Отчет в центр занятости по инвалидам образец

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчет в центр занятости по инвалидам образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В связи с проводимой в РФ пенсионной реформой Правительство утверждает новую категорию трудящихся лиц под названием предпенсионеры. Таких граждан нельзя просто так уволить или как-то иначе нарушить их трудовые права. С 1-го октября 2018 г. Роструд обязывает работодателей предоставить новую форму отчета в центр занятости о предпенсионерах. Соответствующие разъяснения приведены в Письме № 858-ПР от 25.07.18 г.

Документ должен быть подан не позже 15.10.18 г. Госорганы интересуют не все сотрудники компаний, а только лица, достигшие следующего возраста:

  • Женщины 1964 г.р.
  • Мужчины 1959 г.р.

Указывать необходимо данные по работающим на определенную дату лицам, а также по тем, кто был уволен в отчетном периоде. Отдельно поясняются случаи расторжения трудовых взаимоотношений по инициативе работодателя. Предполагается, что форма должна подаваться ежеквартально с целью контроля увольнения лиц предпенсионного возраста.

На данный момент законодательно утвержденного бланка не существует. Равно как и не определена ответственность за непредоставление документа. Поэтому работодателям рекомендуется проконсультироваться в своей службе занятости, нужно отчитываться или пока нет. Если ответ будет положительным, для заполнения можно использовать форму по Письму Роструда № 858-ПР от 25.07.18 г. Именно такой документ рекомендует ведомство для получения сведений от центров занятости. Срок подачи данных за 3 кв. – до 15-го октября.

Собственно говоря, это не отдельный бланк, а продолжение предыдущего. Отчетом о пенсионерах некоторые именуют сведения о сотрудниках предпенсионного возраста, о которых рассказано выше. Следовательно, если у работодателя не числятся в штате работники обозначенного возраста (мужчины до 1959 г.р., женщины до 1964 г.р.), подавать форму не нужно. Также не обязаны отчитываться предприниматели, ведущие бизнес в одиночку, то есть без наемного персонала.

Подается документ в территориальное подразделение службы занятости. Периодичность представления – поквартальная. Крайний срок – до 15-го числа. Точный срок устанавливается ЦЗН. Первый раз отчитаться необходимо за 3 кв. 2018 г. Второй документ будет подаваться уже в 2019 году за 4 кв. 2018 г.

Унифицированный отчет по кадровому составу компании подается в территориальную службу занятости. Бланк формы утверждается органами власти отдельных субъектов РФ. Направить данные можно по почте, принести в центр лично или передать по ТКС (телекоммуникационные каналы связи), то есть в электронном формате.

Точных сроков подачи таких сведений на законодательном уровне не утверждено. Чтобы узнать, до какого числа требуется отчитаться, проконсультируйтесь в региональном подразделении ЦЗН. За неисполнение работодателями обязанности по подаче отчетных данных ответственность предусмотрена в стат. 19.7 КоАП. Размер штрафных санкций установлен в следующих пределах:

  • Для физлиц – 100-300 руб.
  • Для руководителей работодателей – 300-500 руб.
  • Для предприятий-юрлиц – 3000-5000 руб.

В случае несдачи какого-либо из обязательных отчетов, проверяющие органы взыскивают штраф за каждый непредоставленный документ. Поскольку формы заполнить очень легко, рекомендуется отчитываться вовремя, чтобы не платить впоследствии штрафы.

Сведения об инвалидах в Службу занятости: как составить, образец, срок подачи

Это связано с тем, что в настоящее время закон не обязывает компании сдавать эти данные. Как заполнить отчет? Утвержденной формы отчета пока нет.

Скачать бланк отчета При заполнении отчета нужно заполнить данные только о численности работников 1959 и 1964 годов рождения.

Скачать образец заполнения отчета Какие сроки сдачи отчета?

Новый отчет сдается ежеквартально, начиная с 01 октября 2019 года, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Однако некоторые службы занятости просят сдать отчет раньше.

С октября 2019 года Роструд обязал работодателей подавать в службу занятости отчет с информацией о:

  1. мужчинах 1959 года рождения,
  2. женщинах 1964 года,

которые официально работают по трудовым или гражданско-правовым договорам. Таким образом чиновники проводили мониторинг сведений о гражданах, которые в 2019 году должны были стать пенсионерами, но не вышли на пенсию в связи со вступлением в силу пенсионной реформы.В отчетной форме, которую очень разработал Минтруд, должны были быть указаны сведения:

  1. о численности лиц предпенсионного возраста, работающих на отчетную дату;
  2. об уволенных в течение отчетного периода лицах предпенсионного возраста.

Такие персональные данные работников, как фамилия, имя, отчество и год рождения, а также их должность, в новый отчет включать было не нужно. Отчет ввели как постоянную ежеквартальную форму, и многие

Согласно п. 3 ст. 25 Закона о занятости, сообщать о вакансиях в центр занятости необходимо ежемесячно. При этом понятие «вакансия» в трудовом законодательстве отсутствует.

Здесь следует ориентироваться на судебную практику, которая определяет ее как должность, по которой с соискателем заключается бессрочный трудовой договор.

Таким образом, случай, когда компания ищет человека на место сотрудника, который находится в отпуске или временно переведен на другую работу, вакансией не считается.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1, организация должна уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 05.02.1993 № 99, согласно которому в бланке необходимо указать следующую информацию о каждом сотруднике:

  • Ф.И.О.;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • размер и условия оплаты труда.

Критерии массового увольнения также установлены в указанном Постановлении. К ним относятся:

  1. Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.
  2. Сокращение штата работников в количестве:
  • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

При этом в каждом регионе могут устанавливаться дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся, и такие условия могут быть предусмотрены в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.

Отчет по инвалидам в центр занятости – образец

Под квотированием рабочих мест понимается выделение определенного количества мест для работы граждан, принадлежащих к слабо защищенным категориям. Они нуждаются в предоставлении социальной защиты со стороны государства.

Согласно ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на предприятиях, где количество сотрудников более 100 человек, возлагается обязанность по предоставлению мест для работы лиц с ограниченными возможностями. Такие места могут быть вновь созданными или же выделенными из имеющихся мест.

Федеральным законом от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» на работодателей возложена обязанность по предоставлению в ЦЗН ежемесячных отчетов о местах для работы инвалидов, которые были обустроены или вновь созданы в рамках установленной квоты. Также они обязаны отсчитываться о нормативных актах, действующих на локальном уровне и подтверждающих информацию о таких рабочих местах.

На федеральном уровне законодательно не определено, в какой форме должен представляться отчет о квотировании мест для работы лиц с ограниченными возможностями. При этом на уровне субъектов Российской Федерации действуют региональные законы, которые регулируют указанные вопросы более подробно.

Работодатель может получить на сайте ЦЗН информацию о том, как составить и куда необходимо подать отчет. В Москве, например, функционирует специально созданный для данной цели Центр квотирования. Допустима также отправка отчета в электронном формате на официальном сайте Центра занятости.

Законодательство Российской Федерации четко высказывается по поводу данной возможности для трудоустройства инвалидов.

Каждый работодатель ежегодно отчитывается о наличии у него квот для приема людей с инвалидностью на работу и о тех условиях, которые созданы для них.

Так, квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году в Москве подчиняется отдельному местному закону. Несмотря на то, что существует и федеральное законодательство.

При этом особенности для каждого региона будут в том, какое количество работников в компании должно быть для обязательности применения квоты. Существуют и нормы, которые освобождают работодателя от квотирования.

Это те организации, которые созданы за счет средств людей с инвалидностью. Отличаться по регионам будут и размеры квот. Все зависит от того, сколько рабочих мест вообще есть в пределах конкретной местности.

Квота Это понятие раскрывается в качестве части от рабочих мест, которую предназначают для отдельной категории граждан. По сути, это аренда в организациях рабочего места
Инвалид Это человек, у которого были выявлены стойкие нарушения в физическом или психическом плане здоровья
Центр занятости Это государственная организация, которая занимается учетом безработных граждан и поиском для них места для трудовой занятости
Приказ Это документ, который осуществляет действие указания для проведения какого-либо действия или для решения задач, стоящих перед организацией
Работодатель Это физическое или юридическое лицо, которое выступает в качестве нанимателя для гражданина

Законодательство устанавливает те положения, в соответствии с которыми предприятия должны будут отделять рабочие места для инвалидов.

К таким относятся следующие организации:

  1. У которых численность работников, официально осуществляющих трудовую деятельность превышает 100 человек. Для тех, у кого количество сотрудников не больше 35 и 100 показатели по квотам будут самыми маленькими. Например, в школе.
  2. Работающие в любой из организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому государственные и частные предприятия должны принимать на работу инвалидов в общем порядке.
  3. Которые имеют условия для принятия таких граждан — соответствующей направленности.

Освобожденными от участия в квотировании выступают предприятия, в которых большинство работников задействованы в работе со сложными и опасными условиями труда.

Увеличивать размер квоты могут органы местного самоуправления. Поэтому показатель будет отличаться в разных регионах страны.

В МВД квотирование рабочих мест для инвалидов будет проходить на общих условиях, поскольку они также относятся к тому сектору, в котором действует программа по квотам.

Если квоты для приема на работу инвалидов не соблюдаются на конкретном предприятии, работодатель привлекается к административной ответственности. Нарушения законодательства наказываются штрафам (согласно ст. 5.42, ст. 19.7 КоАП РФ):

Работодатели, нарушающие требования законодательства об обязательном трудоустройстве инвалидов, столкнутся с ограничениями. Такие организации полностью лишатся поддержки государства, не смогут участвовать в государственных закупках, а также трудоустраивать иностранных сотрудников.

Дополнительно. Обратите внимание, что в некоторых субъектах РФ, помимо органов службы занятости, необходимо периодически уведомлять о выполнении обязанности по квотированию и иные органы. Например, в г. Москве таким органом является Государственное казенное учреждение города Москвы «Центр квотирования рабочих мест».

Под квотированием рабочих мест понимается выделение определенного количества мест для работы граждан, принадлежащих к слабо защищенным категориям. Они нуждаются в предоставлении социальной защиты со стороны государства.

Допустим, специальная оценка труда проведена в г. Чебоксары отношении 110 рабочих мест, по ее результатам 70 рабочим местам присвоен класс 3.1, а 40 — класс 2, при этом среднесписочная численность работников составляет 105 человек.

  • Название организации и адрес ее нахождения,
  • Сведения из нормативных актов локального характера,
  • Численность работников,
  • Сколько мест было специально создано или переоборудовано для работников-инвалидов,
  • Вакансии для инвалидов,
  • Специальность, квалификация,
  • Образование и наличие опыта работы,
  • В каком режиме осуществляются трудовые функции (вахтовый метод, свободный или сменные графики, стандартный),
  • К какому виду относится работа: сезонные работы, по совместительству, на постоянной основе,
  • Заработная плата,
  • Сколько часов составляет рабочий день,
  • Гарантии социального характера.

— Предприятие может обратиться в территориальный отдел центра, по месту своей регистрации. Туда необходимо представить: свидетельство о государственной регистрации, устав, учредительный договор, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, информационное письмо из органов государственной статистики об учете в ЕГРПО, данные о среднесписочной численности работников (форма П-4).Когда фирму поставят на учет, ей присвоят регистрационный номер, который она должна указывать в своей статистической отчетности.

В данном случае действует простой алгоритм того, как оформить инвалида на рабочее место. Ведь изначально государство устанавливает количество мест, на которые работодатель должен трудоустроить граждан с инвалидностью.

Эта процедура может быть осуществлена такими способами:

  1. Инвалид самостоятельно обратился за получением рабочего места.
  2. Работодатель разместил объявление о поиске такого сотрудника и трудоустроил его.
  3. Предприятие направило запрос в Центр занятости населения и уже эта организация направила специалиста.
  4. Получение специалиста возможно и в рамках участия в ярмарках вакансий, которые проводят для людей с инвалидностью.

Все эти варианты трудоустройства возможны и дальнейший алгоритм оформления гражданина на должность будет стандартным.

Законодательство России говорит о том, что основным субъектом квотирования становится организация, в которой официально трудоустроено более 100 человек .

Для таких компаний местные власти будут устанавливать проценты квот, которые они должны будут выполнить и отчитаться перед контролирующими органами.


КОМИТЕТ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 30 декабря 2016 года N 269

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ОТЧЕТОВ И ФОРМ ДОКУМЕНТОВ ПО ВОПРОСАМ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ТРУДОСПОСОБНЫХ ИНВАЛИДОВ


В целях реализации постановлений Правительства Мурманской области от 05.09.2016 N 442-ПП «О Порядке взаимодействия между работодателями по выполнению установленной квоты для приема на работу инвалидов», от 31.05.2016 N 256-ПП «О Порядке проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости», от 06.10.2005 N 375-ПП «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области» (в ред. постановления Правительства Мурманской области от 21.03.2016 N 109-ПП) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые формы документов:

1.1. По порядку взаимодействия между работодателями по выполнению установленной квоты для приема на работу инвалидов:

1.1.1. Форма «Заявление о включении в кадровый резерв инвалидов» (приложение N 1).

1.1.2. Форма «Заявление об исключении из кадрового резерва инвалидов» (приложение N 2).

1.2. По порядку проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости:

1.2.1. Форма «Информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов» (приложение N 3).

1.2.2. Форма «Характеристика рабочего места» (приложение N 4).

2. Директорам центров занятости населения Мурманской области довести до сведения работодателей информацию о необходимости при квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов использовать вышеназванные формы.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела активных форм занятости и контроля Комитета по труду и занятости населения Мурманской области Казарина Р.А.

Председатель
Комитета по труду
и занятости населения
Мурманской области
К.Н.БЕРЕЖНЫЙ

Информация о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов






Приложение N 1
к приказу
Комитета по труду
и занятости Мурманской области
от 30 декабря 2016 года N 269


Я, ___________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество)

зарегистрированный по месту жительства ___________________________________,

(адрес)

__________________________________________________________________________,

(документ, удостоверяющий личность, серия, номер, дата выдачи, орган,

выдавший документ)

прошу включить меня в кадровый резерв инвалидов.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ

«О персональных данных» даю согласие Учреждению ___________________________

___________________________________________________________________________

(наименование и адрес центра занятости населения)

на автоматизированную (а также без использования средств автоматизации)

обработку путем хранения и передачи работодателю в целях подбора подходящей

работы моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество,

дата рождения,

место проживания,

номера домашнего и мобильного телефонов,

сведения об образовании и квалификации (профессии),

сведения о показаниях и ограничениях к труду, содержащиеся в

индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида.

Согласие вступает в силу со дня его подписания и действует в период до

моего исключения из кадрового резерва инвалидов. Согласие может быть

отозвано мною в любое время на основании моего письменного заявления.

«___» ______________ 20__ г. ____________________/_________________/

(подпись инвалида) (Ф.И.О.)

«___» ______________ 20__ г.

____________________________________________________ ___________________

(подпись работника Учреждения, принявшего заявление) (Ф.И.О.)




Приложение N 2
к приказу
Комитета по труду
и занятости Мурманской области
от 30 декабря 2016 года N 269


Я, ___________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество)

зарегистрированный по месту жительства ___________________________________,

(адрес)

__________________________________________________________________________,

(документ, удостоверяющий личность, серия, номер, дата выдачи, орган,

выдавший документ)

прошу исключить меня из кадрового резерва инвалидов в связи с _____________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(указать причину: трудоустройство; переезд в другую местность; ухудшение

здоровья, требующее длительного лечения и др.)

«___» ______________ 20__ г. ____________________/_________________/

(подпись инвалида) (Ф.И.О.)

«___» ______________ 20__ г.

____________________________________________________ ___________________

(подпись работника Учреждения, принявшего заявление) (Ф.И.О.)




Приложение N 4
к приказу
Комитета по труду
и занятости Мурманской области
от 30 декабря 2016 года N 269

На бланке работодателя


___________________________________________________________________________

профессия (должность)

(пример: вязальщик хлопчатобумажных перчаток)

1. Фамилия, имя, отчество гражданина, для которого создается рабочее место:

___________________________________________________________________________

(указывается, если рабочее место создается под конкретного инвалида)

2. Наименование и адрес организации, предприятия, учреждения, Ф.И.О.

индивидуального предпринимателя: __________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Цех, отделение <1>: ____________________________________________________

___________________________________________________________________________

(пример: цех, оснащенный автоматическим вязальным оборудованием для

производства бесшовных хлопчатобумажных перчаток)

________________

<1> Не допускается размещение постоянных рабочих мест инвалидов в

подвальных, цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и

воздухообмена (Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09).

4. Форма организации труда: _______________________________________________

(указать: индивидуальная, конвейерная,

бригадная, на дому и т.д.)

5. Должность/профессия создаваемого рабочего места: _______________________

___________________________________________________________________________

19.01.2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА Удмуртской Республики № 240 от 29.05.2017г. «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 28 ноября 2016года №500 «Об определении порядка проведения отдельных специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Удмуртской Республики».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА Удмуртской Республики № 500 от 28.11.2016г. «Об определении порядка проведения отдельных специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Удмуртской Республики».

ФОРМА ОТЧЁТА о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ и специальностей, наиболее подходящих для трудоустройства инвалидов, проживающих в городе Ижевске.

Обязанность ежемесячно сообщать в центр занятости об имеющихся вакантных местах, выделенных для инвалидов согласно квоты, сведения об этих рабочих местах, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, прописана в ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1, а также в ст. 24 Закона от 24.11.1995 №181-ФЗ. Порядок предоставления определен Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости.

Как составить отчет в центр занятости о квотировании рабочих мест для инвалидов?

Когда в штатном расписании появляются свободные места, сведения о них необходимо подавать всем работодателям независимо от формы собственности и статуса.

Под вакансией понимается свободная должность, по которой не заключен трудовой договор. Должность, которую занимает работник, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, не является вакантной, по ней информация не предоставляется. Порядок подачи устанавливается региональным законодательством.

Отчет по инвалидам в центр занятости должны подавать работодатели, общая численность работников которой больше 35 человек.

Информацию о выделении рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в соответствии с установленной квотой предоставляют работодатели со среднесписочной численностью свыше 100 человек.

Кроме того, в некоторых субъектах РФ локальными нормативными актами установлены собственные формы. Например, отчет по охране труда в центр занятости, а также отчет о кадровом составе в центр занятости подают работодатели, зарегистрированные на территории Краснодарского края.

Сроки могут разниться в зависимости от региона нахождения работодателя, поскольку в большинстве случаев они устанавливаются локальными нормативными актами.

Сведения о выделении рабочих мест для инвалидов, а также для граждан, нуждающихся в социальной защите, подаются в ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным.

Поскольку конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти, то дату нужно уточнять в региональном отделении центра.

Сведения о предстоящих сокращениях подаются за два месяца до срока, в случае массового сокращения — за три.

Отчеты в центр занятости 2019 года предоставляются следующие:

  • о вакантных должностях;
  • о предстоящих сокращениях (даже если это касается одного работника);
  • о введении неполного рабочего времени;
  • о количестве работающих инвалидов и молодых специалистов.

Форма подачи информации о вакансиях утверждена приказом Минтруда России №125н от 26.02.2015, однако, в некоторых регионах разработана собственная форма.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов составляется в обязательном порядке, если количество сотрудников в организации превышает отметку в 100 человек. Об этом ясно говорится в 21 статье Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

Для того чтобы люди с инвалидностью имели возможность трудоустройства в той или иной организации, необходимо создать либо выделить некоторое количество рабочих мест. Процент от среднесписочной численности работников зависит от принятых в конкретном регионе России законодательных акта. Например, в Санкт-Петербурге это будет 2,5%, в Москве – 2%. Вообще, люди с инвалидностью могут составлять до 30% от общего количества работников.

Отчет по охране труда в Службу занятости: как составить, образец, срок подачи

Принимая на работу инвалида, работодатель обязан соблюдать ряд условий. К ним относится:

  • Обустройство рабочего места таким образом, чтобы «особый» сотрудник мог выполнять свои обязанности, не испытывая при этом дискомфорта.
  • В отношении инвалидов первой и второй группы устанавливается особая продолжительность рабочей недели. Она не должна составлять более 35 часов каждую неделю. Об этом прямо говорится в 92 статье Трудового кодекса и 23 статье Федерального закона №181-ФЗ.
  • Оплачиваемый отпуск, выделяемый каждый год, для инвалидов оставляет не менее 30 дней (это на два дня дольше стандартного отпускного режима).
  • Если поступит такое заявление со стороны работника с инвалидностью, то начальник не имеет права отказывать ему в отпуске без сохранения заработной платы. Максимальное количество календарных дней таких отпусков – до 60 в год.
  • Отдельно с сотрудника с инвалидностью берется расписка в том, что он ознакомлен со своими правами относительно работы ночью, сверхурочной работы, выхода в выходные и праздничные дни. Работник-инвалид вправе отказаться вообще от подобного рода работ без потери места.

В принципе, требования не очень жесткие.

К тому же обязанностью работодателя является только создание этих самых рабочих мест для инвалидов и информирование о их наличии центра занятости. В обязанности работодателя не входит целенаправленный поиск сотрудников с такими параметрами.

Так что отсутствие работников-инвалидов на вакантных местах не будет являться нарушением законодательства. Это подтверждает и судебная практика в отношении таких вопросов.

В центр занятости населения обычно от организации поступает такая информация:

  • Сколько мест для людей с ограниченными возможностями выделено.
  • Сколько из них свободно, доступно для трудоустройства.
  • Ссылки на локальные акты, описывающие эти должности, а также сведения о том, насколько выполнена квота.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов будет являться в этом случае страховкой работодателя, которая минимизирует возможность несения им административной ответственности в виде штрафа.

Помимо этого приказа, в организации должен существовать локальный нормативный акт, свидетельствующий о том, что сотрудники с инвалидностью пользуются положенными льготами.

Под квотой понимаются рабочие места, оставленные специально для лиц с инвалидностью и оборудованные с учетом их физических особенностей. Количество вакансий рассчитывают из процентного соотношения от общего числа работников и регулярно обновляют.

Организация закрепляет взятые на себя обязательства соглашением, подписываемым с органами социальной защиты. После чего руководитель выпускает приказ, содержащий точное число зарезервированных мест с указанием должностей.

Заменить квоту (именно для инвалидов) выплатами в государственный бюджет нельзя, так как это не предусмотрено законодательством.

К нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, относится:

  1. Конституция РФ. Закрепляет право инвалидов на труд и социальную защиту.
  2. ФЗ №181 от 1995 года (в редакции от 2014 года). Устанавливает основы социальной защиты инвалидов в России.
  3. Приказ Министерства труда №664н от 2014 года. Регламентирует порядок проведения медико-социальной экспертизы.
  4. Отдельные статьи ТК РФ. Предусматривают порядок приема инвалидов на работу, льготы и гарантии.

Региональными властями устанавливаются нормативные акты, отражающие местные особенности определенного субъекта РФ и содержащие более детальные указания, касающиеся:

  • предприятий, обязанных предоставлять квоту;
  • точного количества вакансий для инвалидов;
  • создания специальных условий на рабочем месте;
  • периодичности составляемой отчетности.

Помимо этого, начиная с 2013 г., руководителю предприятия вменяется в обязанность принятие локальных нормативных актов относительно рабочих мест, предназначенных для инвалидов.

Любопытная статистика

Количество трудоустроенных инвалидов по видам заболеваний в России: 5% — инвалидность по зрению; 7% — инвалидность по слуху; 28% — нарушения опорно-двигательной системы; 4% — передвижение на кресло-коляске; 2% — ментальное расстройство; 54% — инвалидность вследствие иных заболеваний.

Форма собственности предприятия и его род деятельности не влияют на обязанность обеспечивать вакантные места для лиц с инвалидностью. Единственным критерием этого служит количество реально работающих сотрудников, имеющееся в организации на первое число отчетного периода. Как правило, таковое должно превышать 100 человек ( ст. 21, 24 ФЗ № 181).

Однако в некоторых регионах, устанавливаются другие показатели. В Якутии, например, квоты для несовершеннолетних обязаны предоставлять компании, штат которых состоит более, чем из 50 сотрудников. В Республике Башкортостан резервировать места для лиц с инвалидностью необходимо уже при наличии 36 работников.

Невыполнение предписаний грозит руководителю компании административными взысканиями. Нарушения могут быть выявлены во время проверки трудовой инспекции.

В некоторых случаях (отсутствие специально оборудованного рабочего места) наложение штрафных санкций находится в ее компетенции.

По остальным правонарушениям составляется протокол, который передается в административную комиссию или в суд (ст. 28.3, 23.1 КоАП РФ).

НарушенияМаксимальная сумма штрафа (р.)
Несвоевременная подача отчета или его отсутствие 5000
Невыполнение квоты 10000
Отказ инвалиду в приеме на работу (при наличии свободного места по квоте) 10000

Суммы взысканий могут различаться в зависимости от региона. Уплата штрафа не означает освобождение от обязанности выделить квоту.

Начисление страховых взносов сотрудникам-инвалидам производится по заниженным тарифам. Страхование от несчастного случая составляет 60% от тарифа.

Средства, затраченные на инвалидов (обустройство рабочих мест, стажировка, переквалификация, выплата взносов в общества инвалидов) могут внести в прочие расходы предприятия, на которых:

  • количество сотрудников-инвалидов составляет не менее половины всех работников, за исключением работающих по совместительству и гражданским договорам;
  • на заработную плату инвалидам приходится не меньше 25% средств, затраченных на оплату труда всех сотрудников.

Если в организации несколько сотрудников попадают на увольнение по сокращению по закону им обязаны предложить все имеющиеся свободные места равноценные или ниже их квалификации. Если вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет, то организация не может предложить их увольняемым, если только они не является инвалидами.

В обязанности работодателя входит лишь создание квоты для инвалидов, а не ее заполнение. Квота по инвалидам на предприятии считается выполненной, если сотрудник проработал в организации не менее срока, указанного в региональном законе.

В Москве данный срок составляет 15 дней (в течение месяца), в Карелии — 3 мес. (в течение календарного года). Если вакантные места остаются незанятыми, это не может служить причиной наложения взысканий.

Форма предоставления такого отчета федеральным законодательством не установлена.

Конкретные сроки предоставления информации, а также формы отчетности устанавливаются региональным законом о квотировании либо принимаемым на его основе правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации в сфере труда и занятости.

В настоящее время законы о квотировании рабочих мест приняты практически во всех субъектах Российской Федерации.

Поэтому форму отчета о квотировании, а также образец ее заполнения вы можете взять в службе занятости по месту нахождения вашей организации либо скачать на официальном сайте регионального органа по труду. Как правило, к форме отчетности прилагается и инструкция для работодателей по ее заполнению.
Там же можно узнать, куда именно и в каком виде следует направлять отчет.

Важно кто обязан предоставлять «Информацию о наличии вакантных рабочих мест, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах» в центр занятости? есть ли перечень отчетов, которые обязаны предоставлять все работодатели? нужно ли подавать пустые бланки, в случае отсутствия сведений?

Ответ: 1. Отчет по квотированию мест для инвалидов в службу занятости должны представлять организации, численность сотрудников в которых составляет более 35 человек.

Отчет представляется ежемесячно. А конкретные сроки сдачи и форму Отчета утверждают территориальные органы власти.

2.

На работодателя возлагается обязанность по созданию квоты для инвалидов, однако он не обязан заполнять ее. Квота считается выполненной, если работник осуществлял в организации трудовые функции в течение срока, определенного законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В частности, для жителей Москвы такой срок равен 15 дням в месяц, а для жителей Карелии 3 месяца в год. Если соответствующее число мест в рамках квоты было выделено, но не было занято, работодатель не может быть по данному основанию привлечен к административной ответственности. Сотрудники службы занятости осуществляют поиск кандидатов самостоятельно.

Посмотрите видео. Проверки и контроль квотирования рабочих мест:

Согласно абзацу первому ст. 19 Закона № 875 для работодателей установлен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4% среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работают от 8 до 25 человек, – в количестве одного рабочего места.

Работодатели самостоятельно осуществляют расчет количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с нормативом и обеспечивают их трудоустройство.

Предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, у которых по основному месту работы работают восемь и более лиц (далее – работодатели), самостоятельно регистрируются в соответствующих отделениях Фонда соцзащиты инвалидов (далее – отделения Фонда) по своему местонахождению (ст. 19 Закона № 875).

Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, определен постановлением № 70 (далее – Порядок № 70), которым установлена процедура регистрации работодателей в отделениях Фонда.

Новосозданные работодатели, у которых количество работающих, для которых это место работы основное, увеличилось до восьми и более человек, регистрируются в отделениях Фонда до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения количества работающих.

Работодатели обязаны зарегистрироваться в отделениях Фонда в период с 1 января по 1 февраля текущего года в случае, если в предыдущем году количество работающих, для которых это место работы основное, увеличилось до восьми и более человек.

Регистрация работодателей в отделениях Фонда осуществляется по месту их государственной регистрации в качестве юридических лиц или физических лиц – предпринимателей.

Для регистрации работодатели подают (отправляют заказным письмом) в отделения Фонда соответствующее заявление по форме, утвержденной приказом № 98.

Предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов, подают (отправляют) также копию справки о включении их в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, выданную органом ГФС (далее – справка).

Работодатель, у которого количество работающих, для которых это место работы основное, увеличилось до восьми и более человек или изменилось название или местонахождение юридического лица или фамилия, имя, отчество или место регистрации проживания физического лица – предпринимателя, подает заявление и копию справки в течение 10 рабочих дней после государственной регистрации изменений в учредительные документы.

Работодатели, имеющие обособленные подразделения, вместе с заявлением и копией справки подают (отправляют) сведения о таких подразделениях по форме, установленной приказом № 98.

Хозяйственные объединения, образованные в соответствии со ст. 19 Закона № 875, вместе с заявлением, копией справки подают:

  • копию учредительного договора и/или устава хозяйственного объединения;
  • перечень предприятий, вошедших в состав хозяйственного объединения.

Оригиналы документов предоставляются при подаче заявления. В случае направления заявления по почте копии документов заверяются нотариально.

Датой регистрации работодателя в отделении Фонда считается дата представления им документов, указанных в п. 3 Порядка № 70, а в случае отправления их по почте – дата, указанная на почтовом штемпеле.

Отделение Фонда в течение 10 рабочих дней после регистрации документов отправляет работодателю заказным письмом уведомление о его регистрации.

Регистрация работодателей проводится бесплатно.

В случае если работодатель не зарегистрирован в соответствующем отделении Фонда, но намерен подать отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов (форма № 10-ПI), он может зарегистрироваться перед подачей данного отчета.

Документы, присланные или предоставленные работодателем для проведения регистрации, сохраняются в отделении Фонда в течение трех лет после ликвидации или изменения местонахождения юридического лица или места регистрации проживания физического лица – предпринимателя.

Согласно Порядку № 70 работодатели, у которых по основному месту работы работают восемь и более человек, ежегодно до 1 марта следующего за отчетным года, должны подавать (отправлять заказным письмом) в отделение Фонда по месту их регистрации отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов по форме № 10-ПI (далее – Отчет), утвержденной приказом № 42.

Представление отчета в отделение Фонда в электронном виде не предусмотрено. Вместе с тем представление по форме № 10-ПI представителем работодателя по доверенности не запрещено законодательством.

С целью трудоустройства инвалидов используются соответствующие нормативы. Это указано в статьях 19 и 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.1991 № 875-XII (далее — Закон № 875).

Для предприятий, учреждений, организаций, в т. ч. общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд (далее — предприятие), установлен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4% среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 лиц — в количестве одного рабочего места.

Невыполнение «инвалидного» норматива может дорого стоить. Об этом уже «постарался» Кодекс Украины об административных правонарушениях: кроме админштрафа в размере от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (ч. 2 ст. 188-1 КоАП), что его оплатит должностное лицо, которое принимает на работу, штрафных санкций переживает и само предприятие.

Если среднеучетная численность работающих инвалидов за предыдущий год меньше, чем установлено нормативом, предприятие платит в Фонд социальной защиты инвалидов административно-хозяйственные санкции: их сумма определяется в размере средней годовой заработной платы на данном предприятии, за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое им.

Для предприятий, физических лиц, у которых работает от 8 до 15 лиц, размер санкций определяется как половина средней годовой заработной платы.

Нарушение сроков уплаты административно-хозяйственных санкций влечет за собой начисление пени.

Пеня исчисляется исходя из 120% годовых учетной ставки Национального банка Украины, что действовала на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь ее срок.

Чтобы обезопасить себя от неприятностей, предлагаем пошаговую методику расчета.

ЭТАП 1. Определяем среднеучетное количество штатных работников за год.

ЭТАП 2. Определяем нормативное среднеучетное количество штатных работников, имеющих инвалидность, за год.

ЭТАП 3. Определяем фактическое среднеучетное количество штатных работников, имеющих инвалидность, за год.

ЭТАП 4. Сравниваем нормативное и фактическое среднеучетное количество инвалидов за год.

Согласно п. 3 ст. 25 Закона о занятости, сообщать о вакансиях в центр занятости необходимо ежемесячно.

При этом понятие «вакансия» в трудовом законодательстве отсутствует. Здесь следует ориентироваться на судебную практику, которая определяет ее как должность, по которой с соискателем заключается бессрочный трудовой договор. Таким образом, случай, когда компания ищет человека на место сотрудника, который находится в отпуске или временно переведен на другую работу, вакансией не считается.

Обязанность предоставлять доклад о работающих инвалидах возложена законодательством только на крупные компании, численность которых превышает 100 человек. Каждым субъектом устанавливается квота для приема на работу людей с ограниченными возможностями — от 2 до 4 % от средней численности сотрудников. Для работодателей, штат которых варьируется от 35 до 100 человек, квота не может превышать 3 % (ст. 21 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Новый отчет в центр занятости с 1 октября 2019 года называется «Сведения об организации и численности работников организации, не являющихся пенсионерами». Форма отчета предложена в письме Роструда от 25.07.2018 № 858-ПР (скачать и письмо, и форму можно ниже). Подробно о том, как заполнить отчет, обязаны ли работодатели его сдавать, или это рекомендации, будет ли штраф за несдачу — мы написали в статье «До 15 октября 2019 года работодатели должны сдать новый отчет».

[custom_ads_shortcode2]

Сроки могут разниться в зависимости от региона нахождения работодателя, поскольку в большинстве случаев они устанавливаются локальными нормативными актами. Сведения о выделении рабочих мест для инвалидов, а также для граждан, нуждающихся в социальной защите, подаются в ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным.

Поскольку конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти, то дату нужно уточнять в региональном отделении центра. Сведения о предстоящих сокращениях подаются за два месяца до срока, в случае массового сокращения — за три.

[custom_ads_shortcode1]


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *