Приказ о непроведени внеплановой специальной оценки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ о непроведени внеплановой специальной оценки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Ежегодная проверка знаний
  • Курсы целевого назначения
  • Программа повышения квалификации
  • Программа профессиональной переподготовки
  • Профессии рабочих и служащих
  • Дистанционное обучение

Отсутствие оснований проведения СОУТ – как оформить

Также не потребуется проведение СОУТ при переименовании должности.ВАЖНО: при смене имени, фамилии, отчества работодателя – индивидуального предпринимателя, при реорганизации компании – юридического лица или смены наименования рабочего места, не повлекших за собой изменение, к примеру, технологического процесса, внеплановая СОУТ может не проводиться. Данное решение может приниматься только комиссией по спецоценке и должно быть зафиксировано соответствующим протоколом заседания.

  1. имеется предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки при выявленных нарушениях в ходе осуществления проверки по факту выполнения требований законодательства о труде (при этом сотруднику обязаны предоставлять все назначенные гарантии и компенсации до проведения СОУТ, при которой результаты покажут объективное положение);
  2. изменился состав применяемых материалов и сырья, средств индивидуальной и коллективной защиты — при условии, что они оказали влияние на уровень воздействия ВОПФ на сотрудников;
  3. профсоюзы или иной представительный орган работников внесли мотивированное предложение о проведении СОУТ.

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (необходимо провести в течение двенадцати месяцев на основании части 2 статьи 17 ФЗ 426);6) произошедший на рабочем месте несчастный случай

Для многих работодателей это уже привычное мероприятие.

Скачать При подготовке приказа о проведении спецоценки необходимо руководствоваться следующими документами:

  1. Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ;
  2. Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н;
  3. Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Федеральный закон регламентирует общие принципы и основные положения о порядке проведения СОУТ в организации. Приказ 33н утверждает Методику проведения специальной оценки условий труда. Приказ 80н устанавливает форму и порядок подачи декларации по итогам спецоценки условий труда.

При завершении мероприятий по оценке условий труда на производстве организация, проводившая оценку, должна составить отчет, который подписывают все члены комиссии.

  1. Этапы внеочередной спецоценки
  2. Когда проводить
  3. Порядок проведения
  4. Подготовка к внеплановому проведению СОУТ
  5. Сроки

Проверка специальной оценки условий труда во внеплановом режиме проводится в следующих случаях:

  • Если на рабочих местах были выявлены заболевания, являющиеся последствиями влияния на работников вредных или опасных производственных факторов (профессиональные заболевания);
  • Если на проведение СОУТ было выдано специальный приказ государственного инспекционного органа (Роструд);
  • Если на предприятии произошел несчастный случай, приведший к производственным травмам или смертельному исходу;
  • Если в организации были введены новые, еще не проверенные рабочие места (Это важно! Рабочие места должны быть уже организованы, как и штатный технологический процесс, который будет на них проходить.

Для составления приказа не предусмотрено унифицированной формы.

можно найти на официальном сайте Министерства труда России.

  • Эксперт из этой организации проводит все требуемые мероприятия и подготавливает отчет, который подписывают члены комиссии и утверждает руководитель учреждения.
  • В дальнейшем администрация обязана ознакомить работников с результатами ВСОУТ, а также отправить уведомление об этих результатах в ФСС РФ, выложить итоги на своем сайте и, если факторов риска на рабочих местах не обнаружено, подать декларацию в ГИТ.
  • Главное отличие внеплановой специальной оценки УТ от стандартной кроется в том, каковы основания для ее проведения.

    К подобным основаниям можно отнести значимые изменения в организации производственного процесса, произошедшие в промежутке между двумя плановыми .

    Работодателю важно фиксировать такие изменения, чтобы определить, на каких рабочих местах нужно провести ВСОУТ.

    Рассмотрим этот вопрос подробнее. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

    1. начали применяться новые материалы или сырье;
    2. внедрен новый технологический процесс;
    3. запущено новое производственное оборудование;
    4. получено предписание государственного инспектора труда о в связи с выявленными нарушениями требований Закона «О специальной оценке условий труда» или государственных нормативных требований охраны труда, предусмотренных статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
    5. появились новые РМ;
    6. обновили средства индивидуальной

    Основные права и обязанности комиссии заключаются в:

    1. принятии мер по недопущению каких-либо действий, которые могут сузить круг вопросов и негативно повлиять на результаты спецоценки;
    2. ознакомлении сотрудников предприятия с ходом и результатами спецоценки.
    3. предоставлении необходимых документов и сведений экспертам организации, которые проводят спецоценку;
    4. информировании персонала предприятия по вопросам проведения этого мероприятия;

    Работник, рабочее место которого подлежит спецоценке, имеет право:

    1. присутствовать при ее проведении;
    2. обращаться к работодателю и экспертам за разъяснениями и предложениями по вопросам проведения СОУТ.

    Права сотрудников не стоит игнорировать, в противном случае это может быть признано дискриминацией или пренебрежением прав работника, что в любом случае неблагоприятно для работодателя.

    При подготовке приказа о проведении спецоценки необходимо руководствоваться следующими документами:

    1. Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.
    2. Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н;
    3. ;

    Федеральный закон регламентирует общие принципы и основные положения о порядке проведения СОУТ в организации. Приказ 33н утверждает Методику проведения специальной оценки условий труда.

    Приказ 80н устанавливает форму и порядок подачи декларации по итогам спецоценки условий труда. При завершении мероприятий по оценке условий труда на производстве организация, проводившая оценку, должна составить отчет, который подписывают все члены комиссии.

    С недавних пор общим законодательным актом, который контролирует условия труда на абсолютно всех предприятиях является Федеральный закон №426 «О проведении специальной оценки условий труда».

    Данный документ гласит, что на любом предприятии должны проводиться контрольные мероприятия для выявления, классификации и измерения опасных и вредных факторов рабочей среда. Вышеупомянутый комплекс контрольных мероприятий проводится специалистами из сторонних организаций, которые имеют лицензию на осуществление подобной деятельности.

    В обязанности каждого работодателя входит поиск подобной фирмы, заключение договора и создание контролирующей комиссии внутри предприятия.

    Первые этапы относительно просты и не требуют от руководителя значительных затрат, однако создание комиссии – процесс непростой.

    » Каждая организация обязана своевременно проводить исследования безопасности труда в целях аттестации рабочих мест. Это необходимо для соблюдения требований к охране труда работников. Возможны ситуации, при которых работодатель будет вынужден инициировать процедуру проверки вне принятого графика, то есть внепланово.

    Оценка вредных условий труда может проводиться различными организациями, наделенными соответствующими полномочиями. Выбор конкретного учреждения, которое будет заниматься ВСОУТ, зависит от таких параметров, как специфика работы предприятия, сфера его деятельности, методы исследования рабочих мест и т.д.

    Вам может быть интересно: Условия и методы осуществления регулируются трудовым законодательством, а именно приказом Министерства труда № 549н. Наиболее распространенные ситуации, когда проводится внеплановая специальная оценка условий труда, таковы:

      проверка соответствия квалификации рабочего персонала требованиям производства сразу после процедуры проведения переаттестации; контроль исполнения руководством обязательств по начислению и выплате денежных компенсаций за работу при воздействии вредных или опасных производственных факторов; проверка качества оборудования, помещений производства, технологий и других сопутствующих характеристик на соответствие законодательным нормам по охране труда; проверка наличия коллективных средств защиты (пожарная сигнализация, вентиляционные системы, средства тушения огня и т.д.) и предметов индивидуальной защиты (защитная форма, респираторы и т.д.), а также их качества и целостности.

    Пункты, указанные в списке, отражают далеко не все возможные ситуации, которые требуют внепланового проведения СОУТ. Конкретный набор требуемых мероприятий всегда различается для разных предприятий и оснований, использующихся для инициации СОУТ.

    Проводить внеплановую СОУТ в Вашем случае не обязательно. Если не произошли изменения в технологическом процессе, нет оснований для проведения внеплановой СОУТ, указанных в статье 17 статье 17 Закона РФ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. № 426.

    Комиссия в составе председателя: руководителя службы охраны труда___________ Члена комиссии: главного технолога ________________________________________ Члена комиссии: начальника технического отдела _____________________________ В присутствии сварщика продукт¬менеджера__________________________________

    На основании информации службы управления персоналом о переименовании должности в связи с приведением ее к Профстандарту №_____ от «___»__________20___г.,

    Согласно 426-ФЗвнеплановая СОУТ – это специальная операция, которая проводится внеутвержденного графика. Она назначается, когда на местах персонала происходятсущественные изменения, определяющие условия их работы.

    Порядок ее организациианалогичен плановой спецоценке. Чтобы понять, как провести внеплановую СОУТ,руководству следует проанализировать требования закона 426-ФЗ, а такжеотдельного приказа Минтруда № 33н, который регламентирует алгоритм ееосуществления.

    Он включает следующие шаги:

    • руководитель компании создает оценочную комиссию. Состав и полномочия комиссии утверждаются особым приказом;
    • созданная комиссия составляет список позиций, где должен быть проведен контроль;
    • руководство выбирает исполнителя поставленных задач, затем подписывает с ним договор;
    • исполнитель составляет график работ, затем согласовывает его с заказчиком;
    • уполномоченные сотрудники исполнителя проводят проверку позиций с точки зрения присутствия вредоносных факторов производства;
    • в случае обнаружения таких факторов проводятся замеры интенсивности их воздействия на работников;
    • по результатам выполненных исследований составляется отчетная документация, которая передается на утверждение заказчику;
    • после утверждения отчета стороны выполняют необходимые действия, предусмотренные действующим законодательством. Исполнитель передает данные о результатах оценки Федеральной информационной системе. Работодатель организует публикацию информации об итогах контроля на официальном портале фирмы, а также информирует персонал о ее результатах. Это делается за один месяц с даты утверждения отчетной документации.

    Кроме этого, данные,полученные о результатах реализации этой проверки должны быть переданы Фондусоциального страхования. Эта информация определяет размеры отдельных страховыхтарифов фирмы.

    Приказ о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда

    Сроки проведениявнеплановой специальной оценки условий труда определяются так:

    • если причины внеплановой контролирующей процедуры связаны с созданием новых рабочих мест, внедрением нового производственного оборудования, а также корректировкой параметров технологического процесса, компании дается 1 год, чтобы выполнить необходимые действия;
    • во всех прочих случаях провести сделать это требуется за 6 месяцев.

    Рассматриваемые срокиотсчитываются с момента наступления соответствующего основания организацииспециальной оценки.

    Самая первая подпись в документе всегда должна принадлежать директору или работнику, временно находящемуся на его месте (поскольку именно от главного лица предприятия всегда издаются подобные распоряжения).

    Читать еще –> Сколько можно взять дней в счет отпуска

    После того, как приказ будет зарегистрирован, его следует вложить в папку с другими аналогичными бумагами и отдать для сохранения ответственному работнику. Период хранения должен соответствовать либо нормам, указанными в законодательстве РФ, либо же правилам учетной политики предприятия.

    Кроме того, работодатель обязан в течение 3 рабочих дней уведомить организацию, проводившую оценку, об утверждении отчета.

    Это необходимо, поскольку результаты оценки условий труда, в том числе декларируемых как соответствующих нормативным государственным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ.

    Обязанность по передаче этих сведений лежит на экспертной организации в десятидневный срок со дня утверждения отчета. Поэтому в случае невыполнения этого требования неприятности будут обеспечены всем: и работодателю, и экспертной организации.

    1. Создает комиссию по спецоценке.
    2. Определяет сроки ее работы, права и обязанности председателя и членов комиссии.
    3. Утверждает график проведения спецоценки.
    4. Назначает ответственных за порядок взаимодействия и работы с экспертами организации, которые непосредственно проводят замеры и классифицируют результаты.
    5. Устанавливает порядок ознакомления работников с результатами СОУТ.
    6. Определяет перечень мероприятий, направленных на улучшения условий труда по итогам спецоценки.

    2. Инспекция по труду ежегодно утверждает план проверок. В ходе таких плановых проверок выявляются нарушения в процедуре проведения СОУТ или её отсутствия. Оценивающая организация, выбранная работодателем для СОУТ, может не соответствовать требованиям закона, тогда результат СОУТ признается не действительным и назначается внеплановая обязательная СОУТ. Также могут быть обнаружены некоторые недочеты, касающиеся отдельных рабочих мест. Тогда внеплановая СОУТ проводится выборочно. А ещё в инспекцию труда может поступить жалоба от работника, сомневающегося в результатах СОУТ или заметившего, что оценка вовсе не проведена. По обращению работника, инспекция по труду проводит проверку.

    • если несчастный случай произошел не на своем рабочем месте, то СОУТ не проводится;
    • если несчастный случай произошел на рабочем месте, имеющем СОУТ, то декларация с результатами оценки прекращает свое действие, требуется проведение внеплановой СОУТ;
    • если несчастный случай произошел по вине третьих лиц, СОУТ не проводится.

    * Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее — комиссия), общее число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

    1. Утвердить график проведения специальной оценки условий труда согласно приложению № 1 к настоящему приказу.
    2. Комиссии организовать работу по проведению специальной оценке условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ от 28.13.2013 г. и иных нормативных правовых документов, регламентирующих процедуру проведения специальной оценки условий труда.
    3. Довести информацию о проведении специальной оценки условий труда в организации до руководителей структурных подразделений и иных заинтересованных сторон.
    4. Обеспечить доступ экспертов организации, оказывающей услуги по проведению специальной оценки условий труда к рабочим местам, а также обеспечить им предоставление необходимой информации, материалов и документации относящейся к целям специальной оценки условий труда.
    5. Завершить работы по проведению специальной оценки условий труда и утвердить отчет о ее проведении не позднее «___» __________ 20__г.

    Комиссия специальная оценка условий труда, согласно ст. 9 федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года, состоит из самого работодателя организации, а также специалиста по охране труда, представителя из профсоюза. В особых случаях главой комиссии может выступать не работодатель, а его представитель.

    Специальная оценка условий труда приказ Минтруда России от 24 января 2014 года утвердил саму методику проведения оценки рабочих условий в организациях, классификатор, сочетающий все вредные и опасные факторы, которые могут влиять на здоровье работников. Также этим приказом была подтверждена инструкция по заполнению формы и, конечно же, сама форма, которая содержит всю детальную информацию о проведенной оценке.

    Кроме того, работодатель обязан в течение 3 рабочих дней уведомить организацию, проводившую оценку, об утверждении отчета. Это необходимо, поскольку результаты оценки условий труда, в том числе декларируемых как соответствующих нормативным государственным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений лежит на экспертной организации в десятидневный срок со дня утверждения отчета. Поэтому в случае невыполнения этого требования неприятности будут обеспечены всем: и работодателю, и экспертной организации.

    1. Создает комиссию по спецоценке.
    2. Определяет сроки ее работы, права и обязанности председателя и членов комиссии.
    3. Утверждает график проведения спецоценки.
    4. Назначает ответственных за порядок взаимодействия и работы с экспертами организации, которые непосредственно проводят замеры и классифицируют результаты.
    5. Устанавливает порядок ознакомления работников с результатами СОУТ.
    6. Определяет перечень мероприятий, направленных на улучшения условий труда по итогам спецоценки.

    Оценка условий труда в остальных случаях производится работодателем один раз в 5 лет. Результатом проверки, в тех случаях, когда нет факторов и обстоятельств для прекращения действия документа, является декларация продлевающая действие документа на следующий пятилетний период.

    Проведение внеплановой специальной оценки условий труда должно осуществляться в 12 месячный срок для вновь организованных рабочих мест, а также в тех случаях, когда выполняется замена оборудования, либо самого технологического процесса на производстве, что оказывает влияние на степень влияния опасных и вредных производственных факторов. Если же в указанные сроки Госинспекция труда не получает результатов СОУТ, то инспекторы накладывают на работодателя штрафные санкции, размер которых установлен в КоАП РФ.

    Образец решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда

    Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение по вопросу проведения внеплановой специальной оценки условий труда и сообщает следующее.

    В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда на указанных рабочих местах.

    Полагаем, что под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся.

    С учетом положений статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, сопровождающейся, в том числе изменением штатного расписания, изменением состава и наименований структурных подразделений, а также наименований рабочих мест и профессий (должностей) работников, занятых на данных рабочих местах, новые рабочие места не вводились, а условия труда на существующих рабочих местах не изменились, внеплановую специальную оценку условий труда можно не проводить.

    Соответствующие организационные изменения у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть приняты комиссией по проведению специальной оценки условий труда и оформлены протоколом.

    Заместитель директора
    Департамента условий и охраны труда
    П.С. Сергеев

    Минтруд России разъяснил, что если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, новые рабочие места не вводились, а условия труда на существующих рабочих местах не изменились, то внеплановую специальную оценку условий труда можно не проводить.

    Соответствующие организационные изменения, а также решение о непроведении указанной оценки принимает комиссия по проведению специальной оценки условий труда. Изменения и решение оформляются протоколом.

    Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в информационной системе учета, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

    Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

    / / В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой СОУТ, указанных в пунктах 3 — 5 и 7 таблицы, внеплановая специальная оценка условий труда .

    Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией (ч. 3 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

    Как признать результаты СОУТ при изменении штатного расписания? Рабочее место, на котором была проведена СОУТ, работодатель переименовал (условно – «менеджер» в «продукт¬менеджер»), оформив это приказом «об изменении штатного расписания», при этом должностные обязанности работника, место его нахождения, используемое оборудование и т.д.

    ¬ не изменились.

    Внеплановая специальная оценка условий труда

    Когда проводить

    Проверка специальной оценки условий труда во внеплановом режиме проводится в следующих случаях:

    1. Если на проведение СОУТ было выдано специальный приказ государственного инспекционного органа (Роструд);
    2. Если на предприятии произошел несчастный случай, приведший к производственным травмам или смертельному исходу;
    3. Если на рабочих местах были выявлены заболевания, являющиеся последствиями влияния на работников вредных или опасных производственных факторов (профессиональные заболевания);
    4. Если в организации были введены новые, еще не проверенные рабочие места (Это важно! Рабочие места должны быть уже организованы, как и штатный технологический процесс, который будет на них проходить. Для еще не обустроенных мест СОУТ не проводится, и законодательством не предусмотрена);
    5. Если технологические процессы, сырье или оборудование, используемые в работе предприятия, были изменены. Чтобы понять, когда проводится внеплановая спецоценка, следует выяснить, могут ли эти изменения спровоцировать появление неучтенных вредных и опасных факторов (изменилась температура в цехе, усилились промышленные вибрации, было введено в эксплуатацию новое оборудование и т. д.);
    6. Если для ограждения сотрудников от влияния вредных факторов стали использоваться новые средства индивидуальной защиты (в этот пункт также входит, к примеру, использование работниками теплой спецодежды в зимний период, если на момент проведения спецоценки летом этот фактор не учитывался);
    7. Если мотивированное предложение о реализации повторной спецоценки выдвигает представительный орган работников или профсоюзная организация.

    Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 ноября 2016 г. N 15-1/ООГ-3919

    Решение, принятое и объявленное по данному вопросу повестки дня: в связи с тем, что [ вписать нужное, например, реорганизация (наименование организации) в форме (указать форму проведенной реорганизации) ] не повлекла за собой оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», внеплановую специальную оценку условий труда не проводить.

    По данному поводу в ст.2 ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обозначено, что государственным контролем (надзором) обозначена деятельность уполномоченных органов государственной власти (федерального и регионального уровня), которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, которые установлены в нормативных правовых актах России, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законами мер по пресечению (устранению) последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

    3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
    4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
    5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
    .
    7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

    • утвердить отчет по итогам СОУТ;
    • подписать необходимую рабочую документацию (карты, сводные ведомости и др.);
    • в течение 30 календарных дней подать декларацию в территориальный орган ГИТ (если рабочие места по итогам СОУТ признаны оптимальными или допустимыми или отсутствуют вредные или опасные производственные факторы);
    • не позднее 30 календарных дней ознакомить работников с результатами проведенных мероприятий под подпись;
    • не позднее 30 календарных дней разместить при наличии сайта в сети Интернет сведения о результатах проведения оценки и перечне мероприятий для улучшения условий работы сотрудников.
    • предоставлении необходимых документов и сведений экспертам организации, которые проводят спецоценку;
    • принятии мер по недопущению каких-либо действий, которые могут сузить круг вопросов и негативно повлиять на результаты спецоценки;
    • информировании персонала предприятия по вопросам проведения этого мероприятия;
    • ознакомлении сотрудников предприятия с ходом и результатами спецоценки.

    Главное отличие внеплановой специальной оценки УТ от стандартной кроется в том, каковы основания для ее проведения. К подобным основаниям можно отнести значимые изменения в организации производственного процесса, произошедшие в промежутке между двумя плановыми СОУТ.

    • в чем состоит отличие внеплановой специальной оценки условий труда от обычной СОУТ;
    • какие основания существуют для ВСОУТ и в каких случаях внеплановая спецоценка не нужна;
    • каков алгоритм проведения этого мероприятия.

    Образец решения комиссии о непроведении внеплановой соут рабочего места

    Следует помнить, что организационные изменения у работодателя, связанные с реорганизацией, а также решение о непроведении внеплановой СОУТ должны быть приняты комиссией по проведению СОУТ и оформлены протоколом.

    Зачастую на практике реорганизация связана с созданием новых рабочих мест. Правилами п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) предусмотрено, что ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой СОУТ на указанных рабочих местах.

    Заполненный протокол комиссии СОУТ отражает решения и выводы комиссии по СОУТ, подписывается Председателем комиссии (либо его заместителем) и секретарем комиссии, не позднее, чем на следующий день после заседания комиссии.

    • сведения об организации, проводящей СОУТ с обязательным приложением копий разрешительных документов;
    • перечень рабочих мест с указанием аналогичных мест;
    • протоколы всех проведенных исследований и измерений;
    • протоколы оценки эффективности применяемых на предприятии средств индивидуальной защиты;
    • протокол комиссии о невозможности проведения исследований и (или) измерений на рабочих местах – заполняется в случае, когда измерение вредных факторов может привести к угрозе здоровью или жизни экспертов, работников испытательной лаборатории или других лиц, задействованных в измерениях. Протокол должен содержать точное описание причин, помешавших проведению замеров и (или) исследований;
    • карты СОУТ работников;
    • сводная ведомость результатов СОУТ;
    • рекомендации и перечень мероприятий по улучшению условий труда и ОТ на рабочих местах;
    • заключение экспертов.

    Как признать результаты СОУТ при изменении штатного расписания? Рабочее место, на котором была проведена СОУТ, работодатель переименовал (условно – «менеджер» в «продукт¬менеджер»), оформив это приказом «об изменении штатного расписания», при этом должностные обязанности работника, место его нахождения, используемое оборудование и т.д. ¬ не изменились. Вопрос: Как в этом случае признать результаты СОУТ на рабочем месте «менеджер» действующими для рабочего места «продукт¬менеджер» и как это правильно оформить?

    Проводить внеплановую СОУТ в Вашем случае не обязательно. Если не произошли изменения в технологическом процессе, нет оснований для проведения внеплановой СОУТ, указанных в статье 17 статье 17 Закона РФ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. № 426.

    Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать?

    Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.

    Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.

    Однако из правила есть исключения.

    1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ:

    • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
    • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
    • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
    • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
    • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
    • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
    • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных проф­союзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).

    Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

    К сведению

    До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев.

    2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, преду­смотренный Законом № 426-ФЗ.

    Обратите внимание

    Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

    Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

    Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест

    Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости

    В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

    На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда

    Можно сделать вывод, что работодатель должен провести специальную оценку условий труда на рабочих местах организации:

    1. По истечении пяти лет с момента аттестации рабочих мест,
    проведенной до 01.01.2014.

    Итак, за непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

    Ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ

    Должностные лица

    Юридические лица

    Предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.

    Штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб.

    И здесь следует подчеркнуть, что в связи с некоторой неопределенностью положений ст. 27 Закона № 426-ФЗ мнения судей по вопросам привлечения работодателей к административной ответственности в связи с непроведением специальной оценки различаются. В частности, имеются решения, согласно которым в отношении ранее не аттестованных рабочих мест не применяется ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ. То есть работодатели, которые не проводили аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, привлекаются к ответственности за непроведение специальной оценки вне зависимости от наличия или отсутствия рабочих мест, названных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

    Так, суд не принял довод работодателя о том, что оценка условий труда может быть произведена поэтапно до 31.12.2018, поскольку это положение закона согласно ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ не распространяется на работодателей, не проводивших аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, – только на тех, кто ее проводил (см. Решение Московского городского суда от 26.02.2015 по делу № 7-1673/2015).

    Однако Верховный суд неоднократно отмечал, что существенное значение при рассмотрении дел о привлечении организаций к ответственности за непроведение специальной оценки имеет положение ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ, согласно которой в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

    То есть прежде, чем привлечь работодателя к ответственности, требуется выяснить, какие рабочие места предусмотрены штатным расписанием. В частности, имеются ли в организации рабочие места сотрудников, которые получают гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях или которым преду­смотрено назначение досрочной пенсии и в отношении которых специальная оценка должна быть проведена в кратчайшие сроки (постановления ВС РФ от 22.01.2016 № 36-АД15-5, от 09.08.2016 № 57-АД16-5).

    Оговорки о том, что поэтапное проведение спецоценки возможно только для тех работодателей, которые до 01.01.2014 провели аттестацию рабочих мест по условиям труда, Верховный суд не делает.

    Специальная оценка условий труда: ошибки работодателей

    Непроведение внеплановой спецоценки. Что касается ее проведения, здесь работодатели допускают разнообразные ошибки, в результате чего и привлекаются к ответственности.

    Так, Постановлением Новосибирского областного суда от 06.04.2016 по делу № 4а-262-2016 были оставлены без изменений постановление инспектора ГИТ и решения судов о привлечении ОАО к административной ответственности в виде штрафа в размере 60 000 руб. за непроведение внеплановой специальной оценки при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест в течение шести месяцев с момента их ввода согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

    Приказом от 04.08.2014 в штатное расписание ОАО была введена должность машиниста зернопогрузочных машин, на которую приказом от 09.10.2014 был переведен один из работников. Таким образом, до 04.02.2015 ОАО должно было провести спецоценку данного рабочего места. Но поскольку на момент истечения шестимесячного срока данная должность из штатного расписания была исключена, работодатель посчитал, что и спецоценку данного рабочего места можно не проводить. Тем не менее он уже нарушил п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

    Суд сделал вывод, что последующее исключение должности машиниста зернопогрузочных машин из штатного расписания не освобождает ОАО от ответственности за совершение правонарушения.

    В другом случае в ходе проверки инспектор ГИТ выявил нарушения, допущенные МБОУ, в том числе не была проведена внеплановая специальная оценка условий труда на рабочих местах, на которых производилась замена производственного оборудования (светильники освещения), что могло оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников. Постановление о признании работодателя виновным в совершении административного правонарушения, преду­смотренного на тот момент ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. суд только изменил в части размера штрафа (Постановление Челябинского областного суда от 25.06.2015 № 4а15-439).

    Нарушен порядок проведения спецоценки. Это может послужить основанием не только для привлечения работодателя к административной ответственности. Кроме того, работник, чьи права из-за ее проведения были нарушены, в силу ст. 5 Закона № 426-ФЗ вправе обжаловать ее результаты в судебном порядке.

    Так, работница (врач-нейрохирург) обратилась с иском к МАУ «Центральная городская клиническая больница» (далее – ЦГКБ) о признании результатов спецоценки условий труда ее рабочего места недействительными.

    Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

    По результатам этой оценки ей был установлен класс (подкласс) вредности условий труда 3.1, что исключало право на предоставление ей дополнительного отпуска. При этом в карте специальной оценки отсутствовала оценка условий труда по такому вредному (опасному) фактору, как напряженность трудового процесса, который согласно пп. 2 п. 1 ст. 13 Закона № 426-ФЗ подлежит обязательному исследованию (испытанию) и измерению. Кроме этого, ранее в результате аттестации ее рабочему месту был установлен класс (подкласс) вредности условий труда 3.3, в связи с чем предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 дней. Условия ее труда не изменялись.

    Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований работнице было отказано, поскольку суд посчитал, что при спецоценке не подлежал оценке такой фактор, как напряженность трудового процесса: согласно должностной инструкции трудовая деятельность истицы не соответствует перечню особенностей трудового процесса работников, содержащемуся в п. 23 ч. 3 ст. 13 Закона № 426-ФЗ. Поэтому оснований для признания результатов специальной оценки условий труда недействительными не имеется.

    Однако судебная коллегия с данным выводом не согласилась. В первую очередь было отмечено, что в силу ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ спецоценка является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и осуществляется в соответствии с определенной методикой.

    К сведению

    Методика проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика), классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

    В силу п. 2 ч. 2 ст. 13 Закона № 426-ФЗ и п. 4 Методики в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат вредные и (или) опасные факторы трудового процесса, в том числе напряженность трудового процесса – показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.

    Чтобы предупредить возникновение еще одной ошибки, за которую работодатель может быть привлечен к ответственности, несколько слов скажем о трудовом договоре, а именно об одном из его обязательных условий – о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями, если сотрудник принимается на такую работу, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

    Минтруд в Письме от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516 дал разъяснения о том, как вносится этот пункт в трудовой договор после проведения спецоценки и что писать в трудовом договоре до ее проведения.

    Итак, если спецоценка в вашей организации проведена, надо дополнить трудовой договор сведениями о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте работника, перечислить полагающиеся ему гарантии и компенсации.

    О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца согласно ст. 74 ТК РФ.

    Уведомление работника об изменении трудового договора не будет считаться письменным ознакомлением с результатами спецоценки. Работник должен быть ознакомлен под роспись с картой специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

    Обратите внимание

    Если работник принимается на вновь организованное рабочее место, на котором оценка условий труда ранее не проводилась, то до ее проведения в трудовом договоре с лицом, принимаемым на такое рабочее место, могут быть указаны его общие характеристики (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).

    При этом гарантии (компенсации) за работу во вредных и (или) опасных условиях по результатам спецоценки начинают предоставляться со дня вступления в силу ее результатов (с момента утверждения отчета о ее проведении).

    До спецоценки работодателям следует определить возможность компенсации работникам вредных (опасных) факторов, если они в итоге будут выявлены.

    * * *

    В заключение обращаем внимание работодателей, которые еще не проводили спецоценку, на следующее: не забывайте, что у вас есть не только обязанность обеспечить ее проведение, но и право требовать от организации, ее проводящей, обоснование результатов оценки. Отнеситесь к такой проверке серьезно, поскольку и ваши ошибки, и ошибки организации, проводящей оценку, могут стать причиной судебных разбирательств с работниками.


    [1] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

    [2] «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников».

    Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

    С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.

    Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

    Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2020 года.

    Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

    Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

    Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

    • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
    • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

    Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

    Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

    Спецоценка 2020: новые правила

    Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

    Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

    В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

    Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

    • Ошибки работодателя.

    Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

    Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

    № пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
    1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки

    Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное

    не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ

    «О специальной оценке условий труда»)

    2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки

    В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую

    СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического

    процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние

    на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.

    3

    СОУТ проведена компанией, не имеющей

    соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным)

    Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ.

    Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ

    4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ

    Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ,

    чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест.

    За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

    Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

    • должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
    • компании — от 60 000 до 80 000 руб.

    Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

    Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

    • С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
    • Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
    • Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
    • У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
    • С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.

    Как оформить решение о непроведении внеплановой соут

    Согласно 426-ФЗвнеплановая СОУТ – это специальная операция, которая проводится внеутвержденного графика. Она назначается, когда на местах персонала происходятсущественные изменения, определяющие условия их работы.

    Порядок ее организациианалогичен плановой спецоценке. Чтобы понять, как провести внеплановую СОУТ,руководству следует проанализировать требования закона 426-ФЗ, а такжеотдельного приказа Минтруда № 33н, который регламентирует алгоритм ееосуществления.

    Он включает следующие шаги:

    • руководитель компании создает оценочную комиссию. Состав и полномочия комиссии утверждаются особым приказом;
    • созданная комиссия составляет список позиций, где должен быть проведен контроль;
    • руководство выбирает исполнителя поставленных задач, затем подписывает с ним договор;
    • исполнитель составляет график работ, затем согласовывает его с заказчиком;
    • уполномоченные сотрудники исполнителя проводят проверку позиций с точки зрения присутствия вредоносных факторов производства;
    • в случае обнаружения таких факторов проводятся замеры интенсивности их воздействия на работников;
    • по результатам выполненных исследований составляется отчетная документация, которая передается на утверждение заказчику;
    • после утверждения отчета стороны выполняют необходимые действия, предусмотренные действующим законодательством. Исполнитель передает данные о результатах оценки Федеральной информационной системе. Работодатель организует публикацию информации об итогах контроля на официальном портале фирмы, а также информирует персонал о ее результатах. Это делается за один месяц с даты утверждения отчетной документации.

    Кроме этого, данные,полученные о результатах реализации этой проверки должны быть переданы Фондусоциального страхования. Эта информация определяет размеры отдельных страховыхтарифов фирмы.

    Согласно статье 17426-ФЗ, внеплановая СОУТ выполняется при:

    • создании новых рабочих мест;
    • установке нового производственного оборудования либо изменении других параметров технологического процесса, оказывающих влияние на степень вредоносного воздействия;
    • получении официального предписания о назначении проверки вне графика со стороны контролирующих органов;
    • изменении характеристик сырья либо материалов, используемых в технологическом процессе, с соблюдением условия, что оно приводит к росту или снижению уровня негативного воздействия;
    • закупке новых средств индивидуальной, коллективной защиты работников от опасных факторов производства;
    • несчастном случае, выявлении профессионального заболевания у сотрудника компании;
    • получении руководством мотивированного предложения о внеплановой оценке со стороны действующего профсоюзного органа.

    В зависимости от того,какая причина послужила основанием назначения процедуры, устанавливаются срокиее выполнения.

    Иногда наступившиеобстоятельства не требуют организации срочной проверки. Чтобы понять, когдавнеплановая СОУТ не требуется, руководству необходимо внимательно изучитьстатью 17 426-ФЗ. Согласно этому разделу нормативного документа, отосуществления этой процедуры можно отказаться, если:

    • несчастный случай, имевший место на предприятии, произошел как результат действий третьих лиц;
    • у работодателя — индивидуального предпринимателя изменились фамилия, имя, отчество;
    • юридическое лицо, выступающее работодателем, прошло процесс реорганизации;
    • изменилось название позиции, занимаемой сотрудником.

    Большинствоперечисленных ситуаций, кроме первой, объединяет то обстоятельство, чтовследствие их наступления условия труда у конкретного рабочего места неизменились. Поэтому в таких условиях контроль вне графика может не проводиться.

    В период существования аттестации рабочих мест, ее внеплановое проведение было регламентировано Приказом Минздравсоцразвития № 324н (пункты 47 и 48) «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» . Введение федерального закона № 426-ФЗ упразднило ранее действующий приказ, и специальная оценка, в том числе и внеплановая, проводится на основании этого документа.

    О порядке и методике проведения СОУТ — как плановой, так и внеплановой — работодатель может прочитать в тексте Приказа Минтруда № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда» .

    В целом, внеплановая проверка специальной оценки условий труда проводится в том же порядке, что и обычная. Этапы проведения внеплановой СОУТ так же включают в себя:

    • подготовку (определение перечня рабочих мест, которые подвергнутся оценке, выбор экспертной организации и оформление комиссии);
    • идентификацию вредных и опасных факторов и декларирование соответствия;
    • проведение измерений влияния факторов с последующим присвоением класса вредности;
    • составление и согласование образца отчета о проведенной оценке;
    • ознакомление работников с итогами и обнародование результатов.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © Моё Право, 2024 | Все права защищены