Разъяснения по соут 2020

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разъяснения по соут 2020». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

Спецоценка 2020: новые правила

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»)
2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.
3 СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ
4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)
5 Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н
6 Некорректное применение результатов спецоценки При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)
7 Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)
8 Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
9 Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
10 Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)

За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  • должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • компании — от 60 000 до 80 000 руб.

Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

Что изменилось в СОУТ с 2020 года

Актуально на

Первоначально специальные мероприятия по оценке назывались аттестацией рабочих мест. В СОУТ они были переименованы с 1 января 2014 г.

Проведение СОУТ регламентирует Федеральный закон от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон № 426-ФЗ). Изменения в этот закон вносились 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.

Несмотря на то что проводится СОУТ уже не первый год, законодательство о специальной оценке продолжает обновляться. Цель поправок — повысить качество специальной оценки, чтобы обеспечить права и гарантии работников.

Хотя большинство переходных положений Федерального закона № 426-ФЗ уже утратили силу, в законе остались некоторые временные правила, срок действия которых завершится в 2020 г. Мы говорим сейчас о методах измерения интенсивности влияния вредных и опасных факторов на здоровье работников.

Так, до конца 2020 г. законом разрешено временно использовать для этой цели методы, которые не полностью соответствуют требованиям Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об обеспечении единства измерений» (ч. 7 ст. 27 Федерального закона № 426-З). К ним относятся методы, использование которых было одобрено до принятия указанного Федерального закона № 102-ФЗ и которые не прошли необходимую процедуру сертификации. Такие методы временно разрешается использовать без сертификационных документов, если есть инструкции по их применению от соответствующих государственных органов.

Напоминаем, что это временное положение, срок его действия ограничен 31 декабря 2020 г. До этой даты все методы, относящиеся к этой категории, должны пройти процедуру сертификации. В противном случае использовать их для определения степени интенсивности влияния негативных факторов на здоровье работников во время СОУТ будет нельзя. Результаты специальной оценки, полученные такими методами после 31.12.2020, будут признаны недействительными.

Поправки коснулись не самой процедуры СОУТ, а ее подготовительных этапов и окончательных процедур, а также ряда других положений Федерального закона № 426-ФЗ:

  • орган, который проводит специальную оценку, обязан зарегистрировать работодателя перед специальной оценкой в системе ФГИС СОУТ[1] и сообщить ему присвоенный системой специальный идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • начало достоверности результатов проекта СОУТ изменится — результаты специальной оценки можно будет использовать только после того, как соответствующая информация будет включена в ФГИС СОУТ. Этот момент теперь связан с датой утверждения отчета;
  • согласно новой редакции ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ период специальной оценки будет по-прежнему исчисляться с даты утверждения отчета по результатам СОУТ.

Итак, как с 2020 г. будет проводиться СОУТ?

По-прежнему проводить специальную оценку условий труда надо будет один раз в 5 лет.

Работодателю предоставлено право требовать от организации, проводящей СОУТ, подтверждения внесения сведений о результатах проведения СОУТ во ФГИС.

При этом на работодателя дополнительно возложена обязанность по рассмотрению замечаний и возражений работников относительно результатов СОУТ и принятию решения о проведении в случае необходимости внеплановой СОУТ.

В свою очередь, работники наделены правом представлять в письменном виде замечания и возражения относительно результатов СОУТ, проведённой на их рабочих местах.

Замечания и возражения могут направляться:

  • Работодателю.
  • Организации, проводящей СОУТ.
  • В выборный орган первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Обзор изменений в сфере СОУТ в 2020 году

1. Организация, проводящая СОУТ, до начала выполнения работ по проведению СОУТ, но не позднее чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении СОУТ обязана:

1) передать во ФГИС ряд сведений в отношении работодателя, среди которых:

  • полное наименование работодателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) работодателя;
  • код причины постановки на учет в налоговом органе (КПП) работодателя;

2) получить идентификационный номер, который присваивается ФГИС в автоматическом режиме;

3) сообщить идентификационный номер работодателю до начала проведения СОУТ.

2. Организация, проводящая СОУТ, должна применять утверждённые и аттестованные методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, и соответствующие им средства измерений утверждённого типа, прошедшие поверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Дополнительно Законом определено, что методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней ВОПФ во всех диапазонах, установленных Методикой проведения СОУТ.

3. Организация, допущенная к деятельности по проведению СОУТ, обязана передавать в Минтруд России ряд сведений, в числе которых:

1) информация об исключённых из области аккредитации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, указанных в пунктах 1-11 и 15-23 части 3 статьи 13 Закона N 426-ФЗ, – в случае сокращения области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации.

Указанные требования должны соблюдаться по 31 декабря 2021 года включительно.

2) данные об изменении состава экспертов организации, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ.

Как предусмотрено Законом, сведения должны передаваться в течение 10 рабочих дней со дня наступления вышеуказанных случаев и могут быть предоставлены:

  • на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

При этом также должны направляться копии подтверждающих документов.

Полученные данные должны быть проанализированы Минтрудом России в течение 20 рабочих дней со дня их регистрации.

В случае выявления фактов несоблюдения установленных требований деятельность организации, проводящей СОУТ, будет приостановлена до момента представления в Минтруд России копий документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

Результаты проведения СОУТ можно применять только при условии, если сведения о них внесены во ФГИС в установленном порядке.

При этом результаты проведения СОУТ, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, по-прежнему могут использоваться со дня утверждения отчёта о проведении СОУТ.

По общему правилу СОУТ на рабочем месте должна проводиться не реже чем один раз в 5 лет, однако теперь указанный срок должен исчисляться со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ во ФГИС.

При этом в отношении результатов проведения СОУТ, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, срок по-прежнему исчисляется со дня утверждения отчёта о проведении СОУТ.

При отсутствии возможности образовать комиссию у работодателей – субъектов малого предпринимательства (включая работодателей – индивидуальных предпринимателей), которые отнесены к микропредприятиям, её полномочия может исполнять:

  • работодатель – индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работодателем работник.

При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально ВОПФ дополнительно должны учитываться:

  • результаты, полученные при осуществлении организованного на рабочих местах производственного контроля за условиями труда (при наличии);
  • результаты, полученные при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда остался прежним – 5 лет, однако теперь он будет исчисляться со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ во ФГИС.

При этом в отношении результатов проведения СОУТ, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, срок по-прежнему будет отсчитываться со дня утверждения отчёта о проведении СОУТ.

Изменения в СОУТ! Новшества 2020 Года!

1. В отчёте о проведении СОУТ (далее – Отчёт) дополнительно необходимо отражать представленные в письменном виде замечания и возражения работников относительно результатов СОУТ, проведённой на их рабочих местах.

2. Отчёт должен содержать идентификационный номер, присвоенный ФГИС в автоматическом режиме.

3. Отчёт должен подписываться всеми членами комиссии по проведению СОУТ и утверждаться председателем комиссии в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ.

4. При направлении работодателем в адрес организации, проводящей СОУТ, копии утверждённого Отчёта в форме электронного документа он должен подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью.

С 01.01.2020 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о спецоценке). Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 451-ФЗ (далее – Закон № 451-ФЗ).

Рассмотрим важнейшие новшества.

Чтобы понятно было, как грамотно провести СОУТ, нужно понимать порядок проведения специальной оценки условий труда и знать “основу основ” при проведении спецоценки на предприятии – это федеральный закон № 426 от 28.12.2013г. А теперь еще и с учетом нововведений, вступивших в силу в 2020 году.

Если вам некогда вникать во все тонкости, читая и изучая нормативку, следуйте пошаговой инструкции и организуете спецоценку «без сучка, без задоринки».

Все на руках есть комиссия и график, которого в своей работе она должна придерживаться, теперь нужно определить, какие же рабочие места у вас есть на предприятии и какое их количество. Для этого потребуется штатное расписание и понимание того, что такое аналогичные рабочие места, всем поголовно проводить не стоит, можно, так сказать, сэкономить и законом это предусмотрено (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Вот в этом месте, часто бывает недопонимание того, что и как нужно делать или вообще ступор, потому как по статистике 90% предприятий составляют его не корректно и переплачивают. Либо их все же поправит специализированная организация, с которой заключен договор, но об этом чуть позже, многие могут этого и не делать, чтобы больше заработать за каждое рабочее место. Так “гонорар” считается по рабочим местам.

Здесь есть еще такой момент, как определить аналогичные рабочие места. Что это вообще такое? Аналогичные рабочие места – это рабочие места, на которых работающие сотрудники имеют одно и то же:

  • название должности;
  • наименование оборудования;
  • одинаковые должностные и функциональные обязанности;
  • помещение;
  • оснащение и прочее.

Например, специалист по охране труда и главный специалист по охране труда работают в одном кабинете, используя одинаковые компьютеры (одной и той же модели, и года выпуска), но так как наименование должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются.Или другой пример, не так давно оказывала консультативную помощь при оформлении документов в проведении СОУТ для небольшой компании, где в штате, помимо всего остального персонала, есть два водителя, работающие на разных авто.

Один работает на Мерседесе и возит директора, а второй на Газеле и занимается развозкой товаров по городу. Так вот, почитав статьи в интернете и не вникнув в суть, бухгалтер пыталась меня убедить, что можно сэкономить, посчитав данные рабочие места водителей, как аналогичные. Пришлось убеждать ее в обратном, для каждой должности в данном случае будет своя карта СОУТ, потому как разные автомобили и должностные обязанности, несмотря на то, что называются одинаково.

А теперь как правильно рассчитать аналогичные рабочие места. Определив все аналогичные места, нужно запомнить формулу. Необходимо общее количество умножить на 20%, но по требованию закона, должно быть не менее двух. Предположим, есть пять конструкторов, было определено, что места аналогичные. Количество мест = 5 * 20% = 1, не смотря на результат в перечне рабочих мест, указываем 2.

Еще один пример, охранники КПП в смену работает 3 человека, сутки через трое, функционал совершенно одинаковый, значит, три рабочих места. Но производя расчет по форме, имеем два аналогичных. С расчетом покончено, читаем алгоритм проведения СОУТ и переходим к перечню рабочих мест. Определенной законом формы нет, поэтому вы вправе составить его на свое усмотрение, но обязательно, утвердив работодателем. Для понимания того, как примерно таблица должна выглядеть, приведу свой образец.

Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2020 года

Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:

  • штатное расписание;
  • СНИЛСы работников;
  • используемое оборудование на каждом рабочем месте;
  • продолжительность рабочего дня;
  • график работы
  • должностные инструкции на каждого работника;
  • результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
  • марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
  • карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).

Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент. После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.

По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации. Примерно так…

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:

  • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП;
  • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.

В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:

  1. Сводная ведомость.
  2. План мероприятий по улучшению условий труда.

Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.

Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает для организаций, проводящих процедуру СОУТ, обязанность по передаче данных о ее итогах в Федеральную государственную информационную систему (ФГИС). Однако, проанализировав ситуацию по этому вопросу, уполномоченное ведомство признало ее неудовлетворительной. Это повлекло за собой необходимость пересмотра ранее действовавшего механизма с тем, чтобы повысить ответственность исполнителей за выполнение этой обязанности.

Теперь организация, которая будет проводить спецоценку на предприятии, обязана передать сведения об этом в Федеральную государственную систему уже после подписания договора с заказчиком – то есть до начала работ. Это нужно сделать не позже, чем через 5 рабочих дней после оформления договора. Помимо сведений о самом факте о планируемой спецоценке, исполнитель также сообщает уполномоченному ведомству название организации, где будут проводиться работы, ее реквизиты – ИНН и ОГРН, численность сотрудников предприятия, номера рабочих мест, подлежащих спецоценке, и СНИЛС занимающих их работников.

После получения соответствующих данных система автоматически присваивает заявке идентификационный номер, после чего исполнитель может приступать к выполнению работ. О факте получения этого номера организация, которая будет проводить СОУТ на предприятии, обязана сообщить его руководству за три 3 рабочих дня со даты его присвоения.

Состав сведений, которые должен содержать отчет по спецоценке, и форма их фиксации по-прежнему утверждены приказом Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Однако в 2020 году включению в отчетную документацию также подлежат замечания и предложения работников, которые не вполне согласны с полученными результатами.

В дополнение к этому новый порядок, установленный ФЗ о СОУТ с изменениями на 2020 год, предусматривает, что организация, проводящая спецоценку, должна использовать при выполнении работ только определенные методики и методы. Они реализуются с применением средств измерений установленного типа, прошедших поверку. Если работа компании будет осуществляться с нарушением действующих требований, ее деятельность будет приостановлена до их устранения.

В связи с изменениями, внесенными в правила проведения специальной оценки условий труда в 2020 году, работодателю предоставляется право требовать от исполнителя информации о передаче данных о планируемой процедуре СОУТ во ФГИС. Помимо этого, теперь датой окончания этой процедуры становится не дата утверждения отчета работодателем, а дата внесения сведений о ней в Федеральную информационную систему.

Это значит, что теперь работодатель вправе использовать результаты спецоценки для целей, установленных законодательством, только после отражения данных о СОУТ во ФГИС. При этом, однако, если эти сведения содержат государственную тайну или по иной разрешенной законом причине не могут быть переданы уполномоченному органу, результаты процедуры могут быть использованы с даты утверждения работодателем отчета. Например, это касается сроков наступления даты следующей спецоценки или сроков действия декларации, необходимой для продления результатов СОУТ в 2020 году.

А вот порядок применения ответственности за непроведение СОУТ в 2020 году пока не изменился. Штраф за отсутствие СОУТ в 2020 году по-прежнему определяется положениями статьи 5.27.1 КоАП РФ: при первичном нарушении его размер для организации составит до 80 тысяч рублей, при повторном – до 200 тысяч рублей. Однако при таких обстоятельствах он может быть заменен остановкой работы компании на срок до 90 суток.

На данном этапе перед работодателем стоит несколько основных задач. Их правильное выполнение положит начало успешному завершению СОУТ.

Во-первых, необходимо выпустить приказ о создании комиссии по СОУТ, утвердить порядок ее деятельности и график проведения спецоценки у себя на предприятии. Уже на этом этапе у некоторых работодателей возникали вопросы: «Если Я один или Нас всего двое, то как создать комиссию и соблюсти все требования ст. 9 Закона №426-ФЗ?». Ответ на этот вопрос мы ждали еще с 2014 года, когда спецоценка заменила аттестацию. Он, наконец, готов:

«В случае отсутствия возможности у работодателей — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию полномочия комиссии исполняет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник»

Итак, фиксируем: теперь комиссия может состоять из одного человека, и работодатель в единственном числе может возложить все обязательства, связанные с проведением СОУТ, на себя.

Вторая задача подготовительного этапа – составить и утвердить перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, при этом не забыв про аналогичность. Комиссия должна сделать это еще до начала проведения работ по спецоценке.

Третий пункт – выбрать экспертную организацию, состоящую в реестре по СОУТ и заключить с ней договор (контракт) на выполнение работ по специальной оценке условий труда. Выбранная организация должна в течение 5 рабочих дней с даты заключения получить уникальный идентификационный номер во ФГИС СОУТ и уведомить об этом работодателя до начала выполнения работ.

До внесения изменений в ст. 8 Закона №426-ФЗ такой обязанности у организации, проводящей СОУТ, не было. Это влекло за собой отсутствие прозрачности на данном этапе, отказ некоторых работодателей от заключенных договоров и отказ от проведения СОУТ после проверки ГИТ. Часть 6 ст. 8 Закона №426 добавила возможность дополнительного контроля и окончательно закрепила обязательства Работодателя и экспертной организации успешно завершить СОУТ. Созданная на начальном этапе запись предполагает наличие привязанных к ней результатов спецоценки и отсутствие их приведет к возникновению вопросов со стороны надзорных органов, а именно ГИТ.

Ну и в-четвертых, работодатель на подготовительном этапе должен предоставить все необходимые сведения, которые характеризуют условия труда на рабочих местах и смогут помочь экспертной организации в проведении спецоценки.

Идентификация – это процесс сопоставления имеющихся на рабочих местах факторов с факторами, которые предусмотрены классификатором. Данная процедура проводится совместно с работодателем и экспертом по СОУТ.

В соответствии с частью 3 ст. 10 Закона №426-ФЗ при осуществлении идентификации должны учитываться:

  • Оборудование, материалы и сырье, используемые работником и которые могут являться источника ВОПФ
  • Результаты ранее проводившихся исследований
  • Несчастные случаи, профзаболевания, связанные с воздействием на работника ВОПФ
  • Предложения самих работников

Теперь же, в обязательном порядке должны быть дополнительно учтены результаты производственного и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Это нововведение позволяет более грамотно оценить все воздействующие на работника факторы и ничего не упустить при осуществлении идентификации экспертом.

По результатам реализованных ранее процедур, организация проводящая спецоценку должна оформить отчет в соответствии со ст. 15 Закона №426-ФЗ.

Отчет включает в себя:

  • Декларацию соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда (при наличии)
  • Представление эксперта о возможности использования результатов производственного контроля при проведении специальной оценки условий труда (при наличии)
  • Титульный лист отчета
  • Заключение эксперта по результатам идентификации
  • Сведения об организации, проводящей СОУТ (Раздел 1)
  • Перечень РМ, на которых проводилась спецоценка (Раздел 2)
  • Протоколы исследований (испытаний) и измерений (при наличии)
  • Карты СОУТ (Раздел 3)
  • Протоколы оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (при наличии)
  • Сводная ведомость результатов СОУТ
  • Перечень мероприятий по улучшению условий труда (Раздел 6)
  • Протокол о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (при наличии)
  • Заключение эксперта по идентификации
  • Мотивированное особое мнение (при наличии)
  • Замечания и возражения работников (при наличии)

Внесенные изменения в состав отчета связаны с «расширением» прав и обязанностей работников. А также, они учитывают возможность несогласия комиссии с результатами специальной оценки условий труда. Это усиливает роль работников и членов комиссии в проведении спецоценки, дает им право высказать свою позицию относительно результатов проведенной СОУТ.

Обратите внимание, что в отчете необходимо указать уникальный идентификационный номер, который был ранее получен экспертной организацией. Однако, на данный момент нет указания в какой конкретно части отчета следует это сделать. Скорее всего данный вопрос будет решен только после внесения изменений в Методику специальной оценки условий труда.

Самым «спорным» стало изменение, которое коснулось индивидуального номера рабочего места, который при внеплановой и/или повторной специальной оценке условий труда должен полностью совпадать с первоначально указанным номером для данного места. Проблема в том, что отсутствует конкретика – кто ответственен за исполнение данного требования? Кроме того, существует риск дублирования нумерации рабочих мест при проведении СОУТ этапами или разными договорами (контрактами).

Напомню, что данное требование отражено в ст. 18 Закона №426-ФЗ, которая относится к передаче сведений во ФГИС экспертной организацией. Далеко не всегда экспертной организации предоставляют корректные данные о ранее проведенной СОУТ и тем более о нумерации рабочих мест. Поэтому для минимизации рисков (в части привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях) есть только один вариант — оставить прежнюю нумерацию рабочих мест даже если есть дубли по предприятию. Это допустимо ввиду отсутствия в Законе №426-ФЗ ограничений в части совпадения номеров различных рабочих мест предприятия.

Что касается привлечения экспертной организации к административной ответственности по ст. 14.54 Кодекса об административных правонарушениях – стоит внимательнее проанализировать предоставленные работодателем исходные данные и дать обратную связь в случае возникновения каких-либо вопросов, в том числе относительно нумерации рабочих мест.

В ст. 15 Закона №426-ФЗ также были внесены изменения, которые окончательно закрепили сроки утверждения отчета по специальной оценке условий. Теперь отчет по СОУТ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем группы в срок не позднее чем в тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ. Будем надеяться, что отчет не будет долго идти и комиссия успеет подписать его, а работодатель утвердить документ в оставшееся время. В противном случае, единственный выход – зафиксировать в протоколе заседания комиссии, что утвердить отчет в установленные законодательством сроки невозможно и надеяться, что ст. 5.27.1 в части нарушения порядка СОУТ не настигнет.

У экспертной организации также появилось новое обязательство – в течение 3х рабочих дней с даты утверждения отчета уведомить работодателя о передаче данных во ФГИС СОУТ. Уведомить его можно двумя способами: на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или электронным документом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.

Применять результаты специальной оценки условий труда в соответствии со ст. 7 Закона №426-ФЗ, теперь можно со дня утверждения отчета о проведении СОУТ при условии, что сведения о них внесены во ФГИС СОУТ.

Аналогичная ситуация в отношении сроков действия СОУТ и декларации соответствия ГНТОТ, которые предусмотрены частью 4 ст. 8 и частью 4 ст. 11 Закона №426-ФЗ соответственно.

Судя по изменениям, которые связаны с использованием Федеральной государственной информационной системы учета результатов СОУТ можно сделать предположение, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации будет активно развивать данное направление и нас еще будут ждать изменения, связанные с цифровизацией.

Не осталась без внимания и экспертная организация. Теперь, в соответствии с изменениями в ст. 19 Закона №426-ФЗ, она обязана в течение 10 рабочих дней передавать в федеральный орган исполнительной власти информацию в случаях:

  1. сокращения в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра) с указанием исключенных из области аккредитации вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных ст. 13 Закона №426-ФЗ
  2. изменения состава экспертов организации

Данную информацию экспертная организация может передать двумя способами: на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.

Минтруд рассматривает поступившую информацию в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации и принимает решение. Ранее, мы уже описывали новые требования, предъявляемые к использованию методик (методов), а также средств измерений. Отметим, что в случае их несоблюдения деятельность организации, проводящей СОУТ, приостанавливается. И только после устранения несоответствий и представления в Минтруд копий документов, подтверждающих данный факт, деятельность экспертной организации может быть восстановлена.

Методика проведения СОУТ: пошаговая инструкция для специалиста по охране труда

На этом этапе выбранная экспертная организация сообщает заказчику, когда ее эксперты и сотрудники лаборатории начнут СОУТ.

Шаг 4. Когда эксперты придут к вам, проведите с ними вводный инструктаж по охране труда. Вместе определите, на каких местах будете проводить декларирование, а на каких — замеры. Сопровождайте экспертов во время замеров. Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов нужно проводить в присутствии работников. Но если, например, СОУТ проводят в медицинской организации, нельзя проводить исследования при пациентах.

Постарайтесь правильно организовать замеры, чтобы работник понимал, что проводится в отношении его рабочего места.

Шаг 5. После замеров, пока эксперты будут интерпретировать результаты исследований и составлять отчет, подготовьте декларацию соответствия условий труда. Эксперты организации, которая проводит СОУТ, это делать не обязаны, но могут пойти на встречу и помочь с ее подготовкой.

Обратите внимание! Отчет вам направят для обсуждения. На этом этапе вы вправе проверить все карты СОУТ, протоколы, заключения экспертов и даже, возможно, найти свои ошибки в наименовании рабочих мест или структурных подразделений. В дальнейшем, когда экспертная организация привезет вам готовый подписанный отчет, никакие изменения внести уже будет нельзя.

  • Дайджест за ноябрь. Топ‑3 главных изменений по охране труда
  • Самое важное за сентябрь. Топ‑3 изменений для специалистов по охране труда
  • 8 типичных ошибок специалистов по охране труда при проведении СОУТ

Организация, проводящая спецоценку, до её начала, но не позднее чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем договора о проведении СОУТ, должна:

  • получить в ФГИС СОУТ идентификационный номер предстоящей спецоценки;
  • сообщить его работодателю до начала работ.

Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и/или опасных факторов происходит также путем изучения представляемых работодателем результатов, полученных при осуществлении:

  • производственного контроля за условиями труда;
  • федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

С 01.09.2020 установлено, что госэкспертиза условий труда может происходит по представлениям Роспотребнадзора в связи проведением им мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Также закреплено, что обязательны для исполнения всеми участниками СОУТ, в том числе сторонами, имеющими разногласия, результаты:

  • экспертизы качества СОУТ;
  • рассмотрения разногласий по вопросам проведения этой экспертизы;
  • проведения.

Новое с 01.09.2020 в документах, регулирующих спецоценку условий труда

  1. Работодателю предоставляется право требовать от организации, проводящей спецоценку, подтверждение факта размещения сведений о результатах в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ).
  2. Отчет о проведении СОУТ утверждается председателем комиссии в срок не позднее, чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ, а отправка работодателем копии утвержденного отчета в форме электронного документа сопровождаться его подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью.
  3. Использование работодателем результатов проведения СОУТ возможно только при условии, что сведения внесены в ФГИС. Результаты, содержащие сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, могут применяться со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
  4. Срок периодичности проведения спецоценки (не реже 1 раза в 5 лет) и срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда исчисляются не с момента утверждения отчета о проведении СОУТ, а с момента внесения данных в ФГИС СОУТ. В случае, если в документах содержатся сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, сроки по-прежнему исчисляются со дня утверждения отчета.

Организация, проводящая СОУТ, до начала выполнения работ, но не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем договора, обязана:

1) Представить в ФГИС сведения:

  • полное наименование, ИНН и ОГРН работодателя;
  • индивидуальные номера рабочих мест, СНИЛС и численность занятых на них работников.

2) Получить для предстоящей СОУТ идентификационный номер (присваивается системой в автоматическом режиме) и сообщить его работодателю до начала проведения спецоценки. Данный номер является обязательным реквизитом отчета о результатах.

В течение 3 рабочих дней со дня передачи во ФГИС сведений о результатах проведения СОУТ необходимо уведомить работодателя в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.

Обязанность в течение 10 рабочих дней передавать в Минтруд России информацию:

  • о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации, с указанием вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые были исключены из области аккредитации (требование будет действовать с 1 января 2020 до 31 декабря 2021 года);
  • об изменении состава экспертов организации, имеющих сертификат на право выполнения работ по СОУТ.

В работе можно применять только методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.

Методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов во всех диапазонах классов условий труда, установленных методикой проведения СОУТ.

Инфракрасное излучение как вредный и (или) опасный фактор производственной среды заменяется на интенсивность и экспозиционную дозу теплового облучения.

При несоответствии организации требованиям Федерального законом №426-ФЗ ее деятельность будет приостановлена.

СОУТ проводится для рабочих мест любых компаний независимо от их масштаба, сферы деятельности или формы собственности. Исключения сделаны только для 3 категорий работников:

  • оказывающих услуги только религиозным организациям или физическим лицам;
  • надомных работников;
  • работников, работающих в удаленном режиме.

СОУТ может проводить только независимая специализированная организация с действующей аккредитацией. В ней должно быть не меньше 5 сертифицированных экспертов для выполнения СОУТ и как минимум один эксперт с высшим образованием по одной из специальностей: санитарно-гигиенические лабораторные исследования, гигиена труда или общая гигиена. Еще одно обязательное условие: наличие испытательной лаборатории, аккредитованной на право выполнения измерений вредных или опасных факторов на рабочих местах и проведения исследований.

СОУТ проводится 1 раз в 5 лет. Внеплановые спецоценки назначаются в следующих случаях:

  • выявлено профзаболевание;
  • произошел несчастный случай;
  • изменен технологический процесс, заменено оборудование, используемое сырье и материалы;
  • выявлены нарушения трудовой инспекцией;
  • по предложению профсоюза.

Специальная оценка условий труда с 1 января 2020 года

За непроведение или проведение СОУТ с нарушениями предусмотрены следующие штрафы:

Субъект, ответственный за нарушение требований законодательства

Первое нарушение

Повторное нарушение

Индивидуальный предприниматель

5 000–10 000 руб.

30 000–40 000 руб. или остановка работы на срок до 90 дней

Должностное лицо

5 000–10 000 руб.

30 000–40 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

Организация

60 000–80 000 руб.

100 000–200 000 руб. или остановка работы на срок до 90 дней

Процедура проведения СОУТ включает в себя следующие этапы:

  1. Предприятие создает комиссию, которая составляет перечень рабочих мест для проведения спецоценки и определяет, какие из них являются аналогичными по условиям труда.
  2. Предприятие заключает договор на проведение СОУТ с аккредитованной организацией.
  3. Эксперты аккредитованной организации устанавливают наличие или отсутствие вредных или опасных факторов на рабочих местах и интенсивность их воздействия на работников.
  4. По результатам измерений и обследований эксперты присваивают рабочим местам определенный класс условий труда.
  5. Специалисты аккредитованной организации готовят отчет по результатам спецоценки, утверждают его у работодателя и направляют информацию о проведенной спецоценке в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ.
  6. Предприятие проводит ознакомление своих сотрудников с результатами СОУТ и при необходимости вносит изменения в организацию их работы.

Для предприятий и индивидуальных предпринимателей с 01.01.2020 вступят в силу следующие изменения:

  • Периодичность проведения СОУТ будет исчисляться не с момента утверждения отчета о проведении спецоценки, а с момента внесения информации о ее результатах в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ (ФГИС СОУТ).
  • Штрафы за непроведение или проведение с нарушениями СОУТ будут начисляться в автоматическом режиме на основании данных, содержащихся во ФГИС СОУТ.
  • Предприятие или индивидуальный предприниматель смогут использовать результаты спецоценки только после внесения информации во ФГИС СОУТ.
  • Предприятие или индивидуальный предприниматель должны будут утверждать отчет о проведении СОУТ в течение 30 календарных дней после его направления аккредитованной организацией.
  • Руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель при отправлении электронной версии утвержденного отчета о проведении СОУТ в аккредитованную организацию должен будет заверять ее усиленной квалифицированной электронной подписью.
  • Предприятие или индивидуальный предприниматель будут иметь право требовать от аккредитованной организации подтверждения факта размещения соответствующей информации во ФГИС СОУТ.

Центр сертификации «Гарант» аккредитован на проведение СОУТ. Мы гарантируем быстрый и точный результат.

Сертификация

ISO

Техническая документация

ХАССП

Учебный центр

ЭЦП

Другие услуги

  1. № 33н Приказ Минтруда РФ от 2014 г.
    Касается методики проведения, форм отчетности, инструкций и классификатора опасных/ вредных факторов на производстве.
  2. № 549н Приказ Минтруда РФ от 2014 г.
    Описан порядок проведения госэкспертизы по СОУТ.

Фактически 213 приказ закрепляет январские поправки, только новый список «разделили» на два НПА, чтобы исключить юридические противоречия с №426-ФЗ «О СОУТ».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *