Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько Студентов В России В 2020». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В Центре экономики непрерывного образования постоянно работают над выявлением текущих проблем в системе образования и предложением их решений.
Система высшего образования давно нуждается в обновлении, а российские вузы – в грамотной реорганизации под задачи кадровой подготовки в рамках новой технологического прогресса.
Изменения в высшей школе сегодня являются самыми динамичными по стране:
- по заданию Президента России полным ходом идет формирование опорных вузов;
- в рамках важнейшей задачи — программы “5-100” — ТОП-5 российских университетов должны войти в мировой ТОП-100;
- набирает силы исследовательский сектор на базе федеральных и национальных университетов.
Однако, существуют и нерешенные пока проблемы: средний возраст профессорско-преподавательского состава составляет 50-55 лет, и после ухода этого слоя замены для них не найдется. Преподавателей возраста 35-45 лет в вузах России можно пересчитать по единицам, и они получают повышенную учебную нагрузку, вплоть до ежегодных 900 часов семинаров и лекций в сочетании с обязательной исследовательской работой. Немногие молодые преподаватели выдерживают такой «темп».
Содержание:
Численность студентов и количество мест в вузах в России. Инфографика
Помимо возможности получить образование бесплатно, многие учебные заведения предоставляют своим студентам общежитие. Около 550 университетов, академий и институтов по всей России готовы обеспечить частично или полностью своих первокурсников койко-местом в общежитии.
Практически все высшие учебные заведения Москвы предоставляют части своих студентов возможность обучаться бесплатно. Причем не всегда эти места оплачивает государство, бывает, что финансовое бремя ложится на сам вуз, который таким образом поддерживает талантливых абитуриентов или стимулирует молодых людей поступать на вновь открывшиеся либо не самые популярные факультеты.
Еще больше их на внебюджетных местах: по специальностям «автоматика и управление», «энергетика» и «информатика» больше половины вузов набрали очников-внебюджетников со средним баллом меньше 56, по «геодезии и землеустройству» и «строительству» почти все вузы довольствовались студентами с такими баллами.
В 2020 году крупнейшие по численности студентов вузы России принимали очников со средним баллом выше 60. Лидеры по качеству бюджетного приема — МФТИ, МГИМО, СПбГУ, НИУ ВШЭ в Москве и Санкт-Петербурге — занимают первые пять мест также и по качеству внебюджетного приема.
По официальным статистическим данным, на территории Ростовской области в 2020 году функционировало около 1250 организаций осуществляющих образовательную деятельность по программам начального, основного и среднего образования, в которых обучается 425,5 тыс. школьников и работает 28,3 тыс. учителей.
Численность студентов двенадцати региональных вузов в прошлом учебном году составляла 136,4 тыс. человек, что на 1,4 процента выше уровня предыдущего года. Подготовку профессиональных кадров осуществляли порядка 7,5 тыс. человек профессорско-преподавательского состава, из которых 5,6 тыс. человек имеют ученую степень. Образовательными организациями высшего образования в минувшем году выпущено 31,6 тыс. бакалавров, специалистов и магистров.
За три года число вузов и их филиалов в России сократилось почти наполовину — на 1097 организаций. Таким образом, фактически завершена «зачистка» высшего образования в России, объявленная предыдущим руководством Минобрнауки. Она предполагала сокращение числа вузов на 40%, а филиалов — на 80%, пишет газета «КоммерсантЪ».
Число студентов в России уменьшается
Так, ожидается, что в 2020 году прием в образовательные организации высшего образования РФ достигнет своего минимума – 926,8 тысяч человек. В Уральском Федеральном округе он составит 100,6 тыс.чел. Для сравнения в 2015 году в вузы УФО были приняты 99,6 тысяч человек. Из них в Тюменской области – 18,2, Свердловской – 36,9, Челябинской – 28,8, Курганской – 5,1, ХМАО-Югре – 9,0, ЯНАО – 1,6 тыс.чел.
Постепенный рост приема начнется в 2020 году. Через 5 лет, в 2020 году, количество принятых в вузы России достигнет цифры 115,1 тыс.чел. По Тюменской области также будет наблюдаться рост – до 21,1 тыс.чел. к 2020 году.
Министр науки и высшего образования Михаил Котюков заявил, что в следующие пять лет число иностранных студентов в российских учебных заведениях должно удвоиться. Экспорт образовательных услуг является одним из направлений нацпроекта «Образование».
Помимо прочего, министерство занято решением вопроса о взаимном признании ученых степеней учеными разных стран. Как отметил Котюков, для этого существуют хорошие предпосылки в связи с тем, что российские вузы активно развивают свои международные позиции, в том числе поднимаются в рейтингах.
Национальные, федеральные университеты, опорные вузы с военной кафедрой обучают 5,5 миллионов студентов. Россия в количественном плане занимает одну из ведущих позиций в мире. Именно быстрый рост студенчества при, мягко говоря, не очень бурном развитии промышленности вскрыл, что с высшим образованием в России перебор.
Преподаватель одного из вузов края жаловался:
— Да, жутко неприятно и мучительно совестно порой принимать экзамены у современных студентов, ибо ты не оцениваешь их знания, а борешься за деньги, которые они вносят за учебу. Как вы думаете, как это отражается на качестве? Вуз совершенно не заинтересован в массовых отчислениях. Вот и приходится доводить до диплома лжеученых, лжеврачей, лжепедагогов, лжеуправленцев… Особенно это касается заочников, которые на экзаменах иногда так прямо и заявляют:
— Я плачу вам деньги, вы обязаны поставить мне тройку!
Так зачем же и кому нужно такое высшее образование?
Родители полагают, что их чадо должно непременно получить диплом, а уж там как Бог даст, потом можно торговать на рынке, в переходах и на овощебазах. Мода такая: никто не хочет отставать от знакомого, одноклассника или соседа по лестничной клетке. Причем по-прежнему в почете юристы и экономисты. И пусть это стоит огромных денег — «возьмем кредит, продадим квартиру». И неважно, что у вас после окончания вуза среди знакомых не окажется прокурора, главврача или солидного чиновника, «нужного» родственника на теплом месте, который сможет поддержать и продвинуть.
— Для того чтобы выучить двоих наших сыновей, — вспоминает предприниматель Татьяна Трошева, — пришлось продать квартиру и на несколько лет влезть в кредитное ярмо. В результате старший сын-экономист после двух лет работы в банках, которые были закрыты, трудится продавцом в нашем семейном ларьке, младший вот уже год как безработный.
— Вузы перестали быть вместилищем света знания и прогресса, — сетует выпускник КубГУ 25-летней давности Эдуард Каминский, — они превратились в магазины дорогих ненужных вещей. В эпоху неокапитализма высшее образование превратилось в такой же культ, как автомобиль, дорогая мебель, квартира в центре города и евроремонт. Молодые люди получают не профессию, а красивую картонку с гербом.
Конечно, ничего нет плохого в том, что человек тянется к знаниям. Будет ли он трудиться по специальности и захочет ли этого, вопрос отдельный. Нас больше интересует, сможет ли выпускник реализовать себя в полученной профессии, ибо качество получаемых знаний просто аховое.
— У сегодняшних абитуриентов крайне низкий общекультурный уровень подготовки, — утверждает доктор исторических наук, профессор Владимир Э., — одностороннее натаскивание перед сдачей ЕГЭ сыграло свою отрицательную роль. О чем можно говорить, если молодые люди не знают, от какого события ведется современное летоисчисление, как расшифровывается СССР и кто такой и чем славен маршал Жуков. По окончании вуза картина радует ненамного, ибо студент пять лет учился, опираясь не на тягу к знаниям, усидчивость и талант, а на деньги своих родителей плюс взятки, списывание и плагиат.
Как только «реформаторы» начала 90-х принялись разрушать все советское, одним из первых, что попало в жернова пертурбации, оказалось образование. Раз наша страна стала ориентироваться на Запад, то, конечно, и оглобли просвещения должны были повернуть туда же. Для этого надо было срочно принять Болонскую систему. Но она вместе с ЕГЭ, магистратурой и бакалавриатом оказалась в России мертворожденным ребенком. Единственное, чего мы с успехом достигли, — дороговизна высшей школы. На очереди среднее образование, которое правдами и неправдами тоже коммерциализируется со скоростью прогресса.
Сегодня нельзя приобрести диплом в подземном переходе (достижение ли это Болонской системы, сказать трудно), но его можно купить в вузе, заплатив, правда, гораздо больше денег и потратив пять лет. Студент делает вид, что учится, институт же имитирует отпуск знаний. Родители платят, учебное заведение получает деньги. Все рады. Учебный план, правда, остается неосвоенным, вузы выпускают в лучшем случае недоучек. Хорошо, если они не находят работу или трудятся не по специальности, а если благодаря наличию связей они все же устраиваются? Получается то, что мы имеем на сегодняшний день: тотальный дилетантизм.
В России на треть сократилось количество ссузов, но большинство из них не закрылись, а перешли в структуры вузов или профильных центров.
За границей техникумы являются подразделениями общеобразовательных школ. Туда идут учиться дети, которые не планируют поступать в университеты. По этой причине школьники оканчивают учебу на 1-2 года позже, чем в российских общеобразовательных школах.
Количество высших и средних специальных учебных заведений в мире превышает количество общеобразовательных школ.
Основы образования закладываются в дошкольном возрасте, поэтому нельзя исключать дошкольные заведения из статистики. Проблема России в том, что количество детских садов не соответствует количеству детей – треть родителей вынуждена заниматься домашним обучением.
Плохо это или хорошо: если мать и отец могут уделять ребенку достаточно времени и имеют достаточно квалификации по отдельным предметам, то ребенок пойдет в школу подготовленным и будет справляться с программой. Если малыш с раннего возраста предоставлен самому себе, то привычка учиться у него не сформируется, и в школе будут проблемы с учебой.
По статистике, количество государственных дошкольных заведений в России больше, чем в какой-либо другой стране. За рубежом подавляющее большинство детских садов платные.
Статистика количества студентов в России
Школьное образование считается обязательным для всех детей в развитых странах. Исключение составляют бедные государства Африки, где население по большей части безграмотное.
В России неуклонно растет статистика семейного образования. Это связано с негативным отношением к системе школьного образования, которая неспособна индивидуально подойти к вопросу обучения талантливых детей, подгоняя их темпы развития к усредненным меркам. Родителей не устраивает такой подход, поэтому все больше тех, кто переводит детей на домашнее обучение, вкладывая при этом намного больше средств, чем при обучении в школе.
Семейное обучение в западных странах, особенно США и Канаде, более развито, государство осуществляет выплаты родителям, которые учат своего ребенка сами, не пользуясь услугами общественных заведений. В Европе большинство школ платные, в отличие от российских.
Первое место в мире по среднему специальному образованию занимает США. Здесь практически все люди имеют какую-либо рабочую специальность, полученную в техникуме или колледже.
В России, по статистике, только 5% населения имеет диплом техникума. Это не означает, что люди вообще не имеют образования – просто они сразу поступают в вузы и подпадают под другую статистику. В этом плане Россия занимает предпоследнее место в рейтинге ссузов.
Некоторые страны Европы, Китай и Южная Америка также лидируют по количеству обучающихся в техникумах. Объясняется это просто: не в каждом регионе есть университет, а единственная возможность получить более-менее приличное образование – это колледж. Вдобавок, не все могут финансово себе позволить учиться в другом городе или стране.
Общий процент людей с высшим образованием в мире – около 35%. В России этот показатель самый высокий – 54%. В Канаде похожая ситуация, но качество вузов на более высоком уровне, так как диплом канадских высших учебных заведений признают во всем мире.
Самый низкий процент дипломов вузов в Италии и Китае. В этих странах просто нет достаточно большого количества университетов, поэтому люди поступают в колледжи. Соотношение количества населения и дипломированных специалистов в Китае самое малочисленное в мире – на уровне 10%.
По гендерному принципу в плане высшего образования также лидируют Канада, Россия и Израиль.
Печально то, что при таком высоком показателе высшего образования в России очень мало специалистов работает за рубежом и очень редко попадаются те, кто получает какие-либо премии за научные открытия. Это говорит о том, что качественные знания можно получить, максимум, в 30 вузах страны.
Самыми грамотными считаются Япония, Нидерланды, Финляндия, Швеция. В плане гуманитарных дисциплин лидирует Австралия, а Бельгия дает больше знаний по математическим дисциплинам.
Парадокс в том, что Америка, Англия – самые дорогие в плане обучения страны – ниже всех в рейтинге по математике и знанию языков.
Немцы и французы также не могут похвастаться отличным знанием математики, хотя их высшие учебные заведения технической направленности имеют неплохой рейтинг в мировой статистике и стоимость обучения там не настолько высокая.
В России ежегодно уменьшается количество студентов
Статистическая информация о ситуации в области образования отслеживается специалистами Росстата, Министерством просвещения, Министерством науки и высшего образования. Ежегодно статистиками отдельно подсчитывается:
- Количество организаций дошкольного образования и воспитанников в них.
- Общее число школ и обучающихся в них.
- Количество организаций начального и среднего профобразования и их студентов.
- Число организаций, реализующих программы дополнительного образования.
- Общее количество вузов и студентов в них.
- Количество аспирантов и докторантов.
Для более полной картины, сведения по вышеуказанным категориям нужно рассматривать отдельно.
Это процесс обучения и воспитания детей возраста от 2 месяцев до 7 лет. Оно осуществляется дошкольными образовательными организациями, широко известными как детские сады. По данным статистики, в 2018 году на территории Российской Федерации действовало 47,8 тысяч дошкольных учреждений. Налицо тенденция сокращения количества детских садов, в 2014 году их было 51 тысяча.
Статистика ежегодно даёт ответ на вопрос – сколько школ в России? Для современной России характерно снижение числа школ. Особенно обвально оно происходило с 2000 года (68804) до 2010 года (50793). Но и сейчас эта тенденция, к сожалению, продолжается. В 2013/ 2014 учебном году школ было 45149. А сведения за 2018 дали уже всего 41349. Причём надо помнить, что в вышеуказанные числа входят данные о числе:
- Начальных школ.
- Средних и неполных средних общеобразовательных школ.
- Частных школ.
По данному показателю в последние 18–19 лет наблюдалась противоречивая динамика. На начало 2000/2001 учебного года в стране было 20553,5 тысяч школьников. На начало 2011/2012 учебного года их было 13737,8. После этого начинается их рост. На начало 2013/2014 учебного года в школах училось 13877,4 тысяч человек. В 2017 году количество школьников составило 15705,9 тысяч человек. В 2018 году школьников было уже 16137,3 тысяч.
Однако судя по динамике рождаемости, обольщаться не стоит. Имевший место рост объяснялся некоторым увеличением рождаемости из-за рождения детьми довольно многочисленным поколением второй половины 80-х годов, введением материнского капитала, некоторым улучшением уровня жизни, которое имело место в России в первое десятилетие XXI века. Сейчас специалисты отмечают новый спад рождаемости, который объясняется двумя факторами:
- экономическими трудностями в стране и ухудшением уровня жизни за последние 5 лет;
- вступлением в активный детородный возраст немногочисленного поколения второй половины 90-х годов.
В связи с этим, через несколько лет, количество школьников в России начнёт, скорее всего, сокращаться.
В 2018 году ПТУ, профессиональных лицеев, техникумов и колледжей в нашей стране имелось 3658. По оперативным сведениям статистиков в них обучалось:
- В учреждениях начального профобразования (ПТУ и лицеях) — 542,1 тысяч студентов (в 2017 году 543,2 тысяч студентов).
- В колледжах, техникумах и иных организациях, дающих среднее специальное образование в 2018 году, проходило обучение 2464,3 тысяч человек. Для сравнения укажем, что в 2017 году в учреждениях этого типа училось 2387,4 тысяч студентов.
Число иностранных студентов в российских вузах за 10 лет увеличилось почти вдвое
Динамика высших учебных заведений за последний исторический период также противоречива. Сначала их количество росло, составив на начало 2000/2001 учебного года 965, а на начало 2010/2011 -1115. В дальнейшем из-за поглощения мелких вузов более крупными, а также вследствие ужесточения политики государства в данной сфере количество организаций стало падать. На начало 2018/2019 учебного года их было всего 741.
Если говорить об общей динамике развития Российского образования, то она скорее отрицательная. Свидетельством тому сокращение большинства видов образовательных организаций, которое невозможно объяснить только лишь оптимизациями и слияниями. Надо признать, что такое состояние образования соответствует общему состоянию Российского государства.
Страны |
2016 |
2017 |
2018 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Россия2) |
46 |
46 |
40 |
Russia2) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страны СНГ3) |
CIS countries3)
|