Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декриминализация статьи о домашнем насилии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В прошлом году с января по сентябрь (более свежих цифр пока нет) по уголовной статье 116 — «Побои» было зарегистрировано 57 тысяч преступлений.
Президент РФ Владимир Путин предложил повысить ставку НДФЛ для россиян с годовым доходом выше 5 млн рублей с 13% до 15%. Дополнительные доходы казны оцениваются в 60 млрд рублей в год. Полученные деньги пойдут на лечение детей с орфанными заболеваниями.
В начале июня 2020 года автомобиль под управлением актера Михаила Ефремова выехал на встречную полосу и столкнулся с фургоном. Водитель грузовика умер спустя несколько часов в больнице. А экспертиза показала, что Ефремов был сильно пьян и под наркотиками. Это далеко не первое резонансное ДТП с участием знаменитостей. Звезды становятся как виновниками, так и жертвами аварий.
Содержание:
Почему в декриминализации домашнего насилия в РФ нет ничего хорошего
Декриминализация представляет собой переквалификацию уголовного преступления небольшой тяжести в административное нарушение. Ее целью является смягчение наказания для оступившихся впервые и освобождение мировых судов от излишней загруженности, поскольку в подобных случаях виновные обычно присуждаются к условному отбыванию срока.
Если ДН фиксируется впервые, то человек будет оштрафован. Условием является и тяжесть нарушение, то есть, если это ограничивается шлепками, подзатыльниками, и т.д. К сожалению, Уголовный Кодекс РФ не регламентирует понятие побои, соответственно опирается лишь на телесные повреждения и если их нет, то доказать рукоприкладство будет проблематично.
Присказка «бьет — значит, любит» и призывы «не выносить сор из избы» привели к тому, что, по разным подсчетам, около 70-90% жертв вообще не идут в полицию в случаях домашнего насилия. А те, кто все же подают заявления, часто забирают их обратно. Безучастное отношение полицейских — норма в случае домашнего насилия, сетуют эксперты.
Одной из самых активных защитниц декриминализации бытовых побоев стала сенатор Елена Мизулина. Она заявляла, что «наказания не должны противоречить системе семейных ценностей», декриминализация «позволит оградить семьи от необоснованного вторжения». Политик объясняла, что иногда «за шлепок или подзатыльник» полиция отнимает у детей родителей, а это недопустимо.
Дональд Трамп объявил о выходе США из договора по открытому небу. Разбираемся, почему США решили разорвать очередное важное международное соглашение, в чем теперь Вашингтон обвинил Москву и почему союзники Соединенных Штатов недовольны этим решением Белого дома.
Летом 2016 года вступил в силу закон, смягчающий наказание и освобождающий от уголовной ответственности за совершенные впервые побои всех, кроме близких родственников. По словам депутата Ольги Баталиной, общественность тогда ссылалась на то, что «внутрисемейные побои становятся более общественно опасными, чем побои чужих людей».
Домашнее насилие – достаточно распространенная проблема во всем мире. Страдают от данного явления и мужчины, и женщины, и дети, однако последние две категории наиболее сильно подвержены рискам. В 2020 году многие развитые страны имеют закон, позволяющий привлекать к административной и уголовной ответственности домашних тиранов.
Законопроект вносили депутаты из «Единой России». Фракции ЛДПР и КПРФ формально прислали отрицательные отзывы на законопроект, но 27 января Владимир Жириновский в Госдуме сказал журналистам, что на самом деле поддержал нововведения. «За» голосовали 380 депутатов, «против» — 3. Среди них — писатель Сергей Шаргунов, известный своими консервативными взглядами.
Сторонники инициативы отмечают, что документ направлен на защиту и сохранение семьи. В качестве примера они задают риторический вопрос: считаете ли вы правильным осудить на два года мать-одиночку, которая, воспитывая сына-подростка, физически наказала его за кражу или побеги из дома?
Авторы документа отмечают, что речь идет исключительно о первом случае применения силы, не наносящем вреда здоровью, например о пощечине или подзатыльнике. За повторное нанесение побоев будет грозить уголовная ответственность.
Наверное, мы этого не хотим. Мы больше заинтересованы, чтобы из ребенка не вырос вор», — говорит Кисличенко.
Повлияет ли закон на рост семейного насилия?
Сейчас уже все больше и больше дел, когда полицейских начинают обвинять в халатности, когда они абсолютно бездействовали».
Она также добавила, что некоммерческие организации (НКО) работают в России в атмосфере подозрительности.
Гражданин, которого это наказание не остановило и который второй раз поднял руку на близких, будет преследоваться уже по уголовному законодательству, по 116-й статье Уголовного кодекса РФ.
Где будет прописано, что домашнее насилие должно преследоваться в порядке публичного обвинения. Нужны охранные ордера, нужен доступ к специализированной помощи. И нужна ратификация стамбульской конвенции, которая на сегодняшний день является самым полным и исчерпывающим международным соглашением по этой теме», — сказала Ю.Горбунова.
Итак, по закону административная ответственность за побои, совершенные впервые и без причинения вреда здоровью, предусматривает административный арест на срок от 10 до 15 суток, штраф от 5 до 30 тысяч рублей или обязательные работы на 60-120 часов. Причем такое наказание коснется только так называемых «близких». Депутаты уточнили, что к этим людям относятся супруги, сожители и родители.
Большинство мужчин у нас — так уже менталитет сложился — всё равно считают: «я — хозяин», и кулаком по столу, а потом кулаком в глаз. Поддерживая новый законопроект, общество даёт таким агрессорам добро: «Пожалуйста, бейте своих жен, ничего не будет».
Во время прений в Госдуме спикер Вячеслав Володин заявил, что законопроект поможет «укреплению института семьи» в России. Депутат «Единой России» Андрей Исаев, поддержавший законопроект, заявил, что «если мать-одиночка даст сыну затрещину, она становится уголовницей, а постороннего дядю накажут административно».
Если вникнуть в суть законопроекта, то он, в случае принятия, вносит ряд изменений в процесс правового взаимодействия между жертвами БН и абьюзерами.
Под «побоями» в подписанном законе подразумеваются действия, «причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий». Если такие побои совершены впервые, они переводятся из разряда уголовных преступлений в разряд административных правонарушений.
В феврале исполнится год, как в России приняли закон о декриминализации побоев. «Семейных» агрессоров теперь за оставленные синяки и ссадины не отправляют в колонии, а штрафуют. Противники изменений предсказывали, что нововведения развяжут руки людям, которые потенциально могут совершить насилие. Пессимистичные прогнозы начали сбываться.
При повторном же нанесении побоев наступит уже не административная, а уголовная ответственность. Это может быть штраф до 40 000 рублей (или в размере зарплаты осужденного за 3 месяца), обязательные работы на срок до 240 часов, исправительные работы на срок до 6 месяцев или 3-месячный арест.
Женщина ужаснулась: а как бы я осталась с детьми… То есть она не хотела, чтобы ее защищали таким образом», — говорит Кисличенко.
По ее словам, по данным Росстата и Минздрава России 2012 года, каждая пятая женщина в РФ подвергается насилию от рук мужа или партнера.
Так происходит по многим причинам: жертвы боятся жаловаться, не видят в этом смысла или считают, что, например, побои от мужа — это неприятно, но «нормально».
Однако правозащитники говорят об обратном эффекте. Побои в семьях, по их оценкам, не просто не сократились, а выросли в несколько раз и превратились в настоящую эпидемию.
Это понятно и объяснимо — по статистике, почти половина всех тяжких преступлений совершается дома и попадает в разряд домашнего насилия.
Ударить нельзя судить: мнения за и против декриминализации семейных побоев
И именно в этой сфере нам было сложно, потому что много было недоверия и в некоторых случаях нам открытым текстом говорили, что «геополитическая ситуация сейчас такая, что мы не можем предсказать, что произойдет, если мы будем с вами общаться», — рассказала представитель Human Rights Watch.
Так что новые поправки — это, судя по всему, непосредственная реакция на критику. В пояснительной записке к одобренному законопроекту говорится, что он «направлен на устранение неоднозначного толкования положений», возникших после принятия последних поправок в статью о побоях.
Под понятие домашнее насилие попадают ряд действий физического, психологического, сексуального и экономического характера. К физическому насилию относится:
- толкание, пощечина;
- побои кулаками, шлепки;
- побои палками, ремнями, молотками, другими тяжелыми предметами;
- порезы и уколы ножом или другими острыми предметами;
- тягание за волосы, плевки, биение головой об стены и т.д.
Максимальное наказание по этой статье (действующей на данный момент) — два года лишения свободы. Заместитель председателя Верховного суда Владимир Давыдов говорил, что декриминализация разгрузит суды, позволит следователям сосредоточиться на более опасных преступлениях, избавит осужденных от неадекватно тяжелых последствий уголовного дела.
Домашнее насилие: как борются против него в Германии
Одной из примет нынешнего времени, продолжает представитель центра «Анна», стало увеличение числа убежищ для женщин. Такие места стали появляться во многих регионах России и представляют собой частные квартиры или стационары при государственных кризисных центрах. Туда жертвы домашнего насилия помещаются в целях безопасности.
Не менее большой резонанс вызвало дело Галины Каторовой из Находки. Муж избивал ее на протяжении нескольких лет, пока она не схватила нож и не нанесла ему 11 ранений, одно из которых стало смертельным. Теперь Каторову судят за умышленное убийство. С другого ракурса на тему побоев заставила взглянуть история из Петропавловска-Камчатского.
У сторонников закона на самом деле есть разумные аргументы, и они никак не связаны с «укреплением института семьи». На самом деле, считают они, перемены — только к лучшему для будущих потерпевших. В последующие месяцы Госдума, администрация президента и другие учреждения получили многочисленные обращения граждан и общественных организаций; родители и общественники провели сотни пикетов и митингов.