Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств установлена». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Как показывает практика, должностных лиц (как правило, руководителей) также нередко привлекают к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
Однако суд прекратил дело об административном правонарушении, поскольку истек годичный срок давности привлечения к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. Следует отметить, что сейчас этот срок составляет два года.
Содержание:
Определение состава преступления
Таким образом, правонарушение заключается в совершении действий/бездействий распорядителя и получателя денежных средств из бюджета, приведших к отклонению от целей, ранее определенных в документации.
Во-первых, нарушителем признается само предприятие, совершившее нецелевое использование бюджетных средств. В таких случаях для организаций могут последовать наказания в виде штрафов, а также приостановления деятельности на определенный срок.
Бюджетными активами в России являются:
- субсидии, включая муниципальные и региональные;
- гранты в форме субсидирования;
- трансферы;
- государственные кредиты;
- субсидии под капитальные вложения.
Правовую основу регулирования финансовых взаимоотношений с использованием государственных активов устанавливают нормы Бюджетного Кодекса РФ. Согласно положениям БК РФ, получатели ассигнований из бюджета ответственны за их целевое использование. При установлении фактов нецелевого расходования к получателю применяются административные либо уголовные санкции.
Если финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) используют не по назначению межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, а также кредиты бюджетам бюджетной системы РФ, данное нарушение тоже относится к нецелевому использованию бюджетных средств.
Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств
На основании вышеизложенного можно утверждать: учреждение допустило нарушение при использовании субсидий, выделенных на выполнение государственного задания, что установлено проверкой Департамента казначейства и отражено в акте проверки.
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не вводит никакие дополнительные обязанности, запреты и ограничения для аудиторов, аудиторских организаций и саморегулируемых организаций аудиторов, и не приведет к дополнительным расходам указанных лиц.
Для выделения денег из государственной казны учреждения должны представить на рассмотрение чиновникам бумаги, в которых чётко расписано, на решение каких задач требуются бюджетные деньги и в каком количестве. Как правило, такими документами могут являться бюджетные планы, росписи, уведомления об ассигнованиях, смета и прочее.
Дементьев, А.Н. Местное самоуправление в системе властеотношений в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук / А.Н. Дементьев. — М., 2003. — С. 79.
Нецелевое использование средств субсидии: обзор судебной практики
Иначе говоря, наказание понесет тот работник организации, чья подпись стояла на документах, послуживших основанием для нецелевых растрат.
Законодательством определено, что крупным объёмом средств бюджета считается более полутора миллионов рублей. За нецелевой расход в особо крупном размере придётся отвечать, если была растрачено более 7 500 000 руб.
Как определить, что было совершено нарушение Бюджетного кодекса РФ? Какое наказание предусмотрено за это преступление?
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом — правовым основанием предоставления средств.
Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств
Напомним, что отношения между бюджетным учреждением и его учредителем в случае выделения им субсидий регламентируются заключаемым соглашением, которое и будет являться документом, служащим правовым основанием для предоставления или направления средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ.
Исключением являются затраты, связанные с гос. заданием, в частности если они регулярные и полностью соответствуют установленной цели.
Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, правила финансового обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, порядок расходования государственных средств, установленные Бюджетным кодексом РФ.
Исключением являются затраты, связанные с гос. заданием, в частности если они регулярные и полностью соответствуют установленной цели.
Кроме этого, отдельно поступает документ с четким определением цели использования денежных средств — например приобретение крокодила. Если бюджетные средства были получены, на расчетном счете предприятия денежных средств нет, а оплата за крокодилов не прошла, но были куплены стулья в офис, то можно говорить о нецелевом использовании бюджетных средств.
Если государство выделило организации деньги из бюджета на определенные цели, оно будет пристально контролировать, чтобы они были употреблены исключительно по назначению. Применить бюджетные деньги на иные задачи – уже серьезное правонарушение. Как квалифицировать такие действия?
Судебная практика по статье 15.14 КоАП РФ:
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Цель использования бюджетных средств указывается в документе, на основании которого происходит перечисление денег либо в отдельном распорядительном документе (смете/проекте/плане), который является дополнением к основному нормативному акту.
Стоит отметить, что главным критерием, разграничивающим один вид ответственности от другого, является денежная сумма, потраченная не по назначению. Если она превышает 1 500 000 рублей, то деяние становится уголовно наказуемым. При нецелевых тратах в меньших размерах лица наказываются административным штрафом.
Анализ данной статьи и норм БК РФ, закрепленных в части четвертой, позволяет сделать вывод о том, что за нарушение бюджетного законодательства могут применяться меры ответственности, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ, меры административной ответственности, а при наличии состава преступления — меры уголовной ответственности.
Несмотря на то, что субсидии, предоставляемые бюджетным (автономным) учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания либо на иные цели, не являются бюджетными средствами, административная ответственность, предусмотренная ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование средств бюджета, применяется и в отношении указанных субсидий.
Документы Пленума и Президиума Верховного суда по УК РФ
Во втором случае к субъектам правонарушений могут быть отнесены и бюджетные (автономные) учреждения, не являющиеся участниками бюджетного процесса, но использующие средства субсидий, полученных из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания либо на иные цели.
Эти должности не включены в перечень должностей работников, осуществляющих реализацию общедоступного и бесплатного образования, труд которых оплачивается за счет субвенции местным бюджетам.
Бюджетный кредит (предоставление финансовых активов регионам, городам и организациям с условием возврата. За расходование этого вида финансирования не применяется наказание, как за нецелевое использование бюджетных средств по статье 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Каким образом привлекается к ответственности за растрату государственных кредитов группа лиц, рассмотрено ст. 176 ч.4).
Это нарушение также выражается в направлении средств, полученных из бюджета, на цели, которые не соответствуют целям в договоре (соглашении) либо ином документе — правовом основании предоставления этих средств. В статье говорится не только непосредственно о бюджетных средствах, но и о средствах, полученных из бюджета, к которым относятся субсидии на выполнение задания.
Оспаривание выводов проверяющих о нецелевом использовании средств
Бюджетные средства, переведенные на счета автономной организации, всегда находятся под строгим контролем.
Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.
Если нецелевое использование бюджетных средств совершено главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, тогда часть полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств передается уполномоченному по соответствующему бюджету.
Бюджетная роспись — это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Кто несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств является серьезным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность. Возлагается она в первую очередь на организацию, которая его допустила.
Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.
Ивлиев, К.Г. Полномочия органов местного самоуправления в РФ / К.Г. Ивлиев. — М.: Индиго+, 2007. — 745 с.
Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики. Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам:
- по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены;
- перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального;
- бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники;
- данными деньгами профинансированы затраты другой организации;
- деньги применены на оплату услуг, находящихся вне деятельности профинансированной организации;
- бюджетными деньгами воспользовались арендаторы и не возместили этих расходов;
- затраты на финансирование объектов без принятой проектной сметы;
- нарушение условий предоставления субсидий;
- смещено финансирование по разделам бюджета: на средства одних разделов профинансированы цели других разделов;
- прибыль от вложения бюджетных средств используется не по финансово-хозяйственному плану;
- неправильное движение финансов по статьям и подстатьям бюджетной классификации, которая распределяет операции по секторам государственного управления.
Прежде чем углубляться в понимание упомянутого словосочетания, следует помнить, что любые бюджетные средства сопровождаются принципом адресности, а также целевого характера. Иначе говоря, все выделенные из бюджета деньги предназначаются для конкретных целей и получателей. Это закрепляется в 38 –ой статье российского Бюджетного Кодекса.
Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ.
Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 285.1 УК РФ
Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.
То есть наказанию подлежит лицо, чьи действия повлекли за собой использование денег не по назначению, и кто ставил подписи на ключевых финансовых документах.