Расследование сокрытого несчастного случая на производстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расследование сокрытого несчастного случая на производстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с порядком расследования несчастных случаев, определенным в комментируемой статье, государственный инспектор труда проводит расследование в следующих случаях:

— при выявлении сокрытого несчастного случая;

— при поступлении жалобы, заявления пострадавшего (его законного представителя);

— при несогласии лица, состоявшего на иждивении погибшего, либо родственника погибшего (их законного представителя) с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;

— при получении сведений, свидетельствующих о нарушении порядка расследования несчастного случая, установленного законодательством.

При этом под сокрытым несчастным случаем на производстве следует понимать несчастный случай, о котором работодателем не было сообщено в соответствующие органы в сроки, установленные ст. ст. 228, 228.1 ТК.

Государственный инспектор труда проводит расследование или дополнительное расследование также в случаях поступления от работодателя (его представителя) сообщения о последствиях несчастного случая на производстве или иной информации, свидетельствующей о нарушении установленного порядка расследования (отсутствие своевременного сообщения о тяжелом или смертельном несчастном случае, расследование его комиссией ненадлежащего состава, изменение степени тяжести и последствий несчастного случая). Государственный инспектор труда, независимо от срока давности несчастного случая, проводит дополнительное расследование несчастного случая, как правило, с участием профсоюзного инспектора труда, при необходимости — представителей иных органов государственного контроля (надзора), а в случаях, упомянутых в абз. 2 п. 20 указанного Положения, — исполнительного органа страховщика (по месту регистрации прежнего страхователя).

В случае если работодателем составлен акт, не соответствующий материалам расследования несчастного случая, государственный инспектор труда вправе составить новый акт о несчастном случае. Первоначальный акт признается утратившим силу.

По результатам расследования государственный инспектор труда составляет заключение по форме 5, предусмотренной приложением N 1 к Постановлению Минтруда России от 24.10.2002 N 73, и выдает предписания, являющиеся обязательными для исполнения работодателем (его представителем).

Сокрытый несчастный случай. Порядок расследования.

Государственный инспектор труда проводит дополнительное расследование несчастного случая:
— при выявлении сокрытого несчастного случая;
— при поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;
— при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования.

Пунктом 76 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 21 сентября 2011 года N 1065н, предусмотрено, что если выявлены нарушения установленного порядка расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев на производстве, в том числе факты сокрытия работодателем несчастного случая на производстве, устранение которых не представляется возможным без проведения дополнительного расследования, то по результатам проверки уполномоченным работником Роструда или его территориального органа, проводившим проверку:
— работодателю предъявляется требование о проведении в установленном порядке дополнительного расследования несчастного случая (в виде обязательного для исполнения предписания);
— проводится его расследование самостоятельно в порядке, установленном комментируемой статьей.

Дополнительное расследование проводится независимо от срока давности несчастного случая.

Дополнительное расследование проводится с привлечением:
— профсоюзного инспектора труда (Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов, утверждено постановлением Исполнительного комитета Федерации независимых профсоюзов России от 22 ноября 2011 года N 7-15);
— представителей федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности (при необходимости);
— исполнительного органа Фонда социального страхования (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда:
— составляет заключение о несчастном случае на производстве, форма которого утверждена постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года N 73;
— выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая.

В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения:
— работодателя (его представителя);
— государственного инспектора труда.

Несчастным случаем считается происшествие, в результате которого работник погиб или получил травму во время рабочего процесса. По закону, несчастным случаем на производстве считаются:

  • термические поражения, полученные от воздействия высоких либо низких температур;
  • травмы тела, нанесенные как механизмами, так и другими лицами;
  • укусы или раны, нанесенные насекомыми и животными;
  • травмы, полученные при взрывах, обрушениях зданий, стихийных бедствиях;
  • поражения от электричества или излучения;
  • другие травмы, которые получены от действия внешних факторов.

Раздел 6. Сокрытые несчастные случаи, дополнительное расследование

Работодатель обязан оказать первую помощь пострадавшему, вызвать скорую помощь для фиксации травм или же сам работодатель должен транспортировать пострадавшего в больницу любым доступным и безопасным способом за свой счет. Если пострадавший отказывается от помощи врачей, лучше его не слушать, т. к. некоторые травмы дают о себе знать только через час-два-три, а за это время состояние может заметно ухудшиться. Также работодатель должен обеспечить безопасность остальных работников.

Затем необходимо зафиксировать обстановку, или снять на фото или видео, это пригодится во время расследования.

Далее уведомить о происшествии специальные структуры и организовать комиссию для расследования.

При групповом несчастном случае (2 человека и более), тяжелом несчастном случае или со смертельным исходом работодатель в течение суток извещает следующие организации:

  • Трудовую инспекцию.
  • Фонд социального страхования.
  • Прокуратуру по месту случившегося происшествия.
  • Администрацию населенного пункта или района, в котором организация зарегистрирована.
  • Местное подразделение органа, контролирующего объект, на котором случилось происшествие (например, Ростехнадзор).

Если случай тяжелый или со смертельным исходом – необходимо оповестить ближайших родственников пострадавшего.

О несчастных случаях, которые со временем перешли в категорию «тяжелых» или пострадавший умер — работодатель сообщает в течение трех суток с момента получения сведений.

Работодатель обязан создать и возглавить комиссию по расследованию несчастного случая. Создается комиссия по приказу работодателя. В комиссию входят: специалист по охране труда или ответственное лицо, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и уполномоченный по охране труда. Нельзя включать в комиссию людей, на которых возложена ответственность за безопасность на объекте.

При расследовании несчастного случая с тяжелыми повреждениями здоровья или со смертельным исходом, а также если это групповой несчастный случай в состав комиссии также включаются:

  • государственный инспектор труда;
  • представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию);
  • представитель территориального объединения организаций профсоюзов.

В процессе выяснения обстоятельств комиссия собирает показания очевидцев, работодателя, потерпевшего и ответственных за охрану труда.

Работодатель обязан со своей стороны:

  • обеспечить фото- или видеосъемку, составление схемы или плана места происшествия;
  • привлечь специалистов-экспертов извне, для качественного расследования;
  • организовать при необходимости лабораторные исследования;
  • предоставить комиссии транспорт, помещение, спецодежду, связь.

Все расходы за проведения расследования несет работодатель. На основании полученных сведений комиссия дает заключение о причинах несчастного случая, рекомендации по предупреждению подобных ситуаций.

Для расследования несчастного случая, в том числе группового, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее 3 человек.

В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель.

Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) рабо­тодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

В расследовании несчастного случая у работодателя – физического лица принимают участие указанный работодатель или полномочный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Каждый пострадавший или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с ним.

Для расследования несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом, в состав комиссии дополнительно включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профес­сиональных союзов.

При расследовании несчастных случаев с застрахованными в состав комиссии также включаются представители исполнитель­ных органов страховщика (по месту регистрации страхователя).

Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором труда.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего – его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

При несчастном случае, происшедшем в организации при экс­плуатации опасных производственных объектов, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руко­водителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

При крупных авариях с числом погибших 5 человек и более в состав комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственно­го надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов.

Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда – главный государственный инспектор труда соответствую­щей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда. А при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляю­щего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, – руководитель этого территориального органа.

Члены комиссии организуют встречи с пострадавшими, их доверенными лицами и членами семей в целях ознакомления их с ре­зультатами расследования, при необходимости вносят предложения по вопросам оказания им помощи социального характера, разъясняют порядок возмещения вреда, причиненного здоровью пострадавших, и оказывают правовую помощь по решению указанных вопросов.

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение 3 дней.

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая.

Несчастный случай на производстве, о котором не было свое­временно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение 1 месяца со дня поступления указанного заявления.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рас­смотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

В случае невозможности завершения расследования в указанный срок в связи с объективными обстоятельствами председатель комиссии обязан своевременно информировать пострадавшего или его доверенных лиц о причинах задержки.

Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями независимо от срока давности несчастного случая.

Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости – представителей соответствующего федерального органа исполни­тельной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя).

По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет Заключение о несчастном случае на производстве по форме 5, предусмотренной Приложением 1 к постановлению Минтруда России от 24.10.2002 N 73 и выдаст предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Первоочередной задачей членов комиссии при расследовании несчастных случаев является незамедлительный и тщательный осмотр места происшествия.

Сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии – обязанность работодателя.

Осмотр места происшествия дает наиболее четкое представление, что явилось причинами несчастного случая. Результаты осмотра места происшествия заносятся в протокол, утвержденный постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73.

После осмотра места происшествия члены комиссии должны выявить и опросить очевидцев несчастного случая и должностных лиц (руководителей подразделений, участков и пр.), а также по возможности провести опрос пострадавшего (пострадавших). Именно очевидцы и пострадавшие, как правило, дают наиболее точные сведения о том, что произошло в действительности.

В ходе опроса пострадавших и очевидцев члены комиссии должны попросить их подробно и последовательно описать обстоятельства произошедшего несчастного случая.

У пострадавшего от несчастного случая на производстве следует выяснить:

  • Какую работу осуществлял пострадавший в момент несчастного случая.
  • Кто и когда поручил выполнить данную работу пострадавшему.
  • Когда приступил к выполнению данной работы.
  • Какие инструменты и приспособления использовались.
  • В каком положении и какой позе находился пострадавший в момент несчастного случая.
  • В каком состоянии находилось оборудование, инструменты, приспособления перед несчастным случаем.
  • Какое самочувствие было у пострадавшего перед несчастным случаем.
  • Когда, кто и как проводил обучение и инструктаж пострадавшего по безопасному производству работ.
  • Какие средства индивидуальной защиты были у пострадавшего, и пользовался ли он ими при выполнении работы.
  • Находился ли кто-либо из посторонних на рабочем месте.
  • Соблюдал ли пострадавший требования безопасности производства работ и пр.

У очевидцев несчастного случая на производстве, кроме того, следует выяснить:

  • Где конкретно они находились в момент несчастного случая.
  • Какую работу выполняли.
  • Нарушал ли ранее пострадавший требования безопасного производства работ, если нарушал, то как часто, и было ли известно об этом руководителю работ, какие меры принимались к нарушителю.
  • Как вел себя пострадавший перед несчастным случаем и после несчастного случая;
  • что, по их мнению, явилось причиной несчастного случая и пр.

Результаты опроса пострадавшего, очевидцев и других лиц занести в протокол, форма которого утверждена постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73.

Для объективной оценки истинных причин несчастного случая члены комиссии должны изучить в организации локальные нормативные акты и организационно-распорядительные документы, в том числе устанавливающие порядок решения вопросов обеспечения безопасных условий труда и ответственность за это должностных лиц.

К таким документам относятся:

  • Действующие инструкции по охране труда.
  • Должностные инструкции.
  • Технические паспорта, схемы машин, механизмов, оборудования, при эксплуатации которых произошел несчастный случай.
  • Акты о проведении периодических испытаний и обслуживания оборудования, при эксплуатации которого произошел несчастный случай, журналы технического состояния оборудования.
  • Документы по выдаче специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
  • Коллективный договор, если такой имеется в организации.
  • Документы, подтверждающие проведение обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей, специалистов и рабочего персонала.
  • Документы, подтверждающие прохождение пострадавшим инструктажей по охране труда.
  • Документы, подтверждающие право пострадав­шего на самостоятельное выполнение работы, при которой произошел несчастный случай.
  • Документы по специальной оценке условий труда и пр.

Члены комиссии должны изучить обстоятельства и причины, повлекшие за собой несчастный случай.

При необходимости председатель комиссии привлекает к расследованию несчастного случая должностных лиц органов государственно­го надзора и контроля (по согласованию с ними) в целях получения заключения о технических причинах происшествия, в компетенции которых находится их исследование.

По требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

  • Выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов.
  • Фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем.
  • Предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

Материалы расследования несчастного случая на производстве должны включать:

  1. Приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая.
  2. Планы, эскизы, схемы, а при необходимости – фото- и видеоматериалы места происшествия.
  3. Документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов.
  4. Выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки у пострадавших знаний требований охраны труда.
  5. Протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших.
  6. Экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов.
  7. Медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
  8. Копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами.
  9. Выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представителей профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда.
  10. Другие документы по усмотрению комиссии.

Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.

Комиссией принимаются к рассмотрению только оригиналы под­готовленных документов, после чего с них снимаются заверенные копии (делаются выписки). Документы с надлежаще неоформленными поправками, подчистками и дополнениями как официальные не рассматриваются и подлежат изъятию.

На основании собранных документов и материалов комиссия:

  • Ус­танавливает обстоятельства и причины несчастного случая.
  • Определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей.
  • Квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
  • Определяет лиц, допустивших нарушения требований охраны труда.
  • Определяет меры по устранению причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.

В случаях разногласий, возникших между членами комиссии в ходе расследования несчастного случая (о его причинах, лицах, виновных в допущенных нарушениях, учете, квалификации и др.), решение принимается большинством голосов членов комиссии. При этом члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая.

Особое мнение членов комиссии рассматривается руководителя­ми организаций, направивших их для участия в расследовании, которые с учетом рассмотрения материалов расследования несчастного случая принимают решение о целесообразности обжалования выводов комиссии.

Как обычно расследуют несчастные случаи

Процедура расследования несчастных случаев на производстве установлена законодательно. Она проводится, чтобы выяснить обстоятельства и причины повреждения здоровья работников и других лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя. Под расследование подпадают все случаи, когда сотрудник выполнял работы, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем или исполнением его задания (поручения). Порядок расследования несчастных случаев на производстве установлен статьями 227 – 231 Трудового кодекса, и «Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (утверждено постановлением №73 Минтруда РФ от 24 октября 2002 г.).

Изначально информация о несчастном случае должна поступать к работодателю от пострадавшего. Это обусловлено требованием закона, ведь работник обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе, о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления) (ст. 214 ТК РФ).

Поскольку в законе нет уточнения, произошел ли несчастный случай с самим работником или с его коллегой, то сообщить о происшествии могут и очевидцы.

Сообщение должно идти по цепочке управления снизу вверх. Например, рабочий – мастеру, мастер – прорабу или начальнику участка, начальник участка – руководителю организации. Параллельно извещается и служба охраны труда.

Если информация поступила своевременно, работодателю нужно:

  • организовать оказание первой помощи пострадавшему;
  • принять меры, чтобы не пострадали другие работники;
  • по возможности, сохранить неизменной обстановку на месте происшествия, а если невозможно – зафиксировать ее (составить схемы, эскизы, сфотографировать и т.п.);
  • сообщить о несчастном случае в трудовую инспекцию, прокуратуру, местные органы власти и другие организации в соответствии с требованиями законодательства;
  • организовать расследование (приказом создать комиссию, собрать необходимые сведения, информацию и оформить документы).

С чего начать расследование, если несчастный случай произошел давно

Особая ситуация возникает, когда работник по каким-то причинам своевременно не сообщил о производственной травме работодателю, например потому, что потеря трудоспособности наступила не сразу. В этом случае основанием для расследования является заявление пострадавшего или его доверенного лица. Срок для расследования установлен в один месяц (ст. 229 ТК РФ) с даты поступления заявления.

Заявление может быть подано не только работодателю, но и в трудовую инспекцию. Указанные в заявлении обстоятельства несчастного случая должны быть расследованы в обязательном порядке.

Действующее трудовое законодательство не ограничивает сроки давности для обращения по поводу проведения расследования несчастных случаев на производстве.

Если несчастный случай произошел до 1 января 2002 года, для расследования необходимо пользоваться теми нормативными актами, которые действовали во время происшествия.

Несчастный случай с работником произошел в 1994 году, когда он направлялся к месту командировки на междугородном автобусе. Расследование не проводилось. Позднее от полученной травмы состояние здоровья работника ухудшилось, и в 2005 году пострадавший обратился к работодателю с заявлением о расследовании данного несчастного случая и оформлении акта формы Н-1.

Получив заявление пострадавшего, работодатель организовал расследование. Сведения, изложенные работником, подтвердились. Однако комиссия не квалифицировала его как несчастный случай на производстве, т.к. в действовавшем на момент происшествия Положении «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве» (утвержден постановлением Президиума ВЦСПС и Госгортехнадзора СССР от 17 августа 1989 г. № 8-12) такая квалификация не была предусмотрена.

Работодатель узнает о несчастном случае не от работника, а из других источников (трудовой инспекции, прокуратуры).

Такие ситуации возникают, как правило, если:

  • пострадавший (либо его доверенное лицо) или родственник обращается с заявлением о расследовании несчастного случая в трудовую инспекцию;
  • информация о травме в трудовую инспекцию поступила из полиции (если работник пострадал от противоправных действий).

Медицинская организация, куда поступил пострадавший, например, с проникающим ранением обязана проинформировать об этом полицию.

Источник: Охрана труда: просто и понятно

После того как акт расследования утверждён комиссией у нанимателя есть три дня, чтобы передать его:

  • пострадавшему работника (вручается отдельный экземпляр);
  • прокурору (при тяжёлых несчастных случаях, групповых и связанных со смертью сотрудника);
  • в государственную инспекцию труда (для той же категории происшествий, как и в предыдущем пункте);
  • страховщику (если сотрудник был застрахован от несчастных случаев на рабочем месте).

Экземпляр нанимателя вместе с материалами расследования хранится по месту работы пострадавшего сотрудника в течение 45 лет.

УТВЕРЖДАЮ
начальник Управления
государственного надзора
в сфере труда Роструда
Е.Н.Иванов
7 апреля 2017 года



Используемые условные сокращения:

АИС ГИТ — Автоматизированная информационная система;

АП — Административное производство;

ГИТ — Государственная инспекция труда;

ГИТСТАТ — Модуль статотчетности;

ГУВД — Главное Управление внутренних дел;

ГрК — Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Договор ГПХ — Договор гражданско-правового характера;

ДМС — Добровольное медицинское страхование;

ДТП — Дорожно-транспортное происшествие;

Инспектор — государственный инспектор труда;

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

НС — несчастный случай;

ОМС — Обязательное медицинское страхование;

ППР — Проект производства работ;

ПОС — Проект организации строительства;

Родственник — законный представитель пострадавшего работника или иное доверенное лицо погибшего работника;

СК — Следственный комитет Российской Федерации;

СМИ — Средства массовой информации;

СИЗ — Средства индивидуальной защиты;

СОУТ — Специальная оценка условий труда;

ТД — Трудовой договор;

ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации;

УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

ФЗ — Федеральный закон;

ФСС РФ — Фонд социального страхования Российской Федерации.


В соответствии со ст.144 УПК РФ «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении» с момента получения материалов о расследовании НС правоохранительные органы должны принять решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

По истечении установленного срока принятия решения (30 суток) в случае непоступления решения инспектор оформляет запрос о предоставлении информации о принятом решении правоохранительным органом.

Руководитель ГИТ осуществляет контроль за предоставлением информации из правоохранительных органов, о чем издается соответствующий приказ ГИТ.

КАК РАССЛЕДОВАТЬ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ, КОТОРЫЙ ПРОИЗОШЕЛ ДАВНО



Приложение 2
к Методическим рекомендациям


N
п/п

Поручение

Исполнение

1

2

3

1.

Название организации,
Ф.И.О. пострадавшего

2.

Незамедлительно в течение суток

В течение суток ДА/НЕТ

организовать проведение внеплановой

Распоряжение N___ от_________ г.

выездной проверки по смертельному

Завершена/не завершена

В организации произошел НС. В первый день созданная приказом работодателя комиссия известила о несчастном случае ФСС, получила извещение по форме № 315-у из того лечебного учреждения, где пострадавший получил медицинскую помощь.

Также в этот же день члены комиссии провели осмотр места происшествия. Протокол опроса очевидцев провели на следующий день, но в отношении тех очевидцев НС, которые находятся на службе, сделали это в день происшествия, чтобы не обращаться к ним в их выходной.

На второй день запросили объяснения с пострадавшего, а также руководителя работ и остальных членов бригады (работников смены).

На третий день составили акт расследования по форме 4, а также акт Н-1. После утверждения акта Н-1 его заверили печатью и передали пострадавшему под подпись.

В статье 210 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) перечислены направления государственной политики в области охраны труда, в т. ч.:

  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В связи с этим в силу ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить:

  • расследование и учет в установленном законами и иными нормативными актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • беспрепятственный допуск соответствующих должностных лиц государственных органов в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Расследованию подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в т. ч. с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах (ч. 1 ст. 227 ТК РФ).

К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, относятся, например, работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором; обучающиеся, проходящие производственную практику (ч. 2 ст. 227 ТК РФ).

К сведению

Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 125-ФЗ) подлежат работники, с которыми заключены трудовые договоры, а также лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с этим договором страхователь обязан уплачивать страховые взносы.

Расследование проводится в следующих случаях (ч. 3 ст. 227 ТК РФ):

  • телесные повреждения (травмы), в т. ч. нанесенные другим лицом;
  • тепловой удар;
  • ожог;
  • обморожение;
  • утопление;
  • поражение электрическим током, молнией, излучением;
  • укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми;
  • повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;
  • иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.

При этом названные события должны произойти (ч. 3 ст. 227 ТК РФ):

  • в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в т. ч. во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспорте (если он используется в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора);
  • при следовании к месту командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в т. ч. пешком;
  • при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и др.);
  • при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;
  • при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в т. ч. действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

Обратите внимание!

В Трудовом кодексе РФ существует также понятие «несчастный случай, не связанный с производством», например, смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом (ч. 6 ст. 229.2 ТК РФ). При этом получить такую квалификацию, в зависимости от конкретных обстоятельств, несчастный случай может только в ходе его расследования комиссией.

Для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 Постановления от 10.03.2011 № 2 говорит о необходимости в каждом случае исследовать следующие юридически значимые обстоятельства:

  • относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя (ч. 2 ст. 227 ТК РФ);
  • указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев (ч. 3 ст. 227 ТК РФ);
  • соответствуют ли обстоятельства (время, место и др.), сопутствующие происшедшему событию, обстоятельствам, указанным в ч. 3 ст. 227 ТК РФ;
  • произошел ли несчастный случай на производстве с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ);
  • имели ли место обстоятельства, при наличии которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством (исче��пывающий перечень таких обстоятельств содержится в ч. 6 ст. 229.2 ТК РФ), и иные обстоятельства.

Порядок проведения расследования несчастных случаев установлен ст. 229.2 ТК РФ. В первую очередь комиссия (государственный инспектор) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего. При этом оформляется протокол опроса по форме 6, утвержденной Постановлением № 73.

Осматривается место, где произошел несчастный случай, с оформлением протокола по форме 7, утвержденной Постановлением № 73.

При необходимости комиссия может потребовать от работодателя:

  • осуществить технические расчеты, лабораторные исследования, испытания, другие экспертные работы и привлечь в этих целях специалистов-экспертов;
  • провести фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составить планы, эскизы, схемы;
  • предоставить транспорт, служебное помещение, средства связи, специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

На основании всех собранных материалов комиссия (инспектор труда) устанавливает:

  • обстоятельства и причины несчастного случая;
  • лиц, допустивших нарушения требований охраны труда.

Далее вырабатываются предложения по устранению выявленных нарушений и предупреждению аналогичных несчастных случаев, а также квалифицируется несчастный случай (как связанный или не связанный с производством).

К сведению

Если в ходе расследования будет установлено, что возникновению или увеличению вреда, причиненного здоровью пострадавшего, содействовала его грубая неосторожность, с учетом заключения профсоюзной организации (государственного инспектора труда) устанавливается степень вины застрахованного в процентах.

Также в ходе расследования несчастного случая нужно учитывать особенности расследования в отдельных отраслях и организациях, установленные Положением № 73.

На расследование «легких» несчастных случаев (в т. ч. групповых) ст. 229.1 ТК РФ отводится 3 дня, на «тяжелые» (в т. ч. групповые) и несчастные случаи со смертельным исходом — 15 дней.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в установленном порядке в течение одного месяца со дня поступления заявления от пострадавшего или его доверенного лица.

При необходимости (например, для дополнительных проверок, получения медицинских заключений) указанные сроки председателем комиссии могут быть продлены, но не более чем на 15 дней.

Если и в указанные сроки завершить расследование невозможно (в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде), решение о продлении срока принимается уже по согласованию с этими организациями и органами либо с учетом принятых ими решений.

Обратите внимание

Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая (п. 19 Положения № 73).

При этом проводить расследование несчастного случая на производстве в более короткие сроки, чем указано в Трудовом кодексе, законом не запрещено (Апелляционное определение Липецкого областного суда от 23.09.2015 по делу № 33-2298/2015).

Согласно ч. 3 ст. 229.2 ТК РФ материалы расследования включают:

  • приказ (распоряжение) о создании комиссии;
  • планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости — фото- и видеоматериалы;
  • документы о состоянии рабочего места, наличии опасных и вредных производственных факторов;
  • выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
  • протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
  • экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
  • медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
  • выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального надзорного органа (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
  • другие документы по усмотрению комиссии.

Перечень материалов расследования зависит от характера и обстоятельств несчастного случая и определяется председателем комиссии.

По несчастному случаю, квалифицированному при расследовании как несчастный случай на производстве, в результате которого пострадавшего пришлось переводить по медицинскому заключению на другую работу, он потерял трудоспособность на срок не менее одного дня либо пострадавший умер, оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме, утвержденной Постановлением № 73 (ст. 230 ТК РФ).

Форма акта (2–4) выбирается исходя из степени тяжести несчастного случая и профессиональной принадлежности пострадавших.

Акт оформляется в двух экземплярах (если пострадавший является застрахованным лицом — в трех экземплярах), обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.

К сведению

В случае если пострадавших несколько, акт составляется на каждого пострадавшего отдельно.

В нем подробно описывают обстоятельства и причины несчастного случая, указывают лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, а также степень вины пострадавшего в процентах (при ее наличии).

По окончании расследования акт подписывается всеми лицами, проводившими его, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью (при ее наличии).

В трехдневный срок после завершения расследования работодатель (его представитель) один экземпляр акта обязан выдать пострадавшему (его законному представителю, иждивенцу, близкому родственнику) по их требованию. Второй экземпляр акта вместе с материалами расследования хранится работодателем в течение 45 лет. Третий экземпляр акта в трехдневный срок после завершения расследования направляется в Фонд социального страхования (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

Если несчастный случай на производстве произошел с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности (ч. 5 ст. 229 ТК РФ), работодатель (его представитель), у которого он произошел, направляет копию акта и копии материалов расследования по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего.

По несчастному случаю, квалифицированному как несчастный случай, не связанный с производством, комиссия (трудовой инспектор) составляет акт в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, которые подписываются всеми лицами, проводившими расследование.

Результаты расследования несчастного случая должны быть рассмотрены работодателем (его представителем) с участием профсоюзной организации с целью принятия мер, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве.

АИС ГИТ — Автоматизированная информационная система;

АП — Административное производство;

ГИТ — Государственная инспекция труда;

ГИТСТАТ — Модуль статотчетности;

ГУВД — Главное Управление внутренних дел;

ГрК — Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Договор ГПХ — Договор гражданско-правового характера;

ДМС — Добровольное медицинское страхование;

ДТП — Дорожно-транспортное происшествие;

Инспектор — государственный инспектор труда;

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

НС — несчастный случай;

ОМС — Обязательное медицинское страхование;

ППР — Проект производства работ;

ПОС — Проект организации строительства;

Родственники — законный представитель пострадавшего работника или иное доверенное лицо погибшего работника;

СК — Следственный комитет Российской Федерации;

СМИ — Средства массовой информации;

СИЗ — Средства индивидуальной защиты;

СОУТ — Специальная оценка условий труда;

ТД — Трудовой договор;

ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации;

УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

ФЗ — Федеральный закон;

ФСС РФ — Фонд социального страхования Российской Федерации.

Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях наиболее полного исполнения статей 227 — 231 Трудового кодекса Российской Федерации.

Перечень основных правовых актов и нормативных документов, которыми следует руководствоваться государственному инспектору труда при проведении расследования несчастных случаев:

— Трудовой кодекс Российской Федерации;

— Уголовный кодекс Российской Федерации;

— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

— Федеральный закон от 21.12.94 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

— Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

— Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.08.2000 N 157 «О создании в Фонде социального страхования Российской Федерации единой системы учета страховых случаев, их анализа и определения размера скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом состояния охраны труда (извлечение)»;

— Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»;

— Приказ Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 N 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве»;

— Приказ Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве»;

— Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»;

— Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами»

— Приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой медицинской помощи работникам»;

— Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;

— административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 N 1065н (зарегистрирован в Минюсте России 30.11.2011 N 22460) и другие документы.

В целях незамедлительного получения информации и оперативного обмена информацией о тяжелых, смертельных несчастных случаях и организации выезда на место НС ГИТ необходимо заключить соглашения с ГУВД и Следственными комитетами субъектов Российской Федерации, а также необходимо заключить соглашение о взаимодействии между ГИТ и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения (в том числе с учетом приказа Минздравсоцразвития России N 1045-Н от 30.12.2009).

Основные вопросы, которые должны быть отражены в соглашениях:

1. Процедура обмена информацией о несчастных случаях между органами.

2. Порядок осмотра места несчастного случая.

3. Документация, подлежащая изучению при осмотре места НС.

4. Порядок опроса очевидцев НС и должностных лиц.

5. Процедура установления организаций или индивидуальных предпринимателей, которыми выполнялись работы, при выполнении которых здоровью или жизни пострадавшего причинен вред.

6. Порядок вручения запроса на предоставление необходимых документов.

1.4.1. Выезд инспектора на место НС совместно с сотрудниками СК.

Соглашением между ГИТ и Следственным комитетом Российской Федерации устанавливается определенный порядок действий (для каждого субъекта Российской Федерации) по организации совместного выезда на место НС, по сообщению о нарушении требований охраны труда, а также о нарушении правил безопасности при ведении горных, строительных работ, повлекших тяжкий вред здоровью или смерть человека.

1.4.2. Порядок организации работы в случае совместного выезда на место НС с сотрудниками СК.

После получения информации от СК о произошедшем тяжелом НС либо НС со смертельным исходом, инспектор, находящийся на дежурстве, согласно графику дежурств, осуществляет выезд на место НС. При поступлении информации о НС в ГИТ из других источников (органов МВД России, МЧС России, медицинских учреждений и др.) инспектор информирует руководителя следственного отдела района, в котором произошел несчастный случай, и согласовывает время совместного выезда на место НС. Информирование осуществляется по телефонам, указанным в соглашении.

После прибытия на место, инспектор по возможности предлагает следователю обратить внимание на предметы, от которых пострадавший получил повреждения, а также на те предметы, которые относятся к средствам обеспечения безопасности и средствам индивидуальной защиты (ограждения, строительные каски, страховочные пояса и т.д.), из-за отсутствия или ненадлежащего исполнения которых пострадавший получил повреждения либо погиб. В случае представления опасности для осмотра определенных мест на объекте (при осмотре мест вблизи открытых перепадов высоты более 1,8 метра, мест с ограниченной видимостью, труднодоступных мест и т.д.) необходимо применять, выданные в ГИТ, СИЗ, либо обязать руководителя организации, на которой произошел НС, обеспечить таковыми.

Также в рамках совместного осмотра необходимо при возможности сделать копии всей имеющейся на объекте документации, определяющей обеспечение безопасных условий производственного процесса (журналы инструктажей, ППР, ПОС и др.), а также все документы по охране труда, имеющие отношение к пострадавшему (карточки учета выдачи СИЗ, документы по проведенной СОУТ, документы по проведенным медицинским осмотрам, документы, подтверждающие прохождение пострадавшим обучения по охране труда, по профессии и т.д.).

В необходимых случаях принимать участие в проведении опроса очевидцев и должностных лиц. В ходе опроса имеющихся на объекте должностных лиц установить организации и индивидуальных предпринимателей, которые проводили работы на объекте (полное наименование, юридические и фактические адреса, телефоны, а также структуру взаимоотношений организаций). Установить обязанности на каждое должностное лицо по соблюдению требований безопасности при ведении работ. В обязательном порядке получить объяснения от работников и руководителей объекта с целью установления факта наличия трудовых отношений или других правоотношений между пострадавшим и работодателем. При этом необходимо выяснить, какой период времени работник проработал на объекте, когда и где он получал заработную плату, заключал ли он какие-либо договоры с работодателем, кто именно допустил его к работе, как был организован производственный процесс, каким образом давались задания и контролировалось ли их исполнение, кто и как контролировал безопасные условия выполнения работ, проводилось ли с пострадавшим обучение по безопасному проведению работ и т.д.

1.4.3. По итогам выезда на место НС инспектором готовится служебная записка по факту выезда, содержащая основную информацию о НС с приложением следующих документов:

— фотографии объекта, где произошел НС, места НС, пострадавшего, документов, имеющихся на месте НС;

— наименование организации, работником которой являлся пострадавший (юр./фак. адреса, ФИО руководителя);

— контактные данные организации/руководителя ИНН, ОГРН;

— копии документов, устанавливающих правоотношения между работодателем и пострадавшим (по возможности);

— ФИО пострадавшего, копии документов, удостоверяющих личность пострадавшего (по возможности);

— информация о родственниках пострадавшего (ФИО, контактные данные, адреса места жительства, по возможности);

— установление очевидцев/свидетелей, должностных лиц организации, работником которой являлся пострадавший (по возможности);

— копия протокола осмотра места НС с указанием нарушений требований охраны труда (по возможности);

— копии протоколов опросов очевидцев/свидетелей НС, составленных сотрудником СК (по возможности);

— копии протоколов опросов должностных лиц организации, работником которой являлся пострадавший, составленных сотрудником СК (по возможности).

Служебная записка с приложением вышеуказанных документов подлежит регистрации в системе АИС ГИТ.

При получении ГИТ извещения о несчастном случае необходимо:

— зарегистрировать полученный документ в АИС ГИТ;

— внести резолюцию в программу АИС ГИТ руководителя ГИТ, заместителя руководителя о поручении уполномоченному должностному лицу назначения инспектора по расследованию НС;

— уполномоченное должностное лицо назначает должностное лицо ГИТ (инспектора) для проведения расследования НС,

— инспектор по факту получения извещения о НС организовывает внеплановую выездную (по согласованию с прокуратурой)/документарную проверку в отношении организации, в которой произошел НС,

— инспектор возбуждает административное производство за нарушения требований охраны труда, выявленные в ходе расследования НС и внеплановой проверки в отношении должностного и юридического лиц организации, в которой произошел НС.

Алгоритм расследования несчастных случаев на производстве

В случае поступления жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица, лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица) с просьбой провести расследование сокрытого несчастного случая инспектор проводит дополнительное расследование несчастного случая независимо от его срока давности.

Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости — представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

По результатам дополнительного расследования инспектор составляет заключение о НС на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем) об утверждении акта по форме Н-1 в строгом соответствии с заключением инспектора.

Статья 229.3 Трудового кодекса РФ определяет, в каких случаях государственные инспекторы труда вправе проводить самостоятельное дополнительное расследование несчастных случаев. Делается это, когда:

— выявлены сокрытые несчастные случаи;

— поступили жалобы, заявления, иные обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;

— получены сведения, объективно свидетельствующие о нарушении порядка расследования несчастного случая.

Государственный инспектор труда проводит дополнительное расследование несчастного случая независимо от срока давности несчастного случая.

Дополнительное расследование проводится с участием профсоюзного инспектора труда, а если это необходимо — представителей как соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, так и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем). Форма заключения утверждена Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73.

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая.

Прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Работодатель должен помнить, что сокрытие факта наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа в следующих размерах (ст. 5.44 Кодекса РФ об административных правонарушениях):

— от 3 до 5 МРОТ — на гражданина;

— от 5 до 10 МРОТ — на должностных лиц;

— от 50 до 100 МРОТ — на юридических лиц.

1. Полномочия государственных инспекторов труда по расследованию несчастных случаев на производстве установлены ч. 1 ст. 357 ТК РФ (см. комментарий к ней) и п. 10 Положения о Федеральной инспекции труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78.

2. Статья 229.3 ТК РФ предусматривает право государственных инспекторов труда на проведение дополнительного расследования несчастного случая в зависимости об обстоятельств, перечисленных в ч. 1 данной статьи. Причем такое расследование может быть проведено независимо от срока давности несчастного случая.

3. По результатам дополнительного расследования составляются заключение государственного инспектора труда (форма 5 приложения N 1 Постановления Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73) и предписание, обязательное для выполнения работодателем, о составлении нового акта о несчастном случае и о признании утратившим силу прежнего акта о несчастном случае.

1. Основные определения

ФЗ №125 от 24.06.1998 г. называет несчастным случаем на производстве событие, приведшее к ухудшению состояния здоровья застрахованного и:

— утрате работоспособности (частично либо полностью, временно либо постоянно);
— возникновению необходимости выполнять работу по другой профессии или специальности (временно либо постоянно);
либо к смерти.

Травмы, связанные с производством, это травмы произошедшие:

— при выполнении пострадавшим производственного задания на предприятии, в организации либо за пределами ее территории;
— во время пребывания в транспорте организации-страхователя (например, по дороге на работу, домой).

В этом Законе речь идет только о застрахованных в Фонде работниках. Однако установленный ТК РФ порядок расследования несчастных случаев на производстве распространяется на всех лиц, работающих по распоряжениям либо приказам работодателей, независимо от наличия страхования.


Как определить, кто виноват в несчастном случае?

Получив информацию о травме, специалист по ОТ должен:

— убедиться, что пострадавший получил первую помощь, транспортирован в больницу;
— убедиться, что место НС сохранено в первоначальном виде (если это возможно). В противном случае должны быть сделаны фотографии, эскиз либо проведена видеосъемка;
— убедиться, что информация о происшедшем передана в соответствующие организации, либо организовать ее передачу;
— подготовить проект приказа о назначении комиссии для расследования НС;
— организовать предоставление затребованных материалов по ОТ;
— проконтролировать реализацию рекомендованных комиссией мероприятий;
— убедиться, что в нужные организации передано сообщение о последствиях НС.

Профессиональное заболевание (ПЗ) возникает из-за влияния на работника минимум 1 вредного фактора (ВФ) производства, обусловливает временную либо постоянную потерю трудоспособности или смерть. Согласно ФЗ №125, острое ПЗ возникает в результате 1-кратного воздействия ВФ, хроническое – в результате его постоянного влияния.

Порядок расследования профессиональных заболеваний устанавливает постановление Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967.

1. Пострадавший обращается в учреждение здравоохранения, где ему устанавливают предварительный диагноз. Это учреждение заказывает в центре госсанэпиднадзора характеристику условий труда заболевшего и направляет его в центр профпатологии, где после полного обследования ему устанавливается заключительный диагноз. Об этом центр профпатологии информирует работодателя в течение 3 дней.

2. Получив извещение о заключительном диагнозе, работодатель в течение 10 дней организует комиссию по расследованию причин профзаболевания. В ее состав входят: главврач центра госсанэпиднадзора (председатель), представители службы ОТ, работодателя, учреждения здравоохранения, профсоюза, другие требуемые специалисты.

3. Комиссия:

— рассматривает переданную центром профпатологии и службой ОТ документацию;
— выявляет причины наступления ПЗ;
— устанавливает лиц, которые нарушили требования санитарно-эпидемиологических правил, и др.;
— разрабатывает рекомендации по предотвращению аналогичных ПЗ;
— формирует акт в 5 экз.

4. После акта работодатель в течение 1 месяца издает приказ о внедрении рекомендованных комиссией мероприятий.

Данный порядок расследования профессиональных заболеваний актуален для застрахованных и незастрахованных в Фонде работников.

  • Актуальные изменения по проведению медосмотров в 2020 году
  • Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
  • Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
  • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
  • Обучение «Техносферная безопасность»
  • «Техносферная безопасность» что это за специальность
  • Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
  • Программы обучения по охране труда по профессиям
  • Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
  • Стандарт специалиста по охране труда 524н
  • Приказ 559н требования к квалификации
  • ЕТКС «Специалист по охране труда»
  • Постановление 1/29
  • ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
  • Выбираем учебный центр по охране труда
  • БГТУ им Шухова дистанционное обучение
  • Дистанционное обучение по охране труда

Сокрытие несчастных случаев недопустимо, необходимо проведение в их отношении расследования.

Инициировать расследование несчастного случая на производстве должна трудовая инспекция. Поводом для этого становится обращение родственников, поступление информации из Фонда социального страхования, из медицинского учреждения или полиции, от журналистов.

Инспектор изучает обстоятельства дела, сообщает родственникам и пострадавшему сотруднику информацию о причитающихся выплатах и компенсациях.

Расследованию подлежат травмы, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности, либо смерть, если они произошли:

I. В течение

  • рабочего времени;
  • времени установленных перерывов;
  • времени, необходимого на выполнение действий, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка перед началом и после окончания работы.

II. А также

  • за пределами продолжительности рабочего времени в выходные и праздничные дни;
  • при следовании к месту работы транспортом организации;
  • при следовании к месту выполнения поручения на общественном транспорте или пешком.

Необходимо выяснить обстоятельства с целью определить – является ли полученная травма производственной и какой категории: легкой, групповой (2 и более пострадавших), тяжелой (в том числе со смертельным исходом).

Сроки проведения расследования травмы зависят от ситуации:

  1. Легкая степень тяжести – 3 дня.
  2. Тяжелая степень (в том числе групповой н/с и со смертельным исходом) – 15 дней с возможным продлением.
  3. Травма получена ранее и нетрудоспособность наступила не сразу (или работник не сообщил руководителю) – в течение 1 месяца по заявлению пострадавшего, написанному на имя Генерального директора организации, с резолюцией «расследовать».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

© Моё Право, 2022 | Все права защищены