Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение государством вреда причиненного им ущерба». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
К примеру, если вред гражданину был причинен незаконными действиями должностных лиц следственного комитета РФ, то ответчиком по гражданскому иску будет Следственный комитет, осуществляющий функции главного распорядителя бюджетных средств.
The article is devoted to the study and analysis of the existing system of legal mechanisms for compensation by the state for damage caused by illegal actions (inaction) of government bodies and their officials.
Развитие института возмещения государством вреда в результате неправомерных деяний государственных органов неразрывно связано с построением в России демократического правового государства, которое в своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Содержание:
Незаконные действия должностных лиц
Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости (для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами), должен быть возмещен лицом, его причинившим.
Он может быть причинен личности или имуществу. Вред личности может быть физическим (вред здоровью) и моральным (неимущественный вред). Физический вред – представляет собой вредные для здоровья и жизни потерпевшего последствия, наступившие в результате осуществленных в отношении него незаконных действий. Это значит, что государственный орган после произведения выплат по требованию пострадавшего, по собственной инициативе может взыскать уплаченную сумму с непосредственного виновного лица.
Помимо этого, за гражданским истцом признается право на предъявление иска в порядке гражданского судопроизводства.
Первичным элементом действующего механизма конституционно-правового регулирования возмещения вреда государством выступает статья 53 Конституции РФ, которая провозглашает право абсолютно каждого на возмещение государством вреда, причиненного противоправными деяниями государственных органов и их должностных лиц.
Размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено (п. 10, 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996).
Родители (усыновители) и опекуны отвечают за вред, причиненный малолетними, при наличии общих оснований деликтной ответственности.
Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива.
При этом, расширенно истолковав нормы указанной статьи ГК РФ, следует, что вред, причиненный гражданину, должен быть возмещен в зависимости от ведомственной принадлежности органа, должностным лицом которого является причинитель вреда, а не за счет той казны, за счет которой содержится причинитель вреда.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В ст. 52 Конституции РФ закреплено, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом.
В статье 1069 Кодекса имеется более подробная информация о возмещении причиненного гражданину вреда. Пострадавший гражданин имеет право получить компенсацию из казны страны, субъекта, либо муниципального образования.
Основанием для того, чтобы у лица появилось право на реабилитацию, является вынесение правомочным лицом соответствующего документа — оправдательного приговора, постановления о прекращении уголовного дела (преследования), а также отмена решения о применении принудительных мер медицинского характера. В этом же документе его автор обязан указать на необходимость реабилитации.
Данная конституционная норма в сфере властно-административных правоотношений реализуется путем закрепления в ГК РФ обязанности возместить ущерб, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.
Кроме того, формально не подлежат реабилитации граждане по уголовным делам частного обвинения, а также чьи действия переквалифицированы на более мягкую статью или часть статьи Уголовного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
В связи с каким процессуальным кодексом воинская часть должна подать в суд на финансовую организацию МО РФ, в случае если вторые хотят повесить на воинскую часть незаконный ущерб причиненный государству?
Обязательства из причинения вреда жизни и здоровью граждан
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
В соответствии с рассмотренными факторами ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, можно возложить не только на самого несовершеннолетнего, но и на его родителей (усыновителей, попечителя), что и предусмотрено абз. 1 п. 2 ст. 1074 ГК.
Ущерб (вред) физическому лицу может быть материального (имущественного), физического и морального характера.
3. Надлежащего ответчика должен определить суд
Материальный вред (ущерб) связан с лишением или повреждением имущества, иных материальных благ и выражается в денежной сумме. Физический вред выражается в причинении вреда жизни и здоровью лица.
Статья посвящена изучению и анализу действующей системы правовых механизмов возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц. Раскрывается несоответствие правовой регламентации возмещения вреда государством его конституционно-правовой природе и нормам статей 52, 53 Конституции РФ.
Государство реализует принцип разделения властей, не только наделением различных органов власти различными правами и обязанностями, но и в том числе путем делегирования отдельных правомочий должностным лицам.
Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (равно как и бездействием) органов госвласти либо должностных лиц, — право на него имеет абсолютно каждый. Но добиться такой компенсации бывает весьма нелегко.
Обязательства из причинения вреда публичной властью
Следует учитывать, что основание для возмещения ущерба, причиненного изданием государственным органом не соответствующего закону акта возникает только в случае признания такого акта незаконным.
Статья 13 Гражданского кодекса предусматривает ряд определений, позволяющих назвать тот или иной акт «не соответствующим закону». К таким действиям, как правило, относятся деяния, которые нарушают не только законодательные нормы, но и любые нормативные акты.
Обращение направляется в государственный орган, действия которого привели к несению убытков или должностному лицу такого органа, в компетенцию которого входит решение поставленного в обращении вопроса. Как правило, таким лицом является руководитель органа, его управлений, руководитель территориальных отделений органа.
Таким образом, возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями, регулируется материальным правом (ГК РФ), а также нормами ГПК и УПК РФ.
В Верховном Суде Российской Федерации кассационные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.
Ответственность за вред, причиненный малолетними, достаточно часто возлагается на соответствующие учреждения – юридические лица (п. 2 и 3 ст. 1073 ГК).
Если порядок подачи кассационной жалобы соблюден, обращение должно быть рассмотрено или если не соблюден порядок, документы вместе с жалобой возвращаются заявителю.
Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Нематериальный (неимущественный) ущерб возникает, в частности, при умалении деловой репутации юридического лица.
Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст. 16 ГК РФ
Я осужден по статье 159 часть 4. Особый порядок. Иска не было. Иск потерпевший в лице Министерства обороны подал в гражданский суд. Должен ли потерпевший учитывать, что с полученных денег был выплачен НДС? И сумма ущерба уменьшена на сумму НДС так как ущерб причинен Государству и НДС выплачен Государству.
М., Ермаков В.Г. Конституционноправовые механизмы возмещения государством вреда в результате противоправной деятельности публичной власти // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015.