Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Проверка квартиры при покупке
  • Проверка земельного участка
  • Узнайте кадастровую стоимость недвижимости
  • Проверка электронного документа
  • Проверка готовности заказа

Кадастровая стоимость БЕСПЛАТНО

  • Перепланировка жилого помещения
  • Имущественный вычет — образец декларации
  • Снять квартиру с домашними животными
  • Затопили соседи: пошаговая инструкция

Расчеты суммы налогового сбора на земельные наделы осуществляются на основании ЗК РФ, утвержденного муниципальными властями. Окончательная сумма зависит от параметров земельного участка и включается в себя категорию, предназначение, количество квадратных метров надела и т. д.

Цена земли по кадастровому паспорту представляет собой денежную сумму, которой выражается реальная стоимость территории. Чаще всего цена по кадастру выше рыночной, так что собственникам приходится оплачивать сборы по более высокой ставке.

Перед тем как рассчитать удельный показатель кадастровой стоимости для квартиры, необходимо понимать какие значения влияют на формирование цены. На цену по кадастру оказывают влияние:

  • регион и район расположения;
  • технические параметры объекта;
  • общее состояния имущества;
  • средний доход по жителям населенного пункта.

Рассчитать кадастровую стоимость дома калькулятором нет прямой необходимости, так как государственные власти один раз в 5 лет обновляют оценочные данные по базе Росреестра.

Перед тем как рассчитать кадастровую стоимость, необходимо собрать пакет документации:

  • документы, подтверждающие право владения объектом;
  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • чек или квитанция об оплате госпошлины в размере 250-400 рублей.

Владельцам или представителям организаций потребуется предоставить доверенность.

Если владелец недвижимости считает, что оценка имущества по кадастру была проведена неверно, то он может полноправно обратиться в суд или Росреестр для оспаривания. В случае, если собственник докажет ошибочные расчеты, то новая кадастровая цена применяется на все предыдущие периоды, когда налог рассчитывался по ошибочной цене.

Получив положительный ответ, владелец недвижимости может получить перерасчет и компенсацию. Однако, получить компенсацию можно только по тем искам, которые будут поданы до 1 января 2021 года.

Определяются всего два случая, когда реальная цена земельного участка может быть завышена:

  1. Достаточно часто цена по кадастру повышается для участков определенных видов использования. Это связано с тем, что владелец неправильно указал информацию об эксплуатации надела. Выявить неточности можно изучив технический паспорт. Исправить ошибку можно путем обращения в Росреестр.
  2. Стоимость по кадастру может превышать рыночную. В такой ситуации в работу включается специальная комиссия, изучающая документы на имущество.

Проведение расчета повторной оценки, согласно действующему законодательству, допускается не чаще 1 раза за 3 года. Предельный срок переоценки недвижимости составляет 1 раз в 5 лет. За нарушение установленных правил собственник несет ответственность, предусмотренную Административным Кодексом РФ. Для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя определяются отдельные сроки, здесь повторная оценка выполняется не чаще 1 раза за 2 года.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости. Порядок расчета

Если вы после прочтения статьи захотели проверить, как же оценили ваш объект недвижимости, сделать это очень просто. Способы получения информации:

1. Сайт Росреестра позволяет бесплатно в режиме онлайн узнать сведения о кадастровой стоимости любого объекта.

Для этого нажмите на иконку с домиком, как на скрине.

Как часто проводят переоценку объектов для государственного учета? В законе прописано, что не чаще 1 раза в 3 года, но не реже 1 раза в 5 лет. Для городов федерального значения, например, таких как Москва, Санкт-Петербург, Севастополь – раз в 2 года.

Оспорить результаты оценки могут все граждане, интересы которых были затронуты этой оценкой, но не позднее 5 лет с момента внесения сведений об объекте в государственный кадастр и до момента нового пересмотра стоимости. Закон разрешает физическим и юридическим лицам выбрать один из возможных вариантов оспаривания:

  1. Подать заявление в специальную комиссию при Росреестре.
  2. Обратиться в суд.

Первый способ считается упрощенным и менее затратным по деньгам. Если комиссия не вынесла положительного решения по вашему вопросу, то остается еще один вариант – суд. В этом случае придется заплатить госпошлину, могут возникнуть дополнительные затраты на консультацию юриста, проведение независимой переоценки и т. д. Разбирательство в суде занимает значительно больше времени, чем в комиссии.

Можно и сразу обратиться с заявлением в суд, минуя комиссию Росреестра. Но после вынесения решения не в вашу пользу, подать документы на рассмотрение в комиссию уже нельзя.

Основания для пересмотра:

  1. Если в результате оценки использовались недостоверные сведения или не все данные были учтены.
  2. Если стоимость объекта стала значительно превышать рыночную.

В любом случае потребуется собрать доказательства. На сайте Росреестра можно запросить информацию о том, как была проведена процедура оценки, на основании каких исходных данных. Она хранится в специальном фонде и будет предоставлена по вашему запросу.

Под кадастровой стоимостью объекта недвижимости понимается сведения о стоимости такого объекта, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Правовое регулирование формирования кадастровой стоимости осуществляется в рамках Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а также Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года.

Кадастровая стоимость объекта выражается в денежном выражении и служит базовым элементом в формуле расчета налога на имущество или земельного налога. Так как от величины значения кадастровой стоимости зависит сумма налога, предъявленного собственнику объекта, споры об уточнении кадастровой цены имеют крайне важное значение для субъектов рынка оборота недвижимости.

Информация о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества является открытой для любого заинтересованного лица. Такие сведения можно получить тремя способами:

  • Путем получения основных данных по конкретному объекту через публичную карту Росреестра. Правила ведения публичной карты предусматривают указание кадастровой стоимости каждого объекта, в отношении которого был проведен учет.
  • Путем письменного запроса в органы, осуществляющие кадастровый учет. В этом случае информация о точной кадастровой стоимости предоставляется в виде письменной выписки.
  • Путем запроса в электронной форме через портал государственных услуг. В этом случае заявитель получает электронную выписку сведений, которая имеет равную юридическую силу наравне с письменным документом.

Применение значений кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества осуществляется в следующих направлениях:

  • налоговыми органами. Государственные налоговые органы используют сведения о кадастровой стоимости в процессе формирования налоговой базы по объектам, прошедшим государственный учет. С этой целью они имеют право на получение необходимой информации в рамках межведомственного обмена с органами, осуществляющими кадастровый учет.
  • заинтересованными лицами, выступающими в качестве субъектов налогообложения. Данные лица вправе не только знать, в какой именно сумме начислен налог на объект недвижимости, но и могут оспаривать результат налогообложения. С этой целью, при получении налогового уведомления с расчетом суммы налога, заинтересованные лица могут оспорить как сам расчет, так и отдельные составляющие формулы расчета (в том числе и значение параметра кадастровой стоимости).
  • иными заинтересованными лицами. Любой лицо имеет право на получение открытых сведений из ГКН, в том числе и кадастровой стоимости объектов. Целью получения этой информации может являться подготовка к совершению потенциальной сделки, оценка имущественных и производственных рисков во взаимоотношениях с контрагентами. Значение кадастровой стоимости объекта может иметь значение для определения рыночной цены для заключения сделки, так как стороны вправе сами определять условия, на которых они совершают юридически значимые действия.

Кадастровая и рыночная стоимость объектов недвижимости, как правило, не совпадает по своим значениям, хотя эта разница постепенно снижается ввиду применения рыночных данных при проведении кадастровой оценке. Так как рыночная стоимость формируется по обоюдному соглашению сторон, она в меньшей степени зависит от показателя кадастровой стоимости. Тем не менее, при подготовке условий потенциальной сделки стороны имеют право учитывать данные о кадастровой стоимости в качестве отправной точки для переговоров.

Как правило, кадастровая стоимость земли превышает рыночную, вследствие чего размер земельного налога рассчитывается по значительно большей налоговой базе. Это является основанием для заинтересованных лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в судебном порядке.

Судебный акт является одним из способов определения кадастровой стоимости объектов. В качестве доказательств по делу судебные органы принимают отчеты о рыночной стоимости земельного участка, которые составляют оценщики. Если решением суда кадастровая стоимость признается равной рыночной, органы Росреестра обязаны внести соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости. Впоследствии это решение будет являться основанием для изменения в меньшую сторону налоговой базы при расчете земельного налога.

До 2014 года рассмотрением таких споров занимали арбитражные суды Российской Федерации. В настоящее время данная категория споров входит в компетенцию судов общей юрисдикции.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные акты, регулирующие проведение государственной кадастровой оценки

Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) государственная кадастровая оценка — совокупность установленных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) кадастровая стоимость — стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

2. Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Статья 4. Принципы проведения государственной кадастровой оценки

Государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.

Статья 5. Регулирование в сфере государственной кадастровой оценки

1. Государственное регулирование проведения государственной кадастровой оценки в части нормативно-правового регулирования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (далее — федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки).

2. Федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, осуществляет:

1) выработку государственной политики в сфере государственной кадастровой оценки;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере государственной кадастровой оценки;

3) разработку и утверждение методических указаний о государственной кадастровой оценке, внесение изменений в методические указания о государственной кадастровой оценке;

4) иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Порядок проведения государственной кадастровой оценки

1. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее — бюджетное учреждение).

3. Государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры:

1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки (далее — отчет);

3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

4. Для определения кадастровой стоимости осуществляется подготовка, включающая в себя в том числе сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.

Статья 7. Полномочия бюджетных учреждений, связанные с определением кадастровой стоимости

Дела по заявлениям об оспаривании кадастровой стоимости рассматриваются по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Интересно, что ранее ВАС считал, что споры об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11).

Однако с 15.09.2015 (введение в действие Кодекса административного судопроизводства) такие дела будут рассматриваться в соответствии с гл. 25 КАС РФ. Так, согласно п. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Обратите внимание

Дело должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в ГКН результаты очередной кадастровой оценки (п. 15 комментируемого постановления).

В случае утверждения и внесения в ходе рассмотрения дела в ГКН результатов очередной кадастровой оценки, применимых к спорному объекту недвижимости, заявитель не вправе изменить требования и оспорить результаты очередной кадастровой оценки. В этом случае необходимо обращаться с новым заявлением, соблюдя досудебный порядок.

Особенности судебного разбирательства:

Недостоверность сведений

Установление рыночной стоимости

Заявитель обязан доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости

Суд проверяет отчет об оценке объекта недвижимости на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки

Заинтересованное лицо (административный ответчик) обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы

В случае возникновения сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости суд выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались

В случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя (административного истца) эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо (административный ответчик) на них не ссылалось

В целях устранения неясности положений отчета об оценке суд разрешает вопрос о вызове в качестве свидетеля оценщика, проводившего государственную кадастровую оценку и (или) составившего отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, а также эксперта саморегулируемой организации оценщиков, давшего положительное заключение на соответствующий отчет

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении

В соответствии с п. 28 комментируемого постановления установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки.

Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в ГКН.

* * *

В заключение сформулируем основные выводы:

Любое существующее недвижимое имущество имеет свою ценность – рыночную и кадастровую, – которая выражается в денежном эквиваленте. Например, рыночная стоимость жилого дома – это цена, по которой его можно продать, учитывая текущие особенности спроса и предложения. Её размер колеблется в зависимости от конкретной экономической ситуации на рынке недвижимости и не контролируется государством. Под понятием кадастровая стоимость (КС) недвижимого имущества имеется в виду рыночная цена данной недвижимости, установленная госслужбой на законодательном уровне и не учитывающая экономические особенности рынка на текущий момент. Подобная оценка может устанавливаться для любого объекта недвижимого имущества. Сведения о ней фиксируются в Государственном кадастре.

Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости происходит путём проведения расчётов следующими субъектами:

  • лицензированными оценщиками;
  • Росреестром и его подведомственными учреждениями;
  • госслужащими, обязанностью которых является установка средних коэффициентов.

Принцип проведения оценки утверждает Министерство экономразвития РФ, на основании федеральных законов № 135 и 237, соответственно об оценочной деятельности и кадастровой оценке. За тех, кто устанавливает кадастровую стоимость, вернее, за их деятельность, ответственны региональные органы власти.

В соответствии нормами законодательства, КС устанавливают на основании характеристик, определяющих ценность конкретного объекта недвижимости – квартиры/дома для владельца и покупателя. К таковым относятся:

  • год возведения, при этом дороже всего оцениваются новостройки. При оценке старых домов к расчёту может быть принят проведенный капитальный ремонт;
  • площадь квартиры/дома, исчисляемая по цене 1 кв.м;
  • развитость инфраструктуры – наличие социальных объектов и магазинов, транспортная развязка и т.д.;
  • цена 1 кв.м жилой площади в конкретном населенном пункте, соответственно в провинции КС устанавливается ниже, чем в столице.

Определение кадастровой стоимости дома или других видов недвижимости производится каждые 3-5 лет

При определении ценности земельного участка к вниманию берутся следующие факторы:

  • местонахождение объекта;
  • его площадь;
  • категория и вид использования;
  • особенности региональной инфраструктуры;
  • цена аналогичных участков в том же регионе.

Что такое кадастровая стоимость: как определить и оспорить результаты ее расчета

Определить КС конкретного объекта можно на основании методик массового или индивидуального оценивания во время проведения кадастровой госоценки. Для этого между представителем госслужбы и заказчиком заключается договор, в котором указываются объекты, которые нуждаются в оценке. Методика массовой оценки, используемая при установки стоимостного выражения недвижимого имущества, предполагает распределение объектов по группам с применением принципа похожести.

Примером такой группы могут служить земельные участки, объединённые местонахождением в едином регионе/населенном пункте, на территории которых располагаются многоквартирные дома. Расчёт кадастровой стоимости квартир из таких групп производится на основании специально смоделированной для них единой оценочной формулы. Эта формула включает несколько ценообразующих критериев, способных повлиять на размер КС. В роли подобного ценообразующего фактора может выступать район, где находится оцениваемый дом/квартира/участок, материал, из которого выполнены его стены, наличие коммуникаций или инфраструктуры, какой-то другой критерий.

В большинстве случаев КС интересующего объекта, с целью максимальной объективности, исчисляется без учёта его индивидуальных особенностей, поэтому её размер получается ниже рыночной.

Индивидуальная методика оценки КС объекта предполагает составление специального отчёта, в котором указывается, как именно была проведена данная оценка

После проведения анализа и расчётов, полученный результат заносится в отчёт и Росреестр, а клиенту выдается на руки кадастровый паспорт, в который внесены новые данные о стоимости. В некоторых случаях вместо кадастрового паспорта заказчику может быть предоставлена выписка из него.

Формула кадастровой стоимости квартиры или другого вида недвижимости учитывает 2 показателя: УПКС удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости (КС 1 кв.м) и размер площади оцениваемого объекта. Умножив их между собой, можно получить общую оценку КС объекта. Методика определения КС не позволяет провести её самостоятельный расчёт, поскольку УПКС рассчитать самостоятельно очень сложно, так, как он включает несколько ценообразующих факторов, особенности которых можно не знать. Лишь обратившись к услугам специальных госслужб, устанавливается его показатель.

Зато зная КС конкретного объекта, можно самостоятельно вычислить каким будет налог на него. Для его расчёта потребуется установить УПКС. Чтобы это сделать, величину КС следует разделить на площадь объекта. Полученный результат и есть УПКС.

Следующий этап – определение расчетной площади. Согласно законодательство каждый жилой объект имеет льготные метры – 20 кв.м, которые не облагаются налогом. Соответственно, размер расчетной площади будет составлять общая площадь интересующего помещения минус льготные метры. Полученный результат умножается на УПКС и на коэффициент кадастровой стоимости недвижимости (0,1%) – это и будет размер ежегодного налога на конкретный объект.

Воспользовавшись интернет версией Росреестра, можно узнать всю информацию об объектах недвижимости в режиме онлайн, зайдя для этого в раздел «Сервисы». Там же справочная информация о подлинной КС интересующей квартиры, дома или участка. Для этого необходимо заполнить представленную на сайте форму поиска, указав адрес интересующего объекта или внеся его кадастровый номер и нажать поиск.

В случае получения сообщения о том, что данная информация нет в базе Росреестра, это значит, что последняя сделка по интересующему объекту проводилась до 2000 года специалистами БТИ и не была передана в Росреестр. Соответственно необходимо будет провести новой оценивание.

Уточнить размер КС также можно в кадастровом паспорте, точнее в его печатной версии. Она указана в одноименном разделе. Особенностью данного способа является возможность получить неактуальную информацию – 2-3-х летней давности.

Более актуальные сведения представлены в отделении Кадастровой палаты данного региона, куда можно обратиться за выпиской, предоставив для этого:

  • паспорт;
  • подтверждение права собственности;
  • техплан и план этажа, если это квартира в многоэтажном доме.

Предоставляется она бесплатно, к оплате подлежит лишь электронная или бумажная выписка о зарегистрированных правах и основных характеристиках интересующей квартиры/дома. Саму выписку можно получить самостоятельно спустя 3 и более рабочих дней, также это может выполнить другое лицо, при наличии нотариально подтвержденной доверенности. Такую же выписку можно получить в МФЦ и на сайте Росреестра.

Знание КС своей недвижимости позволит правильно оценить её рыночную ценность, определить величину налогов или возможных штрафов, а если она завышена – оспорить.

КС – это цена конкретного объекта недвижимого имущества, определенная массовым методом в процессе государственной кадастровой оценки или при невозможности применения такого подхода – в индивидуальном порядке.

Сведения об актуальной КС содержит официальный сайт Росреестра. Пересмотр КС происходит каждые 3-5 лет.

Этот показатель выступает базовым компонентом расчета многих платежей, поэтому его объективное определение – важное требование.В случае несогласия с величиной КС ее можно оспорить в специальной комиссии или в суде.

В итоге сведения передаются в уполномоченные органы, которые распоряжаются данной информацией по назначению. К таковым относится Росреестр и ФМС. Если рассчитать стоимость оказалось затруднительно – можно воспользоваться поддержкой данных служб.

Безвозмездную помощь может оказать отделение налоговой инспекции региона. При личном посещении отделения, следует получить талон электронной очереди к консультанту. Попав на приём, нужно выразить свои сомнения в правильности проведённых начислений и предоставленных результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Специалист перепроверит информацию и пояснит основания проведённых расчетов.

Информация о том, во сколько оценен объект, фиксируется в Едином государственном реестре недвижимости. На первом этапе после проведения кадастровой оценки дается 50 дней, чтобы ознакомиться с проектом отчета ГБУ. Проект отчета можно скачать на сайте ГБУ либо на сайте Росреестра в разделе «Фонд данных государственной кадастровой оценки».

Но надо предупредить, что поиск данных не так прост, как может показаться. Вес отчета составляет десятки гигабайт: документ состоит из нескольких томов и десятка приложений. Даже простое скачивание такого документа занимает много часов. Еще сложнее собственникам или арендаторам, далеким от профессиональных занятий оценкой, самим проанализировать такой массив данных, разобраться в модели расчета, а затем сформулировать замечания.

Претензии должны быть обоснованны, предупреждает Сергей Волосников. Они могут содержать указания на ошибки в отчете или ошибочные сведения о характеристиках объекта недвижимости. ГБУ размещают информацию на своем сайте о поступивших замечаниях и комментарии со своей стороны. При учете замечаний ГБУ пересчитывают кадастровую стоимость. Причем не только нужного вам объекта, но и других — соседних или схожих, при определении стоимости которых была допущена аналогичная ошибка.

По истечении «льготного периода» и после утверждения результатов кадастровой стоимости остается еще одна бюджетная возможность исправить кадастровую стоимость — если обнаружить в отчете опечатку, арифметическую или иную ошибку (возможно, даже методологическую), исказившую в итоге величину кадастровой стоимости. В этом случае необходимо обратиться в ГБУ или многофункциональный центр с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Приказ Росреестра от 06.08.2020 N П/0285

В состав специальной комиссии, которая рассматривает жалобы на кадастровую оценку, входят восемь человек. Помимо чиновников и бизнес-омбудсмена, в ней есть два представителя оценочного сообщества, представитель Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, член объединения работодателей — Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей. К заявлению, поданному в комиссию, надо обязательно приложить отчет оценщика.

Члены комиссии изучают отчет и составляют замечания. Затем назначают заседание, на которое приглашают правообладателя, а также представителя ГБУ. Возможно участие оценщика. На заседании озвучиваются выявленные в отчете об оценке замечания (обычно больше всего их бывает от представителя ГБУ), после чего все присутствующие члены комиссии голосуют. Решение принимается большинством голосов. Затем оно публикуется на сайте Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области.

«Один из коллег-оценщиков проанализировал работу комиссии за шесть месяцев и установил, что некоторые члены комиссии всегда голосуют против. В итоге, как ни парадоксально это звучит, но больше 80% отчетов профессиональных оценщиков не принимаются в расчет. Члены комиссии заявляют, что они не соответствуют методологии оценочной деятельности и содержат ошибки», — говорит Сергей Волосников.

После того как комиссия вынесет отрицательное решение по жалобе (а такое случается в подавляющем числе случаев), остается единственная возможность снизить кадастровую стоимость — подать административный иск в Свердловский областной суд. В принципе в суд можно идти сразу, минуя обращение в комиссию. При рассмотрении спора в суде административные ответчики и ГБУ также могут составить замечания к отчету об определении рыночной стоимости. После чего суд, вероятно, назначит судебную экспертизу и окончательную рыночную стоимость уже определит судебный эксперт.

В августе 2020 года вступило в силу несколько изменений в закон о государственной кадастровой оценке № 237-ФЗ. Так, с 1 января 2023 года статья 22 «Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости», определяющая порядок оспаривания в специальных комиссиях, утрачивает силу. То есть действующие сейчас специальные комиссии будут упразднены. Взамен появилась статья 22.1 «Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости», предполагающая внесудебную процедуру. То есть рассматривать жалобу будут в самом ГБУ. До 2023 года установлен переходный период, в течение которого глава региона может принять решение о более раннем переходе к новому порядку.

Таким образом, внесудебный порядок становится обязательным, и только после отказа в ГБУ можно обращаться в суд.

Теперь кадастровая оценка будет проводиться раз в четыре года, а значит, потенциально будет существовать вероятность новых ошибок. Две кампании состоятся в ближайшие два года. Так, в 2022 году все регионы должны провести обязательную кадастровую оценку земельных участков, а в 2023-м — оценку объектов капитального строительства.

Партнерский материал

Кадастровая стоимость для расчета налога на имущество, земельный участок, квартиру устанавливается по итогам государственной оценки.

Официальная цена недвижимости определяется:

  • по заказу органов местного самоуправления на заранее выбранном участке (с использованием метода массовой оценки);
  • при постановке объекта на государственный учет (например, при изменении границ земельного участка или при сдаче дома в эксплуатацию).

Для проведения государственной оценки в каждом регионе созданы специальные бюджетные учреждения. Сотрудники учреждения собирают и анализируют информацию о недвижимости.

Предварительные итоги оценки размещаются на региональных сайтах кадастровой стоимости и на портале Росреестра. В течение 60 дней с момента размещения отчетов любой собственник может направить в ведомство свои замечания.

Результаты оценки недвижимости начинают действовать с 1 января следующего года. Например, кадастровая стоимость земельного участка на 2020 год будет использована для начисления налога в 2021 году.

К основным параметрам, которые используют, чтобы определить кадастровую стоимость земельного участка, квартиры или дома, относятся:

  • расположение и площадь объекта;
  • экономическая характеристика района;
  • наличие коммуникаций;
  • развитие инфраструктуры;
  • близость транспортной развязки;
  • наличие удобств и планировка (для жилых помещений).

Сведения, позволяющие узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости, хранятся в Фонде данных Федеральной регистрационной службы.

Государство предоставляет возможность пересмотреть результаты оценки, если расчеты Росреестра нарушают права собственника или влияют на его обязанности.

Основанием для изменения официальной кадастровой стоимости недвижимости на 2020 год выступают:

  1. Использование недостоверных сведений при расчете.
  2. Расхождение рыночной и кадастровой оценок (рыночная цена объекта ниже государственной стоимости).

В первом случае оценочная процедура проводится заново. При втором варианте цена недвижимого имущества устанавливается на уровне его рыночной цены. Требовать пересмотра стоимости можно только в сторону уменьшения.

Итоги вычислений оспариваются в судебном порядке или через специальную комиссию Росреестра. Физические лица вправе сразу подать административное исковое заявление в суд.

Кадастровая стоимость недвижимости является официальной. Именно она определяет со стороны государства цену того или иного объекта недвижимости. Кадастровая стоимость используется для расчета налога, определения госпошлины при разбирательствах в суде или при наследовании объекта. В отличие от рыночной, которая может меняться каждый месяц из-за различных экономических факторов, кадастровая стоимость определяется на конкретный отрезок времени. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в два года, а в остальных российских регионах не более одного раза в пятилетие.

Кадастровую стоимость объектов определяют инженеры и специалисты, которые работают в региональных бюджетных отделениях. Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимают региональные органы власти или органы местного самоуправления. Специалист, установив стоимость, утверждает результаты определения. Итоговую кадастровую стоимость утверждает исполнительный орган государственной власти российского субъекта. Кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года, но и не реже одного раза в пять лет. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе переоценка может проводиться не чаще одного раза в два года.

На сайте Росреестра можно получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Соответствующую справку бесплатно может получить любой желающий в течение трех рабочих дней. Владельцы недвижимости могут посмотреть стоимость в личном кабинете на сайте статистического ведомства. Причиной для пересчета кадастровой стоимости может быть ошибочная оценка состояния здания, его площади или материалов, из которых оно возведено. После того как владелец недвижимости узнал ее цену, он имеет право обратиться за пояснениями в региональное бюджетное учреждение. Разъяснения должны прислать в течение месяца.

Для того чтобы исправить ошибку, необходимо обратиться в МФЦ или бюджетное учреждение. Можно прийти туда лично или послать письмо по электронной почте. Граждане должны указать в нем имя, наименование юрлица, номер телефона и почту. Также в письме необходимо указать кадастровый номер или адрес объекта недвижимости. Затем нужно разъяснить суть обращения (почему допущена ошибка), а также прикрепить техническую документацию, которая подтверждает наличие погрешности при определении кадастровой стоимости недвижимости (среди них выписка из ЕГРН, копия прав на объект и отчет об оценке рыночной стоимости). Такое обращение рассматривают, как правило, не более двух месяцев. Однако нужно понимать, что пересчитать стоимость в результате могут и в сторону понижения. Если же собственник не согласен с новой кадастровой стоимостью, то ему следует обратиться в комиссию при Росреестре.

Комиссия при Росреестре имеет право принять решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной цены или отклонить заявление об оспаривании, предоставив собственнику обоснование. На собрании такой комиссии должны находиться не меньше половины ее членов. Решения здесь принимаются в ходе открытого голосовании. При этом оно является законным, если проголосовало более 50% присутствующих. В случае если число голосов одинаковое, то решение будет принято в пользу владельца объекта. Если заявитель не согласен с постановлением, то он имеет право обратиться в суд, чтобы оспорить решение.

Информация о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества является открытой для любого заинтересованного лица. Такие сведения можно получить тремя способами:

  • Путем получения основных данных по конкретному объекту через публичную карту Росреестра. Правила ведения публичной карты предусматривают указание кадастровой стоимости каждого объекта, в отношении которого был проведен учет.
  • Путем письменного запроса в органы, осуществляющие кадастровый учет. В этом случае информация о точной кадастровой стоимости предоставляется в виде письменной выписки.
  • Путем запроса в электронной форме через портал государственных услуг. В этом случае заявитель получает электронную выписку сведений, которая имеет равную юридическую силу наравне с письменным документом.

Применение значений кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества осуществляется в следующих направлениях:

  • налоговыми органами. Государственные налоговые органы используют сведения о кадастровой стоимости в процессе формирования налоговой базы по объектам, прошедшим государственный учет. С этой целью они имеют право на получение необходимой информации в рамках межведомственного обмена с органами, осуществляющими кадастровый учет.
  • заинтересованными лицами, выступающими в качестве субъектов налогообложения. Данные лица вправе не только знать, в какой именно сумме начислен налог на объект недвижимости, но и могут оспаривать результат налогообложения. С этой целью, при получении налогового уведомления с расчетом суммы налога, заинтересованные лица могут оспорить как сам расчет, так и отдельные составляющие формулы расчета (в том числе и значение параметра кадастровой стоимости).
  • иными заинтересованными лицами. Любой лицо имеет право на получение открытых сведений из ГКН, в том числе и кадастровой стоимости объектов. Целью получения этой информации может являться подготовка к совершению потенциальной сделки, оценка имущественных и производственных рисков во взаимоотношениях с контрагентами. Значение кадастровой стоимости объекта может иметь значение для определения рыночной цены для заключения сделки, так как стороны вправе сами определять условия, на которых они совершают юридически значимые действия.

Кадастровая и рыночная стоимость объектов недвижимости, как правило, не совпадает по своим значениям, хотя эта разница постепенно снижается ввиду применения рыночных данных при проведении кадастровой оценке. Так как рыночная стоимость формируется по обоюдному соглашению сторон, она в меньшей степени зависит от показателя кадастровой стоимости.

Тем не менее, при подготовке условий потенциальной сделки стороны имеют право учитывать данные о кадастровой стоимости в качестве отправной точки для переговоров.

Как правило, кадастровая стоимость земли превышает рыночную, вследствие чего размер земельного налога рассчитывается по значительно большей налоговой базе. Это является основанием для заинтересованных лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в судебном порядке.

Судебный акт является одним из способов определения кадастровой стоимости объектов. В качестве доказательств по делу судебные органы принимают отчеты о рыночной стоимости земельного участка, которые составляют оценщики.

Если решением суда кадастровая стоимость признается равной рыночной, органы Росреестра обязаны внести соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости. Впоследствии это решение будет являться основанием для изменения в меньшую сторону налоговой базы при расчете земельного налога.

До 2014 года рассмотрением таких споров занимали арбитражные суды Российской Федерации. В настоящее время данная категория споров входит в компетенцию судов общей юрисдикции.

Будучи условной оценкой того или иного имущественного объекта, определенной государственными экспертами на конкретную дату и зафиксированной в официальной базе Росреестра, кадастровая стоимость недвижимости является исходной информацией для расчета сумм, подлежащих к выплате в качестве налогового обложения.

Согласно Федеральному закону №135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности», расчет и результаты экспертной кадастровой оценки также могут фигурировать в процессе проведения каких-либо сделок с объектом недвижимости. Определенная государственным экспертом стоимость может также стать основанием для расчета цены выкупа дома, здания или земельного надела у муниципалитета, а также арендных отношений с государством.

Примечательно, что на сегодняшний день не существует единого централизованного порядка организации процедуры расчета кадастровой стоимости, все уполномоченные ведомства могут по-разному интерпретировать характеристики объекта недвижимости. Вместе с тем, есть некий общий алгоритм работы всех государственных оценщиков:

  1. Заключение договора между владельцем имущественного объекта и оценщиком органа Кадастровой палаты в данном регионе.
  2. Специалист-оценщик определяет способ оценки имущества, и готовит все исходные данные, составляющие базу для расчета.
  3. Проведение всех математических вычислений и получение общего результата.
  4. Фиксация полученных данных о стоимости конкретного объекта в базу Росреестра.
  5. Оформление новой паспортной документации на недвижимость с внесением новой оценочной стоимости.

Исходя из рекомендаций к проведению расчетных процедур, но отсутствия единой прописанной и утвержденной формулы расчета кадастровой стоимости жилья, специалисты-оценщики пользуются различными вычислительными методиками, в которых учитываются ключевые показатели.

Общую формулу расчета цены того или иного имущественного объекта можно представить следующим образом:

  • П – это площадь строения, земельного участка (кв. м).
  • Зб – значение показателя бытового благоустройства (включает локацию, год постройки, исчисляется в руб./кв. м в определенном тарифе региона).
  • Зп – значение инфраструктуры населенного пункта (руб./кв. м).
  • К — переходной коэффициент, установленный в каждом конкретном населенном пункте индивидуально.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *