевода участков в состав земель населенных пунктов.
Участки земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от сел, не могут использоваться для целей, не связанных с хозяйствованием на земле.
Поскольку земли сельхозназначения обладают такой значимой характеристикой как плодородность, они не являются взаимозаменяемыми с землями других категорий (транспорта, связи, обороны). Очевидно, что общество заинтересовано в сохранении существующего объема сельскохозяйственных земель.
В пользу этого тезиса свидетельствуют сведения о приросте населения, а, соответственно, увеличении объема потребляемой в пищу сельхозпродукции. Кроме того, обеспечение насущных нужд населения в продовольствии собственного производства возведено в ранг проблемы национальной безопасности.
Вместе с тем, охрана земель сельхозназначения не должна тормозить рост городов, строительство линейных объектов и научно-технический прогресс в целом. Особенности правового регулирования использования и оборота земель сельхозназначения отражают сложность ситуации и поиск баланса между интересами общества и отдельных его членов.
Применительно к землям сельхозназначения и особенно плодородным угодьям актуальны проблемы рационального землепользования. Оно не должно истощать почвы, а, наоборот, способствовать сохранению и приумножению земельных ресурсов агропромышленного комплекса. Ключевые идеи рационального землепользования:
- земли должны использоваться максимально естественным для них образом;
- максимальные урожаи ограничены потенциальным плодородием и могут быть увеличены искусственно исключительно за счет истощения почв;
- необходимо поддерживать оптимальный баланс пашен, сенокосов и пастбищ;
- лесополосы и другие защитные насаждения должны сохраняться и восстанавливаться;
- следует минимизировать промышленное и другое несельскохозяйственное использование сельскохозяйственных земель.
В советский период рациональное землепользование обеспечивалось плановой экономикой. Колхозы и совхозы были крупными сельхозпроизводителями, обеспеченными посевным материалом, техникой и удобрениями надлежащего качества.
Режим эксплуатации земель был более щадящим и научно обоснованным. В современной России участки сельскохозяйственных земель подверглись дроблению, что утрудняет севосмену, проведение мелиоративных работ, борьбу с вредителями и реализацию других надлежащих мероприятий.
Арендаторы, будучи временщиками, а не постоянными хозяевами земель, заинтересованы в максимализации прибыли независимо от ухудшения качества почв. Перечень проблем можно продолжить. Очевидно одно: система рационального землепользования в РФ только формируются.
Правовой режим использования сельхозземель регламентирован Гражданским и Земельным кодексами, а также Законом РФ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Примечательно, что под регулятивное воздействие последнего не подпадают участки предоставленные под личное подсобное хозяйство, гаражное строительство, а также те, на которых размещена недвижимость.
Основные положения, отображающие специфику правового режима сельхозземель:
- Сохранение целевого использования участков сельхозназначения.
Принцип оговорен ст. 1 вышеназванного Закона № 101-ФЗ и во многом декларативен. Прямого запрета на смену целевого назначения и/или разрешенных способов использования в отечественном законодательстве нет.
Исключение: продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по муниципальному району либо городскому округу признаются особо ценными. В отношении таких земель может быть принято решение о недопустимости их использования для целей, не связанных с производством сельхозпродукции (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).
- Установление граничной площади сельхозугодий, расположенных на территории муниципального района/округа, могущих находиться в собственности одного лица.
В силу п. 2 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ ограничение определяется региональным законом, однако не может быть меньшим 10% сельхозугодий соответствующего района/округа.
- Возможность установления минимальной площади участков сельхозназначения региональным законом.
Это право, а не обязанность региональных властей (п. 1 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ). Если лимит установлен, он должен равняться минимальной площади участка, предоставляемого для ведения фермерского хозяйства (п. 1 ст. 19.1 того же Закона). Представители аграрной науки ратуют за установление минимальных размеров участков сельхозназначения повсеместно. Мотивация: дробление сельхозугодий сводит к минимуму возможности рационального землепользования.
- Запрет передачи сельскохозяйственных земель в собственность иностранцам, иностранным компаниям.
Ограничение распространяется на субъекты хозяйствования, зарегистрированных на территории РФ, если хотя бы 50% их статутного фонда находятся в собственности иноземных лиц или компаний. Примечательно, что иностранцы и иностранные компании вправе получать сельхозугодья в аренду.
- Установление за публичными образованиями (субъектами РФ, а в случаях, оговоренных региональным законом, муниципалитетами) права приоритетного выкупа сельхозугодий на случай их продажи.
Во всех случаях, кроме продажи сельскохозяйственных земель с торгов их собственник обязан уведомить компетентный орган о факте продажи, объекте договора и продажной цене. Если в течение 30 суток поступил отказ либо уведомление было проигнорировано, продавец вправе заключить договор с выбранным им покупателем.
Отчуждать участок по цене, равной или превышающей фигурирующую в уведомлении, продавец вправе на протяжении всего следующего года. Если это срок прошел, необходимо повторное уведомление.
Договор, заключенный с нарушением права приоритетного выкупа, никчемен. Сегодня случаи использования публичными образованиями права приоритетного выкупа в России редки.
Глава III Федерального закона РФ № 101-ФЗ посвящена обороту долей в праве общей собственности на участки сельхозназначения. Законодатель не решился императивно установить минимальные площади участков сельхозназначения для обеспечения рационального землепользования и планирования мероприятий по поддержанию и восстановлению плодородия почв. Однако он разными способами предотвращает их дробление.
Одним из них можно считать признание оборотоспособности долей без выделения участков в натуре. Долю можно продать, подарить, обменять, передать в залог или ипотеку. Сложилась судебная практика, в рамках которой собственникам малозначимых долей сельскохозяйственных участков судьи отказывали в выделении доли, назначая соразмерную компенсацию.
Земли в РФ поделены на категории. В пределах каждой категории выделяют подгруппы, которым характерны собственные виды использования. Параметры дозволенного землепользования устанавливаются в пределах соответствующей территориальной зоны, применительно к землям сельхозназначения – с учетом дифференциации почв по плодородию и продуктивности (эти параметры устанавливаются путем бонитировки).
Учитывая значимость земель сельхозназначения для государства и общества, обусловленную их плодородностью, основным видом разрешенного использования сельскохозяйственных земель должно быть хозяйствование на земле, производство сельхозпродукции. Осуществление вспомогательной деятельности и размещение производственной инфраструктуры на таких землях разрешается в порядке исключения при условии одновременного ведения натурального сельского хозяйства.
Осуществление условно допустимых видов деятельности (рыболовство, туризм, рекреация) допускается при условии, что это не мешает ведению сельскохозяйственного производства, его логистическому и инфраструктурному обеспечению.
Для земель сельского хозяйства (как и для земель населенных пунктов) актуально зонирование. Землеустроительные работы проводятся на уровне муниципалитетов и регионов. Местными властями зачастую разрабатываются классификаторы видов разрешенного использования земель сельхозназначения.
Таким образом, собственник земель ограничен в способах использования принадлежащих ему земель не только целевым назначением, но и видами разрешенного использования, установленными местными властями. Также стоит учесть, что установление вида разрешенного использования, не характерного для сельскохозяйственных земель, требует смены целевого назначения.
Это возможно по решению компетентного органа после проведения надлежащих землеустроительных и кадастровых работ при условии обоснования необходимости такого изменения. Сведения о смене разрешенных видов использования вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства тесно связано с решением двух очень важных проблем. С одной стороны, это наиболее эффективное использование природных ресурсов и, в первую очередь, земли. С другой стороны, это поиск, обоснование и применение (использование) целесообразных методов предотвращения и ликвидации ущерба от загрязнения окружающей среды, сохранение ее в нормальном состоянии для человечества.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2012 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. При этом к компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Что можно строить на землях сельхозназначения в 2020 году
- В нормативных актах Российской Федерации, которые касаются особенностей использования земель, все участки разделяются на семь категорий по показателю назначения.
- От этого зависят и правила землепользования, которые обязаны выполнять как собственники, так и арендаторы территорий.
- Основные условия, которыми характеризуются земли для сельского хозяйства, заключаются в том, что они находятся за пределами населенных пунктов, а также предназначены только для выращивания культур, выпаса скота, сенозаготовки и прочих процедур.
- Сельскохозяйственные участки могут быть разной категории, но при этом самыми многочисленными считаются:
Плодовые сады, пастбища, пашни, а также прочие участки | Использующиеся для подготовки продукции, как и ее производства |
Зоны, которые заняты коммуникациями | К которым относятся линии электропередач, дороги, трубы водоснабжения и газовые магистрали |
Лесополосы | Которые защищают поля, обычно они находятся на их краях, а также по периметру оврагов |
Водные объекты | Назначением которых является рыбное хозяйство и разведение рыбы |
Кроме основного назначения, также подобные участки используются и для прикладных функций, к примеру это размещение построек для хранения продукции и ее переработки, а также зон, где можно осуществлять ремонт машин и прочих механизмов, применяемых в сфере сельского хозяйства.
Основным регулятором вопроса использования земельных наделов является Земельный кодекс Российской Федерации, в котором прописаны все основные моменты.
К примеру, в статье 78 говорится о ВРИ, для которых могут использоваться данные объекты. Причем также сказано и о невозможности ИЖС на части земель, и тогда возможно организовать ЛПХ.
Производство продукции на сельскохозяйственных участках также ограничено той же статьей 78, причем она содержит прямой запрет, а разрешение дается лишь некоторым категориям.
Возможность прописки на с/х землях утверждается в Постановлении Конституционного суда 13-П, вынесенном 30 июня 2011 года, и там говорится о формальном праве получить постоянную регистрацию в дачном доме.
Но это возможно при условиях, что здание сочтут пригодным для проживания. При ненормативных использованиях начинают действовать нормы Кодекса об административных правонарушениях, или сокращенно КоАП РФ.
Согласно статье 8.8, устанавливается размер штрафа за такие проступки, причем он отличается в зависимости от статуса землепользователя.
- Земельный кодекс Российской Федерации в своей статье 78 позволяет использовать угодья для сельского хозяйства для многих видов деятельности, причем они четко оговорены и не подлежат изменению в большинстве случаев.
- При пользовании участком ориентироваться следует именно на эти нормы, ведь только так возможно избежать правонарушение, и как следствие, административной ответственности.
- Виды разрешенного использования земли сельхозназначения 2020 года являются следующими:
Назначение | Особенности |
Строительство домов | Можно возвести только дачную постройку, то есть временное жилье, не предназначенное для постоянной эксплуатации таким образом и часто не имеющее фундамента |
Создание охотнического хозяйства | — |
Выпас животных и сенокос | Подразумевается, что на земле будет произрастать корм для скота, куда относятся овцы, коровы, лошади и прочие сельские животные, необходимые для производства любой продукции. Сенокос может потребовать места для хранения продукции, а также обширного пространства |
Организация садовых и огородных участков | Это возможно в виде объединения или кооператива, хотя и не ограничивается этими формами |
Формирование ЛПХ или КФХ | Личное подсобное хозяйство подразумевает, что человек ведет его своими силами, без помощи наемных работников, а вот крестьянское (фермерское) хозяйство — это более широкое понятие. Это означает, что деятельность основана на работе группы людей — владельцев долей, в другом случае может работать ИП, нанимающий сотрудников |
Организация ферм | Это может быть выращивание рыбы или животных |
В законе жестко ограничен перечень людей, имеющих право на производство продукции, посредством использования сельскохозяйственных земель.
Запрещается это делать практически всем, но как и всегда, есть определенные исключения, и право на работу имеют:
- организаторы личного хозяйства или КФХ;
- лица, занимающиеся садоводством и огородничеством;
- члены казачьих обществ;
- коренные малочисленные народы;
- научные организации и образовательные учреждения, ведущие деятельность, связанную с сельским хозяйством.
Касательно малых народов можно сказать, что государство дает им землю для традиционной деятельности, к примеру охоты, выращивания культур или вылова рыбы.
Обычно такие народности проживают в Сибири, на Дальнем востоке, а также в зоне Крайнего Севера.
Земли сельскохозяйственного назначения: понятие и виды
Возведение на с/х землях как жилых домов, так и нежилых строений, может состояться только при соответствии имеющемуся виду разрешенного использования.
Градостроительные нормы на такие участки не распространяются, поскольку они находятся за пределами населенных пунктов.
Поэтому перечень наделов, на которых можно построить жилой дом для постоянного проживания, ограничивается следующими ВРИ:
- КФХ;
- садоводство;
- для дачного строительства;
- применяемые для охотничьего хозяйства.
На территории для КФХ можно вполне законно построить жилой дом, где можно будет зарегистрироваться и жить постоянно, как можно возвести и другие здания, используемые для цикла производства продукции и жизни работников.
А вот на садоводческих и дачных землях также можно построить дом, но прописаться в нем будет сложно, если он изначально не строился как капитальный и жилой. Большая часть дачных домов не соответствуют нормам, и прописку в них не разрешат.
- Кроме того, по закону нельзя строить дома на землях ЛПХ, но если они находятся в черте города или поселка, то данный запрет снимается.
- В любом случае нельзя обеспечивать жилое строительство на земле, имеющей важность для природы и земледелия, к примеру, в черноземных районах, не претерпевших загрязнения.
- Земельные участки, имеющие сельскохозяйственное предназначение – это отдельная земельная категория, определенная действующим Земельным кодексом РФ в пункте 1 статьи 77.
- К земельным участкам указанного назначения относят территории, располагаемые вне пределов населенного пункта, с непосредственным их предназначением для использования в том или ином сельскохозяйственном направлении.
- К примеру, земли могут предназначаться для обеспечения сельхозпроизводства с последующей переработкой полученной продукции, организации фермы, с целью создания рыбного хозяйства и прочее.
- Такой важный момент как вид разрешенного использования, позволяет конкретизировать предназначение земель сельскохозяйственного значения и, следовательно, рассматривать возможность использования их в определенном виде деятельности, организовывать на их территории соответствующие производственные объекты, оборудовать инженерные коммуникации на объектах, использовать землю с целью хранения полученной продукции или же определить запрет на ведение строительных работ.
- Как изменить вид разрешенного использования земельного участка, читайте тут.
- Среди основного списка разрешенного землепользования в сельскохозяйственном направлении следует упомянуть такие виды:
- Следует рассмотреть чуть более детально каждый из вышеприведенных способов разрешенной эксплуатации земель, предназначенных для сельскохозяйственных целей.
- Подсобное хозяйство
Юридические лица, планирующие строительство объектов жилищного или рекреационного назначения, могут подготовить свои обоснования в виде декларации о намерениях (бизнес-плана), содержащей следующие сведения:
- о назначении и параметрах предполагаемого строительства
- необходимости в объёмах
- обеспечения инженерными и транспортными коммуникациями
- схему подъездов к объектам
- наличии предварительных технических условий по инженерному обеспечению
- необходимости установления санитарно-защитной (охранной) зоны, возможности установления этих зон)
Материалами и документами, используемыми для обоснования необходимости включения земельного участка в границы населённого пункта, установления или изменения ВРИ земельного участка, могут быть следующие:
- ситуационный план ЗУ, схема расположения земельного участка, выкопировка из карты района с указанием испрашиваемого земельного участка с нанесенными границами:
- населённых пунктов
- объекта водного, лесного фонда
- объектов промышленности, транспортной, социальной, инженерной инфраструктуры и т.п.
- выписки из ЕГРН на ЗУ, расположенные на нём объекты недвижимости (при их наличии)
- заключение кадастрового инженера, органов технической инвентаризации, иных уполномоченных органов о нахождении или об отсутствии объектов недвижимости на земельном участке
- документы, подтверждающие невозможность (либо возможность и целесообразность) использования ЗУ из земель с/х назначения по целевому назначению:
- заключение Управления Роспотребнадзора
- заключения соответствующих экспертиз
- сведения о проекте, планируемом к реализации, с приведением расчётов и обоснований:
- инвестиционный проект
- бизнес-план
- финансово-экономическое обоснование
- эскизный проект
- другие
- документы, подтверждающие финансовые возможности реализации проекта, включая возможность привлечения кредитных и заёмных средств
- обоснование площади ЗУ в соответствии с указанной в заявлении целью обращения
- соглашения, заключённые между органом местного самоуправления и заинтересованным лицом, о финансировании строительства на земельном участке:
- объектов социальной и инженерной (коммунальной) инфраструктуры
- объектов благоустройства
- заключения:
- организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения
- органов местного самоуправления о возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение к ним
- уполномоченных органов об отсутствии ограничений в использовании ЗУ
- иные документы
В подавляющем большинстве случаев главной целью включения в границы населённых пунктов земельных участков из состава с/х угодий является достижение цели жилищного строительства. Именно она указывается в качестве мотива во многих заявлениях.
Поскольку речь идёт об участке сельхозугодий, то обоснование необходимости его включения в границы населённого пункта по той причине, что участок зарос кустарником, может сыграть злую шутку.
Порядок рассмотрения властями заявления и принятия решения о включении участка в границы населённого пункта изложен в пунктах 5 – 25 статьи 4.1 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
По срокам и очередности действий властей этот порядок можно представить так:
- в срок 45 дней со дня поступления заявления орган местного самоуправления выполняет следующие мероприятия:
- в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявления принимает решение о поведении о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний
- направляет оповещение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний правообладателям включаемых участков, а также собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках
- организует и проводит общественные обсуждения или публичные слушания (в случае включения земельного участка в границы населённого пункта в целях жилищного строительства или рекреационного использования обсуждения и слушания не проводятся)
- обеспечивает публикацию заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний в СМИ, на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет
- готовит заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населённого пункта и о возможности установления или изменения ВРИ земельного участка (если это указано в заявлении)
- направляет заключение и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ
- орган исполнительной власти субъекта РФ выполняет следующие мероприятия:
- в течение 5 рабочих дней со дня поступления материалов и документов от органа местного самоуправления направляет поступившие документы для согласования в соответствующие органы, организации, предприятия и учреждения (срок согласования – не более 1 месяца)
- в течение 30 дней со дня получения согласований принимает решение о включении земельного участка в границу населённого пункта и об установлении или об изменении ВРИ земельного участка или отказывает в принятии решения
- в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения направляет его копию в орган местного самоуправления поселения/городского округа/орган местного самоуправления муниципального района, в границах которых расположены земельные участки
По результатам рассмотрения представленных документов, орган исполнительной власти субъекта РФ принимает одно из двух решений:
- о включении ЗУ в границы населённого пункта
- об отказе во включении участков в границы населённого пункта
В случае принятия решения об изменении границы населённого пункта посредством включения ЗУ в границы вносятся изменения в генеральные планы, схемы территориального планирования – не реже 1 раза в год без проведения общественных обсуждений или после публичных слушаний.
Перевод участков сельхозугодий в категорию «земли населённых пунктов» будет считаться состоявшимся с даты их государственного кадастрового учёта в связи с изменением их категории.
Собственникам и правообладателям не придётся заниматься переоформлением правоустанавливающих документов на земельные участки, по которым приняты акты о переводе из состава земель одной категории в другую.
Кадастровый учёт орган Росреестра проведёт самостоятельно после получения им решения из органа исполнительной власти субъекта РФ, направленного в порядке межведомственного взаимодействия.
Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе принять отрицательное решение в следующих случаях:
- федеральными законами установлены:
- ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешённого использования ЗУ
- запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешённого использования ЗУ
- использование участка, указанное в заявлении, не соответствует использованию, установленному документами территориального планирования
- поступил мотивированный отказ (отказы) в согласовании заявления от соответствующих органов, организаций, предприятий и учреждений, получивших документы для согласования вопроса о включении ЗУ в границу населенного пункта либо об исключении ЗУ из границы населённого пункта и об установлении/изменении ВРИ
- поступило заключение органа местного самоуправления поселения о невозможности или нецелесообразности включения ЗУ в границу населённого пункта установления или изменения его ВРИ
- заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний содержит положение о несогласии их участников с решением о включении ЗУ в границу населённого пункта или об исключении участка из границы населённого пункта и об установлении/изменении ВРИ
- отказ в принятии решения предусмотрен решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (руководителем этого органа)
Своё несогласие с отказом в принятии решения о включении земельного участка в границы населённого пункта или об исключении ЗУ из границ населённого пункта и об установлении/изменении ВРИ заявитель имеет право обжаловать в судебном порядке.
Перевод земель с/х угодий или земельных участков в составе таких земель из земель с/х назначения в иные категории относится к наиболее трудным задачам. Совсем нет желания в этой связи упоминать известную русскую пословицу, про то, что «гладко было на бумаге, да забыли про овраги», но в данном случае она очень точно отражает суть вещей.
Отказ власти по включению участка сельхозугодий могут спровоцировать различные объективные обстоятельства:
- в заключении органа местного самоуправления о целесообразности включения земельного участка в границы населённого пункта содержатся сведения об отсутствии подъездных путей к участку или невозможности подключения объектов, которые будут построены на нём, к сетям энерго- , водо- и газоснабжения
- участок сельхозугодий находится в границах особо охраняемых территорий или установленной охранной зоны скотомогильника
- целая масса других фактов, которые ставят под сомнение целесообразность изменения статуса сельхозугодий
Главные критерии в решении властями вопроса об изменении статуса сельхозугодий – сбережение самого ценного природного ресурса и объективность в оценке фактического состояния угодий, перевести которые можно лишь в исключительных случаях и при веских на то основаниях.
- Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь
- Что такое «пятно застройки» земельного участка – читать здесь
- Риски от установления красных линий на земельном участке – здесь
- Что такое обременение земельного участка можно узнать здесь
- Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
- С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
- Узнать о новом Классификаторе ВРИ (2019) можно здесь
- Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков – читайте здесь
- О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте здесь
Чтобы приступить к строительству и зарегистрировать права на строение, на земле сельхозназначения потребуются следующие документы:
- распорядительный документ властного органа о выделении земельного надела сельхозназначения;
- разрешение на строительство на землях сельхозназначения, если такое требование установлено законом;
- постановление о переводе земель в иную категорию, если по условиям целевого использования строительство не разрешено;
- проектная документация на возводимый объект, если такое требование установлено законодательством;
- межевой план на землю;
- технический план на возведенное строение или сооружение;
- акт ввода объекта в эксплуатацию, если для его возведения выдавало разрешение на строительство.
Если владельцу надела требуется построить объект на своей территории и ему необходимо пройти процедуру перевода земель в иную разрешенную категорию, соответствующее постановление может выдаваться только владельцем муниципального или государственного фонда.
Весь земельный фонд России разделён на семь категорий по целевому предназначению. Есть территории, выделенные под градостроительство и промышленные объекты. Получить разрешение на строительство не составит труда.
Существуют земли, относящиеся к категории природоохранных зон. Они не предназначены для жилищного строительства и находятся под охраной государства. То же самое относится к землям резерва, которые временно изъяты из оборота.
Отдельной строкой идут земли сельскохозяйственного назначения. Эти территории расположены вне градостроительных образований и предназначены для ведения сельскохозяйственной деятельности. За нецелевое использование или загрязнение таких угодий полагается административная и гражданская ответственность.
Земли сельскохозяйственного назначения
Здесь ситуация выглядит несколько иначе. Земли сельскохозяйственного назначения, отведённые для организации фермерских хозяйств, допускается использовать следующим образом:
- организация охотничьих угодий с разведением диких животных;
- использование пахотных и плодородных земель для выращивания агрокультур;
- обустройство пастбищ, разведение домашней птицы и скота;
- строительство складских помещений и других строений, необходимых для обеспечения функциональности фермерского хозяйства.
Учитывая, что самому фермеру тоже нужно где-то жить, последний пункт прямо указывает, что можно строить дом на участке сельхозназначения. Если следовать букве закона, такое разрешение даёт статья № 263 ГК РФ и положения 40, 43 Земельного Кодекса.
Однако есть и некоторые ограничения. В частности, допускается возведение жилого строения не выше 3-х этажей. Зато постройку можно официально зарегистрировать, с присвоением адреса и пропиской для собственника.
Под это определение попадают участки сельхозназначения, выделенные для обработки земли и производства растительного сырья. Можно ли строить на этой территории?
По закону допускается строительство некапитальных построек хозяйственного назначения. Сюда относятся ангары, складские помещения, производственные цеха, не противоречащие целевому использованию земли.
Для таких сооружений не требуется разрешение на строительство с последующей регистрацией. Если запланировать капитальную жилую постройку, разрешение на строительство нужно обязательно. В этой ситуации, земли сельскохозяйственного назначения подлежат застройке при соблюдении определённых норм и требований.
Для того, чтобы иметь возможность застроить земельный участок на землях сельскохозяйственного назначения необходимо иметь соответствующий вид разрешенного использования (например, «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», «для ведения личного подсобного хозяйства», «для дачного строительства» и т.п.).
В данной статье мы рассмотрим новости законодательства, последнюю судебную практику и дадим ответ на вопрос — возможно ли строительство на сельскохозяйственных угодьях, при виде разрешенного использования: «сельскохозяйственное производство».
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Земельные ресурсы считаются одними из самых важных. А плодородный надел всегда будет в цене. Каждый участок имеет своё назначение и разрешённое использование. Так, на первый взгляд может показаться, что строить дом на землях сельхозназначения нельзя, так как они могут быть применены только для выращивания сельскохозяйственных культур. Однако не всё так просто, как кажется на первый взгляд.
Законодатель определяет сразу несколько вариантов деятельности, которые можно вести на землях каждого типа. И жилые объекты также могут быть построены на подобных наделах. Но есть некоторые ограничения, которыми стоит руководствоваться при выборе земли и проектировке строительства.
Земли сельскохозяйственного назначения: понятие, состав, правовой режим
- Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
- Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
- Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
- Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
- Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
- Наследственное право Махмутова М.М.
- Международное публичное право Шевчук Д.А.
- Международное право Глебов И.Н.
- Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
- Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.
К категории земель, предназначенных для использования в сельском хозяйстве, относят территории, находящиеся за пределами поселений и выделенных для удовлетворения потребностей сельского хозяйства.
Категория сельскохозяйственных земель делится на подгруппы. Это сельскохозяйственные угодья и территории, занятые сельхоз объектами.
К первой подгруппе относятся сенокосы, пашни, земли, которые заняты под многолетние насаждения, пастбища. Такие территории приоритетны в использовании и охраняются особым образом.
Ко второй категории земель относятся внутрихозяйственные дороги, коммуникации, территории с древесно-кустарниковой растительностью, замкнутые водоемы и различные строения и сооружения, которые используются для производства, первичной переработки, хранения сельхоз продукции.
Предусмотрено строгое соблюдение целей использования земель сельского хозяйства. Такие территории могут использоваться с целью:
- сельскохозяйственного производства, и/или других целей, связанных с ним;
- крестьянского или фермерского хозяйства;
- подсобного личного хозяйства (ЛПХ);
- садоводства или огородничества;
- строительства дач;
- животноводства;
- подсобного сельского хозяйства и т. п.
Правообладатель выбирает виды землепользования из разрешенного списка самостоятельно. Если правообладатель решит использовать земли сельхоз назначения в других целях, то ему следует совершить перевод земель в другую категорию. Но существуют исключения, к которым относятся особо ценные угодья, охраняемые отдельными нормативными актами.
Не лишним будет знать о том, что правовое регулирование деятельности садово-огороднических объединений российских граждан описано в федеральном законе «О садоводческих объединениях».
Перевод земли сельскохозяйственного назначения может быть произведен в категорию территорий поселений.
К категории земель поселений относятся территории, которые используют для застройки жилыми домами и с целью развития сельских и городских поселений. От категорий, такие территории отделены границей. В России земля для поселений может быть сельской и городской.
- К первым относятся станицы, села, хутора, деревни и так далее;
- Ко вторым — города и поселки.
- Земельные участки следующих территориальных зон могут быть отнесены к землям поселений согласно градостроительному регламенту:
- жилых зон;
- производственных;
- общественно-деловых;
- инженерных и транспортных инфраструктур;
- рекреационных;
- зоны для использования в сельском хозяйстве;
- зоны для специального использования и военных объектов.
Градостроительные регламенты, установленные для каждой территории отдельно, содержат определяющие их правовые режимы. Единым градостроительным регламентом регулируются режимы земель расположенных в пределах одной области.
Такой регламент является обязательным для исполнения абсолютно всеми пользователями, собственниками, владельцами-арендаторами земель, что не зависит ни от формы собственности правообладателей, ни от их прав на участки.
Земли данной категории предназначены и включают в себя территории, используемые и предназначаемые для эксплуатации промышленных объектов и ведения деятельности различных организаций. В состав данной категории, согласно характеру задач, могут входить земли:
- промышленные;
- энергетики;
- транспортные;
- связи, телевидения, радиовещания, информации;
- обеспечивающие космическую деятельность;
- для безопасности и обороны;
Особенностью, характерной для промышленных земель, является существование зон санитарной защиты и охраны или других зон, условия использования которых, особые. Такие особенности могут ограничивать правообладателей земельных участков.
Категория охраняемых земель состоит из территорий, изъятых из использования в хозяйственных целях, из оборота, частично или полностью. Статус и особый правовой режим охраняемых земель присваивается территории постановлениями, выпущенными федеральными органами, органами местного самоуправления или субъектов РФ.
К охраняемым землям относятся:
- природоохранные;
- рекреационные;
- историко-культурные;
- и другие ценные земли.
- категория земель запаса и лесного и водного фонда
Данные категории подразделяются следующим образом:
- категория лесных земель — ведение лесного хозяйства. Это могут быть и не лесные территории, относящиеся к лесному фонду;
- категория водных земель — водные объекты, водоохранные районы водных объектов и прочие относящиеся к водному хозяйству;
Категория земель запаса — собственность государства, муниципальных образований. Они не могут быть предоставлены ни юридическим лицам, ни гражданам. Любая эксплуатация земель запаса возможна после того как они будут переведены в другую категорию.
При желании осуществить перевод земель сельхозназначения в категорию лесных или водных земель, необходимо соблюдать все требования законодательства, регламентирующие перевод земельных участков из одной в другую категорию.