Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Развитие речи дошкольников курсовая работа». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируются связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мыслей в слово идёт в обратном направлении.
В то же время, данное слово может обозначать конкретный предмет, причем мы отчетливо понимаем, о каком предмете идет речь, что обеспечивает возможность общения между людьми. Например, если вы спрашиваете: «Что это за машина?», то ваш собеседник понимает, что вы спрашиваете о конкретном автомобиле. При этом ваш собеседник понимает, что вас интересует марка и тип этой машины.
В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. С психологической точки зрения, общение по средствам языка — это не менее сложное явление, чем сам язык.
Содержание:
Развитие речи старших дошкольников
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Множество учёных уделяют особое внимание проблеме развития речи. К ним относится и выдающийся психолог Лев Семёнович Выготский. В соответствии с его суждением, речь – это необходимый компонент любой деятельности человека. Основываясь на длительном изучении процессов мышления и речи, Л.С.
И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.
У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
ВВЕДЕНИЕ Дошкольное детство — важный период развития ребенка. Этот возраст уникальный и решающий в становлении личности дошкольника, в развитии.
Для овладения подлинным словом необходимо, чтобы оно было не просто выучено, а в процессе употребления, удовлетворяя реальным потребностям говорящего, включалось в его жизнь и деятельность.
В определенных случаях смысловой подтекст может, носит характер латентного (скрытого) смысла. Например, мы произнесли вопрос об автомобиле, зная об увлечении нашего собеседника автомашинами, и тем самым предприняли попытку изменить тему разговора или еще больше расположить собеседника к себе, показав ему, что нас интересуют те же проблемы, что и его.
Как было показано в исследовании А.М. Леушиной , основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими.
Сегодня свой праздник отмечают незнающие страха высоты люди, для которых парашют стал частью профессии или любимым видом спорта. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой и расскажите детям об этих…
Курсовая работа на тему: «Развитие речи в дошкольном возрасте»
Речи присущ полифункциональный характер; для речи характерны следующие функции: коммуникативная, индикативная, интеллектуальная и сигнификативная; все они напрямую связаны между собой.
По мнению А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, основные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.
В связной речи отражается мышление ребенка, его умение осознать воспринимаемое и выразить его, в правильной, четкой, логической речи.
Знакомство с вариантами. Полезно знакомить ребенка с вариантами сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры.
Развитие речи в дошкольном возрасте
Речь – одна из основных линий развития ребёнка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открываются широкие возможности для общения.
С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников.
К концу первого месяца отчётливо проявляются экспрессивно-мимические средства общения. По характеру плача младенца можно понять некоторые его желания. С двух месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребёнок начинает улыбаться и взмахивать руками. Крик становится всё более интонированным, выразительным.
С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников.
К концу первого месяца отчётливо проявляются экспрессивно-мимические средства общения. По характеру плача младенца можно понять некоторые его желания. С двух месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребёнок начинает улыбаться и взмахивать руками. Крик становится всё более интонированным, выразительным.
Актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования очень высока, так как речевая функция – это одна из важнейших психических функций. Овладев речью, ребёнок осознаёт, планирует и регулирует своё поведение. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и социализации в целом [21].
Речь, по его мнению, может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Основное направление исследований С.Л. Рубинштейна – это философские проблемы психологии. Вместе с Л.С. Выготским С.Л. Рубинштейн утверждал, что основное и определяющее для речи – это её отношение к мышлению.
Ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи (18, с.45). Ориентировка ребенка в языковых явлениях определяет условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
По Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь возникает из недостаточной социализации изначально индивидуальной речи. В противоположность этому Л.С.Выготский выдвигает гипотезу об изначальной социальности речи, о возникновении эгоцентрической речи в результате недостаточного обособления, дифференциации, выделенности индивидуальной речи [5, c. 201]. На основе своих исследований, совместно с А.Р. Лурия, А.Н.
А. Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова. Эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка является прием моделирования. Благодаря моделированию дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.
Основное предназначение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закреплением за каждым словом определенного значения. Любое значение слова — это всегда обобщение.
Основную идею внесли в изучении такие педагоги — исследователи и практики дошкольного дела: Бородич, Выготский, Гербова, Маркова, Соловьева, Ядешко. Параллельно исследования вели и психологи — Л.С.Выготский, В.И.Ядэшко, Ф.А. Сохин и др.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Как показали исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Марковой и других авторов, возможности построения высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте.
Получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведёт к быстрому усвоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Освоение речи, таким образом, сводится к научению всем её основным элементам.
Методическая разработка на тему «Формирование связной диалогической речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности». Воспитателя.
Ещё одна популярная теория усвоения языка называется когнитивной. Согласно ей развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Этим, в частности, и объясняется детское спонтанное словотворчество.
Развитие речи у дошкольников на занятиях — Курсовая работа
Эмпирические методы: беседы, логопедическое обследование, тестирование. В исследовании использовались методики Н.В.Серебряковой, Г.А. Урунтаевой.
Предмет исследования: логоритмические упражнений как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Конспект урока по предмету «Литературное чтение» для учащихся 1 класса. Тема урока «История славянской азбуки. »В. Крупин. УМК «Школа России», учебник В….
Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации [11].
Опыт показывает, что взрослые подкрепляют у ребёнка не столько грамматически правильные, сколько умные и правдивые, оригинальные и семантически точные высказывания. Имея это в виду, в рамках теории речевого научения трудно объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей.
Дети должны научиться грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи.
И. Жинкин, А.Н. Гвоздев, Л.В. Щерба). При этом в качестве основного результата в процессе овладения речью исследователи называют овладение текстом. Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.
И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.В. Запорожец, В.Н. Аванесова, А.А. Люблинская, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.Л. Розенгард-Пупко, П.Я. Гальперин, Л.А. Бенгер, М.Ю. Кистяковская, Ж. Пиаже, А. Валлон, Р.Я. Абрамович-Лехтман, Н.А.
Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь и пользоваться.