Отчет об исполнении сметы доходов и расходов некоммерческой организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов некоммерческой организации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

К некоммерческим организациям относятся любые официально зарегистрированные сообщества, которые не ставят своей основной целью зарабатывание денег.

Иными словами, предпринимательской деятельностью НКО заниматься права не имеют (за исключением случаев, когда эта самая деятельность направлена на достижение их прямых целей).

Обычно эти организации работают в сфере образования и здоровья, культуры, религии, спорта и т.п.

Тем не менее, для их функционирования, как и для коммерческих или бюджетных структур, также требуются определенные финансы. Они могут поступать в качестве вступительных и членских взносов, благотворительности, процентов от вкладов, безвозмездных актов дарения, грантов и т.д. Эти средства расходуются на поддержание деятельности организации, оплату работы администрации НКО, аренду помещений, хозяйственные нужды, поддержку каких-то проектов и прочее.

Смета доходов и расходов некоммерческой организации

Смета – это план доходов и расходов на какой-то конкретный промежуток времени. Она составляется исходя из индивидуальных потребностей организации и включает в себя все позиции, по которым может происходить движение денежных средств.

Сметы могут формироваться как на организацию в целом, так и на какие-то ее отдельные проекты. Документ является приблизительным и строится обычно на основе данных из бухгалтерского учета. Также берутся в расчет предыдущий опыт и наработки, текущие нужды НКО, ее цели и задачи.

Поскольку в большинстве своем некоммерческие организации существуют на добровольные взносы (пожертвования, дарения и т.п. безвозмездные вливания), смета важна в том смысле, что позволяет отследить насколько обоснованно происходят траты из бюджета НКО и действительно ли они идут на целевые потребности.

Как и в любом другом предприятии, финансовую смету некоммерческой организации составляет бухгалтер или лицо, исполняющее его функции (например, руководитель).

В любом случае, вне зависимости от того, на кого будет возложена эта обязанность, после формирования, смета должна быть передана на подпись главному должностному лицу НКО.
Его автограф подтвердит действительность сметы и даст «добро» на воплощение ее в жизнь.

В течении года руководство и финансовая администрация НКО должны стремиться к реализации сметы в максимальном объеме.

По окончании отчетного периода составляется анализ, который показывает уровень исполнения сметы.

В нем отражаются фактические цифры по каждой статье доходов и расходов, прописанной в смете.

Сопоставление планируемых и реальных данных дает возможность проанализировать отклонения и недостатки в разработке бюджета и избежать их при составлении сметы на следующий год (или иной период отчета).

Для бюджетных учреждений и НКО смета является средством контроля расходов денежных ресурсов. Процедура составления и оформления сметной документации регламентируется gриказом Минфина от 20.11.2007 г. № 112н. Нормы касаются таких некоммерческих структур, как:

  • учреждения, оказывающие образовательные услуги;
  • организации, основной сферой деятельности которых являются услуги в сфере культуры или медицинского обслуживания;
  • разные виды кооперативов;
  • местные органы власти;
  • благотворительные компании;
  • объединения по религиозному признаку;
  • подразделения, находящиеся в подчинении у МО, МЧС или МВД.

Бюджет доходов и расходов составляется для проведения аналитических мероприятий с целью оценки эффективности работы отдельных подразделений. В документ закладываются предполагаемые к получению суммы доходов в разрезе по источникам их происхождения, направления расходования средств. По итогам отчетного периода сведения фактически произведенных операций сопоставляются с прогнозными данными.

В бюджетной сфере система показателей приводится в сметах с привязкой к кодам классификации расходов. Для каждой группы затрат предусмотрена детализация до кодовых обозначений подгрупп расходов бюджета.

На этапе согласования и утверждения прогнозируемых доходов и расходов с главным распорядителем средств смета должна комплектоваться письменными обоснованиями для каждого показателя.

Все значения плановых величин должны быть подкреплены расчетами.

Бюджет доходов и расходов предприятия, образец документа, содержит два обобщенных блока информации:

  • сведения о доходных поступлениях, запланированных на следующий финансовый год;
  • данные о предполагаемых расходах, необходимость осуществления которых может быть доказана документально.

Доходы в плановых показателях указываются с источником финансирования в поквартальной или помесячной разбивке, аналогичная система дробления предусмотрена для затратных операций. Статьи затрат могут быть классифицированы по таким направлениям:

  • оплата труда;
  • страховые взносы;
  • расчеты по командировкам;
  • транспортные затраты;
  • хозяйственные расходы;
  • амортизационные отчисления;
  • арендные платежи;
  • приобретение ОС;
  • банковское обслуживание.

Для подведения итогов эффективности деятельности и исполнения сметы используется несколько методик анализа:

  • горизонтальный тип;
  • вертикальный;
  • факторный;
  • коэффициентный.

Для горизонтального анализа характерно определение относительных и абсолютных изменений показателей деятельности в заданном интервале времени. Вертикальный метод используется для оценки структуры доходных поступлений и направлений расходования ресурсов, динамики их изменения.

Анализ доходов и расходов предприятия факторным способом дает возможность выделить обстоятельства, которые оказывают существенное влияние на размер доходов и затрат.

Методика расчета коэффициентов предназначена для составления комплексной оценки текущего положения финансового сектора организации.

Для НКО единого шаблона сметного документа не существует. Каждое предприятие вправе разрабатывать и утверждать собственный бланк. Для оформления документа можно использовать бумагу любого формата. При размещении сметы на нескольких страницах, они должны быть прошиты. Допускается составление документа в электронном виде или заполнение его от руки. В структуре шаблона надо выделить:

  • название предприятия;
  • дату утверждения и период актуальности;
  • табличную часть с запланированными величинами показателей;
  • итоговые цифры.

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов некоммерческой организации

Для НКО не предусмотрена стандартная форма составления сметы доходов и расходов, унифицированная на федеральном уровне.

Отчасти это связано со спецификой целевого создания некоммерческих организаций, которые могут в своей деятельности значительно отличаться друг от друга по набору функций, преследуя очень разные задачи.

В зависимости от набора этих задач организация и выбирает форму документа, его состав, структуру сметных показателей, принцип группировки и систему детализации доходов и расходов. При этом все приведённые сметные статьи сопровождаются расчётом или оправдательно-объяснительными документами.

Большинство источников поступления средств на практике имеют нерегулярный характер. Однако величину поступлений из некоторых источников можно предположить с большей вероятностью, чем кажется на первый взгляд.

  • Доходная табличная часть сметы начинается с внесения остатка средств предыдущего периода.
  • Взносы учредителей поступают в двух случаях: при создании НКО, а также при увеличении уставного фонда посредством поступления дополнительных взносов. Срок поступления учредительских взносов в общем случае ограничен одним годом с даты госрегистрации юридического лица. Из этого следует, что на следующий сметный период (финансовый год) можно планировать поступления по данной статье доходов в размере, не превышающем задолженности учредителей на момент начала нового сметного периода. Кроме того, предельное время внесения задолженности не может превышать установленный законодательством срок для внесения взносов. Необходимую информацию для внесения данных можно взять из учредительных документов.
  • Вступительные взносы вследствие того, что они могут поступать в течение всего срока функционирования НКО, сложно прогнозировать. С определённым приближением делается это на основании статистики прежних лет и динамики увеличения (уменьшения) числа новых членов за сопоставимый период. Кроме того, учитывается тенденции количества добавлений в начале или в конце года. Данные аналитики работников НКО становятся основанием для внесения сумм по этой статье.
  • Членские взносы тоже можно спрогнозировать только с помощью аналитического подхода, поскольку количество вступивших и выбывших членов организации может сильно варьироваться в зависимости от множества внутренних и внешних для НКО факторов.
  • Добровольные пожертвования, вопреки опасениям, определяются с высокой степенью точности, поскольку такие поступления становятся следствием проведения целевых мероприятий и программ. Для этого проводятся соответствующие финансовые вычисления с расчётом на профессионализм и рабочие показатели активности и результативности специалистов, работающих в НКО. В случае просчёта (невозможности собрать планируемую сумму добровольных пожертвований) в расходной части документа выполняются только обеспеченные средствами мероприятия.
  • Целевое финансирование поступает от учредителей на решение тех задач, ради которых организация создавалась. Поэтому трудности с планированием имеют чаще не содержательный, а процессуальный характер – необходимо определить необходимый объём средств, провести многоступенчатую разработку и утверждение. Основанием для проработки этой статьи становятся данные из пакета документов лица-отправителя средств.
  • Предпринимательская деятельность возможно в случае недостаточного финансирования деятельности организации с помощью иных источников дохода. Объём средств от такой деятельности планируются на основе бизнес-планов (или документов-аналогов). В этом случае в расчётах надо учитывать расходы на выполнение услуг или изготовление продукции и доходы от реализации продукта. Прибыль, после уплаты всех налогов, может быть направлена исключительно на уставные цели.

Во второй табличной части сметы представлены планируемые на период расходы.

В качестве образца для составления смет доходов и расходов бюджетных организаций, находящихся в сфере контроля Минэкономразвития, используют формы, утверждённые приказом № 241. Так для формирования такого рода смет бюджетные учреждения, представляют в Финдепартамент:

  • ожидаемые (предполагаемые) поступления финансов текущего учётного года, согласно разрешениям по кодам классификаций:
    • доходов (сюда же входят коды видов и подвидов доходов),
    • операций сектора госуправления,
  • планируемые расходы средств, ожидаемых в текущем году (по кодам операционных классификаций сектора госуправления).

Данная смета составляется в трёх экземплярах по образцу, представленному в Приложении 5. В её доходную часть включается остаток средств, который образовался на начало периода (финансового года). Оплата тех налогов, которые не включаются в состав расходов, вносятся с «минусом» по соответствующим им кодам доходов бюджетов. К таким налогам относятся НДС и налог на прибыль.

Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. Сложные вопросы бухгалтерского учета в некоммерческих организациях.

В практической деятельности некоммерческих организаций нередко возникают сложные вопросы. Так, в начале каждого года некоммерческая организация составляет смету доходов и расходов на год.

В конце отчетного года НКО должна составить отчет об исполнении сметы. В соответствии с п.

Смета составляется не только с целью определения доходной составляющей некоммерческой организации, но также и для обоснованного расходования средств целевого финансирования.

Смета составляется на конкретный период времени, как правило, на год. По сути, смета доходов и расходов является плановым документом, в который при условии, что это предусмотрено учредительными документами, в течение планируемого периода могут вноситься определенные изменения.

Для контроля за исполнением сметы организации формируют отчет об исполнении сметы. В связи с этим в отчете о выполнении сметы должны быть сопоставлены плановые показатели доходов и расходов с фактическими данными, то есть с поступившими доходами и осуществленными расходами а не ожидаемыми поступлениями и затратами.

Только с помощью такого сопоставления можно оценить уровень исполнения сметы, а также выявить отклонения по смете, которые могут быть включены в смету следующего периода.

Для непредвиденных расходов в смете отводится отдельная строка. Если смена составлена на год, то в течение всего года финансовая администрация организации стремится к реализации указанных в смете данных, а по окончании года – проводит анализ, демонстрирующий уровень исполнения запланированного.

Сравнительный анализ фактических и предполагаемых сумм позволяет избежать отклонений и бюджетных недостатков при составлении документа на следующий период.

В зависимости от набора этих задач организация и выбирает форму документа, его состав, структуру сметных показателей, принцип группировки и систему детализации доходов и расходов.

На его основе вы с легкостью сможете создать свою индивидуальную смету, учитывающую особенности именно той организации, в отношении которой она составляется. Итак, для начала общая информация.

Единого образца сметы расходов и доходов НКО на сегодня нет, так что представители организаций могут составлять ее в произвольной форме. Хорошо, если в НКО есть свой шаблон документа – тогда туда достаточно вписать необходимые на данный период времени строки и цифры, а также убрать все лишнее. Мы же исходим из того, что такого шаблона нет и двигаемся дальше.

Не привязаны к промежуточному результату, имеют отношение ко всему проекту. Например, выплата заработной платы, транспортные издержки и пр.;

  • Постоянные.

    Административные и общие издержки. Эти траты возникают всегда, их невозможно исключить, но они не требуют сиюминутного исполнения.

  • Сократить обязательные траты поможет установка энергосберегающих ламп, общедомовых приборов учета.Смета ТСЖ – отчет, в котором содержится указание на все возможные источники получения прибыли, а также целевое использование денежных средств, куда входят (п.1 ст.137 ЖК РФ):

    1. Издержки на текущее восстановление состояния жилого дома;
    2. Траты на капитальный ремонт;
    3. Взносы в дополнительный фонд.

    Бюджет устанавливается на год. По нему можно проследить все материальные траты и приобретения в случае необходимости.

    Остаток на конец года X X X X Руководитель организации _______________________________ “___” ____________200__г. (подпись) (расшифровка подписи) Главный бухгалтер _______________________________ “___” ____________200__г.

    (подпись) (расшифровка подписи) Финансовый план (смета) утверждается высшим органом управления некоммерческой организации. Целесообразно составлять отдельную смету на каждую целевую программу.

    Подчеркнем, что государственные органы, включая налоговые, не имеют права вмешиваться в деятельность

    На его основе вы с легкостью сможете создать свою индивидуальную смету, учитывающую особенности именно той организации, в отношении которой она составляется.

    Итак, для начала общая информация.

    Единого образца сметы расходов и доходов НКО на сегодня нет, так что представители организаций могут составлять ее в произвольной форме. Хорошо, если в НКО есть свой шаблон документа – тогда туда достаточно вписать необходимые на данный период времени строки и цифры, а также убрать все лишнее.

    Мы же исходим из того, что такого шаблона нет и двигаемся дальше. Смету можно составлять на простом обычном листе любого удобного формата.

    Если листов несколько (т.е. смета длинная и детальная), все листы нужно скрепить между собой при помощи суровой нити (степлер использовать не рекомендуется), указав на последней странице количество листов и поставив подпись ответственного за составление сметы сотрудника.

    взносы учредителей.

    Доходы этого вида не могут быть постоянными — они возникают только при создании НКО и при увеличении ее уставного фонда за счет дополнительных взносов.

    В общем случае предельный срок внесения взносов учредителями не может превышать двенадцати месяцев с момента государственной регистрации организации в качестве юридического лица.

    Следовательно, на очередной финансовый год поступления по данной строке можно планировать в размерах, равных задолженности учредителей по состоянию на начало планируемого года, а период, в котором они могут поступить, не должен выходить за пределы срока внесения взносов, ограниченного законодательством.

    Как некоммерческой организации составить смету доходов и расходов

    Основным документом, определяющим финансово-хозяйственную деятельность НКО, является смета.

    Сразу отметим, что каких-либо типовых форм смет не существует, также отсутствует нормативные акты, регламентирующие заполнение сметы. Поэтому при составлении смет нужно руководствоваться спецификой деятельности НКО.

    Так, НКО могут формировать общие сметы, а также детализированные сметы на отдельные проекты, которые финансируются за счет целевых источников.

    При составлении сметы необходимо исходить из того, что средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы только на эти цели.

    В смете отражаются не фактический, а предполагаемый объем, целевое направление и временное распределение доходов и расходов.

    Смета доходов и расходов образовательной НКО представляет собой документированный план поступлений и расходов средств такой организации.

    Сметы могут быть составлены как в целом по образовательной НКО на определенный период (месяц, квартал, год, несколько лет и др.), так и на отдельную программу (проект по обучению, направление деятельности), либо на конкретное мероприятие, либо на отдельную статью расходов (например, административные расходы, представительские расходы, командировочные расходы).

    Как уже было сказано, унифицированной формы сметы доходов и расходов не существует. Исключение составляют образовательные бюджетные учреждения. Для них отраслевые министерства и ведомства утверждают необходимые сметы.

    Смета доходов и расходов НКО, в первую очередь, формируется в разрезе источников формирования доходной части.

    Для разграничения выручки и целевого финансирования образовательные НКО могут применять счета 90 «Продажи» и 86 «Целевое финансирование».

    Учет различных поступлений необходимо осуществлять на отдельных субсчетах (так называемых субконто 1, 2 и 3 порядка, если учет ведется в программе «1С»). Количество открываемых субсчетов будет зависеть от количества обучающих программ и мероприятий, форм обучения и т.д.

    Например, учитывая специфику деятельности образовательного НКО и формы отчетности, предоставляемые в Минобразования России, а также для отслеживания исполнения сметы, рекомендуем ввести субсчета по счету 86 «Целевое финансирование» для промежуточных операций и раздельного учета поступлений (табл. 1).

    Таблица 1. Рекомендуемые субсчета счета 86 «Целевое финансирование»

    счета

    Наименование

    Вид

    счета

    Субконто 1

    Субконто 2

    Субконто 3

    86­01

    Целевое финансирование из бюджета

    АП

    Назначение целевых средств

    Договоры

    Движения целевых средств

    Образовательные программы

    Бесплатное питание

    86­02

    Прочее целевое финансирование и поступления

    АП

    Назначение целевых средств

    Договоры

    Движения целевых средств

    Негосударственное финансирование (в т.ч. анонимные пожертвования)

    86­03

    Поступление пожертвования

    АП

    Назначение целевых средств

    Контрагенты

    86­03­1

    Пожертвования юридических и физических лиц

    86­03­2

    Пожертвования родителей (лиц, представляющих учащихся гимназии)

    86­05

    Расходы по целевому финансированию и пожертвованиям

    АП

    Назначение целевых средств

    Контрагенты

    Статьи затрат

    Подобный план счетов следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета образовательного НКО. Прежде, чем перейти к порядку составления сметы, несколько слов об особенностях налогового учета НКО.

    НКО являются плательщиками НДС (за исключением тех организаций, которые применяют специальные налоговые режимы). Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст. 146 НК РФ). При этом полученные НКО целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

    В то же время для ряда НКО предусмотрены льготы.

    Например, освобождены от НДС услуги, оказываемые НКО по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, письмо ФНС России от 25.08.2015 № ГД-3-3/3230@).

    Обратите внимание!

    Освобождены от НДС операции по реализации дополнительных образовательных услуг, в том числе семинаров, мастер-классов и лекций, без выдачи документа об образовании, если указанные услуги соответствуют уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии (письма Минфина России от 04.12.2015 № СД-4-3/21268@, от 05.12.2012 № 03-07-07/127, от 01.11.2012 № 03-07-07/112).

    Если стоимость блокнотов, ручек и продуктов питания слушателям по условиям договора включена в стоимость семинаров, НДС при оказании образовательных услуг не исчисляется (письмо Минфина России от 27.05.2015 № 03-07-11/30461).

    Теперь перейдем непосредственно к вопросу, как составить смету.

    Для того чтобы составить смету, нужно четко понимать структуру доходов и расходов в разрезе статей.

    В состав прочих доходов НКО могут быть включены такие поступления, как доходы от предоставления за плату во временное пользование активов, от реализации объектов основных средств и другого имущества и т.д.

    Кроме того, к источникам формирования имущества образовательных НКО относятся:

    — выручка от продажи продукции, выполнения работ (например, полученная плата за обучение);

    — полученные дивиденды;

    — банковские проценты;

    — взносы учредителей;

    — гранты;

    — добровольные пожертвования;

    — прочие доходы.

    При формировании отпускной стоимости на образовательные услуги следует учитывать, что определение размера платы за обучение законодатель представил на усмотрение сторон (ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

    Для определения размера оплаты образовательные НКО должны произвести расчет всех своих расходов, связанных с обучением. Отсутствие сметы расходов, при досрочном расторжении договора образовательных услуг, не позволит образовательной НКО показать реально понесенные расходы, не подлежащие возмещению (Апелляционное определение Санкт-Петербургского суда от 27.10.2014 № 33-17919/2014).

    Тот факт, что предприятие является некоммерческим, не влияет на порядок составления смет – их формированием занимается бухгалтер или должностное лицо, взявшее на себя его обязанности (директор, к примеру), как и в коммерческой компании. Кто бы не был назначен ответственным за работу над сметой, готовый документ непременно передаётся главному управляющему лицу фирмы – он должен одобрить бумагу и подписать её или сделать замечания и вернуть на доработку.

    Личной подписи руководства обычно достаточно, однако если во внутренних нормативах предприятия прописано заверение документов печатью организации, на смете должен быть и оттиск печати.

    Смета делится на доходную и расходную части. Документ может быть подробным или кратким – разрешается рассматривать каждую статью затрат в отдельности или только по группам. Смета доходов и расходов отражает планы на конкретный срок (как правило, квартал, 6 или 12 месяцев) и содержит список статей денежных поступлений и затрат, стандартный для данной фирмы. Необходимо также предусмотреть отдельную строку для расходов, которые не планируются, но могут иметь место.

    Для того, чтобы грамотно составить смету некоммерческого предприятия, нужно придерживаться обозначенных ниже рекомендаций, при этом обращая внимание на особенности конкретной фирмы:

    1. Унифицированной формы и строгих требований к сметам некоммерческих фирм не существует. Желательно во внутреннем акте компании закрепить её шаблон, это значительно ускорит процесс составления документа.
    2. Позволено вносить записи от руки или машинописным способом.
    3. Смета по структуре делится на 3 части: “шапку” (введение), основной раздел (зачастую делается в табличном виде), заключение (выводы).
    4. Для документа берутся листы любого удобного размера. Если потребовалось более одного листа, все страницы прошнуровываются (фиксация скрепками не приветствуется), на последней из них проставляется число скреплённых листов и ставится подпись оформителя и руководства.
    5. Документ, который был утверждён, по правилам не должен корректироваться, но когда учётная политика фирмы предполагает возможность внесения правок, исправления разрешаются (в рамках отчётного периода).

    К документу можно приложить расчёты, исходя из которых были прописаны суммы средств, но это не обязательное требование.

    Смета должна быть одобрена и утверждена высшим органом управления или коллегиальным выборным органов, который действует на постоянной основе. Второму данное право даётся на основании положений Устава предприятия. Порядок утверждения документа зависит от формы создания компании.

    Форма создания НКО Кто утверждает смету
    Унитарные
    Фонд Правление
    Автономная некоммерческая организация Наблюдательный совет
    Религиозная организация Уполномоченный на утверждение орган прописывается в положении Устава
    Корпоративные
    Потребительский кооператив Общее собрание участников
    Общественная организация
    Общественное объединение
    Ассоциация
    Союз
    Товарищество собственников недвижимости
    Казачье общество
    Община коренных малочисленных народов РФ
    Адвокатская палата
    Коллегия адвокатов, адвокатское бюро или юридическая консультация

    По данному вопросу указаний в законодательстве также нет. Смета может составляться на календарный год и разбиваться на кварталы или месяцы. Разбивать не обязательно, можно внести данные на 12 месяцев, не конкретизируя, к какому периоду относятся расчёты. Документ можно сформировать и на несколько лет, а затем выделить статьи по годам. Смета составляется не “для галочки” – директор и финансовые руководители фирмы обязаны организовывать деятельность, максимально приближая показатели к тем, что указаны в смете.

    По завершении отчётного периода ответственное лицо анализирует, насколько задуманное и запланированное осуществилось, и соответствуют ли цифры расчётам в смете. Результаты анализа фиксируются в акте, также в нём прописываются фактически понесённые расходы и объёмы денежных поступлений. Анализ необходим, и игнорировать его проведение нельзя – сравнение планов и реальных показателей помогает оценивать отклонения и недочёты в планировании бюджета фирмы, а также исключить недостатки при формировании сметы в будущем.

    Рассмотрим, как правильно заполнить бланк сметы. “Шапка” листа содержит в себе:

    • полное наименование некоммерческого предприятия,
    • день формирования документа,
    • срок, на который она составлена.

    Основная (табличная) часть включает:

    • сумму оставшихся с предшествующего отчётного периода денежных средств;
    • в порядке очереди указываются статьи денежных поступлений с учётом особенностей деятельности данной фирмы (напротив статей проставляются приблизительные суммы);
    • по той же схеме записываются затраты компании;
    • рассчитывается итог.

    Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации

    Рекомендуется изучить следующий документ:

    Статья Название
    п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ О праве постоянно действующего коллегиального выборного органа некоммерческой организации (на основании устава) и высшего органа управления утверждать смету доходов и расходов

    Формирование сметы доходов и расходов в некоммерческих организациях позволяет запланировать бюджет на предстоящий период. Этот документ является обязательным для осуществления нормальной, бесперебойной деятельности НКО. Открыть и скачать онлайн. К некоммерческим организациям относятся любые официально зарегистрированные сообщества, которые не ставят своей основной целью зарабатывание денег. Иными словами, предпринимательской деятельностью НКО заниматься права не имеют за исключением случаев, когда эта самая деятельность направлена на достижение их прямых целей. Тем не менее, для их функционирования, как и для коммерческих или бюджетных структур, также требуются определенные финансы. Они могут поступать в качестве вступительных и членских взносов, благотворительности, процентов от вкладов, безвозмездных актов дарения, грантов и т. Эти средства расходуются на поддержание деятельности организации, оплату работы администрации НКО, аренду помещений, хозяйственные нужды, поддержку каких-то проектов и прочее. Смета — это план доходов и расходов на какой-то конкретный промежуток времени.

    Целевые средства, получаемые некоммерческими организациями от учредителей, участников или иных лиц, являются основным источником их финансирования. В этой ситуации контроль доходов и их целевое использование является необходимым условием деятельности некоммерческих юридических лиц. О том, как правильно составить смету доходов и расходов, и на что необходимо обратить внимание при ее составлении Вы можете узнать из настоящей статьи. Согласно Федеральному закону от N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» далее — Закон N 7-ФЗ некоммерческой организацией далее — НКО является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

    Аналитики спрогнозировали темпы роста экономики РФ на ближайшую трехлетку В РФ предлагают ввести понятие педагогической тайны Депутаты рассмотрят законопроект о профобразовании для женщин в декрете МЭР считает целесообразным декриминализовать 8 статей УК Коллекторы подбираются все ближе к должникам по ЖКХ.

    Автономная некоммерческая организация АНО применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов. АНО ведет как основную некоммерческую, так и предпринимательскую деятельность. Отдельные расходы АНО по некоммерческой деятельности могут быть квалифицированы как нецелевое использование целевых средств Расходы на ГСМ для служебного автотранспорта в части, соответствующей отсутствующим путевым листам;2. Премии работникам АНО, не предусмотренные трудовыми договорами.

    Иногда смету доходов и расходов называют бюджетом, а сам процесс ее составления — бюджетированием. Допустим, создается организация, имеющая членство, например ассоциация. В этом случае в смете мы можем предусмотреть поступления за счет вступительных и членских взносов. Например, членами ассоциации в году должны стать 10 человек, вступительный взнос составляет 5 тыс. Допустим, что в первый год существования ассоциации эти деньги будут использованы: на заработную плату руководителя и бухгалтера, включая единый социальный налог 80 тыс. После окончания года должен быть составлен и утвержден высшим органом управления НКО отчет о выполнении сметы. Ниже приводится примерная форма отчета о выполнении сметы доходов и расходов НКО.

    Так, в начале каждого года некоммерческая организация составляет смету доходов.

    .

    .

    .

    .

    .

    Фондом признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

    Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

    Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

    При отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих данных общественные организации (объединения) могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности: отчет об изменениях капитала (форма № 3); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); пояснительную записку.

    Информацию об использовании бюджетных средств представляют НКО, получающие бюджетные средства. передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. Руководитель общественного объединения вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если он отвечает требованиям к главному бухгалтеру, установленным законодательством. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.

    Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

    — формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; — обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, за наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; — предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

    Порядок составления сметы некоммерческих организаций

    3. В нарушение абзаца второго части 1 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету некоммерческими организациями не составляются сметы доходов и расходов. 4.

    В нарушение требований части 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации не исполняют обязанность по информированию органа, принявшего решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.

    2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в частности, изменений, касающихся сведений об адресе и лица, действующего без доверенности), в течение трех дней с момента таких изменений, и не представляют соответствующие документы для государственной регистрации таких изменений.

    Если бюджет составляется на год, то эти периоды равны 1 месяцу. Бюджет организации — это некоторый внутренний документ, который позволяют Фирме планировать будущую и контролировать текущую деятельность. Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета, превышение расходов над доходами — дефицитом бюджета.

    Дефицит бюджета должен покрываться из других источников финансирования. Бюджет составляют все хозяйствующие субъекты, государство, федеральные органы власти, местные органы управления, некоммерческие организации, коммерческие фирмы и даже структурные подразделения этих фирм.

    Многие начинающие предприниматели плохо разбираются в экономике и бизнес-планировании, но обычно интуитивно чувствуют идеи, которые лежат в основе Технико-экономического обоснования (ТЭО).

    ТЭО содержит несколько таблиц и расчетов: — c оставляется смета инвестиционных затрат, где производится расчет стоимости необходимого оборудования и инфраструктуры — производится расчет стоимости сырья и материалов для выпуска единицы продукции — производится расчет заработной платы сотрудников Фирмы за период (1месяц) — составляется смета расходов за период — задается продажная цена единицы продукции и объем продаж — рассчитывается прибыль Фирмы за период = доходы Фирмы за период — расходы Фирмы за период — определяется срок окупаемости= инвестиционные затраты/прибыль Фирмы за период Посмотрите пример ТЭО: — Производство органического удобрения из куриного помета — Организация производства изделий для коррекции зрения — Технико-экономическое обоснование создания предприятия по переработке мяса ТЭО по своему названию является документом для обоснования получения финансирования, с расчетами окупаемости вложений.

    понятия «целевое финансирование», как уже упоминалось, не определено и в Законе N 7-ФЗ. Законодательство указывает лишь различные источники формирования имущества некоммерческих организаций (приложение 2). Так, в п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ названы следующие источники формирования имущества некоммерческих организаций в денежных и иных формах: Первый вид поступлений — это поступления имущества (к нему относятся не только материальные ценности, но и денежные средства) от тех, кто создал некоммерческую организацию, а также является ее участником или членом. Во втором случае имущество может поступать от любых организаций (коммерческих и некоммерческих), от предпринимателя без образования юридического лица, от физических лиц.

    4) добровольные пожертвования юридических и физических лиц.

    2) начисления на заработную плату (включая единый социальный налог и взносы в ФСС РФ).

    3.1.

    Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом».

    — обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, за наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; — предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

    Такие отчеты, как оборотно — сальдовая ведомость, расчетная ведомость по зарплате, исполнение бюджета по проекту формируются как в разрезе проектов, так и в целом по организации.

    Совмещение в одной базе ведения учета некоммерческой деятельности по проектам с учетом собственной хозяйственной деятельности, в том числе и коммерческой (такие операции могут учитываться в рамках одного или нескольких собственных проектов).

    Образец сметы некоммерческой организации

    По своей структуре смета может напоминать одну из форм бухгалтерской отчетности — отчет о целевом использовании полученных средств (форму N 6), различие заключается в том, что отчет составляется по факту прошедшего периода, в то время как в смете указываются планируемые показатели. Другое различие состоит в том, что в смете каждая организация выбирает самостоятельно, как ей выделять доходы и расходы. В отчете о целевом использовании полученных средств организация отражает показатели в том порядке, который рекомендован финансовым ведомством (Приказ от 22.07.2003 N 67н).

    В составе доходов указываются все доходы АНО, получаемые как в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений, так и от предпринимательской деятельности. К первой группе относятся вступительные (членские) взносы, добровольные пожертвования, целевые поступления на уставную деятельность АНО. Во вторую группу входят поступления от оказания платных услуг населению, доходы от использования имущества некоммерческой организации (в том числе целевого капитала) и другие «коммерческие» поступления. Перечисленные доходы следует отразить в смете с такой детализацией, которая позволила бы сопоставить их с произведенными АНО расходами.

    Так же как и в отношении доходов, в смету включают все расходы, запланированные некоммерческой организацией на предстоящий год. Ряд экспертов рекомендует попытаться распределить расходы в планируемом бюджете по источникам финансирования, что упростит соблюдение сметы доходов и расходов. Такой подход заложен в основу отчета о целевом использовании полученных средств. В нем все расходы разделены на две группы: затраты на целевые мероприятия и расходы, связанные с предпринимательской деятельностью организации. В первой группе можно выделить основные статьи затрат АНО, такие как заработная плата (включая начисления в бюджет и внебюджетные фонды), приобретение и ремонт основных средств, инвентаря, аренда помещения, коммунальные услуги, командировочные, материальные и все иные расходы, финансируемые за счет целевых источников. Перечень расходов второй группы, связанных с предпринимательской деятельностью, аналогичен и включает ряд основных (зарплата, приобретение для оказания платных услуг оборудования) и прочих расходов. При этом не все расходы можно однозначно отнести к затратам, связанным с оказанием платных услуг. Есть ряд расходов общего плана, порядок распределения которых по видам деятельности организация устанавливает самостоятельно как для целей бухгалтерского учета, так и для составления сметы доходов и расходов.

    При составлении сметы расходы определяются по прогнозируемым объемам предоставления АНО социальных услуг и нормам (нормативам) финансовых затрат на их предоставление. Большинство плановых норм и нормативов (кроме сферы оплаты труда и денежных компенсаций работникам) при составлении смет рассчитывается некоммерческими организациями с учетом местных цен и тарифов (например, расходы на коммунальные услуги). При этом следует учитывать повышение цен, которое нередко проводят поставщики коммунальных услуг в начале года.

    Важно понимать, что все активы приобретаются за счет сметы некоммерческой организации, независимо от их назначения (для уставной или предпринимательской деятельности) <5>. Поэтому у бухгалтера АНО нет оснований исключать какие-либо расходы из сметы некоммерческой организации, за исключением случая, когда у АНО нет уверенности в том, что предполагаемые расходы будут осуществлены. Возможна и обратная ситуация, когда организация запланировала расходы, но они не осуществлены. Это две крайние ситуации. Чаще в организациях бывает так, что расходы осуществлены, но в меньшем или большем размере, чем планировалось. Что делать в таком случае?

    Поскольку по своей сути смета является плановым, а не фактическим документом, для того, чтобы внести в нее коррективы, нужны веские основания, а не простое изменение текущих доходов и расходов. Например, для бюджетников таким основанием является изменение объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Для некоммерческих организаций корректировка сметы возможна при изменении целевых программ, когда либо уменьшаются, либо увеличиваются объемы средств запланированных источников целевого финансирования (целевых поступлений). В таком случае, исходя из ожидаемых доходов, АНО нужно скорректировать запланированные расходы, что позволит организации уложиться в смету по итогам года. Организация вправе изменить смету не только по количеству, но и по качеству, когда общая сумма расходов (доходов) может остаться неизменной, а доходы (расходы) перераспределяются между собой.

    Вносимые в смету изменения, так же как и сама смета, утверждаются для того, чтобы придать им законную силу. Как мы уже говорили, смета утверждается органом управления некоммерческой организации. Директор АНО не обладает достаточными полномочиями, чтобы утверждать бюджет некоммерческой организации, в то же время на нем лежит обязанность контроля за исполнением бюджета.

    Очевидно, что внесение изменений в смету возможно в случае существенных изменений обстоятельств получения и расходования средств. При этом поправки следует подкрепить документальными доказательствами существенного изменения условий деятельности АНО. Если изменения не существенны, то организации можно оставить все как есть, а превышение или занижение доходов (расходов) обосновать объективными причинами, в том числе и перед проверяющими органами.

    В такой ситуации АНО следует проанализировать причины допущенного превышения сметы, с тем чтобы как можно точнее спрогнозировать свои доходы и расходы на следующий год. Что касается прошедшего года, то в нем все расходы, в том числе и те, которые превысили запланированные, осуществляются за счет средств, полученных некоммерческой организацией. Других вариантов финансирования АНО не заложенных в смету расходов просто нет, вопрос только в том, за счет каких поступлений отражать такие расходы. Целевые средства идут на финансирование определенных расходов, превышение которых допустимо, но только после того, как соответствующие изменения будут внесены в смету. Если таких изменений в смету в текущем году не было внесено, то в распоряжении АНО остаются доходы от предпринимательской деятельности, которые не так строго лимитированы как целевые средства. В связи с этим у АНО больше возможностей отнести превысившие смету расходы на счет поступлений от оказания платных услуг населению. При этом следует помнить, что в отношении коммерческой деятельности АНО является плательщиком налогов (налога на прибыль или единого налога в случае применения УСНО). Уменьшение налоговой базы на сумму незапланированных расходов налоговики могут квалифицировать как занижение налога на необоснованные расходы. Поэтому АНО следует заранее позаботиться о документальном подтверждении и обосновании незапланированного перерасхода полученных средств.

    Под сметой расходов обычно понимается расчет всех затрат, необходимых для выполнения запланированных работ, выпуска изделия, реализации мероприятий, связанных с достижением намеченных целей организации и других подобных ситуациях. Иногда составление документа выполняется на добровольной основе.

    Однако, достаточно часто разработка сметы расходов, а также последующее ее утверждение и согласование являются требованием российского законодательства. Например, составление баланса расходов и доходов (являющегося разновидностью сметы расходов) – одно из обязательных условий работы любой некоммерческой организации.

    Учитывая, что их число достаточно велико, становится понятным, почему вопросу, как составить смету расходов грамотно и максимально точно, уделяется столько внимания.

    К числу некоммерческих организаций (НКО) относятся:

    • образовательные (университет, детский сад или школа), культурные (музей, национальный парк или выставка) медицинские (поликлиника, стоматологический центр и т.д.) государственные и частные учреждения;
    • ТСЖ, жилищно-строительные и потребительские кооперативы;
    • организации по защите прав граждан;
    • органы местного и государственного управления;
    • благотворительные фонды и организации;
    • религиозные объединения;
    • подразделения министерства обороны, МЧС и МВД.

    Для всех вышеперечисленных организаций необходимо ежегодное составление сметы расходов и доходов, а также итогового документа, содержащего информацию об ее исполнении.

    Особо строгие требования предъявляются к государственным казенным учреждениям, которые частично или в полной мере финансируются из бюджета.

    В этом случае четко прописывается вся процедура составления, начиная от сроков разработки рассматриваемого документа и заканчивая требованиями по его утверждению и согласованию.

    Нюансы составления сметы некоммерческих организаций (Стародубцева И.)

    Основным документом, определяющим финансово-хозяйственную деятельность НКО, является смета.

    Сразу отметим, что каких-либо типовых форм смет не существует, также отсутствует нормативные акты, регламентирующие заполнение сметы. Поэтому при составлении смет нужно руководствоваться спецификой деятельности НКО.

    Так, НКО могут формировать общие сметы, а также детализированные сметы на отдельные проекты, которые финансируются за счет целевых источников.

    При составлении сметы необходимо исходить из того, что средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы только на эти цели.

    В смете отражаются не фактический, а предполагаемый объем, целевое направление и временное распределение доходов и расходов.

    Когда можно менять смету Можно ли менять в течение года утвержденную смету некоммерческой организации НКО Как правило, НКО придерживаются величины расходов, утвержденной сметой.

    Но если видите, что текущие затраты не укладываются в запланированные, то лучше смету изменить. Изменять смету можно столько раз, сколько сочтет нужным руководство некоммерческой организации. Чем ближе фактические показатели к цифрам в статьях сметы, тем лучше в организации уровень финансового планирования.

    Смета доходов и расходов некоммерческой организации Формирование сметы доходов и расходов в некоммерческих организациях позволяет запланировать бюджет на предстоящий период. Этот документ является обязательным для осуществления нормальной, бесперебойной деятельности НКО.

    Иными словами, предпринимательской деятельностью НКО заниматься права не имеют за исключением случаев, когда эта самая деятельность направлена на достижение их прямых целей. Обычно эти организации работают в сфере образования и здоровья, культуры, религии, спорта и т.

    Тем не менее, для их функционирования, как и для коммерческих или бюджетных структур, также требуются определенные финансы.

    Смету доходов и расходов можно составлять в . Каждая НКО сама решает, что отразить в документе, исходя из своей специализации и потребностей. Никаких строгих требований для оформления сметы-бюджета нигде в законодательстве не прописано.

    Состоит смета из доходной и расходной частей. В доходной части отражают предполагаемые в будущем году поступления. А в расходной — планируемые затраты.

    Смета может быть очень подробной, а может быть и укрупненной. То есть в ней можно показать каждую статью расходов, а можно дать показатели лишь по группам. В качестве приложений могут быть расчеты, на основании которых составляли смету, но не обязательно. Смету можно составить в целом по организации. А можно еще и на какое-либо конкретное мероприятие.

    На какой период составлять смету

    [attention type=yellow]

    Можно разработать смету на год с разбивкой по кварталам и месяцам. А можно и не делать разбивки — просто дать планируемые показатели по каждой статье на год. Смета может быть даже на несколько лет вперед с разбивкой по годам.

    [/attention]

    Кто утверждает смету

    Смету утверждает высший орган управления НКО. Это может сделать и постоянно действующий коллегиальный выборный орган НКО, если такое право дано ему уставом организации (п. 3 ст. 29 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Кто именно утверждает смету, зависит от формы создания НКО. Все варианты смотрите в таблице ниже.

    Форма создания НКО Кто утверждает смету
    Корпоративные
    Потребительский кооператив Общее собрание участников
    Общественная организация
    Общественное объединение
    Ассоциация
    Союз
    Товарищество собственников недвижимости
    Казачье общество
    Община коренных малочисленных народов РФ
    Адвокатская палата
    Коллегия адвокатов, адвокатское бюро или юридическая консультация
    Унитарные
    Фонд Правление
    Автономная некоммерческая организация Наблюдательный совет
    Религиозная организация Определяется уставом


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *