Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Авторское право не распространяется на». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Авторское право (АП), в широком смысле понимается как все правовые основы и нормы, которые описывают как объект создается и охраняется, как может быть использован. Сюда входит не только права создателя художественных, литературных или научных произведений, но также и то, как этот объект могут использовать третьи лица, каков статус такого объекта, как он меняется с течением времени. Субъектом (автором) в АП может являться исключительно физическое лицо (группа), создавшее произведение. Такое лицо получает:
- Имущественные (исключительные) авторские права – возможность использовать ираспоряжаться своим творением, передавать и предоставлять данную возможностьтретьим лицам.
- Неимущественные авторские права — возможность признаваться автором, обнародоватьпроизведение самостоятельно либо предоставлять таковое разрешение, отстаивать изащищать от искажения и пр.
Это нужно знать! Авторские права специально не регистрируются, они формируются автоматически, в момент создания. Однако, для доказательства авторства, произведение можно «депонировать». Подробнее смотрите в нашем разделе. Авторское право распространяется на произведения науки, архитектуры, искусства, литературы, оно может совмещаться с иными категориями интеллектуальной собственности (например, товарный знак). Помимо этого, авторские права распространяются на обнародованные и необнародованные, любого достоинства, выраженные в конкретной объективной форме. Законом приводится только не исчерпывающий список возможных примеров такой объектов АП, это стоит учитывать при рассмотрении конкретного дела. Авторское право не распространяется на:
- Официальные документы, уставы, законы, нормативные акты, постановления, решениясуда и пр. (включая их переводы)
- Гос. знаки или символы, денежные знаки, эмблемы, пр.
- Материалы, где нельзя установить одного автора (или конкретную группу лиц), например,фольклор.
- Информационные сообщения (как например, расписание телепередач, транспорта и др.)
Содержание:
На что не распространяется авторское право
Авторское право — это право интеллектуальной собственности. Каждый, кто вложил время, средства и умственный труд в создание какого-либо произведения, хотел бы защитить своё творение. В понятии «авторское право» различают три определения: автор, субъект и объект права. Автор — это всегда физическое лицо, которое создало произведение.
Субъектом (правообладателем) называется лицо, к которому перешло исключительное право на произведение.
К субъектам авторского права относятся:
- различные предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения;
- работодатели (если произведение создано служащим, работающим по найму, то право на него возникает у нанимателя);
- заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
- наследники автора или иного обладателя авторского права.
Объектами авторского права являются:
- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
- драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения;
- хореографические постановки и пантомимы;
- музыка и песни;
- аудиовизуальные работы (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и т. д.);
- произведения изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, дизайнерские работы, графические рассказы, комиксы и т. д.;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
- фотографии и их аналоги;
- географические, геологические и иные карты, планы, эскизы и пластические работы, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
- операционные системы на любом языке и в любой форме;
- производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки);
- сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Исключительное (имущественное) право — это владение объектом права и самим авторским правом. Оно позволяет обладателю использовать результат интеллектуального труда любыми способами и в любых целях (если это не противоречит закону): заключать договоры на пользование, продавать. Объекты исключительного права можно наследовать. Например, композитор Ирина Дубцова обладает исключительным авторским правом на музыку к песне «Тысяча свечей». Она может заключать платные договоры на использование этой музыки, продать права или передать их по наследству.
Неисключительное право — это владение объектом права. В юриспруденции официальным синонимом такого понятия является обязательственное право. Оно позволяет правообладателю пользоваться объектом по своему усмотрению (но иногда в рамках заключённых договоров). Продать или подарить такие права нельзя. Например, Филипп Киркоров обладает неисключительным правом на музыку к песне «Тысяча свечей». Он может записывать ремейки песни, исполнять её в рамках концертной деятельности, разрешать использовать музыку другим, но не может продать или оставить наследникам такие же права.
20 ключевых пунктов об авторском праве из обзора ВС РФ
До 1993 года срок действия авторского права длился всего 25 лет. Это было неудобно, так как доступных произведений было намного меньше, чем сейчас, они были более качественными (из-за дефицита), и интеллектуальная собственность через 25 лет переставала принадлежать одному человеку.
В 2004 году российским законодательством были введены поправки, согласно которым авторское право длилось 50 лет после смерти автора.
На 2017 год дело обстоит иначе. Исключительное авторское право действительно всю жизнь автора и длится ещё 70 лет после его смерти. Отсчёт 70-летия начинается 1 января следующего года. Если исключительное право оформлялось в соавторстве, то оно длится 70 лет со дня смерти последнего соавтора. Например, авторское право на литературный роман принадлежит Иванову, Петрову и Сидорову. Сидоров прожил больше всех, умер в 2000 году. Значит, авторское право прекратится в 2071 году.
Если интеллектуальная собственность была зарегистрирована (как объект авторского права) после смерти автора, то авторское право продлится 70 лет со дня обнародования произведения. Но важно, чтобы оно было зарегистрировано в течение 70 лет со дня смерти.
К сожалению, поисковые системы не предусматривают поиск по видео, но зато его легко проверить через видеохостинг Youtube. Для этого достаточно загрузить видео на свой канал. Каждый канал привязан к электронной почте. И если авторство было заявлено и оформлено, то на электронную почту придёт письмо от администрации хостинга о том, что система обнаружила нарушение авторских прав. Вам это ничем не грозит, просто оповещение. И, разумеется, видео будет недоступно или доступно, но без разрешения на монетизацию (доход от просмотров).
Музыку можно также проверить в Youtube. Для этого есть два способа:
- загрузить видео с искомой музыкой (если на неё заявлены авторские права, видео заблокируют);
- в поиске музыки вбить название песни или автора (если права заявлены, выплывет окошко с предупреждением).
- Решение Верховного суда: Определение N 306-ЭС14-5432, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Заявитель полагает что в соответствии с пунктом 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам также относятся к объектам авторского права…
- Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС14-2639, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, учитывая, что договором от 30.04.2013 четко определен перечень передаваемых прав руководствовались положениями статей 1235, 1259, 1286 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что право использовать наименование аудиовизуального произведения как самостоятельный объект права истцу передано не было, в связи с чем, у делового центра отсутствует законное прав на предъявление иска…
- Решение Верховного суда: Определение N 310-ЭС17-12669, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Суды, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, руководствуясь статьями 1229, 1252, пунктом 1 статьи 1259, статьями 1270, 1484, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации пришли к выводу о доказанности нарушения ответчиком исключительных прав истца, подлежащих защите в судебном порядке…
Автор обладает всеми права на свое произведение. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Автору принадлежат личные неимущественные и имущественные права на его творение. К личным неимущественным правам относятся:
- право авторства
- право автора на имя
- право на неприкосновенность произведения
- право на обнародование
- право на вознаграждение за использование служебного произведения
- право на отзыв
- право следования
- право доступа к произведениям изобразительного искусства.
Личные неимущественные права характеризуются следующими особенностями:
- неотделимы от личности автора;
- возникают в силу факта создания произведения;
- осуществление таких прав не требует каких-либо формальностей или регистрации, за исключением регистрации авторского права на программу ЭВМ;
- принадлежат автору независимо от его имущественных прав;
- сохраняются за автором в случае уступки исключительных прав на использование произведения;
- право авторства и право на имя автора охраняются бессрочно.
Имущественные права автора носят исключительный характер и по своей природе могут отчуждаться, переходить по наследству, являться объектом гражданско-правовой сделки.
К имущественным (исключительным) правам автора относятся:
- воспроизведение произведения
- распространение произведения
- публичный показ произведения (любая демонстрация оригинала или экземпляра)
- прокат оригинала или экземпляра произведения
- публичное исполнение произведения
- сообщение в эфир, по радио, телевидение и пр.
- сообщение по кабелю
- ретрансляция
- перевод или другая переработка произведения
- практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта
- доведение до всеобщего сведения.
Автор является главным правообладателем. Однако, возможна передача автором исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности другому правообладателю. То есть, имущественные права на произведение могут принадлежать как его создателю, так и иному лицу.
Передача исключительных прав может быть осуществлена либо по договору отчуждения, либо по договору предоставления права пользования на различных условиях (исключительной или неисключительной лицензии).
Однако, в некоторых ситуациях автор может заранее отказаться от исключительных прав на произведение в пользу другой стороны. Например, при создании автором-работником служебного произведения.
Авторское право: что это и как его зарегистрировать
Официальная регистрация в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) предусмотрена для некоторых объектов авторских прав, в числе которых программы для ЭВМ и базы данных. При этом такая регистрация носит заявительный характер. Законом предусмотрено два способа подачи заявки: электронная подача и подача почтовым отправлением. Срок регистрации программы ЭВМ и выдачи свидетельства составляет 62 рабочих дня.
— Как можно нарушить права автора?
— Зачем нужна юридическая консультация по авторскому праву?
— Что делать при нарушениях авторских прав?
— Почему для защиты своих прав необходимо привлекать юристов по авторскому праву?
— Правовая защита авторских прав от компании RTM
— Почему RTM Group
— Заказать услугу по защите авторских прав
— Стоимость услуги по защите авторских прав
У авторов бывают разные права: личные неимущественные и исключительное право на произведение.
К личным неимущественным правам относятся право авторства и право автора на имя (то есть право использовать или разрешать использование фотографии под своим именем, псевдонимом или без указания имени). Эти права неотчуждаемы и охраняются законом бессрочно.
Право на неприкосновенность означает, что чужое произведение нельзя менять: кадрировать, подписывать, переводить в черно-белую гамму без согласия автора. Это право можно передавать другому человеку, но оно также охраняется бессрочно.
Еще есть право на обнародование произведения (право осуществить или дать согласие на осуществление действия, которое впервые сделает произведение общедоступным). Право на обнародование произведения принадлежит автору с момента создания произведения и охраняется бессрочно, однако может быть передано по договору другим лицам.
Исключительное право на произведение – это право использовать чужое произведение в любой форме и любым способом (всего форм использования произведения 11, в зависимости от категорий авторского права). В случае с фотографией это может быть распространение, публикация, переработка, размещение в интернете.
Способ использования произведения нужно четко обговаривать с автором: например, если вы получили разрешение публиковать фото в интернете, вы не можете напечатать его на афише.
При использовании архивных фотографий и других материалов важно помнить: автор владеет исключительным правом на произведение в течение своей жизни и еще 70 лет после смерти, начиная с 1-го января года, следующего за годом смерти. Но право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения должны соблюдаться в любом случае. Например, чтобы иметь право свободно использовать музыку Чайковского, который умер в ноябре 1893 года, нужно было дождаться 1964 года.
Если вы хотите законно использовать чужую фотографию, спросите разрешение на публикацию у автора (так вы получите права на использование) и укажите его имя (и соблюдете личные неимущественные права автора).
За нарушение авторских прав предусмотрено два вида ответственности:
- нарушение личных неимущественных прав. Если вы использовали фотографию или откадрировали ее (то есть изменили произведение искусства) и не указали имени автора, он может потребовать с вас компенсацию морального вреда, сумма которой определяется судом. Практика показывает: обычно это около 10 тыс. рублей;
- нарушение права на использование произведения. Например, вы без разрешения использовали фотографии или переработали их, сделав слайд-шоу. В таком случае автор вправе требовать судебной компенсации от 10 тыс. (это нижняя планка, определенная законом) до 5 млн рублей за каждый случай незаконного использования. Суд субъективно определит сумму компенсации за каждую фотографию, но не может присудить менее, чем 10 тыс. рублей . Исключение – если вы незаконно использовали сразу много произведений одного автора, суд может снизить сумму штрафа и взыскать по 5 тыс. рублей за использование каждой фотографии.
Отдельное нарушение — удаление копирайта. Автор может потребовать дополнительную компенсацию от 10 тыс. до 5 млн рублей за каждый случай незаконного использования. Нарушением также признается использование фотографии без копирайта, если он был удален кем-то другим. Поэтому чужие фотографии без копирайта лучше вообще не использовать.
Сама по себе новость (то есть сообщение исключительно информационного характера: программа телепередач, расписание транспорта и тому подобное) объектом авторского права не является (статья 1259 ГК РФ). Но если помимо сообщения о событии в тексте есть творческая составляющая (интервью с участниками, художественное описание, аналитическая справка), такой материал будет считаться объектом авторских прав, и без согласия автора или правообладателя его использовать нельзя.
Если о вашей организации написало какое-то издание, и вы хотите разместить текст на своем сайте или в социальных сетях, прежде всего изучите правила использования материалов (СМИ обычно размещают их в «подвале» сайта).
Правила могут различаться в каждом конкретном случае. Например, использование фотоматериалов с сайта АСИ возможно только при согласовании с автором или организацией, предоставившей фото, а при перепечатке текстов нужно:
- при цитировании не более 30% материала – просто указать ссылку на сайт АСИ;
- при цитировании более чем 30% материала – обратиться с уведомительным письмом в редакцию и указать ссылку на используемый материал в первоисточнике.
Если правила использования на сайте отсутствуют, действуйте по закону:
- спросите разрешение на использование текста или других материалов (фото, видео);
- используйте часть текста без согласия автора или правообладателя в качестве цитаты в информационных целях и в объеме, оправданном целью цитирования, но с обязательным указанием имени автора и источника;
- используйте текст или другие материалы без согласия автора или правообладателя, если они посвящены текущим экономическим, политическим, социальным или религиозным вопросам. Обязательно укажите имя автора и источник.
В некоторых случаях закон разрешает использовать чужие авторские произведения, не спрашивая разрешения.
- Можно использовать произведение изобразительного искусства или фотографии, которые постоянно находятся в открытом для свободного посещения месте – например, вы можете сфотографировать картину в музее и выложить у себя в социальной сети. Только нужно снимать ее так, чтобы она не была основным объектом использования, иначе это все-таки будет нарушением авторских прав. Снимки, сделанные на выставках или в музеях, нельзя использовать в коммерческих целях.
Важно: интернет не считается открытым для свободного посещения местом.
- Можно перепечатывать произведения по текущим экономическим политическим, социальным и религиозным вопросам с указанием имени автора и источника заимствования. Важно: правообладатель не должен специально запрещать такое использование. Если запрет есть, вы не можете свободно использовать эти произведения. Раньше под произведением понимались только текстовые и печатные материалы, но практика изменилась, и теперь таким образом можно свободно использовать фотографии и видеозаписи.
- Можно цитировать любые произведения, но в том объеме, который оправдан целью (научная, полемическая, критическая, информационная, учебная) цитирования. Нужно также указывать автора и источник цитирования.
Публикация фотографий с изображениями детей подчиняется тем же правилам, что и использование изображений взрослых. Если вы хотите опубликовать фото с изображением ребенка до 18 лет, нужно получить согласие родителя (опекуна, попечителя). Если родители лишены родительских прав, согласие дает директор учреждения, где находится ребенок (например, детского дома). Воспитатели в детских садах и учителя в школах вправе разрешить снимать внутри учреждения, но давать согласие на публикацию снимков с детьми оттуда должны только родители. Если вы опубликовали изображение ребенка без согласия родителя (опекуна, попечителя), он может обратиться в суд с требованием компенсации морального вреда.
Сам факт обращения за медицинской помощью — это медицинская тайна, и ее разглашение расценивается как вторжение в частную жизнь.
Фотографировать пациента в больнице можно только с его согласия. Исключение из этого правила – если есть общественный интерес на разглашение информации о состоянии здоровья человека (но вряд ли это будет подопечный НКО) или если человека нельзя распознать по фотографии и другим опубликованным о нем сведениям.
Фотографировать в коридорах больницы или поликлиники можно, но важно, чтобы посетители на снимках были неузнаваемы. Даже если человек снят со спины, его могут узнать: по деталям одежды, прическе, татуировкам.
Некоторые медучреждения запрещают снимать в коридорах и палатах, объясняя запрет охраной врачебной тайны, и требуют получать разрешение главного врача. Это незаконно – снимать на территории можно. А вот съемка внутри палат, где находятся пациенты, которых можно идентифицировать, может нарушить тайну их частной жизни. Перед съемкой нужно спросить разрешение всех людей, которые попадают в кадр. На съемку в коридорах больницы и на прилегающей территории согласие спрашивать не нужно, но публикация изображения людей, которые попали в кадр, допускается только с их разрешения.
Есть несколько случаев свободного использования фотографии, когда изображение человека можно публиковать без его специального согласия. Это в равной степени касается снимков взрослых и детей.
- Государственный интерес. Четкое понятие государственного интереса отсутствует, его можно определить исходя из общих представлений. Например, это обеспечение правопорядка, безопасности граждан, развитие институтов общества. Таким образом, фотографии с совещания Министерства труда по поводу законопроекта о реформе психоневрологических интернатов вполне соответствуют теме государственного интереса, а публикация фото пропавшего без вести человека – это публикация в целях защиты правопорядка.
- Общественный интерес. Здесь тоже нет четких критериев. Считается, что общественный интерес возникает, когда при публикации люди получают важную информацию, помогающую в обсуждении общественно значимых вопросов. К ним относятся митинги, освещение проблем образования, здравоохранения и прочие. В случае вопросов нужно быть готовым обосновать общественный интерес в суде.
- Публичный интерес возникает, когда на снимке изображен публичный человек, а фотография при этом отражает его деятельность или работу (но не его частную жизнь!). Верховный суд РФ разъяснил: обнародовать и использовать изображения можно в связи с политической или общественной дискуссией. Интерес к человеку на фото должен быть общественно значимым. К публичным людям относятся политики, общественные деятели, депутаты, артисты, звезды шоу-бизнеса, спортсмены и другие. Если человек популярен, занимает высокую должность или участвует в общественных проектах, скорее всего, он будет признан публичным. Важно: сюда не относятся личные и семейные фотографии. Информация о месте жительства, пребывания, личной и семейной жизни и другие частные сведения о человеке – это информация о частной жизни.
- Съемка в публичном месте. Согласие не нужно, если во время публичного мероприятия в кадр попало несколько человек или же человек не основной объект съемки (то есть не снят крупным планом, к которому относится одиночный портрет или снимок, на котором человек виден по пояс). Публичное место – это место, куда может попасть любой желающий: парки, улицы, концерты, соревнования, театральные представления, магазины и другие подобные места. Детские дома, больницы, квартиры и реабилитационные центры публичными местами не являются. Важно: если во время публичного мероприятия в кадр попало несколько человек, такие фотографии можно публиковать без чьего-либо согласия для иллюстрации этого события. Это правило распространяется на снимки взрослых и детей. Таким образом, можно смело публиковать фото с концерта детского ансамбля на одной из площадей города.
- Позирование за плату. Если человек получил деньги за фотосъемку, его согласие на публикацию фотографий не нужно. Обычно это относится к рекламным или модельным съемкам.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.
Решение Верховного суда: Определение N 306-ЭС17-5461 от 15.06.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 19-АПГ16-7 от 28.09.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС17-9874 от 01.08.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС16-7224 от 13.09.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС16-205 от 03.03.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС14-7875 от 11.06.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС14-7875 от 27.03.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 302-ЭС17-7913 от 04.07.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС17-1450 от 20.03.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 304-ЭС17-2468 от 17.04.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
- Первая
- «
- 1
- 2
- »
- Последняя
Объекты авторского права и смежного права
- Часть первая гражданского кодекса. Часть первая гражданского кодекса
- Раздел I. Общие положения
- Подраздел 1. Основные положения
- Глава 1. Гражданское законодательство
- Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав
- Подраздел 2. Лица
- Глава 3. Граждане (физические лица)
- Глава 4. Юридические лица
- Параграф 1. Основные положения
- Параграф 2. Коммерческие корпоративные организации
- Параграф 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Параграф 6. Некоммерческие корпоративные организации
- Параграф 7. Некоммерческие унитарные организации
- Глава 5. Участие российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
- Подраздел 3. Объекты гражданских прав
- Глава 6. Общие положения
- Глава 7. Ценные бумаги
- Параграф 1. Общие положения
- Параграф 2. Документарные ценные бумаги
- Параграф 3. Бездокументарные ценные бумаги
- Глава 8. Нематериальные блага и их защита
- Подраздел 4. Сделки. решения собраний. представительство
- Глава 9. Сделки
- Параграф 1. Понятие, виды и форма сделок
- Параграф 2. Недействительность сделок
- Глава 9.1. Решения собраний
- Глава 10. Представительство. доверенность
- Подраздел 5. Сроки. исковая давность
- Глава 11. Исчисление сроков
- Глава 12. Исковая давность
- Раздел II. Право собственности и другие вещные права
- Глава 13. Общие положения
- Глава 14. Приобретение права собственности
- Глава 15. Прекращение права собственности
- Глава 16. Общая собственность
- Глава 17. Право собственности и другие вещные
- Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
- Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления
- Глава 20. Защита права собственности и других вещных прав
- Раздел III. Общая часть обязательственного права
- Подраздел 1. Общие положения об обязательствах
- Глава 21. Понятие обязательства
- Глава 22. Исполнение обязательств
- Глава 23. Обеспечение исполнения обязательств
- Параграф 1. Общие положения
- Параграф 2. Неустойка
- Параграф 3. Залог
- Параграф 4. Удержание вещи
- Параграф 5. Поручительство
- Параграф 6. Независимая гарантия
- Параграф 7. Задаток
- Параграф 8. Обеспечительный платеж
- Глава 24. Перемена лиц в обязательстве
- Параграф 1. Переход прав кредитора к другому лицу
- Параграф 2. Перевод долга
- Глава 25. Ответственность за нарушение обязательств
- Глава 26. Прекращение обязательств
- Спроник на фабрику, которая выпускает настоящие лабутены, украл лекала и чертежи и на их основе сделал точно такие же туфли, только в сто раз дешевле и под своим именем. Это — нарушение.
- Выпил сто грамм для храбрости, покрасил валенки красной краской, прибил каблук подлиннее и стал продавать в сувенирном ларьке «Из России с любовью». Это — заимствование, Альберт не нарушает права.
- Авторские права возникают в момент создания произведения.
- Внимательно читайте договоры, чтобы случайно не отказаться от своих прав.
- Неимущественные права передавать нельзя.
- Патентуйте свои проиведения или используйте другие механизмы защиты.
- Цитируйте только по делу и всегда указывайте автора и источник.
-
распространение объекта авторского права с помощью продажи или отчуждения иным способом его копий или оригиналов;
-
воспроизведение объекта авторского права, под которым понимают изготовление одного и более экземпляров объекта или его части в любой форме, в том числе звуко- или видеозаписи. Стоит учитывать, что запись на электронный носитель, например, запись в память компьютера, также считается воспроизведением. Под воспроизведение не подпадает краткосрочная запись, носящая временный, случайный характер и составляющая неотъемлемую и часть технического процесса для правомерного использования произведения либо посредничества между третьими лицами при передаче произведения в информационно-телекоммуникационной сети, если результат такой записи не носит экономического значения;
-
передача в прокат оригинала либо копий творческого произведения;
-
импортирование оригинала или копий объекта авторского права с целью дальнейшего распространения;
-
показ произведения публичным способом, то есть такая демонстрация оригинала или копии, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми;
-
исполнение произведения публично, а именно таким образом, чтобы произведение было представлено в живом виде или при помощи техники (радио, телевидения и др.), а также аудиовизуальная демонстрация произведения в открытом для свободного посещения месте, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми.
-
При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.
-
В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.
- Налог
- Бухгалтерский учет
- Оборотные активы
- Бухгалтерский баланс
- Юридическое лицо
- Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
- Гражданско-правовой договор (ГПХ)
- предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);
- предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).
- Защита авторских и смежных прав.
- Защита прав в интернете.
- ИСКИ
- Гражданские споры
- Сделки
- Наследственные споры
- Трудовые споры
- Жилищные споры
- Семейные споры
- Брак
- Алименты
- Дети
- Гражданские споры
- ЗАЯВЛЕНИЯ
- Особое производство
- Судебный приказ
- ХОДАТАЙСТВА
- Восстановление срока
- Судебные расходы
- Ходатайства в ходе исполнения
- Ходатайства по экспертизам
1. Понятие и функции авторского права
Авторское право в объективном смысле — это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.
1. Понятие и критерии охраноспособности объекта авторского права
Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Закон не дает определений данных понятий. Предполагается, что они очевидны и не нуждаются в особых дефинициях. Более важно определить объекты, авторские права на которые могут принадлежать конкретным физическим лицам.
Закон устанавливает два общих легальных критерия охраноспособности объектов авторского права, дает примерный перечень произведений, которые при условии соответствия их названным критериям могут являться объектами авторского права, а также определяет сферу действия авторского права.
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства:
- во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности;
- во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме.
Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права. При этом объектом авторского права могут служить как произведение в целом, так и его часть (включая ее название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно.
1. Понятие программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы и основные правила их охраны
Под программой для ЭВМ как литературным произведением (далее — программа) понимается прежде всего объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Одновременно к числу программ для ЭВМ относят также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
База данных (далее — база) как составное произведение (сборник) — это объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
Охраняемой топологией интегральной микросхемы (далее — топология) признается зафиксированное на материальном носителе пространственно-графическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. В свою очередь, интегральная микросхема (ИМС) — это микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, предназначенное для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено изделие.
На программы, базы данных и охраняемые топологии как объекты авторского права в полной мере распространяются основные положения ЗоАП РФ. В частности, программы, базы данных и топологии охраняются, если они являются результатами творческой деятельности автора (соавторов). Творческий, т.е. самостоятельный, характер создания этих объектов презюмируется до тех пор, пока не будет доказано обратное.
Охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программ, баз данных и топологий, в том числе на языки программирования (бейсик, алгол, фортран и т.п.). Однотипны и личные права (право авторства, право на имя и право на неприкосновенность, т.е. целостность, а также право на обнародование).
Имущественные права на программы, базы и охраняемые топологии принадлежат как их создателям (авторам), так и их наследникам, а также другим физическим или юридическим лицам, получившим исключительное право в силу закона или договора.
Имущественное право на программу для ЭВМ, базу данных или охраняемую топологию, созданные при выполнении работ по государственному контракту для федеральных государственных нужд или нужд субъекта РФ, принадлежит исполнителю (подрядчику), если государственным контрактом не установлено, что это право принадлежит РФ или субъекту РФ, от имени которых выступает государственный заказчик.
2. Регистрация программ, баз данных и охраняемых топологий
Авторское право на программы для ЭВМ, базы данных и охраняемые топологии, как и на другие объекты, возникает с момента их создания и выражения в объективной форме. Вместе с тем обладатель всех имущественных прав на программу, базу данных или топологию вправе по своему желанию (т.е. факультативно) непосредственно либо через своего представителя зарегистрировать любой из указанных объектов в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Регистрация осуществляется путем подачи заявки на регистрацию и выдачи свидетельства об официальной регистрации соответствующего объекта. При этом заявка на регистрацию топологии может быть подана лишь в пределах двух лет с даты первого использования топологии, если оно имело место.
В состав заявки входит ряд документов:
- заявление с указанием правообладателя, а также автора, его (их) местонахождения (местожительства), даты первого использования топологии;
- депонируемые материалы, идентифицирующие регистрируемый объект, включая реферат;
- подтверждение уплаты регистрационного сбора или основание для освобождения от него либо уменьшения его размера согласно Положению о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий ИМС.
Поступившая в Роспатент заявка проверяется на наличие необходимых документов и их соответствие предъявляемым законом требованиям. При положительных итогах проверки Роспатент вносит программу, базу данных или топологию в соответствующий реестр и выдает заявителю свидетельство об официальной регистрации заявленного объекта. Сведения о зарегистрированных объектах публикуются в официальном бюллетене Роспатента. Процедура регистрации программ, баз данных и топологий помимо Закона подробно регламентируется Правилами составления, подачи и рассмотрения заявок на официальную регистрацию программ для ЭВМ и баз данных, а также аналогичными Правилами, касающимися топологий ИМС.
3. Использование программ для ЭВМ, баз данных и топологий ИМС третьими лицами
1. Понятие, источники и сфера действия смежных прав
В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав. Иными словами, смежные права как институт гражданского права выполняет те же функции, что и авторское право в отношении произведений науки, литературы и искусства.
Сходны также и источники смежных и авторских прав. К отношениям в сфере смежных прав применяются многие нормы ГК РФ, регламентирующие отношения и в области авторских прав, а также нормы ЗоАП. Вместе с тем смежные права регулируются рядом специальных подзаконных правовых актов, касающихся охраны и использования фонограмм, а также некоторыми международными соглашениями, в частности Женевской конвенцией от 29 октября 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.) и Римской конвенцией 1961 г. об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.
Гениальность музыкальных произведений Чайковского, Глинки, Бетховена и многих других великих композиторов не была бы по достоинству оценена любителями классической музыки без адекватного дарования таких виртуозных исполнителей, как музыканты М. Ростропович и С. Рихтер, дирижер Г. Рождественский, певцы Ф. Шаляпин и Л. Паваротти. В наше время развитие музыкальной, сценической и иной культуры уже немыслимо без фонограмм, радио- и телепередач, в том числе по каналам кабельного вещания. Функционирующие в данной области права исполнителей получили наименование смежных, т.е. сопряженных, сопредельных с авторскими правами.
Как отмечалось, смежные права получили свое название по их связи с авторскими правами. Смежные права производны, зависимы от авторских прав. Они примыкают к последним, сопряжены, сопредельны с ними. Нельзя сделать фонограмму исполнения песни, не использовав ее слова и музыку, сочиненные поэтом и композитором. Точно так же невозможно осуществить радио- или телепередачу без вторжения в сферу труда артистов-исполнителей, драматурга, хореографа, чтеца-декламатора или иного носителя авторского либо смежного права.
Поэтому согласно закону производитель фонограммы и вещательные организации осуществляют свои права лишь в пределах прав, полученных по договору с исполнителями и авторами записанных на фонограммах или передаваемых в эфир либо по кабелю произведений. Более того, чтобы, к примеру, передать в эфир или по кабелю постановку спектакля, вещательная организация должна получить разрешение не только от режиссера-постановщика, но и от занятых в спектакле исполнителей, а также от автора исполняемого литературного произведения.
Как и авторские права, смежные права возникают у их обладателей независимо от соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах может использовать знак охраны смежных прав, помещаемый на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Данный знак состоит из трех элементов:
- латинской буквы «R» в окружности;
- имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;
- года первого опубликования фонограммы.
Охраняемые законом смежные права признаются за их субъектами при наличии ряда дополнительных условий. В частности, права исполнителя признаются за ним в соответствии с ЗоАП, если исполнитель является гражданином РФ, исполнение или постановка впервые имели место на ее территории и записаны на охраняемую по данному закону фонограмму либо, не будучи записаны на фонограмму, включены в охраняемую законом передачу в эфир или по кабелю.
На аналогичных условиях признаются за производителями фонограмм права на созданные ими фонограммы, а за вещательными организациями — права на их передачи. Производитель фонограммы должен быть гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории РФ, а фонограмма должна быть впервые опубликована на той же территории. Точно так же вещательная организация должна иметь официальное местонахождение на территории РФ и осуществлять передачи с помощью расположенных на ней передатчиков.
2. Объекты смежных прав
Объектами смежных прав являются фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания. Фонограмма — это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков: песен, музыки, голосов людей, птиц или животных, природных шорохов, шумов и скрипов (деревьев, трав, ветра или морского прибоя).
Несколько сложнее определение понятия исполнение, под которым понимается представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в контакте с аудиторией (так сказать, «в живом виде», «живьем») или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т.п.). Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).
Статья 1259. Объекты авторских прав
- PCT – международная патентная система
- Мадридская система – международная система товарных знаков
- Гаагская система – международная система образцов
- Лиссабонская система – Международная система географических указаний
- Будапештская система – международная система депонирования микроорганизмов
- Статья 6ter
- WIPO PROOF – надежное цифровое доказательство
- Ассамблеи ВОИС
- Комитет по программе и бюджету (КПБ)
- Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам
- Постоянный комитет по патентному праву
- Постоянный комитет по законодательству в области товарных знаков
- Межправительственный комитет
- Комитет по развитию и ИС
- Комитет по стандартам ВОИС
- Консультативный комитет по защите прав
- Все директивные органы и органы по ведению переговоров
- Искусственный интеллект
- Цели в области устойчивого развития
- Традиционные знания
- Экономика
- Глобальное здравоохранение
- Изменение климата
- Политика в области конкуренции
Все направление политики
- Машинный перевод
- Поиск по изображению
- Система распознавания речи
- Автоматическая классификация
- Документы
- Статистика
- Публикации
- Основные данные по странам
- Тематические исследования
- Библиотека
Все ресурсы
Похожие записи:
Есть ситуации, когда конкурент использует ваш продукт, но это не считается нарушением авторских прав. Чтобы зря не воевать, о таких случаях надо знать.
Заимствование. Заимствование — это когда человек берет чужую идею и делает что-то свое.
Зайти на сайт Эпла, вдохновиться и сделать еще один лаконичный сайт, но для хендмейд украшений.
Прочитать комикс о человеке-Пауке, вдохновиться и нарисовать свой, но о человеке-Логике. В левой руке у него бритва Хэнлона, в правой — скальпель Оккама, на голове — чайник Рассела.
В законе ничего нет о заимствовании, юристы использует термин для удобства. С помощью этого подхода можно показать, что компания не воровала чужое, а вдохновилась и сделала свое.
Сапожник Альберт увидел фотографию лабутенов:
Цитирование. По закону каждый вправе цитировать что угодно, к примеру, макет, роман, фильм, лекции. Главное — соблюдать правила: указать автора, сослаться на источник, цитировать не слишком много и соблюдать цели цитирования.
Цитировать можно в личных, информационных, научных, полемических, учебных и культурных целях. Если перевести на русский, цитирование законно, когда передаешь знания и не присваиваешь их.
Если кто-то нарушает права автора, автор теряет деньги и репутацию. Вы сделали гениальный макет, а все думают, что это конкурент, и идут к нему.
Плохая новость — нет способов защитить себя от нарушений на сто процентов. Хорошая — вы можете подготовиться к спору за авторские права. Вам предстоит собрать доказательства, что автор — это вы, вы первый что-то придумали и первый сделали.
Главный подход к защите такой: запаковать доказательства авторства и поставить на них дату и подпись. К примеру, записываете рукопись на компакт-диск, отправляете себе через Почту России, визируете у нотариуса или отдаете на хранение в авторское общество. При споре вы докажете, что сделали что-то раньше конкурента.
Еще надо объяснить окружающим права на ваш труд. Допустим, вы публикуете на сайте программный код и разрешаете использовать его: можно скопировать и использовать целиком или скопировать, изменить пару строк и тоже использовать. При этом нельзя переделать часть кода, а потом присвоить авторство. Для объяснения придется готовить специальные документы.
Если на вас работают штатные сотрудники или предприниматели, с нарушениями авторских прав тоже не просто.
Штатный дизайнер сделал макет буклета. Если в трудовом договоре, служебном задании и других документах нет условий по передаче авторских прав, права на макет принадлежат дизайнеру.
Формально вы не вправе просто так передать макет другому дизайнеру для переделки или взять как пример для другого макета в другую компанию. Штатный дизайнер может засудить и выбить компенсацию.
Как подтвердить права, какие стоит передавать и как их получить, расскажем в следующих статьях.
Авторское право считается одним из самых древних институтов права интеллектуальной собственности. Авторское право ведет свою историю со времен, когда духовное творчество сформировалось в самостоятельную деятельность.
Искажение и заимствование чужих текстов осуждалось еще в Античные времена. Древняя Греция шагнула еще дальше, они не просто осуждали перепись текстов, но и создали специальные положения, согласно которым рукописи, признанные трагедией, должны были находиться в официальном архиве. Обязательным условием был контроль неприкосновенности текста в процессе постановки пьес.
Авторское право в современном мире – это совокупность норм, отвечающих за отношения по охране произведений литературы, искусства и науки, установления режима их использования, наделения авторов правами, личными и имущественными, и защите этих прав.
Современные зарубежные страны, в большей своей части, регулируют авторско-правовые отношения специальными законами.
Например, в Соединенных Штатах Америки такие отношения регулируются Законом об общем пересмотре авторского права (1976г.); в ФРГ – Законом об авторском праве и смежных правах (1965г.); во Франции – Кодексом интеллектуальной собственности (1992г.), Законом об охране художественной и литературной собственности (1957г.), Патентным Законом о товарных знаках (1991г.), Законом об авторском праве, правах производителей видеограмм, фонограмм и предприятий аудиовизуального вещания (1985г.); в Японии – Законом об авторском праве (1970г.); в Англии – Законом об авторском праве, промышленных образцах и патентах (1976г.).
При работе с зарубежными законами необходимо учитывать все происходящие с ними изменения и дополнения. Так, например, ФРГ посредством Второго Закона о регулировании авторского права (вступивший в силу от 25 октября 2007 года) внесли серьезные изменения в авторские права.
Все чаще литературные объекты, защищенные авторскими права, стали использоваться за пределами национальных границ, в связи с чем была создана система международной охраны авторских прав. Основой этой системы являются Всемирная Женевская конвенция об авторском праве (6 сентября 1952г.) и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (9 сентября 1886г.).
Согласно данным конвенциям, авторы произведений стран-участниц, должны соблюдать те же права, что и граждане той или иной страны, а также права установленные вышеупомянутыми конвенциями. Данный принцип национального режима часто упоминается в различных источниках, упоминающих права иностранцев.
Несмотря на то что данные конвенции имеют очень много общего, существуют и различия.
Границы авторского права. Как их не нарушать
Бернская конвенция состоит из большего количества норм материального авторского права. Срок защиты произведений данной конвенции в 2 раза дольше, чем в Женевской конвенции, а именно продолжительность жизни автора плюс 50 (пятьдесят) лет после. Сферой деятельности Бернской конвенции являются основные авторские права (это не только перевод, но и публичное исполнение, воспроизведение и передача в эфир), подробный перечень видов охраняемых произведений и варианты их использования.
Всемирная конвенция примечательна в Парижской редакции, она не дает права свободного использования в кино и на телевидении уже опубликованных произведений. И это стало решающим доводом в пользу необходимости присоединения России к этой самой конвенции.
Существуют и другие конвенции, которые также имеют важное значение, это Римская конвенция по защите прав производителей фонограмм и радиовещательных организаций, артистов-исполнителей, была принята в 1961 году, а вступила в силу только 18 мая 1964 года. А также Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники от 21 мая 1974 года.
В рамках ЕЭС и ЕС происходит становление региональных правовых механизмов интеллектуальной собственности, также получают свое развитие «наднациональные теории», в процессе обеспечения охраны и рационального применения результатов творческой деятельности на примере экономических регионов. Более 30 лет назад в Брюсселе по требованию Комиссии европейских сообществ, был создан проект гармонизации авторского права стран-членов ЕЭС, (другое название проект Дитца).
Объектами авторского права, согласно современному законодательству зарубежных стран, являются произведения литературы, искусства и науки. Таких произведений очень много.Рассмотрев одно из направлений, можно увидеть насколько широко авторское право охватывает мир литературы. К художественным произведениям относятся: всевозможные книжные издания, научные и художественные статьи, рекламно-информационные брошюры, либретто или тексты музыкальных произведений, лекционный материал (как уже опубликованный, так и не опубликованный), речи, церковные проповеди и прочие выступления, записанные на каком-либо носители, например магнитной пленке. Именно из-за такого большого круга произведений, авторское право делят на «подкатегории»: авторское право в изобразительном искусстве, авторское право в музыкальном направлении и многое другое.
Согласно пункта 2 Закона об авторском праве и смежных правах ФРГ (1965г.), охраняемыми произведениями литературы, науки и искусства являются: музыкальные произведения, литературные произведения в письменной и устной форме, произведения пантомимы, произведения изобразительного искусства, произведения танцевального искусства, произведения архитектуры и прикладного искусства, а также программы для электронно-вычислительных машин (ЭВМ), изображения технического или научного направления (чертежи, рисунки, схемы, таблицы, карты, макеты), фотографии и произведения , созданные аналогичным способом, кинематографические произведения и произведения, созданные аналогичным способом, и проекты всех вышеперечисленных произведений.
Авторское право использует авторские договоры, как правовую форму использования произведений. Это могут быть договора, о предоставлении права использования произведений, о праве редактирования или перевода произведений на другой язык или об уступке данных прав. Договора по переводу на другой язык или изменению произведений чаще всего являются лицензионными. Лицензия на использование произведения или же на уступку авторских прав, может быть выдана в период срока действия этих самых прав. Сроком действия таких прав, как говорилось ранее, считается срок жизни автора плюс определенное количество лет после его кончины (25, 50 или 70 лет). Некоторые страны на определенные произведения устанавливают свой срок действия авторских прав, который действует с момента создания или даты публикации такого произведения.
Основная цель исключительных прав заключается в обеспечении правообладателю возможности выгодно использовать свое творение, а также получать от этого произведения доход.
Эти права означают, что только автор или тот, кто получил специальное разрешение на законном основании, имеет право производить соответствующие действия в отношении произведения.
В п. 2 ст. 16 Закона об авторских правах можно найти список существующих исключительных авторских прав.
Экскурс в сферу авторского права
Авторское право — это термин, означающий целый комплекс прав, к которым относятся: исключительные (имущественные) права, личные неимущественные и иные права.
Авторские права могут быть разделены на имущественные и личные (неимущественные) исключительные права.
Исключительные личные (неимущественные) права
Как правило, первоначально возникают неимущественные права. Сюда относятся право авторства на имя, на название и неприкосновенность произведения. Неимущественные права не отчуждаемы и не могут быть переданы иным лицам, то есть проданы, сданы в аренду. Такого рода права неотъемлемо связаны с личностью автора и сущностью созданного им произведения.
Автор обладает и исключительными имущественными правами.
Кроме гражданина, создателя творческого произведения, такими правами может обладать фирма, в которой работает гражданин или государство.
В основе имущественных прав лежат права на воспроизведение и распространение произведений с целью извлечения прибыли, а также запрет иным лицам пользоваться данными произведениями. Так, к их числу относятся следующие права:
Понятие исключительных прав нашло свое отражение в статье 1291 ГК РФ «Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение»:
Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.
Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.
Использование произведения может осуществляться на основании лицензионного договора, согласно которому одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.
Лицензионный договор может предусматривать (ст. 1236 ГК РФ):
Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).
Инструкция: как не нарушить авторские права
Согласно ст. 30 Закона РФ от 9 июля 1993 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав, на основе авторского договора о передаче неисключительных прав или на основании авторского договора заказа, причем правовое регулирование последнего осуществляется ст. 33 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Передача авторских прав оформляется договором.
Автор может передать свои права на время или уступить их. Различие между передачей прав и уступкой состоит в том, что в первом случае автор предоставляет права на время меньшее срока охраны авторского права. Во втором же случае автор предоставляет права на все время действия своих исключительных имущественных прав. С определенной долей условности можно передачу прав сравнить с арендой (арендованное имущество рано или поздно вернется к арендодателю), а уступку — с продажей (при продаже имущество выбывает из собственности продавца навсегда).
Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав. Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве.
В соответствии с п.1 ст. 1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица. Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.
Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами: Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество» (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС) и «Российский Союз Правообладателей» (РСП).
В последнее время, когда интернет технологии стали так активно развиваться, особое значение уделяется такой категории правоотношений, как защита авторских прав. Это связано с тем, что массовая доступность к информации и трудам интеллектуальной собственности стали порождать у некоторых пользователей желание использовать ранее опубликованные материалы в собственных корыстных целях.
Как правило, охрана авторских прав осуществляется в соответствии с законом «об авторских правах и интеллектуальной собственности», поэтому особым спросом стали пользоваться услуги специалистов этой новой для России области правоотношений.
Касаясь конкретики можно заметить, что авторское право и его объекты разделяются по нескольким категориям: неимущественные и имущественные, неисключительные и исключительные. Стоит также отметить, что исключительные права на какой-либо объект интеллектуальной собственности подразумевают принадлежность лишь к единоличному правопользованию. Когда осуществляется защита авторских и смежных прав, особое значение имеют договора о передаче права на использование, так как в некоторых из них может быть юридическая подоплека, приводящая к нарушению прав, но на законных основаниях.
Если нарушены права юридического лица с экономической выгодой, то защита в арбитраже осуществляется в соответствии с законодательством о правах и арбитражным кодексом. В последнее время услуги адвоката в арбитражном суде стали приобретать особенный спрос, так как люди стали больше обращать внимание на нарушение своих законных прав и стараться отстаивать интересы при помощи судебных инстанций.
ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64
Чем мы можем Вам помочь?