Расходы на благотворительность уменьшают налог на прибыль

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расходы на благотворительность уменьшают налог на прибыль». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Участники и нормы благотворительности указаны в специальном Федеральном законе «О благотворительной деятельности и организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ. При этом можно выделить 3 основных участников данных правоотношений: благотворитель (лицо, оказывающее благотворительную помощь), доброволец (физлицо, бескорыстно выполняющее работы в рамках благотворительности), благополучатель (конечное лицо, которому предназначена благотворительная помощь).

Особую роль в этих правоотношениях играют благотворительные фонды. Это такие некоммерческие организации, которые собирают помощь от благотворителей и распределяют ее среди благополучателей. При этом в рамках налогообложения льготами обладают лишь благотворительные фонды, официально зарегистрированные в виде некоммерческих организаций (далее по тексту НКО). Кроме того, крайне важно, какой вид деятельности прописан у такой организации в уставе. Отклонение от уставной деятельности лишает организацию ряда налоговых льгот.

Частые вопросы налогоплательщиков рассмотрели эксперты КонсультантПлюс:

При условии, что налогоплательщик – благотворительная организация осуществляет уставную деятельность и ведет раздельный учет расходов по каждому из доходов в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса), он освобождается от уплаты налога на прибыль.

При направлении полученных средств на цели, не предусмотренные уставом, либо нецелевом использовании имущества такие доходы подлежат обложению налогом на прибыль. Также если организация не ведет раздельный учет расходов по каждому из источников финансирования, то деятельность компании признается налогооблагаемой и с таких доходов удерживается налог. Это связано с тем, что налоговая служба не сможет отследить целевое расходование полученных на благотворительность средств по каждому из источников дохода, если благотворительная организация не организует раздельный учет.

К нецелевым расходам можно отнести направление денежных средств, предусмотренных передаче благополучателям, на приобретение имущества для самой благотворительной организации.

При нарушении требований по целевому расходованию средств и ведению раздельного учета доходы налогоплательщика (либо переданное на благотворительные цели имущество) признаются внереализационными доходами, причем с даты получения этих средств или имущества. Такие внереализационные доходы подлежат обложению налогом на прибыль (п. 14 ст. 250, подп. 14 п.1 ст. 251 Налогового кодекса).

Что касается переданных в целях благотворительности основных средств, то они не подлежат амортизации в соответствии с подп. 2. п.2 ст. 256 Налогового кодекса. Кроме того, расходы в части безвозмездно переданных средств и имущества, а также связанные с их передачей траты не уменьшают базу налогообложения при расчете налога на прибыль (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса).

И это значит, что если НКО, занимающуюся благотворительностью, «поймают» на нарушении условий, освобождающих ее деятельность от уплаты налога на прибыль, то заплатить налог придется сполна.

Не менее важным условием для применения налоговых льгот для некоммерческой организации является наличие у нее статуса благотворительной. В противном случае фискальные органы могут не признать право на налоговые льготы.

См. также «Отражение расходов на благотворительность при УСН».

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете» некоммерческие благотворительные организации должны сдавать баланс и отчет о целевом использовании полученных средств.

Такие НКО являются налогоплательщиками в рамках учета налога на прибыль и должны сдавать отчет об использовании на целевые нужды полученных средств – Лист 07 декларации налога на прибыль.

В соответствии с Порядком заполнения декларации Лист 07 включается в состав декларации и подается некоммерческими организация ежегодно.

Благотворительные организации заполняют графы 2 и 5 Листа 07 с указанием срока использования поступивших целевых поступлений. В случае использования полученных средств на нецелевые нужды (нарушение условий их получения) благотворительная организация заполняет графу 7, такие доходы подлежат включению в состав внереализационных.

См. также статью «Как верно заполнить декларацию по налогу на прибыль нарастающим итогом?»

Средства, передаваемые на благотворительность огранизациями-налогоплательщиками, не относятся к расходам, уменьшающим налог на прибыль таких организаций. То есть благотворительную помощь налогоплательщики могут оказывать со своих чистых доходов (после удержания налога на прибыль и иных налогов), остающихся в их распоряжении. При этом на получение каких-либо налоговых льгот на федеральном уровне рассчитывать не приходится.

Исключением являются такие случаи, когда субъектами федерации приняты законы о снижении налоговой ставки, которая подлежит уплате в местный бюджет, с 18% до граничной величины в 13,5%.

Для физлиц-благотворителей возможно применение социального налогового вычета при соблюдении ими ряда условий. Решение о предоставлении такого вычета принимается налоговиками в каждом конкретном случае при подаче соответствующей декларации и пакета затребованных подтверждающих документов.

Благотворительные организации, которые фактически выполняют роль посредника между жертвователями и нуждающимися, для того чтобы не уплачивать налог на прибыль, должны соблюсти ряд условий.

Среди них:

  1. Быть зарегистрированной НКО и иметь статус благотворительной организации.
  2. Обеспечить целевое использование полученных средств (соответствующее уставной деятельности и распоряжениям жертвователя).
  3. Вести раздельный учет расходов по каждому из полученных видов благотворительной помощи.

Отчет о своей деятельности благотворительные организации подают ежегодно путем заполнения Листа 07 к налоговой декларации.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • закон «О благотворительной деятельности и организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ

Что дает принятый Закон № 172-ФЗ компаниям и предпринимателям?

В первую очередь, возможность признавать в налоговых расходах затраты на приобретение имущества, используемого (предназначенного для использования):

  • для предупреждения и предотвращения распространения коронавируса;
  • для диагностики и лечения коронавируса.

Имущество должно быть безвозмездно передано медицинским организациям, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Это означает, что на стоимость безвозмездно переданных на борьбу с коронавирусом (лечение, диагностика, предотвращение распространения) имущества или перечисленных (переданных) денежных средств, компании или ИП смогут уменьшить налоговые расходы и не платить налог на прибыль по ставке 20% (либо единый налог при УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»).

Во-вторых, теперь не нужно восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по таким операциям. Такая мера позволит благотворителям, оказывающим помощь по борьбе с пандемией, сэкономить еще 20% на НДС.

При этом получателями денежных средств или имущества должны быть:

  • некоммерческие медицинские компании;
  • органы государственной власти и (или) местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В противном случае (например, передача имущества или денежных средств частному медицинскому центру) — учесть расходы не получится.

Указанные расходы (при соблюдении условий о получателе благотворительной помощи) подлежат учету либо:

  • в составе внереализационных расходов на основании пп.19.5 п.1 ст.265 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
  • в составе расходов при УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») на основании пп.23.1 п.1 ст.346.16 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
  • в составе расходов при ЕСХН на основании пп.24.1 п.2 ст.346.5 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ).

Внесенные поправки действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.

До принятия поправок благотворители платили 20% налога на прибыль (либо единый налог при УСН или ЕСХН) с таких расходов и восстанавливали 20% НДС.

Льготы на благотворительность. Кто может рассчитывать на вычет?

Законом № 172-ФЗ установлена возможность учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, пожертвования в виде имущества, переданного организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих субсидий и грантов.

Речь идет о безвозмездно переданному имуществу (включая денежные средства) следующим категориям НКО (пп.19.6 п.1 ст.265 НК РФ):

социально ориентированным, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);

  • получателям субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти;
  • получателям субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;
  • централизованным религиозным организациям;
  • религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций;
  • социально ориентированным НКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;
  • иным НКО, включенным в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавируса.

На практике это означает, что перечисление благотворительной помощи только тем НКО, которые числятся в реестре, позволит благотворителям воспользоваться правом на вычет. Но не все, даже известные благотворительные фонды, подпадают под эти критерии.

Например, известный благотворительный фонд «Подари жизнь», который собирает деньги для лечения детей, не получает субсидии и гранты и не включен в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

Кроме того, данные налоговые послабления не коснутся компаний, применяющих «упрощенку» (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») и ЕСХН. То есть при расчете единого налога при УСН, ЕСХН они не вправе воспользоваться вычетом.

Налоговые расходы признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации товаров (работ, услуг) благотворителя (которая, в свою очередь, определяется в общем порядке в соответствии со ст.249 НК РФ).

Внесенные поправки также действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.

При этом под имуществом подразумеваются как непродовольственные, так и продовольственные товары (письмо Минфина РФ от 28.05.2020 г. № 03-03-06/3/45318).

Для каких целей и в какой момент будет использоваться получателем имущество, не скажется на налоговой льготе благотворителей.

Критерии для включения НКО в указанный реестр, а также порядок его ведения и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на его ведение, устанавливаются Правительством РФ. Поэтому установленное ограничение в 1% (видимо для предотвращения попыток злоупотребления операций по обналичиванию денег через благотворительные фонды) кажется излишним, ведь числящиеся в реестре НКО являются законопослушными.

На сегодняшний день ведением такого реестра занимается Минэкономразвития РФ.

Так, в реестре (информация Минэкономразвития РФ от 05.06.2020 г.). по состоянию на 29.06.2020 г. число социально-ориентированных НКО составило 22 895.

Однако не все так гладко. В части НДС при передаче имущества НКО льгот у благотворителей нет. Если перечислены деньги, то объекта налогообложения НДС не возникает в любом случае (ст.146 НК РФ).

Как мы уже отмечали, в отношении помощи по борьбе с коронавирусом, обязанность восстанавливать НДС у благотворителя не возникает (пп.51 п.2 ст.146 НК РФи абз.1 пп.2 п.3ст.170 НК РФ). Иная ситуация возникает в случае безвозмездной передаче имущества НКО. Если компания передает имущество благотворительному фонду (например, продуктовые ритейлеры зачастую жертвуют продукты питания), то НДС со стоимости переданного имущества придется восстановить. Возможно в ближайшее время будет устранена законодательная недоработка в части НДС, чтобы стимулировать благотворителей оказывать помощь.

Понятие благотворительной деятельности содержится в Федеральном законе №135-ФЗ и понимается как оказание «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях)» помощи тем, кто в этом нуждается.

Помощь может осуществляться в виде добровольной «передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг, оказания иной поддержки». Кроме того, добровольные пожертвования разрешает статья 582 Гражданского кодекса РФ.

В благотворительной деятельности принимают участие отдельные граждане или организации, которые оказывают благотворительную помощь, а также получатели этой помощи. Законодательство делит участников благотворительной деятельности на три категории: благотворители, добровольцы, благополучатели.

  1. Благотворители — это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности».
  2. Добровольцы — «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».
  3. Благополучатели — лица, получающие помощь от благотворителей и добровольцев.

В благотворительной деятельности могут участвовать как частные, так и юридические лица.

Для поощрения благотворительной деятельности, помимо Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», наше государство приняло ряд налоговых норм, которые предоставляют налоговые льготы налогоплательщикам-организациям и налогоплательщикам физическим лицам. Рассмотрим их плюсы и минусы.

А вот по уплате НДС для благотворителей льгота есть.

В силу пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождена от обложения НДС еще с 2016 года. Главное условие — надо, чтобы такая деятельность велась в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ и не касалась подакцизных товаров.

Чтобы можно было применить льготное налогообложение благотворительной помощи по НДС, необходимо соблюдать определенные условия. Как было сказано выше, главным из них является оказание благотворительной помощи только в определенных законодательством целях.

Допустим, строительная организация на безвозмездной основе произвела работу по ремонту помещения школы с закупкой необходимых для ремонта материалов. Эти работы освобождаются от обложения НДС (см. Письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-07-07/49). Также вручение обществом подарков работникам, уходящим на пенсию, относится к хозяйственным операциям, преследующим такую цель, как «социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных», и освобождаемым от обложения НДС (см. Постановление ФАС ЦО от 04.07.2012 N А14-2540/2011).

Безвозмездная передача детских подарков работникам предприятия для их детей с целью пропаганды и укрепления семейных ценностей, проявления заботы о подрастающем поколении, содействия защите материнства, детства и отцовства, — это благотворительная помощь; налогообложение применяется льготное: организация освобождается от обложения НДС, так как эти действия не могут быть охарактеризованы как передача товаров для собственных нужд налогоплательщика или как операция по реализации товаров. (см. Постановление ФАС МО от 06.04.2009 N КА-А40/2403-09).

Помимо соблюдения целей организация, которая занимается благотворительностью, должна документально подтвердить такие операции для получения права на льготу. Примерный перечень документов, на основании которых это можно сделать, привел Минфин России в письме от 26.10.2011 № 03-07-07/66. Налоговые органы, оценивая правомерность того, что организация претендует на льготное налогообложение спонсорской помощи, примут в расчет такие документы:

  • договор с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках осуществления благотворительной деятельности;
  • копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг;
  • документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

Если благотворительную помощь получает физическое лицо, достаточно представить документ, подтверждающий фактическое безвозмездное получение гражданином товаров, работ или услуг (см. письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 № 16-15/126825, письмо Минфина России от 26.10.2011 №03-07-07/66).

Если пожертвования (не обязательно благотворительные) осуществляются только в денежной форме некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательством, или физическим лицам, то пакет документов собирать вообще не нужно. И более того, в таком случае не следует заявлять и благотворительную льготу. Безвозмездная передача денежных средств в форме пожертвования не признается реализацией товаров, работ, услуг и, соответственно, не облагается НДС у передающей стороны по другим основаниям (п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Эта позиция подтверждается также решениями арбитражных судов (см. постановление ФАС МО от 26.01.2009 № КА-А40/13294-08, ФАС ПО от 26.01.2009 № А55-9610/2008).

И наконец, если благотворитель осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от налогообложения, он обязан вести их раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ). При этом порядок раздельного учета операций налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и раскрывает в учетной политике.

Итак, налогоплательщик-благотворитель вправе применить освобождение от обложения НДС по операциям, осуществляемым в рамках благотворительной деятельности, только при соблюдении им вышеперечисленных условий.

Организации могут доброворльно отказаться от льготы по НДС. Об этом сказано в пункте 5 ст. 149 Налогового кодекса РФ: «отказ от льготного налогообложения может быть осуществлен только в отношении тех операций, которые предусмотрены п. 3 указанной статьи». При этом, налогоплательщик должен представить заявление об отказе от льготы в налоговый орган по месту регистрации не позже первого числа того налогового периода (года), в котором он желает отказаться от льготы или приостановить ее использование.

Возможно, вы решили заняться благотворительностью всерьез и надолго и планируете приобретать для этого товар регулярно. В таком случае, отказавшись от льготы по НДС, согласно п. 1 ст. 172 и п. 1 ст. 171 Налогового кодекса вы получите возможность принимать к вычету сумму «входного» НДС. Иногда это выгоднее самого освобождения от налога.

Благотворительность: учет и налогообложение

По нормам ст. 170 Налогового кодекса РФ суммы НДС, предъявленные продавцом товаров, передаваемых в рамках благотворительности, должны быть учтены в стоимости и не подлежат вычету. При этом бухгалтерский учет НДС требует, чтобы, если товар изначально был приобретен для деятельности, облагаемой НДС, и налог был принят к вычету, то при его передаче ранее принятый к вычету НДС следует восстановить (абз. 1 пп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Восстановлению также подлежат суммы налога в отношении основных средств и нематериальных активов пропорционально их остаточной стоимости без учета переоценок.

Таким образом, если имущество, по которому ранее «входной» НДС был принят к вычету, передается на благотворительность, налог необходимо восстановить в том налоговом периоде, в котором произошла операция в рамках благотворительной деятельности. В соответствии с порядком, предусмотренным абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстановленный налог не включается в стоимость передаваемого имущества, а учитывается в составе прочих расходов налогоплательщика, как это предусмотрено ст. 264 НК РФ.

С 1 января 2014 года при совершении операций, которые не облагаются НДС согласно ст. 149 НК РФ, не нужно выставлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Изменения внесены в п. 5 ст. 168 НК РФ и п. 3 ст. 169 НК РФ. Упомянутые обязанности сохранились для налогоплательщиков, которые применяют налоговую льготу по ст. 145 НК РФ. Такие лица составляют счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Организации, которые занимаются благотворительной деятельностью, обязаны отражать это в своем бухгалтерском учете. Общий порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен (далее по тексту — ПБУ 10/99).

В пункте 17 ПБУ 10/99 сказано, что расходы хозяйствующего субъекта подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от его намерения получить выручку или другие доходы, а также от формы осуществления такого расхода (денежной, натуральной и иной). Все расходы, соргласно пункта 4 ПБУ 10/99 подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

Согласно п. 11 ПБУ 10/99 к прочим расходам, в том числе, относится перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, а также расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий. Таким образом, с учетом положений Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в бухгалтерском учете организации перечисление пожертвований будет отражаться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В соответствии с п. п. 4, 7 организация должна исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих периодов, затраты, возникшие в связи с оказанием безвозмездной благотворительной помощи. По этому показателю в бухгалтерском учете образуется постоянное налоговое обязательство. Проводки следующие:

Дебет 76 — Кредит 51 — перечислены денежные средства в форме пожертвований;
Дебет 76 — Кредит 41 — переданы в рамках благотворительной помощи товары;
Дебет 91 — Кредит 76 — расходы на пожертвование отнесены в состав прочих расходов;
Дебет 91 — Кредит 76 — стоимость товаров, переданных на пожертвование, отнесена в состав прочих расходов;
Дебет 91 — Кредит 68 — начислен НДС со стоимости безвозмездно переданных товаров;
Дебет 99 — Кредит 68 — отражено постоянное налоговое обязательство со стоимости перечисленных денежных средств, переданных товаров и суммы НДС.

В благотворительной деятельности всегда есть как минимум два участника:

  1. Благотворитель — тот, кто оказывает материальную помощь или бесплатно выполняет работы, оказывает услуги.
  2. Благополучатель — тот, кто принимает помощь от благотворителя в любой её форме.

И в той, и в другой роли могут выступать как физические, так и юридические лица. Существует и промежуточное звено, посредники — благотворительные фонды. Это организации, единственной деятельностью которых является привлечение средств тех, кто готов пожертвовать, и распределение собранных финансов среди выделенной группы нуждающихся.

Новый порядок налогообложения расходов на благотворительность

Льгота по НДС распространяется только на товары и услуги, которые предоставляются благополучателям. Затраты на закупку всего необходимого для проведения этой акции от налога на добавленную стоимость (входного НДС) не освобождаются.

При этом организации имеют право учитывать НДС на товары, необходимые для производства и реализации своей продукции или осуществления основной деятельности, в расходах. Это позволяет уменьшать сумму, облагаемую налогом на прибыль. Но в таком случае нельзя использовать льготы на НДС отгружаемых товаров.

При единичных случаях благотворительности, как правило, выгоднее пользоваться вычетом из НДС. Но если помощь нуждающимся регулярная и масштабная, выгоднее отказаться от льготы. Тогда средства, потраченные на закупку товаров для оказания поддержки социальных учреждений, участия в развитии здравоохранения и культуры, можно учитывать как расходы компании.

Благотворительная деятельность от лица организации должна быть отражена в бухгалтерском учете и документально зафиксирована. Безвозмездное оказание услуг и передача товаров фактически является дарением. Поэтому в соответствии с действующим законодательством необходимо составление договора об оказании благотворительной помощи, если сумма затрат превышает 3000 рублей, в письменной форме.

Кроме того, составляется акт передачи товаров или акт выполненных работ, заявленных в договоре. Акты должны быть подписаны благополучателем.

Расходы на благотворительную деятельность в бухгалтерском учете относятся к «прочим расходам» и учитываются по дебету счета 91, а перечисление финансовой помощи отражается с помощью счета 76 «расчеты с разными кредиторами и дебиторами». При этом в результате проводок должно отражаться налоговое обязательство, так как расходы на благотворительность не учитываются при начислении налога на прибыль.

В некоторых западных странах государство предлагает существенные льготы для налогоплательщиков (как организаций, так и граждан), занимающихся благотворительной деятельностью. Например, в США организации могут до 10% дохода направлять на оказание безвозмездной помощи нуждающимся. И эти затраты принимаются в расчет расходов компании. Таким образом средства, задействованные в благотворительности, не облагаются налогом.

По мнению большинства специалистов, такой подход способствует большей заинтересованности в поддержке некоммерческих социально-значимых организаций и нуждающихся групп населения. При этом во многих европейских странах нет таких явных стимуляторов в налоговой политике, но более 90% компаний всё равно участвуют в благотворительности.

В первую очередь благотворительная деятельность должна осуществляться по добровольному и искреннему желанию помочь тем, кто нуждается. Помощь ради получения материальной выгоды нельзя отнести к благому делу.

Но чтобы благотворительность не влияла негативно на финансовое состояние организаций и граждан, государство допускает некоторые налоговые льготы, ограничивая возможность воспользоваться ими как способом уклонения от обязательных выплат в бюджет.

Ниже рассмотрены вопросы налогообложения церковных социальных работников.

Налогообложение при благотворительности в 2020 году

Нет, гораздо шире! Категория имущества в соответствии со ст. 128 ГК РФ включает в себя как вещи, так и имущественные права, в том числе безналичные денежные средства, ценные бумаги. Другими словами, всё, что может выступать предметом договора пожертвования, может быть отнесено к вычету.

Кто может получить эту помощь?

Список получателей ограничен, это не все НКО, но получить помощь несложно, для этого будут сформированы два реестра организаций. Учитываются расходы по передаче имущества социально ориентированным организациям, которые отвечают следующим критериям:

  1. получатели грантов Фонда президентских грантов с 2017 года;
  2. получатели субсидий и грантов по программам федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти с 2017 года;
  3. наличие статуса исполнителя общественно полезных услуг, поставщика социальных услуг.

Из соответствующих критериям организаций будет составлен реестр социально ориентированных НКО, пожертвования которым и будут приняты к вычету в качестве внереализационных расходов.

Кроме этого, аналогичные льготы предусмотрены для НКО, в наибольшей степени пострадавших в связи с распространением коронавирусной инфекции. Реестр указанных организаций и критерии включения в него будут впоследствии разработаны под контролем правительства Российской Федерации.

Уже к 1 июля 2020 года уполномоченному на ведение реестров органу поручено предоставить сведения об организациях, включённых в соответствующие реестры. Поэтому долго ждать реализации нововведений не придётся.

Идея создания реестра социально ориентированных НКО заключается в следующем:

  • с одной стороны — в условиях ограничения по времени и необходимости принятия срочных мер поддержки стимулировать крупный бизнес к участию в благотворительной деятельности;
  • с другой стороны — не допустить злоупотреблений, использования некоммерческого сектора в качестве способа ухода от налогов.

Следуя такой логике, в реестр (по всей видимости, автоматически) будут включены уже проверенные организации: на федеральном уровне — Фондом президентских грантов, правительством РФ и министерствами, а на региональном и местном — органами власти субъектов и местного самоуправления. Таким образом, удастся в короткий срок сформировать максимально широкий круг надёжных и проверенных благополучателей.

Пока неизвестно, но логично предположить, что в целях экономии времени данные о грантополучателях Фонда президентских грантов, федеральных, региональных и местных конкурсов и субсидий будут объединены с данными реестров поставщиков социальных услуг и исполнителей общественно полезных услуг в один большой реестр социально ориентированных организаций.

Поэтому есть вероятность, что заявку подавать не придётся, процесс будет устроен автоматически.

Многое зависит от ресурсов и эффективности деятельности некоммерческой организации. Но, пожалуй, самый быстрый путь — статус исполнителя общественно полезных услуг. Решение принимает Минюст России и его территориальные подразделения, а сам порядок регулируется Постановлением правительства РФ от 26.01.2017 № 89 (ред. от 10.03.2020) «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг».

Главным образом, организации необходимо получить заключение о соответствии качества оказываемых услуг установленным критериям.

В зависимости от вида общественно полезной услуги определяется орган, который и осуществляет оценку. Так, к примеру, психологическая поддержка безработных граждан — Минтруд России; содействие в предоставлении бесплатной юридической помощи детям, инвалидам и другим категориям граждан — Минюст России; оказание медицинской, социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, — Минздрав России и так далее.

Среди критериев оценки качества — квалификация и опыт работы сотрудников, отсутствие жалоб на действия некоммерческой организации, объём, сроки и качество предоставления услуг, открытость и доступность информации о некоммерческой организации. К заявлению необходимо приложить все обосновывающие соответствие критериям документы (справки, характеристики, экспертные заключения), а также подтверждение отсутствия задолженности по налогам и сборам.

В случае выдачи положительного заключения Минюст России или его территориальные органы дополнительно проверят достоверность представленных сведений и надлежащее оформление документов, после чего примут решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг — что будет также основанием для включения его в реестр социально ориентированных организаций.

В любом случае для крупных фондов не будет проблем с получением субсидии/гранта или с тем, чтобы стать таким исполнителем — это работает в заявительном порядке.

Прямых ограничений нет. Необходимо учитывать, что иностранные агенты, к примеру, не могут быть исполнителями общественно полезных услуг, но имеют право участвовать в грантах ФПГ, а также конкурсах и субсидиях исполнительных органов власти — таким образом, иностранные агенты могут рассчитывать на включение в реестр, однако им придётся проявить больше активности.

Налоговая памятка для благотворителей

Все расходы, включаемые в расчет налога на прибыль, должны удовлетворять ряду обязательных критериев. В противном случае, учесть такие затраты в составе налоговых расходов нельзя. Что же это за критерии?

Одним из обязательных условий для признания расходов на благотворительность при налоге на прибыль в 2019 является их экономическая оправданность. Разумеется, это понятие является оценочным, то есть ни один нормативно-правовой акт, регулирующий налоговую сферу, не содержит точного списка подходящих под это определение расходов.

Опираясь на многочисленную судебную практику, можно выделить основные принципы признания тех или иных расходов экономически обоснованными:

  • прямая взаимосвязь расходов с предпринимательской деятельностью (постановление ФАС Московского округа от 30.05.2013 № А40-79395/12-90-422);
  • направленность понесенных компанией затрат на получение дохода, определяемая результатами всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС от 19.01.2009 № 17071/08, Конституционного суда от 04.06.2007 № 320-О-П);
  • связь понесенных расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (постановление ФАС Центрального округа от 09.04.2013 № А35-7128/2012);
  • цены соответствуют рыночному уровню (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2013 № А33-16624/2012).

Другим обязательным условием для признания расходов является из документальное подтверждение. В зависимости от видов сделок и категории понесенных расходов подтверждающие документы могут отличаться. Главное, чтобы они могли в совокупности с другими доказательствами подтвердить сам факт и размер расходов организации (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Учесть нельзя

Уже из вышеперечисленного понятно, что расходы на благотворительность не уменьшают налог на прибыль. Если с документальным оформлением таких затрат у компании может быть все в порядке, то условие экономической обоснованности однозначно не выполняется.

Такие благотворительные расходы никак не связаны с получение доходов, поэтому уменьшить на них налоговую базу по налогу на прибыль нельзя. Правильность такого вывода подтверждают чиновники Минфина (см., например, письма от 14.03.2019 № 07-01-09/16696, от 11.10.2007 № 03-03-07/18).

Более того, ответ на вопрос о возможности включения расходов на благотворительность в налог на прибыль содержится в пункте 16 статьи 270 НК РФ. Согласно данной норме расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества, а также расходы, связанные с такой передачей, при расчете налога на прибыль учитывать нельзя.

В отличии от налогового учета в бухгалтерском благотворительные расходы учитываются в качестве прочих на счете 91. Таким образом, возникает постоянная разница, с которой требуется рассчитать постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 ПБУ 18/02):

Дт 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кт 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – отражено постоянное налоговое обязательство с суммы благотворительной помощи, не учитываемой при налогообложении прибыли.

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу о налоговых льготах по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость для юридических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность, и сообщает следующее.

В части налога на прибыль организаций.

Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ), которыми устанавливается, в частности, возможность для организаций учитывать в составе внереализационных расходов расходы в виде стоимости имущества, безвозмездно переданного организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих мер государственной поддержки, в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также религиозным организациям (подпункт 19.6 пункта 1 статьи 265 НК РФ).

Учитывая, что в силу норм Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» социально ориентированными некоммерческими организациями признаются, в том числе и организации, созданные в форме фонда, преследующие благотворительные цели, положения подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 НК РФ распространяются и на случаи осуществления юридическими лицами благотворительной деятельности, при соблюдении условий, определенных указанной нормы НК РФ.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 286.1 НК РФ законами субъектов Российской Федерации может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации, на инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 НК РФ.

При этом подпунктом 3 пункта 2 статьи 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав инвестиционного налогового вычета не более 100 процентов суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.

В части налога на добавленную стоимость.

Согласно абзацу первому подпункта 12 пункта 3 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождена передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее — Федеральный закон N 135-ФЗ), за исключением подакцизных товаров.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Таким образом, передача в благотворительных целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 135-ФЗ, товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнение работ, оказание услуг на безвозмездной основе не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Одновременно отмечаем, что в случае, если получателем товаров (работ, услуг), указанных в абзаце первом подпункта 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ, является организация, то документами, подтверждающими право на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, являются:

договор или контракт о безвозмездной передаче налогоплательщиком товаров (работ, услуг);

акт приема-передачи товаров (работ, услуг) или иной документ, подтверждающий передачу налогоплательщиком товаров (выполнение работ, оказание услуг).

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Как учитывать расходы на благотворительность

Сейчас, если компания решает, например, закупить маски или аппараты ИВЛ, чтобы передать их НКО, она должна заплатить налог с этих покупок. По сути, это налог на благотворительность, поэтому некоммерческие организации давно требуют его отменить.

Илья Чукалин, гендиректор Фонда президентских грантов: Сейчас, если бизнес передает какое-то купленное или произведенное им имущество НКО, он должен это отнести в свою чистую прибыль, по сути, заплатить налог на благотворительность.

Например, если бизнес покупает лекарства или средства защиты, а потом передает это НКО, то он должен отнести покупку в чистую прибыль, потому что он не имел права это [просто] так покупать для передачи. А теперь он получит возможность отнести стоимость этого передаваемого имущества на затраты, и это действительно облегчит бизнесу пожертвования в пользу НКО. Потому что если у бизнеса оборот большой, а по балансу прибыли вообще не получается, то он вообще не может делать пожертвования.

Эта норма важна, сектор НКО много раз о ней говорил. У нас есть аналогичные меры для физлиц, а в отношении юридических лиц это не работало. То есть они должны сначала заплатить налог на прибыль, а потом уже из этой очищенной прибыли отдать что-то НКО.

Если вы безвозмездно передали имущество или оказали услугу бесплатно, то это не означает, что вы занялись благотворительностью. Важно, на какие цели были выделены средства и в какой деятельности будет использоваться переданное вами имущество. Цели благотворительной деятельности определены в статье 2 Закона № 135-ФЗ. Приведем некоторые из них:

  • социальная поддержка и защита граждан;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и катастроф,
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, физической культуры и массового спорта.

В 2011 году цели благотворительной деятельности значительно пополнились. Соответствующие изменения в Закон № 135-ФЗ были внесены Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. № 383-ФЗ. С этого года благотворительностью признается:

  • подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • содействия добровольческой деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию творчества и воспитанию детей и молодежи.

Иные формы оказания помощи коммерческим организациям как финансовыми средствами, так и имуществом благотворительностью не признаются.

Поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является. Кроме того, запрещается одновременно с благотворительной деятельностью проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.Такие условия прямо предусмотрены в Законе № 135-ФЗ.

В статье 5 Закона № 135-ФЗ определено понятие участников благотворительной деятельности. Таковыми признаются благотворители, добровольцы и благополучатели.

Благотворители — лица, осуществляющие бескорыстно, то есть безвозмездно или на льготных условиях:

  • передачу в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
  • наделение правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
  • выполнение работ, предоставление услуг.

Благотворители имеют право определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Благополучатели — лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

Добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.).

Если вы решили заняться благотворительностью, то учтите, что «творить добро» можно исключительно за счет чистой прибыли. При этом уменьшить налогооблагаемую прибыль на подобные расходы не удастся.

Стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, не учитываются в целях налогообложения прибыли согласно пунктам 16 и 34 статьи 270 Налогового кодекса. Разъяснения финансового министерства по этому поводу можно найти в письмах от 16 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/42, от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/4/40. Минфина России считает, что расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не отвечают требованиям статьи 252 и, следовательно, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Если невозможность учесть в целях налогообложения прибыли расходы на благотворительность поубавит у вас желание помогать ближним, то спешим сообщить, что с налогом на добавленную стоимость ситуация в законодательстве иная.

Согласно подпункту 12 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) на территории РФ передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом № 135-ФЗ.

Нормой подпункта 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ предусмотрено исключение. При передаче благополучателю подакцизных товаров у благотворителя возникает обязанность по уплате НДС.

Чтобы благие намерения не оказались для вас дорогой в ад разбирательств с налоговиками, отнеситесь внимательно к оформлению соответствующих документов. Заранее обговорите с благополучателем, какие документы вам необходимо от него получить для представления в налоговую инспекцию.

Для освобождения от налогообложения НДС в налоговый орган необходимо представить:

  • договор на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключенный благотворителем с получателем благотворительной помощи;
  • копии документов, подтверждающих факт принятия на учет благополучателем безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • акты и (или) другие документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) товаров (работ, услуг).

Такой перечень документов приведен в письме УФНС России по г. Москве от 2 декабря 2009 г. № 16-15/126825. В этом же письме указано, что если получателем благотворительной помощи является физическое лицо, то в налоговую инспекцию представляется документ, который подтверждает фактическое получение указанным лицом товаров (работ, услуг).

Это важно

С 1 января 2009 года стоимость материалов признается в расходах по мере принятия на учет, то есть факт списания в производство теперь не имеет значения.

Не забудьте восстановить НДС, если в качестве благотворительной помощи вы передали имущество, ранее приобретенное и используемое для деятельности облагаемой НДС. Очевидно, что ранее вы приняли к вычету сумму «входного» налога по указанному имуществу.

Обязанность восстановить НДС вытекает из требования нормы подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса

Сумму НДС следует восстановить в размере, ранее принятом к вычету. В отношении основных средств и нематериальных активов НДС восстанавливается в размере суммы, пропорциональной остаточной стоимости без учета переоценок.

Однако вы имеет право отказаться от льготы, предусматривающей освобождение по НДС. В соответствии с пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса налогоплательщик вправе отказаться от указанной льготы. Для этого в налоговую инспекцию по месту учета необходимо представить соответствующее заявление. Срок подачи заявления — не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Важно учесть, что право не пользоваться льготой по НДС вы получите на целый год. Отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года не допускается.

Кроме того, отказ или приостановление льготы будет действовать в отношении всех осуществляемых вами операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса. Освобождение какой-либо отдельной операции в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг) ,не допускается.

Возможно, вы решили заняться благотворительностью всерьез и надолго и планируете приобретать для этого товар регулярно. В таком случае отказавшись от льготы по НДС, согласно пункту 1 статьи 172 и пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса вы получите возможность принимать к вычету сумму входного НДС.

Благотворитель, применяющий УСН, не может уменьшить доходы на сумму расходов, связанных с благотворительностью, поскольку такие расходы не поименованы в перечне расходов, приведенных в статье 346.16 Налогового кодекса.

Благотворитель, применяющий УСН, учитывает стоимость материалов с НДС в расходах в месяце их приобретения по мере оплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Расходы на приобретение материалов, использованных при производстве готовой продукции, переданной в благотворительных целях, не признаются экономически оправданными, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Согласно пункту 2 статьи 346.16 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Следовательно, при передаче готовой продукции в порядке благотворительности, следует восстановить стоимость материалов, ранее признанную в расходах. Восстановление производится в месяце, в котором произошла безвозмездная передача. Такой вывод подтверждается консультацией от 10 марта 2009 г. Ю.В. Подпорина, заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Согласно утвержденному прайс-листу, цена реализации автомобиля — 200 000 руб. Фактическая себестоимость, согласно бухгалтерской справке, — 110 000 руб.

Акцизы

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса легковой автомобиль является подакцизным товаром. Передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на безвозмездной основе признается реализацией подакцизных товаров (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ).

С 1 января по 31 декабря 2011 года включительно ставка акциза для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 0,75 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно установлена в размере 27 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.) (п. 1 ст. 193 НК РФ).

В данном случае на дату безвозмездной передачи организация начисляет акциз в размере 4050 руб. (27 руб. x 150 л. с.) (п. 1 ст. 194, п. 2 ст. 195 НК РФ).

Суммы акциза, исчисленные при реализации подакцизных товаров на безвозмездной основе, относятся за счет соответствующих расходов по указанным подакцизным товарам (абз. 2 п. 1 ст. 199 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Как сказано выше, при передаче в целях благотворительности подакцизных товаров у благотворителя возникает обязанность начислить НДС (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Налоговая база в данном случае определяется как стоимость переданного автомобиля, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статья 40 Налогового кодекса. Согласно утвержденному прайс-листу, цена реализации автомобиля — 200 000 руб. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (п. 1 ст. 40 НК РФ). Итак, сумма НДС в данном случае начисляется на сумму реализации с учетом акциза без НДС 36 729 руб. (200 000 руб. + 4050 руб.) х 18%(п. 2 ст. 154 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

При безвозмездной передаче стоимость готовой продукции в целях налогообложения прибыли не учитывается. Не признаются расходами в целях налогообложения прибыли и расходы, связанные с такой передачей, а именно суммы начисленных акциза и НДС. На это указывает прямая норма пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса.

Бухгалтерский учет. ПБУ 18/02

В бухгалтерском учете расходы организации в сумме фактической себестоимости переданной готовой продукции, а также начисленных акциза и НДС учитываются в составе прочих расходов (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Признание прочих расходов отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» ( Инструкция по применению Плана счетов).

Расходы организации, осуществленные в благотворительных целях, не учитываются в налоговом учете, но признаются в бухгалтерском. Вследствие этого возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н).

Бухгалтерские проводки

Сумма, руб.

Дебет 91-2 Кредит 43

Организацией передан в благотворительных целях легковой автомобиль

110 000

Дебет 91-2 Кредит 68 акцизы

Начислен акциз

4050

Дебет 91-2 Кредит 68 НДС

Начислен НДС

36729

Дебет 99 Кредит 68 Налог на прибыль

Журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал состоит из четырех основных разделов: бухгалтерский учет, налоги, труд и заработная плата, право.

Периодичность выхода: 1 раз в месяц. Объем: 144 полосы.

Что выгоднее — спонсорство или благотворительность? ( часть 2)

Минус в плюс: как бизнесу получить налоговый вычет за благотворительность

При расчете налога на прибыль организация не вправе учесть расходы, осуществленные в рамках благотворительной деятельности. Такое мнение высказал Минфин России в письме от 14.03.19 № 07-01-09/16696.

Авторы письма ссылаются на статью 252 НК РФ, в которой установлены общие принципы признания расходов в целях налогообложения прибыли. В данной статье, в частности, сказано, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. Обоснованными расходами считаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. А под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом расходами признаются любые затраты, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Благотворительная деятельность организации не приносит ей дохода. Поэтому, как отмечают в Минфине, расходы на благотворительность не отвечают критериям статьи 252 НК РФ. Соответственно, их нельзя учесть в целях налогообложения прибыли.

Компания уплачивает налог на прибыль. Расходы на благотворительность можно включить в расчет налоговой базы? Или это запрещено? Правильный ответ – в материале.

Все расходы, включаемые в расчет налога на прибыль, должны удовлетворять ряду обязательных критериев. В противном случае, учесть такие затраты в составе налоговых расходов нельзя. Что же это за критерии?

Экономическая обоснованность

Одним из обязательных условий для признания расходов на благотворительность при налоге на прибыль в 2019 является их экономическая оправданность. Разумеется, это понятие является оценочным, то есть ни один нормативно-правовой акт, регулирующий налоговую сферу, не содержит точного списка подходящих под это определение расходов.

Опираясь на многочисленную судебную практику, можно выделить основные принципы признания тех или иных расходов экономически обоснованными:

  • прямая взаимосвязь расходов с предпринимательской деятельностью (постановление ФАС Московского округа от 30.05.2013 № А40-79395/12-90-422);
  • направленность понесенных компанией затрат на получение дохода, определяемая результатами всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС от 19.01.2009 № 17071/08, Конституционного суда от 04.06.2007 № 320-О-П);
  • связь понесенных расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (постановление ФАС Центрального округа от 09.04.2013 № А35-7128/2012);
  • цены соответствуют рыночному уровню (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2013 № А33-16624/2012).

Другим обязательным условием для признания расходов является из документальное подтверждение. В зависимости от видов сделок и категории понесенных расходов подтверждающие документы могут отличаться. Главное, чтобы они могли в совокупности с другими доказательствами подтвердить сам факт и размер расходов организации (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Уже из вышеперечисленного понятно, что расходы на благотворительность не уменьшают налог на прибыль. Если с документальным оформлением таких затрат у компании может быть все в порядке, то условие экономической обоснованности однозначно не выполняется.

Такие благотворительные расходы никак не связаны с получение доходов, поэтому уменьшить на них налоговую базу по налогу на прибыль нельзя. Правильность такого вывода подтверждают чиновники Минфина (см., например, письма от 14.03.2019 № 07-01-09/16696, от 11.10.2007 № 03-03-07/18).

Более того, ответ на вопрос о возможности включения расходов на благотворительность в налог на прибыль содержится в пункте 16 статьи 270 НК РФ. Согласно данной норме расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества, а также расходы, связанные с такой передачей, при расчете налога на прибыль учитывать нельзя.

2. НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ СПОНСОРСКОЙ ПОМОЩИ

2.1. налог на прибыль

В ранее действовавшем Законе №108-ФЗ «О рекламе» содержалось понятие спонсорства, которое определялось как осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения рекламы о спонсоре, его товарах. В связи с этим, не любая спонсорская помощь признавалась таковой, а лишь та, обязательным реквизитом которой было распространение спонсируемым рекламы о спонсоре.

2.2. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Предприятие, занимающееся розливом питьевой воды в бутылки, выступает спонсором городской детской спартакиады, предоставив безвозмездно питьевую воду для участников соревнований в собственной таре. Данное предприятие применяет общую систему налогообложения.

Б) НДС
Передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе в целях налогообложения признается реализацией товаров (работа, услуг) в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ. При этом реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ является объектом обложения НДС на основании п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Следовательно, при передаче питьевой воды в рамках оказания безвозмездной спонсорской помощи (не являющейся благотворительной) возникает объект обложения НДС.

ПРИМЕР 6.
Производственное предприятие оплачивает путевки в спортивно-оздоровительные лагеря детям своих сотрудников.

А) Налог на прибыль
Согласно п.п. 29 ст. 270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения по налогу на прибыль расходы на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.

Б) НДС
В соответствии с пп. 18 п. 3 ст. 149 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) операции по реализации услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, оформленных путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость независимо от источника оплаты.
Поэтому услуги детских спортивно-оздоровительных лагерей, включенные в стоимость путевок, оформленных по соответствующей форме и оплаченных организациями, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Налоговые льготы при благотворительности

Нормы, применяемые в процессе благотворительности, и лица, принимающие в нем участие, указаны в специально принятом юридическом законе Российской Федерации «О благотворительности и организациях». Этот закон был утвержден 11 августа 1995 года и имеет номер 135. Существуют 3 участника процесса благотворительности: благотворитель (тот, кто осуществляет пожертвования в различной форме), доброволец (тот, кто оказывает посильную безвозмездную физическую помощь) и благополучатель (тот, кому адресуется благотворительная помощь).

Важную роль здесь играют фонды для сбора материальной помощи, то есть те организации, которые помогают при сборе денег на срочные финансовые манипуляции, осуществляемые во благо. В этом случае льготы по налогу на прибыль предусмотрены только для тех организаций, чье существование и деятельность в качестве благотворительного фонда зафиксированы в уставе. При этом такое предприятие должно являться некоммерческим.

Огромное значение имеет то, какой именно вид деятельности закреплен в уставе организации. В случае отклонения фирмы от деятельности, прописанной в уставе организации, ряд налоговых преимуществ аннулируется.

Говоря о физическом лице, осуществляющем благотворительное пожертвование, стоит упомянуть то, что это лицо имеет право на использование социального вычета по подоходному налогу. Размер вычета при этом не должен превышать 25% от общего дохода гражданина. Также многое зависит от целей благотворительности. Еще один факт, на который фискалы обращают внимание: помощь должна быть выдана исключительно деньгами, при этом организация, принимающая пожертвование, должна иметь статус некоммерческой.

Организации, занимающиеся благотворительной деятельностью, не удостоены абсолютно никаких льгот, что подтверждено определенными статьями законодательства, например пп. 16, 34 ст. 270 НК РФ. Следовательно, эта графа расходов относится к внереализационным и не уменьшает базу по прибыли. Расходы в виде безвозмездно переданных денежных средств и имущества не уменьшают базу налогообложения. То же самое говорится и о затратах на их передачу.

Что касается вопроса стимуляции организаций к оказанию благотворительной помощи, то одной из таких мер является уменьшение ставки налога на прибыль, уплачиваемой в региональный бюджет, с 18 до 13%. Это в определенной мере дает толчок к развитию благотворительности. Разъяснения подобного рода уже много раз проводились министерством финансов Российской Федерации. Исключением не стало и относительно недавно появившееся письмо от 06.04.2015 № 03-03-07/19136.

Благотворительный фонд не платит налог на прибыль в том случае, если деятельность организации осуществляется строго в соответствии с уставом. При этом обязательным условием является осуществление раздельного учета расходов по каждому виду деятельности.

Если средства использованы неправильно либо в личных целях, то налоги с этой суммы взымаются принудительно. То же самое относится и к организациям, которые не ведут раздельный учет финансовых поступлений. Это дает налоговикам право взимать налог со всех доходов. Так поступают потому, что налоговые органы не могут отследить, куда именно и на какие цели были потрачены средства, выделенные на благотворительность.

К категории неправильно использованных средств относятся те, которые были потрачены не во благо нуждающихся, а в интересах самой организации. Таковым является приобретение недвижимого и движимого имущества, к примеру дорогого автомобиля, за счет средств, переданных на благотворительные цели. В случае если было зафиксировано нецелевое использование средств, их получение автоматически признается внереализационным доходом в тот момент, когда они были переданы в благотворительную организацию.

Если говорить об основных средствах, переданных на благотворительные цели, то они не амортизируются согласно подп. 2 п. 2 ст. 256 налогового кодекса.

Таким образом, если благотворительный фонд будет уличен в нецелевом использовании средств или отсутствии раздельного учета, это грозит серьезными последствиями для него, поскольку все его действия могут быть рассмотрены как мошенничество и уклонение от уплаты налогов. Если это произойдет, то придется произвести уплату налога в полном размере без каких-либо поблажек.

Очень важным фактором для благотворительных фондов является то, что каждый из них должен быть оформлен официально с получением соответствующего статуса. Если это условие не соблюдено, то применение льгот может быть признано фискальными органами неправомерным.

Фиксация и учет благотворительных пожертвований у организаций, оказывающих помощь, проводятся в полном соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» 10/99. Исходя из п. 17 указанного ПБУ, любые расходы признаются в учете вне зависимости от того, произведены они с целью получить в дальнейшем какой-либо доход либо же нет. Расходы на осуществление благотворительной деятельности принято относить к категории «прочие расходы». Это подтверждается пп. 4, 11 ПБУ 10/99. При формировании проводок такие расходы заносятся в графу «прочие расходы» и отражаются на счете 91.

Поступление благотворительной помощи на счет благотворительных фондов отражается у таких организаций с помощью счета 86. При этом нормы ПБУ 18/02 они не используют. В бухгалтерском учете полученная благотворительная помощь фиксируется при помощи следующего перечня проводок:

  • Дт 10 Кт 86 — получение средств на осуществление помощи;
  • Дт 20 Кт 10 — средства, поступившие от благотворителей, списаны на затраты по осуществлению основной деятельности;
  • Дт 83 Кт 20 — учтены все затраты, связанные с уставной деятельностью.

П. 2 ст. 14 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрена сдача баланса и отчета о целевом использовании полученных средств, входящих в состав ежегодной бухгалтерской отчетности, благотворительными некоммерческими организациями.

Кроме того, ими в налоговые органы представляется декларация по налогу на прибыль по форме, утвержденной приказом ФНС от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@, с обязательным включением в нее Листа 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования». Здесь приводятся данные по всем поступившим средствам и указываются сроки, в течение которых средства подлежат использованию и распределению. В случае если средства были использованы фондом не по целевому назначению, то они должны быть включены в состав внереализационных доходов фонда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *