Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Предоставление ресурсов осуществляется на платной основе согласно договору между собственником жилого помещения и обслуживающей организацией. Если кто-либо не исполняет обязательств, то пострадавшая сторона задействует механизм восстановления своих прав.
Когда коммунальные платежи не оплачиваются пользователем более 2 месяцев подряд, поставщик имеет право на прекращение подачи, то есть ресурсы могут отключаться. При этом он должен соблюсти определенный порядок уведомления недобросовестного жильца.
Многие думают, что незаконным будет отключение гражданина при наличии уважительных причин неплатежей:
- Гражданину долгое время не выплачивают заработную плату или пенсию.
- Должник или член его семьи – безработные. При этом могут доказать, что предпринимают усилия для устройства на работу.
- Должник или член его семьи серьезно болен.
- В квартире проживает инвалид или маленький ребенок.
ЭТО НЕПРАВДА! Законодателем такие послабления не предусмотрены.
Содержание:
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг
Правилами предоставления услуг гражданам предусмотрены ситуации, когда может быть произведено их ограничение без предварительного уведомления потребителя:
- Аварийные ситуации на сетях или коммуникациях.
- Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия.
- Выявления самовольного подключения к системам подачи энергии и ресурсов.
- Наличие предписания государственных или муниципальных органов.
- Использование приборов, мощность которых превышает технические возможности внутридомовых систем.
После письменного уведомления подача ограничивается, когда:
- У потребителя имеется задолженность, превышающая два ежемесячных платежа, рассчитанных исходя из нормативов потребления и утвержденных тарифов. При этом учитывается отсутствие или неисполнение графика погашения задолженности.
- Проводится плановый ремонт, обслуживание сетей и коммуникаций.
Закон предусматривает возможность отключения при наличии оснований и соблюдении определенной процедуры:
- горячего водоснабжения;
- газа;
- электричества;
- теплоснабжения в неотапливаемый период.
Некоторые коммунальные ресурсы запрещено отключать даже при наличии большой задолженности, так как их ограничение ставит под угрозу жизнь, здоровье самого должника и других жителей многоквартирного дома:
- холодное водоснабжение;
- отопление.
Если отключить подачу отопления, это приведет к заморозке всей системы.
Специфика договора на предоставление ресурсов жильцам многоквартирного дома зависит от выбранного способа управления:
- если управлением МКД занимается ТСЖ, собственники заключают договор с руководством товарищества;
- собственники квартир при отсутствии ТСЖ заключают договор напрямую с ресурсоснабжающей организацией.
Все тонкости отключения коммунальных услуг за неуплату
Ограничение и отключение производят работники ресурсоснабжающей организации. При этом составляется акт, где содержатся сведения:
- дата процедуры;
- Ф. И. О., адрес должника;
- каким способом производится;
- сведения о приборе учета (его номер, текущие показания);
- основания для ограничения или отключения;
- срок ограничения.
Акт должен быть составлен в 3 экземплярах, один из них вручается должнику.
Отключение в многоквартирном доме не должно затрагивать ресурсоснабжение квартир добросовестных плательщиков.
Если отключение произведено незаконно, у должника имеются основания на оспаривание таких мер, то можно обжаловать действия РСО.
Если таких оснований нет, то должник обязан выплатить долг полностью или ходатайствовать о рассрочке платежа. Затем нужно обратиться к руководству РСО с документом об оплате, написать заявление на подключение ресурса. Услугу восстановят через 2 дня после погашения долга.
Коммунальные структуры вправе уменьшить либо приостановить при образовании долга подачу следующих ресурсов:
- электроснабжение;
- природный газ;
- ГВС;
- проводное радио;
- домофон.
Холодную воду и теплоснабжение отключать запрещается. Блокировка канализационного стока может рассматриваться, как нарушение структурой санитарно-технических условий владельца квартиры и высотного дома.
Если федеральным законодательством, распоряжениями Президента либо Правительства РФ или другим договором не установлены нормы предоставления удобств ЖКХ, то на последние распространяются настоящие Правила. Соответственно им, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг происходит по следующему алгоритму:
Поставщик ЖКУ адресует должнику уведомление, где указывается, что в случае неуплаты долга в продолжение 20 суток, считая от дня доставки предписания, по отношению к последнему будут применяться штрафные санкции. Предоставление коммунального ресурса может быть вначале уменьшено, а затем прекращено.
Однако если технические условия не позволяют провести частичное ограничение, организация вправе прекратить снабжение без дальнейшего предупреждения должника.
При существовании недоимки, превосходящей 2-месячный размер платежа за использование ресурсами, прекращается подача только горячей воды. Оставлять жильцов высотного дома без холодного водоснабжения грозит причинением вреда их здоровью. Такой список включает запрет на приостановку канализации и отопления. Кроме ГВС, неплательщикам могут задержать подачу электроэнергии, природного газа, отключить домофон. Процедура ограничения производится без искового заявления в суд, получения от инстанции соответствующего постановления.
Сотрудники коммунального учреждения вправе сократить или провести приостановку практически любой услуги, кроме отопительного ресурса и холодного централизованного водоснабжения. Управляющая организация не вправе заблокировать предоставление любого хозяйственного удобства без предварительного письменного извещения.
Действующее Постановление не содержит прямой запрет на отключение канализации, однако злостным нарушителям настоящих Правил ограничение водоотведения все-таки осуществляется, путем установки заглушки. При полной выплате долга или составлении договора по его рассрочке, блокировка устраняется за счет неплательщика, как и монтаж заглушки.
Однако при правильной постановке слушания дела в суде, адвокат может квалифицировать приостановление стока воды как нарушение санитарно-технических норм с последующей угрозой здоровью неплательщика.
Уменьшение или прекращение поставок некоторых услуг, осуществляется непосредственно в квартире неплательщика, что связано с техническими особенностями инженерных коммуникаций. В этом случае, должники иногда не допускают монтажные бригады для ограничения хозяйственных услуг. Тогда жилищно-эксплуатационная фирма вынуждена обращаться в высшие инстанции.
Московский городской суд рассматривал исковое заявление от конторы по поводу невозможности зайти в квартиру для приостановления горячего водоснабжения в связи с имеющейся задолженностью. Владельцу жилого помещения несколько раз вручали извещение о необходимости выплаты долга, однако он постоянно игнорировал предупреждения эксплуатационников. Судья признал, что процедура была законно соблюдена, и вынес решение в пользу управляющей компании о принудительном приостановлении подачи услуги.
Однако в другой ситуации, суд встал на сторону собственника помещения, мотивируя управлению свое решение тем, что в нем проживают несовершеннолетние лица. Проведя демонтаж системы ГВС и канализационного отвода, эксплуатационная организация нарушит права ребенка, т. к. квартира потеряет свойство полноценного жилья.
- Урок 11. Оплата коммунальных услуг в многоквартирном доме
- Урок 12. Требования к качеству коммунальных услуг в многоквартирном доме
- Урок 13. Учет потребления коммунальных ресурсов в многоквартирном доме
- Урок 14. Способы экономии семейного бюджета на плате за коммунальные услуги
- Урок 1. Основные участники сферы ЖКХ
Особо подчеркнем, что приостанавливать можно предоставление всех коммунальных услуг, за исключением отопления, а в МКД — также за исключением холодного водоснабжения (пп. «в» п. 119 новых Правил). Обратим внимание, что согласно прежним Правилам нельзя было приостанавливать предоставление коммунальной услуги по водоотведению. С 01.09.2012 это стало возможным. Практика показывает, что отключение канализации — очень действенная мера по отношению к должникам.
Однако в СМИ можно встретить высказывания экспертов о том, что отключение канализации делает жилое помещение непригодным для постоянного проживания граждан, а это недопустимо согласно пп. «в» п. 122 новых Правил. Действительно, в силу п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами водоотведения. Отсутствие системы централизованной канализации не является основанием для признания помещения непригодным для проживания только в одно- или двухэтажном жилом доме (п. 41). Между тем в п. 12 названного Положения сказано, что жилое помещение должно быть обеспечено не только системой водоотведения, но и всеми иными системами: электроосвещения, хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, отопления и вентиляции, а в газифицированных районах — еще и системой газоснабжения. Если следовать вышеуказанной логике, любое отключение коммунальных услуг делает помещение непригодным для проживания, что абсурдно. Тем более что отключение коммунальных услуг — это мера воздействия на должников, которая носит временный характер: инженерные системы, очевидно, не демонтируются, жилое помещение по-прежнему ими оборудовано, прекращается лишь пользование той или иной коммунальной услугой. Таким образом, по мнению автора, ограничение и приостановление предоставления коммунальных услуг в тех объеме и порядке, которые установлены новыми Правилами, нельзя считать незаконными.
По мнению автора. С 01.09.2012 приостановление предоставления коммунальной услуги по водоотведению производится в рамках закона.
Пункт 119 новых Правил содержит алгоритм действий исполнителя по отключению коммунальных услуг потребителю-должнику. Заметим, что иной порядок может быть установлен федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Итак, зафиксировав наличие у потребителя задолженности в сумме не менее трех размеров месячной платы, исполнитель направляет должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо (при отсутствии технической возможности введения ограничения) приостановлено без предварительного введения ограничения. Такое предупреждение доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом с описью вложения.
Согласно п. 120 новых Правил предоставление коммунальных услуг возобновляется (неважно, было ли оно ограничено или приостановлено) в течение двух календарных дней со дня устранения соответствующих причин, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента. Поговорим об этом подробнее.
В новых Правилах не конкретизируется, о какой именно задолженности идет речь. С учетом того, что отключить ту или иную коммунальную услугу можно, только если именно по ней есть задолженность определенного размера, выходит, что и возобновить предоставление отключенной коммунальной услуги нужно, если погашена именно та задолженность, которая стала основанием для отключения. Кстати, если предоставление услуги приостановлено, начислять плату не за что, а вот ограничение предоставления услуги подразумевает пользование ею в определенном режиме, которое должно быть оплачено. Но плата за коммунальную услугу, начисленная за период ограничения ее предоставления, не увеличивает размера задолженности, погашение которой обусловливает возобновление предоставления коммунальной услуги.
Отключение (приостановление и ограничение предоставления) коммунальных услуг рассматривается исполнителями как самый эффективный инструмент в борьбе с неплательщиками, позволяющий добиться должной финансовой дисциплины граждан, которая есть, например, у операторов связи, где отключение за неуплату — стандартная процедура. Отключение коммунальных услуг является законным, только если оно произведено в строгом соответствии с новыми Правилами. Действия исполнителя по отключению и подключению коммунальных услуг не могут быть платными для потребителя. С 01.09.2012 исполнитель вправе отключать водоотведение из помещения должника. Чтобы предоставление коммунальных услуг было возобновлено, необязательно уплачивать долг полностью, достаточно лишь подписать соглашение о порядке погашения задолженности.
Отключение отопления запрещено законом. Для многоэтажных домов это объясняется тем, что подобная мера может причинить вред здоровью жильцов и имуществу всего дома. Единственное, что может сделать теплоснабжающая организация, — несколько ограничить объем подаваемого ресурса, хотя и в этом случае продолжительность такого сокращения незначительна.
Многодетные семьи и инвалиды тоже не могут лишиться отопления в холодный период, даже если они проживают в частном доме.
Поскольку большая часть операций по ограничению или прекращению предоставления коммунальных услуг происходит на жилплощади должника, управляющие компании в ряде случаев вынуждены обращаться в суд, чтобы получить право проникновения на частную территорию.
Решение, принимаемое судьей, зависит от ряда обстоятельств. В ситуациях, когда управляющая компания использовала все имеющиеся в распоряжении методы воздействия на неплательщика (отправка уведомлений, временная блокировка и др.), но это не возымело действия, суд становится на сторону истца. Итогом процесса становится принуждение ответчика к уплате долга, процентов по нему и стоимости работ по монтажу/демонтажу коммуникаций. Возможно применение более жестких мер вплоть до выселения.
С другой стороны, если действия поставщика ЖКУ влекут за собой угрозу жизни и здоровья ответчика (в особенности если в помещении проживают несовершеннолетние), суд становится на сторону ответчика.
3. Условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие:
а) коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно:
с момента возникновения права собственности на жилое помещение — собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам;
с момента предоставления жилого помещения жилищным, жилищно-строительным кооперативом — члену жилищного, жилищно-строительного кооператива и проживающим с ним лицам;
со дня заключения договора найма — нанимателю жилого помещения по такому договору и проживающим с ним лицам;
со дня заключения договора аренды — арендатору жилого помещения и проживающим с ним лицам;
со дня выдачи застройщику (лицу, обеспечивающему строительство многоквартирного дома) разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию — застройщику (лицу, обеспечивающему строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в многоквартирном доме, не переданных им иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
со дня выдачи застройщику (лицу, обеспечивающему строительство многоквартирного дома) разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, но не ранее принятия помещения в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче, — лицу, принявшему от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) указанное помещение по передаточному акту или иному документу о передаче; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
б) состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;
в) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению — круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;
г) предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;
д) качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам;
е) техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.
4. Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:
а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, — в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, — в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования); (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
19. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать:
а) дату и место заключения договора;
б) наименование, адрес, реквизиты расчетного счета и иную контактную информацию исполнителя;
в) следующие сведения о потребителе:
для физического лица — фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии); (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2019 N 897)
для юридического лица — наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон;
г) адрес помещения в многоквартирном доме или жилого дома (домовладения), собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади помещения или жилого дома (домовладения), общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площади жилых и нежилых помещений, вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
д) наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг);
е) требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг);
ж) порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в настоящих Правилах способом;
з) сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета. После присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в договор включаются положения об осуществлении сбора, обработки и передачи показаний приборов учета электрической энергии в автоматическом режиме с использованием такой системы; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2013 N 344, от 29.06.2020 N 950)
и) периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей;
к) порядок определения объема предоставленных коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, в том числе порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги по электроснабжению и размера платы за указанную коммунальную услугу с применением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также порядок, срок и форму внесения платы за коммунальные услуги; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)
л) меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставленные потребителю коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае предоставления таких мер);
м) адрес и способ доставки потребителю платежного документа для оплаты коммунальных услуг; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
33. Потребитель имеет право:
а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества;
б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)
в) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;
г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг;
д) требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
д(1)) требовать изменения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению с учетом социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в случаях и порядке, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими порядок установления и применения такой социальной нормы, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности); (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)
е) требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) требовать от представителя исполнителя предъявления документов, подтверждающих его личность и наличие у него полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение потребителя для проведения проверок состояния приборов учета, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета, снятия показаний приборов учета, для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения ремонтных работ, ликвидации аварии и для совершения иных действий, указанных в настоящих Правилах и договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг (наряд, приказ, задание исполнителя о направлении такого лица в целях проведения указанной проверки либо иной подобный документ);
з) принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил возложено на гарантирующего поставщика или сетевую организацию; (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)
36. Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)
37. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)
В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.
В случае установления надбавок к тарифам (ценам) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом таких надбавок.
В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, от 26.12.2016 N 1498)
При установлении для потребителей тарифов (цен), дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, определяется с применением таких тарифов (цен) в случае, если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных в соответствующем помещении коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
39. Если при расчете размера платы за коммунальную услугу применению подлежит двухставочный, дифференцированный по зонам суток тариф (цена), то исполнитель в целях расчета постоянной составляющей платы обязан рассчитать в порядке согласно приложению N 2 приходящееся на каждое жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме количество единиц той постоянной величины (мощность, нагрузка и т.д.), которая установлена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов для расчета постоянной составляющей платы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)
Приостановление предоставления коммунальных услуг должнику
86. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
87. Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.
88. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
89. При применении двухставочных тарифов перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится только в отношении переменной составляющей платы, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов исходя из объемов потребления коммунальных ресурсов. Постоянная составляющая платы, приходящаяся на занимаемое потребителем жилое помещение, не подлежат перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.
90. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
91. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2011 года N 354
О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 мая 2011 года N 354
(с изменениями на 29 июня 2020 года)
____________________________________________________________________
Настоящие Правила вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, утвержденых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258, т.е с 01.09.2012.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 установлено, что Правила, утвержденные настоящим постановлением, в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте «а» или «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
— См. постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857.
____________________________________________________________________
80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Начиная с 1 января 2022 г. допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
(Абзац дополнительно включен с 1 июля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 года N 950)
80_1. Установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.
Определение мест установки приборов учета, установка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».
Эксплуатация индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилом доме (домовладении) осуществляется собственником прибора учета электрической энергии в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
В указанных случаях собственники (пользователи) помещений в многоквартирном доме и жилых домов (домовладений) или исполнитель, управляющая организация, товарищество, кооператив и (или) иные лица, если эти организации и (или) иные лица уполномочены на совершение таких действий, обеспечивают допуск гарантирующего поставщика (сетевой организации — в отношении жилого дома (домовладения) к местам установки приборов учета для организации учета электрической энергии, в том числе для присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности).
В отношении нежилых помещений многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, жилых домов (домовладений), установка, эксплуатация, замена приборов учета электрической энергии осуществляются сетевой организацией в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».
Инфотека по защите прав потребителей
98. При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148_53 настоящих Правил, условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период в ценовых зонах теплоснабжения ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 3.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июня 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2019 года N 637.
Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период.
99. При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги.
100. Объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды.
Объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю в жилом или нежилом помещении при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается:
исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги — для жилых помещений;
исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и расчетной величины потребления коммунальной услуги, определенной в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил, — для нежилых помещений.
Объем (количество) непредоставленной коммунальной услуги отопления рассчитывается только в случаях, когда многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии или когда многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и не все жилые или нежилые помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.
104. При обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее — нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
105. При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, а в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «г» — «ж» пункта 17 настоящих Правил, — аварийно-диспетчерскую службу, деятельность которой организована управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (далее — аварийно-диспетчерская служба).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 июля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 года N 897.
106. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
107. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.
При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем, обязан незамедлительно довести до такого лица полученную от потребителя информацию.
123. Предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку производится в соответствии с настоящими Правилами на основании соответствующего договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемого исполнителем с потребителем.
124. Обеспечение надлежащего технического состояния водоразборных колонок и их безопасная эксплуатация осуществляются исполнителем, а в случае нахождения водоразборной колонки в собственности потребителя — потребителем самостоятельно или на основании соответствующего договора, заключаемого с исполнителем или с иной организацией, оказывающей такого рода услуги.
125. При наличии водоразборной колонки в собственности потребителя учет потребленной холодной воды и расчеты за потребленную холодную воду производятся исходя из показаний индивидуального прибора учета.
126. При отсутствии у потребителя, в собственности которого находится водоразборная колонка, индивидуального прибора учета холодной воды размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению определяется в порядке, установленном пунктом 42 настоящих Правил, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку либо данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.
127. Потребители помимо действий, указанных в пункте 35 настоящих Правил, не вправе:
а) производить у водоразборных колонок мытье транспортных средств, животных, а также стирку;
б) самовольно, без разрешения исполнителя, присоединять к водоразборным колонкам трубы, шланги и иные устройства и сооружения.
Предоставление ресурсов осуществляется на платной основе согласно договору между собственником жилого помещения и обслуживающей организацией. Если кто-либо не исполняет обязательств, то пострадавшая сторона задействует механизм восстановления своих прав.
Когда коммунальные платежи не оплачиваются пользователем более 2 месяцев подряд, поставщик имеет право на прекращение подачи, то есть ресурсы могут отключаться. При этом он должен соблюсти определенный порядок уведомления недобросовестного жильца.
Многие думают, что незаконным будет отключение гражданина при наличии уважительных причин неплатежей:
- Гражданину долгое время не выплачивают заработную плату или пенсию.
- Должник или член его семьи – безработные. При этом могут доказать, что предпринимают усилия для устройства на работу.
- Должник или член его семьи серьезно болен.
- В квартире проживает инвалид или маленький ребенок.
ЭТО НЕПРАВДА! Законодателем такие послабления не предусмотрены.
Обзор постановления по ограничению оказания коммунальных услуг
Закон предусматривает возможность отключения при наличии оснований и соблюдении определенной процедуры:
- горячего водоснабжения;
- газа;
- электричества;
- теплоснабжения в неотапливаемый период.
Некоторые коммунальные ресурсы запрещено отключать даже при наличии большой задолженности, так как их ограничение ставит под угрозу жизнь, здоровье самого должника и других жителей многоквартирного дома:
- холодное водоснабжение;
- отопление.
Если отключить подачу отопления, это приведет к заморозке всей системы.
На основании пункта 117 Правил оказания коммунальных услуг поставщик имеет право отключить электроэнергию, не прибегая к судебному порядку. Это возможно при наличии задолженности, равной двухмесячному нормативному потреблению, а также при условии, что гражданин соответствующим образом уведомлен.
Федеральный закон от 03.11.2015 г. №3 07-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» регламентирует порядок начисления пени за неуплату платежей:
- с 31 по 90 день просрочки размер пени составляет 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка за каждый день;
- начиная с 91 дня просрочки пеня возрастает до 1/130 от ставки рефинансирования за каждый день.
Специфика договора на предоставление ресурсов жильцам многоквартирного дома зависит от выбранного способа управления:
- если управлением МКД занимается ТСЖ, собственники заключают договор с руководством товарищества;
- собственники квартир при отсутствии ТСЖ заключают договор напрямую с ресурсоснабжающей организацией.
При наличии оснований лицу приостанавливают доступ к получению ресурса. Чтобы процедура была законной, должен быть соблюден определенный порядок.
Если сумма долга потребителя превышает двухмесячный платеж по нормативу, поставщик имеет право уведомить его.
Документ содержит информацию, что в случае невнесения суммы задолженности в течение 20 дней с момента доставки предупреждения последует ограничение, приостановка услуги.
Уведомление может быть вручено должнику лично под роспись, направлено заказным письмом по почте или включено в очередную квитанцию об оплате.
ВАЖНО! Уведомить должника могут с помощью телефонного звонка, сообщения через интернет-ресурсы. То есть любым способом, с помощью которого можно подтвердить, что он знал о предстоящей процедуре.
Через 20 дней после уведомления вводится ограничение, а спустя еще 10 дней услуга приостанавливается.
ВАЖНО! Исключение составляют отопление, холодное водоснабжение – их не имеют право отключать ни при каких обстоятельствах.
Правила, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 говорят о том, что можно приостановить или ограничить предоставление услуг после предварительного направления в адрес должника уведомление. Но в том же документе имеется прямой запрет на выключение холодной воды и отопления- пункт 307 Постановления Правительства РФ.
Возобновляют подачу ресурсов спустя два дня после оплаты долга.
Ограничение и отключение производят работники ресурсоснабжающей организации. При этом составляется акт, где содержатся сведения:
- дата процедуры;
- Ф. И. О., адрес должника;
- каким способом производится;
- сведения о приборе учета (его номер, текущие показания);
- основания для ограничения или отключения;
- срок ограничения.
Акт должен быть составлен в 3 экземплярах, один из них вручается должнику.
Отключение в многоквартирном доме не должно затрагивать ресурсоснабжение квартир добросовестных плательщиков.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
Задолженность может возникнуть по разным причинам:
- Уменьшение дохода гражданина;
- Некачественная услуга (к примеру, ржавая вода, слабый напор);
- Рост тарифов;
- Несвоевременная подача услуги (к примеру, длительные ремонтные работы);
- Нежелание платить по личным причинам.
Насколько законно отключение? После задолженности в течении 3-х месяцев гражданин получает статус «должник». С этого момента коммунальные службы пристальней следят за данной категорией граждан.
ВНИМАНИЕ! Если внести небольшую сумму, хотя бы в первые 6 месяцев с момента получение статуса «должник», по закону, с собственника снимается статус неплательщика.
Между владельцем жилья и компанией, предоставляющей коммунальные услуги подписывается договор, еще раз дополнительно прописывается количество услуг, порядок оплаты и штрафные санкции. Основным документом же остается Жилищный Кодекс РФ, где прописано, что собственник обязан оплачивать коммунальные услуги.
Следовательно, наличие и неуплата долга — прямое нарушение договора. В свою очередь управляющая компания не имеет законного права расторгнуть его с собственником и в будущем не оказывать услуги. Но может вводить ограничения и штрафы.
Законом предусмотрены ряд смягчающих обстоятельств, при которых можно избежать штрафных санкций:
- Наличие иждивенцев. Если в квартире проживают маленькие дети, пенсионеры, нетрудоспособные граждане, при наличии надлежащих документов, возможно получить субсидии от государства сроком на полгода. Но при повторной задолженности более 2-х месяцев субсидии автоматически снимаются.
- Доход семьи ниже прожиточного минимума.
- При задержке заработной платы длительный срок. Владельцу следует получить справку с места работы, где обязательно указан срок с которого не идет выплата.
На первом этапе с должником ведут переговоры. Пытаются узнать, почему долг неуплачен, объясняют почему выгодней погасить задолженность, предлагают составить график погашения долга. Бывает на этом этапе должник идет на контакт и хотя бы частично вносит средства.
Но чаще всего собственники не идут на контакт, не реагируют на письменные извещения. С такими должниками проводят следующую работу:
- высылают квитанции на оплату красного цвета;
- на квитанциях других жильцов публикуются номера квартир-должников;
- иногда привлекаются региональные СМИ для работы с собственниками.
Поставщик направляет уведомление о задолженности по электроэнергии, предупреждая о штрафных санкциях. Ожидает 20 дней. Если от собственника нет никаких извещений, делает повторное уведомление. Ожидает 3 дня. И только после этого может отключить подачу услуги.
Важно иметь ввиду, что если хотя бы один пункт не был соблюден, суд, чаще всего, встает на сторону собственника и квалифицирует действия поставщика услуг самостоятельное урегулирование вопроса. Возмещение ущерба жильцу произойдет в полном объеме.
Должника оповещают о долге и возможности в течении 30 дней погасить его. Если денежные средства не поступают на счет направляет повторное письмо. Поставщик ожидает 3 дня и, в противном случае, блокирует поставку воды сроком на 30 дней. За это время управляющая компания готовит документы в суд.
Согласно статье 21 Федерального Закона №416 от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» поставщик может использовать «заглушки». Она помещается в канализационные трубы должника и жидкие отходы из квартиры не выводятся. Не будет работать стиральная машина, невозможно принять ванну или сходить в туалет.
В нашей стране чаще всего подключение происходит с целью хищения электроэнергии. Специалисты, совершая плановый обход, без труда определят нарушителя. Составляется акт и направляется в суд. Собственнику грозит лишение свободы до 48 месяцев и штраф до 15 000 рублей.
Само собой акт хищения может стать основанием для ограничения коммунальных услуг. Чаще всего электроэнергии т.к обойти водоснабжение или отопление намного сложнее.
Стоит отметить, что основанием для ограничения служит ненадлежащее обслуживание квартирных сетей, которое повлекло за собой ущерб другим гражданам или привело к аварийной ситуации.
- Постановления
- Письма
- Приказы и решения
- Кодексы Российской Федерации
- Федеральные законы
- Расчет отопления
- Расчет холодного водоснабжения
- Расчет горячего водоснабжения
- Расчет электроснабжения
- Расчет газоснабжения
- Карта сайта
- Онлайн калькулятор
- Обратная связь
- Политика конфиденциальности