Что такое репатриация валюты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое репатриация валюты». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

О том, что такое репатриация иностранной валюты и валюты РФ для резидентов РФ, написано в ст. 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Упомянутая репатриация предусматривает 2 аспекта:

  • Резиденты — участники международных контрактов при осуществлении экспорта товаров обязаны обеспечить получение на свои счета в РФ выручки по таким контрактам. Причем данная выручка может быть как в инвалюте, так и в рублях РФ.
  • Резиденты — участники международных контрактов при заключении соглашений об импортных поставках должны обеспечить соответствие уплаченных зарубежным контрагентам сумм и фактической стоимости полученных по импорту товаров. Если же денег по контракту уплачено больше, чем получено товаров — «излишки» следует вернуть в РФ.

Требование о репатриации денежных средств — одна из основных возможностей госрегулирования валютного обращения, позволяющая ограничить отток денежных средств из страны. Поэтому в сфере репатриации валют действует комплекс ограничительных мер и контрольных процедур, установленный законодательством.

Репатриация резидентами иностранной валюты в РФ — это…

Эта обязанность, налагаемая на резидентов-импортеров, закрывает второй возможный путь вывода валют из РФ. Смысл этой меры в том, чтобы лишить участников внешнеэкономической деятельности возможности заключать подложные договоры, по которым из РФ будут выводиться деньги на зарубежные счета без реальных поставок соответствующих товаров в РФ.

В данном случае в качестве контрольных моментов:

  • тоже оформляются паспорта сделок по импортным контрактам;
  • действует система обмена информацией между органами и агентами валютного контроля, отслеживающими переводы денег и фактические поставки товаров (об этом также рассказывается в предлагаемой выше статье о валютном контроле на таможне).

Законодательством установлена как административная, так и уголовная ответственность за невозврат валюты. Административная ответственность установлена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, уголовная ответственность – статьей 193 УК РФ.

Мерой наказания по административной ответственности установлены штрафы, причем весьма существенные. Уголовная же ответственность предполагает штраф, принудительные работы сроком до 4 лет или лишение свободы сроком до 5 лет, если деяние было совершено в особо крупном размере, то есть сумма не репатриированных средств превысила 45 миллионов рублей. Для крупного размера порог суммы составляет 9 миллионов рублей.

На момент подготовки данного материала в Минфине в рамках либерализации валютного законодательства обсуждается возможность исключения из Уголовного кодекса статьи 193 с одновременным отнесением её состава к квалифицирующим признакам статей 159, 171, 174, 196 УК РФ.

Юристы нашей компании подготовили несколько рекомендаций по возможным действиям участника ВЭД при неисполнении его контрагентом обязательств по контракту.

Во-первых, не стоит дожидаться фактического возбуждения дела об административном правонарушении по факту не репатриации денежных средств. Необходимо заранее подготовить доказательства принятия мер к проверке поставщика до заключения контракта.

Во-вторых, по истечению срока исполнения контрагентом своих обязательств по договору, необходимо незамедлительно инициировать претензионную, судебную и иную работу, направленную на восстановление нарушенного права.

Одной из дополнительных мер может быть направление в Торгово-промышленную палату страны поставщика официального запроса с просьбой об оказании содействия в поиске организации и урегулировании ситуации. После направления запроса необходимо сохранить подтверждение отправки.

Данные рекомендации носят общий характер, конкретный перечень шагов зависит от индивидуальных обстоятельств ситуации. Помимо перечисленных мер существует и ряд других эффективных инструментов по минимизации рисков при привлечении участника ВЭД к административной ответственности за невозврат валюты. Главное в ситуации с репатриацией – начать масштабную работу по принуждению контрагента к исполнению своих обязательств.

Репатриация валюты: как избежать штрафа?

Юристы нашей компании готовы оказать правовую помощь как по минимизации рисков привлечения к административной ответственности при не репатриации валютной выручки, так и комплексным ведением дел по невозврату денежных средств. В практике наших юристов более 40 дел, связанных с привлечением участника ВЭД к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

Стоимость юридической консультации по конкретной ситуации составляет от 5 тысяч рублей. Предварительная оценка перспектив дела производится бесплатно.

Репатриация валюты – это процедура, которая осуществляется с целью возврата денежных средств на родину из другого государства.

Под репатриацией также понимают сознательную попытку государственных лиц вернуть денежный капитал, который незаконным путем был переведен за границу. В этом случае репатриация – это инструмент для правительства и Банка России:

  1. осуществлять контроль показателей инфляции;
  2. следить за изменениями курса государственной валюты;
  3. контролировать уровень качества финансовых расчетов.

Процедура репатриации будет также полезной в случае экспорта капитала. В данной ситуации репатриация позволяет государству повысить:

  1. показатели валютно-обменных операций;
  2. показатели национального баланса платежей.

В процессе репатриации валюты принимают участие два государства – государство, которое хочет вернуть денежные средства, и государство, в котором эти деньги находятся.

Валютный контроль за внешнеторговыми операциями

Репатриацию валюты используют как способ экономического развития страны. К этой процедуре вспоминают, когда в государстве прогрессирует кризис. В этот период правительство старается ограничивать потоки денежных средств. Когда экономическая ситуация в стране становится более стабильной, правительство послабляет ограничения на экспорт и импорт денежных капиталов.

Регулировать денежные потоки могут также для удовлетворения интересов национальных компаний-монополий.

Бывают случаи, когда государство решает получить прибыль, которую оно получило от иностранных вложений. Репатриация прибыли в этой ситуации связана с акциями. Возврат денежной прибыли обозначает продажу акций.

Процесс продажи акции – это их обмен на валюту, которую государство-продавец может легко обналичить на своей территории. После продажи продавец уходит из рынка. Покупать и продавать акции государство может несколько раз в день.

Пока не разработано никаких универсальных международных правил, которые могли бы регулировать процесс уплаты налогов на репатриацию дохода. Кроме того, каждая страна может иметь собственную систему сбора денежных средств в государственный бюджет. Например, Кипр установил нулевую налоговую ставку. Страны, которые являются участниками ЕС, устанавливают налоговую ставку на уровне 10% и выше.

Для России процедура репатриации является вариантом защиты экономической системы от оттока денежных капиталов за границу.

На данный момент репатриация валютной выручки – это самое приоритетное законодательственное направление. В будущем правительство будет ужесточать и детализировать этапы репатриации с участием резидентов РФ.

Что такое репатриация? Это возвращение кого-либо или чего-либо из-за рубежа на родину. К примеру, граждане, которые проживают за границей, по каким-то обстоятельствам решают приехать обратно в страну, где они родились и выросли. Обычно так возвращаются люди на свою этническую родину. В международной практике право на репатриацию было зафиксировано в Женевской конвенции от 1949 года. При ее принятии рассматривались вопросы возвращения граждан на родину в мирное время, в противовес перемещению граждан из страны в страну в период военных действий. Кроме этого, существует понятие «репатриация выручки». В этом случае денежные средства, которые человек заработал за границей, направляются на его родину. Термин может быть связан и с областями искусства и культуры. В данном случае те либо другие ценности, которые находятся за границей, направляются в государство своего исторического происхождения.

Гражданская репатриация – это процедура, имеющая свою специфику в зависимости от нормативной базы страны, выступающей в качестве родины для людей. В ряде государств взаимодействие правительства с переселенцами имеет свои национальные особенности. Например, в некоторых странах граждане, вернувшиеся на родину, имеют право на временное проживание. В нормах других государств предусмотрено получение гражданства этими людьми. В мире существуют страны, в которых доля репатриантов достаточно высока. В частности в Израиле переселенцами является пятая часть всего населения. В некоторых странах проблеме возврата граждан на родину уделяется особое внимание. К их числу, в частности, относят Россию, Армению, Венгрию, Германию, Грецию и др. Переселенцам здесь гарантируется достаточно много гражданских прав. Как считают эксперты, репатриация – это весьма позитивное явление. В первую очередь такое мнение обусловлено тем, что при возвращении граждан на родину пополняются трудовые и демографические ресурсы. Исходя из этой точки зрения, репатриация – это большое благо для государства.

Любое международное перемещение финансовых средств, в том числе и репатриация валютной выручки, выступает в качестве одного из инструментов национальной стратегии, в соответствии с которой развивается экономика. Выше было сказано, что существуют государства-импортеры денег. Как правило, их политика находится в зависимости от реального положения дел в экономической сфере. В случае нормального, стабильного развития государство смягчает ограничения на вывоз и ввоз финансовых средств.

Репатриация капитала касается непосредственно резидентов России, которые осуществляют внешнеторговую деятельность. На них распространяются нормы, согласно которым устанавливается обязательство обеспечивать получение от зарубежных субъектов деньги за услуги и товары в уполномоченных банковских организациях. Кроме того, на территорию России должны возвращаться финансы резидентов в том случае, если зарубежному партнеру была перечислена предоплата, но он не поставил в РФ услуги или товары, принадлежащие ему. В качестве исключения из правил (когда осуществлять какие-либо возвраты на родину нет необходимости) выступают случаи, при которых взаимодействие с иностранными партнерами основывается на выполнении определенных видов кредитных (долговых) обязательств.

  • Что такое ПМЖ? Чем отличается ПМЖ от ВМЖ и в какую страну легче всего выехать.
  • «Толпой на одного» или что такое интервенция
  • Централизация — это… Государственная централизация
  • Как получить гражданство Израиля гражданину России? Особенности
  • Что такое таможня и какую функцию она выполняет?
  • Императивный метод правового регулирования — это что такое?
  • Протекционизм — это… Политика защиты внутреннего рынка и интересов национальных производителей

Валютное законодательство РФ в 2018 году

Счет 52 в бухгалтерском учете

Счет-проформа: образец заполнения

Курсовая разница в налоговом учете – 2017

Открытие валютного счета

Все, кто интересуется экономикой, слышали о проблеме, связанной с «утеканием» капиталов за рубеж. Государство борется с ним различными способами. Один из путей, позволяющий ограничить «вывоз» капитала – репатриация валютной выручки. Рассмотрим, в чем заключается это ограничение и какие последствия оно влечет за собой для бизнесменов, занимающихся внешней торговлей.

Валютные операции / 10:30 30 сентября 2020
Валютный доход в сфере IT и образования не потребует репатриации

13:45 7 марта 2014
Николай Журавлев призвал к жестким мерам против валютных спекулянтов

Профилактика нарушений валютного законодательства

Чтобы ваша компания не столкнулась с неприятными последствиями нарушения валютного законодательства РФ, мы собрали самые важные рекомендации здесь.

Валютные операции осуществляются в безналичной форме

Все валютные операции осуществляются строго в безналичной форме. Исключение составляют операции, перечисленные в статье 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).

Резиденты имеют право открывать счета в банках за рубежом. Через них возможно осуществлять только те операции, которые указаны в статье 12 Закона № 173-ФЗ.

Об открытии (закрытии) таких счетов и об изменении их реквизитов резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов.

Уведомление осуществляется по специальной форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 28.08.2018 № ММВ-7-14/507@ «Об утверждении форм, форматов уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и способа их представления резидентом налоговому органу, формы уведомления о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось»

При первом переводе денежных средств со своего счета в уполномоченном банке (например, из Альфа-Банка ) на свой счет, открытый за рубежом, резидент должен предъявить банку уведомление налогового органа с отметкой о принятии указанного уведомления. Также резиденты должны ежеквартально представлять в налоговый орган отчет о движении средств по счетам, открытым за рубежом.

Требование о репатриации (от лат. patrio — «отечество», «страна», repatriate — «возвращать в страну, на родину») установлено в статье 19 Закона № 173-ФЗ, которая так и называется «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации».
Репатриация распространяется на следующих резидентов РФ, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность:

— на резидентов, которые предоставляют займы нерезидентам (по договорам займа),
— на резидентов, которые работают по внешнеторговым договорам (экспорт и импорт товаров, работ, услуг) с нерезидентами.

Статья 19 Закона № 173-ФЗ по общему правилу обязывает резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности:

1. в указанные во внешнеторговых договорах сроки получить от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках валюту (иностранную или РФ), которая причитается им по условиям таких внешнеторговых договоров, за:

— переданные нерезидентам товары;
— выполненные для нерезидентов работы;
— оказанные нерезидентам услуги;
— переданные нерезидентам информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

То есть если нерезиденту предоставлена отсрочка платежа по внешнеторговому договору, резидент должен своевременно получить причитающуюся по такому договору экспортную выручку.

2. в указанные во внешнеторговых договорах сроки обеспечить возврат нерезидентом на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств (иностранную валюту или валюту РФ), уплаченных нерезидентам за:

— неввезенные в РФ (неполученные на территории РФ) товары;
— невыполненные работы;
— неоказанные услуги;
— непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

То есть резидент должен обеспечить возврат авансового платежа в случае неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору.

при предоставлении резидентами нерезидентам иностранной валюты или валюты РФ в виде займов:

в указанные в договоре займа сроки обеспечить получение от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договора займа Требование о репатриации не применяется к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, за исключением договоров, существенные условия которых были изменены после 14.04.2018. .

Для контроля соблюдения резидентами — участниками внешнеэкономической деятельности требования о репатриации, установленного в статье 19 Закона № 173-ФЗ, государство обязывает резидентов представлять в уполномоченные банки информацию об ожидаемых сроках репатриации:

по внешнеторговым договорам:

  • при платежах по импорту (в виде двух дат):
    • ожидаемого срока исполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору путем поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
    • срок возврата нерезидентом аванса при неисполнении им своих обязательств по контракту.
  • при экспорте в виде срока поступления экспортной выручки от нерезидента за переданные товары/оказанные услуги/ выполненные работы и т.п.

по договорам займа в виде в виде графика возврата основного долга и процентов по договору займа, рассчитанного на основании условий договора займа- при постановке на учет кредитного договора, условиями которого предусмотрено предоставление резидентом нерезиденту займа.

Полученную информацию банк отражает в ведомости банковского контроля по принятому на учет внешнеторговому договору или договору займа. Ведомость банковского контроля формируется и ведется в электронном виде. Если в ведомости будет зафиксирована информация о том, что нерезидент не исполнил обязательства по внешнеторговому договору или договору займа в установленные сроки или превысил ожидаемые максимальные сроки, то в программном комплексе автоматически формируются и направляются в Банк России сведения о нарушении резидентом требований статьи 19 Закона № 173-ФЗ.

Что такое репатриация? Это возвращение кого-либо или чего-либо из-за рубежа на родину. К примеру, граждане, которые проживают за границей, по каким-то обстоятельствам решают приехать обратно в страну, где они родились и выросли. Обычно так возвращаются люди на свою этническую родину. В международной практике право на репатриацию было зафиксировано в Женевской конвенции от 1949 года. При ее принятии рассматривались вопросы возвращения граждан на родину в мирное время, в противовес перемещению граждан из страны в страну в период военных действий. Кроме этого, существует понятие «репатриация выручки». В этом случае денежные средства, которые человек заработал за границей, направляются на его родину. Термин может быть связан и с областями искусства и культуры. В данном случае те либо другие ценности, которые находятся за границей, направляются в государство своего исторического происхождения.

Гражданская репатриация – это процедура, имеющая свою специфику в зависимости от нормативной базы страны, выступающей в качестве родины для людей. В ряде государств взаимодействие правительства с переселенцами имеет свои национальные особенности. Например, в некоторых странах граждане, вернувшиеся на родину, имеют право на временное проживание. В нормах других государств предусмотрено получение гражданства этими людьми. В мире существуют страны, в которых доля репатриантов достаточно высока. В частности в Израиле переселенцами является пятая часть всего населения. В некоторых странах проблеме возврата граждан на родину уделяется особое внимание. К их числу, в частности, относят Россию, Армению, Венгрию, Германию, Грецию и др. Переселенцам здесь гарантируется достаточно много гражданских прав. Как считают эксперты, репатриация – это весьма позитивное явление. В первую очередь такое мнение обусловлено тем, что при возвращении граждан на родину пополняются трудовые и демографические ресурсы. Исходя из этой точки зрения, репатриация – это большое благо для государства.

Репатриация — это что такое? Репатриация валютной выручки

Существует несколько мнений о том, что такое репатриация прибыли. Как считает ряд экспертов, данная процедура представляет собой сознательную попытку государства вернуть капитал, вывезенный за его пределы ранее неправомерным способом. Рассматривая понятие с этой точки зрения, можно усмотреть в нем элемент национального финансово-кредитного регулирования. Контроль над репатриацией позволяет правительству и ЦБ сдерживать инфляцию, стабилизировать курс собственной валюты страны. Кроме этого, за счет управления перемещением денежных средств обеспечивается надлежащее качество экономических финансовых расчетов. Некоторые страны осуществляют экспорт капитала, неотъемлемым элементом работы с которым выступает репатриация валюты. Это позволяет правительствам повысить показатели обменных процессов и платежного баланса.

Любое международное перемещение финансовых средств, в том числе и репатриация валютной выручки, выступает в качестве одного из инструментов национальной стратегии, в соответствии с которой развивается экономика. Выше было сказано, что существуют государства-импортеры денег. Как правило, их политика находится в зависимости от реального положения дел в экономической сфере. В случае нормального, стабильного развития государство смягчает ограничения на вывоз и ввоз финансовых средств.

Однако при наступлении кризиса оборот финансов может стать строго лимитированным. Это, в частности, касается репатриации валюты, вложенной в экономику таких государств. Регулирование перемещения финансов может производиться в интересах существующих национальных монополий, а также для корректирования экономических макропоказателей. Закон о репатриации в том или ином государстве может предусматривать дополнительные гарантии для процедур трансграничного перемещения денег, обеспечение страховой защиты иностранных финансов в случае политических рисков.

Резиденты, заключившие с нерезидентами внешнеторговые договоры (предметом которых могут являться купля-продажа или поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности) и договоры займа, в случае невыполнения обязанности по репатриации денежных средств (в рублях или в иностранной валюте) могут быть привлечены к административной ответственности на основании частей 4, 5, 5.1 и 5.2 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в следующих случаях:

  1. При нарушении предусмотренного внешнеторговым договором срока зачисления средств на счета резидента в российские банки – штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных с нарушением срока, за каждый день просрочки для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей для должностных лиц организаций;
  2. При невыполнении обязанности по зачислению средств по внешнеторговому договору на счета резидентов в российских банках вовсе – штраф в размере от 75% до 100% не зачисленных денежных средств для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей для должностных лиц организаций.
  3. При повторном совершении указанных выше деяний должностным лицом организации оно подлежит дисквалификации сроком от 6 месяцев до 3 лет.

Отметим, что перечисленные выше штрафы по-прежнему могут применяться исключительно к юридическим лицам, ИП и должностным лицам организаций. По данному составу правонарушения для физических лиц, не являющихся ИП или должностным лицом организации, не предусмотрена административная ответственность.

После вступления в силу поправок в КоАП РФ за перечисленные выше правонарушения в сумме до 100 000 000 рублей может быть применено административное предупреждение взамен штрафа. Однако, законопроектом о внесении поправок в КоАП РФ не уточняется порядок выбора меры ответственности (предупреждение или штраф) при правонарушениях на сумму менее 100 000 000 рублей, из чего можно сделать вывод о том, что такой выбор осуществляется по усмотрению органа валютного контроля (территориальные органы ФНС России по месту учета соответствующего юридического лица или ИП).

Если сумма средств, зачисленных на счета резидентов с нарушением срока договора или не зачисленных вовсе, в течение календарного года составляет более 100 000 000 рублей и деяние было совершено впервые, то применяется только административный штраф в указанных выше размерах, вынесение административного предупреждения взамен штрафа не осуществляется.

Вводится также несколько мер по изменению условий наступления уголовной ответственности за невыполнение обязанности по репатриации денежных средств резидентами. Так, часть 1 статьи 193 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) предусматривает ответственность за совершение данного деяния в крупном размере. При этом, в отличие от состава административно-правового правонарушения, данный состав преступления включает в себя только внешнеэкономические договоры, но не договоры займа.

Под крупным размером ранее понималась сумма свыше 9 000 000 рублей. Поправки к УК РФ предусматривают повышение порога крупного размера до суммы, превышающей 100 000 000 рублей. Равным образом, для данного состава преступления был повышен и порог особо крупного размера: ранее он составлял 45 000 000 рублей, но после вступления в силу рассматриваемых поправок в УК РФ будет увеличен до 150 000 000 рублей.

Обязательным условием наступления уголовной ответственности по части 1 статьи 193 УК РФ является предшествующее привлечение лица к административной ответственности за аналогичное деяние (невыполнение обязанности по репатриации) в порядке части 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ. Т.е. если лицо не обеспечило возврат денежных средств по внешнеторговому договору в российский банк, а сумма не зачисленных средств не превышает порога особо крупного размера в 150 000 000 рублей, и такое лицо не привлекалось ранее к административной ответственности за аналогичное нарушение на сумму более 100 000 000 рублей, то уголовная ответственность в отношении него не применяется.

Сами меры уголовной ответственности по статье 193 УК РФ не были изменены и по-прежнему составляют:

  1. для крупного размера — штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей, либо штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительные работы сроком до 3 лет, либо лишение свободы сроком до 3 лет;
  2. для особо крупного размера, а также при совершении преступления организованной группой лиц, либо с использованием подложного документа или специально созданного для совершения преступления юридического лица — лишение свободы сроком до 5 лет, в дополнение к нему может применяться штраф в размере 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет.

Репатриация валютной выручки

Репатриация валютной выручки — один из институтов, заимствованных новым Законом о валютном регулировании из ранее действовавшего нормативного акта.

Случаи, в которых допускается возможность невозврата валютной выручки, исчерпывающим образом перечислены в ч. 2 ст. 19 Закона.

Незачисление резидентами на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ по иным основаниям, нежели перечисленным в ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании, будет представлять собой нарушение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и повлечет ответственность.

Особо хотелось бы подчеркнуть, что ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании фактически вывела за рамки законных любые взаимозачеты между резидентами и нерезидентами, за исключением случаев, перечисленных в указанной статье. Невозврат выручки (аванса) резидента в результате заключения между резидентом и нерезидентом акта зачета однородных встречных требований (за исключением случаев, перечисленных в п. 4, 5 ст. 19 Закона о валютном регулировании) будет рассматриваться фискальными органами как нерепатриация.

Исходя из понятия внешнеторговой деятельности действие ч. 1 ст. 19 Закона распространяется на резидентов при осуществлении ими внешнеторговой деятельности и заключении внешнеторговых договоров (контрактов).

В силу ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под понятие внешнеторговой сделки не подпадают все валютные операции, предусмотренные ч. 9 ст. 1 Закона о валютном регулировании.

Иной подход используется законодателем при определении понятий внешней торговли услугами (работами), информацией и результатами интеллектуальной деятельности, что следует из п. 5, 6, 8 ст. 2 Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Указанные сделки квалифицируются в качестве внешнеторговых исходя из субъектного состава соглашения: если одна сторона сделки является резидентом, а вторая — нерезидентом в соответствии с требованиями п. 6, 7 ст. 7 Закона о валютном регулировании, сделка считается внешнеторговой. Соответственно резиденты, являющиеся стороной по такой сделке, осуществляют внешнеторговую деятельность.

Резидент при заключении с нерезидентом договора на оказание услуг (выполнение работ), договоров на передачу результатов интеллектуальной деятельности в той или иной форме (в том числе договоров концессии, лицензионных договоров), а также любых иных договоров, фактически подпадающих под понятия, закрепленные п. 5, 6, 8 ст. 2 Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, становится участником внешнеторговой деятельности вне зависимости от того, на территории какого государства происходит соответствующее оказание услуг (выполнение работ), передача результатов интеллектуальной деятельности.

Правильная квалификация сделки в качестве внешнеторговой особенно важна для тех резидентов, которые осуществляют внешнеторговую деятельность, предусмотренную п. 5, 6, 8 ст. 2 Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, взаимодействуя с нерезидентами на территории РФ и рассчитываясь по таким сделкам в валюте Российской Федерации.

На практике многие участники внешнеторговой деятельности при взаимодействии с фискальными органами столкнулись с интересным вопросом: что подразумевается в ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании под термином «сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами)»? Идет ли речь о существенных условиях договора? Каким образом исчислять сроки исполнения обязательств и репатриации выручки, если сроки прямо не указаны во внешнеторговых договорах и т.д.?

Применительно к экспортным операциям ответ на первый вопрос довольно прост — это срок оплаты нерезидентом за поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы, переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности). Если этот срок во внешнеторговом договоре оговорен, нерезидент исполнил свои обязанности в срок, репатриация произошла, соответственно все требования закона исполнены.

Аналогичным образом складывается и арбитражно-судебная практика. В частности, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 15.05.2001 N Ф03-А04/01-1/845 сделан вывод, что в случаях, когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 810 ГК РФ).

Необходимо отметить, что аналогичная позиция применяется ФТС согласно ее Методическим рекомендациям и в том случае, если в договоре на импорт товаров не определен «срок поставки товара после его оплаты».

Что такое репатриация: привилегии, особенности репатриации в России

Валютная выручка представляет собой сумму поступлений, получаемых в результате экспорта товаров и услуг, выпуска акций и других ценных бумаг, имеющих номинальную стоимость в иностранных валютах, и еще от международных займов.

Порядок ведения и распоряжения валютными поступлениями определяется законодательством государства в зависимости от ее национальной валюты. В странах, для которых характерен государственный монополизм в отношении валюты, вся подобная прибыль поступает в распоряжение государства.

Репатриацией денежных средств называют процедуру, осуществляющуюся для того, чтобы вернуть валютный капитал на родину из-за границы.

В качестве репатриации также воспринимают сознательную попытку правительства произвести возврат денежных средств, которые противозаконным образом перевезли за рубеж.

В данной ситуации этот процесс является государственным инструментом регулирования экономических процессов в стране.

Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации представляет собой осознанную попытку со стороны государства вернуть средства, которые были ранее вывезены за рубеж незаконными методами. При рассмотрении понятия с данной точки зрения можно отметить наличие в нем элемента национального финансового регулирования.

Репатриация контролируется на государственном уровне и Центробанком для того, чтобы сдержать инфляционные процессы, повысить стабильность курса валюты страны. Управляя перемещением финансовых потоков, возможно с большей вероятностью обеспечить соответствующее качество экономических расчетов.

Полезность такой процедуры, как репатриация, оценили при экспорте капитала. В этом случае она помогает государству в повышении показателей:

  • обменных финансовых операций;
  • баланса государственных платежей.

Во время валютной репатриации в процессе участвуют сразу 2 государства, а именно, страна, желающая вернуть собственные финансы, и страна, в которой находится данный капитал.

В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации №173 от 10 декабря 2003 года, репатриация должна быть осуществлена в сроки, определенные внешнеэкономическими контрактами. На законодательном уровне установлена подобная норма из-за того, что все взаимоотношения на договорной основе индивидуальны.

По одним из них оплата осуществляется единовременным платежом, по остальным же частями, к примеру, ежеквартально. По некоторым оплату вносят только после получения продукции, по другим действует авансовая система платежей.

Определен следующий порядок действий в случае обязательной продажи организациями полученной ими валютной выручки.

Для каждой компании уполномоченная банковская организация открывает сразу 2 счета:

  • транзитный счет, который предназначен для зачисления валютных поступлений в полном размере, поначалу именно на него зачисляют все полученные средства;
  • текущий банковский счет, требуемый для учета финансов, которые остались в распоряжении организации после того, как была произведена обязательная продажа валютных поступлений.

Как только будет произведено зачисление средств, уполномоченная банковская организация должна не позже следующего рабочего дня сообщить об этом компании. После этого банку поручают продать поступления и перечислить средства, оставшиеся после предыдущей операции, на принадлежащий предприятию валютный банковский счет.

Если же банковской организации не было представлено поручение на продажу выручки в течение двух недель начиная с ее зачисления на транзитный счет, банк, который выступает в роли агента валютного контроля, обязуется осуществлять продажу половины выручки организации по собственной инициативе.

Репатриация выручки по внешнеторговым сделкам

В соответствии с инструкцией Центрального банка Российской Федерации, к валютным поступлениям, которые не подлежат обязательной продаже, можно отнести следующие:

  • денежные средства, внесенные в уставной фонд в качестве взноса, а еще доходы, которые были получены в результате участия в капитале;
  • привлеченные займы, в том числе депозиты и вклады, а также средства, выплачиваемые с целью погашения полученных ранее кредитов (де­позитов, вкладов) с учетом начисляемых процентов;
  • пожертвования, внесенные в качестве благотворительности;
  • валютная выручка компаний, которые осуществляют реализацию товаров, а также работ и услуг, в пределах России на основе лицензии Центробанка России и т.д.

В остальных же случаях валютная выручка подлежит обязательной продаже.

При выявлении фактов недополучения валютной выручки, виновная сторона понесет следующее наказание:

  • наложение штрафных санкций, величина которых варьируется от 100% до 200% от стоимости материальных ценностей и автотранспорта, считающихся непосредственными объектами совершенного правонарушения, при этом может быть произведена их конфискация;
  • взыскивание с виновной стороны стоимости подобных материальных ценностей и автотранспорта либо без него;
  • отзыв лицензии либо квалификационного аттестата.

В конце можно отметить, что одним из основных вариантов, позволяющим существенно снизить отток капиталов из государства, является репатриация иностранной валюты.

Если судить по принятым законопроектам и рассматриваемым на данный момент законодательным актам, тогда можно сделать вывод, что имеется приоритетная тенденция в отношении дальнейшего усовершенствования российского законодательства в этом вопросе.

Необходимо сказать, что в мировой практике не принято каких-либо единых универсальных норм, касающихся налоговой ставки, регулирования уплаты сбора. Кроме этого, в пределах каждого государства может действовать достаточно сложная система по исчислению таких сумм в казну. В некоторых странах ЕС, например, налоговая ставка 10% и более.

Тонкости расчетов

Репатриация капитала касается непосредственно резидентов России, которые осуществляют внешнеторговую деятельность. На них распространяются нормы, согласно которым устанавливается обязательство обеспечивать получение от зарубежных субъектов деньги за услуги и товары в уполномоченных банковских организациях. Кроме того, на территорию России должны возвращаться финансы резидентов в том случае, если зарубежному партнеру была перечислена предоплата, но он не поставил в РФ услуги или товары, принадлежащие ему. В качестве исключения из правил (когда осуществлять какие-либо возвраты на родину нет необходимости) выступают случаи, при которых взаимодействие с иностранными партнерами основывается на выполнении определенных видов кредитных (долговых) обязательств.

В статье 19 Федерального закона №173-ФЗ сказано, что для совершения репатриации существуют специальные сроки. Такие сроки должны быть четко определены в рамках внешнеэкономического договора. Такая закономерность нужна для того, чтобы у сторон было право устанавливать индивидуальные договорные условия. Например, срок может исчисляться единоразово или ежедневно, ежеквартально или ежегодно.

Порядок оплаты также может быть установлен договором. Она может производиться стороной по факту доставки товара или выполнения услуги, или с применением авансового платежа (50%, 100%).

Законодательством России предусмотрены меры ответственности в сфере репатриации валютной выручки. Это административная ответственность, содержащаяся в нормах права КоАП РФ. Субъектами таких правоотношений выступают должностные лица и юридические лица.

Штрафные санкции

Штрафные санкции предусмотрены за невыполнение обязанностей по заключенному контракту. В соответствии со статьей 15.25 назначается наказание:

  1. Для должностных лиц – штраф от 4 до 5 тысяч рублей.
  2. Для юридических лиц – штраф от 40 до 50 тысяч рублей.

Сроки и способы оплаты штрафов стандартные.

В России существует целый институт репатриации. Он является важным инструментом валютных правоотношений. Такой рычаг действует сразу в 2 направлениях – обеспечение государства иностранной валютой и сохранение материальных благ внутри страны.

О том, что такое репатриация иностранной валюты и валюты РФ для резидентов РФ, написано в ст. 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Упомянутая репатриация предусматривает 2 аспекта:

  • Резиденты — участники международных контрактов при осуществлении экспорта товаров обязаны обеспечить получение на свои счета в РФ выручки по таким контрактам. Причем данная выручка может быть как в инвалюте, так и в рублях РФ.
  • Резиденты — участники международных контрактов при заключении соглашений об импортных поставках должны обеспечить соответствие уплаченных зарубежным контрагентам сумм и фактической стоимости полученных по импорту товаров. Если же денег по контракту уплачено больше, чем получено товаров — «излишки» следует вернуть в РФ.

Требование о репатриации денежных средств — одна из основных возможностей госрегулирования валютного обращения, позволяющая ограничить отток денежных средств из страны. Поэтому в сфере репатриации валют действует комплекс ограничительных мер и контрольных процедур, установленный законодательством.

1. При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:

  • 1) получение от нерезидентов на свои банковские счёта в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • 3) получение от нерезидентов на свои банковские счёта в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

1.1. В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключённых между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

  • 1) о сроках получения от нерезидентов на свои счёта в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) либо о сроках иного исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации;
  • 2) о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счёт осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов);
  • 3) о сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им резидентами займов в соответствии с условиями договоров займа.

1.2. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 настоящей статьи, и последующего её отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Репатриация валюты – это процедура, которая осуществляется с целью возврата денежных средств на родину из другого государства.

Под репатриацией также понимают сознательную попытку государственных лиц вернуть денежный капитал, который незаконным путем был переведен за границу. В этом случае репатриация – это инструмент для правительства и Банка России:

  1. осуществлять контроль показателей инфляции;
  2. следить за изменениями курса государственной валюты;
  3. контролировать уровень качества финансовых расчетов.

Процедура репатриации будет также полезной в случае экспорта капитала. В данной ситуации репатриация позволяет государству повысить:

  1. показатели валютно-обменных операций;
  2. показатели национального баланса платежей.

В процессе репатриации валюты принимают участие два государства – государство, которое хочет вернуть денежные средства, и государство, в котором эти деньги находятся.

В Российской Федерации закон о репатриации был принят в 2006 году. Но, до сих пор не начал полноценно функционировать. После 2006 года он был переработан, а с 2012 года получил статус бессрочного, наряду с программой репатриации.
Она подразумевает свод правил и положений, определяющих, что принимать участие в программе могут:

  • лица с бывшим гражданством СССР;
  • лица, проживающие в бывших союзных республиках;
  • граждане России, проживающие в других странах;
  • выходцы из СССР и их потомки.

В соответствии с Законом, репатриант может вернуть свои гражданские права намного быстрее иностранца, так как фактически он от них не отказывался. То есть не нужно получать гражданство заново, нужно его восстановить.

В связи с этим были упрощены некоторые бюрократические процедуры. К тому же к репатриантам применяется ряд льгот. Они быстрее решают вопрос с проживанием и недвижимостью, с трудоустройством и т.д.

Почему такие преимущества дает государство репатриантам? Потому что оно заинтересовано в возвращении людей, особенно если это специалисты высокого профиля, ценные трудовые кадры, способные и готовые сделать вклад в экономику страны.

Идеальный репатриант — это сильный и энергичный человек, не достигший пенсионного возраста.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.