Индексация цен на 2020 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индексация цен на 2020 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Банк России на заседании совета директоров 23 октября, ожидаемо для рынка оставив неизменной ключевую ставку на уровне 4,25%, не стал модифицировать и сигнал о будущей направленности денежно-кредитной политики. Эта комбинация — неизменность и ставки, и сигнала — используется регулятором второй раз подряд. В сентябре ЦБ так же, оставив ставку неизменной, повторил июльский сигнал.

Прогноз ЦБ по инфляции на 2020 год равняется 3,9-4,2%, на 2021 год — 3,5-4%.

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина в четверг на съезде «Опоры России» заявила, что инфляция в России складывается чуть выше прогноза ЦБ РФ, но экономическая ситуация не создает дополнительных долгосрочных проинфляционных рисков.

«Мы видим, что инфляция чуть выше идет наших прогнозов, но все-таки экономическая ситуация не будет создавать какие-то дополнительные долгосрочные инфляционные риски, так называемые дезинфляционные риски будут преобладать, и, по нашим прогнозам, инфляция в следующем году будет 3,5-4%, и это подразумевает проведение в следующем году еще мягкой денежно-кредитной политики», — сказала Набиуллина.

Большинство экономистов, опрошенных «Интерфаксом» в конце ноября-начале декабря, уже не ждут, что ЦБ 18 декабря решится на снижение ключевой ставки на фоне ускорения инфляции в конце года и превышения его прогноза (хотя еще по опросу месяц назад чуть более половины экспертов считали, что ставка до конца года будет снижена до 4,0% с 4,25%).

При этом консенсус-прогноз экономистов по инфляции на 2020 год резко вырос — до 4,4% с 4,0% по опросу месяц назад.

Консенсус по инфляции на 2021 год при этом не изменился и составляет 3,5%, что указывает на преобладание дезинфляционных факторов в следующем году. Консенсус-прогноз по ключевой ставке на конец 2021 года равняется 4,0%.

Инфляция в РФ за 11 месяцев превысила прогноз правительства на весь год

Индекс потребительских цен в России в ноябре 2020 года составил 100,7% по сравнению с октябрем, сообщил Росстат. По сравнению с декабрем 2019 года инфляция составила 4,1% (в ноябре 2019 года – … Подробнее

Из наблюдаемых товаров, входящих в рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости, выросли цены: на спички — на 1,5%, пасту зубную — на 1,4%, мыло хозяйственное и дизельное топливо — на 0,8%, порошок стиральный — на 0,7%, мыло туалетное — на 0,6%, бумагу туалетную — на 0,5%, сухие корма для домашних животных — на 0,4%, пеленки для новорожденных и подгузники детские — на 0,3%, газовое моторное топливо — на 0,2%.

Из прочих наблюдаемых непродовольственных товаров выросли цены: на телефонные аппараты стационарные — на 2,1%, ювелирные изделия — на 1,8%, дрели электрические — на 1,5%, легковые автомобили, плиты бытовые, тарелки обеденные, коньки роликовые, уголь, варежки детские, отдельные виды зимней обуви и мебели — на 1-1,4%.

Вместе с тем снизились цены на флеш-накопители USB — на 0,5%, компьютеры планшетные, электропылесосы напольные — на 0,2%.

В ноябре в группе бытовых услуг выросли цены: на ритуальные услуги — на 1,1%, помывку в бане в общем отделении — на 0,9%, установку пластиковых окон — на 0,8%, замену элементов питания в наручных часах — на 0,5%, постановку набоек, изготовление фотографий для документов, услуги по воспитанию детей и прачечных — на 0,4%.

Среди прочих наблюдаемых услуг увеличились цены: на обращение с твердыми коммунальными отходами — на 1,1%, аренду индивидуального банковского сейфа — на 0,9%, пользование общественным туалетом — на 0,8%, услуги стоматологов и ветеринаров, устную консультацию юриста по семейным вопросам, дополнительные занятия в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях очной формы обучения, билеты в кинотеатры — на 0,4-0,7%.

Среди остальных наблюдаемых услуг снизились цены: на путевки в санатории и проживание в гостинице — на 1,3%, годовую стоимость полиса ОСАГО — на 0,3%, обучение в негосударственных общеобразовательных организациях — на 0,2%.

По итогам 2020 года инфляция составит около 4,5%

Уровень цен на продукты питания и товары первой необходимости интересуют практически всех жителей России. Какими будут ценники в магазинах в новом году — этот вопрос задают все: от мала до велика. Чтобы иметь хоть какое-то представление о стоимости товаров, работ, услуг, чиновники применяют специальный расчетный коэффициент.

Индекс-дефлятор — это база для определения динамики ценовых показателей в будущем. То есть применив утвержденный индекс-дефлятор на 2020-2021 годы (Минэкономразвития) к текущей цене, легко рассчитать стоимость конкретной категории продукции или товара в плановом периоде.

Зачем это нужно? Расчетный показатель применяется не только для прогнозирования цен. Также индекс-дефлятор помогает оценить реальный уровень доходов населения. То есть определить, сколько сможет приобрести продуктов, товаров, услуг гражданин с определенным уровнем дохода.

Анализируя уровень цен и платежеспособность населения, чиновники определяют направления социальной политики. Это необходимо для поддержки социально незащищенных категорий граждан. Иными словами, чиновники определяют комплекс мероприятий, которые направлены на финансовую поддержку малоимущих россиян, находящихся за чертой бедности.

ВАЖНО! Несмотря на значимость расчетных коэффициентов, их применение имеет существенный недостаток. При расчете будущих цен существенно занижается уровень инфляции. А это отрицательно сказывается на определении реального уровня доходов населения страны.

Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.

Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.

Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2020 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят цены, например, на готовое жилье.

Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2020 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.

Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.

Рассчитать и утвердить индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2021 года обязано. Причем значения определяются для каждого отчетного периода отдельно, а прогнозирование коэффициентов проводится чиновниками с учетом внешних и внутренних факторов. В зависимости от того, как каждый из факторов повлияет на общее состояние экономики, определяется несколько вариантов развития.

Простыми словами, прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2021 года утверждает по сценариям. Для чего это нужно? Покажем на примере.

Не секрет, что в отношении Российской Федерации ряд стран ввели ограничительные санкции. Уровень цен на сырье (в особенности нефтяные продукты) имеет отрицательную динамику. Уровень таможенных пошлин и сборов растет. И чиновники, определяя индексы-дефляторы на 2020-2021 годы, учитывают эти факторы. Они разрабатывают сразу три сценария:

  1. Базовый, при котором все внешние и внутренние факторы сохранят текущие значения. Простыми словами, санкции сохранятся, цены на нефть будут колебаться в районе 40-50 долларов за баррель, а таможенные пошлины заморозят на уровне 2018-2020 гг.
  2. Благоприятный прогноз, при котором ожидается положительная тенденция развития. Например, санкции будут ослаблены или полностью отменены. Цены на нефтяные продукты вырастут, а таможенные пошлины в отношении российских товаров снизят.
  3. Целевой сценарий. Этот вид прогноза — самый неблагоприятный. Предусматривает самые отрицательные влияния внешних и внутренних факторов на российскую экономику. К примеру, санкции ужесточат, стоимость нефти упадет до критических позиций, таможенные пошлины повысят в разы, уровень инфляции и безработицы внутри страны вырастет.

Следовательно, индексы-дефляторы Минэкономразвития — это не только коэффициент для исчисления динамики цен в будущем, но и важный показатель развития российской экономики в целом с учетом влияния внешних и внутренних факторов.

Расчет показателя представляет собой отношение номинальных значений к текущим. Причем полученный показатель пересчитывается в проценты. Посмотрим, как используется индекс-дефлятор на 2020 год (приказ Минэкономразвития определяет формулу):

ИД = номинальные значения / текущие (реальные) значения × 100%.

К примеру, как исчисляется индекс-дефлятор ВВП:

ИД ВВП = номинальный ВВП / реальный ВВП × 100%.

Этот показатель является обобщенным. Он характеризует динамику цен на все товары, работы, услуги как потребительского, так и производственного назначения. Поскольку ВВП — это расчетная стоимость всего, что произведено в расчетном периоде. Но показатель индекса-дефлятора ВВП говорит о динамике цен в российской экономике в целом.

Годовая инфляция в РФ в ноябре ускорилась до 4,42%

  • 1 сентября 2020, 18:37

    «Нам не хватает денег самим»: мэр Новокузнецка — о резком повышении цен на «коммуналку»

  • 1 сентября 2020, 13:30

    Власти назвали причины, из-за которых «коммуналка» в Кузбассе подорожала на 15%

  • 31 августа 2020, 18:36

    Мэр Кемерово объяснил, почему в городе стоимость «коммуналки» взлетит сразу на 15%

  • 28 августа 2020, 01:28

    Цивилев попытался объяснить повышение цен на «коммуналку» в Кузбассе на 15%. Рассказываем, как вышло

  • 4 августа 2020, 13:10

    Больше на 15%: рассказываем, почему в Кемерово взлетит «коммуналка» и сколько будут стоить ЖКУ

  • 27 июля 2020, 12:58

    Кузбассовцы требуют отменить повышение платы за ЖКУ на 15%. Они подписывают петицию

Официально приказ Минэкономразвития об индексе-дефляторе на 2021 год еще не опубликован, но прогнозные значения в различных производственных областях уже представлены. Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.

При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.

Представим индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2024 года в таблице.

Отрасли 2021 2022 2023 2024
Добыча полезных ископаемых 103,1 103,8 104,1 104,2
Добыча нефти и газа 102,7 103,5 103,7 103,9
Обрабатывающие производства 103,3 104,1 104,2 104,3
Промышленность 103,4 104,0 104,1 104,2
Обеспечение электрической энергией, газом и паром 104,0 104,0 104,0 104,0
Водоснабжение и водоотведение 104,0 104,0 104,0 104,0
Строительство 104,1 105,1 104,3 104,4
Сельское хозяйство 103,1 103,9 103,9 104,2
Транспорт 104,1 104,0 104,0 104,0
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) 103,7 103,7 103,8 103,8
Оборот розничной торговли 103,5 104,3 103,9 104,0
Платные услуги населению 104,2 103,9 104,2 104,1

Индекс для товаров потребительского назначения планируется на уровне 104,2. Розничные расценки на электричество будут проиндексированы на 104,0.

Быстрое заведение первички, автоматичекий расчет заработной платы, многопользовательский режим, бесплатные обновления и техподдержка в онлайн сервисе Контур.Бухгалтерия!

Получить бесплатный доступ на 14 дней

По мнению многих работодателей, индексация зарплаты сотрудников — процедура добровольная: ее можно не проводить, особенно если на предприятии повышают оклады. Однако индексация и повышение — понятия разные.

В октябре 2020 года планируется проиндексировать зарплаты бюджетным работникам. Величина прибавки работникам бюджетного сектора, не включенным в майские указы, составит 3 % — уровень инфляции в 2019 г. Коэффициент распространяется на всех сотрудников казенных, автономных и бюджетных учреждений, учреждений федерального подчинения и гражданских сотрудников воинских частей.

Коммерческие предприятия обязаны проиндексировать зарплаты сотрудников, получающих за полный месяц работы меньше МРОТ, величина которого с 01.01.2020 г. составляет 12 130 рублей. Работодатели должны учитывать, что для некоторых регионов установлен свой МРОТ. Если организация вовремя не отказалась от регионального значения МРОТ, она должна ориентироваться на величину, установленную в регионе, а не на федеральный МРОТ.

Индекс потребительских цен (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Индексирование проводится методом увеличения установленной заработной платы на определенный коэффициент. Коммерческие предприятия выбирают коэффициент индексации на 2020 год самостоятельно. Главное — закрепить это условие во внутренних документах предприятия.

С учетом какой величины индексировать заработную плату — ИПЦ, инфляции или прожиточного минимума трудоспособного населения — решать работодателю. При этом величина официально установленных показателей не считается обязательной. Например, если инфляция составила 3 %, величину индексирования можно принять за 6-7% или выбрать другой показатель в соответствии с нормативными документами предприятия.

Пример 1. Оклад менеджера по штатному расписанию составляет 40 000 рублей. Согласно принятому в организации Положению об индексации заработной платы работников, повышение зарплат проводится ежегодно с учетом уровня инфляции, заложенного в бюджет на следующий год.

На основании этого величина коэффициента на 2020 год составила 1,03.

Новый оклад менеджера: 40 000 × 1,03 = 41 200 руб.


Пример 2. В соответствии с коллективным договором организация проводит индексирование окладов сотрудников с учетом ИПЦ, величина которого составляет 103%.

Если оклад сотрудника был 25 000 руб., с учетом ИПЦ он составит 25 750 руб. (25 000 × (104,3: 100)).

Быстрое заведение первички, автоматичекий расчет заработной платы, многопользовательский режим, бесплатные обновления и техподдержка в онлайн сервисе Контур.Бухгалтерия!

Получить бесплатный доступ на 14 дней

Если работодатель проигнорировал требование ТК РФ и не проиндексировал сотрудникам заработную плату, ему грозят административные штрафы по статьям КоАП РФ:

  • За неисполнение норм ТК РФ и других правовых актов, которые содержат трудовые нормы, налагаются штрафы по ст. 5.27 КоАП РФ: на должностных лиц или ИП — 1 – 5 тыс. рублей, на юрлиц — 30 – 50 тыс. рублей.

  • Если индексация предусмотрена в коллективном договоре, но фактически не проведена, нарушение карается по ст. 5.31 КоАП РФ, регулирующей исполнение обязательств по коллективному договору: предупреждение или штраф 3 – 5 тыс. рублей.

Несоблюдение требования ст. 130, 134 ТК РФ нарушает положения ст. 22 ТК РФ, обязывающей работодателей вовремя и в полном размере платить работникам заработную плату. Ответственность за это регулируется ст. 5.27 КоАП РФ: максимальный штраф 50 тыс. рублей. Также организацию обяжут пересчитать зарплату сотрудников и доплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы.

Никаких налоговых послаблений для работодателей, которые индексируют зарплаты, не существует. Наоборот, налоговая нагрузка может вырасти. Ведь в результате индексации оклады сотрудников повышаются, а значит, увеличивается и сумма страховых взносов — пенсионных, медицинских и на социальное страхование, — которые платят работодатели с выплат сотрудникам.

С другой стороны, те работодатели, которые применяют общий режим налогообложения и УСН «доходы минус расходы», смогут больше списать в затраты. Ведь и зарплата персонала, и страховые взносы, которые на нее начисляются, — все это уменьшает базу и по налогу на прибыль, и по «упрощенному» налогу.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 1 апреля 2020 года N 190

Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу


В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 50, ст.7624),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.

2. Признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 1 июня 2018 г. N 276 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (зарегистрирован Минюстом России 27 августа 2018 г., регистрационный N 52009).

Министр
М.Г.Решетников


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 июня 2020 года,
регистрационный N 58555

Инфляция вышла за пределы таргета ЦБ впервые за 15 месяцев

Приложение N 1
к Порядку применения индексов цен
и индексов-дефляторов по видам экономической
деятельности, а также иных показателей
в составе прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации при формировании
цен на продукцию, поставляемую
по государственному оборонному заказу


Приложение N 2
к Порядку применения индексов цен и
индексов-дефляторов по видам экономической
деятельности, а также иных показателей
в составе прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации при
формировании цен на продукцию,
поставляемую по государственному
оборонному заказу


Приложение N 3
к Порядку применения индексов цен и
индексов-дефляторов по видам экономической
деятельности, а также иных показателей
в составе прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации при формировании
цен на продукцию, поставляемую
по государственному оборонному заказу


Показатели прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, применяемые для индексации затрат на отдельные виды топливно-энергетических ресурсов


N п/п

Наименование

На среднесрочный период

На долгосрочный период

1

Газ

Индекс регулируемых оптовых цен на газ природный для всех категорий потребителей, исключая население

Индекс регулируемых оптовых цен на газ природный для всех категорий потребителей, исключая население

2

Топливо:

В случае отсутствия возможности детализации затрат на отдельные виды топлива индексация осуществляется по формуле: 0,7 * ИЦП по виду деятельности «Производство нефтепродуктов» (19.2) + 0,3 * ИПЦ

2.1

Уголь

Приложение N 4
к Порядку применения индексов цен и
индексов-дефляторов по видам экономической
деятельности, а также иных показателей
в составе прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации при формировании
цен на продукцию, поставляемую
по государственному оборонному заказу


Показатели прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, применяемые для индексации затрат на работы и услуги сторонних организаций


N п/п

Состав затрат

На среднесрочный период

На долгосрочный период

1

Расходы по оплате работ и услуг сторонних организаций производственного характера, в том числе

В случае отсутствия возможности детализации затрат индекс определяется по формуле:
0,5 * ИПЦ + 0,5 * ИЦП «Промышленность (BCDE)»

1.1

затраты на выполнение отдельных операций по обработке сырья, материалов и полуфабрикатов

В соответствии с подпунктами 5.1-5.6, 5.8-5.9 пункта 5 Порядка

1.2

выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не состоящим в штате организации, по договорам гражданско-правового характера

0,5 * ИПЦ + 0,5 * ИЦП
«Промышленность (BCDE)»

1.3

затраты на проведение испытаний для определения качества приобретаемых организацией материальных ресурсов

Приложение N 5
к Порядку применения индексов цен и
индексов-дефляторов по видам экономической
деятельности, а также иных показателей
в составе прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации при формировании
цен на продукцию, поставляемую
по государственному оборонному заказу


Пересмотр заработной платы в 2020 году проводится на основании нормативных актов:

  1. Трудовой Кодекс РФ. Все вопросы, связанные с проведением индексации и соблюдением социальных гарантий работников, учтены в следующих статьях: 22, 46, 129, 130, 134.
  2. Федеральные законы и нормативные акты, регулирующие обязательность увеличения заработной платы бюджетников с 2020 года.
  3. КоАП РФ Статья 5.27 в части ответственности работодателя за нарушение порядка индексации заработной платы.

Дополнительно пересчет зарплаты может происходить в соответствии с Конституцией РФ, решений судебных органов и иные нормативных документов органов государственной власти.

Статья 134 ТК РФ говорит о том, что индексация в государственных и муниципальных учреждениях должна происходит по мере роста потребительских цен на товары и услуги.

Что же касается организаций и иных форм собственности, то они могут самостоятельно устанавливать:

  • условия проведения индексации;
  • сроки реализации;
  • способ расчета.

Хотя повышение зарплат работникам коммерческой сферы отдается на усмотрение их работодателя, Конституционный суд в определении № 2618-О от 19.11.15 г. склоняется к тому, что они тоже должны исполнять требования ТК в этой части. Роструд при этом планирует работодателей всех форм собственности заставить периодически индексировать оклады работникам, а за неисполнение норм – накладывать штрафы (письма № 1073-6-1 от 19.04.10 и № 14-3/-1135 от 26.12.17).

Отметим, что на повышение зарплаты могут рассчитывать граждане, работающие по трудовому договору. Эта норма в отношении гражданско-правовых договоров не распространяется.

Трудовым кодексом установлено, что работник, полностью отработавший за установленный период норму трудового времени, должен получить зарплату не менее одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории РФ. Правительство с 1 января 2020 года увеличило его до 12 130 рублей довело до размера прожиточного минимума. Поэтому тем коммерческим организациям, где установлена зарплата на уровне МРОТ, индексировать ее просто придется.

Если говорить о периодичности изменения заработной платы, то желательно установить ее не реже одного раза в год по результатам анализа роста индекса потребительских цен. Если же индекс будет падать, снижать зарплату работодатель не вправе.

За работниками остается право обращения в государственную трудовую инспекцию в случае, когда работодатель не произвел перерасчет зарплаты, оставив ее на прежнем уровне.

Коэффициент роста зарплаты может быть рассчитан на основании статистических величин. Он напрямую зависит от уровня инфляционных процессов за истекшие периоды. Например, для установления коэффициента в 2020 году применим формулу:

Ки = И1 × И2 × И3 / 3,

  • Ки — коэффициент изменения заработной платы в 2020 году;
  • И1, И2, И3 – индексы роста цен за истекший квартал на основании данных Росстата.

Коммерческие организации могут самостоятельно устанавливать порядок и размер индексации, не соотнося его со статистическими данными. При этом все условия должны быть отражены в коллективном или трудовом договоре. Правильная формулировка поможет избежать штрафных санкций при несоблюдении процедуры. Например, фраза «Индексация проводится при наличии дополнительного финансирования» является поводом отказаться от повышения заработной платы при отрицательном финансовом результате компании.

В бюджетных организациях индексация производится на основании соответствующего распоряжения. В нем указывается ее размер (процент) исходя из роста потребительских цен. Такое требование закреплено ст. 130 ТК РФ.

Пример:

Бюджетным организациям повышение зарплаты производится на размер инфляции за истекший год. За 2019 год она составила приблизительно 4%, именно на эту величину и должна производиться индексация зарплат в 2020 году.

Организации, не зависящие от гос. бюджета, вправе устанавливать свой коэффициент или применять такой же, как для бюджетников.

Коэффициент индексации можно сосчитать по ранее приведенной формуле на основе статистики за прошедший квартал.

Пример:

Например, данные Росстата показали рост потребительских цен за первый месяц квартала на уровне 1,7%, второй – 0,9% и третий – 2,1%. Тогда средняя величина составит:

1,7 × 0,9 × 2,1 / 3 = 1,071%,

это и будет коэффициент, который могут применить коммерческие структуры при пересмотре оплаты труда своим работникам.

При этом повышается не только оклад, но и остальные виды выплат: премии, компенсации и т. д. С увеличением МРОТ корректируется также оплата труда, размер которой составляет менее этой суммы.

Компания может устанавливать не только сроки индексации оплаты труда в 2020 году, но и периодичность ее проведения, раз в:

  • год;
  • полгода;
  • квартал.

Так, большинство организаций принимают за дату проведения 1 число февраля, когда становятся известны официальные цифры роста потребительских цен. Они вправе закрепить локальными нормативными актами другие даты, но, как правило, это первое число месяца.

В декабре 2019 г. рост цен на товары и услуги составил 4,26 % по отношению к декабрю 2018 г, из них:

  • цены на продовольственные товары выросли на 4,66%;
  • на непродовольственные – на 4,10%;
  • на услуги – на 3,94%.

На эти показатели и следует ориентироваться работодателям при установлении коэффициента индексации зарплаты. Все данные содержатся на официальном сайте Росстата.

Допустимо устанавливать более высокий коэффициент при условии указания его размера в локальных нормативных актах.

Показатель, который будет взят за основу расчета коэффициента увеличения заработной платы в 2020 году, устанавливается руководителем организации. При этом он может опираться на следующие величины:

  • прожиточного минимума;
  • уровня инфляции;
  • индекса потребительских цен или иных данных.

Порядок индексации заработной платы работодатель вправе предусмотреть:

  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • иными локальными актами.

Этот пункт необходимо внести в соответствующие документы, если такой порядок не установлен.

Пример:

Принято решение произвести пересмотр уровня зарплаты и проиндексировать ее на ИПЦ. Он составил 105,39%. Формула увеличения оплаты труда будет выглядеть следующим образом:

Оклад × ИПЦ / 100,

Например, до повышения оклад составлял 30 000 рублей, после повышения он станет 30 000 × 105,39 / 100 = 31 617 руб.

Индексация производится на основании приказа по организации, в котором обязательно указывается:

  • обоснование для увеличения зарплаты;
  • показатель, который лег в основу расчета;
  • дата проведения индексации.

Пример приказа:

Кому проиндексируют зарплату с 1 января 2021 года

В коммерческой организации действует штатное расписание, где установлены оклады, согласно тарифной сетки оплаты труда. Для главного бухгалтера оклад с 1 января 2020 года составляет 45 тысяч рублей.

В коллективном договоре установлено, что индексация окладов будет происходить с учетом инфляции, заложенной в бюджете на следующий год. Исходя из этого, работодатель принял решение применить коэффициент индексации заработной платы, равный 1,06. После увеличения оклад главного бухгалтера станет:

45 000 × 1,06 = 47 700 рублей.

Зачастую именно оклады подвергаются увеличению, но работодатель может не устанавливать новые оклады, а скорректировать размер премии. Это также может значительно сказаться на оплате труда. Но при удобном случае, руководствуясь своими же локальными актами, руководитель может применить и взыскание к работнику, урезав при этом процент премии.

Роструд считает, что необходимо установить штрафы для работодателя в случаях:

  • отсутствия в нормативных локальных документах сведений о порядке индексации;
  • отказа от индексации, которая установлена актами по организации.

Кодекс об административных правонарушениях в статье 5.27 НК РФ дает четкое определение нарушениям в сфере оплаты труда и размер штрафных санкций, накладываемых на должностных лиц, допустивших их:

  • ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору предусмотрена в виде штрафа в размере 3-5 тысяч рублей или предупреждения;
  • ответственность за нарушение трудового законодательства может быть в виде предупреждения или штрафных санкций на юридическое лицо в 30-50 тысяч рублей, на должностное лицо в 1-5 тысяч рублей.

Повторное нарушение увеличивает штраф на организацию до 70 тысяч рублей, на должностное лицо – до 20 тысяч рублей.

Если коммерческая организация ежегодно увеличивает заплату своим работникам, но не закрепила порядок локальными актами, при проверке инспекторами по труду может быть выдано соответствующее предписание. Одновременно они вправе наложить штраф.

Таким образом, даже при том, что коммерческой организации дано право самостоятельно устанавливать необходимость и порядок повышения заработной платы своим работникам, Роструд считает, что следует работодателей обязать это делать. Если по итогам календарного года фиксировался рост потребительских цен, а индексация зарплаты не проведена, то необходимо привлекать работодателя к ответственности даже при отсутствии соответствующего нормативного акта в организации. При этом настаивает на увеличении штрафов, установив их выше тех, что сегодня предлагает КоАПП.

При определении начальной стоимости контракта на строительство здания детского сада заказчик обязан:

  1. Подготовить проектно-сметную документацию.
  2. Составить смету затрат на строительство.
  3. Ценовые показатели сметы просчитать под индекс-дефлятор на 2019 год Минэкономразвития строительство на перспективу (с учетом продолжительности строительства).
  4. Оценить коммерческие предложения и проанализировать текущие цены на региональном рынке услуг.
  5. Подготовить прогноз начальной цены контракта с учетом индивидуальных характеристик заказа. К примеру, необходимо учесть удаленность объекта строительства, наличие транспортной развязки, наличие помещений для хранения инвентаря и строительных материалов, подвод инженерных сетей, электричества для проведения работ и иное.

Детальный анализ, оценка и экономическое обоснование позволят правильно просчитать цену закупки.

  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+

Росстат: С начала года инфляция составила 2,6 процента

Индексация зарплат в 2020 году — необходимая мера для недопущения снижения реальных доходов граждан. О том, кому положена индексация, каковы ее размеры, каким образом правильно организовать и провести увеличение размера заработных плат в организации, узнаете из нашей статьи.

Узнайте, как оплатить нерабочий день 24 июня.

Один из базовых принципов государственного регулирования правоотношений в сфере труда, закрепляемый ст. 2 ТК РФ, — своевременная выплата справедливой заработной платы (что такое номинальная и реальная зарплата, рассказывается в статье «Номинальная заработная плата — понятие и сфера применения»). Зарплата при этом, согласно трудовому законодательству, должна обеспечить достойную жизнь работающего гражданина и членов его семьи, для чего ее размер не должен быть менее установленного минимального размера оплаты труда.

Повышение уровня заработной платы также закрепляется в качестве обязанности работодателя ст. 134 ТК РФ. Одним из основных критериев необходимости проведения индексации заработной платы в 2020 году, как и ранее, остается рост потребительских цен на товары и услуги.

Порядок индексации устанавливается в зависимости от категории работодателя. На законодательном уровне он определяется в отношении:

  • органов государственной власти федерального и регионального уровня;
  • органов местного самоуправления;
  • муниципальных и государственных организаций.

Работодатели иных форм собственности при повышении уровня зарплат работников руководствуются коллективными договорами и соглашениями, а также локальными правовыми актами.

Соответственно, размер индексации заработной платы зависит от категории работодателя и наличия принятых в организации локальных актов, коллективных договоров, соглашений.

В связи с наличием у работодателя обязанности по индексации окладов, предусмотренной трудовым законодательством, за ее неисполнение должна следовать определенная ответственность. В КоАП РФ содержатся нормы, устанавливающие санкции за нарушение требований нормативных документов в сфере трудового права (ст. 5.27) и коллективного договора (ст. 5.31).

Роструд выпустил новое письмо от 20.05.2020 № ПГ-24272-6-1, в котором указал, что при непроведении индексации заработной платы, предусмотренной коллективным договором, организация будет оштрафована по статье 5.27 КоАП. Штраф по данной статье составляет:

  • от 1000 до 5000 руб. для ИП и должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 руб. для юридических лиц.

Ранее аналогичная точка зрения высказывалась Министерством труда и соцзащиты в письме от 26.12.2017 № 14-3/В-1135.

Данная позиция основана на том, что обязанность работодателя повышать зарплаты своим работникам следует прежде всего из норм ТК РФ. Поскольку коллективный договор или соглашение может лишь конкретизировать норму ст. 134 ТК, определяя порядок проведения процедуры, ст. 5.31 к такому неисполнению коллективного договора применяться не может.

Рост заработных плат обеспечивается за счет средств федерального бюджета в отношении федеральных государственных гражданских служащих, работников силовых ведомств, иных правоохранительных органов, в том числе судов. Данные расходные обязательства предусмотрены в российском бюджете на 2020 год.

Коэффициент индексации заработной платы на 2020 год данным категориям служащих составляет 1,043, или 4,3%.

Ответ на вопрос, допустимо ли индексировать зарплату на минимальный процент от роста цен, вы найдете в «КонсультантПлюс». Еще больше актуальной информации вы получите, оформив бесплатный пробный доступ к К+.

Финансирование мероприятий по повышению заработных плат иным бюджетникам в силу распределения полномочий РФ и ее субъектов, а также положений указа № 597 осуществляется как из средств федерального бюджета, так и из бюджетов регионов.

Кроме того, во исполнение упомянутого указа распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р была утверждена программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, по условиям которой большая часть средств должна поступать на эти цели из бюджетов субъектов РФ. Однако к 2018 году запланированный уровень достигнут не был, в связи с чем процесс индексации зарплат бюджетникам в регионах продолжился. При этом коэффициент повышения по причине решения данного вопроса на региональном уровне для каждого субъекта России индивидуален.

Индексирование цен Гособоронзаказа (ГОЗ)

Индексация заработной платы в коммерческой организации производится в следующем порядке:

  1. Издание локального правового акта об увеличении заработной платы (в виде процента прибавки, коэффициента роста или твердой суммы, превышающей ранее установленную).
  2. Заключение дополнительного соглашения к трудовым договорам с работниками. Поскольку в этом случае положение сотрудников организации будет улучшаться, предупреждать об изменениях в оплате труда за 2 месяца нет необходимости.
  3. Начисление бухгалтерией увеличенной зарплаты с момента, определенного документом об индексации.

В части финансирования расходов на оплату труда работодатели делятся на две группы:

  1. Делающие это за счет собственных средств — они в вопросах повышения зарплат будут ориентироваться на свои внутренние нормативные акты.
  2. Осуществляющие увеличение за счет средств бюджета (федерального, регионального или местного) — для них уровень роста заработка определяется законодательно.

В число лиц, финансируемых из бюджета, входят:

  • находящиеся на госслужбе (военнослужащие, служащие правоохранительных органов, гражданские госслужащие);
  • получающие зарплату из бюджетных средств (работники сфер образования, медицины, науки, культуры, социальной) — бюджетники.

Проектом федерального бюджета на 2019-2021 годы прогнозируемый уровень инфляции определен равным 4,3%. Именно на эту величину должны вырасти финансируемые из бюджета зарплаты в 2020 году. Однако для бюджетников, упомянутых в указе Президента РФ от 07.05.2012 № 597, повышение осуществляется иными (более высокими) темпами. Поэтому для них рост зарплаты составит 6%.

Таким образом, индексация заработной платы в 2020 году военнослужащим, служащим правоохранительных органов и гражданским госслужащим, а также бюджетникам, не упоминаемым в указе № 597, будет осуществлена на 4,3%. Упомянутые же в указе № 597 бюджетники в 2020 году индексацию заработной платы получат в размере 6%.

Действующим законодательством обязательное увеличение зарплат связывается с ростом МРОТ и инфляцией, отражающейся на уровне потребительских цен. Для 2020 года значимыми оказываются оба этих показателя. МРОТ увеличивается до значения 12 130 руб. Инфляция же прогнозируется на уровне 4,3%. На величину инфляции будут повышены зарплаты госслужащих и бюджетников, не упоминаемых в указе Президента РФ № 597. Для бюджетников, упомянутых в указе № 597, повышение составит 6%.

Как обстоят дела с индексом цен в нашей стране в начале 2019 года?

По официальным данным Росстата в феврале 2020 года общий ИПЦ равен 100,4%, в том числе по товарам – 100,5%, по услугам – 100,2%, с начала 2020 года – 101,0%.

В качестве примера рассмотрим, как изменялся сводный индекс в РФ с 2014 по 2020 год.

Данные не только по годам, но и по месяцам лежат в открытом доступе на сайте Федеральной службы государственной статистики. Просмотреть историю значений можно аж с 1991 года и по текущий месяц не только относительно предыдущего года, но и прошлого месяца.

Данный показатель определяет соотношение, выраженное в процентах между ценами на продукцию, приобретаемую среднестатистическим физлицом, и годами индексации и базовыми. Для оценки берутся только продукты/товары розничной сети магазинов. О том, что такое индекс потребительских цен (или ИПЦ), может подробно рассказать статистические бюро Росстата, усилиями которых и формируются данные индексы.

Определенный индекс потребительских цен регулярно публикуется в широком доступе и обновляется каждый месяц.

Определяется ИПЦ на базе анализа и рассмотрения около 130 000 наименований различных товаров/продуктов. Итоговый результат становится одним из наиболее важных показателей, происходящих в стране инфляционных процессов, ведь он выявляется рост либо падение ценового прироста в сравнении с предыдущим годом.

ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением, и рассчитывается так:

ИПЦ = С1 / С0,

где:

С1 – стоимость фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего периода;

С0 – стоимость фиксированного перечня товаров и услуг в ценах предыдущего (базисного) периода.

Возврат процентов по ипотеке при досрочном погашении

Набор товаров и услуг, на основании которого рассчитывается ИПЦ, един для всех субъектов РФ и представляет собой разработанную Росстатом выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. Такой набор состоит из продовольственных товаров, непродовольственных товаров и услуг.

Индекс потребительских цен – очень важный и информативный показатель.

По значению ИПЦ легко понять, как изменились расходы граждан при условии, что перечень приобретаемых товаров остался прежним.

Например, именно на основеиндекса изменения цен принимаются решения о перерасчете социальных выплат, заработной платы и так далее.

ИПЦ влияет на процентные ставки по займам и кредитам, на ставку рефинансирования, на стоимость облигаций. Трейдеры активно отслеживают ИПЦ, так как по ним можно предсказать ставки Центробанка, укрепление или ослабление валюты.

Ежемесячные значения индекса в итоге влияют и на курсы валют, так как по нему можно определить покупательскую способность населения и предугадать политику власти.

Индекс роста потребительских цен отражает динамику стоимости жизни граждан, поэтому он незаменим при расчете инфляции.

Другие преимущества ИПЦ относительно остальных финансовых показателей:

  • Простая методология расчета индекса;
  • Ежемесячное построение;
  • Оперативные и доступные публикации.

Если индекс растет, значит, стоимость потребительской корзины увеличивается относительно базового значения. Индекс, который достиг 100% и более, говорит об инфляции в стране, а как следствие об ужесточении кредитно-денежной политики.

Падение цен относительно прошлого года говорит о дефляции, что предоставляет отдельную опасность для экономики страны. На такое явление Центробанк незамедлительно реагирует снижением процентных ставок.

2018 год Индекс, % 2019 год Индекс, %
Январь 101,5 Январь 101,0
Февраль 100,9 Февраль 100,5
Март 101,1 Март 100,9
Апрель 100,8 Апрель 101,0
Май 100,0 Май 100,7
Июнь 100,0 Июнь 99,5
Июль 99,3 Июль 99,4
Август 100,0 Август 99,7
Сентябрь 101,9 Сентябрь 100,7
Октябрь 101,7 Октябрь 100,7
Ноябрь 101,4 Ноябрь 100,1
Декабрь 100,8 Декабрь


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Моё Право, 2024 | Все права защищены