Ао пао обязательный аудит 2020

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ао пао обязательный аудит 2020». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральный закон от 19.07.2018 № 209-ФЗ внёс с 2020 года изменения в ФЗ «Об акционерных обществах».

В частности, правила контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества (гл. XII ФЗ об АО) он дополнил новой статьёй 87.1. Она говорит про управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит в публичном обществе.

Согласно её п. 2, внутренний аудит в ПАО проводят в обязательном порядке с 1 июля 2020 года для оценки надежности и эффективности:

  • управления рисками;
  • внутреннего контроля.

Также внутренний аудит поможет разобраться с практикой корпоративного управления.

Новая обязанность по внутреннему аудиту с 2020 года

К июлю 2020 года совет директоров (наблюдательный совет) каждого публичного общества должен утвердить внутренние документы, которые определяют политику ПАО в области организации и проведения внутреннего аудита.

Решением совета директоров (наблюдательного совета) ПАО назначают и освобождают от должности отдельное должностное лицо, которое отвечает за организацию и проведение внутреннего аудита. Хотя закон допускает, что это может быть и руководитель целого структурного подразделения, занимающегося внутренним аудитом.

Условия трудового договора с указанными лицами тоже утверждает совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества.

Причем в указанных внутренних документах может быть предусмотрена возможность проведения внутреннего аудита иной сторонней компаний. В этом случае совет директоров ПАО тоже определяет ответственное лицо и условия договора с ним. В том числе размер его вознаграждения.

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

  • «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг?»;
  • «Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)».

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Источники:

  • Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ
  • Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ
  • Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ
  • Положение Банка России от 24.02.2016 № 534-П

Кто подпадает под обязательный аудит

Вид нарушения Размеры штрафов
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу)…
от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).
Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности…
от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);
при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.
Статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках
Пункт 1: Непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг…
от 20 тыс. рублей до 30 тыс. рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок до 1 года;
от 500 тыс. рублей до 700 тыс. рублей (на юридических лиц).
Статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках
Пункт 2: Нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг…
от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
от 700 тыс. рублей до 1 млн. рублей (на юридических лиц).

Новые сервисы для акционеров. Инновационные продукты для удобства людей.

25 мая 2020 23 313

Для небольших АО обязательный аудит будет отменён

21 октября 2020 15 1069

АО или ООО, что выбрать?

25 мая 2020 24 1280

К 1 июня списываются налоги за II квартал для малого бизнеса

18 мая 2020 14 356

Когда эмитенты должны опубликовать текст отчета за I квартал 2020 года

12 мая 2020 14 381

Обязательный вариант проверки требуется для установленного перечня организаций и образований. По статье 5 ФЗ № 307-ФЗ к таким организациям относятся:

  • акционерное общество;
  • госкомпания, корпорация или ФГУП;
  • компания публично-правового типа;
  • организации с определенным типом деятельности, например, кредиты, кредитные истории, страхование, клиринг;
  • микрофинансовые объединения;
  • фонды негосударственного типа, которые занимаются пенсионным обеспечением и иными услугами;
  • участник с деятельностью на рынке ценных бумаг, аналогичных активов, а также юрлица, которые предоставляют торговые площадки;
  • компания, занимающаяся управлением акционерными инвестиционными фондами.

В ряде случаев проверка необходима для политических партий и объединений.

Общий список критериев, которые могут применяться к компаниям, в том числе ООО, в 2020 году:

  • была получена прибыль в виде выручки за год, который предшествовал отчетному периоду в 400 млн рублей и больше;
  • суммарная величина активов на конец периода, который предшествовал отчетному, превысила 60 млн рублей;
  • активы ОО в виде ценных бумаг вышли на рынок;
  • есть деятельность в виде сдачи или публикации отчетности по финансам в консолидированной форме;
  • имеется кредитная деятельность или любая другая, соответствующая перечню ФЗ № 307-ФЗ. Примером, может служить фонд, занятие торговлей на рынке ценных бумаг или услуги по страхованию,
  • иные случаи, предусмотренные законом.Нужен ли вашей компании аудит

Стоит учесть, что любой критерий даже в единственном лице обязывает на проведение установленной проверки.

По указанию Минфина список компаний, которые могут проводить проверку, ограничен.

В ряде случаев список будет расширенным и можно пользоваться услугами индивидуального аудитора, который входит в специальное объединение, или компании.

Но такая возможность доступна только для ограниченного числа участников. Например, к ним относятся лотерейные фирмы, участники рынка ценных бумаг, крупные туроператоры.

Читать так же: Главные ошибки бухгалтера

В остальных случаях использование услуг ИП невозможно. Получается, что оптимальным вариантом является использование независимой фирмы, имеющей лицензию и минимум одного специалиста, который получил аттестат уже после 01.01. 2011 года.

Для коммерческих фирм есть несколько правил по выбору:

  • аудитор имеет лицензию и хорошую репутацию;
  • у выбранного юрлица имеется длительная и стабильная работа на рынке услуг;
  • положительные отзывы и расширенный штат специалистов;
  • само юрлицо имеет страховку и полностью было проверено до обращения.

Важным моментом является квалификация и репутация аудитора, чем он опытнее, тем более тщательная проверка будет проведена. Также многое зависит от типа проверяемой компании.

Обязательный аудит акционерных обществ в 2020 году новое и главное

В первую очередь необходимо учесть, что заключение договора должно производиться с учетом всех норм и правил. Любой пункт или положение не должны иметь двойного или неправильного трактования.

Дополнительного внимания потребует пункт об оказании услуг и его стоимости, а также время проверки и его соответствие нормам, позволяющем в дальнейшем сдать в контролирующий орган всю отчетность.

Также требуется удостовериться, что клиент получает на руки заключение, составленное по всем правилам и нормам, которые соответствуют не только стандартным, но и международным в форме МС.

В обязательном порядке в договор вносятся пункты о взаимодействии с руководством во время проведения любых этапов. Это позволит предоставить дополнительные данные, которые могут быть первоначально неправильно понятыми.

Образец типового договора на оказание аудиторских услуг

Обязательная структура прописана законодательством. Она включает в себя:

  • наименование;
  • адресат в виде участника ООО, акционера или иного лица;
  • данные предприятия с включением в них госномера регистрации;
  • информация по аудитору;
  • информация по отчетности с указанием периода;
  • сведения, которые были подвергнуты рассмотрению;
  • мнение эксперта о полученных результатах и их достоверности;
  • список обстоятельств, которые могли повлиять на достоверность.

В зависимости от того, модифицированный или немодифицированный вариант акта выдает эксперт по результатам проверки, в документе могут быть прописаны недостатки, неточности или иные отклонения.

Для модифицированного варианта характерно отсутствие искажений. В остальных случаях оговорка возможна при незначительном влиянии на отчетность. Мнение отрицательного характера будет свидетельствовать о нарушениях, а отказ от его выражения свидетельствует о недостаточности данных и сомнениях.

Образец аудиторского заключения

Не стоит забывать, что любой акт должен иметь дату составления, так как ее отсутствие позволяет снимать с проверяющего лица ответственность.

Для компаний, которые не предоставляют вовремя все необходимые документы, установлена ответственность административного характера. Она проявляется в штрафных санкциях.

Любое уклонение от предоставления информации или отсутствие обязательной формы проверки имеет установленные размеры штрафов.

Если информация не была раскрыта в Едином реестре акционерным обществом любого типа, в частности ПАО или АО, то по статье 15.

Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 — 10 000 рублей, при повторном нарушении — до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.

Непредоставление аудиторского заключения.
Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических — от 3000 до 5000 рублей.

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:

  • либо вместе с бухгалтерской отчетностью
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.
В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:

  • на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
  • на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Обязательный аудит — это обязательная независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, цель которой — подтвердить правильность ведения учета и достоверность его бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основным документом, регламентирующим критерии обязательного аудита, является Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который обязует ежегодно подтверждать бухгалтерскую отчетность следующие организации:

  • акционерные общества. Все виды, включая АО и ПАО;
  • любые организации с выручкой более 400 млн руб. и балансовыми активами более 60 млн руб. за год, предшествующий отчетному, включая ООО и малые предприятия;
  • организации, публично размещающие ценные бумаги;
  • банки и страховые компании, МФО, негосударственные пенсионные и инвестиционные фондов, политические партии, организаторов торгов и др.

Этим летом президент подписал антикризисный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ, который, ко всему прочему, коснулся и аудита некоммерческих организаций (НКО). В 2020 году решение об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора (для НКО, подлежащих обязательному аудиту) может быть принято в ходе заочного голосования.

Также до 1 января 2021 года приостановлено действие п. 3 ч. 1 закона 5 «Об аудиторской деятельности» для социально ориентированных некоммерческих организаций. Этот пункт обязывал проводить аудит годовой отчетности любые фонды, за исключением международных. Теперь благотворительные фонды могут не проводить обязательный аудит и, скорее всего, это правило останется в действии и в дальнейшем. Единственное, если фонд начал обязательную аудиторскую проверку (заключил договор с аудиторской компанией или индивидуальным аудитором) до 1 мая 2020 года, то закончить ее и представить аудиторское заключение все-таки придется согласно информационному сообщению от 09.06.2020 № ИС-аудит-33.

Правило, конечно, не новое, но стоит помнить, что в случае включения ценных бумаг организации в котировочный список и участия в организованных торгах, проведения обязательного аудита не избежать. Для участия в торгах компания-эмитент должна предоставить организатору торгов заявку, раскрывающую о себе информацию, включая заключение аудиторов. Подробно регламент допуска ценных бумаг к публичному размещению и прочим операциям описан в с. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Кажется, что ответ на этот вопрос прост: в соответствии с законом проводить обязательный аудит организациям, подлежащим обязательному аудиту, нужно ежегодно, поэтому достаточно выбрать аудиторскую компанию и провести финансовую (бухгалтерскую) проверку единожды, получить-сдать заключение и забыть до следующего отчетного года. Действительно, аудиторские компании «собаку съели» на данной услуге, проводится она с помощью отработанных процедур, заканчивается, как правило, выданным заключением. Такой скорее формальный подход, безусловно, имеет место быть. Однако он не дает того, на что аудит должен быть ориентирован в современных реалиях: помогать бизнесу не просто отчитываться, а функционировать четко и эффективно, извлекая коммерческую выгоду из всего.

Сегодня предприниматель, ориентированный на эффективность бизнеса, не использует формальный «единоразовый» подход к обязательному аудиту, он использует качественный и глубокий формат системного комплексного аудита отчетности. Такая аудиторская проверка проходит в течение всего года, позволяя команде экспертов, аудиторов и налоговых юристов досконально ознакомиться с деятельностью организации, проверить слабые места и, главное, выявить и устранить ошибки в бухгалтерском учете и налогах сразу, не допустив возможные риски для бизнеса.

Основные особенности и преимущества системного комплексного аудита:

  • Позволяет аудиторам незаметно интегрироваться в работу, не отвлекает сотрудников компании, помогает наладить удобную схему работы.
  • Дает возможность быть на связи с экспертами всегда: получать грамотные и своевременные консультации по бухгалтерскому учету и налогам, отслеживать тренды законодательства и использовать их в свою пользу, структурировать оптимизируя. Тем самым позволяет часто находить выгодные для бизнеса решения.
  • Проводится лучшими аудиторами и экспертами. Важную роль в аудите играет профессионализм аудиторов. Сильнейшие из них расписаны на год вперед, поэтому воспользоваться их услугами тем сложней, чем ближе дата сдачи отчетности.
  • Находит скрытые, в том числе финансовые, резервы. Позволяет бизнесу получить новые возможности для развития.
  • Подразумевает, что аудиторская компания разделяет риски, гарантирует поддержку в случае претензий ФНС и страхует от финансовых потерь в случае, если пропущенные ошибки привели к штрафам.

Стоимость системного комплексного аудита с лихвой компенсируется пониманием того, что в финансово-хозяйственной деятельности компании все в порядке, бухгалтерия работает в максимально качественном режиме, предупреждая риски финансовых потерь. Это особенно важно для собственника бизнеса.

Подробнее о системном комплексном обязательном аудите

Стандартно обязательный аудит состоит из четырех этапов: подготовка, проведение, оформление заключения и, собственно, его передача. Детали каждого этапа зависят от специфики организации, сферы ее деятельности и других индивидуальных характеристик. При проведении обязательного аудита используется 48 международных стандартов в соответствии с Приказом Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации».

Выданное в результате обязательного аудита заключение представляется в ФНС РФ вместе с годовой финансовой отчетностью в электронном виде в соответствии со ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ. Аудиторское заключение за 2020 год должно быть представлено не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой его выдачи, до 31 декабря 2021 года включительно.

Приказы ФНС от 13.11.2019 №ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@ устанавливают условия, порядок и сроки представления финансовой отчетности и аудиторского заключения.

Те компании, которые, согласно списку ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», обязаны предоставлять аудиторское заключение, несут административную ответственность за его непредставление или нарушение сроков подачи в виде небольших штрафов от 3000 до 5000 руб. для организаций и от 300 до 500 руб. для должностных лиц.

При установлении в результате проверки контрольными органами случая непроведения обязательного аудита составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). За отсутствие обязательного аудиторского заключения руководителю придется заплатить от 5000 до 10 000 руб., повторно нарушив закон — от 10 000 до 20 000 руб., либо получить предписание от 1 года до 2 лет дисквалификации.

Также необходимо принимать во внимание специальный регламент представления аудиторского заключения для акционерных обществ. В п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» говорится: «К сведениям, подлежащим предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии общества по результатам проверки такой отчетности». В этом случае отсутствие заключения рассматривается как правонарушение и в соответствии с ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ предполагает штрафные санкции в размере от 2000 до 4000 руб. для граждан, от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц и от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему мы писали ранее (в материале также представлены реальные кейсы).

Собственникам любых компаний необходимо отчетливо понимать, что ошибки в учете и налогах могут иметь серьезные последствия. Так почему бы не использовать аудит во благо и не сделать свой бизнес защищенным, стабильным и прибыльным?

Для небольших АО обязательный аудит будет отменён

Обязанность акционерных обществ проходить аудит закреплена п.1 ст. 5 закона № 307-ФЗ. Эта обязанность возникает и в том случае, если организация изначально выбрала для себя именно эту организационно-правовую форму, и в случае, если она обрела ее после реорганизации. Также не имеет значения, является ли организация ПАО или обычным АО: провести аудит она обязана в любом случае.

Тем более это касается тех АО, чьи акции торгуются на бирже. Сам факт того, что ценные бумаги компании допущены к торгам автоматически наделяет ее обязанностью провести обязательный аудит своей деятельности.

Несмотря на то, что закон не обязывает напрямую организации в форме ООО проходить обязательный аудит, такие компании тоже могут попасть в список тех, кто должен пройти проверку.

Самым распространенным случаем, когда ООО может попасть под это требование, является превышение пограничного уровня по какому-либо из двух финансовых показателей: выручке или сумме активов.

Пп.4 п. 1 ст.5 закона № 307-ФЗ устанавливает пороговые значения для организаций, которые не обязаны проводить аудит в случаях, если их организационная форма или сфера деятельности не попадают под действие других пунктов.

Так, компании, не являющиеся АО или ПАО, не обязаны проходить проверку, если:

  • объем их годовой выручки — не более 400 млн. руб.;

  • либо сумма активов по балансу на конец года — не более 60 млн. руб.

При этом учитываются показатели за год, предшествующий отчетному. Сумма активов также определяется по состоянию на конец года, предшествующего отчетному. Следовательно, определяя, не превышен ли лимит, и нужно ли проводить аудит отчетности за 2019 год, в качестве критерия принимаются показатели 2018 года.

ООО «Альфа» в 2018 году выиграло тендер на поставку большой партии металлопроката для строительства стадиона. Выручка за 2018 г. составила 400 835 239 руб. Сумма активов по состоянию на 31.12.2018 г. — 18 765 932 руб.

При сверке с контрольными значениями обнаружено:

  • 400 835 239 > 400 000 000 (превышение предела);

  • 18 765 932 < 60 000 000 (не превышено пороговое значения);

Несмотря на то, что объем по выручке превысил лимит всего на 0,2% (400835239 / 400000000), а сумма активов в 2018 г. ниже порогового значения, ООО «Альфа» обязано пройти аудит отчетности за 2019 г., независимо от показателей отчетного года.

Аудит / 12:45 12 октября 2020
Перечень оснований для аудита непубличного АО сократят

Аудит / 10:02 21 января 2019
Кто должен провести обязательный аудит бухотчетности за 2018 год

Аудит / 10:35 23 июня 2020
Малые предприятия освободят от обязательного аудита

КБК / 12:45 14 января 2020
Утверждены новые КБК на 2020 год

Обязательный аудит в 2021 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
  • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
  • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4%[1].

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки[2]. Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

Важно!

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

В целях определения попадает ли ваша организация под обязательный аудит в 2020 г, следует руководствоваться положением п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Предприятие (компания) «попадает» под аудит в случае, если оно имеет статус акционерного общества, страховой, кредитной или клиринговой компании, является участником биржи ценных бумаг, организатором коммерческой торговли, НФП (негосударственным пенсионным фондом), АИФ (акционерным инвестиционным фондом), либо контролирующей АИФ компанией, а также организацией, предоставляющей годовую финансовую отчетность.

Исключением в данном перечне являются международные и государственные внебюджетные фонды.

Также обязательному аудиту подлежат:

  • компании акции, которых, участвуют в биржевых торгах;
  • выручка организации (от 400 млн. рублей), полученная от продажи товаров / оказания услуг за год, предшествующий отчетному периоду;
  • компании с активами бухгалтерского баланса (от 60 млн. рублей).
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

Полный перечень «иных» случаев, проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, доступен на сайте Минфина РФ, все данные которого открыты и ежегодно обновляются.

Во втором чтении находится законопроект о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Рассматриваемые парламентерами изменения касаются требований к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций, и закончить рассмотрение проекта планируют приблизительно в июле 2020 г.

Так, согласно ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Обращаем внимание, что результаты проведённого обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности вносят в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и об обязательной публикации сведений об аудиторском заключении.

Вместе с этим, если в данных аудиторского заключения имеется коммерческая тайна, то за организацией закреплено право, не публиковать такие сведения.

Справочно: начиная с 2020 г., Федеральная налоговая служба Российской Федерации ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) согласно федеральному закону от 28.11.2018 № 444-ФЗ.

За непроведение обязательного аудита как таковых штрафов не предусмотрено, но отметим, что в данном контексте мы рассматриваем только факт не проведение аудита как процесса.

Нужно учитывать следующее, что начиная с отчетности за 2019 г., аудиторское заключение предоставляется в ФНС, а это значит, что если организация не предоставляет полный комплект годовой бухгалтерской отчетности в контролирующий орган, а именно в ФНС, то, подлежит взысканию штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Что касается административных штрафов, то за отсутствие экземпляра аудиторского заключения руководителю придется заплатить штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

Вместе с этим, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа: на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб.; на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц от 500 тыс. руб. до 700 тыс. руб.

  • Запрет регистрационных действий не является основанием для отказа в регистрации договора уступки
  • Эксперимент с самозанятыми удался, финансисты расширяют границы применения
  • Ответственность за мошенничество в отношении пожилых людей могут ужесточить

Абзац 3 п. 3 ст. 64 закона об АО предусматривает создание в публичном обществе комитета по аудиту. Это подразделение формируется Советом Директоров и рассматривает проблемы контроля за ФХД (финансово-хозяйственной деятельностью) юрлица, оценивает качество аудита, независимость и самостоятельность аудитора, а также отсутствие или наличие конфликта интересов. Закон № 209-ФЗ обязывал создать комитеты с 01.07.2020 г. Однако коронавирус и здесь внес коррективы. Законодатель перенес начало действия абзаца на 01.01.2021 г. С этой же даты станут применяться и нормы о должностном лице, отвечающем в ПАО за внутренний аудит (ч. 2 ст. 87.1 закона об АО). Фактически это означает, что обязательное проведение внутреннего аудита в ПАО начнется не с 01 июля текущего, а с 01 января будущего года.

Законы об АО и ООО обязывают юрлицо снизить уставной капитал до суммы, не превышающей размер чистых активов, или вовсе ликвидировать компанию, если по итогам года чистые активы будут меньше уставного капитала (ст. 35 закона об АО и ст. 30 закона об ООО). Однако, учитывая «коронакризис» и ограничения, наложенные на бизнес в период пандемии, государство указало, что эти требования не действуют по окончании 2020 г.

Законодательство определяет, что очередное собрание в ООО проводится не раньше двух и не позже четырех месяцев по завершении года, а в АО — в промежутке от двух до шести месяцев по окончании отчетного года. Как правило, компании созывают собрания в марте-мае текущего года. Однако с 01 апреля в России ввели самоизоляцию и возможность проведения очных собраний отпала сама собой. Поэтому государство продлило срок для созыва собраний до 9 месяцев. Иными словами, в этом году собрания могут проводиться вплоть до 30 сентября. А отсюда вытекает, что АО и ООО обязаны утвердить бухгалтерскую отчетность не позднее 30.09.2020 г.

Одновременно с новым законом ЦБ РФ опубликовал письмо № ИН-06-28/48, где посоветовал АО провести в этом году заочные собрания и обеспечить владельцам акций возможность электронного голосования на web-ресурсах АО, регистратора либо депозитария. Центробанк указал, что форму проведения мероприятия изменяет орган, созывающий собрание. Он же уведомляет владельцев ценных бумаг об изменении формы годового собрания. Ну и, наконец, ЦБ РФ призвал акционеров вообще отказаться от личного присутствия на мероприятии. Таким образом, несмотря на продление срока проведения собраний, Центробанк рекомендовал провести их дистанционно.

Вплоть до 31.12.2020 г. законодатель приостановил и действие п.4-8 ст. 72 закона об АО в части скупки эмитентом ранее размещенных акций и ввел обязательные условия, при которых покупка собственных ценных бумаг становится возможной. В частности, эти акции должны быть допущены к торгам, их средняя цена за любые 3 месяца после 01.03.2020 г. упала на 20 % и более по сравнению со средней стоимостью за 3 месяца, начиная с 01.10.2019 г., акции покупает брокер по заявке ПАО и так далее. Полный перечень условий приводится в законе № 115-ФЗ. Юрлицо обязано известить ЦБ РФ о приобретении этих акций. Одновременно ПАО получило право не раскрывать сведения о покупке акций в форме сообщения о существенном факте либо раскрыть их в период, установленный решением о приобретении акций.

Коронавирус заставил государство изменить корпоративное право. Самые большие перемены коснулись сроков и порядка проведения собраний, раскрытия информации и сдачи отчетности. Отложено вступление в силу норм о внутреннем аудите ПАО. Приостановлено действие статей, обязывающих фирмы уменьшить капитал или самоликвидироваться при падении стоимости чистых активов менее размера уставного капитала.

Однако эти перемены вызваны не поступательным развитием корпоративного права, а угрозой пандемии и носят временный характер. К тому же введение самоизоляции затруднило исполнение указанных норм. Поэтому, когда угроза массового заболевания исчезнет, новые статьи утратят силу. С другой стороны, возможно, что эпидемия все-таки заставит пересмотреть некоторые требования. Например, вполне возможно, что по итогам 2020 г. законодатель предоставит бизнесу послабления в части проведения дистанционных собраний и разрешит проводить годовые собрания дистанционно или в онлайн-режиме независимо от эпидемиологической обстановки. Время покажет.

Теги: законодательство РФ, индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью, регистрация фирм, регистрация изменений

Все материалы

(0)

В первую очередь необходимо учесть, что заключение договора должно производиться с учетом всех норм и правил. Любой пункт или положение не должны иметь двойного или неправильного трактования.

Дополнительного внимания потребует пункт об оказании услуг и его стоимости, а также время проверки и его соответствие нормам, позволяющем в дальнейшем сдать в контролирующий орган всю отчетность.

Также требуется удостовериться, что клиент получает на руки заключение, составленное по всем правилам и нормам, которые соответствуют не только стандартным, но и международным в форме МС.

В обязательном порядке в договор вносятся пункты о взаимодействии с руководством во время проведения любых этапов. Это позволит предоставить дополнительные данные, которые могут быть первоначально неправильно понятыми.

Обязательная структура прописана законодательством. Она включает в себя:

  • наименование;
  • адресат в виде участника ООО, акционера или иного лица;
  • данные предприятия с включением в них госномера регистрации;
  • информация по аудитору;
  • информация по отчетности с указанием периода;
  • сведения, которые были подвергнуты рассмотрению;
  • мнение эксперта о полученных результатах и их достоверности;
  • список обстоятельств, которые могли повлиять на достоверность.

В зависимости от того, модифицированный или немодифицированный вариант акта выдает эксперт по результатам проверки, в документе могут быть прописаны недостатки, неточности или иные отклонения.

Для модифицированного варианта характерно отсутствие искажений. В остальных случаях оговорка возможна при незначительном влиянии на отчетность. Мнение отрицательного характера будет свидетельствовать о нарушениях, а отказ от его выражения свидетельствует о недостаточности данных и сомнениях.

Проведение аудита АО регламентируется двумя основными законодательными актами: Федеральным законом 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

В соответствии с требованиями законодательства все акционерные общества являются объектами обязательного аудита. В том числе обязательному аудиту подлежат НАО (бывшие ЗАО) и ПАО (бывшие ОАО). При этом требование о проведении аудиторской проверки не зависит ни от каких особенностей деятельности фирмы, в том числе от:

  • режима налогообложения;
  • финансовых показателей;
  • отсутствия активной хозяйственной деятельности в отчетный период;
  • наличия статуса субъекта малого бизнеса.

Таким образом, проходить обязательный аудит, независимо от остальных критериев, должны все без исключения публичные и непубличные акционерные общества. В том числе это касается организаций, которые не ведут активную деятельность, но не были ликвидированы. Проверка проводится в отношении финансовой и налоговой отчетности за прошедший год.

Для проведения обязательного аудита у предприятия есть время до конца года, следующего за отчетным. При этом специалисты не рекомендуют оттягивать сроки проверки до последнего.

Необходимость обязательного аудита акционерных обществ обусловлена п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ, в соответствии с которым предприятие обязано предоставить каждому акционеру годовую отчетности и аудиторское заключение за прошедший год не позднее чем за 20 дней до даты общего собрания акционеров.

Также обязательным является требование по публикации отчетности и аудиторского заключения в интернете. Кроме того, аудиторское заключение сдается в Росстат не позже 10 дней после завершения аудита, а сведения о результатах проверки должны быть внесены в Единый госреестр. За нарушение этих требований предусмотрена административная ответственность вплоть до штрафов 1 000 000 рублей.

В некоторых случаях может проводиться инициативный аудит, который не является обязательным. Его инициаторами могут выступать акционеры, совет директоров, первый руководитель. Он требуется при обнаружении неточностей в учете, при подготовке к плановой проверке налоговой, подготовке к получению кредита, сделкам слияния-поглощения и т.д.

Провести аудит АО имеет право только аудиторская компания или частный аудитор, отвечающий квалификационным требованиям и являющийся членом СРО. Он не должен быть связан имущественными интересами ни с самим обществом, ни с любым из акционеров. Кандидатура аудитора обычно утверждается общим собранием акционеров. При государственном участии в капитале АО не менее 25 % для выбора аудитора обязательно проводится процедура открытых торгов.

Нормативное регулирование аудита АО или ПАО имеет многоуровневую структуру.

Кому нужно проходить обязательный аудит в 2020 году

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены.
Вместе с тем за непредставление в органы государственной статистики аудиторского заключения организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ. Санкция указанной статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей.
Срок давности привлечения по ст. 19.7 КоАП РФ составляет три месяца после наступления последнего дня срока представления аудиторского заключения. В рассматриваемой ситуации последний день срока представления обязательного экземпляра аудиторского заключения — 31 декабря 2020 года.
Обязанность представлять аудиторское заключение иным государственным органам Федеральным законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не предусмотрена.
Налоговые органы при проведении камеральной проверки могут привлечь организацию к ответственности за отсутствие аудиторского заключения (в течение установленных сроков хранения). Должностные лица организации, у которой нет аудиторских заключений за прошлые годы, могут быть оштрафованы на сумму от 5 000 до 10 000 рублей (примечание 1 к ст. 15.11 КоАП РФ)*(1).

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Согласно законодательству за непроведение аудита как такового никакое наказание не предусмотрено. Связано оно только с процессом предоставления в Росстат аудиторского заключения. Если организация не успела уложиться в отведенные сроки, то наказание может быть следующим:

Следующим шагом будет проверка первичной документации, устава предприятия, регистров бухучета и порядок осуществления учета организации. Все полученные сведения обрабатываются и соотносятся с нормами действующего законодательства. При обнаружении недочетов формируются рекомендации по их ликвидации.

Если проведение обязательного аудита и приложение его к бухгалтерской отчетности за организацией закреплено законом, то невыполнение этих условий приравнивается к грубому нарушению. В таком случае размер штрафа для фирмы возрастает. Он будет составлять от 5 до 10 тыс. руб. Если нарушение повторится, то увеличится и штрафная санкция. Она будет равна уже 20 тыс. руб. Последствие для ответственного лица (чаще всего это – главный бухгалтер) будет еще серьезней. Ему запретят занимать профильные должности в течение 1 – 2 лет.

Услуги, предусмотренные Договором, оказываются в 2 этапа, в следующие сроки: 1 этап – по отчетности за 9 месяцев 2020 года – до 24 декабря 2020 года; 2 этап – по отчетности за 2020 год – с 16 до 27 марта 2020 года


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.