В период обучения в университете

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В период обучения в университете». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Так-то оно так, но свое отношение к студенту преподаватели формируют исходя из посещаемости и активности учащегося. За пропуски и невыполненные задания все равно придется отвечать, и последствия могут быть серьезными. О том, что нужно сделать, чтобы попасть под отчисление, и как этого избежать, читайте в нашем отдельном материале.

Один из распространенных мифов образования. Каждый студент готовит себя сам. Уровень современного образования и образовательные программы в нашей стране таковы, что многому придется учиться на практике.

Например, многие полезные практические навыки люди приобретают уже на рабочем месте. И это нормально. Университет – база, своего рода школа, которая позволяет усвоить эти знания и найти им применение.

Когда-то мы занялись подсчетами и выяснили, какую максимальную стипендию может получать студент и что для этого ему нужно сделать. На самом деле такая стипендия – что-то вроде сферической стипендии в вакууме. Реальной же стипендии едва хватает на еду, и многие студенты вынуждены искать работу.

Работу почти никогда нельзя найти легко и сразу. Особенно, если вы ищете работу по душе. И особенно молодому специалисту, когда во всех вакансиях работодатели требуют наличие опыта от года или двух. Тем не менее все возможно. Как найти работу после универа ;и как заработать студенту – наши материалы в помощь интересующимся.

Допустим, вы целенаправленно поступили на какую-то специальность. Профильные предметы по этой специальности начнут появляться только на 3-4 курсе. До этого студента ждет множество лекций по совершенно далеким от его специальности предметам. Даже если это не интересно, посещать занятия придется.

Во многих зарубежных вузах студенты могут сами выбирать, какие курсы посещать.

В американских фильмах студенты обычно едут в колледж, где их ждет безудержный отрыв. Если вы пересмотрели такого кино, мы вас разочаруем: в общагах России все немного не так. Хотя тоже весело.

Вас сначала ждут очереди на общежитие, а потом вахтеры и комендантский час. Хотите подробнее узнать о жизни в общаге – читайте наше отдельное руководство для новичков.

от 1 дня / от 700 р.

Узнать стоимость

Один семестр занимает 4-5 месяцев – с начала сентября до конца декабря-января. Начинается учебный год с лекций, а заканчивается всегда зачетной неделей и экзаменационной сессией. Причем сессия занимает целый месяц. В это время сдаются все экзамены. Студенты должны сдать все экзамены, чтобы быть допущенным до следующего учебного года.

Если студент не сдал 80% экзаменов, то он будет отчислен. С меньшим процентом несданных экзаменов он сможет пройти на следующий семестр. Но если не сможет сдать и в следующем году, то придется отчисляться. Читайте, за что студента могут отчислить из университета.

Семестр – это постоянные занятия, на которые студентов заставляют усиленно учиться. У некоторых не хватает сил, чтобы закончить свое обучение в вузе. И они уходят на заочную форму обучения. Обучение на очном и на заочном отделении различаются. Как именно? Расскажем дальше.

Семестр для студентов, кажется, длится гораздо дольше, чем на самом деле. Все учебные дни слишком медленно тянутся. А вот каникулы наоборот проходят слишком быстро. Для сравнения вы можете узнать, сколько длятся зимние и летние каникулы.

Длительность семестра в вузе может изменяться. Студенты не раз сталкивались с катаклизмами, которые могут растянуть процесс обучения.

Только в 2020 году мир столкнулся с пандемией коронавируса. Студенты и школьники были вынуждены в срочном порядке перейти на дистанционное обучение. Министерство образование подготовило предупреждающие условия, которые не смогли помешать смещению графика учебного года.

Приемная кампания прошла летом, студенты получили приглашение на зачисление уже в конце августа, а в сентября начались первые занятия. Однако нужно отметить, что не во всем мире экстренные меры были приняты также эффективно. В странах СНГ, где не во всех регионах развиты инновационные технологии, возникли проблемы. Студенты и школьники должны были сидеть дома без какого-либо доступа к занятиям. У некоторых в домах даже нет компьютеров, чтобы учиться на удаленном доступе. Да и не во всех городах проведен высокоскоростной интернет. Что затрудняет качественное соединение.

Поэтому, к примеру, в Казахстане все лето Министерство образование пыталось устранить все ошибки и дефекты.

Выйти в учебные заведения учащиеся все равно не могут, ведь ожидается вторая волна эпидемии. Осенью-зимой организм человека больше подвержен заболеваниям и поддается вирусу. Чтобы не допустить распространения инфекции было принято: в университет должны пойти только первокурсники и выпускники. Остальные студенты продолжают заниматься дистанционно. Уже во всех больших городах России учебные заведения были огорожены заборами, а места для входа в вуз оснащены измерителями температур и средствами индивидуальной защиты.

Также известно, что в России суровый климат. В некоторых регионах он может буквально заморозить жизнь в городах. Поэтому студенты также могут зимой не ходить в университет из-за заморозков. Сильные паводки, размытие дорог, штормы, сильные порывы ветра – все это может стать помехой для учебы.

Как мы уже говорили, во второй семестр часто назначают студенческие конференции, праздники для студентов и т.д. В эти дни также отменяются занятия и учащиеся должны посмотреть концертную программу в актовом зале, либо присутствовать на научной конференции.

Поэтому на длительность семестра могут повлиять пандемия, погодные условия и внутренние изменения распорядка.

Однако преподаватели должны сами организовать расписание. Они могут уплотнить график и поставить дополнительные пары на недели, либо же могут выделить дополнительные дни в семестре, чтобы догнать программу.

В любом случае студенты сначала радуются свободным от пар времени, а затем горько жалеют о них. Семестр – это время, которое не очерчено строгими границами, оно может изменяться и смещаться по требованию преподавателей.

Более половины студентов работают во время учебы в вузе

Совмещение учебы и работы является в России массовым явлением, выяснили авторы исследования. Более половины студентов вузов (65% опрошенных старшекурсников) имеют такой опыт. Этот показатель оказался в России выше, чем в развитых странах с эффективным высшим образованием.

Больше всего работающих студентов обучаются в магистратуре. Среди учащихся бакалавриата и специалитета работающих оказалось меньше. Рощин и Рудаков объяснили это тем, что «студенты магистратуры уже имеют дипломы предыдущих ступеней образования, поэтому получают возможность устроиться на более качественные рабочие места». К тому же они в среднем старше учащихся бакалавриата и специалитета, как правило, уже отделились от родительской семьи и испытывают потребность обеспечивать себя самостоятельно. Кроме того, структура многих магистерских программ и уровень нагрузки позволяют совмещать учебу и работу.

Также выяснилось, что в вузах Москвы и Санкт-Петербурга выше процент работающих студентов, что объясняется более развитой и гибкой структурой рынка труда в столицах. Большинство студентов, выходящих на рынок труда в период обучения в вузе, начинают работать уже со 2-3‑го курса, в среднем – после 2,7 года обучения.

Наиболее активно работают во время учебы студенты таких специальностей, как дизайн, архитектура, культурология, математика, программирование, IT, общественные науки. Самый низкий уровень занятости у представителей сельскохозяйственных специальностей и естественных наук.

Рощин и Рудаков отмечают: в 2013 году среди работающих студентов большинство – 41% – были заняты на постоянной работе, 32% работали временно по договору или контракту, 17% имели разовые или нерегулярные заработки, а 9,5% работали в прошлые годы, но в 2013 году учебу и работу не совмещали.

Да, при обучении на очном отделении в ВУЗе молодые люди получают отсрочку от армии. Но при этом важно, чтобы ВУЗ прошел аккредитацию, иначе отсрочки не видать, как своих ушей. Обратите внимание, что отсрочка от армии не зависит от того, на какой основе Вы обучаетесь: бюджетная или коммерческая.

Поэтому перед поступлением, (чтобы после не разочароваться) нужно проверить наличие у ВУЗа лицензии и аккредитации. Нередко парней забирают в армию со старших курсов, не дав возможности окончить ВУЗ и потом отдать долг родине.

Пожалуй, самое важное событие в развитии системы современного высшего образования произошло в 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию. Болонский процесс — это сближение и унификация систем высшего образования европейских стран с целью создания единого пространства высшего образования. На данный момент декларацию подписали 47 стран, в том числе Россия. Что дают студентам из разных государств сходные уровни высшего образования? В первую очередь — возможность свободного передвижения между вузами в период обучения (стажировки и международные обмены как для преподавателей, так и для студентов, участие в международных проектах), а также трудоустройство в любой стране-участнице Болонского процесса без необходимости подтверждения диплома или получения дополнительного образования.

Таким образом, к 2010 году Россия реформировала национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации: главным образом, наряду со специалитетом и аспирантурой были введены бакалавриат и магистратура, как это принято в европейских вузах. В результате последние стали выдавать всем выпускникам европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году было введено понятие образовательного стандарта. На данный момент действует третье поколение стандартов, которые утверждались с 2009 г. Именно они сегодня называются федеральными. В 2012 году был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому с 1 сентября 2013 года были утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты для высшего образования. Основные изменения, относящиеся к высшему образованию в рамках принятого закона:

  1. Аспирантура становится отдельным уровнем высшего образования.
  2. Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого, дистанционного и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования.
  3. В соответствии с федеральными стандартами специальные учебно-методические объединения разрабатывают примерные образовательные программы, на основе которых вузы создают собственные образовательные документы. Некоторым вузам (в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ) было дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты.

Управление образованием в России осуществляется на 3-х уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. На федеральном уровне управление осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, в функции которого входит: утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, лицензирование, государственная аккредитация и ликвидация образовательных учреждений, реализация права на получение бесплатного высшего образования, разработка и реализация государственных и международных программ в сфере образования и многое другое. Что касается регионального и муниципального уровней, то высшее образование не входит в полномочия госструктур, работающих на этих уровнях.

В России существует три вида образовательных организаций высшего образования: университет, академия, институт. Университет реализует образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру специальностей. Он должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в широком спектре наук. Академия реализует образовательные программы всех уровней для определенной области научной деятельности, в рамках которой академия должна осуществлять научные исследования. Институты работают по образовательным программам высшего образования бакалавриата, специалитета и магистратуры (аспирантура не является обязательной) в определенной области профессиональной деятельности. Широкий спектр научных исследований для институтов не обязателен.

Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в десятку лучших вузов РФ входят: МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет, МГИМО, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский федеральный университет. Лучшие экономические вузы России в 2013 году по рейтингу «Эксперт РА»: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ.

Современная система высшего образования в России: вчера, сегодня, завтра

Несмотря на все проведенные реформы, качество высшего образования в России остается под большим вопросом. В 2014 году Министр образования Дмитрий Ливанов заявил, что качество высшего образования в России не растет, несмотря на то, что финансирование было увеличено в 20 раз с 2000 года. Что мешает развиваться российским вузам? По словам Ливанова, это устаревшая система управления в российских вузах, а также низкая доля иностранных преподавателей, имеющих достойную квалификацию. Невысокая академическая репутация и низкий рейтинг наших вузов в мировом академическом сообществе объясняются слабой интернационализацией. Также среди причин Ливанов назвал плохую инфраструктуру, в которую долгие десятилетия не инвестировались серьезные ресурсы.

Такая оценка Министра образования вполне объяснима. В рейтинг лучших в мире вузов QS World University Rankings 2014/2015 входит 21 российский вуз. Лидером являются: МГУ им. М.В. Ломоносова, занимающий 114-е место, СПбГУ (233-е место) и МГТУ им. Н.Э. Баумана (322-е место).

Каковы же тенденции и перспективы развития высшего образовании в России? Среди основных можно выделить:

  1. Интернационализацию высшего образования и повышение мобильности преподавателей и студентов, возможность более широкого обмена опытом, зарубежных стажировок.
  2. Усиление практической направленности образования, внедрение в образовательные программы практических дисциплин, привлечение преподавателей-практиков. Среди образовательных организаций, наиболее быстро перестраивающихся под новые требования законодательства и работодателей, следует выделить Институт международных экономических связей. Помимо занятий по программе студенты могут посещать мастер-классы специально приглашенных экспертов. Среди спикеров можно встретить известных представителей науки, культуры, банковской сферы и других направлений бизнеса. В основе учебных программ лежат актуальные требования современных работодателей. Проводятся мастер-классы и семинары с участием известных бизнесменов, менеджеров, руководителей крупных предприятий, политиков.
  3. Применение в образовательном процессе мультимедийных технологий, систем визуализации, повсеместное внедрение технологий дистанционного и электронного обучения и, как результат, повышение популярности дистанционного образования. Целевая аудитория дистанционной формы обучения — взрослые, самостоятельно зарабатывающие люди, которые занимаются профессиональной деятельностью и хотят получить прикладные знания для карьерного роста. Дистанционное образование незаменимо для удаленных городов, где другая возможность получить желаемое образование зачастую вообще отсутствует. Стоит заметить, что программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем аналогичные образовательные курсы, проводимые по традиционной системе.

Вузовское обучение по программам специалитета тоже относится к первому уровню, но ориентировано на подготовку к практической работе в определенной сфере – в основном в медицине, военном деле и некоторых инженерно-технических областях. Учеба длится не менее пяти лет, на заочном отделении – на год больше. Условия поступления такие же, как и в бакалавриат. По окончании студент получает диплом специалиста. Обладатели такого документа о высшем образовании традиционно больше востребованы у российских работодателей.

Учеба на втором уровне высшего образования предполагает углубленную специализацию. Студент нацеливается на научно-исследовательскую деятельность в рамках своей квалификации. Срок обучения – 2 года. Заочно придется проучиться от 2,5 до 3 лет. По окончании выпускник защищает диссертацию. Поступить в магистратуру может бакалавр или специалист. Диплом дает право продолжить учебу в аспирантуре.

Сроки обучения в российских вузах

В России эта длившаяся один год форма последипломного обучения выпускников медицинских вузов полностью отменена в 2017 году. Сейчас, чтобы приступить к самостоятельному исполнению своих прямых врачебных обязанностей, молодым докторам нужна первичная аккредитация. Получив подтверждение квалификации, выпускники медвузов могут работать участковыми терапевтами и педиатрами. Только через год практики в поликлиниках и амбулаториях можно поступать в ординатуру, чтобы получить узкую специализацию.

Это второй уровень высшего медицинского образования, завершающий этап подготовки высококвалифицированного врача. К поступлению допускаются обладатели дипломов специалитета. В ординатуре учатся от года до 5 лет – срок обучения зависит от избранного профиля.

Реформирование ординатуры пока не завершено, Минздрав планирует сделать ее дискретной (модульной) с промежуточной аккредитацией. Это значит, что подтверждать квалификацию можно будет «порционно»: например, нейрохирург, проучившийся в потенциально пятилетней ординатуре три года, сможет сдать экзамены и получить право делать операции средней сложности. Если он продолжит учебу, то через два года, снова пройдя аккредитацию, будет допущен к выполнению суперсложных хирургических вмешательств.

Это третья ступень (как и аспирантура) высшего образования в области искусств. Обучение предусматривает только дневную форму и длится два года. В ассистентуру-стажировку могут поступить обладатели диплома специалиста или магистры. Выпускная работа может представлять собой абсолютно любой профильный «творческий продукт»: публикацию художественного произведения, роль в спектакле, кинофильм, клип, шоу – всё, что подтвердит квалификацию «концертный исполнитель и преподаватель высшей школы», которая присваивается выпускникам.

Форму и соответственно сроки обучения в вузах страны абитуриент вправе выбирать сам, исходя из своих целей и возможностей. На заочные отделения поступить легче, платная учеба на них стоит дешевле, чем в дневной форме, но учиться придется на год дольше.

  • 26,3%Обучусь профессии5
  • 15,8%Хочу заниматься наукой3
  • 21,0%Нужна отсрочка от армии4
  • 21,0%Родители заставляют4
  • 0,0%Нравится учиться0
  • 10,5%Университет это круто2
  • 5,3%Другое1
  • 8,6%Организовал профильную студенческую тусовку (всякие волонтёрства и стройотряды не считаются)3
  • 31,4%Влился в уже существовашую профильную студенческую тусовку11
  • 40,0%Занимался наукой с преподавателями или в лаборатории14
  • 8,6%Помогал преподавателям совершенствовать или создавать новые дисциплины (по идейным соображениям)3
  • 2,9%Создал при университете стартап или бизнес1
  • 17,1%Создал или разработал для университета учебное или научное оборудование или ПО6
  • 28,6%Работал в университете (был штатным сотрудником)10
  • 25,7%Другое9
  • 0,0%Ничего не сделал: вуз за меня всё сделал хорошо.0
  • 8,6%Ничего не сделал: и жалею об этом.3
  • 8,6%Ничего не сделал: мне всё-равно.3
  • Сейчас
  • Вчера
  • Неделя
  • Сутки
  • Неделя
  • Месяц

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра.

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Преимущества обучения в вузе — Как выбрать вуз за рубежом

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании.

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Вид образования Бакалавриат Специалитет Магистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат

Специалитет

Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта)

Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке труда

Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование

Вид образования Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) Ординатура Ассистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная),
4-5 (заочная)
Не более 2 лет

2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация),

кандидат наук (степень)

Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении

Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен,

защита диссертации

Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией

Студенты часто жалуются, что в их расписании много «лишних» дисциплин, которые никак не связаны с их специальностью. Порой артисты и художники вынуждены изучать математический анализ, а лингвисты и юристы — слушать курс лекций по предмету «Концепции современного естествознания». Право, психология, педагогика, философия, социология, один или два иностранных — обязательный минимум, который студенты университетов зачастую осваивают еще до введения в специальность. Казалось бы, не лучше ли уделить внимание теории и практике по основному предмету?
Нет. Именно это отличает университетское образование от узконаправленного обучения. Это тот необходимый фундамент, на который потом кирпичиками «лягут» знания по основной специальности. Так называемые фоновые знания (background knowledge) расширяют кругозор, развивают критическое мышление, учат делать правильные выводы в той или иной ситуации.
Более того, даже в тех странах, где разрешается самостоятельно выбирать дополнительные курсы для изучения, универсанты часто отходят от основной специализации, чтобы, во-первых, попробовать себя в чем-то новом, а во-вторых, расширить круг своих навыков в глазах будущего работодателя.

При крупных университетах всегда работают лаборатории и различные исследовательские центры с хорошим оборудованием. Это отличная возможность для тех, кто не хочет ограничиваться лишь обязательными лабораторными работами, для тех, кто вынашивает идею собственного исследования или стремится реализовать свой проект.
Конечно, не всегда у студентов есть полный доступ ко всей инфраструктуре. Однако увлеченным исследователям редко отказывают в посещении. Будущие ученые (или просто студенты, желающие проявить себя во время учебы и на практике проверить свои знания и навыки) могут обратиться к профессорам и получить соответствующую поддержку.

К первой паре: как сейчас проходит учеба в российских вузах

Во всех вузах мира есть программы обмена, стажировки, грантовые и стипендиальные программы, по которым вы можете отправиться на учебу или в исследовательскую поездку за границу. Как правило, такие программы и стажировки частично или полностью оплачиваются фондами, госструктурами или самими учебными заведениями.
Очевидно, такой шанс дается далеко не каждому — придется потрудиться, наработать портфолио и достойно представить себя на фоне других кандидатов. Стажировки и гранты — один из самых больших плюсов обучения в университете. Это прекрасная возможность поработать или поучиться в другой стране. Это бесценный опыт путешествий, культурного обмена, это расширение кругозора и масса новых позитивных впечатлений.

У большинства вчерашних абитуриентов есть страх выступлений перед публикой. Университет прекрасно лечит эти комплексы. Другого выхода просто нет: в течение трех-пяти лет студенты общаются и выступают на семинарах, защищают исследовательские, курсовые, дипломные работы, в конце концов сдают сессию. При этом пресловутый человеческий фактор обеспечивает опыт общения с абсолютно разными по характеру и привычкам студентами и преподавателями.
Для многих настоящей отдушиной в университете становятся студенческие объединения. Каждый может найти здесь сообщество, соответствующее его интересам, навыкам, увлечениям.

  • Вы с детства танцуете и поете? Вам на студенческую сцену с ее концертами, фестивалями и творческими конкурсами;
  • Знаете один, два и более иностранных языков? Присоединяйтесь к разговорным клубам для полиглотов;
  • А может вы всегда мечтали помогать другим и отстаивать интересы тех, кто в этом нуждается? Вас уже с нетерпением ждут в составе волонтерского корпуса, студенческого совета и buddy-программы для новеньких студентов-иностранцев;
  • Не нашли интересующего вас объединения? Создайте свое — вам точно не помешает организаторский опыт.

Все это развивает коммуникативные способности, учит общаться, располагать к себе людей, правильно преподносить себя, находить нужные знакомства. Эти навыки здорово помогают в дальнейшей жизни: как на работе, так и в семье.

Наверное, кто-то сможет сдать сессию в университете, подготовившись к ней всего за две недели, но это случится всего один раз. Такие рывки в серьезном вузе приводят к выгоранию. В университете приходится планировать заранее, к какому предмету, когда и как готовиться. Еще в начале семестра студентам выдается примерный план курсов и список необходимой литературы к изучению. От успешного планирования времени напрямую зависит качество усвоения материала. В университете работает принцип «сделай сегодня и адаптируй завтра» — своеобразные основы тайм-менеджмента.
Планирование времени на два шага вперед, правильное распределение ресурсов, постановка задач и их решение — всему этому учит университет. Особенно сильно эти навыки развиваются у тех, кто осваивает несколько специализаций или же успевает совместить сразу несколько сфер деятельности: например, спорт и отличную успеваемость, тягу к исследованиям и волонтерство.

  • Трудоустройство и высокая зарплата. Если после всего сказанного, вы все еще думаете, что университетский диплом — гарантия трудоустройства и высокой зарплаты, спешим еще раз уточнить: это не так. Знания — своеобразный инструмент, а как с ним обращаться — решает выпускник. В университете учат учиться, обретать навыки, добывать все новые и новые знания. Но не деньги и не место в «компании мечты».
  • Самые актуальные знания. Система образования во многом архаична. Те знания, которые дошли до нас с кафедры преподавателя вчера, сегодня могут оказаться устаревшими. Знания необходимо постоянно обновлять, в этом может помочь только самообразование.
  • Опыт работы. В любом деле, кроме теории, важна практика. Выпускник с красным дипломом может искать работу намного дольше, чем его одногруппник с синим дипломом, но с опытом работы, пусть даже небольшим. При этом не стоит целиком и полностью полагаться на производственную практику (особенно в российских вузах, где она зачастую существует только для галочки). Ищите стажировки — волонтерские или профессиональные, наполняйте свое резюме и не ждите подарков от вуза.

Так чего же больше в университетской системе — плюсов или минусов? Нужно ли учиться в университете? Определенно да!
Университет — это уникальное соединение soft и hard skills. Здесь можно получить многое: бесценный опыт общения, приличный багаж знаний, кругозор. Можно научиться преодолевать препятствия, расставлять приоритеты, выполнять невыполнимое в кратчайшие сроки, быть терпеливым, добиваться своего.
А можно не получить и не научиться. Решать вам.

Как только будущий студент принимает решение поступать в университет, перед ним встает крайне сложная задача: выбрать из тысяч учебных заведений мира то самое единственное, которое обеспечит ему все перечисленные выше преимущества. В случае с зарубежными вузами особенно важно руководствоваться не только его громким именем. В игру вступают множество факторов. Как сделать этот нелегкий выбор и что конкретно нужно учитывать?

Что дает учеба в университете?

Рассказывает Иван Груздев, директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов Института образования НИУ ВШЭ.

Принятые меры в период пандемии. Сейчас обучение в ВШЭ проходит в гибридном формате. Преподаватели проводят занятия дистанционно, если на них присутствуют более 50 студентов. Майноры и «МАГОЛЕГО» проходят онлайн. Семинарские занятия в небольших группах можно проводить в зданиях ВШЭ. При этом мы сделали исключение для первокурсников бакалавриата и специалитета, которые еще не успели «влиться» в жизнь университета — для них большинство занятий проходит офлайн. Студенты с хроническими заболеваниями и находящиеся в зоне риска, а также научно-педагогические работники старшего возраста и/или имеющие хронические заболевания, получат возможность учиться и работать дистанционно.

К новому учебному году в Москве и региональных кампусах Вышки оборудовали 136 аудиторий для проведения занятий в смешанном формате. Преподаватели могут вести лекцию в аудитории, а студенты подключаться к ней удаленно. Для этого в аудитории установили компьютер, веб-камеру с разрешением Full HD и хорошим встроенным микрофоном, колонки и «слепой» планшет, на котором лектор будет работать в режиме доски. В шести потоковых аудиториях на Покровском бульваре есть две камеры для трансляции лекций в формате VR 360: одну для съемки преподавателя у доски в 2D, другую — с возможностью съемки на 360 градусов. Студенты смогут выбрать угол обзора, посмотреть на помещение с любого ракурса и увидеть два виртуальных экрана — с презентацией и крупным кадром доски. Занятия в дистанционном формате будут записываться в облако, где есть возможность настроить индивидуальные папки для каждой дисциплины и преподавателя.

Рассказывает ректор РЭШ Рубен Ениколопов.

Принятые меры в период пандемии. Мы решили начать полностью в онлайн-режиме первые четыре недели учебного года, а дальше действовать по обстоятельствам. Если не произойдет существенных изменений в эпидемиологической обстановке, то мы перейдем на смешанный формат обучения, сочетая онлайн-лекции с офлайн-занятиями. Это поможет развести потоки студентов и избежать больших скоплений людей — теперь у нас не будет ситуаций, когда на кампусе одновременно проводят несколько лекций, собирающих по несколько десятков студентов на каждой. Кажется, такие меры приняли практически все университеты: именно потоковые лекции уходят в онлайн. При этом на некоторых практических курсах, небольших семинарах и отдельных элективах, где позволяют условия, мы постараемся сохранять очный формат и рассаживать студентов так, чтобы сохранить социальную дистанцию и максимальную безопасность. Это наши ключевые приоритеты в контексте пандемии.

Учебные программы. Сегодняшняя ситуация абсолютно новая для большинства профессоров. Образовательный процесс, конечно, продолжается. Процесс переработки учебных программ и методических материалов идет очень активно, хотя, быть может, все равно, медленнее, чем этого хотелось бы нам самим и коллегам в других университетах. Появляется все больше рекомендаций преподавателям о том, как организовать работу в онлайне и смешанном формате, какие есть инструменты для поддержания интерактивного формата дистанционно, как структурировать лекции, чтобы студенты сохраняли концентрацию. Так, например, Гарвардский университет предлагает очень много полезных ресурсов и советов по преподаванию в новых форматах. Именно в этом направлении развивается методика преподавания во всем мире.

Любой вуз учит получать знания самостоятельно. Только 30 % материала дается на занятии, оставшиеся 70 % — студент должен получить самостоятельно. Благодаря этому у юношей и девушек вырабатывается ответственность, самостоятельность, что поможет в ближайшем будущем.

Очень важный навык – управление временем, или тайм – менеджмент. Базовые навыки этого можно получить при обучении. Ведь студенты обязаны распределить так свое время, чтобы успеть подготовиться к зачетам, экзаменам, курсовым. И еще должно остаться время на студенческие активности.

Не секрет, что близкое окружение человека влияет на его качество жизни. Если ты постоянно общаешься с людьми вдохновленными, трудолюбивыми, талантливыми, и сам набираешься энергией на открытие новых вершин.

В вузе можно познакомиться со своим будущем компаньоном или бизнес – партнером. С которым можно открыть прибыльное дело.

Вузы хотят обязать возвращать студентам деньги после перевода на дистанционку

Многие студенты вынуждены поступать в вузы крупных городов, потому что качество образования там лучше, чем в местных. Поэтому вопрос об общежитии очень актуален. У многих современных вузов отличные общежития, в которых периодически делается косметический ремонт.

Библиотеки тоже пользуются спросом. Ведь там не только находят информацию для будущей курсовой, но и учатся в спокойной атмосфере. Для этого предусмотрены залы с партами на одного или несколько человек. Обычно такие залы также оснащаются компьютерами для выполнения домашних заданий.

Престижные университеты хорошо снабжаются деньгами для покупки новой техники в лаборатории, исследовательские центры. Чаще всего они используются во время практических лекций. Но и в свободные часы они бывают доступны для свободного посещения учащихся.

Мечта многих студентов учиться в другой стране, ведь это очень интересно. У них появляется возможность путешествовать, увидеть мир своими глазами, а не узнать из чужих рассказов. К тому же преодолеть языковой барьер – большая проблема для изучающих, ведь в другой стране придется общаться, скорее всего, на английском языке, например, если это Европа. Также отличная возможность узнать много нового и о предмете, и о жизни других людей.

Многие вузы как раз – таки предоставляют такую возможность для своих лучших студентов: бесплатное обучение за рубежом. Обычно обучение спонсируется из бюджета фонда, госструктуры и даже самим учебным заведением.

Для получения такого шанса необходимо проявлять себя не только в учебе, но и в других активностях, чтобы преподаватели замечали студента и его способности.

Поскольку «академ» направлен на сохранение учебного места за студентом, есть ряд ограничений по его получению. Без предоставления документального подтверждения причины, официальное решение о выдаче отпуска будет отрицательным. В связи с этим нужно ознакомиться с основаниями, по которым разрешена выдача студенту академа.

К семейным обстоятельствам относят:

  • Появление ребенка. Выдается супругу роженицы, чтобы он имел возможность оказать помощь в уходе за малышом и молодой матерью. Касается и самой матери, которая решила уйти в декретный отпуск, ведь выполнять функции по уходу за ребенком могут и мать и отец.
  • Смерть родственника. Распространяется на близких родственников (родителей, детей, родных братьев и сестер, супругов, бабушек и дедушек). Выдается для того, чтобы человек мог решить вопросы похорон, поминок.
  • Болезнь родственника. Касается тех случаев, когда гражданин не имеет возможности самостоятельно себя обслуживать. Тогда студенту разрешается взять отпуск, чтобы помогать родственнику (из вышеприведенного перечня близких) до его выздоровления. Обязательно нужно предоставить доказательства, что другие лица не могут выступать опекунами по причине состояния здоровья, дальнего проживания, финансовой несостоятельности.

Основанием для академа является справка от врача-акушера. В связи с этим, срок, на котором возможно выйти в отпуск, отличается для каждого заявителя. Например, одной беременной студентке необходимо лечь на сохранение ещё на 10 неделе беременности по медицинским показаниям. Она возьмёт необходимые справки об этом из своей женской консультации, и с этого момента ей оформят академический отпуск. Другая беременная студентка благополучно смогла проучиться весь срок беременности и академ взяла только на 39 неделе, перед самыми родами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.