Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декрет о ликвидации безграмотности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Коллекции
- Каталог фондов
- Топ-100
- Поиск
По словам заведующего кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Андрея Кошкина, в конце XIX — начале XX века читать и писать умели около четверти жителей Российской империи.
«Согласно результатам переписи 1897 года, о своей грамотности заявили около 21% населения Российской империи. В дальнейшем уровень грамотности несколько подрос, и точно сказать, каким он был во время Первой мировой войны, сложно. Существуют разные оценки, но большинство исследователей склонялись к тому, что писать и читать перед революцией 1917 года умели около трети российских подданных», — рассказал собеседник RT.
В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет Народных Комиссаров постановил:
1) Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию. Обучение это ведется в государственных школах как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам Народного Комиссариата Просвещения.
Примечание. Действие этого пункта распространяется на красноармейцев, причем соответственная работа в военных частях производится при ближайшем участии политотделов Красной Армии и Флота.
2) Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами Депутатов по принадлежности. Общие планы по ликвидации безграмотности на местах составляются органами Народного Комиссариата Просвещения в двухмесячный срок со дня опубликования настоящего декрета.
3) Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатою их труда по нормам работников просвещения.
4) К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности Народным Комиссариатом Просвещения и местными органами его привлекаются все организации трудового населения, как-то: профессиональные союзы, местные ячейки Российской Коммунистической Партии, союз коммунистической молодежи, комиссии по работе среди женщин и проч.
5) Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы.
6) Для ликвидации безграмотности органам Народного Комиссариата Просвещения предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях и т. п.
7) Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями.
8) Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.
9) Народному Комиссариату Просвещения поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего декрета.
Подписали:
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин). Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров Вл. Бонч-Бруевич. Секретарь С. Бричкина.
26 декабря 1919 года.
Новая власть озаботилась проблемой едва ли не сразу после взятия Зимнего. Еще в ноябре 1917 года Анатолий Луначарский на страницах журнала «Народное просвещение» провозгласил курс на ликвидацию безграмотности. А кроме того — заговорил о гигиене, о том, что каждую школу (включая сельские) нужно обеспечить горячей водой и мылом. И ликвидацию безграмотности нужно было запускать в условиях беспросветной нищеты.
В декабре 1917 года в Народном комиссариате просвещения был создан внешкольный отдел, который возглавила Надежда Крупская. Она с первых лет ХХ века разрабатывала методику педагогической работы с взрослыми учащимися. Именно в ее личном департаменте и создавались планы обучения совершеннолетних, не получивших азов образования. Считалось, что быстрому преодолению неграмотности поможет орфографическая реформа, разработанная ещё в царские времена, но стартовавшая в начале 1918 года. Ее основной целью было упрощение правописания. Проще писать — проще обучить.
Содержание:
«О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР»
Зачем ликбез был нужен большевикам, ещё не укрепившим свою власть, ещё воевавшим «на деникинских фронтах»? Для них это был не только пропагандистский довод, но и дело чести. Самодержавие традиционно упрекали за невнимание к массовому образованию. Об этом страстно писали и либералы, и социалисты всех мастей. О необходимости бесплатного всеобщего образования твердили и эсеры, и меньшевики, и большевики. В этом они сходились. И большевики — надо отдать им должное, — захватив власть, не ограничились декларациями. Для них это был важнейший идеологический вопрос. Революционные партии проповедовали веру в прогресс — технический, культурный и социальный. А о каком прогрессе можно говорить в малограмотном обществе?
Конечно, наркомпросовцы 1919 года начинали не с нуля. Почему же в России сто лет назад для ликвидации безграмотности потребовались столь крутые, «чрезвычайные» меры? Проблема кроется в глуби веков. Первым нашим просветителем государственного масштаба был князь Ярослав, не зря прозванный Мудрым. Он и сам был пристрастен к чтению, и других старался приохотить к науке. Примерно в 1030 году князь Ярослав создал первое училище в Новгороде Великом. К концу правления князя-книгочея Русь была одним из наиболее просвещенных государств Европы. Но вскоре этот приоритет был утрачен. И только в начале XVII века царь Борис Годунов замыслил открыть в Москве первые светские школы. Пушкин прославил этот порыв царя Московского, вложив в его уста крылатые слова: «Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни».
Но эта затея не удалась, а после Смутного времени грамотеев в Московском царстве осталось немного. И царь Петр, которого такое положение дел не устраивало, взялся за дело с поистине революционным неуемным размахом. «Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье», — точнее Пушкина не сказать. Петр открывал «цифирные школы», заботился об элементарном обучении солдат.
Игорь Корпусов, старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института:
– Декрет начинается такой преамбулой: «В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет Народных Комиссаров постановил…»
Цель этого декрета – предоставить всем возможность участвовать в политической жизни страны. То есть вовсе не образовательная. В дореволюционной России ситуация с образованием имела существенные недостатки. Но это образование было добровольным.
Вот это, мне кажется, тоже очень важно зафиксировать. И дореволюционные образовательные программы строились, в основном, на принципах доступности образования.
Для этого Министерство просвещения проводило две вещи. Во-первых, бесплатное начальное образование. Решение о нем было принято ещё в 1908 году. Была такая программа: любой потенциальный ученик должен жить не дальше, чем в трёх верстах от школы. А потом люди решали сами – продолжать обучение или нет. Был вопрос мотивации.
Есть сведения, что очень многие возвращались на ликпункты. Почему? Я думаю, потому, что их обучали, а потом они нигде не применяли эти навыки. Они им были не нужны.
То есть крестьяне становились объектом некоторого воздействия, а потом уходили в свою привычную жизнь, и всё, грамота забывалась. Не было мотивации, а мотивации не было, потому что заставляли.
Тимур Щукин, выпускающий редактор журнала «Вода живая»:
– Образование, первоначальные навыки грамотности для государства – это инструмент для достижения собственных целей с использованием определённого человеческого ресурса.
В XX веке абсолютно все страны стояли перед проблемой смены экономической формации, перехода от аграрного общества к индустриальному.
Образование было необходимо просто по объективным причинам. Рабочему нужно было хотя бы прочитать инструкцию к станку, чтобы за ним работать.
Крестьянин, чтобы пересесть с лошади на трактор, должен был разбирать всякие технические надписи. Вопрос в другом: какая мировоззренческая перспектива открывалась перед человеком, получающим даже самое элементарное образование.
Да, в XX веке все должны уметь читать. Но зачем гражданину конкретного государства это умение? Что он будет читать? Советская власть, естественно, выращивала не абстрактного грамотного человека, абстрактного рабочего, абстрактного специалиста. Она выращивала носителя определённой идеологии.
Это должен был быть пролетарий, который осознает свои классовые интересы, который объединяется с другими пролетариями, чтобы создать государство-фабрику, чтобы построить новое общество, где совершенно по-иному распределяются материальные блага, где формируются совершенно иные отношения между людьми, между человеком и природой.
Для такого человека или уходят на второй план, или становятся каким-то пережитком, чем-то неважным религиозные идеалы, национальные идеалы и семейные ценности, которые, как известно, в 1920‑х годах были поставлены под сомнение в Советском Союзе.
Не случайно в том же декрете церкви упоминаются в том контексте, что их помещения можно изымать для организации пунктов по ликвидации безграмотности.
До революции существовала параллельная система земских и церковно-приходских школ, и их суммарное количество (Временное правительство ввело церковно-приходские школы в государственную систему) к 1919 году было таково, что новые советские школы достигли этого показателя только к 1927 году.
Большевики строили новую систему, новую образовательную инфраструктуру, но при этом ликвидировали систему церковно-приходских школ по причине её очевидной идеологической несовместимости с новым государством и его идеологией.
На плакатах 1920‑х годов поп – мракобес, противостоящий ликвидаторам. Дело, однако, в том, что не мракобесие противостояло просвещению, а две интерпретации идей просвещения: радикально атеистическая и антинациональная противостояла религиозной и опирающейся на национальные ценности.
Александр Буров, старший научный сотрудник Государственного музея истории религии:
– Я хочу привести цитату из Юрия Анненкова, человека, который писал портрет Ленина. «Владимир Ильич говорил о целях большевистского ликбеза так: „Вообще к интеллигенции, как Вы, наверное, знаете, я большой симпатии не питаю. И наш лозунг: «Ликвидировать безграмотность!» отнюдь не следует толковать как стремление к нарождению новой интеллигенции.
Новая власть озаботилась проблемой едва ли не сразу после взятия Зимнего. Еще в ноябре 1917 года Анатолий Луначарский на страницах журнала «Народное просвещение» провозгласил курс на ликвидацию безграмотности. А кроме того — заговорил о гигиене, о том, что каждую школу (включая сельские) нужно обеспечить горячей водой и мылом. И ликвидацию безграмотности нужно было запускать в условиях беспросветной нищеты.
В декабре 1917 года в Народном комиссариате просвещения был создан внешкольный отдел, который возглавила Надежда Крупская. Она с первых лет ХХ века разрабатывала методику педагогической работы с взрослыми учащимися. Именно в ее личном департаменте и создавались планы обучения совершеннолетних, не получивших азов образования. Считалось, что быстрому преодолению неграмотности поможет орфографическая реформа, разработанная еще в царские времена, но стартовавшая в начале 1918 года. Ее основной целью было упрощение правописания. Проще писать — проще обучить.
Дело не захлебнулось и после образования Советского Союза, когда процент неграмотных в стране снова вырос — прежде всего за счет Туркестана. В 1925 году энтузиасты борьбы с неграмотностью объединились в добровольное общество «Долой неграмотность», местные отделения которого создавались, как говорится, «от Москвы до самых до окраин». Этому обществу помогали все знаменитые советские писатели, включая Максима Горького и весьма популярного в те годы Демьяна Бедного. А Владимир Маяковский многократно давал поэтические концерты в пользу ликбезовского общества.
Зачем ликбез был нужен большевикам, еще не укрепившим свою власть, еще воевавшим «на деникинских фронтах»? Для них это был не только пропагандистский довод, но и дело чести. Самодержавие традиционно упрекали за невнимание к массовому образованию. Об этом страстно писали и либералы, и социалисты всех мастей. О необходимости бесплатного всеобщего образования твердили и эсеры, и меньшевики, и большевики. В этом они сходились. И большевики — надо отдать им должное, — захватив власть, не ограничились декларациями. Для них это был важнейший идеологический вопрос. Революционные партии проповедовали веру в прогресс — технический, культурный и социальный. А о каком прогрессе можно говорить в малограмотном обществе?
Конечно, наркомпросовцы 1919 года начинали не с нуля. Почему же в России сто лет назад для ликвидации безграмотности потребовались столь крутые, «чрезвычайные» меры? Проблема кроется в глуби веков. Первым нашим просветителем государственного масштаба был князь Ярослав, не зря прозванный Мудрым. Он и сам был пристрастен к чтению, и других старался приохотить к науке. Примерно в 1030 году князь Ярослав создал первое училище в Новгороде Великом. К концу правления князя-книгочея Русь была одним из наиболее просвещенных государств Европы. Но вскоре этот приоритет был утрачен. И только в начале XVII века царь Борис Годунов замыслил открыть в Москве первые светские школы. Пушкин прославил этот порыв царя Московского, вложив в его уста крылатые слова: «Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни».
Но эта затея не удалась, а после Смутного времени грамотеев в Московском царстве осталось немного. И царь Петр, которого такое положение дел не устраивало, взялся за дело с поистине революционным неуемным размахом. «Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье», — точнее Пушкина не сказать. Петр открывал «цифирные школы», заботился об элементарном обучении солдат.
По состоянию на 1917 год 73% людей старше 9 лет были элементарно безграмотными. В азиатских регионах их численность достигала 95%. Для огромной страны это была серьезная проблема. Поэтому практически все политические партии в своих программах обещали повысить уровень грамотности. В октябре 1917 года победила партия большевиков. Ленин тут же приступил к реализации предвыборной программы.
100 лет назад Ленин принял декрет «О ликвидации безграмотности»
За 4 месяца в ликпункте человека обучали технике письма, чтения и простого счета. Предполагалось, что выпускник такого заведения умеет:
- Читать разборчивый письменный или печатный шрифт.
- Делать небольшие записи.
- На минимальном уровне разбираться в процентах, целых и дробных числах, диаграммах.
- Ориентироваться в основных вопросах общественно-политической жизни Советов.
После окончания ликпункта человек считался малограмотным. Далее он мог перейти на вторую ступень образования и поступить в школу малограмотных. Там уже людей обучали основам истории, географии. Рабочие знакомились с политехническими науками, а крестьяне осваивали начала агро- и зоотехники.
Новой власти предстояло проделать огромную работу, поэтому на быстрые результаты рассчитывать не приходилось. Но все же по состоянию на осень 1920 года в России работало около 12 тыс. ликпунктов. Они были далеки от идеала. В школах не хватало мебели, учебников, письменных принадлежностей. Особенно тяжело было отдаленным селам. Там даже выдавали методички с рекомендациями, как обойтись без бумаги, карандашей и чернил.
В самом начале кампании сложно было найти учителей. Ликвидаторами безграмотности могли стать лишь люди, разделяющие идеи коммунизма. На занятиях кроме грамоты учащимся разъясняли правила социального поведения, личной гигиены. Не забывали и о целях строительства советского хозяйства.
По состоянию на 1920 год в России было 33% грамотных людей. Подразумевалось, что они умеют читать. Для ускорения ликбеза через 2 года было принято решение увеличить срок обучения грамоте рабочих промышленных предприятий до 8 месяцев. Основной упор делался на молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. В январе 1924 года была принята резолюция о полном искоренении безграмотности к 10 годовщине Октябрьской революции.
На самом деле ликбез не был 100% ни к 10, ни к 15 годовщине Октября. Правительство выпускало буквари, пропагандистскую литературу. Регулярно отчитывалось о проделанной работе. Но количество учащихся всегда завышалось. Качество полученного образования оставляло желать лучшего, поскольку в стране наблюдался дефицит преподавателей.
Сама Крупская упоминала о бедственном положении школ грамоты. Но все же прогресс был. В 1926 году перепись показала, что в стране 40% грамотных людей. С 1928 года правительство изменило методы образовательной работы. Увеличилось количество учебников. Для людей организовывали курсы, конференции, выставки.
- Избранные новости
- Нарвские новости
- Новости Эстонии
- Песочница
- Добавить новость
- Доска объявлений
- Объявления с фото
- Популярные сегодня
- Поиск объявлений
- Мои объявления
- Добавить объявление
- Тематические блоги
Приказано уничтожить: как большевики ликвидировали безграмотность
Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.
В 1920—1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание — под названием «Долой неграмотность» — включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению — «Мы — не рабы, рабы — не мы», а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта. Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).
Во все времена обучение грамоте сопровождалось пропагандой тех идейных ценностей, доступ к которым открывало умение читать. В годы царствования Екатерины II, когда многие считали, что «черни не нужно давать образования», наиболее проницательные деятели (например, депутат от клинского дворянства Пётр Орлов) настаивали, что если и обучать грамоте,
то на следующем основании: пусть крестьяне путём грамоты сами собой находят, чем они обязаны Богу, государю, отечеству и по закону помещику своему[3].
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1925/26 уч. г. в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты: идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.
Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920 года (Народное образование по основному обследованию 1920 г.)[14], в школах учились всего около 7,3 миллионов учеников (в школах первой ступени — 6 860 328 детей, и в школах второй ступени — 399 825), причём школы в европейской части советской России посещали менее 59 % детей в возрасте 8—12 лет (старше 12 лет — ещё и много меньше).
В годы нэпа темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. — соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе — 88,6 и 73,9 %, в селе — 67,3 и 35,4 %).
В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты — 10 млн.
Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.
По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.
В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имели обязательный характер. Она была образована для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и в 1920—1930-х годах руководила обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.
Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности.
1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18—30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).
14 августа 1923 года вышел декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности», дополнивший декрет от 26 декабря и установивший количество инструктивных школ 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных). Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность».
Крупнейшим социальным контингентом, в котором предстояло бороться с неграмотностью, являлись так называемые беспризорники — дети, потерявшие не только родственников, но и место жительства во время Первой мировой и Гражданской войн. В РСФСР в 1921 году их насчитывалось 4,5 миллиона[10], а в целом по СССР в 1922 году — до 7 миллионов[11].
27 января 1921 года была создана «Деткомиссия ВЦИК» (Комиссия по улучшению жизни детей) во главе с Феликсом Дзержинским. Главным, после обеспечения жилья, мероприятием, осуществляемым в ходе борьбы с беспризорностью, стало обучение беспризорников грамоте. Помимо Наркомата просвещения этими проблемами занимались и общественные организации, в том числе «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям». В 1925 году в СССР была создана общественная организация «Друзья детей»[12]. Уже к началу 1928 года по всему Советскому Союзу насчитывалось около 300 тысяч беспризорных[11].
Именно в ходе борьбы с беспризорностью, сочетавшейся с одновременным обучением детей грамоте, а затем и другим дисциплинам, проявился талант крупнейшего советского педагога А. С. Макаренко, автора «Педагогической поэмы».
Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920 года (Народное образование по основному обследованию 1920 г.)[13], в школах учились всего около 7,3 миллионов учеников (в школах первой ступени — 6 860 328 детей, и в школах второй ступени — 399 825), причём школы в европейской части советской России посещали менее 59 % детей в возрасте 8—12 лет (старше 12 лет — ещё и много меньше).
В годы НЭПа темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. — соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе — 88,6 и 73,9 %, в селе — 67,3 и 35,4 %).
В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты — 10 млн.
Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.
По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.
Название «Ликбез» носит издающийся с 1991 года в Барнауле литературный альманах[14].
- Неграмотность
- Грамотность
- Советизм
- Всеукраинская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности
- Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. – М., 1964;
- Куманев В. А. Революция и просвещение масс. – М., 1973;
- Ликвидация безграмотности // Российская педагогическая энциклопедия в двух томах / Глав. редактор В. В. Давыдов. Т. 1. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993
- Фрид Л. С. Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР (1917—1929). – Л., 1941;
- Штамм С. И. Управление народным образованием в СССР. (1917—1936). – М., 1985.
- Вы не представились системе
Декрет о ликвидации безграмотности Р.С.Ф.С.Р. от 26 декабря 1919 г.
В конце фронтового девятнадцатого года правительство издает знаменитый декрет о ликвидации неграмотности, объявляет политической задачей первостепенной важности: научить читать и писать все население в возрасте от 8 до 50 лет.
Для проведения декрета учреждается как знамение времени Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности и ее местные отделения — от губерний до волостей. Попозже возникает массовое общество «Долой неграмотность» во главе с М. И. Калининым.
Наркомпросу предоставлялось право в порядке трудовой повинности привлекать для обучения безграмотных все более или менее образованное население. В движение «за ликбез» включились все организации трудящихся: партячейки, профсоюзы, комсомол, женские комиссии, вливались широкие круги народной интеллигенции, видные деятели социалистической культуры, начиная с Горького; многотысячную армию культармейцев составляли студенты и школьники старших классов, учителя, врачи и инженеры, служащие и рабочие различных предприятий и учреждений, армейский политсостав, — все грамотные считали себя мобилизованными на бой за грамотность.
насиловали и грабили. Ой ли. а знаете, СКОЛЬКО солдат были осуждены военно-полевым трибуналом за нарушение приказа — НЕ допускать насилия над местным населением? Да, случаи были. Но они ЖЕСТКО пресекались. А знаете, какой приказ получили солдаты Вермахта в июне 41-о. Диаметрально противоположный по смыслу! Разрешалось и поощрялось ЛЮБОЕ насилие и убийства во имя «святой миссии ариев»! И обещалось ПРОЩЕНИЕ за ЛЮБОЕ деяние. Прочувствуйте разницу. А результат: наших ВОЕННЫХ потерь — чуть больше 8-ми миллионов, а ГЛАЖДАНСКОГО населения — аж 19 . Отсюда общая и чудовищная цифра потерь: 27 миллионов
3) Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатою их труда по нормам работников просвещения.
Декрет о ликвидации неграмотности
Ликвидация безграмотности разворачивалась в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Декрет Совета народных комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 года, (документ был подготовлен в Наркомпросе по инициативе участников 1-го съезда по внешкольному образованию) [10] гласил:
ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ (ЛИКБЕЗ)
В июле 1920 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (ликбез), подчинённую Наркомпросу. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.
26 декабря 1919 года декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР»
В июле 1920 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (ликбез), подчинённую Наркомпросу. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.
К концу XIX века грамотность населения Российской империи считалась очень низкой для страны, вставшей на путь индустриального развития. Отправной точкой уровня грамотности на начало века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными. В 1897 году грамотным было всего — 21,1% населения, в т.ч. 29,3% мужчин и 13,1% женщин. По Сибири грамотность составляла 12% (за вычетом детей до 9 лет — 16%), по Средней Азии — 5,6% из всего населения. В последующие годы уровень грамотности, безусловно, возрастал. Правда, оценки числа грамотного населения России на 1914—1917 годы сильно разнятся. Ряд западных учёных оценивают грамотность населения к 1915 году в 35-38%. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье за 1916 год приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России. Существует также оценка грамотности населения России в 45% к 1914 году.
Это постановление никогда не отменялось, — но знают ли массы это постановление? За десять лет не было, кажись, ни одного случая, когда работодатель привлекался бы к судебной ответственности за то, что не пускает учиться служащего у него по найму. Не было, кажись, ни одного случая, когда привлекались бы к судебной ответственности родители, не посылающие своих детей, своих дочерей в школу. Не было случая привлечения к судебной ответственности кустарей, которые не посылают своих учеников учиться грамоте. Наркомюст не разработал еще точной инструкции, кто именно подлежит ответственности и какой именно. Он разработать это должен и должен устроить несколько показательных судов, чтобы популяризировать эту часть декрета.
В начале XX века Россия занимала одно из последних мест в Европе по уровню образования. По данным переписи 1897 года в России было только 21% грамотных. Неграмотность почти трех четвертей населения страны тормозила ее экономическое и культурное развитие.
Декрет о ликвидации безграмотности
Это постановление никогда не отменялось, — но знают ли массы это постановление? За десять лет не было, кажись, ни одного случая, когда работодатель привлекался бы к судебной ответственности за то, что не пускает учиться служащего у него по найму. Не было, кажись, ни одного случая, когда привлекались бы к судебной ответственности родители, не посылающие своих детей, своих дочерей в школу. Не было случая привлечения к судебной ответственности кустарей, которые не посылают своих учеников учиться грамоте. Наркомюст не разработал еще точной инструкции, кто именно подлежит ответственности и какой именно. Он разработать это должен и должен устроить несколько показательных судов, чтобы популяризировать эту часть декрета.
Литературно-исторические заметки юного техника
На банных процедурах Сейчас на сайте
- Favourites List
- Audio Listining
- Color Mode
- Monthly New Updates
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным… 16.11.2020 15:52 141
Статьи по теме
ВОПРОС: Непрекращающиеся протестные события в Белоруссии радикализируют белорусское общество и сдвигают его вправо, а жесткие репрессивные действия по отношению к протестующим лишают власть Лукашенко легитимности. Есть подозрение, что в конце концов по итогам этого противостояния к власти в Белоруссии придёт прозападный лидер. Как должна была действовать российская власть, чтобы не потерять ближайшего соседа и члена Союзного государства? СУЛАКШИН С.С.: На мой взгляд, радикализация сдвигает белорусское общество не вправо, а в черную… 2.12.2020 21:00 91
Статьи автора
Государство смело отряхивает со своих стоп прах памятников культуры. * Половина российских памятников культуры находится в аварийном состоянии, спасти их может только передача инвесторам, в том числе и под гостиницы и рестораны, – заявил министр культуры РФ В.Мединский на Петербургском форуме, 7 июня сообщает корр. ИА Красная Весна. Министр добавил, что в России десятки тысяч… 8.06.2019 11:42 135
У этого термина существуют и другие значения, см. Ликбез (значения).
Ликбе́з (ликвида́ция безгра́мотности у населения) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле — обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.
Исторически понятие «ликбез» возникло как сокращение от «ликвидация безграмотности» — государственной программы Советской России, начало которой положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.
В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имели обязательный характер. Она была образована для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и в 1920—1930-х годах руководила обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.
Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности.
1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18—30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6—8 часов еженедельно).
14 августа 1923 года вышел декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности», дополнивший декрет от 26 декабря и установивший количество инструктивных школ 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных). Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность».
Крупнейшим социальным контингентом, в котором предстояло бороться с неграмотностью, являлись так называемые беспризорники — дети, потерявшие не только родственников, но и место жительства во время Первой мировой и Гражданской войн. В РСФСР в 1921 году их насчитывалось 4,5 миллиона[10], а в целом по СССР в 1922 году — до 7 миллионов[11].
27 января 1921 года была создана «Деткомиссия ВЦИК» (Комиссия по улучшению жизни детей) во главе с Феликсом Дзержинским. Главным, после обеспечения жилья, мероприятием, осуществляемым в ходе борьбы с беспризорностью, стало обучение беспризорников грамоте. Помимо Наркомата просвещения этими проблемами занимались и общественные организации, в том числе «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям». В 1925 году в СССР была создана общественная организация «Друзья детей»[12]. Уже к началу 1928 года по всему Советскому Союзу насчитывалось около 300 тысяч беспризорных[11].
Именно в ходе борьбы с беспризорностью, сочетавшейся с одновременным обучением детей грамоте, а затем и другим дисциплинам, проявился талант крупнейшего советского педагога А. С. Макаренко, автора «Педагогической поэмы».
В 1920—1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание — под названием «Долой неграмотность» — включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению — «Мы — не рабы, рабы — не мы», а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта. Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других (всего около 40) языках.
Во все времена обучение грамоте сопровождалось пропагандой тех идейных ценностей, доступ к которым открывало умение читать. В годы царствования Екатерины II, когда многие считали, что «черни не нужно давать образования», наиболее проницательные деятели (например, депутат от клинского дворянства Пётр Орлов) настаивали, что если и обучать грамоте,
то на следующем основании: пусть крестьяне путём грамоты сами собой находят, чем они обязаны Богу, государю, отечеству и по закону помещику своему[3].
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1925/26 учебном году в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты: идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.
Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920 года (Народное образование по основному обследованию 1920 г.)[13], в школах учились всего около 7,3 миллионов учеников (в школах первой ступени — 6 860 328 детей, и в школах второй ступени — 399 825), причём школы в европейской части советской России посещали менее 59 % детей в возрасте 8—12 лет (старше 12 лет — ещё и много меньше).
В годы НЭПа темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. — соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе — 88,6 и 73,9 %, в селе — 67,3 и 35,4 %).
В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты — 10 млн.
Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.
По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.
Этот Декрет был принят правительством РСФСР и гласил:
«В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:
1. Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведётся в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам Наркомата просвещения.
2. Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов.
3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения.
4. К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности Наркоматом просвещения и местными органами привлекаются все организации трудового населения…
5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.
6. Для ликвидации безграмотности органами Наркомата просвещения предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях.
7. Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями.
8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.
9. Народному Комиссариату Просвещения поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего декрета.
Председатель СНК В. Ульянов
Управляющий делами СНК Вл. Бонч-Бруевич»
Работа на местах проводилась под руководством Всероссийской Чрезвычайной Комиссией по ликвидации безграмотности.
Незапланированно был поставлен гигантский эксперимент в масштабах страны: оказалось, что в отличие от устной речи, овладение которой легко идёт лишь в первые 6 лет жизни, обучиться письменной речи можно практически в любом возрасте.