Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наезд на пешехода вне пешеходного перехода наказание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Давайте по пунктам рассмотрим все виды ответственности при наезде на пешехода:
Статья 1079 Гражданского кодекса РФ:
1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Данная статья говорит о том, что ответственность водителя возникает практически в любом случае (кроме умысла пешехода или непреодолимой силы).
То есть водитель, который не является виновником ДТП, обязан оплатить лечение пешехода (по ОСАГО), а также возместить ему моральный вред (из собственного кармана).
Содержание:
Сбил человека не на пешеходном переходе: ответственность
За нарушение правил дорожного движения на пешехода будет наложен административный штраф в размере 1 000 рублей (статья 12.30 КоАП):
1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Законом предусмотрен ряд случаев, когда водитель может уйти с места происшествия:
- Если в результате ДТП участнику требуется первая помощь, водитель имеет право уйти с места происшествия с целью отвезти пострадавшего в медицинское заведение.
За уход с места столкновения наказание в таком случае не назначают. Но после водитель обязуется вернуться к месту инцидента, зафиксировать положение автомобиля, доказательства, следы, которые могут пригодиться для воссоздания произошедшего. А также предпринять действия по организации обхода места происшествия.
- В случае если у обоих участников (разойтись без ожидания сотрудников ГИБДД можно, только если в аварии замешано не более 2 лиц) в наличии полисы ОСАГО, и они не имеют претензий по фактам произошедшего ДТП.
- Покинуть место инцидента можно также для того, чтобы самому дойти до ближайшего поста ГИБДД для составления документов. Делать это можно только при отсутствии травм или угроз для жизни пострадавшего.
Составляют протокол осмотра. При незначительном вреде здоровью и вреде средней тяжести документ оформляет сотрудник ГАИ.
Если пешеход скончался или ему нанесли тяжкий вред, на место аварии направляется специализированная бригада (криминалист, следователь, автомобильный техник):
- осматривают следы, извлекают вещественные доказательства;
- техник проводит осмотр транспортного средства, занося результаты в протокол;
- опрашивают очевидцев происшествия, все сведения фиксируют в документе.
Затем проводится специальные автомобильные экспертизы (трасологическая, автотехническая). Они нужны для правильного установления хода ДТП. Судебно-медицинская экспертиза для выявления степени нанесённого урона здоровью и/или причины летального исхода пострадавшего. На основании всех действий выносят процессуальное решение.
Сбил пешехода вне пешеходного перехода
Способы избежать наказания в таких случаях:
- Известны инциденты, когда водитель требовал с пешехода, который нарушил правила, взыскание материальной компенсации. В ситуации, когда пешеход также причинил вред водителю или его автотранспортному средству, они могут договориться о взаимном отказе от претензий.В таком случае сотрудники ГИБДД зафиксируют это в протоколе.
- Если видеоматериалы будут доказывать факт умышленного создания опасной аварийной ситуации пешеходом это может послужить весомым доказательством в пользу водителя.
- Если причиной ДТП стало другое правонарушение. Например, в процессе драки один человек подтолкнул другого под колёса. В таком случае, водитель получит приоритет среди участников аварии, а нападающий понесёт полную ответственность.
- Если причиной аварии стала внезапная неисправность автомобиля. В данном случае, участник спец.группы (автомеханик) засвидетельствует факт поломки и укажет это в протоколе.
- В случае внезапного ухудшения состояния или здоровья. Например, водитель потерял сознание. Важно понимать, что приём препаратов, замедляющих реакцию, нарушение рекомендаций врача, после операций, которые могут снизить скорость реакции, послужат отягощающими обстоятельствами.
Вина признаётся автоматически, если сотрудники ГИБДД документально достоверно зафиксируют факт наркотического или алкогольного опьянения, факт управления автомобилем в неадекватном состоянии или под воздействием психотропных средств, отсутствие прав на управление автотранспортным средством.
Во всех других случаях, на основании показаний свидетелей, видеоматериалов, заключения спец.группы и медицинской экспертизы, делают вывод о вине или невиновности водителя. В противном случае, если пешеход не имеет претензий, инцидент считается исчерпанным.
Соблюдение ПДД обязательно не только для водителей, но и для пешеходов, т.к. они тоже являются участниками дорожного движения. Согласно законодательству, автомобили относятся к средствам повышенной опасности, поэтому, даже если водитель едет по правилам, но сбивает пешехода, его в зависимости от ситуации могут привлечь к разным видам ответственности:
- административная;
- гражданская;
- уголовная.
Рассмотрим детали подробно.
Иногда водители в попытке избежать ответственности пытаются скрыться с места аварии или опираются на нетрезвое состояние самого пешехода. В первом случае они считают, что их не найдут, во втором – что это послужит смягчающим обстоятельством.
Но на практике все обстоит иначе, и неправильными действиями можно только усугубить свое положение.
Несмотря на отсутствие транспортного средства, пешеходы являются полноценными участниками дорожного движения, и на них так же, как на водителей, возлагается обязательство соблюдения установленных на уровне законодательства ПДД (пункт 1.2.).
Для пересечения лицами без транспорта проезжей части отведены специальные места — пешеходные переходы (пункт 4.3. ПДД России), обозначенные соответствующей дорожной разметкой и оснащенные светофорами (на сложных участках). При отсутствии таких переходов пешеход может переходить дорогу в соответствующих местах:
- на перекрестках (по тротуарам, обочинам, линиям);
- на хорошо просматриваемых участках с запрещенным обгоном для ТС под прямым углом к противоположной обочине (тротуару).
Алкогольное или наркотическое опьянение потерпевшего пешехода не оказывает влияния на процесс рассмотрения дела о ДТП. Представленная законодательная позиция обусловлена тем, что водитель, управляя средством повышенной опасности, обязан соблюдать дистанции и анализировать возможность возникновения аварийной ситуации. Однако гражданин, пребывающий за рулем авто, которым был сбит пьяный пешеход, может избежать наказания, если в ходе разбирательства будет доказано:
- отсутствие вины в его действиях;
- отсутствие возможности предотвратить соответствующее событие;
- грубая неосторожность самого потерпевшего.
После дорожного происшествия, в котором пострадал пешеход, водителю участвующего в ДТП авто следует предпринять ряд мер, которые позволят избежать ответственности в случае невиновности или не приведут к усугублению положения, если автомобилист виновен в случившемся:
- оставаться на месте происшествия до приезда медиков и полиции (за исключением ситуации, когда пострадавшего необходимо немедленно доставить в больницу);
- оказать потерпевшему необходимую помощь;
- вызвать дорожную службу и скорую;
- произвести фиксацию места аварии всеми доступными способами (с помощью фото-, видеотехники, чертежей, зарисовок схем и т. п.);
- направить в центр телеавтоматического управления движением запрос на предоставление видеозаписи с камер, съемка которых охватывает место аварии и прилегающие дорожные развязки, по которым двигался автомобиль – участник ДТП.
Важно! Не следует медлить с направлением запроса в ЦТАУД, поскольку автоматические записи с камер хранятся в центре не более 72 часов.
При наступлении смерти потерпевшего вследствие травм, полученных в дорожном происшествии, водитель автомобиля понесет наказание в соответствии с санкциями, предусмотренными статьей 264 Уголовного кодекса России.
Обстоятельства и последствия аварии | Мера наказания |
---|---|
Смерть причинена по неосторожности | Лишение свободы сроком до 5 лет + невозможность занимать определенные должности до 36 месяцев.
Принудительные работы до 48 месяцев + лишение права занимать определенные должности до 36 месяцев. |
Водитель пребывал в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения или скрылся с места аварии (отягчающие обстоятельства) | Лишение свободы от 5 до 12 лет + запрет занимать определенные должности на срок до 36 месяцев. |
Смерть по неосторожности причинена 2 или более гражданам | Принудительные работы до 60 месяцев + запрет занимать определенные должности на срок до 36 месяцев. |
Смерть двух и более граждан + наличие отягчающих обстоятельств | Лишение свободы от 8 до 15 лет + запрет заниматься определенной деятельность до 36 месяцев. |
Важно! С учетом смягчающих обстоятельств и поведения водителя ТС наказание может быть назначено условно.
В случае когда травмы потерпевшего не имеют тяжелого характера и он не выражает претензий к лицу, управляющему транспортным средством, стороны могут решить проблему полюбовно и пешеход вправе покинуть место аварии самостоятельно. Однако во избежание возможных негативных последствий (привлечение за оставление места ДТП и оставление пострадавшего в опасности) следует попросить потерпевшего составить расписку об отсутствии претензий в письменной форме.
Если в ходе разбирательства будет доказано, что авария произошла по вине пешехода, с целью взыскания средств на покрытие понесенного автомобилистом материального ущерба на него может быть подано исковое заявление в рамках статьи 1064 Гражданского кодекса России. Однако в силу наличия у водителя обязательства о проведении страхования автогражданской ответственности (ФЗ № 40 от 25 апреля 2002 года), прямое покрытие будет производиться страховой компанией, в которой владелец авто оформил полис ОСАГО. А непосредственно иск на пешехода подается страховщиком в порядке регрессного возмещения (Определение 1833-0 КС России от 4 октября 2012 года).
Если автомобиль наехал на человека, который перемещался вне территории пешеходного перехода, то степень вины водителя может быть определена только после тщательного изучения случившейся ситуации. При установлении виновности хозяина машины он несёт ответственность за совершённый наезд. Она увеличивается в зависимости от размера травм пешехода.
Состояние человека оценивается судебно-медицинской экспертизой. Если нанесённый вред пешеходу оказался незначительным, то водитель не несёт серьёзного наказания.
Водитель, который совершил наезд на человека, несёт за это ответственность:
1. Гражданскую. Если в суде будет доказано, что водитель по независящим от него причинам не имел возможности остановить транспортное средство, то вина с него снимается. В противном же случае он должен будет оплатить расходы пострадавшему человеку на лечение.
2. Административная. Наступает при получении пострадавшим травм средней тяжести. Вина водителя также устанавливается судом. Если она будет доказана, то ему грозит штраф от 2,5 до 25000 рублей. При этом у него изымаются права на 2 года.
3. Уголовная. Наступает в случае получения переходящим дорогу человеком тяжёлых травм или когда дело заканчивается летальным исходом. Предварительно сотрудниками инспекции изучается случившееся происшествие.
Проверяется техническое состояние автомобили и действия водителя. Уточняется, имел ли он возможность избежать случившегося столкновения.
Уголовная ответственность является самой суровой. Однако если проверка установила невиновность водителя, она с него снимается.
При наезде автомобиля на пьяного человека, когда тот перемещался вне пешеходного перехода виновным всё равно остаётся водитель. Чтобы доказать свою правоту, хозяину автомобиля нужно принять активное участие в составлении протокола инспектором.
Это должно выражаться в следующем:
1. Водитель должен подробно описать всё случившееся с пошаговой фиксацией своих действий. Причём вносить уточняющие корректировки можно вплоть до принятия судом окончательного решения.
2. Чтобы грамотно защищать себя в суде, следует нанять квалифицированного консультанта. Это даст возможность понизить меру ответственности за совершённый наезд.
3. Прежде чем подписывать документы, попросить инспектора изложить суть всех непонятных терминов. Именно на этой стадии водители часто допускают ошибки.
Нетрезвое состояние пешехода не являются смягчающим обстоятельством для водителя. Если его вина будет доказана, то ответственность наступает в полной мере.
Подготовку к своей защите водитель должен начинать еще до приезда сотрудников инспекции. Для этого им ведётся осмотр места происшествия. С помощью мобильного телефона территория фотографируется. Также фиксируется расположение осколков битого стекла. Вся эта информация будет очень ценной при рассмотрении дела в суде.
Иногда при столкновении пешеход не пострадал – нет видимых ушибов от удара, увечий, поэтому он настаивает на уходе с места происшествия, не дожидаясь сотрудника дорожной полиции.
Если это так, то у него следует взять расписку о том, что нет претензий к водителю после наезда, а состояние здоровья у него удовлетворительное.
Однако водителю сообщить службе полиции о факте наезда все же необходимо.
Зачастую уже дома, пострадавшее от наезда лицо может почувствовать себя плохо или просто передумать о своем решении и обратиться за взысканием морального вреда. Если сообщений от водителя о наезде не поступало, при обращении человека за медицинской помощью факт наезда обнаружится и это будет расценено правоохранительными органами как оставление водителем места ДТП, с целью скрыть происшествие, за что предусмотрена ответственность.
Заключая устные соглашения с пострадавшим человеком, вы рискуете быть обвиненным в покидании места ДТП со всеми вытекающими последствиями.
Ответственность за наезд на пешехода вне зебры
На практике нередки ДТП, фактическим виновником которых является пешеход. Например, гражданин пересекает трассу вдали от пешеходного перехода, водитель, заметив его, снижает скорость, но не успевает остановиться. В результате аварии человек получает травму средней тяжести (например, ломает ногу). Очевидно, что в ситуации виноват пешеход. Он нарушил пункт правил дорожного движения о том, что пересекать шоссе можно исключительно по переходу (наземному, подземному или надземному). Водитель, чьи действия привели к перелому гражданина, не понесет наказания по УК РФ. Для водителя будут предусмотрены две формы ответственности:
- Возмещение вреда здоровью по ст. 1079 ГК РФ. Водитель оплачивает лечение гражданина в рамках полиса ОСАГО;
- Возмещение морального вреда. Страхование автогражданской ответственности не покрывает эти расходы, их несет лицо, находившееся за рулем автомобиля. Компенсация выплачивается в ситуации, если потерпевший обратиться с иском в суд.
Для пешехода, нарушившего правила дорожного движения, предусмотрена административная ответственность — за нарушение ПДД он обязан уплатить штраф в размере 1 тыс. руб., а также гражданско-правовая. Если машине в результате столкновения был нанесен вред, ст. 1064 ГК РФ обязывает его выплатить компенсацию автолюбителю. При этом судебная практика демонстрирует, что водителя часто обязывают оплатить лечение пассажира и возместить моральные издержки, а суммы с пешехода на ремонт автомобиля взыскивают значительно реже. Водители, имеющие полис КАСКО, вправе получить средства на ремонт авто от своей страховой компании. Это более простое и выгодное решение, чем судебная тяжба для взыскания ущерба.
Угроза для водителя, допустившего трагедию, обусловлена тремя составляющими:
- объективная картина происшествия;
- субъективное отношение виновника к произошедшему (преднамеренность, неосторожность);
- наличие противоправного поведения со стороны прохожего.
Изначально предполагается правомерность поведения прохожего. Он имеет преимущество, и транспортное средство обязано остановиться перед проходящими по «зебре» людьми, пропустить их.
За сбитого участника движения наступает наказание по нормам закона в зависимости от степени нанесенного ущерба.
Презумпция порядочности людей на «зебре» означает, что проходящим по «полоскам» следует оценить расстояние до автомобиля и его примерную скорость, убедиться в безопасности своего пути. Самые быстрые ноги проще остановить, чем несущуюся «под двести» тачку. Неисполнение указанных обязательных предписаний может снять с потерпевшего все предположения о его невиновности.
Люди обязаны пересекать проезжую часть согласно Правилам. При этом субъект движения должен понимать, что переходит улицу в неустановленной точке.
О невиновности шофера можно говорить только в случаях полного соблюдения им требований нормативно-правовых актов, когда водитель ничего не нарушает и предпринимает все от себя зависящее, но этих мероприятий недостаточно для предотвращения «встречи» с переходящим проезжую часть.
Детали правилами не прописаны. Можно посмотреть в зеркала, выйти и оценить обстановку на парковке, попросить помочь пассажира или прохожего. Невыполнение предписаний или пренебрежение ими делает рулевого виновным в происшествии, создавая угрозу правового возмездия в зависимости от причиненного вреда.
Человек, намеренно прыгающий под колеса паркующегося железного коня, дает шанс избежать неблагоприятных последствий при условии безупречного поведения парковщика.
Аварии происходят по грубой неосторожности, небрежности лиц, управляющих транспортом. Наличие умысла является отягчающим моментом и может повлечь жесткие санкции либо строгий вид наказания. Предполагает полное осознание того, что машина используется с целью нанесения увечий субъекту движения, при этом у шофера имеется желание сбить человека или покалечить его. Действия виновного рассматриваются в качестве преступления, а машина – как средство его совершения.
Административная ответственность возникает в результате легкого или среднего ущерба пешеходу от наезда, исходя из ст. 12.24 КоАП, в которой дается квалификация правонарушения:
- Нанесение легкой степени вреда здоровью с лечебным курсом не более 3-х недель, а трудоспособность утрачена не более 10%. Здесь предусматриваются либо штрафные санкции в размере от 2,5 тыс. руб. до 5 тыс. руб., либо лишение права управлением ТС сроком до полутора лет.
- Средняя степень определяется, как потеря способности трудится более 10% и на реабилитацию здоровья необходимо более 21 дня. Наказание – наложение штрафа от 10 до 25 тыс. руб. либо лишение право управления ТС сроком до 2 лет.
Судебная практика показывает, что в большинстве случаев, при признании вины водителем и раскаяние в содеянном, дело обычно ограничивается наложением штрафа.
Если же водитель ранее уже привлекался по аналогичному происшествию и совершен повторный наезд на пешехода, то избежать лишения водительских прав не получится.
Рассмотрим ситуацию, с которой сталкивается водитель в городе чуть ли не каждый день.
Есть пешеходный переход и недалеко от него — остановка общественного транспорта. Вышедшему из троллейбуса или автобуса человеку по какой-либо причине лень пройти пару десятков метров до пешеходного перехода и он переходит дорогу сразу из-за автобуса. Или некая бабушка игнорирует находящуюся недалеко зебру и идёт через дорогу, как ей удобно (что встречается достаточно часто).
Итак, не вызывает сомнений, что в данной ситуации фактически виноват пешеход. Касательно ПДД он нарушает сразу несколько пунктов:
«4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
…
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».
То есть
1. Если в зоне видимости есть пешеходный переход, переходить дорогу можно только по нему
2. Если есть необходимость перейти дорогу вне перехода, то пешеход должен убедиться, что не создаёт помех для движения транспорта.
Не зависимо от ситуации, водитель несёт ответственность за наезд на пешехода, даже если пешеход грубо нарушал ПДД или был «в стельку» пьяным. Это гражданско-правовая ответственность, которая регулируется ст. 1079 ГК РФ:
«Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, …, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 1083 настоящего Кодекса».
То есть, водитель в любом случае обязан оплатить лечение пострадавшего, даже если абсолютно не виноват в наезде. Также пострадавший имеет право подать иск «за моральный вред», но тут уже как решит суд.
Водитель не будет платить, только если докажут, что пешеход сам бросился под колёса, например, решил покончить жизнь самоубийством, либо это был мошенник, который таким образом хотел «развести» водителя на деньги, или наезд был совершён в результате сильного удара сзади в автомобиль и водитель физически не мог избежать наезда. То есть должны быть доказаны «обстоятельства непреодолимой силы». Но это встречается достаточно редко, и как правило, водитель платит за лечение пешехода.
Итак, в нашей ситуации, когда водитель абсолютно не виноват, а пешеход виноват, то наказание шофёра ограничивается описанной выше гражданско-правовой ответственностью и оплатой лечения пешехода.
Что касается административной ответственности и штрафов по статье 12.24 КоАП, то они возникают только в случае, если доказана виновность водителя.
Уголовная же ответственность возникает в любом случае, если причинен тяжкий вред здоровью или был смертельный исход, не зависимо от того, виноват водитель или нет. Но эту ситуацию в рамках данной статьи мы рассматривать не будем.
Что касается пешехода, то за нарушения правил ПДД он должен будет заплатить штраф 1 000 рублей согласно ст. 12.30 КоАП:
«1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, …, повлекшее создание помех в движении транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей».
Также согласно ст. 1064 ГК РФ пешеход вроде как обязан возместить ущерб водителю, если возникли повреждения автомобиля:
«Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».
Но на практике это происходит крайне редко и суд редко обязывает пешехода выплачивать компенсацию водителю.
Если водитель не виновен в создании аварийной ситуации и сбил пешехода по вине самого пешехода, это ещё нужно доказать. Мы советуем:
1. Ни в коем случае не убегать и не оставлять место происшествия! Это только усугубит ситуацию
2. Максимально быстро оказать первую медицинскую помощь и вызвать скорую
3. Вызвать ГИБДД для оформления аварии
4. Максимально быстро, не дожидаясь приезда всех служб, зафиксировать на фото и видео все обстоятельства происходящего, собрать данные о свидетелях
Совсем хорошо, если в наличии будет запись с видеорегистратора.
Удачи на дорогах!
А тем, кто только собирается учиться водить автомобиль — приходите к нам в автошколу. Вы будете знать всё, что нужно хорошему водителю!
Санкций за наезд на человека не в месте регламентируемого пересечения дорожного полотна можно избежать или значительно уменьшить при наличии совокупности следующих факторов:
- гражданин целенаправленно бросился под колеса авто;
- водитель по каким-либо причинам не имел возможности совершить маневр для предотвращения столкновения;
- не было нарушения ПДД и скоростного режима.
Состояние опьянения водителя – тяжкое нарушение, которое подразумевает правилами дорожного движения наказание. Наиболее серьезное наказание ждет того пьяного автомобилиста, по вине которого жертва получила серьезные увечья. В таком случае водителя может ждать срок до 7 лет тюрьмы, при этом его еще и лишат прав на 3 года.
Если переходивший дорогу человек получил травмы, не совместимые с жизнью
Если переходивший дорогу человек погиб, на автомобилиста заведут уголовное дело. Если управляющий автомобилем человек не нарушал скоростного режима, ему вменят преступление, которое было совершено по неосторожности. Кроме того, его будут ожидать:
- принудительные работы на срок до 4 лет;
- лишение прав;
- тюрьма (срок может составить 5 лет).
Самые жесткие санкции будут ждать пьяного водителя, который сбил 2 и более человек (пусть даже в неположенном для перехода дороги месте). Такого нарушителя будет ждать 9-летний период тюрьмы и лишение прав на 36 месяцев. Кроме этих санкций, автовладельца обяжут еще оплачивать и похороны жертвы/жертв, а также возмещать родственникам умершего человека определенный моральный ущерб. Сумма взыскания в некоторых случаях может доходить до 1 млн. российских рублей.
Так как кончина переходящего дорогу человека подразумевает под собой самую жесткую меру наказания, автовладельца будет ждать суд. Если виновная сторона не скрылась сразу после автомобильной аварии, а наоборот пыталась всячески помочь пострадавшему лицу, этот факт судьей учтется и поможет смягчить наказание.
- Вопрос: Если во время автоаварии переходящему дорогу гражданину были причинены легкие повреждения, на какой период владельца автомобиля, который был за рулем, отстранят от вождения?
Ответ: Его лишат прав на срок от 1 до 1,5 лет. - Вопрос: Сбит человек. Какие повреждения считаются легкими?
Ответ: Под легкими повреждениями понимают временную потерю трудоспособности либо кратковременные проблемы со здоровьем. - Вопрос: Что подразумевают под повреждениями средней тяжести?
Ответ: Это средний уровень утраты человеком былой трудоспособности (т.е. проблемы со здоровьем, которые не подразумевают опасности для человеческой жизни).
Предположим, столкновение произошло из-за того, что потерпевший переходил дорогу в неположенном месте, нарушил правила. Виноват все равно будет водитель. По статье 1079 ГК РФ, автомобилист несет большую ответственность, т.к. он создает ситуацию повышенной опасности — водит транспортное средство, которое потенциально может принести вред окружающим. Поэтому он будет обязан оплатить лечение и раскошелиться на моральную компенсацию.
Суд освободит водителя от ответственности, только если на него действовала непреодолимая сила или пешеход специально кинулся под колеса. Например, хотел так покончить с жизнью самоубийством или вытрясти с автомобилиста деньги за моральный ущерб. Даже если пешеход сам виноват — это еще надо как-то доказать. Помогают обычно записи с камер и видеорегистраторов, рассказы очевидцев.
По статье 1083 вышеупомянутого кодекса, суд может снизить сумму вреда и компенсации, если авария произошла по вине пешехода. Также разные условия могут стать смягчающими обстоятельствами, когда речь идет об уголовном или административном наказании: человек переходил дорогу в неположенном месте, была ночь, не работали фонари и т.д.
Итак: произошла авария. Мы уже разобрались, что водителю, скорее всего, придется возместить пешеходу затраты на лечение и выплатить моральную компенсацию. Как еще его может наказать суд?
Если водитель сбил человека, и тот отделался легким либо средним вредом — суд будет обращаться к статье 12.24 КоАП РФ:
- легкий вред — штраф от 2500 до 5000 рублей, либо могут отобрать права на год-полтора;
- средний вред — придется отдать от 10 000 до 25 000, либо заберут права на полтора-два года.
Легкий вред — нарушения в здоровье были кратковременными, средний — длительное, но не опасное для жизни расстройство здоровья.
Случилось так, что человек пострадал серьезно или даже умер — наказание за это прописано в УК РФ, статья 264:
- тяжкий вред — посадят в тюрьму на два года максимум либо отправят на принудительные работы на два года, также может быть ограничение свободы до трех лет;
- смерть человека — тюрьма до пяти лет либо работы до четырех лет;
- погибло несколько человек — лишение свободы до семи лет либо принудительные работы до пяти лет.
По букве закона, тяжелый вред вызывает расстройство жизненно важных функций, может быть опасен для жизни в целом. Прерывание беременности, потеря речи, слуха или зрения, психическое расстройство, утрата органом его функций, утрата профессиональных навыков, обезображивание лица и тому подобное — такие увечья суд квалифицирует как тяжкие.
Ответственность за наезд на пешехода вне пешеходного перехода
Выше мы видели, что статьи закона предусматривают довольно большой разбег в наказаниях: фиксированного штрафа или срока нет, суд выносит решение для каждой ситуации отдельно.
Зависит это от обстоятельств: нарушил ли водитель правила движения или, наоборот, пешеход неправильно переходил дорогу; может ли что-то смягчить или усилить вину ответчика и т.д. Так что если наезд был совершен на остановке или на тротуаре — судить будут по тем же статьям.
Суд будет суровее, если водитель был пьян или сбежал с места происшествия. В статье 264 УК РФ о наказании для таких случаев говорится отдельно в пунктах 2, 4 и 6:
- тяжкий вред — работы до трех лет, лишение свободы до четырех;
- смерть человека — лишение свободы от двух до семи лет;
- смерть нескольких людей — тюрьма от четырех до девяти лет.
Ежели водитель помог человеку, которого сбил, вызвал скорую, отвез в больницу, оплатил лечение — это будет смягчающим обстоятельством, и суд может уменьшить наказание.
Если автомобилист сбил человека специально — это уже совсем другая история. Вне зависимости от того, как сильно пострадал пешеход, судить водителя будут по УК.
- Человек пострадал не сильно — статья 115. На свое усмотрение судья может назначить работы до двух лет, ограничение свободы до двух лет, арест до шести месяцев либо тюрьма до двух лет.
- Средняя степень вреда — статья 112. Тут суд категоричен: подсудимого ждет лишение свободы сроком до пяти лет.
- Тяжкий вред — статья 111. Тюрьма на срок до десяти лет. При этом, если ответчик хотел травмировать человека, но случайно его убил, он будет отвечать по этой же статье и получит до пятнадцати лет.
Если все закончилось смертью пешехода, и в суде доказали, что такова и была цель ответчика, судить его будут по статье 105 УК РФ и произошедшее будет квалифицировать как убийство. А заслуженное наказание: тюрьма до пятнадцати лет, если не было отягчающих обстоятельств, и до 20 лет, если таковые были.
Если вы случайно или намеренно сбили человека — вам понадобится хороший адвокат, чтобы смягчить наказание и отстоять свои права в суде. Обратитесь к специалистам R.TIGER.
Среди видов наказания, которые могут грозить водителю, наиболее суровые санкции предусмотрены в ст. 264 УК РФ. Если водитель сбил человека насмерть, уголовного наказания не избежать. Разберем, как привлекают к ответственности за наезд на пешехода со смертельным исходом, что предпринять, чтобы получить минимальное наказание.
Ответственность владельцев транспортных
средств наступает практически за любой ущерб имуществу или вред здоровью. Это
связано с правилом ГК РФ – автомобиль считается источником повышенной опасности
для окружающих. В зависимости от наступивших последствий наказание может
наступать в следующих видах:
- при наличии имущественного ущерба без вреда здоровью граждан – материальная ответственность в виде страховых выплат по ОСАГО, либо непосредственно за счет виновника аварии;
- при выявлении вреда здоровью легкой и средней тяжести – применяются нормы административного наказания по КоАП РФ;
- если причинен тяжкий вред здоровью, либо совершен наезд на человека со смертельным исходом – в отношении автовладельца наступает уголовное преследование, которое может повлечь и реальный тюремный срок.
Обратите внимание! Если водитель сбил пешехода насмерть, помимо уголовного наказания ему предстоит и возместить материальный вред здоровью. Также, в зависимости от вида нарушения ПДД, его могут привлечь и к санкциям по КоАП РФ.
Нужно учитывать, что если сбили пешехода
насмерть, уголовное наказание наступает только при фактах нарушения ПДД или
правил эксплуатации автомобилей.
Если в ходе проверки таких нарушений не будет
выявлено, уголовное наказание не применяется.
Например, если водитель не
нарушал скоростного режима и иных правил, а пешеход погиб ввиду собственных
противоправных действий, нормы УК РФ не действуют.
Какие карательные санкции предусматривает статья 264 УК РФ к водителю, который сбил человека насмерть? Возможные меры наказания будут существенно отличаться, в зависимости от количества пострадавших, от наличия или отсутствия следов алкоголя в крови автовладельца. В рамках статьи 264 УК РФ, при нарушении ПДД и причинении смерти по неосторожности, суд может применять следующие виды санкций:
- по
части третьей за смерть одного пострадавшего – максимальный тюремный срок может
составить до 5 лет; - по
части пятой, если в результате ДТП погибло два и более человека – может
выноситься приговор с наказанием до 7 лет лишения свободы; - части
четвертая и шестая статьи 274 УК РФ регламентируют ответственность, если у
автовладельца установлено состояние опьянения.
Обратите внимание! Если автовладелец сбил
пешехода насмерть, наказание по статье 264 УК РФ наступает при наличии вины в
форме неосторожности.
Это означает, что водитель не желал наступления таких
тяжких последствий, хотя обязан был их предвидеть исходя из характера своих
действий.
Если в действия водителя присутствует умысел на смерть жертвы, его
наказание последуют за преступления против личности граждан.
Рассмотрим, что грозит для автовладельца, находившегося в состоянии опьянения, который сбил пешехода на смерть. В этом случае избежать тюремного срока будет практически невозможно без помощи опытного адвоката.
Наезд на пешехода вне пешеходного перехода — ответственность за ДТП
Автомобиль это не только удобное средство передвижения, но и источник повышенной опасности. За вред, причиненный им, в полной мере отвечает его владелец. Самая большая опасность при управлении транспортным средством — наезд на пешехода. Он ни чем не защищен, и такие ДТП могут иметь очень тяжелые последствия. Причем не только для пешехода, но и для водителя.
Давайте попробуем разобраться какова ответственность за ДТП с наездом пешехода и можно ли ее избежать?
Наезд на пешехода это ДТП, в котором автомобиль наехал на человека, либо человек натолкнулся на него. К этой же категории ДТП относится причинение вреда от столкновения с перевозимым грузом или другим ТС.
Исходя из этого, можно определить условия, при которых ДТП будет считаться наездом на пешехода.
- Оно должно произойти в результате движения или остановки ТС.
- Должно произойти столкновение пешехода и машины либо груза.
При этом не имеет значения, где произошел наезд, на проезжей части, переходе, тротуаре или в жилой зоне. Другое дело, как он будет расцениваться правоохранительными органами, каким будет наказание.
Ведь кроме самого наезда будет наложена ответственность и за сопутствующие нарушения, например, за игнорирование условий проезда жилых хон, движение по тротуару и т. д.
Так какова цена такой невнимательности?
Вернуться
Законодательство предусматривает три вида ответственности за наезд на пешехода: уголовную, административную и гражданскую. Какой из них будет подвергнут водитель, зависит от тяжести наступивших последствий и обстоятельств события. Один из основополагающих критериев – степень причиненного здоровью пешехода вреда. Он может быть легким, средней тяжести или тяжелым.
Даже если водитель не будет признан виновным в наезде на пешехода, сам такой факт повлечет гражданству ответственность. Это основано на ст. 1079 ГК РФ, которая признает автомобиль источником повышенной опасности, за любой вред, причиненный им отвечае,т собственник или иное лицо законно им владеющее:
- «Граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.»
В свою очередь ст. 1083 ГК РФ указывает на обстоятельства, при которых размер ответственности может быть уменьшен:
- «Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
- При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
- Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.»
То есть если вы не сможете доказать, что пешеход сознательно кинулся под колеса избежать возмещения морального и материального вреда жизни и здоровью не получится. Но его можно уменьшить если:
- Удастся доказать умысел или неосторожность пешехода, повлекшие такой вред.
- Суд учтет материально положение ответчика.
Если же установят отсутствие вреда жизни и здоровью пешехода или только материальный, то суд может вовсе отказать в исковых требованиях истца, если будет доказано, что в ДТП виновен сам пешеход.
Вернуться
Первое правило – это не оставлять место происшествия. В противном случае, как уже говорили выше, за это может быть применена отдельная ответственность вплоть до лишения прав.
Если пешеходу были причинены телесные повреждения, то сразу нужно оказать первую медицинскую помощь, воспользоваться аптечкой и другими подручными средствами. Одновременно следует вызвать скорую помощь и патруль ГИБДД.
А также нужно проконтролировать составление схемы ДТП и взять данные у всех свидетелей, которые находились рядом. Не помешает сфотографировать и место аварии с разных ракурсов. Тогда все эти доказательства помогут на следствии или в ходе судебных разбирательств.
Нужно контролировать и ход проведения экспертиз, а при необходимости настаивать на ней. Без заключения специалиста, невозможно установить реальную картину событий и степень телесных повреждений у пешехода.
В данном материале мы остановились на ситуации, когда водитель совершил наезд на человека вне перехода и что грозит за это. Даже несмотря на то, что человеку нельзя переходить дорогу в неположенном месте, виноват будет водитель.
Напомним, что если увечья здоровью оказались легкими или средними, то применяются административные санкции в виде штрафа или лишения водительских прав.
При этом если водителю удастся доказать, что он не нарушал правил, то административного наказания можно избежать.
В то же время, пострадавший пешеход может потребовать возместить материальный или моральный ущерб.
Уголовная ответственность может наступить при смертельном исходе или наличии тяжких телесных повреждений. Однако во многих случаях могут найтись смягчающие для водителя обстоятельства.
В любом случае помощь юриста для водителя, сбившего человека не на переходе, никогда не будет во вред.
Основной массив судебных решений свидетельствует о том, что водителям редко удается отстоять свои права, особенно когда собрана достаточная доказательная база. Поэтому важно участие адвоката уже на ранних стадиях следствия. Его усилия будут способствовать достоверности составляемых документов.
Когда человека сбила машина насмерть, законодательство предусматривает несколько альтернативных видов наказания. При выборе санкций суды учитывают как смягчающие, так и отягчающие ответственность факторы. В связи с этим владелец автомобиля должен стремиться оказать следствию максимальное содействие.
Вот лишь несколько примеров из многочисленного массива решений судов разных инстанций. Все фамилии фигурантов дел изменены.
Вынося приговор по соответствующей части ст. 264 УК РФ, суды дают оценку всему набору доказательств, собранных ранее в рамках расследования уголовного дела. Сюда входят показатели свидетелей, результаты многочисленных экспертиз, пояснения медиков, выезжавших на место трагического случая.
Исследуется также то, можно ли было в существовавших условиях избежать наезда, и какие действия предпринял водитель с учетом обстановки. Когда допустимыми средствами доказывания установлены элементы небрежности, наказания не избежать.
Примером этому является приговор Петропавловск-Камчатского городского суда от 22.10.2018 г. по делу № 1-533/2018. В нем указано, что подсудимая имела возможность избежать наказания. Однако нашлось и несколько смягчающих обстоятельств, которые ограничили приговор исправительными работами и лишением прав.