Земли составляющие территорию поселения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли составляющие территорию поселения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С целью комфортного и гармоничного проживания жителей будущих населенных пунктов земли поселений подлежат обязательному зонированию. В их число входят:

  • зоны для военных объектов;
  • зоны для особенных нужд;
  • производственные;
  • сельхопроизводственные;
  • зоны для развития инфраструктуры;
  • зоны для рекреационных работ;
  • общественно-деловые;
  • населенные зоны.

Как оформить землю под поселение, расскажет это видео:

Земли поселений: понятие, особенности эксплуатации и правовая регламентация

  1. Земли предназначены для строительства различного вида зданий, что обозначено назначением и зонированием;
  2. Земли являются собственностью государства, муниципалитета или физического лица;
  3. В собственности поселения остаются дороги, парки, пруды и бульвары, поскольку передача их физическому лицу в частную собственность запрещена законом.

Использование земель поселения регулируется несколькими кодексами Российской Федерации:

  1. Земельный кодекс;
  2. Региональное земельное и градостроительное законодательство;
  3. Правила землеиспользования и застройки;
  4. Строительные нормы, которые относятся к правилам землеиспользования.

Существуют акты, которые регулируют раздел полномочий между различными эшелонами власти. Регламент земле использования может распространятся только на одно поселение или отдельный регион.

То есть каждому населенному пункту федерального значения устанавливаются определенные правила землеиспользования. В данном регламенте указана схема зонирования, градостроительные нормы и процедура осуществления полномочий органами власти.

Все условия получения участка на территории земель поселений для жилого строительства, его размеры, правила использования оговариваются в арендном договоре. После получения такого документа можно приниматься за застройку участка.

При этом необходимо строго соблюдать градостроительные требования и регламент. Существуют земли, на которых стать владельцем участка чрезвычайно сложно из-за повышенного спроса и цен на такие участки. Сюда можно отнести Москву, Санкт-Петербург их области.

Виды земель, на территории муниципального образования

Суть этих двух понятий очень похожа. Главным их отличием является то, что поселения чаще всего являются сельскими территориями. В свою очередь, населенные пункты больше подходят для городов или более крупных образований, нежели село.

В пределы населенного пункта могут входить объекты, расположенные в черте города, в пригороде и на территории сельских поселений.

Главный НПА, определяющий особенности правового режима территорий – ЗК РФ, в частности, ст. 83, 84, 85 и 86, в которых содержится понятие, назначение и использование территорий населённых пунктов.

В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) на местном уровне могут вноситься изменения.

Согласно законам земплепользования и застройки, участки, находящиеся в собственности частных, юридических лиц или сданные в аренду, могут быть выкуплены или изъяты в пользу государства.

В этом проявляется правовой режим земель поселений.

Территориальные границы изменяются исключительно на основании законов субъектов РФ. В городах федерального значения корректировки вносит федеральное законодательство после согласования с местными органами власти.

Территориальные границы для административных зон устанавливает Правительство РФ.

Все владельцы земли и арендаторы при эксплуатации участков обязаны учитывать Градостроительный регламент.

Нельзя обойти вниманием тему использования и застройки земель с учётом их назначения. Можно выделить следующие виды эксплуатации участков:

  1. ЛПХ – личное подсобное хозяйство. Территория, которая используется исключительно для ведения полевого хозяйства. На таких землях не предусмотрено строительство зданий.
  2. ИЖС – индивидуальное жилищное строительство. Эти земли всегда расположены в зоне жилых поселений. Здесь строят жилые здания, обустраивают коммуникации, формируют социальную инфраструктуру, сети дорог.
  3. СНТ – садовое некоммерческое товарищество. Земли под СНТ отличаются высокой плодородностью, поэтому стоят дорого и, как правило, располагаются за чертой города.
  4. ДНП – дачное некоммерческое партнерство. Земли не так плодородны, как под СНТ. Участки обычно расположены за городом. При их покупке предполагается членство в объединении с возможностью участвовать в собраниях.

Законодательно определено, что можно строить с учётом особенностей территории. Это позволяет использовать участки с максимальной пользой, а главное – по назначению.

В наиболее общем виде территорией муниципального образования является пространство (земля) в пределах, очерченных границами этого муниципального образования, вне зависимости от формы собственности и целевого назначения. Соответственно, нужно различать территорию муниципального образования как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования, и муниципальную землю как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования и принадлежащую этому муниципальному образованию на праве собственности.

В связи с тем, что Федеральный закон от 2003 г. четко определил пять видов муниципальных образований, необходимо вести разговор о территории каждого вида, так как в каждом случае будет своя специфика.

1) Городские и сельские поселения включают в себя исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

В п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

А в состав территории сельского поселения, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 11 Закона, могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый).

Важно, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав поселения.

2) В состав территории муниципального района входят территории всех поселений в границах этого района, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории. При этом территория поселения (поселений) должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Таким образом, на примере муниципального района реализуется двухуровневая система территориальной организации местного самоуправления.

3) Территория городского округа — это территория городского поселения, которое в соответствии с законом субъекта Федерации наделено статусом городского округа.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, а также при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения и осуществления ими отдельных государственных полномочий. При этом городской округ не является частью муниципального района.

4) Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Что касается размеров территории муниципальных образований, то в самом Законе точных требований, естественно, не содержится, но указано, какие критерии могут быть положены в основу определения размеров территорий муниципальных образований.

Можно сделать вывод о том, что примерный радиус сельского поселения не может составлять более 10 километров. А примерный радиус муниципального района — 40—50 километров. Конечно, это примерные размеры, и на практике территория муниципального образования может иметь иные параметры.

Указанные выше требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

Достаточно важными критериями территориальной организации местного самоуправления, а также наделения муниципального образования статусом сельского поселения или муниципального района являются платность и численность населения.

Естественно, без населения, даже при наличии всех прочих признаков, невозможно говорить о местном самоуправлении и о фактическом выражении его территориальной организации — муниципальном образовании.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. подразумевает условное разделение страны на территории с высокой и низкой плотностью населения. На территориях с низкой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования и межселенные территории между ними. На территориях с высокой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования без межселенных территорий.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

Земли поселений — состав, назначение и правовой режим

Анализ норм Земельного Кодекса дает четкое понятие о составе территорий данного вида. Так, согласно статье 85 ЗК территории, населенные людьми, включают в себя:

  • зоны под общественные нужды;
  • промышленные зоны;
  • зоны для постройки жилья;
  • земли для сельскохозяйственного использования;
  • зоны под военными объектами;
  • зоны под специальными объектами.

Для таких зон порядок градостроения регламентируется в отдельности. Такие регламенты затрагивают все процессы по застройке поселений, в том числе постройку частного жилища, промышленных зданий и общественных сооружений на всей территории одной градостроительной зоны.

Также, законом закреплена обязанность каждого собственника этого вида недвижимого имущества в городе или поселке соблюдать установленный регламент и порядок застройки, установленные уполномоченным органом. Застраивать участки, принадлежащие частным лицам можно лишь в точности с требованиями дозволенного пользования.

Законодательство не содержит конкретной классификации данного вида недвижимого имущества. Однако по тем или иным признакам можно подразделить участки этой категории на следующие виды:

  • По признаку доступности к приватизации. В основном все участки данной категории можно перевести в частный сектор, однако, некоторые зоны на территориях городов и поселков не могут быть приватизированы. К ним относятся территории парков, набережные, территории под дорогами, городскими водоемами и т.д.
  • По признаку разрешенного использования. При переплетении территории различных категорий зон их индивидуальная регламентация в той или иной степени оказывает влияние друг на друга. К примеру, если на территории городов и поселений находятся объекты историко-культурного или природоохранного значения, то порядок их использования будет совмещенным. Разумеется, приоритет отдается более значимым целям.
  • Земли, входящие в генеральный план градостроения или так называемые «красные линии». Это те участки, которые в скором будущем могут быть реквизированы под использование в соответствии с планом государства по застройке. Знать, какие именно участки находятся на «красной линии» очень важно, так как застраивать их и тратиться не имеет смысла.
  • Отдельным видом зон поселений можно назвать пригородные территории. Они находятся в особом положении, так как они могут быть различной категории, но в то же время с большой вероятностью могут быть переведены в состав поселений. Непосредственно перед реализацией плана по расширению города, земельные участки в пригородах освобождаются от насаждений, промышленных объектов или объектов инфраструктурного значения. Разумеется, перед этим проводится реквизиция земельных участков.

Также в зависимости от предназначения участка частными лицами их можно подразделить на следующие:

  • зоны, выделенные под строительство индивидуального жилья;
  • земельные участки, предоставляемые под застройку дачными постройками;
  • территории садовых товариществ;
  • земли личных подсобных хозяйств.

Пользоваться земельными участками можно лишь в соответствии с их предназначением, вне зависимости от того, в каком виде собственности они находятся. Предназначение участков определяется в соответствии с их категорией.

Нормами закона выделяются следующие типы:

  • земли для сельскохозяйственного производства;
  • территории городов, поселков и т.д.;
  • промышленные зоны;
  • земли, имеющие природоохранное значение, зоны историко-культурных памятников, особо охраняемые зоны;
  • лесной и водный фонд;
  • земли запаса.

По наименованиям понятно, в каких целях может быть использован каждый тип.

Строительство жилых помещений является главным назначением городов и поселений. Цель предоставления участка указывается в документе, служащий основанием для передачи имущества в собственность.

Для начала работ по строительству жилья необходимо собрать все необходимые разрешительные документы. К ним относятся:

  • документ, подтверждающий право собственности на участок;
  • выписка из кадастровой службы о том, что территория предназначена под ИЖС;
  • технические документы вновь возводимого сооружения;
  • разрешение на постройку, выдаваемое местным властями.

В определенных случаях могут потребоваться иные документы, в зависимости от отдельных характеристик земельного участка.

Земельный вопрос требует внимательного рассмотрения, дотошности, а также терпения. В большинстве случаев вопросы предоставления участков решаются очень долго. А вот купить землю у частных лиц можно очень быстро. В течение 15 дней после заключения договора купли-продажи кадастровый орган по заявлению граждан осуществляет внесение в записи об изменении владельца объекта права собственности в специальный реестр.

Но и в этом случае нужно быть осторожными. Так как земля может быть включена в градостроительный план государственных органов, может быть обременена обязательствами и т.д. Всю информацию о недвижимости можно получить в кадастровом органе. А в случае с землями государства и муниципалитета всю информацию можно получить в органе власти соответствующей местности.

В любом случае зная всю подноготную земельного участка, имеются в виду правовые характеристики, можно обезопасить себя и облегчить процесс приобретения и эксплуатации находящегося в вашей собственности земли.

Что такое земли населенных пунктов? Все, что важно знать!


Земли населенного пункта отличается от иных категорий следующим:

  • правовое регулирование земель осуществляется с учетом градостроительных регламентов и градостроительного зонирования;
  • использование земли населенных пунктов сосредоточено на развитии и совершенствовании городской среды, строительства инфраструктуры, инженерии, рекреации;
  • в регулировании земельных отношений доминирует государство и муниципальные органы власти;
  • границы участков земель населенных пунктов неразрывно связаны с границами населенного пункта как административно-территориальной единицы. В пределах населенного пункта не может быть земельных участков иной категории.

Земли поселений как категория земельных участков были исключены из законодательства в 2007 году (после принятия Федерального закона № 232-ФЗ от 18.12.2006). В градостроительном законодательстве используют термин – «территория поселений». В состав поселений (городских и сельских) входят земли населенных пунктов, а также пограничные наделы общего пользования, участки, на которых местные жители используют природные ресурсы, зоны рекреации и развития поселений.

В отличие от земель поселений термин «земли населенных пунктов» выполняет не только пространственную задачу (определяет границы города или села), но и функциональную (порядок освоения земельных участков).

Правовая база оборота земель поселения – статьи Земельного и Градостроительного кодекса, законодательство о переводе земель (ФЗ № 172 от 21.12.2004), о местном самоуправлении (ФЗ № 131 от 06.10.2003).

Использование земли поселений регулируют также местные законодательные акты.


Для населенных пунктов, расположенных на территории городских округов и поселений, границы уточняются в генеральном плане округа или поселения.

Для сельских населенных пунктов за пределами поселений территориальные «рамки» определяют в схеме территориального планирования муниципального района.

Особый режим установления границ введен в 2014 году для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Утверждать изменение границ городов уполномочен Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


Каждый надел в черте населенных пунктов относится к одной из территориальных зон. Они формируются с учетом размещенных объектов, традиционного землепользования и планов развития территории. Границы устанавливаются:

  • по линиям улиц, проездов, магистралей;
  • по контурам земельных наделов;
  • по красным линиям (линии отделяют публичные земли от частных);
  • по границам населенных пунктов, муниципальных образований, внутригородских территорий;
  • по берегам водоемов, краям полей и т.д.

Законодатель выделил несколько зон и регламентировал, что можно размещать и строить на каждой из них, уточнил параметры зданий и сооружений:

  1. Жилые. Допускается строительство жилых домов, зданий, выполняющих бытовые и культурные функции. Граждане могут задействовать участки для ИЖС и строительства зданий различной этажности. Надел можно использовать для ведения личного подсобного хозяйства.
  2. Общественно-деловые. Использование земель населенных пунктов предполагает возведение образовательных, культурных, административных, социальных объектов.
  3. Производственные. На земле не допускается строительство жилых зданий – только промышленных объектов и складов.
  4. Зоны инженерных и транспортных инфраструктур. Выделяется в случае, если на территории уже есть или планируется строительство транспортных артерий, инженерии, трубопроводов и т.д.
  5. Рекреационные и особо охраняемые территории. Выделяются в качестве зон для удовлетворения потребностей горожан в отдыхе, поддержании здоровья, развития историческо-культурной среды, туризма, науки и пр. На участках допускается строительство и реконструкция парков, садов, работы по благоустройству прудов, озер, водохранилищ.
  6. Сельскохозяйственного назначения. Это территории пашен, многолетних насаждений, участков, на которых возведены и функционируют сельскохозяйственные объекты. На земле допускается ведение личного подсобного хозяйства.
  7. Зоны, на которых размещаются военные объекты.

Также местные власти могут определить специальные зоны с учетом состава и потребностей территорий населенного пункта.


Участки населенных пунктов могут находиться в государственной и частной собственности.

Допускается предоставление участков на территории населенных пунктов на основании договора купли-продажи, путем проведения аукциона на право заключить договор купли-продажи. Разрешена также аренда земель населенного пункта.

Земельный кодекс определил случаи бесплатного предоставления земель из состава земель населенного пункта. Например, безвозмездно передадут участок лицу, заключившему договор о развитии территории, многодетным семьям, нуждающимся в улучшении условий проживания, религиозным организациям (см. ст. 39.5 Земельного кодекса).

Закон установил случаи ограничения оборота земель населенного пункта. Запрещена передача в собственность земли для ИЖС, садоводства, огородничества из территориальных зон особо охраняемых территорий. Не допускается частная собственность на земли общего пользования – улицы, скверы, бульвары, пляжи и др.


Перечень допустимых вариантов эксплуатации земельных участков в границах населенного пункта указан в документах градостроительного планирования. Для каждой территориальной зоны прописаны основные, условно разрешенные и вспомогательные виды эксплуатации. Список вариантов (и их характеристики) содержится в классификаторе, утвержденном Приказом Минэкономразвития № 540 от 01.09.2014.

Собственник надела из состава земель населенных пунктов может без дополнительных согласований выбрать один из основных видов использования. Условно разрешенный вид использования может быть внедрен собственником только после обсуждения с государственным или муниципальным органом по результатам публичных слушаний (статья 39 Градостроительного кодекса РФ).

Вспомогательные варианты эксплуатации применимы в случае, если они идут в дополнение к основному или условному видам использования.

Понятие земель населенных пунктов и их границ


Приобретая право на участок в черте населенного пункта, гражданин или организация должны оценивать риски вмешательства государства и муниципальных органов в хозяйственную деятельность. Одной из задач правообладателя становится развитие и застройка земли с учетом интересов населенного пункта и его жителей. Судебная практика показывает наличие проблемных вопросов землепользования:

  1. Арендатор земельного участка из состава земель, принадлежащих государству или муниципалитету, не в состоянии изменить вид разрешенного использования надела.

Пример

ООО «Эдельвейс» заключило договор аренды земельного участка с администрацией городского округа Химки для строительства на земле физкультурно-оздоровительного комплекса. Общество обратилось к администрацией с ходатайством об изменении разрешенного использования земли на «малоэтажное жилищное строительство». В прошении было отказано, поскольку в планах арендодателя – Администрации (и в условиях договора) было построить на арендуемых землях спортивный объект для населения.

ООО «Эдельвейс» обязан использовать земли, не нарушая условия договора аренды (требование пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, изменение вида разрешенного использования участка противоречит правилу предоставления земли для жилищного строительства – строго на торгах.

Аналогичные проблемы возникают у арендатора государственной земли с незавершенным объектом строительства. Поменять вид разрешенного использования участка не получится. Статья 39.6 Земельного кодекса установила однократное предоставление участка в аренду без конкурсных процедур в целях завершения строительных работ на объекте.

Нарушение предписанного варианта использования участка приводит к расторжению договора аренды земель населенного пункта. Нарушитель условий выплачивает неустойку или вносит увеличенную плату за аренду надела.

  1. Неоднородна судебная практика в вопросе, можно ли считать нецелевую эксплуатацию здания в черте участка поселения как нарушение допустимого использования всего надела.

Пример

Собственник построил на территории земли для ИЖС со вспомогательным видом эксплуатации «для ведения личного подсобного хозяйства» сооружение для хранения стройматериалов. Прокурор в суде доказал, что гражданин нарушил целевое использование участка. Было указано, что сооружение выполняет функцию склада и не связано с ведением личного подсобного хозяйства.

Обратный случай – общество организовало офисы в здании склада, построенном на территории с разрешенным использование «обслуживание склада». Это послужило поводом для иска о нецелевом использовании земли. Суд отклонил иск. Мотивация – следует разделять вопросы разрешенного использования земли и вопросы эксплуатации объекта недвижимости, расположенного в его границах (постановление Арбитражного суда МО по делу А40-151922/2016).

  1. Правообладатели земельных участков узнают об изменении категории земли, в связи с принятием или корректировкой генерального плана или схемы территориального планирования района.

Пример При строительстве вылетной магистрали были скорректированы границы территориальных зон населенного пункта. Участки с разрешенным использованием «сады и огороды» попали в территориальную зону с допустимым использованием «размещение автомобильных дорог». Собственник надела обратился в суд, считая, что его права нарушены. Разъяснение спорного вопроса дано в обзоре практики Верховного суда (от 14.11.2018). Суд указал, что собственник имеет право пользоваться землей в старом режиме (ч. 8, ст. 36 ГрК РФ, ч. 4, ст. 5 ЗК РФ). Исключение – если объекты на земельном участке мешают жизни и здоровью граждан, угрожают культурным или природным памятникам.

  1. Участки земли нередко попадают под действие правил землепользования для нескольких категорий земельных участков. Например, после уточнения границ особо охраняемых природных территорий в населенном пункте оказывается, что на них находятся приватизированные земельные участки с разрешенным использованием для ИЖС.
  2. Вызывает трудности разграничение правовых режимов пользования землями сельскохозяйственного назначения и участками сельскохозяйственного назначения в населенных пунктах.

Правительство работает над законопроектом, отменяющим категории земель. Вместо категорий предлагается разбить территорию страны на 18 функциональных зон и установить внутри каждой закрытый перечень видов использования земли. Новый порядок, по мнению разработчиков, ликвидирует коллизии правоприменения, в том числе в сфере землепользования в населенных пунктах.

Эти земли хоть и занимают сравнительно небольшую площадь по отношению к площадям других земель, но на них проживает значительная часть населения страны. Поэтому там бурно протекают процессы развития: строительство домов, объектов промышленности, бизнеса, инфраструктуры и др. в соответствии с зонированием территории, что закрепляется правилами застройки и землепользования, принятыми местными органами власти.

Согласно этим правилам для всех зон устанавливается отдельный градостроительный регламент.

Это специфическая система организации жизнедеятельности людей в границах городских и сельских населенных пунктов, проводимая путем введения для субъектов рамок допущений и запретов в области разрешенного использования и охраны земель, определяемых законодательством Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами. Правовые статусы городского и сельского населенных пунктов, а также особенности их землепользования неодинаковы.

Особенности и общую характеристику правового режима земель населенных пунтов вы найдете в этой статье.

Земли населенных пунктов — 003002000000:

  • сельхозназначения — 003002000010;
  • жилищного, инженерно-инфраструктурного, жилищно-коммунального назначения — 003002000020;
  • жилищное строительство — 003002000030;
  • частные участки юрлиц и физических лиц под жилищное строительство, кроме ИЖС — 003002000040;
  • частные участки физических лиц под ИЖС — 003002000050;
  • участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства — 003002000060;
  • участки, предоставляемые юрлицам для садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства — 003002000070;
  • участки, предоставленные физическим лицам для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства — 003002000080;
  • производственные, инженерные и зоны транспортных инфраструктур — 003002000090;
  • остальные участки — 003002000100.

Такая инвентаризация проводится в черте административно-территориального образования и представляет совокупность действий, направленную на выявление и уточнение данных о земельных участках, их границах, определение собственников, пользователей, арендаторов участков, нерационально используемых и неэксплуатируемых территорий.

Справка! Предприятия, организации, граждане, получившие лицензию в установленном законом порядке имеют право на проведение инвентаризационных мероприятий.

Садовый участок предназначен для устройства фруктовых садов и огородов с целью выращивания урожая для личного потребления, а также для отдыха. На нем разрешается строительство жилых дачных домов, в которых можно проживать круглогодично без постоянной регистрации, и вспомогательных построек. Максимальная площадь такого участка составляет 15 соток.

Важные нюансы о землях населенных пунктов для садоводства рассказаны здесь.

Такие территории имеют назначение производства сельхозпродукции, как то: сельскохозяйственных культур, скота, птиц, рыб и др. На них можно строить сопутствующие хозяйственные здания. В их пределах находятся территории, занятые дорогами, лесной растительностью, пашни, сенокосы, пастбища, сады, залежные земли.

Информацию про особенности земель населенных пунктов для сельскохозяйственного использования и порядок их включения в границы вы найдете в отдельной статье.

Данные территории, называемые приусадебными земельными участками, предназначены для сельхозиспользования — ведения личного подсобного хозяйства. На них можно возвести жилые дома, на которые зарегистрировать право собственности, и впоследствии прописаться в них.

О том, что такое земли населенных пунктов для ЛПХ и как их правильно использовать, говорится здесь.

В Земельном кодексе РФ четко определено понятие и состав земель населенных пунктов. Согласно требованиям данного нормативно-правового акта под землями населенных пунктов подразумеваются участки земли, которые используются и, соответственно, предназначаются, для застройки и развития населенных пунктов.

Любое развитие и расширение населенного пункта подразумевает под собой возникновение разнообразных земельных отношений, которые напрямую связаны с процедурой проведения изъятия участков, прочих связанных с данными процедурами действий, имеющих юридическое значение.

В соответствии с положениями, урегулированными земельным законодательством, получается, что в качестве основания для установления земель населений является факт наличия границы участка земли. Причем характерно, что данная граница в обязательном порядке должна быть установлена таким образом, чтобы отделять земли поселений от прочих земель, относящихся к другим категориям.

Основное целевое назначение подобных земельных участков заключается в том, что они используются в качестве отдельной территории, предназначенной для размещения на ней:

  • разнообразных строений, по большей части жилых домов, пригодных для постоянного круглогодичного проживания;
  • сооружений и строений, предназначенных для обеспечения возможности жизнедеятельности всех граждан, проживающих в данном поселении.

В отличие от прочих земель, земель поселений, как правило, очень мало. А для их увеличения требуется осуществить изменение границ данного населенного пункта. Увеличение границ – это достаточно сложный и трудоемкий процесс, который требует большого количества времени и затрат.

Именно по этой причине большинство населений предпочитают заниматься не увеличением границ, а проводить уплотнительные застройки.

Земли поселений предназначены не для одних жилых домов

Границы городских, сельских населенных пунктов рассматриваются в Земельном кодексе России в качестве отдельного понятия. Согласно положением данного нормативно-правового акта границы городских, сельских населенных пунктов представляют собой специальные границы, которые позволяют отделить населенные пункты от прочих земель, которым присвоена иная категория.

Согласно федеральным нормативно-правовым актам границы городских или сельских поселений никаким образом не могут пересекать границы прочих муниципальным образований.

Кроме того, в земельном законодательстве четко установлено требование, согласно которому границы населенных пунктов не могут не только пересекать границы муниципальных образований, но и каким-либо образом выходить за них.

Также границы населенных пунктов устанавливаются таким образом, чтобы не пересекать земельные участки, выделенные для пользования и ведения сельского хозяйства, физическим или юридическим лицам, организациям, действующим для удовлетворения нужд государства и отдельно взятых субъектов государства.

На уровне федерального земельного законодательства устанавливаются определенные особенности, которые распространяются только на границы земель населенных пунктов, к которым относятся городские и сельские поселения.

Согласно требованиям законодательства, в частности, Земельного кодекса РФ и соответствующим нормативно-правовым актам федерального уровня, установление границ городских и сельских поселений должно осуществляться таким образом, чтобы:

  • Они не пересекали установленных границ муниципальных образований;
  • Они не выходили за установленные границы муниципальных образований, то есть земли городских поселений, располагающихся на территории одного субъекта государства, ни в коем случае не должны выходить за пределы данной установленной границы.
  • Они не должны пересекать границы земельных участков, которые были предоставлены в постоянное или временное пользование индивидуальным предпринимателям, организациям или простым гражданам. Границы населенных пунктов не должны пересекать границы участков, которые были предоставлены организациям, действующим от имени государства, в целях удовлетворения федеральных и муниципальных нужд.

Некоторые специалисты в области земельного права склоняются к мнению о том, что в качестве основной из особенностей населенных пунктов выступает урегулированное законодательством условие о том, что данные ограничения предназначаются не только для территориально-пространственного действия установленных на территории государства правовых норм, но и позволяют определить пространственные границы определенного географического объекта.

Следовательно, при помощи границ происходит индивидуализация земель населенных пунктов в качестве отдельной категории земель.

На законодательном уровне устанавливается еще одна особенность границ поселений: согласно требованиям земельного законодательства, границы поселений ни в коем случае не должны пересекать установленные границы участков, которые были предоставлены гражданам или юридическим лицам для ведения на них хозяйственной деятельности или индивидуального строительства.

Если границы поселения были установлены еще до предоставления участка земли гражданину или организации, на законодательном уровне допускается отнесение участка сразу к нескольким категориям в индивидуальном порядке.

Под насе­лен­ным пунк­том (НП) пони­ма­ет­ся посе­ле­ние людей в гра­ни­цах одно­го, обо­зна­чен­но­го на кар­тах, гене­раль­ных, пла­ни­ро­воч­ных, кадаст­ро­вых и иных пла­нах, земель­но­го участка.

Насе­лен­ным пунк­том явля­ет­ся город, ПГТ (посе­лок город­ско­го типа), село, ста­ни­ца, хутор и т.д. Парал­лель­но с “насе­лен­ным пунк­том” при­ме­ня­ет­ся и тер­мин “посе­ле­ние”: он ана­ло­ги­чен пер­во­му, но более широк, так как посе­ле­ни­ем может быть сово­куп­ность несколь­ких насе­лен­ных пунктов.

Для справки: немного о территориальном устройстве РФ

  • Несколь­ко НП могут обра­зо­вать раз­но­вид­ность муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния (МО) — город­ской округ, осо­бен­но­стью кото­ро­го явля­ет­ся сосре­до­то­че­ние неболь­ших НП вокруг круп­но­го города.
  • Окру­га, рес­пуб­ли­ки, края, обла­сти, горо­да фед. зна­че­ния обра­зу­ют субъ­ект РФ — самую круп­ную тер­ри­то­ри­аль­ную единицу.
  • В свою оче­редь круп­ные горо­да и муни­ци­паль­ные обра­зо­ва­ния могут делить­ся на более мел­кие еди­ни­цы — районы.
  • В состав муни­ци­паль­ных рай­о­нов вхо­дят горо­да, села и меж­се­лен­ная территория.
  • Горо­да феде­раль­но­го зна­че­ния (их все­го три) име­ют свои МО (муни­ци­паль­ный, город­ской округа/город и посел­ки — Москва, Санкт-Петер­бург; МО и город — Севастополь).

В пре­де­лах каж­дой тер­ри­то­ри­аль­ной зоны дей­ству­ет свои гра­до­стро­и­тель­ные требования:

  • земель­ные участ­ки и объ­ек­ты исполь­зу­ют­ся в соот­вет­ствии с раз­ре­шен­ны­ми вида­ми использования;
  • раз­ме­ры и дру­гие пара­мет­ры уста­нав­ли­ва­ют­ся регла­мен­том градостроения;
  • строительство/реконструкция объ­ек­тов так­же про­во­дит­ся по гра­до­стро­и­тель­ным нормам;
  • учи­ты­ва­ет­ся гео­гра­фи­че­ское поло­же­ние участ­ка, его исто­рия, куль­тур­ная или исто­ри­че­ская ценность;
  • при­ни­ма­ет­ся во вни­ма­ние не толь­ко объ­ек­ты, нахо­дя­щи­е­ся на поверх­но­сти зем­ли в гра­ни­цах участ­ка, но и все, что рас­по­ло­же­но под и над поверх­но­стью (напри­мер, под­зем­ные тун­не­ли, арте­зи­ан­ские сква­жи­ны, над­зем­ные и под­зем­ные сооружения);
  • раз­ре­ша­ет­ся соче­та­ние несколь­ких зон и соот­вет­ствен­но несколь­ких видов исполь­зо­ва­ния ЗУ, напри­мер, для воз­ве­де­ния жилых домов, пред­при­я­тий, рекре­а­ци­он­ных объ­ек­тов и пр.

Труд­но прав­да пред­ста­вить, как рядом будут мир­но сосу­ще­ство­вать сана­то­рий и завод по про­из­вод­ству шин. Поэто­му в тер­ри­то­ри­аль­ных ком­би­ни­ро­ван­ных зонах долж­ны уста­нав­ли­вать­ся свои пра­ви­ла, исклю­ча­ю­щие про­ти­во­ре­чия меж­ду вида­ми исполь­зо­ва­ния объектов.

При несо­блю­де­нии тре­бо­ва­ний ЗК РФ, ГрК РФ, дру­гих зако­нов и нор­ма­тив­ных пра­вил объ­ект при­зна­ет­ся не соот­вет­ству­ю­щим гра­до­стро­и­тель­но­му регла­мен­ту. В этом слу­чае ука­зы­ва­ют срок устра­не­ния несо­от­вет­ствий, либо остав­ля­ют все как есть (п.5 ст. 85 ЗК допус­ка­ет такую возможность):

Воз­мож­но бес­сроч­ное исполь­зо­ва­ния ЗУ и объ­ек­тов, не соот­вет­ству­ю­щих регла­мен­ту, если это не угро­жа­ет жиз­ни и здо­ро­вью людей, эко­ло­гии, памят­ни­кам исто­ри­ко-куль­тур­но­го насле­дия. В про­тив­ном слу­чае исполь­зо­ва­ние дан­ных объ­ек­тов запрещается.

При­ва­ти­за­ция ЗУ обще­го поль­зо­ва­ния (дорог, про­ез­дов, скве­ров, пля­жей, набе­реж­ных) в зем­лях насе­лен­ных пунк­тов запрещена.

При­чи­ной пере­во­да зем­ли и ЗУ из ЗНП в дру­гие кате­го­рии и обрат­но­го пере­во­да (из дру­гих кате­го­рий в ЗНП) могут быть:

  • изме­не­ние гра­ниц насе­лен­но­го пункта;
  • вклю­че­ние ЗУ в состав земель поселений;
  • исклю­че­ние участ­ка из соста­ва ЗНП.

Кадаст­ро­вые номе­ра земель­ных участ­ков направляются:

  • в феде­раль­ные испол­ни­тель­ные орга­ны, пол­но­мо­чия кото­рых — вести кадаст­ро­вый учет и про­во­дить реги­стра­цию земель­ных участ­ков в ЕГРН;
  • тер­ри­то­ри­аль­ные орга­ны ЕГРН, для вне­се­ния изме­не­ний, соглас­но ст. 5 феде­раль­но­го зако­на №173 — ФЗ.

Новые све­де­ния в госу­дар­ствен­ный реестр вно­сят­ся в соот­вет­ствии с ФЗ №218 “О реги­стра­ции недвижимости”.

Пере­вод земель­но­го участ­ка в иную кате­го­рию под­твер­жда­ет­ся вне­се­ни­ем новых све­де­ний о нем в ЕГРН.

Важ­но: Соб­ствен­ни­кам, вла­дель­цам, поль­зо­ва­те­лям и арен­да­то­рам земель­ных участ­ков после изме­не­ния кате­го­рии земель, в состав кото­рых они вхо­дят, менять пра­во­уста­нав­ли­ва­ю­щие доку­мен­ты не нужно.

Заклю­че­ние

В заклю­че­нии под­ве­дем крат­кие ито­ги вышесказанному:

  • Зем­ли насе­лен­ных пунк­тов мно­го­функ­ци­о­наль­ны, так как долж­ны обес­пе­чи­вать воз­мож­ность про­жи­ва­ния людей в горо­дах и селах: нали­чие жило­го поме­ще­ния, быто­вые усло­вия, рабо­ту, охра­ну здо­ро­вья, обще­ствен­ные и соци­аль­ные кон­так­ты, куль­тур­ный досуг, отдых, без­опас­ность и дру­гие фак­то­ры. Это при­во­дит к деле­нию земель посе­ле­ний на раз­лич­ные зоны, со сво­им видом раз­ре­шен­но­го исполь­зо­ва­ния земель­ных участ­ков, стро­и­тель­ства и исполь­зо­ва­ния объ­ек­тов на них, что нуж­но учи­ты­вать при выбо­ре участ­ка под ИЖС.
  • Но такое деле­ние гиб­кое: оно может соче­тать ком­би­на­цию несколь­ких зон и меня­ет­ся со временем.
  • Изме­не­ние гра­ниц посе­ле­ний может при­ве­сти к пере­во­ду земель­но­го участ­ка из одной кате­го­рии в дру­гую, но при этом пра­во­вой ста­тус пра­во­об­ла­да­те­лей земель­но­го участ­ка оста­ет­ся неизменным.

Как могут использоваться земли населенных пунктов?

Город или поселение многогранная структура, обеспечивающая жителям комфортную среду, только при гармоничном развитии каждого своего элемента.

С этой целью создана система зонирования, предлагающая примерно следующее деление:

  • жилая зона;
  • общественно-деловое строительство;
  • производственная зона;
  • зона инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • рекреационная зона
  • зона сельскохозяйственного использования;
  • зона специального назначения (узконаправленные цели – строительство только добывающего предприятия или зданий для конкретной организации, созданной под заранее определенные цели);
  • зона строительства объектов оборонного значения;
  • иные зоны.

Наличие той или иной зоны определяется местными властями, редко, когда в пределах одного поселения присутствуют все зоны. Как видно закон не ограничивает число и виды возможных зон, учитывая разнообразие страны, которое невозможно уместить в рамки нескольких статей или даже целого закона.

Зонирование дает возможность определить общее развитие территории поселения, где каждая часть или зона развиваются согласно своему назначению. Законом предписаны возможные варианты назначения участков в пределах одной зоны.

Каждая из зон может включать в себя следующие варианты использования:

  • жилая зона используется под строительство многоэтажных домов коттеджей, зданий, используемых в культурно-бытовых целях;
  • общественно-деловая зона используется под строительство культурно-бытовых заведений, зданий, в которых располагается управленческий персонал, организации, занимающиеся социальными вопросами, зданий для иных общественных целей;
  • производственная зона используется под строительство промышленных предприятий, складов, иных зданий для сопутствующих целей;
  • зона инфраструктуры используется под прокладку дорог, метро, объектов транспорта (гаражи, стоянки), труб, сетей для поставки коммунальных услуг;
  • рекреационная зона отводится под леса, парки, озера иные объекты, используемые для отдыха, оздоровления жителей.

Состав земель и их назначение относится к вопросам, решаемым местными властями.

Так, например, зона выделяется под строительство исключительно одноэтажных домов или многоэтажных (устанавливается максимальная этажность и высота предполагаемого объекта). Территории, относящиеся к разным зонам, нередко используются в одном назначении.

Виды назначения земель в законе изложены расплывчато, что дает возможность использовать все особенности той или иной территории местным властям, не ограничивает развитие поселений.

  • Земли используются или под строительство (предприятий, жилых, общественных зданий) согласно зонированию и назначению;
  • Земли находятся в частной или муниципальной или государственной собственности;
  • Всегда остаются в собственности поселения дороги, бульвары, пруды, парки и т.д., закон запрещает их передачу в собственность частным лицам.
  • Земли поселений разбиваются вплоть до участков, каждый из которых используется согласно планам развития города или в резерве, чья судьба еще не решена.

Все участки используются согласно назначению, однако предусматривается исключение, если строение и то, как используется, расположенная под ним земля, не несут никакой угрозы людям.

Разрешается, например, строительство индивидуальных домов до 3 этажей, без разрешения властей.

В пределах своего владения разрешается вести собственное хозяйство или иным образом использовать участок.

В остальных же случаях приходится получать разрешение на разработку строительной документации, ведение строительства, затем вводить в эксплуатацию.

Поселение может выделять отдельные территории для личного подсобного хозяйства, дачных или садоводческих товариществ.

Какие есть способы получить сегодня землю?

  • платно или бесплатно;
  • путем проведения аукциона или без него.

Сейчас работают фактически две схемы получения земли:

  • подается заявление;
  • разрабатывается землеустроительная документация;
  • проводится проверка составленной документации и выясняется, есть ли причины, запрещающие передачу прав на участок;
  • регистрируются права на участок;

Аукционы проводятся в отношении участков, сформированных за счет органов власти, и здесь процедура несколько иная:

  • делаются объявления в печати, сети Интернет;
  • принимаются документы, заранее на особый расчетный счет участники переводят взносы (проигравшие получают свои взносы обратно);
  • проходит проверка, поданных комплектов документов;
  • проводится аукцион;
  • с победителем заключают договор;
  • регистрируются права на участок.

В регионе могут иметь место некоторые нюансы, но с прошлого 2015 года, они незначительны, т.к. основные процедуры приобретения участков прописаны в Земельном Кодексе.

Земли поселений: виды разрешенного использования

ЗК РФ предусмотрено разделение поселенческих земель на конкретные зоны, в которые входят территории:

  • предусмотренные для потребительских нужд общества;
  • промназначения;
  • под застройку жилых объектов;
  • сельхозназначения;
  • находящиеся под зданиями Вооруженных Сил РФ;
  • специальных объектов.

Для приведенных всех вышеперечисленных зон градостроительный регламент разъясняется по-разному. Правила касаются всех процессов, которые относятся к застройке отдельной территории.

Законодательство призывает каждого владельца земли соблюдать основы планировки и застройки поселений, а также порядка строительства. Разновидности строящихся зданий должны полностью соответствовать определенной зоне. Но важно учесть и то, что разные территории могут быть переплетены друг с другом.

Это оказывает влияние на разновидности разрешенной эксплуатации. Поэтому непосредственно перед использованием земли необходимо тщательно изучить схему поселения, и ознакомиться с утвержденными нормами и правилами.

Участки, расположенные на поселенческих территориях, подразделяются на несколько видов согласно следующим особенностям:

  1. По возможности осуществления приватизации. Многие участки этой группы могут перейти в частное владение. Однако некоторые наделы приватизировать запрещено. К ним относятся городские парковые зоны, пруды, реки, дорожное полотно и т. д.
  2. По виду разрешенной эксплуатации. Сплетение разных участков между собой ведет к смешанным правилам их использования. Однако при этом приоритет остается за более значимым объектом. К примеру, зона имеется в генплане градостроения, то есть относится к границам территорий общего использования. В этом случае, такой участок будет, скорее всего, изъят государством, поэтому начинать на нем возведение зданий бессмысленно.
  3. По предназначению. Это значит, что распределение может коснуться только тех территорий, которые предоставляются физлицам. К ним относятся участки под индивидуальное строительство жилья, постройку дач, садов и т. д.

Территории, включенные в состав поселенческих земель, по сравнению с другими категориями имеют совершенно иное предназначение.

Сегодня поселенческие земли подразделяются на жилищные, социальные, коммерческие и иные зоны. К жилищным относят наделы, которые определены под постройку многоквартирных зданий по индивидуальным проектам, а также для строительства коттеджей и дач.

В социальные зоны включены участки, на которых расположены застройки государственных зданий или некоммерческого сектора.

В состав коммерческого сектора включена территория производственного назначения, а также здания общепита, торговли, транспортная развязка и другие участки, относящиеся для обеспечения деятельности ИП.

К другим видам зонирования относятся земельные участки:

  • необходимые для использования коммуникаций и движения транспорта;
  • природного характера, находящиеся под охраной;
  • исторического и культурного назначения;
  • относящиеся к лесному фонду;
  • с водоемами, реками и иными объектами водного фонда;
  • сельхозназначения;
  • общественные места;
  • резервы, необходимые для развития поселений и личного подсобного хозяйства;
  • спецназначения.

Все эти разновидности земель, так или иначе, объединены между собой. Они необходимы для развития каждого поселения. Однако их отличия заключаются в способах эксплуатации.

Главной разновидностью разрешенной эксплуатации поселений является возможность возведения зданий. Это может быть застройка частными лицами коттеджей, домов, предприятий.

Организовать постройку дома вполне реально на каждом участке, расположенном в черте поселения, даже в случае, если он имел категорию сельхозназначения.

Однако здесь важно учесть проект строительства поселения. Как правило, к разрешенным разновидностям эксплуатации относят:

  • коммерческие постройки;
  • сельскохозяйственное использование;
  • возведение ферм;
  • подсобные хозяйства для личного пользования;
  • выращивание и производство сельхозпродукции;
  • жилищное строительство по индивидуальному плану;
  • постройка дач, садов;
  • ведение дачного хозяйства.

Однако, несмотря на огромные возможности эксплуатации поселенческих участков, запрещено применять их к любому участку в черте поселения.

Как было сказано ранее, разновидность разрешенной эксплуатации должна полностью отвечать всем требованиям участка согласно делению территории по зонам.

Важно! Здесь важно знать и о ситуациях, когда зоны сплетаются друг с другом и бывает трудно точно определить возможный на этом участки вид разрешенной эксплуатации.

В этом случае, чаще всего предпочтение отдается приоритету. Однако подобные ситуации должны быть рассмотрены властями федерального уровня.

В случае, когда надел, расположенный в черте населенного пункта отдается в эксплуатацию или реализуется физлицам, то в обязательном порядке уточняется способ его использования.

Владельцам поселенческих земель осуществление любых действий с участком необходимо получить согласование у местной администрации на предмет соответствия проекту.

Именно составленная планировка является основным градостроительным документом, определяющим все условия разделения зон и развития территории, улучшение инфраструктуры, соблюдение санитарных требований, экологических норм, обеспечения сохранности исторических и культурных ценностей.

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории — это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель — это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

Обратите внимание, что категория земель и целевое назначение — это равнозначные понятия, вы можете использовать как первое, так второе. Земельный Кодекс РФ определяет 7 категорий:

  1. Земли населенных пунктов (поселений);
  2. Земли сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. Земли специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. Земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства — это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

Далее рассмотрим каждую категорию и входящие в неё виды разрешенного использования подробнее.

Подробный обзор категорий земель и видов разрешенного использования

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус, который не может быть изменен в произвольном порядке.

Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

Не сельскохозяйственные угодья заняты различными сооружениями вспомогательного характера. К ним могут относиться: дороги, коммуникации, защитные лесополосы, водоёмы, строения, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

Этот не сельскохозяйственный статус находится под действием градостроительного регламента, в то время как на сельскохозяйственные угодья его нормативы не распространяются.

Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором — находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.

Сельскохозяйственные угодья неоднородны и имеют свои подразделения по принципу кадастровой стоимости:

  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.

Категория земель лесного и водного фондов предполагает их хозяйственное использование, но только в рамках разрешенного вида деятельности:

  • На землях лесного фонда ведется лесное хозяйство, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании. По его результатам все земли этой категории делятся на участки, где ведутся рубки и на участки, где лес восстанавливается;
  • Земли водного фонда — это территории с водными объектами, водоохранные зоны естественных водоёмов, зоны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *