Оценка качества медицинской помощи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оценка качества медицинской помощи». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 10 мая 2017 года N 203н

Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи

В соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2013, N 48, ст.6165)

приказываю:

1. Утвердить критерии оценки качества медицинской помощи согласно приложению.

2. Отменить приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июля 2016 г. N 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2016 г., регистрационный N 43170).

3. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июля 2015 г. N 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2015 г., регистрационный N 38494).

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2017 года.

Врио Министра
Д.В.Костенников

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
17 мая 2017 года,
регистрационный N 46740

Основные методы оценки качества и эффективности медицинской помощи населению

Приложение
к приказу
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 10 мая 2017 года N 203н

1.1. Настоящие критерии оценки качества медицинской помощи (далее — критерии качества) применяются при оказании медицинской помощи в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.2. Критерии качества применяются в целях оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

1.3. Критерии качества применяются по группам заболеваний (состояний) и по условиям оказания медицинской помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях).

2.1. Критерии качества в амбулаторных условиях:

Приложение. Критерии оценки качества медицинской помощи

В 2014 г. Минздрав США для создания комплексного рейтинга по разработке системы оценки качества медицинской помощи и безопасности пациентов в больницах заключил контракт с медицинским центром – Yale New Haven Health Services Corporation/Center for Outcomes Research and Evaluation (YNHHSC/CORE). Для работы была создана рабочая группа по защите прав пациентов, а также привлечена группа технических экспертов. В результате была разработана методология, которая позволяет рассчитать комплексный рейтинг каждой больницы на основании порядка 60 показателей.

Дополнительно к данным о значениях самих показателей с каждой больницы собирается общая информация, которая в дальнейшем используется для проведения стандартизации. Общая информация включает сведения о самой больнице; какие в ней применяются технологии лечения; какие методы в ней применяются для профилактики хирургических осложнений; какие средства медицинской визуализации используются в больнице; насколько стоимость оплачиваемых услуг выше или ниже средних значений по стране и др.

Показатели, которые используются для составления комплексного рейтинга медицинских организаций, делятся на следующие категории:

1. Показатели летальности пациентов в стационаре.
2. Безопасность пациентов.
3. Частота повторных госпитализаций.
4. Профилактическая направленность оказания медицинской помощи.
5. Своевременность оказания медицинской помощи. 6. Эффективность использования диагностического оборудования.
7. Удовлетворенность пациентов.

Рассмотрим каждую категорию рейтинга и приведем примеры используемых показателей. Для рассматриваемых показателей приведем формулу расчета и среднее значение показателя в США.

Уровень повторной незапланированной госпитализации показывает, были ли пациенты, ранее уже выписанные из больницы, снова госпитализированы в стационар в течение 30 дней после выписки? Эта группа показателей помогает определить, сделала ли больница все возможное, чтобы предотвратить осложнение заболевания, были ли предоставлены пациенту четкие инструкции, как организовать уход на дому. Примеры показателей оценки частоты повторных госпитализаций представлены в табл.4.

Показатели этой группы измеряют сроки оказания помощи в отделениях экстренной медицинской помощи при стационарах (emergency department – для РФ это аналог стационарного отделения скорой медицинской помощи). Задержки в оказании необходимой помощи увеличивают риски осложнений у пациентов с тяжелыми заболеваниями или травмами. Время ожидания в разных медицинских организациях может варьироваться в зависимости от количества наблюдаемых пациентов, уровня укомплектования персоналом, производительности его труда, наличия стационарных коек для размещения пациентов в соответствующем отделении. Примеры показателей оценки своевременности оказания медицинской помощи представлены в табл. 6.

Длительное пребывание в приемном отделении, до того как пациент будет переведен в профильное отделение, может быть связано с тем, что отделение экстренной медицинской помощи недоукомплектовано, переполнено или, например, отсутствуют подготовленные койки в отделениях. Первый показатель таблицы учитывает среднее время, проведенное в приемном отделении, – с момента прибытия и до того времени, когда пациенты переводятся в профильное от- деление. Это число включает только пациентов, которые были госпитализированы в стационар (не включает людей, которые ушли домой).

В табл. 7 представлены примеры показателей, входящие в группу эффективности использования диагностического оборудования (компьютерная томография – КТ, магнитно-резонансная томография – МРТ, маммография). Если значения показателей высокие, это может означать, что больница проводит ненужные исследования.

Первый показатель может указывать на излишнее назначение МРТ. Клинические рекомендации по ведению пациентов с болями в пояснице указывают: прежде чем назначить МРТ, необходимо выяснить, помогает ли медикаментозное или физиотерапевтическое лечение, чтобы избежать ненужного стресса и риска для пациента или излишних затрат на проведение МРТ.

Одновременное проведение КТ головы и пазух подвергает пациентов воздействию высоких уровней радиации. Если у пациента с головной болью есть подозрение на хронический или острый синусит, сначала выполняют КТ пазух, прежде чем решать, нужно ли проводить КТ головного мозга.

Эксперты не рекомендуют делать оба теста сразу, за исключением случаев, когда у врача есть подозрения, что у пациента может быть травма головы, новообразование или серьезная инфекция.

Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / О. П. Щепин, В. А. Медик. — 2011. — 592 с.: ил. — (Послевузовское образование).

  • Список сокращений
  • Предисловие
  • Глава 1. Исторический очерк о здравоохранении России
  • Глава 2. Современные тенденции здоровья населения Российской Федерации
  • Глава 3. Правовые основы охраны здоровья граждан
  • Глава 4. Организационные основы здравоохранения в Российской Федерации
  • Глава 5. Основы управления здравоохранением
  • Глава 6. Экономические основы здравоохранения в Российской Федерации
  • Глава 7. Совершенствование управления и финансирования Программы государственных гарантий
  • Глава 8. Развитие медицинского страхования в Российской Федерации
  • Глава 9. Лицензирование медицинской деятельности
  • Глава 10. Совершенствование организации амбулаторно-поликлинической помощи
  • Глава 11. Пути улучшения организации больничной помощи
  • Глава 12. Особенности организации медицинской помощи жителям сельской местности
  • Глава 13. Состояние и перспективы развития стоматологической помощи
  • Глава 14. Развитие специализированной медицинской помощи
  • Глава 15. Организация медико-социальной реабилитации
  • Глава 16. Организация медицинской помощи при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
  • Глава 17. Организация пенитенциарной медицины
  • Глава 18. Управление качеством медицинской помощи
  • Глава 19. Экспертиза трудоспособности
  • Глава 20. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защита прав потребителей на потребительском рынке
  • Глава 21. Информатизация в здравоохранении
  • Глава 22. Комплекс мер по совершенствованию охраны здоровья населения Российской Федерации
  • Основные термины
  • Рекомендуемая литература
  • - — ISSN 2071-5021

    Электронный научный журнал Эл №ФС77-28654

    «Социальные аспекты здоровья населения»

    11.11.2013 г.

    Н.Ю. Трифонова , А.Р. Габриелян , К.И. Касапов

    Оценка качества медицинской помощи в лечебнопрофилактических учреждениях на современном этапе

    1 Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М.

    Сеченова, Москва

    2 Городская клиническая больница № 64, Москва

    з«СМ-Клиника» Общество с ограниченной ответственностью «ДЭРАИС»

    N. Yu. Trifonova1, A.P. Gabrielyan2, K.I. Kasapov3

    Quality evaluation of medical care currently provided by health care facilities

    1I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow

    2 City Clinical Hospital #64, Moscow

    3 “SM-Clinic”, “DERAIS” Limited Liability Company, Moscow

    Резюме. Актуальность работы. Качество медицинской помощи — это совокупность характеристик медицинской помощи, направленных на удовлетворение потребностей граждан в эффективном предупреждении и лечении заболеваний, повышении качества жизни и увеличении ее продолжительности. Более простое и понятное определение качества медицинской помощи — это когда делают то, что нужно, когда нужно и как нужно. Цель программы по управлению качеством медицинской помощи — это получение максимально возможных, с учетом современного уровня знаний, результатов деятельности по улучшению здоровья населения при оптимальном расходовании ресурсов. Всё вышеизложенное привело к необходимости изучения проблемы качества оказания медицинской помощи и определению её критериев с учётом современных условий развития здравоохранения.

    Цель исследования: разработать и апробировать критерии оценки качества оказания медицинской помощи на примере внедрения экономических методов управления качеством оказания медицинской помощи в многопрофильном стационаре.

    Задачи исследования:

    1. Провести анализ состояния проблемы улучшения качества оказания медицинской помощи.

    2. Охарактеризовать имеющиеся критерии оценки качества оказания медицинской помощи.

    3. Разработать и внедрить в многопрофильном стационаре экономические инновационные технологии экономического стимулирования труда медицинского персонала как один из методов управления качеством оказания медицинской помощи.

    В данной статье дан анализ состояния качества оказываемой медицинской помощи и сделан акцент на экономическую его составляющую.

    Результаты работы и практическое применение: Сущность предложенных экономических методов стимулирования труда медицинского персонала состоит в том, чтобы

    путем прямого и косвенного воздействия на экономические интересы производителей медицинских услуг с помощью цен, оплаты труда работников, прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы социально ориентированного многопрофильного ЛПУ Предложенные методы экономического управления персоналом могут быть использовании не только в многопрофильных стационарах, но в первичном звене здравоохранения.

    Ключевые слова: медицинская помощь; качество; эффективность; экономические методы; результативность

    Summary. Background. Quality of medical care is a complex of care characteristics aimed at meeting needs in effective prevention and treatment, improved quality of life and increased life expectancy. A more simple and clear definition of quality of medical care — it’s when they do what is needed when needed and as needed. The aim of the program on quality management of medical care is to receive maximum possible performance outcomes in improving public health with due regard to current level of knowledge and cost optimization. The above stated necessitated the need to study the issue of quality care delivery, identify its criteria with due regard to modern state of the healthcare system.

    The aim of the study was to develop and test criteria for quality evaluation of care delivery exemplified by implementation of financial methods of quality management at the multi-field hospital.

    • оценки своевременности оказания медицинской помощи;
    • оценки правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
    • оценки степени достижения запланированного результата.

    Это следует из положений ч.1 ст.64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

    Положения ч.1 ст.64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. согласуются с определением понятия «качество медицинской помощи», которое закреплено в п.21 ст. 2 данного закона.

    Так, согласно п. 21 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

    ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Экспертиза качества медицинской помощи, установленная законодательством РФ, является важным элементом правоотношений в сфере охраны жизни и здоровья, и обеспечивает защиту конституционного права каждого на охрану жизни, здоровья и медицинскую помощь (ст.ст.7, 41 Конституции РФ, ст.ст.18, 19 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

    Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи

    1) по группам заболеваний (состояний);

    В частности, критерии качества установлены в отношении следующих групп заболеваний:

    • критерии качества при некоторых инфекционных и паразитарных болезнях;
    • критерии качества при болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм;
    • критерии качества при болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ;
    • критерии качества при болезнях глаза и его придаточного аппарата;
    • критерии качества при болезнях уха и сосцевидного отростка;
    • критерии качества при болезнях системы кровообращения;
    • критерии качества при болезнях органов дыхания;
    • критерии качества при заболеваниях органов пищеварения, в том числе болезней полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования);
    • критерии качества при болезнях кожи и подкожной клетчатки;
    • критерии качества при болезнях мочеполовой системы;
    • критерии качества при беременности, родах и послеродовом периоде;
    • критерии качества при симптомах, признаках и отклонениях от нормы, выявленных при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированных в других рубриках;
    • критерии качества при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин.

    • в отношении медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях;
    • в отношении медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара;
    • в отношении медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях.

    Порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи устанавливается законодательством РФ.

    В настоящее время такой порядок разработан только в отношении медицинской помощи, которая оказывается в рамках программ обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).

    ДЬЮ ДИЛИДЖЕНС

    Так, в ч.3 ст. 64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. сказано, что экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.

    • Федеральным законом № 326-ФЗ от 29.11.2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (ст. 40 Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи);
    • Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 (ред. от 29.12.2015) «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2011 № 19614).

    Стандарты качества разрабатываются для получения эффективных конечных результатов и удовлетворения потребностей населения в ме­дицинской помощи. СК регламентируют качество диагностики и лечения (по законченным случаям) в амбулаторно-поликлинических учреждени­ях и стационарах, а также качество диспансерного наблюдения. Таким образом, они отражают адекватность выбранной врачом медицинской технологии, степень ее соблюдения, объем диагностических и лечебных мероприятий.

    Стандарты качества разрабатываются для больных, состоящих на диспансерном учете; для стационарной клинико-статистической группы;

    для каждого заболевания при лечении в поликлинике; для больных ост­рыми и хроническими заболеваниями. При нарушении стандартов каче­ства к исполнителю применяются штрафные экономические санкции.

    Стандарты качества включают три компонента: стандарт обследо­вания, стандарт лечения и стандарт состояния больного, закончившего лечение.

    Методика оценки выполнения стандартов качества в ЛПУ основа­на на вычислении уровня качества. Он определяется путем оценки от­клонений от СК. Это дает возможность непосредственно увязать УК с размером материального стимулирования. Заметим, что оценка уровня качества выполнения стандартов входит в число показателей результа­тивности (ПР) модели конечных результатов. Методика включает опре­деление показателей качества работы врачей: уровня качества лечения (УКЛ) и уровня качества диспансеризации (УКД).

    Экспертным путем (на первой ступени контроля — заведующим от­делением) производится оценка набора мероприятий (OHM), т.е. объема обследования и лечения пациентов с учетом установленных требований. Отдельно дается экспертная оценка качества (ОК), в ходе которой опре­деляется состояние больного при выписке из стационара или при прове­дении (завершении этапа) диспансеризации в поликлинике.

    Общая оценка уровня качества и лечения, и диспансеризации вы­числяется по формуле:

    ОНМ+ОК

    У К = ————————

    2

    Схема организации контроля качества медицинской помощи пред­полагает определение ступени контроля, решение вопроса, при какой структуре ЛПУ или органе управления создается. Это будет один экс­перт или комиссия. Определяется периодичность работы, объем контро­ля (источник информации), объем выборки для контроля, параметры оценки.

    Методика контроля качества оказания медицинской помощи пред­полагает определение уровней медицинской помощи (врач-больной, структурное подразделение учреждения (отделение), ЛПУ, территори­альное медицинское объединение (ТМО)), а также ступеней контроля (I — зав. структурным подразделением,II-ая — зам. главного врача ЛПУ по лечебным вопросам, III — экспертная комиссия ЛПУ, IV — эксперт­ная комиссия при городском eправлении здравоохранения или при ТМО, V — экспертная комиссия при управлении здравоохранения).

    Глава 10. Методы оценки качества медицинской помощи

    Волынская больница вернулась к обычной работе

    ФГБУ «Клиническая больница №1», ранее перепрофилированная под лечение больных, зараженных коронавирусной инфекцией, восстановила свою деятельность и начала…

    Совет: вы можете записаться сразу к нескольким врачам!

    Чтобы сэкономить время и посетить нескольких врачей в один день — продолжите выбор специалистов и диагностических исследований, а затем оформите общую заявку на приём.

    Если вы обнаружили ошибку, либо у вас имеются пожелания относительно функций сайта, пожалуйста, напишите нам об этом. Просим обращаться в техподдержку только по техническим вопросам, в остальных случаях обращайтесь в колл-центр по телефону 8 (495) 620-80-95.

    :

    Заведующий отделением обязан систематически вести 100% контроль. Для этого он осуществляет проверку первичной документации, личный осмотр пациентов в условиях больницы или на дому. Заведующий контролирует работу всех врачей, назначения, наблюдает в динамике процесс выздоровления, а при необходимости — корректирует лечение, назначает дополнительные обследования и т.д.

    Усиленному контролю подлежат три случая:

    1. Зарегистрирован факт повторной госпитализации из-за одного и того же заболевания, по поводу которого больной недавно находился в ЛПУ.
    2. В базе данных есть пациенты с удлиненными или укороченными сроками лечения.
    3. Первично присвоили инвалидность лицу трудоспособного возраста.

    Заведующий отделением ЛПУ дает оценку качеству оказания помощи в первичной медицинской документации или в журнале контроля КМП. Если выявлены нарушения, он фиксирует их в протоколе или карте экспертной оценки, описывает ошибки подчиненных, возможные последствия и дает экспертное заключение.

    Совет: если результаты проверки КМП неутешительные, подумайте над развитием медиков. Отправьте их на курсы повышения квалификации, тренинги, семинары. Мотивируйте их учиться, объясняйте, какую пользу они извлекут: получат повышение в должности или премию, наберут баллы НМО, избегут штрафов и т.д.

    Рассчитайте примерную стоимость обучения

    На этом уровне изучают отчеты, которые подготовили заведующие отделениями, заместители главврача и представители ВК. Эксперты в целом анализируют работу медицинских учреждений, скорость совершенствования и внедрения новых технологий, оправданность управленческих решений. Дополнительно оценивают серьезность нарушений и необходимость наложения санкций, разрабатывают планы по улучшению качества оказываемой помощи.

    Показатели для оценки деятельности медицинских организаций: международный опыт

    Таким образом, можно с уверенностью сказать, что законодатель исходит из того, что экспертиза качества медицинской помощи – это оценка медицинской помощи по следующим параметрам:

    • Своевременность оказания МП.
    • Правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.
    • Степень достижения запланированного результата.

    Отдельный и довольно интересный вопрос: в каком порядке или как проводится экспертиза качества медицинской помощи? Обратимся к частям 3 и 4 ст. 64 ФЗ № 323, которые, вместе с тем, ставят перед нами больше вопросов, нежели дают какие-либо точные ответы. Так, положения этой статьи различают 2 возможных ситуации:

    • Оказание медицинской помощи по программе ОМС и
    • Оказание медицинской помощи в ином порядке (по сути, речь идет об оказании платных медицинских услуг.)

    Применительно к первой ситуации указывается, что экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС, проводится в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании. Выше мы уже приводили несколько основных нормативных актов по этому вопросу, ключевым из которых является Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утв. Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230.

    Иными словами, в настоящее время проконтролировать оказание МП по программе ОМС можно, так как необходимая нормативная основа имеется. Более сложной и неопределенной представляется вторая ситуация – контроль качества платных медицинских услуг. В ч. 4 ст. 64 ФЗ № 323 указывается на то, что экспертиза качества медицинской помощи, за исключением МП, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    В настоящее время такой порядок отсутствует, однако имеется соответствующий законопроект. Отсутствие специального правового регулирования по данному вопросу существенно затрудняет проведение необходимых контрольных мероприятий.

    Последнее, однако, не означает, что нельзя оценить качество платных медицинских услуг.

    Экспертиза качества МП проводится путем проверки соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи:

    • Договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
    • Порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи.
    • Клиническим рекомендациям (протоколам лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, сложившейся клинической практике с учетом особенностей конкретного пациента и условий оказания медицинской помощи.

    Экономические преобразования в Республике Казахстан, проводимая государством политика разграничения уровней управления, высокие темпы развития медицинской науки диктуют необходимость нового подхода к проблеме управления качеством медицинской помощи с учетом международного опыта.

    Для реализации задач по управлению качеством медицинской помощи постановлением Правительством РК от 15 декабря 2005 года № 1327 в структуре Министерства здравоохранения Республики Казахстан создан государственный орган — Комитет по контролю качества медицинских услуг (далее — Комитет). Миссией Комитета по контролю за качеством медицинских услуг является обеспечение гарантий населению в получении безопасной, доступной и качественной медицинской помощи. Деятельность Комитета направлена на обеспечение государственного контроля за качеством предоставляемой медицинской помощи в республике, соблюдением стандартов в области здравоохранения, принятие мер по улучшению медицинской помощи.

    Все функции Комитета можно условно разделить на две категории: контрольно-разрешительные и реализационные. Контрольные функции включают:

    1) контроль объема и качества оказываемой медицинской помощи в соответствии со стандартами, утвержденными уполномоченным органом в области здравоохранения;

    2) определение соответствия оказываемых видов медицинской помощи имеющейся лицензии;

    3) контроль соответствия уровня квалификации медицинских работников требованиям отраслевых нормативов, укомплектованности медицинских организаций медицинским оборудованием, изделиями медицинского назначения установленным нормативам;

    Объектами контроля являются физические и юридические лица, осуществляющие медицинскую деятельность, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и географического месторасположения. Вертикальная структура Комитета, наличие сети территориальных подразделений позволяет осуществлять эффективный контроль качества медицинских услуг на всех уровнях медицинской помощи, начиная с медицинских пунктов и заканчивая научно-исследовательскими институтами.

    Функциями по реализации государственной политики в области контроля за качеством и полнотой оказываемых медицинских услуг относятся:

    1) формирование банка данных из числа специалистов соответствующих профилей для привлечения к независимой экспертизе;

    2) осуществление аккредитации юридических и физических лиц, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, занимающихся медицинской деятельностью;

    3) проведение лицензирования медицинской и врачебной деятельности, а также лечения методами народной медицины;

    4) проведение аттестации на профессиональную компетентность руководителей местных органов государственного управления здравоохранением и руководителей государственных организаций здравоохранения;

    5) присвоение высшей и первой квалификационной категории медицинским работникам, за исключением работников санитарно-гигиенических, противоэпидемических организаций;

    6) определение степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи и медицинских услуг, рассмотрение жалоб граждан по указанным вопросам.

    Контроль за качеством медицинской помощи включает в себя экспертизу качества и контроль объемов медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями. Экспертиза качества в медицинских организациях осуществляется выборочно, а в отдельных случаях (летальный исход заболевания, внутрибольничные инфекции, осложнения лечения, выявление запущенных случаев онкологических заболеваний, туберкулеза и другие) проводится обязательная экспертиза. Основой экспертизы качества медицинских услуг является оценка соответствия лечебно-диагностических мероприятий медицинским стандартам (протоколам) диагностики и лечения, обоснованности и своевременности назначения диагностических исследований и лечения.

    Контроль выполнения объемов медицинской помощи проводится путем анализа предъявленных к оплате счетов-реестров медицинских организаций. По результатам проводимого контроля принимаются меры экономического воздействия на ЛПО, финансируемые на средства бюджета. В целях оптимизации деятельности ведомств министерства, осуществляющих контрольные функции по отношению к субъектам здравоохранения, сокращения количества проверок и исключения дублирования контрольных функций приказом Министра здравоохранения утвержден порядок проведения совместных проверок медицинских организаций специалистами Комитетов фармации, по контролю за качеством медицинских услуг и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

    Одним из направлений деятельности Комитета является проведение аттестации руководителей организаций здравоохранения и присвоение высшей и первой квалификационной категории медицинским работникам. Для осуществления данного вида деятельности созданы специализированные комиссии по проведению экзамена в области здравоохранения на присвоение квалификационной категории и утвержден их состав. С целью географической приближенности к претендентам комиссии по присвоению первой квалификационной категории специалистам с высшим медицинским образованием организуются на базе высших медицинских учебных заведений, комиссии по присвоению высшей и первой категории специалистам со средним медицинским образованием — на базе государственных медицинских колледжей.

    Лицензирование медицинской деятельности является одним из базовых компонентов системы управления качеством в области здравоохранения и представляет собой функцию государственного органа по выдаче физическому или юридическому лицу разрешения на занятие медицинской, врачебной деятельностью. Вместе с тем, лицензирование — это процесс определения соответствия субъекта здравоохранения минимальным требованиям для осуществления медицинской деятельности. Территориальные подразделения Комитета осуществляют лицензирование отдельных видов медицинской помощи: акушерства, гинекологии, неонатологии, фтизиатрии, наркологической экспертизы, иммунологии, венерологии, педиатрии, наркологии, народной медицины.

    В компетенцию Комитета входит осуществление лицензирования республиканских организаций, физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой, организаций, деятельность которых распространяется за пределы соответствующей административно-территориальной единицы (области). Местные исполнительные органы (областные департаменты здравоохранения) осуществляют лицензирование остальных видов медицинской деятельности, за исключением республиканских организаций, физических лиц, занимающимися частной медицинской практикой, организаций, деятельность которых распространяется за пределы соответствующей административно-территориальной единицы (области), и акушерства, гинекологии, неонатологии, фтизиатрии, наркологической экспертизы, иммунологии, венерологии, педиатрии, наркологии.

    Лицензирование и аккредитация в области здравоохранения – две программы, направленные на повышение качества, при этом основными составляющими обеих программ служат внешняя оценка и установленные стандарты. Однако аккредитация – это не процесс лицензирования, ее цель – повышение эффективности предоставления медицинских услуг относительно минимального уровня. Аккредитация традиционно подразумевает высокие стандарты и является добровольной, тогда как лицензирование предъявляет минимальные требования к поставщику медицинских услуг и производится в обязательном порядке. Основная задача аккредитации – стимулирование медицинских организаций к улучшению показателей качества оказания медицинской помощи населению. Результатом создания эффективной системы аккредитации в отрасли станут укрепление доверия населения к системе здравоохранения и медицинским работникам, снижение затрат здравоохранения за счет повышения эффективности медицинских услуг.

    В республике Казахстан в настоящее время создается система независимой экспертизы, которая проводится независимыми экспертами из числа представителей различных профилей, в т.ч. неправительственных организаций. Независимые эксперты широко привлекаются к экспертизе качества медицинских услуг, аккредитации организаций здравоохранения, аттестации медицинских кадров и другим контрольно-разрешительным процедурам государственного органа.

    В целях защиты прав пациентов и обеспечения прозрачности лечебного процесса в будущем предполагается создание общественных комиссий на всех уровнях здравоохранения (в ЛПО, при департаментах здравоохранения, при министерстве здравоохранения), в состав которых войдут пациенты и их представители, клиницисты, руководители организаций, сотрудники страховых компаний, представители профессиональных ассоциаций.

    Литература:

    1. Аканов А.А., Куракбаев К.К., Чен А.Н., Ахметов У.И. Организация здравоохранения Казахстана. – Астана.Алматы, 2006. – 232 с.

    2. Девятко В.Н., Куралбаев Б.С., Захаров И.С., Исаев Д.С., Чен А.Н. Ключевые аспекты развития региональных программ общественного здравоохранения. – Алматы, 2004. – 342 с.

    3. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 3. Экономика и управление здравоохранением. – М.:Медицина, 2003. – 392 с.

    4. Муминов Т.А., Камалиев Т.А. Анализ здравоохранения с позиций социального маркетинга.- Алматы, 2003.- 170 с.

    5. Отношение населения к своему здоровью и системе здравоохранения: результаты социологического исследования / под ред. Г.Нокиной, В.Гуревич. – Алматы: «Фонд XXI век», 2002. – 220 с.

    Критерии оценки качества медицинской помощи

    Так получается, что иногда из-за необходимости рассматривать болезнь в динамике, а точнее, показатели анализов, указывающие на наличие или отсутствие заболевания, требуется выдержать некоторое время для получения точного прогноза в результате компетентного лечения.

    Целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится в случаях, когда:

    1. Наступает страховой случай, но оплата за оказанную помощь взималась. Проводится в течение первого месяца после «старта» в этой необходимости.
    2. Получить жалобу от застрахованного человека или его опекуна на оказание помощи практически невозможно, и приходится действовать через правоохранительные органы.
    3. Наступает летальный исход по вине врача за предположением той стороны, с которой находятся заинтересованные в правдивости лица. Они могут затребовать проведение экспертизы на основании документа или свидетельства по факту смерти. При этом к летальному исходу должен иметь отношение хотя бы один врач отдельной специализации. Например, при операции присутствовал хирург, акушер, анестезиолог и ассистент. Все они будут приобщены к допросу по факту смерти пациента.
    4. Имеет место внутрибольничное инфицирование. Допустим, ребёнок попадает в реанимационное отделение с подозрением на отравление медикаментами. Мать помещается с ним для оказания ухода. Если внутри здания карантин, естественно, а ребёнок заболел корью, то персонал этого отделения, этажа, будет допрошен и проверен. Малыш не мог, не выходя из палаты, что предусмотрено соглашением и правилами больницы, заразиться вирусным или бактериальным заболеванием.
    5. Устанавливается инвалидность среди группы людей совершеннолетнего возраста в трудоспособный период жизни. Например, человек в 23 года получил травму на производстве, после чего попал в больницу. После операции выяснилось, что он не сможет ходить некоторое время. Спустя полгода реабилитации диагноз – паралич нижних конечностей. Возможна целевая экспертиза для установления причастности врача к неоказанию срочной помощи. Всё проявляется в динамике и рассматривается лишь на основании результатов анализов, так как врачи только на них и опираются.
    6. Появляется обоснование для повторного обращения в суд или прокуратуру в связи с неверным постановлением заключения врача относительно надобности в проведении лечения того или иного типа. За пример можно взять лечение антибиотиками при диагнозе бронхит. Однако, тут уже выступает противоречие, повторное обращение значит: человеку не помогает лечение, врач не хочет его менять, настаивая на правильности. Болезнь запущена, помощь не оказывается. Далее, оказывается противодействие иным структурам, поскольку пациент не получил должного и своевременного лечения. То же самое, что лечить ангину мазью против ожогов.
    7. Пациент снова обращается к врачу с тем же заболеванием, но уже в иной стадии – хронической или прогрессирующей. Повторно экспертиза качества медицинской помощи проведётся, если состояние человека ухудшилось, появилось инфицирование, пошло осложнение первичной стадии. Сюда уже можно отнести более серьёзные заболевания, например, бронхит лечили мазью, которая втиралась в спину и грудную клетку, пошёл отёк. Ребёнку поставили диагноз – бронхиальная астма. Это, к сожалению, пожизненное осложнение, которое будет появляться всегда после бронхита, если он вовремя не будет вылечен. Антибиотики при этом бездейственны, только капельницы.
    8. Повторное освидетельствование проводится, если за 30 или 90 дней пациент обратился дважды и более раз, прошёл амбулаторное лечение по направлению поликлинического врача и его помощи, госпитализации, экспертиза будет комплексной и многоразовой. Особенно правило распространяется, когда госпитализация касается почечной недостаточности, в течение 3-х лет история болезни не закрывается.

    При проведении целевых экспертиз также проводится оценка правильности выбора лечения по нескольким критериям.

    Иногда вносятся коррективы:

    • общие сроки её проведения могут составлять до полугода – это необходимо для установления типичного динамического анализа;
    • если медицина платная, оказывалась помощь в частной клинике, тогда с момента представления счёта на оплату могут затребовать дополнительные чеки и квитанции, чтобы продлить срок проведения экспертизы;
    • если жалобы пациента адресуются неоднократно в сторону врача, то длительность экспертизы первой или повторной не имеет давности и строгих периодов для её полного проведения, и представления.

    Обращение граждан строго регламентировано и может быть скорректировано относительно ФЗ-№59 от 2 мая 2006 года в редакции за 2008 год. При этом количество экспертиз не ограничено, если во время проведения последней не удалось установить полную картину событий и результатов, или они не связаны, не имеют общей динамики и представления в ней. Ежемесячные плановые экспертизы могут проводиться в соответствии с постановлениями Страховой Медицины, и их объём также регламентирован.

    Территориальный фонд запрашивает данные и представляет такие показали:

    1. В стационаре – до 5% от числа случаев незаконного или неверного лечения.
    2. При дневном стационаре – до 3% числа случаев лечения.
    3. При амбулаторном – до 0,5% от всего числа людей, обратившихся за помощью.

    При этом пациенты могут и не жаловаться на некорректное лечение. Это плановые мероприятия, которые проводятся в «фоновом» режиме постоянно, чтобы врачи всегда были «наготове», не злоупотребляли своими полномочиями. В отличие от целевой, плановая экспертиза может быть проведена в отношении не конкретного человека, а группы лиц на основании данных в картотеке. Итак, при оказании амбулаторно-поликлинической помощи проводится случайная выборка больных. Возможна корректировка относительно тематически однородных ситуаций, совокупности случаев.

    Как и аттестация персонала в разных сферах деятельности, врачи также должны отчитываться за проведённые меры по борьбе с вирусами, простудами. Если снижается статистика заболеваний, значит, врач хорошо выполняет профилактическую работу, рекомендации в ношении масок, защита носовых путей путём использования разных оксолиновых мазей, назначение терапии для закаливания. Если же по данным МинЗдрава, лекарства уходят, отчёты составляются по тем критериям, которые сопутствуют болезням.

    Если они имеются среди пациентов, зафиксированы, статистика ВОЗ и её данные меняются. Значит, придётся создавать новые отчёты и проходить плановые мероприятия для установления и исследования качества оказываемой помощи. При этом выбор тематики (та сфера, где будут проходить проверки) можно совершать совокупно или раздельно по установленным и выявленным критериям заболеваний.

    К ним зачастую относят:

    1. Больничную летальность, если в одной из городских или частных клиник высокий уровень смертности, главврача обяжут провести проверку относительно компетентности персонала в отношении занимаемой должности. Будут назначены аттестационные комиссии и проведены дополнительные меры по регламенту. Установить причину частых летальных исходов возможно, и в редких случаях это зависит от самого врача. Как правило, «тяжёлых» больных доставляют в реанимации, соответственно, шанс выжить есть не у всех. Следовательно, высокая вероятность смерти, если статистика подтверждается, это не удел врачей, а сфера работы конкретной части больницы. Допустим, в терапевтическом отделении за год может не быть смертей вовсе – это не значит, что персонал плохой, просто пациенты не смертельно больны. Что же говорить об онкологии?
    2. Опасностью представляется летальный исход, наступивший после операционного вмешательства, если человек пошёл на поправку. Тогда частые случаи могут привести не только к постоянным проверкам. Отстранить от работы могут врача, ординатора, заведующего и главврача.
    3. В отличие от очной экспертизы, плановая совершается раз в год минимум, поэтому частые сборы врачей, реабилитация «знаний» и опыта бывают просто необходимыми. Там же на семинарах изучают новые поступления и законы, препараты, исследования. Осведомлённость в таких моментах помогает врачу стать ближе к науке, а общение с иностранными коллегами делает знание более инновационным.

    Осуществляется проверка для выявления одной и группы ошибок, которые могут влиять на ход лечебного процесса.

    Также методика проверок выявляет:

    • нарушения, связанные с экспертным характером и организационным моментом при оказании срочной помощи пациентам;
    • недостаточную квалификацию персонала, из-за которой не может быть оказано должного диагностического исследования и лечения;
    • доступность кадров, если нет узкопрофильных специалистов, это будет отражено в размере качественной оценки лечения;
    • отсутствие материально-технической базы и ресурсов – оборудование, знания, категории и профильное образование врача. Учёба в данном случае подразумевает дополучение квалификации;
    • невозможность реорганизовать структуру предприятия. Так, в таких ситуациях, как в сёлах и пригородах, обучение проводится столичными докторами с высшей степенью для передачи знаний и опыта, особенностей консультирования и проведения первичного осмотра граждан.

    Анализ качества медицинской помощи

    Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

    • Экономические вопросы в работе медицинской сестры-руководителя
    • Ценообразование в здравоохранении
    • Страховая медицина
    • Методические основы оценки качества медицинской помощи
    • Оценка качества медицинской помощи по структуре ее оказания
    • Оценка качества медицинской помощи по результатам ее оказания
    • Изучение удовлетворенности пациентов медицинской помощью
    • Оценка качества медицинской помощи по стандартам
    • Экспертные методы
    • МАРКЕТИНГ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
    • Выбор целевых рынков
    • Услуга, связанные со сбытом и эксплуатацией товаров

    Экспертиза качества медицинской помощи в медицинской организации может отвечать на следующие вопросы:

    1. Наличие нарушений в действиях врачей и сестринского персонала;
    2. Влияние выявленных нарушений на состояние больного, его заболевание и выздоровление;
    3. Причинно-следственная связь между действиями персонала лечебного заведения и итогом протекания болезни;
    4. Рациональное или нерациональное использование медикаментов и других ресурсов больницы, поликлиники.

    Перечень вопросов не полный. Стороны могут дополнительно указывать и другие, ответы на которые их интересуют для разрешения возникшего спора, конфликта.

    • открытость и доступность информации о медицинской организации;
    • комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения;
    • время ожидания предоставления медицинской услуги;
    • доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации;
    • удовлетворенность оказанными услугами.

    Глава 18. Управление качеством медицинской помощи

    Оценку проводят пациенты, заполняя интерактивную анкету на официальных сайтах всех органов государственной власти в сфере охраны здоровья и всех медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в сети Интернет.

    Такая же анкета на бумажном носителе может быть заполнена в медицинской организации.

    20. По результатам плановых и целевых (внеплановых) проверок Комиссией (Службой) и (или) Уполномоченным лицом составляется отчет, включающий в том числе выработку мероприятий по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности медицинской организации и медицинских работников.

    21. По итогам проведенных мероприятий внутреннего контроля осуществляются:

    разработка предложений по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов и их реализация;

    анализ результатов внутреннего контроля в целях их использования для совершенствования подходов к осуществлению медицинской деятельности;

    обеспечение реализации мер, принятых по итогам внутреннего контроля;

    формирование системы оценки деятельности медицинских работников.

    22. Комиссией (Службой) и (или) Уполномоченным лицом не реже 1 раза в полугодие, а также по итогам года формируется сводный отчет, содержащий информацию о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации, на основании которого руководителем медицинской организации при необходимости утверждается перечень корректирующих мер.

    23. Информация, указанная в пунктах 21 и 22 настоящих Требований, доводится до сведения сотрудников медицинской организации путем проведения совещаний, конференций, в том числе клинико-анатомических, клинических разборов и иных организационных мероприятий.

    Любой человек имеет право заключить со СК договор на дополнительное страхование жизни и здоровья. Это позволяет получать преимущества, связанные с оплатой страховщиком особенных или редких обследований, лабораторных исследований, получение необходимых медикаментов. Полис ДМС расширяет для пациента выбор лечебных учреждений.

    Росздравнадзор контролирует работу всех организаций, действующих на территории страны, получивших лицензии. Учреждения, работающие без разрешения, признаются незаконными. Их деятельность запрещена и карается государством.

    Критерии оценки качества платного обслуживания частными лечебными центрами не отличаются от государственных. К ним применяются те же меры ответственности.

    Исключение составляют случаи протезирования зубов, хотя в целом работа стоматологий подчиняется общим правилам.

    Оказание первичной медпомощи относится к особому виду услуг. Предусмотрена законом и обеспечивается доступность ее получения независимо от материального положения пациента. Врачи обязаны работать с любым нуждающимся в их услугах человеком. Не имеет значения, застрахован он или нет, есть ли у него документы, в каком регионе он находится. В этой ситуации лечебное учреждение проводит мероприятия, направленные на улучшение и стабилизацию состояния больного, а затем направляют заканчивать лечение в общем порядке.

    Этот вид контроля осуществляется Фондом медицинского страхования. Он заключается в изучении документов, представленных лечебными учреждениями, для оплаты их услуг.

    Проверяются:

    • правильность заполнения ведомостей, актов;
    • соответствие оказанных услуг договору с ФОМС;
    • сведения о личности застрахованного человека;
    • расчет стоимости проведенных работ.

    Оценка качества и эффективности медицинской помощи: система критериев

    При оценке качества работы докторов выясняются условия оказания помощи. К ним относятся вопросы:

    • существовала ли возможность помочь пострадавшему при определенных обстоятельствах;
    • находился ли врач на рабочем месте;
    • существует ли связь между несвоевременной помощью и смертью пациента;
    • повлекло ли вред здоровью человека нарушение доктором медицинских стандартов, какова его степень;
    • наступили ли последствия из-за неполного обследования пострадавшего;
    • были ли объективными причины отказа в помощи;
    • действовал ли доктор добровольно и осознанно, отказываясь работать с пациентом;
    • отвечало ли назначенное лечение правилам, методологическим требованиям, предусмотренным для конкретных заболеваний;
    • послужили ли причинами неблагоприятных последствий ошибки врача;
    • существует ли связь между некачественными услугами и наступившим вредом здоровью;
    • наступили ли для больного последствия из-за неполучения своевременной помощи;
    • какие нарушения здоровья появились из-за ошибок медработников, некачественного или не проведенного лечения.

    Экспертизу качества оказания медпомощи проводит специалист с высшим образованием и опытом работы не менее 10 лет. Профессионал проходит регулярные дополнительные обучения по направлению своей работы. Он получает лицензию на право заниматься медицинской практикой. Сведения о таких людях вносятся в специальный реестр, и только их заключения будут иметь юридическую силу.

    Каждый эксперт имеет специализацию. В сложных ситуациях, когда требуется проведение мультидисциплинарных исследований, создается группа специалистов.

    Эксперт не дает оценку деятельности работы больницы, в которой трудоустроен.

    Важно: сведения о каждом эксперте качества медицинской помощи содержатся в реестре.

    Медицинские экспертизы проводятся государственными и негосударственными организациями. Чтобы ее провести, нужно обратиться в надзорные органы – Росздравнадзор, в страховую компанию, выдавшую полис, или независимую фирму, имеющую право оказывать такие услуги.

    Для исследования эксперту понадобятся:

    • истории болезни с анкетой больного,
    • выписные эпикризы,
    • заключения медицинской экспертизы состояния здоровья,
    • заключения врачей,
    • рентгеновские снимки, результаты других обследований.

    Эксперт может проводить осмотр заявителя, если требуются пояснения последнего или возникли подозрения в недостоверности документов.

    В частной компании придется заключить договор об оценке качества врачебной помощи.

    При обращении в надзорные инстанции или к страховщику нужно написать подробную жалобу на действия медработников.

    В зависимости от наступивших последствий рассматривать ошибки врачей могут не только надзорные инстанции, но и следственные органы, суд.

    Если человеку требуется получить материальное возмещение ущерба и нет тяжких последствий в виде смерти, вреда здоровью, достаточно сообщить о нарушениях в Росздравнадзор, ФОМС, страховую компанию или суд. Перечисленные организации назначат экспертизу. Они же будут наказывать виновных. Суд решит вопрос о взыскании средств на лечение и так далее. В этих ситуациях пишется жалоба или исковое заявление.

    Если в результате действий врача человек погиб, стал инвалидом или наступили другие последствия, вопросом будут заниматься правоохранители. Для начала разбирательства им потребуется заявление потерпевшего.

    Если пострадавший не доверяет государственным учреждениям, то сможет обратиться в частную компанию.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *