Закон о регистрации права собственности на земельный участок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о регистрации права собственности на земельный участок». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Земельный участок, как объект правоотношений, представляет из себя часть поверхности территории земли, границы которого определены, описаны и надлежащим образом удостоверены. Право собственности на участок земли, как объект недвижимости, является ключевым вещным правом на землю. Право собственности предоставляет собственнику весь комплекс правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей.

Для реализации этих полномочий право собственности на земельный участок должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что регистрация прав — это совершение уполномоченными органами определенного юридического акта (действия), влекущего за собой юридические последствия. На практике такое определение означает, что право собственности на любое недвижимое имущество, в том числе и земельный участок, возникает с момента государственной регистрации права собственности на него.

Основными признаками, отличающими государственную регистрацию от иных юридически значимых действий, являются:

  • 1) проведение регистрации уполномоченным государственным органом;
  • 2) проведение регистрации в рамках процедуры (регламента), единого для каждого субъекта правоотношений;
  • 3) обязательный характер последствий регистрации права для всех субъектов;
  • 4) итогом регистрации является юридический акт подтверждения и удостоверения правовых фактов на объект регистрации.

Регистрация права собственности на земельный участок

Так как процедура регистрации прав регламентируется государством и представляет из себя единую систему, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» четко определен перечень органов, имеющих полномочия на проведение регистрационных действий в отношении прав.

Система таких органов была определена Указом Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 и изменениями в ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На данный момент органом, уполномоченным на проведение рассматриваемых мероприятий, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, которая находится в ведении Министерства юстиции РФ. Данная структура имеет официальное укороченное название – Росреестр.

В каждом субъекте РФ действуют Территориальные Управления Росреестра.

Процесс совершения регистрационных действий в отношении права собственности на земельный участок состоит из нескольких этапов:

  • 1) прием от субъектов необходимых документов для проведения регистрационных действий;
  • 2) юридическая экспертиза комплекта документов, проверка их законности;
  • 3) внесение сведений в ЕГРП в виде соответствующих записей;
  • 4) выдача субъектам документов, удостоверяющих факт проведения регистрации.

Процедура регистрации права считается завершенной с момента внесения сведений (записи) в Единый реестр прав и выдачи документов заявителям.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен перечень обязательных документов, предоставляемых субъектами для государственной регистрации. В этот перечень входят:

  • 1) заявление о регистрации (заполняется субъектами при обращении в органы регистрации);
  • 2) документы, подтверждающие полномочия субъектов (паспорт, доверенности и иные документы);
  • 3) документы, подтверждающие факт права пользования; план объекта;
  • 4) документ, подтверждающий оплату госпошлины.

Указанные документы заявители представляют в территориальный орган Росреестра по месту нахождения земельного участка, право собственности на который подлежит регистрации. Также в каждом регистрационном округе созданы Многофункциональные центры оказания услуг (МФЦ), которые уполномочены на прием и выдачу документов. Однако МФЦ не обладают полномочиями по совершению конкретных юридически значимых действий и не выполняют функцию регистрации прав.

Стоимость услуги по регистрации права собственности на земельный участок определена налоговым законодательством и в настоящее время составляет для граждан в размере 2 тысячи рублей, а для организаций и предприятий 22 тысячи рублей (ст. 333.33 НК РФ). Есть ряд исключений из этих правил, установленные НК РФ:

  • 1) при регистрационных действиях в отношении права собственности граждан на земельный участок для ведения личного, подсобного, дачного хозяйства, огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства заявитель должен уплатить 350 рублей;
  • 2) в случае регистрационных действий в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения заявитель уплачивает пошлину в размере 350 рублей;
  • 3) регистрационные действия в отношении доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельхозназначения обойдется заявителю в 100 рублей.
  • Общий срок проведения регистрационных процедур в отношении права собственности на земельный участок составляет 18 календарных дней.

В отношении регистрации права собственности на земельный участок основаниями для приостановления являются:

1) поступление от обладателя права или субъекта правоотношения (сделки) соответствующего письменного заявления с разъяснением причин и срока приостановления;

2) в случае поступления от одного из субъектов заявления о возврате комплекта документов без проведения регистрационных процедур, если второй субъект не обращался с таким заявлением;

3) наличие акта судебных органов о приостановлении;

4) наличие акта уполномоченных органов о наложении ареста на земельный участок или установления запрета на совершение с ним определенных действий;

5) наличие у регистратора обоснованных сомнений в наличии основания для проведения регистрационных процедур (оформляется процессуальным решением регистратора).

Перечень ситуаций, при которых может быть вынесен отказ в проведении регистрационных процедур, предусмотрен ст. 20 Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

1) право на земельный участок, для регистрации которого обратился заявитель, не является правом, в отношении которых могут проводиться регистрационные процедуры;

2) признание недействительным акта уполномоченного государственного органа, на основании которого возникло правоотношение собственности;

3) отсутствие у субъекта полномочий на распоряжение правом собственности на ЗУ;

4) непредставление субъектами документов, являющихся обязательными для проведения регистрационных процедур;

5) имеющиеся противоречия между регистрируемым и ранее зарегистрированными правами на земельный участок.

1. Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган нормативно-правового регулирования).

1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее — орган регистрации прав).

2. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи:

1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;

2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;

3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;

5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав — с другой.

1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

2. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.

3. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее — единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.

4. Границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границы публичных сервитутов, границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — особые экономические зоны), охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объектов), границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее — реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав. (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 18.07.2019 N 194-ФЗ)

5. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

6. Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии.

1. Геодезической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — геодезическая основа) являются государственные геодезические сети, а также геодезические сети специального назначения, создаваемые в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (далее — опорные межевые сети). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

2. Картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

3. Геодезическая и картографическая основы создаются и обновляются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

4. Для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

5. Местные системы координат в отношении кадастровых округов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

Государственная регистрация права собственности на землю

1. Ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.

2. Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

1) реестра объектов недвижимости (далее также — кадастр недвижимости);

2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также — реестр прав на недвижимость);

3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также — реестр границ); (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 18.07.2019 N 194-ФЗ)

4) реестровых дел;

5) кадастровых карт;

6) книг учета документов.

3. Реестры Единого государственного реестра недвижимости, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронной форме. Реестровые дела хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе.

4. Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом.

6. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются.

7. Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

8. Порядок ведения, порядок и сроки хранения реестровых дел, книг учета документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

9. В целях ведения Единого государственного реестра недвижимости создается федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости, функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

10. Оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. Полномочия оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости на основании решения федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.

Приняв решение приватизировать земельного участка, будьте готовы к сложному длительному процессу. Жители города подают документы в городскую администрацию, жители района в поселковый совет. Решение выносится на протяжении 14 дней с момента принятия пакета.

При положительном решении последующие действия зависят от ситуации – надел передается платно или бесплатно. Платно – договор купли-продажи, бесплатно – по наследству.

Независимо от способа приема ЗУ, следующий шаг – обращение в Росреестр. На момент обращения в регистрационный орган, субъект должен иметь на руках такие документы:

  1. Удостоверение личности.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Решение государственной администрации.

Дополнительно прикладывается квитанция об оплате налогового сбора, выписка из кадастрового плана, заявление с просьбой зарегистрировать земельный актив. Вместе с землей можно оформить стоящие на ней строения, оформление в собственности земли и дома носит упрощенный характер.

Важно! Если стоящая на участке конструкция является собственностью поселкового совета, рекомендуется не приватизировать ее, а оформить выкуп.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственной регистрации недвижимости

(с изменениями на 31 июля 2020 года)
(редакция, действующая с 1 октября 2020 года)

См. Сравнительный анализ действовавшего и нового законов о госрегистрации прав на недвижимость

Глава 10. Ответственность при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведении Единого государственного реестра недвижимости, предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости

Новые законы о земельных участках в 2020 году

Первое, с чем сталкивается будущий обладатель земли, это — куда обращаться. Регистрацией занимается МФЦ и государственный реестр (к которому относят кадастровые отделения). Помните, что обращаться необходимо в орган по местонахождению земельного участка. Без разницы куда подавать заявление, все данные одинаково вносятся в ЕГРН. Обращение осуществляется лично либо посредством заказного письма, в которое необходимо вложить опись документации, включая сам пакет документов.

Со вступлением в силу закона «О госрегистрации» изменились сроки регистрации права собственности. Со 2-го октября 2017 года действуют следующие сроки регистрации в Росреестре при личной подаче документов в отделение регистрирующего органа:

  • 1 день – при покупке недвижимости по ипотеке с электронной подачей.
  • 3 дня – при оформлении договора купли-продажи, заверенного в нотариальной конторе.
  • 5 дней – для ипотечной недвижимости, оформляемой в залог банку.
  • 7 дней – для стандартных сделок мены, дарения, покупки, выделения доли.

Подсчет срока регистрации прав ведется в рабочих днях. При обращении через многофункциональный центр период ожидания увеличивается на 2 дня, для пересылки документов между ведомством и собственником.

Установлена продолжительность и для снятия обременений:

  1. По предварительному договору, кредитному соглашению – 5 дней.
  2. По решению суда или сотрудника ФССП – 3 дня.
  3. Снятие ипотечного обременения – 3 дня.

Период ожидания также может быть увеличен, если документы подаются через МФЦ.

Пакет документов, как говорилось ранее, собирается заранее, большую его часть составляет правоустанавливающая документация (как правило, договора, в результате заключения которых были переданы права владения). Перечень документов может быть дополнен. Об необходимости дополнения вас уведомит сотрудник регистрирующего органа.

К обязательным документам относят:

  • Документ, удостоверяющий личность предыдущего и настоящего собственника (в случаях с передачей ЗУ административным актом необходимо предоставить паспорт только заявителя).
  • Договор, который устанавливает переход права собственности на земельный участок (купля-продажа, дарственная и так далее).
  • Акт, изданный органами местного самоуправления (выдаётся при приватизации, выкупе).
  • Свидетельство о праве собственности или кадастровая документация (план, паспорт) на земельный участок.
  • Судебное постановление, которое определяет лицо (круг лиц), которому переходят права.
  • Выписка из ЕГРН о наличии, каких-либо капитальных построек на территории земли.
  • Справка об обременениях (арестах, залогах, ипотеке и так далее).
  • Письменное соглашение супруга или супруги на сделку, обязательно к нотариальному удостоверению.
  • Письменное соглашение от других собственников ЗУ, если недвижимый объект находится в долевом владении.
  • Соглашение от органов опеки и попечительства, если сделка затрагивает интересы несовершеннолетнего лица.

Если вы предоставляете договор, благодаря которому у вас возникают права, учтите, что необходимо три экземпляра. Также при отправлении вышеперечисленных документов заказным письмом в регистрирующий орган, необходимо нотариально заверить копии свидетельства о праве собственности и паспорта.

По окончанию подачи заявления, сотрудник выдаёт расписку о принятии вышеупомянутой документации, в которой указываются список и дата принятия документов. Также в расписке указана дата выдачи свидетельства, обычно она составляет около 3 недель.

Порядок государственной регистрации прав собственности на земельные участки

Самовольно занятую землю разрешат частично оформить в собственность Россиянам разрешили регистрировать в собственность излишки земли

Принят Государственной Думой 30 мая 2019 года

Одобрен Советом Федерации 11 июня 2019 года

Статья 1

  • поиск инженерных сетей,
  • gps измерения,
  • оформление земли в аренду,
  • снять с кадастрового учета,
  • схема расположения земельного участка,
  • оформление земли в собственность под гаражом,
  • проверка посадки здания,
  • исполнительная съемка котлована,
  • поставить участок на кадастровый учет,
  • разбивочные работы по фасадам,

Процесс государственной регистрации осуществляется Российским реестром (Росреестром) и его подчиненными органами.

Права на земельные участки и сделки с ними регистрируются в Едином Государственном Реестре Прав на недвижимое имущество. Он представляет собой основной регистрационный документ, в который внесены все соответствующие записи по установленной системе для всей территории Российской Федерации. Единый Государственный Реестр Прав на недвижимое имущество включает в себя информацию о продолжающихся и прекратившихся правах на земельные участки, а также иные объекты недвижимого имущества; об объектах и правообладателях.

Замечание 1

Важной частью Реестра являются дела, которые содержат в себе правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, которые создаются для каждого регистрационного объекта, а также учетные книги документов с определенной информацией в них.

В учетной книге указаны данные документов о недвижимом имуществе, принятых на государственную регистрацию; данные правообладателей; регистрируемых правах, заявителях, свидетельствах о регистрации прав, выписках и справках из Реестра, а также иных документах, относящихся к регистрации.

В состав Единого Государственного Реестра Прав на недвижимое имущество входят разделы, которые содержат записи о каждом объекте недвижимого имущества, в частности земельный участок.

Разделы ЕГРП расположены в следующей последовательности:

  • Раздел 1 – данные о земельном участке;
  • Раздел 2 – сведения о зданиях, строениях, сооружениях недвижимого имущества, которые находятся на земельном участке и непосредственно связаны с землей;
  • Раздел 3 – квартиры, помещения и другие объекты, которые входят в состав зданий, строений, сооружений.

В каждый раздел ЕГРП входит три подраздела:

  • Подраздел 1.1 содержит в себе краткое описание земельного участка, в отношении которого осуществляется процесс государственной регистрации – кадастровый номер, местоположение, фактическая площадь согласно кадастрового плана, его целевое назначение.
  • Подраздел 1.2 включает в себя запись о праве собственности и других вещных правах на объект, подлежащий регистрации, запись об имени правообладателя, адресе, виде права, размере доли, реквизитах правоустанавливающих документов, дате внесения записи, имени регистратора и его подпись.
  • Подраздел 1.3 состоит из записи об ограничениях прав собственности и иных прав на земельные участки, другое недвижимое имущество (сервитуты, ипотека, доверительное управление, аренда).

Государственная регистрация может быть отказана в случаях, если: заявление о регистрации подается ненадлежащим лицом; предоставляемые документы не соответствуют законодательным требованиям; правоустанавливающим документом установлено отсутствие у заявителя прав на объект недвижимого имущества.

Судебный спор не является основанием отказа в регистрации прав. В случае предоставления отказа, физическое или юридическое лицо имеет право подать апелляционный иск в суд или в арбитражный суд.

На основании Закона о регистрации прав на недвижимое имущество установлены особенности процедуры государственной регистрации, в которой выделяются земельные участки, которые входят в состав предприятия как имущественного комплекса; регистрация отдельных следок, ограничений прав на земельные участки, другое недвижимое имущество.

Пунктом 2 статьи 22 Закона о регистрации установлены специфические особенности при государственной регистрации права собственности и других вещных прав на земельные участки, которые возникают при разделении, объединении, перераспределении земельных участков. Также данной статьей регламентируется перечень оснований проведения государственной регистрации прав на земельные участки. Для осуществления государственной регистрации, в первую очередь необходимо волеизъявление владельца, представленное в виде заявления самого владельца, заявления от органа исполнительной власти, муниципальной власти или заявления от лиц, которые имеют право владения земельным участком согласно Земельного Кодекса.

Пунктом 4 статьи 22.2 Закона о регистрации регламентировано правило, действие которого распространяется на всех, и которое устанавливает осуществление государственной регистрации одновременно для всех земельных участков, которые образуются при разделении, перераспределении земельных участков.

Замечание 2

Исключением является государственная регистрация прав на участки, которые образованы при разделении и предоставлены в пользование садоводческим, огородническим, дачным объединениям граждан некоммерческого характера, и на участки, которые образовались при выделении из участков сельскохозяйственного назначения, которые находятся в долевой собственности более пяти лиц.

Существуют случаи, при которых не была проведена регистрация права на подлежащий разделению земельный участок. Но эти ситуации не служат препятствием для государственной регистрации вновь образовавшихся и уже существующих земельных участков.

Новые положения относительно регистрации прав собственности на искусственно сформированный земельный участок содержатся в статье 22.2 Закона о регистрации. Это право может регистрироваться согласно решения об образовании искусственного земельного участка и разрешения на его эксплуатацию, договора о создании такого вида участка при возникновении права общей долевой собственности.

Статьей 25.2 Закона о регистрации предусмотрены упрощенные процедуры государственной регистрации, подразумевающие собой особенности регистрации земельного участка с целью ведения личного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, а также индивидуального гаражного и жилищного строительства на праве собственности, пожизненного распоряжения по наследству или бессрочного пользования. упрощенные процедуры также применяются в случае, если в свидетельстве или ином документе, подтверждающим права собственника на владение участком, не указано право, на основании которого участок предоставлен в пользование или вид данного права не поддается определению.

В таких случаях основаниями регистрации выступают следующие документы:

  • Акты государственной и муниципальной власти, которыми подтверждается передача участка гражданину или свидетельствуется право на земельный участок;
  • Документ, подтверждающий право собственности гражданина на конкретный участок.

Статья 25.2 содержит обязывающее правило о том, что для регистрации предоставление дополнительных документов не является обязательным.

Те земельные участки, которые не могут находиться в частной собственности, согласно федеральному законодательству, не подлежат государственной регистрации.

Замечание 3

Если гражданин получил право владения на находящееся на земельном участке сооружение путем наследования или иным способом, то применяются правила статьи 25.2 Закона о регистрации. Пунктом 7 этой же статьи установлен перечень документов, которые необходимы для осуществления государственной регистрации.

Для обеспечения надлежащей государственной регистрации, законодательством устанавливается ответственность регистрирующих органов, которая наступает согласно законодательству Российской Федерации.

Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними

Процедура осуществляется только на основании заявления и документов. Для рассмотрения заявления необходимо оплатить государственный сбор.

Основаниями для оформления выступают:

  • договор или иные сделки в отношении недвижимости;
  • государственные, муниципальные акты;
  • свидетельство о праве на наследие;
  • судебные постановления и пр.

Регистрация на основании договора купли-продажи имеет нюансы. Объектом может выступать земля, состоящая на учете в Кадастровой службе.

Свидетельство о регистрации прав – документ, подтверждающий права собственности гражданина на конкретный земельный участок.

Ранее по окончании процедуры регистрации прав заявителю выдавали свидетельство установленного образца. С 2016 года документ аннулировали. Теперь владение недвижимым имуществом подтверждает выписка из ЕГРН. Свидетельства не оформляют.

Выписка – юридический документ, позволяющий владельцу распоряжаться участком. Выдается Росреестром. Получить документ можно и онлайн – на сайте Госуслуг.

Для начала необходимо зарегистрироваться и завести личный кабинет. В требуемом разделе заполнить бланк и отправить запрос. Если выписку будет получать доверенное лицо, необходимо этот факт указать в заявлении.

Дополнительная информация! Несмотря на изменения в законодательстве, ранее выданные свидетельства о праве собственности не потеряли правовую силу – их разрешается использовать.

По условиям ФЗ № 218 продолжительность процедуры регистрации установлена следующим образом:

  • семь рабочих дней — при представлении документов в отделение Росреестра;
  • девять рабочих дней — в случае подачи документов в многофункциональный центр;
  • три и пять рабочих дней соответственно, когда на регистрацию представляются нотариально удостоверенные документы по сделке.

После приема заявления регистратор вручит заявителю расписку, в которой будет указана дата получения итоговых документов.

1. Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:

1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

2. Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:

1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

3. Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Статья 7. Состав и правила ведения Единого государственного реестра недвижимости

Статья 24. Требования к техническому плану

Статья 38. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости

Порядок регистрации права собственности на земельный участок

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Процедура оформления перехода прав собственности на земельный участок состоит из следующих этапов:

  1. Оформление документации.
  2. Оплата государственной пошлины.
  3. Составление заявления и передача документации в государственный орган.

ВНИМАНИЕ! В зависимости от ситуации список документов может меняться. При первоначальной регистрации земли с приватизацией, участок сначала ставится на учет в Кадастровой палате.

Государственная пошлина за регистрацию земельного участка в Росреестре для физических лиц составляет 2 000 рублей. Юридические лица за оформление надела в собственность платят до 20 000 р.

Размер государственной пошлины можно снизить, воспользовавшись сайтом Госуслуг. Льгота составляет 30%.

ВНИМАНИЕ! Малоимущие граждане освобождаются от уплаты госпошлины.

Правоустанавливающий документ собственник может забрать в назначенное время лично либо запросить его в электронном формате.

ВНИМАНИЕ! С 2016 года свидетельства о праве собственности не выдаются. Такой документ, выданный ранее, юридической силы не теряет.

В постановке земельного надела на учет могут отказать. Отрицательное решение оформляется в письменной форме.

Собственник получает отказ от госслужбы в следующих случаях:

  • у заявителя отсутствуют права на недвижимость;
  • на участок наложено обременение или судебный запрет на регистрацию;
  • недостаток в перечне или неправильное оформление документации.

При получении отказа собственник имеет право оспорить решение в суде. Однако, если гражданин пытается оформить в собственность землю, относящуюся к заповедной территории, Росреестр не одобряет заявку. Оспаривать решение в суде в таком случае бесполезно.

Приступая к оформлению земельного участка в собственность, стоит поинтересоваться его статусом.

Земельный кодекс определяет ряд категорий земель, которые не могут быть зарегистрированы в частную собственность. К таким категориям относятся земли:

  • находящиеся в пределах природоохранных зон, городских парковых зон, скверов и садов,

  • заповедников и памятников природы, отнесенные к фондам лесному и водному,

  • находящиеся в резерве для осуществления государственных и муниципальных проектов, а также армейских нужд, где проходят учебные мероприятия,

  • в зоне отчуждения вдоль транспортных путей, в том числе вблизи аэропортов и морских портов,

  • полигонов – хранилищ опасных веществ,

  • кладбищ.

Проверить статус конкретного земельного участка можно на Публичной кадастровой карте Росреестра по точному кадастровому номеру или адресу. Там же можно узнать, поставлен ли земельный участок на государственный кадастровый учет или остается свободным. В последнем случае при отсутствии запрета на регистрацию можно смело подавать документы на оформление земельного участка.

Государственная регистрация прав на земельные участки проводится при любых действиях с земельными участками:

  • оформление права — внесение в ЕГРН (единый государственный реестр прав на недвижимость) сведений о новом или ранее выданном земельном участке;
  • переход права собственности — совершение сделок с земельным участком;
  • наследование — переоформление права собственности в порядке наследования;
  • оформление обременений — передача земельных участков в залог, долгосрочная аренда и т. д.

Регистрация прав на земельный участок

Ошибки или неправомерность действий с земельным участком всегда выявляется при регистрации. Регистратор при проведении государственной регистрации земельных участков проводит правовую экспертизу документов, и при отсутствии к ним вопросов вносит сведения в ЕГРН — единый государственный реестр недвижимости. Если в регистрации сделки отказано, а деньги за участок вы уже заплатили, то доказывать свои права в лучшем случае придется в суде. В худшем — разыскивать горе-продавца и требовать у него вернуть уплаченное другими методами.

ТОП — 4 причин отказов в регистрации земельного участка:

  • на первом месте, как ни странно — опечатки в документах или отсутствие всех необходимых документов;
  • наложение границ земельных участков друг на друга;
  • отсутствие старых архивных документов о выделении земельного участка;
  • технические ошибки в Межевом плане земельного участка.

Иногда гос.регистрация зем.участка откладывается по глупому стечению обстоятельств, а иногда причины становятся настоящим сюрпризом для владельца. Поэтому мы настоятельно рекомендуем нашим клиентам перед походом в Росреестр проверять правильность оформления документов земельного участка. Легче предотвратить катастрофу, чем исправлять ее последствия.

В нашей практике мы встречали столько разных отказов, которые приносили клиенты, что хоть книгу пиши. При проверке земельного участка мы в первую очередь обращаем внимание на цели клиента. Основная задача юриста — выявить в документах те факты, которые будут препятствовать целям клиента: будь то продажа или последующее строительство на земельном участке. При правильном подходе большинство таких фактов можно устранить «во время планового ТО», а не тащить эвакуатор на обочину у Росреестра.

Оставьте заявку на проверку вашего земельного участка прямо сейчас! Позвольте себе роскошь быть уверенным в регистрации Вашего земельного участка!

Название Цена Срок
Консультация по телефону 0 руб. Индивидуальный
Подробная консультация с анализом документов в офисе (скайпе и т.д.) от 5 000 руб. 1 час
Регистрация прав собственности на землю от 10 000 руб. от 7 дней

— У меня проблема. Налоговая служба присылает извещения о том, что я должен платить земельный налог в размере 6000 рублей. Однако этот участок мне не принадлежит, я им только пользуюсь.

— Право на земельный участок зарегистрировано?

— Земельный участок в собственность я не оформлял.

— Налоги начисляет на объекты недвижимого имущества, которые принадлежат гражданам на праве собственности. Вам необходимо обратиться в налоговую службу и выяснить, на основании каких документов вам начисляют налоги.

— Позвонил в налоговую службу, сказали, что данные об имуществе присылает кадастровая палата.

— В случае, если сведения в налоговую службу приходят из кадастровой палаты, вы вправе обратиться в орган, осуществляющий кадастровый учет.

— Я вскоре должна получить кадастровый паспорт на землю на 700 кв.м, а у меня больше. Как мне действовать, чтобы получить всю землю?

— Данные об объектах недвижимости вносятся в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) на основании документов, выданных органом кадастрового учета (ул. Адмирала Васюнина, 2).

Вам необходимо внести изменения в кадастровый реестр недвижимости.

— Дело в том, что по наследству я получаю жилой дом от 1938 года с участком. Через неделю мне должны выдать документы на земельный участок. По старым документам он имеет площадь 700 кв.м. А Автозаводское БТИ ставит на 200 метров больше — 900 кв.м. Как мне поступить, чтобы получить 900?

Когда-то за домами был пожарный проезд. Потом его ликвидировали, заборы подвинули и все близлежащие участки стали больше.

— Для проведения государственной регистрации права на землю площадью 900 кв.м вам необходимо представить документ, подтверждающий право собственности на данный земельный участок. Данный земельный участок с такой площадью должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости.

Для более объективного и всестороннего рассмотрения вашего вопроса вы вправе обратиться за бесплатной консультацией. Консультации проходят каждый будний день, кроме понедельника, на ул. Варварской, 32. Приезжайте туда с документами.

Порядок государственной регистрации прав на землю и сделок с ней

— Мы купили дом в прошлом году, правоустанавливающие документы от прошлого хозяина есть, земля выдана администрацией в бессрочное пользование. Как мы можем оформить землю в собственность? Мы граждане Казахстана, и российского гражданства у нас пока нет.

— Вам необходимо обратиться в администрацию района, и она вам скажет о возможности выкупа данного земельного участка.

— Мы обращались в прошлом году в Росреестр, но нам отказали, так как мы не граждане России. Скоро получим гражданство. Можно ли повторно обратиться за регистрацией?

— Вам необходимо устранить причину, препятствующую регистрации. Да, вы вправе обратиться за регистрацией повторно.

Процесс регистрации проходит в многофункциональном центре (МФЦ) или в отделении Росреестра по месту расположения земельного участка. И состоит он из следующих этапов:

  1. Прием заявления и документов.
  2. Проверка свидетельств и прав на землю.
  3. Идентификация причин для отказа или остановки регистрационных действий.
  4. В случае отсутствия оснований для вынесения отрицательного решения – внесение данных в электронную базу ЕГРН.
  5. Выдача свидетельства о регистрации прав.

Обратиться в уполномоченный орган можно лично, или чтобы сэкономить собственное время, отправить документы с описью заказным письмом и оповещением о вручении. Также есть еще один вариант – задействовать доверенное лицо. Для этого нужно составить доверенность на его имя и заверить в нотариальной конторе.

Форма заявления – унифицированная. Подается собственником участка, либо его доверенным лицо по нотариально заверенной доверенности. В заявление прописывается информация о владельце и объекте, и подписывается им же. В нем также нужно указать способ получения документа о прохождении регистрации. Это может быть личное обращение в МФЦ, отделение Росреестра или получение документов на почте. В заявлении не допустимы ошибки и исправления, так что следует за этим следить.

С 1.01.2017 года сроки прохождения государственной регистрации существенно сократились. И теперь он составляет 7 рабочих дней с момента подачи документов в уполномоченный орган. При обращении в МФЦ, срок увеличится до двух дней, потому что отсюда документы переадресовываются в Росреестр, потом обратно в многофункциональный центр, где и получает свидетельство гражданин.

Оплата государственной пошлины зависит от разрешенного вида использования. За участки, которые предназначены для разбивки сада, огорода, ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального строительства и с\х угодий составляет 350 рублей. Наделы, которые не относятся ни одной из этих категорий – для физических лиц = 2000 рублей, а для юридических лиц сумма возрастает в 10 раз.

Заявителю могут отказать в получении свидетельства, либо приостановить этот процесс. И это может быть сопряжено с несколькими факторами, сейчас их разберем.

  • У гражданина не достаточно прав на земельный участок как у правообладателя.
  • Предоставленный пакет документов подписан неуполномоченным субъектом.
  • Сделка или документ, являющиеся основанием для инициации процедуры судом признаны ничтожными.
  • Право собственности на конкретный земельный участок не подлежит регистрации.
  • Акт госоргана или местной администрации признан недействительным со времени его издания в силу действующего закона на текущий период времени.
  • Правообладателем не было подано заявление на перерегистрацию прав на основании ранее возникших полномочий.
  • Территориальные границы пересекаются с чужим участком.
  • Выявлены сведения о наличии обременений, ограничений в использовании угодий.
  • Иные причины.

Решение об отказе или о приостановке процесса принимается регистрирующим органом, им же и озвучивается истинная причина. На устранение препятствия проведения данной процедуры отводится 6 месяцев, за это время нужно все исправить и инициировать процесс заново.

Гражданам в перерегистрации прав могут отказать на основании следующих причин:

  • В акте не указано само право на землю.
  • Невозможно определить вид разрешенного использования.
  • В соответствии с законом, такой участок не мог предоставляться в частную собственность.

Невозможно свободно совершать различные сделки при отсутствии прав на объект. Для этого недостаточно подписать договор или вступить в наследство. Нужно подготовить документы по ранее озвученному списку, внести оплату государственной пошлины, подать заявление и получить свидетельство. Только после этого, гражданин сможет совершать различные манипуляции с объектом недвижимости. В противном случае его действия будут признаны противозаконными.

Если гражданин, уверен, что отказ регистрирующего органа нарушает его законные интересы, он может обратиться в суд с исковым заявлением. В нем следует указать причину отказа, аргументы в свою сторону и документальное их подтверждение. Кроме этого, оплатить государственную пошлину, стоимость которой составляет в пределах 300 рублей, чек сохранить, и приложить к основному пакету документов. В случае одобрения иска, на Росреестр будет наложена обязанность по оформления свидетельства на право собственности без повторного обращения заявителя. Основанием будет являться судебное постановление. В течение 3 рабочих дней регистрирующий орган обязан оповестить гражданина о получении готового документа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *