Страховая требует возместить ущерб по осаго европротокол

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховая требует возместить ущерб по осаго европротокол». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • следующая ›
  • последняя »

Под прессом регресса. Что делать, если страховая компания требует денег?

В ст.14 Закона «Об ОСАГО» приведён обширный перечень оснований, по которым может быть выставлено требование о возмещении убытков. Это умышленное совершение ДТП, состояние опьянения виновного водителя в момент аварии, истекший на момент ДТП срок действия диагностической карты ТС и т.д.

Так как мы говорим конкретно о Европротоколе, то нас интересуют главным образом пункт «з». В нем говорится о ситуации, когда виновник приступил к ремонту или утилизации своего авто, не дождавшись, пока пройдут положенные 15 дней, и/или не предоставил свой автомобиль к осмотру и экспертизе по требованию страховщика.

Более детально о том, что должен делать виновник ДТП после составления Европротокола, а также о последствиях его неправильных действий, узнайте в этом материале.

Страховщик может потребовать с причинителя вреда сумму, непосредственно затраченную на возмещение ущерба потерпевшему, плюс те суммы, которые были затрачены дополнительно (на проведение независимой технической экспертизы, ведение страхового дела и т.д.).

Размер выплат по Европротоколу составляет до 100 000 р. в регионах (с 01.06.2018 вступила в силу поправка, по которой эта сумма увеличилась) и до 400 000 рублей при ДТП, совершённых в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Подробнее о страховых выплатах по ОСАГО по Европротоколу узнайте в отдельной статье.

То есть, придётся возместить фактически внесённую страховой компанией за ремонт сумму плюс ещё несколько тысяч за дополнительные расходы страховщика.

Право на регресс возникает у страховщика, только если он произвел выплату страхового возмещения и может это подтвердить. Ссылаясь на это, запросите в страховой компании документы, подтверждающие такое перечисление. Если документальные доказательства этого не будут предоставлены, вы вполне законно можете усомниться в переходе права регрессного требования к страховщику. И пока он не докажет обратного, можно не платить.

Регресс по Европротоколу: что это, как оспорить и не платить, судебная практика

Успешный исход в спорах со страховщиками нельзя гарантировать никогда. Многообразие судебной практики имеется лишь по делам, где основанием для регресса является пп. ж) п. 1 ст. 14 ФЗ “Об ОСАГО” . Но так как он отменен, актуальность вопроса постепенно утрачивается. Остальные же основания фигурируют многократно реже, а потому успех тяжбы будет зависеть от конкретных обстоятельств дела и упорства страхователей. А потому, резюмируя все сказанное, нам остается только пожелать вам удачи, она вам потребуется!

Регрессное требование – это право лица, уплатившего ущерб, причиненный иным лицом, требовать от виновника финансового возмещения своих расходов. Регресс в ОСАГО – это право СК взыскивать с виновника дорожного происшествия возмещения расходов по выплате компенсации пострадавшей стороне.

Такое право закреплено в ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ. С 1.05.2019г. данная статья претерпела существенные изменения, которые коснулись случаев возможного обращения в судебную инстанцию.

Предъявить регрессные требования СК сможет после фактического возмещения повреждений пострадавшей стороне и только через суд.

Страховая фирма вправе взыскивать компенсацию за понесенные расходы с виновного автолюбителя, если он:

  • специально нанес вред жизни или здоровью пострадавшего;
  • управлял автомобилем в нетрезвом состоянии;
  • отказался от прохождения медицинского освидетельствования;
  • скрылся с места автомобильной катастрофы;
  • не указан в полисе ОСАГО;
  • управлял машиной в срок, не предусмотренный договором страхования;
  • самостоятельно произвел ремонт или утилизацию повреждённого автомобиля, предварительно не представив его для проведения независимой экспертизы;
  • имел просроченную диагностическую карту;
  • при заключении договора страхования представил недостоверные сведения, из-за чего произошло занижение страховой премии;
  • управлял автомобилем с прицепом, при условии, что в страховке не предусмотрено вождение машины с прицепом.

До 1 мая 2019 года у СК был еще один повод для предъявления регрессных требований. Он предусматривал возможность взыскания расходов с виновника, зафиксированного по Европротоколу, если виновное лицо не направило в адрес страховщика заполненный протокол в течение 5 рабочих суток после происшествия.

Статьей 2 Федерального закона от 01.05.19г. № 88-ФЗ пункт Ж был отменен. Теперь регресса по Европротоколу не будет, даже если виновное лицо не направило своевременно извещение в адрес СК.

Страховые фирмы, работая с европротоколами, придерживаются той же процедуры и порядка действий, что и в случае с обычными документами по страховке ОСАГО. Страховая компания, по заявлению клиента, может отремонтировать автомобиль, устранив все повреждения в специализированном автоцентре, либо произвести выплаты компенсации по указанным реквизитам.

В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.

  • Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
  • В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
  • Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
  • Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.

Отвечая на вопрос о том, при каких случаях европротокол не оформляется, руководствуйтесь приведенной выше информацией. Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий, фиксировать аварию придется в общем порядке.

Если одно из транспортных средств, ставших участником ДТП, зарегистрировано на территории иностранного государства, а его владелец не имеет полиса ОСАГО или КАСКО, но при этом является обладателем международного страхового полиса «Зеленая карта», оформить ДТП также можно самостоятельно, с применением упрощенной схемы. Подробную информацию о порядке назначения возмещения по «Зеленой карте» вы можете получить, связавшись с представителем Российского союза автостраховщиков (РСА).

Регрессное требование по европротоколу (ОСАГО), можно ли избежать?

Европротокол при ДТП оформляется с использованием специального бланка, который страховой агент бесплатно обязан выдать владельцу транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО. Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании. Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать на любом принтере (рекомендуется загружать форму документа только с официальных авторитетных источников, например с сайтов справочно-правовых систем «Гарант» или «Консультант»). Образец заполнения европротокола также можно найти на различных ресурсах.

Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист). На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно. После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного — каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому — копия.

Если виновник ДТП не успевает за 5 рабочих дней сообщить страховой фирме об аварии, то компенсировать ущерб другому водителю он будет самостоятельно. Если для оформления аварии выбран Европротокол, то после его заполнения, в соответствии с подпунктом «ж» ст. 14 Федерального закона «Об ОСАГО» и правил ОСАГО, виновник аварии может лично посетить офис страховой и отдать им уведомление. Также можно отправить личный экземпляр факсом или заказным письмом.

Некоторые страховые компании в своей работе используют не самые честные и гуманные методы, для того, чтобы возмещение ущерба легло на плечи виновника ДТП. Они пользуются неопытностью людей и их незнанием законов. Например, если водитель вовремя оформил Европротокол, виновник за 5-дневный период приносит в страховую извещение, специалисты снимают копию документа, а оригинал возвращают на руки водителю. В этом случае будет считаться, что автовладелец не отправил Европротокол и не оповестил свою СК.

Также страховые фирмы могут применять другие методы, чтобы снять с себя финансовую ответственность, в том числе:

  • отказ в принятии документов по необъективным причинам;
  • не всегда ставят отметки о принятии документации, в результате чего очень часто эти документы теряются в дальнейшем;
  • если документ отправлен был файлом через интернет или по почте, представители организации могут говорить, что письмо было пустым или они вовсе его не получали.

Важно! Даже если у всех участников аварии услугу страхования представляет одна и та же компания, виновник ДТП должен лично известить её о случившемся, предоставив собственный экземпляр в отведенный срок.

Страховщики конечно же, категорически против отмены пункта «Ж».

По данным сайта Агентства страховых новостей, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев категорически не согласен с инициативой. Право регресса в подобных случаях – это сложившаяся международная практика, страховщики начнут испытывать серьезные затруднения при принятии решения, указывает Евгений Уфимцев. А в «Альфастраховании» считают, что «отсутствие санкций за непредставление документа (который сейчас является фактически единственным документом, позволяющим принять решение по убытку) повлечет за собой недостаток достоверной информации о ДТП, и страховщики будут лишены возможности узнать, страховой ли это случай. «В итоге реализация данной инициативы может вызвать резкий рост убыточности по ОСАГО, что в конечном итоге может стать причиной удорожания полисов».

Что делать, если страховая требует возместить ущерб по ОСАГО

На основании пункта 3 статьи 11.1 Федерального закона об ОСАГО, в случае если ДТП оформлено без участия сотрудников полиции, было составлено извещение о ДТП, в такой ситуации участники дорожно-транспортного происшествия, должны по требованию страховщика, предоставить транспортные средства, участвовавшие в ДТП, для проведения осмотра страховой компанией и проведения независимой технической экспертизы. Транспортные средства предоставляются в течение 5 рабочих дней с момента получения требования от страховой (пункт 3 статьи 11.1 закона об ОСАГО).

Что делать виновнику после оформления Европротокола?

Плюсы и минусы оформления ДТП по Европротоколу

В каких случаях Европротокол будет недействительным?

Здесь хочу обратить Ваше внимание, что страховая должна направить вам письменное требование о предоставлении на осмотр авто. Такое требование направляется по месту регистрации получателя письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Если Вы получили такое письмо, в нём есть официальные требования о предоставлении автомобиля на осмотр с печатями страховой компании, и подписью уполномоченного лица, то в данном случае вам нужно обязательно позаботиться о предоставлении вашего транспортного средства в течение указанного в уведомлении срока страховщику. В противном случае страховая просто-напросто выкатит вам регресс.

Также хочу обратить Ваше внимание, что если страховая позвонила вам по телефону и сказала предоставить автомобиль на осмотр, это не является надлежащим уведомлением стороны. Ну и что вам позвонили, вы не можете точно знать кто на другом конце провода, сотрудник страховой, или просто какой-то мошенник. К тому же звонок по телефону к делу не пришьешь и как бы потом страховая не пыталась доказать что она вас уведомляла, ничего в данной ситуации страховая поделать не может и тем более предъявить вам какие-либо требования по данному основанию. Письменного уведомления нет (значит и требования от страховой так же нет), значит, ничего вы не нарушали, тем более, если передавали вашу копия бланка извещения в страховую компанию вовремя.

Это ещё одно требование от страховой компании, то есть вы оформили ДТП по европротоколу, то вы не имеете права ремонтировать Ваш автомобиль или утилизировать его в течение 15 календарных дней с момента ДТП, обратите внимание, что это не рабочие, а календарные дни. То есть если ДТП произошло 15 июня, отсчет дней начинается следующего дня, то есть 16 июня, срок 15 дней в данном ситуации заканчивается 1 июля, после чего вы можете, как ремонтировать, так и утилизировать автомобиль и с ним делать всё что вы захотите.

Здесь ситуация такая если страховая затребует на осмотр Ваш автомобиль до истечении 15 дней с момента ДТП, а вы его не сможете его предоставить по причине того чтобы авто утилизирован, либо Вы уже отремонтировали автомобиль, то в такой ситуации страховая компания обязательно предъявит вам регрессные требования, это случится рано или поздно.

Даля я расскажу вам о каждом случае подробнее и приведу ссылки на законодательство.

На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона об ОСАГО, страховая компания осуществившая выплату потерпевшему, может предъявить материальные требования виновнику ДТП (причинителю вреда) в плане возмещения страховой компании денежной сумма, которую страховая выплатила потерпевшему, в нижеперечисленных случаях:

  • Если виновник после оформления ДТП по европротоколу не предоставил свою копию извещения о дорожно-транспортном происшествии в страховую компанию в течение 5 рабочих дней с момента возникновения ДТП;
  • Если виновник ДТП приступил к ремонту транспортного средства участвовавшего в ДТП либо к его утилизации по истечении 15 дней с момента возникновения ДТП;
  • Виновник ДТП не предоставил свое транспортное средство по требованию страховой компании, для проведения осмотра или независимой технической экспертизы.

Эти три положения установлены законодательством об ОСАГО (пп. «ж» и «з», пункта 1, статьи 14 Закона об ОСАГО) и в случае их нарушения страховая компания имеет полное право предъявить регрессное требование виновнику ДТП.

Было оформлено ДТП по европротоколу, после заполнения извещения о ДТП у каждого участника осталось по экземпляру извещения. Виновник ДТП в отведенные 5 рабочих дней не предоставил извещение о ДТП в страховую компанию.

Страховая компания возместила потерпевшему в ДТП ущерб, размер которого составил 55000 руб. Так как виновник ДТП нарушил подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 Федерального закона об ОСАГО, страховая компания предъявляет виновнику материальные требования в размере выплаченных потерпевшему 55000 руб. Виновник данном случае рано или поздно получит от страховой требования возместить 55000 руб. Это и будет регрессное требование на примере.

Согласно действующим правилам ОСАГО, установленным законом №40-ФЗ, СК при определенных обстоятельствах вправе требовать погашения ремонтных расходов по регрессным требованиям. В статье 14 ФЗ № 40 приводится список обстоятельств, когда можно требовать взыскания от виновного автомобилиста. К таким случаям относят:

  • допущение осознанного наезда на человека, нанесение имущественного ущерба вовлеченным в ДТП сторонам;
  • наличие алкоголя в крови виновного водителя, вождение под воздействием наркотиков и психотропных препаратов;
  • сокрытие с места аварии после столкновения;
  • отсутствие прав в момент нахождения за рулем, отсутствие полиса страховки в салоне авто.
  • использование машины в качестве такси без наличия соответствующего ТО.

Таким образом, выявив вышеуказанные обстоятельства, при ДТП страховщик взыскивает убытки со своего клиента как нарушителя, действия которого спровоцировали аварийную ситуацию.

Когда происходит ситуация, допускающая применение регрессного иска, многие СК предпочитают выждать срок, выдвигая финансовые требования в отношении виновника к окончанию срока исковой давности, т. е. спустя 2 с лишним года. Подобное поведение вызвано желанием повысить свои шансы на успех при рассмотрении дела в суде, ведь зачастую поднять информацию о ДТП, совершенном почти 3 года назад, довольно сложно, а многие документы, которые могли бы помочь в оспаривании претензий, могут быть испорчены или утеряны. Защитить себя в таком случае довольно сложно – требуется помощь опытного юриста, специализирующегося на автостраховании. Совместными усилиями разрабатываются меры по оспариванию претензии, снижению суммы, доказательству невиновности.

Не всегда суммы, указанные в исковых требованиях, соответствуют действительному ущербу. Завышение калькуляции часто практикуется в регрессных исках, в следующих ситуациях:

  • неверное определение оплаты нормо-часа, учитываемой при расчете страхового возмещения;
  • расходы на замененные в процессе ремонта детали рассчитаны по полной цене от дилеров, не включая возможное снижение стоимости через учет степени изношенности.
  • повреждения, указанные к ремонту страховщиком, превышают объем ущерб, установленный справкой из ГИБДД;
  • появление в смете расходов лишних запчастей;
  • применение пени в отношении водителя.

Чтобы провести работу по снижению стоимости иска, предстоит:

  • подвергнуть тщательному анализу документацию, которую упоминает в иске страховщик;
  • настоять на проведении независимой экспертизе;
  • при выявлении подозрительных расчетов в калькуляции возмещения, насчитанного СК, заявить о своих требованиях провести повторные вычисления.

Для обоснованного оспаривания необходимо тщательно анализировать каждое утверждение страховщика, проверить статьи расходов по каждому пункту. Особое внимание обращают на акт осмотра ТС и выполненную калькуляцию понесенных расходов. При определении законности исковых требований следует учитывать принятие в конце 2014 года единого стандарта проведения подсчетов суммы ущерба и ремонта. Новым регламентом обязаны пользоваться все эксперты, работающие в сфере автострахования.

Для составления калькуляции специалист по оценке обязан использовать установленные справочники, в которых есть информация о стоимости деталей, расходных материалов, а также услуг авторемонтных мастерских. Данные справочники утверждены РСА и приняты в использование всеми экспертными бюро на территории России.

После внимательного изучения расходных статей, следует проверить учет износа в калькуляции, представленной к регрессному иску. В результате проведенной работы, сумма к возмещению может быть значительно снижена.

Перед тем, как обращаться в суд, СК обязана провести досудебные мероприятия в отношении установленного виновного. Между тем, иск не может быть принят на рассмотрение, если не проведена работа по взысканию расходов до обращения в суд.

Часто возникают ситуации, когда СК, не разобравшись в деталях страхового случая, высылает досудебную претензию. Письмо, в котором страховщик требует компенсировать понесенные расходы, не имеет унифицированной формы, однако обязано содержать следующие пункты:

  1. Данные получателя требований по регрессу.
  2. Детальная информация об аварии.
  3. Заключение экспертизы.
  4. Свидетельские показания.
  5. Размер взыскиваемой компенсации.
  6. Данные и реквизиты для перечисления от СК.
  7. Отведенный срок для выполнения требований.
  8. Законодательные ссылки, которыми руководствовался страховщик, выдвигая претензию к водителю.

К документу должен прилагаться список доказательств, на которые опирался страховщик при выставлении претензий:

  • калькуляция ремонтных расходов и закупки деталей;
  • акт экспертизы с фото с места ДТП;
  • финансовые документы о произведенных расчетах;
  • справка Госавтоинспекции;
  • выписанное ГИБДД постановление о правонарушении;
  • ксерокопия страховки и документы на автомобиль, отремонтированный за счет компании;
  • документ о признании случая страховым (соответствующий акт, подготовленный силами СК).

Водитель, в отношении которого взыскивается сумма компенсации, должен получить документ, составленный юридически грамотно, с подтверждениями в виде документальных приложений. На практике СК часто высылает упрощенный вариант письма, без представления доказательной базы, с указанием лишь основным обстоятельств дела:

  1. Краткие данные о происшествии.
  2. Сумма, подлежащая взысканию.
  3. Статьи законов, позволяющие требовать в регрессном порядке.

Подобный документ оформлен с нарушениями процедуры досудебного урегулирования, поэтому не может быть признан законным основанием для признания досудебной процедуры состоявшейся.

Защищать права автомобилисту спустя много времени после ДТП довольно сложно – нет достаточных познаний и опыта в соблюдении норм гражданско-процессуального законодательства. Однако полностью передоверить право на выступление в суде и подачу обращения через своего представителя не стоит.

В интересах автомобилиста внимательно следить за ходом разбирательства, принимать участие в рассмотрении дела судьей. Не следует исключать тот факт, что суд, в отсутствие обвиняемого, может удовлетворить исковые требования СК в полном объеме, посчитав доводы страховщика основательными.

Получать регрессные требования – дело малоприятное. Гораздо проще не допускать нарушений, чтобы исключить возможность проигрыша в суде. Садясь за руль, автомобилист обязан соблюдать действующие Правила (ПДД) и другие нормы закона, действующие для всех граждан РФ.

Исключить риск регрессных требований помогут следующие рекомендации:

  1. Если водитель перед поездкой принял алкогольные напитки, следует забыть о передвижении на собственном авто. Проще вызвать такси, избавив себя от риска стать виновником ДТП.
  2. Водитель обязан быть внимательным в процессе эксплуатации автомобиля, учитывая повышенный риск на дороге. Следует помнить, что на улицах хватает «специалистов», провоцирующих ДТП для того, чтобы затем требовать компенсации.
  3. Если срок страховки истек, следует ехать в СК или оформить полис онлайн, чем кататься за рулем без какой-либо защиты на случай аварии.
  4. Когда используется специализированный автотранспорт (сюда относят и такси, автобусы, грузовики), важно следить за своевременным прохождением регулярного ТО.
  5. Если водитель садится за руль не своей автомашины, лучше еще раз проверить, вписан ли человек в страховку, чем потом компенсировать расходы пострадавших в ДТП автомобилей.
  6. В момент ДТП ни при каких обстоятельствах не стоит покидать место аварии, если нет острой потребности в транспортировке пострадавших. Необходимо дождаться приезда представителей ГИБДД и внимательно следить за составлением протокола и фиксацией обстоятельств аварии.
  7. Уведомлять виновник аварии страховщика должен лишь в одном случае – при составлении европротокола. Срок обращения – 5 дней.

Регрессные иски сложны при отстаивании своих прав, прежде всего, в силу давности случая. Так как при оформлении исков часто происходят нарушения в процедуре, а размер компенсации довольно значителен, не рекомендуется заниматься защитой на суде самостоятельно. Привлечение автоюриста поможет решить вопросы с СК с наименьшими потерями.

Нюансы возмещения ущерба по ОСАГО при аварии, если составлен Европротокол

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.

Если автовладелец захотел сэкономить и купил подделку на сомнительном сайте, договор ОСАГО не признают заключенным и ущерб пострадавшему за счет страховой не возместят. Деньги придется требовать напрямую с виновника через суд.

Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. Сейчас это 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года будет 100 тысяч. Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.

Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.

Не стоит ремонтировать машину до осмотра страховщиком, даже если оформлен европротокол. Верховный суд пояснил, что страховая может отказать выплате и будет права.

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.

Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.

ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.

Страховая требует ущерб по ОСАГО

В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.

Страховая выдала направление на ремонт, в автосервисе покрасили бампер или крыло. Кажется, что все хорошо. Но это уже крашеная машина, и даже после ремонта она не будет стоить те же 700 тысяч. Из-за покраски и замены деталей она может стоить на 20 тысяч меньше — эту сумму можно включить в сумму ущерба в пределах общего лимита для полисов ОСАГО.

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.

Как уже говорилось выше, действующее законодательство тщательно регулирует порядок и правила предъявления регрессного требования.

Это – основные законодательные акты, регулирующие данную сферу правоотношений. Но кроме этого определенные пункты содержаться также в договорах страхования, которые заключают страховщики с владельцами транспортных средств.

Срок исковой давности по таким делам равен трем годам и страховые компании стараются к окончанию этого срока подавать иски на ничего не подозревающих автолюбителей, с расчетом на Вашу забывчивость и беспечность.

Вы вспоминаете, что действительно, было дело, на осмотр поврежденного авто Вас никто не приглашал, а откуда взялась львиная доля повреждений, и, как следствие, сумма исковых требований, Вы представления не имеете. Тут же Вы начинаете себя корить, что не позаботились о расширении лимита по ОСАГО, прикидывать в течение какого срока у Вас получится возместить указанную сумму и каким образом…

Тут стоит остановиться.

В 90% случаев иск по суброгации подаёт страховое коллекторское агентство. Чаще всего это «Центр долгового управления» (ЦДУ), «Бизнес коллекшн групп», ООО «Реновацио», ЦАП «Ваше право».

Во-первых, обратите внимание на дату подачи искового заявления. Она не должна превышать трех лет со дня, случившегося по Вашей вине ДТП. В связи с тем, что дел таких много, то страховые коллекторы иногда не успевают подать иск в срок, поэтому, хоть и редко, но у Вас есть шанс выиграть дело по суброгации вообще без юристов. При просрочке исковой давности вы можете просто подать заявление о применении срока исковой давности.

Многих интересует вопрос о том, сколько составляет сума регрессного требования. В первую очередь необходимо знать о том, что данная сумма складывается из суммы страхового возмещения, которое было выплачено пострадавшей стороне, а также из суммы, которая была потрачена страховой компанией для осуществления оплаты.

Например, для выплаты страхового возмещения может потребоваться проведение экспертизы. В этом случае стоимость экспертизы также включена в размер регрессного требования.

Например, автомобилю пострадавшего был причинен ущерб в размере 100 000 рублей.

Для проведения экспертиз страховая компания потратила 5000 рублей, а для ведения страхового дела – 2000 рублей. В этом случае она может потребовать от виновника 107 000 рублей.

В любом случае отстаивать свои права в суде или в досудебном порядке Вам придется. Нужно будет пройти от начала и до конца все судебные заседания самому или, выдав доверенность юристу, иначе из-за Вашей неявки будет вынесено заочное решение, согласно которому будут удовлетворены полностью требования страховой компании «N», какими бы необоснованными они ни были.

В нашей практике были случаи, когда суд при вынесении решения не учитывал результаты и судебной экспертизы, если она реально не соответствует указанным выше параметрам. Главное – грамотно и обоснованно написанный отзыв (рецензия) на заключение эксперта. Судебные разбирательства по суброгации в большинстве своем имеют массу тонкостей и нюансов, могут обернуться неожиданными открытиями, как для Вас, так и для страховой компании.

Поэтому рекомендуем не заниматься самодеятельностью, а обратиться к компетентным специалистам (хотя бы за бесплатной консультацией), которые «собаку съели» на такого рода делах и будут «отстаивать права и интересы заказчика, реализовывать мероприятия, с той оперативностью и степенью заботливости, разумности и добросовестности, как если бы они отстаивали свои собственные права и интересы» (цитата из п.3.1.3. нашего договора на оказание юридических услуг).

Как говорилось выше, регрессное требование к виновнику ДТП может быть предъявлено исключительно в судебном порядке.

Соответственно, сумма выплаченной страховой компанией возмещения может быть получена у виновника ДТП после принятия судом соответствующего решения и после его вступления в законную силу.

Как правило, судебные разбирательства по подобным делам не длятся очень долго.

Но если виновник не согласен с позицией страховой компании, он может предъявить ответ на иск, и в этом случае судебное разбирательство может затянуться.

На практике в основном страховым компаниям приходится писать заявление для возбуждения исполнительного производства с целью получения суммы долга в принудительном порядке.

Ниже приведен один пример из судебной практики.

Виновник был пьян, и по его вине произошло ДТП. Размер ущерба составлял 30 000 рублей. Страховая компания оплатила его потерпевшей стороне, но также предъявила исковое заявление в суд с целью получения выплаченной суммы.

Суд удовлетворил требования страховой компании. Подобных дел на практике очень много, и в этой ситуации суды всегда удовлетворяют требования страховщиков.

Но страховые компании могут воспользоваться данной возможностью далеко не во всех случаях.

Если же страховщик решил предъявить исковое заявление в суд, то виновнику желательно прибегнуть к помощи квалифицированного специалиста.

Только в этом случае можно добиться полной защиты своих прав и законных интересов, а также удачи в судебном разбирательстве.

Ведь судебная практика гласит, что суды по подобным делам в основном удовлетворяют требования страховщиков.

Если даже суд удовлетворил исковое заявление, то опытный и квалифицированный адвокат сможет составить и предъявить апелляционную жалобу.

Кто может проводить независимую экспертизу после ДТП, рассказывается в статье:

независимая экспертиза после ДТП

.

Образец досудебной претензии виновнику ДТП без ОСАГО смотрите на странице.

Куда звонить при ДТП в Ростове-на-Дону, узнайте из этой информации.

  1. Вам нужно ознакомиться с экспертизой или ремонтными документами, на основании которых рассчитана цена иска.
  2. Понять насколько перечень повреждений соответствует действительным повреждениям автомобиля.

Иногда очевидно, что перечисленные в экспертном заключении повреждения по Вашей вине просто не могли быть образованы, например, в том случае, когда Вы совершили столкновение с потерпевшим, въехав ему в задний бампер справа, а в экспертизе фигурирует передняя левая фара.

Бывает, сумма ущерба завышена так, что намного превышает стоимость автомобиля, а бывает, что после ДТП страховая компания требует взыскать с виновника стоимость ущерба без учета эксплуатационного износа деталей — неправильно.

Обязанности водителей по ОСАГО регулирует соответствующий одноимённый Федеральный закон ФЗ-40. Именно он в 2 своих пунктах ранее имел следующие положения:

  • пункт 2 статьи 11 обязывал обоих участников ДТП в случае европротокола направить бланки извещения в свои страховые в течение 5 дней,
  • пп. «ж» пункта 1 статьи 14 предписывал, что в случае неисполнения указанной выше обязанности виновником страховщик имел право выставить ему регресс на сумму возмещения потерпевшему лицу.

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

.
ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

С 1 мая 2019 года издан соответствующий Федеральный закон №88-ФЗ, который внёс изменения в вышеуказанный правовой акт. Если быть точнее, изменений 2:

  1. подпункт «ж» признан утратившим силу,
  2. регрессное требование теперь не может быть предъявлено пешеходу в случаях, если причинён вред его здоровью, а также его родственникам, если пешеход погиб (статья 5 ФЗ №88).

Таким образом, по состоянию на 26 Августа 2019 года обязанность обоих участников ДТП направить свою копию извещения европротокола каждый в свою страховую осталась. Однако, последствий за неисполнение такой обязанности не будет: ни регресса, ни штрафа, ни другой ответственности.

Итак, как мы уже указали выше, у виновника осталась обязанность по оповещению своей страховой о страховом случае. Сделать это нужно в течение 5 рабочих дней. Но такая же обязанность есть и у потерпевшего. Ему, в отличие от виновника, в этот срок необходимо направить свой бланк извещения вместе с заявлением о страховом возмещении по ОСАГО.

Ещё одна важная обязанность у виновника при европротоколе: не ремонтировать своё авто в течение 15 дней после ДТП. А также предоставить его страховой компании виновного водителя или потерпевшего по первому требованию в течение 5 дней после получения такого требования.

И за неисполнение требования предоставить авто, либо если вы предоставите в первые 15 дней после аварии восстановленный автомобиль, вас ждёт регресс (пп. «з» п.1 статьи 14 ФЗ-40).

Регресс – это, в первую очередь, право. В нашей ситуации право страховой компании отсудить выплаченные потерпевшему деньги за неисполнение обязанностей виновника в установленных законом случаях. Мы уже рассмотрели подробно вопрос о том, как правильно уведомить виновнику своего страховщика. Настало время выяснить, как быть и что делать, если вы этого не сделали совсем или не успели вовремя отправить извещение.

Если вы не сдали европротокол по ОСАГО страховщику в течение 5 дней, оформленный при ДТП, а само происшествие произошло до 1 мая 2019 года, то закон на стороне последнего. Представим в виде логической цепочки, откуда возникает такое право у страховой организации:

  1. пункт 3.8 Правил страхования обязывает виновника отправить свой бланк извещения в течение 5 дней страховой компании, в которой он заключил договор ОСАГО; это же предписывает Федеральный закон Об ОСАГО ФЗ-40 в пункте 2 статьи 11.1;
  2. если этого не сделать, то страховщику переходит право регресса за неуведомление по подпункту «ж» пункта 1 статьи 14 ФЗ-40, но только если авария случилась до 1 мая 2019 года.

Именно в этот день произошло важное событие в законодательстве об ОСАГО. Если до 1 мая 2019 года страховая компания законно могла за нарушение срока представления бланка извещения виновником в свою страховую выставить тому регресс – истребование всей выплаченной потерепевшему суммы, то после указанной даты такое право страховщика отменено соответствующим ФЗ-88.

Да. С большой долей вероятности. Если вы получили такое требование в виде довольно запутанного письма, то можете быть уверены – другие, попавшие в аналогичную ситуацию, получали такое же, где страховая требует выплату в размере выплаченной потерпевшему суммы в порядке регресса. И, что печально, страховые не брезгуют подавать в суды даже при незначительных суммах такого требования.

В первую очередь, оценить ситуацию и понять, подавали ли вы бланк извещения еврпоротокола в страховую. Если даже вы отправили документ страховщику и успели уложиться в 5 дней, то это ещё не значит, что страховая ничего у вас не отсудит – у вас должны быть доказательства принятия извещения. А таковыми служат:

  • копия европротокола с штампом с входящим номером или печатью страховой о принятии с датой не позднее 5 дней,
  • видеозапись вручения,
  • чек и копия уведомления о вручении с почтового отделения, если вы отправляли его почтой.

Если же вы просто забыли сдать европротокол страховщику или попросту не знали о такой обязанности, то просто бросать это на самотёк не стоит. Вероятнее, всего для защиты интересов лучше прибегнуть к помощи представителя – юриста, который по отзывам сможет «вытянуть» дело, опираясь на правильные правовые акты и убедив судью последовательностью.

На большинстве сайтов вы не найдёте информации о способах не платить или оспорить выставленное регрессное требование по ОСАГО в случае, если вы забыли уведомить страховую в течение 5 дней предоставлением европротокола. Казалось бы, так способов и правда нет, ведь законодательство чётко урегулировало право регресса при неисполнении обязанности виновником.

Но способ есть! Впрочем, он не стопроцентный, так как основан лишь на одном решении суда.

Дело в том, что право в нашей стране должно быть основано не только на законе, но и на обоснованности (Постановление Пленума Верховного суда от 19 декабря 2003 года №23). Регресс по европротоколу на практике судебных решений также должен быть обоснован, как следствие.

И совсем недавно Советский районный суд города Казани вынес свежее, довольно неординарное, но вполне логичное и, главное, положительное для виновника, которому был выставлен регресс и который его оспорил, решение с отказом для истца.

Суть дела заключалась в иске страховой компании виновнику ДТП на не очень большую сумму чуть более 26 тысяч рублей в порядке регресса с требованием её выплаты, так как тот не отправил европротокол в страховую.

Суд принял во внимание, что пункт 2 ФЗ Об ОСАГО, обязывающий виновника в течение 5 дней сдать европротокол в страховую компанию, тесно взаимосвязан со следующим – третьим – пунктом, где страховщик имеет право осмотреть автомобиль виновника, а тому запрещается ремонтировать его в течение такого же срока, ссылаясь на определение Конституционного суда РФ.

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 №1059-О следует, что по смыслу пункта 2 статьи 11.1 Федерального закона №40-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к ДТП, бланка извещения о ДТП страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 данной статьи, представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.

Вполне логично, что, если у страховщика есть право 5 дней для осмотра авто, то у виновника аварии должна быть обязанность не ремонтировать его и, соответственно, вообще оповестить страховую о самом факте ДТП.

Таким образом, суд учёл, что неисполнение обязанности виновником по извещению страховой в течение 5 дней не даёт тому безусловное право регрессного требования, а только если это повлияло на обязанность самой страховой в выплате возмещения потерпевшему.

Как следует из материалов дела потерпевшая С.М. представила в страховую компанию извещение о ДТП, содержащее подписи в том числе и ответчика Бочкарева Ю.А., данный случай был признан страховым и потерпевшему произведена выплата страхового возмещения, то есть данных документов оказалось достаточно для принятия решения о возмещении, произведённом страховщиком своему страхователю (потерпевшему).

. При рассмотрении дела не доказано, что отсутствие у страховщика сведений о наступлении страхового случая могло каким-то образом сказаться на обязанности выплатить страховое возмещение, так как объем повреждений был зафиксирован, он остался неизменным.

В конечном итоге суд вынес решение, в котором отказал истцу в регрессном требовании и, соответственно, позволил виновнику ДТП не платить по регрессу и избежать существенных финансовых потерь.

Страховщик может потребовать с причинителя вреда сумму, непосредственно затраченную на возмещение ущерба потерпевшему, плюс те суммы, которые были затрачены дополнительно (на проведение независимой технической экспертизы, ведение страхового дела и т.д.).

Размер выплат по Европротоколу составляет до 100 000 р. в регионах (с вступила в силу поправка, по которой эта сумма увеличилась) и до 400 000 рублей при ДТП, совершённых в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Подробнее о страховых выплатах по ОСАГО по Европротоколу узнайте в отдельной статье.

То есть, придётся возместить фактически внесённую страховой компанией за ремонт сумму плюс ещё несколько тысяч за дополнительные расходы страховщика.

  • В случае нарушения законодательных актов или правил договора страхования, оспорить регресс по Европротоколу в суде практически невозможно.
  • Даже если машина не ваша, постарайтесь убедить владельца не делать ремонт сразу после аварии и представить её на осмотр по требованию СК. Что-то доказать в суде будет сложно и придется платить страховщику из своего кармана.
  • Для потерпевшего срок обращения в СК с заявлением о возмещении ущерба или ремонте авто за счет страховой компании может быть изменен по условиям страхового договора. Но не больше пяти дней, если ДТП оформляли без участия инспектора ГИБДД.
  • Ходатайствовать о проведении судебной экспертизы можно лишь при полной уверенности, что сумма взыскания страховщиком явно завышена. Иначе просто дополнительно потратитесь на ее проведение.

Регресс – это, в первую очередь, право. В нашей ситуации право страховой компании отсудить выплаченные потерпевшему деньги за неисполнение обязанностей виновника в установленных законом случаях. Мы уже рассмотрели подробно вопрос о том, как правильно уведомить виновнику своего страховщика. Настало время выяснить, как быть и что делать, если вы этого не сделали совсем или не успели вовремя отправить извещение.

Если вы не сдали европротокол по ОСАГО страховщику в течение 5 дней, оформленный при ДТП, а само происшествие произошло до 1 мая 2019 года, то закон на стороне последнего. Представим в виде логической цепочки, откуда возникает такое право у страховой организации:

  1. пункт 3.8 Правил страхования обязывает виновника отправить свой бланк извещения в течение 5 дней страховой компании, в которой он заключил договор ОСАГО; это же предписывает Федеральный закон Об ОСАГО ФЗ-40 в пункте 2 статьи 11.1;
  2. если этого не сделать, то страховщику переходит право регресса за неуведомление по подпункту «ж» пункта 1 статьи 14 ФЗ-40, но только если авария случилась до 1 мая 2019 года.

Требование по регрессу от страховой компании – это досудебная претензия, полученная виновником ДТП. Если вы считаете, что СК не имеет права что-то с вас взыскивать, подготовьте юридически грамотный ответ. Ваша позиция должна быть подкреплена документально. Если в переписке со СК ничего добиться не удастся, оспорить предъявляемые требования можно будет только в суде.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.