Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установленные предельные размеры земельных участков». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Определяется предельный размер участка несколькими законодательными нормативами, среди них – статья 11.9 (п.1) ЗК и статья 30 (ч.6) ГК. Есть и законодательные положения, по которым устанавливаются предельные размеры земельных участков.
- На федеральном уровне определяется размер земли, которая находится в собственности государства, РФ.
- Если земля – собственность субъектов Федерации, используются при определении площади законами региона.
- Законы местной власти говорят о предельных размерах участков, выделяемых из муниципальных земель.
Содержание:
Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)
Такое выражение включает в себя несколько понятий, это не только сама площадь надела, но и нормативные отступы строений от границ участка, максимальный процент застройки в границах земельного участка, разрешенное количество этажей.
Такие нормы указываются в градостроительном регламенте, устанавливаемом каждом населенном пункте местными органами самоуправления. Чтобы узнать, какие установленные нормы действуют в вашем городе или поселке, нужно обратиться в органы власти, муниципалитет.
Земельный Кодекс время от времени претерпевает изменения, что связано с изменениями реальностей жизни. И нужно следить за такими новшествами, особенно тем, кто имеет отношение к земле, является собственником участка или планирует написать заявление на выделение надела.
В 2015 году появилось нововведение, касающееся присоединения земель, расположенных рядом с собственным участком.
Есть уже нормы, регулирующие процесс присоединения и установления максимального размера территории, которая может быть присоединена к участку. Такие правила перераспределения, как и ограничения, указаны в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ.
- Присоединить к участку с постройкой можно землю, если есть необходимость привести площадь участка в соответствие с границами межевания. Но нужно иметь при этом проект, рассматривающий развитие и благоустройство территории.
- Также можно сделать запрос на перераспределение земельной площади, если ваш участок нужно защитить от вклинивания, изломленности. При этом нельзя превышать допустимые максимальные размеры участка под тот или иной вид деятельности.
- Разрешается увеличение общей площади за счет присоединения куска земли, если на участке ведется садоводство, огородничество, развивается личное подсобное хозяйство. Уважительным поводом является и строительство дома для личного проживания, дачное хозяйство.
Разрешается Земельным Кодексом перераспределение с увеличением площади земли и тогда, когда на участке планируется капитальное строительство.
Перераспределение выполняется в таком случае с изъятием земли в пользу государства. При этом между двумя сторонами операции (собственником земли и государством) подписывается соглашение.
Если при проверке, например, при межевании, установлено, что надел не соответствует по своим размерам установленным законодательно параметрам, такой участок даже может не пройти государственную регистрацию.
Возможно, размер слишком превышает тот, который указан в документах, в кадастровом паспорте. Нужно будет выкупить лишнюю площадь у муниципалитета, оформление по принципу перераспределения не получится.
Возможно, местные власти не приняли градостроительный регламент, но размеры участка при выделении все равно должны соответствовать законным нормам. Какие документы учитываются в таком случае?
- Нужно рассматривать статьи ЗК, отвечающие данному вопросу.
- Градостроительный кодек РФ, принятый на уровне государства.
- Также поможет ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» под номером 112, принятый в 2003 году.
- ФЗ «О фермерском хозяйстве» под номером 74, принятый в 2003 году.
Закон устанавливает предельную величину участков, которые могут быть получены у муниципалитета. Ограничение предусмотрено минимальной и максимальной величины. Оно зависит от назначения земельного надела.
Важно! Ограничения установлены исключительно при предоставлении участков на безвозмездной основе или в аренду на длительный срок. Если гражданин желает приобрести землю в собственность, то размер наделов не ограничивается.
Показатель застройки, которые влияют на предельный размер участка:
- минимальная и максимальная высота строения или количество этажей;
- процент застройки (рассчитывается исходя из застроенной площади к общей площади земельного надела);
- величина отступов, которые не подлежат застройке.
Нормативное регулирование размеров земельных участков закреплено:
- в Земельном кодексе;
- в Градостроительном кодексе;
- в ппз (правилах землепользования и застройки).
Нарушение нормативов предельных размеров участков влечет невозможность их государственной регистрации. Таким образом, у владельца не возникает право собственности на объект.
Правила землепользования и застройки устанавливаются местными органами власти. Они включают градостроительный регламент, который регулирует предельные размеры участков и виды разрешенной эксплуатации земли.
Предельная величина относится к обязательным нормам. Способы применения:
- образование нового участка;
- выдел участка из состава государственных и муниципальных земель;
- раздел частного земельного надела.
Закон запрещает государственную регистрацию объекта, если он не соответствует установленным нормативам. Величина не может быть меньше или больше определенной ППЗ, для конкретного вида земельных наделов и необходимого способа использования.
При этом имеет значение не только фактическая величина участка, но и размер избыточной части. Максимальная величина избытка не может превышать 10%. Если лишняя часть более установленного норматива, то гражданину придется выкупать остаток у муниципального образования.
Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
Правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны:
- вводятся градостроительные регламенты
- устанавливаются виды виды разрешённого использования участков (ВРИ)
- минимальные и максимальные площади ЗУ
Предельные размеры ЗУ — обязательные нормы для всех видов участков. Они применяются:
- при образовании участков из состава государственных и муниципальных земель
- при предоставлении муниципалитетами и государством в собственность или аренду физическим и юридическим лицам участков: для ИЖС
- для огородничества
- для садоводства
- для ведения личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйств
- для животноводства
- для иных целей
- о возможности раздела участков
- при из разделе и объединениии ЗУ
- садоводство
- невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок ЗУ из состава искусственно орошаемых с/х угодий и осушаемых земель в счёт доли (долей) в праве общей собственности
Предельные размеры и требования к местоположению ЗУ из состава сельхозземель представлены в федерального законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (статья 4 ФЗ №101).
Несоответствие площади ЗУ установленным предельным размерам — основание для отказа в государственной регистрации участка.
При регистрации изменений (увеличения) площади участка в ГКН будет обращаться внимание:
- на фактическую площадь ЗУ
- на величину превышения площади над зафиксированной в документах и в ГКН
При этом фактическая площадь не должна быть:
- выше предельного максимального размера ЗУ
- меньше минимального размера
В случаях когда происходит превышение:
- фактической площади ЗУ над установленным минимальным размером
- фактической площади ЗУ над той, что зафиксирована в ГКН, на величину более 10%
единственно возможным способом разрешения проблемы будет выкуп избытка у муниципалитета.
Просто «прирезать» избыток не получится.
Пример
У некоего члена СНТ площадь участка для дачного хозяйства по правоустанавливающим документам — 12 соток. Она зафиксирована в ГКН. Фактическая площадь, уточнённая при межевании, — 15 соток.
Собственник участка попытался оформить прирезку трёх лишних соток (произвести перераспределение земель) и получил отказ кадастровой палаты с обоснованием: «превышение предельной площади земельного участка».
Почему? Рассмотрим вопрос в деталях.
Увеличение площади на 3 сотки соответствует превышению над той, что указана в документах, на 25%.
Это увеличение невозможно объяснить погрешностью, допускаемой при топографических измерений:
- вариации погрешностей для садовых участков — от 9 до 50 м2
- возрастание погрешности происходит по мере увеличения площади участков
Увеличение площади хорошо понятно собственнику. Он произвёл самозахват 3 соток при переносе границ:
- или зелёных насаждений
- или канав на участке
- или ограждения
Даже если предположить, что:
- в период получения или покупки участка установленный предельный минимальный размер садовых участков был 12 соток, превышение избытка площади над предельным минимумом — 25%
- предельные размеры не были установлены вообще
увеличение площади на 25% над установленной по документам не позволит собственнику этого участка выполнить перераспределение земель. Придётся ему рассмотреть возможность выкупа излишков земли.
К участкам:
- формируемым при изъятии ЗУ для государственных или муниципальных нужд
- выкупаемым для государственных или муниципальных нужд
требования по предельным размерам и местоположению не предъявляются.
Они необходимы для размещения:
- объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения
- объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения
- линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий
- объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения
- автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения
Процедура изъятия участков предусматривает дальнейшее изменение целевого назначения земель и установление градостроительных регламентов на основании:
- утверждённых актов о выборе земельных участков для строительства
- материалов предварительного согласования мест размещения объектов
- документов территориального планирования
- документов по планировке территории и землеустроительных материалов
Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.
Можно сравнить, например, предельные размеры участков, установленные
- в МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области (здесь)
- в МО «Копорское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области (пункт 10 решения Совета депутатов)
В Приморском городском поселении:
- для размещения индивидуального дома и ЛПХ: минимальный размер:
- 0.05 га — в границах населённого пункта
- 0.03 га — за чертой населённого пункта
- максимальный размер:
- 0.25 га — в границах населённого пункта
- 0.5 га — за чертой населённого пункта
- минимальный размер — 0.06 га
- 0.25 га
- минимальный размер — 0.2 га
В Копорском сельском поселении:
- для ведения ЛПХ: минимальный размер:
- 0.05 га — в границах населённого пункта
- 0.03 га — за чертой населённого пункта
- максимальный размер:
- 0.25 га — в границах населённого пункта
- 0.5 га — за чертой населённого пункта
- минимальный размер — 0.05 га
Предельные размеры ЗУ установлены в соответствии с законом Ленинградской области № 83-оз от 29.10.2003 г.). Различия в предельных площадях ЗУ в поселений зависят:
- от соотношения свободных и занятых земель на территории поселений
- от численности и плотности населения
- от направлений и перспектив использования земель
- от востребованности участков того или иного назначения
- от многих других факторов
Максимальные и минимальные размеры земельных участков
У государства достаточно в наличии земельных участков, чтобы удовлетворить запросам гражданам. Они предоставляются согласно установленным правилам и требованиям. На основании их же определяются предельные и минимальные размеры. Для строительства дома нужен один участок, а для ведения личного подсобного хозяйства, совершенно другая площадь.
Граждане, владеющие территорией в течение первого года, понимают, что её недостаточно. Соответственно, возникает вопрос, как увеличить полезную площадь, и какими нужно руководствоваться статьями. Для физлиц предлагается несколько вариантов использования земли:
- Строительство собственного жилого дома или дачи.
- Для сада и огорода.
- Развитие фермерского хозяйства.
- Ведение личного подсобного хозяйства.
При подаче заявки на предоставление площади, необходимо указать цель использования. Уже исходя из этого, будет подбираться размер и нахождение участка. У каждого пая есть своё целевое предназначение, и обойти это правило не представляется возможным. А если это сделать, незамедлительно последуют штрафные санкции. Размер участка зависит от региональных законов. Если участок находится в муниципальной собственности, здесь при выдаче надела руководствуются «местными» законопроектами.
Закон запрещает госрегистрацию объекта, если он не соответствует установленным нормам. Размер земельного участка не может быть больше или меньше. Для каждого конкретного участка устанавливаются определённые размеры, которым он должен соответствовать. И это правило не должно нарушаться, ни при каких обстоятельствах.
Но есть земельные участки, на которые подобные нормативы не распространяются. А именно:
- Выкупаемые наделы из муниципального или государственного владения.
- Территории, которые предназначены для расположения на них государственных и муниципальных объектов.
На таких землях могут располагаться автодороги, объекты транспорта и путей сообщения, региональные электрические системы. Закон устанавливает понятие неделимых земель. Это участки меньше установленного размера.
Здесь чётко обозначены виды использования территории, оптимальные размеры земли для огородничества, садоводства, фермерского хозяйства и иных назначений.
Чтобы сократить время проведения процедуры до минимума, есть определённый алгоритм действий. А именно:
- Ознакомиться с тем градостроительным регламентом, который действует в данном регионе.
- Изучить схему зонирования. Участок должен иметь чёткие границы, к нему должен быть свободный доступ. Убедиться, что он находится внутри территории РФ, и не выходит за её пределы.
- Быть в курсе основных требований и условий для участков под ижс. Нельзя нарушать высотность и превышать указанное количество этажей. Жилое здание должно быть возведено на отведённой для него площади.
- Обратиться в геодезическую компанию, чтобы оформить план размежевания и составить акт. В последнем документе будут указаны территориальные границы.
После получения кадастрового паспорта и госрегистрации, можно приступать к возведению объекта.
Для регистрации участка, придётся собрать следующий пакет документов:
- заявление;
- личный паспорт и ИНН;
- план размежевания, акт и кадастровый паспорт;
- квитанция об оплате государственной пошлины.
Минимальные и предельные максимальные размеры устанавливаются регионом или муниципалитетом. При возведении дома, следует помнить о территориальных границах. Дистанция должна быть в пределах 8-15 метров.
Раньше эти земельные участки использовались по прямому целевому предназначению. Теперь же, дело обстоит иначе: вместе небольшого садового домика, можно построить полноценный коттедж и проживать в нём круглый год. Это делается для того, чтобы собственник или временный землепользователь смогли там прописаться. В случае отсутствии иного недвижимого имущества. Так, минимальный лимит установлен в рамках 300 квадратных метров. Его можно возвести на 15-20 сотках. Это средний показатель по стране.
При получении земельного участка для лпх, необходимо ориентироваться на следующие нижеизложенные условия:
- Общая площадь жилого строения должна быть в пределах 1500 квадратных метров. Разрешено строить не выше трёх этажей.
- На 12 сотках можно построить лишь 1 жилое здание.
- Удалённость от соседних строений 3 и более метров, хозпостройки — от 1 метра.
На таком земельном участке можно развести птицу, выращивать мелко- и крупнорогатый скот.
Какие установлены предельные размеры земельного участка?
Здесь достаточно четко обозначены виды использования надела, предельные размеры земельных участков для садоводства, занятия огородничеством, фермерского владения или постройки жилой собственности.
На предельные размеры обращают особое внимание после возникновения следующих обстоятельств:
- надел преобразуется в результате решения государственных и местных властей;
- передача участка в аренду происходит после просьбы граждан или юридических лиц для ведения фермерского и животноводческого хозяйства, посадки сада и огорода, под ИЖС и дачный домик;
- происходит раздел или перераспределение участка, когда невозможно произвести слияние с другой территорией;
- новый надел произошел после раздела или выдела земли, предназначенной для сельскохозяйственных работ;
- участок выделяется из невостребованной доли, искусственно орошаемых или осушаемых земель на правах общей собственности.
На окончательные размеры в немалой степени влияют другие факторы.
В частности, связанные с:
- количеством имеющихся участков и категориями земли;
- возросшим спросом на объекты недвижимости, возникшими после возможности регистрации в своем доме;
- концентрации населения и плотности на каждый квадратный метр;
- бурным развитием самого региона, когда явно заметен приток и рост населения.
Существовавшая долгие годы практика не позволяла устанавливать точные границы и размеры участка. Все делалось «на глазок» и достаточно условно.
Между тем, каждый надел обладает своей уникальной характеристикой, что должно найти отражение в реестре.
Стать собственником можно после выдела и преобразования нового участка, оформления дарственной и завещания, заключения договора аренда и продажи.
Одним из первых шагов легализации становится составление межевого плана. Только благодаря проведению геодезических работ удастся определиться с точными границами, их конфигурацией и допустимыми размерами.
Они ни в коем случае не должны превышать нормы или быть меньше положенного. Расхождение параметров, когда полученные данные не совпадают с правоустанавливающими документами, периодически случаются.
Проблему удается решить мирными путем, если отличие не превышает 10 процентов от всей территории надела. Когда дело касается максимальных величин, собственник сможет выкупить дополнительные квадратные метры у муниципалитета.
Гораздо сложнее разбираться с соседями, которые еще не оформили паспорта кадастра на свой участок. Разбирательство проходит через местные власти, которые выдают соответствующий план. На это отводится до 3 месяцев.
Без проведения размежевания и подписания акта стать полноценным владельцем не удастся. Бумага подписывается тремя сторонами, куда входит собственник, кадастровый инженер и владельцы сопредельных наделов.
Только затем можно встать на учет в реестре, распоряжаться землей и подумать о строительстве дома с необходимыми постройками.
Интересная ситуация сложилась с садоводческими хозяйствами. Раньше их больше использовали по прямому назначению, правда, не забывая выстроить небольшой домик или хозяйственную пристройку.
Теперь вступили в силу положения закона, позволяющие выстроить в своем садовом товариществе капитальный коттедж, в котором можно проживать на протяжении всего года.
Дачные поселки и кооперативы фактически будут преобразованы. Все это делается для того, чтобы собственник или арендатор смог прописаться в доме в случае отсутствия другой недвижимости.
По мнению многих экспертов минимальный лимит должен доходить до 300 квадратов, что характерно для южных регионов с большой плотностью населения.
Чтобы лучше разобраться в вопросе, достаточно рассмотреть показатели трех областей:
- в Подмосковье выделяется от 0.06 гектара земли, поскольку это прописано в законе о предельных размерах (номер 62/2003);
- рядом с северной столицей надел не меньше 0,05 гектара (№83);
- под Нижним Новгородом минимум составляет всего 0,02 гектара (№58).
Максимальные величины тоже разнятся и варьируются в пределах от 15 до 20 соток по стране. Правда это несколько меньше, чем выделяется на строительство дач, где цифра подходит к 0.25 гектара.
Ведение личного хозяйства включает достаточно много нюансов. В Челябинской области можно получить до 2.5 гектаров, что позволит развернуть неплохое подсобное хозяйство, выращивать скот и птицу.
Фермерское владение устанавливает размеры от двух до 40 гектаров. При занятии огородничеством можно рассчитывать на 50 соток. Правда построить дом не удастся, разрешено возводить лишь хозяйственные сооружения, где хранится инвентарь.
Раздел участка происходит в силу разных обстоятельств. Супруги могут развестись и приступить к дележу совместного имущества. Число наследодателей не ограничивается одним человеком. Члены многодетных семей хотят получить свою долю.
Статус участка будет изменен, ведь вместо одного возникает несколько наделов. Но для этого не должно происходить нарушения размеров, особенно минимальных.
Эти значения варьируются довольно широко — от 200 до 600 квадратов, поскольку зависят от целей предназначения и статуса земли.
Конечно нельзя сбрасывать со счетов максимальные параметры, колеблящиеся от 0.15 до 0.25 гектара, не считая фермерских и сельскохозяйственных владений. В ряде случаев максимальные значения здесь не установлены.
При разделе нужно помнить не только о размерах. Нельзя допускать вклинивания и нарушать правила отступа от границ, когда имеются выстроенные дома и пристройки. Не обойтись без услуг инженера по кадастру, чтобы грамотно провести размежевание и получить равноценную долю имущества.
Отказ в разделении связан с невозможностью дальнейшего использования находящихся объектов, закрытию доступа, наличию обременений и ограничений.
В целом, особых препятствий не возникает. Нужно вновь собрать правоустанавливающие документы на землю и недвижимость, приложить технический и кадастровый паспорт, план и акт согласования границ. В данном случае, вновь выплачивается госпошлина.
Информация о разделе и образовании нескольких участков должна быть незамедлительно доведена до Росреестра. На регистрацию, особенно после заключения сделки, отводится один месяц.
Отсутствие свидетельства и проживание без регистрации карается большими штрафами от 5000 и 10000 до 50 и 100 тысяч рублей, предусмотренных для юридических лиц.
1. Положения комментируемой статьи необходимо рассматривать в контексте земельного законодательства, поскольку ст.33 ЗК РФ также устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков в целях определения размера их предоставления впервые гражданам из государственной или муниципальной собственности. При приватизации земельных участков в порядке ст. 20-21 ЗК РФ указанная норма не подлежит применению. Такой вывод получал свое подтверждение и в правовых позициях Конституционного Суда РФ.
Указанные выше нормы ЗК РФ об установлении предельных размеров предоставляемых земельных участков из государственной или муниципальной собственности в свете комментируемой статьи следует понимать следующим образом. Ранее для юридических лиц, возводящих промышленные объекты, многоквартирные дома либо иные объекты капитального строительства не устанавливались на законодательном уровне принципы определения размеров таких земельных участков. Данный вопрос решался в соответствии с процедурой предварительного согласования мест размещения объектов и проектной документацией.
Применительно к размеру земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, соответствующие предельные размеры земельных участков определялись законами субъектов РФ, а размеры земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – муниципальными правовыми актами.
Минимальный и максимальный размер выделяемого земельного надела регламентируется актами, которые выпускают региональные либо местные власти.
Также важно отметить, что цена варьируется в зависимости от того, с какой целью выделяется участок, будь то градостроительство или размежевание с дальнейшим предоставлением участков, находящихся в собственности государства либо муниципалитета. Рассмотрим оба случая на примере столицы РФ – Москвы, а также области.
Российский градостроительный кодекс накладывает на местные городские и муниципальные власти обязательство по установке соответствующих регламентов. Данные бумаги устанавливают порядок застройки участков в черте определенного населенного пункта, начиная с зонирования поселения и завершая архитектурным обликом дома, подходящим для определенной улицы.
Также градостроительный регламент любого населенного пункта РФ регламентирует следующее:
- Минимальный и максимальный размер земельного надела под ИЖС;
- Какие территории не имеют минимальных и максимальных размеров.
Россия – очень большая страна, обладающая огромным количеством населенных пунктов и, как следствие, местные регламенты здесь многочисленны и разнообразны. А потому имеет смысл взять один город и рассмотреть именно его регламенты. Пусть это будет Москва.
Итак, в российской столице вопрос передачи земельных наделов под застройку регламентируется пунктами 3.4.1. Правил землепользования и застройки г. Москвы, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. №120-ПП. Согласно данному нормативно-правовому акту, ни одна территориальная зона города не имеет установленных предельных границ участка.
А вот в Московской области ситуация обстоит совсем иначе. К примеру, согласно Правилам землепользования и застройки г. Рошаль, утвержденным местным советом депутатов 23.01.2017 г. №1/28, минимальный размер участка под строительство выглядит следующим образом:
- Под среднеэтажную застройку выделяется земля от 5 000 до 500 000 квадратных метров. Среднеэтажная постройка является многоквартирным домом и содержит от 8 этажей;
- Под малоэтажную застройку выделяется от 2500 до 100 000 квадратных метров. Малоэтажная постройка – это многоквартирный дом до 4 этажей;
- Под ИЖС – от 300 до 3 000 квадратных метров. Индивидуальная жилая постройка – это дом на 1 семью, этажностью до 3 надземных этажей.
Регулирующим данный вопрос законом в Ленинграде является закон от 29 ноября 2003 года №83-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство».
Минимальный размер земельных наделов согласно данному документу выглядит так:
- Под садоводство: 0,05 га;
- Под дачное строительство: 0,05 га;
- Под ведение огородничества: 0,01 га;
- Под ведение животноводства: 0,01 га.
Предельные значения в максимальном измерении относительно вопросов предоставления земли под огородные и садовые цели определяются федеральными законами и региональными нормативами, включая:
- для территорий в фед. собственности – посредством федерального законодательства;
- для площадей во владении субъектов РФ – законами соответствующих субъектов;
- для земель, которыми владеют различные мун. образования – нормативами, изданными этими службами.
В отношении регионов, относящихся к Дальневосточному фед. округу, согласно ФЗ № 119 от 1 мая 2016 года, действуют измененные положения по вопросам предоставления в безвозмездное пользование земельных участков.
Таблица максимальных значений площадей для регионов и территорий РФ
Субъект или территория | Садоводческое применение | Огородническое применение | Дачное строительство | Ед. измерения |
Московская область | 0,15 | 0,10 | 0,25 | га |
Санкт-Петербург | 1000 | 1000 | 1200 | м2 |
Ленинградская область | 0,12 | 0,10 | 0,20 | га |
Новосибирская область | 0,12 | 0,12 | 0,12 | га |
Свердловская область | 0,25 | 2 | 1 | га |
Нижегородская область | 0,15 | 0,15 | 0,25 | га |
Краснодарский край | 1000 | 1500 | 1000 | м2 |
Каменский район Тульской области | 0,25 | 1 | 0,25 | га |
Регулирование правил предоставления гражданам территорий под садово-огородные нужды как для некоммерческих объединений осуществляется градостроительным и земельным кодексом России, а также законами и нормативами, сформулированными субъектами РФ и отдельными муниципальными образованиями. Конкретные площади зависят от местных условий, решений администрации и статуса принадлежности территории.
Установление закона в отношении предельных размеров участков земли продиктовано необходимостью поддержания разумного землепользования и полагается целесообразным, ведь при неимении таких ограничительных мер делить наделы можно было бы бессчетное количество раз, что привело бы к появлению микроучастков, не подходящих для эксплуатации надлежащим образом.
Обычно возникновение земель, площадь которых очень большая, тоже мешает их всесторонней и эффективной эксплуатации. Такие нюансы и стали главными основаниями для введения ограничительных мер в отношении предельных размеров землевладений.
Собственники заделов земли довольно часто оказываются в положении, когда требуется разделение участков.
Как свидетельствует судебная практика, главными основаниями для деления наделов выступают:
- процедура раздела объектов, перешедших гражданам по наследству;
- деление супружеской недвижимости при расторжении брачных отношений;
- возникновение необходимости продажи принадлежащей доли у одного из совладельцев;
- намерение владельца произвести отчуждение не целого участка, а определенной его доли.
Раздел землевладения на несколько самостоятельных частей, площадь которых не соответствует предусмотренному минимальному размеру, невозможен. Таким образом, надел, деление которого на отдельные участки не представляется возможным по причине несоответствия нормам о размере земель – неделимый.
Сегодня законодательные положения в отношении размеров землевладений подверглось серьезным изменениям. Утрачена сила пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающего положение о том, что при разделе землевладения на несколько объектов, габариты сформированных наделов должны находиться в пределах, которые предусматривает градостроительный регламент относительно максимальных параметров земель, и не должны быть ниже обозначенной минимальной нормы землевладений.
При этом предписание о необходимости соответствия параметров формируемых наделов указаниям градостроительного регламента все еще зафиксировано пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, лишилась законной силы статья 33 указанного кодекса, которой указывалось, что предельные минимальные и максимальные показатели землевладений, передаваемых населению под КФХ, садоводческую и огородническую деятельность, разведение домашнего скота, дачное строительство, регламентировались правовыми нормами органов муниципальной власти.
Судя по всему, делая такие поправки относительно допустимых параметров землевладений в законодательной базе, уполномоченные органы руководствовались необходимостью упразднения законодательства, контролирующего такого рода правоотношения, и ликвидацию аналогичных норм, одновременно содержащихся в нескольких одновременно действующих нормативных актах. К примеру, лишенный силы пункт 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ по сути дублировал пункт 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
Еще одним поводом для внесения изменений считается стремление законодателя ликвидировать разногласия, касающиеся использования правовых норм, регулирующих минимальные показатели землевладений, передаваемых в собственность населению из участков, являющихся государственной либо муниципальной собственностью, с прочими правоотношениями, не относящимися к передаче наделов.
Сегодня показатели минимального и максимального размера землевладений, касательно которых градостроительными нормами предусматривается особая регламентация, устанавливаются положениями соответствующих регламентов.
Данная позиция законодательно закреплена в пункте 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ. Отражение градостроительных регламентов происходит посредством правил землепользования и застройки муниципалитета, а утверждение их происходит при помощи представительных органов местной власти.
В переделах Московской области указанный вопрос регулируется положениями Закона «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области», разработанного согласно предписаниям Земельного кодекса РФ, и определяющего показатели максимальных и минимальных площадей наделов, передаваемых населению во владение из земель, собственником которых выступает государство либо муниципалитет, под крестьянское (фермерское) хозяйство, садоразведение, устройство огородов, дачное строительство.
Согласно статье 1 вышеуказанного закона, предельно допустимые минимальные показатели размера землевладений, передаваемых в собственность граждан, определяются в зависимости от целей их эксплуатации и составляют:
- для КФХ – 2,0 га;
- под садоводческую деятельность – 0,06 га;
- для устройства огородов – 0,04 га;
- под дачное строительство – 0,06 га.
Статьей 2 данного правового акта регламентирована максимально допустимая площадь наделов, передаваемых населению во владение, которая, исходя из определенных целей землепользования равна:
- для ведения КФХ – 40,0 га;
- для садоразведения – 0,15 га;
- под огородническую деятельность – 0,10 га;
- под дачное строительство – 0,25 га.
В статье 3 закона, регламентирующего указанный вопрос на территории Московской области, приводятся завершающие положения, гласящие следующее:
- указанный правовой акт подлежит применению, когда федеральное законодательство и законы Московской области не предусматривают других показателей в отношении размеров землевладений, передаваемых в собственность жителей;
- при возникновении обстоятельств, когда площадь надела, выделенного определенному лицу на законных основаниях, ранее, чем данный закон получил юридическую силу, меньше минимальных показателей либо выше максимальных, отраженных в статьях 1 и 2 названного правового акта, то для конкретного землевладения этот параметр принимается в качестве максимального или минимального;
- для уплаты соответствующих налогов, в качестве предельных показателей параметров наделов, в прошедшем времени выделенных лицам для пожизненного наследуемого владения, выступают следующие:
- под садоводство – 0,12 гектара;
- для разведения домашнего скота – 0,20 гектара;
- под дачное строительство – 0,12 гектара.
Предельно минимальный размер земельного участка
Согласно Земельному кодексу РФ, на сегодняшний день допускаются такие показатели минимальных и максимальных площадей участков земли, передаваемых во владение граждан из государственных и муниципальных наделов:
- для садоразведения: минимум – 0,05 га, максимум – 0,12 га;
- под дачное строительство: не менее 0,05 га и не более 0,20 га;
- для устройства огорода: минимально – 0,01 га, максимально – 0,10 га.
Земельные участки с религиозным назначением имеют следующие показатели минимального и максимального размера, а также предела допустимого строительства и реконструкции капитальных построек:
- основные виды допустимого землепользования;
- культовые строения, жилые дома, предназначенные для проживания служителей религиозных организаций, имущество по инженерно-техническому обеспечению районного и местного значения, а также улично-дорожные сети. Габариты регламентированы локальными нормативными актами, действующими в области градостроительства. Размещение храмов рекомендуется производить, соблюдая минимальный трехметровый отступ от красной линии. Если производится реконструкция имеющегося строения, указанное расстояние возможно сократить. Проекты приходских храмов желательно разрабатывать в виде одноэтажных, двухэтажных или одноэтажных, оснащенных цокольным этажом. Допускается возведение храмов, которые встроены либо встроенно-пристроены. Максимально разрешенный размер застройки составляет 80%;
- параметры землевладений, нюансы их расположения, количество этажей и другие характеристики, устанавливаются согласно заданию на проектирование и на основании технической регламентации, а также муниципальных норм, которые предусматривает градостроительное проектирование;
- вспомогательные ВРИ:
- участки сельскохозяйственного назначения, зеленые насаждения, гостевые автостоянки. Параметры земель, аспекты расположения, количество этажей и иные особенности, устанавливаются согласно заданию на проектирование и на основании технической регламентации, а также местных положение, которые предписывает градостроительное проектирование;
- размещение стоянок для автотранспорта гостевого типа производится за ограждением пределов культовой постройки. Места на стоянках, расположенных при указанных объектах, регулируется технической регламентацией и локальными актами, установленными градостроительным проектированием. Параметры надела, отведенного под стоянку должны составлять 25 квадратных метров, если же стоянка примыкает к дороге – 22,5 квадратных метра;
- условно разрешенные ВРИ;
- земли для размещения общественных туалетов.
Площадь землевладений, местоположение, количество этажей и другие характеристики продиктованы заданием на проектирование и определяются технической регламентацией, а также местными предписаниями градостроительного регламента.
Выделение зоны Т-1А * произведено в целях предоставления законных оснований для размещение различных объектов автотранспорта, включая вхождение в красные линии улиц, и полосы для отведения автомобильных дорог, функционирование которых взаимосвязано с повышенными шумами и высоким загрязнением.
Допускается возведение построек и коммуникационных средств, имеющих отношение исключительно к размещению и использованию автотранспорта, объектов, относящихся к дорожному обслуживанию, дорожного функционирования, постов ОВД, размещения полос автодорог, включая объекты, отнесенные к инженерной инфраструктуре.
Понятие территориальной зоны раскрывает статья 1 Градостроительного кодекса РФ. Указанный термин предполагает определенную зону, в отношении которой правилами по землепользованию и застройке установлены границы, а также разработана специальная градостроительная регламентация.
Помните, что установление градостроительного регламента как территориальной составляющей Правил по землепользованию и застройке происходит по такой схеме:
- назначаемые в границах определенных территориальных зон видов разрешенной эксплуатации землевладений, а также любых объектов, располагающихся выше или ниже поверхности наделов;
- эксплуатация при их застройке и дальнейшее использование капитальных построек;
- минимально и максимально допустимые площади земель и возможное строительство, реконструкция капитальных объектов;
- ограничение землепользования и капитальных строений.
Относительно любой территориальной зоны градостроительным регламентом предусматривается основа правового режима землевладений.
Правила градостроительной регламентации должны соблюдаться каждым собственником участка, землевладельцем, землепользователем либо арендатором надела. При этом не играет роли ни форма собственности, ни другие правомочия по отношению к земле.
Субъекты земельных правоотношений могут эксплуатировать наделы согласно установленной в конкретной территориальной зоне градостроительной регламентации, исходя из вида допускаемого землепользования.
Не забывайте о том, что на основании части 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, землевладение и любое имущество, которое с ним неразрывно связано, в некоторых обстоятельствах могут приниматься как противоречащие действующей градостроительной регламентации территориальной зоны, если:
- разрешенное землепользование не включено в список возможных видов допустимого землепользования;
- габариты участка отличны от установленных предельных норм, которые предусмотрены градостроительной регламентацией.
Допустимые показатели площади наделов земли и установленные нормы возможного строительства, произведения реконструктивных работ в отношении капитальных построек, могут состоять из:
- сведений о наибольшей и наименьшей площади землевладений;
- информации о минимальном отступе от границы надела для установления территорий возможного возведения построек и сооружений, за чертой которой постройка объектов недвижимости не разрешается;
- максимальной этажности либо показателя высоты недвижимых объектов;
- наибольшей доля застройки в пределах землевладения, устанавливаемой как соотношение общей площади надела, которую можно застроить с общей площадью земли;
- прочих данных.
Территориальные зоны, в свою очередь, могут подразделяться на подзоны с аналогичным ВРИ землевладений и капитальных построек, но с отличными показателями максимального и минимального размеров земель и допустимых показателей возможного строительства, восстановительных работ в отношении недвижимости и соотношения обозначенных моментов.
Данное понятие подразумевает одно – площадь надела, полученного в результате выкупа или аренды у муниципалитета для совершения поставленных задач либо путем раздела или выдела из общедолевой собственности, которая не может быть менее или более конкретных величин, определенных правовыми актами в качестве нормативов в данной местности при данных условиях.
Предельные значения неразрывно взаимосвязаны с показателями разрешенного строительства:
- допустимое количество этажей или максимальная высота сооружений;
- минимальное расстояние от границ надела для уточнения мест возможного расположения объектов, за рамками которых размещение сооружений и построек противоречит градостроительным нормам;
- максимальный процент застройки на земельном участке в виде отношения совокупной площади ЗУ, на которой могут быть расположены объекты, к общей площади ЗУ.
Важно! Если размер надела не соответствует установленным значениям, то совершение любых юридически значимых действий с ним недопустимо.
Минимальный размер земельного участка и допустимый максимум применимы в следующих ситуациях:
- выделение надела из государственных и муниципальных земель;
- разрешение спорных моментов, связанных с разделом участков;
- разрешение спорных моментов, связанных с перераспределением участков;
- предоставление муниципальных или государственных органов власти юридическим или физическим лицам наделов в аренду или в полную собственность;
- преобразование неиспользуемой земельной доли в отдельный участок;
- выдел ЗУ из состава сельскохозяйственных угодий в качестве доли в праве совместной собственности с учетом возможности отдельного функционирования выделенной части.
В иных случаях, определенных земельным законодательством и связанных в первую очередь с выделом участка из общей собственности.
Нормы сопредельных границ устанавливаются с учетом:
- требований по эксплуатации земельных ресурсов;
- положений СниПов;
- правил застройки территорий.
На заметку! Чтобы запланированный объект жилой недвижимости не противоречил нормам безопасности и не представлял угрозы и дискомфорта для лиц, расположенных по соседству, его строительство должно быть выполнено строго с соблюдением ограничений, касающихся расстояния от границы надела до соседнего объекта жилой недвижимости: 8, 12, 15 метров – зависит от используемых строительных материалов.
Минимальные и максимальные размеры не определяются в отношении участков, которые формируются в процессе их изъятия для нужд государства или муниципалитета в целях размещения конкретных объектов на полученной земле при отсутствии иных доступных вариантов:
- сооружения и сети энергетических систем как федерального, так и регионального значения;
- объекты федерального и регионального уровня: транспорта, связи, путей сообщения, информатики;
- объекты государства или субъекта, которые необходимы для обеспечения оптимальной деятельности субъектов естественных монополий;
- сооружения и сети водо-, тепло-, газо- и электроснабжения муниципальных субъектов;
- дороги для транспортных средств любого уровня.
В дальнейшем, после изъятия, осуществляется перевод земли в другую категорию и определение конкретного градостроительного регламента.
В ситуации, когда минимальный размер земельного участка под ИЖС в Московской области не отвечает утвержденным требованиям градостроительного регламента, данный факт может быть использован в качестве основания для отказа в удовлетворении ходатайства о проведении государственной регистрации.
Чтобы выполненные изменения в площади участка были приняты к учету, необходимо обратить внимание на реальные значения и величину ее превышения над указанной в документации до проведения работ. Важно: фактический размер не должен быть больше предельного максимума и меньше допустимого минимума, которые были утверждены в процессе формирования или приобретения надела с текущим типом разрешенной эксплуатации.
Достоверные максимальные и минимальные размеры земельного участка под ИЖС
Российское законодательство дает возможность каждому гражданину стать владельцем земли. При этом Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» упразднил норму, согласно которой местные власти устанавливали минимальные и максимальные размеры земельных участков. Рассмотрим подробнее, что изменилось после принятия этого закона и как теперь устанавливаются пределы угодий.
Наличие максимальных и минимальных показателей свидетельствует о том, что отечественное законодательство устанавливает ограничения площади для участков, которые можно выкупить или арендовать у местных властей.
Предельные размеры земельных участков определяют законодательные акты. Они включают в себя следующие параметры:
- минимальные отступы от границ наделов для определения мест, где можно сооружать здания, строения и другие объекты, и за пределами которых строительство запрещено;
- предельная высота здания или максимально разрешенное количество этажей;
- процент застройки относительно остальной площади участка;
- места, где отсутствуют ограничения допустимых размеров.
Максимальный размер земельного участка во многом зависит от того, для каких целей он отводится: жилищного строительства, фермерского хозяйства и другого. В каждом конкретном случае принимаются во внимание положения Градостроительного кодекса РФ , правила землепользования и другие нормативные акты.
После вступления в 2015 году вышеупомянутых изменений регионы утратили право самостоятельно определять предельные размеры угодий, поэтому таких ограничений осталось немного.
Разберем особенности предоставления земельных участков.
Предельные размеры земельных наделов принимаются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), утвержденными местными органами власти. Эти показатели обязательны для всех участников земельных правоотношений и применяются при:
- выделении участков из государственных или муниципальных земель;
- предоставлении угодий в аренду;
- принятии решения о разделении территории;
- определении возможности выполнения прирезок к наделам;
- образовании нового надела сельскохозяйственного назначения;
- выделе аграрной земли, которая находится в общей собственности;
- выделе невостребованной территории;
- выделе угодий из искусственно орошаемых или осушаемых земель.
Чтобы узнать минимальные размеры земельных участков под многоквартирными домами, дачными строениями или фермерскими хозяйствами, нужно обратиться за информацией к местным властям, поскольку эти цифры определяют региональные законодательные акты.
Если в регионе не действуют ПЗЗ и не установлены градостроительные регламенты, для решения вопросов об образовании участков стоит ориентироваться на законодательные акты субъектов РФ. Это касается случаев, когда предельные размеры определяют местные органы власти.
Одним из таких нормативных актов является, например, Закон Ленинградской области от 29.10.2003 № 83-оз. Он устанавливает предельные размеры наделов, которые предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Этот же документ определяет максимальные показатели общей площади угодий, которые могут находиться одновременно в собственности и/или другом праве у лиц, занимающихся личным подсобным хозяйством.
Чтобы знать, какая установлена минимальная площадь земельного участка под ИЖС, следует:
- ознакомиться с положениями местного градостроительного регламента. В связи с тем, что этот вопрос законодательно не урегулирован, правила устанавливает исключительно местная администрация;
Размер земельного участка для строительства жилого дома зависит от следующих факторов:
- Уровня спроса на землю в данной местности.
- Плотности населения.
- Площади земли, находящейся в собственности лица или муниципалитета, которую можно передать под ИЖС.
- Уровня экономического развития региона.
Установленные предельные максимальные размеры земельных участков в 2020 году
При получении земли для ЛПХ учитывают следующие условия:
- индивидуальные жилые строения должны иметь не более трех этажей и площадь до 1500 м2;
- на 12 сотках разрешается возводить только один жилой дом;
- удаленность объекта от соседних строений должна составлять не менее 3 м, для хозяйственных построек – от 1 м;
- расстояние между объектами определяется с учетом строительного материала.
Для того чтобы понять особенности выбора целевого назначения надела, ознакомьтесь со статьей “Земли ЛПХ и ИЖС: в чем разница”.
В разных регионах страны минимальный размер земельного участка для садоводства может отличаться, например:
- в Московской области этот показатель составляет 6 соток;
- в Ленинградской – 5;
- в Свердловской – 11 соток.
На федеральном уровне минимальный размер колеблется между 6 (для огородного хозяйства от 4) и 15 сотками. Кроме того, площадь участка для садоводства должна быть не менее 400 м2, а его ширина не может превышать 8 м.
Так как минимальный и максимальный размер земельного участка под ИЖС, в том числе и при разделе территории, каждый регион определят по-своему, конечный результат буде зависеть непосредственно от принятых нормативных актов. Если их нет или они противоречат статьям Конституции и федерального законодательства, размеры будут определены Земельным и Гражданским кодексом Российской Федерации. В среднем можно отметить, что для индивидуального жилищного строительства предоставляют не меньше трёх соток земли.
Ситуации весьма индивидуальны в региональном значении, поэтому на практике гражданин может рассчитывать на площадь в два или три раза больше. Именно поэтому однозначно указать минимальный размер земельного участка, как и максимальный, хоть для садоводства, хоть под ИЖС, нельзя.
В случае, когда земельные территории имеют федеральное значение, максимальные и минимальные нормы, в том числе при разделе участков, регламентированы федеральным законодательством. Соответственно площадь земли, принадлежащей муниципальному органу, а также региональным властям, будет определена в соответствии с местными нормативно-правовыми актами.
Перед началом строительства дома, землю с целевым назначением под индивидуальное жилищное строительство необходимо оформить в собственность. Это подразумевает подготовку и сбор требуемого пакета документов, которые следует подавать соответствующей государственной организации. При этом такие правила установлены для участков под ИЖС, получившим такой статус до 2001-го года.
Важным фактором в определении размеров территории при разделе, получении или в иных случаях, является установление границ недвижимого объекта. Необходимо убедиться, что вынос точек не затрагивает соседние площади, поскольку несогласные собственники соседний участков имеют право оспорить такое межевание, вызвав геодезических специалистов. Если в результате их работы выяснится, что захват чужой земли действительно имеет место быть, дальше вопрос желательно решить мирно, иначе разбирательство дойдёт до суда. По результатам пересчитывается и размер налогов.