Ндпи уплачивается не позднее

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ндпи уплачивается не позднее». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Налоговой базой является:

количество добытых полезных ископаемых – при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), угля, а также многокомпонентных комплексных руд, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края;

стоимость добытых полезных ископаемых – при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:

  • исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
  • исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.

Расчеты:

1 Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество добытого полезного ископаемого * Стоимость единицы добытого полезного ископаемого 2 Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации добытого полезного ископаемого Количество реализованного добытого полезного ископаемого


или


Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость полезного ископаемого Количество добытого полезного ископаемого 3 Выручка от реализации полезных ископаемых = Цена без учета НДС и акциза — Сумма расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого

Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета, при этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При определении расчетной стоимости учитываются следующие виды расходов, связанные с добычей полезных ископаемых:

Прямые расходы.

Это могут быть материальные расходы, расходы на оплату труда, на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, суммы страховых взносов. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с добычей полезных ископаемых. Указанные расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода.

Косвенные расходы.

Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, прочие расходы.

Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

Все ставки для расчета в 2020-2021 годах НДПИ, являющегося налогом федерального уровня, отражены в НК РФ (ст. 342). Делятся они на 2 вида:

  • выраженные в процентах;
  • установленные в рублях.

Ко многим из них предусмотрено применение коэффициентов, учитывающих:

  • колебание потребительских цен;
  • способ добычи;
  • характеристики территории разрабатываемого месторождения;
  • колебание мировых цен;
  • уровень сложности добычи;
  • степень выработанности месторождения.

При расчете НДПИ на нефть в 2020-2021 годах используются такие особые (связанные только с этим ископаемым) показатели, как:

  • учитывающий колебания мировых цен и определяемый ежемесячно Правительством РФ или самостоятельным расчетом (п. 3 ст. 342 НК РФ);
  • характеризующий степень сложности добычи и принимающий определенное значение в зависимости от конкретных характеристик залежи и года начала разработки (пп. 1, 2 ст. 342.2 НК РФ);
  • отражающий степень выработанности месторождения; в зависимости от величины предыдущего коэффициента может принимать либо конкретное значение, либо становиться расчетным (пп. 3, 6 ст. 342.2 НК РФ);
  • характеризующий особенности добычи нефти и рассчитываемый по формуле, включающей несколько коэффициентов, как расчетных, так и принимающих определенное цифровое значение в зависимости от года применения (ст. 342.5 НК РФ).

Сроки, устанавливаемые для уплаты налога и сдачи отчетности по нему, привязаны к завершению налогового периода. Таким периодом является месяц (ст. 341 НК РФ). То есть платить налог и сдавать декларацию по нему надо ежемесячно в месяце, наступающем после отчетного.

Предельные даты для этого определены в НК РФ и соответствуют:

  • для платежей — 25-му числу (ст. 344);
  • для отчета — последнему дню месяца (п. 2 ст. 345).

Установленные даты подчинены общему правилу переноса дней, попавших на выходные, на ближайший будний день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

С учетом вышеизложенного даты истечения сроков, применяемых для налога в оставшееся время в 2020 году и в 2021 году, будут такими:

Период уплаты и отчета

Срок уплаты НДПИ в 2020-2021 годах

Срок сдачи декларации по НДПИ в 2020-2021 годах

Сентябрь 2020

26.10.2020 02.11.2020

Октябрь 2020

25.11.2020

30.11.2020

Ноябрь 2020

25.12.2020

31.12.2020

Декабрь 2020

25.01.2021

01.02.2021

Январь 2021

25.02.2021

01.03.2021

Февраль 2021

25.03.2021

31.03.2021

Март 2021

26.04.2021

30.04.2021

Апрель 2021

25.05.2021

01.06.2021

Май 2021

25.06.2021

30.06.2021

Июнь 2021

26.07.2021

02.08.2021

Июль 2021

25.08.2021

31.08.2021

Август 2021

27.09.2021

30.09.2021

Сентябрь 2021

25.10.2021

01.11.2021

Октябрь 2021

25.11.2021

30.11.2021

Ноябрь 2021

27.12.2021

31.12.2021

Сроки для осуществления платежей и сдачи отчета за декабрь 2021 года придутся на январь 2022 года и будут соответствовать 25.01.2022 и 31.01.2022.

Декларация по НДПИ формируется на бланке, утвержденном приказом ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/827@ в его актуальной редакции.

Плательщики НДПИ — это организации и предприниматели, имеющие лицензию на недропользование. Получив лицензию, ее владелец становится на учет в территориальном представительстве ФНС, которое отвечает за сбор налогов по месту расположения недр.

Сведения о регистрации новой лицензии отсылают в налоговые органы сотрудники Роснедра. Недропользователям остается только ждать, когда они получат из ФНС уведомления об их постановке в качестве плательщика НДПИ по форме 9-НДПИ-1 (для организаций) или 9-НДПИ-2 (для ИП). Эти уведомления должны быть сформированы ФНС и высланы плательщикам в течение 30 дней со дня оформления лицензии.

СПРАВКА: Если организация ведет работы на незначительной глубине (например, возводя фундамент для жилого дома или офисного здания на песчаном грунте), то, несмотря на фактическое пользование песком и грунтом при проведении строительства, не должна будет оформлять лицензию на НДПИ. Дело в том, что к недрам относятся участки земной коры, которые располагаются ниже глубины почвенного слоя (закон «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I).

Теперь подробнее изучим, в какие именно сроки владелец лицензии на недропользование уплачивает НДПИ.

Декларация НДПИ представляется в ФНС по месту регистрации организации или проживания ИП (п. 1 ст. 345 НК РФ), даже если данное место не совпадает с тем, в котором находятся используемые ими недра. Таким образом, бывают ситуации, когда платежи по НДПИ получает одно территориальное подразделение ФНС, а декларации — другое.

Отчитываться по налогу следует по форме декларации, введенной приказом ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/827@. Бланк этой формы можно скачать ниже.

Декларация подается ежемесячно. Отчитаться нужно до конца месяца, следующего за отчетным. К примеру декларацию по НДПИ за апрель нужно представить до 31 мая.

Обратите внимание, что налог нужно уплатить до 25 числа. Он также уплачивается по итогам каждого месяца.

Как заполнить декларацию по НДПИ

Декларация состоит из титульного раздела и восьми разделов. Титульный лист и первый раздел нужно заполнять всегда, а вот остальные разделы по необходимости.

С заполнением титульного листа проблем обычно не возникает, достаточно внимательно внести реквизиты компании.

В разделе 1 суммы налогов записываются в разрезе видов полезных ископаемых. Поэтому важно не ошибиться с КБК.

КБК по видам ископаемых на 2020 год:

  • 182 1 07 01011 01 1000 110 — нефть;
  • 182 1 07 01012 01 1000 110 — газ горючий природный из всех видов залежей углеводородного сырья;
  • 182 1 07 01013 01 1000 110 — газовый конденсат из всех видов залежей углеводородного сырья;
  • 182 1 07 01020 01 1000 110 — общераспространенные полезные ископаемые;
  • 182 1 07 01030 01 1000 110 — прочие полезные ископаемые (кроме природных алмазов);
  • 182 1 07 01040 01 1000 110 — полезные ископаемые на континентальном шельфе, в ИЭЗ, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами РФ;
  • 182 1 07 01050 01 1000 110 — натуральные алмазы;
  • 182 1 07 01060 01 1000 110 — уголь;
  • 182 1 07 01070 01 1000 110 — налог на добычу полезных ископаемых, уплаченный участниками особой экономической зоны в Магаданской области.

По строке 010 указывается код вида добытого полезного ископаемого 03200 или 03300 согласно приложению к инструкции по заполнению.

По строке 020 указывается КБК, а в строке 030 код по ОКЕИ. По строке 040 указывается налог (сумма значений строки 220 всех подразделов 3.1.). По строке 045 отражается сумма налогового вычета.

При заполнении раздела 3 в отношении газа горючего природного по строке 045 проставляется ноль, а значение строки 050 должно быть равно значению строки 040.

По строке 050 указывается налог к уплате (разность строк 040 и 045).

По строке 060 отражается коэффициент Кшфлу. По строке 070 указывается количество добытого газового конденсата. По строке 080 указывается ставка налогового вычета.

По строкам 090-187 фиксируют разные показатели, определяемые в соответствии со ст. 342, 342.4, 342.5 НК РФ.

По строке 210 указывается сумма налога по участку недр в рублях, по строке 215 — вычет.

По строке 230 указывается значение степени выработанности запасов газа горючего природного конкретного участка недр. По строке 240 прописывается базовое значение единицы условного топлива. По строке 250 отмечают коэффициент, показывающий процент добытого газа горючего природного в общем количестве данного газа и газового конденсата, добытых в истекшем налоговом периоде на участке недр с залежами углеводородного сырья.

По строкам 260-310 отмечают наименование и глубину залежи, ее плотность, коэффициенты. По строке 310 указывается сумма налога по залежи.

Каков срок уплаты НДПИ в 2019-2020 годах — график

По строкам 010 — 040 подраздела 6.1 отмечают данные для расчета суммы прямых расходов, относящихся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. По строкам 050 — 090 указываются данные для расчета суммы косвенных и иных расходов по добыче ископаемых.

По строке 110 подраздела 6.2 указывается код по ОКЕИ. По графе 1 проставляется код добытого полезного ископаемого, по графе 2 — его количество. По графе 3 указывается доля добытого полезного ископаемого в общем объеме добычи. По графе 4 отражаются расходы (строка 100 х графа 3).

На каждый участок недр по добыче угля заполняется отдельный лист.

По строке 010 указывается КБК. По строке 020 указываются реквизиты лицензии. По строке 030 проставляется код по ОКЕИ, по строке 040 — код по ОКТМО. По строке 050 нужно указать коэффициент Ктд (ст. 342.3 Кодекса), а по строке 055 — признак его применения.

В подразделе 7.1 налогоплательщик отражает количество добытого угля отдельно по каждому виду угля.

По строке 060 подраздела 7.2 указывается остаток неучтенных расходов (стр. 060 подр. 7.2 = стр. 160 подр. 7.2 за предыдущий налоговый период).

По строке 070 нужно зафиксировать расходы по обеспечению безопасных условий и охраны труда при добыче угля, в строках 080-100 из строки 070 выделяют виды расходов.

По строке 110 указывают расходы по обеспечению безопасности, включаемые в налоговый вычет.

В строку 120 заносят коэффициент Кт, который не может быть больше 0,3.

По строке 130 указывают налог без учета налогового вычета. По строке 140 фиксируют предельную величину налогового вычета (стр. 130 х стр. 120). По строке 150 нужно указать налог к уплате с учетом налогового вычета.

По строке 160 указывают остаток неучтенных при определении налогового вычета расходов на конец налогового периода.

В подразделе 7.3 производится расчет суммы налоговых вычетов по участку недр.

По строкам 070 — 220 заполняются данные для расчета суммы одного налогового вычета, который возник в определенном налоговом периоде.

Строки 010 — 050 заполняются аналогично одноименным строкам раздела 4.

По строке 060 указывается степень выработанности запасов нефти участка недр.

По строке 070 указывается год начала промышленной добычи нефти.

По строке 080 указывается коэффициент Кндд.

По строке 090 отражается средний уровень цен нефти сорта «Юралс».

По строке 100 указывается среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации.

По строке 110 указывается признак коэффициента Кг.

По строке 120 отражается коэффициент Кг.

По строке 130 указывается значение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть.

По строке 140 указывается сумма налога, исчисленного при добыче нефти на участке недр.

По графе 1 проставляется код основания налогообложения добытых полезных ископаемых (приложение № 3 к порядку заполнения декларации).

По графе 2 указывается количество нефти, подлежащей налогообложению.

Налог на добычу полезных ископаемых регулируется Главой 26 Налогового кодекса. Его плательщиками признаются организации и ИП, которые на основании лицензии добывают из недр полезные ископаемые.

После того как лицензия на пользование участком недр зарегистрирована, субъект должен в течение 30 календарных дней встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДПИ. Постановка осуществляется по месту нахождения участка, а если он располагается за пределами России — по месту нахождения налогоплательщика.

НДПИ облагаются полезные ископаемые, добытые на территории России, в том числе извлеченные из отходов добывающего производства (если на это требуется отдельная лицензия), а также за пределами страны. Есть ситуации, когда полезные ископаемые не являются объектом обложения налогом. Более подробно об этом сказано в статье 336 НК РФ.

Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц. Сумма налога исчисляется и уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. Платится налог в бюджет по месту нахождения участка недр, на котором добываются ископаемые. Если участок расположен не на территории России, то налог уплачивается в «свою» ИФНС.

В декларации о НДПИ помимо титульного листа еще 7 разделов. Общим для всех подателей отчета является титул и Раздел 1, в котором отражается сумма налога к уплате. В остальном необходимо заполнять лишь те разделы, для которых имеются показатели. Соответственно, если для раздела показателей нет, то включать в декларацию его не нужно. В следующей таблице представлены сведения о том, при каких видах деятельности нужно заполнять тот или иной раздел отчета.

Раздел содержит результаты расчетов, которые производятся в остальных разделах декларации. Он состоит из блоков, в каждом из которых всего 3 строки:

  1. Строка 010. В ней отражается код бюджетной классификации, по которому налог зачисляется в бюджет.
  2. Строка 020. Отражается код муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства. Получить ОКТМО можно в ИФНС по месту постановки на учет. Если код состоит из 8 знаков, в последних трех ячейках следует поставить прочерки.
  3. Строка 030. Отражается сумма, подлежащая уплате в бюджет в виде налога за ископаемые, добытые из недр, в отношении которых уплата производится по указанному в строке 020 ОКТМО.

За несвоевременное представление декларации субъект может быть оштрафован в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса. Штраф составит 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки (полный и неполный), но не менее 1 тыс. рублей и не более 30% от суммы. Кроме того, может последовать блокировка расчетного счета.

Если не уплатить налог или опоздать со сроком, может быть назначен штраф по статье 122 НК РФ. Его размер — 20-40% от суммы налога. Также придется уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

  • Приказ ФНС России от 14 мая 2015 г. № ММВ-7-3/197 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в электронной форме»;
  • Налоговый кодекс РФ, Глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»;
  • Письмо ФНС России от 24.11.2015 № СД-4-3/20437@ «Об утверждении контрольных соотношений декларации по НДПИ»

Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые:

  • добытые из недр на территории РФ;

  • извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;

  • добытые из недр за пределами РФ.

Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся:

  • общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;

  • минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

  • добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.

Нужно ли сдавать декларацию по НДПИ, если отсутствует налог к уплате

Налоговой базой является:

  • количество добытых полезных ископаемых при добыче:

    • нефти

    • природного газа

    • газового конденсата

    • угля

    • многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;

  • стоимость добытых полезных ископаемых.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:

  • исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;

  • исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;

  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Важно: последний способ оценки применяется в случае отсутствия реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде.

Здесь проще использовать специальные программы учета и калькуляторы. Сам механизм расчета выглядит так:

  1. 1. Рассчитываем стоимость добытого полезного ископаемого:

  2. Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество х Стоимость единицы

  3. 2. Стоимость единицы можно рассчитать двумя способами:

  4. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ÷ Количество реализованного

    Или

    Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость ÷ Количество добытого

  5. 3. Выручка рассчитывается следующим образом:

  6. Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов по доставке

Что еще нужно учитывать при определении расчетной стоимости добытых ископаемых? Прямые и косвенные расходы.

Прямые расходы:

  • материальные расходы;

  • расходы на оплату труда;

  • расходы на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых;

  • суммы страховых взносов.

Расходы за налоговый период распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства.

Косвенные расходы:

  • прочие материальные расходы;

  • расходы на ремонт основных средств;

  • расходы на освоение природных ресурсов;

  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;

  • расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов.

Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика. Сумма косвенных расходов полностью включается в расчетную стоимость добытых ископаемых за налоговый период.

Все просто:

Сумма НДПИ = Налоговая база х Налоговая ставка

Когда платить налог?

По итогам месяца налог начисляется отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Всю сумму нужно уплатить в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по НДПИ представляется за каждый период в налоговые органы по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога по полезным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.

Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.

Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.

Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.

Подача декларации по НДПИ в 2020 году

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.

Налоговой базой является:

  • Количество добытых полезных ископаемых – при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), а также угля.
  • Стоимость добытых полезных ископаемых – при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:

  • Исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых.
  • Исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.
  • Исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.

При определении расчётной стоимости учитываются следующие виды расходов, связанные с добычей полезных ископаемых:

  1. Прямые расходы:
  2. Это могут быть материальные расходы, расходы на оплату труда, на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, суммы страховых взносов. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учётной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с добычей полезных ископаемых. Указанные расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода.

  3. Косвенные расходы:
  4. Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, прочие расходы.

    Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

Для определения расчётной стоимости отдельного полезного ископаемого, необходимо из общей суммы расходов выделить часть расходов, соответствующую доле этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по налогу представляется налогоплательщиком за каждый отдельно взятый период (не нарастающим итогом) в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

Налоговая ставка – твердая, умножается на базовое значение единицы условного топлива (Еут), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья (Кс).

Налоговая ставка, установленная для газового конденсата, умножается также на корректирующий коэффициент Ккм.

При расчете налоговой ставки по природному газу произведение базовой ставки, показателя Еут и коэффициента Кс суммируется со значением показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного (Тг).

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 рублей при добыче:

  1. Попутного газа.
  2. Газа горючего природного (за исключением попутного газа), закачанного в пласт для поддержания пластового давления при добыче газового конденсата в пределах одного участка недр в соответствии с техническим проектом разработки месторождения. Количество газа горючего природного, закачанного в пласт для поддержания пластового давления, подлежащего налогообложению по налоговой ставке 0 рублей, определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных, отражаемых в утвержденных в установленном порядке формах федерального государственного статистического наблюдения.
  3. Газа горючего природного на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и (или) Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа, до достижения накопленного объема добычи газа горючего природного 250 млрд. кубических метров на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 12 лет, начиная с 1-го числа месяца, в котором начата добыча газа горючего природного, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа.
  4. Газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемым исключительно для производства сжиженного природного газа, на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и (или) Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи газового конденсата 20 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 12 лет, начиная с 1-го числа месяца, в котором начата добыча газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемым исключительно для производства сжиженного природного газа.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — это федеральный налог, регулируемый главой 26 Налогового кодекса РФ. Так как его уплачивают пользователи недр, одним из важнейших документов для понимания и применения НДПИ также является Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Налогоплательщики

  1. Организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и признаваемые пользователями недр.
  2. Организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

По общему правилу налогоплательщики должны встать на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, который они используют, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Особый порядок постановки на учет установлен для пользователей недр в Крыму и Севастополе.

Постановка на учет производится по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица (если налогоплательщик является ИП).

Минфин РФ также дополнительно определяет особенности постановки на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ — см. приказ Приказ МНС РФ от 31.12.2003 N БГ-3-09/731.

Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые:

  1. добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья);
  2. извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
  3. добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых или используемых по международным договорам, а также находящихся под юрисдикцией РФ.

Не являются объектами налогообложения:

  • общераспространенные полезные ископаемые, в т.ч. подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и др. геологические коллекционные материалы;
  • добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • дренажные подземные воды;
  • метан угольных пластов.

Налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок. Она определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому.

Особым образом определяется стоимость углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья. Как определять по нему налоговую базу, говорится в статье 340.1 НК РФ. О таких месторождениях налоговые органы информирует федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых.

В отношении иных видов добываемого углеводородного сырья, а также угля, налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Общий порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы указан в статье 340 Налогового Кодекса РФ.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 2019

Статья 343.1 Налогового кодекса РФ регулирует право налогоплательщика на получение налогового вычета — можно по своему выбору уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов налогоплательщика в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр.

В налоговый вычет включаются следующие расходы:

  • материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном главой 25 «Налог на прибыль» НК РФ;
  • расходы налогоплательщика на приобретение и (создание) амортизируемого имущества;
  • расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.

Право на применение данного налогового вычета непосредственно связано с обязанностью налогоплательщика НДПИ — работодателя обеспечивать безопасные условия труда и их охрану.

Порядок признания расходов в целях применения данного вычета должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения.

В 2017 году изменились некоторые налоговые ставки и значения, необходимые для расчета коэффициентов.

При уплате налога при добыче нефти ставка составит 919 рублей на период с 1 января 2017 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ. В формулу определения коэффициента Дм новой редакцией Налогового кодекса N 204 от 28.12.2016 внесены изменения: добавлено значение Кк, уменьшающее показатель.

Кк на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно равен 306, 357 — на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 428 — на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно, 0 — с 1 января 2020 года. В 2016 году ставка по нефти составляла 857 руб.;

Налоговые ставки в отношении угля умножаются на коэффициенты-дефляторы, которые определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 902 «О порядке определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля»).

Коэффициенты-дефляторы на 1 квартал 2017 года составят:

  • на антрацит — 1,102;
  • на уголь коксующийся — 1,668;
  • на уголь бурый — 0,996;
  • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, — 1,132.

Это установлено приказом Минэкономразвития России от 18.01.2017 N 8 «О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля».

При расчете НДПИ по газу значение корректирующего коэффициента изменилось в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

С 1 января 2017 года пункт 15 статьи 342.4 гласит, что коэффициент Ккм равен результату деления числа 6,5 на значение коэффициента Кгп. Кгп новой нормой установлен такой: 1,7969 — на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно, 1,4022 — на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 1,4441 — на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — для налогоплательщиков — собственников объектов Единой системы газоснабжения, либо участников с долей собственности;

Для остальных налогоплательщиков Кгп равен 1.

Обращаем внимание!

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

  • добытые на территории России;
  • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
  • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).

Не облагаются:

  • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
  • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
  • минералы в коллекции;
  • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
  • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

  • в процентах (адвалорная);
  • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.

Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

  • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
  • попутному газу;
  • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
  • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
  • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
  • подземным водам для полива сельхозкультур;
  • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
  • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.

Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.

В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

Налоговый период. Порядок и сроки уплаты НДПИ. Налоговые ставки.

Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

Они учитываются согласно:

  • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
  • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

  1. НДПИ предполагает отдельный расчет по каждому ПИ.
  2. База налога рассчитывается чаще всего по стоимости добычи полезного ископаемого, с применением процентных ставок НДПИ.
  3. Расчет налога по количеству добытого, твердые ставки применяются в отношении ограниченного числа наименований ПИ.
  4. Расчетные методики и нюансы НДПИ подробно изложены в гл. 26 НК РФ.

Размер налога может быть рассчитан одним из следующих способов:

  1. Первый способ может быть использован для расчета НДПИ при добыче большинства полезных ископаемых. Рассчитывается как общая сумма извлеченного из недр сырья, а действующие ставки берутся из соответствующей статьи НК РФ.
  2. Второй способ исчисления применяется при добыче газа. В этом случае учитывается общий объем добытого сырья и специфические ставки, определяемые НК РФ.
  3. Третий способ применяется при расчете НДПИ на драгоценные металлы. Налоговая база зависит от стоимости реализации готового сырья или самородков, которые были добыты на месте.
  4. Четвертый метод создан для расчета НДПИ при добыче нефти. База определяется в тоннах, а ставку корректируют установленные НК РФ коэффициенты.

Формула, по которой рассчитывается налог на добычу полезных ископаемых, выглядит так:

НДПИ = НБ * НС, где НБ означает налоговую базу, рассчитанную за отчетный период, а НС – ставку процента, установленную НК РФ.

Водный налог был введен в действие с 01.01.2005 с принятием гл. 25.2 НК РФ, заменив собой ранее действовавшую плату за пользование водными объектами промышленными предприятиями, которая также относилась к федеральным налогам, расширив круг налогоплательщиков. При этом водный налог входит в систему платежей, связанных с пользованием водными объектами.

Особенности возникновения прав на водопользование, правовой статус водопользователей, виды водопользования регулируются Водным кодексом РФ.

В состав водного объекта входят поверхностные водные объекты (поверхностные воды и покрытые ими земли в пределах береговой линии: моря или их отдельные части, реки, ручьи, каналы, водоемы, болота, родники, гейзеры, ледники, снежники) и подземные водные объекты (бассейны подземных вод, водоносные горизонты).

Право на водопользование возникает из договоров водопользования и решений компетентных органов государственной власти и местного самоуправления о предоставлении водных объектов в пользование.

Согласно п. 1 ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, которое подлежит лицензированию в соответствии с российским законодательством.

Действовавший до 01.01.2007 ВК РФ предусматривал специальное и особое водопользование, осуществляемые исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществлялось на основании договора пользования водными объектами и лицензии на водопользование в соответствии с положениями Водного кодекса РФ, а пользование подземными водными объектами — на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в соответствии с требованиями Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах». Поэтому до 01.01.2007 плательщиками водного налога являлись организации и физические лица, осуществлявшие пользование водными объектами на основании указанных лицензий.

Новый Водный кодекс РФ отменил систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами, а уплата водного налога за пользование поверхностным водным объектом на основании договора или решения о предоставлении в пользование, заключенного (принятого) после 01.01.2007, была заменена взиманием платы неналогового характера.

Однако, пользование подземными водными объектами (для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения) осталось объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии положениями НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 01.01.2007, так и после этого срока.

Таким образом, в настоящее время плательщиками водного налога являются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, пользующиеся на основании лицензий подземными водными объектами, а также поверхностными водными объектами — на основании лицензий, выданных до 01.01.2007.

НК РФ не содержит положений о специальной постановке на учет налогоплательщиков водного налога. Органы, осуществляющие лицензирование деятельности, связанной с пользованием природными ресурсами, обязаны сообщать сведения о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы, которые присваивают природопользователю-налогоплательщику соответствующий код постановки на учет.

Объекты налогообложения определяются в соответствии с конкретными видами водопользования, перечисленными в п. 1 ст. 333.9 НК РФ:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения 15 типов водопользования, среди которых: забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, термальных вод, шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод; из водных объектов — воды для обеспечения пожарной безопасности, ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, санитарных, экологических и судоходных попусков, орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, принадлежащих сельскохозяйственным организациям и гражданам, обеспечения работы технологического оборудования морских судов, судов внутреннего и смешанного (река — море) плавания, рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений, плавания на судах, разовых посадок (взлетов) воздушных судов, осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, обеспечением нужд обороны страны и безопасности государства.

Государственная пошлина занимает особое место в налоговой системе России.

Взимание в государственную казну пошлин имело место еще в период становления Киевской Руси как раннефеодальной монархии, наряду с данью, штрафами и повинностями.

Первоначально пошлины устанавливались в целях благоустройства: в интересах торговли при взвешивании и измерении товаров (вес и мера), за предоставление средств или помощи со стороны государства при перевозке товаров через реку или волоки (мыт и перевоз). Также взимались кормчита (пошлина с содержателей корчем), гостиная дань и торговое (пошлина за предоставление купцам мест для склада товаров и за устройство рынка).

В Х в. с развитием княжеских хозяйств появились пошлины с внешней торговли (торговые пошлины).

Поскольку налоговая система конца XIX-XX в. характеризовалась превалированием роли косвенного обложения в формировании доходной части бюджета, пошлинам (в первую очередь таможенным) и сборам уделялось повышенное внимание. Однако легальной дефиниции термина «пошлина» не было. Под общим названием «пошлина» объединялись платежи различного наименования: собственно пошлины, сборы, платежи и платы.

Ученые того времени, как правило, не придавали пошлинам самостоятельного значения. И.И. Янжул считал пошлины сборами, занимающими переходное положение от регалий к налогам. Э.Н. Берендтс также называл пошлины сборами, а сборы приравнивал к слову «взимание».

Государственная пошлина была введена в России в 1930 г. в ходе проведения налоговой реформы с целью упрощения системы налоговых и неналоговых изъятий средств в бюджет. Она заменила собой ряд пошлин, взимавшихся ранее, в том числе гербовый сбор. Однако понятие и место государственной пошлины в налоговой системе определены не были.

С середины 80-х гг. XX в. в рамках постепенной либерализации экономики и перехода к рыночным отношениям начался процесс расширения перечня юридически значимых действий, за которые взималась государственная пошлина.

С принятием гл. 25.3 НК РФ (вступила в силу с 01.012005), регулирующей взимание государственной пошлины, сфера действия государственной пошлины была расширена за счет включения действий, за которые ранее взимались сборы или иные платежи.

В соответствии со ст. 333.16 НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с российскими законодательными актами, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, включая выдачу документов (их дубликатов).

Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица:

  1. при обращении за совершением юридически значимых действий, предусмотренных налоговым законодательством;
  2. если они выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, Верховном Суде РФ, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины.

Ниже в таблицах будут приведены справочники кодов бюджетной классификации на 2020 год.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ):

Наименование платежа Код перечисления налога
Нефть 182 1 07 01011 01 1000 110
Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья 182 1 07 01012 01 1000 110
Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья 182 1 07 01013 01 1000 110
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых 182 1 07 01020 01 1000 110
Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) 182 1 07 01030 01 1000 110
Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе России, в исключительной экономической зоне РФ, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории России 182 1 07 01050 01 1000 110
Налог на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов 182 1 07 01050 01 1000 110
Налог на добычу полезных ископаемых в виде угля 182 1 07 01050 01 1000 110

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов:

Наименование платежа Код перечисления налога
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) 182 1 07 04020 01 1000 110
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) 182 1 07 04030 01 1000 110

Сбор за пользование объектами животного мира:

Наименование платежа Код перечисления налога
Сбор за пользование объектами животного мира 182 1 07 04010 01 1000 110

Водный налог:

Наименование платежа Код перечисления налога
Водный налог 182 1 07 03000 01 1000 110

Платежи за пользование недрами:

Наименование платежа Код перечисления налога
Регулярные платежи за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс) на территории РФ 182 1 12 02030 01 1000 120
Регулярные платежи за пользование недрами (ренталс) при пользовании недрами на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ 182 1 12 02080 01 1000 120

Платежи за пользование природными ресурсами:

Наименование платежа Код перечисления налога
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 048 1 12 01010 01 0000 120
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами 048 1 12 01020 01 0000 120
Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты 048 1 12 01030 01 0000 120
Плата за размещение отходов производства и потребления 048 1 12 01040 01 0000 120
Плата за иные виды негативного воздействия на окружающую среду 048 1 12 01050 01 0000 120
Плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям 076 1 12 03000 01 0000 120
Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности 052 1 12 05010 01 0000 120
Доходы в виде платы за предоставление рыбопромыслового участка, полученной от победителя конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка 076 1 12 06000 01 0000 120

Бланк декларации включает:

  1. Титульный лист.
  2. Раздел 1 «Сумма налога, которая подлежит уплате…».
  3. Раздел 2 «Ведомости, которые служат основанием для расчета и уплаты НДПИ, за исключением угля».
  4. Раздел 3 «Определение стоимости единицы извлеченного полезного ископаемого на основании расчетной стоимости».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *