Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Удаление главы муниципального образования в отставку». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Причем в ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ практически не учитываются фактические отличия в правовом статусе глав муниципальных образований.
Следует указать на то, что, устанавливая данное основание, законодатель не определяет механизм осуществления удаления в отставку. В нашем понимании вышеуказанные обстоятельства должны подтверждаться результатами серьезной финансовой проверки деятельности главы муниципального образования Причем такая финансовая проверка должна быть независимой, чтобы исключить все возможные нарушения.
Отдельные проблемы толкования законодательной конструкции удаления главы муниципального образования в отставку.
Содержание:
Гарантии прав удаляемых глав муниципальных образований
Будет ли это нарушением прав данных муниципальных служащих? Сколько таких служащих должно быть, чтобы нарушение стало носить массовый характер? По смыслу данной статьи, глава республики самостоятельно (исходя из собственных убеждений) определяет факт нарушения и массовость. Удаление в отставку главы муниципалитета исходя из оценочных суждений главы республики (губернатора) недопустимо.
Примером может служить ч. 2 п. 2 ст. 74.1, которая в качестве оснований ответственности главы муниципалитета закрепляет неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по осуществлению муниципальными органами отдельных государственных полномочий.
Так, если придерживаться противоположной точки зрения, остается неясным, каким субъектом должна устанавливаться вина главы муниципального образования в неисполнении им своих полномочий.
Суд должен рассмотреть заявление и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления.
N 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 19. Ст. 2280.
Что понимается под неисполнением главой муниципального образования обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Конституционный Суд РФ указал, что впредь до внесения надлежащих законодательных изменений правоприменительные органы должны исходить из недопустимости назначения досрочных выборов на должность главы муниципального образования до разрешения судом соответствующего дела.
Статья 74.1. Удаление главы муниципального образования в отставку
The law should consider, that heads of municipalities can be selected citizens or be appointed bodies of representative authority. Having the mandate of direct national trust, the head of municipality has the right to independence in definition of priorities of municipal activity even if its position does not coincide with opinion of deputies.
Что подразумевается под неудовлетворительной оценкой деятельности главы муниципального образования, данной два раза подряд: два раза подряд в течение года или два года подряд?
Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрены следующие шесть оснований удаления главы муниципального образования в отставку.
Например, решением Собрания Воскресенского муниципального района Саратовской области от 26 марта 2012 г. № 15 глава муниципального образования был удален в отставку. Основанием послужило непринятие лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Согласно части 3 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления (абзац второй).
О порядке и сроках обжалования решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, принятого до 17 октября 2014 года, см. статью 2 Федерального закона 04.10.2014 N 290-ФЗ.
Формулировка оснований ответственности такова, что одно и то же основание может повлечь применение разных мер ответственности, что создает предпосылки для нарушения прав удаляемых в отставку лиц, злоупотреблений.
Положения части 17 статьи 74.1 (в ред. Федерального закона 04.10.2014 N 290-ФЗ) применяются к правоотношениям, связанным с обжалованием решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, принятого после 17 октября 2014 года.
В ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ сформулированы основания удаления в отставку. Обращает на себя внимание, что не требуется подтверждения наличия или отсутствия основания судебным решением. Иными словами, представительный орган муниципального образования сам решает вопрос о наличии или отсутствии признаков правонарушения, предусмотренных данной статьей.
Таким образом, основанием для принятия решения об удалении в отставку явилось неподписание одобренных в ранее принятой редакции трех решений представительного органа. При этом, остальные нормативные правовые акты, принятые Льговским городским Советом, Глава г.
Возможно — выделение финансирования, но глава муниципалитета не формирует и не утверждает бюджет, не определяет поступление субсидий из средств вышестоящего бюджета, которые в соответствии с законом должны направляться на реализацию переданных государственных полномочий. Может «обеспечить исполнение» — это предоставить помещение и подобрать кадры? Вопросы остаются открытыми.
Право принятия решения об удалении главы муниципального образования предоставлено представительному органу муниципального образования по инициативе не менее чем одной трети его депутатов либо высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
О внимании к данному вопросу свидетельствуют работы ученых-юристов 2 и постоянно меняющееся законодательство о местном самоуправлении3. Изменение законодательства проводится под лозунгом обеспечения законности на местном уровне и оптимизации деятельности органов местного самоуправления.
О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
Однако, признавая необходимость введения в современное муниципальное законодательство правовой конструкции удаления в отставку главы муниципального образования, следует указать ряд проблем, связанных с юридической проработанностью данной правовой конструкции.
Для исключения возможного субъективизма при рассмотрении отчета главы муниципального образования необходимо данный вопрос урегулировать в муниципальных правовых актах, желательно в уставе муниципального образования. Иначе возникает слишком большая дискреция представительного органа муниципального образования.
Это основание было введено в октябре 2013 г. и представляется небесспорным, поскольку мало связано с вопросами местного значения, хотя и является «ответом на злобу дня».
Неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.
Так, Озерский городской суд Челябинской области при принятии решения о признании незаконным удаления главы Озерского городского округа в отставку исходил из того, что удаление главы муниципального образования не является мерой ответственности, а представляет собой основание досрочного прекращения полномочий.
Механизм удаления в отставку глав муниципальных образований, изложенный в ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, содержит большое количество пробелов и противоречий. Используемые в статье приемы юридической техники вызывают большое количество вопросов и создают массу проблем при их реализации. Складывающаяся правоприменительная практика подтверждает высказанные экспертами опасения.
В послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. Президент РФ Д.А. Медведев озвучил идею о наделении местных парламентов правом более действенно контролировать работу мэров: «…представительные органы местного самоуправления должны иметь возможность более действенно контролировать, а при возможности и отстранять от должности руководителей муниципалитетов».
Так, в соответствии с ФЗ № 131 представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Поводом для отставки может стать также «нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ». В обоих случаях отстранение главы муниципалитета возможно, если факт совершения этих действий установлен судом, «а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решений суда».
Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Обжалование решения об удалении главы муниципального образования в отставку
Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку,выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования.
Присутствовавший на заседании прокурор г. Озерска подтвердил, что федеральный закон четко регламентирует: мнение высшего должностного лица области обязательно при принятии данного решения. Однако председатель городского Собрания производство по удалению в отставку не прекратил, процедура была доведена до голосования. К счастью для принятия решения не хватило голосов.
Clause is devoted to research of some the problems connected with legal regulation of the responsibility of heads of municipalities. The author proves, that it is given to deputies of representative bodies of municipalities excessive powers.
В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования.
Согласно действующему законодательству, отстранить главу муниципального образования может местная дума, если инициатива о его увольнении исходит от не менее чем трети депутатов местной думы или от главы субъекта РФ.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации глава муниципального образования имел безусловную обязанность подписать и обнародовать правовые акты, принятые представительным органом.
Принятие правовой нормы (ст. 74.1 ФЗ № 131), явившейся продолжением политической реформы в государстве, вызвало массу дискуссий как в политических кругах, так и среди ученых — теоретиков, практиков. В научной периодической печати, а также в сборниках статей научно-практических конференций специалисты в области муниципального права, такие как Г.А. Васильева, Н.Ю. Давыдова, С.А.