Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства в деле о банкротстве предприятия (ООО)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства в деле о банкротстве предприятия (ООО)». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В обязанности арбитражного суда входит не только вынесение определения о завершении конкурсного производства, но и отправка его в орган, который осуществляет государственную регистрацию юрлиц. В России за это отвечает Федеральная Налоговая служба. Отправка производится заказным письмом с уведомлением о вручении.

В п. 2 ст. 149 127-ФЗ прописаны сроки отправки уведомления. Арбитражный суд обязан направить уведомление по истечении 30 дней, но не позднее 60 дней после вынесения определения суда о завершении конкурсного производства.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 42 Постановления Пленума ВАС от 2009 года №60, до истечения 30-дневных сроков арбитражным судом не должно предоставляться определение о прекращении конкурсного производства.

Указанный пункт в 2010 году был изложен в новой редакции через принятие 227-ФЗ. В его прежней редакции было установлено, что отправка заказного письма в ФНС является прямой обязанностью конкурсного управляющего, а не арбитражного суда. В прошлых версиях закона о банкротстве были установлены более сжатые сроки для отправки определения. По закону от 2008 года говорилось о пятидневных сроках, в ФЗ от 1998 года были установлены 10-дневные сроки.

Завершение конкурсного производства

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Прекращение производства по делу о банкротстве юридического лица закреплено в ст. 57 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Так, арбитражным судом РФ делопроизводство завершается в следующих случаях:

  • подписание мирового соглашения;
  • должник восстановил платежеспособность в ходе внешнего управления или финансового оздоровления;
  • кредиторы отказались от ранее заявленных требований;
  • в ходе наблюдения арбитражный суд признал необоснованными требования заявителя, которые послужили основанием для начала процедуры несостоятельности;
  • требования контрагентов были удовлетворены;
  • у заявителя отсутствуют средства для того, чтобы возместить судебные расходы на проведение процедуры несостоятельности;
  • иные случаи.

Прекращение процедуры банкротства не влечет ликвидацию юридического лица. Полномочия и обязательства по задолженностям возвращаются в полном объеме компании-должнику.

Завершение процедуры банкротства подразумевает полную ликвидацию компании с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Долговые обязательства списываются, что более выгодно для неплатежеспособных должников.

Подать заявление о прекращении производства по делу о несостоятельности может как компания-должник, так и кредиторы или уполномоченный орган. Должник может прекратить дальнейшее рассмотрение заявления кредитора, представив суду доказательства необоснованности требований.

Если ходатайство подается в процессе делопроизводства, его оформлением занимается арбитражный управляющий. К ходатайству прилагаются:

  • отчет о финансовых движениях на счетах должника;
  • доказательства исчезновения основания у первоначального заявления. Например, оздоровление компании или подтверждение удовлетворения должником требований кредитора.

Заявитель также может заявить о прекращении производства по делу о несостоятельности должника, если суд еще не вынес определение по результатам рассмотрения заявления.

Производство по делу о несостоятельности прекращается арбитражным судом при соблюдении следующих условий:

  • компания-должник сумела восстановить платежеспособность;
  • кредиторы и должник договорились о заключении мирового соглашения;
  • заявитель отозвал заявление до того момента, как арбитражный суд его рассмотрел;
  • должник производит выплаты по долгам в процессе производства по делу о несостоятельности.

В ст. 56 Федерального закона № 127-ФЗ говорится о снятии всех ограничений (финансовых или миграционных) после прекращения производства по делу о несостоятельности лица.

Ограничения на заключение сделок и распоряжение имуществом снимаются, однако, некоторые обязательства, установленные судом за время ведения дела о несостоятельности, сохраняются. Среди них выделяют выплаты алиментов и материальное возмещение ущерба здоровью, а также осуществление платежей, предусмотренных трудовым договором, заключенным до начала процедуры банкротства.

В случае выявления нарушений, таких как предоставление недостоверной или заведомо ложной информации, несвоевременная подача заявления, преднамеренное бездействие, то должнику грозит административная, гражданская или уголовная ответственность.

Процедура банкротства предполагает назначение арбитражного управляющего. Вознаграждение такому управляющему выплачивает заявитель. При недостаточности средств у банкрота для финансирования суд прекращает процедуру несостоятельности. Данное положение зафиксировано в ст. 57 Закона № 127-ФЗ.

Возможен вариант с финансированием всех расходов, сопряженных с делопроизводством, самими кредиторами. Согласие необходимо подтверждать в письменной форме.

Прекращение банкротства допускает сохранение некоторых требований:

  • по текущим задолженностям;
  • обязательные выплаты;
  • возмещение ущерба здоровью;
  • соблюдение договорных соглашений.

А также возможно сохранение обязательств по отношению к кредиторам, не занесенных ранее в реестр. В этом случае суд берет во внимание требования кредиторов, значащихся сразу после тех, чьи требования уже удовлетворены.

Некоторые контрагенты предпочитают составлять исковое заявление, не принимая участие в деле о банкротстве.

Конкурсное производство считается единственной процедурой банкротства, которая предусматривает полную ликвидацию предприятия должника со всеми вытекающими последствиями.

Целями введения процедуры конкурсного производства являются:

  • поиск и накопление имущества должника;

  • ликвидация организации;

  • удовлетворение требований кредиторов.

В чем разница между понятиями прекращения и завершения конкурсного производства?

Последствия открытия конкурсного производства заключаются в следующем:

  • прекращаются операции по начислению неустоек (штрафов, пеней), процентов и других штрафных санкций за ненадлежащее выполнение обязательств должника;

  • наступает срок исполнения всех текущих обязательств должника;

  • прекращаются операции, связанные с отчуждением имущества должника;

  • информация о финансовом состоянии должника больше не относится к коммерческой тайне или/и не является конфиденциальной информацией;

  • исполнительные документы, по которым операции прекратились, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;

  • прекращают действовать полномочия генерального директора организации-должника;

  • снимаются наложенный ранее арест на имущество организации-должника и все другие ограничения по распоряжению имуществом организации-должника;

  • после принятия решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом арбитражным судом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация гражданина как индивидуального предпринимателя признается не действительной. При этом аннулируются все лицензии, которые были ранее ему выданы, на осуществление отдельных лицензируемых видов предпринимательской деятельности;

  • кредиторы могут предъявить свои требования к должнику только в ходе проведения процедуры конкурсного производства.

После того, как должника признали банкротом в судебном порядке, существует целый ряд действий, которые необходимо провести.

Так необходимо предпринять следующие шаги:

  • Известить руководителя организации о том, что предприятие стало банкротом.

  • Издать приказ о передаче печатей, документов, ценностей конкурсному управляющему.

  • Передать всю бухгалтерскую документацию.

  • Опубликовать информация о банкротстве и конкурсном производстве в СМИ.

  • Обеспечить охрану имущества.

  • Подать запрос в Федеральную службу приставов, с целью снятия арестов на имущество.

  • Подать запросы в контролирующие органы, для того чтобы собрать максимально полные сведения о состоянии счетов и наличии имущества у должника.

  • Уведомить работников о ликвидации предприятия и увольнении.

  • Выбрать один основной счет предприятия, куда будут перечисляться все средства.

  • Закрыть все счета в других банках.

  • При необходимости привлечь специалистов: аудиторов, оценщиков, бухгалтеров.

  • Провести инвентаризацию.

  • Проанализировать документацию должника и установить финансовое состояние на текущий момент.

  • Взыскать долги.

  • Завести реестр требований кредиторов.

  • Сформировать конкурсную массу. Под термином «конкурсная масса» понимается все имущество должника, которое можно разделить между кредиторами для удовлетворения их претензий. То есть это все денежные средства, которые будут получены от продажи имущества на момент открытия конкурсного производства.

  • Собрать кредиторов для оглашения порядка и сроков продажи имущества должника.

  • Подать отчет в саморегулируемую организацию.

  • Провести открытые торги для продажи имущества.

  • Произвести расчеты с кредиторами.

  • Закрыть основной счет и снять должника с налогового учета.

  • Подать завершающий отчет в саморегулируемую организацию и передать документы должника в архив.

  • Подать отчет о проведении производства в Арбитражный суд и сделать публикацию о завершении конкурсного производства в СМИ.

Расчеты по долгам проводит конкурсный управляющий, основывающийся на реестре требований, который должен быть закрыт через два месяца после опубликования объявления о банкротстве задолжавшего и открытии конкурсного производства.

Требования каждого кредитора удовлетворяются в порядке очерёдности, причём обязательства следующей очереди начинают исполняться только после проведения расчётов с предыдущей очередью. Исключение составляет задолженность, обеспеченная залогом.

Если средств недостаточно для аннулирования долгов перед кредиторами одной очереди, то эти долги выплачиваются пропорционально суммам, указанным в реестре требований.

Обязательства, отсутствующие в реестре, исполняются за счёт имущества банкрота, оставшегося после погашения долгов по этому реестру.

После анализа отчёта управляющего об итогах осуществления конкурсного производства выносится судебное определение о завершении этой процедуры, а при исполнении всех требований кредиторов — об окончании производства по делу о банкротстве. Оба этих документа должны быть исполнены незамедлительно.

Определение об окончании конкурсного производства затем в срок от одного до двух месяцев направляется в орган регистрации юридических лиц для указания факта о ликвидации организации-должника в едином государственном реестре юридических лиц.

С момента внесения соответствующей записи в реестр конкурсное производство считается завершенным.

Конкурсное производство при банкротстве

Конкурсное производство считается завершенным после того, как было продано имущество должника, завершены расчеты с кредиторами, и подготовлен отчет конкурсным управляющим.

Управляющий отчитывается перед судом о результатах конкурсного производства: сколько удалось выручить на торгах в результате продажи имущества и сколько из этой суммы ушло на погашение требований кредиторов.

В ст. 149 регулируются вопросы завершения конкурсного производства:

  • вынесение судом определения о завершении конкурсного производства (согласно п. 1);
  • сроки отправления определения арбитражным судом (согласно п. 2);
  • внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника;
  • дата завершения конкурсного производства.

Согласно п. 1 ст. 149 127-ФЗ, после рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд может вынести решение о том, что необходимо завершить конкурсное производство. В случае погашения требований кредиторов, согласно ст. 125 127-ФЗ, судом выносится официальное постановление о прекращении дела о банкротстве.

То есть по результатам конкурсного производства может быть принято решение о ликвидации юрлица либо о продолжении лицом хозяйственной деятельности (если оно полностью погасило требования кредиторов). Это происходит через принятие одного из следующих определений:

  1. Решение суда о завершении конкурсного производства.
  2. Решение арбитража о прекращении процесса банкротства.

Определение о прекращении конкурсного производства, вынесенное судом, подлежит немедленному исполнению.

Если суд вынес постановление о прекращении производства по делу о банкротстве, то другие решения арбитража о признании лица банкротом и открытии конкурсного производства не подлежат исполнению.

В обязанности арбитражного суда входит не только вынесение определения о завершении конкурсного производства, но и отправка его в орган, который осуществляет государственную регистрацию юрлиц. В России за это отвечает Федеральная Налоговая служба. Отправка производится заказным письмом с уведомлением о вручении.

В п. 2 ст. 149 127-ФЗ прописаны сроки отправки уведомления.

Арбитражный суд обязан направить уведомление по истечении 30 дней, но не позднее 60 дней после вынесения определения суда о завершении конкурсного производства.

Согласно разъяснениям, приведенным в п.

42 Постановления Пленума ВАС от 2009 года №60, до истечения 30-дневных сроков арбитражным судом не должно предоставляться определение о прекращении конкурсного производства.

Указанный пункт в 2010 году был изложен в новой редакции через принятие 227-ФЗ.

В его прежней редакции было установлено, что отправка заказного письма в ФНС является прямой обязанностью конкурсного управляющего, а не арбитражного суда.

В прошлых версиях закона о банкротстве были установлены более сжатые сроки для отправки определения. По закону от 2008 года говорилось о пятидневных сроках, в ФЗ от 1998 года были установлены 10-дневные сроки.

Финальное постановление суда о завершении конкурсного производства служит основанием для передачи данных в ЕГРЮЛ о ликвидации должника. По п. 2 ст. 21 Закона о госрегистрации юрлиц, помимо определения арбитражного суда, в ФНС нужно предоставить документ, который подтверждает оплату госпошлины.

ФНС, которая ответственна за госрегистрацию юрлиц, вносит запись в ЕГРЮЛ не позднее, чем через 5 дней после предоставления документации от суда. Определение суда о завершении конкурсного производства подлежит обжалованию до даты внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ по ч. 3 ст. 223 АПК РФ.

Согласно ФЗ-296 от 2008 года, было внесено положение, по которому обжалование судебного решения приостанавливает его исполнение, и контролирующие инстанции должны приостановить регистрирующие действия по исключению юрлица из ЕГРЮЛ. По п.

42 Постановления Пленума ВАС от 2009 года №60 такая приостановка происходит автоматически и не требует дополнительных ходатайств от суда в ФНС.

В другом разъяснении – в п. 9 Постановления ВАС от 2009 года №91 – сказано, что обжалование решений только в части распределения расходов в деле о банкротстве не служит поводом для приостановки исполнения определения в части внесения сведений о ликвидации в ЕГРЮЛ по абз. 4 п. 3 ст. 149 127-ФЗ.

Завершение производства по делу о банкротстве может быть достигнуто путем реализации имущества гражданина или реструктуризации. Данные способы предусматривают возможность погасить задолженность и обеспечить статус платежеспособного гражданина.

Для выполнения всех условий назначается финансовый управляющий, который помогает правильно организовать управление юридическим лицом и даст консультации физлицам.

Также именно этот специалист проводит организацию торгов и ведет отчетности о проделанной работе.

Учитывая длительность производства, а также возможные изменения финансового состояния человека, предусматривается приостановка производства. Основанием для такого решения может служить обжалование решений кредиторов, а также судебных актов в предусмотренном законом порядке. Данный запрос может подать как должник, так и кредитор.

Основным преимуществом в этом случае является прекращение действия ограничений. Это означает, что лицу возвращается право распоряжаться своим имуществом, покидать территорию страны. Также снимается финансовое наблюдение.

Это единственная дозволенная законом процедура, в итоге которой ликвидируются предприятие, фирма, ООО, объявленные несостоятельными.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Должник может не прекращать своего существования, если за время конкурсного производства бизнес станет управляться извне, либо удастся решить дело путем соглашения.

Путем КП должно быть выявлено и реализовано абсолютно все имущество задолжавшего предприятия, представляющее материальную ценность, реализовано предусмотренным законом путем, а вырученные финансы направлены на погашение всех кредитных обязательств (полностью или соразмерно).

Длительность конкурсного производства – ровно полгода со дня объявления решения Арбитражного суда об окончательном признании должника несостоятельным. В некоторых случаях, этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев (по ходатайству конкурсного управляющего).

  • открытие всех составляющих имущества предприятия-должника или, иными словами, аккумулирование конкурсной массы;
  • обращение конкурсной массы в деньги;
  • за счет реализации конкурсной массы выполнение обязательств перед кредиторами (при невозможности полной выплаты она должна производиться соразмерно);
  • ликвидация банкрота как юридического лица или предпринимателя.

С момента объявления в Арбитражном суде открытия КП наступают такие закономерные последствия:

  • появляется последняя возможность для предъявления обязательств ликвидируемой фирме;
  • перестают начисляться все виды санкций: неустойки, пени, проценты, штрафы и др.;
  • перестает являться коммерческой тайной любая информация о бизнесе должника;
  • имущество фирмы-должника, если его количество превышает 5%, запрещается к продаже, даче в аренду и другому отчуждению;
  • все исполнительные документы прекращают действие и возвращаются конкурсному управляющему судебными приставами;
  • убираются все ограничения на пользование имуществом банкрота – аресты, блокировка счетов и т.п.;
  • бывший руководитель снимает с себя все полномочия и передает их управляющему;
  • аннулируются патенты, разрешения и лицензии должника, теряет силу его регистрация как ИП.

В таблице представлена пошаговая процедура конкурсного производства с уточнением конкретных сроков и законодательной базы каждого действия.

Элемент процесса конкурсного производства Сроки Статья Закона
1 ИП или юридическое лицо не может погашать свои обязательства, сумма задолженности выросла более 10 тыс. руб. Более 3 месяцев после истечения срока обязательств Ст.65 ГК РФ
2 Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, принимает решение об объявлении КП и утверждении конкурсного управляющего В день объявления банкротства П.4 ст. 72 Федераль-ного закона № 127 от 26.10.2002 г.
3 Уведомление о конкурсном производстве должника – ИП или юридическое лицо, издание приказа о передаче всех документов, печатей штампов и оставшегося имущества новоиспеченного банкрота назначенному управляющему. В тот же день П.2 ст. 126 ФЗ
4 Передача всего вышеперечисленного, актирование этой процедуры (в составе инвентаризационной комиссии желательно членство оного из бывших сотрудников должника) В течение 3 дней П.2 ст. 126 ФЗ
5 Извещение Федеральной налоговой службы по установленной форме о банкротстве предприятия В течение 3 дней после передачи документации П.2. ст.23 НК РФ
6 Публикация сообщения о введении КП в СМИ («Коммерсант») с уведомлением о ней Арбитражного суда 10 дней после назначения КП Ст. 28, 126 ФЗ
7 Передача Федеральной службой судебных приставов всех исполнительных документов конкурсному управляющему 10 дней после назначения КП Ст. 126 ФЗ
8 Сбор сведений об имуществе должника: направление запросов в различные организации, где оно может быть зафиксировано, например, земельный комитет. ФСС, банки, регистрационная служба и т.д. В течение всего срока КП Ст. 126 ФЗ
9 Уведомление о грядущем увольнении вручается сотрудникам банкрота (не имеет значения, ведется деятельность или уже нет) В течение месяца после начала процедуры Ст. 129 ФЗ
10 Выбор одного банковского счета (основного), на котором будут собираться все аккумулируемые средства, закрытие остальных счетов (если они есть) В продолжение КП Ст.133 ФЗ
11 Составление полной инвентаризационной ведомости с привлечением независимых экспертов для оценки имущества 30 дней с начала КП Ст. 129-131 ФЗ
12 Выявление задолженностей перед предприятием-банкротом. Если таковые обнаруживаются, долги объявляются ко взысканию, действующие договора приостанавливаются, сделки признаются недействительными. Если часть имущества банкрота находится у третьих лиц, его необходимо отыскать и вернуть. Все процедуры отражать в отчетах. Постоянно в течение КП Ст. 102, 103,129 ФЗ
13 Формирование конкурсной массы, утверждение условий ее реализации на собрании кредиторов. В случае споров всех примирит Арбитражный суд До истечения 6 месяцев Ст. 131, 132, 139 ФЗ
14 Открытые торги по продаже имущества с предварительной публикацией в «Российской газете» и местных изданиях В соответствии с условиями, принятыми на собрании кредиторов Ст. 139 ФЗ
15 Расчет с кредиторами: сначала судебные издержки, погашение текущих требований, затем – по реестру. Если средств недостает, с каждой очередью расчет пропорциональный После продажи конкурсной массы Ст. 142 ФЗ
16 После всех выплат основной счет в банке подлежит закрытию, о чем уведомляется налоговая вместе с заявлением о снятии должника с учета 10 дней после заявления П.5 ст.84 НК РФ
17 Все документы должника, подлежащие хранению, передаются в архив Лучше начать подготовку сразу после введения КП Ст. 129 ФЗ
18 Отчет о результатах КП перед арбитражным судом После расчета с кредиторами Ст. 147 ФЗ
19 Публикация в СМИ сообщения о прекращении дела о банкротстве («Российская газета) с уведомлением Арбитражного суда После определения Арбитражного суда Ст.28 ФЗ
20 Исключение предприятия-должника из ЕГРЮЛ До этого момента конкурсный управляющий несет свои полномочия Ст. 149 ФЗ

Арбитражный суд назначает специальное лицо для заведования процедурой конкурсного производства и выполнения предусмотренных законом полномочий – конкурсного управляющего. Его активность длится до конца всех процедур, заключающихся в сборе необходимой информации, ее систематизации и подаче бумаг по назначению, то есть в суд. Только на основании этих отчетов суд принимает решение о финале конкурсного производства, которое он подает в реестр для внесения записи о ликвидации фирмы.

Кредитный управляющий имеет право на распоряжение имуществом банкрота на законных условиях, а также на решение кадровых вопросов в организации, вплоть до увольнения руководства, если сочтет это обоснованным.

  • инвентаризация имущества организации-должника;
  • оценка имущества с помощью профессионального оценщика;
  • розыск и изъятие имущества, принадлежащего должнику, находящегося в иных руках;
  • взыскивать задолженности в пользу организации;
  • сохранять имущество банкрота;
  • сообщать работникам о предстоящем расторжении контрактов не позже 30 дней с начала конкурсного производства;
  • обоснованно возражать против неадекватных, на его взгляд, требований кредиторов;
  • вести реестр кредиторских требований;
  • обеспечивать установленный порядок хранения документации должника;
  • быть представителем при заключении сделок, одобренных комитетом кредиторов;
  • предъявлять требования по субсидиарной ответственности к другим лицам в пользу должника;
  • предоставлять в арбитражный суд любые сведения по первому требованию.

Управляющий принимает участие в ее составлении и подаче в соответствующие органы.

  1. Инвентаризационная ведомость (при формировании конкурсной массы), промежуточная и окончательная, а также ликвидационный баланс.
  2. Документы на продажу имущества должника.
  3. Реестр требований кредиторов.
  4. Подтверждения погашений кредиторских требований.
  5. Отчеты о финансовом состоянии должника и о своей деятельности как управляющего (подаются не реже раза в 90 дней).
  6. Справка для Арбитражного суда о сдаче документов должника на архивное хранение.
  7. Заявление о снятии должника с учета в налоговой.
  8. Справка об отсутствии претензий от ПФР.
  9. Протоколы собраний кредиторов.
  10. Заявление о заключении мирового соглашения (если это произошло).

Решение о введении на фирме процедуры конкурсного производства принимается арбитражным судо, который ведет процесс банкротства юридического лица. Такое постановление суд выносит на основании ходатайства собрания кредиторов или управляющего. Нередко кредиторы заинтересованы в максимально оперативном старте данного этапа, так как для них это единственный шанс на получение назад задолженности в короткие сроки.

Информация Кредиторы первоначально могут дать должнику шанс на оздоровление через санацию или назначение профессионального внешнего управляющего. Но не всегда такие реабилитационные процедуры бывают эффективны и приводят к восстановлению платежного баланса. А в ряде случаев кредиторы могут заранее предвидеть неблагоприятный исход предстоящей реабилитации. Тогда они вправе ходатайствовать о пропуске стадий оздоровления/внешнего управления и незамедлительном переходе к конкурсному производству.

Если предварительно сторонам удалось урегулировать в компромиссном порядке вопрос задолженности и заключить мировое соглашение, а должник-юрлицо в конечном итоге не выполнял его условия и неоднократно срывал график платежей, то это может служить основанием для возобновления процедуры банкротства. Тогда суд сразу назначит этап конкурсного производства и не даст юридическому лицу «второй шанс» на оздоровление.

Таким образом, суд может ввести конкурсное производство в отношении должника в следующих случаях:

  1. При реабилитации предприятия не удалось полностью погасить задолженность перед кредиторами.
  2. Суд посчитал нецелесообразным введение в отношении должника этапов реабилитации при несостоятельности.
  3. Должник сорвал условия мирового соглашение.

Завершающий этап банкротства фирмы вводится по отношению к должнику в случае, если совокупная стоимость имеющихся долгов перед бюджетом и кредиторами превышает размер его активов.

Важно Данное решение арбитража должно быть обязательно опубликовано в СМИ. Сообщение должно содержат такую информацию как реквизиты и дата решения о признании юрлица банкротом, назначения конкурсного управляющего, сроках процедуры.

Стадия конкурсное производство юридического лица направлена на соразмерное удовлетворение кредиторских требований. Именно в этом состоит ее базовая задача. В качестве дополнительных можно выделить окончательную ликвидацию должника и аккумулирование его имущества.

Сущность конкурсного производства можно определить через выделение его базовых отличительных черт:

  1. Именно через этот этап банкротится большинство юрлиц, так как их отличает абсолютная невозможность исполнить свои обязательства перед кредиторами (размер долгов превышает стоимость принадлежащего имущества).
  2. Интересы кредиторов в части погашения задолженности перед ними выходят на первый план. Расчеты с ними осуществляются по принципам справедливости и пропорциональности.
  3. Задачи этапа решаются через аккумулирование имущества в конкурсную массу и ее дальнейшую распродажу.
  4. Следствие конкурсного производства – выведение должника из числа субъектов экономической деятельности, т.к. после завершения процедуры юрлицо ликвидируется.
  5. Руководство конкурсным производством занимается специально назначенное лицо, тогда как высших менеджмент юридического лица отстраняется от дел.
  6. Весь ход процедуры контролируется арбитражем и кредиторскими собранием для исключения злоупотреблений со стороны управляющего.

В ходе процедуры конкурсного производства юридическое лицо проходит ряд последовательных этапов:

  1. Проведение кредиторского собрания, на котором выносится на голосование вопрос инициации данной процедуры.
  2. Принятие в арбитражном суде решения о старте процедуры.
  3. Назначение конкурсного управляющего и одновременное отстранение от руководства и управления имуществом компании бывших топ-менеджеров.
  4. Публикация соответствующего сообщения в СМИ с указанием места приема кредиторских требований и сроков формирования реестра.
  5. Формирование реестра (перечня) кредиторов с указанием задолженности перед ними. Кредиторы, включенные в перечень получают статус конкурсных. Они обладают приоритетом при распределении вырученных средств перед зареестровыми кредиторами.
  6. Мораторий (приостановка) на удовлетворение кредиторских требований.
  7. Формирование конкурсной массы из всего имущества, принадлежащего должнику (основных средств, недвижимости, дебиторской задолженности, транспортных средств и пр.). Имущество, которое является предметом залога, выделяется отдельно.
  8. Принятие мер к розыску принадлежащего юрлицу имущества и взысканию имеющейся дебиторской задолженности, анализ сделок юрлца и аннулирование управляющим сомнительных и притворных операций за последние годы.
  9. Корректировка конкурсной массы и исключение из нее имущества, официально изъятого из оборота, имущественных прав, социально-значимых объектов и иного имущества клиентов.
  10. Производится оценка конкурсной массы. Это может сделать сам управляющий или привлечь специализированных оценщиков.
  11. Организация и проведение торгов на имущество, включенное в конкурсную массу.
  12. Удовлетворение кредиторов соразмерно обязательствам перед ними и в порядке очередности из денежной массы, вырученной на торгах. Законом предусмотрено три очереди кредиторов: первая – требования по исполнительным листам (ответственность за причинение вреда жизни/ здоровью), вторая – долги по зарплате и выходным пособиям, третья – долги перед кредиторами и бюджетными организациями. Последними погашаются обязательства перед внеконкурсными кредиторами (если вырученных средств хватит для этого).
  13. Из вырученных средств погашаются процессуальные издержки (на публикацию сообщений, организацию торгов и пр.), судебные расходы, текущие коммунальные платежи, выплачивается вознаграждение управляющему, гасятся долги по зарплате и иные расходы процедуры банкротства.
  14. Отчетность управляющего перед кредиторским собранием и судом по результатам процедуры.
  15. Если судья утвердит отчетность управляющего он принимает решение о завершении процесса признании несостоятельности юрлица и его ликвидации. Для этого не нужно ждать полного погашения кредиторских требований. Обычно удовлетворить все обязательства не удается.
  16. Управляющий представляет в ФНС решение суда о признании юрлица банкротом. Это служит основанием для ликвидации и исключении записи о компании из ЕГРЮЛ в течение 10 дней.
  17. С момента внесения отметки в ЕГРЮЛ с управляющего слагаются все полномочия, конкурсное производство завершается, а задолжавшее юрлицо больше не является субъектом экономической деятельности.

В ходе процедуры конкурсное производство арбитражный управляющий разрабатывает детальный план мероприятий, который ему необходимо пройти для формирования и наполнения конкурсной массы, а также погашения обязательств перед кредиторами. Данный план подлежит утверждению на кредиторском собрании.

В плане конкурсного производства прописываются порядковый номер, наименования мероприятий и сроки их исполнения. Обычно он разрабатывается в табличной форме. Какие мероприятия могут быть включены в план данного этапа банкротства:

  • направление уведомлений руководству компании об отстранении и работникам компании о сокращении;
  • направление сообщений в газету Коммерсант и ЕГРЮЛ (о старте конкурсного производства, назначении управляющего, торгах и пр.);
  • уведомление ФНС о важнейших решениях: старте конкурсного производства,
  • направление различных запросов в ФНС, БТИ, ГИБДД, ФССП, Росреестр, кредитные организации и пр. для уточнения финансового состояния;
  • инвентаризации основных средств, нематериальных активов , наличности, расходов и пр.
  • проведение кредиторских собраний;
  • подготовка отчетности и пр.

После инвентаризации и оценки всей принадлежащей должнику собственности конкурсный управляющий формирует окончательную конкурсную массу. Именно она будет реализована на торгах. Производить оценку управляющий может самостоятельно на основании данных бухгалтерской отчетности или иной информации. Он не заинтересован в занижении стоимости имущества, так как получает процент от продаж. Но при необходимости участники процесса могут обжаловать оценку и потребовать привлечения внешних специалистов.

Информация Сегодня все торги проводятся исключительно в электронном виде на специализированных площадках. Конкурсный управляющий может выбрать одну из них по своему усмотрению.

Торги проводятся в три этапа:

  1. Торги на повышение. В качестве стартовой выступает рыночная цена, а шага аукциона – 5-10% от первоначальной стоимости. Побеждает участник, предложивший наибольшую цену за лот.
  2. Торги со сниженной начальной ценой. Нереализованное на первом этапе имущество передается на второй этап. Первоначальная цена при этом снижается на 20-30% по отношению к рыночной.
  3. Торги на понижение. На этот этап обычно переходит только низколиквидная собственность. Выигрывает в торгах тот, кто первым сделал предложение.

Для поступления денежных средств по результатам торгов конкурсного производства и их распределения между кредиторами арбитражный управляющий открывает специальный счет. Все расчетные счета должника подлежат закрытию для сокращения затрат на банковские услуги.

Нереализованная собственность при желании может быть направлена кредиторам в счет погашения задолженности и при их отказе передается собственникам бизнеса.

Обособленные споры после завершения процедуры банкротства

Конкурсное производство процедуры банкротства не может длиться бесконечно. Стандартные сроки составляют полгода. Но при необходимости они могут быть пролонгированы арбитражным судом. Для продления сроков арбитражный управляющий должен предоставить веские причины.

Пример Банкротится крупный производственный комплекс и требуется дополнительное время на опись и оценку его собственности; управляющему необходимо время, чтобы найти имущество должника или взыскать дебиторскую задолженность. Максимальный период пролонгации – не более 6 месяцев. Таким образом, в общей сложности конкурсное производство не может по закону длиться более 1 года.

Написать комментарий

^К началу страницы

В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО, содержащих указание на возможность представлять во всех субъектах Российской Федерации кандидатуры арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий или должников первой группы, формирует федеральный список СРО по Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий и должников первой группы.

В федеральном списке в отношении каждой СРО отдельно указывается на возможность представления кандидатур арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства должников первой группы, стратегических предприятий и организаций или субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО формирует региональные списки СРО по субъектам Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами финансовых организаций, должников второй и третьей групп, отсутствующих должников в соответствии с указанными СРО субъектами Российской Федерации, в которых они готовы представлять кандидатуры арбитражных управляющих — своих членов.

При формировании региональных списков для подачи заявлений уполномоченного органа о признании банкротами отсутствующих должников уполномоченный орган вправе учитывать эффективность реализации процедур банкротства отсутствующих должников, в том числе в части понесенных расходов на проведение соответствующих процедур и результатов завершения соответствующих процедур, и иные критерии для включения СРО в соответствующий региональный список по соответствующему субъекту Российской Федерации.

СРО включается в соответствующие федеральный и (или) региональные списки с присвоением СРО очередного порядкового (регистрационного) номера в соответствии с датой регистрации заявления СРО в ФНС России.

Изменения в федеральный и региональные списки вносятся ФНС России с первого числа первого месяца каждого квартала на основании уведомлений СРО, поступивших в ФНС России не позднее первого числа последнего месяца предыдущего квартала.

Списки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

^К началу страницы

В соответствии с приказом ФНС России от 13.12.2013 №ММВ-7-8/594@ «Об осуществлении выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа» в целях реализации Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 19.07.2007 N 351 выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в отношении должников всех групп и категорий, при подаче заявления уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом), а также в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 11 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 N 219, осуществляется на уровне центрального аппарата ФНС России.

Выбор саморегулируемых организаций арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом)

^К началу страницы

СРО исключается по решению уполномоченного органа из соответствующих списков в случае исключения СРО из единого государственного реестра СРО АУ, а также на основании заявления СРО о невозможности предоставления кандидатур арбитражных управляющих — своих членов — в субъекте Российской Федерации и (или) в отношении определенной группы или категории должников.

Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде

^К началу страницы

Решение о неучете СРО при выборе СРО для указания в заявлении уполномоченного органа (далее — решение о неучете СРО) принимается ФНС России при наличии оснований, указанных в п.11 Порядка выбора, в соответствии с которым основаниями для принятия уполномоченным органом решения о неучете СРО являются:

  • отстранение арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;
  • причинение неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве обязанностей имущественного ущерба Российской Федерации как кредитору;
  • привлечение арбитражного управляющего к уголовной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве или к административной ответственности в форме дисквалификации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
  • однократное непредставление кандидатур арбитражных управляющих для утверждения арбитражным судом по заявлению уполномоченного органа;
  • непредставление арбитражным управляющим, утвержденным в деле о банкротстве, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства для регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в порядке банкротства.

Решение о неучете СРО принимается уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО.

Решения о неучете СРО, принятые уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО

^К началу страницы

Повышение эффективности процедур банкротства и снижение связанных с ними издержек определены в качестве одной из стратегических целей Федеральной налоговой службы.

Достижение данной цели невозможно без организации конструктивного диалога с сообществом арбитражных управляющих, которые являются ключевыми участниками в делах о банкротстве.

Существующие в настоящее время способы взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих, ограничены, в основном, обжалованием действий (бездействия) арбитражных управляющих в арбитражный суд, а также в орган по контролю (надзору) за их деятельностью.

Вместе с тем, принятая и реализуемая в настоящее время в Российской Федерации концепция саморегулирования предполагает не только проведение последующего контроля, но и предупреждение членами соответствующих саморегулируемых организаций нарушений.

К числу наиболее распространенных нарушений, совершаемых арбитражными управляющими, относятся нарушения, носящие формальный характер, а также нарушения, последствия которых могут быть устранены арбитражным управляющим во внесудебном порядке.

В этой связи ФНС России сообщает о начале пилотного проекта, в рамках которого саморегулируемым организациям предлагается присоединиться к новому формату взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих.

Данный формат предполагает внедрение внесудебного порядка обжалования налоговыми органами действий (бездействия) арбитражных управляющих в саморегулируемую организацию, членом которой он является.

Результатом организации диалога должно стать оперативное устранение допущенных арбитражными управляющими нарушений, а также снижение издержек, связанных с участием в арбитражных судах, и, как следствие повышение эффективности процедур банкротства.

Подконтрольные арбитражному суду внешнее управление и конкурсное производство при банкротстве юридического лица вводятся с целью максимально полного исполнения обязательств должника перед кредиторами с последующей ликвидацией предприятия и исключением из Единого Реестра. Данные процедуры направлены, в первую очередь, на удовлетворение интересов третьих лиц, долги которых до сих пор не погашены компанией-банкротом. Также эти меры обязательны и для должника, поскольку без их осуществления невозможна официальная ликвидация предприятия. Разберемся детально, что представляет собой конкурсное производство как процедура банкротства. В этой статье вы найдете все актуальные ссылки на российское законодательство.

В соответствии со стат. 124 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. конкурсное производство представляет собой финальный этап признания неплатежеспособности должника. Срок мероприятия максимально составляет полгода, но может увеличиваться по просьбе участника дела еще на полгода. Соответствующие решения принимаются только арбитражным судом, основанием является ходатайство управляющего или собрания кредиторов.

Обратите внимание! Не все процедуры банкротства включают конкурсное производство: нередко реабилитационные меры в виде санации или внешнего управления могут принести положительные результаты, чтобы должник расплатился с долгами без распродажи активов. А в некоторых случаях наоборот, кредиторы могут подать ходатайство о пропуске стадии санации по причине необоснованности этого мероприятия, чтобы перейти к производству незамедлительно.

С даты принятия решения о производстве предприятие-банкрот не получает второй возможности на проведение оздоровления, то есть пути назад уже нет. Должнику придется расстаться с собственным имуществом, заплатить по обязательствам и полностью закрыть деятельность путем ликвидации бизнеса. При этом введение в конкурсное производство возможно в следующих ситуациях:

  • Стадии финансового оздоровления и внешнего управления не дали положительного результата в виде погашения текущих долгов.
  • Арбитражный суд посчитал нецелесообразным открытие реабилитационных этапов при подтверждении неплатежеспособности должника.
  • Условия заключенного мирового соглашения были сорваны по вине компании-банкрота.

Так как финальная стадия процедуры банкротства открывается, если совокупный размер долгов превышает общую стоимость свободных денежных средств и активов организации, цель конкурсного производства (КП) заключается в абсолютно полном расчете с кредиторами путем реализации законным способом всего имущества (конкурсной массы) банкрота и максимальном погашении обязательств. Если исполнить требования в полной мере не представляется возможным, долги гасятся соразмерно, после чего банкрот как юридическое лица официально ликвидируется.

Последствия прекращения производства по делу о банкротстве

  1. Вынесение арбитражным судом решения о необходимости проведения КП и назначении управляющего.
  2. Уведомление компании-банкрота о введении производства, отстранении прежнего руководства, издание приказа о передаче полномочий.
  3. Извещение территориального подразделения ИФНС по утвержденному бланку о банкротстве организации.
  4. Публикация объявления в СМИ с указанием данных о месте приема требований и предстоящих сроках составления реестра.
  5. Аккумуляция сведений об активах банкрота, формирование конкурсной массы из имущества, при необходимости также проводится розыск активов, взыскание дебиторских долгов, анализ и контроль сделок.
  6. Введение моратория на исполнение требований.
  7. Формирование реестра конкурсных кредиторов, то есть с получением приоритетных преимуществ при выплате долгов.
  8. Оценка имущества конкурсной массы, организация и последующее проведение открытых торговых мероприятий.
  9. Расчет с кредиторами с учетом реестровых требований и очередности.
  10. Закрытие счетов в банках после удовлетворения требований.
  11. Формирование отчета управляющего о результатах производства и представление документации в суде. При положительном рассмотрении суд выносит решение о признании компании банкротом.
  12. Публикация сообщения в СМИ.
  13. Передача решения в ФНС для официальной ликвидации предприятия в течение 5 дней (рабочих) от даты получения налоговыми органами решения суда.
  14. Внесение записи в ЕГРЮЛ, что означает прекращение полномочий управляющего и закрытие бизнеса.

Недостаточно только признать должника банкротом и открыть конкурсное производство, нужно максимально полно расплатиться по долгам с кредиторами. Погашение всех требований осуществляется по установленной в стат. 134 № 127-ФЗ очередности:

  • Вне очереди – осуществляется погашение текущих обязательств по очередности, определенной п. 2 стат. 134.
  • Выплаты первой очереди – осуществляется погашение требований, связанных с причинением вреда здоровью граждан или жизни.
  • Выплаты второй очереди – производятся по расчетам с персоналом в рамках трудовых договоров или по авторским вознаграждениям.
  • Выплаты третьей очереди – выполняются все прочие виды расчетов.

Обратите внимание! Законодательно запрещается переходить от одной очереди к другой до полного закрытия долгов по предыдущей, что в некоторых ситуациях лишает возможности некоторых кредиторов получить свои деньги.

В соответствии со стат. 149 № 127-ФЗ определение о завершении КП выносится судом на основании рассмотрения отчета управляющего о фактических результатах производства. После погашения долгов выносится решение о признании банкротства. Далее в течение 30-60 дней суд направляет сведения в регистрирующий орган для внесения соответствующей записи о ликвидации должника в Единый Реестр. На подобные действия ИФНС отводится 5 рабочих дней с момента получения судебного определения.

Вывод – в этой статье мы выяснили, что конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику с целью расчетов с кредиторами и последующего исключения банкрота из ЕГРЮЛ.

ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

Чем мы можем Вам помочь?

Когда предприятие или бизнесмен не может больше исполнять свои финансовые обязательства, то есть становится несостоятельным, его признают банкротом. Когда арбитражный суд выносит постановление о банкротстве несостоятельного бизнеса, кредиторы задаются вопросом – навсегда ли потеряны их деньги? Чтобы постараться удовлетворить законные требования перед кредиторами хотя бы отчасти, перед окончательной ликвидацией должника как предпринимателя может быть открыто конкурсное производство при банкротстве юридического лица (КП).

Из статьи вы узнаете, для каких целей производится эта процедура, уточните, какие шаги предпримет назначенный конкурсным управляющим и что за документы предоставит по окончании своей работы. Рассмотрены будут и альтернативные возможности прекращения обязательств.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *