Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственные и муниципальные унитарные предприятия обладают имуществом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Налог
- Бухгалтерский учет
- Оборотные активы
- Бухгалтерский баланс
- Юридическое лицо
- Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
- Гражданско-правовой договор (ГПХ)
Содержание:
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 378-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда» Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 294-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» и статью 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Изменения в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Федеральный закон о внесении изменений в отдельные акты в части, касающейся деятельности государственных академий наук
Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года
Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также — унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Статья 2. Унитарное предприятие
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
Унитарность – это своеобразная форма деятельности организации, которая характеризуется следующим образом:
- образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;
- юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;
- членство не предусмотрено;
- управление осуществляется единолично.
Эти хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:
- чтобы иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;
- выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;
- обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.
Закон об унитарных предприятиях, главной целью их деятельности, называет решение задач государственного уровня на коммерческой основе.
При создании таких учреждений государство или муниципалитет обеспечивают его имуществом, которое является их собственностью на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Устав об этом четко прописывает. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества. Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.
Законодательство об унитарных предприятиях предлагает две формы их деятельности:
- на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия);
- муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на основе оперативного управления (казенные учреждения).
Органы государства или органы местного самоуправления своим решением образуют государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию. Все эти задачи характерны для коммерческих организаций. Однако, такие юридические лица для совершения различных сделок в правах не ограничиваются. Например, они могут сдать в аренду пустующее помещение.
Учредительный документ этого юридического лица — устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.
Государственное унитарное предприятие обычно имеет размер уставного фонда не меньше, чем 5000-кратный размер минимальной ежемесячной оплаты труда, а муниципальное – не меньше 1000-кратного размера. Уставной фонд создают только в муниципальных предприятиях.
Управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган.
Если в федеральной или муниципальной собственности имеется имущество, то на его базе образовываются муниципальные казенные учреждения. Они считаются унитарными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на праве оперативного управления с учредительным документом в виде устава.
Государственные и муниципальные предприятия
Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны.
Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения. Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.
Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий.
С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме того, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.
1. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.
2. Уставы унитарных предприятий утверждаются уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», — Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». Уставы унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е.Жуковского», утверждаются федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е.Жуковского». Уставы государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», утверждаются Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос». Уставы унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», утверждаются федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2011 года Федеральным законом от 6 ноября 2011 года N 291-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2014 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 337-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 216-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 ноября 2015 года N 312-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 149-ФЗ.
3. Устав унитарного предприятия должен содержать:
полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;
указание на место нахождения унитарного предприятия;
цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;
иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
4. Устав государственного или муниципального предприятия кроме сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.
5. Устав казенного предприятия кроме сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.
1. Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ.
2. Пункт утратил силу с 8 января 2020 года — Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ. .
1. Имущество унитарного предприятия формируется за счет:
имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
доходов унитарного предприятия от его деятельности;
иных не противоречащих законодательству источников.
2. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
1. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.
2. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.
1. Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.
2. Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.
3. Решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 декабря 2020 года Федеральным законом от 23 ноября 2020 года N 378-ФЗ.
Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.
4. Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.
Документы для государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда, а также документы, подтверждающие увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Непредставление указанных в настоящем пункте документов является основанием для отказа в государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений.
1. Собственник имущества государственного или муниципального предприятия вправе, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия.
Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом минимального размера уставного фонда.
2. В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного настоящим Федеральным законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.
Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 362-ФЗ.
3. Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, собственник имущества государственного или муниципального предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.
4. В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков.
Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.
Прежде чем рассмотреть примеры унитарных предприятий, стоит разобраться, что это за форма хозяйствования. Она организована строго в соответствии с нормами законодательства. Унитарной называется коммерческая организация, у которой нет собственного права на имущество. У него есть определенный владелец. Этому собственнику и принадлежит имущество унитарного предприятия.
Примеры государственных и муниципальных унитарных предприятий, функционирующих в нашей стране, разнообразны. С ними знакомы практически все жители нашей страны. Список федеральных государственных единых компаний довольно обширный. Это крупные компании, которые занимаются стратегически важной деятельностью. Она важна для всех жителей нашей страны. Самыми известными примерами ФГУП являются:
- «Космическая связь»;
- «Гознак»;
- «Связь-безопасность»;
- паспортно-визовый сервис;
- «Почта России»;
- «Охрана»;
- НПП ВНИИЭМ;
- «Мосфильм»;
- Российская телевизионная радиовещательная связь;
- Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания;
- Центральный научный институт машиностроения;
- прочее.
Подчинения у этих организаций разные. Однако их объединяет стратегическое назначение в разных отраслях деятельности. Финансирование подобных компаний производится на всероссийском уровне. Это самый высокий уровень подчинения.
Для чего создаются унитарные предприятия федерального уровня? Например, деятельность ФГУП «Космическая связь» направлена на обеспечение спутниковыми технологиями РФ. Компания обеспечивает доступ в интернет, услуги связи для крупных корпораций, средних, малых компаний и частных пользователей.
Чтобы лучше понять особенности государственных, муниципальных унитарных предприятий, примеров может быть недостаточно. Нужно рассмотреть также финансовую сторону деятельности подобной компании. Создание источников экономических ресурсов достигается путем правомерных действий.
Финансовые резервы подобных организаций формируются не только уставным капиталом. Это может быть прибыль от основной, инвестиционной или финансовой деятельности, получение кредитов и т. д. Однако от иных разновидностей организации хозяйствования унитарные предприятия сильно отличаются.
Так, если в конце года стоимость имущества МУП станет меньше минимального размера уставного фонда, компания должна направить ресурсы на восстановление этого показателя. Если же стоимость активов не увеличится, собственник обязан ликвидировать такую компанию. В этом случае кредиторы вправе потребовать досрочной уплаты задолженности. При этом им по закону возмещаются финансовые убытки (при их наличии).
Одним из основных источников дохода подобных компаний является прибыль, полученная в конце отчетного периода. Стоит отметить, что унитарные предприятия перечисляют в бюджет ее часть. В соответствии с законодательством, доход МУП, ГУП является прибылью, которая не облагается налогом при поступлении в бюджет. Каждый год унитарные предприятия перечисляют часть прибыли в государственные или муниципальные фонды, уплатив необходимые налоги.
Существующие примеры унитарного предприятия отличаются особенной организацией финансовой деятельности. В соответствии с законодательством, подобные организации распределяют прибыль после уплаты необходимых налогов и платежей. Так наполняются социальные, стимулирующие фонды компании. Из этих средств может быть пополнен уставный капитал компании.
После уплаты налогов унитарная организация может пополнить следующие фонды:
- внедрение инновационных технологий, модернизация производства;
- финансирование мероприятий по защите окружающей среды;
- развитие экономической, хозяйственной деятельности компании;
- модернизация имеющихся или строительство новых объектов.
Унитарное предприятие обладает еще несколькими особенностями экономической деятельности. Так, бюджетное финансирование может применяться подобными организациями. Государство, органы местного самоуправления могут направлять субсидии, дотации, субвенции на развитие подобных предприятий. Финансирование из государственного или местного бюджета направляется на реализацию важных для общества программ, для социального развития.
Рассмотрев особенности и примеры унитарных предприятий, можно понять принцип, цели их работы, необходимость подобных форм организации хозяйственной деятельности для всего общества.
Не вся хозяйственная деятельность, результаты которой необходимы государству, может приносить прибыль.
Очевидно, что предпринимателям не выгодно заниматься производством убыточной продукции.
Поэтому роль организатора таких предприятий вынуждено брать на себя государство или муниципальные образования.
Другая причина создания УП – решение социальных задач, обеспечение населения страны различными услугами и социально значимыми товарами по доступным ценам.
Например, муниципальные поликлиники, больницы, школы и т.д. имеют статус унитарных предприятий.
И третья причина – необходимость удовлетворения нужд государства (например, Монетный двор РФ – для печати денежных знаков).
Что это означает муниципальное унитарное предприятие
- Унитарное предприятие ведет коммерческую деятельность.
- Имущество УП принадлежит государству или муниципальному образованию.
- УП несет ответственность по своим обязательствам имуществом УП.
Читайте наш блог, это позволит вам понимать, что происходит в экономической и политической жизни нашей страны и мира!
» id=»comment-1071586″>
Нас МУП Водоканал обслуживает, всё время нам делают неверный расчёт, мы им показания счётчика исправно передаём, а они нам по нормативу считают. Когда общаешься с ними, ощущение, что к чиновникам на прием пришёл. Не видят они в нас клиентов, а видят только дойных коров.
- Унитарное предприятие как форма управления государственным имуществом 2018 / Анна Владимировна Цыкора
- Проблемы участия государства в акционерных обществах и управление ими: правовой аспект 2009 / Винницкий Андрей Владимирович
- Правовые аспекты осуществления аудита корпоративного управления федеральной собственностью 2013 / Бандурина Наталья Владимировна
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия: ключевые положения одноименного закона и доктрины 2003 / Ровный Валерий Владимирович
- Реорганизация государственного унитарного предприятия: в поисках оптимальных правовых конструкций (на примере ФГУП «Почта России») 2018 / Павлов Александр Олегович, Ильина Елена Александровна.
- Методы и механизмы управления федеральными государственными унитарными предприятиями 2014 / Марков Сергей Николаевич
- Проблемы оптимизации государственного сектора экономики 2014 / Слезко Леонид Вячеславович
- Унитарное предприятие как форма опосредованного осуществления права государственной собственности 2011 / Вануркина Анна Анатольевна
- Повышение эффективности управления государственной собственностью в регионе 2010 / Симонова Д.П.
- Оценка эффективности управления государственными унитарными предприятиями Свердловской области 2018 / Васильева Е.И., Ударцев Н.С.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ унитарные предприятия КАК ФОРМА управления ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
В настоящей статье рассматриваются правовые аспекты федеральных государственных унитарных предприятий, их видовые характеристики.
Автором исследуются некоторые вопросы создания унитарных предприятий, выделения им имущества на праве хозяйственного ведения, и возможности его использования, а также особенности его фирменного наименования и государственной регистрации. Ключевые слова: унитарное предприятие, федеральное имущество, государство, экономические отношения, хозяйственное ведение, собственность, фирменное наименование.
В условиях развития новых экономических отношений, постепенного укрепления государственного сектора в рыночных отношениях повышается роль и значение государственных предприятий, наделенных полномочиями по управлению государственной собственностью.
Государственные унитарные предприятия различаются по своим видам и юридическим характеристикам. Так, согласно ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Кроме того, имущество может быть закреплено за унитарным предприятием либо на праве хозяйственного ведения, либо — оперативного управления.
Унитарные предприятия всегда создаются собственником-государством (субъектом РФ); Во-вторых, устав является единственным учредительным документом государственных унитарных предприятий. Кроме того, государственное унитарное предприятие в соответствии с федеральным законодательством является коммерческой организацией, имеющей специальную (целевую), а не общую правоспособность, как иные коммерческие организации.
Особенностью создания государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является то, что оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа РФ на базе государственной собственности. Собственник имущества в лице соответствующего органа определяет предмет и цель деятельности государственного унитарного предприятия и утверждает его устав, решает вопросы о реорганизации или ликвидации предприятия, назначает руководителя, контролирует использование по назначению и сохранность закрепленного за предприятием имущества.
Рассматривая исторический аспект, следует указать, что до принятия ГК РФ государственные федеральные предприятия создавались по решению Госкомимущества РФ. Такой порядок был установлен в Постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»1, в котором указывалось, что правом распоряжения государственным имуществом обладают исключительно Госкомимущество РФ (по согласованию с министерствами и ведомствами) и комитеты по управлению имуществом (в отношении имущества, принадлежащего субъектам Федерации).
Как указано в законе, в настоящее время от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»2.
Как определено в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2004 № 7393, решения по вопросам, связанным с созданием и обеспечением деятельности федерального государственного унитарного предприятия, принимаются федеральными органами исполнительной власти в отношении подведомственных ему предприятий, за которыми закреплено в хозяйственном ведении имущество, с учетом мотивированной позиции Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которая в письменной форме представляется в федеральные органы исполнительной власти не позднее 10 рабочих дней со дня получения от них соответствующих предложений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом уведомляется о принятых по вопросам, в течение 5 рабочих дней со дня их принятия.
Согласно ст. 295 ГК РФ собственник имущества, переданного государственному унитарному предприятию, имеет право принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации государственного унитарного предприятия, определять предмет и цели его деятельности, получать часть его прибыли, контролировать деятельность предприятия.
Отличительной особенностью государственных и муниципальных унитарных предприятий является неотделимость их имущества. Имущество таких предприятий не может быть разделено по вкладам, паям или долям. Собственником имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий выступают либо Российская Федерация, либо ее субъект, либо муниципальное образование.
Реферат: Государственные и муниципальные унитарные предприятия
В качестве объектов информационного рынка могут выступать различные хозяйствующие субъекты, выставляющие те или иные информационные ресурсы в качестве товаров.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия обладают различными видами информации, в том числе биржевой, экономической, финансовой, статистической, коммерческой.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия выступает в качестве поставщиков информации научно-технического, потребительского, социально-экономического характера.
В качестве объектов информационного рынка государственные и муниципальные унитарные предприятия обеспечивает сбор, хранение, обработку, защиту информационных данных.
Приватизация обозначенных субъектов осуществляется на основании специального законодательного акта — Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ.
- Приватизация представляет собой процесс, при котором предприятие меняет свою форму собственности, то есть из государственной превращается в частную.
- В такого рода деятельности участвуют две стороны — частное лицо или (хозяйствующий субъект) и государственные органы.
- Иногда приватизация применяется, когда нет возможности осуществлять государственную поддержку неплатежеспособных предприятий, а частный владелец берет на себя такую ответственность и готов восстановить деятельность организации.
- Перед непосредственной приватизацией проводится обязательная инвентаризация ГУП, в соответствии с которой составляется акт инвентаризации.
Кроме того, обязательным документом и является аудиторское заключение — именно на основании этих двух документов составляется передаточный акт. В нем указывается вся необходимая информация по имуществу, передаваемому в частные руки, с поименным перечислением всех объектов.
Все обязательства, имеющиеся у государственного унитарного предприятия, передаются новому собственнику, который является правопреемником от государственных органов.
Имущество приватизируемого предприятия подлежит обязательной оценке в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
- Финансами рассматриваемых коммерческих организаций после приватизации распоряжаются новые собственники организации.
- Что касается работы на государственном предприятии, которое приватизируется и передается в ведение частных собственников, то здесь все уже зависит от нового работодателя.
- Он имеет полное право оставить тех же сотрудников, которые работали и ранее.
- Это очень выгодно, поскольку многие работники имеют богатый опыт и знания в деятельности данной компании и смогут дальше выполнять свои должностные обязанности на хорошем профессиональном уровне.
- Приватизация унитарного предприятия сопряжена со сменой формы собственности — с государственной на частную.
- Все имущество и обязательства передаются новому владельцу, который может самостоятельно управлять компанией, пользоваться имуществом и решать коммерческие вопросы.
Создание организации осуществляется по нескольким причинам:
- Для возможности управления собственностью, недопустимой к приватизации;
- С целью реализации деятельности социально необходимой, например, реализация продукции по себестоимости или закупочная интервенция;
- Ведение убыточного производства;
- Дотирование отдельных видов деятельности.
- Уставный фонд в данном формировании играет ту же роль, что в прочих коммерческих структурах, но при этом является материальной базой для ведения деятельности.
- Как регулируется защита унитарного предприятия вы узнаете тут:
- Унитарность характеризуется как:
- Юрлицо, для которого собственник выделил определенную часть капитала, а не сгруппировал владения нескольких лиц;
- Создатель права на собственность оставил за собой;
- За юрлицом капитал закрепляется посредством ограниченного вещного права;
- Целостность владений;
- Отсутствие членства;
- Единоличный орган руководства.
- Основным регулятором деятельности унитарной структуры является ФЗ № 181 от 2002 года;
- Ст. 294 ГК РФ указывает на особенности хозяйственного управления;
- Ст. 115 ГК РФ указывает на нюансы деятельности посредством права оперативного управления;
- Ст. 113 ГК РФ указывает на признаки унитарности компании;
- ФЗ № 161 указывает на цели, вменяемые для достижения производственным комплексом, а также на варианты использования закрепленных ценностей.
Статья 113. Основные положения об унитарном предприятии
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие). 2.
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. 3.
Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности.
Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия. 4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным. 5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен. 6.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. 7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.
Имущество унитарного предприятия
Работать в таком формате вправе только:
- Государственные формирования – уставной капитал при их открытии должен составлять 5 000 МРОТ на текущий момент, установленный государством;
- Муниципальные – их капитал соответствует 1 000 МРОТ, размер которого существует на период образования структуры.
Организаторы производства вправе формировать уставный фонд:
- В денежном эквиваленте;
- Активах с финансовой оценкой – ценные бумаги, имущественные права и прочее. Что такое именные ценные бумаги и как их выпускать вы узнаете здесь.
К таким случаям имеют отношение:
- Значительная часть выпускаемых услуг и товаров идет на обеспечение потребностей муниципальных, федеральных и государственных структур;
- Применение не приватизированной собственности;
- Выпуск продукции, не обозначенной в товарообороте.
Кроме этого формирование предприятий происходит на основе:
- Хозяйственного ведения – формирование уполномоченным на то федеральным или местным органом самоуправления.
- Учредительный документ такой структуры включает сведения о размере капитала, целях создания предприятия, собственниках.
- Хозяйство обладает прямыми гражданскими связями с той деятельностью, которой оно занимается.
- При этом в данном случае собственники не несут ответственность по обязательствам, кроме случая банкротства, когда оно вызвано их указаниями.
- На праве оперативного управления – формируются объекты на базе имущества, находящегося в собственности федерации, государства, муниципалитета.
Собственник, учредивший предприятие вправе изъять:
- Излишнее имущество;
- Неиспользованное имущество;
- Применяемое не по назначению.
- Важно: такое предприятие не обладает полномочиями на распоряжение движимым и недвижимым имуществом без согласия собственника.
- В названии предприятия должна отображаться его принадлежность к казенному имуществу.
- Собственник субсидиарно ответственен в случае недостаточности имущества, так же он вправе реорганизовать или ликвидировать предприятие.
Учредителем является:
- Государство;
- Муниципалитет;
- Федеральная структура.
- Решение о формировании УП принимает государственный орган или федеральный, уполномоченный на подобные действия.
- Если дело касается создания регионального уровня комплексного предприятия, то принимает решение региональная структура или местный орган самоуправления при наличии полномочий.
- Кроме обеспечения имуществом, учредители обязаны составить Устав предприятия с внесением в него следующей информации:
- Название предприятия в полном и сокращенном варианте;
- Место нахождения согласно регистрации;
- Информация о деятельности организации – причины созданиям, цели, суть;
- О создателе;
- Название руководящей должности;
- Указание процесса принятия/увольнения руководителя, и особенности формирования с ним договора. Тут вы узнаете, по каким правилам проводится увольнение директора;
- Указать информацию о созданных, планируемых к созданию фондах на предприятии, порядок их расходования и формирования.
Помимо обязательной информации, рекомендуемой законодательными актами Устав должен содержать:
- Информация об использованных финансовых источниках для его формирования и реальном примененном размере;
- Цели, на которые применимо расходовать полученные от деятельности средства, особенно это важно для государственных и муниципальных структур;
- Казенное формирование обязано указать порядок расходования средств.
Кроме основных обязанностей – формирование или реорганизация предприятия, составление Устава, определения деятельности, владельцы обязаны:
- Согласовать прием и увольнение главного бухгалтера;
- Утвердить необходимую бухгалтерскую документацию, в частности отчеты;
- Дать утверждение вариантов применения собственности и проведения сделок;
- Контролировать целевое применение недвижимости и обеспечивать ее целостность;
- Формировать планы действия и осуществлять систематический контроль их исполнения;
- Утверждать открытие филиалов и представительств;
- Разрешать участие в подобных предприятиях;
- Разрешать проведение аудита, в том числе проводить кадровый аудит;
- Исполнять прочие, указанные в законодательных актах обязанности.
Кроме этого собственник вправе:
- Изымать не применяемое или лишнее имущество;
- Утверждать, направлять и контролировать план расходов прибыли, а также пользоваться ею;
- Обязывать к осуществлению заказы по товарным поставкам в государственных масштабах.
Кроме этого руководитель полностью ответственен:
- За банкротство, произошедшее вследствие его руководства;
- В прочих случаях описанных законодательством;
- Кроме этого учредитель вправе требовать с виновного директора компенсацию и возмещение убытков посредством обращения в суд.
Перечень ответственности УП следующий:
- Государственная организация ответственна по личным долгам и только, так как обязательства учредителя к ней не имеют отношения, в таком же порядке, как и долги структуры создателя;
- Если же форма казенная, то собственник имеет, субсидиарную ответственность при имущественной недостаточности.
Часто используемая аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».
В термин вложено понимание, что фактическим правом распоряжения движимым имуществом организации наделяется муниципальное образование. Унитарность подразумевает запрет на разделение имущества на отдельные доли, на приватизацию.
Законодатель регулирует деятельность данных организаций в:
- Гражданском Кодексе РФ (ст. 113-115);
- N 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных предприятиях»;
- Уставных документах организации.
Согласно перечисленным нормам, данные организации наделяются всеми правами юридических лиц. В то же время они ограничены в отдельных проявлениях товарно-рыночных отношений. Кратко они изложены ниже в данной статье.
Данные учреждения отличаются низкой экономической эффективностью по определению. На каждый экономический период им сверху дается четкая инструкция.
В них нередко происходит стагнация в развитии членов, поскольку уровень оплаты труда сохраняется на протяжении долгих лет. Это ведет к отсутствию заинтересованности членов в развитии. Часто встречаются кражи казенного имущества, быстро расцветают все условия для бюрократических нарушений.
Среди основных причин, почему руководители предпочитают создать именно унитарное предприятие, следует выделить следующие:
- Нужно использовать определенное имущество, которое невозможно приватизировать.
- Требуется осуществление деятельности по решению тех или иных социальных задач, включая также реализацию каких-либо услуг или же товаров по минимальной стоимости, а также организацию товарных и закупочных интервенций по товарам, относящися к категории первой необходимости.
- Должны обеспечиваться отдельные дотируемые виды деятельности или же вестись какие-либо убыточные производства.
Цель, которую ставит перед собой унитарное предприятие – решение тех или иных задач государства на коммерческой основе.
Предприятия такого типа основываются на базе того имущества, которое на данный момент находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или же собственности различных субъектов РФ. Такое государственное унитарное предприятие в качестве учредительного документа использует устав, который утверждается правительством, субъектом страны или же органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие полномочия.
Таким образом, государственное унитарное предприятие не может распоряжаться любым имуществом, если на то нет разрешения непосредственно собственника данного имущества.
Фирменное наименование компании, которое основывается на праве оперативного управления, в любом случае должно включать в себя указание на то, что данное предприятие казенное.
Российская Федерация, какой-либо ее субъект или же муниципальное образование в данном случае несут субсидиарную ответственность по конкретным обязательствам, которые имеет федеральное унитарное предприятие, если присутствует недостаточность его имущества. Также стоит отметить тот факт, что решение о реорганизации или полной ликвидации таких предприятий принимает непосредственно правительство, субъект РФ или определенный орган местного самоуправления.
- Государственное предприятие: определение, виды, примеры
- Государственная и муниципальная организация: определение, особенности и функции
- Филиалы и дочерние предприятия: создание, управление. Дочерние предприятия — это…
- Государственные корпорации: описание, история возникновения, список
- Государственные учреждения: особенности функционирования, примеры
- Муниципальное предприятие и его права. Организация и деятельность муниципальных предприятий и учреждений
- Органы юридического лица. Органы управления юридического лица
ГК РФ (ст. 113) к УП относит предприятия, которые:
- не владеют имуществом, переданным им его собственником;
- пользуются имуществом, которое признается региональной, федеральной и муниципальной собственностью;
- не могут распределить переданное им имущество между своими работниками, а также по вкладам в уставной капитал;
- пользуются закрепленным имуществом посредством хозяйственного ведения или оперативного управления.
УП является коммерческой структурой, оно создается с целью извлечения прибыли. Кроме того:
- его создают бессрочно, если только в уставе не закреплено иное;
- оно может иметь собственный расчетный счет, открытый на российской территории и (или) заграницей;
- для реализации лицензируемой деятельности предприятию придется брать лицензию в порядке общем для всех;
- организация не может самостоятельно создавать дочерние структуры с передачей им части имущества;
- она должна обязательно иметь собственный баланс и от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, а также выступать в судебных разбирательствах (в качестве любой из сторон дела);
- у предприятия только один учредительный документ — устав, который разрабатывается и принимается органом власти, решившим создать данную компанию.
Основные положения об унитарном предприятии
Действовать в данной правовой форме могут исключительно предприятия:
- Государственные. Величина их уставного фонда не может быть меньше 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Причем, МРОТ, используемый при определении фонда, обязан соответствовать той его величине, которая закреплена законодательно (т. е. федеральным законом) и действительна на момент регистрации.
- Муниципальные. Их уставный капитал должен быть 1 тысяч МРОТ и более. Его величина определяется аналогично.
Уставный фонд может формироваться за счет денежных средств, а также активов, которые имеют денежную оценку. К таким активам относятся ценные бумаги, имущественные права и иное.
А вот у казенного УП уставной капитал совсем отсутствует. Создается такая структура на основе муниципального или государственного имущества, но только в случаях, обозначенных федеральным законом №161-ФЗ «Об унитарных предприятиях», в частности:
- если значительная доля оказываемых организацией услуг или выпускаемой ею продукции идет на удовлетворение федеральных, муниципальных или региональных потребностей;
- если необходимо использовать имущество, приватизировать которое невозможно по закону;
- если требуется производство продукции, оборот которой ограничен или которая полностью изъята из свободного обращения и т. д.
Кроме того, УП могут быть основанными на праве:
- Хозяйственного ведения. К ним относятся муниципальные, государственные региональные или федеральные предприятия.
- Оперативного управления. К таким относят казенные предприятия любой государственной формы собственности.
В качестве учредителя могут выступать:
- Российская Федерация.
- Любой российский субъект.
- Любое муниципальное образование РФ.
Решение об образовании федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральным исполнительным органом, в компетенции которого есть такое право.
Помимо того, что собственниками имущества принимается решение о создании УП (о его реорганизации либо ликвидации), определяются направления его деятельности, формируется его фонд, разрабатывается устав и назначается на должность руководитель, они также:
- согласовывают принятие на работу или увольнение главного бухгалтера;
- утверждают всю бухгалтерскую отчетность предприятия и его отчеты;
- дают согласие по поводу использования недвижимости;
- дают разрешение на совершение сделок, если это право предусмотрено действующим законодательством;
- контролируют целевое применение имущества, которое принадлежит УП, и его сохранность;
- утверждают финансово-экономические планы и контролируют их осуществление;
- разрешают открывать обособленные подразделения, но только в виде филиалов и (или) представительств;
- дают разрешение на участие в других юридических лицах;
- решают вопрос о проведении аудита, о выборе в связи с этим аудиторской компании и величине ее вознаграждения за проверку;
- решают множество других вопросов, которые приведены в законе №161-ФЗ.
В дополнение к вышеуказанным правомочиям собственник имущества казенных структур может:
- изымать данное имущество, если предприятием оно не используется вовсе или же используется, но не по назначению;
- утверждать направления производимых организацией расходов и использование получаемых ею доходов;
- обязывать к осуществлению заказов по товарным поставкам или по оказанию услуг с целью обеспечения нужд муниципального или государственного масштаба.
Несмотря на то, что контроль всех сфер деятельности УП осуществляется собственником его имущества, ответственность за понесенные убытки возлагается только на его руководителя:
- в случае, если эти убытки стали причиной его действий или наоборот бездействия;
- в порядке, установленном действующими нормативными актами. В частности, ст. 15 Гражданского Кодекса РФ, Трудовым кодексом РФ (ст. 81, п. 9), федеральным законом «О банкротстве» №127-ФЗ (ст. 226) и прочими документами;
- у учредителя есть также право подать в суд на взыскание убытков с руководителя.
Стоит остановиться еще на одном аспекте, который касается ответственности по обязательствам:
- Унитарное предприятие берет на себя ответственность исключительно по своим долгам, причем всем своим имуществом. А вот обязательства его учредителя предприятия не касаются, как и учредителя не касаются долги созданной им организации.
- Однако на собственника имущества казённого УП распространяется субсидиарная ответственность по задолженностям этой структуры, но только в том случае, если ее имущества для погашения имеющихся обязательств не хватает.
Прежде всего, переданное предприятию имущество не признается его собственностью, а используется им в порядке оперативного управления или хозяйственного ведения. Оно не может быть разделено на паи, вклады или иным образом. Но при этом оно обособлено от его собственника.
Имущество, имеющееся у УП, может быть сформировано за счет:
- активов, которые закреплены их собственником за предприятием;
- доходов, которые получены организацией в ходе ее деятельности и на часть которых имеет право собственник;
- иных ресурсов, которые пополняются из различных источников, но не противоречащих нормам действующего законодательства.
В случае, если право собственности на предприятие (за исключением казенного) как имущественный комплекс переходит к другому собственнику, то указанная структура оставляет за собой имущество, переданное ей в рамках хозяйственного ведения или оперативного управления.
Порядок распоряжения имуществом прописан в статьях 18-19 закона №161-ФЗ. В частности:
- Недвижимость без согласия ее собственника нельзя сдавать в аренду, превращать в залог и т. д.
- Движимым имуществом (при условии, что оно принадлежит структуре на праве хозяйственного ведения) УП может распоряжаться самостоятельно (за исключением казённого учреждения).
- Казенные организации обязаны согласовывать направления использования любого имущества со своими учредителями.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются особым видом юрлиц. Специфика в первую очередь связана с имущественным положением этих субъектов. Рассмотрим далее, что собой представляют государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Что такое унитарное гос. предприятие и МУП? Как выше было сказано, ключевым критерием выделения этих юрлиц выступает имущественный статус. Считается, что унитарные государственные и муниципальные предприятия – некоммерческие организации. Однако это не совсем так.
Эти юрлица могут осуществлять предпринимательскую деятельность, однако она должна находиться строго в рамках целей, для которых они созданы. При этом вся прибыль должна идти на развитие унитарных предприятий. Они обладают определенным имуществом, однако имеют на него ограниченные права.
Материальные ценности, вверенные учреждениям, являются неделимыми и не могут распределяться по долям, в том числе между сотрудниками.
Предпринимательское право России
Для лучшего их понимания отметим основные признаки государственного унитарного предприятия. Юрлицо создается путем выделения определенной части из общего имущества. В качестве собственника выступает государство.
И именно за ним сохраняется право полного распоряжения имуществом, переданным в ведение ГУП. Материальные ценности предоставляются в хозяйственное ведение либо оперативное управление. В создаваемых юрлицах не предусматривается членство.
Орган управления является единоличным.
Такие фирмы имеют ряд отличительных признаков. Существуют таблицы, в которых наглядно определены признаки таких фирм:
- имущество неделимо;
- существует предмет и цель его деятельности, а также обязательный устав;
- только государство и муниципалитет могут выступать ими.
Каждый признак, совместно с остальными, определяет положение фирмы.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Термин «унитарное» (от лат. unitas — единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. В унитарном предприятии, образованном в соответствии с гражданским законодательством России, такое единство выражается в ряде признаков, характеризующих статус юридических лиц данного вида. [5]
Правовая природа унитарного предприятия не предполагает многообразия форм собственности, используемой при его создании — такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной (муниципального образования) собственности (п. 1 ст. 113 ГК РФ.). Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, запрещено императивной нормой.
Законодатель регулирует деятельность данных организаций в:
- Гражданском Кодексе РФ (ст. 113-115);
- N 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных предприятиях»;
- Уставных документах организации.
Согласно перечисленным нормам, данные организации наделяются всеми правами юридических лиц. В то же время они ограничены в отдельных проявлениях товарно-рыночных отношений. Кратко они изложены ниже в данной статье.