Штраф по задержке соут зависит от срока задержки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф по задержке соут зависит от срока задержки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2015г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2020 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2020 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2020года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции

Проведение СОУТ осуществляется на основании нормативов РФ:

  • Закон № 426-ФЗ;
  • КоАП (ст. 5.27.1);
  • Трудовой кодекс;
  • Уголовный кодекс (ст. 143);
  • Постановление Правительства РФ №290 14.04.2014 (содержащее список рабочих зон, в отношении которых обозначены особенности проведения проверок).

Законодательно прописанные в ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП штрафы за СОУТ в январе 2020, увеличены практически вдвое, чем при раннее действующей аттестации рабочих зон. Остается наедятся, что эти санкции заставят предприятия, регулярно нарушающие закон, задуматься, о том, что дешевле организовать СОУТ, чем попасть под штрафы из-за мошенничества.

Если непроведение СОУТ повлекло смерть сотрудника на предприятии или ухудшение его здоровья, то гендиректор и специалист по ОТ привлекаются к уголовной ответственности. В УК РФ (ст. 143) прописаны наказания:

  • денежный штраф, 400 тыс. руб. и более или до года тюремного заключения — при нанесении существенного вреда здоровью работника (ч. 1);
  • до 4 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть работника (ч. 2);
  • до 5 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть 2 работников и более (ч. 3).

Трудинспекторы перешли от слов к делу. Начались штрафы за СОУТ

Повторное и последующее отступления от правил проведения СОУТ в силу ч.5 ст.5.27.1 КоАП предусматривает наказание:

  • для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
  • для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.

Работодатель может проводить проверку только совместно со спец. организациями, требования к которым прописаны в ст.19 Закона №426-ФЗ. Таких организаций не так много. Их перечень можно найти на сайте Минтруда.

Результаты проверок совместно с иными организациями, согласно тому же закону, будут недействительны.

После утверждения данных проверки их знакомят с сотрудниками под подпись. Если работник не согласен с результатами, он имеет право обжаловать их в суде (ст.5 Закона №426-ФЗ).

Государственная инспекция уполномочена проверять и контролировать работу спец организаций проводящих СОУТ. При нарушении утвержденных способов проверки и исследований, фальсификации результатов, эксперты по СОУТ также подвергаются административным взысканиям, вплоть до временного отстранения от выполнения работы.

Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года. В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс. рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.

Для того же деяния, повлекшего смерть человека по неосторожности, что и ранее, предусматривается наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Впервые в данную статью вводится часть 3, в которой предусмотрены виды наказания за правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц. В таком случае для должностного лица предусматриваются принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы с тем же сроком с правом лишения занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2018. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2020 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.

Но вновь созданным организациям на СОУТ дается 12 месяцев со дня введения в эксплуатацию рабочих мест. И не важно, относится производство к микробизнесу или среднему предпринимательству. Поскольку вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ, на уровне правительства решен давно: наказывать надо всех, кто нарушит требования закона.

Отсутствие спецоценки в 2020 году: как избежать ответственности

Ранее для нарушений в области ОТ была общая статья с единым основанием – нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Теперь в статье 5.27 КоАП РФ сделали градацию на конкретные основания. Укажем, какие это виды наказаний и размеры штрафов, предусмотренные к ним:

Административная ответственность работодателя

Если судить по действовавшей до принятия СОУТ ситуации, работодателям гораздо дешевле обходилось проведение АРМ, нежели выплаты штрафных санкций. На деле часто получалось, что беспокоиться они начинали и принимать какие-либо действия только после того, как в их дверь уже «постучались» инспекторы.

Есть, однако, возможность и более позитивных для работодателя изменений: Минтруд рассматривает возможность введения системы KPI в работе трудовых инспекторов. Это значит, что, в случае принятия этой системы, сотрудники трудовой инспекции будут заинтересованы не в том, чтобы выписать как можно больше штрафов за нарушения, а в том, чтобы, напротив, фиксировать положительные улучшения в организации. Штрафы за действительно серьезные проступки, разумеется, никуда не денутся, как и внеплановые проверки на основании жалоб, но внимание ГИТ сосредоточится на реальных нарушениях, а не на случайных ошибках в документации.

Не менее (а в иных случаях, и более) серьезные нарушения касаются выплаты заработной платы работникам. Помимо того, что работник, которому долгое время не выплачивается зарплата, может сделать предприятие банкротом, такие задержки — еще и основание для крупных штрафов, а в отдельных ситуациях — и для закрытия организации. Да и не только задержка зарплаты — к штрафам приведут и другие нарушения в области выплаты работникам полагающихся им денег.

Проверки Государственной трудовой инспекции — всегда серьезный стресс для организации. Напрямую заинтересованные в выявлении нарушений, инспекторы обязательно проверят все наличествующие документы, журналы и акты, ознакомятся с результатами СОУТ, зафиксируют все случаи профессиональных заболеваний. Зачастую такие тщательные проверки оправданы, так как позволяют избежать действительно серьезных нарушений и травм, но для многих организаций проверки ГИТ — это просто лишние штрафы и потраченные впустую нервы.

Суды двух инстанций отказали ООО, считавшему правонарушение малозначительным. Как отметил Мосгорсуд в решении по делу № 7-13339/2020, применение нормы статьи 2.9 КоАП (освобождение от ответственности по малозначительности) «является правом, а не обязанностью суда».

Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда РФ. Суть процедуры в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов. В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности. В зависимости от этого класса определяются меры предосторожности, компенсации сотруднику, дополнительные выплаты соцфондам, обязательность спецодежды и т.д.

Несколько лет назад система проверок безопасности рабочих мест, создаваемых работодателями подверглась серьезным изменениям. Теперь специальную оценку условий труда, или сокращенно СОУТ, обязаны поводить все без исключения фирмы и ИП, имеющие сотрудников. Игнорирующие СОУТ работодатели должны быть готовы к значительным суммам штрафа за непроведение специальной оценки условий труда.

Для вновь образованных работодателем рабочих мест срок проведения СОУТ составляет 12 месяцев. Таким образом, если рабочее место образовано, к примеру, в декабре 2020 года, то срок завершения специальной оценки условий труда — декабрь 2020 года.

Вопрос о том, кто штрафует за отсутствие аттестации рабочих мест, решен на уровне федерального законодателя. В ч. 1 ст. 25 ФЗ № 426-ФЗ Приказом Минтруда РФ от 21.04.2020 № 377н утвержден регламент, в соответствии с которым Роструд и терорганы — государственные инспекции труда реализуют функции по госконтролю за соблюдением требований законодательства о СОУТ.

  • без всяких препятствий в любое время суток проверять работодателей (при наличии удостоверения);
  • запрашивать любые документы в целях исполнения контрольной функции;
  • изымать образцы материалов, веществ для изучения, по итогам — формировать акт;
  • направлять работодателям предписания по устранению выявленных нарушений с предложениями о наказании ответственных;
  • оформлять протоколы по нарушениям, рассматривать дела по нарушениям административного характера, направлять в органы правопорядка, суд.

По ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2020, проведение спецоценки является обязанностью работодателя, то есть проблемы организации и оплаты процесса учреждение решает самостоятельно. Ответственность за отсутствие СОУТ или нарушения в ее проведении лежит на работодателе.

Не обязательна спецоценка только для предприятий — ИП, без работников и с работниками, нанятыми по аутсорсингу, и для новых рабочих мест (напомним, что на их оценку дается 12 месяцев). Кроме того, в отношении рабочих мест, где не выявлены вредные или опасные условия, подается только декларация в трудинспекцию. Соблюдая эти условия, можно наказаний избежать. Кроме того, не рекомендуется игнорировать предупреждения контролирующих органов, направленные в превентивном порядке.

Также в рекомендациях Минтруда указано, что в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона о СОУТ Минтрудом России совместно с Рострудом в 2020 году планируется реализовать механизм предупреждения нарушений обязательных требований российского законодательства о специальной оценке условий труда. Этот механизм контроля за СОУТ заключается в направлении работодателям письменных предупреждений о недопустимости нарушения требований охраны труда и закона о СОУТ. Таким образом, надзорные органы не сразу прибегают к такой форме наказания, как штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест, обычно сначала работодатель получает уведомление. В таком предостережении специалисты Роструда должны установить срок устранения возможного нарушения.

Минтруд уже разработал порядок привлечения к ответственности: то есть уже решено, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. К работодателю, не исполнившему требования из полученного от Роструда предупреждения, применяется механизм административного рассмотрения правонарушения с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП РФ. А это штраф в размере до 80 000 рублей — за первичное нарушение и до 200 000 рублей — за повторное. Кроме того, возможна приостановка работы организации или ИП на период до 90 суток. Должностных лиц, допустивших повторное нарушение правил спецоценки, могут дисквалифицировать на период от 1 года до 3 лет.

Невыполнение требований по проведению аудита условий трудовой деятельности грозит компании ответственностью перед законом. Виновные лица могут быть привлечены к административным или уголовным наказаниям.

Раньше государственный надзор в вопросе несоблюдения графика проведения СОУТ действовал по единым критериям. Соответственно, меры наказаний также были едины и не зависели от типа совершенного правонарушения.

С введением поправок в статью 5.27 КоАП нормы трудового права стали выделять размеры штрафов согласно видам нарушений:

Вид нарушения Суммы штрафов, тыс. руб.
для ответственных работников или ИП для предприятий
Несоблюдение регламента специальной оценки условий труда или пожарной сертификации. 5-10 60-80
Допуск к трудовой деятельности гражданина, не прошедшего обучение по охране труда или медицинское обследование. 15-25 110-130
Отсутствие средств индивидуальной защиты. 20-30 130-150
Повторное нарушение требований охраны труда. 30-40 100-200
Несвоевременное предоставление сертификатов о прохождении или непрохождении СОУТ. 20-50 100 — 200

При серьезных нарушениях, помимо штрафа, в отношении виновных лиц применяется лишение права занимать определенные должности на срок 1-3 года, а для предприятий и ИП — приостановка деятельности на период до 3 месяцев.

Штрафы за непроведение специальной оценки условий труда и другие нарушения, не указанные в таблице, составляют 2-5 тыс. руб. и 50-80 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, компаний соответственно.

Если на предприятии произошел несчастный случай, повлекший за собой тяжкий вред здоровью сотрудника или его смерть, должностное лицо, ответственное за проведение аттестации рабочих мест, может быть привлечено к наказанию уголовного характера.

При причинении тяжкого вреда здоровью применяются санкции:

  • наложение штрафа в 400 тыс. руб.;
  • обязательные общественные работы на период в 180-230 часов;
  • принудительные исправительные работы — до 2 лет;
  • лишение свободы на период до 1 года.

При несоблюдении безопасных условий работы, повлекших за собой смерть работника, в отношении виновного применяется мера ответственности в виде обязательных исправительных работ сроком в 4 года с лишением возможности трудоустройства на отдельные должности на период в 3 года.

Если нарушения повлекли за собой смерть двух и более человек, то назначается мера ответственности в виде принудительных работ сроком в 5 лет или же лишение свободы на такой же срок. Период дисквалификации остается аналогичным – 3 года.

За опоздание с декларацией о спецоценке грозит штраф как за её непроведение

За нарушение порядка СОУТ или за ее не проведение работодателей ждет административная ответственность:

  • предупреждение
  • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

Такая ответственность предусмотрена поправками в КоАП от 03 августа 2018 года. Изменения в КоАП вступают в силу с 1 октября 2018 года.

Проведение спецоценки условий труда занимает около месяца

  • Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
  • Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
  • Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
  • Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.

Самое первое, что должна сделать экспертиза, это установить вредные и опасные производственные факторы на рабочих местах. Если таковые факторы не установлены в ходе экспертизы, то в документе обозначаются условия труда как допустимые.

Если же эксперт обнаружит вредные условия, то следующим этапом оценки является проведение исследований и измерений данных факторов. Конкретный перечень факторов утверждается членами комиссии.

В отчете о результатах проведения СОУТ должна иметь место следующая информация:

  • сведения об оцениваемой организации;
  • перечень рабочих мест с указанием установленных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • карты специальной оценки для каждого рабочего места, содержащие сведения о классе (подклассе) условий труда;
  • протоколы исследований вредных и опасных производственных факторов;
  • протокол оценки эффективности СИЗ для снижения класса (подкласса) условий труда (при наличии);
  • сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;
  • заключения эксперта.

Также в рекомендациях Минтруда указано, что в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона о СОУТ Минтрудом России совместно с Рострудом в 2020 году планируется реализовать механизм предупреждения нарушений обязательных требований российского законодательства о специальной оценке условий труда. Этот механизм контроля за СОУТ заключается в направлении работодателям письменных предупреждений о недопустимости нарушения требований охраны труда и закона о СОУТ. Таким образом, надзорные органы не сразу прибегают к такой форме наказания, как штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест, обычно сначала работодатель получает уведомление. В таком предостережении специалисты Роструда должны установить срок устранения возможного нарушения.

Еще один важный момент: кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки? Помимо сотрудников Роструда, правом на проведение проверки наделены:

  • трудинспекторы, причем практика показывает, что они интересуются и теми работодателями, которые провели спецоценку, но не вовремя;
  • специалисты Пенсионного фонда РФ. ПФР запрашивал соответствующую документацию по СОУТ в бумажном и электронном виде, сдать ее необходимо было до 01.06.2019. Цель — устранить расхождения данных, содержащихся в ГИС СОУТ с фактически предоставленными данными по спецоценке, содержащимися в отчете.

Штрафы за СОУТ после 1 января 2019 года

Минтруд уже разработал порядок привлечения к ответственности: то есть уже решено, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. К работодателю, не исполнившему требования из полученного от Роструда предупреждения, применяется механизм административного рассмотрения правонарушения с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП РФ. А это штраф в размере до 80 000 рублей — за первичное нарушение и до 200 000 рублей — за повторное. Кроме того, возможна приостановка работы организации или ИП на период до 90 суток. Должностных лиц, допустивших повторное нарушение правил спецоценки, могут дисквалифицировать на период от 1 года до 3 лет.

В Минтруде рассчитывают, что такой подход даст возможность добросовестным и ответственным работодателям устранить нарушения без наложения административных штрафов.

В соответствии с положениями нормативных актов, административный штраф за отсутствие аттестации рабочих мест — не единственное возможное наказание за отсутствие СОУТ. Если в результате несчастного случая причинен тяжкий вред здоровью сотрудника или наступила его смерть, администрацию привлекут по ст. 143 УК РФ. Наказания предусмотрены различные в зависимости от наступивших последствий, среди них есть и серьезные денежные взыскания (до 400 000 рублей) и лишение свободы на продолжительный срок (до 5 лет).

Она предусмотрена специальной статьей КоАП РФ — 4.54. За нарушение порядка спецоценки юрлицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 100 000 рублей, должностным лицам — в размере от 20 000 до 30 000 рублей. За повторное правонарушение санкции предусмотрены более серьезные, причем юрлицу грозит административное приостановление деятельности. Эксперт по данной статье несет ответственность как должностное лицо.

Не обязательна спецоценка только для предприятий — ИП, без работников и с работниками, нанятыми по аутсорсингу, и для новых рабочих мест (напомним, что на их оценку дается 12 месяцев). Кроме того, в отношении рабочих мест, где не выявлены вредные или опасные условия, подается только декларация в трудинспекцию. Соблюдая эти условия, можно наказаний избежать. Кроме того, не рекомендуется игнорировать предупреждения контролирующих органов, направленные в превентивном порядке.

Иных специальных положений для различных групп предприятий не предусмотрено. Так, отпадает вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ: да, будут, так как никаких льгот для этой категории работодателей не установлено.


Скачать чек-лист проведения проверки СОУТ

Штраф за непроведение специальной оценки условий труда

Штраф за отсутствие СОУТ в 2020 году – не единственное наказание в этой сфере, которому может подвергнуться должностное лицо, предприниматель или организация. Статья 5.27.1 предусматривает полностью аналогичное наказание не только за непроведение СОУТ, но и за несоблюдение правил ее выполнения. При этом нужно учитывать, что в соответствии с действующим законодательством к виновникам применяются штрафы за СОУТ за каждое рабочее место: соответственно, крупные организации, где имеется много должностных позиций, могут штрафовать на суммы весьма серьезных размеров.

Нарушением порядка проведения спецоценки будет считаться любое несоблюдение правил, определенных положениями федерального закона № 426-ФЗ, включая:

  • невыполнение требования об обязательном информировании работников об условиях их труда;
  • отсутствие публикации сведений о результатах СОУТ на сайте организации;
  • непредоставление данных об итогах спецоценки в уполномоченные государственные органы;
  • другие проступки.

Таким образом, штраф за неразмещение СОУТ на сайте, которое многие работодатели считают незначительным нарушением, может достигнуть 200 тысяч рублей, если такой проступок был совершен повторно.

Пока денежные взыскания и другие виды ответственности за несоблюдение правил проведения спецоценки налагаются преимущественно специалистами Государственной инспекции труда при проведении плановых и внеплановых проверок выполнения трудового законодательства. Однако Роструд уже предупредил работодателей о том, что в ближайшем будущем эта система начнет действовать автоматически.

Технические возможности для этого действительно есть. Ответственные органы будут проводить сопоставление данных из Федеральной системы учета результатов СОУТ (ФГИС), а также баз данных о регистрации новых компаний и других информационных ресурсов. Это позволит быстро выявлять организации, которые были зарегистрированы более года назад, но так и не провели спецоценку. В результате к таким компаниям будут применяться автоматические штрафы СОУТ, а избежать наказания станет практически невозможно. Поэтому предприятиям рекомендуется уделять особое внимание выполнению требований 426-ФЗ.

Общий порядок выполнения СОУТ на предприятии остался прежним. Работодатель, которому нужно организовать спецоценку на предприятии, должен обратиться к специализированной организации, внесенной в реестр Минтруда. Самостоятельно проводить эту процедуру он не имеет права.

Основные этапы выполнения оценки включают:

  • создание работодателем комиссии по СОУТ для составления списка рабочих мест, подлежащих оценке, и определения аналогичных рабочих позиций;
  • выбор исполнителя и заключение с ним договора о выполнении работ;
  • передачу исполнителю необходимых документов, характеризующих условия труда работников при выполнении должностных обязанностей;
  • проведение исполнителем идентификации наличия вредоносных факторов на конкретных рабочих местах;
  • в случае выявления таких факторов – определение интенсивности их воздействия на работников;
  • классификация проанализированных рабочих мест и составление отчета по СОУТ;
  • утверждение отчета работодателем;
  • передача исполнителем данных о результатах СОУТ в федеральную государственную систему учета;
  • выполнение работодателем обязательств по итогам СОУТ согласно действующему законодательству, включая информирование работников об условиях труда на их местах, публикацию данных об итогах спецоценки на официальном сайте компании, внедрение дополнительных мер по охране труда и проч.

Основные изменения действующего законодательства в 2020 году коснулись процедуры передачи данных о результатах СОУТ компетентным государственным органам. Они были внесены федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ. Отметим, что, возможно, в течение года этот порядок будет дополнительно изменяться: например, сейчас рассматривается перенос сроков действия сертификатов по СОУТ в 2020 году.

Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает для организаций, проводящих процедуру СОУТ, обязанность по передаче данных о ее итогах в Федеральную государственную информационную систему (ФГИС). Однако, проанализировав ситуацию по этому вопросу, уполномоченное ведомство признало ее неудовлетворительной. Это повлекло за собой необходимость пересмотра ранее действовавшего механизма с тем, чтобы повысить ответственность исполнителей за выполнение этой обязанности.

Теперь организация, которая будет проводить спецоценку на предприятии, обязана передать сведения об этом в Федеральную государственную систему уже после подписания договора с заказчиком – то есть до начала работ. Это нужно сделать не позже, чем через 5 рабочих дней после оформления договора. Помимо сведений о самом факте о планируемой спецоценке, исполнитель также сообщает уполномоченному ведомству название организации, где будут проводиться работы, ее реквизиты – ИНН и ОГРН, численность сотрудников предприятия, номера рабочих мест, подлежащих спецоценке, и СНИЛС занимающих их работников.

После получения соответствующих данных система автоматически присваивает заявке идентификационный номер, после чего исполнитель может приступать к выполнению работ. О факте получения этого номера организация, которая будет проводить СОУТ на предприятии, обязана сообщить его руководству за три 3 рабочих дня со даты его присвоения.

Состав сведений, которые должен содержать отчет по спецоценке, и форма их фиксации по-прежнему утверждены приказом Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Однако в 2020 году включению в отчетную документацию также подлежат замечания и предложения работников, которые не вполне согласны с полученными результатами.

В дополнение к этому новый порядок, установленный ФЗ о СОУТ с изменениями на 2020 год, предусматривает, что организация, проводящая спецоценку, должна использовать при выполнении работ только определенные методики и методы. Они реализуются с применением средств измерений установленного типа, прошедших поверку. Если работа компании будет осуществляться с нарушением действующих требований, ее деятельность будет приостановлена до их устранения.

Основную часть ответственности за непроведение СОУТ несут работодатель или руководитель предприятия. Административный штраф за непроведение СОУТ урегулирован ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ. Данный документ, для расчета размера штрафа, предусматривает четкую градацию по форме собственности.

Размер штрафа за отсутствие СОУТ с 2018 года:

  • ИП без статуса юр.лица — от 5 до 10 тыс. рублей;

  • руководитель фирмы, ответственный за анализ — от 5 до 10 тыс. рублей;

  • юр.лицо — от 60 до 80 тыс. рублей.

Административное взыскание грозит не только за неимение СОУТ. Есть ряд оснований, по которым к физлицу или компании могут предъявить претензии.

Основания для претензий за отсутствие СОУТ:

  • нарушение нанимателем принятого алгоритма проведения исследований места работы;

  • допуск сотрудника к работе без лекций по ОТ и без прохождения медосмотра;

  • отсутствие у сотрудника во время рабочей смены предписанных в карте СОУТ приспособлений индивидуальной защиты;

  • несоблюдение методических рекомендаций по результатам лабораторного изучения на рабочем месте.

Отсутствие специальной оценки условий труда или регулярное несоблюдение норм и предписаний влечет за собой более строгое наказание. При проверке надзорные органы, неоднократно могут указывать одни и те же замечания. При этом сумма выписанных взысканий формируется в согласии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП.

Схема взыскания штрафов:

  • должностные лица — от 30 до 40 тыс. рублей, с риском получить трудовую дисквалификацию от 1 до 3 лет;

  • ИП — от 30 до 40 тыс. рублей, с угрозой приостановки деятельности на 90 суток;

  • юридические лица — от 100 до 200 тыс. рублей, с возможной “заморозкой” деятельности на 90 суток.

Штрафы налагают в равной степени за злостное уклонение от процедуры или по незнанию норм законодательства.

Госинспектора особенно тщательно контролируют рабочие места:

  • с досрочным выходом сотрудника на пенсию;

  • с вредными и опасными условиями труда;

  • с наличием льгот и преференций.

Важно! Проверка места труда удаленного работника не требуется!

Самая строгая мера пресечения за нарушение СОУТ — уголовная ответственность. В большинстве случаев ее можно было бы избежать, при надлежащем исполнении обязанностей согласно закону.

Прямым доказательством вины работодателя при несчастном случае на предприятии становится отсутствие отчета о спецоценке рабочего места. Объем ответственности за нарушение СОУТ в таком случае существенно возрастает, и квалифицируется, как уголовное преступление. Под несчастным случаем на производстве подразумевается нанесение тяжкого увечья или смертельный исход.

Наличие страхового случая, повлекшего тяжкие нарушения здоровья или смерть, грозят руководству:

  • финансовыми санкциями, суммой 400 тыс. рублей;

  • обязательными работами, продолжительностью 140-280 часов;

  • исправительными работами, сроком два года;

  • лишением свободы до одного года.

За смерть одного сотрудника по неосмотрительности руководителя применят:

  • принудительные работы продолжительностью до 4 лет;

  • запрет на ведение деятельности до 3 лет;

  • ограничение на занимаемый пост до 3 лет.

Массовый смертельный случай на предприятии в количестве двух и более человек:

  • принудительные работы или ограничение свободы на срок до 5 лет;

  • запрет на руководящую должность или хоздеятельность до 3 лет.

Помимо уголовного наказания, руководитель компании или частное лицо, несет ответственность по выплате морального ущерба в финансовом эквиваленте.

За все выявленные несоответствия во время процедуры проведения ОТ административную ответственность, как должностное лицо, несет аккредитованный специалист.

При нарушении специальной оценки условий труда профильным инспектором применяются такие санкции, как:

  • штраф, суммой от 20 до 30 тыс. рублей;

  • устранение с поста по решению суда;

  • аннуляция лицензии или сертификата до 10 лет.

Кроме представителя аккредитованной организации по исследованиям, могут быть наказаны руководители компании, проводившей ОТ.

Наказание применяют по схеме:

  • штраф от 70 до 100 тыс. рублей;

  • аннуляция лицензии на 90 дней.

Срыв процедуры анализа рабочих мест в компании инспектором грозит взысканием до 50 тыс. рублей физлицу и до 200 тыс. рублей юрлицу.

Сертифицированной фирме, проводившей спецоценку, поручено передать сведения о проверке в Роструд в течение 10 дней с даты утверждения отчета. Заключительный отчет передают через информационную электронную систему учета.

Наказания за халатное отношение к СОУТ начнут применять с 01.01.2019 года Рострудом во время плановых и внеплановых проверок. Исключением будет выявление нарушения во время автоматизированной проверки. В таком случае, нарушителю направят письменное предупреждение с продлением срока проведения процедуры на 6 месяцев.

Во исполнение 212 статьи ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда у себя на предприятии. СОУТ проводится в соответствии с требованиями 426-ФЗ и Приказа от 24.01.2014 № 33н по следующим этапам:

  1. Подготовительный этап:

    • Создание комиссии по СОУТ и графика ее проведения
    • Составление перечня рабочих мест, подлежащих спецоценке
  2. Выбор экспертной организации и заключение с ней договора (контракта);

  3. Предоставление экспертной организации сведений, необходимых для проведения СОУТ;

  4. Этап идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

  5. Этап исследований (испытаний) и измерений;

  6. Утверждение отчета по СОУТ;

  7. Заключительный этап:

    • Ознакомление работников с условиями труда на их рабочих местах
    • Уведомление экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ
    • Подача декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — ГНТОТ)
    • Размещение информации об условиях труда по результатам проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии)

Статьей 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КОАП РФ) в случае нарушения ГНТОТ в отношении работодателя предусмотрены следующие штрафы и санкции:

  • Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 60 до 80 тысяч рублей.

Статьей 14.54 КОАП РФ в случае нарушения экспертной организацией порядка проведения СОУТ предусмотрено наложение следующих штрафов и санкций:

  • Административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 70 до 100 тысяч рублей
  • Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — в размере от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  • Непроведение специальной оценки условий труда плановой или внеплановой
  • Нарушение сроков проведения плановой или внеплановой спецоценки (для внеплановой СОУТ сроки определены 17 статьей 426-ФЗ)
  • Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)
  • Некорректное создание комиссии по СОУТ (части 1−4 статьи 9 426-ФЗ)
  • Отсутствие утвержденного графика проведения СОУТ (часть 1 статьи 9 426-ФЗ)
  • Отсутствие или некорректное составление утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)
  • Намеренное необеспечение штатных режимов функционирования предприятия при проведении экспертной организацией исследований (испытаний) и измерений (п. 15 Методики)
  • Нарушение сроков ознакомления работников с результатами проведенной на их рабочих местах спецоценки (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)
  • Нарушение сроков уведомления экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 51 статьи 15 426-ФЗ)
  • Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)
  • Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)
  • Невыполнение мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, по результатам проведенной спецоценки

Новым законодательством на смену аттестации рабочих мест введена СОУТ, которая регламентирует процедуру оценивания условий рабочих мест и вводит новую схему начисления страховых тарифов. При обнаружении для персонала вредных и опасных для жизни и здоровья факторов производства означает то, что работодателю придется платить увеличенные страховые взносы в ПФР либо улучшить условия труда, выполняя нормы ТК РФ. Собственно до внедрения нового закона все эти нормы также были прописаны к исполнению, однако низкая система штрафов не стимулировала работодателей принимать правила и нормы соблюдения надлежащих условий труда для своих подчиненных.

Основная суть процесса проведения СОУТ состоит в том, что эксперт выявляет на рабочем месте все вредные факторы (шум, повышенную температуру воздуха, запыленность и прочие), с помощью специального оборудования замеряет их фактический уровень и сравнивает с действующими нормами. Комиссия по результатам СОУТ утверждает отчет о ее проведении. По результатам проверки работникам могут быть назначены компенсации и надбавки, рассчитываются корректировки к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев.

Законодательно подтвержденную методику проведения СОУТ можно скачать здесь ⇒ Методика проведения СОУТ

Ранее за непроведение АРМ работодателю выписывалось предупреждение либо минимальный штраф. Новое законодательство ставит первоочередную задачу устранение нарушений за счет больших штрафных санкций как для владельцев предприятий, так и для лиц, занимающихся проведением экспертизы. По закону провести СОУТ входит в непосредственную обязанность работодателя. Организация и оплата данной процедуры фирма берет на себя. Если спецоценка проведена неправильно, отвечать за такое также будет работодатель.

Бланк отчета о результатах СОУТ можно скачать здесь ⇒ Отчет о проведении СОУТ

Штрафы и ответственность за непроведение соут

Отвечать работодателю в рамках Уголовного кодекса придется, если нанесен тяжкий ущерб здоровью работника либо же наступление смерти. В сравнительной таблице приведены размеры штрафов, которые действовали ранее и текущие виды ответственности за такие нарушения.

№ п/п Вид нарушения Штрафы при АРМ Штрафы при СОУТ
1 Нанесение тяжкого вреда человеку Должностные лица выплачивали админштраф до 200 000 рублей или в объеме зарплаты за период до 18 месяцев, выполнение обязательных работ до 480 часов, исправительных или принудительных работ до 1 года, ограничение свободы на срок до 1 года Сумма штрафа равна 400 000 рублей, срок для обязательных работ от 180 до 240 часов, срок исправительных работ равен 2 годам, принудительные работы до 1 года, лишение свободы на срок до 1 года
2 Нанесение тяжкого вреда по неосторожности, в результате чего наступила смерть Принудительные работы до 4-х лет и лишение занимать определенные должности или вести определенную деятельность на период до 3-х лет Принудительные работы до 4-х лет и ограничение работы на определенных должностях или заниматься некоторым видом деятельности сроком до 3-х лет
3 Нанесение тяжкого вреда двум и более лицам по неосторожности, вследствие которого наступила смерть Отсутствовала статья уголовной ответственности Для лица, занимающего должность, приняты принудительные работы до 5 лет либо же лишение свободы на такой же срок, а также запрет работы на должности или вести деятельность на срок до 3-х лет.

К уголовной ответственности также возможно присуждение выплаты морального и материального вреда пострадавшим.

Не каждый председатель комиссии является руководителем организации. Не каждый руководитель организации априори является председателем комиссии.

Отчет о проведении СОУТ утверждает тот, кто назначен приказом руководителя организации.

Если руководитель назначает самого себя, нарушения нет. Если приказом председателем комиссии назначен один из заместителей руководителя, то руководитель не вправе утверждать отчет.

В 2019 году нужно было в трехдневный рабочий срок направить в экспертную организацию любым способом подписанную копию титульного листа отчета о проведении СОУТ, а дополнительно к этому направить еще и почтой с уведомлением.

В 2020 году можно направлять скан-копию отчета в экспертную организацию по электронным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Срок остался прежний — в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Если у организации есть свой сайт, необходимо разместить на нем не только сводную ведомость, но и утвержденный план мероприятий по улучшению условий труда.

Ошибка 4. Не отправили декларацию в ГИТ

Декларацию можно отправить по почте, отвезти в ГИТ лично или загрузить на сайте в форме электронного документа:

  • если подаете декларацию в форме электронного документа, подписывайте его квалифицированной электронной подписью работодателя, заполнив форму декларации на официальном сайте Роструда;
  • если направляете почтой России, не забывайте об описи вложения и уведомлении о вручении.

Эти документы пригодятся, если ГИТ будет утверждать, что декларация им не приходила.

Нарушение, если работников не ознакомили с картой СОУТ и декларацией соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Ознакомьте в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. В этот срок не включают периоды временной нетрудоспособности работника, когда он был в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *