Трехсторонне соглашение о мрот

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трехсторонне соглашение о мрот». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Предложение заключается в том, чтобы теперь МРОТ зависел от медианной зарплаты за предыдущий год.

В законопроекте уточняется, что с 2021 года соотношение МРОТ и медианной зарплаты устанавливается в размере 42 %. Это соотношение будет пересматриваться не реже одного раза в 5 лет с учетом социально-экономических обстоятельств.

При этом размер МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом на очередной год.

Новый МРОТ с 1 октября 2020 года: размер нового МРОТа, повышение зарплаты

Под этим понятием следует иметь в виду величину денежного дохода, относительно которой половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина — выше данной величины.

Медианный среднедушевой доход исчисляется с учетом собранной статистической информации.

Размер МРОТ в 2020 году

С 1 января 2020 года величина МРОТ составляет 12 130 руб. в месяц — это 100 % величины прожиточного минимума за 2-й квартал 2019 года. Таким образом, по отношению к предыдущему размеру, установленному годом ранее (11 280 руб.), МРОТ увеличился на 7,5 %.

Нередки ситуации, когда ООО зарегистрировано в одном субъекте РФ, а его работники трудятся в филиале ООО в другом субъекте. На какой МРОТ в данном случае ориентироваться при установлении зарплаты филиальным сотрудникам?

Законно в этом случае устанавливать зарплату с учетом МРОТ, установленного в субъекте, где находится филиал ООО.

МРОТ – это установленное законодательством значение минимальной суммы денежных средств, которые должны выплачиваться организацией в отношении наемных работников за период, равный одному календарному месяцу. Такой порядок следует из статьи 133 Трудового кодекса РФ. МРОТ имеет значение не только при формировании заработной платы сотрудников организации, но так же при расчете различного рода компенсаций, пособий, налоговых, страховых и иных отчислений.

Географические и территориальные особенности Российской Федерации влияют на то, что в разных регионах нашей страны складывается различная экономическая обстановка. На это могут влиять такие факторы как:

  • климатические условия;
  • месторождения каких-либо полезных ископаемых и других натуральных ресурсов;
  • культурное значение;
  • удаленность от столицы (обособленность);
  • численность населения;
  • количество рабочих мест.

Таким образом, Государственная Дума РФ приняла решение о том, что региональные власти на законодательном уровне имеют право назначать свой минимальный размер оплаты труда, отличный от принятого на Федеральном уровне. На этом этапе заключается специальное трехстороннее письменное соглашению между:

  1. Правительством субъекта РФ.
  2. Профсоюзными организациями.
  3. Региональным союзом предпринимателей (работодателей).

В случае, когда речь идет не о территориальном признаке, а о промышленном (отраслевом) производстве, объединяющем два и более субъектов РФ, участниками трехстороннего договора могут стать представители профсоюзного объединения. Устанавливается отраслевой размер оплаты труда, действующая информация о котором публикуется на официальном Интернет-ресурсах местной власти, Министерства труда РФ, в журналах «Бизнес России», «Охрана и экономика труда», а также в газете «Солидарность»

Для работодателей на законодательном уровне предусматривается отказ от участия в трехстороннем соглашении о минимальном размере оплаты труда. Для этого представителям организаций необходимо составить письменную форму отказа, и предоставить ее в органы местного самоуправления в течение 30 дней после публикации договора о МРОТ.

Иногда трехстороннее соглашение, принятое местными властями, может привести к несоответствиям данных, подписанных в трудовых договорах между работодателями и сотрудниками. В этом случае нет необходимости прерывать формальные взаимоотношения, с целью изменения данных о МРОТ и подписания нового трудового договора. Достаточно составить дополнительное соглашение в соответствии с официальным документом.

В дополнительном соглашении учитываются размеры:

  • премиальных выплат;
  • бонусов;
  • надбавок.

Все эти денежные начисления входят в состав МРОТ.

В минимальный размер оплаты труда не входят региональные коэффициенты. Каждый житель того или иного региона должен быть ознакомлен с условиями трехстороннего соглашения, для грамотного составления договора о трудовых отношениях с работодателем.

Значение МРОТ в 2017 году устанавливается как на Федеральном, так и на региональном уровне. Согласно статье 133 Трудового кодекса РФ, региональный уровень минимального размера оплаты труда не может быть ниже федерального уровня.

Заработная плата сотрудника, который отработал почасовую норму в конкретном месяце (отчетном периоде), не должна быть меньше уровня МРОТ. Сверить размер заработной платы в 2017 году с федеральным, региональным или отраслевым значением можно следующим образом:

  1. Если работодатель не участвует в трехстороннем соглашении о МРОТ, предоставив письменный мотивированный отказ в соответствующие органы, сотрудник должен получать заработную плату не менее установленного федерального значения.
  2. Если работодатель участвует в отраслевом соглашении о минимальном значении оплаты труда, то сотрудник должен получать заработную плату не менее установленного отраслевого значения.
  3. Если организация участвует и в отраслевом и в региональном соглашении о МРОТ, то размер заработной платы сотрудников будет исходить из того, какое значение минимальной оплаты труда выше – отраслевое или региональное.

Заработная плата сотрудника может быть меньше уровня МРОТ, если:

  1. Работник с минимальным уровнем оклада не отработал полный календарный месяц.
  2. Сотрудник работает по совместительству и получает заработную плату в соответствии с отработанным временем. Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ его зарплату входят такие начисления как:
  • оплата труда;
  • компенсации и надбавки;
  • премии.

При этом общая сумма всех выплат не должна быть меньше установленного значения МРОТ. Однако, стоит учитывать, что «на руки» сотрудник получит сумму с вычетом НДФЛ и других удержаний, если таковые имеют место быть.

За несоблюдение нового порядка о начислении заработной платы предусмотрена административная ответственность. В соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, на ответственное лицо (руководитель или управляющий предприятием) может быть наложен штраф в размере от 1 000 до 5 000 ₽. Организация же уплатит штраф в размере от 30 000 до 50 000 ₽.

Если руководитель или управляющий нарушит порядок начисления заработной платы повторно, то в лучшем случае, размер штрафа может быть увеличен до 20 000 ₽, а в худшем, ответственное лицо может быть отстранено от деятельности на срок от 1 до 3 лет.

В соответствии с частью 4 статьи 5.27 КоАП, индивидуальный предприниматель может претерпеть штрафную выплату в размере от 10 000 до 20 000 ₽, а организация в целом от 50 000 до 70 000 ₽.

Так же статьей 5.31 предусмотрены такие меры как предупреждение или взыскание штрафа в размере от 3 000 до 5 000 ₽, если нарушение руководителя организации квалифицируется как невыполнение обязательств по коллективному договору (при его наличии).

Если заработная плата ниже уровня МРОТ выплачивается сотруднику в течение 2х и более месяцев, на руководителя организации ложится уголовная ответственность согласно статье 145.1 Уголовного кодекса РФ.

Сотрудник организации, зарплата которого была ниже уровня МРОТ, вправе предъявить следующие требования:

  • доплату за весь обработанный срок, с момента вступления в силу поправки об уровне МРОТ;
  • компенсацию за задержку выплаты.

Если организация не идет навстречу сотруднику, последний имеет право обратиться в трудовую инспекцию.

Не так давно правительством РФ было принято решение, согласно которому вводится ещё один зарплатный минимальный размер зарплаты труда. Теперь бухгалтерам нужно во избежание нарушений принимать во внимание этот новый показатель.

Введение нового зарплатного МРОТ

Уже с первого октября текущего года будет введена минимальная часовая оплата труда работников. Такое нововведение было регламентировано властями в специальном положении, которое направлено на восстановление экономики страны. Отдельно нужно остановится на том, что в новом документе оговаривается минимальный размер часовой ставки работников, занятость которых составляет неполный рабочий день и работающих от трёх месяцев. Полагается, что введение подобных мер позволит более эффективно бороться с неофициальной оплатой труда работающего гражданина, что должно защитить интересы сотрудника.

Трехстороннее соглашение о минимальном размере оплаты труда

С начала нового года планируется увеличение федерального МРОТ. По сообщениям Минтруда планируется увеличить размер минимальной оплаты труда в новом году до 12 392 тысяч рублей. Минтруд также сделал прогнозы по уровням прожиточного минимума в конце 2020 года, исходя из этого можно выделить следующие: На душу населения будет порядка 11 460 рублей. Трудоспособное население будет иметь 12 392 тысячи.

Пенсионеры и дети будут иметь 9 420 и 11 423 тысячи рублей соответственно. Также существуют определенные причины по которым размер МРОТ может отличаться от любого из всех озвученных. К таким причинам можно отнести следующие: Возможно введение определенных надбавок, в том числе северных, также возможно действие районного коэффициента. В каком-либо субъекте может быть трёхстороннее соглашение о повышении минимального размера оплаты труда.

По сообщениям министра труда и социальной защиты Максима Топилина с первого октября этого года ожидается повышение заработной платы в бюджетной сфере на 3%. Речь идет о следующих категориях граждан: Врачи, учителя, работники культуры, средний медперсонал и другие, о которых идет речь в указах Президента РФ, выданных в мае. Юристы, бухгалтеры, кадровики и другие.

В ближайшие годы планируется увеличить доли выплат должностных окладов, рекомендуемая доля оклада в зарплате должна составить не менее: 55% для работников здравоохранения. 50% для работников культуры. 70% для учреждений, которые осуществляют свою работу в сфере спорта.

На момент написания статьи существует неопределенность с размером федерального МРОТ на 2021 год.

Во-первых, новая методика расчета МРОТ с учетом медианной зарплаты пока официально не утверждена.

Во-вторых, законопроектом № 1027748-7 предусмотрено, что МРОТ на очередной год исчисляется с учетом медианной зарплаты за предыдущий год, которую рассчитывает Росстат. То есть расчеты МРОТ на 2021 год следует производить по медианной зарплате по данным Росстата за 2020 год. При этом в предварительном расчете МРОТ на 2021 год используются данные ПФР за 2019 год.

Актуально на

Минимальная заработная плата не может быть меньше МРОТ.

Иными словами, региональные власти могут устанавливать в регионе минимальный размер оплаты МЗП выше, чем федеральный МРОТ.

В субъектах РФ, где установлена МЗП, она заменяет федеральный МРОТ.

Некоторые губернаторы устанавливают МЗП, но не все.

Теперь переходим к инструменту, который покажет

Новый МРОТ в 2020 году и обновляемая Таблица по регионам

Информация таблицы взята из Справочной системы КонсультантПлюс.

Ссылка на информацию, содержащую новый МРОТ на текущую дату найдете под Таблицей.

Субъект РФ Размер минимальной заработной платы, руб. Основание
12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Республика Алтай 12130 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Алтай от 24.04.2018
Республика Башкортостан 12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
в размере, равном МРОТ (12130), увеличенному на районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Региональное соглашение «О минимальной месячной заработной плате на территории Республики Бурятия» от 14.03.2018 N 01.08-010-45/18
Республика Дагестан для работников организаций внебюджетной сферы — в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Республики за II квартал истекшего года 12130 Региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Республике Дагестан» от 05.10.2017
Республика Ингушетия 12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Кабардино-Балкарская Республика

1) для некоммерческих организаций;

2) для республиканских государственных учреждений и муниципальных учреждений;

3) для организаций, созданных общественными объединениями инвалидов

12130 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Кабардино-Балкарской Республике на 2020 — 2022 годы (Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 07.07.2020 N 1)
для внебюджетной сферы — в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения Республики за II квартал предыдущего года 12834
Республика Калмыкия 12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Карачаево-Черкесская Республика 12130 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Карачаево-Черкесской Республике от 14.10.2019
Республика Карелия 12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Республика Коми 12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Республика Марий Эл 12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Республика Мордовия 12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Республика Саха (Якутия) в размере не ниже МРОТ (12130) с применением сверх него компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике за III квартал предыдущего года Республиканское (региональное) соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) на 2020 — 2022 годы от 30.04.2020
Республика Северная Осетия — Алания 12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Республика Татарстан (Татарстан) 12130 Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Татарстан от 25.12.2019
для работников Республики, кроме работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджета Республики и местных бюджетов 14000
Республика Тыва 12130 без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Тыва с 1 января 2020 года
Удмуртская Республика 12130 (с учетом районного коэффициента 13949,5 руб.) Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Удмуртской Республике от 19.02.2020

4 квартал 2018 — еще нет данных
3 квартал 2018 — еще нет данных
2 квартал 2018 — 18781
1 квартал 2018 — 17990

4 квартал 2017 — 17560
3 квартал 2017 — 18453
2 квартал 2017 — 18742
1 квартал 2017 — 17642

4 квартал 2016 — 17219
3 квартал 2016 — 17487
2 квартал 2016 — 17561
1 квартал 2016 — 17130

4 квартал 2015 — 16438
3 квартал 2015 — 17296
2 квартал 2015 — 17296
1 квартал 2015 — 16296

4 квартал 2014 — 14330
3 квартал 2014 — 13919
2 квартал 2014 — 13896
1 квартал 2014 — 13540

4 квартал 2013 — 12452
3 квартал 2013 — 11913
2 квартал 2013 — 12169
1 квартал 2013 — 11249

4 квартал 2012 — 10998
3 квартал 2012 — 10973
2 квартал 2012 — 10667
1 квартал 2012 — 10490

4 квартал 2011 — 10346
3 квартал 2011 — 10417
2 квартал 2011 — 10737
1 квартал 2011 — 10693

4 квартал 2010 — 9825
3 квартал 2010 — 9608
2 квартал 2010 — 9582
1 квартал 2010 — 9414

4 квартал 2009 — 8398
3 квартал 2009 — 8492
2 квартал 2009 — 8500
1 квартал 2009 — 8377

4 квартал 2008 — 7510
3 квартал 2008 — 7456
2 квартал 2008 — 7518
1 квартал 2008 — 7288

4 квартал 2007 — 6624
3 квартал 2007 — 6563
2 квартал 2007 — 6533
1 квартал 2007 — 6360

4 квартал 2006 — 5789
3 квартал 2006 — 5795
2 квартал 2006 — 5829
1 квартал 2006 — 5752

4 квартал 2005 — 4814,41
3 квартал 2005 — 4828,71
2 квартал 2005 — 4855,63
1 квартал 2005 — 4733,14

4 квартал 2004 — 4265,24
3 квартал 2004 — 4190,13
2 квартал 2004 — 4165,30
1 квартал 2004 — 3809,30

4 квартал 2003 — 3634,60
3 квартал 2003 — 3624,75
2 квартал 2003 — 3629,49
1 квартал 2003 — 3457,09

4 квартал 2002 — 3325,27
3 квартал 2002 — 2964,31
2 квартал 2002 — 2937,71

4 квартал 2001 — 2661,72
3 квартал 2001 — 2550,24

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально—трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими/

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой — восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Каким будет МРОТ на следующий период, зависит от таких макроэкономических факторов:

  • уровня цен в стране;

  • уровня безработицы;

  • темпа инфляции;

  • производственных показателей;

  • потребностей рабочих из России и иностранных государств.

Определение, какой размер МРОТ будет действовать, принимается на уровне страны.

Минимальная заработная плата не может быть меньше той суммы, что определена правительством. При этом сумма подлежит регулярной корректировке, на конечную цифру оказывает влияние уровень инфляции. В идеале МРОТ не должен быть меньше регионального прожиточного минимума для трудоспособных граждан.

Согласно статье 133 ТК РФ, определяется источник финансирования МРОТ:

  • в основном – собственные средства работодателя;

  • для бюджетных организаций – бюджет уровня (местные, региональный и тд).

На федеральном уровне размер МРОТ определяется Федеральным собранием РФ и подписывается Президентом. В регионах сумма минимальной заработной платы устанавливается трехсторонним соглашением.

Минимальная зарплата в России – это наименьшая плата за работу неквалифицированного сотрудника. Причем имеется в виду полный трудовой день. Обязательно осуществление рабочего процесса в нормальных условиях.

Статья 129 ТК РФ определяет составляющие минимума:

  • сама работа с учетом квалификации сотрудника;

  • производимый объем;

  • различные доплаты.

Так согласно ст. 129 ТК РФ в минимальный размер оплаты труда включаются следующие перечисления работнику:

  • оклад, определенный исходя из квалификации специалиста, сложности и характеристик труда;

  • компенсационные выплаты (например, положенные за вредные или опасные условия работы);

  • выплаты стимулирующего характера (годовые, квартальные, месячные премии и т.д.);

  • иные доплаты, получаемые от фирмы-нанимателя.

Если работник трудится внутренним совместителем, т.е. помимо основных обязанностей выполняет дополнительные, последние оплачиваются отдельно.

Доход внешнего совместителя зависит от достигнутых договоренностей между ним и компанией. Если человек трудился на 1,5 ставки вместо одной, он не может получить зарплату в размере одной «минималки». Его доход будет исчислен пропорционально переработанному времени.

Трудовое законодательство запрещает включать в расчет МРОТ оплату за работу сверхурочно, в выходные и праздничные дни. За это положены отдельные перечисления, которые определяются по полуторной ставке в первые два часа и по двойной – в последующее время. По договоренности со специалистом денежная компенсация может быть заменена на дополнительные дни отдыха.

Если заработная плата сотрудника меньше «минималки», фирма-работодатель обязана сделать доплату.

Если она этого не сделает, контролирующие органы применят штрафные санкции против организации.

Статья 133 ТК РФ устанавливает, что минимальная оплата за трудовую деятельность не должна быть менее уровня прожиточного минимума. Но на практике не всегда удается соблюдать данное правило.

В 2018 году разброс между показателями составляет более 10 000 рублей. Однако ожидается, что в перспективе величины сравняются благодаря усилиям экономической политики государства.

Кроме этого, в ТК РФ добавлена статья 421, которая определяет, что повышение минимально-возможного уровня может осуществляться постепенно.

Поэтому сумма МРОТ повышается со временем, до той поры, пока она не достигнет нужного размера. Ни конкретной даты, ни суммы не установлено.

Статьей 133 ТК РФ предписано, что доход сотрудника, получаемый от работодателя, не может быть ниже, чем минимальный порог, если соблюдаются два условия:

— человек отработал полный месяц;

— исполнил подразумеваемые должностью обязанности.

В понятие дохода включается оклад, премии, компенсации и иные выплаты, получаемые от компании-нанимателя. Если сумма перечислений составляет больше МРОТ, нарушения нормативных актов отсутствуют.

Отметим, что предприятие выполняет функции налогового агента, т.е. удерживает НДФЛ 13% из доходов, получаемых сотрудниками. Сумма, получившаяся после бюджетных перечислений, может оказаться меньше «минималки»: это не противоречит российскому праву.

Возможны случаи, когда на законных основаниях работник организации будет получать доход меньше МРОТ.

Например, если человек трудится на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, и этот факт прописан в контракте или в дополнительном соглашении к нему (то есть рабочие часы и дни зафиксированы в трудовом соглашении), то нарушений законодательства нет.

Это же правило относится к внешнему совместительству, когда специалист уделяет выполнению служебных обязанностей 2-3 часа в день, а остальное время проводит по основному месту трудоустройства. В этом случае доплата не осуществляется на законных основаниях.

Согласно положениям ст. 133 ТК РФ, власти субъекта федерации по согласованию с профсоюзами и организациями вправе вводить на его территории собственный МРОТ. Он обязательно должен превышать федеральное значение.

В 2018 году такой возможностью пользуются 32 региона страны. К их числу относится Московская, Брянская, Курская области, республики Татарстан, Хакассия, Бурятия, Забайкальский край и другие.

Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее — Правительство), Московская Федерация профсоюзов (далее также — МФП) от лица московских объединений профсоюзов (далее — Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее — МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее — Работодатели) (далее — Стороны) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 «О социальном партнерстве в городе Москве» заключили Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее — Соглашение).

Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений к связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и развитие экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.

Настоящее Соглашение рассматривается Сторонами как основа для разработки и заключения городских отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, а также коллективных договоров в организациях, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории города Москвы (далее — организации). Нормы и гарантии, включенные в настоящее Соглашение, являются минимальными, обязательными к применению и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.

Стороны при разработке и реализации настоящего Соглашения руководствуются положениями, содержащимися в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашением между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа.

Контроль за исполнением настоящего Соглашения осуществляется Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее — МТК).

Стороны поручают МТК вносить изменения в настоящее Соглашение в порядке, установленном Регламентом работы Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Стороны обязуются:

1.1. Направлять усилия на укрепление экономики города Москвы, в том числе на основе внедрения проектного подхода, цифровизации и инновационных технологий, снижение импортозависимости и развитие экспортного потенциала.

1.2. Участвовать в подготовке и экспертизе документов стратегического планирования, реализация которых затрагивает сферу социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

1.3. Разрабатывать предложения по комплексному и устойчивому развитию производственных территорий и промышленных зон, расположенных на территории города Москвы.

Правительство и Работодатели обязуются:

1.4. Развивать механизмы государственно-частного партнерства.

1.5. Содействовать развитию высокотехнологичного инновационного производства, в том числе путем создания промышленных кластеров с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

1.6. Принимать меры по устранению избыточного государственного регулирования и снижения административных барьеров при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности.

1.7. Развивать действующие и создавать новые технопарки и технополисы.

1.8. Разрабатывать и обеспечивать реализацию мер по поддержке и развитию инфраструктуры малого и среднего предпринимательства.

1.9. Создавать условия для повышения конкурентоспособности товаров и услуг московских производителей.

1.10. Создавать условия для стимулирования спроса на рынке высокотехнологичной продукции, повышения уровня внедрения технологических инноваций промышленными организациями.

1.11. Создавать условия для развития высокотехнологичных организаций и повышения стоимости интеллектуального труда.

1.12. Поддерживать экспортоориентированные организации, использующие в своем производстве национальную компонентную базу.

1.13. Продолжить проведение совместных мероприятий, осуществляемых в целях содействия развитию и поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в городе Москве.

1.14. Организовывать и проводить ежегодно мероприятия в рамках Московского международного инженерного форума.

1.15. Способствовать обмену информацией о продукции, производимой организациями, в том числе в целях формирования реестра продукции отдельных отраслей промышленности.

1.16. Содействовать обеспечению доступности долгосрочного кредитования товаропроизводителей, зарегистрированных на территории города Москвы.

1.17. Проводить мониторинг потребности в специалистах для отраслей экономики и осуществлять взаимодействие с образовательными организациями города Москвы по их подготовке.

1.18. Проводить мониторинг целевого и эффективного использования земельных участков организациями, осуществляющими промышленную деятельность на территории города Москвы.

1.19. Продолжить взаимодействие по вопросам снижения налоговой нагрузки по налогу на имущество организаций.

1.20. Продолжить взаимодействие по вопросам, связанным с кадастровой оценкой недвижимости организаций.

1.21. Реализовывать проекты, направленные на развитие предпринимательской, промышленной, научной и инновационной деятельности в городе Москве.

1.22. Способствовать созданию и развитию не менее 5 новых центров детского и молодежного научно-технического творчества, в том числе на базе технопарков.

1.23. Принимать меры по повышению информированности заказчиков города Москвы об инновационной продукции, производимой в городе Москве.

1.24. Совместно организовывать и проводить тематические мероприятия, в том числе по вопросам, связанным с реализацией городского межотраслевого трехстороннего соглашения.

Работодатели обязуются:

1.25. Участвовать в реализации экономической, в том числе промышленной, политики города Москвы.

1.26. Осуществлять под руководством МКПП(р) сбор, анализ и обобщение актуальных системных проблем, возникающих в процессе деятельности организаций различных отраслей производства, в том числе для рассмотрения в рамках программы тематических мероприятий.

1.27. Организовывать и проводить молодежные научно-инновационные мероприятия.

Стороны обязуются:

3.1. Считать, что размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы. В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.

3.2. Устанавливать размер минимальной заработной платы с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу постановления Правительства Москвы, утверждающего величину прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы.

3.3. Считать, что размер минимальной заработной платы в городе Москве не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда и включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (норма труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации.

3.4. Публиковать ежеквартально в средствах массовой информации Сторон, а также предложить размещать на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве в информационно-телекоммуникационной сети Интернет утвержденную Правительством Москвы величину прожиточного минимума в городе Москве.

Правительство и Профсоюзы обязуются:

3.5. Проводить мониторинг уровня жизни населения города Москвы, эффективности системы оплаты труда, соблюдения трудового законодательства и размещать результаты мониторинга на информационных ресурсах сторон в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3.6. Вырабатывать совместно меры по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики города Москвы с учетом необходимости обеспечения индексации и повышения оплаты труда, в том числе на основе достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных, муниципальных и иных услуг.

Работодатели обязуются:

3.7. Не допускать задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работникам.

3.8. Обеспечивать выплату заработной платы работникам, трудоустроенным в рамках договоров об организации оплачиваемых общественных работ или временного трудоустройства, заключаемых с органами службы занятости населения города Москвы, при полной отработке нормы рабочего времени и выполнившим норму труда, не ниже минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, установленного федеральным законом.

3.9. Обеспечивать выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, в размере не ниже размера минимальной заработной платы, установленного в городе Москве.

3.10. Возмещать работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 календарных дней, не полученный им средний заработок за весь период ее задержки, включая период приостановки исполнения трудовых обязанностей, с уплатой по требованию работника денежной компенсации за задержку выплат в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от общей суммы невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со дня, следующего за днем установленного срока выплаты заработной платы, по день фактического расчета заработной платы включительно.

3.11. Выплачивать выходное пособие при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации из расчета средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного по инициативе работодателя.

3.12. Проводить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

3.13. Разрабатывать системы нормирования труда, которые определяются в соответствии с законодательством с учетом мнения представителей профсоюзных организаций или устанавливаются коллективным договором, и применять их.

3.14. Устанавливать размер заработной платы работнику в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая оклады (должностные оклады), тарифные ставки, рассчитанные с учетом установленной в организации системы нормирования труда, повышающие коэффициенты к окладам (должностным окладам), тарифным ставкам, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, которые установлены соглашением, коллективным договором, а также локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, принятыми с учетом мнения (по согласованию) соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов).

3.15. Устанавливать штатные расписания организаций на основании норм труда, которые утверждаются руководителем организации с участием выборного органа профсоюзной организации в соответствии с коллективным договором, соглашением.

Профсоюзы обязуются:

3.16. Осуществлять профсоюзный контроль за своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы работникам организаций.

3.17. Осуществлять профсоюзный контроль за своевременным проведением индексации заработной платы в организациях в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Трехсторонее Соглашение Профсоюзы Минимальный Размер Оплаты Труда

Стороны обязуются:

4.1. Принимать меры по организации и обеспечению функционирования в организациях системы управления охраной труда и системы управления профессиональными рисками как важнейших направлений стимулирования работодателей к постоянному улучшению условий труда и сохранению здоровья работников.

4.2. Продолжить взаимодействие с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства в области охраны окружающей среды в организациях.

4.3. Оказывать содействие в проведении работодателями специальной оценки условий труда, пропаганде и распространении в организациях передового опыта работы в сфере охраны труда, новых разработок, прогрессивных технологий и оборудования, направленных на предотвращение несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний.

4.4. Обеспечить проведение диспансеризации работников организаций и студентов, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, в том числе в частных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.5. Способствовать развитию добровольного и безвозмездного донорства крови.

4.6. Осуществлять перед началом оздоровительных мероприятий в детских загородных оздоровительных лагерях приемку лагерей с участием технической инспекции труда Московской Федерацией профсоюзов и отраслевых профсоюзов.

4.7. Осуществлять контроль за организацией отдыха и оздоровления детей в детских загородных оздоровительных лагерях и организацией отдыха студентов в лагерях отдыха.

4.8. Принимать участие в организации и проведении Всемирных дней охраны труда и дней защиты от экологической опасности, в работах по озеленению и благоустройству территорий парков и скверов в городе Москве.

4.9. Принимать участие в организации и проведении мероприятий по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в городе Москве.

Правительство и Работодатели обязуются:

4.10. Организовать взаимодействие с органами государственного надзора и контроля по возникающим у работодателей вопросам правоприменительной практики реализации положений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, связанных с переходом на оформление листков временной нетрудоспособности в электронной форме.

Работодатели и Профсоюзы обязуются:

4.11. Принимать меры по созданию в организациях условий для организации горячего питания работников, в том числе диетического питания при наличии соответствующих медицинских показаний.

4.12. Создавать в организациях комиссии по социальному страхованию из представителей первичной профсоюзной организации и работодателя.

Правительство обязуется:

4.13. Осуществлять в установленном порядке государственную экспертизу условий труда. При проведении государственной экспертизы условий труда по заявлению работника, профессиональных союзов, их объединений предусмотреть, что размер платы за ее проведение не устанавливается или при определении размера платы за ее проведение применяется понижающий коэффициент (за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

4.14. Осуществлять мероприятия по профилактике и пропаганде производственной безопасности.

Работодатели обязуются:

4.15. Обеспечивать проведение специальной оценки условий труда в организациях с последующей разработкой и реализацией плана мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

4.16. Обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях. При этом годовой размер выделяемых средств в расчете на каждого работающего должен быть не ниже размера минимальной заработной платы, установленной в городе Москве.

4.17. Рассматривать результаты расследования несчастного случая на производстве с участием выборного органа первичной профсоюзной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение травматизма.

4.18. Обеспечивать выплату единовременной денежной компенсации сверх предусмотренной федеральным законодательством семье в результате смерти работника, наступившей от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, в размере не менее 50-кратного размера минимальной заработной платы, установленной в городе Москве. В случае трудового увечья, полученного работником от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, размер единовременной денежной компенсации определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из 50-кратного размера минимальной заработной платы, установленной в городе Москве, и уменьшается в зависимости от степени вины потерпевшего, но не более чем на 25 процентов. Основанием для выплаты денежной компенсации является заявление от работника или членов семьи погибшего (умершего), которое подается в произвольной форме в организацию, в которой произошел несчастный случай на производстве или получено профессиональное заболевание. Заявление подается в течение 6 месяцев со дня получения акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании, офо��мленного в установленном законодательством порядке, копия которого прикладывается к заявлению. В случае одновременной подачи заявлений от нескольких членов семьи погибшего единовременная денежная компенсация выплачивается в равных долях всем заявителям. Выплата денежной компенсации осуществляется в срок не позднее 30 календарных дней со дня подачи заявления.

Стороны обязуются:

5.1. Содействовать развитию предоставления организациями социальных услуг.

5.2. Проводить согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского, молодежного и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов города Москвы.

5.3. Принимать меры по сохранению детских загородных оздоровительных лагерей.

5.4. Обеспечивать условия для участия инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в массовых культурных и спортивных мероприятиях в городе Москве.

Правительство и Профсоюзы обязуются:

5.5. Организовывать новогодние представления в дни зимних школьных каникул для детей.

Правительство обязуется:

5.6. Предусматривать средства на осуществление региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам и ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии отдельным категориям работающих пенсионеров.

5.7. Предусматривать предоставление бесплатных санаторно-курортных путевок льготным категориям граждан, установленным правовыми актами города Москвы.

5.8. Предусматривать средства на предоставление обучающимся по очной форме обучения по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (ординатуре, адъюнктуре) мер социальной поддержки по оплате проезда в транспорте общего пользования в городе Москве в порядке, установленном Правительством Москвы.

5.9. Предусматривать в рамках проведения оздоровительной кампании приобретение путевок для представителей студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5.10. Осуществлять бесплатные перевозки организованных групп детей, обучающихся в образовательных организациях города Москвы, в каникулярный период по установленным сертификатам на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси).

Работодатели обязуются:

5.11. Направлять информацию о приеме на работу пенсионеров органам социальной защиты населения города Москвы по месту нахождения работодателя или по месту жительства работника-пенсионера в городе Москве в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия работодателем локального правового акта о принятии на работу работника-пенсионера.

Профсоюзы обязуются:

5.12. Осуществлять профсоюзный контроль за своевременным и в полном объеме перечислением работодателем страховых взносов на обязательное социальное страхование.

5.13. Осуществлять профсоюзный контроль за своевременным и в полном объеме предоставлением работодателем достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета работников организаций в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Стороны обязуются:

6.1. Проводить согласованную политику в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

6.2. Проводить совместную работу в организациях по укреплению действующих и созданию новых объединений работодателей и первичных профсоюзных организаций.

6.3. Содействовать разработке мер организационного и экономического стимулирования вступления работодателей в объединения работодателей.

6.4. Оказывать практическое и методическое содействие заключению городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных договоров в организациях.

6.5. Проводить взаимные консультации по разработке и реализации нормативных правовых актов города Москвы по социально-трудовым отношениям и связанным с ними экономическим отношениям.

6.6. Информировать друг друга в письменной форме о принимаемых решениях и нормативных правовых актах города Москвы по вопросам, которые являются предметом настоящего Соглашения, а также по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

6.7. Оказывать содействие организациям в пределах полномочий в пропаганде трудового законодательства в средствах массовой информации.

6.8. Содействовать созданию комиссий по трудовым спорам в городе Москве в целях досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров.

6.9. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров. В случае их возникновения обращаться в учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» и выполнять его решения.

6.10. Направлять в учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» информацию о коллективных трудовых спорах и массовых нарушениях трудовых прав работников для оказания содействия в их урегулировании, систематизации и проведения аналитической работы в целях предотвращения указанных ситуаций.

6.11. Размещать в организациях информацию с указанием органов и организаций, занимающихся урегулированием трудовых споров.

6.12. Содействовать созданию молодежных советов или советов молодых специалистов в организациях.

6.13. Продолжить работу по обучению представителей Сторон по вопросам правового обеспечения, договорного регулирования социально-трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений, основам организации взаимодействия сторон социального партнерства в рамках реализации планов развития города Москвы.

6.14. Учитывать, что при проведении коллективных переговоров по заключению отраслевых (межотраслевых) соглашений в отраслях, в которых отсутствуют соответствующие объединения работодателей, сторону работодателей представляет МКПП(р).

6.15. Проводить отраслевые совещания с работодателями по вопросам социальной ответственности предпринимательства, развития отраслевой системы социального партнерства и заключения отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров.

6.16. Проводить ежегодно городской конкурс профессионального мастерства «Московские мастера», иные конкурсы.

Правительство и Работодатели обязуются:

6.17. Оказывать содействие в выпуске совместных номеров специализированного периодического информационного издания для освещения деятельности Правительства Москвы в сфере промышленности «Дайджест московской промышленности».

Работодатели и Профсоюзы обязуются:

6.18. Осуществлять экспертизу проектов федеральных законов и проектов нормативных правовых актов города Москвы в области социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных Правительством Москвы, и принимать решения по итогам их рассмотрения в установленном порядке.

Правительство обязуется:

6.19. Обеспечивать условия для участия органов системы социального партнерства в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов Правительства Москвы в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

6.20. Включать представителей Профсоюзов и Работодателей в состав формируемых Правительством Москвы, органами исполнительной власти города Москвы комиссий, рабочих групп, коллегий и иных коллегиальных органов по социально-трудовым вопросам и связанным с ними экономическим вопросам.

6.21. Включать Стороны в перечень организаций, которым осуществляется рассылка правовых актов Правительства Москвы, касающихся социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

6.22. Размещать информацию об оказании бесплатной правовой помощи профсоюзами в центрах социального обслуживания и государственных учреждениях города Москвы, оказывающих комплексные услуги в области содействия занятости населения города Москвы, на основании представленных макетов.

6.23. Продолжить реализацию мер государственной поддержки профсоюзам и организациям профсоюзов (кроме фондов и ассоциаций) по объектам нежилого фонда и земельным участкам, находящимся в собственности города Москвы и предоставленных им, в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы.

6.24. Продолжить реализацию мер государственной поддержки МКПП(р) и ее структурным подразделениям по объектам нежилого фонда и земельным участкам, находящимся в собственности города Москвы и предоставленных им, в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы.

6.25. Учитывать при оказании финансовой и иной поддержки организациям в кач��стве основных критериев выполнение работодателем обязанности по своевременной выплате работникам заработной платы, участие в системе социального партнерства, соблюдение трудового законодательства.

7.1. Органам исполнительной власти города Москвы в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период и постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2017 г. N 552-ПП «О предоставлении субсидий, грантов в форме субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам» предусматривать субсидии на цели выполнения обязательств настоящего Соглашения, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений.

7.2. Размеры субсидий на цели, указанные в настоящем Соглашении, предусматриваемые в установленном порядке законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период, определяются путем их корректировки в установленном порядке.

7.3. Стороны Соглашения вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по Соглашению или решений МТК, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации.

7.4. Соглашение открыто для присоединения всех организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, в порядке, определяемом Законом города Москвы от 11 ноября 2009 года N 4 «О социальном партнерстве в городе Москве».

7.5. В целях обеспечения реализации настоящего Соглашения, дальнейшего развития социального партнерства Стороны на основе взаимных консультаций в рамках МТК разрабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения федеральным органам государственной власти, органам государственной власти города Москвы, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Центрального федерального округа и принимают меры по их реализации.

7.6. Обязательства Работодателей принимают на себя также две другие Стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции. Сторонами социального партнерства осуществляется контроль за соблюдением настоящего Соглашения, составляется план посещения организаций и выносится на обсуждение Сторон. Контроль осуществляется с участием Сторон. Инициатором проведения контрольных мероприятий может выступать любая Сторона. Документы по запросу одной из Сторон предоставляются в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Решение о проведении посещения организаций принимается одной из Сторон при наличии в представленных документах достоверных сведений о невыполнении обязательств, принятых Сторонами. Взаимные консультации проводятся в срок не позднее 7 рабочих дней, следующих за днем поступления от Стороны письменного уведомления.

7.7. Стороны обязуются в I квартале 2021 г. подготовить проект Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями работодателей на 2022 год и соответствующие годы.

7.8. Стороны обязуются в IV квартале 2021 г. рассмотреть и заключить Московское трехстороннее соглашение между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями работодателей на 2022 год и соответствующие годы.

7.9. Соглашение вступает в силу с 1 января 2019 г. и действует до вступления в силу нового Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями работодателей.

Мэр Москвы С.С. Собянин
Председатель
Московской Федерации профсоюзов
М.И. Антонцев
Председатель
Московской Конфедерации промышленников
и предпринимателей (работодателей)
Е.В. Панина

Комиссия при подписании соглашения не требует оплаты. Трехсторонний договор можно считать подписанным, если не поступает аргументированный отказ от работодателя. В подписании соглашения каждым отдельным нанимателем нет необходимости.

Регулирование по области

В том случае, если наниматель отказывается от подписания трехстороннего соглашения относительно заработной платы сотрудников, в обязанности руководителя городского органа власти по труду и занятости населения входит организовать встречу между нанимателем и участниками комиссии для разрешения данного вопроса. При необходимости сформировать предложения касательно того, какие способы предпринять, чтобы плата за труд повысилась до уровня минимума по области. Затем документы с отказом нанимателя от соглашения, а также результаты обсуждения и способы повышения минималки будут отправлены в региональную государственную инспекцию труда.

Областная комиссия по решению вопросов социально-трудового характера включает следующие ведомства:

  • объединения профсоюзов;
  • представители и организации;
  • представительства России.

Если говорить о 2018 годе, то трехстороннее соглашение относительно собственного уровня минимальной оплаты приняли 48 областей и 85 субъектов Российской Федерации.

В задачи профсоюзов (трехсторонний договор) входит участие в формировании трудовых договоров касательно уровня минимальной оплаты труда. Суть такого соглашения заключается в установлении правил общего характера социально-трудовых региональных отношений. Также в составлении такого договора принимают участие:

  • различные объединения работодателей;
  • представители региональных властей.

Порядок принятия и утверждения прописывается в протоколе, обязательно присутствие всех сторон.

В Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2020 года, согласно трехстороннему договору МРОТ, составляет 11 280 рублей. Вместе с тем его величина пересматривается раз в квартал и рассчитывается согласно уровню прожиточного минимума. И если говорить о Москве, то МРОТ в столице России в 2020 году менялся уже не единожды, и в целом это естественная ситуация.

Исходя из того, что МРОТ пересматривают ежеквартально, можно сделать вывод, что его объем в РФ увеличится также и в 2020 году с большей вероятностью, нежели то, что уровень минимальной оплаты труда останется на уровне 2020 года.

Амурская область 28 12130 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Еврейская автономная область 79 12130 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Камчатский край 41 12130 Региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Камчатском крае на 2019 год» от 24.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Приморский край 25 12130 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Магаданская область 49 12130 Соглашение о внесении изменений в Соглашение на 2017–2020 годы от 29.01.2018; Соглашение правительства Магаданской области от 23.05.2017 № 2; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Республика Саха (Якутия) 14 12130 Соглашение от 27.12.2017 о признании утратившим силу Республиканского (регионального) соглашения о минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» от 27.06.2017;

Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

В республике действует Дополнительное соглашение от 27.12.2017 к Республиканскому (региональному) соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» на 2017–2019 годы от 26.04.2017

Работодатели, которые присоединились к этому соглашению, должны платить работникам зарплату в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Республике Саха (Якутия) за III квартал предыдущего года

Сахалинская область 65 12130 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Хабаровский край 27 12130 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Чукотский автономный округ 87 12130 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

Минимальная зарплата в Московской области в 2021 году

Министерство труда РФ предложило увеличить минимальный размер оплаты труда, чтобы он составлял 12 792 руб. Если законопроект будет принято, то МРОТ повысится по сравнению с текущим годом на 5,5 %.

Сейчас сумма минимального размера оплаты труда составляет 12 130 рублей. Ранее планировалось, что МРОТ будет равен 12 392 руб., но из-за новой методики расчета, учитывающей среднедушевой доход, Минтруд принял решение его увеличить.

Изменения затронут более трех с половиной миллионов людей. Законопроект о новом подходе к изменению МРОТ и прожиточного минимума планируется внести в Государственную думу в ближайшее время. Для увеличения данного показателя государство планирует выделить более 133 миллиардов рублей.

В связи с повышением МРОТ работодателям придется заново рассчитать зарплату работникам. Автоматизировать выполнение этой задачи поможет программа Класс365. Помимо этого программа позволит рассчитать надбавки и другие дополнительные выплаты. Оценить весь ее функционал можно прямо сейчас>>>

Повышение МРОТ в 2021 затронет все регионы страны, но сумма в них будет разниться. Отметим, что минимальный размер оплаты труда в регионах не может быть ниже федерального. При этом некоторые из них установили свой МРОТ.

Например, в Москве, Санкт-Петербурге, в северных регионах минимальная зарплата традиционно выше, чем в других областях. В местностях, где установлены районные коэффициенты, МРОТ корректируется на них и увеличивается.

Из нашей таблицы вы сможете узнать, какие суммы будут в том или ином регионе в 2021 году.

Работодатели могут установить доплату двумя способами:

  1. Увеличить оклад. Но сразу оговоримся, что это довольно трудоемкий способ. Каждый раз, как меняется МРОТ, придется издавать новый приказ о повышении з/п, изменять трудовые договоры, штатное расписание и другие документы, где упоминается размер окладов.
  2. Установить доплату в специальном акте. Это, например, может быть приказ о положении об оплате труда. Ведь с минимальной зарплатой в России сравнивают не оклад, а суммарную зарплату. То есть оклад плюс надбавки и иные выплаты.

Второй способ проще, поскольку не нужно менять массу разных документов, можно лишь единожды установить компенсационную доплату до МРОТ.

Когда при суммированном учете рабочего времени сотрудник с окладом отработал все свои дни по графику в течение месяца, то он получает свой оклад и недоработки не возникает. Доплата до МРОТ не нужна.

Если же у работника часовая ставка, при суммированном учете рабочего времени оплачивайте часы, которые человек фактически отработал по своему графику в каждом месяце учетного периода.

При расчете зарплаты не забывайте использовать производственный календарь на 2021 год с нормой рабочих часов и списком праздников>>>

  1. Расчет отпускных. Сотрудник собирается в отпуск в феврале 2021 года на 14 календарных дней. Среднедневной заработок для отпускных — 290 руб. Отпускные, исходя из этой суммы, — 4060 руб. (290 руб. × 14 дн.). Среднемесячный заработок равен 8 497 руб. (290 руб. × 29,3 дн.). Это меньше нового федерального в 12 792 руб., поэтому нужно доначислить отпускные в сумме 4 295 рублей.
  2. Больничные и декретные. Берите для расчета пособий по болезни и декретных средний дневной заработок — 407,4 руб. (12 792 руб. × 24 мес. : 730 дн.). То есть рассчитайте пособия с учетом нового МРОТ тем работникам, у которых в 2019 — 2020 году не было выплат либо средний дневной заработок получился ниже 407,4 руб. Новый минимум учтите, если сотрудница заболеет или уйдет в декрет в 2021 году.
  3. Пособия по уходу за ребенком. На новый МРОТ следует опираться, если сотрудница уходит в декрет в 2021 году. Пособие за месяц для сотрудниц, которые работали полный день, не должно быть ниже 4 956,8 руб. (12 792 руб. × 40%). Если отпуск начался в 2020 году, то пересчитывать минимальные пособия не нужно.

Для того, чтобы рассчитать сроки сдачи отчетности, воспользуйтесь календарем бухгалтера на 2021 год>>>


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *