Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование медицинского страхования в рф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Законодательство по страхованию относится к отрасли “гражданское право”, а нормы гражданского права, в том числе и нормы, относящиеся к страхованию, могут создаваться только на федеральном уровне и не могут создаваться на уровне регионов — областей, республик и других субъектов федерации.
Нормативному регулированию страхования посвящена гл. 48 ГК РФ. В соответствии со ст. 927 ГК РФ страхование может быть обязательным и добровольным. Причем обязательным является страхование, когда в соответствии с законом на определенных лиц возложена обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество других лиц за свой счет или за счет заинтересованных лиц.
Страховые механизмы, являясь универсальными гарантами обеспечения различных видов рисков, активно используются в большинстве государств с рыночной экономикой и заимствованы российской практикой. Социальная сфера не является исключением.
Содержание:
Федеральный закон №1499-1 от 28 июня 1991 г.
В свою очередь, правовые акты субъектов РФ (на уровне субъектов РФ) направлены на реализацию политики государства в пределах того или иного региона с учетом его специфики, а также на предоставление населению дополнительных социальных гарантий и льгот в условиях ОМС.
Страхование, в том числе медицинское, — это прежде всего гражданско-правовой институт. Глава 48 Гражданского кодекса РФ посвящена правовому регулированию страхования. Статья 927 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что страхование может быть обязательным и добровольным.
Проблемы субъектов системы ОМС не ограничиваются статусом застрахованных граждан и касаются также Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и его территориальных подразделений.
Принцип создания условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования позволяет гражданам иметь полноценный доступ к медицинским услугам и дает права требовать высокое качество оказание медицинской помощи.
Тем самым гражданин фактически был устранен от участия в выборе страховой медицинской организации. Законодатель, пожалуй, серьезно просчитался, наделяя правом выбора наряду с застрахованным лицом страхователя, который в силу объективных причин использует свое право в преимущественном порядке.
Внедрение системы ОМС расширяет права граждан на выбор лечебных учреждений и врача, позволяет более эффективно использовать средства здравоохранения [10, с. 72].
Медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Кроме того, законодательные регуляторы поведения участников страхового процесса заложены в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».
Вопрос реформирования системы обязательного медицинского страхования изучался специалистами на протяжении долгого времени. В связи с вышеизложенными проблемами Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ считает, что для их решения необходимо неукоснительное исполнение законодательства о медицинском страховании граждан органами исполнительной власти субъектов РФ.
В базовую программу ОМС, согласно пункту 6 статье 35 данного Федерального закона, включены первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.
Здоровье населения — важный ресурс для обеспечения стабильности государства. Уровень качества жизни и состояния здоровья населения напрямую указывает на эффективности государственной политики в области социальной сферы.
Перспективы развития медицинского страхования в России
Отдельным изъяном является несовершенство структуры управления системой обязательного медицинского страхования.
Отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Сегодня в Российской Федерации существует два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное [8, с. 23]. Большинство россиян имеют представление о том, что такое обязательное медицинское страхование (ОМС).
В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Сегодня в Российской Федерации существует два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное [8, с. 23]. Большинство россиян имеют представление о том, что такое обязательное медицинское страхование (ОМС).
Закон номер 326-Ф3 РФ об ОМС в России определяет, какие средства будет выделять компания при наступлении страхового случая. Он определяет модель финансирования здравоохранения в стране. Законом предусматривается обеспечение равных возможностей в получении медпомощи для всех граждан.
В соответствии со ст. 970 ГК РФ нормы Гражданского кодекса РФ применяются к отношениям, связанным с медицинским страхованием постольку, поскольку законом о медицинском страховании не установлено иное. Таким образом, гражданское законодательство содержит общие нормы о страховании, которые действуют в том случае, если иное не предусмотрено специальными нормами о медицинском страховании.
ОМС, будучи разновидностью обязательного государственного социального страхования, носит публичный характер, относится к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ; его правовое регулирование осуществляется специальными нормами, содержащимися в нормативно-правовых актах РФ и нормативно-правовых актах субъектов РФ.
Основополагающим принципом обязательного медицинского страхования (ОМС) является возможность оказания бесплатной и доступной для пациента медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что в соответствии с законодательством Российской Федерации были приостановлены операции страхователя в органе Федерального казначейства.
Приоритетность развития страхования в социальной сфере воспринята и в положениях Конституции РФ, где провозглашено поощрение добровольного социального страхования, а гарантии бесплатной медицинской помощи обеспечиваются за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (п. 3 ст. 39, п. 1 ст. 41).
Правовое регулирование обязательного медицинского страхования в РФ.
Каждый из представленных выше принципов обязательного медицинского страхования нуждается в отдельном рассмотрении. Начать следует с принципа обеспечения бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая. Данный принцип построен на основе статьи 41 Конституции РФ [2]. Необходимо заметить, что страхование, в том числе медицинское, это прежде всего гражданско-правовой институт, что обусловливает роль ГК РФ в его правовом обеспечении.
Государственное регулирование системы здравоохранения в нашей стране направлено на соблюдение гарантированного всем гражданам обеспечение конституционных прав на получение бесплатной медицинской помощи.
Предпосылкой к переходу на страховую модель стала специфика рыночных отношений в здравоохранении. С помощью медицинского страхования человек может сопоставлять необходимые ему затраты на охрану здоровья с состоянием его собственного здоровья.
Цель создания системы ОМС — обеспечение конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации, и призвана обеспечить охрану здоровья населения и возможность получить необходимую медицинскую помощь в случае заболевания [1]. Государство жестко контролирует обеспечение этих равных прав граждан.
Конституция затрагивает все отрасли общественного взаимодействия, которые необходимо регулировать законодательно, в том числе и систему обязательного медицинского страхования. Так в пункте 1 статьи 41 говориться «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Другой сопутствующей проблемой финансовых нормативов можно назвать отсутствие требований к размеру страховых взносов на неработающих граждан со стороны органов государственной власти субъектов Федерации.
Государство контролирует отношения, признанные юридически договорными, в том числе, отношения по страхованию — через специальный аппарат. Способ этот заключается в разработке идеализированных моделей поведения, при помощи которых создаются правила, устанавливающие, как необходимо себя вести в случае, если ситуация совпадает с модельной.
Объекты и субъекты медицинского страхования
Приказом Федерального фонда ОМС «Об утверждении и введении Инструкции «О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС».
Деятельность системы ОМС осуществляется в соответствии с федеральными законами: №165 об основах обязательного социального страхования, №323 об основах охраны здоровья граждан в РФ, №326 об ОМС в РФ. Основной документ – постановление правительства о программе государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи.
Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями. Определение субъектов имеет целый список из страховой медицинской организации или страховщика, гражданина, медицинского учреждения, страхователя, федерального и территориальных фондов ОМС.
Защита материнства и детства в системе ОМС
На основании положений о ФФОМС издан Федеральный закон от 01.12.2014 №387-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», где на основании прогнозов на общий объем доходов бюджета фонда и общий объем расходов бюджета фонда утверждаются основные характеристики бюджета фонда на плановый период 2016 и 2017 года.
Так же в нем установлены особенности установления отдельных расходов бюджета Фонда в 2015 году, исполнения бюджета фонда в 2015 году и особенности установления отдельных расходов бюджета фонда в 2016 и 2017 годах.
Постановление Правительства РФ от 23 января 1992 г. № 41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР»» (с изм. и доп.).
Не меньший интерес представляет принцип устойчивости финансовой системы обязательного медицинского страхования.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 28-го числа текущего календарного месяца.
Государственная политика в сфере ОМС реализуется Федеральным и территориальными фондами. Стоит перечислить принципы страхования:
- Соблюдается устойчивость в финансовой системе ОМС, основой которой является эквивалентность страхового обеспечения и средства ОМС.
- Обеспечиваются гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи с использованием средств ОМС, если наступает страховой случай.
- Обязанность в проведении оплаты по страховым взносам страхователей.
- Страховщик должен выполнять все обязательства по отношению к страховщику, независимо от финансового положения последнего.
- Создаются условия, которые гарантируют высокий уровень доступности и качества медпомощи.
Данная статья характеризует медицинское страхование как форму социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Существует множество определений социальной защиты. Остановимся на двух международных определениях.