Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Признание недействительными публичных торгов, которые проводятся в рамках исполнительного производства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В пп. 70-73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:
Кто является истом и ответчиком по делу об оспаривании публичных торгов?
С иском в суд о признании публичных торгов недействительными может обратиться любое заинтересованное лицо (пункт 1 статьи 449, часть 1 статьи 449.1 ГК РФ). В частности, такими лицами могут быть: участники торгов; лица, не имевшие возможности участвовать в публичных торгах из-за допущенных, по их мнению, нарушений правил их проведения; стороны исполнительного производства; судебный пристав-исполнитель; иные лица, обосновавшие свой интерес в оспаривании публичных торгов.
Лицо может быть заинтересовано в оспаривании публичных торгов и в том случае, когда исполнительное производство, в ходе которого проводились эти торги, окончено фактическим исполнением.
Ответчиками по требованиям о признании публичных торгов недействительными по общему правилу являются организатор торгов и/или привлекаемые им специализированные организации и лицо, выигравшее публичные торги.
К участию в деле о признании публичных торгов недействительными должны быть привлечены должник и взыскатель по исполнительному производству, судебный пристав-исполнитель, а также в необходимых случаях — ФССП России. Процессуальный статус указанных лиц (ответчик, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований) определяется судом с учетом заявленных требований.
Основания для признания торгов недействительными
Публичные торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения, если будет установлено, что они проведены с нарушением правил, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 449, пункт 1 статьи 449.1 ГК РФ, статья 93 Закона об исполнительном производстве).
Приведенный в пункте 1 статьи 449 ГК РФ перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (пункт 2 статьи 448 ГК РФ); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах; продолжение публичных торгов, несмотря на поступившее от судебного пристава-исполнителя сообщение о прекращении обращения взыскания на имущество.
Подробнее см. пп. 72-73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», где также освещены вопросы:
- об определении органа, в котором подлежит опубликование извещения о проведении торгов, в том числе публичных;
- о порядке опубликования информации о публичных торгах;
- о последствиях признания публичных торгов недействительными и применении последствий недействительности сделки, заключенной на торгах
Содержание:
Информационные письма Президиума ВАС РФ
Если кредитору стало известно о совершении должником каких-либо сделок в отношении своего имущества, что ведет к невозможности удовлетворения требований кредитора за счет этого имущества, то основанием для оспаривания сделки будет являться недобросовестное поведение должника. Сама сделка по выводу имущества является недействительной (ничтожной).
Также основанием для оспаривания сделки будет являться:
- оспаривание сделки через ст. 10 ГК РФ и 178 ГК РФ
- нарушение запрета на совершение сделки, например, если был наложен арест на имущество
- совершение мнимой или притворной сделки, т.е. фактически имущество формально остается за должником, но по документам переходит к третьему лицу
После получения информация о совершенной должником сделке, ее можно оспорить. Для того, чтобы оспорить сделку должника необходимо выполнить следующие действия:
- подготовить иск о признании сделки недействительной
- направить один экземпляр иска ответчику и второй стороне сделки
- подать иск с приложением необходимых копий документов в суд
- принять участие в заседании суда, озвучив свои требования
- дождаться решения суда и его исполнения в законном порядке
- после продолжить исполнительное производство в части реализации имущества, которое было возвращено в порядке обжалования сделок должника
Если суд признает сделку недействительной, то все вернется на свои места, т.е. имущество как принадлежало должнику, так и будет ему принадлежать, что позволит обратить взыскание на него.
Ответ на вопрос о том, может ли пристав сам обратиться в суд с иском об оспаривании сделок должника, будет положительным.
Почему пристав, не являющийся стороной сделки, вправе обжаловать сделку должника? Все очень просто, пристав обязан обеспечить исполнение должником решения суда, и если должник пытается вывести свое имущество, в том числе, совершая какие-то сделки формально, то пристав обязан в защиту взыскателя оспорить такие сделки.
Совершение должником сделок в отношении своего имущества направлено на то, чтобы не исполнять решение суда, не удовлетворять требования взыскателя, а это является нарушением прав взыскателя.
В вопросе оспаривания сделок приставом не стоит слишком надеется на данную структуру, поскольку приставы довольно часто не особо предпринимают какие-либо действия в рамках своих исполнительных производств, пока ему взыскатель не скажет об этом или на него не пожалуются.
Иск о признании сделки должника недействительной составляется по общим правилам процессуальных кодексов, с указанием следующей информации:
- вводной части иска указываются сведения
- о суде, в который будет подан иск
- об истце, т.е. лице, которое обращается в суд с иском
- об ответчике, т.е. должнике
- о третьем лице, т.е. второй стороне сделки
- также указываются сведения о размере госпошлины
ВНИМАНИЕ: информацию о лицах необходимо указывать с учетом требований процессуального кодекса, т.е. помимо ФИО, наименования, подлежит указанию иная информация, например, ИНН, адрес работы и др., если истцу известна такая информация.
- в описательной части иска указывается информация об обстоятельствах дела, т.е. о заключении должником сделки, как данная сделка нарушает права истца и т.п.
- в мотивировочной части иска отражается правовая аргументация иска
- в просительной части иска отражается суть заявляемых требований, т.е. признать сделку недействительной. Кроме того, указывается в приложении перечень прикладываемых документов и иск подписывается истцом
Признание публичных торгов недействительными
При оспаривании сделки должник вправе возражать против предъявленного к нему иска. Строить свои возражения должник должен с учетом того, что указано в иске истцом, т.е. на чем основывает истец свои требования, чем их мотивирует. Должник должен опровергнуть версию истца о совершенной сделке.
Например, если истец утверждает, что сделка совершена с той целью, чтобы не платить по долгам, а на самом деле это не так, то должнику следует предоставить доказательства, что полученные средства (часть средств) он направил на погашение задолженности.
Труднее возражать против иска об оспаривании сделки, если должником на самом деле совершена сделка, чтобы максимально не исполнять требования исполнительного документа, руководствуясь тем, что раз у меня как должника ничего нет, то, что я могу сделать, платить нечем.
Оспаривание сделок должников является не таким простым делом как может показаться на первый взгляд, поэтому не стоит всегда рассчитывать только на свои силы, если Вы не обладаете юридическими знаниями.
Наши адвокаты Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» готовы оказать следующую юридическую помощь, связанную с оспариванием сделок:
- проконсультировать по вопросу оспаривания сделок
- изучить документы доверителя и рассказать о перспективах дела
- подготовить иск в суд о признании сделки должника недействительной
- подготовить возражения на иск в суд
- представлять интересы доверителя в суде и доказывать противоправность сделки закону и нормам права
- обжаловать судебные акты
- запрашивать необходимые документы
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Их проводят территориальные органы Росимущества самостоятельно или привлекают специализированную организацию ( ч. 1 ст. 89 Закона об исполнительном производстве).
Для проведения торгов нужно, чтобы судебный пристав-исполнитель:
- вынес постановление о передаче имущества должника на реализацию;
- передал это имущество территориальному органу Росимущества или привлеченной специализированной организации. Это нужно сделать в течение 10 рабочих дней со дня, когда пристав вынес указанное постановление. Передача имущества оформляется актом, оно считается переданным со дня, когда подписан акт передачи.
Если нет законных оснований для проведения торгов, их могут признать недействительными.
Признание торгов недействительными
Это имущество перечислено в законе, а именно ( ч. 3, 4 ст. 87 Закона):
- недвижимость, в том числе заложенная (п. 1 ст. 56 Закона об ипотеке);
- вещи стоимостью выше 500 000 руб., в том числе неделимые, сложные вещи, главные вещи и их принадлежности;
- имущественные права (например, право аренды);
- ценные бумаги, за исключением некоторых инвестиционных паев. Обратите внимание, что если ценные бумаги обращаются на организованных торгах (например, на бирже), то они реализуются на этих же торгах, а не на публичных ( ч. 3 ст. 89 Закона);
- заложенное имущество, на которое обращено взыскание для удовлетворения требования взыскателя – не залогодержателя;
- предметы, которые имеют историческую или художественную ценность;
- дебиторская задолженность при определенных условиях.
В Финляндской Республике органы принудительного исполнения наделены полномочиями по реализации арестованного имущества должников, как самостоятельно, так и с привлечением для этих целей соответствующих организаций и фирм.
Объявление об аукционе должно быть опубликовано в одной или нескольких газетах с массовым тиражом по месту продажи имущества. Кроме того, если есть необходимость объявление может быть опубликовано в центральной газете, другом издании, информационной сети либо размещено другим эффективным способом. Отдельное уведомление об аукционе должно быть вручено должнику и совладельцу реализуемого имущества.
По общему правилу начальная цена, по которой организатор торгов выставляет имущество на торги, должна быть не ниже, чем та, которая указана в постановлении пристава об оценке этого имущества ( ч. 2 ст. 89 Закона).
Цена должна быть снижена на 15 процентов при проведении вторичных торгов, если первоначальные не состоялись. Однако цена не снижается, если вторичные торги проводятся из-за того, что победитель первоначальных не оплатил полную стоимость имущества в течение пяти дней со дня их проведения (ч. 2 ст. 92 Закона, п. 3 ст. 58 Закона об ипотеке).
Решение в таком случае принимается судом, если один из участников процесса предъявляет доказательства того, что стоимость, им указываемая, соответствует действительности. Если подобных доказательств нет, то судебное вмешательство является бессмысленным.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
Признать торги по заложенной квартире недействительными
- Основания признания недействительными публичных торгов
- Нарушения правил проведения публичных торгов, являющиеся основаниями для признания торгов недействительными
- Лица, заинтересованные в признании недействительными публичных торгов
- Соотношение требований о признании недействительными публичных торгов с другими способами защиты права
- Понятие и последствия недействительности сделки, специальные основания признания договора недействительным
- Статья 93. Признание торгов недействительными
- Статья 93. Признание торгов недействительными
- Основания признания недействительными договоров, заключенных на публичные торгах
- Основным последствием признания сделки недействительной
- Недействительность публичных торгов
- Признание публичных торгов несостоявшимися
- О понятии публичного торга (публичных торгов)
- Основания для признания компании недействительной
- Признание недействительными закупок, проведенных с нарушением законодательства 2016 / Камаева А.В.
- Признание публичных торгов по реализации земель недействительными и применение последствий их недействительности 2013 / Луценко Д. С.
- Последствия нарушения законодательства о контрактной системе 2015 / Камаева Анастасия Валерьевна
- Недействительность договора, заключенного на торгах 2016 / Фоминых Ольга Михайловна
- Правовые последствия нарушения порядка проведения торгов по реализации имущества с публичных торгов 2013 / Гатаулина Людмила Фаруковна
- Публичные торги как механизм реализации арестованного имущества 2016 / Пузиков Руслан Владимирович, Гасанова Дарья Пунхановна
- Признание недействительными несостоявшихся торгов как способ защиты гражданских прав 2012 / Кузнецова Ольга Анатольевна
- Особенности продажи имущества должника в конкурсном производстве 2013 / Кочелорова Евгения Сергеевна
- Признание недействительной сделки по продаже имущества должника в ходе исполнительного производства 2014 / Гильмутдинов Эмиль Дамирович
- Способы судебной защиты лица, проигравшего торги 2017 / Беляева Ольга Александровна
УДК 346.5
ПРОБЛЕМЫ ПРИЗНАНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ А. В. Камаева, О. М. Фоминых
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
PROBLEMS OF CONTESTATION PUBLIC BIDDING A. V. Kamaeva, O. M. Fominyh
Mari State University, Yoshkar-Ola
В статье рассматриваются возникающие в правоприменительной практике проблемы оспаривания публичных торгов в рамках исполнительного производства. Торги понимаются как сложный юридический состав, включающий в себя ряд сделок и иных юридически значимых действий. Определены признаки нарушений, которые могут быть основаниями для признания публичных торгов недействительными, а также круг лиц, которые вправе оспорить результаты торгов. На основании анализа судебной практики и теоретических исследований авторами выработаны рекомендации по выбору надлежащего способа защиты в случае нарушения прав и законных интересов в результате проведения публичных торгов с нарушениями законодательства. Установлено, что оспаривание в судебном или административном порядке отдельных сделок, входящих в состав публичных торгов, возможно лишь в случаях, если торги не проведены. Субъектами реституции по договору, заключенному на недействительных торгах, являются покупатель имущества и государственный орган, уполномоченный реализовывать арестованное имущество, а не должник по исполнительному производству. Если заключенный на торгах договор исполнен и возврат сторон в первоначальное положение невозможен, следует предъявлять иск о взыскании убытков, а не оспаривать торги. Нарушения, допущенные судебным приставом-исполнителем до начала процедуры торгов, не могут повлечь недействительность последних. В статье обосновывается возможность признания недействительными несостоявшихся публичных торгов при наличии определенных условий.
Ключевые слова: публичные торги, недействительность публичных торгов, несостоявшиеся торги, реституция.
The article deals with the problems arising in law enforcement practice of contestation public bidding in the framework of executive proceedings. Bidding is understood as a complex legal structure, which includes a number of transactions and other legally significant actions. The signs of violations, which may be grounds for the recognition of public bidding as invalid, as well as the circle of persons who have the right to challenge the results of bidding, are determined. Based on the analysis of judicial practice and theoretical research, the authors developed recommendations on the choice of an appropriate method of protection in case of violation of rights and legitimate interests as a result of public bidding with violations of the law. The litigation in the judicial or administrative order of certain transactions that are part of public bidding is possible only in cases where the auction is not conducted. Subjects of restitution under a contract concluded on invalid bidding are the buyer of property and the state body authorized to sell the arrested property, and not the debtor for enforcement proceedings. If the contract concluded at the auction is executed and the parties are not able to return to their original position, it is necessary to sue for recovery of losses, and not to contest the bidding. The violations committed by the bailiff before the start of the bidding procedure can not entail the invalidity of the latter. The article justifies the possibility of invalidating failed public bidding if certain conditions exist.
Keywords: public bidding, contestation public bidding, failed public bidding, restitution.
В силу пункта 3 статьи 447, пункта 1 статьи 449.1 (далее — ГК РФ) при исполнении решения суда Гражданского кодекса Российской Федерации или исполнительных документов в порядке
> Камаева А. В., Фоминых О. М., 2017
исполнительного производства продажа вещей или имущественных прав должника производится только на публичных торгах. Таким образом, в отличие от торгов, организуемых по воле собственника вещи или обладателя имущественного права, публичные торги являются одним из видов торгов, проводимых в силу указания закона.
Несмотря на возникновение указанных правоотношений в публичной сфере, сами торги и заключаемый на них договор имеют гражданско-правовой характер вне зависимости от предпосылок их проведения, которые могут быть и государственно-властными [4, с. 92]. Являясь разновидностью торгов, общие правила о которых содержатся в статьях 447-449 ГК РФ, публичные торги подчиняются положениям указанных статей, если специальными нормами не предусмотрено иное регулирование.
Ст. 449 ГК РФ предусматривает право любого заинтересованного лица обратиться в суд с исковым заявлением о признании торгов недействительными. В исковом заявлении необходимо указать конкретные основания их недействительности, согласно требованиям соответствующих нормативно-правовых актов. К основаниям признания любых торгов недействительными относятся различные грубые нарушения законодательных норм, которые привели или могли привести к нарушению прав участников торгов или иных заинтересованных лиц. Отметим, что далеко не всегда закон содержит перечень оснований недействительности торгов, поэтому во многих ситуациях именно на суд ложится обязанность определить, насколько сложившиеся обстоятельства законны и затрагивают права участников торгов или третьих лиц.
Анализ судебной практики по признанию торгов недействительными показывает, что подавляющее большинство дел по данному вопросу рассматривается в отношении споров, возникших из торгов по реализации имущества в рамках исполнительного производства. Это подтверждается и обзором судебной практики Верховного Суда РФ, содержащейся в информационном письме №101 от 22 декабря 2005 года. Данный документ подробно разъясняет порядок признания тех или иных оснований достаточными для признания недействительности процедуры реализации имущества. В частности указывается, что, если в ходе торгов были допущены нарушения процедуры их проведения, которые напрямую не влияют на их исход и не затрагивают интересы иных лиц, то результаты торгов не могут быть отменены. Например, гражданка П. обратилась в суд с требованием признать публичные торги по продаже земельного участка недействительными. В обоснования своей позиции истица сообщила, что протокол проведения торгов был подписан победителем спустя два дня после его проведения, а закон предусматривает подписание в день проведения. Суд в удовлетворении иска отказал, ссылаясь на то, что несвоевременное подписание протокола торгов победителем не нарушает каких-либо прав остальных участников торгов.
Аналогично судом было отказано в удовлетворении требования о признании публичных торгов по реализации ипотечной квартиры недействительными в следующей ситуации. Истец сообщил, что объявление о торгах было сделано за двадцать пять дней до дня проведения, а п. 2. ст. 448 ГК РФ предусматривает тридцатидневный срок для объявления. При рассмотрении дела было установлено, что организатором действительно был нарушен срок размещения информации о проведении торгов, однако истец своевременно узнал о торгах и принял в них участие. Таким образом, суд не усмотрел нарушение прав истца и не нашел оснований для признания торгов недействительными.
Однако несоблюдение сроков при проведении торгов все же может стать основанием для признания торгов недействительными. Так, истец В. требовал признания недействительными публичных торгов по реализации его ипотечной квартиры. Заявитель сообщил, что организатор торгов разместил информацию о торгах за пятнадцать дней до их проведения, тем самым были нарушены требования п. 2 т. 448 ГК РФ. По мнению В., нарушение сроков привело к тому, что в торгах был заявлен только один участник, и его ипотечная квартира была реализована по минимальной цене, что нарушает его права. Суд согласился с доводами истца, признал торги недействительными и потребовал от их организатора осуществить расторжение договора купли продажи, заключенного по итогам торгов.
Верховный Суд РФ отмечает, что признание публичных торгов недействительными в связи с нарушением сроков размещения информации о них возможно и по заявлению взыскателя.
Также основанием для отмены торов являются и другие нарушения, связанные с объявлением публичных торгов. Например, суд признал торги недействительными на том основании, что в объявлении о проведении публичных торгов по продаже земельного участка не была указана форма их проведения: аукцион или публичное предложение. В результате этого на торги заявился только один участник, который и был признан победителем.
Совет: при обращении в суд с иском о признании торгов недействительными в связи с нарушением требований по их объявлению необходимо представить доказательства. В качестве доказательств может выступить и копия объявления, при этом истец обязан указать на нарушения непосредственно в объявлении.
Основанием для признания торгов недействительными может быть и форма передачи информации о торгах. Так, были признаны недействительными торги по продаже ипотечных квартир в вязи с тем, что объявление о торгах было сделано в эфире местного радио, что делало практически невозможным полное и точное восприятие информации о предстоящих торгах.
Оспаривание сделок в исполнительном производстве
- Глава 4. ДОКАЗЫВАНИЕ ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА
- Глава 2. ДОКАЗЫВАНИЕ ПО ДЕЛАМ О ВЗЫСКАНИИ ДЕНЕЖНЫХ СУММ, НЕ УДЕРЖАННЫХ С ДОЛЖНИКА
- Глава 2. ДОКАЗЫВАНИЕ ПО ДЕЛАМ О ВЗЫСКАНИИ ДЕНЕЖНЫХ СУММ, НЕ УДЕРЖАННЫХ С ДОЛЖНИКА
- Глава 6. ДОКАЗЫВАНИЕ ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ ДВИЖИМОЙ ВЕЩИ БЕСХОЗЯЙНОЙ И ПРИЗНАНИИ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНУЮ НЕДВИЖИМУЮ ВЕЩЬ
- Глава 6. ДОКАЗЫВАНИЕ ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ ДВИЖИМОЙ ВЕЩИ БЕСХОЗЯЙНОЙ И ПРИЗНАНИИ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНУЮ НЕДВИЖИМУЮ ВЕЩЬ
- Глава 1. ДОКАЗЫВАНИЕ ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ
- Глава 1. ДОКАЗЫВАНИЕ ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ
- Глава 3. ДОКАЗЫВАНИЕ ПО ДЕЛАМ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ИМУЩЕСТВА ОТ АРЕСТА (ИСКЛЮЧЕНИИ ИЗ ОПИСИ)
- Глава 3. ДОКАЗЫВАНИЕ ПО ДЕЛАМ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ИМУЩЕСТВА ОТ АРЕСТА (ИСКЛЮЧЕНИИ ИЗ ОПИСИ)
- Глава 2. ДОКАЗЫВАНИЕ ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ
Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если (ст. 449 ГК РФ):
- кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
- на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
- продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
- были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
- были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
К иным существенным нарушениям порядка проведения торгов относятся нарушения, допущенные организатором публичных торгов, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
Что касается иных нарушений правил проведения торгов, установленных законом, то следует обратить внимание на следующее:
Внимание! На основании пункта 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Расходы организатора торгов, связанные с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, распределяются между лицами, допустившими нарушения, повлекшие признание торгов недействительными (пункт 3 статьи 449 ГК РФ).
- • виды имущества, подлежащего реализации с торгов;
- • основные правила организации и проведения торгов;
- • особенности продажи с торгов заложенного имущества;
- • основания и последствия признания торгов недействительными; Уметь:
- • применять нормы исполнительного производства и гражданского права;
- • решать правовые казусы;
- • поиска информации в судебной практике;
- • работы с нормативными актами, регулирующими порядок продажи имущества с торгов.
Торги в исполнительном производстве — одна из форм реализации имущества должника, на которое обращено взыскание, представляющая собой заключение договора на продажу такого имущества с лицом, выигравшим торги (ч. 2 ст. 87 ФЗ «Об исполнительном производстве», и. 1 ст. 447 ГК РФ).
Поскольку целью продажи имущества должника на торгах, проводимых в рамках исполнительного производства, является выручение максимальной денежной суммы (цены) продаваемого имущества, исполнительские торги всегда проводятся в форме открытого аукциона’, выигравшим аукцион признается лицо, предложившее наиболее высокую цену (и. 4 ст. 447 ГК РФ, ч. 3 ст. 87 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Продажа имущества должника с торгов в исполнительном производстве обусловлена одним из двух обстоятельств:
В процессе организации и проведения торгов в исполнительном производстве задействован ряд субъектов:
- • судебный пристав-исполнитель (ч. 6—10 ст. 87, ч. 2 ст. 89 ФЗ «Об исполнительном производстве»);
- • организатор торгов (он же продавец) — специализированная организация (Росимущество или привлекаемая им коммерческая организация, индивидуальный предприниматель) (и. 2 ст. 447 ГК РФ, ч. 1 ст. 89 ФЗ «Об исполнительном производстве») 1 ;
- • участники торгов — лица, заявившиеся к участию в торгах.
Бизнес-идея — покупка имущества с торгов и аукционов по банкротству
Действующее российское законодательство предусматривает множество ситуаций, когда реализация имущества осуществляется посредством торгов. Продажа заложенного имущества, продажа государственного или муниципального имущества, продажа имущества банкротов – во всех этих ситуациях предусматривается обязательное проведение торгов: открытого аукциона, публичного предложения. Но нарушение установленного порядка проведения торгов, согласно ст. 449 ГК РФ, влечет признание данных торгов недействительными. Недействительность торгов устанавливается только на основании судебного решения.
Ст. 449 ГК РФ предусматривает право любого заинтересованного лица обратиться в суд с исковым заявлением о признании торгов недействительными. В исковом заявлении необходимо указать конкретные основания их недействительности, согласно требованиям соответствующих нормативно-правовых актов. К основаниям признания любых торгов недействительными относятся различные грубые нарушения законодательных норм, которые привели или могли привести к нарушению прав участников торгов или иных заинтересованных лиц. Отметим, что далеко не всегда закон содержит перечень оснований недействительности торгов, поэтому во многих ситуациях именно на суд ложится обязанность определить, насколько сложившиеся обстоятельства законны и затрагивают права участников торгов или третьих лиц.
Анализ судебной практики по признанию торгов недействительными показывает, что подавляющее большинство дел по данному вопросу рассматривается в отношении споров, возникших из торгов по реализации имущества в рамках исполнительного производства. Это подтверждается и обзором судебной практики Верховного Суда РФ, содержащейся в информационном письме №101 от 22 декабря 2005 года. Данный документ подробно разъясняет порядок признания тех или иных оснований достаточными для признания недействительности процедуры реализации имущества. В частности указывается, что, если в ходе торгов были допущены нарушения процедуры их проведения, которые напрямую не влияют на их исход и не затрагивают интересы иных лиц, то результаты торгов не могут быть отменены. Например, гражданка П. обратилась в суд с требованием признать публичные торги по продаже земельного участка недействительными. В обоснования своей позиции истица сообщила, что протокол проведения торгов был подписан победителем спустя два дня после его проведения, а закон предусматривает подписание в день проведения. Суд в удовлетворении иска отказал, ссылаясь на то, что несвоевременное подписание протокола торгов победителем не нарушает каких-либо прав остальных участников торгов.
Особо стоит отметить ситуации проведения торгов в отношении заложенного имущества. Например, реализация ипотечной квартиры влечет за собой расторжение кредитного договора, судебная практика по которой носит неоднозначный характер. Нарушение правил публичных торгов может повлечь негативные последствия не только для победителя торгов, но и для самого должника. Так, в результате ошибки, допущенной организатором торгов, банк смог убедить суд в недействительности публичных торгов, в результате этого у должника еще на полгода продлилась задолженность перед банком, который за это время успел начислить ему еще неустойку на сумму задолженности.
При обращении в суд с исковым заявлением о признании публичных торгов недействительными необходимо обращать внимание на срок исковой давности, который значительно меньше общего. Позиция суда в настоящее время однозначна, к признанию публичных торгов недействительными применяются сроки исковой давности, предусмотренные п. 2 ст. 181 Гражданского кодекса РФ. Согласно данной статье срок исковой давности составляет один год. Данный срок одинаков для всех заинтересованных лиц, в том числе и для собственника реализуемого имущества.
Совет: должнику, чье имущество выставлено на торги, необходимо тщательно следить за всеми этапами торгов. При малейшем подозрении, что организатор торгов нарушает установленный порядок проведения, необходимо незамедлительно подавать жадобы или ходатайства в орган, принявший решение о проведении торгов.
Опыт показывает, что в большинстве случаев истцами по признанию публичных торгов недействительными выступают собственники выставленного на торги имущества, взыскатели, в пользу которых производится реализация имущества, а также участники торгов, не ставшие победителями. Однако в судебной практике бывают случаи, когда торги признаются недействительными на основании обращения третьих лиц, которые не участвовали в торгах. Например, суд признал публичную продажу ипотечной квартиры недействительной по заявлению гражданина Т. Истец сообщил, что он не смог принять участие в торгах, так как объявление об их проведении не содержало точную информацию о времени и месте проведения, а контактный телефон организатора не отвечал.
Верховный суд разрешил арестовывать единственное жилье должников
В целях единообразия применения судами законодательства при рассмотрении отдельных вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.
Порядок рассмотрения судами требований и вопросов, связанных с исполнением исполнительных документов
1. Судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке искового производства по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), административного судопроизводства — по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, — по нормам АПК РФ с учетом распределения компетенции между судами.
Исковой порядок установлен для рассмотрения требований об освобождении имущества, включая исключительные имущественные права (далее по тексту — имущество), от ареста (исключении из описи) в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества; об отмене установленного судебным приставом-исполнителем запрета на распоряжение имуществом, в том числе запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества (для лиц, не участвующих в исполнительном производстве); о возврате реализованного имущества; об обращении взыскания на заложенное имущество; о признании торгов недействительными; о возмещении убытков, причиненных в результате совершения исполнительных действий и/или применения мер принудительного исполнения, и других (например, часть 2 статьи 442 ГПК РФ, часть 2 статьи 363 КАС РФ, часть 1 статьи 119 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), пункт 1 статьи 349, пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП России) рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, и в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.
Жалобы на постановления должностных лиц ФССП России по делам об административных правонарушениях, заявления об оспаривании постановлений указанных должностных лиц о привлечении к административной ответственности рассматриваются, соответственно, судами общей юрисдикции по правилам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), арбитражными судами — по нормам главы 25 АПК РФ.
2. Вопросы исполнительного производства, отнесенные к компетенции судов, разрешаются в соответствии с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции, с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.
Разграничение компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов
3. Требования, связанные с исполнением исполнительных документов и подлежащие рассмотрению в порядке искового производства, относятся к компетенции судов общей юрисдикции исходя из правил статьи 22 ГПК РФ, и арбитражных судов, в том числе Суда по интеллектуальным правам (далее — арбитражные суды) — в соответствии со статьями 27, 28, 33 АПК РФ.
Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей определяется в соответствии с нормами статьи 17 КАС РФ, статьи 29 АПК РФ и частей 2 и 3 статьи 128 Закона об исполнительном производстве.
Последствия признания недействительными публичных торгов
В соответствии с ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве реализация имущества должника, если иное не установлено федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724, Постановлению Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство но управлению государственным имуществом (Росимущество).
Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержден совместным Приказом ФССП России № 347 и Росимущества № 149 от 25 июля 2008 г.
Реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество и привлекаемые им физические и юридические лица, отобранные им на конкурсной основе (далее — специализированные организации).
Передача имущества на реализацию
В соответствии с ч. 6 ст. 87 Закона об исполнительном производстве о передаче имущества должника на реализацию судебный пристав-исполнитель выносит постановление. Постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества.
Росимущество в течение пяти рабочих дней после даты получения уведомления о готовности к реализации арестованного имущества и постановления (заверенных копий постановления) о передаче имущества должника на реализацию (в качестве организатора реализации арестованного имущества в постановлении указывается
Росимущество) принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации, о чем письменно извещает территориальный орган ФССП России.
Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи в течение десяти дней с момента оценки имущества должника. В случае невозможности передачи имущества в натуре передаются правоустанавливающие и подтверждающие право документы.
К акту приема-передачи в случае передачи на реализацию соответствующего вида имущества прилагаются документы, предусмотренные ч. 8-10 ст. 89 Закона об исполнительном производстве. К акту приема-передачи могут прилагаться и другие документы, характеризующие соответствующее имущество.
Имущество считается переданным со дня подписания акта приема-передачи.
Подготовка к реализации имущества
Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом об исполнительном производстве.
Кроме того, ч. 8 ст. 87 Закона об исполнительном производстве позволяет специализированной организации, которая предлагает имущество покупателям, устанавливать цену выше, чем указано в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества.
По-видимому, законодатель исходил из того, что взыскатель заинтересован в получении большей суммы. Однако фактически увеличение начальной цены продажи может сделать реализацию имущества на торгах невозможной из-за отсутствия интереса потенциальных участников к торгам, что приведет к признанию их несостоявшимися, а это в свою очередь к затягиванию исполнения исполнительного документа и невозможности взыскателя получить причитающиеся денежные средства. Поэтому полагаем такое увеличение нецелесообразным и нарушающим права сторон исполнительного производства.
Специализированная организация обязана в десятидневный сроке момента получения имущества должника по акту приема-передач и размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, — также в печатных средствах массовой информации.
В течение семи рабочих дней после опубликования извещения Росимущество (специализированные организации) письменно представляет территориальному органу ФССП России ссылку (наименование и реквизиты) на соответствующий сайт информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования и печатные издания средств массовой информации, в которых опубликовано извещение.
Формы реализации имущества: общая характеристика
Законодательство об исполнительном производстве предусматривает две формы реализации арестованного имущества: торги и комиссионная продажа.
Согласно ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве реализация арестованного имущества осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона при реализации:
- недвижимого имущества должника;
- ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя — также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов);
- имущественных прав, в том числе дебиторской задолженности;
- заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскат��ля, не являющегося залогодержателем;
- предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
- вещи, стоимость которой превышает 500 тыс. руб., включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность).
Иное имущество реализуется на комиссионных началах.
- Основания признания недействительными публичных торгов
- Нарушения правил проведения публичных торгов, являющиеся основаниями для признания торгов недействительными
- Лица, заинтересованные в признании недействительными публичных торгов
- Соотношение требований о признании недействительными публичных торгов с другими способами защиты права
- Понятие и последствия недействительности сделки, специальные основания признания договора недействительным
- Статья 93. Признание торгов недействительными
- Статья 93. Признание торгов недействительными
- Основания признания недействительными договоров, заключенных на публичные торгах
- Основным последствием признания сделки недействительной
- Недействительность публичных торгов
- Признание публичных торгов несостоявшимися
- О понятии публичного торга (публичных торгов)
- Основания для признания компании недействительной
Должно быть принято решение суда о признании торгов недействительными, поскольку без государственных органов не обойтись в данном вопросе. Нарушения соблюдения определенных нормативных актов могут стать основаниями для признания торгов недействительными согласно судебной практике. Но не всегда причина «лежит» на поверхности. Нередко судебным органам власти приходится искать причину, которая привела к подобным решениям.
Несоблюдение сроков часто становится серьезной причиной для обращения в суд после участия в торгах на электронных площадках. Чтобы добиться справедливости физическое или юридическое лицо должно обратиться в соответствующую инстанцию и оформить иск о признании торгов недействительными с указанием конкретных причин. Земельные участки, дорогостоящий антиквариат, частная недвижимость – все это может быть выставлено на торги. Чаще всего граждане обращаются в суд, чтобы было выполнено признание результатов торгов недействительными в соответствии с определенными причинами, которые часто приходится искать.
Возможно, был несвоевременно подписан протокол или несвоевременно объявлено о проведении аукциона. Кстати, предусмотрено оповещение участников о торгах за двадцать пять дней до начала. Многих граждан интересует, какими бывают последствия признания торгов недействительными и в чем они выражаются. Если следовать стандартной схеме, то просто аннулируются итоги аукциона и договор купли-продажи утрачивает свою правомерность.
На сегодня в законодательстве существуют следующие основания для оспаривания торгов:
- Отстранение компании от участия в торгах. Как правило, отстранение связывается с формальным несоответствием документов заявившегося предпринимателя. Признание необоснованным не допуск компании на торги является самостоятельным основанием для их отмены.
- Победитель не является компанией, предложившей лучшие условия. Закон требует, чтобы победителем была компания, предложившая наилучшие условия исполнения тендерного контракта. В этой связи, победитель — это всегда лицо с наибольшим опытом, квалификацией и минимальной ценой (и так далее). Избрание в качестве победителя не самой «лучшей» компании незаконно.
- Нарушение сроков проведения торгов. Принятие и рассмотрение заявок должно происходить строго в установленные извещением о проведении торгов сроки. Нарушение таковых (объявление о результатах раньше либо позже, принятие заявок других компаний после установленного срока и т.п.) также служит основанием для отмены проведенной закупки.
- Другие нарушения. Под иными, не оговоренными выше нарушениями по проведению торгов понимаются такие несоответствия, которые не позволили определить минимальную цену контракта либо нарушили иные законы в сфере закупок.
Имущество должника продается на торгах, которые, как правило, проводятся в форме открытого электронного аукциона. В законе также предусмотрены случаи проведения торгов через конкурсы, а также закрытые торги. При банкротстве имущество, которое имеется у должника, подлежит реализации на торгах.
- Сведения о том, что будут проводиться торги по продаже имущества должника, в обязательном порядке должны быть опубликованы в ЕФРСБ. Собрание кредиторов может утвердить порядок, сроки и условия по продаже имущества.
- Имущество, выставляемое на торги, подлежит оценке.
- Одной из задач конкурсного управляющего является организовать проведение соответствующих торгов.
- В торгах может участвовать любое лицо, за исключением отдельных случаев, когда участие может принимать только ограниченный круг лиц.
- Торги проводятся на повышение цены, продаваемого имущества, т.е. победителем аукциона становится то лицо, которое предложило наибольшую цену за продаваемое имущество, а победителем конкурса становится лицо, которое предложило наиболее высокую цену, а также, если он гарантирует исполнить все условия конкурса.
Если же торги не состоялись, т.е. никто не предложил повышение цены, то проводятся повторные торги, но начальная стоимость имущества снижается на 10 %.
В ситуации, когда не состоялись и повторные торги, имущество должника продается с помощью публичного предложения, на котором цена снижается.
- При проведении торгов, участники в определенное время подают свои предложения по цене с учетом шага аукциона, который должен быть указан в условиях аукциона.
- По истечении определенного времени, когда перестали подавать ценовые предложения, аукцион завершается и определяется победитель.
- Итоги по определению победителя оформляются протоколом.
На данный момент законодатель установил годичный срок на оспаривание торгов. Поэтому для отмены результатов тендера, в том числе, для признания торгов по продаже земельного участка недействительными, необходимо не затягивать с подачей нужного заявления (жалобы)., поскольку такой срок начинает исчисляться с момента торгов.
В случае пропуска такого срока по уважительным причинам (например, нахождение за пределами РФ, болезни руководителей предприятия и т.п.) данный срок может быть восстановлен, для чего требуется подать мотивированное ходатайство.
Форма передачи данных о предстоящих торгах, в также документы регламентирующие закупки также могут стать поводом для обращения в суд с исковым заявлением. Это логично, если об аукционе объявили массово по радиостанции, не предоставив конкретных объяснений потенциальным участникам. В итоге может быть принято решение о признании недействительными торгов, которые уже завершились.
ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.
Согласно сложившейся практике, большая часть споров возникает со ссылкой на нарушения в правилах публикации информации о торгах либо из-за указания неполных данных в извещении. По закону организатор обязан опубликовать данные о предстоящих торгах за 30 дней или раньше. Если этот срок нарушен, то можно считать, что произошло необоснованное ограничение круга покупателей.
Второй случай, часто встречающийся в арбитражной практике по делам об оспаривании аукционов по банкротству – жалобы на нарушения при внесении задатка, а также случаев принятия заявок не по правилам, установленным в ФЗ «О банкротстве». Например, при открытом аукционе он не может быть признан состоявшимся, если была подана только одна заявка. Однако в судебной практике бывали дела, в которых для признания торгов действительными участвовали супруги. В результате договор аннулировали из-за недобросовестной конкуренции. Поэтому не стоит пользоваться подобным способом.
В Кировский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области
Истец:
П. действующая в интересах несовершеннолетнего Макара Андреевича
Ответчик 1: Территориальное управление Росимущества в Свердловской области
Адрес мест нахождения: 620075, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Восточная, дом 52
Ответчик 2: Ц.
Третье лицо: Илья Андреевич
Государственная пошлина: 200 рублей
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании несостоявшимися торгов по продаже имущества должника, признании недействительным договора по продаже имущества, заключенного по итогам торгов, применении последствий недействительности сделки
На протяжении многих лет до настоящего времени я, совместно со своим несовершеннолетним ребенком Макаром Андреевичем проживаю и пользуюсь квартирой, расположенное по адресу: Свердловская область, город Екатеринбург. Макар Андреевич обладает 1/5 права собственности на данное жилое помещение на основании договора купли.
В настоящее время мне стало известно о проведенных торгах по реализации ранее указанной квартиры. В результате чего с Ц. был заключен договор купли-продажи квартиры.
Считаю, что торги были проведены с нарушением требований законодательства Российской Федерации и подлежат признанию несостоятельными, а сделку, заключенная по результатам проведенных торгов надлежит признать недействительной по причине не соответствия ее требованиям закона (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Торги в конкурсном производстве — ключевая процедура дела о финансовой несостоятельности. Целью мероприятия является удовлетворение требований истцов.
Деньги, вырученные в ходе торгов, идут на оплату долгов всех категорий заимодателей.
Именно поэтому за ходом процедуры реализации имущества недобросовестного заемщика внимательно следят все стороны, заинтересованные в соразмерном и максимальном распределении полученных средств: должник, кредиторы, управляющие.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ ТОРГОВ, ПРОВОДИМЫХ В ПОРЯДКЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА (ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ).
1.1. Гражданско-правовое значение торгов, проводимых в порядке исполнительного производства.
1.2. Продавец в договоре купли-продажи, заключаемом в результате публичных торгов
1.3. Правовое положение должника.
1.4. Правовое положение взыскателя.
Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ И ПРИМЕНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ИХ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: СУБЪЕКТЫ, ОСНОВАНИЯ, ПОРЯДОК.
2.1. Субъекты требований о признании публичных торгов недействительными и применении последствий их недействительности.
2.2. Основания признания публичных торгов недействительными объекты оспаривания).
2.3. Порядок признания публичных торгов недействительными’ и применения последствий их недействительности.
Глава З. НЕКОТОРЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ.
3.1. Правовая природа последствий признания торгов недействительными.
3.2. Исковая давность по спорам о признании публичных торгов1 недействительными.
Торги в исполнительном производстве могут производиться в следующих формах:
- комиссионная продажа;
- открытые;
- публичные.
- При помощи комиссионной продажи реализуются активы, стоимость которых не превышает 500.000 рублей.
- Для активов стоимостью более 500.000 рублей предусмотрены открытые торги, где цена, в отличие от комиссионной продажи, не является фиксированной, а определяется на конкурсной основе. Данные виды реализации производятся ФССП.
- При передаче имущества конкурсному управляющему им проводятся публичные торги, где цена так же, как и в случае открытых, определяется посредством конкурса.
- Арестованные объекты собственности должны быть реализованы в течение 10 дней со дня их оценки и подписания акта приёмки.
- Подготовленный пакет документов с результатами оценки судебный пристав передаёт в Росимущество для принятия решения о том, кто будет заниматься продажей активов — непосредственно Федеральное агентство или уполномоченные организации.
- Для рассмотрения этого вопроса отводится пять дней. Решение направляется в ФССП.
- Оценка имущества является обязательной. Его стоимость определяется посредством исследования цены аналогичных активов на рынке. А также учитывается его текущее состояние.
- После этого имущество реализуется уполномоченным органом в одной из двух предусмотренных форм или конкурсным управляющим. За 30 дней до проведения продажи, информация о лоте и дате проведения торгов должна быть опубликована на площадке и в СМИ.
- Опубликовав информацию о проведении аукциона, продавец (Росимущество или назначенная им организация) сообщает службе судебных приставов о наличии на торгах арестованного имущества и готовности к их проведению.
Сам процесс состоит из следующих этапов:
- Объявление о торгах.
- Регистрация участников.
- Проведение торгов.
- Объявление результатов.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Руководителя
Росимущества
В.Е.Бобровская
11 апреля 2014 года
Методические рекомендации по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество
____________________________________________________________________
Отменены на основании
письма Росимущества от 31 июля 2019 года N СА-12-25421
____________________________________________________________________
Настоящие методические рекомендации (далее — Методические рекомендации) разработаны в соответствии с:
Гражданским кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»;
Законом Российской Федерации от 29.05.1992 N 2872-1 «О залоге», Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 N 66 «О правилах направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого и движимого имущества в ходе исполнительного производства, а также о торгах по продаже заложенного движимого имущества во внесудебном порядке для размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2.1. Методические рекомендации разработаны в целях повышения качества и эффективности исполнения мероприятий по реализации имущества должников Росимуществом и территориальными управлениями Росимущества.
2.2. Методические рекомендации направлены на создание комфортных условий для участников отношений, возникающих при продаже арестованного имущества должников, устанавливают последовательность действий организатора торгов при продаже такого имущества.
2.3. организация торгов осуществляется на основании поступивших в Росимущество (территориальные управления Росимущества) от ФССП России постановлений судебных приставов-исполнителей о передаче арестованного имущества на реализацию.
2.4. Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества (документов, характеризующих имущество) для реализации по акту приема-передачи.
Признание торгов недействительными в рамках исполнительного производства
5.1. Для проведения торгов организатором торгов создается комиссия по проведению торгов в количестве не менее трех человек (далее — комиссия) из числа штатных сотрудников Росимущества (территориального управления Росимущества) или специализированной организации разрабатывается регламент комиссии, утверждаемые организатором торгов соответствующим приказом (распоряжением).
Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах торгов (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в торгах, состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники торгов и лица, подавшие заявки на участие в торгах. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц организатор торгов, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их иными физическими лицами.
5.2. Комиссия осуществляет следующие функции:
— подводит итоги приема и регистрации заявок и принимает решение о допуске претендентов к участию в торгах;
— принимает решение об определении победителя торгов;
— принимает решение об объявлении торгов несостоявшимися, — принимает иные решения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящими методические рекомендациями.
5.3. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, при равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим. При голосовании каждый член комиссии имеет один голос.
Заседания комиссии являются правомочными, если на них присутствуют не менее 2/3 членов комиссии.
В случае, когда присутствие члена комиссии на заседании невозможно по уважительным причинам (болезнь, командировка и т.п.), производится его замена с внесением организатором торгов соответствующего изменения в состав комиссии.
Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами комиссии, принявшими участие в заседании. При подписании протоколов мнения членов комиссии выражаются словами «за» или «против».
7.1. Организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах в установленный извещением срок.
Общая продолжительность срока приема заявок должна быть не менее 6 часов в день.
Подведение итогов приема заявок на участие в торгах осуществляется комиссией по проведению торгов не ранее чем на следующий день после даты окончания приема заявок.
7.2. При приеме заявок организатор торгов проверяет соответствие заявки на участие в торгах установленной форме и соответствие приложенных к ней документов, установленному в извещении перечню документов, которые должны быть приложены к заявке.
7.3. В случае подачи заявки с прилагаемыми к ней документами представителем заявителя организатор торгов должен проверить документ, удостоверяющий право представителя действовать от имени заявителя.
При приеме заявок на участие в торгах организатор торгов не вправе принимать от одного лица более одной заявки на участие в торгах, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений или конкурса — более одного предложения.
7.4. В случае принятия заявки организатор торгов присваивает ей в журнале приема и регистрации заявок регистрационный номер. Присвоенный заявке номер, а также дата и время подачи заявки проставляются на остающемся у заявителя экземпляре описи.
7.5. Организатор торгов отказывает заявителю в приеме и регистрации заявки на участие в торгах в следующих случаях:
— заявка подана по истечении срока приема заявок, указанного в извещении, за исключением случаев, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы, а также документально подтвержденных случаев препятствования заявителю в своевременной подаче заявки в результате действий (бездействия) организатора торгов;
— не представлено подтверждение об уплате задатка в срок, указанный в извещении о проведении торгов;
— представлены не все документы, перечисленные в извещении либо представлены документы, несоответствующие требованиям действующего законодательства.
Данный перечень оснований для отказа заявителю в приеме заявки на участие в торгах является исчерпывающим.
Отметка об отказе в приеме документов с указанием причины отказа делается на описи представленных заявителем документов сотрудником организатора торгов, непосредственно осуществляющим прием документов.
Не принятая организатором торгов заявка с приложенными к ней документами возвращается заявителю в день ее подачи вместе с описью документов, содержащей отметку об отказе с указанием причины отказа путем вручения их заявителю или его уполномоченному представителю под расписку.
Отказ в приеме документов не препятствует заинтересованному лицу вновь обратиться с соответствующей заявкой к организатору торгов в порядке и сроки, определенные информационным сообщением о проведении торгов.
8.1. В торгах могут участвовать только заявители, признанные участниками торгов.
8.2. Торги проводятся организатором торгов в присутствии членов комиссии и участников торгов (их представителей), а также должностных лиц территориального органа ФССП России при предварительном уведомлении Организатора торгов.
8.3. Торги проводятся путем повышения начальной (минимальной) цены предмета торгов (цены лота), указанной в извещении о проведении торгов на «шаг торгов».
Аукционист выбирается из числа членов аукционной комиссии путем открытого голосования членов аукционной комиссии большинством голосов.
8.4. Перед началом торгов комиссия регистрирует явившихся на аукцион участников торгов (их представителей). В случае проведения торгов по каждому лоту регистрируют явившихся на торги участников, подавших заявки в отношении такого лота. При регистрации участникам торгов (их представителям) выдаются пронумерованные карточки (далее — карточки).
Торги начинаются с оглашения аукционистом наименования, основных характеристик и начальной цены продажи арестованного имущества, а также величины шага торгов.
Участник торгов после объявления аукционистом начальной (минимальной) цены предмета торгов (цены лота) и цены предмета торгов, увеличенной в соответствии с «шагом торгов» в порядке, установленном протоколом об определении размера задатка, шага торгов и назначении даты торгов, поднимает карточку в случае, если он согласен приобрести предмет торгов (лот) по объявленной цене.
Аукционист объявляет номер карточки участника торгов, который первым поднял карточку после объявления аукционистом начальной (минимальной) цены предмета торгов (цены лота) и цены предмета торгов, увеличенной в соответствии с «шагом торгов», а также новую цену предмета торгов, увлеченную в соответствии с «шагом торгов» в порядке, установленном протоколом об определении размера задатка, шага торгов и назначении даты торгов, в соответствии с которым повышается цена.
Если после троекратного объявления аукционистом начальной цены продажи ни один из участников торгов не поднял карточку, торги признаются несостоявшимися.
Организатор торгов объявляет торги несостоявшимися, если:
1) заявки на участие в торгах подали менее двух лиц;
2) на торги не явились участники торгов либо явился один участник торгов;
3) из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества;
4) лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме.
Решение комиссии об объявлении торгов несостоявшимися оформляется протоколом.
9.1. Оформление результатов торгов по продаже арестованного имущества.
Итоги торгов подводятся комиссией, которая в день проведения торгов принимает решение об определении победителя торгов. Указанное решение комиссии оформляется протоколом об определении победителя торгов, который составляется в 3 экземплярах, имеющих равную юридическую силу, первый из которых передается лицу, выигравшему торги, или его представителю, второй — территориальному органу ФССП России, передавшему имущество для реализации, третий остается у организатора торгов.
В день проведения торгов на основании оформленного решения комиссии об определении победителя торгов организатор торгов и победитель торгов подписывают протокол о результатах торгов.
Не ранее чем через десять дней со дня подписания протокола о результатах торгов с победителем торгов заключается договор купли-продажи.
В случае если арестованное имущество является предметом залога, то в течение 5 дней с момента внесения покупной цены лицом, выигравшим публичные торги, организатор публичных торгов заключает с ним договор купли-продажи.
9.2. Если победитель торгов в установленный срок не подпишет протокол о результатах торгов, то он утрачивает внесенный им задаток. В этом случае комиссия по проведению торгов на следующий день после истечения срока подписания протокола о результатах торгов принимает решение об аннулировании результатов торгов.
9.3. Протокол о результатах торгов по продаже арестованного имущества должен содержать:
день, час и место проведения торгов;
сведения о предмете торгов;
местонахождение имущества, проданного на торгах;
имя (наименование) победителя;
цену проданного имущества;
размер внесенного задатка;
сумму денежных средств, которая подлежит внесению в качестве оплаты проданного имущества с учетом задатка;
срок оплаты приобретаемого на торгах имущества;
банковские реквизиты победителя торгов, организатора торгов, а также соответствующий счет, на который должны быть перечислены денежные средства за проданное на торгах имущество;
порядок передачи имущества, с указанием условия, что проданное на торгах имущество передается только после полной его оплаты;
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ