Должности гражданской службы классные чины гражданской службы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должности гражданской службы классные чины гражданской службы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Впервые классные чины государственной гражданской службы были систематизированы Петром 1 в Табели о рангах. После революции 1917 г. они были упразднены. В 1943 г. чины снова были введены, но только для сотрудников прокуратуры и следственных органов. В действующей сегодня таблице классных чинов государственной гражданской службы каждый класс соответствует определенному воинскому (специальному) званию. Она утверждена Указом Главы государства в 2005 г.

В соответствии с действующим законодательством, лицам, проходящим федеральную госслужбу, присваиваются:

  • дипломатические ранги;
  • специальные/воинские звания;
  • классные чины.

Что касается служащих региональных госструктур, то на них распространяет действие ФЗ № 58. В нормативном акте установлено, что этим лицам присваивают только классные чины. Соответствующее положение закреплено в ст. 13 (ч. 1 п. 2).

В законодательстве закреплены следующие правила:

  1. Присвоение чинов государственной гражданской службы осуществляется исключительно в соответствии с замещаемым постом.
  2. Работники, сроки полномочий которых не ограничены, получают чин после прохождения квалификационного экзамена.
  3. Чины присваиваются персонально. При этом должна соблюдаться последовательность, учитываться профессиональный уровень и продолжительность госслужбы в предыдущем чине и замещаемом посту.

При переводе лица с госслужбы одного вида на службу другого типа присвоенный ранее чин учитывается при получении класса по новому месту работы. Следует заметить, что он не переносится автоматически. В Указе Президента № 113 от 2005 г. определено следующее. При поступлении на госслужбу лица, имеющего класс другого вида службы, 1 классный чин государственной гражданской службы он получает согласно замещаемой должности. Если он оказывается ниже, чем имеющийся, то служащий может получить чин на ступень выше, но в рамках группы, к которой относится пост, который он будет замещать.

В перечень классных чинов государственной гражданской службы включено 5 наименований:

  1. Секретарь.
  2. Референт.
  3. Советник.
  4. Госсоветник.
  5. Действительный госсоветник.

В каждой группе предусмотрено три класса. Высшим считается 1 класс. Всего получается 15 чинов. Ступени четко разделены по группам должностей:

  1. Секретарь 1-3 кл. соответствует младшей группе.
  2. Референт 1-3 кл. – старшей.
  3. Советник 1-3 кл. – ведущей.
  4. Госсоветник 1-3 кл. – главной.
  5. Действительный госсоветник 1-3 кл. – высшей.

Классные чины гражданской службы

Нормативными актами установлены следующие периоды для:

  1. Секретаря, референта 3 и 2 кл. – не меньше года.
  2. Советника и госсоветника 3 и 2 кл. – не менее двух лет.
  3. Действительного госсоветника 3 и 2 кл. – обычно не меньше года.

Сроки прохождения службы для секретаря, референта, советника и госсоветника 1 кл. не установлены. При назначении госслужащего на более высокий пост он может получить очередной чин, если период пребывания на предыдущей ступени истек.

Федеральным служащим, которые являются специалистами и обеспечивающими специалистами и не имеют ограничений по срокам полномочий, а также руководителям, включенным в ведущую и главную группы, чины присваивают после сдачи экзамена. Лица, находящиеся на постах категории «руководители», относящихся к группе высших должностей, переходят на следующую ступень также после экзамена. При этом решение о его сдаче должно быть принято представителем работодателя в лице начальника федерального госоргана.

В первый раз классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему, занимающему соответствующую должность, после проведения испытания. Условие об испытании не является обязательным, и если испытание не было установлено, то впервые он может быть присвоен не раньше, чем через 3 месяца с момента назначения на должность.

Для каждой из 5 групп должностей (от младшей до высшей) первым присвоенным классом будет 3-й. Например, чиновник младшей группы, впервые удостоенный отличия, будет секретарем государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

Впоследствии статус присваивается по прошествии определенного срока, который служащий должен отработать в нижестоящем статусе. При этом чиновник должен занимать должность, для которой предусмотрено повышение.

Приведем обязательные для последующего повышения сроки прохождения гражданской службы в соответствующих чинах в виде таблицы.

Классный чин Минимальный срок службы

Секретарь 3 и 2 классов

Референт 3 и 2 классов

1 год

Советник 3 и 2 классов

Госсоветник 3 и 2 классов

2 года
Действительный госсоветник 3 и 2 классов Как правило, 1 год
Все категории 1 класса Не установлен

Исчисление срока службы начинается со дня присвоения статуса. Так, секретарь 3 кл. сможет стать секретарем 2 кл. не раньше, чем через год со дня присвоения ему секретаря 3 кл.

Служащий может быть в качестве повышения назначен на должность, относящуюся к более высокой группе. Например, должность чиновника ранее относилась к младшей группе, а после повышения попадает в старшую (бывший секретарь 2 кл. сразу становится референтом, не проходя стадию секретарь 1 кл.). В этом случае он получает чин без соблюдения последовательности и без учета срока службы в предыдущем статусе. Но присвоение происходит как впервые: только после успешного испытания или не ранее, чем через три месяца после назначения.

В порядке очереди даже при соблюдении срока новый статус не будет присвоен служащим, в отношении которых ведется служебная проверка, заведено уголовное дело, а также если к ним применено дисциплинарное взыскание.

Система классных чинов государственной гражданской службы

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720, от 16.11.2011 N 1504, от 30.09.2013 N 744, от 06.10.2020 N 616)

1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьей 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определяется порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — классные чины) федеральным государственным гражданским служащим (далее — федеральные гражданские служащие).

2. Статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы (далее — должности гражданской службы):

  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру

Указом Президента РФ № 1371 от 15.10.1999 г. «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг» для дипломатических работников РФ устанавливались дипломатические ранги:

Дипломатические Ранги (1999 г.)
Чрезвычайный и полномоченный посол
Чрезвычайный и полномоченный посланник 1 класса
Чрезвычайный и полномоченный посланник 2 класса
Советник 1 класса
Советник 2 класса
Первый секретарь 1 класса
Первый секретарь 2 класса
Второй секретарь 1 класса
Второй секретарь 2 класса
Третий секретарь
Атташе

Алгоритм, в соответствии с которым происходит присвоение в субъекте РФ, определяет закон региона, а вот для федеральных служащих правила определены Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113.

Конкретному госслужащему чин референта присваивается в персональном порядке и бывает:

  • первым;
  • очередным.

Если служащий ранее такового не имел, то он приобретет статус первого. При этом для любой группы должностей изначально присваивается 3 класс, например референт государственной гражданской службы 3 класса (надбавка по нему будет рассмотрена далее).

Для получения референта 1 класса сотрудник должен успешно пройти испытательный срок длительностью от 1 месяца до года. При отсутствии испытания получение возможно не раньше, чем через 3 месяца после начала исполнения обязанностей.

При присвоении учету подлежат имеющиеся воинские, специальные звания, чины юстиции, прокуратуры по прежнему месту госслужбы. Это значит, что при поступлении на должность старшей группы сотрудника с более высоким, чем полагается, званием ему присвоят более высокий класс: сотрудник, имеющий воинское звание младший лейтенант ВС РФ получит сразу референта ГГС РФ 1 класса. Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 установлено соотношение чинов государственной гражданской службы и военных и специальных званий.

Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 113

Для каждого, кто задействован в работе гражданской структуры, выполняется следующее:

  1. Указанная группа должностей предполагает исполнение ряда обязанностей, обеспечивающих нормальную работу государственного органа. За сотрудником закреплен определенный набор задач.
  2. Законодательство устанавливает размер денежного вознаграждения сотрудника, которое состоит из оклада (согласно занимаемой должности) и надбавок.
  3. На служащего ложится особая ответственность перед государством. Под нарушением понимается как превышение полномочий, так и бездействие в отношении действий какого-либо лица, повлекшее за собой некорректную работу госструктуры.

Прежде чем принять гражданина в ряды гражданских служащих, его проверяют на соответствие нескольким условиям:

  1. Он является российским подданным, о чём свидетельствует наличие у кандидата национального (внутреннего) паспорта РФ.
  2. Кандидат является совершеннолетним.
  3. Образование, стаж и опыт соответствуют желаемой должности в рамках государственной структуры.

Гражданская служба – это отдельная ветвь госслужбы, в которой задействованы:

  1. Сотрудники федеральных государственных органов.
  2. Сотрудники органов муниципальных служб (на уровне субъекта).
  3. Лица, заменяющие федеральных государственных работников.
  4. Лица, заменяющие служащих муниципального уровня.

Служебные контракты заключаются в Администрации Президента, в системе исполнительной и законодательной ветвей власти – на государственной службе это является обязательным пунктом. Они теряют актуальность в случаях:

  1. Окончания действия срока контракта.
  2. Полученных травм, летального исхода.
  3. Халатного отношения к должностным обязанностям, дисциплинарных нарушений.

Взаимоотношения между нанимателем и служащим регулируются Федеральным законом №79 – в нормативно-правовом акте содержатся основные положения, имеющие свою специфику и отличающие служебный контракт от стандартного трудового договора.

В каждом органе государственного аппарата должен работать определенный набор сотрудников – так гарантируется бесперебойность и надлежащее выполнение им функций и задач.

Если объединить аппараты всех ветвей власти, то получится единый организм, в основании регулирования которого – подчинение в иерархическом порядке. Гражданские служащие работают в департаментах, управлениях, секретариатах, занимающих разные ступени системы госструктур. На базе департаментов и в управлениях формируются отделы, обладающие полномочиями самостоятельных подразделений.

В каждом конкретном органе гражданской службы кадровые решения принимаются с использованием нескольких подходов (они могут применяться полным списком или частично, в зависимости от степени влияния государственного органа на решение федеральных и региональных вопросов):

  1. Оценивается функционал потенциального сотрудника – в условиях необходимости стремительного роста эффективности госаппарата кандидат оценивается исходя из конкретных навыков.
  2. Для успешной работы на гражданской должности в государственной структуре нужно иметь соответствующие профессиональные компетенции – уровень образования и профпригодность оценивается по документам об образовании.
  3. Для объективного выполнения рабочих обязанностей нужно быть свободным от конкретных политических воззрений и пристрастий к политике отдельной партии.
  4. Количественное соотношение должно быть оптимальным.

Для контроля эффективности работы вводятся функции, названные особым образом и включающие в себя конкретные задачи. Руководители на занимаемых должностях выполняют анализ, прогнозирование, оперативно реагируют на грядущие перемены и полученные статистические сведения, достигают намеченных целей в том числе с помощью современных IT-разработок и ПО.

В государственных структурах анализируют работу посредством количественных показателей и качественных оценок. Кадровики пишут отзывы о том, на каком уровне находится в конкретный момент времени отдельно взятый сотрудник. Учитывается ситуация с документооборотом, качеством принятых решений, реализацией принципиально новых идей, новаторских замыслов, оперативность, результативность, и т.д.

Классные чины сотрудников государственной гражданской службы – это понятие, которое раскрыто в нормах российского законодательства, включая ФЗ 58, 79, а также Положение №113 о присвоении и сохранении классных чинов. Также к законодательным основам назначений на гражданской службе относятся: федеральный закон о мерах борьбы и предупреждения случаев коррупции, указы Президента РФ о должностях и другие федеральные и региональные акты.

Когда разрабатываются инструкции и регламенты, имеющие отношение к деятельности государственного учреждения, в первую очередь опираются на общепринятые принципы, положения и термины, изложенные в вышеуказанных актах.

Исходя из нормативно-правовых аспектов данного определения, следует:

  1. Классные чины получают только на государственной службе (в том числе гражданской).
  2. В статусе классного чина отражается не только квалификационное соответствие занимаемой должности, но и стаж прохождения государственной гражданской службы.
  3. Обладание классным чином говорит о месте в служебной иерархии чиновников.
  4. Классный чин опосредованно свидетельствует о бонусах и преимуществах, которые отсутствуют у служащих ниже рангом.
  5. Положение в иерархии определяется должностью.
  6. Классный чин в случае срочного контракта определяется успехами в прохождении квалификационных экзаменационных испытаний.
  7. Присвоение классного чина осуществляет руководитель государственного органа.
  8. В иерархии чинов учитывается выслуга лет на предыдущей позиции.

Государственная и муниципальная служба

Данная группа включает действительных государственных советников трёх классов. Это особо приближенные лица, задействованные в работе таких структур, как Администрация Президента, Совет Безопасности, и т.д. К обладателям статуса относятся пресс-секретарь Президента, его помощник, заместитель руководителя Администрации.

Государственные советники соответствуют главной группе должностей. К ней относятся все три класса: первый, второй и 3-ий. Могут выполнять служебные обязанности как на федеральном, так и на региональном уровне.

Ко третьей по старшинству группе относятся советники 1, 2 и 3 класса. На уровне федерации присваивается классный чин советника ГГС РФ, на региональном действуют советники, относящиеся к ГГС субъектов РФ.

26. Исаенкова, О. В. Концепция… С. 5.

27. См.: Юков, М. К. Исполнение решений. С. 118-122.

28. См.: Тихомиров, Ю. А. Публичное право [Текст] / Ю. А. Тихомиров. М.: БЕК, 1995. С. 2552, 332-334.

И. Н. Сурманидзе

КЛАССНЫЕ ЧИНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

В статье рассматривается один из ключевых элементов государственной гражданской службы -«классный чин». Дается определение указанной правовой категории «классный чин», а также выделяются ее особенности. Приводится подробная характеристика основных элементов системы классных чинов государственных гражданских служащих. Особое внимание автор уделяет проблеме обеспечения стабильности системы классных чинов государственных гражданских служащих как залога эффективности функционирования государственной гражданской службы. Проведенный автором анализ позволяет рассматривать «классный чин» не только как специальное звание на государственной гражданской службе, но также как психологический феномен и инструмент позитивного воздействия на государственного гражданского служащего.

Государственная гражданская служба придает огромное значение чинам и званиям. Именно чины и связанные с ними статус и материальные блага и являются тем стержнем, на который в значительной степени опирается карьера государственного гражданского служащего. Чин интересен государственному гражданскому служащему не только как абстрактное звание, хотя психологическая составляющая данного понятия тоже сильна, а, в первую очередь, как звание, наделяющее статусом и дающее определенные блага, выражающиеся в соответствующих денежных надбавках к должностному окладу.

Начнем с определения правового понятия «чин» как одной из наиболее важных правовых категорий, используемых в системе государственной гражданской службы.

Так, согласно данным энциклопедического словаря Брокгауза — Ефрона, «чин — это звание, в постепенной последовательности присваиваемое лицам, проходящим государственную службу и сообщающее им определенные права и преимущества» [1].

В. И. Даль определял чин как степень жалованного служебного значения, достоинства, класс [2].

СУРМАНИДЗЕ Илья Нодариевич — кандидат юридических наук, главный специалист управления организационно-кадровой работы администрации г. Кирова © Сурманидзе И. Н., 2007

Толковый словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает следующее определение чина: «У военных и гражданских служащих: служебный разряд (класс)» [3].

П. Я. Черных в историко-этимологическом словаре современного русского языка определил чин как «звание, присваиваемое государственным служащим и военным в соответствии с «табелью о рангах»» [4].

Большая советская энциклопедия трактует чин как «служебный разряд военных и гражданских служащих, с которым связаны определенные должностные права и обязанности» [5].

Энциклопедический словарь характеризует чин как «служебный военный и гражданский разряд, с которым связаны определенные права и обязанности служащих» [6].

По высказыванию Астольфа де Кюстина, чин есть «гальванизирующая сила, видимость жизни тел и умов, это страсть, что переживет любую другую. Чин — это нация, разделенная на полки, это военное положение, на которое переведено все общество. О милости повышения в чине никогда не просят, но домогаются ее всегда… Петр привил лихорадку тщеславия всему своему народу, дабы сделать его податливее и править им по собственному смотрению. Из подобного общественного устройства происходит столь мощная лихорадка зависти, столь неодолимый зуд честолюбия…» [7].

По замечанию В. А. Евреинова, «чин давал право на замещение должностей государственной службы, а также на совокупность прав, без которых человеку, хоть несколько развитому и образованному, невыносимо было жить в обществе» [8].

Рассмотренные определения позволяют выделить следующие особенности чина.

1. Это звание, наделяющее государственного служащего определенными правами и корреспондирующими им обязанностями, дающее определенные привилегии.

2. Это звание, определяющее (помимо замещаемой должности) статусное положение государственного служащего, его место в служеб-но-чиновной иерархии.

Федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы главной группы должностей:

  • за исключением федеральных государственных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги,

  • присваивается классный чин государственной гражданской службы:

    • государственный советник 1, 2 или 3 класса либо

  • присваивается классный чин юстиции:

    • государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы субъекта РФ главной группы должностей:

  • присваивается классный чин государственной гражданской службы субъекта РФ:

    • государственный советник субъекта РФ 1, 2 или 3 класса.

Федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы ведущей группы должностей:

  • за исключением федеральных государственной гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги,

  • присваивается классный чин государственной гражданской службы:

    • советник государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса либо

  • присваивается классный чин юстиции:

    • советник юстиции 1, 2 или 3 класса.

Государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы субъекта РФ ведущей группы должностей:

  • присваивается классный чин государственной гражданской службы субъекта РФ:

    • советник государственной гражданской службы субъекта РФ 1, 2 или 3 класса.

Федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы старшей группы должностей:

  • за исключением федеральных государственных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги,

  • присваивается классный чин государственной гражданской службы:

    • референт государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса либо

  • присваивается классный чин юстиции:

    • юрист 1, 2 или 3 класса.

Государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы субъекта РФ старшей группы должностей:

  • присваивается классный чин государственной гражданской службы субъекта РФ:

    • референт государственной гражданской службы субъекта РФ 1, 2 или 3 класса.

Федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы младшей группы должностей:

  • присваивается классный чин государственной гражданской службы:

    • секретарь государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса.

Государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы субъекта РФ младшей группы должностей:

  • присваивается классный чин государственной гражданской службы субъекта РФ:

    • секретарь государственной гражданской службы субъекта РФ 1, 2 или 3 класса.

Классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы:

Группы должностей федеральной государственной гражданской службы Классные чины
Должности федеральной государственной гражданской службы высшей группы Действительный государственный советник 1 класса.
Действительный государственный советник 2 класса.
Действительный государственный советник 3 класса.
Должности федеральной государственной гражданской службы главной группы Государственный советник 1 класса.
Государственный советник 2 класса.
Государственный советник 3 класса.
Должности федеральной государственной гражданской службы ведущей группы Советник государственной гражданской службы 1 класса.
Советник государственной гражданской службы 2 класса.
Советник государственной гражданской службы 3 класса.
Должности федеральной государственной гражданской службы старшей группы Референт государственной гражданской службы 1 класса.
Референт государственной гражданской службы 2 класса.
Референт государственной гражданской службы 3 класса.
Должности федеральной государственной гражданской службы младшей группы Секретарь государственной гражданской службы 1 класса.
Секретарь государственной гражданской службы 2 класса.
Секретарь государственной гражданской службы 3 класса.

Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в данной таблице.

Классные чины

Первый классный чин присваивается:

  • федеральному государственному гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы и

  • замещающему должность государственной гражданской службы, по которой производится присвоение классных чинов гражданской службы,

  • при этом учитываются воинское или специальное звание, классный чин юстиции, классный чин прокурорского работника, присвоенные федеральному государственному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы.

Первыми классными чинами являются:

  • для младшей группы должностей государственной гражданской службы:

    • секретарь государственной гражданской службы 3 класса;

  • для старшей группы должностей государственной гражданской службы:

    • референт государственной гражданской службы 3 класса;

  • для ведущей группы должностей государственной гражданской службы:

    • советник государственной гражданской службы 3 класса;

  • для главной группы должностей государственной гражданской службы:

    • государственный советник 3 класса;

  • для высшей группы должностей государственной гражданской службы:

    • действительный государственный советник 3 класса.

Первый классный чин присваивается федеральному государственному гражданскому служащему:

  • после успешного завершения испытания,

  • а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через 3 месяца после назначения федерального государственного гражданского служащего на должность государственной гражданской службы.

Классный чин в РФ — это степень соответствия умений, знаний и навыков человека требованиям, установленным для осуществления деятельности в сфере госслужбы.

Статья 11 Федерального закона № 79-ФЗ определяет пять групп должностей госслужбы, по которым присваиваются определенные чины.

Наименование группыНаименование звания
Высшая действительный государственный советник РФ 1 кл.
действительный госсоветник РФ 2 кл.
действительный госсоветник РФ 3 кл.
государственный советник РФ 1 кл.
государственный советник РФ 2 кл.
государственный советник РФ 3 кл.
Ведущая советник государственной службы РФ 1 кл.
советник 2 кл.
советник 3 кл.
Старшая референт государственной гражданской службы 1 класса
референт 2 кл.
референт 3 кл.
Младшая секретарь государственной службы РФ 1 кл.
секретарь 2 кл.
секретарь 3 кл.

Рассматриваемый чин референта служащему присваивает представитель нанимателя.

Алгоритм, в соответствии с которым происходит присвоение в субъекте РФ, определяет закон региона, а вот для федеральных служащих правила определены Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113.

Конкретному госслужащему чин референта присваивается в персональном порядке и бывает:

Если служащий ранее такового не имел, то он приобретет статус первого. При этом для любой группы должностей изначально присваивается 3 класс, например референт государственной гражданской службы 3 класса (надбавка по нему будет рассмотрена далее).

Впервые классные чины государственной гражданской службы были систематизированы Петром 1 в Табели о рангах. После революции 1917 г. они были упразднены. В 1943 г.

чины снова были введены, но только для сотрудников прокуратуры и следственных органов.

В действующей сегодня таблице классных чинов государственной гражданской службы каждый класс соответствует определенному воинскому (специальному) званию. Она утверждена Указом Главы государства в 2005 г.

Порядок присвоения классных чинов

В законодательстве закреплены следующие правила:

  1. Присвоение чинов государственной гражданской службы осуществляется исключительно в соответствии с замещаемым постом.
  2. Работники, сроки полномочий которых не ограничены, получают чин после прохождения квалификационного экзамена.
  3. Чины присваиваются персонально. При этом должна соблюдаться последовательность, учитываться профессиональный уровень и продолжительность госслужбы в предыдущем чине и замещаемом посту.

Классный чин государственной гражданской службы может быть очередным либо первым. Последний присваивают федеральному госслужащему после успешного прохождения испытания. Если оно не было предусмотрено в контракте, то получить чин лицо может только спустя 3 мес.

после назначения на пост. Очередную степень гражданин получает по истечении периода, определенного для прохождения службы в прежнем чине. При этом лицо должно замещать должность, для которой предусмотрен чин, равный либо выше того, который ему присваивается.

Государственные гражданские служащие Российской Федерации получают очередной чин последовательно по завершении установленного периода пребывания на предыдущей ступени. В качестве поощрительной меры допускается досрочное присвоение следующего класса.

При переводе либо поступлении гражданина с госслужбы одного типа на другой классный чин должен учитываться.

В случае увольнения или освобождения от должности полученный класс сохраняется. Основанием для лишения классного чина является только судебное решение.

При переводе лица с госслужбы одного вида на службу другого типа присвоенный ранее чин учитывается при получении класса по новому месту работы. Следует заметить, что он не переносится автоматически. В Указе Президента № 113 от 2005 г. определено следующее.

При поступлении на госслужбу лица, имеющего класс другого вида службы, 1 классный чин государственной гражданской службы он получает согласно замещаемой должности.

Если он оказывается ниже, чем имеющийся, то служащий может получить чин на ступень выше, но в рамках группы, к которой относится пост, который он будет замещать.

Должности гражданской службы подразделяются на (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 79-ФЗ):

  • руководителей — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  • помощников (советников) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  • специалистов — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  • обеспечивающих специалистов — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

В период пребывания на госслужбе служащему назначаются классные чины. Работникам, с которыми были оформлены служебные договоры на определённый период, классные чины назначаются по итогам успешной сдачи квалификационного испытания.

А тем сотрудникам, с которым оформлены служебные контракты на неопределенный период, классные чины назначаются на базе ходатайства об уровне познаний, навыков и умений этого служащего и о допустимости назначения ему классного чина, от его руководителя.

Классные чины дают понимание о дальнейших перспективах и позволяют человеку увереннее себя чувствовать в определенной должности. Такая ясность в карьерном росте положительным образом влияет на мотивацию.

Классный чин – это степень, класс, квалификация пригодности сотрудника для определённой деятельности на основе его познаний, навыков и умений.

Данное понятие используется не только в современном законодательстве. Система классных чинов была изложена в Табеле о рангах. В советское время она применялась в отношении прокурорско-следственных работников.

Сегодня карьера государственного служащего связана с предоставлением конкретному человеку таких возможностей, которые бы в полной мере отражали его реализацию в соответствии со способностями, стремлением и интересами государства.

Негативным образом на данный процесс воздействуют два момента – опережение и запоздание в карьерном росте.

Если человек «растет» в быстром темпе, который не соответствует его развитию в плане работы, то это приводит к низкой продуктивности и становится причиной формирования неадекватной самооценки.

Когда сотрудника современно не поощряют повышением, то его трудовая мотивация снижается.

Классные чины назначаются служащим индивидуально, с учетом принципа последовательности. Данный процесс сопровождается оценкой профессиональной степени сотрудника, длительности его деятельности.

Назначение классного чина может быть очередным или первичным (п.4 Указ Президента № 113). В первый раз он назначается служащему, который раньше не имел чины госслужбы.

При этом должны приниматься во внимание воинское или специальное звание, классный чин юстиции или прокурорского работника, которые были назначены данному сотруднику на предшествующем месте осуществления деятельности.

Очередной классный чин назначается служащему по прошествии периода, утвержденного для выполнения служебных обязанностей в действующем классном чине.

А также когда служащий занимает должность, для которой допустим классный чин, который равен или же он выше, чем тот, что назначается ему.

Мы уже упоминали о том, что при изменении места работы на службу иного рода будет приниматься во внимание прежнее звание, ранг или чин.

Это требуется при первоначальном назначении, например, классного чина. Обратите внимание, что законодатель не обязуется автоматически переносить бывшие заслуги служащего. Он лишь говорит о необходимости учитывать их.

Что соотнести ранги, чины и звания была разработана специальная таблица. С ее помощью можно провести соответствие между данными понятиями.

Таблица утверждена Указом Президента №113. Как ее применять? Например, служащего в воинском звании «лейтенант» направляют на гражданскую службу.

В такой ситуации его званию соответствует классный чин — советник 3 класса.Напоминаем о том, что первый чин будет утвержден после успешной сдачи испытания.

Если таковое не проводилось при вступлении на новую должность, то его организуют через 90 суток после принятия на гражданскую службу.

Референт госслужбы: когда присваивается чин и что полагается в 2020 году

В соответствии с ФЗ № 58 и № 25, классные чины государственной гражданской службы получают должностные лица федеральной, региональной и муниципальной гражданской госслужбы. Чины присваиваются также служащим правоохранительных структур.

Стоит сказать, что классификация госслужащих в РФ считается одной из самых сложных в административной теории и практике. Дело в том, что разделение служащих может осуществляться по самым разным критериям. Например, в зависимости от уровня госвласти работники могут быть федеральными или региональными госслужащими.

По ветвям власти классифицируют должностных лиц законодательных, исполнительных, судебных органов, прокуратуры и прочих высших госорганов. Однако наиболее значимой считается классификация служащих по чинам, специальным и воинским званиям. В настоящее время именно она наиболее полно регулируется нормативными актами.

Классные чины муниципальных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Муниципальным служащим присваиваются следующие классные чины[источник не указан 328 дней]:

  1. секретарь муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы младшей группы;
  2. референт муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы старшей группы;
  3. советник муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы ведущей группы;
  4. муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы главной группы;
  5. действительный муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей группы.

Отношения, связанные с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», но он не устанавливает конкретные классные чины. В Московской области классные чины регулируются Законом Московской области № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области»

  1. референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим младшие должности муниципальной службы;
  2. старший референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим старшие должности муниципальной службы;
  3. советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы;
  4. муниципальный советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 — муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы;
  5. действительный муниципальный советник Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы.

Указом Президента РФ от 31.12.1991 г. № 340 «О государственной налоговой службе Российской Федерации» для работников налоговых органов РФ устанавливались классные чины:

Классные чины работников налоговых органов ( 1991-2001 г.г.)

Главный государственный советник налоговой службы

Государственный советник налоговой службы I ранга

Государственный советник налоговой службы II ранга

Государственный советник налоговой службы III ранга

Советник налоговой службы I ранга

Советник налоговой службы II ранга

Советник налоговой службы III ранга

Инспектор налоговой службы I ранга

Инспектор налоговой службы II ранга

Инспектор налоговой службы III ранга

Отменены Указом Президента РФ от 19.07.2001 г. № 876 «Об утверждении Положения о классных чинах государственных служащих федеральной государственной службы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин».

Этим же Указом для федеральных государственных служащих МНС России устанавливались классные чины:

Классные чины работников налоговых органов ( 2001-2006 г.г.)
Высшие государственные
должности
Действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации I ранга

Действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

Действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

Главные государственные
должности
Государственный советник налоговой службы Российской Федерации I ранга

Государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

Государственный советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

Ведущие государственные
должности
Советник налоговой службы Российской Федерации I ранга

Советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

Старшие государственные
должности
Советник налоговой службы I ранга

Советник налоговой службы II ранга

Советник налоговой службы III ранга

Младшие государственные
должности
Референт налоговой службы I ранга

Референт налоговой службы II ранга

Референт налоговой службы III ранга

Отменены Указом Президента РФ от 09.06.2006 г. № 577 «О классных чинах федеральных государственных гражданских служащих Федеральной Налоговой Службы и ее территориальных органов».

При этом ранее присвоенные классные чины считаются соответствующими классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации согласно таблице соответствия:

Классные чины работников налоговых органов (2001-2006 г.г.) ->

Классные чины государственной гражданской службы (с 2005 г.)

Действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации I рангаДействительный государственный советник Российской Федерации 1 класса

Действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации II рангаДействительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

Действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации III рангаДействительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

Государственный советник налоговой службы Российской Федерации I рангаГосударственный советник Российской Федерации 1 класса

Государственный советник налоговой службы Российской Федерации II рангаГосударственный советник Российской Федерации 2 класса

Государственный советник налоговой службы Российской Федерации III рангаГосударственный советник Российской Федерации 3 класса

Советник налоговой службы Российской Федерации I рангаСоветник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

Советник налоговой службы Российской Федерации II рангаСоветник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Советник налоговой службы Российской Федерации III рангаСоветник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Советник налоговой службы I рангаРеферент государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

Советник налоговой службы II рангаРеферент государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Советник налоговой службы III рангаРеферент государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Референт налоговой службы I рангаСекретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

Референт налоговой службы II рангаСекретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Референт налоговой службы III рангаСекретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1 «Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР»> для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР были установлены следующие классные чины :

Классные чины органов юстиции (1991-2007 г.г.)
Государственный советник юстиции РСФСР (Российской Федерации)

Государственный советник юстиции 1 класса

Государственный советник юстиции 2 класса

Государственный советник юстиции 3 класса

Советник юстиции 1 класса

Советник юстиции 2 класса

Советник юстиции 3 класса

Юрист 1 класса

Юрист 2 класса

Юрист 3 класса

Действие данного приказа распространялось на:

  • Федеральных государственных служащих Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной регистрационной службы и их территориальных органов, органов исполнения наказаний, а также судебных приставов.
  • Оперативных работников аппаратов Конституционного Суда Рф, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, а также судов и арбитражных судов РФ (В соответствии с Постановлением Президиума ВС РСФСР от 18.11.1991 г. N 1897-1 «О единой системе оплаты труда работников правоохранительных органов в РСФСР»)
  • Оперативных работников аппарата военных судов, Военной коллегии Верховного Суда РФ (В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 17.02.1993 г. № 4502-1 «»О некоторых вопросах реализации положений Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в отношении судей военных судов, об их материальном обеспечении и мерах их социальной защиты»)
  • Федеральных государственных служащих аппарата Верховного Суда РФ, гражданский персонал аппарата Военной коллегии Верховного суда РФ и государственных служащих аппаратов других федеральных судов общей юрисдикции ( В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 08.01.1992 г. и Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.07.1999 г. «О применении Положения о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 года № 1506-1, в отношении государственных служащих федеральных судов Российской Федерации общей юрисдикции»)
  • Федеральных государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде РФ и управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах Российской Федерации (В соответствии с Приказом Верховного Суда РФ от 25.12.1998 г. № 356кд «О классном чине генерального директора судебного департамента при верховном суде российской федерации, классных чинах федеральных государственных служащих судебного департамента при верховном суде российской федерации и управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации» и Приказом Судебного Департамента при Верховном Суде РФ № 124 от 29.12.1998 г. «О классных чинах работников системы Судебного Департамента при Верховном суде Российской Федерации»)

Указом Президента РФ № 1371 от 15.10.1999 г. «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг» для дипломатических работников РФ устанавливались дипломатические ранги:

Дипломатические Ранги (1999 г.)
Чрезвычайный и полномоченный посол

Чрезвычайный и полномоченный посланник 1 класса

Чрезвычайный и полномоченный посланник 2 класса

Советник 1 класса

Советник 2 класса

Первый секретарь 1 класса

Первый секретарь 2 класса

Второй секретарь 1 класса

Второй секретарь 2 класса

Третий секретарь

Атташе


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *