Порядок ликвидации некоммерческой организации пошаговая инструкция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок ликвидации некоммерческой организации пошаговая инструкция». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Исчерпывающий перечень документов, которые надлежит представить для госрегистрации ликвидации юрлица, определен ст. 21 ФЗ РФ № 129. Среди них имеются только две типовые формы, которые заполняет заявитель: уведомление Р15001 (по КНД 1111518) и заявление Р16001 (по КНД 1111507).

Названые типовые документы утверждены Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/25@ от 25.01.2012. Настоящие формы и требования по их заполнению представлены приложениями:

  1. Прил. № 8 – бланк Р15001, а также Прил. № 20 ч. IX – требования к их заполнению.
  2. Прил. № 9 – бланк Р16001, а также Прил. № 20 ч. X – требования по заполнению.

Следует обратить внимание, что при ликвидации юрлица заявителем может выступать руководитель ликвидационной комиссии (собственно ликвидатор), а также конкурсный управляющий. Подпись любого заявителя, проставленная на уведомлении Р15001 и заявлении Р16001, необходимо заверять нотариально. Исключением могут быть ситуации, при которых документы подаются в электронном виде и подписываются УКЭП.

При закрытии НКО используется стандартный бланк квитанции на уплату госпошлины за госрегистрацию. При этом следует учесть, что при направлении электронных документов госпошлину платить не нужно. Исключением являются обстоятельства, перечисленные пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

Помимо этого в ситуации, когда заявитель решает прекратить предоставление госуслуги в отношении НКО, следует заполнять и подавать бланк заявления следующего формата.

Направлять требуемые документы в рамках процедуры ликвидации можно любым доступным способом.

Способы подачи документов
Лично либо через полномочного представителя По почте В электронном виде

(через ЕПГУ)

Соответственно, получить ответ (результат) можно также любым из перечисленных способов.

Ликвидация НКО пошаговая инструкция в 2020 году

Квитанция содержит все реквизиты получателя платежа, а именно: ИНН 7707211418, КПП 770601001, банк – Операционный департамент Банка России, г. Москва 701, БИК, банк. счет, актуальный КБК 318 1 08 07010 01 1000 110, а также ОКТМО.

Распространенные ошибки при закрытии некоммерческой структуры

Ошибка 1. Закрытие фондов производится не по общим правилам. Для них установлен отдельный порядок, обозначенный п.2 ст. 18 ФЗ РФ № 7.

В частности, отмечено, что закрыть фонд можно только через суд. Основания для ликвидации перечислены также в этом пункте. К ним относят, например, отсутствие источников финансирования, средств, осуществление запрещенной, противоречащей уставу деятельности и др.

Ошибка 2. Следует правильно понимать разницу между ликвидацией НКО и коммерческой структуры. Обе процедуры, хоть, по сути, и проводятся по схожему принципу, но существенно разнятся.

Ключевое отличие: при закрытии НКО документы следует подавать в Минюст РФ, а при закрытии коммерческой структуры – ИФНС.

Вопрос №1: Кто может написать и направить исковое заявление о закрытии НКО суду?

К данной категории заявителей относятся полномочные госорганы, а именно:

  • территориальные ответвления Минюста РФ (п. 1.1 ст. 18 ФЗ РФ № 7);
  • прокуратура (п. 1.1 ст. 18 ФЗ РФ № 7), ИФНС (п. 11 ст. 7 ФЗ РФ № 943-I от 21.03.1991);
  • генпрокурор (ч. 3 ст. 44 ФЗ РФ № 82 19.05.1995);
  • прокуроры субъектов РФ (п. 1.1 ст. 18 ФЗ РФ № 7 соответственно).

Прокуроры городов и районов с подобным иском обращаться не вправе.

Ликвидация НКО — пошаговая инструкция в 2020 году

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ в суд с иском о принудительной ликвидации НКО могут обратиться государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями.

К числу таких органов относятся:

  • прокуратура (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
  • отделения Минюста РФ (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
  • налоговые органы (п. 11 ст. 7 закона «О налоговых…» от 21.03.1991 № 943-I).

С заявлением о ликвидации общероссийского общественного движения или НКО международного уровня может обратиться только Генеральный прокурор РФ (ч. 3 ст. 44 закона «Об общественных…» от 19.05.1995 № 82). Прокурор субъекта Федерации может обратиться с соответствующим заявлением в отношении региональных и местных НКО (п. 1.1 ст. 18 закона № 7). Прокуроры городов и районов выступать с подобной инициативой не вправе. Аналогичными правами обладают отделения Минюста России.

Правовые основания для принудительной ликвидации НКО установлены п. 3 ст. 61 ГК РФ. Объединение может быть упразднено в судебном порядке в том случае, если:

  • достижение целей, ради которых создавалась организация, становится невозможным;
  • в ходе создания НКО были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер;
  • НКО осуществляла деятельность, подлежащую обязательному лицензированию, без получения разрешительных документов;
  • НКО осуществляла деятельность, нарушающую действующие законодательные нормы (в том числе конституционные);
  • деятельность НКО не соответствует ее уставным целям;
  • существуют иные основания, предусмотренные действующими федеральными законами.

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

  • налоговых;
  • трудовых и т. д.

Их завершение проводится по отдельным правилам. Так, все работники должны быть предупреждены о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации за 2 месяца (подробнее о процедуре — в статье «Увольнение работника в связи с ликвидацией организации»).

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:

  1. Принятие решения о ликвидации оформляется в виде протокола общего собрания участников (учредителей). Целесообразно включить в этот же протокол пункт об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора, п. 4 ст. 62 ГК РФ). Подробности — в статье «Ликвидационная комиссия – формирование, состав, полномочия».
  2. В течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется территориальный орган Минюста РФ (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ, уведомление по ф. P15001, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее — приказ № ММВ-7-6/25@). Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим. В этот же орган представляется уведомление по ф. P15002 о создании ликвидационной комиссии или избрании ликвидатора.
  3. Сообщение о ликвидации публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Направляются письменные уведомления кредиторам, определенным по данным бухучета.
  4. Утверждается промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ), который представляется с уведомлением по ф. Р15003.
  5. Проводятся расчеты с кредиторами, формируется ЛБ (пп. 4, 6 ст. 63, ст. 64 ГК РФ). В Пенсионный фонд представляются сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.
  6. В Минюст подается заявление по ф. Р16001 для внесения записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ.

Очередность погашения долгов определяется ст. 64 ГК РФ. Также в ГК РФ есть указание о том, что при отсутствии средств у НКО затраты по процедуре несут солидарно участники или учредители (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

При установлении нехватки средств ликвидационная комиссия уполномочена распродавать имущество НКО, руководствуясь при этом процедурой, установленной для исполнения судебных решений (п. 4 ст. 19 закона № 7-ФЗ). Однако вырученных средств также может не хватить.

Существует общее правило, предусматривающее отдельную имущественную ответственность юрлица и его учредителей без возможности возложения ее друг на друга (п. 2 ст. 56 ГК РФ). Однако для некоторых НКО сделаны исключения и установлена дополнительная ответственность учредителей:

  • для потребкооператива — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциации или союза — согласно уставу (п. 4 ст. 11 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);
  • частного, казенного учреждения — всегда (п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ), бюджетного, автономного — по требованиям физлиц, вытекающим из деликта (пп. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Порядок ликвидации некоммерческих организаций и необходимые документы

Общее правило, действующее при распределении остатков имущества НКО после завершения расчетов, установлено п. 8 ст. 63 ГК РФ: они должны быть направлены на уставные или благотворительные цели. Правило, предусмотренное ст. 20 закона № 7, гласит, что при невозможности направления на уставные цели средства должны быть обращены в доход государства.

Для некоторых НКО существуют изъятия из общего порядка:

  1. Общественная организация. Оставшиеся после погашения требований средства направляются на уставные цели, а при их отсутствии — на цели, которые будут определены общим собранием или конференцией участников общественной организации. В спорных случаях цели определяются решением суда. Принятое решение подлежит опубликованию ликвидационной комиссией. В случае ликвидации по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, оно обращается в собственность РФ (ст. 26 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
  2. Некоммерческое партнерство. Оставшиеся средства распределяются между членами в размере имущественных взносов. Остаток направляется на уставные цели (п. 2 ст. 20 закона № 7-ФЗ, данное правило не распространяется на иные ассоциации и союзы, к числу которых (как отдельный вид) относится некоммерческое партнерство согласно подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ).
  3. Учреждение. Оставшееся имущество передается собственнику (пп. 3, 4 ст. 20 закона № 7-ФЗ).

Полное распределение имущества должно быть проведено до завершения процедуры путем регистрации ликвидации. При наличии между участниками спорных вопросов о вещи она продается ликвидатором с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Завершая процедуру, ликвидатор обязан представить в Минюст:

  • заявление по ф. 16001, подпись в котором должна быть заверена нотариусом;
  • ЛБ;
  • квитанцию или платежное поручение, подтверждающее оплату госпошлины в размере 400 руб. (подп. 1, 3 п. 1 ст. 333 НК РФ);
  • подтверждение подачи в ПФ РФ сведений пенсионного учета (согласно п. 3 ст. 11 закона «Об индивидуальном учете…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ представляются в течение 1 месяца после утверждения промежуточного ЛБ) и информации о допвзносах, перечисленных в соответствии с законом «О дополнительных страховых взносах…» от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

Существует также вариант запроса этого документа по системе межведомственного взаимодействия в случае непредставления заявителем. В любом случае данная обязанность должна быть исполнена до обращения с заявлением.

Административный регламент Минюста РФ, утв. приказом от 30.12.2011 № 455 (далее — Адмрегламент), предусматривает для процедур регистрации единый срок в 33 дня для общественной организации и 17 рабочих дней для иных НКО (п. 22 Адмрегламента), не включая срок для регистрации ФНС РФ (5 рабочих дней, ст. 8 закона № 129-ФЗ). Порядок взаимодействия Минюста и ФНС РФ утв. приказом Минюста РФ от 12.11.2010 № 343.

Отказ в приеме документов не допускается (п. 47 Адмрегламента), однако возможен отказ в предоставлении госуслуги по регистрации ликвидации в случае, если решение принято неуполномоченным органом и по др. основаниям, предусмотренным ст. 23 закона № 129-ФЗ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

***

Таким образом, добровольная ликвидация НКО проводится на основании решения ее учредителей (участников). Основные действия при проведении процедуры (публикация, расчеты, распродажа имущества, представление документов и др.) возлагаются на избранного участниками ликвидатора.

При недостатке имущества он обязан инициировать банкротство. Оставшееся после ликвидации имущество, как правило, не распределяется между участниками, а направляется на уставные или благотворительные цели, если иное не предусмотрено специальными нормами.

Ликвидация НКО подчиняется общим правилам ликвидации юрлиц, предусмотренным ГК РФ, но имеется и своя специфика.

Основаниями закрытия НКО могут быть:

  • добровольное решение об этом уполномоченного органа юрлица (если отсутствуют долговые имущественные обязательства);
  • для недействующих НКО и фондов – соответствующее решение суда;
  • банкротство.

Создание некоммерческих организаций может преследовать различные цели:

  • Социальные.
  • Культурные.
  • Научные.
  • Образовательные и т. д.

Общее у всех этих направлений деятельности – достижение благ для общества. По аналогии с субъектами хозяйствования, осуществляющими предпринимательство, подобные организации подлежат регистрации в Минюсте РФ и их деятельность контролируется на предмет законности извне рядом гос.органов.

Ликвидация НКО также допускается, а в некоторых случаях и неизбежна, и регламентируется она в статях 18-19 вышеназванного акта.

Инструкция по ликвидации некоммерческой организации в 2020 году

Процедура ликвидации АНО предполагает соответствующее правовое оформление, которое предполагает получение, сбор и предоставление в компетентные органы определенного пакета документов (каждый должен иметь снятую копию):

  • Сертификат о регистрации в качестве ЮЛ (ОГРН).
  • Свидетельство об учете субъекта в качестве налогоплательщика в территориальном подразделении ФНС.
  • Устав организации, а также учредительный договор (если таковой был).
  • Протокол, содержащий ход учредительного собрания и принятое решение о назначении руководителя фонда.
  • Приказ о назначении главного бухгалтера.
  • Бумаги, которые подтверждают гос.регистрацию вносимых изменений в учредительные документы, если таковые имели место.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Документы каждого из учредителей, руководителя, главбуха.
  • Акт об уничтожении печатей и штампов.

В срочном и сокращенном порядке ликвидировать некоммерческую компанию можно, если прибегнуть к реорганизации в виде присоединения или слияния. Последовательность действий в рамках такого процесса практически тождественна, как для коммерческих предприятий. Суть схемы заключается в передаче всего объема прав и обязанностей федерации, НПО, НП (например, дачные) или иной НКО правопреемнику и фактическое прекращение самостоятельного существования, но с небольшими особенностями в числе которых:

  • Кредиторы уведомляются двукратной публикацией сообщений о грядущей процедуре реорганизации в печатном Вестнике гос.регистрации, а также на его сайте в сети-интернет.
  • Слияние или присоединение считается юридически оконченным со дня, когда в ЕГРЮЛ появилась отметка о закрытии НКО с параллельной выдачей свидетельства о завершении деятельности по реорганизационным причинам.
  • Проверка со стороны ИМНС может не проводиться, даже если имелись неисполненные долговые обязательства перед контрагентами, поскольку эти обязательства автоматически переходят к правопреемнику.

Дальнейшее использование реквизитов, печатей и прочих атрибутов ликвидируемого субъекта недопустимо.

Средний срок поэтапного проведения всей процедуры закрытия некоммерческого учреждения составляет от 4 месяцев до 1 года. При этом уведомить Минюст требуется в течение 3 дней. После решения о начале ликвидации. Далее, после поступления документов в налоговую, требуется разместить в общем доступе сведения о закрытии субъекта и далее в течение 2 месяцев остается только ждать, когда кредиторы объявятся со своими требованиями.

Уже через месяц после публикации можно приступать к составлению ликвидационного баланса, расчетам по долгам. Как только долги погашены, можно готовить итоговый баланс. После сдачи всего пакета документов в течение 3 дней субъект исключается из реестра и ему предоставляется об этом подтверждающий документ.

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

  • налоговых;
  • трудовых и т. д.

Их завершение проводится по отдельным правилам. Так, все работники должны быть предупреждены о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации за 2 месяца (подробнее о процедуре — в статье «Увольнение работника в связи с ликвидацией организации»).

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.

Ликвидация некоммерческой организации — пошаговая инструкция 2019 года

Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:

  • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2018 по делу № 2-1124/18).
  • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл. 27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см. апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 по делу № 33-28666/2016).

НКО можно ликвидировать добровольно, принудительно (через суд), в том числе в порядке банкротства. Процедура закрытия во многом зависит от того, на каком основании она проводится.

Основания для закрытия НКО (по )
добровольно через суд через банкротство

Решение участников (учредителей, органа юрлица), в том числе по причине:

окончания срока функционирования НКО;

достижения цели, для которой она создавалась

Иск госоргана (органа местного самоуправления) в ситуациях, когда:

госрегистрация юрлица признается не действительной;

отсутствует лицензия на ведение деятельности;

нарушены нормы законов, Конституции;

осуществлялась запрещенная деятельность и др.

Юрлица признаются банкротами судебным порядком и ликвидируются по этому основанию согласно , т. е. когда собственных средств не хватает и НКО не в состоянии загасить накопившиеся долги

Важно! Закрытие некоммерческой организации проводится через Минюст РФ (и его территориальные органы).

Обратиться по всем вопросам, связанным с госрегистрацией НКО, можно непосредственно в Минюст либо его территориальные органы. Например, в Москве можно прийти на прием согласно утвержденному графику в Департамент по делам НКО (ул. Кржижановского, д. 7, стр. 1).

При ликвидации учредитель обязан уведомить все надлежащие органы о принятом решении в течение 3-х дневного срока. В случае нехватки средств для погашения всех задолженностей, руководитель обязуется продать все имущество в соответствии с п. 4 ст. 19 закона «О некоммерческих организациях». Если вырученных с продажи средств не хватает, остается только прибегнуть к вынужденному банкротству.

Регулирование ликвидации НКО осуществляется:

  • Гражданским кодексом;
  • учредительными документами НКО.

Материальные обязательства участников НКО

В том случае, если собственных средств объединения недостаточно для того, чтобы расплатиться с имеющимися долгами, в отношении него реализуется процедура банкротства.

В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ в том случае, если имеющихся у НКО денег не хватает даже на то, чтобы провести процедуру ликвидации, учредители объединения должны профинансировать ее самостоятельно; материальные обязательства при этом распределяются солидарно.

Для отдельных видов НКО существуют установленные исключения, определяющие дополнительную ответственность их учредителей:

  • для потребительских кооперативов — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциаций (союзов) — в размере, установленном уставом (п. 4 ст. 11 закона № 7).

Этапы ликвидации некоммерческой организации

Под ликвидацией подразумевают полную остановку деятельности и прекращение существования данного объединения. Процедура может быть проведена по инициативе создателей некоммерческой организации (некоммерческого предприятия) или по решению суда.

Иногда устав организации может подразумевать ее ликвидацию при следующих обстоятельствах:

  • Достигнуты цели, ради которых создавалось объединение.
  • Истек срок, запланированный для существования НКО, прописанный в ее уставе.
  • Орган (по составу отличный от учредителей организации) принял решение о ее ликвидации.

Арбитражный или иной суд может вынести вердикт о прекращении существовании НКО по следующим причинам:

  1. НКО неоднократно и грубо нарушала действующее законодательство.
  2. Нарушения являются неустранимыми.
  3. Сфера фактической деятельности организации не соответствует заявленным в ее уставе целям и задачам.
  4. Подозрения в экстремизме.

Учредители НКО или установленный уставом орган принимают решение о ликвидации НКО главным образом по следующим причинам:

  • финансирование организации недостаточно для ее дальнейшего существования;
  • поставленные цели не могут быть достигнуты, а задачи реализованы;
  • смена поля деятельности, внутренней политики, стратегий функционирования организации.

Кроме того причиной прекращения деятельности любого юридического лица, в том числе некоммерческой организации, может быть банкротство. Инициатором в данном случае может являться как сама НКО, так и иные структуры (налоговая служба, пенсионный фонд и пр.), при обращении их в суд.

Ликвидация НКО осуществляется по этой схеме:

  1. Принятие решения о проведении упразднения.
  2. Созыв комиссии, назначение ответственного за процедуру — ликвидатора.
  3. Определение порядка процедуры, ее сроков.
  4. Публикация сведений о ликвидации.
  5. Создание промежуточного баланса по ликвидации.
  6. Погашение всех имеющихся задолженностей.
  7. Создание окончательного баланса.
  8. Регистрация ликвидированного ЮЛ.

Собранная в рамках ликвидации документация отправляется в Управление Министерства юстиции. До того как информация о ликвидации заносится в Единый реестр ЮЛ, НКО продолжает свою работу. Все это время она обязана уплачивать налоги, составлять налоговую отчетность, оплачивать услуги ЖКХ.

ВАЖНО! По завершении ликвидации все сотрудники увольняются. Они должны быть уведомлены о процедуре за 2 месяца до массового расторжения трудовых договоров. Компенсации, которые должны быть выплачены при увольнении, оговорены статьей 180 ТК РФ.

Решение об упразднении принимается на собрании. На нем же предпринимаются меры по созданию комиссии. Собрание проводится в порядке, который регламентируется уставом организации и прочими внутренними документами. Рассмотрим главные темы собрания:

  • Ликвидация НКО.
  • Назначение председателя.
  • Определение порядка и продолжительности.
  • Уведомление официальных структур о том, что компания ликвидируется.

Решения, принятые в рамках собрания, оформляются протоколом на основании главы 9.1 «Решения собраний» ГК РФ.

На ликвидационную комиссию возложена обязанность публикации сообщения об упразднении в СМИ. В частности, сообщение нужно размещать в «Вестнике государственной регистрации». Нужно это для того, чтобы кредиторы знали о статусе своего дебитора и успели предъявить требования. На предъявление их предоставляется 2 месяца с момента размещения сообщения.

Однако публикация не считается достаточной мерой для уведомления кредиторов. Комиссия обязана принять действия по поиску кредиторов. Им направляются индивидуальные уведомления о ликвидации. Также НКО нужно разобраться со своими дебиторами. Это субъекты, у которых есть задолженность перед организацией. Средства, полученные в результате взыскания долгов у дебиторов, направляются на погашение долгов перед кредиторами.

Как ликвидируют некоммерческие организации

После утверждения баланса нужно отправить документы в Управление. В частности, направляются эти бумаги:

  • Уведомление об упразднении ЮЛ.
  • Протокол собрания об установлении баланса.
  • Промежуточный баланс.
  • Бумага, подтверждающая размещение данных в «Вестнике».

Все бумаги подаются в двух экземплярах. Рассматриваться они будут в течение 3 дней.

В электронном способе из вышеперечисленного придётся заплатить за публикацию в Вестнике около 2 000 руб. и выпуск электронной цифровой подписи — это около 2 500 — 3 000 руб. При этом, скорее всего, у Вашего бухгалтера уже имеется ЭЦП для сдачи отчетности, которую можно использовать на первом этапе подачи уведомления о ликвидации.

Состав и последовательность действий при ликвидации НКО зависят от ее причин, по которым упраздняется та или иная организация. В большинстве случаев ликвидация некоммерческой организации проходит в несколько этапов:

  • Проведение общего собрания соучредителей для вынесения окончательного решения об упразднении организации и его оформления в установленном законом порядке;
  • Формирование комиссии (ликвидатора), которая будет заниматься процедурой целиком, ее утверждение соответствующим образом;
  • Направление соответствующих сообщений о ликвидации в СМИ, налоговые и иные государственные органы, кредиторам;
  • Проведение подготовительных мероприятий промежуточного ликвидационного баланса;
  • Расчет по кредитам, налогам и другим обязательным платежам;
  • Сбор пакета документов для подачи в налоговый орган;
  • Составление окончательного ликвидационного баланса (со сведениями об отсутствии задолженностей);
  • Исключение НКО из единого реестра юридических лиц;

Юридическое лицо ликвидируется либо по решению участников (учредителей), либо по решению суда.

Процедура ликвидации по решению суда или требованию государственных органов отличается от процедуры добровольной ликвидации. Чтобы все мероприятия соответствовали действующему законодательству, а у учредителей и руководителей НКО не возникало проблем с законом, можно обратиться за юридическим сопровождением в специализированную организацию.

Стоимость ликвидации НКО зависит от множества факторов. Наши сотрудники всегда находят индивидуальный подход к каждому клиенту и внимательно изучают все нюансы и пожелания. У нас огромный опыт работы в области ликвидации разных по масштабу организаций. Наши цены на услуги ликвидации НКО приемлемы и обоснованы. Позвонив по телефону +7(495)-255-49-67, Вы всегда сможете узнать стоимость услуги для своей организации. Мы всегда открыты к взаимовыгодному сотрудничеству!

ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

Чем мы можем Вам помочь?

Ликвидация НКО — пошаговая инструкция в 2018-2019 году, приведенная в этой статье, позволяет официально прекратить деятельность объединения и освободить его участников от занимаемых должностей, а также сопутствующих прав и обязанностей. Читатель найдет далее информацию о том, как осуществляется ликвидация НКО через Минюст, какие документы для этого требуются, а также ознакомится с образцом составления протокола собрания учредителей, на котором принимается решение об упразднении объединения.

Ликвидация предприятия (в том числе некоммерческого объединения) — это совокупность действий, направленных на полное прекращение его функционирования без передачи существующих у него прав и обязанностей стороннему объединению (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ НКО является юридическим лицом. Это значит, что обязательным условием для ее ликвидации является внесение в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Упразднение НКО подчиняется общим правилам прекращения деятельности юрлиц, установленным гражданским законодательством.

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации в 2018 году может быть различной в зависимости от того, по каким основаниям упраздняется организация. Процедура может проводиться:

  • в добровольном порядке;
  • принудительном порядке через суд (по инициативе уполномоченных госорганов);
  • порядке банкротства (в том случае, если средств НКО недостаточно для того, чтобы погасить все задолженности, сформировавшиеся в ходе осуществления ею своей деятельности).

Основаниями для упразднения НКО на добровольной основе могут стать:

  • решение учредителей объединения;
  • достижение целей ее создания;
  • истечение закрепленного в уставных документах срока, в течение которого должна была функционировать НКО.

Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:

  1. Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
  2. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
  3. Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
  4. Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.

В том случае, если собственных средств объединения недостаточно для того, чтобы расплатиться с имеющимися долгами, в отношении него реализуется процедура банкротства.

В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ в том случае, если имеющихся у НКО денег не хватает даже на то, чтобы провести процедуру ликвидации, учредители объединения должны профинансировать ее самостоятельно; материальные обязательства при этом распределяются солидарно.

Для отдельных видов НКО существуют установленные исключения, определяющие дополнительную ответственность их учредителей:

  • для потребительских кооперативов — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциаций (союзов) — в размере, установленном уставом (п. 4 ст. 11 закона № 7).

Положения ст. 18 закона № 7 устанавливают особенные правила ликвидации следующих видов НКО:

  1. Фондов. Согласно п. 2 ст. 18 закона № 7 они могут быть упразднены только по решению суда. Основаниями для прекращения фондом своей деятельности являются:
  • нехватка денежных средств и/или имущества для нормального функционирования фонда и отсутствие источников, из которых можно было бы получить такие средства;
  • невозможность реализации целей, ради которых создавалась НКО, при условии что их нельзя изменить, внеся в учредительные документы соответствующие корректировки;
  • осуществление фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, и пр.
  1. Отделений иностранной НКО, имеющей статус неправительственной. Согласно п. 2.1 ст. 18 закона № 7 основаниями для их ликвидации могут стать:
  • ликвидация головной неправительственной иностранной НКО;
  • непредставление сведений, обязательных для представления в соответствии с законодательством;
  • несоответствие деятельности объединения целям его создания, а также сведениям, представленным в соответствии с законодательством.

Протокол общего собрания участников НКО, содержащий решение о ее ликвидации, может выглядеть следующим образом:

ПРОТОКОЛ

общего собрания участников

НКО «Центр развития личности»

10.01.2019 г. Ярославль

Повестка дня:

  1. Об избрании председателя и секретаря собрания.
  2. О ликвидации общества.
  3. О создании ликвидационной комиссии.
  4. О назначении председателя ликвидационной комиссии.
  5. Об установлении срока ликвидации.

Слушали:

  1. По первому вопросу — об избрании председателем собрания Гутова А. И., секретарем — Ермолина А. П.
  2. По второму вопросу — о нецелесообразности дальнейшей деятельности НКО и принятии решения о ликвидации.
  3. По третьему вопросу — о создании ликвидационной комиссии в составе трех человек:
    • Гутов Антон Иванович — директор.
    • Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
    • Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.
  4. По четвертому вопросу — о назначении председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.
  5. По пятому вопросу — об установлении срока ликвидации до 10.07.2019.

Решили:

  1. Избрать председателем собрания Гутова А. Н., секретарем — Ермолина А. П.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  2. Ликвидировать НКО.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  3. Создать ликвидационную комиссию в составе трех человек:
    • Гутов Антон Иванович — директор.
    • Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
    • Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.

    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.

  4. Назначить председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  5. Установить срок ликвидации до 10.12.2018.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.

Все вопросы повестки дня рассмотрены.

Председатель собрания /Гутов/ А. И. Гутов

Секретарь собрания /Ермолин/ А. П. Ермолин

В некоторых случаях уставная документация некоммерческой организации может предусматривать прекращение деятельности по ряду оснований:

  1. Достижение цели, в связи которой создавалось объединение.
  2. Закончилось время, отведенное для осуществления деятельности некоммерческой организацией, прописанное в уставной документации.
  3. Принятие решение о ликвидации органов организации, если его состав отличается от учредителей.

Принятие судом решения о ликвидации может быть вызвано следующими причинами:

  1. Некоммерческая организация неоднократно нарушала нормативно-правовые положения, предусмотренные законом, и их восстановление не является возможным.
  2. Область осуществляемой деятельности не соответствует задачам, предусмотренным уставом.
  3. Невыполнение организацией судебных постановлений.
  4. Подозрение учредителей или самого образования в экстремизме.

Что касается добровольной ликвидации, инициируемой учредителями или органом, сформированным уставом, то причины её введения могут быть следующими:

  • материальное обеспечение является недостаточным для дальнейшего осуществления деятельности;
  • предусмотренные цели и задачи не могут быть достигнуты;
  • изменяется область деятельности, политики или стратегий, связанных с функционированием.

Более того, причиной, вызывающей за собой ликвидацию, может стать банкротство.

При этом инициаторами становятся не только учредители, но и другие структуры – ФНС, ПФР и т.д.

Добровольное прекращение деятельности НКО происходит в следующем порядке:

  1. Основатели НКО принимают решение о ликвидации структуры.
  2. Формируется ликвидационная комиссия .
  3. В СМИ публикуется извещение о ликвидации НКО.
  4. Составляется промежуточный ликвидационный баланс.
  5. Баланс утверждается собранием учредителей.
  6. Производятся расчеты с кредиторами , согласно промежуточному балансу.
  7. Составляется окончательный ликвидационный баланс.
  8. В ФНС подается заявление о регистрации ликвидации НКО.
  9. В ЕГРЮЛ вносятся необходимые изменения.

Решение о ликвидации должно быть оформлено в форме протокола, в котором перечислены пофамильно все члены ликвидационной комиссии, и определены сроки ликвидации, а также срок предъявления претензий кредиторами – такой срок должны быть не меньше 2 месяцев. Образец протокола можно посмотреть здесь.

По истечении срока предъявления претензий составляется промежуточный баланс – это документ, в котором отражен список всех требований, величина рассмотренных и погашенных ранее претензий кредиторов и сведения об активах ликвидируемой НКО. Для формирования промежуточного баланса членами ликвидационной комиссии производится инвентаризация собственности НКО (недвижимости, банковских счетов, офисной мебели и оргтехники). При необходимости составляются оценочные акты. Уведомление о формировании промежуточного баланса составляется по форме Р15001 и направляется в отделение ФНС.

Если наличных денежных средств НКО недостаточно для выплат всем кредиторам, члены комиссии организуют аукцион по продаже собственности НКО, оценочная стоимость которой превышает 100 000 рублей, остальное имущество продается без торгов.

Выплаты кредиторам производятся в следующем порядке:

  • с момента утверждения промежуточного баланса выплачиваются компенсации за причиненный ущерб, а также долги по зарплате и пособиям при увольнении;
  • через месяц после утверждения баланса вносится плата за коммунальные услуги, налоговые платежи, штрафы, а также выплачиваются долги кредитным организациям.

Оставшиеся после выплат средства направляются на благотворительность, уставные цели ликвидируемой НКО или направляются в муниципальный бюджет. Заявление о регистрации ликвидации НКО заполняется по форме Р16001, которая подается в ФНС вместе с окончательным ликвидационным балансом, квитанцией об оплате госпошлины и справкой из Пенсионного фонда.

Внесение записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ осуществляется в течение 10 рабочих дней.

Принудительная ликвидация юридического лица может быть осуществлена уполномоченными лицами и только при наличии основания для данных действий. Решение о принудительной ликвидации НКО принимается арбитражным судом. С иском туда могут обратиться налоговые, правоохранительные органы, а также представители иных организаций.

В качестве оснований, которые указывают на то, что ликвидация НКО, в обязательном порядке, должна быть осуществлена, могут быть использованы следующие сведения:

  1. НКО единовременно, либо несколько раз была замечена в осуществлении неправомерных действий, которые противоречат действующим правилам и нормам законодательства.
  2. В ходе очередной проверки деятельности были выявлены серьезные нарушение, устранение которых не представляется возможным без проведения ликвидации НКО.
  3. При анализе деятельности было выявлено, что текущая работа имеет серьезные отличия от тех занятий и целей, которые ранее были указаны в уставе организации, а также в иных важнейших документах.
  4. Члены общества были заподозрены в экстремизме, а также в иных противоправных действиях, которые обязательно должны повлечь за собой соответствующее наказание.

Для исключения НКО из ЕГРЮЛ необходимо подать в орган регистрации такой набор документов:

  • заявление от учредителей, составленной в соответствии с установленной формой РН0008;
  • протокол об утверждении ликвидационного баланса;
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины (при банкротстве – постановление арбитражного суда);
  • свидетельство регистрации;
  • документ, указывающий на отсутствие печатей.

Как проходит ликвидация некоммерческой организации

Решение о прекращении деятельности предприятия принимается на общем собрании учредителей. Итогом является формирование протокола.

Он будет действительным только при наличии подписей каждого участника.

Решение может быть принято арбитражным судом, если в отношении организации вводится процедура признания несостоятельности. Одновременно с этим начинается стадия наблюдения.

Образец решения о ликвидации организации здесь.

Промежуточный ликвидационный баланс требуется для соотнесения активов и пассивов организации.

После составления, он в обязательном порядке утверждается органом, принявшим решение о прекращении деятельности некоммерческой организации.

С использованием баланса удастся систематизировать прибыль и расходы, облегчить проверку налоговых органов, если соответствующий орган примет решение об её проведении.

Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса здесь.

Расчет будет осуществлен после составления реестра требований кредиторов в указанные сроки.

Первоначально средства выплачиваются персоналу НКО, после этого долги возмещаются перед негосударственными организациями, а затем остальным гражданам и компаниям.

Если имеется несогласие с требованием кредитора, то возникший вопрос можно решить через судебную инстанцию.

В ситуации, когда средств капитала недостаточно для возмещения долгов, то реализуется имущество ликвидатора.

Функционирование некоммерческих организаций (НКО) регламентируется ФЗ «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996г с изменениями принятыми впоследствии, ФЗ «Об общественных объединениях», другими нормативными актами и документами. Особенности функционирования НКО зависят от организационно-правовой формы, которую организация принимает в момент регистрации реорганизации или преобразования.

Организационно-правовая форма Особенности функционирования
Общественные и религиозные организации (объединения) Члены не сохраняют право на свое имущество, которое они передали в собственность организации. Члены не отвечают по обязательствам таких НКО, и НКО не отвечает по обязательствам ее участников
Общины коренных малочисленных народов Члены имеют право претендовать на частичное получение имущества НКО либо соответствующей денежной компенсации. Основанием может быть выход из членов общины или ее ликвидация
Казачьи общества Участники не имеют право претендовать на имущество или его часть, в том числе и на переданное обществу в собственность или полученное им в процессе предпринимательской деятельности
Фонды Имущество, формируемое, как взносы учредителей и безвозвратно переходит в собственность НКО.
Государственная корпорация Имущество формируется за счет государства. Имущество может быть частично использовано для формирования уставного капитала.
Государственная компания Имущество формируется за счет взносов государства или передачи имущества в доверительное управление. К имуществу могут не относится доходы от доверительного управления.
Некоммерческие партнерства Учредители имеют право при выходе из НКО получить часть имущества или соответствующую денежную компенсацию. Те же условия распространяются при ликвидации НКО
Частные учреждения Имущество передается НКО на правах оперативного управления
Государственные, муниципальные учреждения См. Бюджетные
Бюджетное учреждение Имущество передается государством в оперативное управление а земельные участки в бессрочное пользование
Автономная НКО Учредители не имеют права претендовать на имущество НКО
Ассоциации (союзы) Члены отвечают по обязательствам НКО. Законодательством определена субсидиарная ответственность.

Примечание: Общественные объединения, как организационно-правовая форма включает политические партии, общественные учреждения, общественные фонды, различные общественные движения и органы общественной самодеятельности. Законом также упоминается существование иностранных НКО, зарегистрированных за пределами государства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *