Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная и уголовная ответственность в налоговой сфере». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Существует три вида ответственности за нарушение налогового законодательства, к которой могут привлечь компанию или ее сотрудника: административная, налоговая и уголовная.
- Административная ответственность предполагает обязательство для налогоплательщика погасить образовавшуюся недоимку. Никаких дополнительных санкций (в виде наказания рублем или лишения свободы) этот вид ответственности не предусматривает.
- Налоговая ответственность предполагает финансовые расходы, то есть наказание рублем в виде штрафа. Инспектор вправе потребовать у налогоплательщика погасить недоимку, начислить пеню, штрафы. Эти суммы налоговики взыщут с без судебного разбирательства.
- Уголовная ответственность предусмотрена за преступления тяжелые и финансово емкие. Виновного определяет суд, который может его заключить под арест и лишить свободы на довольно длительный срок, в зависимости от тяжести и масштаба преступления.
Компания, ее руководитель или другое должностное лицо могут быть одновременно привлечены сразу к нескольким видам ответственности. Например, организации могут быть назначены штрафные санкции, а сотрудников могут привлечь к уголовной ответственности.
Наказывают обычно директоров и тех, кто фактически руководит компанией. Реже под уголовное преследование попадают главные бухгалтеры и юристы. Наказанию юристу грозит в том случае, если есть неоспоримые доказательства, что именно он разработал схему налогового преступления.
Содержание:
Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Не подана декларация или в декларации указаны ложные сведения.
Для организации:
- За крупный размер недоимки от 15 до 45 млн. руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 300 тыс. руб., лишение свободы до 2 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.
- За особо крупный размер недоимки на сумму более 45 млн руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 500 тыс. руб., лишение свободы до 6 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.
Для ИП:
- За крупный размер недоимки от 2,7 млн руб. до 13,5 млн руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 300 тыс. руб., лишение свободы на срок до 1 года.
- За особо крупный размер недоимки на сумму более 13,5 млн руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 500 тыс. руб., лишение свободы на срок до 3 лет.
Юрлицо или ИП не исполнили обязанности налогового агента по перечислению налогов и взносов за других лиц.
- За крупный размер недоимки от 15 до 45 млн. руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 300 тыс. руб., лишение свободы до 2 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.
- За особо крупный размер недоимки на сумму более 45 млн руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 500 тыс. руб., лишение свободы до 6 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.
Юрлицо или ИП скрыли имущество, за счет которого нужно погасить налоговые долги.
- За крупный размер недоимки от 2,25 млн руб. до 9 млн. руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 500 тыс. руб., лишение свободы до 3 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.
- За особо крупный размер недоимки на сумму более 9 млн руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 2 млн. руб., лишение свободы до 7 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.
В конце июля 2020 года заместитель председателя Следственного комитета России (СКР) генерал-полковник Елена Леоненко сообщила в СМИ, что правоохранители инициировали разработку проекта статьи о налоговом мошенничестве. Предполагается, что в УК будет внесен новый состав преступления под названием «налоговое мошенничество». Законопроект разрабатывается СКР совместно с Генпрокуратурой, Федеральной налоговой службой, МВД.
Деталей новой статьи представитель СК не сообщила, лишь уточнила, что новая статья УК призвана устранить несовершенство законодательной базы. «К преступлениям в налоговой сфере традиционно относятся четыре статьи Уголовного кодекса: с 198 по 199.2, но на практике применяется и статья 159 — «Мошенничество». Статьи предусматривают разное наказание. По статье об уклонении от уплаты налогов УК предусматривает наказание до 6 лет лишения свободы, а по статье о мошенничестве — до 10. На практике бывают случаи, когда одни и те же действия могут квалифицироваться по-разному, и по статье 159, и по статье 119», — рассказала Елена Леоненко.
В итоге очевидно, что политика в отношении собираемости налогов ужесточается и нам остается ждать новую статью УК за налоговые преступления.
Как увидеть свой бизнес глазами налогового инспектора? Выявить слабые места и устранить их до проверки? Избежать нарушений налогового законодательства призван СБИС Оценка налоговых рисков. С его помощью вы сможете оценить эффективность выбранного режима налогообложения, сравнить вашу налоговую нагрузку со средней по рынку и многое другое. А СБИС Сверка проверит все платежи в госорганы и предупредит о расхождениях в данных.
СБИС Бухгалтерия и Учет позволяет вести полный цикл учета: от ввода первичных документов до закрытия периода и формирования отчетов. Причем, делать это можно как на стационарном рабочем месте, так и удаленно.
О том, как с помощью сервисов СБИС не оказаться под пристальным вниманием налоговой и как проверить баланс платежей с государственными органами, вам готовы рассказать наши специалисты.
Под налоговой ответственностью принято понимать меры воздействия государственных органов за совершение налоговых правонарушений. Выявить налоговое правонарушение могут налоговые органы, Центробанк России, Росфинмониторинг, правоохранительные органы (ОБЭП, Отдел по борьбе с налоговыми преступлениями, Следственный комитет РФ) и другие.
Ответственность за неуплату или неполную уплаты сумм налогов и другие налоговые правонарушения в зависимости от вида и тяжести совершенного правонарушения предусмотрена:
- Налоговым Кодексом РФ (НК РФ);
- Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ)
- Уголовным Кодексом РФ (УК РФ).
Налоговая ответственность – налогоплательщикам (организациям)
Самым распространенным налоговым нарушением является неуплата или неполная уплата сумм налогов, за что предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ).
Именно к этой ответственности в 90% случаев привлекаются компании (налогоплательщики) налоговым органом по итогам камеральных и выездных налоговых проверок. И здесь не имеет значения — было ли правонарушение совершено умышленно или по неосторожности.
Административная ответственность – должностным лицам
Налоговая административная ответственность в виде штрафов за правонарушения в области налогов и сборов предусмотрена главой 15 КоАП РФ, и применяется к должностным лицам налогоплательщика – генеральному директору, главному бухгалтеру, как правило, одновременно с ответственностью по Налоговому Кодексу РФ.
Административная и уголовная ответственность в налоговой сфере
Уголовная ответственность за неуплату налогов установлена ст. 199 УК РФ и наступает за существенные для государства суммы недоимки по налогам. Крупным признается такой размер неуплаты, когда сумма неуплаченных налогов на протяжении трех лет подряд превышает два миллиона рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая шесть миллионов рублей.
При этом в настоящее время возбудить уголовное дело и привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов возможно только после получения материалов, которые направлены налоговыми органами в соответствии с налоговым законодательством для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В ряде случаев, умышленные действия по уклонению от уплаты налогов могут быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».
Данная статья предусматривает ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием и часто используется правоохранительными органами при расследовании дел, например, о незаконном (схемном) возмещении НДС.
Специфика данной статьи заключается в том, что она не требует каких-либо сообщений от налоговых органов, а проверка может начаться на основании рапорта сотрудника правоохранительных органов.
Однако, даже в этом случае, привлечение к ответственности за неуплату налогов не происходит моментально.
Правоохранительные органы должны пройти процедуру доследственной проверки, по ее итогам возбудить уголовное дело, передать материалы в суд и только затем суд может привлечь к уголовной ответственности.
Уголовная ответственность наступает в виде существенных штрафов либо лишения свободы.
Круг лиц, которые потенциально могут нести уголовную ответственность достаточно широкий
- должностное лицо — руководитель организации (генерального директора)
- главный бухгалтер;
- бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов;
- иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на подписание отчетной документации;
- лица, содействующие неуплате налогов (финансовый директор).
Порядок расчет недоимки по налогам для привлечения к ответственности
Каким образом будет рассчитана недоимка в ходе налоговой проверки – наглядно продемонстрируем на условном примере.
Предположим, было перечислено 10 000 000 рублей (в том числе НДС) на расчетный счет организации, которую налоговые органы в ходе налоговой проверки посчитали недобросовестным контрагентом («однодневкой»).
Для компаний на общей системе налогообложения (с НДС), размер доначислений составит:
- НДС в размере 1 525 424 рубля (из расчета 10 000 000 /118 * 18)
- Налог на прибыль в сумме 1 694 916 (из расчета (10 000 000 – 1 525 424 (НДС))* 20%
- Штрафные санкции в размере 644 068 (Из расчета 1 525 424 + 1 694 916)
- Пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, или около 10% от суммы доначисленных налогов за год.
Итого размер неуплаченных налогов (недоимки): 3 220 340 рублей = 1 525 424 + 1 694 916
Учитывая итоговую сумму недоимки по налогам в размере 3 220 340 рублей. Таким образом, на рассмотренном примере действия должностных лиц компании (руководителя, главного бухгалтера) формально подпадают под признаки состава налогового преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Порядок привлечения к налоговой, административной и уголовной ответственности
Процедура привлечения лица к ответственности за неуплату налогов достаточно формализована, и носит строго регламентированный характер.
Так, до момента обжалования в суд результатов налоговой проверки, налоговые органы должны рассмотреть возражения налогоплательщика, вынести на их основании обоснованное решение, которое должно вступить в законную силу.
До вступления решения по итогам налоговой проверки в силу, налоговая инспекция не может направить материалы проверки в следственный орган, а также принять комплекс мер по принудительному взысканию налогов и сборов.
Таким образом, даже после получения первых результатов налоговой проверки, у налогоплательщика имеется возможность качественно подготовиться к предстоящим спорам с налоговым органом, представить обстоятельную позицию в следственный орган, проводящему проверку по материалам налоговой инспекции, а также предпринять комплекс мер по недопущению блокирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Обратитесь за квалифицированной помощью к налоговому адвокату. Чем раньше будут привлечены к процессу профессиональные налоговые юристы и опытные в таких вопросах адвокаты, тем эффективнее будет помощь: налоговая ответственность может быть снижена, либо вовсе Вас освободят от налоговой или уголовной ответственности.
Не пытайтесь решить данный вопрос самостоятельно. Зачастую, излишняя самоуверенность либо непродуманные действия могут лишь усугубить ситуацию. Обратитесь к нам, и мы бесплатно проведем анализ сложившейся ситуации, и предложим оптимальные и самые эффективные способы защиты Ваших интересов от претензий налоговых и следственных органов. С нами Вы сможете почувствовать себя уверенно!
Защита прав и интересов наших клиентов осуществляется налоговыми адвокатами и юристами по налоговому праву. Налоговые юристы и адвокаты ААБ «Абрамов, Рульков и партнеры» имеют долгий опыт работы в контролирующих и правоохранительных органах на руководящих позициях, и обладают соответствующими правовыми статусами (адвокатское удостоверение), что позволяет обеспечить наиболее эффективную и надежную защиту Ваших интересов во всех государственных органах.
В нашей компании ведущим специалистом по вопросам защиты прав налогоплательщиков (их должностных лиц), связанным с налоговыми правонарушениями и преступлениями, является Черненко Роман Васильевич.
Черненко Р. В. получил большой опыт работы в данной сфере, начав курировать еще деятельность налоговой полиции, затем службы по экономическим и налоговым преступлениям.
После многолетней работы в правоохранительных органах Черненко Р. В. успешно работает в Арбитражном адвокатском Бюро «Абрамов, Рульков и партнеры» в качестве адвоката, профессионально защищая права и законные интересы руководителей компаний на стадии доследственных проверок, в предварительном следствии, а также в судах разных инстанций при уголовном преследовании за уклонение от уплаты налогов.
Информация об адвокатском удостоверении Черненко Р.В.: Удостоверение № 10703, выдано Главным управлением Министерства Юстиции РФ по г. Москве. Дата выдачи 05.04.2010 г.
Его знания и опыт работы в правоохранительных органах обеспечивают наиболее эффективную защиту прав налогоплательщиков и надежное их представительство на всех стадиях уголовного преследования, зачастую делая невозможным направление дела в суд и привлечение к уголовной ответственности.
Налоговая ответственность и ответственность за неуплату налогов полностью «лежит на плечах» налогоплательщиков, но доверяя нам Вы можете не переживать за безопасное исполнение налогового законодательства.
Согласно ст. 107 НК РФ, ответственности за неуплату налогов подлежат юридические лица и обычные граждане в возрасте 16 лет.
Обратите внимание!
Привлечение организации к налоговой ответственности не исключает возможности наложения на руководителя административных или уголовных санкций.
За неуплату налогов также можно попасть под статьи УК РФ:
- ст. 198 – уклонение физического лица;
- ст. 199 – уклонение юридического лица;
- ст. 199.1 – неперечисление удержаний в доход государства налоговым агентом.
К этому виду ответственности можно привлечь лицо в возрасте от 16 лет, не имеющее психических отклонений.
Субъектом преступления может стать любой дееспособный гражданин в возрасте от 16 лет.
Чтобы инициировать уголовное расследование, ИФНС обязана направить сведения о неуплате в следственные органы в течение 10 суток со дня выявления нарушения. После проведения проверки правоохранители выносят постановление о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении.
К физическим лицам применяются следующие виды наказания за неуплату налогов:
- пеня в размере 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки (минимум 1 тыс. руб.);
- штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в сумме заработной платы виновного за период 1-2 года;
- арест длительностью от 4 до 6 месяцев;
- принудительные работы от 1 до 3 лет;
- ограничение свободы на период до 3 лет.
Сам факт отсутствия платежа в бюджет – не повод для привлечения к ответственности. Но если неплательщик будет игнорировать требования ФНС, а сумма неуплаты будет расти, судебных разбирательств не избежать.
Максимальная ответственность ждет нарушителя с умышленной суммой недоимки в особо крупном размере (более 9 млн руб.).
Мера наказания за неуплату налогов зависит от тяжести проступка.
В отношении юридического лица будут применены санкции, если оно уклоняется от уплаты налогов прямо (вообще не платит) или косвенно (к примеру, занижая реальную прибыль).
Чтобы определить, кто из сотрудников повинен в неперечислении налоговых выплат, необходимо изучить внутреннюю документацию фирмы: должностные инструкции и трудовые соглашения.
Если основной работник, деятельность которого связана с уплатой налогов, ушел в отпуск, а его обязанности временно исполняет другое лицо, именно оно будет привлечено к ответственности. Если учредитель содействовал сокрытию прибыли – накажут и его.
Предусмотрены следующие виды ответственности:
- пени;
- штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработка должностного лица сроком от 1 до 3 лет;
- принудительные работы длительностью до 5 лет;
- запрет на работу в определенной должности сроком до 3 лет;
- арест;
- ограничение свободы на период до 6 лет.
Самое тяжкое наказание последует в случае, если группа сотрудников намеренно уклоняется от внесения платежей или проводит в сговоре мошеннические операции, повлекшие необоснованное уменьшение налоговой базы для фирмы.
За групповое преступление по неуплате налогов наказание будет жестче.
Для физических лиц это не что иное, как подоходный налог (НДФЛ). Это основной вид налога, который обязаны платить граждане со всех доходов, полученных за год.
Ставка подоходного налога составляет от 9% до 35%.
Согласно ст.217 НК РФ, НДФЛ облагаются следующие виды доходов:
- от продажи имущества, находившегося в собственности менее определенного срока;
- от сдачи имущества в наем;
- доходы, полученные за пределами РФ;
- разного роды выигрыши (например, лотерея);
- другие виды доходов.
Если вы официально трудоустроены, подоходный налог платит за вас работодатель. Во всех остальных случаях (продажа автомобиля, недвижимости, сдача квартиры в аренду) бремя уплаты НДФЛ ложится на ваши плечи.
В срок до 1 апреля следующего за отчетным года, необходимо заполнить и передать в отделение ИФНС по месту жительства декларацию о доходах и до 1 декабря оплатить начисленную сумму.
Если вы не желаете делиться с государством, готовьтесь к неприятным последствиям со стороны контролирующих госорганов. За неподачу декларацию о доходе полагается штраф в размере 5% от суммы налога. Если просрочка составляет больше 180 дней, штраф увеличится до 30%, а со 181 дня будет рассчитываться уже как 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки.
Следует помнить, что сведения о том, что вы продали квартиру, земельный участок, машину поступают в налоговую инспекцию от органов, которые участвовали в оформлении сделки (нотариус, Росреестр, ГИБДД).
Не пытайтесь обмануть налоговую – все сделки фиксируются и передаются налоговикам.
За неуплату НДФЛ в срок начисляется пеня в размере 1/300 ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки. Кроме этого, налоговая начнет выяснять, умышленно или нет вы уклоняетесь от выплат:
- если это случилось неумышленно (например, вы ошиблись в расчетах), штраф составит 20% от суммы долга. Его можно и вовсе избежать в случае самостоятельного обнаружения ошибки. Для этого требуется сначала доплатить налог, а потом сдать уточняющую декларацию;
- если вы нарушили закон умышленно, заплатить 40% от начисленного налога.
Организации, ИП и простые граждане обязаны платить налоги в установленные законом сроки. Если вы нарушили это правило, вас накажут. В зависимости от тяжести проступка и юридического статуса неплательщика, его могут привлечь к административной, налоговой или уголовной ответственности.
Не следует хитрить и пытаться обмануть государство – афера все равно раскроется, а вас ждет внушительный штраф или тюремный срок.
Грищенко А. В.
к.э.н., аттестованный аудитор МинФина России
В статье будут рассмотрены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Отдельно остановимся на санкциях, которые предусмотрены Налоговым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, с 1 января 2010 года внесены изменения и в Уголовный кодекс – основные изменения коснулись статей, регламентирующих ответственность за неуплату налогов в крупном и особо крупном размере.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Кроме ответственности, установленной в НК РФ, за совершение определенных видов правонарушений в сфере налогов и сборов предусмотрена административная и уголовная ответственность. Налоговым законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за совершение налогового правонарушения, причем физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16 лет.
Главой 16 НК РФ установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Наиболее часто встречающиеся на практике налоговые правонарушения можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1
Налоговая ответственность
- Оплата членских взносов
- Электронное тестирование
- Дистанционное повышение квалификации
- Порядок прохождения
- Заявка на участие
- Договор-оферта
- Квитанция на оплату
- Электронное тестирование
- Трудоустройство
- Поиск резюме
- Поиск вакансий
- Обзоры законодательства
- Вопросы и ответы
- Личный кабинет
- О национальной системе профессиональных квалификаций
- Профессиональный экзамен оценки квалификации по профстандарту «Бухгалтер»
- Расписание и стоимость экзаменов
- Примеры оценочных средств
- Аттестат UCPA
- Диплом ДипИФР
- Диплом ICFM
- Сертификат ICAEW CFAB
Налоговые нарушения и преступления в 2020 году
- Обучающие центры
- Партнеры по проведению семинаров
- Ближайшие семинары
- Членство физических лиц
- Членство юридических лиц
- Оплата членских взносов
- Налоговое планирование
- Аудит налогов
- Организация налогового учета
- Учетная политика
- Возврат налогов
- Налоговая нагрузка
- Налоговые льготы
- Налоговая ответственность
- Налоговые споры
- Налоговые проверки
- Оффшоры
- Оптимизация налогов
- Налоговая отчетность
- Налог на прибыль
- НДС
- Страховые взносы
- Налог на имущество
- НДФЛ
- Транспортный налог
- Земельный налог
- УСН
- ЕНВД
- ЕСХН
- Регистры налогового учета
Ответственность за неуплату налогов
Юридических и иных, приравненных к ним, лиц, являющихся субъектами административной ответственности, представляется возможным разделить на две группы: общие и специальные. Общими субъектами могут быть все юридические лица, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обладают правосубъектностью. Специальные субъекты, как правило, имеют специфические признаки, которые содержатся в нормативном правовом акте, устанавливающем ответственность.
Помимо юридических лиц, субъектами административной ответственности могут быть и иные лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Например, филиалы юридических лиц (не являющиеся юридическими лицами) могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства Российской Федерации.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Как установлено ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как уже отмечалось выше, налоговые санкции, установленные НК РФ, взыскиваются в судебном порядке как с юридических лиц, так и с физических лиц — предпринимателей, обладающих этим статусом. Штрафы за нарушения в области налогов с должностных лиц, установленные КоАП РФ, уплачиваются добровольно, в случаях отказа либо невозможности добровольной уплаты штрафа — в порядке исполнительного производства. С такой позицией трудно согласиться. Сдается юридическая техника: в одних случаях, если к ответственности привлекаются налогоплательщики налоговыми органами, взыскание штрафа производится в судебном порядке, в другом случае, если к ответственности привлекают должностных лиц организаций, также являющихся правонарушителями, взыскание штрафа производится в соответствии с нормами КоАП РФ, т.е. в ином порядке.
Порядок привлечения должностных лиц за нарушение в области налогов установлен КоАП РФ. Так, из анализа гл. 28 КоАП РФ следует, что, для того чтобы привлечь должностное лицо за совершение налогового правонарушения, должностному лицу налогового органа необходимо возбудить дело об административном правонарушении путем составления протокола по собственной инициативе, по сообщению правоохранительных и иных государственных органов местного самоуправления, заявления физических лиц, проведя при необходимости административное расследование с вынесением соответствующего определения. Далее, заявление о привлечении должностного лица к ответственности, протокол и материалы административного правонарушения направляются должностными лицами налоговых органов в суды (арбитражные и общей юрисдикции) для рассмотрения дела об административном правонарушении. Суд в 15-дневный срок со дня получения материалов при соблюдении всех процессуальных норм, предусмотренных гл. 29 КоАП РФ, выносит постановление о назначении административного взыскания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Процессуальные нормы по рассмотрению дел об административных правонарушениях детально проработаны законодателем в КоАП РФ. Однако при рассмотрении дел об административных правонарушениях суды также руководствуются и нормами АПК РФ.
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ) предусматривает свой, отличный порядок рассмотрения дел. Таким образом, приходят в противоречие друг другу нормы процессов административного, арбитражного и гражданского. И перед судами поставлена сложная задача — применять все нормы одновременно, не допуская нарушений.
В случае обжалования решений суда о взыскании налоговых санкций по НК РФ действует правило Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (АПК РФ) и ГПК РФ, а обжалуемый судебный акт носит название «решение», в случае обжалования постановлений о наложении штрафов на должностных лиц за нарушение законодательства в области налогов действует правило гл. 3 КоАП РФ.
Принятие нового КоАП РФ является только ступенькой развития административного права. Разрешение актуальной проблемы — создание Административно-процессуального кодекса — необходимо.
Нельзя не отметить, что гл. 25 АПК РФ посвящена рассмотрению дел об административных правонарушениях. В ранее действующем АПК РФ указанное процессуальное действие как самостоятельный институт отсутствовало. Порядок привлечения лиц к ответственности за нарушение в области налогов, по мнению автора, слишком сложен, расположен как в НК РФ, так и в КоАП РФ, различен для юридических лиц и предпринимателей, физических лиц — плательщиков налогов, должностных лиц организаций, допустивших налоговое правонарушение. Так, согласно НК РФ правонарушения выявляются в результате проведения налоговых выездных, камеральных проверок. По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме. Необходимые реквизиты акта налоговой проверки установлены ст. 100 НК РФ. По результатам камеральных проверок в случае обнаружения налогового правонарушения налоговый орган сообщает налогоплательщику об этом с требованием внести соответствующие изменения в декларацию в установленный срок либо оплатить суммы доплат по налогам и пени.
Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.
Среди видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК, следует, прежде всего, назвать:
- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 Налогового кодекса);
- уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 Налогового кодекса);
- непредставление налоговой декларации (ст. 119 Налогового кодекса);
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 Налогового кодекса);
- неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 Налогового кодекса);
- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 Налогового кодекса);
- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 Налогового кодекса);
- неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 Налогового кодекса);
- нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 Налогового кодекса);
- неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пеней (ст. 135 Налогового кодекса);
- непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка (ст. 135.1 Налогового кодекса).
Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки.
Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:
- никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК;
- никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога, сбора и пени.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.
Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция.
Формы налоговых санкций. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями НК за совершение конкретного вида налогового правонарушения.
Особенности применения мер ответственности в зависимости от наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств совершения налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.
При наличии отягчающего вину обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 % по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.
Порядок взыскания налоговой санкции. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.
Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:
- в арбитражный суд (при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя);
- суд общей юрисдикции (при взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Формы вины при совершении административного правонарушения. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Состав лиц, подлежащих административной ответственности. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых НК или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Для целей КоАП должностное лицо – это:
- лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;
- лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Состав административных правонарушений в области налогов и сборов и ответственность за их совершение указаны в гл. 15 КоАП (ст. 15.3-15.7 и ст. 15.11). За совершение административных правонарушений в сфере налогообложения в настоящее время применяются меры административной ответственности в форме административного штрафа.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Административная и уголовная ответственность за налоговые правонарушения
Особенности совершения отдельных противоправных деяний в налоговой сфере, размеры и характер нанесенного посредством их ущерба обусловили необходимость отнесения их к группе наиболее опасных противоправных посягательств – преступлений. В отношении указанной категории деяний был введен специальный термин «налоговое преступление».
Налоговое преступление – это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикционной принадлежности которой оно отнесено.
В уголовном законодательстве России в настоящее время криминализовано три вида налоговых преступлений:
- уклонение от уплаты налоговых платежей (ст. 194, 198 и 199 УК);
- нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1 УК);
- воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей (ст. 199.2 УК).
Состав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Уголовной ответственности за совершение налогового преступления подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Если несовершеннолетний достиг предусмотренного возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии:
- невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства;
- временного психического расстройства;
- слабоумия;
- иного болезненного состояния психики.
Формы вины при совершении налогового преступления. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.
Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.
Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение данных последствий.
Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.
Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.
Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам:
- в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости;
- в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием);
- лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.
Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.
За неуплату положенных взносов может быть назначена налоговая, административная, уголовная ответственность.
Последствия наступают, если гражданин нарушил установленные соответствующим кодексом нормы.
Допускается только наложение штрафов, которые назначаются и рассчитываются государственным органом в соответствии с характером совершенного проступка (ст. 122 НК).
Минимальная сумма штрафа — 20% от величины невыплаченных взносов.
Назначенные к выплате суммы могут быть снижены или увеличены при наличии соответствующих оснований.
Так, обстоятельствами, позволяющими снизить размер штрафа, признаются тяжелые жизненные ситуации (болезнь виновного лица или его близких родственников, смерть близкого человека), совершение противоправных поступков под воздействием угроз и насилия, принудительное выполнение распоряжений вышестоящего руководства зависимым сотрудником и т.д.
Совет
Увеличение штрафа допускается, если виновное лицо или организация совершила проступок повторно. В этом случае подлежащая выплате сумма умножается на два.
Решение об изменении размера штрафных санкций в ту и в другую сторону принимает судебный орган, в который подается соответствующий иск заинтересованной стороной.
Административная ответственность наступает за деяния, которые не наносят существенного вреда обществу.
Если совершенное незначительное налоговое правонарушение не является преступлением, наказание назначается в соответствии со статьей КоАП.
Минимальный размер штрафа (ст. 15.6 КоАП), налагаемого на граждан — 100 тысяч рублей, на должностных лиц — 300 тысяч рублей.
Правоохранительные органы не обладают полномочиями для самостоятельного возбуждения уголовных дел против граждан, организаций, нарушивших налоговое законодательство.
Уголовное дело может быть возбуждено только на основании запроса налогового органа, который в результате проверки выявил нарушения определенного характера.
Инспекция может направить в следственные органы имеющуюся информацию только при наличии следующих оснований:
- невыплаченные долги достигают крупных, особо крупных размеров, указанных выше;
- решение о привлечении к налоговой ответственности принято, вступило в силу;
- виновное лицо получило уведомление необходимости погашения долга и назначенных штрафов;
- прошло 2 месяца после окончания срока, указанного в уведомлении.
Назначение меры пресечения виновным лицам происходит на основании соответствующих статей Уголовного кодекса (ст. 198, ст. 199).
Наказание может варьироваться от штрафа в 100 тысяч до 6 лет лишения свободы. Отягчающими обстоятельствами является совершение деяния группой лиц, в особом размере.
Важно учитывать, что с точки зрения уголовного законодательства наказанию за неуплату подлежат граждане и организации, которые намеренно не предоставили декларацию или указали в документе ложные сведения.
Если же указанные в декларации показатели соответствуют действительности и нарушение состоит только в дальнейшей их неуплате, то факт уклонения не присутствует.
Таким образом, невыплата положенных взносов в бюджет государства влечет за собой наступление последствий.
Уровень наказания, грозящего нарушителю, напрямую зависит от величины долга.
Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов? Узнайте из видео:
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Это быстро и !
В российском законодательстве под термином «налоговое правонарушение» понимается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, ответственность за которое предусмотрена Налоговым Кодексом Российской Федерации. Именно это определение можно найти в тексте ст. 106 НК РФ.
О каких именно деяниях говорится в этой статье? Полный перечень налоговых правонарушений указан в Главе 16 НК РФ. В нашем материале мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся нарушения налогового законодательства:
Что грозит за неуплату налогов?
Влечет за собой взыскание штрафа в размере от 10 до 40 тыс. руб. (ст. 116 НК РФ)
Непредставление налоговой декларации
Влечет взыскание штрафа в размере не менее 1 тыс. руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления налоговой декларации (ст. 119 НК РФ)
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
Влечет взыскание штрафа в размере от 10 до 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ)
Влечет взыскание штрафа в размере от 20 до 40 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ)
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и/или перечислению налогов
Влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и/или перечислению (ст. 123 НК РФ)
Несоблюдение порядка владения, пользования и/или распоряжения имуществом, на которое наложен арест
Влечет взыскание штрафа в размере 30 тыс. руб. (ст. 125 НК РФ)
Влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ)
Ответственность за совершение налоговых правонарушений в 2019 году: общие положения
Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений прописаны в Главе 15 НК РФ. Отметим основные моменты:
- Налоговая ответственность представляет собой разновидность финансово-правовой ответственности;
- Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут как организации, так и физические лица старше 16 лет;
- Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке;
- При этом никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
- Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение налогового законодательства является решение налогового органа о привлечении к ответственности.
Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена статьями 15.3–15.6, 15.11 КоАП РФ.
Субъектами административной ответственности являются должностные лица организации в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом организации понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники (ст. 2.4 КоАП РФ). Административная ответственность, установленная ст. 15.3–15.9, 15.11 КоАП РФ, не применяется к индивидуальным предпринимателям (примечание к ст. 15.3 КоАП РФ). Это объясняется тем, что лицо не может быть привлечено к ответственности дважды за одно и то же правонарушение. Поскольку составы правонарушений схожи с установленными НК РФ, предприниматель может быть привлечен только по НК РФ. Что касается организаций, то сами организации, как указано выше, могут быть привлечены за нарушение законодательства о налогах и сборах по НК РФ, а их должностные лица – по КоАП РФ.
Судебная практика
Для целей административного законодательства под должностным лицом понимается не только генеральный директор организации или главный бухгалтер. Это может быть и другой сотрудник, если обязанность по представлению налоговой отчетности возложена на него должностной инструкцией, приказом, распоряжением, иным локальным нормативным актом – иными словами, лицо, в чьи должностные обязанности входит осуществление данной функции (ст. 2.4 КоАП РФ). На это обстоятельство обращают внимание и суды, исследуя вопрос о законности привлечения к административной ответственности руководителя организации-налогоплательщика. Примером тому является в том числе постановление Московского городского суда от 13.03.2009 № 4а452/09.
Кроме того, КоАП РФ не относит к субъектам данного правонарушения индивидуальных предпринимателей (граждан).
Анализируя вопрос о правоприменении ст. 15.5 КоАП РФ, нельзя не остановиться на следующей типичной ошибке, встречающейся при рассмотрении дел данной категории. Иногда правонарушение, состоящее в пропуске срока представления налоговой декларации, квалифицируется в целях привлечения к административной ответственности как предусмотренное ст. 15.6 КоАП РФ. Однако такая квалификация неправомерна, поскольку анализируемая норма является, по сути, специальной по отношению к норме ст. 15.6 КоАП РФ, устанавливающей ответственность в целом за «непредставление в установленный … срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде». С необходимостью разграничения данных составов соглашается и судебная практика, что следует, например, из Обзора практики рассмотрения мировыми и федеральными судьями Пермского края дел об административных правонарушениях за 2008 г., утв. на заседании Президиума Пермского краевого суда 27.02.2009. Аналогичные выводы нашли отражение и в п. 2 раздела II Бюллетеня судебной практики Свердловского областного суда по делам об административных правонарушениях, утв. постановлением Президиума Свердловского областного суда от 28.10.2009.
- Свежие
- Посещаемые
Ответственность за совершение налоговых правонарушений
В соответствии со статьей 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов ИП несет ответственность в виде штрафа (10 000 рублей в первый раз; 30 000 рублей во второй; 20% от суммы налога, подлежащего уплате в государственный бюджет, при занижении налоговой базы, но не менее 40 000 рублей). Под грубым нарушением правил учета следует понимать полное отсутствие документов первичного учета (акты выполненных работ, товарно-транспортные и транспортные накладные, ордера, счет-фактуры и т.д.), ненадлежащее ведение налогового бухгалтерского учета, искажение данных в указанных учетах и т.д.
Обратите внимание — физические лица также несут ответственность за неуплату налогов. В случае неуплаты налогов на сумму свыше 3 тысяч рублей и сроком просрочки свыше 6 месяцев, налоговая служба вправе обратиться в суд с требованием принудительного изъятия долга. Ответственность за неуплату налогов физическим лицом предусмотрена статьей 198 УК РФ
По ст.122 НК РФ ответственность наступает за полную или частичную неуплату налогов и сборов в результате занижения налоговой базы, неправильное исчисление и другие нарушения. Санкция предполагает уплату штрафа в 20% от суммы недоплаты либо же 40% в случае, когда установлено, что действия совершены умышленно.
Ст.123 НК грозит такой ответственностью ИП за неуплату налогов на доходы физлиц в отношении своих работников, как денежный штраф в размере 20% от суммы недоплаты.
Неуплата налогов и сборов юридическим лицом и ИП в крупном и особо крупном размерах влечет привлечение к уголовной ответственности в соответствии с уголовным законодательством страны. Так, ст.198 УК предусматривает ответственность за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов, пошлин в крупном и особо крупном размерах. Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа от 100 000 до 500 000 рублей, исправительные работы, арест, принудительные работы, лишение свободы до 3 лет. Размер зависит от тяжести совершенного преступления, возмещаемости ущерба, признания вины и других факторов.
Предприниматель может быть освобожден от уголовной ответственности в случае совершения преступления впервые либо при полном погашении суммы долга по налоговым обязательствам.
ИП Иванов И.И. является субъектом общей системы налогообложения. В своей деятельности он обязан был произвести отчисление НДФЛ до 15 июля, но не сделал этого, допустив просрочку. Оплата была произведена только 15 ноября.
Итак, сумма налоговых отчислений на 15 июля составила 22 500 рублей. Количество дней просрочки – 122. Ставка рефинансирования за это время изменялась: до 18.09 – 10,5% , а после указанной даты – 10%. Посчитаем пени, которая «набежала» за указанное время в качестве штрафных санкций за несвоевременное внесение платежа:
22 500 * 1 / 300 * 65 (дней по ставке в 10,5%) * 10,5 % = 435 рублей;
22 500 * 1 / 300 * 57 (дней по ставке 10%) * 10% = 427,5 рублей;
435 + 427,5 = 862,5 рубля – общий размер пени, подлежащей уплате за просрочку платежа.
Статья в тему Если вас вызвали на допрос в налоговую инспекцию — держитесь спокойно и уверенно. Помните, что у каждого гражданина есть право не отвечать на вопросы, если имеется вероятность того, что они будут свидетельствовать против вас. О том, как вести себя на допросе, мы расскажем в отдельной статье
Субъект хозяйствования – юридическое лицо, которое имеет в своей собственности определенное имущество, недвижимость, баланс, устав и т.д.
Предприятия и организации, функционирующие на территории Российской Федерации, могут облагаться следующими видами налогов и сборов:
- налог на прибыль. Объектом налогообложения в данном случае выступает весь объем прибыли, полученный предприятием. Из общей суммы дохода вычитаются денежные средства, отнесенные к расходам. Налоговый период – календарный год с ежеквартальным отчетом с нарастающим эффектом;
- налог на имущество – сумма налоговых отчислений напрямую зависит от объема имущества, имеющегося в собственности предприятия (числящегося на балансе). Денежные средства, хранящиеся на банковских счетах, в данный вид налогообложения не учитываются. Отсюда же исключается и имущество, в установленном порядке освобожденное от обложения налогами. Сумма платежа по данному налогу исчисляется по формуле, где остаточная стоимость каждого предмета имущества, установленная в указанном отчетном периоде, суммируется, а конечный результат сложения делится на общее количество объектов;
- НДС – довольно многоступенчатый налог, который обязателен к уплате предприятиями и организациями, имеющими собственное производство или занимающимися реализацией товара;
- налог на действия с ценными бумагами – уплачивается только в случае наличия ценных бумаг. Сумма налога составляет номинальную стоимость каждой выпущенной ценной бумаги.
- К вопросу о соотношении налоговой, административной и уголовной ответственности за нарушения налогового законодательства 2010 / Лермонтов Ю. М.
- Налоговый и бухгалтерский учет хозяйственных операций в садовом некоммерческом товариществе 2013 / Царева А. А., Мельникова Е. Е.
- административная ответственность за налоговые правонарушения 2018 / Д. Д. Сайдулаев, И. Х. Агаева
- Правовые последствия непредставления налоговой декларации 2010 / Лермонтов Ю. М.
- Штрафы, накладываемые на налогоплательщика за непредставление налоговой декларации 2010 / Лермонтов Ю. М.
- Штрафы, накладываемые на налогоплательщика за непредставление налоговой декларации 2010 / Лермонтов Ю. М.
- Приостановление операций по счетам в банках. Изменения в законодательстве 2010 / Виговский Е. В.
- Денежные взыскания: проблемы правовой идентификации 2013 / Кучеров Илья Ильич
- Консультации экспертов 2003 /
- О допустимых конституционных параметрах применения публично-правовой ответственности после отмены устанавливающего ее закона (на примере ответственности за непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам) 2019 / Князев Сергей Дмитриевич
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ НАЛОГОВОЙ, АДМИНИСТРАТИВНОЙ И УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России
аэвольно часто возникают спорные ситуации, связанные с применением к лицу, которое нарушило законодательство о налогах и сбо-личныхвидов ответственности. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате конкретных видов налогов и сборов, а также по представлению налоговой отчетности устанавливается Налоговым кодексом РФ (НК РФ).
За неисполнение соответствующей обязанности виновное лицо несет ответственность. Этот общеправовой принцип применяется и в налоговых правоотношениях.
Налогоплательщик, который ненадлежащим образом исполнял обязанности, закрепленные НК РФ, может быть привлечен к трем видам ответственности:
— налоговой;
— административной;
— уголовной.
Виды, основания и переделы налоговой ответственности закрепляются НК РФ.
Следует помнить, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ (п. 1 ст. 108 НКРФ).
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ устанавливает ответственность.
Для признания нарушения нормы, закрепленной в акте законодательства о налогах и сборах, налоговым правонарушением необходимо, чтобы в нем присутствовали следующие признаки:
• нарушение норм, закрепленных актами законодательства о налогах и сборах, в чем выражается противоправный характер нарушения;
• виновность деяния;
• налоговое правонарушение является основанием реализации юридической ответственности в сфере налогообложения. Теоретически налоговое правонарушение
является разновидностью административных нарушений. Такой вывод можно сделать исходя из того, что налоговые правоотношения в том виде, в котором они рассматриваются НК РФ, входят в число административных.
Например, ст. 116 НК РФ установлена ответственность за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе, аналогичный вид нарушения содержится в ст. 15.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).
Соотношение налоговой и иной ответственности урегулировано в НК РФ: в п. 4 ст. 108 НК
РФ предусмотрено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
Ни налоговое, ни административное законодательство не содержит положения, что привлечение физических лиц к ответственности за налоговые правонарушения освобождает их от административной ответственности. Однако, если налоговая и административная ответственность — это разные виды ответственности, то ничто не препятствует привлекать физических лиц к ответственности и в соответствии с налоговым, и в соответствии с административным законодательством.
Рассмотрим данную проблему на примере привлечения индивидуального предпринимателя одновременно к налоговой и административной ответственности за нарушение сроков представления налоговой декларации.
Статьей 15.5 КоАП РФ устанавливается, что нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Ответственность за нарушения налогового законодательства регулируется:
1) Налоговым кодексом – при наличии признаков налоговых правонарушений;
2) законодательством РФ об административных правонарушениях – при наличии признаков данных правонарушений;
3) уголовным законодательством РФ – при наличии признаков преступления.
Ответственность в соответствии с Налоговым кодексом. Организации несут следующую ответственность: за совершение налоговых правонарушений – штрафы; за несвоевременное перечисление налогов и сборов – пени. Штраф может быть уплачен добровольно, в противном случае – взыскан с налогоплательщика в принудительном порядке только по решению суда, вступившему в законную силу. В отличие от штрафов пени могут быть взысканы с налогоплательщика (налогового агента) принудительно в бесспорном порядке.
Налоговый кодекс предусматривает для налогоплательщиков, налоговых агентов и банков ответственность за различные нарушения. Определение штрафных санкций по видам нарушений налогового законодательства подытожено в табл. 7.1. (Ответственность банков за нарушение законодательства о налогах и сборах см. в табл. 9.1.)
В соответствии со ст. 108 НК привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от других видов ответственности.
Ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП). По нарушениям, указанным в Налоговом кодексе, налоговые органы вправе принять решение о штрафе, не прибегая к помощи других государственных структур. Иначе дело обстоит с административной ответственностью за налоговые нарушения после введения в действие с 1 июля 2002 г. КоАП. Так, налоговые органы не могут налагать административные санкции на руководителей организации за допущенные налоговые нарушения, они могут лишь составлять протоколы о выявленных ими нарушениях.[64]
В КоАП установлены основания для привлечения руководителей организации к административной ответственности. Это нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет, грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности и др.
Как видно, санкции за аналогичные нарушения есть и в Налоговом кодексе. Но в соответствии с налоговым законодательством ответственность несет организация, а в соответствии с КоАП – ее должностные лица. К ним относятся: руководитель, главный бухгалтер или лица, которые выполняют их обязанности.
Административные штрафы в различных размерах налагаются и на граждан, виновных в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности; отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением установленного порядка; непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларации искаженных данных. (Более подробно об административной ответственности в налоговой сфере см. раздел V настоящего пособия.)
Таблица 7.1.
Применение штрафных санкций в налоговой сфере.
Штраф за нарушение карантина по коронавирусу
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета
Штраф за работу без медкнижки
Ответственность работодателя за неотстранение от работы
Ответственность за работу в выходные дни
За нарушения в сфере налогообложения законом предусмотрены разнообразные виды наказаний по различным статьям Налогового, Административного и Уголовного Кодексов РФ. Как правило, это штраф в солидном размере. Ответственность за налоговые правонарушения несут все категории налогоплательщиков, при этом для каждой категории нарушителей назначены свои меры взыскания. Подробнее о том, чем грозит налогоплательщикам то или иное нарушение фискального законодательства, узнайте далее.
Для каждой категории налогоплательщиков предусмотрена разная степень жесткости санкций. Наиболее суровое наказание предполагается для компаний, поскольку у них больше всего налоговых обязательств и существенно выше обороты (а значит, и масштаб возможных деяний). Предприниматели зачастую несут аналогичную ответственность, однако масштаб их деятельности в основном ограничивает тяжесть проступков мелкой или средней степенью.