Списание дебиторской задолженности на забалансовый счет в бюджетном учете

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание дебиторской задолженности на забалансовый счет в бюджетном учете». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросу порядка списания дебиторской задолженности и сообщает следующее.

Статьей 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также предусмотрены нормы, регулирующие ее списание (восстановление).

Общие требования к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 года N 393.

Порядок отражения на счетах бюджетного учета списания администратором доходов бюджета дебиторской задолженности, признанной в соответствии с законодательством Российской Федерации нереальной к взысканию, установлен положениями Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N 162н.

Списание в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, дебиторской задолженности по доходам, нереальной к взысканию, отражается по дебету счета 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Списание задолженности с забалансового учета согласно положениям пункта 339 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н, осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении


Минфин России разъяснил, какими актами регулируется вопрос признания задолженности по платежам в бюджет безнадежной ко взысканию.

Указано, что списание дебиторской задолженности по доходам, нереальной ко взысканию, отражается по дебету счета 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Задолженность с забалансового учета списывается на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов при наличии документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, в т. ч. при завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности.

В силу п. 11 ФСБУ «Доходы» сумма признанной сомнительной задолженности корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности.

Согласно разъяснениям, приведенным в письмах Минфина РФ от 18.10.2019 № 02-07-10/80328, от 14.06.2019 № 02-07-10/43339, 26.04.2019 № 02-07-10/31169, информация о суммах сомнительного долга отражается (в пределах сформированного резерва по сомнительной задолженности) на забалансовом счете 04. Дополнительной регламентации порядка формирования и использования резерва по сомнительной задолженности (уменьшения финансового результата на сумму сомнительных долгов и (или) отражения показателя задолженности, отнесенной к сомнительной задолженности) на уровне законодательного акта не требуется.

Таким образом, резерв по сомнительной задолженности формируется на забалансовом счете 04 (одновременно со списанием сомнительного долга с балансового учета). В дальнейшем суммы сформированного резерва на указанном забалансовом счете либо восстанавливаются, либо списываются безвозвратно.

Нюансы списания дебиторской задолженности в казенном учреждении

По результатам проведения годовой инвентаризации в казенном учреждении, относящемся к структуре МВД, выявлена дебиторская задолженность, числящаяся на балансе учреждения более года.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 8 ГК РФ гражданские права возникают, в частности, из договоров, предусмотренных законом, и из договоров, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Например, в силу ст.

454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

» » Конец года – время инвентаризаций обязательств и сверок, в том числе по кредиторке.

Смотрите, как считать срок исковой давности по кредиторской задолженности, счета учета и проводки списания кредиторской задолженности.

Полезный материал в статье Списание кредиторской задолженности: бухгалтерские проводки Скачать проводки Определение кредиторской задолженности – это обязательства организации по оплате полученных товаров, работ, услуг, по расчетам с бюджетом и персоналом, а также по поставкам товаров (работ, услуг) в счет авансов, полученных от контрагентов.

Казенное учреждение должно своевременно списывать безнадежную задолженность в бюджетном учете.

Действующим законодательством не установлен порядок действий при списании задолженности с бухгалтерского учета.

Поэтому учреждению следует установить такой порядок самостоятельно в своей учетной политике. В этом вам поможет статья. Дебиторская задолженность возникает, к примеру, в следующих случаях:

  1. если сотрудник не отчитался по суммам, полученным под отчет.
  2. если контрагент, получивший предоплату, не отгрузил учреждению оплаченные товары (работы, услуги);
  3. если учреждение не выполнило перед контрагентом свои обязательства по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав);

Как списать безнадежную дебиторскую задолженность T1M23S Списание безнадежной дебиторской задолженности Согласно пункту 339 Инструкции № 157н в учете дебиторскую задолженность нужно списать отдельно по каждому обязательству:

Согласно п.

150 инструкции от 16.12.2010 № 174н О боснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух версия для бюджетных, казенных и автономных учреждений Депонированную зарплату сотрудник вправе получить в течение срока исковой давности. После окончания этого срока невостребованную задолженность учреждения можно списать.

Такой порядок следует из положений приложения 1 к , Инструкции № 174н, Инструкции № 183н.

Депонированная зарплата представляет собой кредиторскую задолженность учреждения перед сотрудником.

› › › Кредиторская задолженность – это полученные обязательства: материальные, а так же иные активы, подлежащие обмену за работы, которые выполнены, или услуги, которые оказаны.

Также к кредиторке относится сумма долга перед работниками по заработной плате и иным долгам, а также платежи в бюджет.

может быть не погашенным по самым разным причинам: от отсутствия финансов у покупающей стороны до не предъявленных требований от кредитора.

Если возникают обстоятельства, когда покупающая или заказывающая сторона не в состоянии оплатить долги, то используется определение «задолженность, не востребованная кредиторами».

К текущей задолженности относится та, срок погашения которой не превышает прописанные договором сроки или не выше 3 лет. Просроченная, соответственно, та, которая не оплачена своевременно.

Когда дата оплаты не утверждена договором, законодательством такой долг именуется просроченным только спустя три года.

Сомнительная дебиторская задолженность

Размер невостребованной кредиторской задолженности определите по результатам инвентаризации и отразите в инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.

0504089). Решение о списании задолженности принимает руководитель учреждения (путем издания приказа) на основании заключения инвентаризационной комиссии.

Списанные с балансового учета суммы задолженности нужно отразить на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами». Но не всегда.

Всё для бухгалтера

ЗАБАЛАНСОВЫЙ УЧЕТ СПИСАННОЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

И. А. ВЛРПАЕВЛ, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Нижегородский коммерческий институт

Рассмотрим порядок забалансового учета списанной дебиторской задолженности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, в отношении которых в соответствии с положениями ч. 15, 16 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-Ф3) принято решение о предоставлении субсидий из соответствующего бюджета (бюджетные учреждения нового типа).

Бухгалтерский учет хозяйственной деятельности с 01.01.2011 ведется бюджетными учреждениями на основании приказа Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Планасчетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 174н). Этот приказ базируется на положениях Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).

В результате изменений с 01.01.2011 в организации и ведении учета бюджетных учреждений увеличился перечень активов и обязательств,

подлежащих учету за их балансом. Как и ранее на забалансовых счетах учреждения учитываются:

— ценности, находящиеся у учреждения в пользовании, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления1 (например арендованные объекты основных средств);

— материальные ценности, учет которых согласно Инструкции № 174н предусмотрен вне балансовых счетов (например введенные в эксплуатацию объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб., бланки строгой отчетности, имущество для награждения (дарения), оплаченные по централизованному снабжению, специальное оборудование для выполнения научно-исследовательских работи пр.);

— обязательства, ожидающие исполнения;

— дополнительные аналитические данные о проведенных операциях, необходимые для раскрытия сведений о деятельности учреждения в формируемой им отчетности2.

В перечень забалансовых счетов нового плана счетов добавлены следующие счета:

1 По мнению автора, включение в текст новых инструкций термина «право оперативного управления» может привести к возникновению проблем в учете, так как согласно требованиям ГК РФ и Закона № 83-Ф3 в оперативном управлении учреждений планируется оставить только особо ценное государственное имущество, полученное или приобретенное за счет бюджетных средств.

2 Ранее, в Инструкции № 148н, утвержденной приказом МинфинаРоссии от 30.12.2008 № 148н, присутствовалатрак-товка: «дополнительные аналитические данные о проведенных операциях, необходимые для раскрытия сведений об исполнении бюджета в бюджетной отчетности».

— 24 «Имущество, переданное в доверительное управление»;

— 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»;

— 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Таким образом, в забалансовом учете реализована возможность отделения имущества, переданного в пользование сторонним организациям, от имущества, находящегося в распоряжении самого учреждения.

Инструкция № 174н насчитывает 26 забалансовых счетов: с 01 по 26. Однако их число может быть и больше, так как учреждениям разрешается вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета. Учет на забалансовых счетах ведется по простой (униграфической) системе. Забалансовый счет либо дебетуется при постановке на учет активов и обязательств, либо кредитуется при списании их с учета.

Остановимся на порядке забалансового учета списанной дебиторской задолженности бюджетных учреждений.

Несвоевременное списание безнадежной дебиторской задолженности приводит к искажению данных отчетности бюджетного учреждения, а следовательно, к их недостоверности. Помимо этого дебиторская задолженность, отраженная в балансе бюджетного учреждения, не в последнюю очередь характеризует его финансовое состояние. Исходя из этого, бухгалтеру учреждения необходимо своевременно списывать дебиторскую задолженность по нормам действующего законодательства. Иначе учреждение могут ожидать санкции за искажение бухгалтерской отчетности, в частности административная ответственность — ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Что такое дебиторская задолженность? Очевидно, это задолженность дебиторов перед учреждением на определенную дату. Кто же такие дебиторы? Фактически это должники нашего учреждения — юридические и физические лица, которые задолжали нам определенную сумму денежных средств, их эквивалентов или других активов. В зависимости от обстоятельств (условий и сроков оплаты, доставки товаров, предоставления услуг, выполнения работ и т. п.) дебитором может стать любой из контрагентов. В частности, дебиторами могут быть:

• покупатели товаров (заказчики, получатели услуг);

• подотчетные лица;

• работники учреждения (в случае переплаты заработной платы, возмещения причиненных убытков от недостач и т. п.);

• поставщики и подрядчики (в случае предварительной оплаты за товары, работы, услуги);

• фискальные органы и государственные целевые фонды (в случае переплаты сумм налогов и сборов) и т. п.

Приложение N 1к приказу Федеральной службыфинансово-бюджетного надзора

от 1 апреля 2014 года N 99

1. Настоящий Порядок отнесения на забалансовый счет задолженности поуплате административных штрафов, признаваемой нереальной (безнадежной) квзысканию (далее – Порядок), определяет:

1.1 перечень обстоятельств, на основании которых задолженность по уплате административных штрафов в бюджет (далее – задолженность) признается нереальной (безнадежной) к взысканию;

1.2 порядок принятия решений о признании задолженности нереальной (безнадежной) к взысканию и ее отнесение на забалансовый счет при поступлении документов, подтверждающих обстоятельства, на основании которых задолженность по уплате административных штрафов признается нереальной (безнадежной) к взысканию.

Как списать нереальную к взысканию дебиторскую задолженность

Приложение N 2к приказу Федеральной службыфинансово-бюджетного надзора

от 1 апреля 2014 года N 99

1. Настоящий Порядок отнесения на забалансовый счет задолженности, невостребованной кредиторами, признаваемой нереальной (безнадежной) к востребованию кредитором (далее – Порядок), определяет:

1.1 Условия возникновения задолженности, невостребованной кредиторами:

– в случае переплаты административного штрафа по вынесенному постановлению;

– в случае ошибочных платежей, поступивших на лицевой счет Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных управлений.

1.2 Порядок принятия решений о признании задолженности нереальной (безнадежной) к востребованию кредитором и ее отнесение на забалансовый счет при поступлении документов, подтверждающих обстоятельства, на основании которых задолженность, невостребованная кредиторами, признается нереальной (безнадежной) к востребованию кредитором.

2. В случаях возникновения задолженности, невостребованной кредиторами необходимо предпринять меры по информированию плательщика о факте переплаты и порядке возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм в доход бюджета.

В случае отсутствия возможности информирования плательщика (отсутствие адреса) составляется акт о невозможности информирования плательщика и о причинах возникновения задолженности, невостребованной кредиторами.

3.

По истечении шести месяцев с даты информирования плательщика о факте переплаты и порядке возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм в доход бюджета, либо с даты составления акта о невозможности информирования, кредиторская задолженность признается невостребованной кредиторами и подлежит отнесению на забалансовый счет 20 “Задолженность невостребованная кредиторами”.

4.

Признание задолженности невостребованной кредиторами с отнесением ее на забалансовый счет 20 “Задолженность невостребованная кредиторами” осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (территориального управления) по итогам проведенной инвентаризации активов и обязательств, установившей обстоятельства, указанные в пункте 1.1 Порядка.

В бюджетном законодательстве такие нормы закреплены в ст. 47.2 Бюджетного Кодекса РФ. Учреждения госсектора при принятии решения о признании задолженности безнадежной могут учитывать отдельные положения ст. 47.2 БК РФ, а также нормы гражданского законодательства. Итак, дебиторская задолженность может быть признана безнадежной (нереальной к взысканию) в случае:

1. Истечения срока исковой давности (ст. 196, 197 ГК РФ).

Срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). При этом Гражданским кодексом РФ предусмотрены случаи приостановления и перерыва срока исковой давности.

В соответствии с п. 339 Инструкции № 157н задолженность неплатежеспособных дебиторов списывается с балансового учета и учитывается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». На этом счете задолженность, по которой еще остается возможность возобновить процедуру взыскания, числится для наблюдения в течение пяти лет.

Но есть исключение: если основания для возобновления процедуры взыскания задолженности отсутствуют (например, смерть должника), списанная с балансового учета учреждения задолженность, признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету не принимается.

Если в течение этих пяти лет возникнет возможность взыскания задолженности (изменится имущественное положение должника), то на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на лицевой счет учреждения поступлений от должника, задолженность списывают с забалансового учета и одновременно отражают на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Списание задолженности с забалансового учета осуществляется в следующих случаях (обязательно наличие документов, подтверждающих прекращение обязательства):

  • истек установленный срок исковой давности (подтверждаем ежегодной инвентаризацией 205 счета, оформляем Инвентаризационную опись расчетов по доходам ф.0504091)
  • организация ликвидирована (отсутствие в Реестре юридических лиц подтверждаем выпиской из ЕГРЮЛ)
  • вынесено решение суда (постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства)

Списание задолженности сначала с балансового учета, затем с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

Рассмотрим несколько практических примеров:

Пример 1. Автономное учреждение физкультуры и спорта в рамках приносящей доход деятельности предоставило услуги по прокату спортивного оборудования и инвентаря. Был заключен договор.

Цена по договору составляла 35 000 руб. Учреждение выставило счет на оплату услуг. Услуги учреждением были оказаны, а их оплата не получена, т. к.

на счета и имущество должника наложен арест и у него нет возможности расплатиться.

Служба приставов может снова начать действия по взысканию, например, если истец повторно передал им выданный судом исполнительный лист, который уже был на рассмотрении приставов, но по каким-либо причинам исполнительное производство было завершено. В случае возобновления процедуры взыскания или возврата долга неплатежеспособным должником ДЗ списывается со счета 04 и отражается на соответствующих балансовых счетах.

Данные о ликвидации юридического лица БУ может получить из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Такая информация доступна на сайте Федеральной налоговой службы или при личном обращении.

Там же можно проверить и благонадежность контрагента до совершения с ним каких-либо сделок: узнать статус организации, проверить, не является ли массовым адрес регистрации контрагента, подает ли он отчетность в налоговые органы и т. д.

– в размере до 100% суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

В бухучете дебиторскую задолженность нужно списать: после истечения срока исковой давности; в других случаях, когда она становится нереальной для взыскания, например, при ликвидации организации-должника. При этом сделайте следующие проводки: 1) в части задолженности по доходам – Дебет 0.

401.10.173 Кредит 0.205.ХХ.660 с одновременным принятием на забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»; 2) в части задолженности по расходам — Дебет 0.401.20.273 Кредит 0.206.ХХ.660 с одновременным принятием на забалансовый счет 04. Более подробно смотрите в ответе.

Дебет 0 302 00 000, 0 208 00 000, 0 304 00 000, 0 301 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», «Расчеты с подотчетными лицами», «Прочие расчеты с кредиторами», «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» Кредит 0 401 01 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» — списана невостребованная кредиторская задолженность с согласия главного распорядителя бюджетных средств.

Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 20 «Списанная задолженность, не востребованная кредиторами». На этом счете учитывают суммы не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредитором в течение срока исковой давности, с момента списания задолженности с балансового учета.

Задолженность признается нереальной к взысканию на основании решения специальной комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции к единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Состав комиссии устанавливается приказом главы учреждения. Также может быть создано специальное положение, регулирующее деятельность комиссии.

Данные о ликвидации юридического лица БУ может получить из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Такая информация доступна на сайте Федеральной налоговой службы или при личном обращении.

Там же можно проверить и благонадежность контрагента до совершения с ним каких-либо сделок: узнать статус организации, проверить, не является ли массовым адрес регистрации контрагента, подает ли он отчетность в налоговые органы и т. д.

Если в течение этих пяти лет возникнет возможность взыскания задолженности (изменится имущественное положение должника), то на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на лицевой счет учреждения поступлений от должника, задолженность списывают с забалансового учета и одновременно отражают на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

В бюджетном законодательстве такие нормы закреплены в ст. 47.2 Бюджетного Кодекса РФ. Учреждения госсектора при принятии решения о признании задолженности безнадежной могут учитывать отдельные положения ст. 47.2 БК РФ, а также нормы гражданского законодательства. Итак, дебиторская задолженность может быть признана безнадежной (нереальной к взысканию) в случае:

В бухучете дебиторскую задолженность списывают с балансового учета или с забаланса. Есть случаи, когда после списания с баланса дебиторку не нужно ставить за баланс.

Дебиторку списывайте сразу – ту, у которой есть подтверждающие документы, что она безнадежная. Если выявили несколько безнадежных долгов – списывайте их отдельно по каждому обязательству или дебитору (п.

340 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Рекомендуем прочесть: Минимальная зарплата в санкт петербурге в 2020 году

Если в учете давно числится дебиторская задолженность – примите меры к ее списанию с баланса. Для этого соберите комиссию по поступлению и выбытию активов.

Списываем дебиторскую задолженность: пошаговая инструкция

Бюджетные организации могут списывать задолженности, признанные нереальными ко взысканию, отражая их за балансом.

Для учета такого рода долгов применяется забалансовый счет 04 списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов (п.339 Инструкции № 157н). Он необходим для наблюдения за возможностью возврата долгов.

Если возобновится взыскание или в счет погашения долга поступят средства, задолженность списывается.

Рассмотрим практический пример.

Исковая давность по задолженности в размере 4 570 руб. истекает 25.11.2017 г. По приказу директора ее необходимо списать на основании документов, подтверждающих признание дебитора неплатежеспособным. В учете необходимо произвести следующие записи, используя забалансовый счет 04:

  • списание долга, признанного нереальным к взысканию – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
  • одновременно учет задолженности за балансом – Дт 04 (4 570 руб.);
  • закрытие счета – Дт 2 401 30 000 Кт 2 401 20 273 (4 570 руб.).

Допустим, в декабре 2017 года дебитор произвел возврат денег, выданных ему авансом за поставку материалов. Восстановить задолженность следует так:

  • восстановление долга на счетах – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
  • одновременно списание задолженности – Кт 04 (4 570 руб.)

По нему ведется учет двух видов МЦ:

  • призов, кубков, знамен, предназначенных для награждения победителей на протяжении всего времени их нахождения в бюджетной организации по условной оценке;
  • сувениров и ценных подарков по стоимости их приобретения.

Рассмотрим практический пример.

Спортивное учреждение купило ценные подарки для использования в качестве призов победителям соревнований за 26 500 руб. По результатам соревнований спортсмены получили подарки. Операции по их покупке и вручению следует отразить так:

  • расходы по приобретению – Дт 4 401 10 290 Кт 4 302 29 000 (26 500 руб.);
  • стоимость ценностей за балансом – Дт 07 (26 500 руб.);
  • оплата купленных МЦ для подарков – Дт 4 302 29 000 Кт 4 201 11 000 (26 500 руб.);
  • списание с забалансового счета подаренных призов – Кт 07 (26 500 руб.).

Счет используется для учета запчастей на транспорт, выдаваемых вместо изношенных деталей. Так осуществляется контроль использования запасных частей (п.349 Инструкции № 157н). Конкретный список МЦ определяется в учетной политике организации.

На счете детали указываются в момент их выбытия с баланса на ремонтные работы по транспорту. Учет ведется на всем периоде их эксплуатации в составе ТС. Выбытие осуществляется по приемопередаточному акту произведенных ремонтных работ.

Настольными книгами любого бухгалтера в бюджетном учреждении являются план счетов бухучета и инструкция по его применению №174н. Документы утвердил Минфин приказом от 16 декабря 2010 года. Именно в этой инструкции закреплен перечень забалансовых счетов, предусмотренных в бюджетных организациях. Список состоит из 31 пункта: 27 основных (с 1 по 27) и четыре дополнительных (30, 31, 40 и 42). Этим бухучет в бюджетных организациях отличается от учета в коммерческих компаниях, для которых предусмотрено всего 11 забалансовых счетов.

Итак, каковы забалансовые счета у бюджетников?

На нем учитываются недвижимость и другое имущество, которое получено в безвозмездное пользование. Здесь же отражаются транспортные средства в возмездном пользовании (кроме аренды), находящиеся на балансе лизингополучателя. Факт передачи имущества от собственника пользователю закрепляется в акте приема-передачи. В нем же прописывается стоимость объекта, по которой он будет проходить по забалансовому счету 01.

Интересный факт! На забалансовых счетах 01 учитываются экспонаты и коллекции музейного фонда РФ, которые хранятся в государственных и муниципальных музеях.

На этом счету учитывается целый ряд активов:

  • предметы, отправленные на переработку;
  • бесхозные вещи;
  • списанная в утиль техника;
  • имущество, изъятое в качестве компенсации вреда;
  • товары, задержанные на таможне;
  • пр.

Имущество принимается на хранение с составлением первичного документа, в котором передающая сторона указывает его стоимость. Если ценности принимаются в одностороннем порядке, указывается условная цена в один рубль.

Задолженности учитываются на забалансовом счете после того как специальная комиссия принимает решение об их списании с основного балансового учета. Задолженность будет учитываться, пока имущественное положение должника не изменится и он не погасит долг, либо пока задолженность не будет исполнена или прекращена иным образом, не противоречащим закону.

Таким счетом могут пользоваться учреждения-грузополучатели, которые отгружают матценности, а затем передают их заказчикам. На забалансовом счете грузы отражаются по закупочной цене, а затем списываются по ней же.

Объем долга учитывается как сумма расходов на восстановление старого или покупку нового имущества. Цифры отражаются в карточках по каждому студенту, видам поступлений и ценностей.

Награды, призы, кубки и знамена ставятся на учет по условной цене в один рубль. Ценные подарки, сувениры и другие предметы, купленные для вознаграждения, отражаются по той стоимости, по которой их покупали.

Неоплаченные путевки принимаются на забалансовый счет после истечения срока их хранения в кассе. Они ставятся на учет либо по номиналу, указанному на путевке, либо по условной оценке в один рубль, если номинал отсутствует.

Запчасти начинают учитываться на забалансовом счете, после того как с их помощью отремонтируют транспортное средство. В этот момент они списываются с баланса и в течение всего эксплуатационного срока учитываются на забалансовом счете 09.

На этом счете учитывается имущество, полученное учреждением в рамках обеспечительных мер:

  • залог;
  • поручительство;
  • банковская гарантия;
  • пр.

Стоимость такого имущества записывается как сумма тех обязательств, которые оно обеспечивает. По этой же стоимости оно выбывает с забалансового учета.

Как вести бухучет на забалансовых счетах в бюджетном учреждении

В соответствии с действующим на 2018 г. российским законодательством общая длительность этого показателя равна трем годам. Это прописано в ст. 196 ГК РФ. Исчисление этого периода начинается с момента, когда пострадавшее лицо узнало о нарушении своих прав.

Некоторые сложности могут возникнуть, если по договору, подписанному обеими сторонами, не предусмотрено истечение срока исполнения долговых обязательств. В таком случае, чтобы востребовать свои деньги, будет не более 30 суток. Поэтому действовать нужно незамедлительно, иначе вы можете потерять свою возможность на получение долга или его списание.

Согласно российскому законодательству государственное предприятие имеет право списать просроченную ДЗ или невостребованную КЗ. Главное, что нужно учитывать при этом:

  1. Своевременное осуществление данной процедуры.
  2. Произведение инвентаризации по всем правилам.
  3. Подготовка необходимой для списания документации.
  4. Осуществление всех операции и т. д.

Зная, как списать дебиторскую задолженность прошлых лет, какие проводки делать в бюджете, порядок проведения проблем не возникнет особых сложностей.

Важно не забывать о сроках давности, а также о необходимости произведения точных расчетов и перепроверке полученных данных. Если учесть все нюансы и специфику бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, то списание будет несложным.

В любых организациях, включая государственные, которые получают большую часть обеспечения из бюджета страны, региона или города, одним из важнейших показателей эффективности является бухгалтерский баланс. В нем учитываются все задолженности. Со временем они могут стать просроченными. В таком случае их можно списать, если соблюдены все условия, оговоренные в ГК РФ.

При этом необходимо учитывать, что списание долга из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности.

Эту задолженность нужно отражать за балансом на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Такие правила предусмотрены пунктом 339 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.*

Задолженность признается нереальной к взысканию на основании решения специальной комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции к единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Состав комиссии устанавливается приказом главы учреждения. Также может быть создано специальное положение, регулирующее деятельность комиссии.

Особенностью бухучета списания ДЗ в БУ является отражение списанной ДЗ за балансом, на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Забалансовые счета для БУ работают так же, как для прочих, то есть поступление отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций.

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 № 49 действует в том числе и для БУ. Согласно п. 1.

5 этого НПА инвентаризация ДЗ проводится как минимум один раз в год перед подготовкой годовых отчетов. При этом проверяется корректность сумм ДЗ и правомерность их отражения в учете в качестве активов (п.

3.48 приказа № 49).

Отсюда выходит, что показ в учете адресата средств операций, которые исходят из перечисления суммы долга по дебиторке предыдущего периода, будет зависеть от того, на какой именно л/с в банке была принята величина денег от контрагента: на счет адресата денег из бюджетной сферы или на счет учета прибыли.

С переменой состояния имущества должников у них возникает возможность восстановления дебиторской задолженности прошлых лет. Помимо этого, при признании человека должником, неспособным расплачиваться деньгами, количество обязанности способно перечисляться руководителям на счета организаций или в сферу бюджета.

Как списать долги кредиторов и дебиторов в бюджетных учреждениях

При возобновлении процедуры взыскания задолженности с дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений такая задолженность списывается с забалансового учета. Суммы поступившей задолженности подлежат перечислению в бюджет.

При этом необходимо учитывать, что списание долга из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности.

Эту задолженность нужно отражать за балансом на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения в течение пяти лет (иного законодательно установленного срока) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (п. 339 Инструкции № 157н).

Казенное учреждение должно своевременно списывать безнадежную задолженность в бюджетном учете. Действующим законодательством не установлен порядок действий при списании задолженности с бухгалтерского учета. Поэтому учреждению следует установить такой порядок самостоятельно в своей учетной политике. В этом вам поможет статья.

Если учреждение не сохранило первичные учетные документы, подтверждающие величину дебиторской задолженности, то основания для ее списания также отсутствуют.

Учреждения обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бюджетного учета и бюджетную отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет (п.

1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ “О бухгалтерском учете”).

Общий срок исковой давности согласно статье 196 ГК устанавливается в 3 года. По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 статьи 200 ГК). Таким образом, по обязательствам с установленным в договоре сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

В отношении кредиторской задолженности в сумме не предъявленных кредитором требований в период срока исковой давности, не подтвержденной по результатам инвентаризации кредитором, комиссия учреждения может принять решение о ее списании с балансового учета.

Кредиторская задолженность, не востребованная кредитором, подлежит списанию со счетов бухгалтерского учета с использованием счета 0 401 10 173 и с одновременным отражением указанной суммы на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредитором».

В соответствии с действующим на 2018 г. российским законодательством общая длительность этого показателя равна трем годам. Это прописано в ст. 196 ГК РФ. Исчисление этого периода начинается с момента, когда пострадавшее лицо узнало о нарушении своих прав.

Некоторые сложности могут возникнуть, если по договору, подписанному обеими сторонами, не предусмотрено истечение срока исполнения долговых обязательств. В таком случае, чтобы востребовать свои деньги, будет не более 30 суток. Поэтому действовать нужно незамедлительно, иначе вы можете потерять свою возможность на получение долга или его списание.

Основанием для списания служит истечение срока исковой давности

Изменять правила и сроки исчисления давности нельзя даже при обоюдном согласии сторон, поскольку они регламентируются Гражданским Кодексом РФ. Прерывание этого периода давности приводит к тому, что задолженность не получится списать со счета. Это возможно в следующих случаях:

  1. Если подано исковое ходатайство в суд.
  2. Если должник признает свои обязательства.

Прерывание срока давности возможно многократно, когда производятся определенные законодательством действия, способствующие этому.

Существуют и другие причины, по которым течение срока давности может прерываться. После устранения проблемы или разрешения вопроса, отсчет начинается по-новому.

Если спустя какое-то время он снова будет прерван, то цифра обнуляется. Таким образом, процесс может довольно сильно затянуться.

В первую очередь производится инвентаризация, сведения по которой вносятся в документы по бухучету. Комиссия, осуществляющая эту процедуру, обязана установить следующее:

  1. Верность всех расчетов, произведенных банками, финансовыми предприятиями, контрагентами и т. д.
  2. Правильность задолженностей, возникших в ходе хищений и недостач. Причем они должны быть обоснованными.
  3. Соответствие дебиторской и кредиторской задолженностей с реальным положением вещей. Обоснование тоже должно быть.

Полученную информацию отражают в описи, которую составляют по результатам произведенной проверки. Документ должен быть составлен правильно, а вся указанная в нем информация достоверной и соответствовать действительности.

Эта операция осуществляется, только если комиссия принимает решение, по которому нужно произвести соответствующую процедуру. Все показатели по просрочке указываются на счету 0.401.10.173. Он используется во всех случаях, когда приходится списывать кредиторку или дебиторку в казенном учреждении. В регламенте при этом указываются различные пункты:

  • 150 (инструкция 174н);
  • 178 (инст. 183н);
  • 167 (162н).

Невостребованная КЗ списывается с забаланса, когда произведена инвентаризация и подписан акт по контролю бухгалтерского учета. Это отличие от аналогичной процедуры, производимой в коммерческих предприятиях, очень важно. Ведь весь порядок действий из-за этого меняется, а проводки совершенно иные.

Под дебиторской задолженностью подразумевается долг перед предприятием. Соответственно, отсутствие задолженностей характеризует предприятие только с положительной стороны.

Необходимо будет обязательно периодически осуществлять анализ задолженности данного типа. Это один из самых важных показателей успеха ведения коммерческой деятельности.

Но нередко возникают ситуации, когда долг по какой-то причине становится попросту невозвратным. В таком ситуации одним из решений является списание такового. Но процесс данный имеет свои тонкости, нюансы.

Сама процедура списания дебиторской задолженности в отчетности бюджетного учреждения зависит от одного важного фактора — есть ли специальный резерв по сомнительным долгам.

Именно от этого зависит сам процесс отражения соответствующей процедуры в бухгалтерской отчетности, алгоритм использования проводок.

Если сам долг равен или же более имеющегося соответствующего резерва, то при наличии разницу необходимо будет отнести таковую в счет прочих расходов:

В определенных случаях могут использоваться некоторые другие проводки. Например, счет 76. Основанием для отражения проводки служит резерв по сомнительным долгам. Причем сам списанный долг в течение последующих 5 лет необходимо будет учитывать по дебету счета 007 в полной сумме.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.