Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат таможенного обеспечения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
По результатам дополнительной проверки таможня либо принимает решение о подтверждении таможенной стоимости либо принимает решение о внесении изменений в декларацию на товары.
В случае принятия стоимости товара обеспечение будет возвращено на единый лицевой счет (ЕЛС) участника ВЭД.
После возврата обеспечения на ЕЛС декларант может уже вернуть платежи на свой расчетный счет по соответствующему заявлению. В случае отказа в принятии стоимости обеспечение уплаты списывается как таможенные платежи. В таком случае вернуть его можно только после обжалования корректировки таможенной стоимости.
Содержание:
Как вернуть обеспечение уплаты таможенных платежей?
Таким образом, для возврата обеспечения уплаты платежей после принятия стоимости товара по итогам дополнительной проверки следует:
- Подготовить и заблаговременно направить в таможню ответ на запрос дополнительных документов и сведений;
- После принятия таможней стоимости по итогам проверки документов дождаться возврата обеспечения на ЕЛС;
- После зачисления суммы обеспечения на ЕЛС обратиться в таможню с заявлением о возврате таможенных платежей;
Если таможня откажет в подтверждении заявленной декларантом стоимости товара, необходимо сначала обжаловать решение о внесении изменений в декларацию.
1. Заявление о возврате. Для начала заполняем и подаем заявление о возврате денежного залога, форма которого утверждена приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520. Оно подается в течение 3-х лет со дня, следующего за днем исполнения или прекращения обязательства, например КТС произведена и таможенная стоимость товара оплачена. Срок в которой вам должен поступить ответ в законе не оговорен, на практике он составляет 1 месяц.
2. Досудебный порядок урегулирования. Получив отказ или вовсе по истечению месяца не «услышав ответа», вы имеете право подать жалобу в ФТС о бездействии сотрудников таможни. Жалоба на бездействие или решение об отказе таможенного органа должна содержать:
-
Наименование таможенного органа (если известны ФИО и должность его должностного лица) решение, бездействие которых обжалуются;
-
Реквизиты юридического лица или ФИО, место жительство гражданина, от лица которого подается жалоба;
Суть обжалуемого решения или бездействия, ваши требования.
Срок рассмотрения жалобы – 1 месяц. Досудебный порядок не является обязательным, закон разрешает им воспользоваться как до суда, так и одновременно с ним. Но не всегда данный порядок является действенным и приносит положительный результат. Судебное обжалование более трудоемкое, но, тем не менее, намного результативнее.
3. Судебные разбирательство. Для составления процессуальных документов не обойтись без помощи профессионала, так как зачастую для суда необходимы доказательства именно бездействия сотрудников таможни, приложенных вами усилий до суда по возврату обеспечения и иные. Мы составляем искового заявления, выстраиваем позицию и подбираем убедительные аргументы для суда. Юридические лица подают иск в Арбитражный суд, а граждане – в суд общей юрисдикции. Срок в течение, которого вы можете подать иск о бездействии таможенного органа — составляет 3 года.
В каждом отдельном случае есть свои нюансы и обстоятельства, где без знания сложившийся судебной практики приходится приложить множество усилий. Вы можете довериться юристу, тем самым сохранив себе нервы, силы и время.
Законом предусмотрено внесудебное урегулирование спорной ситуации по возврату таможенного обеспечения. Как правило, обращение к вышестоящим таможенным органам с жалобой на бездействие сотрудников не приносит положительных результатов. Упускается время, при этом начисляются пени и дополнительные платежи за хранение товара. Чтобы вернуть залоговые средства, необходимо обращаться в суд. Сделать это можно сразу по истечении 30 дней, отведенных ФТС на проверку представленных декларантом обоснований.
Как правильно возвращать таможенные платежи
Администрирование денежных средств участников внешнеэкономической деятельности – российских юридических лиц осуществляется с применением единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета — ЕЛС» в соответствии с положениями приказа ФТС России от 26.06.2019 № 1039, который вступил в силу 01.07.2019.
Вопрос 1. Порядок возврата излишне уплаченных пошлин, налогов и иных денежных средств.
- В соответствии с пунктом 30 Временного порядка работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможенных органов с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС» (далее – Временный порядок), утвержденного приказом ФТС России от 26.06.2019 № 1039, возврат плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей, а также сумм таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в подпунктах 4 — 9 пункта 1 статьи 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) производится в форме их зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из КДТ или отражения в ресурсе ЕЛС иных случаев, определенных статьей 67 ТК ЕАЭС, без представления плательщиком соответствующего заявления.
В случае, если зачет в счет авансовых платежей излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, не произведен, плательщику необходимо обращаться в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование.
Вопрос 2. Порядок возврата денежного залога.
В соответствии с пунктом 32 Временного порядка, возврат заинтересованным лицам денежного залога осуществляется в форме зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов в случаях, установленных пунктом 9 статьи 67 и пунктом 9 статьи 76 ТК ЕАЭС, при поступлении в ресурс ЕЛС из АС «Обеспечение» сведений о возникновении указанных случаев без представления лицом, внесшим денежный залог, заявления о таком зачете.
Контроль за исполнением обязательств, обеспеченных денежным залогом, осуществляется таможенным органом, принявшим денежный залог.
В случае, если зачет денежного залога в счет авансовых платежей не произведен, плательщику необходимо обращаться в таможенный орган, принявшим денежный залог.
Вопрос 3. В какой таможенный орган обращаться за возвратом авансовых платежей.
В соответствии с частью 9 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) заявление о возврате авансовых платежей с приложением документов, перечень которых установлен статьей 122 Федерального закона, подается в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
После открытия лицевого счета российского юридического лица в ресурсе ЕЛС его администрирование осуществляют региональные таможенные управления, Калининградская областная таможня, Центральная энергетическая таможня – в отношении отдельных плательщиков таможенных пошлин, налогов которая осуществляет администрирование плательщиков таможенных пошлин, налогов, сумма уплаченных таможенных платежей при экспорте энергоносителей, классифицируемых в отдельных позициях и подсубпозициях группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС и отдельных подсубпозициях группы 29 ТН ВЭД ЕАЭС, которых составляет более 100 млн. рублей в течение года, предшествующего началу администрирования лицевых счетов данных плательщиков в ресурсе ЕЛС.
Обращение в таможню должно быть составлено в письменной форме в виде заявления в точности по форме приказа ФТС РФ 2520 от 22.10.2010.
Заявление на возврат/зачет платежей должно содержать:
— номер и дату документа;
— полное наименование юридического лица;
— юридический адрес юридического лица.
— обстоятельства, в соответствии с которыми у плательщика имеются излишне уплаченные денежные средства;
— суммы платежей, подлежащих возврату/зачету;
— реквизиты платежных документов, согласно которым суммы платежей были уплачены;
— виды платежей, подлежащих возврату;
— банковские реквизиты плательщика (наименование банка, МФО банка, расчетный счет);
— должность, фамилию, имя, отчество руководителя юридического лица (иного уполномоченного лица)
— подпись руководителя юридического лица (иного уполномоченного лица);
— печатью юридического лица.
Сведения, указанные в заявлении, подтверждаются документально. Следует отметить, что требуется представить только те сведения, которые имеют существенное значение для решения вопроса о возврате платежей и не представлялись таможне ранее.
Чтобы ускорить процедуру рассмотрения заявления, документы, влияющие на принятие решения о возврате, должны быть представлены в таможню одновременно с заявлением.
Данное заявление может быть подано плательщиком не позднее трех лет со дня уплаты рассматриваемой суммы. По истечении указанного срока излишне уплаченные суммы не возвращаются.
- Расчет таможенной стоимости и оформления
- Экономия по комплексному сопровождению
- Таможенный агент — фирма импортер от резидента РФ
- Торговый представитель в РФ
Этот вариант действует по умолчанию.
Предмет: суммы излишне уплаченных/взысканных таможенных платежей, налогов и денежного обеспечения (залога). При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов. Поскольку постановления по делам об административном правонарушении также являются документами начисления, отражаемым в системе ЕЛС, то и штрафы по таким делам также отражаются по лицевому счету плательщика и при отмене соответствующего постановления, засчитываются в счет авансовых платежей на лицевом счете в ЕЛС.
Основание: поступление в ресурс ЕЛС сведений из КДТ или отражение в нем иных обстоятельств, определенных статьей 67 Таможенного Кодекса ЕАЭС, в соответствии с которыми был выявлен факт излишней уплаты или излишнего взыскания (оспоренное взыскание или отказ в выпуске ДТ, прекращение обеспечиваемого залогом обязательства или замена обеспечения)
Форма: зачет в счет авансовых платежей. Денежные средства отражаются в качестве авансовых платежей на счете в ЕЛС в разрезе КБК, по которому они были первоначально перечислены
Заявление плательщика: не требуется, зачет осуществляется в информационной системе таможенных органов.
Уполномоченный орган: региональное таможенное управление / Калининградская областная таможня, администрирующие лицевой счет плательщика в ресурсе ЕЛС. В случае, если зачет в счет авансовых платежей излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, не произведен, необходимо обращаться за разъяснением ситуации в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование и который обязан подать информацию о платежах и в информационную систему таможенных органах.
Срок: в течение рабочего дня таможенного органа с момента поступления информации в систему, и отображается на лицевом счете в системе ЕЛС на следующий рабочий день.
Если Вы столкнулись с необходимостью возврата излишне уплаченных таможенных платежей, компания «Партнер-Транс-Гарант» к вашим услугам.
Наши специалисты подготовят для Вас необходимую документацию для возврата обеспечения уплаты таможенных платежей:
- составят заявление по установленной форме (законом предусмотрено несколько форм такого заявления, для каждого случая — своё);
- подготовят КДТ (копию корректировки декларации на товары) или корректировочный лист КДТ или иные копии документов о корректировке таможенной стоимости, на основании которых производится начисление дополнительных сборов. Эти и иные дополнительные документы всегда смогут подтвердить факт излишнего взыскания.
Мы всегда открыты для общения и обсуждения нюансов.
Оставляйте заявку! Специалист компании «ПТГ» свяжется вами в течение 1 минуты, зафиксирует запрос, и в кратчайшее время вам будет предоставлен исчерпывающий ответ.
Благодаря опыту сотрудников компании, мы решаем задачи любой сложности по возврату таможенного обеспечения и предлагаем многоуровневую поддержку вашей экспортно-импортной деятельности на всех её этапах.
Возможность вернуть с помощью наших специалистов излишне потраченные средства в результате переплат таможенных пошлин и сборов – это выгодное преимущество для вашего бизнеса, заметная экономия затрат!
Факт возникновения излишне оплаченных или взысканных таможенных пошлин может обнаружиться как самим физическим или юридическим лицом, проведшим оплату, так и таможенным органом входе проверки и корректировки поданных в таможню документов.
Согласно ФЗ №311 в случае, если такой факт был обнаружен таможенным органом, то последний обязан об этом проинформировать плательщика в произвольной форме в срок не более одного месяца после обнаружения этой информации. Здесь же декларанту предоставляется копия корректировки таможенной цены и платежей.
Если на счёт излишне оплаченных платежей было вынесено судебное решение о неправомерности расчёта пошлин таможенным органом, то последний обязан в течение всего 10 дней провести корректировку и направить плательщику её экземпляры в срок, не более одного дня после заполнения документа.
Авансовый платёж — это перечисленные заявителем денежные средства на счёт таможни в учёт будущих таможенных платежей. Он не имеет конкретики ни в видах ввозимых (вывозимых) товаров, ни в их стоимости, ни в сроках. По своей сути он изначально представляет собой излишне оплаченные денежные средства.
Авансовые платежи обладают рядом параметров:
- Даже после зачисления на счёт таможенных органов, они считаются собственностью лица или организации, которые их перечисляли (п.3 в ст.330 ТК РФ).
- Не являют собой таможенные платежи: налоги, пошлины, акцизы и сборы.
- Меняют свой статус на «таможенные платежи» после предоставления в таможенный орган распоряжения об их уплате в качестве последних: заявления, грузовой таможенной декларации.
Термин может использоваться в самых различных случаях. Нередко сотрудники таможни попросту не могут сразу точно определить размер государственной пошлины. А задерживать продукт они не имеют никакого юридического права. Только со временем можно установить точный размер налога для конкретного случая. После могут быть произведены как возврат, так и доплата.
Экономика развивается стремительно, что влечёт за собой изменения в торговле. Режим работы и функционирования таможенных органов может постоянно изменяться. Как правило, подобные изменения в первую очередь затрагивают именно процедуру нахождения взносов при импорте или экспорте. Этим и могут быть вызваны неточности в размерах денежных средств и, следовательно, переплата.
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на получение льгот. Для этого необходимо принадлежать к определённой группе льготников. Такие граждане могут как полностью, так и частично избавиться от налоговых обязательств. Если льготы были получены налогоплательщиком только после внесения денежных средств в бюджет таможенного органа, он может подать заявление на зачёт таможенных платежей.
Валюта постоянно теряет или приобретает свою ценность. Этим и обуславливаются довольно частые скачки в стоимости многих товаров. Так как при определении таможенных взносов учитывается цена перевозимого продукта, при малейших изменениях меняется и конечный размер налога.
Работники таможни не защищены от ошибок при оформлении документов, расчётов и прочих процедур. Они могут ошибиться, что приводит к некорректному начислению взноса.
Необходимо всегда самостоятельно рассчитывать по официальной формуле размер налога перед его оплатой, чтобы иметь примерный ориентир и не переплачивать.
При возникновении подозрений о неправильном начислении платежа лучше обратиться в таможенный орган для перепроверки данных.
Предусмотрены сроки возврата таможенных платежей. Налогоплательщик может подать заявление о переплате в течение 3 лет после внесения соответствующей денежной суммы в бюджет инстанции. По истечении этого срока заявление рассматриваться не будет.
Согласно законодательству Российской Федерации, все эти процедуры должны быть выполнены сотрудниками соответствующей инстанции в течение одного календарного месяца.
За отведённое по закону время сотрудники таможни исполняют следующие процедуры:
- Рассмотрение сотрудниками пакета документов.
- Совместное принятие решения.
- Возврат «лишних» денег (в случае принятия положительного решения).
Если налогоплательщик в ближайшем будущем будет осуществлять торговые операции, связанные с импортом или экспортом продукции, то избыток средств может пойти на погашение новых взносов.
Таможенное законодательство предусматривает следующие виды платежей, которые могут быть возвращены из бюджета:
- Возврат депозитных и иных платежей (таможенных сборов). К ним относятся все платежи, связанные с декларированием товара, в том числе оплата за хранение товара на территории таможенного органа. Перечисленные таможенные сборы также подлежат возврату, если хранение товара было связано с незаконным задержанием товара на границе. В этом же порядке происходит возврат обеспечения таможенных платежей, а также возврат авансовых таможенных платежей, если сделка по ввозу товара не состоялась.
- При излишне уплаченных таможенных платежей, таможенных налогов и пошлин. В рамках данного пункта уплачиваются ввозные либо вывозные пошлины, НДС, акцизы на алкогольную, табачную продукцию и т.п. Право на возврат таможенных пошлин аналогично возникает в случае переплаты (неверного расчета пошлины самим декларантом влечет возврат излишне уплаченных таможенных платежей) или в случае признания незаконного требования таможни об оплате таковой, в том числе, если декларант имел право на применение льгот.
- Возврат таможенных платежей по решению суда или вышестоящего органа. Отмена решения о корректировки таможенной стоимости или классификации товара. В момент проверки таможенной декларации в случае несогласия с заявленными декларантом сведениями государственный орган уполномочен выставлять требование об обеспечении таможенных платежей. В этом случае декларанту приходится вносить требуемую сумму не смотря порой на очевидную незаконность того или иного решения таможни. Только после отмены в установленном порядке такого решения возникает право на возврат незаконно полученных денежных средств.
Как указывалось, выше, возврат осуществляется на основании заявления о возврате таможенных платежей. Такое заявление подается в орган таможенного контроля в котором происходило декларирования товара. При этом орган должен рассмотреть Ваше заявление в течение одного месяца. Возврат осуществляется на основании решения по Вашему заявлению.
В таком заявление необходимо указать следующие:
- Адресатов заявления. Безусловно это наименование Вашей организации с указанием контактного адреса, а также наименование таможенного органа в который подается заявление;
- Основания возврата таможенных платежей;
- Ссылка на платежные поручения по которым необходимо осуществить возврат;
- Реквизиты.
В случаи просрочки рассмотрения заявления в установленные законом сроки, на сумму неисполненных обязательств таможенным органом начисляются проценты. Стоит отметить, что таможенные платежи, подлежащие возврату можно также зачесть в счет исполнения иных обязанностей Вашей организации по уплате таможенных платежей. Если орган отказывается производить выплату, за Вами остается право обращения в суд с требованиями о взыскании денежных средств.
ВНИМАНИЕ: не стоит забывать, что срок предъявления требования, в процессе составляет три года с момента взыскания таких платежей или их уплаты. Поэтому не стоит медлить с вопросом, чем быстрее Вы обратитесь за помощью по взысканию или начнете процедуру самостоятельно – тем быстрее наступит желанный результат.
Начальнику Екатеринбургской таможни
Заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «Компания»
Адрес: Свердловская область, город Екатеринбург, ул. Ленина, д. 1
ЗАЯВЛЕНИЕ
о возврате излишне уплаченных таможенных платежей
Общество с ограниченной ответственностью «Компания», адрес: Свердловская область, город Екатеринбург, ул. Ленина, д. 1, в соответствии со статьями 129, 147, 148 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» просит вернуть по коду бюджетной классификации платежных документов на банковский счет 40766666666666666666666 (ПАО «Сбербанк России» город Екатеринбург, БИК: 046666666, счет №30101810500000000000), таможенные платежи, внесенные ООО «Компания» по платежному поручению № 111 от 01 января 2017 года в размере 1 000 000,00 рублей и исчисленные в соответствии с Расчетом размера обеспечения уплаты таможенных платежей по ДТ № 10502110/200916/6666666 Екатеринбургской таможни.
Решением Уральского таможенного управления от 01 апреля 2017 года вышеуказанное решение о корректировки таможенной стоимости отменено в полном объеме.
Сумма, подлежащая возврату: 1 000 000,00 рублей.
Перечень прилагаемых документов:
Дата, подпись
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Раздел предназначен для информирования таможенными органами (ТО) плательщика таможенных пошлин, налогов и (или) иных лиц, представивших обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов, о предоставленных ему банковских гарантиях.
В разделе отображается список всех электронных банковских гарантий (ЭБГ), предоставленных участнику ВЭД на текущий момент.
Раздел предназначен для информирования таможенными органами (ТО) плательщика таможенных пошлин, налогов и (или) иных лиц, представивших обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов, об оформленных таможенных расписках.
В разделе отображается список всех электронных таможенных расписок (ЭТР), оформленных участником ВЭД на текущий момент.
Раздел предназначен для информирования таможенными органами (ТО) плательщика таможенных пошлин, налогов и (или) иных лиц, представивших обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов, о наличии и состоянии обеспечения.
В разделе отображается список документов со сведениями о наличии и состоянии обеспечения деятельности участника ВЭД на текущий момент.
Центральное таможенное управление
-
Создайте новое заявление по кнопке Подать заявление над списком обращений.
Созданное заявление появляется в списке обращений на вкладке Черновики. Одновременно открывается для заполнения форма нового заявления.- До отправки заявления в ТО его можно редактировать, открывая из списка обращений по кнопке Редактировать заявление в колонке Действия.
Заявление заполнено, проверно и сохранено.
- Распечатайте заявление по кнопке Печать в форме заявления, заверьте подписью руководителя или уполномоченного сотрудника и печатью организации — для представления заявления в ТО на бумажном носителе.
- Отправьте заявление в электронном виде в ТО по кнопке Отправить запрос в колонке Действия списка обращений или из формы заявления.
В результате заявление переместится с вкладки Черновики на вкладку В работе и перейдет последовательно в статусы Заявление отправлено, затем Заявление получено. - После получения заявления на бумажном носителе, его проверки и регистрации в ТО — заявление в Личном кабинете перейдет в статус Заявление зарегистрировано.
- После получения от ТО результата рассмотрения заявления — заявление переходит в статус Решение принято или Отказ по заявлению. С полученной от ТО информацией по заявлению можно ознакомиться по кнопке Посмотреть информацию в колонке Действия списка обращений.
- Через установленное/регламентированное время заявление автоматически переходит в статус Заявление закрыто и перемещается на вкладку Архив.
Старые и новые порядки
В силу норм ст. 330 ТК РФ авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет Федерального казначейства в рублях в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Справка. Статьей 319 ТК РФ закреплена обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов, возникающая:
— при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
— при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 09.04.2009 N 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 58-ФЗ) авансовые платежи должны уплачиваться на счет Федерального казначейства и только в валюте РФ.
До 01.10.2009 порядок уплаты авансовых платежей был иной:
— они вносились в кассу или на счет таможенного органа;
— согласно ст. 330 ТК РФ в редакции до 09.04.2009 допустимо было уплачивать их как в рублях, так и в иностранной валюте.
В связи с вышеизложенным в силу п. 3 ст. 8 Закона N 58-ФЗ с 01.10.2009 по 30.06.2010 осуществляются следующие мероприятия:
— перечисление в федеральный бюджет остатков средств со счетов таможенных органов по учету таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности;
— переход на уплату плательщиками таможенных и иных платежей в соответствии с ТК РФ на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства, предназначенный для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством;
— закрытие счетов по учету таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с положениями ст. 8 Закона N 58-ФЗ ФТС России разработан график перехода уплаты платежей на единый счет Федерального казначейства:
— ФТС России — октябрь 2009 г.;
— Центральная энергетическая таможня — октябрь 2009 г.;
— Центральная акцизная таможня — ноябрь 2009 г.;
— Центральное таможенное управление — ноябрь 2009 г.;
— Северо-Западное таможенное управление — декабрь 2009 г.;
— Дальневосточное таможенное управление — декабрь 2009 г.;
— Шереметьевская таможня — январь 2010 г.;
— Домодедовская таможня — февраль 2010 г.;
— Внуковская таможня — февраль 2010 г.;
— Уральское таможенное управление — март 2010 г.;
— Сибирское таможенное управление — март 2010 г.;
— Южное таможенное управление — апрель 2010 г.;
— Приволжское таможенное управление — апрель 2010 г.
Как следует из официальной информации, размещенной на интернет-ресурсе Федеральной таможенной службы, во исполнение Закона N 58-ФЗ с 01.10.2009 таможенными органами будет производиться поэтапное закрытие счетов в валюте РФ N 40314 «Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности» (далее — счет N 40314):
«…При закрытии счета N 40314 остатки денежных средств, уплаченных на счета N 40314 и не использованные участниками внешнеэкономической деятельности, будут перечислены на отдельный счет N 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» с кодом бюджетной классификации 15311009000010000180 «Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей» и в дальнейшем могут использоваться участниками ВЭД при таможенном оформлении.
Общий порядок
Статья 337 ТК РФ предусматривает обеспечение исполнения обязательств по уплате таможенных платежей в случаях:
— предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов;
— условного выпуска товаров;
— перевозки и (или хранения) иностранных товаров;
— осуществления деятельности в области таможенного дела;
— осуществления деятельности в области резидента портовой ОЭЗ;
— в иных случаях, предусмотренных ТК РФ.
Согласно ст. 340 ТК РФ существует несколько способов такого обеспечения:
— залог товаров и иного имущества;
— банковская гарантия;
— перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства или в случае, установленном п. 3 ст. 287 ТК РФ, внесение их в кассу таможенного органа (денежный залог);
— поручительство.
Ко всем способам обеспечения обязательств по уплате таможенных платежей, кроме денежного залога, применяются положения ГК РФ. Поэтому право требования плательщиком возврата денежного залога регулируется ТК РФ и не является гражданско-правовым обязательством, которое согласно ст. 382 ГК РФ может быть передано по договору цессии иному лицу (Постановление ФАС ДВО от 22.09.2009 N Ф03-4844/2009).
Судебно-арбитражная практика. Примечательна позиция ВАС РФ. Согласно п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 15.01.1998 N 26 денежные средства не могут быть предметом залога, поскольку исходя из правовой сути залога и в силу норм ст. ст. 349 и 350 ГК РФ для удовлетворения требований кредитора предмет за лога должен быть продан на торгах с последующим направлением вырученной суммы в погашение долга.
Денежный залог перечисляется на счет Федерального казначейства, а в случае, установленном п. 3 ст. 287 ТК РФ, вносится в кассу таможенного органа денежного залога в рублях (п. 1 ст. 345 ТК РФ). Проценты на сумму денежного залога не начисляются.
Необходимо отметить, что до 01.10.2009 допускалось внесение де нежного залога в кассу или на счет таможенного органа как физическими, так и юридическими лицами, а после этой даты юридическим лицам разрешено вносить денежный залог, равно как и авансовые платежи, только на счет Федерального казначейства.
В соответствии с п. 5 ст. 345 ТК РФ в подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства, выдается расписка, к которой может прилагаться до 10 добавочных листов. Таможенная расписка заполняется в трех экземплярах: первый экземпляр и квитанция к КПО выдаются плательщику для передачи инспектору исполнителю в качестве подтверждения оплаты, а также для окончательного оформления третьего экземпляра расписки, который выдается на руки плательщику. При этом первый экземпляр расписки хранится в соответствии с установленным порядком вместе с другими документами по внесению обеспечения.
Обратите внимание: на практике таможенные органы отказывают в возврате залога ввиду того, что у заявителя отсутствует экземпляр таможенной расписки. Вместе с тем такое основание неправомерно, о чем свидетельствует судебная практика. В случае утери расписки, согласно Письму ФТС России от 05.09.2005 N 01-06/30319, по решению таможенного органа оформляется дубликат расписки.
Судебно-арбитражная практика. По вопросу неправомерного отказа в возврате денежного залога ввиду того, что у заявителя отсутствует таможенная расписка, см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.07.2005 N Ф03-А51/04-2/1914; от 02.02.2005 N Ф03-А73/04-2/4089.
При неисполнении обеспеченных денежным залогом обязательств осуществляется обращение взыскания на денежные средства, внесенные в качестве денежного залога, без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (п. 3 ст. 345 ТК РФ). Взыскание осуществляется в течение трех рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения обязательства. Таможенный орган информирует плательщика о произведенном взыскании также в трехдневный срок.
Проблемы возврата
Денежный залог возвращается при представлении таможенной расписки (п. 5 ст. 345 ТК РФ) в рублях. При этом если у плательщика имеется задолженность по уплате таможенных платежей, пеней или процентов, залог не вернут в размере такой задолженности. Таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со ст. 353 ТК РФ.
При возврате сумм денежного залога проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.
Пунктом 4 ст. 345 ТК РФ также предусмотрена возможность для плательщика потребовать от таможенного органа использовать денежный залог:
— для уплаты таможенных платежей;
— для зачета в счет будущих таможенных платежей;
— для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами.
Возврат таможенных обеспечений
- Внешнеэкономическая деятельность
- Таможенные правила
- Таможня и налоги
- Таможенные документы
- Таможенное право
- Таможенные пошлины
- Таможенные платежи
- Таможенный контроль
- Таможенный тариф
- Таможенная стоимость
- Таможенные режимы / процедуры
- ТН ВЭД
- Таможенный пост
- Таможенные сборы
- Таможенный союз
- 18 лет успешной работы
Наша компания ведет свою деятельность с 2002 года. За 18 лет успешной работы компания «Союзхимтранс-Авто» смогла не просто укрепиться на рынке транспортной логистики, но и занять в этой области лидирующие позиции.
+
- Высочайшее качество выполнения услуг
Благодаря строгим стандартам качества обслуживания, хорошим мастерам и наличию специального оборудования, мы осуществляем жесткий контроль надлежащего состояния и работоспособности наших автомобилей, каждый из которых на 100% соответствует требованиям самого строгого заказчика.
+
- Оформление соответствующей документации
Наши сотрудники – профессионалы в области таможенных перевозок. Они помогут правильно и оперативно оформить все необходимые товаротранспортные документы и не упустят важных деталей, которые могут стоить вам затрат времени и денег.
+
- Гибкость в формировании цен
Мы предоставляем обширный пакет услуг, связанных с международной перевозкой грузов, по приемлемым ценам, а большой опыт и квалифицированные сотрудники позволяют нам выполнять свою работу качественно и в срок.
+
Презентация «Союзхимтранс-Авто»
Презентация тентового направления1. Правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
К числу указанных международных договоров, в частности, относятся Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор и Союз соответственно) и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — Таможенный кодекс), а также иные международные договоры, составляющие право Союза.
При этом положения Таможенного кодекса имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами, входящими в право Союза, за исключением Договора (абзац первый пункта 3 статьи 6 Договора и пункт 4 статьи 1 Таможенного кодекса).
2. Решения постоянно действующего регулирующего органа Союза — Евразийской экономической комиссии (далее — Комиссия), принятые в рамках ее полномочий, признаются актами, регулирующими таможенные правоотношения в Российской Федерации как государстве — участнике Союза, на основании статей 6, 18 и 32 Договора.
В случае возникновения противоречий между положениями Договора, Таможенного кодекса и принятыми в области таможенного регулирования решениями Комиссии применению подлежат нормы Договора и Таможенного кодекса (абзац второй пункта 3 статьи 6 Договора).
При толковании и применении норм права Союза, принятых в сфере таможенного регулирования, судам следует учитывать акты Суда Евразийского экономического союза, вынесенные по результатам рассмотрения споров, связанных с реализацией положений Договора, иных международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции согласно главе IV Статута Суда.
3. Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о таможенном регулировании), являясь актом законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, распространяет свое действие на правовые отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации как части единой таможенной территории Союза.
На основании статьи 397 Закона о таможенном регулировании временно сохраняют свое действие и, следовательно, подлежат применению судами при разрешении соответствующих споров указанные в данной норме отдельные положения Федерального закона от 27 ноября 2010 года N311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон N 311-ФЗ), в частности положения раздела II данного закона, регулирующего вопросы уплаты и возврата (зачета) таможенных платежей.
4. В случае возникновения коллизии между регулирующими таможенные отношения нормами права Союза (статья 6 Договора, пункт 2 статьи 1 Таможенного кодекса) и положениями законодательства Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации применению подлежит право Союза. В то же время коллизионный приоритет права Союза не может приводить к нарушению прав и свобод граждан (организаций), гарантированных Конституцией Российской Федерации. В частности, при применении актов Союза, которые устанавливают (изменяют, прекращают) права и обязанности участников таможенных отношений, в том числе по уплате таможенных платежей и использованию льгот по уплате таможенных платежей, должны учитываться принципы поддержания доверия к закону и действиям государства, недопустимости придания обратной силы новому таможенному регулированию, ухудшающему положение участников внешнеэкономической деятельности.
В связи с этим, например, при применении решений Комиссии о классификации отдельных видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД), с учетом положений статей 34 (часть 1), 35 (часть 1), 54 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации судам следует исходить из того, что в случае изменения Комиссией ранее сложившейся в Российской Федерации устойчивой практики классификации соответствующих товаров, выраженной в предварительных решениях по классификации товаров, срок действия которых не истек, решениях и разъяснениях по классификации отдельных видов товаров, принятых в соответствии с пунктом 6 статьи 21 Таможенного кодекса, и (или) в судебной практике, обязанность по дополнительной уплате таможенных пошлин, налогов на основании решения Комиссии не может быть возложена таможенными органами на участников внешнеэкономической деятельности, осуществивших уплату таможенных платежей при выпуске товаров до издания Комиссией таких изменений в соответствии с ранее существовавшей практикой и добросовестно полагавших, что обязанность по уплате таможенных платежей исполнена ими полностью.
Кроме того, с учетом положений части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации принятые в сфере таможенного регулирования акты, входящие в право Союза (включая решения Комиссии), затрагивающие права, свободы и обязанности участников внешнеэкономической деятельности, применяются в Российской Федерации при условии их официального опубликования для всеобщего сведения в соответствии со статьей 111 Договора.
7. Правила определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, установлены главой 5 Таможенного кодекса и правовыми актами Комиссии, принятыми в соответствии с пунктом 17 статьи 38 Таможенного кодекса для обеспечения единообразного применения положений данной главы.
Упомянутые правила применяются с учетом принципов и правил, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее — ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994 (пункт 1 статьи 38 Таможенного кодекса).
Кроме того, при отсутствии в актах таможенного регулирования положений по отдельным вопросам оценки товаров в таможенных целях, их недостаточной полноте или определенности суды могут учитывать консультативные заключения, информацию и рекомендации Всемирной таможенной организации, принимаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994.
8. В соответствии с пунктом 10 статьи 38 Таможенного кодекса таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом (здесь и далее также — таможенный представитель) данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее — АПК РФ и КАС РФ соответственно).
9. При оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса.
10. Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости — цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
В то же время отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок — данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
11. Отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Возврат излишне уплаченных таможенных платежей — как выиграть в этом споре
21. Положениями статьи 20 Таможенного кодекса предусмотрена классификация товаров по ТН ВЭД при их таможенном декларировании и установлены полномочия таможенных органов по вынесению решений о классификации товаров.
Суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа основания для принятия решения об иной классификации товара, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 Таможенного кодекса.
22. Международной основой ТН ВЭД выступает Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, функционирующая на основании Международной конвенции по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года (далее — Гармонизированная система и Конвенция), участником которой является Российская Федерация.
Участники внешнеэкономической деятельности вправе ожидать, что осуществляемая в соответствии с Гармонизированной системой классификация товаров, имеющая значение в том числе для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер. В связи с этим при разрешении споров, вызванных неоднозначностью возможных вариантов классификации товаров, суды могут принимать во внимание рекомендации и разъяснения по классификации, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Конвенции, относимые к спорным товарам и в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
В обоснование правильности избранного варианта классификации товаров участники внешнеэкономической деятельности и таможенные органы также вправе ссылаться на международную практику классификации ввезенных товаров в странах, использующих Гармонизированную систему, в подтверждение которой представлять суду классификационные решения, принятые таможенными органами других стран и международными организациями, содержащие аргументацию классификации и иные подобные доказательства. При этом указанные доказательства не имеют для суда заранее установленной силы и подлежат оценке в совокупности с иными доказательствами, обосновывающими правильность классификации товара в соответствии с ТН ВЭД.
23. Исходя из пункта 7 статьи 310 Таможенного кодекса принятие таможенной стоимости, иных сведений, имеющих значение для исчисления таможенных платежей и заявленных декларантом при ввозе товара, либо их изменение по результатам таможенного контроля, начатого до выпуска товаров, не исключает права таможенных органов на проведение таможенного контроля после выпуска товаров.
Однако проведение мероприятий таможенного контроля после выпуска товаров не должно быть направлено на преодоление законной силы судебных актов, которыми ранее разрешен спор о правильности исчисления таможенных платежей в связи с имевшимися между декларантом и таможенным органом разногласиями, в том числе по определению таможенной стоимости, классификации, происхождению товаров и т.п. В частности, таможенный орган не вправе выносить решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, основанное на тех же обстоятельствах ее недостоверного заявления, которые являлись предметом оценки суда и послужили основанием для признания недействительным ранее принятого решения (например, если вновь принятое таможенным органом решение воспроизводит, по существу, то же обоснование изменения таможенной стоимости, которое было изложено в ранее принятом решении и признано судом ошибочным).
В то же время не исключается возможность определения таможенной стоимости ввезенных товаров в ином (большем) размере, если о недостоверности ранее заявленной (измененной) таможенной стоимости, кода товара по ТН ВЭД, сведений о происхождении товара свидетельствуют новые доказательства, полученные таможенным органом в ходе таможенного контроля, начатого после выпуска товаров.
24. После выпуска товаров внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) по результатам проведенного таможенного контроля в связи с обращением декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 3 статьи 112 Таможенного кодекса и подпункт «б» пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года N 289, далее — Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары).
С учетом этих положений принятие таможенным органом в рамках таможенного контроля, начатого до выпуска товаров, решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, коде ТН ВЭД, происхождении товара, заявленные в таможенной декларации, в котором сделан вывод о неправильности определения соответствующих сведений декларантом, не является препятствием для последующего изменения по инициативе декларанта сведений, от которых зависит определение размера подлежащих уплате таможенных платежей.
25. Статья 263 Закона о таможенном регулировании наделяет вышестоящие таможенные органы компетенцией по проведению ведомственного контроля за законностью решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов, но не устанавливает предельный срок его осуществления.
Отсутствие данного срока не исключает необходимости учета предусмотренного пунктом 7 статьи 310 Таможенного кодекса срока таможенного контроля, проводимого после выпуска товаров, если в результате ведомственного контроля производится отмена (частичная отмена) решения нижестоящего таможенного органа и требуется принятие нового решения, затрагивающего права и обязанности декларанта. В связи с этим судам следует исходить из того, что новое решение в сфере таможенного дела может быть принято в отношении декларанта взамен отмененного решения лишь в порядке проведения таможенного контроля и в соответствующие сроки (часть 2 статьи 263 Закона о таможенном регулировании).
26. В силу пункта 2 статьи 56 Таможенного кодекса солидарная обязанность по уплате таможенных платежей возлагается на лиц, участвующих в незаконном перемещении товаров, при условии, что они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза — также на лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза товаров на таможенную территорию Союза.
Само по себе заключение физическим или юридическим лицом сделки с участником внешнеторгового оборота, допустившим незаконное перемещение товара (незаконный ввоз товара на территорию Союза), не является основанием для возложения на такое лицо солидарной обязанности по уплате таможенных платежей.
Судам необходимо давать оценку достаточности доказательств, представленных таможенным органом в подтверждение того, что участие лица, на которое возлагается солидарная обязанность по уплате таможенных платежей, в незаконном перемещении (ввозе) товаров носило умышленный характер, либо доказательства того, что привлекаемое лицо знало или должно было знать о незаконном перемещении (ввозе) товаров, проявив ту степень осмотрительности, какая от него требовалась по характеру исполняемого обязательства и условиям оборота, а также доказательств, представленных таким лицом в опровержение доводов таможенного органа.
27. На основании взаимосвязанных положений пункта 10 статьи 88, пункта 1 статьи 379, пункта 1 статьи 382 и статьи 383 Таможенного кодекса товары, в отношении которых в установленные сроки не совершены необходимые таможенные операции, задерживаются таможенными орган��ми и, по общему правилу, подлежат реализации с выплатой декларанту (собственнику) денежных средств, вырученных от реализации, за вычетом удержанных сумм, в том числе ввозных таможенных пошлин, налогов.
32. В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Таможенного кодекса возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом в административном порядке при условии внесения изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в сведения об исчисленных таможенных платежах в иных таможенных документах, указанных в данной норме. При этом срок рассмотрения таможенным органом обращения декларанта об изменении (дополнении) сведений, заявленных в декларации на товары, касающихся размеров подлежащих уплате таможенных платежей, не может превышать 30 календарных дней со дня подачи декларантом обращения и приложенных к нему документов в таможенный орган с учетом предусмотренных законодательством оснований приостановления течения этого срока (пункт 16 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары).
В связи с изложенным при разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, уплаченных (взысканных) в бюджет, суд дает оценку достаточности доказательств, представленных декларантом таможенному органу в подтверждение факта переплаты, наличия оснований для проведения таможенного контроля в отношении сведений, заявленных в корректировке декларации на товары, и представленных таможенным органом доказательств, подтверждающих законность отказа во внесении изменений в декларацию на товары или бездействия по внесению этих изменений, в том числе после истечения установленного срока рассмотрения обращения декларанта.
33. В случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей во исполнение решения суда производится таможенным органом в порядке, установленном таможенным законодательством.
34. С учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).
При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.
35. В целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения — часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения — статья 117 Закона N311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
36. Плательщик имеет право на возврат денежных средств, ранее внесенных в счет уплаты предстоящих таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов (авансовые платежи), которое, по общему правилу, может быть реализовано в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей (статья 36 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения — статья 122 Закона N 311-ФЗ).
Если расходование авансовых платежей производилось как в добровольном, так и в принудительном порядке (взамен распоряжения плательщика), срок возврата неиспользованного остатка авансовых платежей исчисляется с даты совершения последнего из указанных действий.
42. Признать утратившими силу пункты 1-37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года N 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства».
Председатель Верховного Суда Российской Федерации
В. Лебедев
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда Российской Федерации
В. Момотов
Возврат излишне уплаченных таможенных платежей в вопросах и ответах
Наша страна состоит в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в который, кроме России, вошли Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия. По новому Таможенному кодексу союза, действующему с начала 2018 г., с 2019 года понизят лимиты на беспошлинный ввоз иностранных товаров во второй раз.
Таможенные службы контролируют грузы, предназначенные обычным людям, которые попадают в Россию или страны ЕАЭС:
- как багаж, который везут с собой люди, путешествующие наземным, речным, воздушным, морским транспортом;
- в виде почтовых отправлений на адрес частного лица от организаций или других частных лиц;
- как груз, отправленный частному лицу с компанией, специализирующейся на грузоперевозках из-за границы.
Изменился вес и сумма товаров, ввозимых без пошлины с 1 января 2019 года в течение одного календарного месяца:
- Авиа багажом можно провезти 50 килограмм товаров, которые стоят не более 10 000 евро. Правило действует только в том случае, если перевозят вещи в сопровождении пассажиров. Остальные авиа отправления попадают в разряд посылок.
- Для любых грузов, которые едут наземным или водным транспортом, вне зависимости от сопровождения, установлен лимит 50 кг по весу и 1000 евро стоимости. Через год его понизят до 35 кг и 750 евро.
- Для почтовых отправлений, товаров, отправленных транспортными компаниями, действуют ограничения: 31 килограмм масса, стоимость не более 500 евро. Дальше норму по стоимости сократят в 2 раза (с 01.01.20).
- Если груз превышает нормативы по массе, то каждый килограмм оплачивается в размере 30% стоимости, но не менее четырех евро/кг.
Исключение из нормативов дают добровольным переселенцам, которые впервые приезжают в Россию. Лицам, получившим статус беженце или вынужденных переселенцев. Гражданам России, которые длительное время жили за рубежом и возвращаются домой. Любые льготы действуют только после предъявления соответствующих бумаг.
Федеральная таможенная служба опубликовала КБК, предназначенные для уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, авансовых денежных средств и денежных залогов в 2019 году.
ФТС предупреждает – новые КБК будут применяться в бюджетной классификации доходов РФ строго начиная с 1 января 2019 года. В случае указания новых КБК в платежных поручениях, предъявляемых в кредитные организации до указанной даты, денежные средства будут учитываться Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства, как невыясненные поступления, что потребует в последующем их уточнения участниками внешнеэкономической деятельности на правильный КБК.
Таблица соответствия действующих и новых кодов
бюджетной классификации
Этот вид регулируется ст. 64 ТК ЕАЭС «Генеральное обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов». Его оформляют, когда декларант планирует в определенный промежуток времени провести несколько операций (могут участвовать сразу несколько постов таможни). Чтобы не давать гарантии последующей оплаты на каждую из них и не усложнять процедуру, субъект ВЭД оформляет генеральное обеспечение (ГТО).
ГТО можно сравнить с абонементом на таможенные операции. Он применяется на указанной территории определенный промежуток времени. Принцип работы: один из таможенных органов принимает ГТО и дает разрешение для предоставления в другие задействованные посты.
В самом документе ГТО указывают следующие данные:
- таможенный орган-принципал, который принял и подтвердил обеспечение;
- субъект ВЭД, который его подал;
- сумма, под которую берется гарантия оплаты;
- период действия;
- перечень таможенных операций, которые покрываются ГТО;
- при наличии пограничного поста, на котором совершается несколько операций, дополнительно указывается сумма, которую покрывает ГТО на конкретной таможне.
Ее выдает банк, страховая либо иная кредиторская фирма, входящая в реестр таможенных гарантов. В трехдневный срок таможня проверяет заявленную гарантию, подтверждает ее или отклоняет.
Отрицательный результат может быть получен при ненадлежащем оформлении документации или превышении суммы общего лимита гаранта.
Способ частично схож с банковской гарантией. Но здесь гарант не включен в таможенный реестр, и решение о разрешении/отказе принимается за 15 суток, а не за 3 дня. Чтобы поручителя одобрили, ему нужно отправить предложение о рассмотрении его кандидатуры в таможню. При этом он должен приложить трехсторонний договор поручительства либо двусторонний договор с согласием субъекта ВЭД принять поручительство.
Важно! Поручителем не может стать лицо, не имеющее гарантий со стороны банка.
Возврат излишне уплаченных таможенных платежей — описание процедуры
При транзите и переработке сумма обеспечения вычисляется по кодам ТН ВЭД (преференции и льготы не учитываются). Для транзита считают полную пошлину и налог на добавленную стоимость (НДС), обязательные к оплате при импорте. А для вывоза на переработку считают всю экспортную пошлину, если применима, обязательную к оплате при экспорте.
Справка. Для товаров, облагаемых акцизом, предусмотрены отдельные требования (фиксированные денежные суммы) таможенного обеспечения.
Таможенные ставки в России и странах ТС могут различаться. При наличии разницы между ними в расчет берется максимальная ставка. В особых случаях объем обеспечения считают по имеющейся информации о грузе, а при наличии нескольких вариантов к расчету принимаются максимальные ставки пошлин, акцизов и прочих потенциально возможных платежей.
По отношению к декларанту могут применяться прибавки к базовой максимальной сумме, равные потенциальным штрафам, которые возникли бы, если бы декларант совершил нарушение. Но это используют только для тех, кого подозревают в мошенничестве и хотят заранее обезопасить себя.
Если данные о стоимости товара, его коде либо иные сведения, необходимые для расчета пошлин, отсутствуют, таможня берет эти сведения по схожим, на ее взгляд, товарам.
Сумму постоплаты рассчитывают по формуле: С = Ст × Кевро × Вт.
С – сумма денежных средств, необходимая для обеспечения уплаты таможенных платежей (сумма обеспечения).
Ст – ставка для расчета суммы, подлежащей внесению на депозит таможни.
Кевро – курс рубля к евро, установленный Банком России.
Вт – количество товара.
Компания декларирует поставку газированной сладкой воды на 1000 л. Груз должен пройти через границу 4 апреля. Ставка для расчета размера обеспечения – 13 евро за 1 л. На момент поставки курс Центрального банка РФ был 33,32 руб./евро.
Следовательно, на таможенный депозит компания должна перевести: 13 евро/л × 33,32 руб/евро × 1000 л = 433 160 руб.
Внесенную в качестве гарантии сумму можно зачесть в счет погашения налогов, возможных пеней и прочих платежей. В таком случае днем оплаты признают день принятия таможенниками декларации. Фирме для этого нужно направить соответствующее заявление в таможню с просьбой о направлении внесенных на депозит средств на оплату сборов, пошлины, акциза, НДС.
Оставшиеся средства декларант:
- направляет на обеспечение других обязательств;
- включает в счет будущих платежей (оставшиеся деньги по истечении срока исполнения обязательств возвращаются плательщику или учитываются в счет будущих операций);
- возвращает себе (сумму налогов можно внести отдельно, а залог вернуть в полном размере).
Заявление о принятом решении фирма должна направить в таможенный орган.
Выпуск под обеспечение уплаты таможенных платежей возможен при условии, что экономическая деятельность связана с транзитом и переработкой вне таможенной базы. Обеспечение полагается и в случаях, когда причиной становятся таможенные прецеденты, связанные с различными временными межгосударственными договоренностями, форс-мажорами и т. д., а также при временном ввозе транспортных средств физическим лицом.
Внесенные в качестве гарантии суммы можно вернуть с депозита, если налог оплачен отдельно, направить их для обеспечения других обязательств либо включить в счет будущих платежей. О своем решении таможенный орган уведомляют заявлением.
Возвращение суммы переплаты, после перечисления таможенных сборов, осуществляется в течение трех лет, с момента поступления денег на счет ФТС. Для возврата залога в форме имущества или денежных средств потребуется направить в таможенные органы соответствующие заявление. Подать заявку можно в срок до 3 лет.
Возврат таможенных платежей возможен в двух случаях:
- обязательства, для которых предназначалось обеспечение, выполнены в полном объеме;
- возникновение обязательств по обеспечению фактически отсутствовало.
На получение положительного или отрицательного решения таможенных органов отводится один месяц.
В случае если ответ ФТС не удовлетворяет требованиям заявителя, разрешить спорную ситуацию можно несколькими способами.
- Участник ВЭД может подать жалобу в вышестоящие таможенные органы. Стандартная форма заявления должна включать обязательные сведения:
- название и местонахождение таможенной службы;
- список сотрудников, действия которых подлежат обжалованию;
- личные данные заявителя, включая единый лицевой счет, для физических лиц и реквизиты для юридических;
- суть жалобы;
- изложение требований.
2. Исковое требование на взыскание суммы залога в судебном порядке. Для этого потребуется представить суду доказательства нарушения прав заявителя инспектором таможни. Подать иск можно в течение 3 лет от даты нарушения прав.
Формирование заявления в ФТС и судебного иска для урегулирования разногласий должно основываться на требованиях таможенного права. Грамотно составить документы для возврата обеспечения можно, воспользовавшись услугами профильных специалистов.
Похожие записи: