Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация государственного и муниципального имущества в 2020 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Декабрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
2020
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
Содержание:
Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
Доля в уставном капитале общества, планируемая к приватизации (процентов уставного капитала) | |
---|---|
Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях | |
Воловская инкубаторно-птицеводческая станция, Тульская область, р.п. Волово | 100 |
Производство пищевых продуктов | |
Этна, г. Челябинск | 46,5 |
Ремонт и монтаж машин и оборудования | |
ТЭВОС, г. Санкт-Петербург | 100 |
Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами, и их ремонт | |
Формат, г. Екатеринбург | 100 |
Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | |
Аптека № 21, Московская область, г. Электросталь | 100 |
Аптека медико-санитарной части № 170, Московская область, г. Королев | 100 |
Царскосельская коллекция, г. Санкт-Петербург | 10 |
Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность | |
Дорожное эксплуатационное предприятие № 186, Вологодская область, Чагодощенский район, пос. Сазоново | 100 |
Деятельность издательская | |
Научно-техническое издательство «Судостроение», г. Санкт-Петербург | 100 |
Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализ | |
Бийская машиноиспытательная станция, Алтайский край, г. Бийск | 100 |
Учебный научно-производственный центр «Экология», г. Владикавказ | 100 |
Деятельность в области здравоохранения | |
Санаторий «Мечта», Краснодарский край, г. Анапа | 73 |
Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений | |
Водно-спортивная база «Галс», Московская область, городской округ Мытищи, д. Болтино | 100 |
Племенной завод «Орловский», Тамбовская область, д. Орловка
Новосибирская зональная станция садоводства Российской академии сельскохозяйственных наук, Новосибирская область, пос. Агролес
Опытно-производственное хозяйство «Манихино», Московская область, д. Ивановское
Совхоз имени Тимирязева, Московская область, пос. Пирогово
Русский соболь, Московская область, пос. Зверосовхоза
«Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, г. Москва
«ЦИТО» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
Инженерно-технический центр Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва
«102 Предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации, г. Севастополь
«Оборонпромэкология» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва
«Дирекция строящихся объектов» Федерального медико-биологического агентства, г. Москва
«Ремонтно-строительное управление» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Московская область, г. Химки
Национальная корпорация развития туризма («Ордена «Знак Почета» «ГИПРОТЕАТР»), г. Москва
© 2020 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Федеральная энергосервисная компания, г. Москва
Трест «Оргагротехмонтаж», г. Москва
Внешнеэкономическое объединение «Промсырьеимпорт», г. Москва
«Центр эксплуатационных услуг» Министерства энергетики Российской Федерации, г. Москва
Центральная аптека, г. Москва
Внешнеэкономическое объединение «Промэксим», г. Москва
Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций «Мосавтогаз» Министерства энергетики Российской Федерации, г. Москва
Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие № 17, Московская область, пос. Железнодорожный
Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие № 22, г. Москва
Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие № 1, Московская область, г. Голицыно
«Управление гостиничным хозяйством» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва
Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, «Издательство и типография газеты «Страж Балтики» Министерства обороны Российской Федерации, г. Калининград
Глобальной разницы между государственным и муниципальным имуществом нет – одно принадлежит стране в целом, а второй – конкретному населенному пункту.
Пример: Квартира, расположенная в черте города (если это не закрытый городок) относится к муниципальному имуществу, а, например, общежитие для военнослужащих – Министерству Обороны – то есть, государству.
С точки зрения приватизации, намного проще получить в собственность муниципальную недвижимость, чем государственную. Хотя бы потому, что значительная часть государственных объектов выведена из оборота и используется для конкретных целей.
Выделяют несколько основных способов приватизации муниципального и государственного имущества:
- Классическая бесплатная приватизация жилья.
- Превращение муниципального объекта в акционерное общество или ООО.
- Покупка акций компании/завода/предприятия на аукционе.
- Прямая продажа объекта на торгах.
Ранее существовали еще такие варианты как ЧИФ (Чековый инвестиционный фонд), ваучеры и так далее. На данный момент они уже не актуальны и не используются.
Правительство утвердило план приватизации на 2020-2022 годы
Список требуемых бумаг также отличается от ситуации к ситуации. Если взять усредненно, то выглядеть он будет примерно так:
- Документы, удостоверяющие личность заявителя. Это может быть как паспорт гражданина РФ, так и свидетельство о регистрации юридического лица.
- Согласия всех жильцов приватизируемой недвижимости либо отказ от участия в процедуре (актуально в первую очередь для объектов жилого фонда).
- Договор социального найма, аренды или бессрочного пользования. Первый актуален именно для жилья, второй и третий встречаются при приватизации земли. Для платной приватизации такая бумага не нужна.
- Техпаспорт, кадастровый план или иные аналогичные документы.
Перечень документов для приватизации может отличаться не только в зависимости от объекта и/или субъекта процедуры, но и от региона нахождения недвижимости.
Бесплатная приватизация жилого фонда объявлена бессрочной. Землю бесплатно получить в собственность можно до 2020 года. Любые другие объекты приватизируются платно и потому конкретных сроков, ограничивающих процедуру, также не существует.
Если активно заниматься данным вопросом, то квартиру, например, можно приватизировать примерно за 2-4 месяца. Землю – быстрее, но только при условии, что межевание уже проведено и кадастровый паспорт есть на руках. С нежилой недвижимостью все сложнее, так как каждый случай рассматривается фактически в индивидуальном порядке, но и тут можно постараться справиться в срок до полугода.
Если воспользоваться услугами представителей-юристов, которые точно знают, что и в каком порядке нужно делать, сроки можно значительно сократить, как и усилия заявителя.
Федеральный закон о приватизации государственного и муниципального имущества
Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года
Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года
Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 251; 2007, N 18, ст. 2117; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 23, ст. 2788; 2011, N 29, ст. 4292; N 50, ст. 7343; 2014, N 30, ст. 4266; 2015, N 27, ст. 3971; 2016, N 27, ст. 4299; 2019, N 14, ст. 1458) следующие изменения:
1) в статье 8:
а) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 8. Разработка прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества»;
б) в абзаце третьем пункта 2 слова «прогнозного плана (программы) приватизации федерального» заменить словами «прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального»;
2) в пункте 2 статьи 9:
а) в абзаце первом слова «имущественных комплексов» исключить, после слов «акционерных обществ» дополнить словами «, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью», дополнить словами «, а также информацию в соответствии с формами отчетов об итогах исполнения прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утверждаемыми Правительством Российской Федерации»;
б) абзац третий признать утратившим силу;
3) в статье 10:
а) пункт 1 дополнить словами «в соответствии с порядком разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, установленным Правительством Российской Федерации»;
б) в пункте 2 слова «Правительство Российской Федерации или» исключить, дополнить словами «в соответствии с формами отчетов об итогах исполнения прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утверждаемыми Правительством Российской Федерации»;
4) в статье 101 слова «прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, акты планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» заменить словами «прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества»;
5) в статье 15:
а) в абзаце первом пункта 1 слова «прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества» заменить словами «прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества»;
б) в пункте 7 слова «прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, акты планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества» заменить словами «прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества»;
в) в пункте 8 слова «прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, акты планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества» заменить словами «прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества»;
6) в пункте 2 статьи 302 слова «прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в документ планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, или муниципального имущества» заменить словами «прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества».
Президент Российской Федерации В. Путин
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О приватизации государственного и муниципального имущества
(с изменениями на 31 июля 2020 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ (Российская газета, N 42, 05.03.2003);
Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 43-ФЗ (Российская газета, N 98, 12.05.2005);
Федеральным законом от 18 июня 2005 года N 60-ФЗ (Российская газета, N 132, 22.06.2005);
Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 90-ФЗ (Российская газета, N 156, 20.07.2005);
Федеральным законом от 26 декабря 2005 года N 189-ФЗ (Российская газета, N 294, 29.12.2005 (начало), Российская газета, N 296, 30.12.2005 (окончание)) (вступил в силу с 1 января 2006 года);
1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природных ресурсов;
3) государственного и муниципального жилищного фонда;
4) государственного резерва;
5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;
6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций (подпункт дополнен с 22 июня 2005 года Федеральным законом от 18 июня 2005 года N 60-ФЗ;
8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.
____________________________________________________________________
Положение подпункта 8 пункта 2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим после дня официального опубликования Федерального закона от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ, — см. пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.
____________________________________________________________________
9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;
11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;
1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением:
государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;
юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона;
юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ.
абзац утратил силу с 12 июня 2018 года — Федеральный закон от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ.
Понятие «контролирующее лицо» используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 155-ФЗ.
2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.
Абзац утратил силу с 26 июля 2011 года — Федеральный закон от 11 июля 2011 года N 201-ФЗ..
Приватизация государственного и муниципального имущества по 178-ФЗ: что нового
Как сообщили источники в Минфине, министерство разработало законопроект о внесении поправок в закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Документ есть в распоряжении «Известий». В нем ведомство предлагает разрешить приватизацию федерального имущества без его включения в прогнозный план. То есть минуя программу, в которой указываются объекты и основные направления приватизации на плановый период, а также прогноз влияния этого процесса на структурные изменения в экономике. Последняя версия этого плана рассчитана на 2020–2022 годы.
Как уточняется в пояснительной записке, речь идет об объектах, кадастровая и балансовая стоимость (если кадастровая не определена) которых составляет менее 100 млн рублей, а также объектах движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ).
А вот во фракциях Госдумы к инициативе Минфина отнеслись неоднозначно.
— Законопроект надо изучать, когда он поступит, с оценкой всех рисков. При этом надо помнить, что в 1990-х годах Россия пережила масштабную приватизацию, которая считается аферой века. Ее негативные последствия для страны, общества, благосостояния каждого гражданина мы чувствуем до сих пор, — заявил «Известиям» зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов.
Эксперты, напротив, считают, что действия Минфина логичны и в нынешней экономической ситуации правильны.
— Обозначенная в законопроекте стоимость — менее 100 млн рублей — для недвижимости довольно низкая. Соответственно, речь идет об очень скромных объектах, которые вряд ли существенны с точки зрения федерального бюджета, — пояснил «Известиям» доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов.
Среди наиболее значимых предприятий, в которых государство сократит свою долю, — банк ВТБ (до 50% + одна акция), компании «Современный коммерческий флот» (до 75% + одна акция) и «Росспиртпром» (до 75% + одна акция). Решения по поводу них будут приниматься в соответствии с конъюнктурой рынка и рекомендациями инвестиционных консультантов.
В России неоднократно призывали проводить приватизацию государственного имущества. Так, в августе 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев отмечал, что именно избыточное участие государства в экономике препятствует развитию конкуренции.
«Следует более активно проводить приватизацию государственной собственности, хотя это не всегда просто, особенно на региональном и муниципальном уровнях», — отмечал глава кабмина.
Медведев также сообщил, что в некоторых сегментах экономики госучастие только возрастает.
О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.
Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.
Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.
Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.
Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.
Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.
Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.
Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:
- передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
- отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
- при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.
Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.
Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.
Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.
Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.
Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.
Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.
Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.
ФЗ 178 о приватизации государственного и муниципального имущества 2020 года
Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.
Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:
- игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
- правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
- способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
- приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.
Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.
Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.
Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.
Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:
- при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
- продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
- государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
- госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
- формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.
Во времена Советского Союза все имущество было государственным, а граждане только получали документы о том, что собственность переходит к ним в пользование. Это значило, что они не могли продать комнаты или поставить другие условия для сделки. После распада СССР начался активный процесс приватизации, т.е. переоформления государственной собственности в частное владение. Услышав термин «приватизация», все задумываются о получении жилья (комнаты, квартиры) от государства на безвозмездной основе, не зная, что гласит федеральный закон. Однако на практике переоформить можно любое имущество, находящееся во владении государства. Как это сделать, знают не все. Чтобы разобраться в представленном вопросе, необходимо подробно изучить федеральный закон от 2001 года и другие ФЗ, действующие в указанной сфере, составить план действий и продумать условия. Альтернативным решением станет обращение за консультацией к опытному юристу.
- Жилья. Подавать документы в 2020 году, чтобы оформить государственную квартиру в частную собственность, нужно в местные жилищный комитет при администрации города. Процедура может проводиться на безвозмездной основе или власти попытаются продать объект.
- Предприятий. Приватизация госсобственности может осуществляться не только физическими, но и юридическими лицами, организациями и предприятиями. Получить в 2020 году права на распоряжение объектами такого значения, согласно ФЗ, можно только, если государство захочет их продать.
- Земли. Федеральный закон предусматривает, что земельный участок россияне в 2020 году могут выкупить у государства или получить бесплатно. Безвозмездная процедура предусмотрена для тех, кто располагает правом бессрочного владения землей.
Приватизация государственной собственности в 2020 году имеет ряд плюсов и минусов. К основным преимуществам можно отнести право самостоятельно распоряжаться имуществом — продать его, провести обмен, завещать, подарить, разделить его на части и составить новый план и т. д. Без согласия собственника никто не будет иметь возможности пользоваться объектом. У владельца больше шансов выручить за частное имущество крупную сумму, если появится шанс продать объект. Перед тем, как приватизировать муниципальную квартиру или государственный объект, необходимо учитывать, что сделка имеет и несколько недостатков, которые можно увидеть, изучи федеральный закон. Главным минусом станет обязанность платить налоги за жилье, землю или предприятие, которым вы владеете. Ставку поможет рассчитать план объекта с его площадью и эксплуатационными характеристиками. Также свое имущество нужно обслуживать, обеспечивать его в хорошем состоянии, оплачивать коммунальные услуги. В 2020 году в России действует много ФЗ, которые предусматривают наказание за нарушение установленного порядка.
Как устанавливает федеральный закон, приватизация комнаты, дома, квартиры, земли и другого государственного имущества осуществляется в несколько этапов. Первым шагом, чтобы провести обмен и переоформление, станет планирование, для которого нужны определенные условия. Прогнозный план является стратегически важным документом. Процедура проводится на высшем правительственном уровне или в муниципальном масштабе. Затем в государственных структурах должны составить акт, подтверждающий, что гражданин в курсе по каким принципам и условиям осуществляется приватизация. Также этот документ должен содержать принципы и критерии, по которым определяются последующие шаги процедуры. И заключительным этапом, через который нужно пройти, станет обмен государственной собственности в приватизированное имущество, по правилам, которые установил федеральный закон.
Категория: | Приватизация |
Дата: | 28.02.2016 |
Сам приватизационный обмен в 2020 году также можно разделить на несколько пунктов, по которым осуществляется переоформление. Изначально гражданам предстоит собрать и грамотно подготовить документы, которые определяются индивидуально. Перечень справок и бумаг может варьироваться в зависимости от индивидуальных обстоятельств. Документы нужны будут в администрации города, где после их проверки на соответствие ФЗ 178, должностное лицо уведомит заявителя о том, разрешено ли ему приватизировать комнату. С разрешением следует обращаться в Росреестр.
Здесь гражданам выдают свидетельство о праве собственности, которое лучше иметь, если вы захотите продать или провести обмен комнаты. Его можно будет оформить в 2020 году, если предоставить кадастровый план на объект, паспорт заявителя, выписки из БТИ, налоговой службы и жилищного комитета. Также за выдачу свидетельства придется заплатить государственный сбор. Проверять документы в Росреестре будут около2-4 недель. Чтобы стать полноправным владельцем комнаты или земельного участка, лучше за свои средства подготовить план объекта, в котором будут подробно отображены все его эксплуатационные характеристики и условия. Когда гражданин получит свидетельство о праве собственности, он сможет сам распоряжаться своим имуществом — продать его, сдать в аренду, завещать, подарить и т. д.
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий). (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природных ресурсов;
3) государственного и муниципального жилищного фонда;
4) государственного резерва;
5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;
6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций; (в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 60-ФЗ)
8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
Подпункт 8 пункта 2 статьи 3 применяется к правоотношениям, возникающим после дня официального опубликования Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;
11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;
12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий; (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 68-ФЗ)
1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением: (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)
государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений; (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)
юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)
юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 01.07.2017 N 155-ФЗ, от 31.05.2018 N 122-ФЗ)
Абзац пятый — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)
Понятие «контролирующее лицо» используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков. (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)
2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.
Абзац 2 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)
3. Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не могут являться покупателями своих акций, своих долей в уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
4. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)
1. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:
1) представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя:
федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические предприятия);
акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические акционерные общества); (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
2) представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:
состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в акционерные общества); (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
необходимости и степени участия Российской Федерации в акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период; (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)
4) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;
5) издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;
8.1) принимает решение об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени собственника продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества и (или) осуществления функций продавца такого имущества; (в ред. Федеральных законов от 31.05.2010 N 106-ФЗ, от 01.04.2019 N 45-ФЗ)
8.2) устанавливает для целей настоящего Федерального закона дополнительные требования к операторам электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и функционированию электронных площадок; (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)
9) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).
1. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет. (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)
В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации. (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)
2. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
2.1. Внесение находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ осуществляется без внесения изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 31.05.2010 N 106-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
3. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.
4. Акции открытого акционерного общества «Газпром», Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России», открытого акционерного общества, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании федерального закона. (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ)
Все сделки по приватизации в Российской Федерации регулируются следующими нормативными актами:
- ФЗ-№178 от 21.12.2001;
- ФЗ-№366 от 03.07.2016;
- ФЗ-№1541-1 РФ от 04.07.1991;
- Жилищным Кодексом;
- Земельным Кодексом.
Кто и что может приватизировать
В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.
Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.
У кого есть право | Что могут приватизировать |
---|---|
Граждане и индивидуальные предприниматели | Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости |
Юридические лица | Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость |
Федеральные и муниципальные объединения | Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее) |
Государственное имущество существенно отличается от муниципального и по субъектному, и по объектному составу, а также по основаниям ее приобретения.
Если объект недвижимости находится во владении федеральных органов, то они и являются его распорядителями, например, Министерство обороны по отношению к жилищному фонду, находящемуся в его ведении. А если собственность принадлежит муниципалитету, то, соответственно, он и отвечает за дальнейшую судьбу вверенного имущества, например, заключает от своего имени договора соцнайма с физическими лицами или дает разрешение на приватизацию.
Оформить в собственность муниципальное жилье получится только при выполнении всех следующих условий:
- оформление в собственность производится только с согласия всех зарегистрированных в данном помещении лиц, в том числе и детей старше 9 лет;
- если один из жильцов отказывается от участия в процедуре, то ему необходимо заверить свой отказ нотариально, в противном случае приватизация невозможна;
- основанием для бесплатного получения в собственность муниципального жилого помещения является ордер на вселение или договор соцнайма;
- временно отсутствующий по месту жительства гражданин имеет право на долю в приватизированном жилом помещении и его согласие на переоформления жилья в собственность обязательно;
- процедура осуществляется только после уплаты государственной площади.
Существует несколько способов переоформления права собственности:
- переход из государственного/муниципального предприятия в АО общество или ООО;
- приобретение объектов государственной недвижимости на аукционе;
- приобретение акций АО, находящихся в государственной собственности за пределами страны;
- покупка государственного имущества у третьих лиц, действующих на основании доверенности;
- получение имущества в форме вклада в уставной капитал.
Когда решается вопрос о приватизации, органом власти выбирается наиболее подходящий вариант, в зависимости от конкретных обстоятельств, изложенных в предоставляемых заявителем документах.
Так, например, если процедура касается жилого помещения, передача права происходит путем заключения договора с муниципальным образованием с последующей их регистрацией в Росреестре.
Порядок приватизации имущества:
- составляется план процедуры;
- издается акт;
- осуществляется само переоформление объекта в частную собственность;
- формируется отчет о проделанной работе.
После подачи заявления с копиями необходимых документов в муниципалитет, последний решает, в чьем ведении находится отчуждаемое имущество, возможно ли передать заявленные объекты и на каких условиях. Все решения с отчуждением объектов государственного и муниципального имущества согласовываются с его собственником и последнее слово остается за ним.
Этапы приватизации:
- Составляется план. Написание документа осуществляется с учетом мониторинга объектов, которые подлежат передаче в частную собственность. Окончательный вариант передается для утверждения Правительству Российской Федерации.
- Подготовительный этап. Выбирается вариант приватизации. Согласно 14 статье ФЗ №178, в окончательном решении должны содержаться следующие сведения:
- об объекте приватизации;
- о владельце;
- о выбранном способе;
- о кадастровой или рыночной стоимости недвижимости;
- о рассрочке.
- Приватизация. Имущество передается в собственность физических или юридических лиц, с последующей государственной регистрацией прав в органе Росреестра.
- Отчет о приватизации. Составляется муниципальным образованием и передается Государственной Думе РФ, каждый год до 1 мая. В документе перечисляется приватизированные объекты, описывается способа их приватизации, сроки, расходы и т.д.
Перечень документов при различных видах приватизации различен. Такое же условие применяется и при сборе документов физическими и юридическими лицами.
Какие документы необходимы:
- заявление лица, желающего приобрести имущество;
- паспорт (для детей до 14 лет свидетельство о рождении);
- правоустанавливающий документ и технический паспорт на жилое помещение;
- выписка из ЕГРН;
- расширенная выписка из поквартирной/домовой книги;
- справка подтверждающая отсутствие задолженностей перед коммунальщиками;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
Дополнительно может понадобятся:
- письменное согласие на сделку второго супруга;
- свидетельство о браке или о разводе;
- разрешение от органа опеки и попечительства на сделку (если участвуют дети);
- нотариально заверенная доверенность (если от лица инициатора действует его назначенный представитель);
- финансовые документы (для юридических лиц).