Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой межразрядный и тарифный коэффициент для муп в 2019 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (далее — Соглашение или ОТС) заключено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.2. Настоящее Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей Организаций, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от форм собственности Организаций, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, а также на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее — Организации), на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.
1.3. Жилищно-коммунальное хозяйство — вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях; жилищно-коммунальные хозяйства включают в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в Приказе Минстроя России от 27 апреля 2016 года № 286/пр. «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли ЖКХ» (Полный перечень Организаций по видам экономической деятельности, услугам и работам в ЖКХ приводится в Приложении № 4 и Приложении № 5 к настоящему ОТС).
1.4. Организации жилищно-коммунального хозяйства — юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы, приведённые в Приложение № 4 и Приложении № 5 к настоящему Соглашению. На данные Организации жилищно-коммунального хозяйства распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Соглашением.
1.5. Цели и задачи Соглашения:
— содействие реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства страны, поддержание социальной стабильности в Организациях отрасли;
— установление и реализация социально-трудовых гарантий работникам Организаций; создание условий и механизмов, способствующих реализации в Организациях норм трудового законодательства Российской Федерации;
— вовлечение работников в управление Организацией;
— повышение конкурентоспособности Организации, профессионализма и квалификации работников, закрепление квалифицированной рабочей силы;
— развитие социального партнерства, инициативы и соревнования в трудовых коллективах Организаций;
— обеспечение интересов сторон социального партнерства в отрасли при формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также обеспечение интересов организаций, осуществляющих нерегулируемую деятельность.
Содержание:
Какой межразрядный и тарифный коэффициент для муп в 2019 году
2.1. Система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях) устанавливаются непосредственно в Организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.
2.2. Работодатели обеспечивают:
а) оплату труда работников в соответствии с профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы (профессиональными стандартами), количеством и качеством затраченного труда, согласно п. 7.5.8 настоящего Соглашения;
б) тарификацию работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим, специалистам и служащим по действующим Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве, Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих и/или профессиональными стандартами, с учетом квалификационного уровня работников (Перечень профессиональных стандартов, утверждённых согласно действующему законодательству приведён в Приложении № 2 настоящего Соглашения).
в) принятие локальных нормативных актов, касающихся оплаты и условий труда, с учетом мнения выборного профсоюзного органа работников Организаций, а также своевременное доведение до работников информации о применяемых условиях оплаты труда;
г) своевременное заключение коллективных договоров, совершенствование нормирования и условий труда.
2.3. Минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению и не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.
2.3.1. В случае несоответствия даты установления минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, предусмотренной настоящим Соглашением, и даты изменения фактического уровня тарифов на газ, электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, работодатель вправе синхронизировать дату установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с датой изменения фактического уровня тарифов.
2.3.2. В зависимости от финансового и экономического состояния Организации работодатель вправе установить в Организации минимальную месячную тарифную ставку в размере, превышающем величину, предусмотренную настоящим пунктом.
2.3.3. Размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.
В случае отсутствия у работодателя средств на повышение оплаты труда, индексация фонда на оплату труда производится с 1 июля т. г. одновременно с повышением тарифов на предоставляемые услуги, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной согласно индексу потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал.
2.3.4. В целях повышения квалификации и защиты прав работников отрасли, работодатель вправе организовать оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников, а также определение соответствующей тарификации в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации. По запросу работодателя или первичной профсоюзной организации любая из сторон Соглашения вправе направить согласованные сторонами рекомендации по тарифным сеткам и тарифным коэффициентам. Рекомендованная тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в организации на 2017-2019 годы приводится в Приложении № 3.
2.4. Минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда уточняется сторонами по итогам года и устанавливается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики.
Если в региональных соглашениях или в коллективных договорах Организаций предусмотрено индексирование минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда поквартально, то ее размер может быть установлен в соответствии с рекомендациями ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, принятыми на основании индексов потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал, определенных Федеральной службой государственной статистики.
Рекомендации об индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.
В случае установления размера индексации минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, в тарифах на газ, электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, в отличном размере от индекса потребительских цен в Российской Федерации, работодатель вправе оспорить уровень индексации на уровне, заложенной в тарифах. Если в Организации собственных средств недостаточно для выполнения таких требований, выборный профсоюзный орган и работодатель протокольно утверждают согласованный срок выполнения данного положения ОТС.
3.1. Режим рабочего времени и времени отдыха устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка Организации.
Нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю.
Для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю.
На основании коллективного договора Организации, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абзаце третьем настоящего пункта, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены коллективным договором Организации.
При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляется два выходных дня, при шестидневной — один выходной день в неделю.
3.2. Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
— при 36-часовой рабочей неделе — 8 часов;
— при 30-часовой рабочей неделе и менее — 6 часов.
Коллективным договором Организации, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) для указанных работников может быть увеличена при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с частями первой — третьей статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации:
— при 36-часовой рабочей неделе — до 12 часов;
— при 30-часовой рабочей неделе и менее — до 8 часов.
Размеры, порядок и условия компенсаций не могут быть ухудшены или снижены по сравнению с порядком, условиями и размером фактически реализуемых в отношении данных работников компенсационных мер по состоянию на день внесения изменений по результатам СОУТ (ст. 15 ФЗ «О специальной оценке условий труда».
3.3. В Организациях, приостановка работы которых невозможна по производственно-техническим условиям или вследствие необходимости постоянного непрерывного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно графикам сменности, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации.
3.4. Когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, — три месяца.
В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
3.5. Помимо ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при наличии финансовой возможности работникам предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска по следующим основаниям:
а) рождение ребенка;
б) собственная свадьба, свадьба детей;
в) смерть супруга (супруги), членов семьи (детей, родителей, родных братьев и сестер).
Матери (отцу) либо другому лицу (опекуну, попечителю), воспитывающему ребенка — учащегося младших классов (1 — 4 класс), предоставляется дополнительный однодневный оплачиваемый отпуск в День знаний (1 сентября).
Порядок и условия предоставления отпусков, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливаются непосредственно в Организациях.
3.6. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска вышеуказанным работникам составляет 7 календарных дней. Компенсация дополнительного оплачиваемого отпуска сверх 7 календарных дней производится в размерах не ниже, чем за дни неиспользованного отпуска.
5.1. Работодатели при участии первичных профсоюзных организаций проводят политику занятости на основе повышения трудовой мобильности внутри Организации (включая совмещение профессий и должностей, внутреннее совместительство), результативности профессиональной деятельности и постоянного роста профессионально-квалификационного уровня каждого работника в соответствии с профессиональными стандартами, развития и сохранения кадрового потенциала на экономически целесообразных рабочих местах и содействия занятости высвобождаемых работников. При этом возможно привлечение к трудовой деятельности мигрантов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на работу, на которую не соглашаются граждане Российской Федерации.
Работодатели не допускают необоснованного сокращения рабочих мест.
5.2. Работодатели обеспечивают:
5.2.1. Сохранение за работником среднего месячного заработка на весь период обучения при направлении его на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с отрывом от производства, в том числе на соответствие требованиям профессиональных стандартов.
5.2.2. Предоставление работы по специальности выпускникам образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования в соответствии с заключенными договорами на обучение и полученными оценками профессиональных квалификаций в соответствии с требования федерального закона от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» (далее — ФЗ № 238).
5.2.3. Использование следующих возможностей для минимизации сокращения численности или штата работников при компенсациях, установленных в коллективных договорах:
а) естественный отток кадров (собственное желание, выход на пенсию и другое);
б) переподготовка кадров, их перемещение внутри Организации.
5.2.4. Предоставление работникам, увольняемым из филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений Организации в связи с сокращением штата или численности работников, информации о вакансиях в других филиалах, представительствах, иных обособленных подразделениях данной Организации.
5.2.5. Предоставление высвобождаемым работникам возможности переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора с сохранением средней заработной платы на весь срок обучения.
5.2.6. Предоставление работникам, предупрежденным об увольнении в связи с принятым решением о ликвидации Организации, сокращением численности или штата, информации о направлении в установленном законодательством порядке в органы службы занятости письменного сообщения о проведении соответствующих мероприятий для содействия в их трудоустройстве, а также оплачиваемого времени для поиска работы в порядке, установленном непосредственно в Организациях.
5.2.7. Предоставление возможности переподготовки, трудоустройства и установление льготных условий и режима работы работникам, потерявшим трудоспособность в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, в соответствии с медицинскими рекомендациями.
5.2.8. Сохранение за работниками, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в данной организации в течение трех месяцев после увольнения с военной службы, права на поступление на работу в ту же организацию, а за проходившими военную службу по призыву (в том числе и за офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу (п. 5 ст. 23 ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») при наличии финансовой возможности Организации.
5.3. Первичные профсоюзные организации обязуются:
5.3.1. Проводить взаимные консультации с работодателем по проблемам занятости.
5.3.2. Содействовать проведению разъяснительной работы по реализации мероприятий, проводимых при реформировании жилищно-коммунального хозяйства, по социальной и трудовой адаптации работников Организаций и оказанию им психологической поддержки.
5.4. Критерием массового увольнения работников при сокращении численности или штата работников Организации является увольнение свыше 10% работников Организации единовременно.
5.5. При реорганизации Организаций применяется процедура продолжения трудовых отношений, предусмотренная ч. 5 ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). При реорганизации Организаций или смене собственника имущества Организации трудовые отношения с согласия работника продолжаются, прекращение в этих случаях трудового договора по инициативе работодателя возможно только согласно действующему законодательству.
5.6. Работодатели обязуются:
а) извещать выборные органы первичных профсоюзных организаций о предстоящей реорганизации и предоставлять им информацию о решении о реорганизации, принятом уполномоченным органом управления Организации, в течение 20 дней со дня принятия соответствующего решения, но не менее чем за 2 месяца до начала реорганизации;
б) представлять в выборные органы первичных профсоюзных организаций в письменной форме информацию о сокращении численности или штата работников Организации не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае массового сокращения — не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий в соответствии со ст. 180 ТК РФ;
в) при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
Приказ Минстроя РФ от 04.09.2019 N 515/ПР
7.1. ОООР ЖКК и Профсоюз жизнеобеспечения:
7.1.1. Обращаются к Минстрою России с просьбой о содействии в решении следующих вопросов:
7.1.1.1. По устойчивому социально — экономическому развитию ЖКК в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований;
7.1.1.2. Сбалансированному соблюдению экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в ЖКК, работников, состоящих в трудовых отношениях с указанными хозяйствующими субъектами, и потребителей жилищных и коммунальных услуг;
7.1.1.3. В организации создания достойных условий работы и оплаты труда работникам сферы жилищного и коммунального хозяйства; содействует развитию социального партнёрства в отрасли и в муниципальных образованиях, устанавливает показатели работы регионов и муниципальных образований согласно степени их участия в социальном партнёрстве.
7.1.1.4. Сохранению и развитию кадрового потенциала работников ЖКК, в том числе на основе внедрения отраслевой системы профессиональных квалификаций.
7.1.1.5. В контроле за исполнением Соглашения в полном объёме через взаимодействие с ФАС России, государственными органами, регулирующими ценовую и тарифную политику, Минтрудом России, Рострудом и другими федеральными ведомствами.
7.2.1. Осуществляют совместный контроль за исполнением настоящего Соглашения.
7.2.2. Предоставляют друг другу информацию, необходимую для анализа хода реализации настоящего Соглашения, рассмотрения вопросов о внесении в него изменений и дополнений, а также разработки последующих соглашений.
7.2.3. Рассматривают вопросы, не включенные в настоящее Соглашение, проводят взаимные консультации.
7.2.4. Информируют друг друга о принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
7.2.5. Принимают меры по урегулированию коллективных трудовых споров.
7.2.6. Взаимодействуют в вопросах представления особо отличившихся работников к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Российской Федерации, награждению почетными грамотами федеральных органов исполнительной власти, ЦК Профсоюза жизнеобеспечения.
7.2.7. Представляют в Правительство Российской Федерации предложения по решению трудовых и социально-экономических вопросов, учитывающих особенности труда и быта работников соответствующих сфер деятельности.
7.2.8. Участвуют в установленном законом порядке в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим социально-трудовые и экономические интересы работников системы жизнеобеспечения населения.
7.2.9. Участвуют в разработке и содействуют реализации государственных программ и проектов социально-экономического развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, привлечению инвестиций в эту сферу, укреплению ее материально-технической базы, а также в реализации социальных проектов Российской Федерации «Доходы государственной казны», «Народный контроль», «Кадры для национальной экономики», «Знак Качества «Сделано в России», «За высокий социальный стандарт», «Забота», «За достойную заработную плату».
7.2.10. В соответствии с требованиями Федерального закона «О независимой оценке квалификаций» № 283-ФЗ от 3.07.2016 г. и постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. № 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» Стороны Соглашения участвуют:
— в создании и развитии отраслевой системы оценки профессиональных квалификаций;
— в осуществлении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ учреждений образования на соответствие их отраслевым профессиональным стандартам;
— в формировании оптимального качества состава и численности трудовых ресурсов, необходимых для развития жилищно-коммунального хозяйства;
— в мероприятиях по повышению качества и конкурентоспособности товаров стройиндустрии и жилищно-коммунальных услуг для потребителей, а также повышению уровня материального положения работников жилищно-коммунального хозяйства;
— в создании условий для повышения уровня и качества социальных гарантий работникам жилищно-коммунального хозяйства, в том числе за счет привлечения социально-ответственного бизнеса, иных негосударственных источников финансирования.
7.2.11. Прорабатывают в соответствующих органах власти вопросы по обеспечению своевременного финансирования жилищно-коммунального хозяйства и принятию экономически обоснованных тарифов в части расходов на оплату труда, охрану труда, социальное обеспечение, а также иных вопросов в рамках настоящего Соглашения.
7.2.12. В соответствии с пунктом 2.4 настоящего Соглашения устанавливают размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, который применяется в обязательном порядке во всех Организациях отрасли — участниках Соглашения; добиваются принятия коллективных договоров в организациях согласно ОТС.
8.1. Отношения и ответственность договаривающихся сторон в процессе реализации Соглашения регламентируются ТК РФ, Федеральными законами от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», а также другими нормативными правовыми и нормативно-техническими актами.
8.2. Контроль за выполнением Соглашения на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.
8.3. Стороны взаимно предоставляют имеющуюся информацию при осуществлении контроля за выполнением Соглашения.
По нормам 27 Указа базовая ставка в Беларуси это основа для начисления зарплат работникам бюджетной сферы. Новая система расчета не отличается принципиально от прежней тарифной системы, но упрощает и структурирует методику начисления всех выплат.
6.5.3. Одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по их письменному заявлению предоставляется 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (ст. 262 ТК РФ).
2.3. Минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению и не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.
На основании коллективного договора Организации, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающего 7 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены коллективным договором Организации.
Тарифная вилка по разрядам для муп на 2019 год
Преимущество ТС заключается в том, что она позволяет обеспечить и наглядность, и обоснованность при установлении уровня и соотношений ставок и окладов по всем профессионально-квалификационным группам работников в зависимости от сложности труда, его интенсивности и ответственности, а также изменяющегося спроса и предложения на рынке труда. Использование ТС облегчает внесение изменений в тарифную систему при учете мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или при согласовании с ним.
В соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации приказываю:
утвердить Методические рекомендации по определению сметных цен на затраты труда в строительстве согласно приложению к настоящему приказу.
И.о. Министра
Д.А. ВОЛКОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 4 сентября 2019 г. N 515/пр
1.1. Настоящие Методические рекомендации по определению сметных цен на затраты труда в строительстве (далее — Методические рекомендации) разработаны в целях методологического обеспечения определения сметных цен на затраты труда в строительстве.
1.2. Методические рекомендации могут использоваться при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, либо средств собственников помещений в многоквартирном доме и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
1.3. Сметные цены на затраты труда в строительстве предназначены для разработки и актуализации укрупненных нормативов цены строительства и нормативов цены конструктивных решений в соответствующем уровне цен, составления сметной документации, разработки индексов изменения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ (далее — строительные работы).
1.4. Сметные цены на затраты труда в строительстве формируются в территориальном разрезе для каждого субъекта Российской Федерации и разрабатываются ежегодно в текущем уровне цен.
Рекомендуемый состав затрат, учитываемых при определении сметных цен на затраты труда в строительстве, приведен в приложении к Методическим рекомендациям.
1.5. Сметные цены на затраты труда в строительстве определяются на основании информации о среднемесячном номинальном начисленном вознаграждении за труд в зависимости от уровня знаний, умений профессиональных навыков и опыта работы рабочего, инженерно-технического и административно-хозяйственного персонала работника (далее соответственно — работник, квалификация работника), сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных и стимулирующих выплатах (далее — заработная плата) работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации, представленной Федеральной службой государственной статистики.
В фонд начисленной заработной платы при проведении статистических наблюдений включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации) за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.
2.1. Сметные цены на затраты труда в строительстве определяются с учетом тарифной системы оплаты труда, основанной на тарифной дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система оплаты труда устанавливается с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда. Тарифной системой устанавливаются тарифные ставки по показателям, отражающим уровень профессиональной подготовки работника (далее тарифный разряд) и отношениям тарифной ставки работника соответствующего квалификационного разряда к тарифной ставке работника первого разряда (далее — тарифные коэффициенты).
2.2. Значения тарифных коэффициентов по тарифным разрядам для работников, непосредственно занятых в процессе создания материальных ценностей при выполнении строительных работ, управлении строительными машинами и автотранспортными средствами (далее — рабочие) и работников-исполнителей пусконаладочных работ в зависимости от категорий исполнителей приведены в таблице 1.
Таблица 1
Суммы, начисленные по тарифным ставкам, фиксированным размерам оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (далее — должностные оклады), сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятым в организации формами и системами оплаты труда за фактически выполненную работу.
Стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам.
Выплаты стимулирующего характера по системным положениям: премии (включая стоимость натуральных премий) за произведенные результаты, в том числе премии за ввод объектов в эксплуатацию и вознаграждения по итогам работ за год, надбавки к тарифным ставкам и должностным окладам за профессиональное мастерство и так далее.
Начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и должностным окладам за работу в ночное время, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу во вредных и опасных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого за время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.
Доплаты за подвижной, разъездной характер работ, а также при выполнении работ в особой форме организации трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания (далее — вахтовый метод).
Расходы на оплату труда, сохраняемую работникам за время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, расходы на оплату проезда работника и лиц, находящихся у него на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, расходы на оплату льготных часов подростков, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров или исполнением работниками государственных обязанностей.
Денежные компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника.
Начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации;
Единовременные вознаграждения за выслугу лет, надбавки за стаж работы по специальности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе: начислении по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.
Суммы, выплачиваемые работникам (при выполнении работ вахтовым методом) в установленном законодательством Российской Федерации порядке за дни в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям и вине транспортных организаций.
Расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам организации.
Расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.
Суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы в организации согласно специальным договорам с государственными организациями (на предоставление рабочей силы), как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям.
Начисления по основному месту работы рабочим и линейному персоналу при включении его в состав работников участков (бригад) организации за время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Оплаты труда студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, работающих в составе студенческих отрядов.
Любое предприятие, вне зависимости от формы хозяйствования, оплачивает труд своих работников неодинаково, о чем указано в штатном расписании, а вот соотношение объемов окладов сотрудников на предприятии закреплено в тарифной сетке.
Бюджетные предприятия обязаны использовать только разработанные государством справочники, так как в них применяются узаконенные оклады на примере МРОТ, к которым прибавляются различные надбавки и прочие выплаты.
Ей на смену пришла Новая система оплата труда (НСОТ) для бюджетников (Постановление Правительства от 05.08.2008 № 583). В ней также определена система повышающих коэффициентов (за должность, квалификацию, выслугу лет, трудоемкость работ и так далее), но она действует в течение одного календарного года, а в следующем году может быть пересмотрена.
Тарифная ставка имеет своё экономическое значение и является важным стимулятором профессионального роста сотрудников. Для чего была придумана тарифная система оплаты труда С переходом нашей страны к рыночным условиям экономики тарифная система начисления заработной платы сыграла довольно значительную роль.
Размеры месячных тарифных ставок окладов работников устанавливаются на основе Единой межотраслевой тарифной сетки. Единая межотраслевая тарифная сетка представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты труда работников:. Разряды оплаты труда. Тарифные ставки оклады работников со 2 по 18 разряд Единой межотраслевой тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки оклада 1 разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
Постановлений Правительства Республики Башкортостан от В целях регулирования оплаты труда работников государственных предприятий Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:. Утвердить прилагаемое Положение об оплате труда работников государственных предприятий Республики Башкортостан. Рекомендовать органам местного самоуправления принять положения об оплате труда работников муниципальных предприятий. Признать утратившими силу:.
Расчеты, основанные на данных принципах, должны вкладываться в государственные нормы, в частности, в правила о минимальной зарплате. Если приняты отраслевые нормы, касающиеся тарифной сетки, они должны соблюдаться всеми без исключения. Тарифы могут утверждаться и коллективными договорами.
Кроме того, если строго учитывать изменения в законодательстве, на государственной службе почти не применяется тарифная система оплаты труда в прежнем виде, хотя принцип, положенный в её основу, продолжает использоваться.
Тарифные коэффициенты разрядов оплаты труда жкх
- характеристика основных видов работ;
- сложность этих работ;
- соответствие каждого вида работы тарифному разряду;
- требования, которые должны предъявляться к уровню знаний работника и его навыкам в рамках квалификационного уровня;
- примеры конкретных работ или профессиональные стандарты, которые действуют для определенного вида работ.
Таким образом, формируется тарифная сетка, где каждому разряду присваивается свой коэффициент. Тарифная система применяется на многих предприятиях, а вот тарифные сетки у них могут различаться. В частных компаниях кадровые служащие самостоятельно разрабатывают тарифные сетки с учетом специфики деятельности, и количество разрядов в таких сетках варьируется.
«Минимальный тарифный оклад (1 разряд) возрастет на 150 гривен. На столько же повысится и минимальная зарплата, которая с 1 декабря не может быть меньше 1600 гривен (без вычета налогов), на руки получается 1444 гривны.
В Беларуси для этих целей установлены республиканские тарифы оплаты труда. Основным нормативом в них является тарифная ставка первого разряда. Существует Единая тарифная сетка (ЕТС), в которой каждой профессии и квалификации в рамках этой профессии присвоены свои разряды, от них зависят соответствующие коэффициенты.
Президент
Общероссийского отраслевого
объединения работодателей
сферы жизнеобеспечения
А.Д.Кочегаров
Председатель
Общероссийского профсоюза
работников жизнеобеспечения
А.Д.Василевский
Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы
от 8 декабря 2016 года
(В редакции, введенной в действие Отраслевым тарифным соглашением от 7 декабря 2018 года.
____________________________________________________________________
Срок окончания действия настоящего Соглашения — 31 декабря 2022 года — Отраслевое тарифное соглашение от 7 декабря 2018 года.
____________________________________________________________________
1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (далее — Соглашение или ОТС) заключено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.2. Настоящее Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей организаций установленных в соответствии с п.1.4 настоящего Соглашения (далее — Организации), на которые распространяются условия настоящего Соглашения, вне зависимости от форм собственности Организаций. Настоящее Соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Настоящее Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сфере, а также на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.
1.3. Жилищно-коммунальное хозяйство — вид экономической деятельности, направленный на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях; жилищно-коммунальные хозяйства включают в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в приказе Минстроя России от 27 апреля 2016 года N 286/пр. «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства» (Полный перечень Организаций по видам экономической деятельности, услугам и работам в ЖКХ приводится в Приложении N 1 и Приложении N 2 к настоящему ОТС).
1.4. Организации жилищно-коммунального хозяйства — юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы, приведённые в Приложении N 1 и Приложении N 2 к настоящему Соглашению. На данные Организации жилищно-коммунального хозяйства распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Соглашением.
1.5. Цели и задачи Соглашения:
— содействие реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, поддержание социальной стабильности в Организациях;
— выполнение в рамках своей компетенции основных положений Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 о повышении уровня жизни населения и ликвидации бедности;
— повышение эффективности функционирования Организаций, в том числе повышение производительности труда при сохранении качества, эффективности принимаемых управленческих решений при реализации производственных и инвестиционных программ;
— повышение конкурентоспособности Организации, профессионализма и закрепление квалифицированной рабочей силы;
— повышение квалификации работников в соответствии с требованиями, установленными соответствующими профессиональными стандартами, развитие системы независимой оценки квалификации;
2.1. Для повышения заинтересованности работников в стабильности и успешной деятельности Организаций и обеспечения их прав и гарантий в области оплаты труда Стороны обязуются проводить политику в области оплаты труда, направленную на обеспечение связи оплаты труда с его результатами.
2.2. Система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях) устанавливаются непосредственно в Организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.
2.3. Организации обеспечивают:
а) оплату труда работников в соответствии с профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы (профессиональными стандартами), количеством и качеством затраченного труда, согласно п.7.4.8 настоящего Соглашения;
б) тарификацию работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим, специалистам и служащим по действующим Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве, Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих и/или профессиональными стандартами, с учетом квалификационного уровня работников. Перечень профессиональных стандартов, утверждённых согласно действующему законодательству приведён в Приложении N 4 настоящего Соглашения, а также публикуется на официальном сайте Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве http://спк-жкх.рф.
в) принятие локальных нормативных актов, касающихся оплаты и условий труда, с учетом мнения выборного профсоюзного органа работников Организаций, а также своевременное доведение до работников информации о применяемых условиях оплаты труда;
г) своевременное заключение коллективных договоров, совершенствование нормирования и условий труда.
Нюансы и правила использования тарифной сетки по разрядам
4.1. Работодатели обеспечивают в области охраны труда:
4.1.1. Приоритет сохранения жизни и здоровья работников, соблюдение требований охраны труда, проведение мероприятий в области охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе по реализации «Правил по охране труда в ЖКХ», утверждённых приказом Минтруда России от 07.07.2015 г. N 439н, зарегистрированного Минюстом России 11.08.2015 г., N 38474.
4.1.2. Соответствие локальной нормативно-технической документации Организации государственным нормативным требованиям охраны труда, создание и функционирование системы управления охраной труда.
4.1.3. Своевременное проведение специальной оценки условий труда с замерами параметров вредных и опасных факторов, разработки мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников.
4.1.4. Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях и компенсациях работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
4.1.5. Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, своевременное проведение инструктажей и проверки знаний требований охраны труда.
4.1.6. Выдачу работникам сертифицированной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами. Конкретный перечень обязательной к выдаче спецодежды, спецобуви, в том числе теплой, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, а также нормы их выдачи устанавливаются в коллективном договоре. Работа без соответствующей спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты запрещается.
4.1.7. Выдачу работникам молока или других равноценных пищевых продуктов (либо выплату соответствующей компенсации) в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов».
4.1.8. Проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников в соответствии с требованиями законодательства.
4.1.9. Проведение анализа причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний, разработку и внедрение профилактических мероприятий по их предупреждению.
4.1.10. Расследование и учет несчастных случаев на производстве в соответствии с действующим законодательством и своевременное доведение информации о несчастных случаях в территориальные организации Профсоюза жизнеобеспечения.
4.1.11. Осуществление обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.1. Работодатели при участии первичных профсоюзных организаций проводят политику занятости на основе повышения трудовой мобильности внутри Организации (включая совмещение профессий и должностей, внутреннее совместительство), результативности профессиональной деятельности и постоянного роста профессионально-квалификационного уровня каждого работника в соответствии с профессиональными стандартами, развития и сохранения кадрового потенциала на экономически целесообразных рабочих местах и содействия занятости высвобождаемых работников. При этом возможно привлечение к трудовой деятельности мигрантов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на работу, на которую не соглашаются граждане Российской Федерации.
5.2. Работодатели обеспечивают:
5.2.1. Сохранение за работником среднего месячного заработка на весь период обучения при направлении его на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с отрывом от производства, в том числе на соответствие требованиям профессиональных стандартов.
5.2.2. Предоставление работы по специальности выпускникам образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования в соответствии с заключенными договорами на обучение и полученными оценками профессиональных квалификаций в соответствии с требования федерального закона от 03.07.2016г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» (далее — ФЗ N 238).
5.2.3. Использование следующих возможностей для минимизации сокращения численности или штата работников:
а) естественный отток кадров (собственное желание, выход на пенсию и другое);
б) переподготовка кадров, их перемещение внутри Организации.
5.2.4. Предоставление работникам, увольняемым из филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений Организации в связи с сокращением штата или численности работников, информации о вакансиях в других филиалах, представительствах, иных обособленных подразделениях данной Организации.
5.2.5. Предоставление высвобождаемым работникам возможности переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора, если это предусмотрено коллективным договором Организации. При этом условия и порядок предоставления данной льготы устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом Организации.
5.2.6. Предоставление работникам, предупрежденным об увольнении в связи с принятым решением о ликвидации Организации, сокращением численности или штата, по их письменному заявлению, информации о направлении в установленном законодательством порядке в органы службы занятости письменного сообщения о проведении соответствующих мероприятий для содействия в их трудоустройстве. Коллективным договором Организации может быть предусмотрено предоставление указанным работникам оплачиваемого времени для поиска новой работы.
5.2.7. Предоставление возможности переподготовки, трудоустройства и установление льготных условий и режима работы работникам, потерявшим трудоспособность в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, в соответствии с медицинским заключением, в порядке, установленном непосредственно в Организации.
6.1. Исходя из финансовых возможностей, в Организациях могут производиться следующие выплаты социального характера, в порядке, размерах и на условиях, устанавливаемых непосредственно в Организациях (рекомендуемый перечень на усмотрение Организации):
6.1.1. Частичную или полную компенсацию расходов, подтвержденных соответствующими документами:
а) связанных с погребением умерших работников;
б) связанных с погребением близких родственников работников (супруга(и), детей, родителей);
в) связанных с погребением ветеранов Организации (порядок отнесения лиц к категории ветеранов определяется непосредственно в Организациях).
6.1.2. Добровольное медицинское страхование и страхование жизни работников.
6.1.3. Негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование работников в соответствии с программой негосударственного пенсионного обеспечения, принятой в Организации.
6.1.4. Выплату материальной помощи:
а) при уходе работника в ежегодный основной оплачиваемый отпуск в размере и порядке, установленном коллективным договором;
б) при увольнении работника из Организации по собственному желанию после установления трудовой пенсии по старости (с учетом стажа работы и периода увольнения после наступления пенсионного возраста);
в) при рождении или усыновлении ребенка;
г) при регистрации брака (если брак регистрируется впервые);
д) в случае смерти близких родственников;
е) материальная помощь родителям и опекунам, имеющим ребёнка-инвалида в возрасте до 18 лет;
ж) при увольнении работника в связи с призывом на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, а также для первоначального обзаведения хозяйством гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы.
з) по иным основаниям, предусмотренным коллективным договором Организации.
6.1.5. Частичную или полную компенсацию подтвержденных расходов работников:
7.1. ОООР «СКП» и Профсоюз жизнеобеспечения:
7.1.1.Взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по вопросам механизма формирования и установления обоснованной платы на жилищные и коммунальные услуги, что позволит повысить доходность и эффективность деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства.
При установлении платы за жилищные и коммунальные услуги, в целях обеспечения минимальных гарантий по оплате труда, учитывать размеры и условия оплаты труда, подготовку, обучение и повышение квалификации рабочих кадров в соответствии с настоящим Соглашением.
При необходимости проводят совместные заседания для выработки согласованных решений по вопросам тарифной политики.
Проводят ежегодный мониторинг и последующий сравнительный анализ фактической оплаты за жилищные и коммунальные услуги и фактических затрат Организаций, в том числе заработной платы.
7.1.2. Сотрудничают для решения следующих вопросов:
7.1.2.1. Сбалансированное соблюдение экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в ЖКХ, работников, состоящих в трудовых отношениях с указанными хозяйствующими субъектами, и потребителей жилищных и коммунальных услуг;
7.1.2.2. Организация создания достойных условий работы и оплаты труда работникам сферы жилищного и коммунального хозяйства; содействует развитию социального партнёрства в отрасли и в муниципальных образованиях, устанавливает показатели работы регионов и муниципальных образований согласно степени их участия в социальном партнёрстве.
7.1.2.3. Сохранение и развитие кадрового потенциала работников ЖКХ, в том числе на основе внедрения отраслевой системы профессиональных квалификаций.
7.1.2.4. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности, в том числе на основе: внедрения риск-ориентированного подхода при планировании контрольно-надзорной деятельности в сфере труда, исключения дублирования контрольных мероприятий надзорными органами, уточнения перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере труда, исключения практики применения «мультипликационного» эффекта при наложении взыскания (п.7.5 Генерального соглашения).
7.1.3. Осуществляют совместный контроль за исполнением настоящего Соглашения.
7.1.4. Предоставляют друг другу информацию, необходимую для анализа хода реализации настоящего Соглашения, рассмотрения вопросов о внесении в него изменений и дополнений, а также разработки последующих соглашений.
Основа тарифной оценки происходит из понимания того факта, что чем выше квалификация сотрудника, чем сложнее и ответственнее работа, которую он выполняет, тем выше у него должна быть заработная плата.
При создании собственной тарифной системы специалисты кадровой службы совместно с руководителями подразделений определяют:
- количество квалификационных уровней каждой профессии и специальности;
- максимальный коэффициент для наивысшего разряда по каждой специальности;
- промежуточные показатели (будут они расти равномерно или прогрессивно).
В результате формируется тарифная таблица, которая позволяет оценить (тарифицировать) работу каждого рабочего и служащего и назначить справедливую заработную плату, отражающую ценность его знаний и умений для компании.
Межразрядные тарифные коэффициенты в жилищнокоммунальном хозяйстве
Пример расчета для водителя трамвая в Санкт-Петербурге.
Уровень квалификации — 5-ый. Вилка коэффициента — 1,63–2,06.
МРОТ в СПб (оклад для 1-го разряда) = 18 000.
Умножим тарифную ставку 1-го разряда (МРОТ) на коэффициент: получим размер оклада водителя: 29 340–37 080 (без учета надбавок и компенсаций).
Определим ключевые основы определения тарифной сетки для работников бюджетной сферы. Итак, для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для своих подведомственных учреждений.
Структура оплаты труда бюджетников отвечает единым требованиям. Так, в первую очередь для тарифной системы определяется базовый оклад. Это минимальная единица оплаты труда, к которой будут применяться повышающие тарифные коэффициенты. Например, стажевой коэффициент, надбавка за квалификацию, доплата за переработку и прочее.
Далее идет тарифный профессиональный коэффициент. Цель применения — использовать как своего рода надбавку за сложность работы в данной должности по справочнику (определяется отраслевыми положениями).
Пример тарифной системы для образовательного учреждения.
Должность |
Базовая единица, руб. |
Тарифный профессиональный коэффициент |
Базовый оклад, руб. |
---|---|---|---|
Директор |
10 000 |
3,0 |
30 000 |
Заместитель директора |
10 000 |
2,7 |
27 000 |
Главный бухгалтер |
10 000 |
2,5 |
25 000 |
Учитель |
10 000 |
2,2 |
22 000 |
Педагог-библиотекарь |
10 000 |
1,8 |
18 000 |
Завхоз |
10 000 |
1,5 |
15 000 |
Рабочие |
10 000 |
1,128 |
11 280 |
Далее к базовому окладу применяется следующая зависимость — наличие квалификации. Отраслевым положением может быть установлен надбавочный коэффициент к базовому окладу в простой форме. Например, за наличие квалификации оклад увеличивается на определенный процент. Соответственно, если работник не подтвердил свой уровень квалификации, то и надбавки данной категории ему не положено.
Но может применяться и сложная форма. Например, когда работники одной должности могут получить несколько уровней квалификации, ученых степеней, заслуг, наград и прочих отличительных знаков.
Уровень квалификации |
Базовый оклад, руб. |
Размер коэффициента |
Должностной оклад, руб. |
---|---|---|---|
Ученая степень |
22 000 |
1,8 |
39 600 |
Наличие наград, орденов, присвоение звания «заслуженный» и аналогичные события |
22 000 |
1,7 |
37 400 |
Высшая степень |
22 000 |
1,6 |
35 200 |
Первая степень |
22 000 |
1,5 |
33 000 |
Вторая степень |
22 000 |
1,3 |
28 600 |
Третья степень |
22 000 |
1,15 |
25 300 |
Дополнительно к базовому окладу могут применяться и иные виды надбавок. Например, стажевой коэффициент за общий стаж, надбавка за стаж работы на данном предприятии, территориальные надбавки и прочие факторы, определяющие род деятельности работника.
Оплату труда по определённой системе разработали ещё в первой половине прошлого века советские законодатели. По мнению разработчиков, заработная плата любого сотрудника (от простого рабочего до руководителя) должна зависеть:
- от занимаемой должности;
- от сложности и значимости работы.
Для определения разницы в окладах разрабатываются тарифные сетки (ТС). Основа ТС — это единая тарифная сетка (ЕТС), составленная в виде таблицы. Элементы таблицы таковы:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- разряды оплаты труда (всего их 18);
- тарифные коэффициенты.
Коэффициент повышается с каждым разрядом.
Кроме ЕТС разрабатываются сетки по разрядам с указанием должностей и квалификации. Такие ТС делятся на отрасли. В бюджетной сфере, например, отрасли такие:
- здравоохранение;
- образование;
- лесное хозяйство и т.д.
Кроме того, каждая отрасль разделяется на подотрасли. Например, образование разбито на элементы:
- ВУЗы;
- народное образование;
- руководители.
В свою очередь, каждая подотрасль может содержать свои составляющие. На примере образования — в подотрасли руководителей содержатся сетки:
- общего образования;
- высшего образования.
Сами ТС — это тоже таблицы, которые состоят из столбцов со значениями:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- должность или квалификация;
- диапазон применяемых коэффициентов.
Для наглядности рассмотрим пример:
Коэффициенты разрядов: для ректора — от 9, 07 до 10, 07, а учителя — от 2,76 до 6, 51.
Какой именно коэффициент по разряду применить, указывается в справочниках:
- ЕТКС (содержит виды работ по разрядам рабочих профессий и должностей);
- ЕКС (применяется в отношении управленцев, специалистов и служащих).
Из вышесказанного резюме: ТС устанавливает, на какой коэффициент нужно умножать МРОТ, чтобы получить размер оклада.
Система оплаты в бюджетной сфере по единой сетке применялась до конца 2008 года, на сегодня она не применяется. Для расчёта зарплат бюджетников в 2017 году применяются правила Постановления №583.
Указанным правовым актом были введены новые системы расчёта окладов сотрудников муниципальных, федеральных или казённых организаций.
Руководитель бюджетного предприятия при установлении ставки или оклада обязан учитывать:
- сложность и значимость работы;
- квалификацию сотрудника;
- сложность работы.
А между тем зарплата бюджетника — это не только голый оклад, но и:
- надбавки (за стаж, звание, класс и т.п.);
- премии (размеры и основания указываются в локальных положениях);
- компенсации (за вредность, например, или «северные»).
Согласно 583-го Постановления система установления зарплат сотрудников должна обязательно фиксироваться в локальном акте организации:
- в колдоговоре;
- в положении об оплате труда и премировании;
- в других соглашениях.
Комиссия решила, что зарплата руководителя предприятия напрямую зависит от средней зарплаты его подчинённых. Кроме того, при формировании системы оплаты труда, должны применяться условия:
- оклад по низшему разряду не может быть меньше законного МРОТа;
- труд работников одной должности и квалификации должен оплачиваться одинаково;
- понижение оклада недопустимо;
- фиксированные оклады и ставки устанавливаются с учётом принадлежности к профессиональной квалифицированной группе;
- все оклады, ставки, надбавки и премии включаются в штатное расписание.
В итоге, что получаем: размер зарплаты (оклад + премии и надбавки) можно узнать из локальных актов:
- штатное расписание;
- колдоговор (если есть);
- положение об оплате труда, о премировании, о надбавках и т.п.
Со всеми документами и актами организации, которые касаются зарплат, сотрудники имеют право знакомиться.
Тарифная сетка бюджетников на 2020 год
Чтобы обосновать размер зарплаты сотрудника частной компании, достаточно указать размеры окладов и надбавок в штатном расписании. А рассчитать эти размеры можно на основании тех же справочников — ЕКТС и ЕКС.
За основу всегда принимается МРОТ (наименьшая цифра по 1 разряду). Важно учесть и то, что в каждом регионе может быть принят свой размер минимального оклада. Это обстоятельство можно выяснить, изучив информацию об оплате труда, опубликованную на официальном сайте администрации региона (края, области, Москвы или Санкт-Петербурга).
Единственное условие тарификации — это недопущение дискриминации. То есть, директор вправе установить любые оклады работникам фирмы.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Сотрудник, отработавший месячную норму рабочего времени и выполнивший установленную для него норму труда, имеет право на зарплату не ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ).
То есть такому работнику нельзя начислить зарплату меньше МРОТ. Причем не менее МРОТ должна быть именно начисленная работнику зарплата. Сумма, полученная на руки после удержания НДФЛ, алиментов и т.п.
, вполне может быть меньше минимальной зарплаты (ст. 209, 210, 226 НК РФ).
Давайте теперь разберемся, как рассчитать часовую тарифную ставку для работающих граждан с суммарным учетом рабочего времени. При расчете учитывается норма рабочего времени, установленная в текущем году.
По этой причине, отвечая на данный вопрос, необходимо сначала заглянуть в производственный календарь, чтобы выяснить установленную норму часов на текущий календарный год и каждый его месяц.
Расчет часовой тарифной ставки может производиться 2 способами, но в любом случае при этом месячную тарифную ставку знать необходимо.
Рекомендуем прочесть: На каком праве находится имущество у фссп
На некоторых предприятиях почасовая тарифная ставка жизненно необходима. Например, если специфика ведения бизнеса требует беспрерывности рабочего процесса или производство оказывает негативное воздействие на работника, в связи с чем необходимо ограничение рабочего времени. Довольно часто в компаниях выплачивают двойные оклады в связи с выходом на работу в субботние и праздничные дни.
Для разграничения различного труда в тарифной системе используются квалификационные разряды, которые характеризуют уровень соответствия работника определённой должности.
Тарифный коэффициент устанавливает процентное соотношение между ступенями всей системы. Иными словами, он показывает, на сколько ставка определённого разряда отличается от тарифа первого разряда.
В свою очередь, тарифная ставка первого разряда является своеобразным началом отсчёта любого оклада.
Первый элемент — тарифная ставка, предполагающая оплату за единицу рабочего времени.
Ее применение возможно на предприятиях и должностях, где можно четко отследить объем проделанной работы (количество произведенной продукции). Чаще всего это промышленность, строительство.
В тарифную ставку не включаются выплаты стимулирующего и компенсационного характера. На размер ее в первую очередь оказывает влияние уровень квалификации сотрудника.
Тарифная сетка по разрядам на 2019 год. Как считать зарплату.
Разберем пример с использованием квалификационного разряда.Менеджер отдела продаж имеет квалификационный коэффициент 1, при этом старший менеджер — 1,25. Оклады на обеих должностях составляют 20 000 руб. При условии полного отработанного месяца доход рассчитывается следующим образом:ЗП менеджер = 20 000 * 1 = 20 000 руб.;
ЗП ст.менеджер = 20 000 * 1,25 = 25 000 руб.
В целях обеспечения качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) трудовые отношения с работниками учреждений физической культуры и спорта должны быть оформлены трудовым договором, основанным на принципах эффективного контракта.
Однако, как уже было отмечено выше, порядок применения районных коэффициентов для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в указанных местностях обеспечивается с учетом выводов, изложенных в Постановлении КС РФ № 38-П.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов РФ, государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. В нормативном правовом акте субъекта РФ может быть закреплен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.
В пунктах нового законопроекта также было найдено место для обеспечения единого подхода, связанного с получением всеми сотрудниками бюджетной сферы права на оздоровление за счет государства. К тому же были включены новые порядки, связанные с предоставлением отпуска один раз в году.
Еще одним ключевым пунктом нововведения стало то, что у сотрудников бюджетной сферы появилось право получить материальную помощь, направленную на разрешение возникших сложных бытовых обстоятельств.
Как величина окладов соотносится с должностями штатного расписания, узнают из типовой тарифной сетки разрядов. Благодаря пониманию функций такой сетки, механизму определения разрядов по каждому сотруднику можно легко определить базовую часть будущего оклада.
Заработная плата рассчитывается для каждого сотрудника отдельно, в зависимости от проработанных часов и выработанного материала. Чтобы правильно подсчитывать необходимую сумму нужно использовать специальные формулы, которые включают в себя тарифную ставку.
При этом ставка меняется индивидуально для всех должностей, или если другое не прописано в трудовом договоре. По анализу общей тарифной ставки можно составить картину производительности предприятия: какая деятельность имеет наибольшее количество выработки.
Уровень ставки руководство организации устанавливает самостоятельно по имеющимся системам.
«О принятии мер федеральными государственными органами, федеральными государственными учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета по увеличению с 1 октября 2020 года оплаты труда работников подведомственных учреждений»
Новая система позволила руководителям учреждений самостоятельно распоряжаться фондом оплаты труда. К сожалению, введение этой системы не улучшило материального положения бюджетников. Распределение денежных средств стало не всегда справедливым.
У руководителей появилась возможность увеличивать свой доход за счёт простых сотрудников. Данная система до сих пор подвергается критике среди экономических специалистов.
Что очередной раз доказывает, что проверенная и отработанная годами тарифная оплата труда была справедливее и выгоднее для простых работников.
Коммерческиеорганизации и сегодня могут устанавливать тарифную оплату труда. В этом случае,они самостоятельно разрабатывают тарифную сетку. Основываться она должна нанормах коллективного договора (статья 143 Трудового кодекса РФ).
Тарифная сетка по разрядам на 2019-2020 годы
Единичной ставкой, с которой соотносятся все остальные разряды, является тарифная ставка 1 разряда – она определяет сумму, положенную сотруднику без квалификации за его работу в течение установленного временного промежутка.
Остальные разряды располагаются в зависимости от роста сложности работы и требуемой для нее квалификации (тарифные разряды), либо по уровню профподготовленности сотрудников (квалификационные разряды).
Комплекс всех разрядов оставляет тарифную сетку предприятия.
В ней каждый следующий разряд в несколько раз больше единичной ставки (то есть 1 разряда) – этот показатель отражает тарифный коэффициент.
Систему используют с советских времен. Применяют сетку как в бюджетных учреждениях, так и в коммерческих. Тарифная сетка – фиксированная закономерность в виде таблицы между разрядом работника и тарифной ставкой. С помощью этих показателей вычисляют размер заработной платы работника.
Одним из составляющим системы является разряд. Он означает профессиональную классификацию сотрудника, которая определяется с помощью разных категорий (уровень образования, трудовые обязанности, трудовой стаж и прочее). Разряд показывает реальные возможности использования персонала на производстве, а также позволяет оптимизировать производительность труда на предприятии.
Тарифная сетка демонстрирует зависимость заработной платы работника от его разряда. Эта система обладает гибкой структурой, позволяя руководству корректировать оклады. Тарифные коэффициенты используются для мотивации персонала в повышении своего разряда, наглядно демонстрируя разницу в окладе между первой квалификацией и последующими. Система принесет немало негатива в рабочие отношение, если тарифная сетка составлена безграмотно.
Заработную плату персоналу начисляют согласно нормативным актам федерального и регионального уровней, в частности, ст. 143-145 Трудового кодекса РФ. Определяют разряд сотрудника с помощью единого тарифно-квалификационного справочника. В нем собран перечень различных профессий и их оценочные характеристики. Указаны также требования к профессиональным навыкам работника и уровень его ответственности.
Законодательство не запрещает разрабатывать собственные справочники, в которых учтена специфика деятельности предприятия. Процесс аттестации работников начинается с приказа руководителя. При этом все нюансы обговариваются в коллективном договоре предприятия. Эти локальные акты не должны ущемлять права сотрудников, а уровень заработной платы не должен быть ниже МРОТ.
Бюджетные организации пользуются только государственными справочниками, применять другие они не имеют права.
Ранее заработная плата бюджетникам начислялась по единой тарифной сетке. Она предусматривала наличие 18 рабочих разрядов и коэффициенты от 1 до 10,7. Базовая ставка при этом назначалась Правительством РФ. В 2007 году эта система начислений была модернизирована.
Каждая отрасль имеет свои базовые коэффициенты и месячные ставки, которые зависят от сложности выполняемых работ и квалификационного уровня сотрудника.При этом размер оплаты труда руководителя напрямую зависит от величины заработной платы его подчиненных.