Взятка наказание по шариату

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взятка наказание по шариату». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

У подавляющего большинства людей коррупция ассоциируется с нечистыми на руку чиновниками. Но многие забывают оборотную сторону медали, а именно – тех личностей, которые готовы идти на подкуп должностных лиц, или просто желают снискать благосклонность сотрудников государственных структур путём вручения им «подарка». Подобные действия квалифицируются как дача взятки. Ответственность за данное деяние чётко прописана в Уголовном кодексе Российской Федерации (ст. 291 УК РФ).

Что Ислам говорит о коррупции?

Если человек не может взять своё право кроме, как дачей взятки, то в такой ситуации, как об этом сказали учёные, да помилует их Аллах, ему можно дать взятку, и в грех впадёт только тот, кто взял её. Доводом на этом служит хадис, приведённый имамом Ахмадом (10739) от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, который передал от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: «Некоторые из вас просят у меня определ`нные вещи, и я даю им их. Но “ставя их себе подмышку”, они не знают, что не получили ничего, кроме Огня. Тогда ‘Умар сказал: « О посланник Аллаха, так зачем же ты даёшь им это?» Он ответил: «Они не могут не просить меня, а Аллах не допускает, чтобы я проявил скупость». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-таргъиб» 844.

Как видно из вышеизложенного, Всевышний Аллах вложил в уста Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, проклятие на тех, кто дает и берет взятки. Это означает, что в Судный день они будут лишены милости Аллаха и заступничества Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому как дача, так и получение взятки находятся под запретом.

Поступая по совести, понимаешь, что является очевидно запретным, а что сложно отнести к запретному. Если вы, например, подкупаете должностное лицо, чтобы оно «законно» передало вам то, что вам не полагается, а принадлежит государству или другому человеку, — подобное запретно в Исламе (харам). Но если человека, который выполняет свою должностную обязанность и не ставит условием, что за его работу должны заплатить столько-то, отблагодарят в качестве вознаграждения чем-либо в виде подарка или милостыни, то он может принять, и это канонически не будет считаться взяткой.

Ситуация греховного подкупа влиятельных людей и организаций не только большое преступление с точки зрения общественных отношений, но и отступление от религиозных канонов, ведь истинный мусульманин не пойдет совершать грех, даже если ситуация крайняя. Проблема в том, что когда ценности получены незаконным методом, они лишают других людей равносильного права получить данное имущество или доход (наиболее наглядная ситуация – торги по госзаказу выигрывает «карманная» фирма чиновника, тогда как конкуренты с добросовестной репутацией лишаются возможности получить гарантированную прибыль).

Есть целый ряд хадисов, в которых Посланник Аллаха (мир ему) гневно осуждает взяточничество. Например, в Муснаде Ахмада ибн Ханбаля приводится следующий хадис: «Да проклянет Аллах дающего и берущего взятку, а также посредничающего в этом». В тексте данного хадиса используется арабское слово «ришва», которое переводится как взятка. Посланник Аллаха (мир ему) указал и на чудовищные последствия коррупции для государства и общества: «Нет такого народа, в среде которого существует взяточничество, и который не впал бы в ужас и страх».

По нормам Ислама взяткой расценивается все, что дается другому лицу с целью получить то, что не причитается тебе по праву. Мзда строго запрещена в Исламе, и не имеет значения, кому она дается – мусульманину или немусульманину. Имущество, приобретенное таким способом – запретное, за использование или поедание его во многих хадисах предупреждается о наказании.

Хадисы Милости миров Мухаммада (с.г.в.) раскрывают тему отношения ислама к взяткам глубже.

Например, вот что передаётся от Абдуллаха ибн Умара (р.а.): «Каждый является попечителем и ответственным за кого-либо. Правитель – это попечитель своих подданных, он ответственен за них. Муж – это попечитель для семьи, он отвечает за неё. Жена является ответственной за дом своего мужа. Слуга отвечает за имущество своего хозяина. Поэтому каждый из вас является попечителем и должен со всей ответственностью подходить к тому, что находится в вашем ведении» (сборник хадисов имама Аль-Бухари)

Хадисоведы и факихи трактуют это высказывание в качестве одного из обоснований запрета коррупции. Ведь суть её заключается в том, что человек, стремясь заполучить финансовую или иную выгоду, не делает то, что находится в его прямом ведении и что сделать обязан без дополнительного поощрения.

Приведём ещё один риваят, восходящий к Пророку Мухаммаду (с.г.в.): «Пример человека, которые соблюдает предписания Аллаха и Его ограничения, а также того, кто их нарушает, может быть описан ситуацией на судне. Некоторые пассажиры водного транспортного средства будут иметь места наверху, другие – внизу. Когда тем, кто находится на нижнем уровне, захочется пить, они будут вынуждены идти наверх за водой. Однако это будет мешать тем, кто расположился наверху. Поэтому те, кто оказался внизу, обратятся к другим пассажирам:

— Давайте мы сделаем дыру на корабле! Это позволит нам не мешать тем, кто сверху, одновременно с этим мы утолим свою жажду.

Если те, кто оказался на верхнем отсеке судна, согласятся с этим предложением, то весь экипаж погибнет, ведь корабль попросту утонет. Однако если они выступят против, то обе группы лиц останутся в безопасности» (сборник хадисов имама Аль-Бухари).

Мусульманские богословы полагают, что этот хадис в форме аллегории прекрасно описывает суть коррупции. Кажется, что будет реализован чей-то личный интерес, который, на первый взгляд, не коснётся других, но фактически речь идёт о полном развале общественного организма. К тому же следует обратить внимание на следующий момент: Коррупция – это явление, в котором присутствует согласие между сторонами – как со стороны человека, который требует взятку, так и тем, кто её даёт. Грех в данном случае лежит на всех участниках преступной схемы. Именно поэтому в хадисе о судне ключевая роль отводится тем, кто не собирается пробивать дно корабля, а тихо сидит на своих комфортных местах.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Мухаммед попросту не мог оставить себе четырех жен, а с остальными развестись, поскольку те остались бы тогда без мужей до конца жизни — ведь в Коране появился аят, навсегда запрещающий кому бы то ни было жениться на бывших женах посланника Аллаха. Не имел права Пророк и разводиться ни с кем из своих девяти разрешенных жен, заменять их другими.

Кроме того, предметом взятки может стать не только само имущество, но и имущественные права. Ими могут быть право требования кредитора – то есть, фактически перевод долга, или авторское право и т.д.

Пример. А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка.

Под определением «должностное лицо» подразумевается человек, связанный с административными, организационными, хозяйственными функциями, подчиненными местному самоуправлению, государство или муниципалитету. Более подробно можно прочесть в 1 главе 30 статьи УК РФ.

Самой решительной политикой в борьбе с коррупцией с помощью законодательных средств отличаются США. На международном уровне признается, что уголовное законодательство этой страны содержит более широкое понятие уголовно наказуемой коррупции, чем в странах Европы, которые уделяют проблеме коррупции не меньше внимания.

В нашей жизни многие вопросы приходится решать при помощи взяток. Нередки и поборы в учебных заведениях, студенты передают взятки преподавателям за зачеты.

Аналогичное наказание предусмотрено для комиссаров полиции и других лиц, осуществляющих полномочия в сфере правосудия, которые взамен на материальные и иные выгоды соглашаются повлиять на процесс судопроизводства, скрывать от розыска лицо, совершившее преступление, и др.

Наказание за взяточничество предусмотрено в виде штрафования виновника на серьезную сумму. Значительные суммы, фигурирующие в деле, приводят к заключению под стражу на срок до 12 лет.

Во всем мире коррупция рассматривается как наиболее опасное для общества явление, за которое предусмотрено уголовное или административное наказание. Дела о коррумпированности государственных деятелей подвергаются общественной огласке.

Само собой, возникает вопрос — в каких случаях с взяточника будет взыскиваться штраф, а в каких ему светит реальное тюремное заключение. В данной ситуации значение будет иметь ответ на вопрос: «Впервые ли сотрудник получил взятку?».

Идеал, который предписан мусульманам их Господом, лучше всего на практике был реализован поколением сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах). Многим из нас известна праведность первых халифов, которые, живя в скромности, отказывались от богатых подношений.

Яркий пример – халиф Умар (да будет доволен им Аллах). Как-то в Медину прибыли гонцы Саада ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах) с радостной вестью о победе над персидским хосроем, они привезли с собой в мусульманскую казну пятую часть контрибуции.

Среди них была украшенная жемчугом корона хосроя, его вышитая золотом одежда и царская перевязь, усыпанная драгоценными камнями. Там же находились браслеты изумительной работы и множество других ценностей… Поворошив эти сокровища своим посохом, Умар огляделся, а затем сказал: «Воины добыли это для честных людей…».

И конечно у него и в мыслях не было присвоить, что-то себе.

Хадисы Милости миров Мухаммада (с.г.в.) раскрывают тему отношения ислама к взяткам глубже.

Например, вот что передаётся от Абдуллаха ибн Умара (р.а.): «Каждый является попечителем и ответственным за кого-либо. Правитель – это попечитель своих подданных, он ответственен за них. Муж – это попечитель для семьи, он отвечает за неё.

Жена является ответственной за дом своего мужа. Слуга отвечает за имущество своего хозяина.

Но это — наша обязанность как мусульман, не признавать такие верования, поскольку мы — нация уникальной культуры; мы являемся лидерами, а не подчиненными; наши голоса должны быть громкими, разъясня миру истинную природу нашей религии.

То, что Вы сказали о том, как Шариат или ислам воспринимаются на Западе, не является жутким или странным, поскольку это отражает веру большинства Западных жителей в то, что они — защита цивилизации и демократии, и то что выходит за рамки их идеологий и догм — отсталость, которая больше не может применяться в нашем современном мире, даже если это установлено Аллахом.

* Побиение камнями (раджм) за прелюбодеяние для замужней женщины или женатого мужчины (для этого обязательное наличие не менее четырёх свидетелей) (24:4) (согласно первоисточнику Корану, прелюбодеям назначается 100 ударов, и в Коране нет такого аята, который бы говорил о наказании за прелюбодеяние в виде побития камнями)

Всего лишь за ответ на приветливый поцелуй 83-летнего директора фестиваля. Прилюдно. В щечку. А ведь уже само по себе появление мусульманской красавицы в светском обществе было объявлено министром культуры страны как нарушение религиозных догм и выставление иранских женщин в неподобающем свете.

Таким образом правосудие просто лежит в повиновении человека Аллаху, совершая то, что Он разрешил, и избегая того, что Он запретил. Только Аллах может установить, в прекрасной манере, взаимные права и обязательства и последовательные награды и наказания на основе абсолютных стандартов правосудия.

«Исправлять» человека следует до того, как он совершит преступление. Ислам прилагает все усилия, чтобы побудительных стимулов к преступной деятельности было как можно меньше. Если же преступление уже совершено, то согласно шариату наилучшей средой для исправления виновного являются семья и общество. Именно в эту среду шариат, как правило, отправляет преступника, понёсшего наказание.

Как видно из вышеизложенного, Всевышний Аллах вложил в уста Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, проклятие на тех, кто дает и берет взятки. Это означает, что в Судный день они будут лишены милости Аллаха и заступничества Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому как дача, так и получение взятки находятся под запретом.

О брат мой, вы думаете, что муфтий Татарстана грамотнее наших невежд, я имею в виду их сайт с их фетвами?! Поэтому все они дают такие невежественные фетвы, разрешающие мусульманам совершать такие большие грехи. Наши безграмотные имамы на своем сайте также разместили эту фетву муфтия Татарстана как правильный ответ — http://www.azan.kz/islam/blog/ >

Почему мусульманские страны самые коррумпированные? Лунный календарь

Доктор Манас, житель г. Оша: — Как ислам относится к прерыванию нежелательной беременности? А также к контрацепции — предохранению от нежелательной беременности? — Как и другие религиозные конфессии, ислам ОСУЖДАЕТ АБОРТЫ. За исключением нескольких ситуаций. Первая — когда беременность или роды угрожают здоровью женщины или могут даже привести к её смерти.

Вопрос: У меня чёрная плодородная земля, и отобрал у меня ее один из несправедливых людей, и я не смог вызволить ее у него, и тогда я обратился в компетентные органы для его возврата, но они не исполнили своих обязанностей. Вместе с тем я слышал что они могут взять взятку для того чтобы выполнять свои обязанности, исходя из этого, могу ли я заплатить им взятку, для того, чтобы забрать своё право у этого несправедливого агрессора? Одной из причин гибели стран и и развращения рабов Аллаха является распространение коррупции в обществе, и это является одной из несправедливостей, на запрете которых единогласны, и из наследованных болезней предыдущих проклятых поколений на земле. И проклял Пророк (мир ему и благословение) взяточника и дающего взятку, об этом упоминается в хадисе, который передал ат-Тирмизи, и назвал достоверным, под номером 1337, по пути Хариса ибн Абду Ррахмана от Аби Салама от АбдуЛЛаха ибн Амра, так же его достоверность подтвердили Ибн Хиббан, и аль-Хаким и другие. Взяточник- это тот кто берёт взятку, и он тоже входит в число тех кто подпадает под проклятье, потому как он соучаствует в коррупции и несправедливости. И тот у кого есть права хозяина на земельный участок, и подобие того ,и он не может взять его, или же добраться до него, кроме как если заплатив взятку, то нет проблемы для этого для взяткодателя, но не для взяточника.

Именно в эту среду шариат, как правило, отправляет преступника, понёсшего наказание. Сегодня же по действующей мировой пенитенциарной практике его отправляют в тюрьму, где каждый из постоянно окружающих его людей – такой же преступник, как он сам. Даже жителей республики, 95 % населения которой считаются мусульманами.

Прилюдно. В щечку. А ведь уже само по себе появление мусульманской красавицы в светском обществе было объявлено министром культуры страны как нарушение религиозных догм и выставление иранских женщин в неподобающем свете. Директор кинофестиваля встал на защиту Лейлы, объясняя, что такие поцелуи — часть современной западной культуры, они не несут никакого эротического подтекста и не могут заслуживать ни морального ни физического наказания. 41-летняя актриса была вынуждена принести свои извинения соотечественникам, попросив вырезать из трансляции церемонии приветственные лобызания.

Почему ислам говорит о наказании, а не об исправлении преступника? Этот вопрос часто вводит в заблуждение обывателей. На самом деле каждый общественный институт в исламе ориентирован на то, чтобы привить человеку моральные ценности и чувство ответственности перед Всевышним Аллахом и перед обществом. Такой процесс воспитания осуществляется от колыбели до могилы.

Закон шариата так или иначе влияет на правовые кодексы большинства мусульманских стран. Однако интерпретация этих законов может варьироваться между мусульманскими государствами. Каждая страна имеет свою собственную философию и толкует ислам по-своему. Таким образом, правовая система — узкоспециализированная для каждого региона.

  • Хадис: Тот кто увидел плохой сон….

    От Анонимный пользователь, 16 часов назад

  • Хадис: «Тому, кто сказал «Субханаллах», «Ля иляха илляллах», «Альхамдулиллях» – десять, двадцать, тридцать вознаграждений

    От Kamran, 1 день назад

  • Благодарность сайту xadis.uk!

    От Kamran, 2 дня назад

  • Хадис: «Не тот силён, кто побеждает часто, силён лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе».

    От Kamran, 2 дня назад

  • Хадис: Кто покорится Аллаху в послушании обоим своим родителям

    От Kamran, 2 дня назад

Наказание за коррупцию по шариату

Хадисы Милости миров Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) раскрывают тему отношения ислама к взяткам глубже.

Например, вот что передаётся от Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен им Аллах): «Каждый является попечителем и ответственным за кого-либо. Правитель – это попечитель своих подданных, он ответственен за них. Муж – это попечитель для семьи, он отвечает за неё. Жена является ответственной за дом своего мужа. Слуга отвечает за имущество своего хозяина. Поэтому каждый из вас является попечителем и должен со всей ответственностью подходить к тому, что находится в вашем ведении» (сборник хадисов имама Аль-Бухари)

Хадисоведы и факихи трактуют это высказывание в качестве одного из обоснований запрета коррупции. Ведь суть её заключается в том, что человек, стремясь заполучить финансовую или иную выгоду, не делает то, что находится в его прямом ведении и что сделать обязан без дополнительного поощрения.

В сборнике хадисов имама Муслима приводится следующая история. Абу Дарр (да будет доволен им Аллах) рассказал, как однажды он спросил у Посланника Всевышнего (мир ему и благословение Всевышнего), назначит ли он его на какую-либо публичную должность. На что тот ответил: «Абу Дарр, ты слаб, а властные обязанности требуют доверия. В Судный день причиной глубокого сожаления и унижения человека станет невыполнение им в полной мере обязанностей, которые возложены на властвующего [если он оказался в позиции властвующего]» (Муслим).

Приведём ещё один риваят, восходящий к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего): «Пример человека, которые соблюдает предписания Аллаха и Его ограничения, а также того, кто их нарушает, может быть описан ситуацией на судне. Некоторые пассажиры водного транспортного средства будут иметь места наверху, другие – внизу. Когда тем, кто находится на нижнем уровне, захочется пить, они будут вынуждены идти наверх за водой. Однако это будет мешать тем, кто расположился наверху. Поэтому те, кто оказался внизу, обратятся к другим пассажирам:

— Давайте мы сделаем дыру на корабле! Это позволит нам не мешать тем, кто сверху, одновременно с этим мы утолим свою жажду.

Если те, кто оказался на верхнем отсеке судна, согласятся с этим предложением, то весь экипаж погибнет, ведь корабль попросту утонет. Однако если они выступят против, то обе группы лиц останутся в безопасности» (сборник хадисов имама Аль-Бухари).

Мусульманские богословы полагают, что этот хадис в форме аллегории прекрасно описывает суть коррупции. Кажется, что будет реализован чей-то личный интерес, который, на первый взгляд, не коснётся других, но фактически речь идёт о полном развале общественного организма. К тому же следует обратить внимание на следующий момент: Коррупция – это явление, в котором присутствует согласие между сторонами – как со стороны человека, который требует взятку, так и тем, кто её даёт. Грех в данном случае лежит на всех участниках преступной схемы. Именно поэтому в хадисе о судне ключевая роль отводится тем, кто не собирается пробивать дно корабля, а тихо сидит на своих комфортных местах.

Возникновение института адвокатуры было результатом развития и усовершенствования мусульманской юридической практики. Развитие частной собственности, расширение экономических и торговых связей приводило к усложнению системы их защиты и формированию профессионального слоя юристов.

Дело, ведение которого поручается другому, называется «вакалат», а его исполнитель, доверенное лицо – «вакиль» (адвокат). Человек может поручить кому – нибудь продать свой дом, заключить брачный договор и т.д. Если адвокат находится в другом городе, ему посылается доверенное письмо.

Доверенным лицом, адвокатом, по законам ислама, не может стать носящий ихрам (одеяние для хаджа). Такой человек должен думать только о Боге, молитве и исполнении паломнических обрядов. По традиции человек в их- раме, произнеся формулу «лаббейк, Аллахума лаббейк» (вот я пред тобой, Аллах), находится перед Аллахом и ничто не должно отвлекать его от мыслей о Боге.

Передавать дело другому адвокату без разрешения доверителя, адвокат не имеет права. Если дело поручено нескольким исполнителям, то в случае смерти или отказе одного из них начатое дело не прекращается. Но если участвуют только двое – поручитель и исполнитель, то в случае смерти одного из них дело автоматически прекращается. Если адвокат или защитник умирает или становится невменяемым, сделка теряет свою юридическую силу.

Дабы не допустить адвокатов до злоупотребления своими полномочиями и тем самым сохранить частную собственность от их посягательства, шариат тщательно оговаривает их права и обязанности. Часто к категории адвокатов причисляются доверенные лица и посредники, права которых также строго регламентированы. Например, если кому – то была передана одежда для продажи, но посредник ее не продал, а сам стал носить и износил, то в этом случае он обязан купить взамен новую или деньгами компенсировать владельцу стоимость его одежды. По этой же аналогии решаются и другие подобные дела.

Словосочетание «наказание по шариату» сейчас известно, наверно, во всем мире. Причем ассоциации при столкновении с этим словосочетанием возникают довольно конкретные и, как правило, немногочисленные. Наказание как естественный элемент государственной или религиозной системы судопроизводства, является неотъемлемой частью и мусульманской практики, воспринимающей светскую и духовную составляющие жизни, как две стороны одной монеты. Наказание относится к нормам исламского уголовного права, являющегося частью шариата, и распространяет свое влияние как на светские, так и на религиозные правонарушения.

Что касается целей и необходимости присутствия наказания в исламе, то здесь можно выделить несколько моментов. Во – первых, предписания, которые в своей совокупности являют понятие наказания, имеют своей целью сдерживающий и предостерегающий характер. Это касается, во – первых, людей уже понесших наказание, во – вторых, тех, которые по слабости характера не способны удержать себя от греха, а в – третьих, окружающих очевидцев самой процедуры наказания, то есть фактически, потенциальных правонарушителей. Именно поэтому Коран настаивает на публичном характере наказания, то есть его проведении в месте, доступном для всеобщего обозрения: «Пусть при наказании присутствует группа верующих» (К.24:2). При этом явно выделяется момент устрашения окружающих. Однако мусульмане утверждают, что устрашение в наказании не является главной целью и эффективным средством борьбы с правонарушениями, поскольку не способствует сознательному утверждению моральных устоев в обществе, но лишь порождает чувство страха и слепого следования властным приказам. Но на самом деле про устрашение, именно как цель в деле публичного наказания, говорит сам Коран: « Аллах – Всемогущий, мудрый в Своем шариате, установил для каждого преступления подходящее наказание, необходимое как устрашение для других» (К.5:38). «Отметим, что Священный Коран требует, чтобы наказание – нанесение ударов плетьми за прелюбодеяние, производилось публично, для того чтобы унизить преступника и устрашить других»60. Это подтверждает и тот факт, что весь Коран написан в духе устрашения, исполнен безоговорочных приказов и примеров жутких мучений за их неисполнение. Поэтому широкая трансляция и освещение в СМИ проведения публичных казней не может не удовлетворять исламскому самолюбию. В этом случае можно убить сразу двух зайцев: устрашить недобросовестных исполнителей шариата внутри самой уммы, а также навести страх и на широкие массы «неверных». «Можно со всей убежденностью сказать, что миллионы людей в России и во всем мире (после проведения публичных казней в Чечне – авт.) испытали страх перед исламом и мусульманами. Те, которым ранее ислам был безразличен, начали воспринимать его настороженно»61.

Вторым моментом можно выделить то, что пенитенциарные нормы, по исламу, должны способствовать изменению характера вчерашнего делинквента (правонарушителя). Ввиду того, что они могут быть прямым путем к исправлению, благочестивой жизни и раскаянию перед Аллахом, этот момент считается одним из главных в вопросах наказания.

В – третьих, считается, что для правильного и адекватного понимания сути и смысла предусмотренного наказания, необходимо иметь в виду весь шариат. Поскольку уголовное право хотя и является частью всего исламского законодательства, но не рассматривается в отрыве от него. Поэтому смысл наказания может быть понят только в контексте всего шариата как единого целого, в противном случае, может ускользнуть от внимания цель и смысл наказания. В результате замысел Аллаха может остаться нереализованным.

Другим аспектом, связанным с вопросом наказания и указывающим на его природу, является его бесстрастность и хладнокровность. То есть наказание не должно быть способом отмщения, злорадства, сведения счетов либо стремлением причинить кому – то боль. Оно призвано вести к добродетели (в исламском представлении). При этом указывая на то, что целью наказания является путь к добродетели, шариат предусматривает ситуации, в которых совершение греха не влечет за собой наказания. Например, Аллах разрешает нарушать мусульманам их клятвы (К. 66:2). Также считается, что в случае нужды и голода разрешается прибегнуть к воровству, с условием, что брать можно только в том количестве, сколько необходимо для преодоления нужды и не переходить известных границ. Например, второй халиф Омар ибн Хаттаб в год рамада (пепел, зола) – год бедности и нищеты разрешил умеренное легализованное воровство, естественно, без применения наказания. «В этот год Умар не применил наказание за воровство. Это означает, что дозволено брать столько, сколько нужно для выживания, но не беспредельничать»62. То есть при реально существующих нормах шариата (непреложном откровении Аллаха) предусмотренных за воровство, происходит их фактическое несоблюдение. Существует также практика разрешенной лжи. Например, ислам предписывает скрывать какое – нибудь свидетельство до того, как оно дойдет до судьи. То есть, несмотря на указание о присутствии свидетелей при правонарушении, этим самым свидетелям заповедуется нечто «лучшее для них» (получается, лучшее, чем шариат Аллаха), а именно, «скрыть преступление своим видом, как бы притворившись, что ничего не видели» (Абу Дауд). Эти противоречия свидетельствуют о том, что мусульмане, осознавая неудобство некоторых предписаний шариата и не имея возможности их отменить, вынуждены сами создавать некото��ые человеческие «облегчающие обстоятельства», которые фактически оказываются более приоритетными, нежели нормы «божественного» шариата.

Ислам одобряет и приветствует практику дачи долга. Дать в долг единоверцу считается в исламе делом благородным и похвальным. По этому поводу существует достоверный хадис: «Кто даст в долг своему брату – мусульманину, увеличит свое богатство, ангелы пошлют ему свою милость. Если кто – либо обходится вежливо со своим должником, в Судный день пройдет через сират (мост, перекинутый через ад) мгновенно и без всяких допросов. Если же кто – то откажет дать в долг своему брату – мусульманину, тому доступ в рай запрещен» (Буруджерди Хусейн Тоби – Табаи. Ри- сале товзих аль – масаил. Изд.4. Тегеран. Вопр.2281).

Долг непременно отдается в назначенный срок. Задерживать отдачу долга шариат считает грехом и недопустимым поступком. Вместе с тем заимодавец не имеет права требовать возврата долга ранее оговоренного срока. Если же малоимущий должник, у которого кроме дома и необходимых домашних принадлежностей ничего нет, не имеет пока возможности вернуть долг к положенному сроку, в этом случае кредитор не может требовать свой долг назад и обязан терпеливо ждать, пока дела его должника улучшатся (К.2:280). В этой ситуации Коран призывает к гуманности и указывает, что лучше для кредитора в этом случае оказать милость должнику, простив ему либо весь долг, либо часть его долга. Однако тут же вместе с указанием о запрете брать больше с должника, стоит указание о том, что и меньше не нужно брать с него, «чтобы не быть обиженными» (К.2:279). Если же должник все – таки не имеет возможности вернуть взятое в долг, тогда он может возместить это своим трудом, работая на кредитора оговоренное с ним время.

Если должник потерял связь со своим заимодавцем и не может найти его, по шариату он не имеет права присвоить взятое себе, но обязан раздать это бедным (естественно, мусульманам).

Если долг был взят денежной единицей, стоимость которой со временем изменилась (например, золотом или серебром), в этом случае размер возврата долга оговаривается между двумя сторонами.

Ислам категорически запрещает процентную кредитную надбавку (риба). Воля Аллаха относительно этого вопроса отражена в Коране в крайне императивной форме: «Аллах запрещает заниматься ростовщичеством и уничтожает прибыль от роста. Аллах не любит тех, которые настаивают на разрешении запретного Им (как ростовщичество), не любит тех, которые продолжают заниматься ростом» (К.2:276); «Если же вы не оставите ростовщичества, как приказал (подчеркнуто – авт.) вам Аллах, то знайте, что у Аллаха и Его посланника будет война с вами…» (К.2:279); «Аллах разрешил торговлю, но запретил ростовщичество» (К.2:275). Однако во второй половине XIX начале XX веков один из реформаторов фикха Мухаммад Абу (1849 – 1905гг.) сформулировал фетву (юридическое постановление), позволяющую мусульманам участвовать в деловых операциях, предполагающих получение процентов. В своем решении он опирался на принцип фикха, говорящий, что острая необходимость делает запрещенное разрешенным. Традиционный ислам не принимает этой фетвы. А сам Мухаммад Абу, из – за своих модернистских воззрений и аллегорического толкования коранических чудес, признается отступником.

Классический же ислам утверждает, что если во время сделки кредитор ставит условие, что при возврате должник обязан вернуть больше, чем он взял, то это считается процентной надбавкой (риба) и является запрещенным (харам). Однако разрешено в той или иной форме отблагодарить кредитора, например, пригласить его в гости и подарить ему подарок и т.д. Такие действия относятся к категории одобряемых (мустахаб). Но если этот подарок будет использоваться кредитором для его личных нужд, то в этом случае происходит смешивание дозволенного (халяль) с процентной надбавкой (риба) и по законам шариата считается недопустимым (харам). Например, заимодавец не может за это вознаграждение купить себе в личное пользование одежду, даже если она пойдет на исполнение религиозных молитвенных обрядов.

И все же, как и во многих других случаях, несмотря на какой – нибудь коранический запрет, в исламе обязательно имеются какие-нибудь «но». Так и в вопросе с процентами. Несмотря на ясный запрет на «рибу», с «неверных» (кяфиров), не относящихся к зимми («покровительствуемым» выплачивающим джизью), проценты брать не запрещается. Также шариат не запрещает получение процентной надбавки в результате сделок между родителями и детьми и между супругами.

Кредитор может использовать доверенное лицо со стороны и поручить ему получение долга с должника кредитора. Когда доверенное лицо (посредник) получило в свои руки долг с должника, последний теряет статус должника и становится свободен от долговой зависимости. Должником кредитора с этого момента становится доверенное лицо.

Если должник оставляет у кредитора в качестве залога часть своего имущества, то в случае невозврата долга кредитор имеет право присваивать, высчитывать и удерживать залог, компенсируя таким образом невозвращенный ему долг. Однако во избежание возможного конфликта между заимодавцем и должником, шариат советует предпринимать это лишь по разрешению суда. В качестве залога можно оставлять вещи или имущество, принадлежащее должнику, которое можно купить и использовать согласно шариату. Также можно оставлять в качестве залога чужое имущество с разрешения владельца. Ни кредитор, ни должник не имеют права продавать или дарить имущество, оставленное в качестве залога, без согласия его владельца. Если кредитор с разрешения должника продал его (чужое имущество), то деньги, вырученные с этой продажи, также считаются залогом.

Как известно, мусульманский Восток был славен своей торговлей еще до появления там ислама. Арабы осознавали необходимость торговых операций не меньше европейцев, которые изрядно наживались на торговле с Востоком. Правда, иногда сами европейцы, попавшие в плен, становились товаром торгового Востока. Легендарный «Шелковый путь», снабжавший цивилизованную Европу бесценным дезинсекционным материалом, также обязан своим происхождением восточным странам. Не отставал от этих восточных традиций и основатель ислама. Передается, что Мухаммед уже в детском возрасте был не понаслышке знаком с торговлей и сопровождал своего дядю Аббаса ибн Абд Мутталиба в его торговых путешествиях в Сирию.

Однако, несмотря на достаточно долгую историю «восточного базара», правила его функционирования, подобно другим сторонам мусульманской жизни, имеют свою регламентацию и строгие ограничения. Незнание торговых запретов может причинить ущерб участникам сделок. Это касается не только торговых отношений трансрелигиозного характера (между мусульманами и немусульманами), но и торговых операций со странами мусульманского Востока.

Шариат выделяет шесть случаев, когда запрещаются торговые сделки: 1) купля и продажа «нечистот» (свинина, мертвечина, кровь, идоложертвенное, алкоголь и т.д.); 2) узурпированных товаров; 3) предметов, не имеющихся в фактической собственности продающего (шкура неубитого медведя); 4) операции, связанные с запретной азартной игрой (кумар); 5) сделки, предполагающие процентный рост (риба); 6) продажа «смешанных», т.е. неотделимых друг от друга товаров (напр., перемешанных между собой масел).

Запрещается продавать вещи, испачканные грязью. Продавец обязан предупредить человека, покупающего грязную вещь, если он будет использовать ее в религиозном назначении. Если с грязью смешано масло, то эта вещь не может быть продана для столового употребления, однако разрешается продать ее в качестве топлива. В любом случае продавец обязан предупредить покупателя о «смешанной» природе товара.

Общеупотребительные лекарственные средства или парфюмерные изделия, привезенные из неисламских стран, про которые неизвестно, использовались они в приготовлении «нечистой» продукции или нет, покупать и продавать не запрещается. Но торговать животным маслом и жиром, купленным в «кяфирском» государстве или у «кяфира», – запрещается. Однако если известно, что животное, из внутренностей которого произведены эти масло и жир, было зарезано по правилам шариата (с соблюдением киблы и призыванием имени Аллаха), в этом случае торговля ими разрешается. Разрешается также покупать их у единоверца (мусульманина). Но если продавец – единоверец сам купил масло и жир у «неверного» и при этом не знает, были ли соблюдены правила шариата при забое животного, из которого получена эта продукция, то торговать ими запрещается. Если лиса была убита не по правилам шариата, т.е. не во имя Аллаха, или же издохла сама, то купля – продажа ее шкуры запрещена.

Запрещаются любые торговые операции с алкогольными напитками. Недействительной признается и продажа вещей, экспроприированных насильно (касаб). Поэтому если человек продал вещь, отнятую насильно, то он призывается отдать выручку владельцу вещи. Запрещена купля – продажа любых музыкальных инструментов, в том числе детских. Запрещается также покупка продуктов с целью изготовления из них чего – то «запретного», например, винограда на вино. Запрещена купля – продажа статуй и памятников. Использование предметов с изображенными на них живыми существами считается недопустимым, но если известно, что в перспективе изображение исчезнет (сотрется), например, мыло с рисунком, то их эксплуатация допускается. Существует мнение (исламоведа А.Массэ), что некоторые законоведы допускают использование предметов с изображенными на них животными, которые будут топтаны и мяты (ковры, подушки). Но традиционно принято избегать изображать живые существа на пищевых продуктах. Однозначно запрещается изображать нечистых с исламской точки зрения животных (собака, свинья и т.д.) Существует хадис, в котором повествуется, как однажды Мухаммед, совершая молитву в комнате своей жены Айши, увидел здесь штору с изображенной на ней птицей. Он распорядился снять штору. Айша сняла штору с птицей и сшила из нее «митакка» (восточную круглую подушку). На что Мухаммед ничего не сказал.

Запрещается использовать в торговых целях (купля – продажа) что – либо выигранное в азартную игру. В случае если этот товар все – таки был приобретен, то его необходимо вернуть настоящему владельцу.

Существуют некоторые виды деятельности, связанные с торговлей, которые хотя и не запрещаются, но считаются недостойными и порицаемыми. К ним относятся: маклерство (посредничество между продавцом и покупателем), профессия мясника, продажа саванов (кафанов), заключение торговых договоров с подлыми и недостойными людьми, заключение торговых сделок в период между утренним азаном (призывом на молитву) и восходом солнца, чрезмерное увлечение торговлей пшеницей, ячменем и другим подобным товаром, стремление купить вещь раньше другого покупателя.

Хотя в шариате и нет определенных указаний по вопросам торгового посредничества, но имплицитно подразумевается, что процесс торговли должны осуществлять сами производители продукции.

Идеал, который предписан мусульманам их Господом, лучше всего на практике был реализован поколением сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах). Многим из нас известна праведность первых халифов, которые, живя в скромности, отказывались от богатых подношений.

Яркий пример — халиф Умар (да будет доволен им Аллах). Как-то в Медину прибыли гонцы Саада ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах) с радостной вестью о победе над персидским хосроем, они привезли с собой в мусульманскую казну пятую часть контрибуции. Среди них была украшенная жемчугом корона хосроя, его вышитая золотом одежда и царская перевязь, усыпанная драгоценными камнями. Там же находились браслеты изумительной работы и множество других ценностей… Поворошив эти сокровища своим посохом, Умар огляделся, а затем сказал: «Воины добыли это для честных людей…». И конечно у него и в мыслях не было присвоить, что-то себе.

Еще красивый пример из жизни Умара, который потряс даже знатоков «Что, где, когда»?

Однажды, когда халиф занимался государственными делами, к нему пришел друг. Умар отложил бумаги в сторону, погасил горящую свечу и зажег другую, после чего поприветствовал гостя и начал с ним беседовать.

Друг удивился поступку Умара. Халиф же ответил: «Пока ты не пришел, я занимался государственными делами и пользовался казенной свечой. Разговор с тобой — это мое личное, поэтому я и зажег собственную свечу».

Вообще вся жизнь второго праведного халифа образец аскетизма и преданности своему делу, а этот случай лишь один из множества.

Были примеры и после сподвижников. Кстати тоже Умар, только ибн Абд уль-Азиз, которого многие ученые Ислама называют пятым праведным халифом, однажды собрал всех своих родственников. Он объявил: скопилось много казенных денег, и он сделает все, чтобы вернуть их мусульманам. Разумеется, он выполнил обещание.

Этот достойный человек не давал никакого преимущества своей родне. Он доказал это, сняв их со всех занимаемых должностей. Более того, уволил он и тех, кто был ими назначен. Сегодня такое трудно себе даже представить.

Мусульмане активно поддерживают родственные связи. Это, конечно, хорошо. Однако когда речь идет о власти, когда на посты ставят некомпетентных людей, факт родства превращается в минус. И мудрый халиф это понимал, желая своему народу добра, а себе — спасения души.

Праведные ученые тоже опасались греха коррупции, кумовства и несправедливости. Однажды халиф Мансур, выказывая уважение к имаму Абу Ханифе (да будет Аллах Милостив к нему), послал ему 10 тысяч дирхамов серебром. Имам подарка не принял, чем, конечно же, разгневал халифа. Какой стойкостью в убеждениях нужно обладать, чтобы отказывать правителю? Сегодня в большинстве случаев мусульмане находятся в гораздо более легком положении и тем не менее берут, а порой и вымогают взятки. И это явно не от избытка веры. Аяты и хадисы ясно свидетельствуют и служат убедительным доказательством, подтверждающим то, что взятка является харамом (категорически запретным), и это не подлежит сомнению.

По рассказу Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему) сказал: «Проклятие Аллаха на дающего взятку и на взяточника». Также Ат-Тирмизи передал от Абдуллы ибн Умара (да будет Аллах доволен ими обоими), что Пророк (мир ему) говорил: «Проклятие Аллаха на дающего взятку и взяточника». А Ахмад от Саубана приводит, что Посланник Аллаха (мир ему) проклинал не только дающего взятку и взяточника, но и посредника между ними.

Средства, добытые таким способом, приобретены незаконным образом, через нарушение прав людей. Ими нельзя пользоваться ни при каких обстоятельствах. Это относится к проеданию имущества путем нечестия, что запрещено в Священном Коране Аллахом Всевышним: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (2:188, сура «аль-мутаффифин» – «обвешивающие»)

Аллах кроме прямого получения взятки, запретил и любые злоупотребления своим положением в целях получения неправедной прибыли, а также манипуляцию правами людей, их обман, обделение, обмеривание и обвешивание во всех сферах жизни. Те же, кто пытается заработать на том, что обманывают людей при торговле или реализации своих прав, будут сурово наказаны Аллахом в День Суда.

Все эти люди названы в Коране «аль-мутаффифин» — «обвешивающие». Им посвящена даже отдельная сура под тем же названием.

Все эти примеры ярко демонстрируют, насколько серьезно Ислам осуждает коррупцию – Всевышний предупреждает взяточников о вечном наказании, но, к сожалению, люди нередко не слышат предостережений! Ну а совести зачастую вообще говорить не приходиться. И пока так продолжается на исламском мире будет лежать пятно позора коррупции, от которого смогли избавиться на казалось бы так далеком от истин Корана Западе.

— Ахмед, что такое все же воровство в более широком смысле по исламу?

— Воровать чужое имущество — деяние, неподобающее человеку и недостойное его, даже если он неверующий. Человек, имеющий хоть немного совести и разума, не позарится на чужое имущество. В основе ислама лежит призыв к хорошему нраву и предостережение от плохих черт характера, поэтому наш Пророк (Салла-л-Ла́ху ала́йхи ва саллам) взял присягу у тех, кто принимал ислам, что они не будут поклоняться идолам, заниматься прелюбодеянием, воровством и клеветой.

Воровство — это скрытное или насильственное присваивание чего-либо ценного с определённого для него места. Например, если человек тайно возьмёт книгу из библиотеки или с такого места, где обычно книга может находиться, — то это является воровством. Если же книгу он найдёт в том месте, где обычно книги не должны находиться (к примеру, на дороге и т. д.), и он подберёт её — то это не будет считаться воровством.

Некоторые находят оправдание своим преступлениям, воровству и грабежу, говоря, что они присваивают имущество неверных. Это запрещено в исламе. Присвоение чужого имущества запрещено, независимо от того, кому принадлежит это имущество, мусульманам или же неверующим.

Ещё с малых лет некоторые дети начинают заниматься воровством, и в этом, конечно же, виноваты взрослые. Родители должны с самого раннего детства учить собственных детей и подопечных, что воровство — это тяжкий грех и нельзя приближаться к нему, что нельзя брать чужие вещи без разрешения, будь то игрушки или ещё что-либо. Но какими же станут дети, если будут видеть, что взрослые… сами воруют?! Над этим стоит задуматься. Многие грешники забывают, что Судный день непременно настанет, и люди воскреснут из мёртвых. Другие надеются чем-нибудь смыть свой грех, но они забывают о предстоящем суровом отчёте и о том, что грех воровства Всевышний может простить только тогда, когда вернут пострадавшему всё украденное и добьются его прощения.

— Вы сказали, что найти чужое имущество не считается воровством. Так что же делать с тем, что ты нашел? Оставить себе или попытаться найти хозяина?

— Да, это не воровство. Но и в таком случае его нельзя присваивать, а необходимо искать хозяина в течение года, расспрашивать в людных местах, в мечетях, давать объявления о находке. По истечении года, если поиски не дали результата, это имущество можно оставить себе. Но если даже после нескольких лет хозяин объявится — это имущество необходимо вернуть ему.

— Есть еще один вопрос, который напрашивается сам собой. Среди людей распространено то, что многие берут пособия по инвалидности, в то время как не являются ими, пособие по безработице, в то время как они уже работают. Я не говорю о взятках. То есть все то, что им по закону не полагается. Считается ли это воровством?

— Естественно! Это считается запретным, так как это ему не полагается, получается, что он чужое имущество присваивает, и неважно государственное оно или определенного человека. И тем более он его приобретает обманным путем, что также противоречит исламу.

Пророк Мухаммад (Салла-л-Ла́ху ала́йхи ва саллам) сказал: «Будь проклят тот, кто взял взятку, и тот, кто дал». Я к тому, чтобы взять это пособие, они же взятку дают, а это харам.

Был один случай с Умаром Ибн аль Хаттабом (да будет доволен им Аллах). Однажды он, заходя в мечеть, сказал одному человеку посмотреть за его лошадью. Когда Умар Ибн аль Хаттаб (да будет доволен им Аллах) вышел из мечети, тот человек украл его уздечку и сбежал. Тогда он поймал свою лошадь и попросил одного прохожего пойти на базар и купить ему новую уздечку. Когда Умару Ибн аль Хаттабу (да будет доволен им Аллах) принесли новую уздечку, оказалось, что это та уздечка, которую у него украли. Умар Ибн аль Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал, что хотел отдать деньги, которые он потратил на уздечку, тому человеку, который украл ее, за то, что он посмотрел за лошадью.

Это говорит о том, что этот человек сам выбрал, каким путем он заработает: дозволенным или недозволенным в исламе.

В каких случаях по Исламу разрешено дать взятку?

— Что в Коране говорится о воровстве? Есть ли суры, посвященные этому греху?

— «Никоим образом не позволяйте дьяволу сбить вас с верного пути. Поистине, он для вас [людей] — очевидный враг», — говорится в Коране (43:62).

На самом деле, наиболее распространенной формой влияния дьявола на людей является внушение слабости и безволия перед очевидным грехом (спиртное, сквернословие, сплетни, воровство, прелюбодеяние и т. п.), а также побуждение человека игнорировать взятые на себя обязательства перед людьми, например, после подписания сторонами договорных отношений или пренебрегать обязательностью пред Богом.

— Что говорил пророк Мухаммад (Салла-л-Ла́ху ала́йхи ва саллам) о воровстве?

— Пророк Мухаммад (Салла-л-Ла́ху ала́йхи ва саллам) говорил: «Не прелюбодействует прелюбодей, оставаясь верующим; не употребляет спиртное пьющий, сохраняя при этом веру; не ворует вор, оставаясь верующим; не грабит или не похищает грабитель, сохраняя веру свою. [То есть вера в процессе совершения столь страшных преступлений покидает человека]. Однако возможность покаяния у них есть».

«В Судный день вы обязательно восстановите нарушенные вами права людей, вернете обратно то, что вам не принадлежало, но только уже расплачиваясь своими благодеяниями либо беря на себя чужие грехи. И не только вы, даже рогатому барану воздастся равным за боль, нанесенную безрогой овце».

«В День Воскрешения [в знак очевидности, тяжести и пагубности греха] вокруг шеи того, кто несправедливо присвоил [живя в земной обители, даже] пядь [чужой] земли, обовьют [объем почвы этого куска на глубину] семи земель [то есть до самого центра Земли; и он, изнемогая, будет вынужден тащить это за собою на площадь Суда]».

«Передается, что один человек по имени Киркира переносил для Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) тяжелые вещи [когда в этом возникала необходимость]. После его смерти Пророк сказал: «Он [окажется] в аду!». Люди отправились посмотреть и обнаружили [в его доме] плащ, который он [когда-то] украл».

1. Рассказал Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах):

Я слышал как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:

«Каждый из вас – попечитель, и каждый из вас ответственен за своих подопечных. Имам (правитель) – попечитель, и он ответственен за своих подопечных. Мужчина – попечитель в своем доме, и он ответственен за своих подопечных, женщина – попечитель в доме своего мужа и ответственна за своих подопечных, раб – попечитель в имуществе своего хозяина и ответственен за своих подопечных».

Кроме того, я слышал, что Пророк сказал:

«Мужчина – попечитель имущества своего отца и отвечает за него… Поэтому все вы – попечители и отвечаете за вверенное вам» (Бухари).

2. Макил ибн Ясар (да будет доволен им Аллах) передает от Пророка (мир ему и благословение), что Рай заказан всякому правителю, который умрет, будучи нечестным по отношению к тем, кем он правит (Аль-Албани признал хадис достоверным).

3. Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) рассказал:

Однажды я сказал Пророку (мир ему и благословение): «О посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня править чем-либо?», — он же ударил меня рукой по плечу, а потом сказал:

«О Абу Зарр, поистине, ты слаб, а (власть) представляет собой нечто доверенное (человеку) (амана), и в День воскресения она обернется позором и сожалением (для любого) за исключением тех, кто получит ее по праву и выполнит то, что ему (как правителю) положено будет делать» (Муслим).

4. Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Кто видит среди нас зло, должен изменить его своими руками; если он не способен сделать это, надо изменить это языком, а если и это невозможно, тогда надо изменить с помощью сердца; и это самая слабая форма веры» (Удостоверил аль-Албани)

5. Передают со слов ан-Ну‘мана бин Башира, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Пекущихся о нерушимости границ Аллаха и преступающих эти границы можно уподобить людям, потянувшим жребий по стрелам, чтобы (занять места) на корабле, в результате чего одни разместились в верхней части (корабля), а другие — в нижней.

Маленький щенок сидит на ковре

Но если негативное отношение к собакам, очевидно, идет не из Корана, то, возможно, дело в трактовке хадисов из Сунны, священного предания о жизни Мухаммада.

Действительно есть сразу несколько достоверных хадисов, где предписывается убивать собак, причем именно черного цвета.

В “Сахих Муслима”, втором по достоверности сборнике хадисов, на вопрос о том, почему смерти заслуживает лишь черная собака, а скажем, не рыжая, приводятся слова пророка Мухаммада.

А вы так сможете? Собака скачет на батуте, как акробат – смешное видео

“Я спрашивал об этом посланника Аллаха (мир ему и благословение), и он ответил: черная собака — это шайтан”.

Почему шайтан принимает облик именно черного, а не какого иного пса, хадисы точного ответа не дают.

Существуют и другие, более понятные и практичные достоверные хадисы, где собак предписано убивать, только в том случае, если они представляют угрозу для людей. Самым известным примером такого толкования является хадис из сборника исламского ученого Мухаммада аль-Бухари.

“Существуют пять (вредителей), убивать которых дозволено, (даже) если человек в ихраме: змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака”.

Собаки могут испытывать стресс вместе со своими хозяевами

Что касается религиозной скверны песьей породы, то сторонники этого утверждения, обычно ссылаются на мнение трех знаменитых ученых – Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хиббана – каждый из которых упоминал слова пророка о том, что ангелы не входят в дом, где есть изображение, собака или оскверненный. А благие поступки человека, держащего в доме любую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, – будут уменьшаться на два карата.

«Воровство — тяжкий грех, проклятый Аллахом»

Собака

Но существуют ли в исламском каноне положительные упоминания четвероногих? Да, и причем их едва ли не больше, чем хадисов, описывающих собаку как низкое животное.

© Flickr / State Farm

Самым известным является хадис от богослова Мухаммада аль-Бухари (2363), где со слов одного из сподвижников Мухаммада по имени Абу Хурайра передаются слова пророка: “Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. Увидев это, он сказал себе:

“Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня”. После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи – ред.). Слушатели Мухаммада спросили: “О, посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?” На что он ответил: “Награда полагается за все живое”.

Хадисы Милости миров Мухаммада (с.г.в.) раскрывают тему отношения ислама к взяткам глубже.

Например, вот что передаётся от Абдуллаха ибн Умара (р.а.): «Каждый является попечителем и ответственным за кого-либо. Правитель – это попечитель своих подданных, он ответственен за них. Муж – это попечитель для семьи, он отвечает за неё.

Жена является ответственной за дом своего мужа. Слуга отвечает за имущество своего хозяина.

Поэтому каждый из вас является попечителем и должен со всей ответственностью подходить к тому, что находится в вашем ведении» (сборник хадисов имама Аль-Бухари)

Хадисоведы и факихи трактуют это высказывание в качестве одного из обоснований запрета коррупции. Ведь суть её заключается в том, что человек, стремясь заполучить финансовую или иную выгоду, не делает то, что находится в его прямом ведении и что сделать обязан без дополнительного поощрения.

Приведём ещё один риваят, восходящий к Пророку Мухаммаду (с.г.в.): «Пример человека, которые соблюдает предписания Аллаха и Его ограничения, а также того, кто их нарушает, может быть описан ситуацией на судне.

Некоторые пассажиры водного транспортного средства будут иметь места наверху, другие – внизу. Когда тем, кто находится на нижнем уровне, захочется пить, они будут вынуждены идти наверх за водой. Однако это будет мешать тем, кто расположился наверху.

Поэтому те, кто оказался внизу, обратятся к другим пассажирам:

– Давайте мы сделаем дыру на корабле! Это позволит нам не мешать тем, кто сверху, одновременно с этим мы утолим свою жажду.

Если те, кто оказался на верхнем отсеке судна, согласятся с этим предложением, то весь экипаж погибнет, ведь корабль попросту утонет. Однако если они выступят против, то обе группы лиц останутся в безопасности» (сборник хадисов имама Аль-Бухари).


Мой отец держит зеленную лавку, и время от времени к нему заходят пьяные посетители. Можно ли иметь с ними дело? Иногда от них сильно пахнет алкоголем, или они держат в руках банки с пивом.


Хвала Аллаху. Мы адресовали ваш вопрос шейху Мухаммаду ибн Салиху аль-Усаймину. Он ответил, да сохранит его Аллах: — Можно, если они христиане. — Почему? — Потому что христиане верят, что им позволено пить алкоголь. — А что, если один из участников сделки не находится в здравом рассудке? — Но ведь он знает, как совершить покупку? — Пьяный человек может осознавать или не осознавать, что он покупает. — Если он не знает, что творит, с ним нельзя иметь дела. — А если он знает, чего хочет? — В таком случае ничего запретного тут нет, ибо сказано в аяте: «Не приступайте к молитве, когда вы пьяны, до тех пор, пока не поймете смысл того, что произносите» (Сура «ан-Ниса», аят 43). Аллаху ведомо лучше.


У меня был маленький бизнес, но он прогорел. В результате образовался долг в $25 тыс., которые я не могу выплатить. Банк предложил мне взять кредит на три года под 30%. Братья по вере советуют не связываться с рибой (процентной ссудой. — Esquire), потому что это неподчинение Аллаху. Но другие люди, осведомленные в учении, сказали: если это совершенно необходимо, то дозволено. Сейчас мне грозит тюремный срок, и я не знаю, что делать: взять кредит или провести 9 лет за решеткой. Приговор вступит в силу через месяц. Посоветуйте, что мне делать.


Хвала Аллаху. Во‑первых, случившаяся с вами неприятность — это испытание от Всевышнего. Будьте терпеливы, поскольку вы следуете истине, и не сходите с пути благочестия, так как Аллах сказал (интерпретация значения): «И кто боится Аллаха и верен ему, тому он даст выход (из любой сложности)» (Сура «Ат-Талак», аят 2). Во‑вторых, вы должны понимать, что риба явным образом запрещена шариатом и является серьезным грехом. В-третьих, мусульманину дозволено делать запретные вещи, если на то его вынуждают обстоятельства. Аллах сказал (интерпретация значения): «Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину Аллах — Прощающий, Милосердный» (Сура «аль-Бакара», аят 173). Основанием для должника, который берет процентный кредит, может быть необходимость, но не простая нужда. Необходимость затрагивает преданность религии, физическое здоровье, рассудок, честь или состояние. Например, если вы рискуете умереть, или потерять конечность, или надолго сесть в тюрьму. Многие люди позволяют себе брать процентные кредиты, полагая необходимыми покупку дома, машины или мобильного телефона. Что касается вашего случая, то если у вас есть возможность добыть деньги дозволительным способом, то нет оправдания для кредита. Если вы можете договориться о рассрочке, у вас тоже нет оправдания. Но если других вариантов нет, а невыплата долга приведет вас в тюрьму, мы надеемся, вы будете одним из тех, кто будет прощен в силу необходимости, и на вас не будет греха. Грех будет на тех, кто дал вам в долг, желая получить рибу, — и на тех, кто, зная о вашем бедственном положении, отказался вам помочь. Аллаху ведомо лучше.


Что говорит закон про облигации с фиксированной доходностью?


Совет по фетвам изучил этот вопрос и сделал следующее заявление: «Облигации, которые представляют из себя обязательство выплатить номинальную стоимость с процентами, — это харам (запрещено. — Esquire), вне зависимости от того, покупают ли их, продают или создают, поскольку они расцениваются как процентная ссуда. Это относится равно к частным компаниям и государственным организациям. Запрет нельзя обойти, называя облигации другими именами, такими, как «сертификаты», «инвестиционные инструменты» или «сбережения», а также выдавая процент за «прибыль», «комиссию» или «возврат на инвестиции».


Брат по вере работает в мусульманском обувном магазине, хозяева которого часто меняют цены. Например, для одного человека пара ботинок будет стоить $50, а для другого — $90, хотя на ценнике написано «$60». Позволяется ли так торговать?


Продавец должен торговать по тем ценам, которые приняты на рынке. Поступать иначе можно в двух случаях:

1. Если он продает что-то дешевле рыночной стоимости, желая, например, сделать одолжение своему другу. В этом нет ничего плохого, и продавцу нельзя запретить делать это, если он не пытается таким образом навредить другим торговцам, поскольку Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Не должно ни причинять вреда, ни отвечать вредом на вред» (Ибн Маджа, хадис 2340).

2. Если он продает что-то дороже рыночной стоимости, но ненамного, например, не за 20, а за 22. Такая торговля допустима, потому что все так делают, и люди терпимо относятся к этому. Но если цена сильно завышена, а покупатель не знает обычной цены — как в вашем вопросе, — в таком случае это недопустимо и является обманом. У покупателя должна быть возможность вернуть товар. И Аллаху ведомо лучше.


Я работаю на Западе, в телекоммуникационной компании. Вместе с коллегой мы контролируем все деньги, приходящие от потребителей. Коллега всегда забирает себе часть этих денег, говоря, что работодатель не дает нам всего, что нам положено. Но наша зарплата соответствует договору. Еще мы делаем скидки нашим знакомым. Пожалуйста, помогите мне, потому что я пытаюсь переубедить коллегу, а он считает, что поступает правильно.


Абу Хурайра (да будет Аллах им доволен) рассказывает, что Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Есть три признака лицемера: когда он говорит, он лжет, когда он дает обещание, он нарушает его, а когда ему доверяют что-либо, он предает (доверие)» (Сахих аль-Бухари, 33). Что касается этого запрета, нет разницы, предает ли мусульманин доверие своего брата по вере или кафира, доверившего ему свое состояние и имущество. Только будучи честным и достойным доверия, можно дать хороший пример другим мусульманам. Многие нации перешли в ислам, потому что видели честность правоверных торговцев. Напротив, если мусульманин предает и лжет, он отвращает людей от ислама. Согласившись на свою зарплату в компании, вы не можете брать больше без согласия владельца. Утверждение, что вам не дают всего заслуженного вами, не служит оправданием. Откроете эту дверь, и каждый станет поступать так же, а право и доверие будут утеряны. Также недопустимо давать скидки своим знакомым или просто снижать цены. Эти деньги принадлежат не вам. Так что вы оба должны покаяться перед Аллахом, прекратить делать то, что делаете, и не поступать так впредь. Также вы должны вернуть компании все, что вы добавили к своей зарплате и раздали в виде скидок своим знакомым и друзьям. И Аллаху ведомо лучше.


Я читал, что Пророк запретил макс (налоги, сборы), и те, кто назначают и собирают их, будут сурово наказаны в День воскрешения. Экономики многих стран основаны на таможенных пошлинах, а торговцы включают их в цену товаров. Государства тратят собранные таким образом деньги на инфраструктурные проекты. Объясните мне, что говорит закон об импортных пошлинах и таможне, — можно ли там работать?


Хвала Аллаху. Таможенные пошлины с импорта и экспорта рассматриваются как род макса, а макс — это харам, и работа в этой отрасли — харам, даже в том случае, если власти тратят эти деньги на строительство инфраструктуры. Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) запрещал собирать макс и сурово высказывался по этому поводу. Имам Ахмад, Абу Дауд и аль-Хаким рассказывают, ссылаясь на Укба ибн Амира, что Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Никто из собирающих макс не войдет в рай». Тот, кто собирает пошлины, — один из главных пособников угнетателей, и сам угнетатель, потому что берет не принадлежащее ему. Более того, собирающий пошлины имеет много общего с бандитом и вором. Тот, кто собирает, тот, кто ведет учет, тот, кто свидетельствует, — все делят тяжесть этого греха. Доказано, что Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал в проповеди в день Ураза-Байрам во время Прощального паломничества: «Ваша кровь и ваше имущество, и ваша честь — священны, так же священны, как этот ваш день на этой вашей земле в этот ваш месяц». Мусульмане должны отказаться от запретного дохода и искать только дозволенного. Есть много способов заработать на жизнь праведным образом, хвала Аллаху. И кто бы ни стремился к независимости положения, Аллах даст ему добиться его.


Можно ли дать некоторую сумму денег таможеннику, чтобы уменьшить таможенные сборы? Например, заплатить ему, чтобы он взял меньше или внес исправление в декларацию?


Что касается макса (налога. — Esquire), который собирается с мусульман, то это харам, потому что сказал Аллах (интерпретация значения): «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно» (Ан-Ниса 4:29). И Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Нельзя забирать имущество мусульманина кроме как с его согласия» (рассказано имамом Ахмадом). Макс — это подобие налога, который собирали во времена джахилии (до прихода ислама) с торговцев на рынках и заставах. Налог этот — один из суровых грехов, поскольку Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал про женщину, совершившую прелюбодеяние и пришедшую к Пророку (да будет с ним мир и благословение Аллаха), чтобы получить наказание: «Она так каялась, что если бы сборщик макса каялся так же, он был бы прощен». Это показывает, что макс — один из тягчайших грехов. Если мусульманин не может найти способа отвратить это зло, кроме как заплатить денег чиновнику на таможне, то он может так поступить. Но для чиновника, берущего деньги, — это харам. Нельзя давать деньги только в том случае, если взятка приведет к большему злу. Также мы должны напомнить, как важно не произносить лжи. Если человека заставили платить, он должен заплатить и искать воздаяния за несправедливость у Аллаха. И Аллаху ведомо лучше.


Похожие записи: