Категория лиц которые не могут быть признаны безработными

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категория лиц которые не могут быть признаны безработными». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В России действует закон «О занятости населения в Российской Федерации». Согласно ему, безработным может быть признан гражданин трудоспособный, у которого нет постоянного заработка, он зарегистрирован в службе занятости для поиска новой деятельности. Такое решение данная организация должна вынести по истечению 11 дней со дня обращения гражданина с необходимыми документами. Причем на статус не влияет причина ухода с прошлого места работы, дата увольнения, а также время обращения. Итак, какие люди могут быть признаны безработными?

Какие граждане не могут быть признаны безработными?

Лица могут быть признаны таковыми в случае, если:

  • Являются трудоспособными в соответствии возрастом и состоянием здоровья, старше 16 лет и не получают пенсионные выплаты.
  • Граждане, признанные в установленном порядке безработными, не имеют постоянного финансового дохода.
  • Стоят на бирже труда по месту жительства в поисках необходимой работы. Если гражданин беженец или вынужденный переселенец, то он регистрируется по месту пребывания.
  • Находятся в поиске работы и готовы к ней приступить.

Государство, согласно законодательной базе, гарантирует:

  • выплачивать пособие по безработице, в том числе и при временной нетрудоспособности;
  • выплачивать стипендии в момент профессиональной переподготовки, во время повышения квалификации или переподготовки по специальности органов службы занятости, и во время нетрудоспособности;
  • обеспечивает возможностью участвовать в финансируемых общественных работах;
  • возмещать затраты, связанные с добровольным переездом в другой регион для трудоустройства по направлению Центра занятости.

Особенность нашего законодательства в том, что безработными не могут быть признаны граждане, которые попадают в определенные категории. Кому же в Центре занятости откажут?

  • Лицам, которые не достигли 16 лет. Если гражданин раньше обратиться в структуру для постановки на учет, он получит отказ, т. к. трудоустройство в раннем возрасте не считается необходимостью. Но при достижении 16 лет лицо уже заканчивает школьное учреждение и вполне может найти работу с низкой квалификацией.
  • Людям пенсионного возраста. В 2019 году вступают поправки в пенсионное законодательство, и возраст граждан для выхода на пенсию увеличился, теперь это 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. С этого момента обязательное трудоустройство не является необходимым. В этом случае гражданам могут предложить определенный перечень государственных социальных пособий и льгот. К той категории также относится назначение пенсионных выплат за выслугу лет.

Еще какие граждане не могут быть признаны безработными?

  • Если человек отказался от предложенных вакансий на протяжении 10 дней больше 2 раз. Когда лицо зарегистрировали в службе занятости для поиска необходимой работы, ему подбирают вакансии, согласно его образованию и квалификации. Дальше ему предлагают варианты трудоустройства, причем в списке могут быть и временные вакансии. Если гражданин отказывается от предложенных вариантов больше двух раз, то с него снимают статус безработного.

Для этого есть два способа обжалования: обращение в вышестоящую структуру или в судебные органы. Вы сами можете определить, в какую инстанцию подавать заявление. Любой отказ в приеме обращения считается незаконным.

  • Если вы выбрали судебную защиту, то надо учесть, что с момента, как наступило нарушение ваших прав, не должно пройти 3 месяцев. Если перед этим вы обращались с письменной жалобой в вышестоящую структуру, то срок не должен превышать 1 месяца. Для участия в судебных тяжбах требуется терпение и время, а чаще всего и деньги на оплату работы квалифицированного юриста.
  • Поэтому альтернативой может стать обращение в прокуратуру, которая проведет проверку, и, в случае необходимости, сама инициируют судебный процесс либо обяжет службу занятости исправить допущенную ошибку. Оформить обращение можно как на личном приеме, так и направить его письменно.

Безработными не могут быть признаны следующие граждане

С изменениями и дополнениями, внесенными
Законами Украины
от 11 января 2001 года N 2213-ІІІ,
от 17 января 2002 года N 2980-ІІІ,
от 3 апреля 2003 года N 662-ІV,
от 9 апреля 2004 года N 1678-ІV,
от 25 марта 2005 года N 2505-ІV,
от 16 июня 2005 года N 2664-ІV,
от 20 декабря 2005 года N 3235-ІV,
от 9 февраля 2006 года N 3428-ІV,
от 22 февраля 2006 года N 3456-ІV,
от 1 декабря 2006 года N 424-V,
от 23 февраля 2006 года N 3483-ІV,
от 19 декабря 2006 года N 489-V,
от 27 апреля 2007 года N 996-V,
от 11 мая 2007 года N 1014-V,
от 28 декабря 2007 года N 107-VІ
(изменения, внесенные Законом Украины от 28 декабря 2007 года N 107-VІ,
действуют до 31 декабря 2008 года,
изменения, внесенные пунктом 26 раздела ІІ Закона Украины
от 28 декабря 2007 года N 107-VІ,
признаны не отвечающими Конституции Украины (являются неконституционными),
согласно Решению Конституционного Суда Украины
от 22 мая 2008 года N 10-рп/2008),
от 3 июня 2008 года N 309-VІ,
от 25 декабря 2008 года N 799-VІ,
от 15 января 2009 года N 884-VІ,
от 16 апреля 2009 года N 1276-VІ,
от 11 июня 2009 года N 1505-VІ,
от 1 июня 2010 года N 2289-VІ
(изменения, внесенные Законом Украины от 1 июня 2010 года N 2289-VІ,
вводятся в действие с 31 июля 2010 года),
от 1 июля 2010 года N 2388-VІ,
от 8 июля 2010 года N 2464-VІ,
от 21 апреля 2011 года N 3277-VІ,
от 21 апреля 2011 года N 3280-VІ,
от 17 мая 2012 года N 4719-VІ,
от 5 июля 2012 года N 5067-VІ,
от 16 октября 2012 года N 5458-VІ,
от 16 октября 2012 года N 5462-VІ,
от 4 июля 2013 года N 406-VІІ,
от 11 марта 2014 года N 870-VІІ,
от 27 марта 2014 года N 1166-VІІ,
от 31 июля 2014 года N 1621-VІІ,
от 5 марта 2015 года N 245-VІІІ,
от 7 апреля 2015 года N 292-VІІІ,
от 10 декабря 2015 года N 889-VІІІ,
от 25 декабря 2015 года N 922-VІІІ,
от 3 октября 2017 года N 2148-VІІІ
(изменения, внесенные подпунктами 1 — 3 пункта 10 Закона Украины
от 3 октября 2017 года N 2148-VІІІ, вступают в силу с 1 января 2018 года),
от 19 декабря 2017 года N 2249-VІІІ,
от 19 июня 2018 года N 2462-VІІІ,
от 6 июня 2019 года N 2745-VІІІ,
от 5 декабря 2019 года N 341-ІX,
от 14 января 2020 года N 440-IX,
от 30 марта 2020 года N 540-IX,
от 13 апреля 2020 года N 553-IX,
от 17 июня 2020 года N 720-IХ

(Изменения, предусмотренные Законом Украины от 17 ноября 2011 года N 4050-VІ, внесены не будут. Закон Украины от 17 ноября 2011 года N 4050-VІ утратил силу согласно Закону Украины от 10 декабря 2015 года N 889-VІІІ)

Отдельные положения данного Закона признаны
не отвечающими Конституции Украины (являются неконституционными)
(согласно решению Конституционного Суда Украины
от 28 апреля 2009 года N 9-рп/2009)

(В тексте Закона слова «центральный орган исполнительной власти в сфере труда и социальной политики» и «специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере труда и социальной политики» во всех падежах заменены словами «центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения» в соответствующем падеже согласно Закону Украины от 16 октября 2012 года N 5462-VI)

Данный Закон, разработанный в соответствии с Конституцией Украины и Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, определяет правовые, финансовые и организационные принципы общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы.

Статья 32. Исключена

(статья 32 с изменениями, внесенными согласно
Законам Украины от 25.03.2005 г. N 2505-IV,
от 11.05.2007 г. N 1014-V,
исключена согласно Закону Украины
от 25.12.2008 г. N 799-VI)

Статья 33. Исключена

(статья 33 с изменениями, внесенными согласно
Законам Украины от 25.03.2005 г. N 2505-IV,
от 23.02.2006 г. N 3483-IV,
исключена согласно Закону
Украины от 05.07.2012 г. N 5067-VI)

1. Данный Закон вступает в силу с 1 января 2001 года, кроме статей 24 — 26, решение о введении которых принимается, исходя из экономических возможностей государства, ежегодно Верховной Радой Украины во время утверждения размера страховых взносов.

2. До приведения законодательства Украины в соответствие с данным Законом Законы и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей данному Закону.

3. Установить, что:

функции исполнительной дирекции Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, которые осуществлялись органами государственной службы занятости в соответствии с данным Законом, начиная с 2013 года возлагаются на центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, и его территориальные органы;

(абзац второй пункта 3 раздела VIII в редакции
Закона Украины от 05.07.2012 г. N 5067-VI)

Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы является правопреемником государственного фонда содействия занятости населения, который ликвидируется;

организационную работу относительно формирования первого правления Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и наблюдательного совета, а также проведение их первых заседаний осуществляет Украинский координационный комитет содействия занятости населения, созданный в соответствии со статьей 17 Закона Украины «О занятости населения».

Абзац пятый пункта 3 раздела VIII исключен

(пункт 3 раздела VIII дополнен абзацем согласно
Закону Украины от 11.01.2001 г. N 2213-III,
абзац пункта 3 раздела VIII с изменениями, внесенными
согласно Закону Украины от 25.03.2005 г. N 2505-IV,
в редакции Закона Украины
от 08.07.2010 г. N 2464-VI,
исключен согласно Закону
Украины от 05.07.2012 г. N 5067-VI)

31. Установить, что гражданам, проживающим на территории Автономной Республики Крым и в г. Севастополе, социальные услуги и материальное обеспечение, предусмотренные данным Законом, осуществляются за счет средств, поступающих от плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, расположенных на территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя.

В случае возникновения дефицита средств для финансирования этих выплат такой дефицит покрывается за счет средств бюджета Автономной Республики Крым и бюджета г. Севастополя.

(раздел VIII дополнен пунктом 31 согласно
Закону Украины от 27.03.2014 г. N 1166-VII)

32. Установить, что на период карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2 (далее — в период карантина):

(абзац первый пункта 32 раздела VIII в редакции
Закона Украины от 13.04.2020 г. N 553-IX)

пособие по безработице назначается с первого дня предоставления статуса безработного;

выплата пособия по безработице может осуществляться без личного посещения безработным территориального органа центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, при условии подтверждения безработным намерения пребывания в статусе безработного любыми средствами коммуникации (телефонная связь, электронные средства и т.п.).

(раздел VІІІ дополнен пунктом 32 согласно
Закону Украины от 30.03.2020 г. N 540-ІX)

для лиц, утративших работу в период карантина, не применяются требования относительно сокращения продолжительности выплаты пособия по безработице, определенные пунктом 1 части пятой статьи 31 данного Закона, при этом общая продолжительность выплаты пособия по безработице для таких лиц не может превышать 270 календарных дней.

(пункт 32 раздела VIII дополнен абзацем четвертым
согласно Закону Украины от 13.04.2020 г. N 553-IX)

4. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок со дня опубликования данного Закона:

подготовить и подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения относительно приведения Законов Украины в соответствие с данным Законом;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с данным Законом;

обеспечить принятие актов, необходимых для реализации данного Закона;

обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с данным Законом.

Президент Украины

Л. КУЧМА

г. Киев
2 марта 2000 года
N 1533-III

В соответствии с законом Российской Федерации о занятости населения пособие по безработице может получить гражданин, потерявший работу или не имеющий работы, обратившийся в службу занятости населения и поставленный на учет как безработный. Вы не можете получить пособие по безработице, если вы:

  • моложе 16 лет;
  • получаете пенсию по старости или за выслугу лет;
  • находитесь в местах лишения свободы или на исправительных работах;
  • работаете по трудовым договорам;
  • выполняете оплачиваемую работу или реализуете продукцию по договорам;
  • являетесь индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом или самозанятым;
  • проходите военную, альтернативную гражданскую службу или службу в иных органах;
  • обучаетесь по очной форме обучения;
  • заняты в подсобных промыслах, являетесь членом крестьянско-фермерских хозяйств, производственных кооперативов, артелей;
  • являетесь учредителем (участником) коммерческих организаций.

Статья 22. Условия и продолжительность выплаты пособия по безработице

Статус Значение
Принято Ваше обращение поступило в Центр занятости населения.
Зарегистрировано Центр занятости населения взял в работу Ваше заявление и постарается подобрать Вам подходящие вакансии. В случае получения вакансий от Центра занятости населения Вам необходимо связаться с указанными в вакансиях работодателями и договориться о собеседовании.
Дозаполнение/редактирование сведений Центр занятости населения просит Вас обновить сведения, указанные Вами в заявлении. Вам необходимо открыть карточку заявления и внести недостающие сведения в поля, либо внести изменения, если при заполнении Вами были указаны по ошибке неправильные сведения. После внесения изменений нажмите кнопку «Отправить заявление».
Запрос сведений Портал «Работа в России» направил в Пенсионный фонд Российской Федерации запрос на получение сведений о Вашей трудовой деятельности.
Сведений недостаточно На основании имеющейся информации Центр занятости населения не может принять решение о постановке Вас на учет в качестве безработного. Рекомендуем связаться с Центром занятости населения для предоставления дополнительных документов в электронной форме.
Предложены вакансии Центр занятости населения подобрал Вам вакансии и отправил Ваше резюме работодателю. Взаимодействие с работодателем по проведению собеседования Вы можете отслеживать в своем личном кабинете в разделе «Отклики и приглашения».
Назначено пособие Центр занятости населения решил признать Вас безработным. Пособие будет рассчитано в соответствии с полученными сведениями и направлено Вам для получения выбранным в заявлении способом.
Отказано в пособии Центр занятости населения отказал в признании Вас безработным.
Трудоустроен Предоставление услуги завершено в связи с трудоустройством.
Заявление отозвано Оказание государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы прекращено по Вашей инициативе.
Перерегистрация Центр занятости населения проводит перерегистрацию Вас в качестве безработного. На основании принятого решения Вам продолжат выплачивать пособие или Вы будете сняты с учета.
Снят с учета Центр занятости населения снял Вас с учета в качестве безработного. Причина снятия с учета указана на странице Вашего заявления.

Гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 г., за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, пособие по безработице в апреле — июне 2020 г. устанавливается в размере 12130 рублей.

Гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 г. и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в апреле — июне 2020 г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).

Гражданам, которым пособие по безработице назначено в размере минимальной величины пособия по безработице, такое пособие за май — июль 2020 г. устанавливается в размере 4500 рублей.

Индивидуальным предпринимателям, прекратившим свою деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке после 1 марта 2020 г. и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице устанавливается в размере 12130 рублей на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 1 октября 2020 г.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в июне — августе 2020 г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными и утратившим после 1 марта 2020 г. право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, выплата пособия по безработице продлевается на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 1 октября 2020 г., в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину на день окончания установленного периода его выплаты, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, действующих на день принятия решения о продлении периода выплаты.

Для назначения максимального размера пособия по безработице в соответствии с законодательством о занятости населения определяющим условием является наличие у Вас не менее 26 недель (6 месяцев и более) трудовых отношений в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, а также размер Вашей заработной платы.

Пособие по безработице будет назначено в минимальном размере (в мае-июле 2020 г. – 4 500 рублей) если Вы:

  • длительное время не работали;
  • ищете работу впервые (ранее не работали);
  • прекратили индивидуальную трудовую деятельность;
  • уволены за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • имеете менее 26 недель (менее 6 месяцев) трудовых отношений в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы.
  • 2
  • 2 911
  • 798
  • 3 242
  • 853
  • 787 007
  • 213 308
  • 456
  • 83
  • 531
  • 7 886

Вопросы трудоустройства населения страны регламентирует ФЗ 1032-1 «О занятости населения РФ». В первой редакции законопроект приняли депутаты Госдумы в 1991 г. В документе установили, как должна вестись деятельность по обеспечению трудоустройства жителей страны, что должны предпринимать власти разного уровня для устранения безработицы.

Закон определяет основы государственной политики в содействии занятости населения. Официальный текст законопроекта состоит из 7 глав (одна из них утратила силу) и 37 статей. Они включают следующие положения:

  • в 1 главе перечислены основные определения и положения ФЗ, определены полномочия федеральных органов и государственная политика в сфере трудоустройства;
  • 2 глава содержит сведения о том, какие права есть у жителей страны. В частности, гарантирован свободный выбор места работы и содействие при переезде в другой населенный пункт;
  • в 3 главе перечислены гарантии государства по трудоустройству жителей страны;
  • 4 глава определяет процесс организации занятости населения, устанавливает возможность обучения и переквалификации;
  • 5 глава описывает обязанности работодателей в обеспечении занятости населения;
  • в 6 главе содержится информация о социальных гарантиях и компенсациях для нетрудоустроенных граждан России, перечислены сроки выплаты пособия по безработице и установлена его сумма;
  • 7 глава утратила силу. В ней определялся контроль за исполнением действующего законодательства.

Закон определяет, кого сегодня можно считать безработным. Согласно действующим стандартам, в эту категорию включают граждан, которые являются дееспособными и могут трудиться, но при этом в текущий момент нигде не трудоустроены. Лица, являющиеся безработными, должны находиться в поиске потенциального места трудоустройства, поэтому обязательно встают на учет на биржу труда.

После того, как гражданин официально зарегистрируется на бирже, ему будет присвоен статус безработного.

В случаях, когда человек впервые хочет устроиться на работу, требуется предъявить в организацию паспорт и диплом (либо аттестат), свидетельствующий о получении образования.

Если же гражданин ранее был трудоустроен и уже имеет определенный стаж и навыки, то к этим документам требуется приложить:

  • трудовую книжку с занесенной информацией о предыдущих местах службы;
  • справки с последнего места работы о среднем ежемесячном заработке;
  • документы, свидетельствующие о квалификации служащего.

В ряде случаев на бирже труда могут отказать в получении статуса безработного. Его не могут присвоить следующим лицам:

  • жителям РФ младше 16 лет;
  • людям, достигшим пенсионного возраста, либо получающим страховую пенсию, пенсию по инвалидности;
  • человек, который дважды отказывается от предложенных вариантов трудоустройства, теряет статус безработного. Это происходит в том случае, если биржа предложила рабочие места в течение 10 суток с периода регистрации;
  • если гражданин не явился на собеседование по поводу потенциального трудоустройства в течение 10 дней, биржа труда отказывает ему в статусе безработного (за исключением случаев неявки по уважительной причине);
  • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы или приговоренные к исправительным работам, не могут зарегистрироваться на бирже;
  • это же относится к гражданам, намеренно предоставившим ложные сведения о себе.

Если человеку было отказано в предоставлении статуса безработного, то он имеет право повторно обратиться на биржу труда. Однако сделать это можно не ранее, чем через месяц после последовавшего отказа.

По сути, безработным может быть признан любой гражданин РФ, у которого отсутствует ежемесячный доход.

Отсутствие заработка – что под ним подразумевается? Как показывает практика, под этим понимается отсутствие заработной платы, выходного пособия, и сохранения средней зарплаты по причине увольнения с предприятия по факту его ликвидации либо же сокращения численности.

Безработным может быть признан любой гражданин РФ, который в течение 10 календарных дней с момента постановки на учет в центр занятости населения не смог отыскать для себя официального места работы. По истечении 10 дней – безработному присваивается этот статус с первого дня постановки на учет.

Но при этом есть некоторые нюансы. Не все могут быть признаны безработными. В частности речь идет о таких гражданах:

  • наличие возраста меньше 16 лет;
  • достижение пенсионного возраста при установлении факта получения пенсионных выплат;
  • на протяжении первых 10 дней отказался больше 2 раз от предоставленных сотрудниками центра занятости свободных вакансий, которые подходят по его специальности/должности. В том числе здесь речь идет и о временной работе, но по его специальности;
  • обратились в центр занятости до момента своего оформления на первую работу и при этом больше 2 раз отказались от курсов профессиональной подготовки, которые необходимо было пройти для повышения своей квалификации, и как следствие, моментального трудоустройства;
  • не явились в указанный срок после постановки на учет в центр занятости для “отметки” по причинам, которые не считаются уважительными и им был поставлен прогул. Здесь нужно понимать, что поход в оговоренные сроки в центр занятости это тоже работа, которую прогуливать нельзя;
  • не явились в указанный сотрудниками центром занятости населения срок для постановки на учет в качестве безработного;
  • предъявил ложные документы либо же банально этот перечень признан не полным;
  • граждан признали таковыми, как получающими доход от осуществления трудовой деятельности (например, он работает по договору и это стало известно сотрудникам центра занятости).

Согласно действующему законодательству, безработный, который стал на учет в центр занятости населения по причине ликвидации либо же сокращении штата сотрудников, то ему будет начислено пособие в размере:

  • первые 3 месяца – 75% от средней заработной платы безработного;
  • следующие 4 месяца – 60% от средней зарплаты;
  • последние 5 месяцев – 45%.

Стоит обратить внимание, что минимальная сумма пособия по безработице составляет 850 рублей. Но при этом, сума может быть увеличена исключительно от региона проживания конкретного человека путем умножения минимального пособия на районный коэффициент, который в каждом регионе сугубо индивидуален. Наибольший коэффициент в регионе Крайнего Севера.

Каждый безработный человек в нашей стране, имеет право при постановке на учет в центр занятости населения воспользоваться возможностью и бесплатно пройти обучение по определенной специальности.

Если говорить о преимуществах такого обучения, то они заключаются в следующем:

  • полученная специальность будет востребованная, поэтому трудоустройство гарантировано;
  • бесплатное обучение – за все платит государство;
  • возможность обрести новую профессию;
  • возможность получить стипендию при успешности в обучении.

Но при этом не стоит думать, что специальность получается за просто так. По полученной профессии сотрудники центра занятости выдают безработному направление на трудоустройство. Отказаться от этого невозможно.

Центр занятости обязан в случае появления свободной вакансии по специальности безработного уведомлять об этом соответствующее лицо и при его желании предоставлять направление на предварительное собеседование.

В том случае, если безработный отказывает от предоставленной ему вакансии, об этом делается соответствующая запись, и при повторном отказе будет подписан соответствующий приказ о снятии его с учета.

Признание гражданина безработным

Закон «О занятости населения в РФ»
Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости ПАСПОРТА, ТРУДОВОЙ КНИЖКИ или документов, их заменяющих, ДОКУМЕНТОВ, УДОСТОВЕРЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КВАЛИФИКАЦИЮ, СПРАВКИ О СРЕДНЕМ ЗАРАБОТКЕ за последние три месяца по последнему месту работы.

Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют ПАСПОРТ и ДОКУМЕНТ об ОБРАЗОВАНИИ.

Для принятия решения о признании инвалида безработным, он обязан представить в службу занятости по месту жительства наряду с документами, установленными Законом РФ «О занятости населения в РФ», ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА, которая выдается в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) по месту признания гражданина инвалидом (статья 25 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Закон «О занятости населения в РФ»
Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными.

БЕЗРАБОТНЫМИ НЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИЗНАНЫ ГРАЖДАНЕ:
  • не достигшие 16-ти летнего возраста;
  • которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно,…, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в службе занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в службу занятости для предложения подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный службой занятости, для регистрации в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания безработными.
  • Закон «О занятости населения в РФ»
    Статья 2. Занятые граждане.

  • работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
  • зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • проходящие очный курс обучения …, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;
  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
  • Перечисленные категории граждан не могут быть зарегистрированы в службе занятости населения в целях поиска подходящей работы и признаны безработными.

    Закон «О занятости населения в РФ»
    Статья 4. Подходящая и неподходящая работа

    Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом:

  • уровня его профессиональной подготовки,
  • условий последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ),
  • состояния здоровья,
  • транспортной доступности рабочего места.
  • Подходящей считается работа независимо от удаленности от места жительства, если у работодателя имеется служебный транспорт.

    Закон «О занятости населения в РФ»

  • Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю или путем бесплатного посредничества службы занятости, или с помощью других организаций по содействию занятости;
  • Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;
  • Безработные граждане имеют право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
  • Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.
  • Основные моменты законодательства о занятости населения.

  • активно содействовать своему трудоустройству и быть готовыми приступить к подходящей работе;
  • регулярно посещать центр занятости в установленные для регистрации и перерегистрации сроки;
  • информировать службу занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера, о других изменениях связанных с занятостью;
  • являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение трех дней со дня направления центром занятости.
  • Авторы законопроекта в пояснительной записке пишут, что из-за пандемии и ограничительных мер с апреля 2020 года приостановлена деятельность многих организаций и индивидуальных предпринимателей. Статус «вынужденно безработных» предлагают присваивать тем сотрудникам, кого работодатели не могут обеспечить работой из-за временного запрета деятельности, введенного в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

    Депутаты предлагают выплачивать пособия «вынужденно безработным» за счет средств бюджета. Деньги планируется выплачивать за период с даты установленного запрета на деятельность работодателя и до момента снятия запрета. Средняя месячная зарплата будет рассчитываться на основании сведений, предоставленных налоговыми органами.

    При этом на деятельность работодателя должен распространяться временный запрет из-за пандемии COVID-19. Сотрудник сможет получить выплаты в том случае, если его трудовой договор был заключен не менее чем за месяц до введения ограничений на работу организации.

    Работодатель, как говорится в документе, не может расторгнуть трудовой договор с сотрудником, пока действует временный запрет на деятельность компании из-за пандемии.

    В случае если работник решит уволиться по своей инициативе, он теряет статус «вынужденно безработного» и ему выплачивается пособие в соответствии с действующим законодательством.

    Порядок и условия признания граждан безработными.

    Если гражданин не явился в срок, назначенный для признания его безработным, по причине болезни (что подтверждается бюллетенем или справкой, выданной лечебным заведением), он может быть признан таковым (со дня регистрации) в день его явки – на следующий день после закрытия листка временной нетрудоспособности (справки) – в случаях, если он:

    – отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в отделении в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

    Поэтому на него не может быть возложена обязанность по доказыванию наличия у него трудоспособности. Нельзя не заметить, что в ст. 63 ТК РФ установлен общий возраст для поступления на работу в 16 лет. Однако для отдельных категорий работников возраст для поступления на работу в этой статье снижен до 15 и 14 лет, а отдельные категории работников могут быть привлечены к творческим видам занятости и до достижения возраста 14 лет. Следовательно, в отдельных случаях законодательство признает трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а иногда и не достигших 14 лет. По отношению к этим лицам Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в части признания трудоспособными исключительно лиц, достигших возраста 16 лет, вступает в противоречие со ст. 63 ТК РФ, которая признает при определенных в ней обстоятельствах трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а в отдельных случаях и не достигших возраста 14 лет. Данное противоречие следует разрешать путем применения ст. 63 ТК РФ, который в силу требований ст. 5 ТК РФ имеет приоритет перед другими федеральными законами в сфере труда, в том числе и перед Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В связи с изложенным трудоспособные граждане, которые не достигли возраста 16 лет, могут требовать признания за ними статуса безработного гражданина при доказанности других обстоятельств, характеризующих данное правовое понятие.

    Основанием для отказа в регистрации в качестве безработного в п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» названо осуждение судом к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы. В данном случае гражданин становится занятым на основании приговора суда, что исключает возможность для его признания безработным.

    осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
    представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

    1-й этап. Первичная регистрация безработных граждан (пункты 4-6 Порядка регистрации безработных граждан)
    На этом этапе безработный обращается в службу занятости, не предъявляя никаких документов. Он заявляет о себе как о лице, не имеющем ни работы, ни заработка (дохода) и намеренном зарегистрироваться в качестве безработного.

    • в первые три месяца – в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
    • в следующие четыре месяца – в размере 60%;
    • в дальнейшем – в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

    Гражданам, уволенным от работодателя и имеющим в течение одного года перед началом безработицы 26 календарных недель (пол года и две недели) оплачиваемой работы на условиях полного рабочего дня (недели), пособие по безработице выплачивается в течение 12 месяцев. В иных случаях пособие по безработице выплачивается гражданам в течение 6 месяцев.

    Для впервые ищущих работу, а так же не имеющих профессии (специальности) при обращении в центр занятости достаточно предъявить паспорт и документ об образовании. Следует отметить, что граждане, относящиеся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании их безработными дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

    В рыночной экономике любого государства всегда будет присутствовать часть населения, не имеющая работы. Но если гражданин не занят какой либо деятельностью, это еще не дает основания называть его безработным и этот гражданин еще не может иметь статус безработного, т.к. всегда существует категория граждан, которые могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., пункт 2, статья 37. Для того чтобы в полной мере соответствовать статусу безработного, необходимо четко знать, кто может быть признан безработным, какие существуют условия для признания гражданина безработным и каков порядок признания гражданина безработным. По определению Международной организации труда, безработный — это лицо, способное трудиться, потерявшее заработок по причине невозможности получить подходящую работу, готовое трудиться и действительно ищущее работу Конвенция N 168 Международной организации труда «О содействии занятости и защите от безработицы» (Заключена в г. Женеве 21.06.1988). В России законодательное определение понятия безработного дается в Законе о занятости населения Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013) «О занятости населения в Российской Федерации», «СЗ РФ», N 17, 22.04.1996, ст. 1915, где говорится, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут такую работу и готовы приступить к ней Миронов В. И. Трудовое право: учебник для вузов.-СПб.: Питер, 2009, стр. 214. Таким образом из определения следует, что для признания гражданина безработным необходимо соблюсти несколько обязательных условий.

    Безработными не могут быть признаны граждане:

    1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

    не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный центром занятости населения для регистрации их в качестве безработных;

    Доказанность рассмотренных обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина, влечет возникновение у него права на получение статуса безработного. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости по предоставлению гражданину статуса безработного.

    В-четвертых, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного, относится готовность гражданина приступить к подходящей работе. Отказ гражданина от трудоустройства служит основанием для лишения его статуса безработного, за исключением случаев, когда предлагаемые гражданину варианты трудоустройства не являются для него подходящей работой. Возложение на гражданина обязанности трудоустроиться на подходящей работе, как условия его признания безработным, не может рассматриваться в качестве нарушения принципа свободного распоряжения своими способностями к труду, который закреплен в ст. 37 Конституции РФ. Гражданин получает статус безработного в силу того, что полномочные органы не могут обеспечить его подходящей работой, и по этой причине он лишается возможности получить средства для существования. Отказ гражданина от трудоустройства на подходящей работе свидетельствует об исполнении органами службы занятости своей обязанности по предоставлению гражданину подходящей работы. Тогда как гражданин вправе отказаться от любого варианта трудоустройства, то есть свободно распорядиться своими способностями к труду. Отказ от реализации права на трудоустройство не может влечь возникновения корреспондирующей данному праву обязанности. Например, закрепленной в ст. 37 Конституции РФ обязанности по выплате заработной платы. Корреспондирующей праву на трудоустройство гражданина на подходящей работе является, и обязанность органов службы занятости зарегистрировать гражданина с целью поиска подходящей работы. Естественно, отказ от реализации данного права влечет отсутствие обязанности у органов службы занятости проводить указанную регистрацию. В связи с изложенным условие о готовности гражданина приступить к подходящей работе, как атрибут для его признания безработным, не может рассматриваться в качестве ограничения права гражданина на свободное распоряжение своими способностями к труду. Ведь отказ гражданина от трудоустройства на подходящей работе не влечет для него неблагоприятных последствий. Поэтому трудоустройство остается правом, а не обязанностью гражданина. Однако отказ от его реализации не может влечь возникновение корреспондирующих данному праву обязанностей.

    Выберите шрифт Arial Times New Roman

    Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

    • —Черным по белому
    • —Белым по черному
    • —Темно-синим по голубому
    • —Коричневым по бежевому
    • —Зеленым по темно-коричневому

    Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

    Материальная поддержка безработных осуществляется на государственном уровне, поэтому и получение статуса безработного в РФ регламентируется законодательством.

    Федеральный Закон (ФЗ) за № 1032-1 (в редакции от 11.12.2018 г.) «О занятости населения в РФ» говорит, что безработным может быть признано лицо, которое соответствует следующим требованиям:

    1. не имеет работы и заработка;
    2. зарегистрировано в отделении службы занятости населения;
    3. ищет работу;
    4. готово приступить к работе.

    Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

    1. лица младше 16 лет;
    2. лица, получающие государственное пенсионное обеспечение;
    3. лица, отказавшиеся от 2 вариантов работы, подходящих по критерию квалификации, в течение 10 дней со дня регистрации в СЗ;
    4. лица, не посетившие отделение СЗ в течение 10 дней с момента регистрации или же в срок, назначенный сотрудником СЗ;
    5. осужденные, которым вынесен обвинительный приговор и назначено наказание в виде исправительных работ или лишения свободы;
    6. лица, заведомо представившие в СЗ недостоверные сведения о себе.

    Если вы хотите знать больше об экономике и о процессах, происходящих в ней – читайте наш блог! Это интересно и познавательно!

    • Памятка работникам для общения со Службой занятости Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости, ищут работу и готовы приступить к ней (в качестве заработка не учитывается выходное пособие и сохраняемый средний заработок уволенным гражданам).
    • Статус безработного Для того чтобы приобрести права и получить гарантии, установленные для безработного гражданина, Вы должны быть признаны безработным в определенном порядке.

    Решение о порядке признания гражданина безработным и правовой статус безработного принимают органы службы занятости по месту проживания не позднее одиннадцати дней с момента предоставления следующих бумаг:

    • паспорта;
    • трудовой книжки;
    • диплома о высшем или среднем образовании;
    • справки о доходе за три крайних месяца на работе;
    • для лиц, которые ищут первую свою работу (ранее нигде не работали) или не имеют профессии, нужен паспорт и документ об образовании.

    Решение о признании гражданина, зарегистрированного в службе занятости в целях поиска подходящей работы, безработным:

    • принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости:

      паспорта,

    • трудовой книжки или документов, их заменяющих,
    • документов, удостоверяющих его квалификацию,
    • справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы,
    • а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации — паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

    В случае представления справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы в иностранной валюте:

    • органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

    При невозможности предоставления органами службы занятости:

    • подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы
    • эти граждане признаются БЕЗРАБОТНЫМИ с первого дня предъявления указанных документов.

    Гражданин, относящийся к категории инвалидов:

    • для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет:

      индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и

    • содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

    Приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

    Порядок и условия признания гражданина безработным не действуют на следующие категории:

    • лица, в возрасте до 16 лет;
    • лица, которые получают пенсию по старости (возраст) или за выслугу лет;
    • категория, которая отказалась от двух предложенных вариантов соответствующей работы в течение 10 дней с момента регистрации в службе занятости, включая предложения о временной работе;
    • категория граждан, которые в поисках первой работы (ранее не работали) не имеют профессию (специальность) и отказываются от двух предложений профессиональной подготовки, или отказываются от оплачиваемой работы, включая временное трудоустройство;

    Условия получения пособия по безработице через портал «Работа в России»

    Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее – организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (ст. 3 Закона о занятости). Регистрация безработных граждан производится в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458.

    Порядок и условия признания граждан безработными. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), – паспорта и документа об образовании.

    При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

    Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

    Существующий порядок регистрации людей без работы регулируется Постановлением правительства страны. Оформление неработающих лиц осуществляет служба занятости в определенной последовательности:

    • первичное оформление нетрудоустроенных граждан;
    • регистрация нетрудоустроенных лиц для облегчения поиска работы;
    • оформление безработных в порядке признания;
    • перерегистрация нетрудоустроенных граждан.

    При каждом этапе регистрации служба проводит отдельный учет граждан, которые уже признаны безработными.

    Первичная регистрация проводится с целью учета общего количества безработных граждан, которые обратились в службу занятости по месту их проживания для получения нужной информации по содействию в вопросе занятости без предоставления документов. На данном этапе в регистрационный лист заносится только следующая информация: Ф.И.О гражданина, который обратился, адрес проживания, пол, возраст, образование, профессия (специальность), отношение к занятости.

    Регистрация нетрудоустроенных граждан для поиска для них подходящих вакансий выполняется службой занятости по месту проживания с момента их обращения с полным пакетом документов. Со дня регистрации обратившемуся в течение 10 суток должны по возможности предоставить на выбор два варианта вакансий, включая временную работу. Для содействия в трудоустройстве гражданину могут предложить план по самостоятельному поиску работы. Помощь в поиске со стороны служб осуществляется за счет информационного банка данных с действующими вакансиями на рынке.

    Незанятое трудоспособное население, по аналогии с занятым может быть определено как, такое население, которое не участвует в общественном производстве, не занимается трудовой деятельностью и не имеет заработка.

    Незанятое трудоспособное население может быть условно разделено на 4 группы:

    • 1 группа — добровольно незанятое население, живущее на средства одного из супругов, родителей и т. п., это в основном, иждивенцы.
    • 2 группа — добровольно незанятое население, уволенное с предприятий или никогда не принимавших участия в труде и не желающих работать, не имеющих законных источников и средств к существованию и нигде не зарегистрированных.
    • 3 группа — вынужденно незанятое население высвобожденные с предприятий, уволенные по собственному желанию, выпускники учебных заведений, все те, кто желает работать, но не зарегистрированы в службе занятости.
    • 4 группа — вынужденно незанятое население — безработные. Безработными считаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.