Образовательные организации в формировании своей структуры

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образовательные организации в формировании своей структуры». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Некоторые аспекты организации и управления образовательным учреждением в современных условиях.

Особое место в теории управления и организации занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления. Осно…

Структура образовательных организаций

Основным законом, регулирующим (устанавливающим) структуру высших учебных заведений, является Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. N 125-ФЗ. Законом вузам предоставлена широкая автономия, а именно: самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с уставом вуза. В статье 8 этого закона говориться, что «высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры за исключением филиалов».

Саму структуру вуза можно рассматривать на трех уровнях.

Первый — учебно-производственный комплекс, включающий в себя собственно вуз с его подразделениями, а также учреждениями и организациями при нем, имеющими статус юридического лица. Устойчивость и целостность такого комплекса определяется уставами и договорами юридических лиц — его участников. Такая система неустойчива, поскольку различные экономические интересы и функции участников порождают разного рода противоречия и усложняют процессы управления.

Второй уровень — это высшее учебное заведение как единое юридическое лицо, не содержащее в своем составе филиалов, отделений и иных подразделений с правами юридического лица, то есть унитарное учреждение. Все права по управлению вузом принадлежит исключительно ректору, а все договорные отношения на рынке работ и услуг осуществляются самим вузом. Структура управления таким высшим учебным заведением строится по административному принципу. Такая система устойчива, но не эффективна в условиях рыночной экономики, поскольку отсутствие каких-либо автономных прав у руководителей структурных подразделений лишает их инициативы, а сотрудников мотивации в улучшении работы.

Третий уровень — это государственный вуз как единое юридическое лицо, но имеющее в своем составе все возможные варианты обособленных структурных подразделений: филиалы, представительства, отделения и тому подобные. Статус и функции таких подразделений определяются Положениями, утверждаемыми в порядке, предусмотренном уставом вуза. Наличие структурных подразделений различных уровней внутри вуза предполагает развитие отношений между ними по двум направлениям: горизонтальному и вертикальному. Горизонтальные экономические связи развиваются между структурными подразделениями одного уровня. Они обусловлены тем, что главным результатом деятельности всех структурных подразделений является подготовка квалифицированных кадров, которая является итогом их совместного труда. Вертикальные связи складываются между уровнями вертикальной интеграции и обусловлены централизацией финансовых ресурсов и дальнейшим их распределением по структурным подразделениям. При организации системы внутривузовских экономических отношений необходимо определить конкретные функции структурных подразделений в деятельности вуза и индивидуальные условия их экономического функционирования. Главной целью при организации экономических связей является стимулирование отдельных звеньев к повышению эффективности их функционирования в качестве составных частей вуза. Именно такая форма организации вуза, по нашему мнению, является наиболее прогрессивной.

Теперь хотелось бы более подробно остановиться на различных видах обособленных структурных подразделений. Среди обособленных подразделений вуза можно выделить три вида — это филиалы, представительства и подразделения, наделенные правомочиями юридического лица.

Легальное определения представительства содержит четыре основных признака: это подразделение вуза, подразделение обособленное, располагается вне места нахождения вуза, функциями представительства является представление интересов вуза и осуществление их защиты в месте своего расположения, в том числе и совершение от имени вуза сделок и иных правовых действий. Создание таких структур как представительство довольно выгодно для вузов, поскольку, во-первых, у учебных заведений появляется возможность вести образовательный процесс на данной территории, привлекая к его организации и проведению своих штатных сотрудников, направляя из в служебные командировки. Во-вторых, согласно действующему законодательству, представительство не нуждается в лицензировании, аттестации и государственной аккредитации. Существует одно ограничение, касающееся формы освоения образовательных программ, — образовательный процесс в месте расположения представительства может вестись только по заочной форме. Создание представительств вузов, с нашей точки зрения, оправдано, когда учебные занятия ведутся с небольшим количеством студентов — 3-4 группы.

Филиал отличаются от представительства тем, что выполняет вне места расположения вуза не одну, а все его функции или их часть, в том числе функцию представительства. На филиалы вузов распространяется принцип специальной правоспособности, то есть они могут выполнять функции, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах высшего учебного заведения. Филиалы вузов создаются на основании ходатайства вуза, к которому прилагаются:

  • социально-экономическое обоснование проекта создания и функционирования филиала, перспективы его развития;
  • выписка из решения Ученого совета о создании филиала;
  • согласие органа исполнительной власти и органа местного самоуправления по месту нахождения филиала;
  • перечень обр��зовательных программ с указанием сроков обучения и предполагаемого контингента обучающихся по ним;
  • копии документов, подтверждающих наличие учебно-материальной базы.

В правовом режиме филиалов и представительств имеются общие признаки:

Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона.

7. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.

9. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.

10. Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Структура образовательного учреждения

  1. Документ

    … 2012 года Глава 1. Общиеположения Статья 1. Предмет … деятельности и физкультурноспортивной деятельности, в образовательныхорганизациях создаются специализированныеструктурныеподразделения, а также действуют образовательныеорганизации, имеющие право …

  2. Документ

    общего образования через создаваемые в загранучреждениях Министерства иностранных дел Донецкой Народной Республики специализированныеструктурныеобразовательныеподразделения

    Создание структурных подразделений в образовательном учреждении

  3. Документ

    … 796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе … и организациямифизкультурноспортивного профиля, образовательными и иными профессиональными учреждениями и организациями, а также с другими подразделениямиорганизации, …

  4. Документ

    … Комитет; организация деятельности первичных физкультурноспортивныхорганизаций инвалидов (ФОК); организация центров спортивной реабилитации инвалидов … социальной сферы и туризма. Специализированныеподразделения предприятия как аппарат управления …

  5. Отчет

    структурныхподразделений) 2 ступень — основное общее образование; 3 ступень — среднее (полное) общее образование Руководитель образовательного … — физкультурноспортивная направленность – проведение тренировочного и игрового процессов на специализированных, …

Другие похожие документы..

Уровни совершенства организационной структуры образовательной организации

Управление образовательной организацией (и организацией, осуществляющей обучение) на принципах единоначалия и коллегиальности.

Единоличный орган управления образовательной организацией. Требования к руководителю образовательной организации и его избрание. Особенности назначения руководителя образовательной организации Президентом РФ.

Права и обязанности, компетенции руководителя образовательной организации.

Порядок избрания и полномочия президента образовательной организации.

Порядок формирования коллегиальных органов управления образовательной организациией.

В соответствии с законодательством Российской Федерации управление в образовательных организациях (и организациях, осуществляющих обучение) осуществляют исполнительные органы, деятельность которых также закреплена в уставе этих юридических лиц.

Управление должно основываться на сочетании принципов единоначалия и коллегиальности, и самоуправления, а также участия учредителя (собственника) образовательной организации. Этот принцип объединяет две формы управления образовательной организацией – коллегиальность и единоначалие. Коллегиальность менее оперативна, чем единоначалие. Все основные решения принимает руководитель образовательной организации, осуществляя оперативное руководство ее деятельностью, но при этом обязательно учитываются опыт и знания, профессио­нализм всех педагогических работников. Все принимаемые решения обсуждаются коллективом образовательной организации. Их коллегиальность проявляется в проведении совещаний, ученых советов, педагогических советов, конференций, в возможности нахождения наиболее объективного решения в результате совместного обсуждения, выраженного в едином мнении коллегиального органа. Поэтому необходимо сочетание коллегиальности и единоначалия для повышения эффективности управления образовательной организацией, ее оперативного руководства, обеспечения интересов всех участников образовательного процесса.

Непосредственное управление образовательной организацией осуществляет ее руководитель как единоличный исполнительный орган (ректор, директор, президент, заведующий и др.), который избирается среди учредителей (например, в негосударственных частных образовательных организациях); назначается – Президентом РФ, Правительством РФ, учредителем. В образовательных организациях высшего образования вопрос о назначении ректора является одним из важных вопросов в управлении образовательной организацией. В некоторых уставах вузов закрепляются полномочия наблюдательных советов по выдвижению кандидатур на должность ректора, такие правила действуют, например, в негосударственных частных образовательных организациях высшего образования (в «Национальном открытом университете» ректора назначает попечительский совет, утверждаемый учредителями – частными лицами).

Однако Министерство образования и науки РФ сохраняет право утверждать ректоров вузов, которое указано в уставах образовательных организаций, созданных на базе федерального или государственного имущества. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 16 января 2014 г. № 33 ректоры подведомственных Правительству РФ вузов будут назначаться его постановлениями. К таким образовательным организациям этим постановлением, например, отнесены: Финансовый университет при Правительстве РФ; Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Ректоры государственных университетов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского университета имеют особый статус – их назначает на должность и освобождает от должности Президент РФ.

Ректора образовательной организации высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН) утверждает в должности Федеральное агентство по образованию на срок не более 5 лет.

Кандидаты на должность руководителя государственной и муниципальной образовательной организации проходят обязательную аттестацию (ст. 51 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» утверждены квалификационные требования к ректору вуза.

Руководитель – ректор образовательной организации должен иметь высшее образование, дополнительное профессио­нальное образование в области государственного и муниципального управления персоналом, наличие ученой степени и ученого звания, стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.

Если образовательное учреждение (далее – ОУ) сравнительно невелико, руководитель может осуществлять управление, ставя задачи непосредственно перед работниками. Должность работника в этом смысле является минимальной структурной единицей учреждения.

В ОУ с большим коллективом такое управление становится невозможным. В этом случае проще объединить работников в группы, за организацию деятельности которых будут отвечать нижестоящие руководители. Иными словами, в учреждении с большой численностью работников целесообразно создавать структурные подразделения.

Настоящий порядок разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дополнительном образовании детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233, приказом Комитета по образованию от 18.03.1999 N 146 «Об упорядочении деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей Санкт-Петербурга», приказом Комитета по образованию от 23.05.

2001 N 325 «О внесении изменений и дополнений в приложение к приказу Комитета по образованию от 18.03.1999 N 146», распоряжением Комитета по образованию от 01.07.2004 N 291-р «Об упорядочении деятельности образовательных учреждений по развитию дополнительного образования детей на базе учреждений общего и начального профессионального образования» и направлен на упорядочение деятельности по организации отделений дополнительного образования детей (ОДОД).

Настоящее Положение определяет порядок открытия структурного подразделения — отделения дополнительного образования детей (далее — структурное подразделение) на базе государственного образовательного учреждения.Деятельность государственных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

В уставе государственного образовательного учреждения (далее — образовательное учреждение) в обязательном порядке должно быть указано, что данное образовательное учреждение имеет право на открытие структурного подразделения. В случае отсутствия в уставе образовательного учреждения вышеуказанных сведений необходимо внесение изменений в устав с изменением структуры образовательного учреждения. Изменения подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

1. Проведение диагностических исследований, выявление внутренних ресурсов образовательного учреждения для открытия структурного подразделения и, предоставив необходимую материальную базу в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03 (детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования), утвержденными главным государственным санитарным врачом РФ 01.04.2003, для организации образовательного процесса с учетом направленностей детских объединений.

1.1. Отделение дополнительного образования детей является структурным подразделением образовательного учреждения (далее — ОУ)

(указать полное наименование образовательного учреждения)

и не является юридическим лицом и действует на основании Положения.

1.2. Местонахождение структурного подразделения отделения дополнительного

образования детей (далее — ОДОД)

.

1.3. Основное предназначение структурного подразделения отделения дополнительного образования детей (далее — ОДОД):- удовлетворение потребностей детей и их родителей (законных представителей);- профилактика асоциального поведения в основном детей среднего и старшего возраста.

1.4. Основные задачи структурного подразделения:- обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;- творческое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства;- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

— формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе;- организация содержательного досуга;- воспитание гражданственности и любви к Родине;- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет.

1.5. Основным предметом деятельности ОДОД является реализация образовательных программ дополнительного образования детей для всех возрастных категорий обучающихся по направленностям, согласованных с учредителем и учетом сетевого взаимодействия с государственными образовательными учреждениями дополнительного образования детей (далее именуется — УДОД).

1.6. Администрация ОУ оказывает содействие в работе детских и юношеских общественных объединений и организаций, действующих в соответствии со своими уставами и положениями.

1.7. В соответствии с уставом ОУ в ОДОД не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

Анализ структуры образовательной организации

Кто именно уполномочен принимать решение о формировании той или иной структуры ОУ?Часть 1 ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дает на этот вопрос однозначный ответ: «образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами»*[* Определение структуры не входит в число исключительных полномочий образовательного учреждения, указанных в ст.

32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Это значит, что любые структурные изменения руководитель учреждения должен согласовать с учредителем. их юридического лица. Таким образом, для создания представительства и филиала ОУ фактически необходимо согласие учредителя, утверждающего его устав.

Несмотря на то, что в силу ч. 9 ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией, сам факт необходимости отразить создание представительства в уставе делает его создание без согласия учредителя невозможным. ]

Таким образом, с 1 сентября 2013 г., когда новый закон об образовании вступит в силу, руководящие органы ОУ будут официально уполномочены принимать решение о формировании его структуры. Какие именно органы ОУ должны принимать решение о создании и ликвидации структурного подразделения? Такое решение может принимать единоличный исполнительный орган образовательной организации, т. е. ее руководитель.

В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Ч. 4 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Кроме того, для любой образовательной организации может быть предусмотрено участие коллегиального органа управления в решении вопроса о создании структурных подразделений – для этого нужно внести соответствующую норму в устав образовательной организации. Иными словами, в отношении любого структурного подразделения для его создания либо ликвидации может потребоваться решение того или иного коллегиального органа управления (общего собрания работников, управляющего совета и т. п.

Впрочем, для государственных и муниципальных образовательных учреждений вопрос относительно того, будет или не будет сформирован конкретный отдел, все равно не может быть решен без согласия учредителя. Вызвано это тем, что учредитель утверждает устав ОУ, в котором, как правило, отражается структура образовательного учреждения.

Соответственно, если для изменения структуры ОУ потребуется изменить его устав, то сделать это в противоречии с мнением учредителя не получится. Согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего

Понятие структурного подразделения

Структурное подразделение не имеет собственной правосубъектности, т. е. не может действовать от собственного имени. Оно является частью юридического лица (в данном случае – ОУ) и действует как часть юридического лица, а также от имени юридического лица, если ему была дана такая возможность (например, оформлена доверенность на имя руководителя).

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» структурные подразделения образовательной организации, в т. ч. филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации.

Таким образом, в случае создания и ликвидации филиалов, открытия и закрытия представительств руководитель ОУ выступает с предложением, которое должно быть рассмотрено наблюдательным советом и после рассмотрения его рекомендаций одобрено учредителем, либо учредитель самостоятельно выходит с предложением о создании филиала, представительства.

По месту нахождения представительства и филиала может быть подан иск к организации. Это правило предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (далее – ГПК РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее – АПК РФ). Согласно ч. 2 ст.

29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала, представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала, представительства. В соответствии с ч. 5 ст. 113 того же кодекса судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по месту нахождения ее представительства или филиала, если они указаны в учредительныхдокументах.

В силу ч. 5 ст. 36 АПК РФ иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства. При этом в соответствии с ч. 4 ст.

121 того же кодекса судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Если иск вытекает из деятельности филиала или представительства, то такое извещение направляется также по месту их нахождения, которое определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

В отношении других структурных подразделений такой возможности у контрагента не существует. Соответственно, выступая ответчиком по делу, ОУ может рассчитывать на ведение судебного процесса судом, располагающимся по месту собственного нахождения. Если же в спор вовлечены филиал и представительство, судебный процесс может проходить по их месту нахождения (что затруднительно для головной организации, которая достаточно часто осуществляет юридическое обеспечение деятельности филиалов и представительств).

Сведения о представительстве и филиале являются более доступными, чем сведения об иных структурных подразделениях. Согласно п. 3.3 ст. 32 Федерального Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о месте нахождения организации и ее филиалов, о руководителе организации, его заместителях, руководителях филиалов организации.Ч. 2 ст.

29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность положения о своих филиалах, представительствах. Подобного требования в отношении иных отделениц в законодательстве не имеется.

1. Принятие решения о создании структурного отделения. По общему правилу такое решение оформляется приказом руководителя учреждения, однако лучше его предварительно согласовать с учредителем. Если соответствующая компетенция закреплена за коллегиальными органами управления учреждения, то от них следует получить разрешение.

2. Внесение изменений в . При создании представительства и филиала регистрация новой редакции устава осуществляется в обязательном порядке.

3. Разработка и утверждение локального нормативного акта, регламентирующего деятельность структурного подразделения. Образовательные учреждения, как правило, оформляют положение, однако такой документ может иметь и другое название.

4. Внесение в штатное расписание соответствующих должностей (разделов).

5. Назначение на должность руководителя подразделения и заключение с ним трудового договора либо – в случае перевода с другой должности – внесение изменений в имеющийся трудо- вой договор.

6. Выдача руководителю отделения доверенности на совершение тех или иных юридически значимых действий. Руководителю представительства, филиала доверенность выдается в обязательном порядке.

7. Решение вопросов об имуществе, используемом в деятельности обособленного подразделения, и оформлении этого имущества на раздельном учете.

8. Формирование собственной сметы (при необходимости). Порядок государственной регистрации филиалов регламентируется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

9. Кадровое комплектование подразделения.Заключение договоров с вновь набираемыми работниками либо внесение изменений в договоры в связи с переводом на другую работу имеющихся работников. Данные действия могут осуществляться как руководителем отделения, если ему переданы такие полномочия по доверенности, так и руководителем учреждения.

10. Сообщение в налоговый орган по месту регистрации о созданных обособленных отделений (в понимании налогового законодательства – фактически о создании стационарных рабочих мест). Постановка обособленных подразделений на учет в соответствующем налоговом органе.

11. Направление уведомлений в органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС России и др.).

12. Оформление вывесок, печатей, бланков и других средств индивидуализации (при необходимости).

13. Открытие счетов (при необходимости).

Поскольку структурное подразделение не является , у него нет работников. Все работники являются работниками юридического лица, договоры с ними заключаются самим юридическим лицом, и юридическую ответственность за организацию их трудовой деятельности также несет юридическое лицо.

В трудовом договоре обязательно должно быть указано место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения. Ч. 2 ст. 57 ТК РФ

Структурное подразделение возглавляет руководитель, ответственный за организацию его работы. Руководитель отделения назначается приказом руководителя юридического лица. С кадровой точки зрения структурное подразделение может состоять из одного руководителя (например, заведующего библиотекой). Работники назначаются на должность приказом руководителя юридического лица или руководителем подразделения, если ему переданы такие полномочия, и подчиняются непосредственно руководителю структурного подразделения.

Образовательная организация создается:

  • в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Духовные образовательные организации создаются:

  • в порядке, установленном законодательством РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является:

  • государственной,
  • муниципальной или
  • частной.

Государственной образовательной организацией является:

  • образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом РФ.

Муниципальной образовательной организацией является:

  • образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

Частной образовательной организацией является:

  • образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями,

  • за исключением иностранных религиозных организаций.

При этом образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка:

  • могут создаваться только Российской Федерацией.

Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода:

  • Российской Федерацией или субъектом РФ создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа),

  • порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Организационно-правовая структура государственных высших учебных заведений

Образовательные организации в РФ подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Статьей 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в РФ устанавливаются следующие типы образовательных организаций:

  • реализующих основные образовательные программы:

    • дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

    • общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

    • профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

    • образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

  • реализующих дополнительные образовательные программы:

    • организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

    • организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Указанные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

  • дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

  • общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

  • профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

  • образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

  • организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

  • организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ.

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация:

  • тип образовательной организации;

  • учредитель или учредители образовательной организации;

  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

  • структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом, например, путем размещения на сайте образовательной организации.

Статья 25 «Устав образовательной организации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством РФ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом об образовании.

Особенности управления образовательной организацией, установленные Федеральным законом об образовании:

  • управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности;

  • единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации;

  • в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации;

  • структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством РФ;

  • в целях учета мнения обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

    • создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей несовершеннолетних обучающихся или иные органы;

    • действуют профессиональные союзы обучающихся и работников образовательной организации.

Статья 26 «Управление образовательной организацией» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

Образовательная организация может иметь в своей структуре:

  • различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся:

    • филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры,

    • подготовительные отделения и курсы,

    • научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро,

    • учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры,

    • учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские,

    • библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы,

    • общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения.

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться:

  • кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы,

  • в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства:

  • не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации;

  • осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.

Филиал образовательной организации:

  • создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством,

  • с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом об образовании.

Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации:

  • осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 «Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций» Федерального закона об образовании.

Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования:

  • создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта РФ или территории муниципального образования:

  • осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.

Представительство образовательной организации:

  • открывается и закрывается образовательной организацией.

Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства:

  • осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства,

  • если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства:

  • осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного государства.

В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений):

  • НЕ ДОПУСКАЮТСЯ.

Статья 27 «Структура образовательной организации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Образовательные учреждения, их типы и организационная структура

Согласно ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. К компетенции образовательной организации относится также установление штатного расписания (п. 4 ч. 3 с т. 28 Федерального закон а «Об образовании в Российской Федерации»). Управление образовательной организацией, понятие и структура отражаются, прежде всего, в штатном расписании.

Сведения о структуре и об органах управления относятся к информации, в отношении которой образовательная организация должна обеспечить открытость и доступность (подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Перечень возможных структурных подразделений. В качестве структурных подразделений образовательных организаций могут выступать:

  • филиалы;
  • представительства;
  • отделения;
  • факультеты;
  • институты;
  • центры;
  • кафедры;
  • подготовительные отделения и курсы;
  • научно-исследовательские подразделения;
  • методические подразделения;
  • учебно-методические подразделения;
  • лаборатории;
  • конструкторские бюро;
  • учебные и учебно-производственные мастерские;
  • клиники;
  • учебно-опытные хозяйства;
  • учебные полигоны;
  • учебные базы практики;
  • учебно-демонстрационные центры;
  • учебные театры;
  • выставочные залы;
  • учебные цирковые манежи;
  • учебные танцевальные и оперные студии;
  • учебные концертные залы;
  • художественно-творческие мастерские;
  • библиотеки;
  • музеи;
  • спортивные клубы;
  • студенческие спортивные клубы;
  • школьные спортивные клубы;
  • общежития;
  • интернаты;
  • психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся;
  • иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации, структурные подразделения.

Структурные подразделения создаются на основе локальных нормативных актов образовательной организации. Локальные акты (положения о структурных подразделениях) принимаются самой образовательной организацией в порядке, установленном уставом.

В ряде случаев необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями, разъясняющими порядок создания структурных подразделений образовательных организаций.

Пример

Управление образовательной организацией, понятие и структура, порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов утвержден приказом Минобрнауки России от 13.09.2013 № 1065. В целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного и студенческого спорта в образовательной организации в качестве структурного подразделения может быть создан спортивный клуб. Спортивный клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, указанным порядком, уставом образовательной организации, положением о спортивном клубе, утверждаемым в установленном уставом порядке. Спортивный клуб формирует свою структуру с учетом пожеланий обучающихся, родителей, педагогических работников клуба, образовательной организации. Основными формами работы спортивного клуба являются занятия в секциях, группах и командах. Спортивный клуб может иметь собственное название, эмблему, наградную атрибутику, спортивную форму.

Статус некоторых структурных подразделений образовательных организаций может быть урегулирован на уровне субъекта РФ.

Пример

Примерное положение об организации деятельности семейного детского сада, утв. постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 № 951-ПП, регламентирует деятельность семейных детских садов, которые являются структурными подразделениями государственных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования в соответствии с уставом организации.

Особенностью семейных детских садов как структурных подразделений организационной структуры образовательной организации является, прежде всего, организация деятельности в многодетных семьях, имеющих трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи. В случае если в многодетной семье есть один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.

Семейный детский сад обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и организуется в целях:

  • поддержки многодетных семей;
  • предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;
  • развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;
  • расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание учреждения вводятся дополнительные штатные единицы:

  • воспитатель – 1,0 ст.;
  • воспитатель по физкультуре – 0,25 ст.;
  • музыкальный руководитель – 0,25 ст.;
  • старшая медсестра – 0,25 ст.;
  • педагог-психолог – 0,25 ст.;
  • социальный педагог – 0,5 ст.

Статья 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает особый статус филиалов и представительств образовательных организаций.

В частности, осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ ведение образовательной деятельности в представительстве влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

В филиалах организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возможно ведение указанной деятельности. В связи с этим по каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.

Филиал организационной структуры образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Принятие решения о реорганизации или ликвидации филиала муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с Минобрнауки России.

Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта РФ или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала. Структура программы развития школы по новому закону об образовании должна включать программы развития филиалов.

Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами РФ. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого государства.

Следует также иметь в виду появление в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» норм, позволяющих осуществлять образовательную деятельность филиалам иностранных образовательных организаций на территории РФ при условии наличия лицензии, выданной российским федеральным лицензирующим органом. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.

При регулировании статуса филиалов и представительств необходимо также учитывать нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах. Так, согласно ч. 1 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) представительство определяется как обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Согласно ч. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т. ч.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

В соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации.

    Независимо от степени развития экономики, религии, политического строя, приоритетной задачей каждого государства является создание условия для гармоничного и всестороннего развития личности. Ответственность за реализацию этой задачи возлагается на образовательную систему, существующую в отдельно взятом государстве.

    Типы образовательных организаций

    В педагогическом процессе система образования занимает лидирующую позицию, поскольку она обеспечивает не только передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил, закономерностей, но и оказывает влияние на развитие и формирование личности человека. Поэтому базой системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на формирование личностных качеств и свойств, являющихся необходимыми для самореализации каждой личности на конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.

    Любая образовательная система в независимости от времени и места существования подвергалась реформациям. Особенности образования в России и мире определяются несколькими факторами:

    • Имеющийся уровень развития общественного производства, совершенствование его научных и технических направлений, что обуславливает возрастание требований к подготовке будущих специалистов и соответствующему уровню развития учебно-воспитательных учреждений страны. Таким образом, в странах с более высоким уровнем развития сеть специализированных учебных заведений больше, постоянно формируются все новые и происходит их развитие.
    • Государственная политика относительно образовательной системы, оказывающая непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений страны, на их функциональные особенности и интересы различных сословий.
    • Исторический опыт, особенности нации и этноса, нашедшие свое отражение в сфере народного образования.
    • Педагогические факторы, среди которых выделяют раннее воспитание детей, профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.

    Структура системы образования – это совокупность взаимодействующих составляющих, среди которых выделяют:

    • Преемственные программы образования.
    • Федеральные госстандарты и требования.
    • Сеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих данные стандарты, требования и программы.
    • Лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, законные представители учащихся, сами учащиеся и т.д.
    • Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности.
    • Органы, контролирующие реализацию госстандартов, требований планов и производящие оценку качества образования.
    • Органы, управляющие образовательной сферой, подведомственными организациями и учреждениями.
    • Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность в образовательной сфере.

    Сегодня Российская образовательная система считается одной из самых лучших и входи в десятку мировых образовательных систем. И если ранее в образовательную систему России входили только государственные учреждения, то сегодня – это также коммерческие и частные учебные организации.

    Образовательная система обеспечивает реализацию права на непрерывное обучение для каждого гражданина страны, что позволяют обеспечить разные уровни образования в России. Более подробная их структура представлена в таблице ниже:

    Образование Уровни/виды
    общее
    • дошкольное;
    • начальное общее;
    • основное общее;
    • среднее общее.
    профессиональное
    • среднее профессиональное;
    • высшее (бакалавриат);
    • высшее (специалитет и магистратура);
    • высшее (подготовка кадров высшей квалификации).
    дополнительное
    • дополнительное образование детей;
    • дополнительное образование взрослых;
    • дополнительное профессиональное образование.

    Управление системой образования представляет собой специальную деятельность, в рамках которой ее субъекты, посредством решения управленческих задач, обеспечивают организацию совместной деятельности управляющей и управляемых подсистем (органов управления и образовательных учреждений) по достижению результативных целей системы и образовательных учреждений. Центральным объектом управления образованием является формирование и развитие всех систем жизнеобеспечения образовательного процесса во всех типах образовательных учреждений. Как и любая управленческая деятельность, она строится на определенных принципах, способствующих ее эффективности. Исследовательские коллективы, занимающиеся проблемами управления образованием, выделяют различные группы основополагающих принципов. Среди них можно отметить наиболее распространенные.

    Принципы демократизации и гуманизации управления образованием являются ответной реакцией на происходящие изменения в обществе. Кроме того, именно на этих принципах строится государственная политика в области образования. Демократизация предполагает развитие активности и инициативы субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся и руководителей образованием. Одной из форм участия в управлении является участие в процессе коллегиального принятия управленческих решений. Это возможно только в случае открытости и доступности управленческой информации. Развитию демократических начал в управлении способствуют введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров. Доминирование гуманистических ценностей в культуре постиндустриального общества нашло отражение и в образовании. Оно коснулось не только педагогического процесса, но и процесса управления образованием, проявившись в ориентации на сотрудничество, толерантность, интеллектуальную и творческую независимость [5].

    Принцип оптимального сочетания государственного и общественного начал органично сочетается с принципом демократизации. Он ориентирован на сбалансированный учет интересов личности, общества и государства в реализации образовательного процесса и управления им. По сути, этот принцип реализуется в процессах централизации и децентрализации управления образованием, направленных на поиск оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений. Он предполагает единоначалие и коллегиальность в управлении образованием. Единоначалие заключается в праве руководителя конкретного уровня на единоличное решение вопросов, входящих в его компетенцию. Оно обеспечивает дисциплину и порядок и целесообразно в случае оперативного принятия решений, за которые руководитель несет персональную ответственность. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня и исполнителей конкретных решений. Коллегиальность целесообразна при определении стратегических действий. От оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении образованием зависит эффективность образовательного процесса [5].

    Принцип научности предполагает учет в построении системы управления новейших данных управленческой науки, законов и закономерностей, которые независимо от субъекта проявляются и действуют в объектах управления. В реализации этого принципа необходимо опираться на достижения педагогической науки и менеджмента. Реализация принципа научной обоснованности управления определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы и окружающей среды.

    Принцип системности и целостности в управлении предполагает взаимодействие и взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении. Отношение к педагогическому процессу как целостному и системному явлению создает реальные условия для эффективного управления им.

    Из классификации П.И. Третьякова к этим принципам можно добавить принципы объективности и конкретности, оптимальности и эффективности.

    Надо отметить, что в последнее время среди управленческого сообщества распространенным становится понятие «педагогический менеджмент». Это научно организованное иерархическое управление — руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых, — осуществляемое по различным моделям. В исследованиях В.П. Симонова выделяются следующие принципы педагогического менеджмента: целеполагание, целенаправленность управления, кооперация и разделение управленческого труда, функциональность, комплексность и систематическое самосовершенствование.

    С точки зрения В.П. Симонова, функции педагогического менеджмента – «это особые виды действий субъекта менеджмента с информацией». В число функций входит: принятие решения; организация выполнения принятых решений; предварительный, текущий и итоговый контроль. Методы педагогического менеджмента рассматриваются как способы достижения поставленных целей и реализация основных его функций.

    Существует 4 группы методов [4, c.39]:

    1) методы экономического стимулирования педколлектива,

    2) организационно-распорядительные или административные методы,

    3) методы психолого-педагогического воздействия,

    4) методы общественного воздействия.

    Решения, принимаемые управленцами должны соответствовать следующим требованиям: иметь целевую направленность, быть обоснованными и иметь конкретный адрес, согласованными с общей системой управленческих решений, соответствовать оптимальной затрате сил, средств и времени, быть актуальными, современными, краткими и четкими.

    Таким образом, управление образованием – это определенное научное направление, имеющее важную прикладную значимость. Эффективное развитие образования зависит от компетентности и профессиональности управленцев этой сферы, их опоры на научные достижения, реализацию научных принципов и рекомендаций на практике.

    Структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по линейно-функциональной схеме, сочетающей вертикальную организацию управления (распределение административного ведения по уровням управления) с распределением функций по уровням управления. Она характеризуется следующими положениями.

    Федеральный уровень управления представлен Министерством образования Российской Федерации, которое является одновременно центральным органом управления образованием в России и органом управления подведомственных ему организаций системы образования. На этом уровне управление подведомственными учебными заведениями осуществляют также и другие министерства и ведомства Российской Федерации.

    Часть учебных заведений федерального ведения имеет двухзвенную структуру управления, когда учебное заведение находится непосредственно в административном ведении соответствующего министерства (ведомства). Такими учебными заведениями являются главным образом, учреждения профессионального образования.

    Для учреждений дошкольного образования, общеобразовательных школ, части учреждений профессионального образования характерна четырехзвенная структура управления: Министерство образования Российской Федерации —> орган управления образованием субъекта Российской Федерации —> орган власти муниципального образования —> образовательное учреждение.

    Уровень управления образованием субъектов Российской Федерации (региональный) представлен органами управлениями образованием субъектов Российской Федерации — министерствами, комитетами, главными управлениями и т.д. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они не имеют в своем непосредственном ведении образовательных учреждений и осуществляют функциональное управление системой образования в пределах субъекта федерации.

    Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами образования (отделами образования или другими структурными подразделениями органов власти муниципальных образований). По отношению к образовательным учреждениям, относящимся к муниципальному уровню, органы управления образованием данного уровня также выступают как вышестоящие органы и учредители, осуществляя управление ими по двухзвенной схеме.

    Негосударственные образовательные учреждения стоят в структуре управления особняком, поскольку не входят в административное ведение государственных и муниципальных органов управления. По отношению к этим образовательным учреждениям государственные и (или) муниципальные органы осуществляют так называемое функциональное управление, т.е. реализуют отдельные функции управления.

    На уровне субъектов Российской Федерации законодательно установлены 18 функций управления. Они во многом повторяют функции федерального уровня, но сфера их реализации ограничена определенной территорией субъекта федерации. Эти функции также можно объединить в аналогичные группы.

    1. Формирование и осуществление государственной (региональной) политики в сфере образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования. Главным инструментом ее формирования являются региональные программы развития образования. Они разрабатываются в соответствии с Федеральной программой развития образования, но имеют выраженную региональную направленность, объединяя региональный образовательный потенциал на решение в первую очередь региональных задач и проблем.
    2. Определение специфических условий функционирования системы образования и образовательных учреждений в регионе, включая правовое регулирование в пределах своей компетенции. В первую очередь — это установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
    3. Установление дополнительных региональных льгот, экономических нормативов, различных норм и правил: льгот по уплате налогов в региональный бюджет, региональных нормативов и порядка финансирования, дополнительных по отношению к федеральным социальных льгот учащимся и работникам, строительных, эксплуатационных, медицинских и других норм, правил и т.д.
    4. Создание учебных заведений регионального ведения и непосредственное руководство ими: осуществление функций вышестоящего органа, учредителя, прямое финансирование образовательной деятельности.
    5. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования, контроль исполнения государственных образовательных стандартов.
    6. Реализация специфических функций — лицензирование образовательных учреждений (за исключением лицензирования по программам высшего и послевузовского профессионального образования), организация подготовки и переподготовки педагогических работников.

    На муниципальном уровне органы местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на получение установленного законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях. Таково требование Закона Российской Федерации «Об образовании», и можно еще раз убедиться в том, что государство уже на уровне распределения управленческих полномочий переложило ответственность за реализацию важнейшей конституционной гарантии на формально негосударственные органы власти и управления, т.е. практически перевело осуществление госуд��рственной гарантии почти на уровень общественного самоуправления.

    К исключительной компетенции муниципальных органов власти относятся следующие функции.

    В образовательной практике школ сегодня существуют различные варианты управленческо-организационных структур [2] с присущими им технологиями взаимодействия.

    1. Управленческо-организационная структура, замкнутая на руководителе.

    При этом варианте формально существуют несколько заместителей руководителя, однако у них практически нет полномочий на принятие управленческих решений даже по своему направлению. Получается ситуация, когда руководитель перегружен работой и фактически управляет образовательным учреждением в авторитарном режиме, заместители выступают лишь проводниками его указаний для своих подчиненных. Характерно, что функционал заместителей в этом варианте управленческо-организационной структуры может быть четко не дифференцирован по направлениям деятельности, то или иное поручение может быть адресовано любому из заместителей. При этом на руководителе замкнуты не только основные виды деятельности образовательного учреждения, такие, как обучение и воспитание, но и «вспомогательные» – хозяйственная деятельность, маркетинг и PR, работа с персоналом, начиная от поиска специалистов и заканчивая кадровым делопроизводством.

    Такая ситуация складывается по двум причинам. Первая связана с объективными причинами сокращения управленческих кадров. Особенно это касается сельских образовательных учреждений, где у руководителя часто разрешен лишь один заместитель. Вторая связана с позицией самого руководителя, поскольку он должен самостоятельно «держать в руках» все направления работы. Эффективность такого варианта управленческо-организационной структуры спорная. Многое зависит от личности самого руководителя. Если руководитель – настоящий профессионал, то он, безусловно, может качественно выстроить работу по всем направлениям. Но при таком варианте низок уровень инициативы и творчества всех остальных субъектов образовательного пространства.

    Раздел 2. Вопрос 12. Понятие и признаки образовательной организации.

    Это вариант управленческо-организационной структуры советской школы: директор, заместитель директора по учебной работе и заместитель директора по воспитательной работе. Ответственность за основные направления деятельности школы распределена между ними. Во многих современных школах эта ситуация сохранилась и сейчас. Часто в них может быть также заместитель директора по хозяйственной части, по научно-методической работе, по информатизации, по безопасности. При этом при формальном наличии всех этих заместителей директора, реальные управленческие функции выполняют лишь заместители по учебной и воспитательной работе. Именно они и директор составляют управленческую команду. Поэтому здесь существует явное несоответствие между организационной и управленческой структурой.

    При таком варианте с состав управленческо-организационной структуры включены много сотрудников образовательного учреждения. При этом не все они обязательно имеют формально управленческие должности, но несут ответственность за то или иное направление работы. В этой технологии взаимодействия управленческо-организационных структур направления деятельности учреждения достаточно узко дифференцированы, каждым направлением управляет отдельный специалист, руководитель и его заместители имеют функции общей координации деятельности, принятия особо важных управленческих решений. При таком распределении ответственности повышается эффективность реализации каждого из направлений деятельности, однако возникают трудности в координации действий, особенно если эти направления мало пересекаются. Отсюда высока вероятность конфликтов внутри управленческой команды, поскольку иерархия внутри неё не закреплена, каждый руководитель направления/подразделения склонен считать именно свое направление наиболее важным. Однако грамотная работа руководителя как «топ-менеджера» может нейтрализовать все эти возможные риски и сделать такую управленческо-организационную структуру эффективной и работающей.

    Этот вариант структуры предполагает то, что основная роль в принятии решений и их реализации принадлежит проектным командам. При этом команды могут существовать более или менее длительно, в зависимости от задачи. Состав команды формируется из разных сотрудников, которые равны в своих правах, независимо от формальных должностей в образовательном учреждении. Специфика проектной структуры заключается в том, что проектную команду может входить не только специалист образовательного учреждения, но и ученик или родитель. Роль руководителя при такой структуре заключается в координации действий различных проектных команд, в реализации необходимых связей с управлением образования.

    Автор этой структуры А.Н. Свиридов обозначил её как технологию социального взаимодействия в управлении общественными системами на мезо- и микро- уровнях. При этом мезоуровень – сфера деятельности специалиста, реализуемая им во взаимодействии с внешним социумом (другими педагогами, родителями, учреждениями социальной защиты, коррекционными центрами и т.д.), а микроуровень – сфера профессиональной деятельности, реализуемая специалистом индивидуально.

    Организационная структура образовательного учреждения

    Система образования призвана осуществлять свои преобразовательные функции по отношению к широко понимаемой социальной практике. Все звенья системы образования находятся во взаимодействии и во взаимосвязи друг с другом. Это объективно способствует целостности системы, её единству, что, однако, не означает единообразия в работе образовательных организаций. Целостность образовательной системы означает, что в её структуре нет более или менее важных звеньев. Все они вносят свой вклад в решение общих задач воспитания, обучения, развития подрастающего поколения и всего народа.

    Целостность системы образовательных организаций подтверждается тем, что возможные «сбои» в функционировании любого компонента системы неизбежно сказываются на работе других компонентов системы в целом. Например, несовершенство профориентационной работы в общеобразовательной школе – одна из причин диспропорции в подготовке разных профессий. Ошибки в прогностических расчетах количества выпускников образовательных организаций и рынка труда может привести нарушению реальной престижности профессий и специальностей, нарушению преемственности ступеней профессионального образования и безработице и т.п.

    В современных условиях особое значение приобретает внутренне ориентированная адаптивность системы, её удовлетворение развивающимся запросам не только общества, но и личности, также имеет место некоторый разрыв между разработанностью методологических проблем управления и конкретной системой управления в обществе. Для его преодоления необходим специальный инструмент, метод построения таких систем, их составных элементов: организационной структуры управления, функций отдельных составляющих органов, способов их взаимодействия и т.п., наиболее полно удовлетворяющих задаваемым целям. В качестве такового инструмента выступает системный подход к управлению образовательными системами. Системный подход позволяет установить уровень целостности адаптивной образовательной системы, степень взаимосвязи и взаимодействия её целесодержащих элементов, соподчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня. В общую схему системного подхода необходимо вложить конструктивность, аналитичность, обозримость и сравнимость вариантов и функций органов управления [4].

    В нынешних условиях возникает необходимость новых подходов к управлению образованием, они становятся той движущей силой, которая может перевести педагогическую систему из функционирующей в развивающую и развивающуюся. Направленность всей системы педагогического менеджмента на модернизацию предполагает не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителей образования, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности. При этом развивающая и развивающаяся система должна постоянно работать в поисковом режиме. Управление в этом случае носит инновационный характер, здесь преобладают процессы принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам. Переход к ситуационному управлению по результатам означает радикальное изменение подходов к управлению образовательным процессом, и прежде всего его участниками. Иначе говоря, процесс управления должен быть не чем иным, как развертывание механизма управления в динамике по своим технологическим параметрам [3]. Он замыкает в одно целое процессы функционирования и развития педагогических систем и таким образом, интегрирует действия всех механизмов управления на конечные цели.

    • Основные сведения
      • История школы
      • Режим работы школы
      • Публичный доклад
      • Комплектование классов
      • Календарный график
    • Структура образовательного учреждения
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендия и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода)

    Типы современных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в России

    Образовательную деятельность согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» могут осуществлять:

    • некоммерческие образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность как основной вид деятельности (образовательные организации);
    • иные организации, осуществляющие обучение как дополнительный к основному виду деятельности (организации, осуществляющие обучение);
    • индивидуальные предприниматели как лично, так и с привлечением педагогических работников.

    Организациями, осуществляющими обучение, могут быть научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

    Организация, осуществляющая обучение Дополнительная (возможная для осуществления) образовательная деятельность
    Научная организация образовательные программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы
    Организация, осуществляющая лечение, оздоровление и (или) отдых
    Организация, осуществляющая социальное обслуживание
    основные и дополнительные общеобразовательные программы, основные программы профессионального обучения
    Загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации основные и дополнительные общеобразовательные программы (с учетом ряда особенностей)
    Иное юридическое лицо образовательные программы профессионального обучения, образовательные программы дошкольного образования, дополнительные образовательные программы

    Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в её структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение[6].

    Структурное подразделение образовательной организации

    Вне зависимости от уровня экономического развития, религиозных взглядов, политического устройства, в каждом государстве приоритетной задачей является создание условий для гармонического и всестороннего развития своих граждан. Ответственность за реализацию данной задачи возлагается на существующую в данном конкретном государстве систему образования.

    Чаще всего под системой образования понимают специально-разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих данному конкретному обществу, его потребностям и требованиям, которые оно предъявляет к социализированной личности. Но для того, чтобы более глубоко разобраться в том, что представляет собой система образования, нужно для начала проанализировать каждую составляющую этого сложного и емкого понятия.

    Система образования занимает центральное место в педагогическом процессе, ведь она не только обеспечивает передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил и закономерностей, но и оказывает существенное влияние на развитие и формировании личности человека. Именно поэтому главной системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на способствование таких личностных качеств и свойств, которые являются необходимыми для самореализации каждого человека на данном конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.

    1. Из чего складывается зарплата учителя
    2. Как изменится зарплата учителя в 2020 году
    3. Родителям
    4. Мнение учителей
    5. Тест «Насколько вы экологичны»


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *