Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предъявление исполнительного листа в федеральное казначейство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Средства, выделяемые из бюджетов всех уровней, носят строго целевой характер. Для контроля за расходованием ассигнований все учреждения государственного подчинения обязаны открывать лицевые счета в казначействе. УФК — это орган исполнительной власти, который занимается администрированием средств федерального бюджета, исполнением обязательств государства и подконтрольных структур. Как правило, на уровень казначейства передаются и полномочия по обслуживанию бюджетов муниципальных образований, субъектов РФ.
Ввиду особого статуса бюджетных организаций, исполнение судебных актов о взыскании средств в отношении них проходит по специальным правилам:
- предъявление исполнительного листа в казначейство допускается по строго ограниченным видам обязательств, указанных в БК РФ;
- хотя срок перечисления средств связан с первым же поступлением ассигнований, период ожидания может затянуться по причине защиты от списания многих статей;
- исполнительный лист в казначейство может направить не только сам взыскатель, но и суд или иной орган по его просьбе.
Заявление в УФК можно подать по договорным обязательствам казенного учреждения, по штрафным санкциям перед налоговыми и пенсионными органами. Отдельного внимания заслуживает долг по контрактам в системе госзакупок. В отличие от множества других статей бюджета, которые защищены от списания в пользу кредиторов, средства под госзакупки будут удерживаться сразу по мере поступления.
Нельзя направить по линии казначейства исполнительные листы, связаны с взысканием вреда за незаконные действия и бездействие чиновников, компенсации за нарушением прав на судопроизводство и несвоевременное исполнение судебных актов. По таким обязательствам подача заявления допускается только в Министерство финансов РФ и его региональные подразделения.
Нельзя предъявить в УФК исполнительный лист, если требование в нем не связано с взысканием на средства бюджета. Это могут быть следующие виды обязательств:
- долг по договорам, заключенным вне системы госзакупок, финансируемых за счет собственных средств учреждения;
- штрафные санкции, взысканные персонально с должностных лиц организации (например, за меры ответственности по КоАП РФ);
- возмещение вреда здоровью и жизни граждан, причиненного в ходе трудовой деятельности (такие выплаты выплачиваются по исполнительным листам через ФСС).
По указанным направлениям исполнительное производство может возбуждаться в общем порядке, т.е. по линии ФССП. Аналогичный порядок предъявления применяется для взыскания по договорным спорам с сфере коммерческой деятельности учреждения, если она разрешена законом или локальными актами.
Чтобы подать документы на принудительное удержание за счет бюджета, нужно располагать информацией о должнике, номере его лицевого счета, ИНН, ОГРН, ряде иных реквизитов и идентификаторов. Эти данные можно узнать из листа записи ЕГРЮЛ, договоров, судебного акта. Когда дело рассматривается в суде, указанная информация запрашивается в обязательном порядке.
Направить бланк заявления и иные документы можно непосредственно в УФК, либо почтовым отправлением. Исполнение предъявленных исполнительных документов осуществляется в казначействе по месту открытия лицевого счета. Направив туда заявление, не придется обращаться в иные ведомства и подразделения УФК, так как все бланки будут направлены в ходе межведомственного обмена. После подачи заявления должнику направляется уведомление о поступлении исполнительного листа.
Ход исполнительного производства через казначейство регламентирован статьей 242.3 Бюджетного кодекса РФ. После подачи заявления и иных обязательных документов, процедура пройдет в следующие процессуальные сроки:
- УФК уведомляет должника о поступлении исполнительного листа не позднее 5 дней, запрашивает информацию о причинах возникновения долга;
- бюджетное учреждение обязано направить в казначейство сведения об обязательствах, подтвержденных решением суда, в течение 10 дней;
- должник обязан направить главному распорядителю средств письмо об увеличении лимитов для выплаты долга;
- общий срок, в течение которого взыскатель должен получить деньги, не может превышать трех месяцев.
Если 3 месяца истекли, а долг по исполнительному листу не погашен, у взыскателя возникает 2 варианта дальнейших действий. После получения ответа от казначейства можно отозвать документы, после чего обратиться в суд для привлечения к субсидиарной ответственности вышестоящий государственный орган. Также взыскатель вправе направить в УФК уведомление с согласие продолжить исполнение до поступления средств на счет должника.
Составление заявления не представляет сложностей. Чтобы не допустить ошибок, рекомендуем воспользоваться образцами, размещенными на стендах судов, или справочной информацией информационных правовых баз «Гарант» или «Консультант». Если доступа к ним нет – использовать заявление в казначейство на взыскание по исполнительному листу образец, почерпнутый из надежного правового сайта.
Исполнение по решениям судов к администрации различных уровней осуществляется в соответствии с Административным регламентом от 10.11. 2010. Регламент предусматривает сложную процедуру приема и проверки ИЛ, предусмотренную п. 4 Регламента.
Сроки исполнения поставлены в зависимость от достаточности средств в бюджете. Они определены в п. 12 Регламента. Взыскиваемые деньги должны перечислять:
- Если есть сумма необходимая для оплаты, исполняется в течение 10 дней.
- При недостаточности – в течение 3 месяцев со времени наполнения бюджета.
- На следующий день, после поступления на счет должника (бюджета) средств, от приносящей доход деятельности.
- По регулярным выплатам – не позднее следующего дня, за днем, определенным в решении суда. Или в соответствии с согласованным графиком взыскания.
Содержание:
Исполнение решений судов о взыскании с казны
Если должником по исполнительному листу является бюджетная организация или казна, то не следует подавать исполнительный лист судебным приставам. Это связано с тем, что у бюджетников нет расчетных счетов в кредитных учреждениях – у них есть только лицевые счета, открытые в органах казначейства.
Поэтому такие решения суда исполняются исключительно Минфином.
Чтобы подать ИД на исполнение, вам потребуются:
1) исполнительный лист;
2) решение суда с синей печатью и «живой» подписью судьи;
3) заявление о принятии ИЛ к исполнению.
Образец заявления Вы можете найти на сайте Минфина. Не забудьте указать реквизиты счета, на который Вам будут перечисляться денежки.
Есть и другой важный момент, который был уточнен тем же постановлением Пленума ВС от 28.05.2019 № 13. Дело в том, что суд может и сам направить в Минфин исполнительный документ.
«Суд направляет исполнительный документ в двух основных случаях. Во-первых, если об этом его попросит в ходатайстве взыскатель. Во-вторых, когда этого требует закон».
Данная возможность предусмотрена абз. 4 п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, ч. 3.1 ст. 353 КАС РФ, абз. 2 ч. 3 ст. 319 АПК РФ.
Например, суд сам направит исполнительный лист в финансовые органы или подразделения Казначейства по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, причем сделать это судья обязан не позднее следующего дня после принятия решения в окончательной форме по делам, которые рассматривались по правилам КАС РФ. В рамках АПК РФ установлен более длительный срок: у судьи есть пять дней со дня принятия решения.
Для того чтобы суд исполнил обязанность, а Вы быстрее реализовали свое право, сообщите судье реквизиты банковского счета, на который должны будут перечислить денежные средства. Суд будет обязан указать такую информацию в исполнительном листе. К слову, сообщать нужно именно реквизиты взыскателя: Пленум в очередной раз запретил перечислять бюджетные средства на счет представителей или по просьбе взыскателя на счет иного лица.
- федеральные казенные учреждения, по обязательствам которых обращено взыскание на средства федерального бюджета;
- казенные учреждения субъекта РФ, по обязательствам которых обращено взыскание на средства бюджета субъекта РФ;
- муниципальные казенные учреждения, по обязательствам которых обращено взыскание на средства местного бюджета.
ВС перекрыл сомнительные схемы обналичивания средств из бюджета
В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и в связи с возникающими в судебной практике вопросами об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.
1. Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ, Кодекс) установлен специальный правовой режим — иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 Кодекса.
Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 241 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.
При этом механизм принудительного исполнения, закрепленный Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), не используется, кроме случаев, установленных Кодексом. При поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
2. Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются положениями главы 241 БК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 2421 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 241 БК РФ (далее — орган, исполняющий судебные акты): финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации (далее — Минфин России), финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) и органы Федерального казначейства.
3. По общему правилу, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется взыскателем или его представителем, наделенным необходимыми полномочиями, в орган, исполняющий судебные акты (пункт 2 статьи 2421 БК РФ).
Суд направляет исполнительный документ на исполнение в орган, исполняющий судебные акты, только по ходатайству взыскателя либо в случаях, прямо установленных законом, независимо от ходатайства взыскателя, например, по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 31 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), абзац второй части 3 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), абзац четвертый пункта 2 статьи 2421 БК РФ).
4. К направляемому на исполнение в орган, исполняющий судебные акты, взыскателем либо его представителем исполнительному документу (за исключением судебного приказа) помимо иных обязательных документов прилагается копия судебного акта, на основании которого он выдан (пункт 2 статьи 2421 БК РФ).
При применении данной нормы судам общей юрисдикции необходимо учитывать, что взыскателю выдается копия судебного акта на бумажном носителе, заверенная судом (часть 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), часть 10 статьи 353 КАС РФ).
Срок исполнения Минфином России судебных актов в соответствии с пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» составляет 3 месяца со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
В случае невозможности перечисления денежных средств по реквизитам банковского счета, представленного взыскателем или указанным судом в исполнительном документе, Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в адрес взыскателя и (или) суда, направляется уведомление об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя.
Публикации по арбитражной практике Мугина А.С.
В соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебного акта в Министерство финансов Российской Федерации необходимо направить следующие документы:
— оригинал исполнительного листа (дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с копией определения суда о его выдаче);
— копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
— реквизиты банковского счета взыскателя*, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Если взыскатель, находящийся в исправительном учреждении или следственном изоляторе, не имеет возможности представить реквизиты банковского счета, в Министерство финансов Российской Федерации могут быть представлены реквизиты исправительного учреждения, следственного изолятора Федеральной службы исполнения наказаний в котором осужденному, подозреваемому, обвиняемому открыт лицевой счет в соответствии с Инструкцией по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказания, утвержденной приказом Минюста России от 08.12.2006 № 356.
31. В случае получения правового заключения о несоответствии исполнительных документов требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, ответственный сотрудник-исполнитель Профильного отдела не позднее пяти рабочих дней, со дня поступления исполнительного документа с приложениями в орган Федерального казначейства, передает в административный отдел Уведомление о возвращении исполнительного документа (далее -Уведомление о возвращении) с указанием причины возврата и исполнительный документ со всеми поступившими приложениями (за исключением заявления взыскателя) для направления его взыскателю либо в суд, в соответствии с заключением юридического отдела.
В случае возврата банком платежного документа в связи с невозможностью перечисления средств на счет взыскателя по реквизитам, указанным в его заявлении, ответственный сотрудник-исполнитель Профильного отдела не позднее пяти рабочих дней со дня возврата банком платежного документа в орган Федерального казначейства передает в административный отдел исполнительный документ со всеми поступившими приложениями и сопроводительное письмо с указанием причины возврата для направления его взыскателю либо в суд.
Одновременно ответственный сотрудник-исполнитель Профильного отдела проставляет соответствующие отметки в Журнале учета и регистрации исполнительных документов с указанием причины возврата исполнительного документа и подшивает в дело копии исполнительного документа вместе с поступившими приложениями, сопроводительное письмо и Уведомление о возвращении.
32. Сотрудник-исполнитель административного отдела в день получения указанных документов направляет их взыскателю либо в суд заказным письмом (или передает лично под роспись, проставляемую в копии Уведомления о возвращении, с указанием даты получения).
33. При поступлении в юридический отдел или сотруднику юридического отдела исполнительного документа, приложенных к нему документов о взыскании денежных средств с должника, не имеющего лицевого счета в данном органе Федерального казначейства и сопроводительного письма Профильного отдела, с указанием органа Федерального казначейства, в котором должнику открыты лицевые счета, ответственный сотрудник-исполнитель юридического отдела после проведения правовой экспертизы поступивших документов, в соответствии с п. 29 настоящего Регламента, не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления в юридический отдел, или сотруднику юридического отдела готовит сопроводительное письмо о возврате данных документов взыскателю и передает его вместе с документами в административный отдел.
34. Сотрудник-исполнитель административного отдела в день получения указанных документов направляет их взыскателю заказным письмом (или передает лично под роспись, проставляемую в копии сопроводительного письма, с указанием даты получения).
35. При получении правового заключения о соответствии исполнительного документа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, наличии в органе Федерального казначейства лицевого счета должника и наличии в заявлении взыскателя необходимых реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства, подлежащие взысканию, ответственный сотрудник-исполнитель Профильного отдела не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления вышеуказанных документов в Профильный отдел передает в административный отдел для направления должнику Уведомления о поступлении исполнительного документа (далее — Уведомление о поступлении) с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя и вносит в Журнал учета и регистрации исполнительных документов номер и дату Уведомления о поступлении.
36. В Уведомлении о поступлении, направляемого должнику, указывается на необходимость представления в орган Федерального казначейства в течение десяти рабочих дней со дня получения должником Уведомления о поступлении следующих документов:
— информации должника;
— платежного документа на перечисление бюджетных средств для полного, либо частичного исполнения требований исполнительного документа;
— при отсутствии или недостаточности бюджетных средств и остатка средств, полученных от приносящей доход деятельности, для полного исполнения требований исполнительного документа, заверенную копию запроса-требования.
37. Сотрудник-исполнитель административного отдела в день получения от ответственного сотрудника-исполнителя Профильного отдела Уведомления о поступлении с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя, направляет его заказным письмом должнику (или передает лично под роспись, проставляемую в копии Уведомления о поступлении, с указанием даты его получения).
При поступлении в орган Федерального казначейства расписки или иного документа, удостоверяющего получение должником Уведомления о поступлении и приложенных к нему документов, ответственный сотрудник-исполнитель Профильного отдела в день поступления данных сведений в орган Федерального казначейства вносит в Журнал учета и регистрации исполнительных документов дату вручения должнику Уведомления о поступлении и подшивает в дело документ, удостоверяющий получение должником Уведомления о поступлении.
38. Представленная в письменной форме информация должника учитывается ответственным сотрудником-исполнителем Профильного отдела в Журнале учета и регистрации исполнительных документов в день поступления в орган Федерального казначейства и подшивается в дело.
Информация должника подписывается руководителем (заместителем руководителя, иным уполномоченным лицом) и заверяется печатью должника.
39. В случае представления уточняющей информации должника ответственный сотрудник-исполнитель Профильного отдела, в день поступления указанных изменений в орган Федерального казначейства проставляет соответствующие отметки в Журнале учета и регистрации исполнительных документов и подшивает поступившие документы в дело.
40. При отсутствии или недостаточности бюджетных средств и остатка средств, полученных от приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование.
41. При поступлении в орган Федерального казначейства от должника заверенной копии запроса-требования (с отметкой «Копия верна», подписью и расшифровкой подписи должностного лица, заверившего копию, датой заверения и оттиском печати должника) ответственный сотрудник-исполнитель Профильного отдела, в день поступления копии запроса-требования в Профильный отдел, проставляет в Журнале учета и регистрации исполнительных документов номер и дату запроса-требования и подшивает поступившую копию в дело.
Получите консультацию прямо сейчас!
42. В случае если должником по исполнительному документу, выплаты по которому имеют периодический характер, является главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета, он вправе поручить его исполнение подведомственному ему учреждению с доведением до него необходимых бюджетных средств.
Обязанность организации исполнения судебного акта при этом возлагается на орган Федерального казначейства по месту открытия подведомственному учреждению соответствующих лицевых счетов.
Основанием для возложения на орган Федерального казначейства по месту открытия подведомственному учреждению соответствующих лицевых счетов обязанности по организации исполнения судебного акта является поступление от должника:
— уведомления о поручении;
— копии судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
— заявления взыскателя.
В день поступления от должника в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов вышеуказанных документов сотрудник-исполнитель административного отдела регистрирует поступившие документы в Журнале входящей корреспонденции и передает их в Профильный отдел.
Ответственный сотрудник-исполнитель Профильного отдела органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления документов в Профильный отдел, производит соответствующую запись в Журнале учета и регистрации исполнительных документов по периодическим выплатам и формирует письмо в орган Федерального казначейства по месту открытия подведомственному учреждению соответствующих лицевых счетов о необходимости представления в электронном виде копий платежных документов, подтверждающих исполнение подведомственным учреждением требований исполнительного документа либо информации о непредставлении в сроки, установленные для ежемесячных выплат, платежного документа по исполнению данного исполнительного документа и передает в электронном виде с использованием системы электронного документооборота в административный отдел вместе с копиями:
— исполнительного документа;
— судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
— заявления взыскателя;
— графика выплат должника;
— информации должника.
Сотрудник-исполнитель административного отдела в день поступления документов в административный отдел передает их в электронном виде с использованием системы электронного документооборота в орган Федерального казначейства по месту открытия подведомственному учреждению соответствующих лицевых счетов.
После передачи вышеуказанных документов ответственный сотрудник-исполнитель Профильного отдела, до завершения организации исполнения исполнительного документа органом Федерального казначейства по месту открытия подведомственному учреждению соответствующих лицевых счетов, ведет Журнал учета и регистрации исполнительных документов по периодическим выплатам и формируется дело в соответствии с Порядком.
В день поступления документов в орган Федерального казначейства, по месту открытия подведомственному учреждению лицевых счетов, ответственный сотрудник-исполнитель административного отдела регистрирует поступившие документы в Журнале входящей корреспонденции и передает их в Профильный отдел.
После получения вышеуказанных документов ответственный сотрудник-исполнитель Профильного отдела, до завершения органом Федерального казначейства организации исполнения исполнительного документа, ведет Журнал учета и регистрации исполнительных документов по периодическим выплатам, формируется дело и сообщает в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов информацию об организации исполнения исполнительного документа в соответствии с Порядком.
43. Исполнение требований исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, осуществляется путем представления должником в орган Федерального казначейства платежного документа о перечислении денежных средств на банковский счет взыскателя, указанный в его заявлении.
Перечисление денежных средств осуществляется в соответствии с представленной информацией должника.
Прием платежных документов, связанных с исполнением требований исполнительного документа, производится ответственным сотрудником-исполнителем Профильного отдела в течение операционного дня.
Операции по платежным документам, поступившим в орган Федерального казначейства во второй половине операционного дня, производятся следующим операционным днем.
44. На всех платежных документах, поступивших в орган Федерального казначейства, ответственным сотрудником-исполнителем Профильного отдела ставится отметка органа Федерального казначейства с указанием даты, которой они должны быть исполнены.
45. Платежный документ не может быть принят к исполнению в случае:
— форма, подписи или надписи в платежном документе не соответствуют образцам, определенным в карточке образцов подписей, представленной в орган Федерального казначейства при открытии лицевого счета;
— указанные в платежном документе показатели бюджетной классификации Российской Федерации не соответствуют информации должника;
— суммы, указанные в платежном документе получателя бюджетных средств на осуществление кассового расхода, превышают остаток отраженных на его лицевом счете получателя бюджетных средств.
В случае невозможности принятия платежного документа к исполнению ответственный сотрудник-исполнитель Профильного отдела в течение операционного дня готовит сопроводительное письмо с обоснованием отказа в принятии платежного документа. Сопроводительное письмо, после его подписания руководителем и главным бухгалтером органа Федерального казначейства, сотрудником-исполнителем Профильного отдела передается в административный отдел вместе с платежным документом.
46. Сотрудник-исполнитель административного отдела в день поступления в административный отдел платежного документа и сопроводительного письма направляет документы должнику (или передает лично под роспись, проставляемую в копии сопроводительного письма органа Федерального казначейства, с указанием даты получения).
47. При каждом перечислении средств в пользу взыскателя ответственный сотрудник-исполнитель Профильного отдела, в день получения информации о перечислении денежных средств взыскателю, проставляет номер, дату и сумму платежного документа в Журнале учета и регистрации исполнительных документов.
Информация о перечисленной взыскателю сумме по исполнению требований исполнительного документа указывается ответственным сотрудником-исполнителем Профильного отдела в исполнительном документе путем проставления отметки о дате перечисления, номере, дате и сумме платежного документа и заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера (их заместителей) и печатью органа Федерального казначейства. Копия платежного документа подшивается в дело.
При исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе в полном объеме, ответственный сотрудник-исполнитель Профильного отдела, в день получения указанной информации, проставляет номер, дату и сумму платежного документа в Журнале учета и регистрации исполнительных документов, свидетельствующего о полном исполнении требований исполнительного документа, и передает исполнительный документ с отметкой об исполнении в административный отдел. Копия исполнительного документа с отметкой об исполнении подшивается в дело.
48. Сотрудник-исполнитель административного отдела в день поступления исполнительного документа в административный отдел направляет его в суд, выдавший исполнительный документ.
49. При поступлении в орган Федерального казначейства сопроводительного письма должника с приложением заверенных копий документов, подтверждающих частичное исполнение требований исполнительного документа, минуя счет органа Федерального казначейства, ответственный сотрудник-исполнитель Профильного отдела в день поступления указанных документов в Профильный отдел проставляет в Журнале учета и регистрации исполнительных документов номер, дату и сумму платежного документа, либо определение суда об утверждении мирового соглашения, копии документов, подтверждающих исполнение требований исполнительного документа, минуя счет органа Федерального казначейства, подшиваются в дело.
50. При поступлении в орган Федерального казначейства сопроводительного письма должника с приложением заверенных копий документов, подтверждающих исполнение требований исполнительного документа, минуя счет органа Федерального казначейства, в полном объеме, ответственный сотрудник-исполнитель Профильного отдела в день поступления указанных документов в Профильный отдел указывает в Журнале учета и регистрации исполнительных документов, помимо перечисленных в пункте 49 настоящего Регламента сведений, номер и дату сопроводительного письма должника и без проставления отметки об исполнении на исполнительном документе передает его в административный отдел вместе с сопроводительным письмом органа Федерального казначейства и документами, подтверждающими оплату исполнительного документа для направления его в суд.
Копии сопроводительного письма органа Федерального казначейства, сопроводительного письма должника и приложений, направленных в суд, подшиваются в дело.
51. Сотрудник-исполнитель административного отдела в день поступления исполнительного документа в административный отдел направляет его в суд, выдавший исполнительный документ с сопроводительным письмом и приложением документов, подтверждающих полное исполнение требований судебного акта.
Работа с бюджетными организациями имеет свою специфику.
Так как судебные приступы права взыскивать деньги с бюджетных учреждений не имеют, то, собственно, этим занимаются другие государственные органы – органы казначейства. Взыскание долга с бюджетной организации от работы обычных приставов отличается жесткой регламентацией, строго определенными сроками.
Пишем заявление с указанием реквизитов, для того чтобы казначейство смогло перевести долг. В обязательном порядке к заявлению прикладываем исполнительный лист (оригинал), а также копию решения с отметкой о вступлении в силу и гербовой печатью. При подписании заявления представителем необходима доверенность.
Далее, пакет документов отправляем в казначейство (лично, либо воспользоваться услугами курьера). Почтой России также допускается пересылка документов, только нужно обязательно сделать опись вложения.
Заявление в казначейство для перечисления подлежащих взысканию денежных средств.
Казначейство в течение 5 рабочих дней должно уведомить должника о поступлении исполнительного документа. Далее, у должника в распоряжении 30 рабочих дней для подготовки платежного поручения о возврате долга. Поручение, при наличии денег у должника, должно быть отправлено в казначейство. Долг также может быть возвращен частично, если денег нет.
Хорошо, а что же делать Вам в это время? Итак, между казначейством и должником весь обмен документами осуществляется без Вашего участия. Можно пассивно ожидать поступления денег, либо взять ситуацию под свой контроль. Должника можно уведомить о том, что Вы направили в казначейство исполнительный лист, потом запросить у казначейства, был ли проинформирован должник о поступлении исполнительного листа. Кроме того, можно узнать у казначейства реакцию должника – готов ли он погасить задолженность, и в какой части.
Бюджетной организации дается три месяца, чтобы погасить задолженность, казначейство ждет именно это время со дня обращения к нему. Должник за это время может и должен запросить финансирование для расчета с Вами. У должника и казначейства на данном этапе целесообразно запросить информацию о мерах, предпринятых для возвращения Вам денег.
В случае если должник не сможет оплатить долг в течение трех месяцев, Вы должны получить уведомление об этом в течение 10 дней с момента истечения трехмесячного срока.
В случае если долг Вам не вернули, Вы имеете право забрать из казначейства все документы и обратиться к судебным приставам. Взыскивать деньги они будут в обычном порядке. Правда, особо не стоит надеяться на них – судебные приставы исполняют всего 14% принятых судами решений. Так, все вопросы, которые связаны с возвратом долга, лучшего всего решить, пока этим занимается казначейство (согласно практике, это – наиболее эффективный исполнитель).
Направление исполнительного решения в адрес должника может привести к тому, что решение суда никогда не будет исполнено. Дело в том, что сам по себе факт получения исполнительного листа свидетельствует о том, что должник по какой-либо причине не желает или не в состоянии добровольно исполнить решение суда. В противном бы случае должник мог исполнить судебный акт до вступления его в законную силу или сразу после вступления, а не доводить дело до получения взыскателем исполнительного документа.
Исполнительный лист для ФССП является основанием применения к должнику мер принудительного характера для исполнения судебного акта. Сам по себе данный документ не несет каких-либо правовых последствий, не порождает обязательств к действию. В случае направления его должнику, исполнение содержащихся в нем требований становится возможным только при волеизъявлении должника, следовательно, предъявление исполнительного листа непосредственно должнику, весьма вероятно, не приведет к желаемому результату.
При подаче исполнительного листа в адрес судебных приставов, в первую очередь, необходимо определить в какой отдел направить документы. Законом предусмотрено, что ФССП принимает действия по месту жительства должника, месту его пребывания либо нахождения имущества. В случае, если должником является юридическое лицо, то заявление следует направить в отдел по месту регистрации юридического лица, месту нахождения имущества или на адрес филиала.
Заявление в ФССП со всеми прилагаемыми документы направляется почтой либо вручается нарочно. К заявлению обязательно прикладывается оригинал исполнительного листа, прописываются банковские реквизиты для перевода долга, указываются данные заявителя. Полезно будет также к заявлению приложить решение суда, сведения об имуществе должника.
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
См. данную форму в редакторе MS-Excel
Приложение N 3
к Административному регламенту исполнения
Федеральным казначейством государственной
функции организации исполнения судебных
актов, предусматривающих обращение
взыскания на средства федерального бюджета по
денежным обязательствам федеральных
бюджетных учреждений, утвержденному
приказом Минфина РФ
от 22 сентября 2008 г. N 99н
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
от «____»__________ 201__ г.
№_______________________
в Министерство финансов РФ
109097, г. Москва, ул. Ильинка, д.9
Ф.И.О. взыскателя или лица, уполномоченного на предъявление исполнительного документа
направляет для исполнения исполнительный документ №____, выданный «___»_______ 201__ г. на основании постановления / решения / определения (наименование судебного органа) по делу № _______ о взыскании денежных средств с (наименование должника).
Номер счета взыскателя ____________________,
открытый в (указывается полное наименование банка (его структурного подразделения) и адрес),
кор/счет (субсчет) банка ______________________,
БИК банка ________, ИНН банка __________________.
В случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации прошу вернуть документы по адресу:___________
Контактный телефон: _______________________
Приложение:
1. Исполнительный документ (оригинал) на ___ листах в ____ экземплярах.
2. Судебный акт (заверенная копия) на ___ листах в ____ экземплярах.
3. Банковские реквизиты взыскателя на ___ листах в ____ экземплярах.
4. Доверенность на ___ листах в ____ экземплярах.
5. _____________________
Взыскатель / представитель взыскателя _______________ Фамилия И.О.
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство, в связи с отсутствием единообразия в судебной практике по делам о взыскании с главных распорядителей средств бюджета в порядке субсидиарной ответственности за счет казны публично-правового образования и иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, в связи с многочисленными обращениями территориальных органов Федерального казначейства по вопросу исполнения подобных исполнительных документов, в целях недопущения нарушения прав взыскателей и уклонений бюджетных учреждений от ответственности по своим денежным обязательствам, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации судебные акты по искам к публично-правовым образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета, направляются для исполнения в финансовый орган публично-правового образования.
Судебные акты, предусматривающие взыскание денежных средств с главных распорядителей средств соответствующего бюджета в порядке субсидиарной ответственности, в соответствии с пунктом 10 статьи 242.3, пунктом 9 статьи 242.4 и пунктом 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат направлению для исполнения в орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета лицевого счета получателя средств соответствующего бюджета.
Ввиду изложенного, формулировка в резолютивной части судебного акта, одновременно предусматривающая взыскание денежных средств с главного распорядителя средств соответствующего бюджета «в порядке субсидиарной ответственности» и «за счет казны» противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации и затрудняет определение органа, организующего исполнение данного судебного акта.
Во избежание правовой неопределенности, влекущей нарушение прав взыскателя либо способствующих уклонению бюджетного учреждения от ответственности по своим денежным обязательствам, в случае участия представителей органов Федерального казначейства в судебных заседаниях по делам о взыскании денежных средств с главных распорядителей средств бюджета в порядке субсидиарной ответственности, а также с федеральных бюджетных учреждений по денежным обязательствам данных учреждений, необходимо не допускать применения судами формулировок «за счет казны» и иных формулировок, препятствующих организации исполнения судебного акта органом Федерального казначейства.
Порядок исполнения поступающих в органы Федерального казначейства исполнительных документов, выданных на основании судебных актов, мотивировочная или резолютивная часть которых предусматривает взыскание денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с главного распорядителя средств соответствующего бюджета за счет казны, регламентирован статьями 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответственно.
Нередко инспекция отказывает в возврате переплаты или в возмещении налогов по очевидно надуманным основаниям. В итоге налогоплательщики вынуждены обращаться в суд. Выиграв спор о взыскании с инспекции денег, вам предстоит столкнуться с исполнением решения суда, что зачастую вызывает не меньшие трудности, чем сам судебный процесс.
Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение 3 лет со дня вступления решения суда в силу. Этот срок будет указан в исполнительном лист Пропуск этого срока — основание для возврата исполнительного лист
Вот у вас на руках исполнительный лист, и в нем указана сумма, которую налоговики должны вернут Но вероятность того, что инспекция вернет переплату или незаконно взысканные налоги только на основании вашего заявления и исполнительного листа, вспомнив об обязательности исполнения судебных актов, невелик Тем более если инспекция еще собирается обжаловать решение суда, а значит, у нее осталась надежда на его пересмот
Но все же есть достаточно действенный способ вернуть деньги.
За возвратом денег можно обратиться в территориальное отделение Федерального казначейства (далее — ОФК), в котором ИФНС открыты лицевые счета как получателю бюджетных дене В ОФК нужно подат
- заявление о взыскании денег с должника с указанием реквизитов счета, на который следует перечислить деньги. Можно использовать форму, приведенную в приложении № 3 к специальному Административному регламент
- исполнительный лист;
- копию решения суда, заверенную его канцелярией;
- доверенность на представителя организации, подписавшего заявление (если это не руководитель).
Отсутствие печати на копии судебного акта может привести к тому, что отделение Казначейства просто вернет исполнительный лист без исполнения
Судебный акт должен быть исполнен (то есть деньги должны быть возвращены) в течение 3 месяцев с момента поступления документов в
В течение 5 рабочих дней с момента получения исполнительного листа ОФК посылает инспекции уведомление, заявление взыскателя и копию судебного акт В свою очередь налоговый орган должен в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления направить в
- информацию об источнике образования задолженности и о КБК, по которым производятся расходы по исполнению судебного акта;
- платежный документ на перечисление средств.
Информацию о ходе исполнения предъявленных в ОФК исполнительных документов можно получить: сайт Федерального казначейства → Информация для взыскателей → 10. Информация о ходе исполнения предъявленных исполнительных документов
Когда налоговый орган все это сделает, ОФК перечислит деньги на ваш расчетный счет. Если в трехмесячный срок инспекция деньги по исполнительному листу не вернет, то ОФК приостановит операции по расходованию денег на ее лицевых счета Именно это обстоятельство — главный стимул для налогового органа к исполнению судебного решения, когда в процесс вовлечено ОФК. Ведь приостановление операций по счету поставит под угрозу получение зарплаты самими инспекторами.
И Президиум ВАС считает законной блокировку счетов инспекции в ситуации, когда она не исполнила судебное решение о возврате налоговой переплаты. Более того, ВАС не раз указывал, что это прямо установленная обязанность При этом само по себе неисполнение решения суда в трехмесячный срок — уже достаточное основание для приостановки операций по ее счетам. То есть инспекция не сможет избежать блокировки счета, ссылаясь, например, на недостаточность средств финансирования для выплаты по исполнительному лист
Рассмотренный вариант взыскания долгов с ИФНС не является единственным. Также с исполнительным листом можно обратиться в службу судебных приставов. Только вряд ли этот путь окажется более быстрым.
В п.
1 проекта отмечено, что в силу иммунитета обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ возможно только на основании судебного акта, за исключением прямо предусмотренных законом случаев. Как правило, в отношении бюджетных средств не используется механизм принудительного исполнения, закрепленный в Законе об исполнительном производстве.
Из п. 2 следует, что исполнение судебных актов в части обращения взыскания на бюджетные средства регулируется положениями главы 24.1 БК РФ и осуществляется путем предъявления исполнительных документов в соответствующие органы власти.
Согласно п. 3 суд направляет исполнительный документ на исполнение в орган, исполняющий судебные акты, только по ходатайству взыскателя либо в случаях, прямо установленных законом, независимо от ходатайства взыскателя (например, по делам о присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство или исполнение судебного акта в разумный срок).
В соответствии с п.
По мнению адвоката МКА «Центрюрсервис» Ильи Прокофьева, в проекте постановления Пленума сложно выделить наиболее значимые для практики положения, поскольку все они важны: до настоящего момента полноценных разъяснений по рассматриваемым вопросам от Верховного Суда не было, и появление данного документа обусловлено сложившейся неоднозначной судебной практикой.
«Стоит выделить положения, изложенные в п. 3–10 проекта, касающиеся порядка исполнения судебных актов о взыскании денежных средств из бюджета и порядка предъявления исполнительных документов.
На настоящий момент, несмотря на регулирование данных вопросов законодательством, на практике часто возникают сложности с исполнением судебных актов, выражающиеся в возврате исполнительных документов взыскателю, что влечет затягивание процедуры их исполнения», – пояснил эксперт.
Он выразил надежду, что в случае принятия документа данные вопросы будут урегулированы и количество спорных ситуаций значительно сократится.
- При взыскании долга за счет федерального бюджета – исполнительный лист предъявляется в орган-распорядитель государственной казны – Министерство Финансов РФ.
- При взыскании средств из бюджета субъекта РФ – документы вместе с исполнительным листом подаются распорядителю бюджета субъекта.
- При взыскании денежных средств за счет бюджетных средств муниципального образования – исполнительный лист подается в муниципальный финансовый орган – отдел финансов муниципалитета.
Исключением из данных правил будут лишь случаи взыскания долгов с распорядителей бюджетных денежных средств, произведенные в рамках субсидиарной ответственности и в случаях, когда сам распорядитель бюджета отвечает по долгам казенного или бюджетного учреждения.
Причины для отказа в исполнении заявления о взыскании средств и последующего возвращения исполнительного листа четко прописаны в положениях бюджетного кодекса РФ.
Это:
- Отсутствие какого-либо документа из списка, изложенного выше или же нарушение требований их оформлению и составлению;
- Пропуск трехлетнего срока на предъявление листа к исполнению.
Также пакет документов и исполнительный лист подлежат возврату в случае, когда сам взыскатель отозвал свое заявление и исполнительный документ. Иных оснований для отказа во взыскании средств не предусмотрено, однако возможно приостановление процедуры взыскания средств по основаниям, перечисленным в ст. 39 закона «Об исполнительном производстве» и только в судебном порядке.
Работа с бюджетными организациями имеет свою специфику.
Так как судебные приступы права взыскивать деньги с бюджетных учреждений не имеют, то, собственно, этим занимаются другие государственные органы – органы казначейства. Взыскание долга с бюджетной организации от работы обычных приставов отличается жесткой регламентацией, строго определенными сроками.
Могут ли вас привлечь к субсидиарной ответственности?
Казначейство в течение 5 рабочих дней должно уведомить должника о поступлении исполнительного документа. Далее, у должника в распоряжении 30 рабочих дней для подготовки платежного поручения о возврате долга. Поручение, при наличии денег у должника, должно быть отправлено в казначейство. Долг также может быть возвращен частично, если денег нет.
Хорошо, а что же делать Вам в это время? Итак, между казначейством и должником весь обмен документами осуществляется без Вашего участия. Можно пассивно ожидать поступления денег, либо взять ситуацию под свой контроль.
Бюджетной организации дается три месяца, чтобы погасить задолженность, казначейство ждет именно это время со дня обращения к нему. Должник за это время может и должен запросить финансирование для расчета с Вами. У должника и казначейства на данном этапе целесообразно запросить информацию о мерах, предпринятых для возвращения Вам денег.
В случае если должник не сможет оплатить долг в течение трех месяцев, Вы должны получить уведомление об этом в течение 10 дней с момента истечения трехмесячного срока.
Работа с исполнительными листами: памятка взыскателю от Казначейства
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Казначейство исполняет судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. Эта форма заявления передается заявителем в Федеральное казначейство вместе с оригиналом исполнительного листа и копией судебного акта (решение, определение суда) о взыскании денежных средств с бюджетной организации. На копии судебного акта должна стоять синяя печать и подпись судьи.
Взыскателю необходимо обращаться в Управление Федерального казначейства по месту открытия должнику в данном случае, бюджетному учреждению лицевых счетов. Проще говоря, по месту нахождения должника.
В заявление должны быть указаны реквизиты банковского счета взыскателя, на который будут перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление должно быть подписано взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
__________________________________________
(наименование органа Федерального
казначейства)
__________________________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
__________________________________________________________
(ФИО взыскателя или лица, уполномоченного
на предъявление исполнительного документа)
Направляю для исполнения исполнительный документ N ______________, выданный
«__» __________ 201_ г. на основании постановления ______________________________________
(наименование судебного органа)
по делу N __________________________________ о взыскании денежных средств с
______________________________________________________________________
(наименование должника по исполнительному документу)
открытый в
______________________________________________________________________,
(указывается полное наименование банка (его структурного
подразделения) и адрес)
В случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации прошу вернуть документы по адресу:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Контактный телефон: _______________________________________________
Приложение:
1. Исполнительный документ (оригинал) на __ листах в __ экземплярах.
2. Судебный акт (заверенная копия) на __ листах в __ экземплярах.
3. _____________________________________________________________________
4. _____________________________________________________________________
5. _____________________________________________________________________
______________ _____________________________
(подпись) (расшифровка подписи)